Аспекты психического воздействия геометрии формы пространства интерьера на жизнедеятельность человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Бурдина, Наталия Александровна

  • Бурдина, Наталия Александровна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 339
Бурдина, Наталия Александровна. Аспекты психического воздействия геометрии формы пространства интерьера на жизнедеятельность человека: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Екатеринбург. 2004. 339 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Бурдина, Наталия Александровна

Введение.

Глава 1. Анализ исследований в области воздействия формы на человека.

1.1 Круг и квадрат.

1.2 Точка и треугольник.

1.3 Теоретический анализ взаимосвязей выявленных контекстов значений фигур круга, квадрата, треугольника и точки.

Глава 2. Выявление тенденций и закономерностей влияния архитектурно-пространственных форм на жизнедеятельность человека. Экспериментальная часть.

2.1 Методика экспериментального исследования.

2.2 Методологическая база. Обоснование методики.

2.3 Проявление внутреннего мира человека под воздействием на него архитектурно-пространственных интерьерных форм.

2.4 Выявление взаимосвязи между геометрическими характеристиками архитектурно-пространственной интерьерной формы и жизнедеятельностью человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аспекты психического воздействия геометрии формы пространства интерьера на жизнедеятельность человека»

Актуальность исследования и степень научной разработанности проблемы

Архитектура, представляя собой всеобъемлющий феномен человеческого бытия, включена во все сферы жизни и может рассматриваться как система постоянного обмена информацией между человеком и созданной им искусственной средой.

Архитектурное окружение служит частью динамического целого, формирующего всю нашу жизнь. Оно влияет на человека в немалой степени и бессознательно, независимо от его желания. "Среда, организованная архитектурой, ненавязчиво, но постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека" [42, с. 7].

Исследователь экологической психологии М. Черноушек так пишет об актуальности проблемы исследования влияния архитектурно-пространственной среды на человека: "В то время как физическое, химическое и биологическое влияние окружающей среды на человека сравнительно хорошо изучено и зафиксировано, о психологическом влиянии среды на ее создателя — человека мы знаем значительно меньше. Тем не менее, психологическое влияние на человека созданной им среды является очень значительным. Мы часто его даже не сознаем. В перспективе это представляется ключевой проблемой всей экологии." [97, с. 35]. "В связи с этим" — говорит он — "необходимо более глубокое осмысление собственной реакции и интерпретации своего отношения к среде. Только в этом случае человек может сознательно и ответственно изменять эту обширную сеть взаимных отношений между ним и средой в свою пользу" [97, с. 35].

В настоящее время мы видим чаще негативное влияние архитектуры на эмоциональную жизнь человека. Стремление заказчиков архитектурных объектов к упрощению формы, к ее удешевлению как постройки, приводят к общему упадку архитектуры как духовной среды. "Сетования современного человека на эмоциональную бедность окружающей его искусственной среды говорят о том, что люди ждут от архитектуры большего, чем простой утилитарности" [70, с. 5].

Наличие в большой степени криминала, агрессии, насилия в наши дни говорит о том, что нужно изменять сложившуюся ситуацию. Изменения ситуации можно достигать с различных сторон — поэзия, музыка, искусство и т.д. Но в наших силах попытаться это сделать посредством гуманизации форм создаваемого архитектурного окружения человека. Находясь внутри него, его влиянию человек подвержен постоянно. На бессознательном уровне это влияние проникает достаточно глубоко. Еще в трудах Саймондса Дж. [76] звучали идеи о новой концепции архитектурного проектирования как проектирования эмоций и переживаний человека. Профессор Т. Н. Корепина пишет о том, что архитектурно-пространственная форма должна быть такова, чтобы обеспечивать психологический комфорт для любой деятельности, "смысл процесса должен передаваться организацией внешней формы — в этом заключается образность и информативность среды" [55, с. 62].

На взаимосвязь архитектуры и эмоционального мира человека неоднократно указывали в области исследования архитектурной семиотики А. А. Барабанов, Ю. С. Янковская, JL Ф. Чертов, М. В. Пучков, А. А. Сергеев и др. [77, 96, 103]; в области теории архитектуры - К.-Н. Леду, Дж. О. Саймондс, Р. Арнхейм, И. А. Страутманис, Г. Б. Забелыианский, Г. Б. Минервин, Г. А. Раппопорт, Г. Ю. Сомов, А. В. Иконников, Н. И. Смолина, А. В. Бунин, В. И. Иовлев, Т.Н. Корепина, М. Лимонад, А. Цыганов и др. [76,2, 40, 48, 59, 60, 61].

В области психологических и психофизиологических исследований эта тема звучала в работах Р. Л. Грегори, И. Рока, Дж. Гибсона, Л. А. Китаева-Смык, М. Черноушека, В. А. Филина и др. [36, 73, 74, 54, 97].

Но пока осталась в большей степени за кадром тема взаимодействия человека и архитектурной формы, как геометрического объема. Тем не менее, знания о воздействии архитектурной формы, в особенности же архитектурно-пространственной формы, как интерьерного пространства, где современный человек проводит большую часть своего времени, на его внутренний мир, его психическое состояние очень важны для созидания архитекторами духовной архитектуры, внедрения концепции о проектировании эмоций и переживаний человека.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что именно знакомая привычная архитектурная среда, 90% ее информации, как отмечал английский архитектор Питер Смит в своей работе "Динамика урбанизма", осознается нами не полностью, уходя в подсознание. "Пространство квартиры, как только в нее вселяется семья, начинает влиять на ее членов. Ее мебель и интерьер оказывают на них психологическое воздействие в то время, когда они особенно восприимчивы к этому. После трудового дня, обязательного общения с сослуживцами, уличной толчеи, вернувшись домой, мы расслабляемся, "отключая" психологическую защиту " - так пишет известный исследователь психологии стресса Л. А. Китаев-Смык. [53, с. 99]. Здесь он говорит о важности создания комфортности средствами архитектуры. Исследователи в области взаимодействия архитектуры и эмоционального мира человека А. Г. Раппопорт и Г. Ю. Сомов замечают: "Конечно, комфортность -существенная характеристика информационно-эмоционального воздействия архитектуры на человека. Однако формирование социальной информации в архитектуре не сводится к критерию комфортности. Прежде всего, архитектурная среда — эта некоторая совокупность условий для деятельности людей." [72, с. 208]. Исследователь М. Черноушек замечает: "Окружающая среда включает кроме измеримых физических и химических величин еще и психологическую характеристику, которая выражается в том, какие отклики, чувства вызывает в нас окружающая среда, ускоряет или подавляет наши действия" [97, с. 44]. В нашем исследовании речь также пойдет о комфортности для человека, но не в общем ее смысле, а о комфортности, как комфортности для определенных видов человеческой деятельности.

Актуальность темы исследования состоит в необходимости более глубокого осмысления реакции и интерпретации отношения человека к геометрии интерьерных форм, в которых проходит основная жизнедеятельность человека; необходимость в сознательном и ответственном подходе в работе архитектора с формой, для того чтобы обеспечивать психологический комфорт для любой деятельности человека, потребляющего архитектуру. Цель исследования.

Целью настоящего исследования является выявление закономерностей и особенностей влияния геометрии архитектурно-пространственных интерьерных форм на возникновение желаний и побуждений к различным видам деятельности.

Задачи исследования.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:

- изучить исследования воздействия формы на человека с позиций психологических и психофизиологических подходов, семиотических исследований, исследований в области символики форм, этнографии, культурологии, с позиций теории архитектуры;

- провести исторический анализ использования архитектурных форм под объекты различной функциональной направленности в архитектуре и этнографии;

- из анализа теоретических исследований выявить психические реакции человека на архитектурно-пространственные формы; изучить методики психологического исследования, имеющие возможность применения в изучении воздействия архитектуры на человека;

- разработать методику эмпирического психологического исследования для изучения реакции человека на различные интерьерные формы;

- по созданной методике провести эмпирическое исследование;

- на основе анализа результатов эмпирического исследования выявить закономерности и особенности влияния архитектурно-пространственных форм на человека;

- на основе анализа результатов эмпирического исследования выявить взаимосвязь между геометрическими характеристиками архитектурно-пространственной формы и внутренним психическим состоянием человека.

Объект исследования.

Архитектура, как система архитектурно-пространственных форм, оказывающих на человека психическое воздействие.

Предмет исследования.

Принципы, закономерности и особенности проявления влияния геометрии архитектурно-пространственных форм на психику человека.

Методика исследования.

Специфика темы диссертационной работы определила многообразие используемых методик.

Основной упор был сделан на анализ результатов эмпирического исследования, проведенного на основе методики экспериментального исследования, основанной на индивидуальной проективной технике1 методом вопросов-меню, разработанной специально под цели нашего исследования. Методика проведения эксперимента содержала в себе метод опроса в сочетании с методом интроспекции2. Использование подобной методики изначально

1 Проективная техника (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Проективная техника характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми.

2 Интроспекция (от лат. introspecto - смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. предполагало качественно-количественный анализ3 результатов исследования. Результаты были обработаны методом контент-анализа .

Разработка методики эмпирического исследования включала в себя три основных этапа. Был использован метод глубинного интервью5 для установки базы предполагаемого исследования. В процессе качественного исследования6 были выяснены следующие вопросы: а) воспринимают ли люди интерьерное пространство как важный фактор, оказывающий значимое влияние на психический настрой человека; б) преобладание каких психических настроев вызывают предложенные формы; в) одновременно с этим вопросом выяснялись наиболее эффективные с точки зрения воздействия, дополнительные к заданным ранее, архитектурно-пространственные формы. Велась корректировка художественной подачи изображений архитектурных форм, расширение и корректировка списка форм и списка задаваемых вопросов, вследствие которых были сформированы списки, которые были обкатаны в ходе пилотажных исследований. Кроме того, по результатам глубинного исследования был проведен анализ для установления наиболее предпочтительной формы, метода, механизма проведения исследования и т.д.

3 Качественно-количественный анализ - анализ информации о предмете исследования на основании как статистических измерений, так и опираясь на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных. Применяется при необходимости обработки данных не полностью поддающихся строгому количественному исчислению и не попадающих под четкие статистические и математические модели.

4 Контент-анализ - метод изучения источников, несущих информацию о каком-либо предмете исследования на уровне тенденций и закономерностей. Контент-анализ складывается из двух основных этапов. Первый этап, классификационный, позволяет выделить признаки, данные по которым содержатся в полученной информации. Второй этап, частотный, предполагает математический анализ информации (в данном исследовании методом логического сложения(метод качественного контент-анализа)), полученной на основе введенной классификации.

5 Глубинное интервью - неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты.

6 Качественные исследования - получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. Качественные исследования, в отличие от количественных, фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы и т.п.

При обкатке методики7 был применен качественно-количественный метод обработки результатов. После была произведена корректировка разработанной методики (всего было проведено три серии обкатки с корректировкой после каждой из них).

В ходе предварительных теоретических исследований была проведена аналитическая работа по выявлению исторического опыта человечества по использованию определенной геометрической архитектурной формы для помещений той или иной функциональной направленности. Проведен анализ научных исследований в области теории архитектуры, архитектурной семиотики, истории архитектуры, этнографии, культурологии, психологии, психофизиологии, символики, затрагивающих тему взаимодействия человека и основополагающих геометрических форм: квадрата, круга и треугольника.

Границы исследования определяются исходными границами эмпирического исследования. Границы исследования геометрии архитектурной формы -пространства интерьеров в масштабе одного человека или небольшой группы людей. Границы исследования с точки зрения воздействия на различные категории потребителей архитектуры - люди от 18 до 55 лет, не имеющие архитектурного или же дизайнерского образования, с высшим или не полным высшим образованием, проживающие в г. Екатеринбурге.

Научная новизна исследования.

1. Впервые выявлены основные принципы, закономерности и особенности воздействия геометрии пространства интерьера на направленность деятельности желаемой человеком в нем.

2. Впервые проводится эмпирическое исследование влияния геометрии архитектурно-пространственных интерьерных форм на направленность деятельности человека вызываемую формой геометрии пространства.

7 Обкатка методики - практическая проверка разработанной методики с целью выяснения работоспособности, и последующая ее коррекция.

3. Впервые проводится систематизация исследований исторического опыта человечества с позиций теории и истории архитектуры, архитектурной семиотики, этнографии, культурологии, психологии, психофизиологии, символики по использованию форм, связанных с геометрией фигур квадрата, круга и треугольника, под различные виды человеческой деятельности.

Практическая значимость исследования.

1. Разработана методика психологического исследования, принципы которой могут быть использованы для проведения других исследований, посвященных проблеме психического воздействия архитектуры на человека.

2. Результаты исследования могут быть использованы при архитектурном проектировании как инструмент, помогающий архитектору в создании архитектурного объекта в соответствии с предполагаемыми в нем эмоциями и переживаниями человека.

3. Практическое значение исследования определяется тем, что его результаты содействуют разработке психологического подхода к процессу архитектурного проектирования.

4. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что она вносит определенный вклад в формирование и разработку темы взаимодействия архитектуры и человека в контексте рассмотрения этой проблемы с точки зрения психосемантики, психологии восприятия, теории архитектуры, семиотики пространства.

Апробация материалов диссертации

Основные положения и выводы исследования изложены в докладах и сообщениях:

- на научной конференции - "Современные проблемы архитектуры и дизайна" в г. Екатеринбурге октябрь 2002г.;

- на научной конференции - "Современные проблемы архитектуры и дизайна" в г. Екатеринбурге май 2003г.;

- на международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов "Психология XXI века" в г. Санкт-Петербурге 22-24 апреля 2004г. (доклад был отмечен на пленарном заседании как лучший доклад по секции "Общая психология");

- на международной конференции "Архитектура и Культура" в г. Владивостоке 17-21 мая 2004г.;

- на научной конференции - "Современные проблемы архитектуры и дизайна" в г. Екатеринбурге 13-14 мая 2004г. (выступление было отмечено дипломом как лучший доклад конференции);

- на международной научной конференции - "The depictive space of perception" в г. Больцано (Италия) 7-9 июня 2004г.;

- на международной научно-практической конференции посвященной проблемам архитектурного образования - "Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы" в г. Волгоград с 19.09.2004 по 25.09.2004.

Результаты исследования изложены в публикациях в сборниках научных работ:

- Бур дина Н.А. Влияние пространственных форм на психику человека // Сб. "Психология XXI века: Материалы международной межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов 22-24 апреля 2004 года", Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004.-С. 339-340.

- Бур дина Н.А. Влияние характеристик архитектурного пространства на бессознательный выбор человеком его функциональной направленности // Сборник по материалам международной конференции "Архитектура и культура" (Владивосток, 17-21 мая 2004 г.) — Владивосток: ДГТУ г. Владивосток, 2004. - С. 106-110.

- Бурдина Н.А. Архитектурная форма и человек: роль бессознательного в процессах восприятия // http://archvuz.ru/magazine/Numbers/200401 /templatearticle?ar=Articles/KO 1 -20/k08 Архитектон. Известия ВУЗов. - № 6,2004.

- Бурдина Н.А. Архитектурно-пространственная форма и человек: Выбор и предпочтения человеком форм и их геометрических характеристик для интерьеров различного функционального назначения // http://archvuz.ru/magazine/Numbers/200402/templatearticle?ar=Articles/K01-20/k05 Архитектон. Известия ВУЗов. - № 7, 2004.

- Бурдина Н.А. Предмет "Психология и архитектура": раздел о психическом воздействии геометрии пространства // Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: Материалы Международной научной конференции, 19-25 сентября 2004г., Волгоград — Волгоград: ВолгГАСУ г. Волгоград, 2004. - С. 30 - 35.

Кроме того, апробация основных материалов, основных идей диссертации легла в основу процесса учебного архитектурного проектирования на базе Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УралГАХА) в рамках конкурсного проектирования при участии студентов У рал Г АХ А в следующих конкурсах:

- Мемфис-Риверфронт. Международный конкурс по реконструкции прибрежной части города Мемфиса, США, 2003г.;

- Международный конкурс «Галерея Современного Искусства в г.Барселоне» (Вашингтон, США) 2003г.;

- Конкурс Экодом (Англия) 2003, (одной из лучших работ этого конкурса, занявшая 4-е место, была работа студентов 2-го курса УралГАХА - К. Карапетяна и О. Сайгиной);

- Международный архитектурный смотр-конкурс "Коттедж Катепал" (Россия) 2003.

Помимо этого, основные идеи диссертационной работы легли в основу выполнения и разработки автором данной диссертации конкурсного проекта концепции культурно-туристического комплекса "Европа-Азия" (Россия, 2004), отмеченного 3-ей премией по результатам открытого конкурса.

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Ход работы построен следующим образом - первая глава рассматривается как теоретическая часть, вторая — практическая.

В первой главе проводится анализ теоретических исследований в области психологии, психофизиологии, семиотики, теории архитектуры по проблеме воздействия формы на психическую реакцию человека. Кроме того, в первой главе представлен анализ исторического опыта человечества по использованию архитектурного пространства под объекты различной функциональной направленности. В завершении первой главы приводятся выводы, формирующие некоторые предположения относительно влияния характеристик архитектурного пространства на психическое состояние человека.

Далее для более полного раскрытия и углубления полученных знаний о влиянии архитектурной формы на человека мы проводим эмпирическое психологическое исследование, чему посвящена вторая глава диссертации. Здесь описывается методика проведения исследования, представляются непосредственно результаты исследования в виде таблиц и диаграмм, наглядно демонстрирующих то, какие архитектурно-пространственные формы какое воздействие оказывают на человека, а также приводятся результаты анализа полученных данных, которые отражают собой принципы, закономерности и особенности взаимосвязи между геометрическими характеристиками архитектурно-пространственной формы и внутренним психическим состоянием человека.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Бурдина, Наталия Александровна

Основные выводы и результаты проведенных исследований заключаются в следующем.

L Углубленное исследование формы на натурном эксперименте позволило уточнить предпочтения выбора людьми трактовок, из представленного их множества в I главе, геометрического тела интерьерных пространств, выявить те из них, которые воспринимаются людьми в первую очередь. В результате сопоставления результатов проведенных автором теоретического и практического исследований были выявлены следующие взаимосвязи интерпретаций базовых форм 30:

1. Точка-центр, также как и центричные формы - вызывает концентрацию энергии - внутреннюю сосредоточенность, что отражается в желании таких действий как общение с близким другом, с любимым человеком (включая сексуальное общение), разговор с самим собой, самоанализ, медитирование, творчество, обращение к Богу и т.д. Эти параметры соотносятся с символикой точки-центра, выявленной в теоретической части.

2. Понятия-значения символики фигуры круга и производных от нее форм соотносятся со сходными по смысловой нагрузке действиям. В первую очередь люди отмечают качества, связанные с такими значениями-понятиями как: а) радость, счастье, тепло, отдых, расслабление, б) движение, в) Бог, творчество (связано с ощущением силы), любовь, г) замкнутость, одиночество, уединенность. а. Наличие в геометрии интерьерного пространства большого количества округлых линий способствует уюту, ощущению желания отдыха, релаксации. Исходя из результатов

50 Данный раздел заключения отражен в публикации Н.А. Бурдиной "Предмет "Психология и архитектура": раздел о психическом воздействии геометрии пространства" [26]. проведенного эксперимента, мы можем сделать вывод о настоятельной рекомендации использования округлых граней более, либо равным 30% в интимных зонах31 деятельности человека и более или равным 20% в зонах общественного характера. b. Наличие округлого или же стрельчатого завершения способствует ощущению гармонии мира, высших духовных переживаний. c. Круг в плане интерьерного пространства оказывает содействие желанию танцевальных движений.

3. Понятия-значения символики фигуры квадрата соотносятся со сходными по смысловой нагрузке действиями. Символика разделения, раздвоения формы, жесткости была отражена в ответных реакциях на форму куба в виде напряженности, вызываемой этим пространством, желанием конфликта, агрессией. Символика монотонности, и упорядоченности - в желаниях действий сферы выполнения повседневной работы, связанной с упорядочиванием, наведением порядка.

4. Треугольник, в качестве разреза интерьерной формы, проявил себя неоднозначно. Если рассматривать стрельчатую форму как производную от треугольника, то все положительное, что было сказано о фигуре треугольника в 1-ой главе — творчество, сексуальное общение, высшие духовные состояния, ощущение гармонии мира и т.д. проявляется здесь, вследствие наличия округлости граней. Если же рассматривать фигуру самого треугольника, то он, конечно же, способствует сосредоточенности, концентрации энергии, но это выражается положительно лишь в деловой деятельности, или же, если фигура имеет в наличии дополнительную округлость (в плане) — в

31 Интимные зоны - здесь имеется в виду - внутренне значимые для человека сферы жизнедеятельности (общение с любимым человеком, общение с маленьким ребенком, творчество и т.д.). сосредоточенности внутренней, медитации (форма конуса). В другом контексте, без округлых граней, форма читается как агрессивная, форма, где хочется выплеснуть агрессию (соотносится с рассмотрением влияния фигуры треугольника с точки зрения исследований 3. Фрейда).

Подобное использование свойств, геометрии формы для достижения нужной функциональной направленности пространства, создания в нем определенного эмоционального состояния находят свое применение в практике современных широко признанных архитекторов, таких как Н. Фостер, Р.Мейер, С. Бан, Ж. Де Гастин, Ф. Гумушдьян и др.

Практическая апробация основных идей диссертации легла в основу процесса учебного архитектурного проектирования на базе Уральской государственной архитектурно-художественной академии в рамках конкурсного проектирования при участии студентов УралГАХА в различных международных конкурсах.

Одними из наиболее ярких примеров могут служить работы студентов Марии Ляминой (4 курс) и Семена Лямина (2 курс): проект реконструкции прибрежной части города Мемфиса, США; Надежды Митяшиной (1 курс) и Александра Кыштымова (2 курс): проект Галереи Современного Искусства в г.Барселоне (Вашингтон, США) и т.д. (Прил. 7, табл.12).

Для более удобного применения полученных знаний о свойствах геометрии форм интерьеров автором разработана специальная классификация помещений, направленная на учет параметра помощи в создании нужных ощущений, ориентацию на способствование и помощь в создании настроя на определенные действия или занятия в данных помещениях. Данная классификация составлена на основе действующих СНиПов Российской Федерации (см. табл. 11). Каждому из подобных типов помещений соответствует наиболее благоприятный набор геометрических характеристик формы пространства (табл. 12).

Классификация типов помещений в зависимости от предполагаемого в нем направления деятельности

Инд. дом Общественные здания типа помещения Назначение пространства для образования, воспитаниям подготовки кадров для научио-исследовахе-льских учреждений, проектных и общестаев-ных организаций и управления ДЛЯ здравоохранения и отдыха физкулмурно-оэдоровигельн ыен спортивные Для культурно-просветительных и зрелищных Учреждений для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания Оля транспорт*, предназначенные для непосредственного обслуживания населения для коммунального хозяйства цхм прошасикпснных, склыопхш грантпртных ипшйа вооружений) иногофункц. за и комплексы, включающие помещения наличного назначения и прочие здания

1 Движения тела Игровая "руппоеая Игровые комнаты Гимнастические залы Танцевальные залы Игровые

Гимнастический зал Игровая Залы хореографии

Танцевальный зал Танцевальный класс Шейпинг-залы

Пом. Водных атракционое аквапарков

2 Расслабление, релаксация, отдых, уют, Ванная Массажная Комната для ночного отдыха эодсгветикое Зольных Массажные Фойе, аош рекреацт Комната наложения масок, водорослей и т.д. Зал ожидания Бани комфортность Спальная Спальни Комната отдыха для добровольных помощников Комната отдыха Читальные залы Сауны Комн. Депутатов и кот. для ж-турисгов Массажные

Сауна Кабинет лсшологачесаоб )акрут Послеоперационные палаты помещение отдыха кассиров спальные комнаты юмера

Массажная Бассейн Сауна

Бассейн Кабинет Гинеколога

Вестибюль-ожидальная

Парильня [сауна)

Помещение для отдыха в рабочее время, психолопнес-кой разгрузки

Комната для отдыха персонала Помещение для группового отдыха больных Комн.отдыха а психопо-гичаской разгрузки

Зимний сад

Комната для психологической и психоэмоциональной ' разгрузки персонала

Комната персонала

3 Сосредо- Родовые внутренних сил спец Реанимационные

Сосредоточение внимания, умственной работы Комната для приготовления уроков Комната для приготоелени я уроков Конструкторские бюро Лаборатории для Бактериологачес ких исследований операционные кассы с эакасоовьм простр-твом Кассовые павильоны

Бильярдная Мастерская ремонта апла-ратурыибы-гоеой техники Кабинеты администрации Медицинская Библиотека касса пересчета денежных билетов; Кабины билетных и багажных касс

Директорские Кабинет стоматолога касса пересчета металлической монеты; Пом.приемаи выдачи багажа и ручной клади

Залы архивов Операционные

Кабинет

5 сосредоточенная внутренняя Медита-ционная Моли шинная работа Кабинет врача психотерапевта

5 Уединенность Беседка

7 Тюрчвсгео Класс рисования- иэостудия Архитектурные мастерские Залы для стрижки

Комната художника Художест. мастерские Маникюрные залы

Учебно-проиэ- водет мастере кие^швейкая.с толярная.гонч арная, ручных ремесел, ткацкая)

Залы для музыкальных занятий

Кружковые помещения -кружок лепки в 9 to 11 12 Общение с друзьями Гостиная Гостиная Кафе Кафе

Общение с близкий другом Кабинет врача психотерапевта

Кабинет специалиста- психолога

Общений с любимым человеком Сексуальные отношения с любимым человеком БУДУ=Р Отдельные комнаты кафе

Будуар

Обращение и Богу Молельная Молельная церковные помещения

13 Общение с маленьким ребенком Детская Помещения для кормления детей до 1 года Детское кафе Комната для пассажиров с детьми

13а 14 Палаты для недоношенных, грудных, новорожденных и травмированных детей Комнаты матери и ребенка

Общение, направленное во вне Комн. для совещаний и переговоров

1S Зал собраний

Яркие го-гкиоггель- ныо духо&нь» переживания Зал бракосочетания Зал для венчания

Крещальня

Заключение

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Бурдина, Наталия Александровна, 2004 год

1.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М.: Искусство. 1990.- 400 е., ил.

2. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М: Стройиздат, 1984. 192с.

3. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М: Изд-во МГУ, 1970. -128 с.

4. Архитерктура. Краткий справочник. / Гл. ред. Адамчик MB. Минск: Харвест. 2004.- 623 е., ил.

5. Байкова JI. Храмы любви // Африка и Азия № 5 - 1996.

6. Барабанов А. А. Семиотические основы художественного языка архитектуры./ Человек и город: пространства, формы, смысл: Сб. науч. тр. Международ. Ассоциации семиотики пространства / Под ред. Барабанова А.А. Екатеринбург, 1998.

7. Баранов И.А. Таврика в эпоху средневековья (салтово-маяцкая культура). Киев: Наукова думка. 1990. 168 с.

8. Бассейны и сауны, № 2 (14), 2002.

9. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон-Пресс, 1998.-512 е., ил.

10. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1993.

11. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря / сост. и поел. П.В.Алексеева; Подг. текста и прим. РХМедведевой М.:Республика, 1995. - 383 с.

12. Биология: Человек и его здоровье. Учебник. / ред. А.МДезмер, О.Л.Петришена М.: Просвещение, 1992. - 240с.: ил.

13. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Том 3. / гл. ред. С.И. Вавилонов. М.:" Большая советская энциклопедия ". 1950.

14. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Том 41. / гл. ред. Б. А. Введенский. М.: Большая советская энциклопедия. 1956.

15. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Том 47. / гл. ред. Б. А. Введенский. М.: Большая советская энциклопедия. 1957.

16. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Том 49. / гл. ред. Б. А. Введенский. М: Большая советская энциклопедия. 1957.

17. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Том 1. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1970.

18. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Том 2. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1970.

19. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Том 28. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1978.

20. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. Пер. с англ. М: Прогресс, 1990.-368 е.: ил.

21. Бунин А.А. История градостроительного искусства. М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1953.

22. Бурдина Н.А. Архитектурная форма и человек: роль бессознательного в процессах восприятия //http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2004 01/template article?ar=Articles/K01-20/k08 Архитектон. Известия ВУЗов. № 6, 2004.

23. Бурдина Н.А. Влияние характеристик архитектурного пространства на бессознательный выбор человеком его функциональной направленности //

24. Сборник по материалам международной конференции "Архитектура и культура" (Владивосток, 17-21 мая 2004 г.) — Владивосток: ДГТУ г. Владивосток, 2004. С. 106-110.

25. Воскобойников А.Э. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук «Бессознательное и сознательное в духовном мире человека» М., 1997.

26. Воскобойников А.Э. Человеческая агрессивность: ее природа и пути преодоления // Социальная работа по профилактике и преодолению насилия, агрессии в молодежной среде. М., 1996.

27. Всеобщая история архитектуры: В 12 томах. Том 12. Книга 1. М.: Стройиздат, 1975. 755 е.: ил.

28. Всеобщая история архитектуры: В 12 томах. Том 2. Книга 1. М.: Изд-во Акад. Архит. СССР, 1949. 538 е.: ил.

29. Всеобщая история архитектуры: В 12 томах. Том 2. Книга 2. М.: Изд-во Акад. Архит. СССР, 1948. 436 е.: ил.

30. Всеобщая история архитектуры: В 12 томах. Том 4. M.-JL: Стройиздат, 1966. 693 е.: ил.

31. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.-464 с.

32. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Уро РАН. 1995. — 606 с.

33. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 463 е.: ил.

34. Грегори P.JI. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. -271с.

35. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры. М.: Молодая гвардия,1985.

36. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 208 с.

37. Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М.: Фаир-Пресс, 2002. -400 с.

38. Забелыпанский Г.Б., Минервин Г.Б., Раппопорт Г.А., Сомов Г.Ю. Архитектура и эмоциональный мир человека. М.: Стройиздат, 1985. 207 е.: ил.

39. Иконников А.В. Архитектура и история. М., 1993.

40. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат,1986.-286 е., ил.

41. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. -175 е., ил.

42. Иконников А.В. Эстетические проблемы архитектуры. 1970.

43. Иконников А.В. Архитектура XX века: Утопии и реальность: В 2 т. Том 1. Москва: Прогресс-Традиция, 2001. -656с., 1055 ил.

44. Иконников А.В. Архитектура XX века: Утопии и реальность: В 2 т. Том 2. Москва: Прогресс-Традиция, 2002. 672 е., 1225 ил.

45. Интерьер в России. Санкт-Петербург: Аврора, 2000. 443 ил.

46. Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма: учеб. Пособие. Екатеринбург, екатеринбург: Архитектон, 1996. — 304 с.

47. Искусство и история Ассизи. Firenze — Italia: Centro Stampa editoriale Bonechi. 1996.-127c.

48. Камерон Ч. Термы римлян. M.: Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1939.-111 с.

49. Канали Ф., Падуя: История и Шедевры, Флоренция. Firenze: Bonechi -111с.

50. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: Refl-book, 1994. 603 с.

51. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М: Наука, 1983. 368 с.

52. Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология // Природа. 1989. №7.-с. 98-105.

53. Корепина Т.Н. Эргономика архитектурной среды: Учебное пособие. Екатеринбург: Архитектон, 2002. -105 с.

54. Корнеев В. Неизвестная нам религия. // Африка и Азия. № 5. 1996.

55. Ли Р., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 с.

56. Ливингстон Д. Путешествия и исследования в Южной Африке с 1840 по 1856 г. М: Гос. Изд-во геогр. лит., 1956. 391 с.

57. Лимонад М., Цыганов А. Биоэнергоинформационный обмен в архитектуре.

58. Лимонад М., Цыганов А. Живые поля архитектуры. Обнинск: Титул, 1997. -208 е.: ил.

59. Лонгвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-224 с.

60. Лупандин В.И. Математические методы в психологии. Екатеринбург: УрГИ, 1996. -107 с.

61. Лучшие интерьеры, февраль, 2003 (№ 14).

62. Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1973.-319 с.

63. Мифы народов мира T.l. М.: Сов. Энциклопедия, 1997. 671 с.

64. Мифы народов мира. Т.2. М.: Сов. Энциклопедия, 1997. 719 с.

65. Михайленко В.Е. и др. Природа, геометрия, архитектура. Киев: Будив ель ник, 1988. 175 е.: ил.

66. Олпорт Г. Становление личности. (Избранные труды) — М.: Смысл, 2002. -462 с.

67. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. М.: Олма-пресс. 2001.-359 е., ил.

68. Пастухов А.В. Концепция символического каркаса городской среды, дис. канд. арх. М., 1989.

69. Прусс И. Ручки, ножки, огуречик. // Знание-Сила. 2002, № 12.

70. Раппопорт А.Г., Сомов Г.Ю. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии/ ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. М.: Стройиздат, 1990. 346 е., ил.

71. Рок И. Введение в зрительное восприятие, кн. 1. В 2 книгах. М.: Педагогика, 1980. 312 е., ил.

72. Рок И. Введение в зрительное восприятие, кн. 2. В 2 книгах. М.: Педагогика, 1980.-280 е., ил.

73. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 608 с.

74. Саймондс Д. Ланшафт и архитектура. М.: Стройиздат, 1965. 194 е., ил.

75. Семиотика пространства: Сб. науч. Тр. Международ. Ассоциации семиотики просранства / Под ред. Барабанова А.А. Екатеринбург, 1999.

76. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь. 2001.-350 с.

77. Славко Т.И. Математические методы в исторических исследованиях. Екатеринбург, 1995. -178 с.

78. Славянская мифология. / Институт славяноведения и балканистики/ Под ред. Петрухина В.Я., Агапкиной Т. А., Виноградовой Л.Н. Толстой С.М., М., 2002.

79. Смит Н. Современные системы психологии. Санкт-Петербург: Прай-Еврознак. 384 с.

80. Смолина Н. "Говорящая" архитектура Клода Николя Леду // Архитектура и строительство Москвы. 1987. № 7. с. 23-25.

81. Соловьев Н.К. Очерки по истории интерьера. Древний Мир. Средние века. М.: Сварог и К. 2001. 336 с.

82. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. М.: Стройиздат, 1993. 294 е., ил.

83. Страутманис И.В. Информацивно-эмоциональный потенциал архитектуры. М: Стройиздат, 1978.86. Татлин, № 4 (22), 2004.

84. Ткачиков И.Н. Архитектурная психология. Киев: "Знание", 1980.

85. Филин В.А. Видеоэкология. М.: МЦ "Видеоэкология", 2001.-312 е., 158 ил.

86. Филин В.А. Не люблю прямых углов // Вести Союза архитекторов России -N2-3 (4)-Август 1999.

87. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 1997. 512 с.

88. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

89. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М.: Гуманитарий, 1996. — 476 с.93. Фрейд 3. Теория личности.

90. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Изд. Политической литературы. 1984.

91. Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1987. 256 е.: ил.

92. Человек и город: пространства, формы, смысл: Материалы Междунар. Конгр. Междунар. Ассоциации семиотики пространства.: В 2 т. Т. 1. Спб., 1995.

93. Черноушек М Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. 174 с.

94. Шедевры архитектуры / Сост. Плешаков С. А. М.: Вече, 2002. - 208 е.: ил.

95. Шмелев А.Г., Бабина B.C. Тест юмористических фраз // Методическое пособие Гуманитарного Университета (института), Екатеринбург: Изд. Гуманитарного Университета (института), 2000. -10 с.

96. ЮО.Шуклин В.В. Мифы русского народа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. 336 с.

97. Юнг К. Г., фон Франц М., Хендерсон Дж., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. ред. Сиренко С.Н. М.: Серебряные нити, 1997. 304 с.

98. Ю2.Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

99. ЮЗ.Янковская Ю.С. Семиотика в архитектуре — диалог во взаимодействии. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003. — 125 е.: 73 ил.

100. Architectural Record № 8,2001.

101. Architectural Record № 9,2001.

102. Dellinger S. Psychogeometrics: How to use geometric psychology to influence people. New Jersey: Prentice-Hall. 1989.107.Domus, May, 2000.

103. GA Global Architecture Houses, 20, 1988. c. 240

104. K.- N. Ledux. L'architecture. New York: Princeton architectural press. 1983. — 300 p.

105. Уральская государственная архитев|{турно-художественная академия

106. Аспекты психического воздействия геометрии формы пространства интерьера на жизнедеятельность человека1. Том II

107. Специальность 18.00.01 теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия1. На правах рукописи

108. Бурдина Наталия Александровна

109. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры

110. Научный руководитель — кандидат архитектуры, профессор Барабанов А.А.1. Екатеринбург 20041. ОГЛАВЛЕНИЕ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.