Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Самарская, Екатерина Геннадьевна

  • Самарская, Екатерина Геннадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 137
Самарская, Екатерина Геннадьевна. Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Краснодар. 2008. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Самарская, Екатерина Геннадьевна

Введение.

Глава 1. Сфера художественной коммуникации: энергетика личности через призму содержательно-концептуальной информации текста.

1.1. Художественный дискурс: основные параметры, характеристики и особенности коммуникативной цепочки.

1.2. Автобиографическое событие: сущность, параметры, функции.

1.3. Автобиографическое представление (мой образ самого себя) как особый тип художественного текста.

1.4. Смысловые и формальные константы художественного текста.

Выводы.

Глава 2. Составляющие автобиографического события: особенности вербализации.

2.1. Характеристика автобиографического события.

2.1.1. Временные рамки автобиографического события: давно

- недавно.

2.1.2. Форма события: случайное - закономерное.

2.1.3. Социальный статус события: личностное — общественнозначимое.

2.1.4. Эмоциональная насыщенность события: высокая — низкая.

2.1.5. Оценка события: положительная — отрицательная.

2.1.6. Ценность события: важное (переломное) -незначительное.

2.2. Характеристика главного участника автобиографического события.

2.2.1. Образ главного участника автобиографического события.

2.2.2. Ценностные ориентации главного участника автобиографического события.

2.2.3. Позиция главного участника автобиографического события: активная - пассивная.

2.2.4. Сила выраженности «Я» главного героя автобиографического события.

2.3. Характеристика «Другого» как участника автобиографического события.

2.3.1. Образ «Другого» как участника автобиографического события.

2.3.2. Ценностные ориентации «Другого» как участника автобиографического события.

2.3.3. Позиция «Другого» как участника автобиографического события.

2.3.4. Сила выраженности «Другого» в рамках автобиографического представления.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте»

Личность как социальный феномен, как продукт исторического развития общества, как носитель социальных свойств человека является концептуальным центром любого художественного текста. Художественное произведение - это не только представление определённых художественных образов, но и незримая демонстрация личности его создателя. Иными словами, в текстовом пространстве художественного дискурса слиты воедино личности автора и персонажа. Их единение и рождает художественное произведение, выражающее, закрепляющее и передающее другим людям художественные идеи и образы. Незримое присутствие автора обусловлено необходимостью передать читательской аудитории своё личностное представление об особенностях внешнего мира, создавая целостные образы различных «внутренних миров» на основе собственной жизни и личного жизненного опыта. Создание автором жизненного пути описываемой личности осуществляется на основе системы происшедших в её жизни событий. Именно событие, являющееся значимым для личности, демонстрирует сложную систему всего её жизненного пути. Автор представляет данное событие как автобиографическое для данной личности посредством создания Я - концепции, когда повествование осуществляется от первого лица и служит презентации личностью самой себя. Иными словами, в любом художественном произведении всегда присутствует автобиографическое представление созданной писателем личности либо в форме монолога, либо посредством автобиографического жанра самого произведения. Постичь художественное произведение, понять его смысл и созданные в нём образы личностей, получая при этом наслаждение, — это значит стать конгениальным автору, стать его сотворцом, вступить с ним в общение, в диалог «на равных».

В попытке найти возможные механизмы, определяющие синтез личностей автора, его персонажа и потенциального читателя, обусловленные функционально-семантической общностью всех средств исследуемого уровня в процессе их взаимодействия друг с другом и выведенные в форме автобиографического представления, мы видим актуальность настоящей диссертационной работы.

Объектом настоящего исследования является автобиографическое представление как текст и как составляющая художественного дискурса.

Предметом исследования выступают особенности вербализации базовых параметров автобиографического представления.

Материалом для исследования послужили художественные произведения различных авторов: Сомерсета Моэма, Фрэнсиса Скотта Фипджеральда, Уилки Коллинза, Фредерика Бегбедера, Джона Фаулза, Эрнеста Хемингуэя, Ален-Фурнье, Эриха Марии Ремарка, Хелен Филдинг, Уильяма Голдинга.

Примечательно, что каждый автор, а следовательно, и каждое произведение имеют свою конкретную аудиторию. В работе сознательно не анализировалось одно произведение или же произведения одного автора, что могло бы привести к недостаточной достоверности относительно общего построения модели события как единицы анализа жизненного пути той или иной личности.

Цель работы - выявить и описать лингвистические основания, которые позволяют репрезентировать автобиографическое представление как особый тип текста и автобиографическое событие как речевую характеристику как самой личности, так и её жизненного пути в сфере художественной коммуникации.

Реализация обозначенной цели потребовала решения следующих задач:

1. Определить содержание понятий «художественная коммуникация», «художественный текст», «художественный дискурс».

2. Выявить и описать основные параметры автобиографического представления как особого типа текста, репрезентирующего фактуальную информацию из прошлого определённой личности.

3. Осуществить моделирование автобиографического события как базовой единицы автобиографического представления и выделить его конституирующие компоненты, позволяющие вычленить его в качестве знакового параметра жизненного пути той или иной личности.

4. Представить основных участников автобиографического события и описать параметры, характеризующие их.

5. Показать роль автобиографического представления в контексте того или иного художественного произведения как определённого параметра, создающего устойчивую инвариантную программу переживаний и смыслообретений реципиента в отношении того или иного персонажа текста.

Методологической основой диссертационного исследования является положение о диалектической взаимосвязи языка и действительности, языка и мышления. Работа опирается на принципы, ориентированные на адекватное отражение действительности в языке.

Для решения поставленных в диссертационной работе задач применялись следующие методы исследования, обусловленные спецификой объекта языкового материала, а также целью и задачами представленного анализа. В плане общенаучного подхода использовались описательно-синхронный и интерпретационный методы. При непосредственном изучении вербальных феноменов текстового материала применялись методы эмпирического и теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, метод наблюдения, а также компонентный, сопоставительный и контекстуальный методы изучения.

Теоретической базой данного исследования послужили идеи и концепции отечественных и зарубежных лингвистов в области семиотики, лингвосемиотики, лингвистики текста, психолингвистики, теории дискурса, прагмалингвистики, стилистики, лингвокультурологии (Н.Д.Арутюновой (1981), О.В.Александровой (1982, 1991), И.В.Арнольд (1974, 1980, 1982), А.Г.Баранова (1993), М.М.Бахтина (1979), Н.С.Болотновой (1999, 2007), Л.Ю.Буяновой (2001), В.В.Виноградова (1980), И.Р.Гальперина (1981), Т.М.Грушевской (2002), Н.И.Жинкина (1982), Н.Д.Зарубиной (1981), Т.М.Дридзе (1984), В.И.Карасика (1999, 2000 /а,б/, 2002), Ю.Н.Караулова (1987), О.Л.Каменской (1992), Е.Г.Ковалевской (1976), В.А.Кухаренко (1973, 1974, 1979), Ю.М.Лотмана (1970, 1988, 1992, 1997), Т.М.Николаевой (1978, 1990, 1997), Е.А.Реферовской (1983, 1989), Ю.С.Степанова (1997), Т.В.Матвеевой (2003), Г.П.Немца (1989, 1991, 1992), Н.М.Шанского (1990), А.Д.Шмелёва (1992), Н.Ю.Фанян (2000) и т.д.).

В основу исследования положена идея комплексного подхода к изучению обозначенного явления, заключающаяся в соединении лингвистического и прагматического анализов.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём впервые проводится всесторонний лингвистический анализ автобиографического представления как базового элемента содержания художественного текста. В работе впервые разработаны и представлены параметры, составляющие и характеризующие автобиографическое событие как речевую характеристику индивидуальности той или иной личности, предложена универсальная схема его организации и описаны составляющие её компоненты.

Теоретическая новизна работы состоит в том, что её выводы и результаты дают возможность выделить те главные тенденции актуализации смыслового потенциала представляемой автором личности, которые прослеживаются в художественном тексте; уточнить такой важный параметр, как автобиографическое событие, являющее собой базовый элемент системы субъективной картины жизненного пути описываемой личности, что позволяет определить в тексте художественного произведения механизмы языкового выражения осмысления личностью своего бытия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы и выводы могут быть предложены для самостоятельного исследования в курсовых и дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях, для разработки лекционных теоретических спецкурсов по теории текста, психолингвистике, прагмалингвистике, общему и сопоставительному языкознанию. Его результаты могут найти применение на практических занятиях по анализу художественного текста, практике иностранного языка, в различных спецкурсах. Работа с художественным текстом развивает лингвистическое мышление, языковое чутьё, вырабатывает способность к вдумчивому анализу текста в единстве его формы и содержания.

Положения, выносимые на защиту:

1. «Автобиографическое представление» — это особый тип текста, предназначенный для фиксации, хранения и передачи информации автобиографического характера, выступающий как вербальный результат осмысления личностью смысла своего бытия. Являясь своего рода определённой гносеологической, логической и лингвистической процедурой, текст автобиографического представления выступает в художественном произведении не только как способ осмысления личности автора и как способ познания образов героев, но и как способ описания прошлого и настоящего, как способ анализа определённых человеческих отношений, как способ оценки различного рода ярких, характерных, важных и переломных событий. Иными словами, в тексте художественного произведения автобиографическое представление является средством перехода от уровня содержания на уровень смысла, что позволяет говорить о его текстообразующей функции.

2. Базовой единицей автобиографического представления является автобиографическое событие, представляющее собой значимую для персонажа художественного текста жизненную ситуацию, включённую в сложную систему субъективной картины его жизненного пути и преобладающую в его воспоминаниях. Автобиографическое событие репрезентирует менталитет той или иной личности, представляя собой вербально-знаковую символизацию её культурного опыта и отражение её картины мира. Воспоминание о прошлом, передаваемое посредством определённых языковых средств, — это определённый творческий акт, в котором осуществляется претворение индивидуального опыта (даже на уровне повседневности) в общезначимый культурный факт. Экспрессивность и образность, способность ярко и сжато представить то или иное автобиографическое событие обусловливают успешное и активное использование автобиографического представления в рамках текста художественного произведения.

3. Универсальная схема организации автобиографического представления /АП/ (Autobiographical Presentation /АР/)включает в себя обязательное гармоничное сочетание трёх базовых параметров:

1. (Subject) - презентация главного участника автобиографического события

2. (Object) - презентация другого участника автобиографического события

3. (Event) - описание самого автобиографического события

Каждый из обозначенных параметров представлен серией собственных компонентов, характеризующих свой параметр:

Главный участник (Subject /SГ):

1. Образ Главного участника/Subject's Image (SI)/: описание

2. Ценностные ориентации Главного участника/Subject's Valuable Orientation (SVO)/: описание

3. Позиция Главного участника /Subject's Position (SP)/: активная — пассивная

4. Сила выраженности Эго /Subject's Expression Strength (SES)/: значительная — незначительная

S = SI + SVO + SP+ SES

Другой участник (Object ЮГ)

1. Образ Другого /Object's Image (01)/: описание

2. Ценностные ориентации Другого /Object's Valuable Orientation (OVO)/: описание

3. Позиция Другого /Object's Position (OP)/: активная - пассивная

4. Сила выраженности Другого /Object's Expression Strength (OES)/: значительная — незначительная

О = OI + OVO + OP + OES

Событие (Event):

1. Временные рамки события /Time Limits (TL)/: давно — недавно

2. Форма события /Form (F)/: случайное - закономерное

3. Социальный статус события /Social Status (SS)/: личностное — общественно — значимое

4. Эмоциональная насыщенность /Emotional State (ES)/: высокая -низкая

5. Оценка события /Appreciation (А)/: положительная — отрицательная

6. Ценность события /Value (V)/: важное (переломное) — незначительное

Е = TL + F + SS + ES + А + V

Совокупность обозначенных компонентов представляет собой следующую информационную формулу: АР = S + О + Е, репрезентирующую речевую характеристику как личности персонажа, так и его жизненного пути в сфере художественной коммуникации.

4. Серия автобиографических представлений, реализованных в контексте художественного произведения и являющих ряд автобиографических событий в определённом порядке, обусловленном прагматической целеустановкой автора, формирует целостную динамическую систему «Я - образ», обеспечивающую саморепрезентацию личности в различных временных ипостасях и являющую собой объективную картину её полного жизненного пути.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры французской филологии факультета романо-германской филологии КубГУ, на научно-теоретических конференциях в Кубанском государственном университете и в Краснодарском филиале ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».

Основные результаты исследования внедрены в спецкурсы «Анализ художественного текста: лингвистическое толкование» и «Лексико-стилистический анализ на занятиях по английскому языку», читаемых в Краснодарском филиале ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».

По результатам исследования разработано учебно-методическое пособие «Искусство и литература» для студентов специальности

Реклама», используемое на практических занятиях в Краснодарском филиале ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».

По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, из которых одна представлена в журнале из списка ВАК. Кроме того, автором опубликовано одно учебно-методическое пособие по теме диссертационного исследования, адресованное студентам, аспирантам и всем интересующимся проблемами художественной коммуникации.

Цель и задачи исследования определили структуру и объём работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 2 разделов и включающего в целом 208 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Самарская, Екатерина Геннадьевна

Выводы по второй главе

1. Универсальная схема организации автобиографического события представляет собой своеобразную схему рассмотрения личности и создание автором художественного произведения определённого образа через автобиографическое воспоминание. К базовым элементам автобиографического события, позволяющим представить его в качестве знакового параметра жизненного пути той или иной личности, и определённого показателя его менталитета и его картины мира относятся: временные рамки события: давно - недавно; форма события: случайное - закономерное; социальный статус события: личностное — общественнозначимое; эмоциональная насыщенность: высокая — низкая; оценка события: положительная — отрицательная; ценность события: важное (переломное) - незначительное; образ Главного участника: описание; ценностные ориентации Главного участника: положительные — отрицательные; позиция Главного участника: активная — пассивная; сила выраженности «Я»: значительная — незначительная; образ Другого: описание; ценностные ориентации Другого: положительные — отрицательные; позиция Другого: активная - пассивная; сила выраженности Другого: значительная — незначительная.

Выделенные компоненты можно сгруппировать в три базовые группы, каждая из которых будет представлять собой определённый базовый параметр автобиографического события, а именно: параметр, характеризующий само автобиографическое событие (временные рамки события, его форма, ценность для персонажа, социальный статус события, его эмоциональная насыщенность и оценка);

-параметр, характеризующий главного участника автобиографического события (образ главного участника, его позиция и его ценностные ориентации, сила выраженности «Я»); параметр, характеризующий другого участника автобиографического события (образ Другого, его позиция и его ценностные ориентации, сила выраженности Другого).

2. Обозначенные характеристики определяют, на наш взгляд, значимость представляемого автобиографического события в жизни личности, а включённость данного события в представляемый автором художественного произведения контекст жизненного пути описываемой личности позволяет писателю создать, используя самые разнообразные языковые средства, тот образ, который самым наилучшим образом передаст его (автора) личностное отношение к описываемой эпохе, её основным тенденциям, базовым проблемам, иными словами, передать своё мироощущение и миропонимание того времени, о котором он пишет.

3. Роль индивидуальности автора особенно наглядна в автобиографическом представлении, когда из описания различных автобиографических событий вырастает определённая художественная концепция образа, и читатель воспринимает её вместе с восприятием вещей и явлений всего художественного мира произведения.

4. Любая личность не существует в обществе изолированно, то есть сама по себе. Её существование представляет собой целый комплекс самых разнообразных отношений, возникающих в процессе её общения с другими членами человеческого коллектива. Отсюда жизненное пространство автобиографического события, помимо каких-либо действий главного героя повествования, будет включать в себя также действия Другого, то есть той личности, которая волей судьбы оказалась рядом с главным героем и оказала определённое воздействие или определённое влияние на жизненный путь последнего.

Познание другого человека предполагает формирование представления о нём, которое включает характеристики его внешности, систему заключений о его качествах и способностях, его отношении к различным сторонам действительности, к себе, другим людям, а также говорящих о его социально-групповой принадлежности. Основными источниками формирования необходимого представления о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности.

Заключение

Любое художественное произведение несёт на себе отпечаток мировоззрения, поэтического видения действительности, языка, стиля своего творца.

С точки зрения теории и психологии творчества, порождаемый текст как «язык в действии» представляет собой авторский поток сознания, выраженный в языковой форме. Это то, что беспокоит писателя, что он хочет сказать и как он это делает, а следовательно, и то, как он сам проявляется в своём творчестве.

Художественный текст несёт в себе концептуально нагруженную и ценностно ориентированную информацию. При этом он воздействует на читателя, а тот, вдохновлённый, воспитанный, суггестивно заражённый художественным произведением, оказывает определённое воздействие на действительность.

В современную эпоху объектом пристального внимания стал человек. Он запечатлел свой образ в языке и отразил в нём всё, что узнал о себе и захотел сообщить другому. Обнаруживается интерес к бесконечной полноте его отношений, которые включают следующие аспекты: отношение к себе, к миру и к другому человеку.

В современном мировом литературном процессе всё большее место занимают художественные произведения, связанные с самораскрытием личности на фоне определённого историко-культурного контекста.

Исходя из того, что художественный текст вызывает в своём читателе сложный комплекс переживаний и ощущений, влияет на его психическое состояние, затрагивает его чувства и эмоции, возникает необходимость обратить внимание на личностные характеристики персонажей художественного текста, так как именно они в первую очередь определяют смысловое пространство и эмоциональный настрой художественного произведения.

Личность героя текста - проблема сложная и требует внимательного рассмотрения и анализа. Образы персонажей, попадая в ткань текста, взаимодействуют друг с другом, создавая тем самым его энергетику, суть которой состоит в воздействии на чувства и эмоции читателя. Общая энергетика художественного произведения складывается из энергетик его персонажей, которая в свою очередь является суммой автобиографических событий, каждое из которых представляет определённый отрезок жизни персонажа.

Являя собой значимую для персонажа художественного текста жизненную ситуацию, преобладающую в его воспоминаниях, автобиографическое событие становится базовой единицей автобиографического представления, выступающей в художественном произведении как способ анализа определённых человеческих отношений, как способ оценки различного рода ярких, характерных, важных и переломных событий.

Благодатным материалом для исследований личности являются тексты автобиографического характера, представляющие собой её своеобразную культурно-личностную саморефлексию. Иными словами, автобиографические тексты, создающие образ цельной личности, олицетворяют собой определённую диагностическую процедуру, направленную на представление ведущих пространств бытия личности с демонстрацией тех форм её взаимодействия с миром, которые являются для неё наиболее актуальными и значимыми. Вышесказанное являет собой совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им определённого речевого произведения, структурирующего в себе все характеристики собственного бытия.

Анализ автобиографических включений в рамки художественного текста позволил выделить 14 компонентов, представляющих собой базовые элементы автобиографического события, позволяющие отобразить его в качестве знакового параметра жизненного пути той или иной личности и определённого показателя его менталитета и его картины мира. К обозначенным компонентам относятся:

1. Временные рамки события: давно — недавно

2. Форма события: случайное - закономерное

3. Социальный статус события: личностное — общественнозначимое

4. Эмоциональная насыщенность: высокая — низкая

5. Оценка события: положительная - отрицательная

6. Ценность события: важное (переломное) — незначительное

7. Образ Главного участника

8. Ценностные ориентации Главного участника: положительные — отрицательные

9. Позиция Главного участника: активная - пассивная

10. Сила выраженности «Я»: значительная — незначительная

11. Образ Другого

12. Ценностные ориентации Другого: положительные — отрицательные

13. Позиция Другого: активная - пассивная

14. Сила выраженности Другого: значительная - незначительная

Каждый из выделенных компонентов позволяет автору создать запланированный и необходимый образ, направляя внимание реципиента в заданном ракурсе рассмотрения предлагаемой информации.

Выделенные компоненты можно сгруппировать в три базовые группы, каждая из которых будет представлять собой определённый базовый параметр автобиографического события, а именно: параметр, характеризующий само автобиографическое событие (временные рамки события, его форма, ценность для персонажа, социальный статус события, его эмоциональная насыщенность и оценка);

-параметр, характеризующий главного участника автобиографического события (образ главного, участника, его позиция и его ценностные ориентации, сила выраженности «Я»);

-параметр, характеризующий другого участника автобиографического события (образ Другого, его позиция и его ценностные ориентации, сила выраженности Другого).

Совокупность обозначенных компонентов можно рассматривать как универсальную схему организации автобиографического события, представляющего собой своеобразную схему рассмотрения личности и создание автором художественного произведения определённого образа через автобиографическое воспоминание.

Серия автобиографических представлений, расположенных в художественном произведении в строго определённом порядке, формирует целостную динамическую систему «Я — образ», обеспечивающую саморепрезентацию личности в различных временных ипостасях и являющую собой объективную картину её полного жизненного пути.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Самарская, Екатерина Геннадьевна, 2008 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. М.,1991.

3. Александрова О.В., Куницына В.А. Принципы сегментации речевого потока (текста). Симферополь, 1982.

4. Американская литература XIX-XX вв. Краснодар, 1984. С. 149156.

5. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография // Избранные труды. Т.2. М., 1995.

6. Арнольд И.В. Импликация как приём построения текста и предмет филологического изучения // Вопросы языкознания, 1982, № 4.

7. Арнольд И.В. О понимании термина «текст» в стилистике декодирования // Стилистика художественной речи. Д., 1980. С. 3-11.

8. Арнольд И.В. Стилистика декодирования. Д., 1974.

9. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР. Сер.: лит. и яз. 1981. Т.40, №40. С. 356-367.

10. Ю.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. 1976.

11. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

12. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.

13. Баранов А.Г. Функционально прагматическая концепция текста. Ростов н/Д, 1993.

14. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика: Пер. с фр.

15. Сост., общ.ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989.

16. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

17. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995.

18. Безруков В.И. Лингвистический анализ текста. Тюмень, 1972.

19. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. М.: Тривола, 2000.

20. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М. 1988.

21. Березняк М.А. Типы и функции художественной детали в англоязычной прозе. Автореф. дис. канд. филол. наук. Одесса, 1986.

22. Берне Р.В. Я-концепция и воспитание. М. 1986.

23. Бескровная И.А. Поэтический текст как модель автокоммуникации: типы адресантов // Науч. докл. Высшей школы: Филол. науки. 1998. № 5-6. С. 87-96.

24. Бодалёв А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.

25. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избр.тр. М., 1983.

26. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск: изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1994.

27. Болотнова Н.С. Основы теории текста. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1999.

28. Болотнова Н.С. Структура и информативные возможности ассоциативного поля художественного теста // Актуальные проблемы русистики: Сб. статей / Под ред. Т.А. Демешкиной. Томск, 2000. С. 245256.

29. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., Флинта: Наука, 2007.

30. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативномаспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

31. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.

32. Брудный А.А. К проблеме понимания текста // Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 80-86.

33. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1977.

34. Бутакова JI.O. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование. Барнаул, 2001.

35. Буянова Л.Ю. Художественный дискурс: границы семиотического пространства // Язык в мире и мир в языке, Краснодар 2001.

36. Буянова Л.Ю. Языковая личность как текст: жизнь языка и язык жизни // Языковая личность: экспликация, восприятие и воздействие языка и речи. Краснодар, 1990. С.47-73.

37. Валгина Н.С. Теория текста: Учеб. пособие. М.: Логос, 2003.

38. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

39. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999.

40. Вилгонас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

41. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высш. школа, 1971.

42. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука,1980.

43. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.

44. Винокур Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция // Язык и личность. М., 1989. С. 11-23.

45. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

46. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ: лингвистика языкового существования. М., 1996.

47. Гончарова Е.А. Категории «автор персонаж» и их лингвистическое выражение в структуре художественного текста (на материале немецкоязычной прозы): Дисс. д-ра филол. наук. JL, 1989.

48. Гончарова Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор-персонаж в художественном тексте. Томск, 1984.

49. Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

50. Гребенюк О.С. Автобиография: философско-культурологический анализ. Дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2005.

51. Грушевская Т.М. Политический газетный дискурс (лингвопрагматический аспект). Автореферат дисс. на соискание учёной степени доктора филол. наук, Краснодар, 2002.

52. Грушевская Т.М. Политический дискурс в аспекте газетного текста. СПб, 2002.

53. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и её жанры. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.

54. Демьянков В.З. Понимание как интерпретирующая деятельность //Вопр. Языкознания. 1983. №6. С. 58-67.

55. Добин Е. Искусство детали: Наблюдения и анализ. Л., 1975.

56. Долинин К.А. Текст и произведение (о статье М.Я. Дымарского «Метафора текста») // Русский текст. 1994. №2. С. 7-17.

57. Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информативно-целевой подход) // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. С. 48-57.

58. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

59. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984.

60. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высш. шк.,1980.

61. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: На материале рус.прозы XIX XX вв. М.: УРСС, 2001.

62. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. 8-е изд. М.: Флинта: Наука, 2007.

63. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука,1982.бЗ.Залевская А. А. Специфика интегративного подхода к пониманию текста // Языковое бытие человека и этноса. Вып. 6. М.; Барнаул, 2003. С. 93-101.

64. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М., 2001.

65. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Рус. яз., 1981.

66. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.,1982.

67. Каменская O.JI. Текст и коммуникация. М.: Высш. шк., 1992.

68. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс (сборник научных трудов) Волгоград, Перемена, 2000 (а).

69. Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. Волгоград: Перемена, 1999.

70. Карасик В.И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000 (б).

71. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис»,2002.

72. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

73. Клебанова Н.Г. Художественный текст: концепт автора vs концепт читателя // Филология и культура. Материалы 4 международной научной конференции 16-18 апреля 2003. / Отв. Ред. Н.Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Н.Г. Державина, 2003.

74. Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. Минск, 1970.

75. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и вузов. М., 1998.

76. Ковалевская Е.Г. Анализ художественного произведения. Л.,1976.

77. Ковтунова И.И. Поэтическая речь как форма коммуникации // Вопр. языкознания. 1986. №1. С. 3-13.

78. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX XX вв. М.: Институт русского языка РАН, 1994.

79. Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966.

80. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.

81. Комиссаров В.Н. Смысловая стратификация текста как переводческая проблема // Текст и перевод. М., 1988. С. 6-17.

82. Корбут А.Ю. Лингвистический анализ художественного текста: Учебное пособие. Иркутск, 2001.

83. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальнаявиртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация.): Монография — М.: Диалог-МГУ, 1998.

84. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980.

85. Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. Красноярск, 1983.

86. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1979.

87. Кухаренко В.А. Лингвистическое исследование английской художественной речи. Одесса, 1973.

88. Кухаренко В.А. Стилистическая организация художественной прозы // Лингвистика текста: материалы науч. конф. Ч. I. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974. С. 150-154.

89. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. Ростов н/Д., 1986.

90. Левидов A.M. Автор образ - читатель. Л., 1977.

91. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

92. Леонтьев А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста. М., 1979. С. 18-36.

93. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974.

94. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-томах., М., 1983.

95. Лесков СВ. Лексические и структурно-композиционные особенности психологического детектива. Дисс. на соискание учёной степени канд. филол. наук, Москва, 2006.

96. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М.,1970.

97. Лихачёв Д.С. О филологии. М., 1989.

98. Лосева Л.М. К изучению целых текстов // Рус. язык в школе. 1975. №1. С. 61-67.

99. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словестность. Антология / Под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 202-205.

100. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997/ С. 280287.

101. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

102. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории // Даугава. 1988 —1.

103. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Избранные статьи: В 3 т. Т. 1, 1992.

104. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.

105. Лукьянов С.А. Анализ художественного текста (лингвистическое толкование). Краснодар, 2000.

106. Мартьянова И.А. Лингвистический аспект киносценарной интерпретации художественного литературного текста // Филологические науки. 1994. № 2.

107. Мелибруда Е. Я Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.

108. Мельничук О.А. Композиционные средства как составляющая часть инвариантного ядра произведения // Наука и образование. 2002. -№3.

109. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.

110. Морен М.К., Тетеревникова Н.Н. Стилистика современногофранцузского языка. М., 1970.

111. Муздыбаев К. Психология ответственности. Д., 1983.

112. Мурзин JLH. Язык, текст, культура // Человек — Текст — Культура / Под ред. Н.А. Купиной, Т.В. Матвеевой. Екатеринбург, 1994. С. 160-169.

113. Немец Г.П. Актуальные проблемы модальности в современном русском языке. Ростов н/Д, 1992.

114. Немец Г.П. Грамматические средства выражения модальности в русском языке. Харьков, Око. 1991.

115. Немец Г.П. Семантико-синтаксические средства выражения модальности в русском языке. Ростов н/Д. 1989.

116. Немов Р.С. Психология. М., 2001.

117. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. 8.

118. Николаева Т.М. Текст // Русский язык: энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 555.

119. Николаева Т.М. Теория текста // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 508.

120. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

121. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983.

122. Новиков А.И. Текст, его содержание и смысл // Текст: структура и функционирование: Сб. статей. Вып. 2. Барнаул, 1997. С. 108-113.

123. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование текста. М., 1979.

124. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

125. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980.

126. Павилёнис Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М.,1983.

127. Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М.: Языки русской культуры, 1996.

128. Пазухин Р.В. Язык, функция, коммуникация // Вопр. Языкознания. 1979. № 6. С. 42-50.

129. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов — журналистов и филологов. М.: Едиториал УРСС, 2002.

130. Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1993. № 3.

131. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

132. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.,1982.

133. Потебня А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999.

134. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.

135. Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста. Л.: Наука, 1989.

136. Реферовская Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. Л., 1983.

137. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь лингвистических терминов. М.: Оникс 21 век, 2003.

138. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.

139. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. М., 1998.

140. Сафьянова И.В. Интерпретация одного символа английской поэзии // Текст и его компоненты как объект комплексного анализа: Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1986. С. 97-103.

141. Сильман Т.И. Лирический текст и вопросы актуальногочленения // Вопр. языкознания. 1974. №6. С. 91-99.

142. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. 6-е изд. М.: Флинта: наука, 2005.

143. Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985.

144. Сорокин Ю.А. Текст, цельность, связность, эмоциональность // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М., 1982. С. 61-74.

145. Сосновская В.Б. Деталь в художественной структуре короткого.

146. Спивак Р. Принципы художественной конкретизации в творчестве JL Толстого и Бунина: Деталь // Ученые записки Пермского ун-та. Литературоведение. Вып. 193. Пермь, 1968. С. 247-277.

147. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

148. Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста: Учеб. Пособие. Волгоград, 1983.

149. Сулименко Н.Е. Слово в контексте гуманитарного знания: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

150. Техника дезинформации и обмана / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1978.

151. Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). М.: Просвещение, 1986.

152. Тураева З.Я. Лингвистика текста и категория модальности // Вопросы языкознания. 1994. № 3.

153. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.

154. Тураева З.Я. Семантика художественного текста и модальность // Текстовый и сентенциональный уровень стилистического анализа: межвуз. сб. научн. трудов. Л., 1989. С. 93-103.

155. Ульченко А.А. Роль психологической детали в романе Ф.М.

156. Достоевского «Братья Карамазовы» // Традиции и новаторство росской литературы: Сб. трудов МОПИ им. Н.К. Крупской. М., 1980. С. 119-133.

157. Фанян Н.Ю. Многомерность аргументации: проекция на лингвистическую область: Монография. Краснодар, 2000. С.234.

158. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

159. Фетисова А.В. Лингвистический анализ текста. Курск, 1972.

160. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

161. Хованская З.И. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975.

162. Цивин Р.Д. Художественная деталь и ее идейно-эстетические функции в литературном произведении: Автореф. канд. филол. наук. Киев, 1970. С. 20.

163. Цилевич Л.М. Деталь и сюжет в прозе Чехова и Бунина // Проблемы реализма. Вып. 3. Вологда, 1976. С. 140-154.

164. Черемисина Н.В. К стилистике целостного художественного текста (гармония композиции) // Вопросы стилистики. Саратов, 1982. Вып. 17. С. 3-22.

165. Черняков А.А. Художественная деталь как объект эстетического анализа. Автореф. дис. канд. филол. наук. Астрахань, 1978.

166. Черпухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987.

167. Черпухина И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.

168. Черпухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984.

169. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественный текста. Л., 1990.

170. Шахнарович A.M. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст // Филологические науки. 1994. № 2.

171. Шаховский В.И. Проблема эмотивного текста // В.И. Шаховский, Ю.А. Сорокин, И.В. Томашева. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). Волгоград: Перемена, 1998.

172. Шлыкова Ю.Б. Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста. Автореферат дис. учёной степени канд. психолог.наук, Краснодар, 2006.

173. Шмелева Т.В. Повседневная речь как лингвистический объект // Русистика сегодня: функционирование языка: Лексика и грамматика. М., 1992.

174. Щеглов М. Верность деталей // Щеглов М. Литературно-критические статьи. М., 1965. С. 86-114.

175. Щирова И.А Психологический текст: деталь и образ. СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2003. — Филологические исследования.

176. Щирова И.А. Художественное моделирование когнитивных процессов в англоязычной прозе XX века. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

177. Эпштейн М. О значении детали в структуре образа // Вопросы литературы. 1984. №12. С. 134-145.

178. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретическиепроблемы развития психологической науки. М., 1974.1. Словари:

179. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике / Под ред. А.Н. Баранова и Д.О. Добровольского. М., 2001.

180. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Русские словари: ACT: Астрель, 2007.

181. Большой русско-английский фразеологический словарь / Под ред. С.И. Лубенской. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.

182. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь. М.: Рус. яз. -Медиа, 2005.

183. Иллюстрированный словарь английского и русского языка с указателями. М.: Живой язык, 2003.

184. Матвеева Т.В. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: Учеб. словарь. М., 2003.

185. Матвеева Т.В. Текстовое время // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 536-541.

186. Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь. Под ред. М.М. Маковского. М.: Издательский дом «Диалог», 2003.

187. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Современный литератор, 2005.

188. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М.,1997.

189. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

190. Список источников художественной литературы

191. Ален-Фурнье. Большой Мольн. М.: Изд-во Правда, 1990.

192. F. Beigbeder. L'Amour dure trois ans. Gallimard, 2001.

193. Бегбедер Ф. Любовь живет 3 года. М.: Иностранка, 2008.

194. W. Golding. Lord of the Flies. Faber and Faber, 2002.

195. Голдинг У. Повелитель мух. М.: ACT, 2005.

196. W. Collins. The woman in white. Wordsworth Classics, 1993.

197. Коллинз У. Женщина в белом. Краснодарское книжное изд-во, 1982.

198. W.S. Maugham. The moon and Sixpence. M., Изд-во Менеджер, 2004.

199. Моэм С. Луна и грош. М.: Изд-во Правда, 1983.

200. Е.М. Remarque. All Quiet on the Western Front. Vintage, 1996.

201. Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен. М.: ACT,2001.

202. J. Fowles. The Collector. Vintage, 2004.

203. Фаулз Дж. Коллекционер. M.: ACT, 2007.

204. Н. Fielding. Bridget Jones' Diary. Picador, 1998.

205. Филдинг X. Дневник Бриджет Джонс. М.: Амфора, 2008.

206. F. Scott Fitzherald. The Great Gatsby. M.: Высш. школа, 1984.

207. Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби. Ф.: Адабият, 1989.

208. Е. Hemingway. Fiesta. Arrow Books Ltd, 1994.

209. Хемингуэй Э. Фиеста. М.: ACT, 2005.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.