Башкирская народно-певческая культура: традиции и современная практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Алкин, Мажит Самигуллович

  • Алкин, Мажит Самигуллович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Магнитогорск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 249
Алкин, Мажит Самигуллович. Башкирская народно-певческая культура: традиции и современная практика: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Магнитогорск. 2011. 249 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Алкин, Мажит Самигуллович

Введение.

Глава I. ТРАДИЦИОННАЯ ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА БАШКИР.

1.1. Башкиры: этноним и этногенез.

1.2. Песенный фольклор башкир.

1.2.1. Отражение башкирской песенной традиции в устных и письменных источниках.

1.2.2. Тендерная специфика башкирского народного пения.

1.2.3. Фонетика башкирского языка как основа национальной песенной культуры.

1.2.4. Классификация песенного фольклора.

1.2.5. Взаимосвязи традиционной башкирской песенности с восточными этническими культурами.

Глава II БАШКИРСКИЕ ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ: ПРОБЛЕМЫ

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА.

2.1. Исторические корни традиционной песенности: жанры, исполнители.

2.1.1. Трудовые песни.

2.1.2. Эпические жанры.

2.1.3. Календарные и обрядовые песни.

2.1.4. Гимны (аяты).

2.1.5. Иртэки и кубаиры.

2.1.6. Айтешы.

2.1.7. Байты и мунажаты.

2.1.8. Исторические песни.

2.1.9. Лирические песни.

2.1.9.1. Озон юой.

2.1.9.2.Халмак кюй.

2.1.9.3. Кыска кюй.

2.1.10. Короткие плясовые юои: такмаки, тиррэтляу.

2.1.11. Узляу и звукоподражания.

2.2. Стилистические особенностии жанровая специфика исполнения башкирских песен.:.

2.2.1. Речитативная манера-.

2.2.2. Кантиленно-орнаментальная манера.

2.2.3. Распевно-мелизматическая манера,.

2.2.4. Горловая манера.

Глава III. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ АУТЕНТИЧНОСТИ НАРОДНО-ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАШКИРСКИХ ПЕВЦОВ.116,

3. Г. О специфике формирования регистров певческого голоса.

3.1.1. Особенности работы голосового аппарата народного певца.

3.1.2. Башкирская народная песня и певческие регистры.

3.2. Некоторые условия сохранения- башкирской традиционной вокализации.

3.2.1. Об особенностях традиционной подготовки народных певцов.

3.2.21 Специфика обучения исполнителя народной песни в системе музыкального образования.

3.3. Развитие навыков традиционного пения с применением цифровых технологий.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Башкирская народно-певческая культура: традиции и современная практика»

Истоки музыкального искусства башкирского народа уходят своими корнями в глубокую древность. Богатый мир чувств, наблюдений' и размышлений раскрыт в лучших образцах народных песен, в* них дан-художественный^ портрет народа, в« котором* своеобразно- преломились данные многих веков его истории, и культуры.

Народное творчество - во все времена неотступно следовало- за социальным и культурным^ прогрессом. Одни виды-менялись быстрее, другие - медленнее, но никогда их развитие не прерывалось, поскольку оно зависело от места и роли каждого вида в жизни людей и общества; Профессиональное вокальное искусство устной традиции и в настоящее время не утратило своей привлекательности, а высокий, уровень мастерства; его• творцов и носителей, подтверждает очевидную эффективность,устных- способов* овладения этим искусством.

Однако на определенной стадии развития академического вокала эволюция певческого исполнительского мастерства стала вытеснять > искусство* устной традиции' из сферы профессионального вокального исполнительства. Наметился' все более углубляющийся разрыв между профессиональным вокальным мастерством и профессиональной же практикой народного пения. Научно обоснованная технология воспитания певца; исполняющего^ народные песни и, особенно; появление' диджитальных программных продуктов, ориентированных на самообучение, стали приводить к нивелировке т в немалой мере утрате традиционной специфики башкирского песенного искусства, основанного на эмпирическом претворении творческой манеры, всецело определяемой личностью учителя.

Данная проблема обусловила появление ряда научных работ, в 4 которых,, так или иначе, затрагивались вопросы исполнения башкирских народных песен. Большая их часть была воплощена^ в печатных изданиях, авторы которых сами не владели практическим искусством национально-самобытного исполнения башкирского: песенного фольклора; Несмотря на определенную ценность подобных разработок, они ни в коей мере не. восполняют отсутствие специальных исследований; рассматривающих профессиональное .песенное искусство башкир с позиций; вокально-исполнительских особенностей традиционного песнетворчества.

Между тем; данная, ситуация- повлекла за- собой появление на! концертной 'эстраде ряда-; певцов и вокальных групп, в исполнительстве которых, в сущности, искажаются характерные черты башкирского песенного фольклора; исчезают типические особенности его самобытной вокализации.

Современные требования культуры настоятельно ставят вопрос о создании профессиональной , школы народного пения нового типа, где, наряду с. современными методами письменного^ профессионализма, были бы включены элементы * устной педагогики. Исполнительская практика показывает, что в музыкальном: искусстве возможности устной традиции оказываются не только не исчерпанными, но и во многих случаях незаменимыми.

В определенной мере этот вопрос был решен, когда; в Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова (далееУРАИ) по инициативе1 автора, настоящего исследования в 1989 году был открыт класс народного пения. Обучение осуществлялось• в новых* условиях,., где практическое освоение традиций бесписьменного наследия- реализовывалось в структуре современного музыкального образования, а народное пение, среди.прочего, изучалось с применением цифровых технологий;

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена; во-первых, — углубляющимся разрывом научно-теоретических и практикоисполнительских оснований вокализации башкирских, песен; приводящему к

5 ' • утрате их достоверности; во-вторых, — возросшими требованиями обновляющегося общества к профессиональному исполнению башкирских народных песен, к этнически полноценному уровню вокального мастерства; в-третьих, - потребностью^ современной: национальной культуры, в сохранении особенностей традиционного народно-певческого искусствами, адекватности его развития в академической- системе вокального исполнительства и педагогики.

Объект исследования - башкирское народно-певческое искусство: .традиционное и академическое направления: в: профессиональном вокальном« исполнительстве.

Предмет исследования - изучение;, пути сохранения; и развития национальных традиций в различных видах и формах народно-певческого искусства.

Цель работы состоит в раскрытии своеобразия народно-певческого творчества башкир, осмыслении пройденного им пути" и прогнозировании перспектив развития. ,

В . соответствии с объектом^ предметом и целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи: обобщить результаты этномузыковедческих исследований песенного фольклора башкир; выявить основные периоды эволюции башкирской песни в контексте их-стилевой самобытности; охарактеризовать основные жанры песенного творчества башкир и традиции их исполнения; систематизировать вокальные приемы исполнения башкирских народных песен; определить пути сохранения и развития башкирской народно-песенной культуры в условиях профессионального вокального исполнительства.

Методологической основой исследования послужил системный

6 . подход, учитывающий современные достижения истории, этнографии, филологии, музыкознания, музыкальной фольклористики, вокально-исполнительского искусства, а также достижения практики, изложенные в трудах ведущих отечественных музыковедов Б.В. Асафьева, Х.С. Кушнарева, А.Н. Сохора, H.A. Шахназаровой; Ю.Н. Юнусовой, С. А. Закржевской и др.; этномузыкологов Э:Е. Алексеева; И.И. Земцовского;, В.М. Беляева; Е.Гиппиус, И.В. Мациевского; Л:КШаймухаметовой, историка ш культуролога. Л.Н. Гумилева; методологов! в области профессионального вокала: Д. Аспелунда; В.А. Багадурова^ Л.Б. Дмитриева^ А.П. Здановича; Л.Н:Лебединского; В.П. Морозова; И.К. Назаренко, Б .ГГ. Чернова, А.С.Яковлевой-и др. .Y

Теоретические положения и обобщения диссертации вырабатывались в процессе анализа значительного; по объему музыкального материала, полученного: в; результате; собственного; полевого: поиска, а также изучения архивных (рукописных и опубликованных) данных, имеющих прямое или косвенное отношение к работе.

Наиболее ценные для исследования сведения; касающиеся традиционных песенных жанров и их исполнения, были почерпнуты в трудах. С:Г.Рыбакова; С.ИШуденко; Л:Н!Лебединского;: Х.Ф1Ахметова; С.АЩалина;. Н.В.Ахметжановой., Х.С.Ихтисамова, Ji;P. Сальмановой, Р.С.Сулейманова и других ученых.

Источниковой базой диссертации также стали труды региональных исследователей музыкального и поэтического фольклора, музыковедов и этномузыкологов г (Л;П:Атанова, Н:В:Ахметжанова; Р.Т.Галимуллина, Г.С.Галина, Ф;А. Надршина, MMi Нитетзянов;,Р:Г:Рахимов; 3|Н!Сайдашева;~ Е.Р:Скурко;, Р.М.Сулейманов, Р.А.Султангареева) . и других^ авторов; работающих в областях науки, близких к теме диссертации.

Музыкальный материал исследования;

Базу диссертации составили; экспедиционные материалы (записи ш 7 расшифровки башкирских народных песен), собранные автором в период с 1975 по 1988 год в девятнадцати административно-территориальных районах Республики Башкортостан и двух районах Челябинской области:

- Северо-Восток РБ (Салаватский, Дуванский, Мечетлинский, Белокатайский районы);

- Северо-Запад РБ (Бураевский, Янаульский районы);

- Юго-Запад РБ (Бижбулякскищ Федоровский; Туймазинский, Кумертауский; Мёлеузовский, Стерлибашевский, Мйякинский; Ермекеевский районы); :

- Юго-Восток РБ-(Абзелиловский, Бурзянский-районы);

- Юг РБ (Хайбуллинский, Зианчуринский; Зилаирскийрайоны);

- Челябинская область (Аргаяшскийи КунашакскийрайЬны);

Экспедиции обнаружили хорошо сохранившиеся слои вокально-исполнительской культуры башкир, имеющие, глубокие корни и устойчивые региональные традиции. Всего, было записано, расшифровано; и проанализировано околов 300 народных песен; часть, из которых иллюстрирует основные положения диссертации:

В работе, также использованы рукописные сборники из частных собраний фольклористов: и композиторов; фонды фольклорного кабинета УГАИ им; 3. Исмагилова, Государственной Республиканской научной, библиотеки, им. А.-З.Валиди; Союза композиторов; Республики Башкортостан; материалы собирателей башкирского музыкального фольклора Г.Х. Еникеева, И.В. Салтыкова, С.Х. Габяши, М.И: Султанова, М.М; Валеева; А.С. Ключарева, К.Ю. Рахимова^Х.Ф: Ахметова.:

В- круг; исследуемых-материалов былщ.кроме того;, включены? сказания; легенды и другие виды устного творчества башкир; имеющие отношение к теме г — как опубликованные;, так, и записанные автором от хранителей; фольклорной информации; Анализировались художественные описания вокального музицирования, встречающиеся в произведениях известных писателей В.Даля, Р.Т.Игнатьева, Н.А.Крашенинникова; И.И;Лепехина, 8

Д.Н.Мамина-Сибиряка, Ф.Нефедова, Н:Ремезова, З.Биишевой и других авторов, а также иные источники^ содержащие интересующий нас материал.

Широко использовались материалы электронных ресурсов удаленного доступа (WWW-caйты).

Научная новизна работы:

1) впервые- в отечественном; музыкознании, на» основе изучения- исторических, литературных, музыковедческих^ экспедиционно-полевых; материалов,- концертно-исполнительской деятельности- а также сорокалетнего? опыта работы автора в качестве преподавателя! сольного пения кафедры вокального искусства- УГЛИ, дана? обоснованная характеристика традиционного певческогог искусства • башкир,; как целостного? феномена; воплощающего самобытные черты национального художественного мышления;

2) впервые башкирская народная песня анализируется. с позиций-аутентичности в вокальном исполнительском^ искусстве; ,

3) фонетические особенности башкирского языка впервые рассматриваются в плане их адекватной« реализации- в традиционной народно-певческой вокализации и в процессе академического исполнения вокального репертуара;

4) определен! жанровый, состав традиционных песен башкир по сюжетно-поэтическому содержанию, систематизированы аутентичные стили исполнения башкирской народной песни, в научный оборот вовлечен ранее неисследованный башкирский песенный жанр «гимн»;

5) детально проанализированы проблемы адекватной профессиональной подготовки исполнителей башкирской народной песни в условиях современного вокального образования, рассмотрена возможность изучения и; сохранения традиционной вокальной культуры благодаря использованию цифровых технологий;

Практическое значение работы состоит в том, что обоснованные 9 автором положения и выводы диссертации могут быть использованы (и уже используются) в процессе профессиональной подготовки исполнителей башкирской народной песни в условиях академического вокального образования.

Основные результаты работы могут также представить интерес для-ученых разных специальностей (музыковедов, этномузыковедов, фольклористов, искусствоведов, культурологов, историков и др:) И5, стимулировать дальнейшие научные исследования народно-певческого1 искусства башкир.

Апробация И'внедрение результатов"исследования.

Работа выполнена на» кафедре истории, теории исполнительского-искусства и музыкальной педагогики Магнитогорской- государственной» консерватории имени М.И.Глинки и неоднократно обсуждалась на её заседаниях.

Главные положения диссертации5 опубликованы в монографических трудах автора «Башкирская песня: вокальные жанры в фольклоре башкир, традиции* их исполнения»- (Уфа, 2002) и «Народное пение: методика* обучения исполнителя, башкирской песни» (Уфа, 2004): Опубликованные-авторские расшифровки* башкирских народных песен включены в состав обязательных учебных пособий, рекомендуемых для использования в музыкально-образовательных учреждениях Республики Башкортостан.

Основные положения исследования опубликованы в изданиях, входящих* в5 «Перечень» ВАК: Протяжная песня как вершина развития башкирской песенной лирики // Социально-гуманитарные знания [Текст]. — М:, 2011. — № 9.; Из опыта вокального педагога // Искусство и образование. — М., 2008. — № 11. — С. 43-48; К проблеме подготовки профессионально-компетентных преподавателей народного пения // Российский специализированный журнал «Проблемы музыкальной науки». — Уфа, 2010. — №1(6). —С.203-207.

Ряд выдвинутых в диссертации идей и путей разрешения проблем обсуждался в докладах и сообщениях автора на международных, всероссийских, региональных, межвузовских и республиканских конференциях и симпозиумах (Уфа, 2008 - 2010, Москва, 2006 - 2010, Стерлитамак, 2009), излагался в периодических изданиях.

Результаты исследования после многолетней апробации внедрены в практику подготовки исполнителей башкирской народной песни в УГАИ.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Алкин, Мажит Самигуллович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционная народно-певческая культура является выражением перманентно развивающейся культурной памяти башкирского народа. Ее изучение началось относительно недавно; но первые же материалы показали, что речь идет о народе, который, несмотря на многовековую* сопредельность с множеством- этнических групп« Поволжья и Урала, сумел сохранить не только этноним'«башкорт»,,но и уникальное певческое искусство.

Башкирская- народная песня, как продукт многовековой) культурноисторической^ селекции,-имеет характерные свойства, выделяющие ее среди! вокальных культур близких этносов.» В" устном бытовом музицировании^ оформилось искусство,- которое- по- художественному« совершенству, содержательности и функции в обществе перешагнуло тесные прикладные рамки и* вылилось в. особую »профессиональную деятельность, обогатившую < национальную культуру- высокохудожественными- произведениями^ изаложившую прочный фундамент школы народного вокального мастерства.

В* работе последовательно рассматривалось, как певучая фонетика башкирского языка оказывала, влияние на традиционное вокальное искусство. Музыка, вместе с поэзией, слившись с каждодневным; бытом; становилась основной? областью творческой деятельности народных певцов, которые' создали богатейший» песенный' фольклор. В диссертации систематизировались» все* известные на сегодняшний* день сведения* о традиционных вокальных жанрах и классифицировались основные музыкально-поэтические виды- народного творчества.

Предложенная. классификация, объединяющей- направленности учитывает как функциональную, так и историческую динамику национального песенного фольклора, рассмотренную сквозь призму исполнительского процесса: а) драма - трудовые песни, харнау, календарные, семейные и обрядовые песни, песни хороводные и игровые, марши, такмаки,

153 колыбельные и тиррэтляу; б) эпос — гимны (аяты), иртэки, кубаиры, дастаны, кисса, айтешы, байты, мунажаты (дэрты), эпические исторические песни; в) лирика — озон юой, халмак юой, кыска кюй; г) редкие бытовые формы - узляу, звукоподражания.

Предложенная классификация« башкирских традиционных вокальных жанров не является жесткой и- ограниченной. Она помогает лучше ориентироваться в сложных процессах живой и постоянно развивающейся народной вокальной традиции.

Изучение манер" исполнения, башкирских народных песен лучшими народными певцами показали, что у каждого из них имеется своё отношение к качеству звучания-голоса и к исполнительскому процессу. Здесь, кроме природных способностей, большое место играют переходящие из поколения в поколение традиционные черты певческого мастерства, основные из которых рассматривались в процессе работы над диссертацией.

Изучение стилистических черт, и проникновение к корням» народной» песни имеют большое значение для исполнительской практики. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что каждый, жанр имеет стабильный комплекс средств музыкальной, выразительности, закрепленный мелодико-ритмическими формулами, многие из которых инспирируют определенную манеру реализации: ( а) речитативная манера исполнения (Ъаматслау); б) кантиленно-орнаментальная манера пения (озон кей); в) распевно-мелизматическая манера пения (Ьалматс кей; тсыртса кей); г) горловая манера пения (езлэу).

В контексте современной^ социальной, обстановки важным представляется возрождение интереса к башкирским- национальным традициям как альтернативе массовой субкультуре. В этой связи на первыйплан музыковедения и фольклористики выдвигается проблема сохранения

154 искусства известных сэсэнов и йыраусы в академических условиях, а также изучения традиционных песенных жанров с использованием современных технических средств.

В работе рассматриваются различные стороны недеструктивного внедрения традиционной культуры в письменную музыкальную систему, и отмечается; что микст теории и практики, аргументированный научными данными из; различных областей; знания- и закрепленный музыкальными. медиатехнологиями; позволяет достичь, результатов; в?; подготовке' исполнителя^ башкирскойнароднойпесни,неуступающих,авчем-тодаже превосходящих методы народной педагогики.

Правота5; и жизнеспособность. основных тезисов? представленного исследования подтверждается творчеством? известных в Башкортостане: певцов (С.Аксанов,. Ф.Ганиев, З.Искужина, Ф.Урманшин, Х.Усманов; Г.Хамзин и др.), которые прошли, соответствующую) подготовку- в- классе народного пения УТАИ,, организованного автором диссертации, став общепризнанными исполнителями;башкирской песни:

Таким образом^ исследование- показало, что творческий: ш научный потенциал современного вокального исполнительства: может обеспечить . преемственность, искусства: профессиональных певцов бесписьменной традиции, содействовать формированию личности ^ исполнителя народной песни, и, тем самым, выступить гарантом- сохранения уникальной певческой культуры башкирского народа;

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Алкин, Мажит Самигуллович, 2011 год

1. Абаев, В. И. Скифо-европейские изоглоссы. На стыке Востока и-Запада Текст.1/ В. И. Абаев. — М.: Наука, 1965. — 168 с.

2. Абраров, М. Об особенностях опыта устного обучения исполнителей традиционной музыки в Узбекистане Текст. / М. Абраров // Внеевропейские-музыкальные культуры. Вопросы-изучения традиций.

3. М:: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. — С. 121-135.

4. Авеста?/ Пер. И: Стеблин-Каменского Текст. — М: : Дружба-народов, 1993. —207с.

5. Аджи, М. Европа, тюрки; Великая степь Текст. / М. Аджи. — Mi: ООО «Издательство ACT», 2004. — 473' с.

6. Азизи, Ф. А. Маком, и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков Текст.!/ Ф.А-. Азизи:1. Душанбе, 2009: — 320 с.

7. Акимова; Mi С. Антропология- древнего населения Приуралья Текст. / М.С. Акимова. —М. : Наука,Л968. — 119 с.

8. Алексеев, Э. Е. . Раннефольклорное интонирование Текст. / Э:Е.Алексеев. — М:: СК, 1986: — 240с.

9. Алиев Играр. Сармато-аланы на' пути в Иран Текст. / Играр Алиев- // История Иранского государствами* культуры. — М. : Наука, 1971. — 350с.

10. Алкин М: С. Иранский компонент в башкирской народной песне Текст. /

11. М'.С. Алкин // Сб. научн. статей^ Всероссийской научно-практической156конференции "Произведение искусства в контексте художественной культуры", Уфа, 29 ноября 2010 года. — Уфа : УГАИ, 2011.

12. Алкин, М.С. Башкирская песня. Вокальные жанры в фольклоре башкир, традиции их исполнения Текст.-/ М.С. Алкин. — Уфа : Китап, 2002. — 286 с. (На башк. яз;).

13. ЛЫе^Э;^Развитиешевца^и-его;голоса Текст.;/ Д. Аспелунд. —-М1-Л: г.Музгиз, 1952: — 189 с. .

14. Асфапдияров, А.З. История сел и деревень Башкортостана. — Кн. 9; Текст. / А.ЗАсфандияров. — Уфа : Китап, 2001. — 304 с.

15. Атанова, Л.П. Алябьев и башкирская народная музыка Текст. /157

16. Л. Атанова // Советская музыка. — 1966. — № 5.

17. Атанова, Л.П. О башкирских эпических напевах Текст. / ШАтанова// Башкирский народный эпос. — M., 1977.

18. Атанова; Л.ПÏ Собиратели и исследователи башкирского музыкального^ фольклора Текст. / Л.П. Атанова. — Уфа : Изд. «Йэшлек», 1992. — 189с.

19. Ахметжанова;.ШВ1Башкирская этномузыкология:; исследование:.—ЧШ Изд. 2-е доп. Тёкст. / IT.B; Ахметжанова. — Уфа : Вагант, 2008. — 160с.

20. Багадуров, В;А Очерки по истории вокальной педагогики. 2-е изд. и доп. Текст.:/ BlAvBàraflypoBî.-^r-M! ::-My3rH3ï.l95é.»t.—267 с.

21. Баимов; Б: Возьми гармонь, скажи «такмак» Текст. / Б.Баимов. — Уфа, 1993. (На башк.яз.).

22. БаркешлтМехдш, Иранская;музыка Текст.;/Мехди;Баркешли //История музыки;— Париж;. 19601

23. Барток, Б: Зачем и как собирать народную музыку Текст. / Б. Барток. — М. : Музгиз, 1959. —48 с.

24. Бартолъд; В;В: Книга моего деда Коркута Текст. / В.В. Бартольд. — М.-Л. : Наука; 1962. — 299с.

25. Башкирия в русской литературе. — Т.2 / Предисловие; бйбл: справками* коммент. М:Г. Рахимкулова Текст.; — Уфа: БКИ,. 1991.— G.281.

26. Башкирская энциклопедия. — Т. 1. — Уфа : БЭ, 2005.—624 с.35; Башкирские народные песни / Сост. : Х.Ф; Ахметов, Л.Н: Лебединский,

27. А.И. Харисов Текст.; — Уфа : Башкнигоиздат, 1954V — 328 с.

28. Башкирские народные песни, песни-предания / Автор-составитель

29. Ф:А.Надршина;Текст. — Уфа:: Китап, 1997. — 228 с.158

30. Башкирские народные протяжные, песни / Сост. Л.Р. Сальманова Текст.1. Уфа: Гилем,2007 — 276с.

31. Башкирские предания и легенды / Сост. Ф;А. Надршина Текст. — Уфа: Башкнигоиздат, 1985. — 288 с.

32. Башкирский фольклор: исследования и материалы: Сб. статей Текст.

33. БКИ, 1987. —518 с. 44; Башкирско-русский;словарь. -—:-М1'.::1?ИИиИ€!,' 1-958;.—-8041с:.

34. Башкортостан: Краткая энциклопедия;—- Уфа : БЭ, 1996. — 672с.

35. Белорецкий Г.П- Избранное- Текст. / Т.П. Белорецкий. — Уфа :; Башкнигоиздат, 1958.—гС.60.

36. Беляев, В.М- Очерки но истории музыки народов СССР Текст. /

37. B.М.Беляев. —M: : М., 1962. —300 с.48; Бикбулатов, Н:В. Башкирская этнонимия Текст. / Н;В: Бикбулатов. — Уфа, 1987.

38. Бопгард-Левип, Г.М. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и1595255,56,57,58,59,60,61,62;63,64,история. 2-е изд. Текст. / Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский. — М. : Мысль, 1983. —206 с.

39. Булатов, А.Б. Восточные средневековые авторы о башкирах Текст. / А.Б.Булатов // Археология и этнография Башкирии. — Т.1У. — Уфа, 1971. —358 с.

40. Валиди, А. История^башкир. История тюрков и татарТекст. / А. Валиди.

41. Уфа: Китап* 1994. — 349 с. (На баш. яз.).

42. Вильчевский, О: Кур дьг Текст./ О. Вильчевский. — М.-Л. : Изд-во Акад. наук СССР,51961.-166 с.

43. Вокальная- школа Российской академии музыки- им: Гнесиных, 199420047 Авт. сост. М.С. Агин Текст. — М:, 2004. — 592 с. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей / Сост. В.Л. Чаплин [Текст].

44. М:: Музыка, 1969. — Вып. 4. — 229 с.

45. Вопросы вокальной' педагогики: Сб. статей / Сост. Л.Б.Дмитриев Текст. — М. : Музгиз, 1962. — Вып. 1. — 145 с.

46. Вопросы вокальной* педагогики: Сб. статей / Ред.-сост. А.Л:Доливо Текст. — М.: Музыка; 1964: — Вып. 2. — 242 с.

47. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей / Сост. Д.Г.Евтушенко Текст. — М. : Музыка, 1967. — Вып. 3. — 149 с:

48. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей / Сост. А.С.Яковлева Текст.

49. М.: Музыка, 1984. — Вып. 7. — 212с.

50. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей / Сост. Л.Б. Дмитриев< Текст. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 5. — 260 с.

51. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей / Сост. Л.Б. Дмитриев

52. Текст. — М.: Музыка, 1982. — Вып. 6. — 179 с.16065; Вопросы физиологии пения и вокальной методики: Сб. научных трудов ГМПИ им. Гнесиных / Сост. О.М. Агарков, Л.Б. Дмитриев, А.Д.Кильчевская Текст. — М; : «Полиграфист», 1975. — Вып. XXV. — 166с.

53. Галин, С.А. Башкирский; фольклор. Учебное пособие для студентов' вузов, педучилищ и учителей средних школ Текст. / С.А. Галин- — Пермь,. 1975.:—235 с. (Набаш. яз.).

54. Галин, С.А. 1 lapoдной мудрости. источник; Толковый- словарь/ башкирского?фольклора*Текст.,Г С.А. Галин: — Уфа?:Китап; 2007; —зо4с. . . V.' .;. • .".•; ''.■■

55. Галина; Г.С. Башкирские байты = т мунажаты: тематика; поэтика и мелодика^Текст.;/ Г.С. Галина: — Уфа ::изд-во'БИРО; 2006. — 186 с.

56. Галлямов, С.А. Башкурдский язык и санскрит Текст. / С.А. Галлямов.— М- -СПб;.:;Институт К^дйстана шПередней Азии; 2003; — 308 с. i,70; Галлямов, G.A; Башкордская философия. Этика: — Т.З Текст. / С.А.Галлямов. — Уфа : Китап; 2005. — 180 с. V

57. Генинг,. В.Ф: Синташта. Археологические памятники, арийских племен Урало-Казахстанских степей;/ Гёнинг, ,;Г.Б; Зданович, В.В. Генинг Текст. — Челябинск, 1992.

58. Георги, ИГ. Описание всех в? Российском государстве обитающих народов Текст. / И;Г. Георги. — СПб, 1776. — 4:2. — 420 с.•731. i^odow: Историяш девяти книгах?р,екст. / Геродот.:—Ш,\912.

59. Гиппиус, Е. Основные особенности народной музыкальной речи мелодического склада (Рукопись).

60. Головинский; ГЖ Композитор/ш фольклор; Текст.;/ Г.Л. Головинский. — М.: Музыка, 1981. — 270 с.

61. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального, образования.1. М., 2005.

62. Гумилев, JI.H. Древние тюрки Текст. / Л.Н. Гумилев. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 560с:

63. Гусев, В:Е. Эстетика фольклора Текст. / В.Е. Гусев.- — JI. : Наука, 1967.318с.

64. Давыдова, Э. «Песни< мои не удержат даже тюремные стены» (о Г.Альмухаметове) Текст. / Э.Давыдова // Башкортостан кызы. — 1993.9.

65. Дарвиш, Г. Книга о музыке Текст.;/ Г. Дарвиш. — М. : Музыка , 1983.446 с.

66. Джусойты, Hi Воспитание чувств и обычай Текст. / Н.Джусойты // Дружба народов: — 1968. — №: 7. — С.247-248'.

67. Дмитриев, Л.Б. Голосовой аппарат певца (Наглядное пособие)?Текст.'/ JI. Дмитриев. М.: Музыка, .1964. — 34 с.

68. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной-методики Текст. / Л.Б. Дмитриев: — М. : Музыка, 1968. — 674 с.

69. Дмитриев, Н.К. Грамматика .башкирского, языка Текст. / Н.К.Дмитриев. — Уфа«: Башгосиздат, 1950. — 291 с. (На башк. яз.).

70. Добролюбов, H.A. Полн: собр. соч. в 6 т. Текст. / H.A. Добролюбов. — М., 1934. —T.I: —G.122!I

71. Допатин Н. Русские народные лирические песни Текст. / Н. Допатин, В: Прокунина. — М., 1956.

72. Древности Евразии в скифо-сарматское время / Сб. ст. АН СССР, Инст. Археологии / Под ред. А.И. Мелюковой и< др. Текст. — М. : Наука, 1984, —263 с.

73. Дрожжина М.Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века / Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки Текст. / М.Н.Дрожжина. — Новосибирск, 2004. — 280 с.

74. Дьяконов, И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. Текст. / И.М. Дьяконов. — M.-JI. : Изд-во,Акад. наук СССР, 1956.485 с.

75. Дьяконов; М.М. Очерк истории древнего Ирана Текст. / М.М. Дьяконов.

76. М.: Изд-во вост. лит., 1961. — 444 с.

77. Еникеев, Г.Х. Башкирские И: татарские народные песни. Рукопись. — Сборник № 1. Фольклорный^кабинет УТАИ им. 3. Исмагилова.

78. Еолян, И.Р. Традиционная музыка арабского Востока Текст. / И.Р.Еолян. — М.: Музыка, 1990. — 238 с.

79. Загретдинов, Р.А. Школа-игры на кубызе Текст., / Р.А.Загретдинов: — Уфа : Белая река, 1997. — 280 с.

80. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М. : Инфра-М, 2001.52 с.

81. Зданович; А.П. Некоторые вопросы вокальной методики Текст. / АЛ.Зданович. —М.: Музыка, 1965. — 145 с.

82. Земцовский, И. Лирика как феномен народной музыкальной культуры Текст. И:Земцовский // Песенная лирика устной традиции: Научные статьи и публикации. — СПб, 1994.

83. Земцовский, И: О современном фольклоризме Текст. / И. Земцовский // Традиционный фольклор в современной художественной жизни. — JI. : Музыка, 1984. — С.5.

84. Зёмцовский, И. Русская протяжная песня Текст. / И. Земцовский. — JI. : Музыка, 1967. — 193 с.

85. Иванов, В.А. Откуда ты, мой предок? Текст. / В.А. Иванов. — СПб : ТОО'Трань"; Уфа: УНЦРАН, 1994.—125 с.

86. Иванов, В.А. Путями степных кочевий Текст. / В .А. Иванов; — Уфа :.: Башкнигоиздат, 1984. — 136 с.

87. ЮЪ.Иванов, В:А. У подножияРифейских гор Текст. / В А. Иванов. — Уфа:: Башкнигоиздат, 1982. — 128 с.

88. Имамутдинова, ЗА. Культура башкир: Устная музыкальная традиция (''Чтение" Корана, фольклор)*.рекст.:"/ 31 А. Имамутдинова: — М- ::изд-во ГИИ, 2000. —212 с.

89. Исследования по башкирскому языку и письменной культуре Башкирии: Сб. статей. — Уфа; 1989; — 170 е.

90. Ихтисамов, Х.С. О собирании: башкирского музыкального фольклора164

91. Текст.! / X. Ихтисамов, Р: Зелинский // Современность и фольклор: Статьи и материалы. — М., 1977.

92. Ищериков, П.Ф. Очерки из истории колонизации Башкортостана: от завоевания Башкортостана до- эпохи расхищения башкирских, земель Текст. / П.Ф. Ищериков: — Уфа : Кйтап, 2003. — 40 с.

93. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по-музыке для; общеобразовательной^ школы Текст.: / Д: Б. Кабалевский // Программно-методические материалы. Музыка: Начальная школа / сост. E.Oi Яременко; — Mi : Дрофа-20011—288 с:.

94. Камаев; Ф.Х. Стилевые и жанровые8 особенности башкирского музыкального фольклора Текст.?/ ФЖ Камаев?// Научногметодические записки: —Уфа1::ЗШИИ| 19731—Выш11 — 114 с.

95. Кашгарий Махмут: Девону лугот ит-турк. Текст. / Махмут Кашгарий: — Ташкент, 1960.— Т.Г — С.64-65:

96. Киреев, А.Н: Башкирскии народный эпос Текст. / А:Н. Кирсев: — Уфа : Башкнигоиздат, 1970.—- 304 с.

97. Колпакова, Н.П. Песни ш люди:: о русской народной песне: Текст. / Н.П:Колпакова. — Л:: Наука, 1977. — 134 с.1181К6нституция^Республики'Башкортостан: —Уфа; 2008:

98. Кочнева- Ш Вокальный?словарь Текст. / И: Кочнева,. А: Яковлева: -—Л: : Музыка, 1986. — 70 с:120:-,Кравченко; АхМ: Секреты бельканто Текст. / A.M. Кравченко: — М: : АО «Софт Эрго», 1993.— 152 с.

99. Крашенинников Н.А. Хазрет Хайбулла Текст. / Н.А.Крашенников // Башкирия в русской литературе.—Уфа, Башкнигоиздат, 1965.-—Т.З. — С.289-303.

100. Круковский, М.А. Южный Урал: путевые очерки Текст.! / М1А.Круковский. — М:, 1909. — 311 с.

101. Кузеев, Р.Г. Историческая этнография башкирского народа Текст. / Р.Г.Кузеев. — Уфа : Баш. кн. изд.—во, 1978. — 263 е.: ил.

102. Кузеев, Р.Г. Происхождение башкирского народа Текст. / Р;Г. Кузеев.1. М.: Наука, 1974. — 571 с.

103. Кузьмина, Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев Текст. / Е.Е. Кузьмина. — М., 1994. — С. 127.

104. Курдско-русский словарь / Сост. К.К. Курдоев Текст. — М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1960. — 890 с.

105. Ландовска, В'. О музыке.Текст. / В. Ландовска. — М.: Издательский дом^ «Классика -XXI», 2005. —.368 с.

106. Лебединский, Л1Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Изд. 2-е и доп. Текст. / Л:Н. Лебединский. — Mi: М., 1965. — 245 с.

107. Лепехин, И\И: Дневные записки* путешествия по-разным провинциям Российского государства, Текст. / И:И; Лепехин. — СПб, 1771-1780. — Т.1. — 4.1. — 138 с.

108. Линева, Е.Э. Великорусская песня в* народной* гармонизации Текст. / Е.Э. Линева. — СПб., 19041. — 98 с.

109. Львов; М: Из1 истории вокального искусства Текст. / М. Львов; — М!. : Музыка; 1964: — 227 с.

110. Мажитов, H.A. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века Текст. / H.A. Мажитов, А. Султанова. — Уфа : Китащ 1994. — 359с.

111. Мажитов, Н.А: Тайны древнего* Урала: археология, учен, открытия,iгипотезы Текст. / H.A. Мажитов. — Уфа: Башкнигоиздат, 1973. — 183с.

112. Мажитов, H.A. Южный Урал в VII-XIX вв. Текст. / H.A. Мажитов. — М.: Наука, 1977. — 240 с.

113. Мазель, JI.A: О природе^ и средствах музыки: теоретический* очерк Текст. / Л.А.Мазель. — М:, 1983.

114. Мазурин, К. Методология пения. Текст. / К. Мазурин. — М., 1902. — T.I —914 с.

115. Максютова, Н.Х. Восточный диалект башкирского языка Текст. / Н.Х.Максютова. — М.: Наука, 1976. — 291 с.

116. Малое, С.Е. Древние и новые тюркские языки Текст. / O.E. Малов // Изв. Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — 1952. — T. XI. —Вып. 2.

117. Массон, В:М. Каракумы: заря- цивилизации Текст. / В.М. Массон,

118. B.И.Сарианиди.— М. : Наука, 1972. — 166 с.

119. Массон, В.М. Средняя-Азия и Древний Восток Текст. / В-М. Массон. ;—: М. : Наука, 1964. — 467 с.

120. Матюшин! Е.Ш У колыбёли? истории? Тёкст.^/ F.HI Матюшин: — М! : ; Просвещение,, 1972! — 255 с.

121. Махабхарата (Араньякапарва). — М:, 1987. — 671 с.

122. Мациевский И.В. Формирование системно-этнографического метода в органологии Тёкст. / ИВ-Мациевскиш // Методика- изучения фольклора1 —Л: : ЛГИТМиК, 19731— С;54^631

123. Медушевский; В.В: Интонационнаяе формам музыкт Текст. / В .В .Медушевский. — М., 1993.

124. Медуилевский, В:В. О закономерностях: и? средствах художественного5 воздёйствия музыки Текст. / В.В. Медушевский. —1 Ml : CK,. 1976.—1. C.61.

125. Мелик-Пашаев, А1А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / A.A. Мелик-Пашаев.—MI, 1981.— 227 с: ;

126. Менабени, A.F. Методика обучениям сольному пению: Текст. / А.Г.Менабени. — ML:: «Просвещение», —1987.—- 93 с.

127. Ментешашвили, А.М: Курды Текст. / А.М: Ментешашвили. — М.: Наука, 1984. —238 с. ^149: Методы музыкально-фольклористического исследования / Сб. науч. трудов: — М. : МГК, 1989. — 158 с.

128. Морозов,. В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники Текст. / В.П. Морозов. — М.: ИП РАН, МГК им П.И. Чайковского, Цёнтр « Искусством наука» , 2002. — 496 с.

129. Мрясов, С.Г. Историческое прошлое башкир Текст. / С.Г. Мрясов //167

130. Материалы; общества по* изучению Башкирии: краеведческий сборник (1928-1930 гг.). — Уфа. — № 3-4.

131. Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : СЭ, 1990. — 672 с.

132. Муртазина, М.Г. О специфики- работы с башкирскими национальными^ кадрами Текст. / М:Г. Муртазина // Перспективы развития, вокального? образования. — М., 1984.— 79 с:

133. Назаренко, ШК. Искусство» пения: Очерки и; материалы по истории; теории и практике художественного пениям 3-е изд:, дош Текст. / И:К.Назаренко.—: М. : Музыка, 1968;—621 е.

134. П.Органов. — M.; Л.: Музгиз, 1951.—134 с. 160г Очерки историш башкирского! языка: G6: статей: — М: : Наука, 1989; — 256с; . •

135. Лазовский; А: Дирижер и певец Текст. / А. Пазовский. — М.: Музгиз^ ' 1959.— 156с:

136. Паллас, П.С. Путешествие по разным,провинциям Российской империи; Текст.;/ П:С. Паллас. — СПб; 1773-1788. — 411-3:

137. Песни для детей / Сост., муз. ред. и авт., вступ. ст. М.С. Алкин Текст.1. Уфа: УПК, 2006. — 190 с.

138. Песни моего народа. Башкирские народные песни в- исполнении

139. Ф.Кильдияровой / Сост. муз: — литературного-видового сборника168

140. Ф.А.Надршина Текст. — Уфа: Песня, 1995.

141. Программа для музыкальных вузов (Специализация "Народное пение") / Авт.-сост. М.С. Алкин Текст. — Уфа : УГТ №1, 1992. — 116с. (На башк. яз.).

142. Программы по музыке для начальных классов общеобразовательной башкирской школы / Авт.-сост. М.С. Алкин Текст. — Уфа- : МП БАССР; 1982. — 112 с. (На башк. яз.).

143. Проле, В. Башкирские, народные песни Текст.' / В: Проле // «Келети Семле» («Восточное обозрение»): — Будапешт, 1905. — № 6.

144. Путешествие Абу Хамида аль-Гарнати. — М. : Наука; 1971. — С. 40:

145. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / Перевод, комментарии и редакция, академика И.Ю. Крачковского Текст.! — M.-JI., 1939. — 180'с.

146. Рак, ИВ: Зороастрийская мифология Текст. / И.В. Рак. — М. : Нева; 1998. —567с.

147. Рахимов, Р.Г. Башкирская народная инструментальная культура: Этноорганологическое исследование Текст. / P.F. Рахимов. — Уфа : Изд.-во БГПУ, 2006. — 155 с.

148. Рахимов, Р.Г. Башкирское горловое, пение «узляу» в традиционной музыкальной культуреТекст. / Р.Г. Рахимов // Музыковедение, 2005. — №3. — С.22-26:

149. Ригведа. Избранные гимны / Пер., коммент. и вступ. ст. Т.Я.Елизаренковой.Текст. — М: : Наука; 1989. — С.506.

150. Российский энциклопедический словарь, в 2-х т. / Гл. ред. А.М.Прохоров. — М. : Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2001.

151. Руденко, С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки Текст. / С.И.Руденко. — Уфа : Китап, 2006. — 372 с.

152. Руденко, С.И. Башкиры: опыт этнологической монографии. Физический тип башкир Текст. / С.И. Руденко // Записки Императорского Русского-географического общества; — Петроград,. 1916. —- Т.43. — Вып.1. — 4.1.

153. Рынков; Л*ЖТ0п6графия;0ренб;^гскот П.И: Рычков.1. Уфа : КитащЛ999.—312 с.

154. Сайдашева; 31Hi В? мире татарской?музыки:; Сборник статей (Казанская консерватория) Текст. / ЗШ" .Сайдашева;— Казань, 1995.-—220 с.

155. Салтыков. И;В. История и анализ.* башкирских песен. — Уфа; 1929 (Рукопись, НА УНЦ РАН: — Ф.З, оп. 61, ед. хр.25).1841 Салтыков;, ЯШ Башкирские народные пеент Тёкст. / И;В: Салтыков // Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала. — Вып.1.

156. Уфа : Башк. гос. ун-т им. 40-летия Октября, 1974. -—286 с.

157. Сидоров, В:В. Исследователи« края башкирского. Век VIII Текст. /

158. В.В.Сидоров. — Уфа : Китап, 1997. — 272 с. 186; Смирнов, К.Ф. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий Текст. / К.Ф; Смирнов, Е.Е. Кузьмина. — М. : Наука; 1977.— 82?с:

159. Смирнов, К.Ф: Ранние кочевники Южного Урала Текст. / К.Ф. Смирнов // Археология, и этнография Башкирии. —- T. IV. — Уфа : Башкнигоиздат, 1971. С.72.

160. Смирнов, К.Ф. Сарматы на Илеке Текст. / К.Ф. Смирнов. — М.: Наука, 1975. — 176 с.

161. Сольное пение: Программа для вокальных факультетов музыкальных вузов / Сост. М.С. Алкин Текст. — Уфа : Уфимский полиграфкомбинат, 2003. — 57 с.

162. Станиславский, К. Работа актера над собой. Собр. соч. — Т.З. — 4.2 Текст. / К. Станиславский. — М., 1953.

163. Сто башкирских песен / Сост., муз. ред. М.С. Алкин Текст. — Уфа : Башкнигоиздат, 1992. — 269 с:

164. Сулейманов, P.C. Башкирская народная! песня (проблема» жанровой системы) Текст. / Р:С. Сулейманов // Музыка и время. — 2004". — № 7.

165. Сулейманов, P.C. Башкирское народное музыкальное искусство. Музыкальный фольклор северо-западных башкир. T.XI (часть первая) Текст. / P.C. Сулейманов. — Уфа : Еилем; 2006. — 144 с.

166. Сулейманов, P.C. Башкирское народное музыкальное искусство. Эпические песни^и напевы. — Т.1. Текст. / P.C. Сулейманов: — Уфа : Китап, 2001. — 240 с.

167. Сулейманов, P.C. Жемчужины народного' творчества* Урала Текст. / Р.С.Сулейманов.* — Уфа-: Китап, 1995. — 248'с.

168. Султангареева, P.ÄI Башкирский свадебно-обрядовый фольклор Текст. / P.A. Султангареева. — Уфа : УНЦ РАЩ 1994.

169. Тайна «сольного дуэта» / Сост. В.Т. Маслов Текст. / В.Т. Маслов, Б.М.Чернов // Советская этнография, 19801 — №1.

170. Татищев; В.Н. История Российская Текст.- / В.Н: Татищев. — M.-JL, 1962. —Т.1.

171. Типеев Ш.Ш. Очерки по истории Башкирии-Текст.'/ Ш.Ш. Типеев. — Уфа : Башкнигоиздат, 1930. — 224с.200: Толстое, С.П. По древним дельтам- Окса и Яксарта Текст. / С.П.Толстов. — М. : Изд-во вост. лит:, 1962. — 324 с.

172. Толстова, JI.C. Исторические предания Южного Приаралья Текст. / JI.C. Толстова. — М.: Наука, 1984. — 246 с.

173. Упанишады; — Кн. 1. / Пер. с санскрита; предисл; и коммент. А1Я!Сыркина Текст.; — М!.: Научн; изд: центрх<<Ладомир>>: Назоса;. 19921237с:

174. Урал-батыр. Башкирский народный эпос / Перевод- с. башкирского Газима-Шафикова: Подготовка текста; ред:, предисл;, коммент. Мухтара Сагитова-рГекст.: — Уфш: БКИ* 1981':

175. Устюгов, Н.В. Башкирское восстание 1737-1739гг. Текст. / НШ!Устюгов1 — М!; Л;, 19501 — 155 с.

176. Филоненко, В.Ф. Башкиры Текст. / В1Ф; Филоненко . // Вестник Оренбургского учебного округа; — 1913. — №№ 2; 5-8; 19141 — №№ 2!,5,8: ' •"'".■■■■■'■-' '■ "■•" • :

177. Флоринский; В.М: Башкирия и башкиры. Путевые заметки Текст. / ВЖ.Флоринский // Вестн. Европы; — 1874.—№ 12. — Т.6. — С. 7237651 ;

178. Фоменков, М.П. Башкирская народная песня. Текст. / М.П. Фоменков.

179. Халтаева, JI.A. Космогоническое представление тюрко-монгольских народов и их роль в формировании бурдонного многоголосия Текст. / Л. А. Халтаева // Вопросы народного многоголосия. — Боржоми, 1988. —-С.52-53.

180. Харисов; А. Литературное наследие башкирского народа (XVIII-XIXbb). Изд. 2-е и доп. Текст. / А. Харисов. — Уфа : Китап, 2007. — 344с.

181. Чекановска; А: Музыкальная: этнография: методология и методика Текст. / А. Чекановска. — М. : CK, 1983. — 190 с.

182. Юлдашбаев, Б.Х. История формирования башкирской нации Текст. / Б:Х. Юлдашбаев. — Уфа;: Башкнигоиздат, 1972. 336 с.

183. Юссон, Р. Певческий голос Текст. / Р. Юссон. — М. : Музыка, 1974. — 261 с.

184. Юсупов, P.M. Антропологический- состав башкир и его формирование173

185. Текст. / P.M. Юсупов // Башкиры: этническая история и традиционная культура. — Уфа : БЭ, 2002. — С. 21-44. 227. Яковлев, В.И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья

186. Текст.;/ В .И: Яковлев. — Казань : 2001. — 320с. 228; Яковлева? AlC. Искусство пения Текст] / A.G. Яковлева. —М.: Издг дом

187. Информбюро», 2007.—476 с. 229. ^н^5мн; ^.3: Коренные народы Р6ссии1Башкиры: Текст. / Р.З. Янгузин,

188. ФШ1.Хисамитдинова: — Уфш: Китап; 2007. — 352 с. 230; Янгузин, В31Этногенез1;башкир? Текст.? / Р31 Янгузиш// Ватандащ: —-Уфа, 2002.' —№5. '

189. Электронные ресурсы удаленного доступа:;

190. Мациевский ИВ- Инструментализм как явление мужской музыкальной традиции. — Режим доступа : http://www:astrasong.ru/c/science/article/339/ — Загл. с экрана.

191. Мир- словарей. Массмедиа. Режим доступа : http://mirslovarei.com/content' eco/MASSMEDIA-40373.html. — Загл. с экрана.

192. Официальный сайт, посвященный 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России: — Уфа, 2006. — Режим доступа : http://www.bashkortostan450.ru. — Загл. с экрана.

193. Портреты. — Электронный ресурс удаленного доступа: — Режим доступа : http://www.arco-iris.com/George/russian portraits.htm: — Загл. с экрана.

194. Традиционная Иранская музыка. — Режим доступа : http://farhang.al-shia.ru/musik.html#instr — Загл. с экрана.

195. Форум "Центральноазиатского исторического сервера". — Режим доступа*: htto://www.kvrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=741 — Загл. с экрана:

196. Варламов, Д: И. Народные- традиции в контексте эволюции национального инструментализма в- музыкальном искусстве России XIX—XX веков Текст.- : автореф. дисс. д-ра искусствоведения : 17.00.09 / Д: И. Варламов. — Саратов, 2009 — 41 с.

197. Газиев, И. М: Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре Волго-Уральских, мусульман- Текст. : автореф. дис. канд. искусствоведения,: 17.00.02 / И: М. Газиев. —Казань, 2009. — 22 е.

198. Галимуллина; Р. Т. Башкирская протяжная- песня (юго-восточная' традиция) Текст. : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.02 / Р.Т.Галимуллина. — Магнитогорск, 2002. — 24 с.

199. Зелинский, Р. Ф. Башкирская народная инструментальная музыка (Проблемы формирования традиционного стиля) Текст. : автореф.дис. д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Р.Ф.Зелинский. — СПб, 2006. — 46 с.

200. Имамутдинова, З.А. Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции Текст. : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.02 / З.А.Имамутдинова. — Москва, 1997. — 24с.

201. Кыргыс, З.К. Горловое пение как целостное явление традиционной* музыкальной культуры, тувинцев Текст." : автореф. дис.д-ра-искусствоведения?: 17.00.027 3:К.Кыргыз: — Новосибирск, 2007. — 46с.

202. Миннурова, А. Ф. Образы Урал-батырам и Салавата Юлаева в музыкальном искусстве- Башкортостана: К проблеме преемственности' Текст." : автореф. дис. канд. искусствоведения^ : 17.00.02 / А.Ф.Миннурова. — Магнитогорск, 2000. — 23'с.

203. Рахимов, РТ. Башкирская, народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование Текст. : автореф. дис. д-ра' искусствоведения : 17.00.02 / Р.Г.Рахимов. — Магнитогорск, 2006. — 63с.

204. Сафаргулова, Ф.И. Творчество современных композиторов Башкортостана и традиции национальной культуры Текст.,: автореф: дис. канд. искусствоведения*: 17.00.02 / Ф.И.Сафаргулова. — Москва, 2006. —23 с.

205. Скурко, Е.Р. Башкирская академическая музыка: пути становления Текст. : автореф. дис. д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Е.Р.Скурко. М.: 2004. - 60с.

206. Сулегшанов, P.C. Башкирская* народная песня (проблема? жанровой системы) Текст. : автореф. дис. д-ра искусствоведения : 17.00:02 / Р.С.Сулейманов: — Санкт-Петербург, 2000. — 62 с.

207. Трофимова, Г.И. Песенная традиция татар-кряшен Бакалинского района Башкортостана Текст. : автореф. дис. канд. искусствоведения :1700.02 / Г.И.Трофимова. — Казань 2009. — 24 с.176

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.