Бульварная пресса: процессы интертекстуальности и игрореализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Мосесова, Карина Юрьевна

  • Мосесова, Карина Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Тверь
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 149
Мосесова, Карина Юрьевна. Бульварная пресса: процессы интертекстуальности и игрореализации: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Тверь. 2008. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мосесова, Карина Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. КАТЕГОРИЯ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ ИГРОРЕАЛИЗАЦИИ БУЛЬВАРНОЙ ПРЕССЫ.

1.1. Анекдот как прецедентный текст в составе публикаций «желтой прессы».

1.2. Малые фольклорные жанры как прецедентные тексты: приемы языковой игры.

1.3. Литературная цитата в публикациях «желтой прессы».

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА В

БУЛЬВАРНЫХ СМИ: УСТНЫЙ ТЕКСТ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ.

2.1. Слух и сплетня.

2.2. Функциональная значимость устных информационных текстов .,< - «секретов», «репутаций» — на страницах «желтой прессы».

2.3. Тексты-репутации: конструирование образа.

Глава III. ТИПОЛОГИЯ ИГРОРЕАЛИЗАЦИИ В БУЛЬВАРНОЙ

ПРЕССЕ.

3.1. Игра-творчество.

3.2. Игра-откровение.

3.3. Игра - визуальная коммуникация на страницах «желтой прессы».

3.4. Кроссвордно-развлекательный дискурс в контексте игро-реализации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бульварная пресса: процессы интертекстуальности и игрореализации»

Изучение СМИ с характеристикой «omnibus press» (чтение для всех) -одна из приоритетных задач современной теоретической журналистики. В последние годы появились научные исследования, позволяющие выявить кардинальные особенности этого явления [Корконосенко 1995; Костомаров 1998; Федотова 1996; Олешко 2004, Коньков 1997]. Глубокий научно-теоретический интерес к «omnibus press» заявляют в настоящее время специалисты в области социологии журналистики [Фомичева 2007], паблик рилейшнз [Почепцов 2003], рекламы [Кара-Мурза 2000; Рюмшина 2004]. Именно в контексте исследовательских задач перечисленных научных направлений впервые был обозначен интерес к бульварной, или «желтой», прессе как разновидности «omnibus press». Однако целостного анализа прессы обозначенного характера в науке современного периода * предпринято не было. Причина научно-исследовательского игнорирования проблемы, на наш взгляд, заключается в том, что бульварная, или «желтая», • пресса традиционно характеризуется как «скандальная, вульгарная» [Ворошилов 2004: 169]. Бульварной прессе даются следующие определения: «пресса, которая любит скандалы, любит развлекать людей любой ценой»; «пресса, которая обращается к эмоциональной сфере, но преимущественно апеллирует к низменным инстинктам человека»; «пресса, ориентированная на тираж, на массового читателя» [Энциклопедия жизни современной российской журналистики 1998: 10 — 20]. Е.П. Прохоров отмечает, что истинная (профессиональная) журналистика обязана «противостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры», явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на неразвитый или извращенный вкус» [Прохоров 2005: 74]. Е.П. Прохорову принадлежит также следующий, косвенно адресованный бульварной прессе тезис: «Только гуманистически ориентированная журналистика способна избавиться от давления пошлости, непритязательного развлекательства. экспл уятапии зпотизма. смакования сиен насилия и ужаса. гЬянтязий. стпаха

• I ^ * ^ 1 j с или. наобооот. ппеуветтиченной сентиментальности, сусальности. слезливой

I / I ^ ^ w / чувствительности. яскапизма. бегства от пеальности r мип гоез» 11 InoxonoR

W «' > < « J « I I

2005: 771.

- . - . . ,•

Консолидируясь с вышеприведенными характеристиками бульварной ппессьт. мы не можем не отметить того (Ьакта. что она выпаботала ттeлvю

I у * ' w систему привлечения читателей, такие методы формирования информационного потока, которые позволяют ей оказывать «довольно значительное влияние на общество» IЭнциклопедия жизни соплеменной l ♦ ' ♦ а поссийской жупналистики 199Х: 51. Показательно, что в настоящее впемя t ti t J ' i принципы бульварной прессы достаточно активно используются изданиями пазличного хапактепа: «. сепьезньте газеты пытаются игпать в желтизну, и i I * i • ^ это сочетание серьезного содержания с несерьезными заголовками и попытками включить бульварные новости приводит к дурному вкусу» [Там же: 7L На наш взгляд, стремление «серьезных изданий» использовать методы подачи материала, характерные для бульварной прессы, связано не только со стремлением увеличить типажи, но и с тем. что о v л ь в я п н я я ппесся выпаботала пелуто систему зпмЬектнгкньтх ппиемов воздействия на яулитопию. востпебованную. в частности, гтаблик пилейшнз в пепиолы пповегсения избирательных кампаний. Несмотпя на то. что повепме ■ • . ^ " * " * * . ^ пеципиента к б\шьварной прессе кяк к источнику социально-политической инФормягтии весьма невелико, она улачно вписывается в (Ьопмипование политических мифов. социально-политических настроений.

В то же нпемя б v гт ь в я п и я я ппесса. «пяссчитанняя на. обывательские. t w 1 t - . ш ' ' * Г мешанские вкусы». адресованная «человеку, лишенному общественного кпугозопя. с косными. метнанскигии взглядами» К'ловяпь оусского языка 19KI: 124. 580L в солеттжательном плане «сориентиповяна ппежяе всего из изображение бытовой, повседневной жизни» [Коньков 1997:39j. Именно в этом заключается главная особенность формирования информационного потока в бульварной прессе.

R связи с ятим Н.И. Коньков отмечает следующее: «Важнейшей особенностью бульварной прессы является специфика формирования инЛопматтионного потока, котопая ппоявляется в опиентатши ппи ii> t i г < > I постпоении текста на тексты. Лункттионипуютттие в crbene устной

• ^ 1 W ' I ^ * II ^

СЛОЕвСНОСТИ. В обычной 0бттт£СТЕвНН0-П0ЛйТИЧССК0И гвзстс ингЬопмапионньтй поток гЪопмипуется ггпи активном использовании тае

11* I I I rf I а/ имеющихся письменных текстов. R газете ттитипуются. пепесказьтваются.

• •/ -» I / упоминаются уже существующие сообщения инЛотэмяттионньтх агентств.

V ^ J • W * • I 1 1 J госулапственные акты, законы, паботы известных политических и * * | «* ^ > госулапственных деятелей. пязного пода аналитические обзопьт. j f » § » » / I i ' • I ^ статистические исследования и т.п. Создается широкий информационный контекст, в котором данная общественно-политическая газета занимает свое место как по ветггикали (лияхпоттический аспект! так и по гопизонтали f м < I /-< I синхронический аспект). Бульварная пресса включена в яругой информационный поток, тот. котопьтй существует ппеимутттественно в vcthom виде.» ! Коньков 1997:421.

Действительно. бульварная пресса активно апеллирует к устной культуре этносотшума. находясь в процессе напряженной «взаимоопиентапии» с устными высказываниями: эта взяимоопиентаттия пасполагается в гттипоком лиапазоне между «согласием» и «несогласием» с

I I ■ 1 ' w устным словом: диапазоне, включающем «сомнение», «возмущение», «ипонию». «насмешку». «издевательство» | Нлхттттт 2002: 21 v — 220!.

С Сознательная стратегия обпаптенпя к устной тт?я линии пассматпнвается п данном нсслелонянин в контексте интептекстуяльностн

I ~ • » ■ ( . пп5шяясь к тяким нпенелентным текстам, созлянттьтм н устной тпялиптти. кяьг анекдот, нословипя. погонопка. ашопизм и т.н. бульватзная ппесса «не избежным обпазом ппедельно аптяжигтует читателя» I Натагти i 1ьеге-1 'по 2007: 1431. котопому эти тексты нпекпасно знакомы. С'ледует отметить, что. анализипуя (Ъункттии обозначенных прецедентных текстов в бульвапной

I J i У ' »»'» i ппессе. мы имеем в вилу не столько тпалип ионные сЬольклопные жанпьт.

I J ' V ■*»» I * I сколько так называемый современный городской фольклор, обусловлены «ускоренным темпом городской жизни, прямым следствием которой является отбрасывание деталей, повторяющихся характеристик и мгновенное выделение сюжетного и художественного нерва» произведения [Курганов 1997: 130]. Посредством апелляции к устным текстам бульварная пресса не только обозначает круг своих читателей, их читательский потенциал, но и заявляет определенную претензию на сохранение традиции, «выражает стремление противостоять попыткам оторваться от прошлого» [Там же: 142], характеризуя себя как прессу, близкую по духу широкому кругу этносоциума. Однако для бульварной прессы интертекстуальность в широком смысле — средство игрореализации, обеспечивающее активное ролевое участие читателя. Интертекстуальность в бульварной прессе является также источником юмора, что отчетливо проявлется на уровне апелляции к литературному прецедентному тексту: «искажение великих образцов или великих произведений литературы <.> преследует цель вызвать улыбку у сведущего читателя» [Энциклопедия жизни современной

ЛОССИЙСКОЙ ЖУПНЯЛИСТИКИ 141.

Очевидно, что интептекстузльность залает ил ею текстовой иглы предполагающей пародию, стилизацию, аллюзию. Для бульварной прессы ппиктгигшяльно значимым оказывается ппмнпип лесаклализапии высоких лктепятуг> и ?-л х гЛпячиов. плелтточтитеттьнее котолых в эстетике интелтекстуяльности бульвалной плессы оказываются устные плепеяентные тексты. Именно они позволяют изляниям обозначенного хяпактеля эксплицировать многочисленные смыслы без опасения быть непонятыми, я также утверждать себя как прессу не просто массового, но и национального характера. R то же время «желтая пресса» следует классическому утвепжлению Л. Фпейла о том. что «всякое пазмьшшение убивает смех» [Фрейд 1995: 196L и не включает аудиторию в систему осмысления действительности. отводя ей роль не размышляющего, но резонерствующего собеседника.

ГТпедлагая читателю поль собеседника, а не пассивного получателя

I '' * '' / ^ инЛопмаиии, будьвапные издания таким обпазом гЬопмипуют свой

11 * ? W 1 » ' 1 1 ж 1 mi инЛопматтионньтй поток, что читатель включается в устное обсуждение

I I 1 * ' ' ппедложенных eMv матепиалов.

1 • * w 1

В свою очередь, устные тексты прецедентного характера могут быть обозначены как источники ишЬопматтии для бульвапной поессы. fC таким

1 1 »»» 1 I текстам в натпей работе отнесены сплетни, слухи, конфиденциальная ингЬопмапия (секпетыУ пепутаттии. Данное жанповое деление было впетэвьте

II '41 t ^ ' Г 1 1 ' ' 1 предложено применительно к материалам бульварной прессы в работе

В.И. Конькова. Мьт поставили своей задачей ппоанализиповать механизмы • » i их воздействия на читателя, внутпеннюю ctdvktvdv. конкпетное ' / I 1 ^ а' 1 af / I содепжательное наполнение. гЬункпионипование на уповне (Ьопмипования ' 1 У i ^ * i t 111 героев-образов, их ролей и масок.

Опипаясь на известную теопию М. Маклюэна. котопый ппедсказал

1 *J t s i t ' > глобальную театпальность коммуникации. мьт ппедставили в данной паботе

W 1 S ' У t * ' ' • 1 систему постпения бульвапной ппессой «естественной коммуникации» «тепмитюлогическое определение fvL Маключпл). ьульвапная ппесса. павно ч » а * ^ i а. » как и другие Cmvi. активно утверждает «новело устпость». стилтулируя читателя не столт-ко к чтению, сколько к ппосмотпу визуальной пптоп.мапим. ее обсуждению и петпаясляпии в устной тогше.

4 4 4 4 . » 1 iоммVIтикатп ппо значимыми для оглызатшой ппессы становятся ппежде w '-44 а ' • всего те гпопмы пепелачи ипгпопмапии. котопьте ппедполагают соучастие

4. я. ' ' ш. й. S »- Л. ' I * комм^'пикаптов. Издания гЗульвапиой ппессы таким обпазом топмипуют

4 ж i it i —i штфорглаииоппый лоток, чтобы «коммуникаторы находились в едином процессе демонстрации смыслов, их интерпретации» ПУ!акаров 2003: 3«j. Вышеизложенные положения. рассматриваемые нами в контексте социологической концепции Дебора, позволили представить типологию приемов игрореализаттии. характерных для современной бульварной прессы.

Деборт в частности, утверждалг что одна из форм концентрированной шоу-власти заключается в следующем: явления жизни превращаются в сознании людей в чистую символику без какого-либо признака содержательного аспекта гпоу-мир вездесущей рекламы» [Debord 1967: 45]. Процессы игрореализации в бульварнй прессе мы рассматриваем с учетом исследований Жана Бодийяра [Бодийяр 2003], а также отечественных исследователей в области теории журналистики, в частности В.Ф. Олешко, утверждавшего, что «сегодня игры в средствах массовой информации выполняют не только изначально свойственную им развлекательную роль. Они и просвещают, и воспитывают, и формируют моду, и отвлекают от всех тпуяностей жизни, и попой в сегоднятгтих условиях пазпупгения всех и

ТТНООЫТМе. В КОТОПОМ Нет СОСЛОВНЫХ. М СрКЗКТИЛЬНътх тт прочих огпякичсник •'•'i'iГПЗ СНПМПСТ ТО ЖССТОКОС НЗТТПЯЖСНТТС. В КОТОПОМ ЧСЛОВСК ППСРЫВЗеТ В пснлькости» ! лсизттнгз zuuz: ! 3 s. илнзко активизация ттгпового начала в тлввапной ппессе имеет важнейшую отличительную особенность, котопая w л а — — -- а. обозначена современными исследователями как манипулирование аудиторией. 1 ипологизтюуя вилы и ппиемът игпопеализапии к бульвапной ' " i 4 — * 4. * 4 » W 4. ппсссс. мы отмечаем хапактепные именно лля изланий обозначенного i 4 4 ' солепжания лпоттессьт сближения с частностью, навязывание читателям ' 4 4 ' — определенных способов мировосприятия, вовлеченность коммуникаторов в сшеру коммерциализации. идею преодоления аудиториси нелого пяла табу, ппагматическую обусловленность игры. котопая ппелполагает навязывание оппелеленных степеотипов. Вьтпажая свое скептическое отношение к я. ' ' А сощгал ьнпм v строю, бульварная пресса обращает своих читателей не к положительному идеал1/, а к потребите:'гr-.с кому.

Все сказанное позволяет очептттть тот kdvt вопросов, который пулст й■ « W 4 » w » затпонут в дальнейшем и с с и с пока н и и. ii-JIbh) ттсссптаттии является изучение процессов формирования информационного потока в современной бульварной прессе как процессов,, обусловленных особым характером интертекстуальности и игрореализации, свойственным этому виду CMFL Для этого необходимо решить ряд ЗАДАЧ; проанализировать корпус устных прецедентных для бульварной прессы текстов с целью выявления их содержания, идейно-прагматической предназначенности; выявить специфику устного словоупотребления в бульварной прессе; обозначить роль устных текстов в системе игрореализации бульварной прессы; охарактеризовать особенности формирования информационного потока в бульварной прессе с учетом «новой устности», активной апелляции к визуальным способам общения с аудиторией; проанализировать процессы взаимовлияния коммуникантов, выявить прагматическую обусловленность игры; изучить стратегии игрореализации в бульварной прессе, механизмы их воздействия на массовое сознание: представить систему репрезентации образов, их полей и масок, характерную для бульварной прессы.

МЕТО Д О Л ОГИЧЕ С К А Я БАЗА исследования стормиповалась на основе онтологического, культурно-исторического, липгво-этнологического напоавленки б современной науке о жу р н ал и ст н ке. Интегпативнын хзпактсо исследования ot?условия обпашение к шиоокому кпугу а I Ч' V Uil^yUMll 1 > . - . . . . i - .-. J . г. I,. W . - . ,,,, i Г I I/ knnq

T^V uHuJ! nV < !1Г*П* V ППГьй! ilDili^ 1.WI5. w 1 1111м.' i 11V/ 1V/D 15 V / V .* J i Cl I t ■ lE^lV/Jllij

14/1 /I. . 4i/ i ----.- ~иГ i . . —»11 t f\ /1 11 „^ . i i - - - VI > JV'V" 11 ы. /IV. 1 ■ " V * . . « V /. IV ! . mi IV" I. I'.I I cl. I • ■ . .---- t 11 /i.. r'

В основе исследования лежит РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: бульварная пресса, формируя свой информационный поток, апеллирует к устной традиции, что позволяет ей выстраивать особые отношения с аудиторией^ предполагающие, в частности, такую систему игрореализации, которая дает установку на манипуляцию потребителем информации, подмену истинного мнимым, реальности — вымыслом. При этом бульварная пресса является частью СМИ и отражает общепублицистические и собственно журналистские тенденции в массово-коммуникативной практике.

На защиту выносятся следующие положения'.

1) бульварная пресса — целостное явление, аккумулировавшее в своей практике приемы и способы общения с аудиторией, характерные лля всех СМИ современного периода:

2) бульварная пресса ощущает себя в неразрывной связи с устной традицией, что обеспечивает ппепелентность ее содеожания. специфику общения с аудиторией, характер языка и стиля изданий:

3)устный текст воспринимается бульварной прессой как источник информации. как структурно-жанровый оорззеи ее репрезентации: и. ! ртт-.^»-. f ггг»гтт,г£» v nnoTTiiiTJir. //тлпхзтл \\ лпррттапстраРТ птгг^вяг.иои

I у W 1 > > ;•'-'( —-Цч^. - ч •— V ' > - ч - I I ■ . I >■.>•->•»«.'-> Vk^tiiyiB'iii^f I < f i < U i e nnp;1;-1.' Giiivn jr и fiif-TTipinnparnreQiiKf nnpjinnriproiniiTflTi зфПгетглт навязывания аудитории мттимых ценностей. ложш.-.v иреяставлешш о содержании жизни: з j бульварная ппесса заявляет тенлеппиго к подмене печатной ишпорматтии иттниипам «естественной коммуникации», кочкупчруя в этом птноитенш с пяпио и телевн пением, гттерноттг. плуЧНай HUHM.itiA настоящего исследования определяется тем. тпггч п «та\5 гшервьте бульварная пресса рассматривается как: целостное явление профессионального характера, претендующее на дилерство в области формирования в сознании коммуниканта определенных моделей мировидения; впервые материалы периодических изданий рассматриваются в-контексте прагматической интертекстаульности; впервые подробно анализируются содержательно-структурные особенности бульварной прессы в контексте ее апелляции к устной традиции^ впервые исследуются интертекстуальные связи бульварной прессы, формы и функции «чужого слова» в ней, использование аллюзий и реминисценций как средства создания условий для игрореализации, впервые заявлена идея способности печатного издания отказываться от печатного слова, ухода в изобразительно-иллюстративный ряд, который, в свою очередь, способствует формированию устной информации.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗРХАЧИМОСТЪ диссертации определяется тем, что в ней исследуются сложные и не до конца изученные проблемы журналистики. без которых невозможно теоретико-практическое осмысление процессов, наметившихся в сфере масс-медиа. В частности, поедставленные в. оаботе материалы дают возможность программировать дальнейшее развитие системы влияния C'lvli-i на, сознание получателя и потребителя информации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗН А чЕ н ilii оаооты обусловлено возможностью использования некотооых ее положений в последующем научном исследовании omnibus Dress, в вузовском преподавании теории журналистики, паблик рилейшнз, рекламы, социологии журналистики.

АПРОБАЦИЯ результатов исследования осуществлялась па протяжении нескольких лет в разных формах: в частности, в холе ч тения и обсуждения докладов па международных, всероссийских и региональных научных конференциях «Словесность и медиа: фольклор - литература — средство коммуникации» (Санкт-Петербург 2006), «Стратегии исследования языковых единиц» (Тверь 2006), «Mass-media. Действительность^ Литература» (Тверь 2007), «Русский язык и литература в современном культурном, информационном и образовательном процессе» (Тверь 2008).

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Т г А Т,Т,"!~,/Р\ТЧ.ТТ/Т ТТТ7Т,Т^Т4Т,Т^Т*/ТТ,Т т v ТТТ Т Т ГЛ Т^Т Т "ТЛТ ТТ\ТТ А ТГТ Т/^Т»

IV м 1 E.I wrFiJH Им 1 ИГ i 1 у АльниС 1 К1 О Ж У ГП/ШИ^ 1 ъК^У!

ПРАКТИКЕ ИГРОРЕАЛИЗАЦИИ БУЛЬВАРНОЙ ПРЕССЫ

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Мосесова, Карина Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что, по результатам наших наблюдений, современная отечественная бульварная пресса, являясь неотъемлемой частью omnibus press, представляет собой явление профессионального характера, сконцентрировавшее в себе многочисленные тенденции новейших СМИ.

Будучи заметным и востребованным явлением современной журналистики, бульварная пресса заявляет свои приемы фиксации культурного опыта. Она входит в сложные, однако системно выстроенные интертекстуальные связи не только с письменной, но и с устной традицией.

Выстраивая модели общения с аудиторией, бульварная пресса заявляет тенденции создания «новой устности». Главным прецедентным текстом для изданий бульварной прессы является устный текст, созданный и функционирующий в условиях современной городской культуры. Апеллируя к ключевым содержательным и структурным стереотипам текстов устного происхождения, бульварная пресса заявляет консолидацию с третьей культурой, обозначает характер своих публикаций.

Обращение к анекдоту, паремиологическим текстам, частушке выполняет в бульварной прессе знаковые функции широкого диапазона: от обозначения характера аудитории до выстраивания различных типов игрореализации, предполагающих активное участие реципиента.

Использование прецедентных текстов устного происхождения, активно функционирующих в третьей культуре, способствует выстраиванию определенной стратегии журналистского творчества в бульварной прессе. Эта стратегия нацелена на активизацию культурной памяти читателя, его способностей интерпретировать текст. Кроме того, можно говорить о том, что характер интертекстуальности определенным образом влияет на формирование новых жанров, т.к. вовлекается как в принципы отображения действительности, так и в способы эмоционально-эстетического выражения.

Мы пришли к выводу, что прецедентные тексты литературного характера употребляются в бульварной прессе достаточно редко и выполняют функцию десакрализации классических литературных произведений.

В свою очередь, устный текст возможно рассматривать не только в контексте интертекстуальности бульварной прессы, но и как источник информации для изданий обозначенного характера. Именно сплетни, слухи, толки, пересуды составляют основу информационного потока в «желтой прессе». Выстраиваясь в определенную схему (слух рождает сплетню, сплетня предполагает формирование репутации), устные сообщения на страницах печатных изданий формируют образы, обозначают роли, способствуют процессам создания иллюзий в сознании аудитории. Тексты устного происхождения в рамках публикаций бульварной прессы выступают как активаторы коммуникации, предполагающей не только сообщение информации, но и ее обсуждение. Интерпретация информации в устном общении происходит в процессе ее коллективного осмысления в рамках уже обозначенных жанров толкования смыслов. Таким образом бульварная пресса заявляет способность выстроить процессы сопереживания коммуникантами общности интересов, действий, социальной действительности. Последняя позиция остается малопривлекательной для бульварной прессы, однако в ходе нашего исследования мы проследили наметившиеся в бульварной прессе тенденции обращения к темам социально-политического характера в контексте формирования оппозиционных настроений аудитории.

Ситуация вовлеченности потребителя информации в формирование и обсуждение информационных сообщений, характерная для бульварной прессы, предполагает различные виды игрореализации. В свою очередь, игрореализация (театрализация) информационного процесса имеет своей целью дезинформацию и манипуляцию. Культивируя в потребителе ощущение виртуального «присутствия на сцене», бульварная пресса формирует иллюзорные представления о мире, стимулирует аудиторию примеривать новые роли, отказываться от традиционных табу, испытывать лжеэмоции. В то же время бульварная пресса таким образом выстраивает модели игрореализации, что читатель получает возможность наблюдать все происходящее «со стороны», переживать эффекты подглядывания, подслушивания, вызывающие желание устного обсуждения.

Участие аудитории в процессах игрореализации во многом ориентировано на устно-письменную традицию создания пародийных текстов, игру со словом, создания собственно авторских текстов в фольклорной традиции.

Необходимо отметить ярко выраженную в современных бульварных изданиях тенденцию подмены печатного слова иллюстративным материалом. На примере бульварной прессы мы имеем возможность наблюдать феноменологические процессы отказа печатного издания от слова, когда передача информации происходит через фотоматериалы, слову же отводится весьма скромная роль комментатора.

Проблема соотношения устного и печатного слова, участия аудитории в коммуникативной деятельности бульварной прессы прослеживается и на уровне вовлечения реципиента в интеллектуально-развлекательный дискурс. Анализируя его особенности, мы отмечаем, что и на этом уровне возможно отметить процессы сближения разговорности и книжности, активное функционирование таких прецедентных текстов устно-письменного характера, как фразеологизмы. Кроме того, следует говорить о коммерциализации этого дискурса, об общем сближении интеллектуального уровня подачи материала.

Таким образом, формируя свой информационный поток, бульварная пресса находится в глубоких интертекстуальных отношениях с устной традицией, обеспечивающей особый характер содержания и передачи информации, театрализацию информационного процесса, его презентационность, влияния и воздействия на читателя в рамках прагматической коммуникации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мосесова, Карина Юрьевна, 2008 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.

2. Абрамец И.В. К вопросу об эволюции кроссвордного дискурса // Язык. Культура. Коммуникация: Материалы Международного научной конференции. — Тула: Тульский гос.пед.ун-т, 2007. — С. 36-38.

3. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Российский университет, 1996. — 315 с.

4. Адоньева С.Б. Своя чужая речь: фольклор в свете прагматики // Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - С. 52 — 59.

5. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М.: Высшая школа, 1963. Т.П. — 327 с.

6. Алексеев В.А. История русской журналистики (1860-1880). — Л.: Просвещение, 1978. — 598 с.

7. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. -М.: МГУ, 1988.-118 с.

8. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 464 с.

9. Барт Р. Избранные произведение: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс, 1989.-518 с.

10. Ю.Бахтин М.М. Слово в поэзии и прозе // Вопросы литературы. — 1972. — №6.-С. 54-85.

11. П.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. -357 с.

12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Русские словари, 2002. - Т.6. -С. 118-126.

13. Беззубов А.Н. Стилистические приемы газетной речи. СПб.: СПбГУ, 2000. - 104 с. .

14. Белоусов А.Ф. Городской фольклор: Лекции,для студентов-заочников.

15. Таллинн: Александра, 1987. 85 с.

16. Белоусов Современный анекдот // Современный городской фольклор.- М.: РГТУ, 2003. С. 581 - 599.

17. Бережной А.Ф. К истории отечественной журналистики (конец ХЕХ — начало XX в.). СПб.: СПбГУ, 1998.

18. Березина В.Г. Этика и культура научной работы. — СПб.: СПбГУ, 1999: -125 с.

19. Беседы с Юлией Кристевой // Диалог. Карнавал. Хронотоп. — 1995. -№2: — С.7 15.

20. Б л псковский Э.Д. Муки.заголовка. — М.: Прогресс, 1981. — 215 с.

21. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. -М.: МГУ, 1991. 126 с.

22. Бодийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион, Русская книга, 2003. — 328 с.

23. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М.: МГУ, 1960. - 318 с.

24. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. М.: МНЭПУ, 1995.-314 с.

25. Варустин Л.Э. Тайны газетной строки. — Л.: Лениздат., 1971. — 182 с.

26. Варустин Л.Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М.: Мысль, 1987. - 371 с.

27. Венедиктова Т.Д. Разговор по-американски: дискурс торга в словесности США XIX века. М.: НЛО, 2003. - 129 с.

28. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М.: Мысль, 1993. - 251 с.

29. Воробьев A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: Процесс, тенденции, противоречия. Екатеринбург: Екатеринбургский гос.ун-т, 1998. -277 с.

30. Ворошилов В.В. История журналистики России: Конспект лекций. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 64 с.

31. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.- 700 с.

32. Вяземский П.А. Старая записная книжка. М.: Рефл-бук, 2000. — 114 с.

33. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Наука, 1988.-251 с.

34. Газетные жанры. Изд.2-е, перераб. М.: Политиздат, 1976. - 223 с.

35. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы языка и мышления // Вопросы философии. 1977. - №4. - С. 95 - 101.

36. Гаспаров Б.М. Устная речь как семиотический объект // Семантика номинации и семиотика устной речи. Лингвистическая семантика и семиотика I (Ученые записки ТГУ. Вып. 422). Тарту: Тартуский гос.ун-т, 1978. - С.25 - 58.

37. Гаспаров М.Л. Вступительная статья к сб. Лотмана Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки.- СПб.: Искусство-СПб, 2001. С. 3 - 11.

38. Герман Далтон. Evangelische Stoimmgenin der Russisher Kirhe der Gegenwart. Heilbronn, 1881. - 156 c.

39. Гинзбург Л.Я. О документальной литературе и принципе построения характера // Вопросы литературы. — 1970. №7. - С.62 - 91.

40. Глушков Н. Очерковые формы в современной литературе — Ростов н/Д: Ростовский ун-т, 1969. — 118 с.

41. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Мысль, 1987. - 168 с.

42. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. — М.: МГУ, 1975.- 191 с.

43. Горохов В.М. Публицистика и ее эффективность // Горохов В.М. Горизонты публицистики: опыт и проблемы. — М.: Мысль, 1981. -С. 118-158.

44. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М.: Мысль, 1989.-180 с.

45. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. Учеб.пособ. М.,: Изд. РИП-холдинг, 2004. - 232 с.

46. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. — М.,: Изд. РИП-холдинг, 2001. — 336 с.

47. Де Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. - 149 с.

48. Джей Энтони. Эффективная презентация: пер. с англ. — Минск: Амалфея, 1996.-208 с.

49. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. Феномены, механизмы, защита. М.: Че Ро, Изд-во МГУ, 1996. - 344 с.

50. Дубин Б.В., Толстых А.В. Слухи как социально-психологический феномен // Вопросы психологии. 1993. - №3. - С. 24 - 34.

51. Дубин Б.В. От инициативных групп к анонимным медиа: Массовые коммуникации в российском обществе // Pro et Contra, 2000. Т. 5. №4. -С. 42 - 64.

52. Блина Е.А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства: номинативно-коммуникативный аспект. Саратов: Саратовский гос. ун-т, 2002. - 137 с.

53. Ефимова Н.В. Взаимодействие общественных корреспондентов и редакций // Социологические исследования эффективности журналистики. -М.: МГУ, 1986. С. 35 - 61.

54. Жирков Г.В. Мифологизация журналистики: Эволюция к виртуальной реальности // Журналистика в переходный период. В 5 ч. Ч. 1.-М.: МГУ, 1997.-С.110-121.

55. Жирков Г.В. Век официальной цензуры // Очерки русской культуры XIX века. Т. 2. Власть и культура. -М.: МГУ, 2000. -С. 118 121.56.* Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв.: Учеб.пособ. -М.: Аспект пресс, 2001. — 368 с.

56. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. -М.: Мысль, 1969. 291 с.

57. Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л.Г. Свитич и В.В. Ширяевой. М.: МГУ, 1994.-118 с.

58. Заславский Д.И. Газетные жанры. — Л.: Земля и фабрика, 1927. — 256 с.

59. Земская Е.А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках современных газет. М.: Наука, 1983. - 156 с.

60. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. -М.: Наука, 1983. С.172 - 187.

61. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. -М.: Наука, 1973 350 с.

62. Иванова И.Е. Фольклор и этнография в духовной периодике XIX в.: контекстные связи: Монография. Тверь: Лилия Принт, 2006. - 150 с.

63. Исмаилов М.И. Деловая пресса на информационном рынке // Вестник Московского университета. Сер.Х. Журналистика. — 1993. — С.14-23.

64. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Анекдот и когнитивные операции рефреймирования: лингводидактический аспект // Miscellania: Памяти А.Б. Мордвинова. Омск: Омский гос. ун-т, 2000. - С. 142 - 150.

65. История мировой журналистики / Авт.: А.Г. Беспалова, Е.А. Корнилов, А.П. Короченский, Ю.В. Лучинский, А.И. Станько. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2000. — 415 с.

66. История печати: Антология. М.: Знание, 2001. - 418 с.

67. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. — М.: МГУ, 1989.-182 с.

68. Канунова Ф.З. Проблема личности и жанр // Проблемы литературных жанров. Томск: Томский гос.ун-т, 1972. — С. 10 - 15.

69. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2000. — 190 с.

70. Карасик В.И. Язык социального статуса. — М.: Гнозис, 2002. — 315 с.

71. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.-298 с.

72. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 495 с.

73. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения в газетных жанрах // Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. -С. 282-356.

74. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. -М.: Наука, 1983.-С. 172-211.

75. Козина Е.И. Средства массовой информации и выборы: мифотворчество как элемент информационно-пропагадистских кампаний: Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 2000. — 21 с.

76. Кольцов М. Писатель в газете. М.: Советский писатель, 1961. -140 с.

77. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. - 204 с.

78. Коньков В.И. Бульварная пресса как тип речевого поведения // Логос. Общество. Знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 38 - 45.

79. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. — СПб.: СПбГУ, 1995.-387 с.

80. Корконосенко С.Г. Политизированная пресса для «беспартийной» аудитории // Логос. Общество. Знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 45 - 51.

81. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. — М.: Аспект пресс, 2001. — 284 с.

82. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. — М.: Научная книга, 1971.-314 с.

83. Костомаров В.Г. Языковой вкус. Наблюдения за речевой практикой масс-медиа. М.: Научная книга, 1998. - 255 с.

84. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной стилистики. М.: Гордарики, 2005.

85. Крамник В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. СПб: Изд-во СПб ун-та экономики и финансов, 1995. - 118 с.

86. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003.-380 с.

87. Кристева Ю. Слово, диалог и роман // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. -М.: РОССПЭН, 2004. С.167 - 190.

88. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: СПби-ВЭСЭП, 2000. С. 125 - 168.

89. Кропотов Л.А. Проблема факта в журналистике: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М.: МГУ, 1985. - 18 с.

90. Кузин В.И. Кризис доверия и взаимоотношения политикой и журналистов // Журналистика — XX век: эволюция и проблемы / Отв.ред. Г.В. Жирков. СПб.: СПбГУ, 1996. - С. 29 - 35.

91. Кулагина А.В. Политические частушки XX начала XXI вв. // Симаков и народное творчество. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. — С. 20-26.

92. Культура «своя» и «чужая» = «Own and alien culture»: Материалы международной интернет-конференции. М.: Фонд независимого радиовещания, 2003. — 255 с.

93. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Флинта: Наука, 2003. 837 с.

94. Культурно-исторический диалог: Традиция и текст: Межвузовский сборник / Под ред. А.Б. Муратовой, С.Б. Адоньевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1993. — 142 с.

95. Курганов Е. Анекдот как жанр // Русский литературный анекдот конца XIX начала XX века. - М.: Художественная литература, 1997. -С. 3-18.

96. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект пресс, 2000. — 240 с.

97. Левина Л.А. Развитие информационных технологий и искусство слова в историко-культурном процессе. М.: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2005. - 84 с.

98. Леонов Б. На полях отечественной периодики. М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2001. —123 с.

99. Лийв Э.Х. Инфодинамика: обобщенная энтропия и негэнтропия. -Таллинн: Александра, 1998. 98 с.

100. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. — 600 с.

101. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. -М.: Искусство, 1964. Вып. 6. С. 351 399.

102. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. — 415 с.

103. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.

104. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс. М.: Искусство, 1973. — 296 с.

105. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. — T.I. (Семиотика и типология культуры) — 479 с.

106. Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В Зт. — Таллинн: Александра, 1992.

107. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Наука, 1994. -419 с.

108. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст -семиосфера — история. М.: Яз.рус.культуры, 1996. - 447 с.

109. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. — СПб.: Искусство-СПб, 2001. 845 с.

110. Лысакова И.П. Психолингвистические основы формирования общественного сознания в прессе // Гуманитарные науки: из опыта теоретической интерпретации. СПб.: Фантомы, 1993. — С. 53 - 64.

111. Макаров М.Л. Основы теории дискурса М.: Гнозис, 2003. - 156 с.

112. Маклюэн М. Понимание медиа. М.: Жуковский, 2003. - 165 с.

113. Массовая информация в советском промышленном городе. — М.: Наука, 1980.-288 с.

114. Мастерство журналиста / Под ред. В.М. Горохова и В.Д. Пельта. -М.:МГУ, 1970.-261 с.

115. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: СПбГУ, 2001. - 114с.

116. Менделеев А. Козни «мадам толпы» // Литературная газета. 1969. — 3 декабря. — С.З.

117. Миллер Л.В. Лингвоконтактные механизмы формирования художественной картины мира (на материале русской литературы): Автореф. дис. д-ра. филол. наук. — СПб.: СПбГУ, 2004. — 42 с.

118. Мисонжников Б.Я. Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания: Автореф. дис. . д-ра филол.наук. — СПб.: СПбГУ, 2001. 54 с.

119. Мисонжников Б.Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб.: СПбГУ, 2001.-490 с.

120. Модель мира // Мифы народов мира. М.: МГУ, 1982. - С.16 - 35.

121. Моль А. Теория информации / Пер. с фр. Б.А. Власюка, Ю.Ф. Камчатова, A.M. Теймана. М.: МГУ, 1966. - 351 с.

122. Морли Д. Фотосъемка движения / Пер. с англ. А.Ю. Федутинова. -М., 1982.-116 с.

123. Мущенко Е.Г., Скоблев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. -Воронеж:. Изд-во Воронежского гос. ун-таг 1978,- 28Х с.

124. Натали Пьеге-Гро. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр. М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 240 с.

125. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа. Что такое «миф» и «мифология»? // http:www.ruthenia.ru/folklore/necludov.4htm.

126. Неклюдов С.Ю. Традиции устной и книжной культуры: соотношения и типология // http://www.mthenia.m/folldore/neckludov6htm/

127. Неклюдов С.Ю. Фольклор современного города // Современный городской фольклор. М.: Российский гуманитарный ун-т, 2003. — С.5-21.

128. Никитин В.А. О жанровой структуре фотопубликаций в советской прессе // Вестник Ленинградского университета. 1984. — №2. — С. 29-35.

129. Николаев А.В. Сказ в публицистике как способ выражения позиции автора, как способ создания идеологических стереотипов // Современные СМИ: Истоки, концепции, поэтика: Тез. науч.-практ.конф. Воронеж: Воронежский ун-т, 1994. - С.50 — 54.

130. Новая философская энциклопедия: В 4 т. — М.: Мысль, 2000-2001.

131. Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX. М.: РИП-холдинг, 2001. - 315 с.

132. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учебное пособие. М.: Рип-холдинг, 2004. - 222 с.

133. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса: Монография. М.: Гнозис, 2007.-407 с.

134. Основные понятия теории журналистики. М.: МГУ, 1993. - 205 с.

135. Основы творческой деятельности журналиста / Ред., сост. Корконосенко С.Г. СПб.: Знание, СПбиВСЭП, 2000. - 272 с.

136. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. - Вып. 17. Теория речевых актов. - С.84 - 97.

137. Пермяков Г.Л. К вопросу о структуре паремиологического фонда // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти Б.Я. Пропа. М.: МГУ, 1988. - С. 64 - 81.

138. Полборн Р. Образ и предвкушение. М.: Флинта, 2003. - 305 с.

139. Полевой Б.Н. Очерк в газете. -М.: Искусство, 1953. — 216 с.

140. Почепцов Г.Г. Паблик релейшнз для профессионалов. М.: «Рефл-бук», 2003.-486 с.

141. Прозоров В.В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. —Воронеж.: Воронежский гос. ун-т, 2004. — 291 с.

142. Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М.: Высшая школа, 1980. - 346 с.

143. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. — М.: Советский писатель, 1984.-359 с.

144. Прохоров Е.П. Проблемы эффективности журналистской деятельности в условиях ускорения социально-экономического развития. -М.: МГУ, 1987.-405 с.

145. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Изд-во МГУ, 2006. - 367 с.

146. Прутцков Г. Введение в мировую журналистику. В 2 ч. М.: Омега, 2003.

147. Разумова И.А. Несказочная проза провинциального города // Современный городской фольклор. М.: Российский гуманитарный ин-т, 2003.-С.544-560.

148. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. -М.: Институт гуманитарных коммуникаций, 1999. 150 с.

149. Рубакин Н.А. Тайна успешной пропаганды // Речевое воздействие. — М.: МГУ, 1978.-С. 131-138.

150. Русская журналистика и литература XIX в. М.: Изд-во МГУ, 1979. -183 с.

151. Русская литература и журналистика начала XX в. 1905 1917. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 203 с.

152. Русская периодическая печать (1895 1917): Справочник. - М.: Госполитиздат, 1957.— 351 с.

153. Русская печать XIX-XX веков: Сборник статей. М.: Изд-во РГБ,1994.-106 с.

154. Русская философия: Малый философский словарь. — М.: Наука,1995.-371 с.

155. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе: Учебное пособие. -М.: ШСЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: ИЦ «МарТ», 2004. 170 с.

156. Савенков А.А. Личность автора и образ героя // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса): Сб.науч.тр. / Отв.ред. Б .Я. Мисонжников. СПб: ООО Выставочн. ред.-изд. комплекс «БРИГ-ЭКСПО», 1997. -С.108 - 112.

157. Сазонов В.В., Шошников К.Б. О соотношении вербальной и визуальной информации // Предмет семиотики. — М.: Прогресс, 1975. -С. 175-198.

158. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: МГУ, 2000. - 154 с.

159. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Портреты российского журналиста в динамике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика, 2005. — №2. С. 105-116.

160. Седов К.Ф. Теория речевых актов: социопрагматический аспект // Stilistyka VIII. Opole, 1999. - С.46 - 58.

161. Сенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974.-С. 19-28.

162. Сергачев В.Я. Деловая пресса региона: Состояние и перспективы развития: Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2000. -23 с.

163. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Национальный ин-т прессы и Вагриус, 1998. - 125 с.

164. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. — Киев: Наукова думка, 1986. — 234 с.

165. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981.-Т.1.

166. Солганик Г.Я. Лексика газеты. М.: МГУ, 1981. - 234 с.

167. Сосновская Е.С. Трансформация журналистских практик и самоидентификация журналистов (сравнительный анализ на материалах России и Швеции): Автореф. дис. . канд. филол. наук. -СПб.: СПбГУ, 2000. 25 с.

168. Социальная практика и журналистский текст. М.: Академия-центр, 1999.-314 с.

169. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. — М.: Искусство, 1997. — 800 с.

170. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1982. - 345 с.

171. Тертычный А.А. Аргументация в публицистике. М.: Изд-во МГУ, 1985.-212 с.

172. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. -М.: МГУ, 1998. — 215 с.

173. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: МГУ, 2000. -368 с.

174. Толстая С.М. Устный текст в языке и культуре // Text ustny. Text Oral. Struktura i pragmatika - problemy sistematiki — ustnosc w literature. Red. Mabramowicri J.Bartminski. - Wroclaw, 1989. - C.56 - 78.

175. Толстой Н.И., Толстая С.М. Народная этимология и структура славянского ритуального текста // X съезд славистов. М.: МГУ, 1988.

176. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этноглингвистике. -М.: Индрик, 1995. -509 с.

177. Томашевский Б. Теория литературы (Поэтика). JL, 1925. - 326 с.

178. Ученова В.В. Популяризация науки в периодической печати. — М.: Наука, 1968. 154 с.

179. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. — М.: Наука, 1971.-376 с.

180. Ученова В.В. Основные направления разработки теории публицистики. М.: Наука, 1978. - 234 с.

181. Ученова В.В. У истоков публицистики. — М.: Мысль, 1989. — 398 с.

182. Ученова В.В., Шомова С.А. Полифония текстов в культуре. — М.: Омега Л.: ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, 2003. - 392 с.

183. Факторович А.П. Развитие региональных СМИ как проявление столичных информационных тенденций // Журналистика в переходный период. В 5 ч. Ч. 2. М.: МГУ, 1997. - С.39 - 40.

184. Федоров B.C. «Художественное» и «документальное» как общеэстетическая проблема // Гуманитарные наука: из опыта теоретической интерпретации. — СПб.: Фантомы, 1993. — С. 113 — 119.

185. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. — М.: Просвещение, 1996. 215 с.

186. Фомичева И.Д., Марковский Я.Э. Опыт анализа газетной фотографии // Социологические исследования эффективности журналистики. М.: МГУ, 1986. - С. 114 - 128.

187. Фомичева И.Д. Провинциальный читатель газет в России. — М.: Экономика, 1989. 195 с.

188. Фомичева И.Д. Выживание журналистики и журналистика выживания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика, 1991. №5. - С, 103-108.

189. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2007. - 321 с.

190. Фрейд 3. Художник и фантазирование. -М.: Наука, 1995. 376 с.

191. Хейзинга Й. Человек и культура // Современная западноевропейская и американская эстетика: Сборник переводов. М.: Перспектива, 2002. — С.118 — 154.

192. Художественные модели мироздания. Кн.2: XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. — М.: Экономика, 1999. 125 с.

193. Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. Изд.2-е, доп. М.: КомКнига, 2005. - 280 с.

194. Чернышов А.В. Современная советская мифология. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. 79 с.

195. Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970). М.: Наука, 1975. -С.54-72.

196. Чистов К.В. Фольклор в культурологическом аспекте // «Гуманитарий»: Ежегодник Петербургской гуманитарной академии. -СПб.: СПбГА, 1995. №1. - С.15 - 21.

197. Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция. М.: ОГИ, 2005 (2). -С. 78-93.

198. Чудаков Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура // Советское фото. — 1982. — №10. — С.15 — 21.

199. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Словарь-справочник. -М.: Аспект Пресс, 2002. 191 с.

200. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». — М.: Знание, 1988. 131 с.

201. Шмелева Е.Я., Шмелев А.Д. Языковые особенности малых форм современного городского фольклора // Язык: Кулыура: Гуманитарное знание. М.: Идея, 1999. - С.56 - 81.

202. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи: Сборник научных статей. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. -С.88-99.

203. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.: МГУ, 1998. -344 с.

204. Шостак М.И. Жанры газеты: Учеб.пособие. В 2 ч. М.: МГУ, 1999.

205. Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб.: СПбГУ, 1997. - 118 с.

206. Эйхенбаум М.Б. О прозе: Сб. статей. Л.: Наука, 1969. - 214 с.

207. Энциклопедия жизни современной российской журналистики. М.: Издания союза журналистов России, 1998. — Т. I. - 278 с.

208. Debord G.E. La Societe du Spectacle. Editions Bushet-Chastel (Paris), 1967.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.