Декоративное панно в синтезе искусств ар деко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Догонина, Елена Александровна

  • Догонина, Елена Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 172
Догонина, Елена Александровна. Декоративное панно в синтезе искусств ар деко: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2012. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Догонина, Елена Александровна

Введение.

Глава 1 Панно, как вид художественно-стилистической системы ар деко.

1.1 Декоративное панно в архитектуре ар деко.

§ 1.1.1 Панно на фасадах зданий.

§ 1.1.2 Панно в интерьерах.

1.2 Панно ар деко: техники, материалы, трактовки.

Глава 2 Декоративные мотивы панно ар деко.

2.1 Флоральные и геометрические мотивы стиля.

2.2 Характерные орнаментальные мотивы стиля.

2.3 Художественно-декоративная трактовка антропоморфных форм.

2.4 Индустриальные мотивы, как феномен времени.

Глава 3 Сюжетное содержание декоративного панно ар деко.

3.1 Реминисценции и мифология в композиции панно ар деко.

3.2 Современная тема в композиции панно европейского и американского вариантов ар деко.

3.3 Современная тема в сюжетах отечественного панно ар деко.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Декоративное панно в синтезе искусств ар деко»

Ар деко просуществовал немногим более 20 лет. За это время он прошёл все фазы становления. В числе его разных видов искусства одно из центральных мест занимало декоративное панно. Основные черты и тенденции развития панно ар деко получил от модерна. Не отрицая этой преемственности, следует отметить, что оно стало уникальным явлением стиля, вобравшим в себя все его характерные черты.

Первая четверть XX века насыщена поисками новых творческих идей, на это время приходится смена нескольких стилевых направлений, утверждение новых манифестов в творчестве, поиск выразительных формальных идей, которые могли бы составить квинтэссенцию новых стилей.

В начале 10-х гг. XX века стиль модерн переживал угасание, ему на смену приходил конструктивизм, утверждающий функцию и отрицающий декоративность. Но именно стиль модерн заложил те основные тенденции, которые позднее органично вошли в основу декоративного панно в интерьере ар деко. Модерн тяготел к синтезу искусств, создавал целостные ансамбли, активно включал в убранство интерьера декоративные панно, витражи, керамику, текстиль. Интерьер становился целостным ансамблем, зачастую созданным одним художником. Модерн проявлял повышенный интерес к декоративно-прикладному искусству и ремёслам. Это была бесценная практика создания единого стилевого языка, которая была воспринята художниками ар деко. Пришедший на смену модерну конструктивизм провозгласил полный отказ от орнаментальности, призывал к очищению формы и подчеркивал функциональность. Параллельно с отказом от излишнего декора в архитектурных и интерьерных ансамблях зарождается новый стиль, отдавший декоративно-прикладному искусству главную роль. Действительно, интерес к декоративному искусству в ар деко чрезвычайно велик, оно вносило в стиль элемент традиции, осуществляя его последовательную эволюцию. Интерьерные и архитектурные ансамбли ар деко, оформленные панно составляют целостный, гибкий и восприимчивый организм, открытый для новых технологических достижений и декоративных приёмов.

Под декоративным панно подразумевается рельефный или плоскостной декоративный элемент или панель, отделенные от плоскости стены обрамлением либо обособленные архитектурным решением пространства интерьера или фасада здания, выполненные в различных техниках и материалах. Декоративное панно становится важным элементом в убранстве интерьера и декоре фасадов зданий, оно выразило основную идею стиля - создание целостных ансамблей с единым образно-художественным языком. Декоративная композиция панно, была уникальным произведением искусства, обладающим неповторимым языком стилизации орнаментальных и антропоморфных форм. Панно ар деко бесконечно разнообразно, но в то же время оно представляет собой целостный ряд эволюций вкусов, технологий, предпочтений. В отличие от декоративного панно стиля модерн, в котором были воплощены философские искания символизма, декоративное панно ар деко не сосредоточено на создании определённой философской системы выражения, оно стремится к многообразию мотивов и источников и одновременно вырабатывало свой художественный язык.

Стиль ар деко предоставляет уникальную возможность изучить это явление декоративного искусства в различных ансамблях. Декоративное панно в эпоху стиля ар деко - признак роскоши. Диапазон применения декоративного панно в интерьерах стиля чрезвычайно широк: от частных апартаментов до интерьеров кинотеатров, вестибюлей административных зданий, залов и кают лайнеров, вагонов-ресторанов и купе экспрессов. В формообразовании фасадов зданий наиболее интересным является опыт применения панно в оформлении высотных сооружений и небоскрёбов.

Интенсивное применение панно в формировании предметно-пространственной среды было обусловлено стремлением архитекторов и декораторов к насыщению интерьеров и фасадов зданий орнаментом и различными декоративными композициями, сообщавшими им особую содержательность, эстетические и декоративные качества. В этом контексте панно становится основным элементом, позволившим обогатить ансамбль сразу в нескольких направлениях: декоративном, содержательном и эмоциональном. Оно приобретает роль особого элемента пространственной среды, объединяющего ансамбль, становится смысловым акцентом, привнося в него сюжетную линию или мотив, мастерски стилизованный и осмысленный автором, органично дополняет все элементы декора, синтезируя их в единое целое.

Актуальность исследования. Несмотря на то, что многие аспекты ар деко изучены, тем не менее, остаются лакуны в исследовании стиля. Одним из менее исследованных видов искусства стиля является панно. В исследовании панно рассматривается, как неотъемлемая часть синтеза искусств ар деко. Интерес, проявленный к стилю сегодня отечественными архитекторами и художниками-декораторами требует анализа этого опыта, пристального изучения этого явления и введения его многообразных проявлений в систему выразительных средств стиля.

Научная новизна исследования. На основе собранного библиографического и фактологического материала впервые был проведён целенаправленный анализ декоративного панно, как явления стиля, определены основные характерные черты композиций панно ар деко и их роль в художественной организации ин-терьерных и архитектурных ансамблей. Впервые были введены в научный оборот неизвестные памятники, в том числе произведения панно отечественного варианта ар деко.

Географические границы исследования обозначены широким проявлением стиля, его развитием в странах Европы, Соединённых Штатах Америки и Советском Союзе.

Хронологические рамки исследования охватывают 1920-е начало 1950-х годов.

Объектом исследования являются панно в интерьерах и архитектурных ансамблях стиля ар деко, созданные в 1920-1940-х гг. в странах Европы и США и отечественные памятники, временные границы создания которых несколько сместились на 1930-1950-ые гг.

Предметом исследования стало декоративное панно в художественно-стилистической системе ар деко, интерьерах и архитектуре стиля, основные принципы его художественных решений, особенности стилистических и формальных приёмов, сложение характерных мотивов и сюжетных предпочтений, своеобразие региональных проявлений панно.

Целью исследования стало определение роли панно в синтезе искусств, выявление художественных и декоративных приемов в панно ар деко, тематического и образного строя, и введение панно в контекст стиля.

Задачи исследования:

- изучение памятников этого вида декоративного искусства европейского, американского и отечественного вариантов стиля ар деко

- определение их роли в формировании предметно-пространственной среды стиля

- рассмотрение формальных и стилистических принципов, заложенных в композиции панно ар деко

- выявление самобытных смысловых и содержательных аспектов произведений

- сложение объективной картины рассматриваемого вида искусства в системе ар деко

Методы исследования. Использован комплексный метод исследования, рассмотрение материала базировалось на культурно-историческом и формально-стилевом подходах к анализу исследуемого материала. Для рассмотрения некоторых произведений был применён иконологический метод, позволивший выявить характерные мотивы и сюжеты панно, проследить их эволюцию и своеобразие преломлений в различных региональных вариантах стиля.

Практическая значимость работы. Проведённое исследование может существенно дополнить материал, уже введенный в научный оборот. Результаты исследования могут быть использованы современными архитекторами, художниками и декораторами в их практической деятельности. Фактологический и исследовательский материал по изучению стиля ар деко может быть использован в процессе преподавания ДПИ и монументальной живописи студентам специализированных вузов.

Степень изученности темы. Интерес к стилю в Европе и США возник ещё в 1960-х 1980-х годах. Именно на этот период приходятся основные зарубежные публикации, посвященные стилю. В 1968 году вышла книга Б. Хилльера «Ар деко 1920-1930», в которой автор обозначает хронологию развития стиля, даёт характеристику его образно-художественных и формально-стилевых черт. Би-вис Хилльер определяет ар деко как: «напористый, современный стиль, развивавшийся в 1920-х годах и достигший своей наивысшей точки в 1930-х. классический стиль в том, что касалось следования неоклассицизму, в отличие от рококо и ар нуво, он более стремился к симметрии, нежели к асимметрии, к прямым линиям, нежели к изогнутым; он отвечал потребностям машин, новых материалов и требованиям массового производства»1. Позднее, в книге Б. Хилльера и С. Эскритта «Стиль ар деко» (2005) авторами рассматриваются истоки возникновения ар деко, американский и европейский варианты стиля. В этой книге Б. Хилльер выделяет два этапа развития стиля: первый «женственный, немного консервативный стиль 1925 года, шикарный, элегантный, зависящий от изысканности мастерства и восходящий к восемнадцатому веку; и мужественная реакция тридцатых годов с её образностью механизированного века, использованием новых материалов, таких как хром и пластик, вместо старых, таких как чёрное дерево и слоновая кость, относящихся к изящному искусству»2.

В книге Э. Дункана «Американский ар деко» (1988) представлено развитие американского варианта стиля. Элистер Дункан рассматривает творчество ведущих художников и мастеров ар деко, таких как Дональд Дески, Пол Мен-шип, Гилберт Роде и др., чьё творчество способствовало формированию американского дизайна 1920-30-х годов. Автор привлекает для анализа обширный материал: декоративно-прикладное искусство, мебель, скульптуру, декор архитектурных ансамблей, отмечая уникальный вклад в развитие ар деко американских художников.

В книге П. Байер «Архитектура ар деко»(2003) автор рассматривает преломление различных региональных вариантов ар деко в архитектуре стиля, выявляет основные приёмы декоративного решения фасадов зданий. В другой книге П. Байер «Интерьер ар деко» (2005) представлены различные приёмы декоративного оформления общественных и частных интерьеров. Автор выделяет следующие направления, преобладавшие в декоре: стиль французских художников-декораторов, отличавшийся обилием флорального декора, дорогими материалами, изяществом форм и колористических решений и стримлайн модерн, преобладавший в интерьерах американского ар деко и отличавшийся напористым и динамичным формально-стилевым языком. Особое внимание автором уделено возвращению к стилю ар деко в декоративном оформлении интерьеров 1970-80 годах.

В монографической работе авторов Ш. Бентон, Т. Бентона, Г. Вуда «Ар деко 1910-1939» отдельный раздел посвящён рассмотрению источников возникновения стиля и иконографии. Среди наиболее важных явлений, вдохновлявших ар деко, авторы выделили искусство Древнего Египта, Древнегреческую архаику, искусство Древней Мексики, ориентальные мотивы, искусство африканского примитива, национальные самобытные традиции и авангардные течения. Следует отметить, что в большинстве исследований возникновение ар деко авторы также связывают с «Русскими сезонами», костюмами и декорациями Леона Бакста, появлением кубизма.

В большинстве книг, посвященных стилю, авторы стремились представить полную картину его возникновения и развития, обращаясь к архитектуре, декоративно-прикладному искусству, промышленному и графическому дизайну ар деко. Практически все авторы, исследовавшие ар деко, обращались к анализу архитектурного решения и декоративного оформления павильонов международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 г. в Париже, оценивая их как некие векторы дальнейшей эволюции стиля.

В отечественном искусствознании и архитектуре интерес к стилю наблюдается сравнительно недавно - с 1990-х. Вышли в свет комплексные исследования о природе стиля, его художественно-стилистических особенностях и проявлениях. Среди них диссертационное исследование Петухова A.B. «Ар деко и художественная жизнь Франции первой четверти XX века» (2003). Наиболее полно и исчерпывающе стиль ар деко характеризует фундаментальная работа Малининой Т.Г. «Формула стиля Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции» (2005). Автор даёт развёрнутую картину сложения стиля, выделяя несколько фаз его формирования: с одной стороны ар деко пронизан духом новаторства, с другой не утратил своей связи с модерном и неоклассицизмом, вбирал в себя всё многообразие реминисценций, связанных с искусством древних цивилизаций и обращался к экзотике искусства примитива. При этом Т.Г. Малинина выявила три основных этапа развития ар деко - линию модернизма, функционализма и ретроспективное направление, причём одно из направлений не исключает другого, меняется лишь их пропорциональное соотношение. Важным в этом исследовании является и то, что автор включает в проблемное поле памятники отечественного ар деко, рассматривая их в контексте европейского и американского вариантов стиля как самобытное явление, в то же время, являющееся неотъемлемой частью мирового наследия ар деко. Проблема развития отечественного варианта стиля частично отражена в работе Е. Гершко-вич «Высокий сталинский стиль» (2006). Анализ формирования и развития отечественного ар деко сопряжен с социально-культурными и идеологическими факторами, влиявшими на искусство 1930-50-х гг. Тем не менее в статье И.А. Азизян «Инобытие ар деко в отечественной архитектуре» отмечается что, «характерные черты европейского и американского ар деко находят несомненные параллели в советском искусстве 1930-1950-х гг. Таким образом можно говорить о проявлении ар деко в отечественном искусстве. Тем не менее, несмотря на довольно обширный исследовательский материал, посвященный изучению стиля ар деко в целом, в нём практически не затрагивается такой важный вид декоративно-прикладного искусства стиля, как панно. Таким образом, комплексное исследование панно, его роли в архитектуре стиле, композиционных и художественных особенностей является важным аспектом в изучении ар деко в целом.

Источники исследования. В качестве источников послужила имеющаяся по данной проблеме литература, труды ведущих исследователей стиля, мемуары художников и воспоминания современников, периодические издания того времени, были использованы иллюстративные материалы, включавшие в себя фотографии объектов и эскизы проектной графики. Ценным материалом стали существующие архитектурные памятники. В ходе работы над диссертацией были изучены материалы архивов и библиотек, фонды периодических изданий: РГБ, библиотеки МГХПА им. С.Г. Строганова, РГБИ, ВГИБЛ им. М.И. Рудомино.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в докладах на научных конференциях, посвящённых синтезу искусств, опубликованы в специализированных журналах и сборниках, размещены на соответствующих Интернет-ресурсах.

Структура диссертации определена поставленными задачами. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. Она включает в себя примечания к тексту и список основной использованной литературы. Диссертация сопровождается приложениями, куда вошли: список рассмотренных памятников, список ведущих художников, работавших в области декоративного панно, аннотированный иллюстративный ряд.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Догонина, Елена Александровна

Заключение.

Проведенное исследование построено на большом историческом и художественном материале, который позволил дать картину развития декоративного панно ар деко в творчестве ведущих художников своего времени и выявить индивидуальные черты. В ходе работы был систематизирован материал европейского и американского варианта стиля, в аспекте настоящего исследования впервые классифицированы и введены в научный оборот значительные и разнообразные отечественные произведения панно стиля ар деко. Отмечаются авторские стилевые особенности ведущих мастеров, их вклад в декоративное искусство. В диссертации осуществлен комплексный анализа панно в нескольких направлениях: принципов декоративной переработки композиции, смыслового аспекта, техники исполнения и его роли в интерьере или архитектурном ансамбле.

Декоративное панно, как неотъемлемая часть большинства ансамблей стиля вобрало в свою композицию обширный круг образно-художественных и содержательных черт ар деко. Органичная спаянность этого декоративного элемента с предметно-пространственной средой сообщала ему роль некоего индикатора всех формальных и смысловых проявлений нового стиля. Все тенденции становления и эволюции ар деко находили полновесное и всестороннее отражение в композиции панно. В этом контексте оно выступало в роли лакмусовой бумажки, мгновенно подхватывая и отражая тот или иной виток формирования новых художественных приёмов в декоративном искусстве. Именно эта черта композиции панно позволила выявить всю широту и многообразие художественных приёмов и содержательных качеств не только композиций, но и основных черт стиля ар деко в целом.

Проведённое исследование позволило по-новому оценить композицию панно ар деко, определить его роль в оформлении фасадов зданий и интерьеров стиля. Новый взгляд на проблему, как и обширный круг памятников и информации, введённые в научный оборот в данной работе, позволили более детально и глубоко рассмотреть особенности декоративных решений панно и его роль в организации предметно-пространственной среды, чем это представлялось ранее. Декоративное панно можно квалифицировать как сложное и многообразное проявление стиля, вобравшее в себя все основные мотивы и сюжеты стиля.

Для создания наиболее полной картины в работе рассматриваются панно, созданные для оформления фасадов зданий и интерьеров. Подобный подход позволил выявить ряд общих и специфических черт декоративного панно в различных по функциональному назначению ансамблях. Напрямую просматривается зависимость композиционного содержания панно от функции того или иного ансамбля. Для более полного раскрытия всех аспектов композиционной организации панно, его содержательная часть в исследовании была поделена на два основных направления: мотив и сюжет. Мотив, как более простая первичная декоративная единица входил в более сложные по содержанию композиции как одна из неотъемлемых составляющих.

Анализ простейшего смыслового и декоративного элемента - мотива позволил выявить ряд основных приёмов стилизации. В этом аспекте наиболее важными чертами композиции панно были художественные приёмы, формировавшие тот или иной мотив.

В рассмотрении более сложных в содержательном аспекте композиций панно были выявлены некоторые особенности формирования сложных синтетических тем, вовлекавших в образную канву произведения мифологическую и реминисцентную основы содержания. В результате анализа этих черт были выявлены определённые особенности интерпретации мифа и воспоминания в панно ар деко. Обращение к этим традиционным приёмам мастеров ар деко, избегавших вкраплений эклектики и цитирования памятников прошлого создало совершенно новое видение и восприятие системы мифа и реминисценций в стиле ар деко.

В работе были рассмотрены специфические приемы отображения современности. Причём тема современности формировалась, как некий приём фиксации в композиции панно характерных черт эпохи, составлявших её культурный контекст. В исследовании рассмотрены все основные смысловые и художественно-образные аспекты композиций панно, отражавшие как индивидуальные приёмы стилизации, связанные с самобытностью творчества того или иного автора, а также приёмы, характеризующие общие тенденции становления и эволюции стиля ар деко в целом.

Панно в стиле ар деко рассматривается как важный вид декоративно-прикладного искусства стиля, присущий всем его региональным вариантам. В этом контексте особое внимание было уделено изучению памятников панно отечественного варианта ар деко, представлявших уникальное и в высшей степени самобытное явление стиля. В круг рассматриваемых памятников были включены произведения отечественных архитекторов и художников, что позволило составить более полную картину сюжетных и художественных приёмов стиля в целом, а также помогло проследить формирование самобытных композиционных черт панно. Выявленные формальные и содержательные аспекты организации декоративной композиции панно отечественного ар деко позволили соотнести их с характерными чертами приёмов декоративной стилизации и переработки европейского и американского вариантов стиля.

Безусловно, большую роль в панно играл художественно-образный язык, посредством которого трактовался тот или иной мотив. В большинстве произведений этого круга мощная декоративная переработка превалирует над содержательными аспектами. Путём стилизации композиция панно превращалась в некий собирательный образ, основанный в большей степени на ассоциативном восприятии, нежели прямом цитировании первоисточника. Тем не менее, если рассматривать композицию панно в целом, то необходимо отметить, что весь комплекс составлявших её элементов, таких как художественный язык трактовки, колористическое решение, содержание, образность и мощное декоративное переосмысление материала обогащало предметно-пространственную среду. Композиции панно, участвовавшие в оформлении фасадов зданий и интерьер-ной среды, не только органично синтезировали в себе все основные формальные и содержательные особенности стиля ар деко, но и стали материальной историей. Они дают нам возможность оценивать этот период времени, как культурный пласт, включавший все многообразные проявления жизни общества.

Отдельно рассмотрены обращения к реминисценциям, связанным с культурой и искусством древних цивилизаций, использование в построении сюжета греческой мифологии и её аллегорических ипостасей значительно расширяли образный язык панно. В свою очередь отображение темы современности рассматривается как ещё одно самостоятельное сюжетное направление панно, в формировании которого немаловажную роль играли экономические, социально-политические и культурные реалии того времени. Широкий круг сопоставлений позволил выявить основные тенденции развития этой тематики в различных региональных вариантах стиля. Сравнительный анализ композиций панно различных вариантов стиля позволил выделить определенные отличительные черты сюжетной составляющей и художественных приёмов трактовки панно отечественного ар деко.

Таким образом, композиция панно является богатейшим источником информации, позволяющим оценить весь широчайший спектр характерных черт стиля, и в значительной мере отражает все основные этапы его формирования и эволюции. Кроме выявления общестилевых черт, свойственных композиции панно и её роли в синтезе искусств, в работе были рассмотрены некоторые уникальные особенности художественно-образных приёмов и способов их реализации в панно.

В работе рассматривались как уникальные произведения панно, так и панно, созданные в порядке массового производства, разработанные для украшения фасадов зданий и выполненные из керамики. Кроме устойчивых образно-художественных приёмов, мотивов и сюжетов в формировании композиции панно анализируется индивидуальная стилистика, используемая тем или иным мастером, приёмы формообразования и стилизации, новаторские подходы к созданию композиции панно.

В результате исследования был систематизирован следующий материал:

- декоративное панно рассмотрено, как органичное явление стиля, вобравшее в свою композицию все характерные черты ар деко. Панно представляет собой квинтэссенцию различных художественных приёмов, мотивов и образов, присущих стилю. В исследовании выявлены следующие аспекты композиции панно:

- основные содержательные направления и тенденции формирования тематических аспектов панно ар деко. В этом аспекте рассмотрены основные мотивы и сюжеты, использовавшиеся мастерами в создании композиции панно.

- определены характерные приёмы стилизации и декоративной переработки композиции. Практически всем композициям панно ар деко присущи интенсивная стилизация и декоративная переработка формы. Неотъемлемой чертой художественного языка являлось четкое и ясное ритмическое распределение масс, зачастую выявление доминирующего композиционного центра. В колористическом решении использовались яркие и локальные цвета. Отдельно рассмотрены приёмы отображения флоральных и антропоморфных форм.

- выявлена специфическая роль декоративного панно ар деко в формировании уникального облика фасадов зданий и декоративного оформления интерьеров ар деко. Панно составляло эмоциональную атмосферу ансамбля, а также обладало определёнными информативными качествами. Композиция панно была тесно связана с функциональным назначением ансамбля, что зачастую находило отражение в образно-художественном строе произведения.

- систематизированы различные материалы и техники исполнения: от традиционных и широко распространенных, таких как керамика, монументальная роспись, художественный металл, мозаика, стекло и др., до редких и зачастую новаторских техник, таких как эгломизе и художественный лак, несвойственных для выполнения монументальных произведений.

В результате проведенного исследования панно ар деко было представлено в богатстве художественных и образных решений, формально-стилевых трактовок и определено, как самобытное явление, отмеченное яркими художественными находками. Проведённый анализ показал, что панно в системе искусств ар деко явилось стилеобразующим фактором, сообщающим ансамблям содержательность, эстетические и декоративные качества, сохранившие актуальность и по сей день.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Догонина, Елена Александровна, 2012 год

1. Азизян И.А. Ар Деко: диалоги и компромиссы // Искусствознание. - №1, 2003.

2. Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления. М., 2010. Сост. и отв. ред. Косенкова Ю.Л. М.: КомКнига, 2010.

3. Банцекова А.Е. Стиль Ар Деко в искусстве Львова межвоенного периода: диссертация кандидата искусствоведения, Москва, 2006.

4. Боков А. Про ар деко // Проект «Россия».- №19, 2001.

5. Васькин A.A., Назаренко Ю.И. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. М.: Спутник+, 2009.

6. Володин П.А. Новые жилые дома. М.: ГИЛСА, 1952.

7. Всесоюзная Сельскохозяйственная выставка. Павильоны и сооружения. -М.: Искусство, 1954.

8. Гершкович Е., Корнеев Е., Высокий сталинский стиль, Трилистник, 2006.

9. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. Ю.Гольденберг П., Гольденберг Б. Задачи социалистической реконструкции

10. Москвы // Советская архитектура, №1, 1933.

11. Громов Е. Сталин: искусство и власть. Москва, Алгоритм, 2003.

12. Дейнека A.A. Из моей рабочей практики. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961.

13. Дремина О.Ю. Керамика в убранстве московского метрополитена. Проблемы стилевого развития. Диссертация кандидата искусствоведения. Москва, 2006.

14. Дункан Э. Ар деко. Энциклопедия, Москва, Арт-Родник, 2010.

15. Зиновьева O.A. Символы сталинской Москвы. М.: Издательский Дом ТОНЧУ, 2009.

16. Зуева П.П. Небоскребы Нью-Йорка 1900-1920 годов. // ACADEMIA, архитектура и строительство РААСН, -№4, 2006. 17.Зуева П.П., Шишкина И.В. Торговые здания Москвы советского периода. 1920-1980 гг., Архитектура-С, 2006.

17. Ивановская В.И. Орнамент стиля ар деко.- М.: Издательство В. Шевчук, 2008.

18. Из истории советского искусствоведения и эстетической мысли 1930-х гг.: Сборник статей. М.: Искусство, 1977.

19. Иконников A.B. Архитектура США. Москва, 1979.

20. Иконников A.B. Архитектура XX века. Т. 1. Москва, 2001.

21. Иконников A.B. Историзм в архитектуре. Москва, 1997.

22. Иофан Б. «Новый силуэт столицы»//«Советское искусство» от 18 июля 1947.

23. Искусство народов СССР от Великой Октябрьской социалистической революции до 1941 года. М., Т.7, 1972. // История искусства народов СССР в 9-ти томах.

24. Корнфельд Я.А. Архитектура Страны Советов. Театры. М.: Издательство Академия архитектуры СССР, 1948.

25. Колли. Летопись советской архитектуры. 1917-1947 // Архитектура СССР, -№17, 1947.

26. Косенкова Ю.Л. Советский город 1940-х первой половины 1950-х годов: от творческих поисков к практике строительства, Либриком, 2009.

27. Кравец С.М. Архитектуре Московского метрополитена им. Л.М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939.

28. Кулешов Н., Позднеев А. Высотные здания Москвы. М.: Московский рабочий, 1954.

29. Лагутин К.К. Архитектурный образ советских общественных зданий: Клубы и театры. М.: Искусство, 1953.

30. Латур А. Рождение метрополии. Москва, 1935-1955: Воспоминания и образы. М.: Искусство - XXI век, 2002.

31. Ле Корбюзье. Архитеткура XX века / Составитель М.Ф. Толмачев; Перевод В.Н. Зайцев, В.Н. Фрязинов, М., 1970.

32. Малинина Т.Г. К вопросу об изучении феномена ар деко // Антикватория, №2. - М., 1999.

33. Малинина Т.Г. Поиски синтеза искусств в советской архитектуре 1930-х годов. О содружестве искусств М.: Изобразительное искусство, 1996.

34. Малинина Т.Г. Тема памяти в архитектуре военных лет. М., 1991.

35. Малинина Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. М.: Пинакотека, 2005.

36. Монументальная керамика в современной архитектуре//Строительство Москвы (№6, 193) 1935 г.

37. Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. -М.: Галарт, 1995.

38. Паперный В.З. Культура два, М.: Новое литературное обозрение, 1996.

39. Петухов А. Ар деко и художественная жизнь Франции первой четверти XX века, М.: МАКС Пресс, 2002.

40. Ревзин Г.И. Возвращение АР Деко // Проект классика, VII-MMIII-03.06.2003.

41. Ревзин Г.И. Картина мира в архитектуре. «Космос и история»//Вопросы искусствозанания, №3/4, 1994.

42. Ревзин Г.И. Квопросу о специфике архитектуры советского неоклассицизма 1930-1950х годов//Искусствознание, 1995, 1-2, с. 213-229.

43. Ревзин Г.И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века. М., 1992.

44. Ревзин Г., Петров Д. Рецензии на книгу Хмельницкого Д. Зодчий Сталин. Архитектура Сталина // Проект классика, XXIII-MMVIII-31.03.2008.

45. Рудченко О. Московские высотки // Проект классика, XXIX-MMIX -16.12.2009.

46. Рудченко О. Талисман // Проект классика, II-MMI-20.12.2001.

47. Рудченко О. Французская мебель: от барокко до Ар деко//Проект классика, IX-MMIII-20.01.2004.

48. Сарабьянов Д.В. Модерн: История стиля, М.: Галарт, 2001.

49. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки, история, проблемы, М.: Искусство, 1989.

50. Седов В. Высотные здания позднего сталинизма/ЛПроект классика, XVIII-MMVI-10.08.2006.

51. Седов В. Египетский модерн // Проект классика, IV-MMII-20.09.2002.

52. Седов В. Неоклассика в московской архитектуре 1920-х годов XX-MMVI-10.03.2007.

53. Сергеева Г.В. История советской архитектуры (1917-1932 гг.): Курс лекций, М.: МАРХИ, 1981.

54. Советская архитектура за 30 лет, альбом, Москва, 1950 год. Издательство Академии архитектуры СССР.

55. Советское искусство, 1941-1945 // История русского искусства: в 13 томах. Том 13, М., 1964.

56. Соколов М.Н. Иконология и вопросы изучения советского искусства к проблеме скрытого символизма // Стиль образ время, М.: НИИ PAX, 1991.-224 с.

57. Стерноу С.А. Арт Деко. Полеты художественной фантазии, Минск, 1997.

58. Стригалёв А. О проектировании советского павильона для Парижской выставки 1937 года // Проблемы истории советской архитектуры /. Проблемы истории советской архитектуры/Под ред. А Стригалёва М., 1985.

59. Стригалёв А. Специфические черты архитектуры России в период между началом превой мировой войны и октябрьской революцией//Проблемы истории советской архитектуры/Под ред. А Стригалёва, М., 1985.

60. Суздалев П.К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны, М.: Советский художник, 1966.

61. Тол стой а. Пути развитяи и творческие связи советского и французского искусства 1920-1930 гг. // Советское искусствознание, №26.-М., 1990.

62. Толстой В.П. Выставочные ансамбли СССР 1920-1930-у годы. Материалы и документы, М.: Галарт, 2006.

63. Толстой В.П. Ленинский план монументальной пропаганды в дейст-вии//Искусство, №1, 1952.

64. Толстой В.П. Советская монументальная живопись, М., 1958.

65. Толстой В.П. Художественная жизнь Советской России1917-1932, М.: Галарт, 2010.

66. Хайт В.Л. Ар-Деко: генезис и традиция // Об архитеткуре, ее истории и проблемах, сборник статей, М., 2003.

67. Хигер Р.Я. Архитеткура речных вокзалов. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1940.

68. Хилльер Б. Стиль XX века, М., 2004.

69. Хилльер Б., Эскритт С. Стиль Ар деко; (пер. с англ. В.И. Самошкина), М.: Искусство XXI век, 2005.

70. Хмельницки Д.С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

71. Хмельницкий Д.С. Зодчий Сталин. -М.: НЛО, 2007.

72. Яковлева Г. ВСХВ и культура 30-х // Искусствознание, 1995, 1-2, с. 171180.

73. Arwas V. Art Deco, London, 1982

74. Arwas V. Art Deco, New York, 2000

75. Arwas V. Art Deco Sculpture. Chryselephantine Statuettes of the Twenties and Thirties, London, 1975.

76. Arwas V. Art Nouveau: The French aesthetic, London.: Papadakis, 2002.

77. Arwas V. Glass: Art Nouveau to Art Deco, London New York, 1977.

78. Atwell, David. Cathedrals of the Movies: A History of British Cinemas and their Audiences, London: Architectural Press, 1980.

79. Banham R. A concrete Atlantis: United States industrial building and Europe modern architecture, 1900-1925, Cambridge (Mass.) etc.: MIT press, 1986.

80. Battersby M. The Decorative Twenties, London, 1969.

81. Battersby M. The Decorative Thirties, London, 1971.

82. Baumeister M. Jean Dunand a French art deco artist working with Asian lacquer, 2002 WAG Postprints - Miami, Florida.

83. Bayer, Patricia. Art Deco Architecture, London, Thames and Hudson, 2003.

84. Bayer, Patricia. Art Deco Interiors, London, Thames and Hudson, 2005.

85. Bayer, Patricia and Waller, Mark. The art of Rene Lalique, London, 1988.

86. Bedore C. Art Deco, Flame Tree Publishing, 2005.

87. Benton Ch., Benton T., Wood Gh. Art Deco 1910-1939, The Board of Frustees of the Victoria and Albert Museum. London, 2003.

88. Berenholtz R. New York Deco, Welcome Books, 2009.

89. Bouillon Jean-Paul. Art Deco, New York: Rizzoli, 1989.

90. Bouillon Jean-Paul. Journal de Tart deco 1903-1940, Geneve: Skira, Cop. 1988.

91. Breeze C. American art deco: architecture and regionalism, W.W. Norton and Company, 2003.

92. Bridgewater P., Hunt I., Darton M., Van de Lemme A., Bayer P. Art Deco. An Illustrated Guide to the Decorative Style 1920-1940, London: Tiger Books International, 1990.

93. Brunhammer Y. The nineteen twenties style, (translated from the Italian original by Raymond Rudorff), London: Hamlyn, cop. 1969.

94. Calloway S. Art deco panneaux et plafonds, Paris: Bookking intern., cop. 1988.

95. Camard F. Ruhllmann: Master of Art Deco, London, Thames and Hudson, 1993.

96. Cerwinske L. Tropical Deco: The architecture and design of old Miami beach, New York, 1982.

97. Clouzot H. Art Deco Decorative Ironwork, Dover Publication, 1997.

98. Cochrane G. The Crafts Movement in Australia, Kensington N.S,W.: New South Wales University Press, 1992.

99. Collins J. Eric Gill: Sculpture, London: Lund Humphries/Barbican, 1991.

100. Cranfield I. Art Deco House Style: An Architectural and Interior Design Source Book, David & Charles Publishers, 2004.

101. Day S. Art deco and modernist carpet, San Francisco, Calif.: Chronicle books, 2002.

102. Deshair L. Exposition Internationale des Arts decoratifs et Industriels Modernes. Hotel de collectionneur Groupe Ruhlmann. Paris, 1926.

103. Dufrene, Maurice. Autentic Art Deco Interiors from the 1925 Exposition, Woodbridge: Antique Collectors Club, 1989.

104. Dufrene, Maurice. Ensembles mobiliers: Exposition internationale de 1925, Series 1,2,3, introduction and caption by Alastair Duncan, London, 2002.

105. Duncan A. American art deco, London: Thames and Hudson, 1999.

106. Duncan A. Art Deco, London, 1991.

107. Duncan A. art deco complete: The definitive guide to decorative arts of the 1920s and 1930s, Abrams, 2009.

108. Duncan A. Art Deco Furniture, the French Designers, London and New York, 1984.

109. Duncan A. Encyclopedia of Art Deco. London, 2002.

110. Duncan A. Luminaire art Nouveau. Art Deco, Fribourg, 1980.

111. Duncan A. Modernism: Modernist design, 1880-1940, Woodbridge (Suffolk): Antique collectors' club, Cop. 1998.

112. Duncan A. Art Nouveau Designers at the Paris salons: 1895-1914: Volume VI: textiles and Leather, Antique Collectors club Dist, 2002.

113. Encyclopedia of arts and crufts: The intern, arts movement, 1850-1920/ Patricia Bayer, Beverly Brandt, Hazel Clark et al; Senior ed.: David Game, London: Quarto publ. pic, 1989.

114. Foucart B., Offrey C., Robocon F. & Villers C., Normandie. Queen of the Seas, (C. Offrey, Trans.) New York: The Vendome Press, 1985.

115. Franco B. The Monumental Era: European Architecture and Design 1929-1939, London: Lund Humpries, 1987.

116. Frantz Kery P. Art deco graphics, Thames and Hudson, 2002.

117. Gardner J., Power A. Houses of the Art Deco Years, Author Publishing Ltd, 2005.

118. Garner P. Les Arts Decoratifs 1890-1940, Paris, 1981.

119. Gebardi M. Art Deco jewellery, 1920-1949, Woodbridge, 1989.

120. Gebhard D. Tulsa Art Deco: An architectural era, 1925-42, Tulsa: Junior league of Tulsa, 1980.

121. Greenhalgh P. Essential Art nouveau, Harry N. Abrams, 2000.

122. Greif M. Depression modern: The thirties style in America, St. Martin Pr, 1976.

123. Hanks David A., Hoy A. American streamlined design: The world of tomorrow, Flammarion, 2005.

124. Haslam M. Art Deco, London-Sydney, 1987.

125. Heid R. and Gilman J. Popular art deco: Depression era style and design. New York; London: Abbeville press, 2004.

126. Hillier B., Steven S., Fili L. Euro deco: Britain modern. French modern. Spanish art deco. Dutch modern. Germany modern. Italian art deco, London: Thames and Hudson, 2005.

127. Hillier B. Art Deco of the 20s and 30s. London New York, 1968.

128. Hillier B. The World of Art Deco, New York and London, 1971.

129. Keppigan. Art Deco, Konecky and Konecky, 2007.

130. Klein D., Clelland N. Haslam M. In the Deco Style, London, 1987.

131. Knowles E. Miller's Art Nouveau and Art Deco Buyer's Guide, Miller's Publications Ltd, 2001.

132. Knowles E. 100 years of the decorative arts: Victoriana, arts & crafts, art nouveau & art deco, London: Miller, 2000.

133. Le Corbusier. The decorative arts of Today, London: Architektural Press, 1987.

134. Leonard R.L., Glassgold C.A. American Art Deco: An Illustrated Surway, Dover Publication, 2004.

135. Loeb M. Art Deco Designs and Motifs, Dover Publications, 1972.

136. Lussier S. Art Deco Fashion, London, V and A Publications, 2003.

137. Mandelbaum H., Myers E. Screen Deco: A Celebration of High Style in Hollywood, New York and Bromley, 1985.

138. Marcilhac F. Jean Dunand, Harry N. Abrams, 1991.

139. Martinie H. Art Deco Ornamental Ironwork, Dover Publications, 1995.

140. McCready K. Art Deco and Modernist Ceramics, London, 1995.

141. Menten T. The Art Deco Style, Dover Publication, 1972.

142. Messier N. The Art Deco Skyscraper in New York, Frankfurt am Main: Lang, 1983.

143. Miller J. Collector's Guides Art Deco, Dorling Kindersley, 2005.

144. Morgan S. Art Deco. The European Style, Arlington Press, 1990.

145. Pazaurek Gustav. E., Spiegel W. Glas des 20. Jahrhunderts: Jugendstil, Art Deco, Munchen, Klinkhardt &Biermann, 1983.

146. Pierre-Emmanuel Martin-Vivier. Jean-Michel Frank: The Strange and Subtle Luxury of the Parisian Haute-Monde in the Art Deco Period, Rizzoli, 2008.

147. Polichet E., Lajoix A. La ceramique art deco, La Bibliotheque des Arts, 1988.

148. Rapin H. Art Deco Design and Ornament, Dover Publications, 2007.

149. Raskin E. Art Deco Design fantasies, Dover Publication, 2009.

150. Rauelt S. Art Deco Jewellery, London, 2002.

151. Robinson J. Art Deco Tage cTor du style, Paris, 1976.

152. Rosenfeld Lucy D. Inside Art Deco, Schiffer, 2005.

153. Rowe W. Art Deco Spot Illustrations and Motifs: 513 Original Designs, Dover Publications, 1985.

154. Rowe W. New Art Deco Borders and Motifs, Dover Publications, 2011.

155. Samuels C. Art Deco Fabrics, London, V & V Publications, 2003.

156. Schwartzman A. London art deco, Manchester, Vt.; New York: Hudson Hills press; 2006.

157. Schwartzman A. Hillier B. Deco Landmarks: Art Deco Gems of Los Angeles, Chronicle Books, 2005.

158. Shaw P. Art Deco Napier Styles of the Thirties, Cosmos Publications, 1990.

159. Smith T. Making the Modern: Industry, Art and Design in America, London: University of Chicago Press, 1993.

160. Sparke P. An Introduction to Design and Culture in the Twentieth Century, London: Routledge, 1992.

161. Steele V. Fashion and Eroticism: Ideals of Feminine Beauty from the Victorian Era to the Jazz Age, Oxford: OUP, 1985.

162. Stoll C. Art Deco Decorative Patterns in Full Color, Dover Publications, 2007.

163. Stravitz D., Gray C. Chrysler building: Creating a New York icon day by day, Princeton Architectural Press, 2002.

164. Taylor, Brian Brace. Pierre Chareau: Designer & Architect, Benedikt Taschen Vergal GmbH, 1998.

165. Terraroli V. Skira dictionary of modern arts: 1851-1942, Skira, 2001.

166. Tinniswood A. The Art Deco House, Watson-Guptill, 2005.

167. Troy, Nancy J. Modernism and the Decorative arts in France: Art Nouveau to Le Corbusier, New Haven and London: Yale, 1991.

168. Urban J. Theatres, New York: Theatre Arts Press, 1929.

169. Van de Lemme A. Art Deco Style, London, 1986.

170. Volpe Т., Carthers В., Duncan A. Treasures of the American Arts and Crafts Movement 1890-1920, Thames and Hudson, 2003.

171. Ward M. and Neville. Home in the Twenties and Thirties, Allan Publishing, 1978.

172. Warren G., Klein D. Art Nouveau and Art Deco, Gallery Press, 1978.

173. William H. The encyclopedia of decorative styles, 1850-1935, William Hardy, Steven Adams, Arie Van de Lemme, London: Greenwich, 1999.

174. Wood G. Essential Art Deco, Boston: Bulfinch press, 2003.

175. Yancey D. art Deco, Lucent Books, 2011.

176. Zachek I. Essential art deco, Parragon, 2000.1. Список иллюстраций.

177. Проект салона павильона посольства Франции для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 г. (автор Анри Рапин).

178. Проект кабинета ателье Помон для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 г. (автор Поль Фолло).

179. Проект оформления павильона Студиум-Лувр для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусства в Париже в 1925 г. (автор Андре Ферше).

180. Декоративное оформление кабины лифта в универмаге «Селфриджез» (Лондон, 1927г., автор Эдгар Брандт, декоративные панели выполнены из металла и дерева с применением художественного лака).

181. Декоративное оформление дверей лифта, выполненное с применением монель-металла, цветного стекла и нумидийского мрамора. (Детройт, Юнион-Траст-билдинг, 1929 г.)

182. Рельефные стеклянные панели в оформлении дверей лифта в Овиатт билдинг (JIoc Анджелес, 1927-28, арх. А.Р. Уолкер, П.А. Эйсен) автор Рене Лалик.

183. Панно «История человечества» на здании Интернэшнл билдинг (Нью-Йорк, Рокфеллер центр, 1933-35)автор Ли Лори, 1935.

184. Панно «Новости» на здании Дейли Ньюс билдинг (Нью-Йорк, арх. Рэй-монд Худ, 1931)

185. Панно «Новости» на фасаде здания Ассошиэйтед Пресс (Рокфеллер плаза, 1940), автор Исаму Ногути.

186. Панно на здании телефонной компании «Бэлл» (Цинциннати, 1931).

187. Декоративное убранство фасада Грейбар билдинг (Нью-Йорк, 1927, арх. Слоан и Робертсон).

188. Керамическое декоративное панно в завершении небоскрёба Френч билдинг (Нью-Йорк, 1926-27, арх. Слоан и Робертсон).

189. Рельефные композиции на здании газовой компании Хорнсей (Лондон, 1936).

190. Декоративное оформление павильона для Колониальной выставки в Париже 1931 г. (Национальный музей искусств Африки и Океании, архитекторы Леон Жоссель, Альбер Лапрад).

191. Фриз на здании поликлиники Наркомата тяжелой промышленности (1936, арх. Д.Н. Чечулин, скульптор И.Ф. Рахманов).

192. Фриз на здании библиотеки им. Ленина (1928-41, арх. В. Щуко, В. Гельфрейх).

193. Рельеф на здании Дворца Советов (Ленинград, 1936-41, арх. H.A. Троцкий, Л.М. Тверской).

194. Декоративные панно на здании дома работников НКВД (Москва, Долгоруковская ул., 1932-34, арх. И.А. Голосов).

195. Декоративное оформление Кожевнических бань (Москва, Кожевническая ул. кон. 1920-х нач. 1930-х гг. художники А. Траскунов, В. Ковальский, Р. Мурановская, В. Боркин).

196. Композиции в технике сграффито на здании Детлита (1940-41), автор Конашевич В.М.

197. Декоративные решетки на фасаде крупноблочного жилого дома (Ленинградский пр., 25, 1940 г. арх. А. Буров, А.Блохин, решетки выполнены по эскизам В.А. Фаворского).

198. Декоративное убранство павильона «Азербайджанская ССР» (1939, арх. С.А. Дадашев, М.А. Усейнов).

199. Панно в декоре павильона Татарской ССР (1937-38, арх. И.Г Гайнутди-нов, А.П Ершов, художник П. Сперанский).

200. Орнаменты на здании павильона «Узбекской ССР», (арх. С.Н. Полупанов, 1936-37).

201. Панно в декоре павильона Дальний Восток (1937-39, арх. А.Ф. Жуков, С.Б. Знаменский, Фрески бокового фасада выполнил А. Гончаров).

202. Панно на здании МГУ (1949-53, арх. Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв).

203. Рельефные композиции на фасаде высотного жилого здания на Котельнической набережной (1930-52, арх. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский).

204. Интерьер кинотеатра «Оринда», украшенный живописными панно (Калифорния, 1937-41 арх. Дональд Рим, Александр Аймвэлл Кантин).

205. Интерьер кинотеатра «Парамаунт», украшенный золоченым рельефным декором (Аврора, Иллинойс, 1929-1931).

206. Интерьер кинотеатра «Кулидж корнер», украшенный золотыми рельефами (Бруклин, Массачусетс, 1933).

207. Интерьер кинотеатра «Египетский», украшенный росписями (ДеКальб, Иллинойс, 1928-29, арх. Элмер Ф. Берне).

208. Интерьер кинотеатра «Авалон», украшенный росписями (о. Санта-Каталина, Лос-Анджелес, 1928, арх. Джон Гэбриэл Бекмен).

209. Декоративный рельеф в фойе кинотеатра «Пэнтэжис» (Лос-Анджелес, 1929-30, арх. Маркус Притека).

210. Декоративные панно в интерьере фойе театра «Крест» (Сакраменто, Калифорния), возведённого в 1912 и реконструированного в 1949.

211. Интерьер севрского павильона (Международная выставк современных декоративных и промышленных искусств, Париж, 1925, автор Рене Ла-лик).

212. Интерьер салона лайнера «Нормандия» (1935 г., автор панно «История навигации Жан Дюпа).

213. Интерьер курительной комнаты лайнера «Нормандия» (1935 г. автор панно Жан Дюнан).

214. Монументальное панно в столовой лайнера «Куин Мэри» (исполнитель Гилберт Бэйс, автор эскиза Альфред Окли, 1936 г.).

215. Декоративное панно в интерьере женской комнаты отдыха в железнодорожном терминале (Цинциннати, 1933), автор Пьер Бурдель.

216. Декоративные панно в вестибюле небоскрёба Чанин билдинг (Ньюо

217. Иорк, 1929, арх. Слоан и Робертсон).

218. Декоративные медальоны и панно в оформлении вестибюля небоскрёба Эмпайр стэйт билдинг (Нью-Йорк, 1931, арх. фирма «Шрив, Лэмб и Хармон).

219. Декоративные элементы в интерьере вестибюля небоскрёба Морского здания в Ванкувере (1929-30, арх. Д. Мак Картер, Д. Нейрн).

220. Панно «Метростроевцы» в декоративном оформлении станции метро «Комсомольская», (1935, арх. Д.Н. Чечулин, А.Ф. Тархов, художник Е.Е.Лансере).

221. Рельефные майоликовые вставки в оформлении станции метро «Театральная», (1938 г. арх. И.А. Фомин, И.Е. Львов, М.Ф. Львов, художник Н.Я. Данько).

222. Фарфоровые медальоны в оформлении станции метро «Динамо», (1938 г. арх. Я.Г. Лихтенберг, Ю.А. Ревковский, арх. вестибюлей Д.Н. Чечулин, художник Е.А. Янсон-Манизер).

223. Декоративное оформление станции метро «Маяковская», (1938 г. арх. А.Н. Душкин, художник A.A. Дейнека).

224. Мозаичные панно в оформлении станции метро «Новокузнецкая» (1943 г. арх. И.Г. Таранов, И.А. Быкова, арх. вестибюлей И.Е. Рожин, художник А.А Дейнека).

225. Мозаичные панно в оформлении станции метро «Автозаводская» (1943 г. арх. А.Н. Душкин, при участи Н.С. Князева, художники Ф.В. Борди-ченко, Б.В. Покровский, Ф.К. Лехт).

226. Каменные барельефы в оформлении станции метро «Добрынинская» 1950 г., арх. М.А. Зеленин, Л.Н. Павлов, М.А. Ильин, арх. вестибюлей Л.Н. Павлов, Я.В. Татаржинская, скульптор Е.А. Янсон-Манизер).

227. Майоликовые панно в оформлении станции метро «Таганская» 1950 г. арх. К.С. Рыжков, A.A. Медведев, художники А.Д. Бржезицкая,

228. Е.П. Блинов, З.С. Соколова, А.Г. Сотников.

229. Витражи-панно П.Д. Корина в оформлении станции метро «Новослободская», (1952 г. арх. А.Н. Душкин, А. Стрелков).

230. Витраж в оформлении вестибюля высотного жилого здания на Кудринской площади (1948-54 арх. М.В. Посохин, А.А Мндоянц), художник П.Д. Корин.

231. Витражи-панно в зале магазина «Гастроном» в жилом здании на Кудринской площади (1948-54 арх. М.В. Посохин, А.А Мндоянц), художник П.Д. Корин.

232. Декоративное убранство вестибюля высотного здания на Котельнической набережной (1937-52, арх. Д.Н Чечулин, А.К. Ростковский).

233. Монументальное панно П.Д. Корина (1952 г.) в интерьере актового зала МГУ (1949-1953, арх. Б.М. Иофан, Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов).

234. Керамические декоративные панно на здании павильона выставки-ярмарки в городе Талса (США, Оклахома, 1931).

235. Керамические вставки на фасаде здания Флорал Депот (США, Окленд, 1931, арх. Альберт Эверс).

236. Декор на фасаде здания Лос-Анджелес Джевелри центр (1930).

237. Панно на здании магазина «Бакли энд Нун» (Мельбурн, 1933, арх. Бейтс, Пиблс и Смарт).

238. Декоративный рельеф на здании магазина Магнин и компания (Окленд, 1930).

239. Керамические вставки в интерьере салона красоты «Барбер шоп» (Ин-дианаполис, Индиана, 1930).

240. Монументальное панно из стекла «Юность, возглавляющая промышленность» (Рокфеллер центр, 1936, скульптор Аттилио Пиччирилли).

241. Панно в вагонах Восточного экспресса «Ибис»(1925), «Люсиль» (1928), «Вера» (1932) (автор Альбер Дюнн).

242. Панно «Люди Азии» и «Люди Африки» (1931, автор Жан Дюнан).

243. Панно на здании театра «Линкольн» (США, штат Флорида, Майами бич, 1935-36, арх. Роберт Коллинз, Томас Уайт Лэмб).

244. Панно на фасаде отеля «Арарат» (США, Арарат, шт. Виктория, 1939).

245. Панно на фасаде небоскреба Чанин билдинг (США, Нью-Йорк, 1929, арх. Слоун и Робертсон).

246. Панно на фасаде здания Мэри А. Боулз билдинг (США, Окленд, 1931, арх. Дуглас Дейкер Стоун).

247. Панно на фасаде здания «Пауэр энд Лайт билдинг» (США, Канзас Сити, Миссури, 1931, арх. фирма «Хоит, Прайс и Барнес).

248. Панно на фасаде жилого здания, (Чикаго, Иллинойс, Вэст Эльм стрит 10, 1927, арх. фирма Б. Лео Стайф и компания).

249. Орнамент на фасаде жилого дома (Ленинград, Невский проспект, 141, 1936, арх. А.Л. Лишневский).

250. Панно над входным порталом кинотеатра «Родина» (Москва, 1937-38, арх. В.П. Калмыков).

251. Панно над входным порталом кинотеатра «Звезда» (Тверь, 1937-38, арх. В.П. Калмыков).

252. Декоративные вставки на фасаде жилого дома (Ленинград, 1951-52, арх. О.И. Гурьев, В.М. Фромзель).

253. Витраж-панно П.Д. Корина в вестибюле высотного здания на Кудринской площади (1948-54, арх. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц).

254. Медальоны на фасаде Дома специалистов (Ленинград, 1930-ые, арх. Б.Р. Рубенко).

255. Декор фасада жилого здания Дома специалистов (Ленинград, 1937-38, арх. Д.П. Бурышкин).

256. Панно на фасаде Ченей билдинг (шелковая компания), (Нью-Йорк, 1925, автор Эдгар Брандт).

257. Панно на фасаде здания Варе билдинг (Буффало, 1929, арх. Лоуренс Блей, Дуэйн Лиман).

258. Панно на фасаде здания «Дери энд Том билдинг» (Лондон, 1933, автор Уолтер Гилберт).

259. Панно в фойе кинотеатра «Тушински» (Амстердам, 1918-20).

260. Панно в интерьере ванной комнаты кутюрье Жанны Ланвин (автор Альбер Рато, 1920-22 гг.).

261. Панно в интерьере спальни Темплтона Крокера (автор Жан Дюнан, 1928 г.).

262. Панно на здании «Парк плаза апатмент» (1929-31, арх. Хорас Гинсберг и Марвин Файн).

263. Панно на здании Чанин билдинг (Нью-Йорк, 1927-29, арх. Слоан и Ро-бертсон, художники Рене Чембеллан, Жак Деламмар).

264. Панно «Танец» Жозефа Бернара в интерьере бальной залы Торговой палаты (художник-декоратор Жак Эмиль Рюльманн, 1927).

265. Панно триптих Антуана Бурделя на фасаде театра Елисейских полей (Париж, 1913, арх. Пере).

266. Панно на здании варьете «Фоли Бержер» (Париж, здание реконструировано арх. Пико в 1929).

267. Панно в технике художественного стекла в интерьере церкви

268. Св. Матвея (Великобритания, о. Джерси, 1931, автор Рене Лалик).

269. Панно в технике художественного стекла в оформлении интерьера вагона поезда «Восточный экспресс», автор Рене Лалик.

270. Пластические панно в оформлении вестибюля небоскрёба Чанин билидинг (Нью-Йорк, 1927-29, арх. Слоан и Робертсон, художник Рене Пол Чембеллан).

271. Панно «Мудрость, свет и звук» на здании Рокфеллер центр (Нью-Йорк, 1935, автор Ли Лори).

272. Пластические панно на здании Лондонской электрической железной дороги (1927-29, скульпторы Якоб Эпштайн, Эрик Гилл, Алан Вьен, Эрик Амонье, Самуэль Рабинович, Генри Мур).

273. Медальоны на станции московского метрополитена «Динамо» (1938, арх. Я.Г. Лихтенберг, Ю.А. Ревковский, арх. вестибюлей Д.Н. Чечулин, скульптор Е.А. Янсон-Манизер).

274. Орнамент на фасаде универмага «Баркерс» (Лондон, Кенсингтон-Хай-стрит, 1933-35, автор Бернард Джордж).

275. Панно на здании телефонной компании Белла (США, Цинциннати, шт. Огайо).

276. Медальоны в вестибюле Эмпайр стэйт билдинг (Нью-Йорк, 1931, арх. фирма «Шрив, Лэм и Хармон», автор А.Л. Хармон).

277. Панно в интерьере лайнера «Куин Мэри» (1936).

278. Панно в вестибюле почтового здания (Невада, Рено, 1932, арх. Фредерик Де Лонгчамп).

279. Рельефные вставки на фасаде Морского здания (Ванкувер, 1930, арх. Джордж Нейрн).

280. Панно «Скорость перемещения» универмаг «Буллокс Уилшир» (США, Лос Анджелес, 1929).

281. Медальоны на здании Северного речного вокзала (1937, арх. A.M. Рухлядев, В.Ф. Кринский, скульптор Н.Я. Данько).

282. Рельефы на здании Наркомата обороны (1934-38, арх. Л.В. Руднев).

283. Панно на здании жилого дома (Ленинград, 1939-40, арх. И.И. Фомин, Е.А. Левинсон, М.П. Савкевич).

284. Панно «Искусство и памятники норманнов», скульптор Раймонд Деламар (обеденная зала лайнера «Нормандия, 1935 г.).

285. Панно «Спорт», автор Жан Дюнан (курительная зала лайнера «Нормандия», 1935).

286. Пластина для панно «Рыбная ловля» автор Жан Дюнан (курительная зала лайнера «Нормандия», 1935).

287. Пластина для панно «Сбор винограда», автор Жан Дюнан (курительная зала лайнера «Нормандия», 1935).

288. Пластина для панно «Верховая езда», автор Жан Дюнан (курительная зала лайнера «Нормандия», 1935).

289. Панно «Керамика через века» для оформления фирмы по производству изделий из керамики «Роял Далтон» (Лондон, 1939, арх. Т.П. Бен-нет, автор Гилбер Бэйс).

290. Панно «Попугаи», автор Жан Дюпа, 1925.

291. Живописные панно в интерьере театра «Парамаунт» (Аврора, шт. Иллинойс, 1929-30, арх. Джордж и К.В. Рэпп).

292. Панно «История навигации», автор Жан Дюпа, (интерьер лайнера «Нормандия», 1935).

293. Панно «Колесница Авроры» автор Жан Дюпа (для интерьера лайнера «Нормандия, 1935).

294. Панно в интерьере кинотеатра «Пэнтэжис» (Лос-Анджелес, 192930, арх. Маркус Притека).

295. Панно «Огонь», «Вода», в кинотеатре Оринда (Калифорния, 193741 арх. Дональд Рим, Александр Аймвэлл Кантин).117 «Земля», «Воздух» в кинотеатре Оринда (Калифорния, 1937-41 арх. Дональд Рим, Александр Аймвэлл Кантин).

296. Панно в вестибюле здания телефонной компании Нью-Джерси (США, Ньюарк, 1927-29).

297. Панно «Скорость и спорт» в интерьере лайнера «Куин Мэри», автор Морис Ламберт, 1936.

298. Панно на здании Главного лондонского управления пожарными командами (Лондон, 1937, арх. комп. «Хиггс энд Хил л»).

299. Панно «Империя и её поданные» в вестибюле «Дейли Экспресс» (Лондон, 1929-31, автор Эрик Амонье).

300. Панно в зале ожидания Центральной железнодорожной станции в Монреале (Канада, конец 1920-х-1943).

301. Панно «Неделя королевского юбилея» для оформления бара на лайнере «Куин Мэри», автор А.Р. Томсон, 1936 г.

302. Панно в фойе табачной компании Р.Дж. Рейнолдса (США, Вест-Салем, 1929, арх. фирма «Шрив, Лэм и Хармон).

303. Панно в интерьере туристического агентства, автор Люси Холт Ле Сон, 1928 г.

304. Панно в интерьере гребного клуба, автор А. Сонга (Италия, озеро Комо).

305. Панно в зале ожидания аэропорта г. Цинциннати, (США, шт. Огайо, 1937, художник Уильям Харри Готард).

306. Панно на здании газеты (Австралия, Мельбурн, 1933, автор Непиер Воллер).

307. Панно на фасаде кинотеатра «Гигант» (Ленинград, 1934-36, арх. A.A. Гегелло, Д.И. Кричевский).

308. Панно на фасаде кинотеатра «Москва» (Ленинград, 1936-39, арх. Л.М. Хидкель, автор И.В. Крестовский).

309. Панно на здании Специальных курсов усовершенствования командного состава (Офицерские классы), (Ленинград, 1938, арх. Д.П. Бу-рышкин).

310. Панно «Труд в социалистической промышленности (автор Вл. Ковальский), «Физкультура и гигиена в быту и на производстве (автор А.

311. Траскунов), «Сцены из колхозной жизни» (автор Р. Мурановская) на здании Кожевнических бань (Москва, конец 1920-х начало 1930-х).

312. Панно «Сутки советского неба», автор A.A. Дейнека (ст. м. «Маяковская, 1938, арх. А.Н. Душкин).

313. Панно в фойе жилого дома на Котельнической набережной (193752, арх. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский).1. Персоналии авторов.

314. Европейские и американские художники.

315. Деламмар Жак архитектор и декоратор. Занимался проектированием и оформлением большинства зданий стиля ар деко в Нью-Йорке. Умер в возрасте 80-ти лет в Палм Спринг (Калифорния).

316. Пиччирилли Аттилио (16.05.1866г. 08.10.1945г.). Художник, скульптор итальянского происхождения жил и работал в США.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.