Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Хмельницкая, Ирина Ивановна

  • Хмельницкая, Ирина Ивановна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 178
Хмельницкая, Ирина Ивановна. Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2011. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Хмельницкая, Ирина Ивановна

Введение. Обоснование темы.

Глава 1. Деятельность великого князя Владимира Александровича по реформированию художественного образования в России.

1.1. Культурные интересы великого князя Владимира Александровича как основа организационно-просветительской деятельности.

1.2. Великий князь Владимир Александрович на посту президента Императорской Академии художеств: пути реформирования художественного образования

1.3. Проблемы развития среднего художественного образования в России.

Глава 2. Влияние великого князя Владимира Александровича на защиту культурного наследия и развитие международных связей в сфере культуры.

2.1 Инициативы великого князя Владимира Александровича по сохранению культурного наследия и развитию музейного дела в России

2.2.Реализация художественных предпочтений великого князя в оформлении интерьеров и повседневной жизни Владимирского дворца.

2.3. Вклад великого князя Владимира Александровича в расширение международных связей в сфере культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деятельность великого князя Владимира Александровича в сфере русской художественной культуры»

Актуальность темы. В современном мире осмысление событий русской общественно-политической жизни и художественной культуры на рубеже XIX—XX веков занимают важное место. Переломный период отечественной истории, на который выпали годы правления последних русских императоров Александра III и Николая II вызывают несомненный интерес. В этой связи история семьи Романовых, исследование ее участия во многих исторических и художественных событиях того сложного времени становятся все более актуальными. Влияние представителей семьи Романовых на многие общественно-политические и культурно-исторические процессы до недавнего времени оценивалось в основном негативно.

Изменения в сегодняшней общественно-политической жизни России постепенно приводят к переоценке нашего исторического прошлого. В настоящее время не завершено переосмысление событий, происходивших в российском государстве на рубеже XIX-XX веков. Такая переоценка происходит в контексте современных культурно-исторических процессов, в том числе в свете событий последних лет: 17 июля 1998 года в усыпальнице Петропавловского собора были захоронены останки семьи императора Николая II, 30 сентября 2006 года там же в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II состоялось перезахоронение императрицы Марии Федоровны. Для темы настоящего исследования важно отметить, что в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости 7 марта 1995 года были в торжественной обстановке перезахоронены останки старшего сына великого князя Владимира Александровича - великого князя Кирилла Владимировича и его супруги великой княгини Виктории Федоровны.

В результате новых научных исследований, многие несправедливо забытые или неверно истолкованные исторические события вновь стали объектом изучения. Девятнадцатый век, насыщенный социальными движениями, во многом стал катализатором развития отечественной культуры XX века. Это время, когда формировались не только новые черты русской культуры, но и иных представлений о гуманистических, эстетических и нравственных направлениях ее развития. Конец XIX- начало XX века Н.А.Бердяев справедливо называл «русским культурным ренессансом». В этих условиях менялось представление о предназначении творчества, главным вектором которого стало создание новых ценностей и норм, противостоящих устоявшимся стандартам и готовым образцам. «Само развитие искусства отмечено беспрецедентной противоречивостью и конфликтностью, что соответствует столь же небывалой конфликтности исторического развития всего XIX века»1. Уже начиная с середины XIX века, возникновение в общественной жизни демократической разночинской культуры привело к противостоянию консервативных и демократических сил, что в дальнейшем способствовало изменению приоритетов в русской культуре. Характерными направлениями во всех сферах искусства становятся не только представительские и просветительские задачи, но и отражение «жизненной правды», «поэтического представления фактов жизни», что представляло принципиально новые идеи.

Рассматривая этот период отечественной истории, исследователи до недавнего времени почти не уделяли внимания вопросам, связанным с ролью членов императорской фамилий в формировании новых процессов в сфере культуры и не учитывали объективности того, что высшая аристократия нередко имела определенное влияние на развитие новых направлений в искусстве.

Культурные процессы в России, их приоритеты резко менялись и политизировались. Это отражалось на формировании взглядов выдающихся личностей отечественной культуры середины XIX века Л.Толстого, В.Соловьева, Ф.Достоевского, И.Репина: в их учениях и

1 В.И. Раздольская. Европейское искусство XIX века. Классиимзм.Романтнзм.СПб.:2009. - С. 11. воззрениях наблюдается противоречивая смесь, как демократизма, так и консерватизма.

Как отмечает И.В.Кондаков : «существование самого феномена русского самодержавия, его особое место в отечественной культуре, его специфические взаимоотношения с дворянской и народной культурой в совокупности способствовали формированию на русской почве русского радикализма.»2 В связи с этим тезисом в настоящем диссертационном исследовании прослеживается влияние одного из значимых членов Императорской семьи на развитие отечественной культуры рубежа XIX -XX веков. Для более полного понимания существенных социокультурных перемен возникает вполне закономерная потребность в исследованиях биографического характера, в изучении отдельных личностей на фоне эпохи. Историческое значение личности великого князя Владимира Александровича как представителя русской культуры, его судьба и деятельность на посту президента Академии художеств анализируются в тесной взаимосвязи с определенной социокультурной средой русской аристократии, для которой, по определению Н.М.Карамзина, идеалами были просвещение и «дворянский долг служения России».

Роль президента Императорской Академии художеств, великого князя Владимира Александровича в осуществлении многих направлений развития русской культуры не достаточна изучена.

Актуальным является возможность ввести новые материалы, а, следовательно, и пополнить научный вклад в воссоздание полной картины культурной жизни России второй половины XIX- начала XX вв., достойное место в которой, занимали и представители дома Романовых. Историко-культурологическое изучение этой проблемы является одним из аспектов, способствующего восстановлению полной картины культурной жизни России рассматриваемого периода.

2 И.В.Кондаков. Культурология. История культуры в России М.:0мега-Л:2003. -С. 269

В многочисленной императорской семье были личности, которые играли значительную роль в различных областях общественно-культурной и политической жизни России. Одним из влиятельных представителей Дома Романовых был великий князь Владимир Александрович (1847-1909), третий сын императора Александра II. Владимир Александрович в силу своего положения в иерархии Императорской семьи занимал целый ряд важных государственных постов: Главнокомандующего гвардии и Санкт-Петербургского военного округа, члена Государственного совета, сенатора, а также президента Императорской Академии Художеств.

Император Александр III, зная и ценя великого князя Владимира Александровича, как человека твердого, энергичного и верного, сделал его ближайшим помощником в управлении государством»3.

Личностные качества великого князя Владимира Александровича и его государственная деятельность долгое время неоднозначно оценивалась отечественными историками. Так, в нескольких изданиях известного исследователя истории Академии художеств В.Г. Лисовского имя великого князя Владимира Александровича встречается только однажды: в связи с расстрелом демонстрации 9 января и осенними беспорядками 1905 года, в которых приняли участие студенты Императорской Академии художеств. Более того, советскими историками руководство Академией художеств великим князем Владимиром Александровичем расценивалось в большинстве случаев весьма негативно, а иногда доходило до того, что его называли «душителем всего живого».4 Такие предвзятые и необъективные оценки были обусловлены особенностями исторического момента начала XX столетия и, прежде всего, отношением великого князя Владимира Александровича к демонстрации 9

3 М.Н Величенко. Г.А.Миролюбива.Дворец великою князя Владимира Александровича СПб "ОООАл.маз.-l 997 - С 98. i И И Беккер, И А Бродский, С.К. Исаков. Академия художеств / Исторический очерк. Под ред проф.С.К. Исаева J1.;M .1940-С.З-4 января 1905 года. Это неоднозначное событие и бездоказательное возложение всей ответственности на великого князя Владимира

Александровича, на долгие годы заслонили многие выдающиеся его достижения как государственного и общественного деятеля, организатора многих культурных проектов. Личность каждого-человека содержит в себе целый спектр проблем, обусловленных не только' его индивидуальными1. особенностями, но и важнейшими характеристиками современной ему эпохи.

В связи с этим представляется актуальным провести комплексный анализ деятельности Владимира Александровича как президента Императорской

Академии художеств, мецената, покровителя искусств, а так же его вклада в развитие русской культуры последней трети XIX — начала XX вв. Это время, ознаменованное социальными движениями, духовными и творческими исканиями формировало новую русскую культуру, ее новые направления и задачи. На посту президента Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович в решении многих проблем проявил себя с позиций глубоко заинтересованного и компетентного человека, проводящего политику необходимого реформирования художественной' жизни. Его деятельность распространялась на различные сферы культуры и просвещения исследуемого периода. Впервые в диссертационном исследовании проанализировано его участие в создании системы художественного образования; охране памятников и развитии музейного дела в России; расширении культурных связей и международном прославлении отечественной культуры. При этом акцентируется внимание на том, что проявляя заботу о положении представителей художественной культуры в обществе, великий князь Владимир Александрович расширил прием русских художников и архитекторов на государственную службу.

Реконструируя страницы биографии великого князя Владимира

Александровича, диссертант рассматривает деятельность исторической личности в контексте общественно-культурных процессов в России на рубеже Х1Х-ХХ веков. Культурологический анализ многогранной 7 деятельности великого князя Владимира Александровича в области культуры и просвещения, впервые представленный в данном исследовании, дает возможность воссоздать более объективную картину и полнее представить развитие русской культуры последней трети XIX — начала XX века.

Объектом исследования является развитие художественной культуры России последней трети XIX - начала XX века.

Предмет исследования: деятельность великого князя? Владимира Александровича в сфере культуры, и просвещения России последней трети XIX- начала XX века, его вклад в укрепление и развитие международных культурных связей.

Цель исследования: культурологический анализ деятельности великого князя Владимира Александровича на посту президента Императорской Академии художеств, направленной на усовершенствование художественного образования и просвещения, сохранение национального историко- художественного наследия и расширение международных культурных связей последней трети XIX - начале XX века.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

- проанализировать процесс становления личности и формирования культурных интересов великого князя Владимира Александровича

- показать значение деятельности великого князя Владимира Александровича на посту президента Академии художеств; его роль в принятии нового Устава Императорской Академии художеств и влияние этих преобразований на развитие русской культуры. проанализировать участие Владимира Александровича в совершенствовании системы среднего "художественного образования в России.

- определить вклад великого князя Владимира Александровича в сохранение национальных историко-художественных ценностей, в развитие музейного дела в России.

- рассмотреть влияние великого князя Владимира Александровича на развитие международных связей, межкультурного взаимообмена России я стран Западной Европы; охарактеризовать непосредственное его участие в. продвижении русской художественной культуры за рубежом.

- выявить участие великого князя Владимира Александровича? в оформлении интерьеров Владимирского дворца как программного памятника архитектуры 2-ой половины XIX века.

Степень разработанности проблемы.

До настоящего времени деятельность великого князя Владимира-Александровича в сфере русской художественной культуры не являласъ* предметом всестороннего научного "анализа. Отдельные вопросы, связанные с вкладом Владимира Александровича в развитие русской художественной! культуры и просвещения, освещались в трудах, посвященных историзм: Академии художеств, возведению дворца великого князя Владимира. Александровича, музейному строительству. В связи с возросшим интересозч/ц к отечественной истории, в последние годы опубликованы значительны^^ работы, исследовавшие многие аспекты сложной внутриполитической общественно-культурной жизни России второй половины XIX - начала XI>dL вв. Среди них представляют интерес исследования известных современные^ историков: Сахарова А.Н. «История России с древнейших времен до Haiupizxz, дней» (М.,2009), Боханова А.Н. «Самодержавие в России. Идея царско^^ власти» (М.,2002), « Император Александр III» (М.,1998), Ананьича Б.В. ^^ Ганелина Р.Ш. «Сергей Юльевич Вите и его время».(СПБ.,1999).

Для изучения данной темы были использованы работы: Кавторина «Первый шаг к катастрофе» (СПб., 1992) и Н.Д. Тальберяг:^. «Русская быль. Очерки истории императорской России» (М.,2000), исторические события предреволюционных лет рассмотрены с современнсь^хг^с научных позиций. В историко-культурном плане необходимо отметис-х-^. следующие издания: И. В.Кондакова «Культурология. История культуръ»т

S>

России» (М.,2003), Хренова Н.А. «Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое :иг новейшее время» (1у1.,2003), отличающиеся новизной подхода ю: освещению исторических и социокультурных процессов в России, р>аботы Ю.Р. Савельева «Искусство историзма и государственный заказ. Вторая половина XIX - начало XX века» (М., 2008), Д.В.Сарабьянова «Русская живопись XIX века среди европейских школ» (М.,1980), Д. Я.Северюхина « Старый художественный Петербург» (СПб., 2008), В.Г. Лисовского « Академия художеств» (Л., 1982.), занимающихся изучением русского иссхкусства данного периода, носили обобщающий характер и не затрагивали впрямую интересующей нас темы.

Для тематики данного исследования представлял интерес сборник «Русская художественная культура второй половины XIX века. Социально-эстетические проблемы. Духовная среда». Под ред. Г.Ю. Стернина.(М.,1988) В этой работе авторы рассматриваьот этапы развития художественной культуры XIX века, пытаются раскрыть- драматизм русской духовной жизни в эти очень ответственные для 03/деб страны предреволюционные десятилетия. Напряженная идейная борьба эпохи, ее сложные социологические проблемы в полной мере сказались на всех без исключения; культурных процессах того времени. сборнике Российской Академии наук «Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века». Социально-эстетические проблемы. Под ред. Г.Ю.Стернина (М.,1994.), большой материал посвящен великому князю Владимиру Александровичу в главе «К вопросу о взаимоотношениях: архитектора и заказчика». Здесь подробно освещается история строительства его дворца, рассматриваются новые для середины XIX века тенденции возведения великокняжеских особняков, с учетом более скромного финансирования. Автор статьи Е.А.Борисова подчеркивает, что «дом Владимира Александровича на Неве стал своеобразным художественным эталоном петербургской эклектики второй половины XIX века»3. Важно, что в этом издании впервые оценивается влияние вкусов самого заказчика на оформление интерьеров создаваемого дворца.

Особо необходимо выделить работы историков дореволюционного периода -для данной темы представляют интерес исследования В.В Назаревского «Император Александр III».(М., 1907)., С. С. О л ь д енбу рга «Царствование императора Николая Н.»(М.Д992)., Татищева С.С. «Император Александр II. Его жизнь и царствование. т.1-2.»(М.,1996.) Эти исследования отличаются особой достоверностью и отражают исторические события, современниками которых были эти ученые - историки. Ценный фактологический материал дают дореволюционные печатные материалы, освещающие деятельность Императорской Академии художеств и не переиздававшиеся после 1917 года. Среди них представляет особый интерес издание С.Н.Кондакова «Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств». 1764-1914.СП6, Голике и Вильборг,1914. Наряду с историей Академии, большое значение автор уделяет значительному вкладу великого князя Владимира Александровича в развитии художественной жизни России. Отмечая, его особые заслуги в развитии художественного образования и принятии нового Устава, С. Н.Кондаков писал: «В успешном и быстром проведении академической реформы большая заслуга принадлежала Августейшему Президенту. Его благожелательность, любовь к искусству и чуткость ко всем проявлениям художественного творчества помогали всем, независимо от принадлежности к той или иной школе»6. Важная информация для данного исследования была выявлена из дореволюционного издания трудов известного художественного критика В.В.Стасова: «Собрание сочинений. 1847-1886.» СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1894. В этом издании собраны многочисленные статьи В.В.Стасова, часть из которых не переиздавалась, Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века. Социально-эстетические проблемы. Под ред. Г.Ю.Стернина.М.Л 994.-С.249

6 С. Н. Кондаков « Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств». 1764-1914.СП6. Голике и Вильборг,1914.-С.51. где подробно освещаются первые успехи представителей русской художественной культуры на Всемирных и Международных выставках, также отражена роль великого князя в организации русских отделов* на этих выставках.

Для изучения темы использовались мемуары иг документальные свидетельства современников о частной жизни и служебной деятельности великого князя Владимира Александровича. Значимые сведения о государственной, общественной и военной деятельности

Владимира Александровича, можно почерпнуть из мемуаров крупного военного деятеля, генерала H.A. Епанчина. Важным источником для изучения жизни и деятельности великого князя являются воспоминания соратника и друга — ученого-коллекционера, графа С.Д.Шереметева.

Интересные материалы представлены в воспоминаниях придворных и сослуживцев: начальника канцелярии Министерства Двора и уделов

А.А.Мосолова, министра финансов С.Ю.Витте, придворной дамы

А.В.Богданович и др. Сюда же можно отнести и воспоминания членов императорской фамилии: старшего сына великого князя Владимира

Александровича - великого князя Кирилла Владимировича, мемуары великого князя Александра Михайловича, где приводятся ранее не известные факты и комментарии о служебной, представительской и семейной жизни великого князя Владимира Александровича. Среди этой группы воспоминаний можно выделить мемуары Государственного секретаря A.A. Половцова, на протяжении многих лет встречавшегося с великим князем и по делам службы, и по заседаниям Р1РИО, и просто, по - дружески. В этих мемуарах приводятся описания эпизодов из повседневной жизни Владимира Александровича, его забот и увлечений.

Следует отметить «Мемуары графа И.И.Толстого» (ML,2002г.) вице президента Академии художеств и ближайшего помощника в решении многих текущих «академических» проблем, которому всегда, даже в сложных ситуациях, удавалось находить взаимопонимание с великим

12 князем Владимиром Александровичем в их совместной деятелыз:<:;:> 7 Для данного исследования чрезвычайно важны высказывав ^^^ деятельности великого князя, которые можно почерпнут-:^ воспоминаний и, переписки художников — И.Н.Крамского, И.Е.Р*^^,^ из [а,

М.В. Нестерова, В.Д.Поленова, А.Н.Бенуа. Большой интерес для исследования представляет дореволюционная художеств ^цная периодика - ежегодные журналы, в которых уделялось BHI^3vxaHHe деятельности Императорской Академии художеств и великому ^сцязю Владимиру Александровичу «Зодчий», «Вестник изящных ис1с^^ств» «Всемирная иллюстрация».

Немало ценных сведений содержат исследования, посвя::СС|;^11ные истории императорской семьи этого периода. Группа этих л итер ^-ТгурНЬ1Х источников позволяет изучить быт членов императорской фамилх^ц^ их деятельность и влияние на многие важнейшие процессы в общес-х^енно политическом и культурном развитии страны. Наиболее значите Льнами являются исследования А.Н. Боханова, П. Ляшенко, С. Скотта, Е.В. ГХ^елова Ю. Молина, В.В. Кузнецова, Ю. В. Кудриной, А. Крылова-Толстц^^^^ B.C. Соболева, О.И.Барковец. В указанных изданиях освящается и деятельность представителей Дома Романовых, сыгравших заметнукз жизни России XIX - начале XX вв. Эти исследования важны для создани роль в я исторического контекста, тем более что в них упоминается о велико*^ Князе Владимире Александровиче. Деятельность великого князя В-гг^ц^^^ Александровича была рассмотрена в кандидатской диссертация D п Герасимовой: «Великий князь Владимир Александрович - госУДаРс;Твенный деятель, исследователь и библиофил» (СПб., 2007) В этой: работе исследована история императорского и великокняжеского ^^Ижного собирательства в России, анализируется не сохранившаяся как: единое целое библиотека великого князя и влияние этой книжной колл;е:к:ции на

Толстой И.И. Дневник. 1906-1916 / И.И. Толстой ; публ. Л.И. Толстой. - СПб. : Фонд рег-щ^ Санкт-Петербурга и др., 1997. - 728 с. ' " Развития его государственную деятельность. В кандидатской диссертации Е.С.Хмельницкой «Дворец великого князя Владимира Александровича» (СПБ.,2007) изучена деятельность архитекторов-создателей и рассмотрены этапы строительства дворца. Впервые личность Владимира Александровича была рассмотрена в книге Величенко М1В. и Миролюбовой Г.А. «Дворец великого князя Владимира Александровича» (СПб. 1997г.), где изложена история* строительства дворца в С-Петербурге и введены в научный оборот новые архивные материалы и документы. В книге Корневой Г.Н., Чебоксаровой Т.Н. и Петрицкого В.А. «Санкт-Петербургский дворец Великого князя Владимира Александровича»(СПб.2002) излагаются факты по истории дворца и семьи великого князя и его супруги великой княгини Марии Павловны. В иллюстрированном издании Хмельницкой И.И. и Хмельницкой Е.С. «Дворец великого князя Владимира Александровича. Дом ученых им.М.Горького РАН» (СПб.2003г.) содержится информация о дворце, создании его интерьеров, о великом князе Владимире Александровиче, его супруге и об истории Дома ученых им. М.Горького РАН. В послереволюционный период впервые деятельность великого князя как президента Академии художеств была рассмотрена в книге известного исследователя Кириченко Е.И. «Президенты Императорской Академии художеств» ( М.2008 г.). В главе, посвященной великому князю Владимиру Александровичу, автор по достоинству оценивает руководство Академией великим князем: «Он стоял во главе ее в конце XIX столетия, когда Академии пришлось отстаивать руководящие позиции в искусстве»8. Много внимания автор уделил принятию нового Устава Императорской Академии художеств 1893 года. К сожалению, очень кратко изложены вопросы создания системы художественного образования, музейного дела, развития международных контактов и пропаганды русского искусства за рубежом, этим направлениям культурной деятельности Владимир Александрович

8 Кириченко Е.И. Президенты Императорской Академии художеств : к 2з0-летию Академии художеств. М., Индрик-,200Ь\-С.321. придавал огромное значение, что и отражено в настоящем диссертациоз^з— исследовании. Опубликованная в 2010 г. книга О.И Барковед и -г

Крылова-Толстиковича «Великий князь Владимир Александрович» ^ ^^ представляет собой объемное, достаточно подробное исследоваиа^^г,«^^ о личности великого князя Владимира Александровича и его жизни. З^ЗГ^^^ внимания авторы уделяют процессам обучения, семейной и придвсга^-тжизни, военной службе на посту Главнокомандующего гвардией и

Петербургского военного округа, Русско-турецкой войне 1877-1 участие великого князя Владимира Александровича в процессах отечественной культуры и просвещения отражена фрагментар»^^^^ недостаточно. Но, несомненно, эта книга является наиболее ггсгзк: исследованием о жизни великого князя Владимира Александровича.

Таким образом, его деятельность на посту президента Императсгж-^^^^ Академии художеств и влияние великого князя Владимира Александт!^«^^ на процессы развитие русской художественной культуры в конце начале XX вв. в культурологической науке специально не рассматрщ^^^^^ что и обусловило актуальность обращения к данной теме.

Источники исследования

Для данного исследования был привлечен широкий круг источников: Архивные документы Конторы двора великого князя Влаахр. Александровича; личные дела членов семьи великого князя Влад^^ Александровича; архивные документы о деятельности Имперагх~<г>т^ Академии художеств;

Документы, хранящиеся в различных фондах: Российского Государсх*:^.^^ Исторического Архива (РГИА), Государственного Архива Федерации (ГАРФ), Российской Национальной Библиотеки (РЫБ),,

Ного с кой тАеле рукописей Государственного Русского музея, архиве Дома ученых^ х-г^ Горького РАН.

Основное место среди них занимают документы:

ГАРФ: Фонд 652 - великого князя! Владимира Александровича содержит документы, охватывающие период с 1782 по 1916 г. и отражает государственную и военную деятельность великого князя. Для данного исследования представляли интерес письма Александра III (ф. 652, оп. 1, д. f

380), письма Николая II (ф.652,оп.1, д.619); письма И.И.Толстого (ф.652, оп.1, д.244), визитная книга (ф.652, оп.1, д.914), «Отчет о деятельности Академии художеств за 1909 г.» (ф.655, оп.1, д.792), и- др.

РГИА: Фонд 528. оп.1.1847-1918гг. «Конторы двора великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны»; прежде всего: «Дневной журнал с подробными записями о времяпровождении в.к. Владимира Александровича и членов его семьи» 1857-1905гг. (ф.528 оп.1 д.18-40); «Письмо в.к. Владимиру Александровичу с донесениями о состоянии АХ. Дается оценка деятельности Крамского как художника и публициста» 1878г. (Ф.528, оп.1, д.50); «Переписка об организации постановок русских опер в Париже» 1905-1907. (Ф.528, оп.1, д.664), где были представлены документы, подтверждающие, что именно великий князь Владимир Александрович командировал С.П.Дягилева и секретаря его - А.С.Фогеля для организации первых русских проектов в Париже.

Важным источником стали фонды 468, 472, 789 - о деятельности Императорской Академии художеств: «По ходатайству президента ИАХ о даровании Академии от монарших щедрот на художественную ее деятельность 30000 руб. ежегодно» 1882г. (ф.468,оп.1, д.36.), « О чествовании вел. кн. Владимира Александровича в связи с 25-летием президентства в Академии художеств» 1901.(ф. 472, оп.43, д.31), «По вопросу об учреждении постоянных музеев по городам»(ф.789.оп. 11.Д.31), « О распределении картин между городскими музеями и рисовальными школами» 1884. (ф.789, оп.П, д. 192), Об издании журнала" Вестник изящных искусств", (ф.789, оп.11, д. 239.) 1882 и мн. др.

Для данной работы широко использовались документы, хранящиеся в ОР РНБ - «Романовы. Императорский дом». Ф. 650.оп.1388а;1531.Половцов А.А.Копия 1911года А.А.Половдова для в.к. Марии Павловны. Рук. в тетр. В работе над темой активно использовались официальные издания Императорской Академии художеств: «Сборник постановлений Совета Императорской Академии художеств по художественной и учебной части с 1859 по 1890 год», где хронологически и документально были изложены основные этапы не только всего учебного процесса, но и художественных событий исследуемого периода и как продолжение, выпуски «Сборника постановлений Совета Императорской Академии художеств по художественной и учебной части», которые выходили ежегодно, начиная с 1892 года и детально освещали деятельность Академии за прошедший год. О деятельности Академии художеств информировали издания «Журналов и отчетов Императорской Академии художеств» за прошедшие годы с 1896 по 1906, публиковавшие протоколы собраний и заседаний Совета Академии. В «Обзоре деятельности Министерства императорского двора и уделов за время царствования в Бозе почившего государя императора Александра III. (1881-1894 гг.). Ч. 1. - СПб. : тип. Главного Управления Уделов», изданного« в 1901 году рассматривается и оценивается деятельность Императорской Академии художеств, которая непосредственно входила в подчинение этого Министерства.

В контексте данного исследования, для рассмотрения материалов по принятию нового Устава представляет большой интерес издание «Мнения лиц, опрошенных по поводу пересмотра Устава Императорской Академии художеств» (СПб., 1891).

До революции в периодической печати систематически появлялись сведения о многочисленных поездках великого князя, о посещении им различных выставок, как в столицах, так и за рубежом.

Некоюрые из изученных документов и изданий впервые вводятся в научный оборот и позволяют полнее раскрыть определяющее участие

17 великого князя Владимира Александровича во многих важнейших для развития русской культуры процессах.

Методология и методы исследования.

В диссертации используется комплексная культурологическая методология; включающая следующие исследовательские методы: исторический - в целях воссоздания картины исследуемой эпохи; типологический - в целях выявления характерных особенностей жизни и деятельности представителя императорской семьи рассматриваемого периода; историко-биографический метод используется для освещения творческой биографии, определения системы жизненных ценностей великого князя Владимира Александровича. В работе над диссертационным исследованием использовался историко-культурный метод, который позволял анализировать многие процессы реформирования художественной жизни России, в контексте общекультурного развития последней трети XIX-начала XX вв.

Научная новизна диссертационного исследования

- проанализирована деятельность великого князя Владимира Александровича на посту президента Императорской Академии художеств; его влияние на реформирование Академии и системы высшего художественного образования России выявлены формы личного участия великого князя Владимира Александровича в создании системы среднего художественного образования, упорядочения программ обучения в художественных школах и училищах, определено значение этой деятельности для развития культуры России

- показана личная роль великого князя Владимира Александровича в организации сохранения и изучения памятников национального историко-культурного наследия

- выявлен вклад великого князя Владимира Александровича в создании художественных музеев в русской провинции, а также крупнейших музеев в столицах - Русского музея им. Александра Ш в Петербурге и Музея изящных искусств имени императора Александра Ш в Москве.

- исследована роль великого князя Владимира Александровича в развитии международных культурных связей; участие Академии художеств и всех «художественных сил» (В.В.Стасов) в Международных и Всемирных выставках; содействие многим проектам С.П.Дягилева, что имело огромное культурное значение.

- собран и систематизирован архивно-библиографический материал, в научный оборот введены новые источники, не используемые ранее в культурологических работах по данной проблематике, в частности: архивные документы: РГИА.Ф.789, оп.11, д.31 л.17 - О переписке великого князя Владимира Александровича по созданию провинциальных музеев и художественных школ.; ГАРФ, Ф.655, on. 1, д.З, л.6.

- Прошение на имя вел. кн. Владимира Александровича о назначении И.В.Цветаева директором музея. - РГИА. Ф. 528,on. 1, д. 656, л. 25.

- О распоряжении по Гл. Казначейству о выдаче денег на постановку спектаклей в Париже.- РГИА. Ф. 528,on. 1, д. 664, л. 25. и др.

Введены в научный оборот ранее не опубликованные и не переведенные в России зарубежные издания: Анне де Косе-Брисак «Графиня де Греффюль» (Anne de Cosse-Brissac, La comtesse Greffiihle, Paris, Perrin, 1991.)

Каталог изделий из стекла Мурано. Справочник по художникам. Венеция. 1866.(Zanetti, V. Guida di Murano e delle celebri sue fornaci vetrarie. Corredata di note storiche, artistiche, biografiche, cronologiche, ect. - Venezia, 1866)

Положения, выносимые на защиту

1. Образование великого князя Владимира Александровича выходило за рамки традиционных принципов образования, принятых в императорской семье; оно способствовало формированию широких культурных интересов и мировоззрения, имевших гуманистическую направленность, что в дальнейшем привело к успешной и многообразной деятельности по развитию русской художественной культуры и образования.

2. На посту президента Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович провел административную реформу, направленную на совершенствование системы академического образования; в ходе подготовки реформы Владимир Александрович привлек и объединил «все художественные силы», по выражению В.В.Стасова, под эгидой Императорской Академии художеств; к преподаванию в Академии были привлечены художники демократического направления; Академия художеств была разделена на два автономных учреждения: учебное, где получали высшее художественное образование и государственное, отвечающее за развитие художественной культуры в России в целом. Таким образом, к концу XIX века Императорская Академия Художеств, стала главным культурным и координирующим центром, цель которого поддержать активизацию творческих процессов в сфере художественного образования и просвещения в России.

3. Великий князь Владимир Александрович на посту президента Академии художеств уделял повышенное внимание сохранению национального культурного наследия: - поддерживал деятельность археологических экспедиций (совместно с Императорской археологической комиссией); содействовал восстановлению «древностей» (памятников древнерусского зодчества); покровительствовал и поддерживал издание журнала «Русский Архив»; способствовал развитию музейного дела в России, в том числе созданию провинциальных музеев (Харьков, Саратов, Казань, Киев и др.), а также крупнейших художественных музеев - Русского

20 музея им. Александра III в Санкт-Петербурге и Музея изящных искусств им. Александра III в Москве.

4. При реализации государственного заказа — строительстве Владимирского дворца, великий князь выступал не только в качестве будущего владельца, но мог считаться полноправным соавтором при создании некоторых интерьеров. Дворец великого князя стал «образцовым» I для архитекторов, работавших в России* в конце XIX - начале XX века, что повлияло на дальнейшее формирование культурного облика столицы.

5. Благодаря активному содействию великого князя Владимира Александровича расширились международные культурные связи, состоялось европейское признание достижений русского искусства, возрос авторитет русской культуры за рубежом: Академия художеств с большим успехом участвовала во всех важнейших Международных и Всемирных выставках; великий князь Владимир Александрович командировал и помог получить финансирование С.П.Дягилеву для организации масштабной выставки русского искусства и первых спектаклей русских концертов и опер в Париже (190б-1909гг).

Практическое значение работы

Собранные и систематизированные материалы диссертации расширяют исследование биографии великого князя Владимира Александровича, по новому освещают его деятельность как президента Императорской Академии художеств и его вклад в развитие художественного образования и просвещения в России. Результаты исследования нашли применение в лекционной, экскурсионной и выставочной работах Дома ученых им. М. Горького РАН, составлении методического пособия для экскурсоводов Дома ученых им. М. Горького РАН, издании монографии «.Во благо родного Отечества. Великий князь Владимир Александрович-Президент Императорской Академии художеств». СПб,.20Ю г. Материалы работы могут быть использованы в изучении деятельности Академии художеств данного периода, в подготовке курсов лекций по истории русской культуры, истории культуры Санкт-Петербурга, в чтении лекционных курсов гуманитарного профиля.

Сведения фактического характера можно рекомендовать при составлении тематико-экспозиционных планов и новых музейных экспозиций.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования отражены в проводившихся в Доме ученых им. М.Горького РАН выставках: «Одна жизнь-одна эпоха. Великая княгиня Мария Павловна» (2004 г.), « Воспоминания о балах во Владимирском дворце» ( 2006 г.) «Великий князь Владимир Александрович. К столетию со дня смерти» (2009 г.); в научных публикациях, а также в докладах, на научных конференциях: «Диалог Цивилизаций»: Мировой общественный форум. VI ежегодная сессия Греция, о. Родос, 4-9 октября. 2007.

Диалог Цивилизаций». Мировой общественный форум. VII ежегодная сессия Греция, о. Родос, 9-13 октября. 2008.

Мировая политика и идейные парадигмы эпохи»: Конференция в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, СПБ.,2008.

Великий князь Владимир Александрович. К столетию со дня смерти»: конференция в Доме ученых им. М. Горького РАН, СПБ., 2009. « Мои друзья — герои мифов.» К 100-летию «Русских сезонов» С.П.Дягилева: конференция в Санкт-Петербургском государственном университете, СПБ., 2009.

Kultureller, sozial-okonomischer und wissenschaftlicher Austausch zwischen Russland und Deutschland:Probleme und Perspektiven» : международная конференция в Санкт-Пегербургском государственном университете экономики и финансов, СПб., 4-6 июня 2009;

Современные проблемы межкультурных коммуникаций»: конференция в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, СПБ., 2010.

Материалы диссертации были использованы при разработке спец. курса «Романовы и культура Санкт-Петербурга», прочитанного в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств.(2008, 2009гг.)

Структура и объем исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии. Общий объем работы 178 стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Хмельницкая, Ирина Ивановна, 2011 год

1. Журнал и отчет Императорской Академии художеств за 1900 год. СПб., 1901.- С. 55, 97-98.

2. Дальман С В Развитие системы управления народным образованием в России во второй половине XIX века-СПб 2007-С 145

3. Объяснительная записка по проекту Устава Императорской Академии художеств, предложенная членами Высочайше утвержденной Комиссии: Боголюбовым, Жуковским, Кондаковым, Поленовым, Репиным, графом Толстым, Философовым и Хомяковым.СПб.,1891. с.2-12

4. ОР РНБ.Ф.781. И.И Толстой, д.638, л.З.

5. Журнал и отчет Императорском Академии художеств ш 1897 год. СПб , 1898.- С. 51.1. Монументальные постройки;

6. Журнал п отчет Императорской Академии художеств за 1898 год. СПб., 1899. -С. 61.

7. РГИА. Ф. 789, оп. 11, д. 250, л. 2.126 Гам же. д. 61, л. 4.

8. Памятный зал Императора Александра III.2.Художественный

9. Этнографический и художественно-промышленный.

10. Турецкой, со штурмом Измаил2. Польской

11. Итальянский поход с переходом через «Альпы»134. Такие требования выдвигались к будущему проекту, что отмечалось в отчете Академии художеств за 1899 год.

12. Велпченко М. П., Миролюбова Г. Л. Дворец Великого князя Владимира Александровича. СПб, 1997.- С. 36.

13. РГИА Ф 528. оп. 1, л 830, л 6972РП1А Ф 528, оп 1, л 830, л 56

14. РГИА. Ф. 528, on. 1, д. 830, л. 73.7/ Витражи выполнены художником В. Д. Сверчковым.

15. S Cole Н. Heraldry decoiation and Ooral forms. NY. 1988- P 571,9 Половцев А Письма о заграничном путешествии Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича СПб. 1871.-С. 15-16

16. Корнева Г.Н., Чебоксарова Т.Н.Двор великого князя Владимира Александровича- второйпо значимости в российской столице.// Старый Петербург. Поиски, находки, открытия: Сб. статей/ Составитель и редакторЕ.П.Краснова.СПб.:На страже Родины.2009.-С.21б

17. Kunst und Kunstgewerbe auf der Wiener Weltausstellung 1S73. Leipzig. 1875.- S. 112.

18. ГАРФ. ф. 655, оп.1, д. 2653, л. 13.

19. РГНА. Ф. 528. он. 1. л. 1743. л.69 об. тРГИА. Ф.528. оп.Кд.1743, л 67.Архитекторы строители Санкт- Петербурга середины XIX - начала XX века : Справочник / Под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб. 1996,- С. 100.

20. Л.Бенуа. «Мои воспоминания. Кн.4. Выставка финляндских художников. М.: Наука.1990.-С 56

21. Соколова Ы. Мир искусства.Гос. изд-во изобразительных hckvcctb.iV1.J1.1934.-C.65

22. Журнал н отчет Императорской Академии художеств в 1900 г.СПб. 1901 .-С.86-88

23. Соколова Н. И. Мир искусства. М.; Л., 1934.- С. 65.

24. ГАРФ. Ф. 625, оп. 1, д. 570, л. 16.

25. ГАРФ. Ф. 652, оп. 1, д. 9, л. 68.

26. ГАРФ. Ф. 652, оп. 1, д. 40, л. 1.

27. ГАРФ. Ф. 652, оп. 1, д. 380, л. 67-68.

28. ГАРФ. Ф. 652, оп. 1, д. 396, л. 24.

29. ГАРФ. Ф. 652, оп. 1, д. 442, л. 1.

30. ГАРФ. Ф. 652, оп. 1, д. 1981, л. 22.

31. ГАРФ. Ф. 655, оп. 1, д. 1981, л. 23.

32. ГАРФ. Ф. 660, оп. 1, д. 52, л. 32.

33. ГАРФ. Ф. 678, оп. 1, д. 753, л. 153.11 .РГИА Ф. 472, оп. 43 (474), д. 31, л. 1.

34. РГИА. Ф. 528, оп. 1, д. 18-40,1857-1905 гг.

35. РГИА. Ф. 528, оп. 1, д. 65, л. 40

36. РГИА. Ф. 528, оп. 1, д. 650, л.2.

37. РГИА. Ф. 528, оп. 1, д. 656, л. 25

38. РГИА. Ф. 528, оп. 1, д.664, 1905-1907.

39. РГИА. Ф. 528, оп. 1, д. 664, л. 14

40. РГИА. Ф.528, оп.1, д. 2183. 1878.

41. РГИА. Ф. 551, оп. 1, д. 221, л. 15об.-17. 1861-1885 гг.,

42. РГИА. Ф. 652, оп. 1, д. 244, л. 20

43. РГИА.Ф.789, оп.11, д.79. 1880.

44. РГИА. Ф.789, оп. 1, д. 158, л. 14.

45. РГИА. Ф. 789, оп. 10, д. 210, л. 4.

46. РГИА. Ф. 789, оп. 11, д. 31, л. 17.

47. РГИА. Ф.789, оп. 11, д.239. 1882.

48. РГИА.Ф. 789, оп. 8, д. 130, л. 76.

49. РГИА. Ф. 789, оп. 9, д. 32, л. 9.

50. РГИА. Ф. 789, оп. 11, д. 250, л. 2.

51. РГИА. Ф. 472, оп. 27, д. 27. 1882. Д. 36, л. 1-5.Список используемой литературы

52. Александр Михайлович. Воспоминания : две кн. в одном томе / Великий князь Александр Михайлович. М. : Захаров-АСТ, 1999. - 524 с.

53. Ананьич Б.В. Сергей Юльевич Витте и его время / Б.В. Ананьич. СПб. : Дм. Буланин, 1999. - 430 с.

54. Барковец О.И. Великий князь Владимир Александрович : страницы биографии / О.И. Барковец, А. Крылов-Толстикович. СПб. : Абрис, 2010. — 368 с.

55. Беккер И.И. Академия художеств : исторический очерк / И.И. Беккер, И.А. Бродский, С.К. Исаков ; под ред. проф. С.К. Исаева. — JI. ; М., 1940. -160 с.

56. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений : в 13 т. / В.Г. Белинский ; ред. кол. Н.Ф. Бельчиков и др. М. : АН СССР, 1955. - Т. 6 : Статьи и рецензии. 1842-1843. - 799 с. ; Т. 9 : Статьи и рецензии. 1845-1846. - 804 с.

57. Белякова З.И. Великие князья Алексей и Павел Александровичи: Дворцы и судьбы / З.И. Белякова. СПб. : Белое и черное, 1999. - 142 с. : ил.

58. Богданович A.B. Три последних самодержца : дневник. / A.B. Богданович ; [предисл. А. Боханова]. М. : Новости, 1990. - 604, [2] с. : [16] л. ил.

59. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника / А.П. Боголюбов. ОР РНБ 287 с.

60. Боханов А.Н. Самодержавие : Идея царской власти / А.Н. Боханов ; Ин-т рос. истории РАН. М. : Рус. слово, 2002. - 349,[2] с.

61. Боханов А.Н. Император Александр III / А.Н. Боханов. М. : Рус. слово, 2001. - 509,2. с. - (Голоса истории).

62. Боханов А.Н. Император Николай II / А.Н. Боханов. М. : Рус. слово, 1998.-567 с.

63. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников : в 2 т. / сост. вступ. ст., коммент. И.С. Зильберштейна, В. А. Самкова. Л. : Художник, 1971. - Т. 1. - 717 с.; Т. 2. - 599 с.

64. Виктор Михайлович Васнецов : Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / вступ. ст., сост. и примеч. H.A. Ярославцевой. -М. : Искусство, 1987. 496 с. : [24] л. ил. : портр. - (Мир художника).

65. Величенко М.Н. Дворец великого князя Владимира Александровича / М.Н. Величенко, Г. А. Миролюбова. СПб. : ООО «Алмаз», 1997. - 191 с. : ил. - (Знаменитые здания Санкт-Петербурга).

66. Военный дневник великого князя Андрея Владимировича Романова (19141917) / сост., предисл., коммент. В.М. Осин, В.М. Хрусталев. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2008. — 446 с. : ил., портр. - (Записи прошлого) (Издательские программы Правительства Москвы).

67. Воррес Я. Ольга Александровна: (пер./ запись Я. Воресса) / Я. Воррес. -М. : Захаров, 2003.-271 с.

68. Воспоминания о балах во Владимирском дворце / Г.А. Миролюбова, И.И. Хмельницкая ; Дом учёных им. М. Горького. СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2001. - 11 с. : ил.

69. Вострышев М.И. Августейшее семейство : Россия глазами вел. князя Константина Константиновича : О династии Романовых. / М.И. Вострышев.- М. : ОЛМА-пресс, 2001. 343 е.,24. с. : ил. - (Серия «Досье»).

70. Врангель Н.Е. Воспоминания: от крепостного права до большевиков / Н.Е. Врангель ; вступ. ст., коммент. и подгот. текста А. Зейде. М. : Новое лит.- обозрение, 2003. - 505,1. с. : ил. - (Россия в мемуарах). - Библиогр. в примеч.: с. 422-495.

71. Григорян В.Г. Биографический справочник / В.Г. Григорян. М. : ACT, 2007. - 507 с. - (Романовы).

72. Гордиенко А. Н. Культура России конца XIX — начала XX в. и деятельность великого князя Владимира Александровича : материалы науч. семинара. СПб., 2009. - 142 с. : ил.

73. Дальман C.B. Развитие системы управления народным образованием в России во второй половине XIX века / C.B. Дальман. СПб., 2007. - 296 с.

74. Дневник Е.А. Перетца: государственного секретаря : 1880-1883. M. ; JI. : б.и., 1927,- 171 с.

75. Дневники императора Николая II / сост., коммент., примеч., перечень имен, список сокр. В.П. Козлова и др. ; общ. ред. и предисл. К. Ф. Шацилло.- М. : Польско-сов. изд.-полигр. о-во «Орбита», Моск. фил., 1992.-736с. : ил.165

76. Дневник императора Николая И, 1890-1906 гг. / послесл. В.М. Шевырина. М. : Полистар, 1991. - 305 с. : ил.

77. Епанчин H.A. На службе трех императоров : воспоминания / H.A. Епанчин ; вступ. ст., науч. ред. и указ. имен А. Кавтарадзе ; авт. коммент. Д. Матлин, И. Иванов. М. : Журн. «Наше наследие» : Гос. фирма «Полиграфресурсы», 1996. - 573,[2] с. : ил.

78. Журналы и отчет Императорской Академии Художеств за 1896 год. — СПб. : Типо-литография К. Биркенфельда, 1897. 214 с.

79. Журналы и отчет Императорской Академии Художеств за 1897 год. -СПб. : Типо-литография К. Биркенфельда, 1898 г. 214 с.

80. Журналы и отчет Императорской Академии Художеств за 1898 год. -СПб. : Типография Главного Управления Уделов, 1899. 334 с.

81. Журнал и отчет Императорской Академии Художеств за 1902год. СПб. : Типография Главного Управления Уделов, 1903. - 216 с.

82. Зилоти А.И. Воспоминания и письма / А.И. Зилоти ; сост., предисл. и прим. JI.M. Кутателадзе,- JI. : Гос. муз. изд-во, 1963.- 467 с. : портр.

83. Иконникова С.Н. Роль духовной культуры в развитии личности : сб. ст. / С.Н. Иконникова. Л., 1979. - 168 с.

84. Каган Ю.М. И.В. Цветаев : Жизнь. Деятельность. Личность : ученый, основатель Музея изящных искусств в Москве. / Ю.М. Каган ; отв. ред. И.Н. Осиновский ; АН СССР. М. : Наука, 1987. - 189 с. : ил. - (Из истории мировой культуры).

85. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника ; Повести / Н.М. Карамзин ; вступ. ст. Г.П. Макогоненко ; примеч. М.В. Иванова. М. : Правда, 1980. - 607 с.

86. Карпова Е.В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII начала XX века : новые материалы. Находки. Атрибуции / Е.В. Карпова. - СПб. : Искусство-СПб, 2009. - 606 с.: ил.

87. Кашкин Н. Русские концерты в Париже / Н. Кашкин // Русское слово. — 1907. -№ 118.

88. Кирилл Владимирович. Воспоминания / Великий князь Кирилл Владимирович. М. : Захаров, 2006. - 359 с. : ил. - (Биографии и мемуары).

89. Кириченко Е.И. Президенты Императорской Академии художеств : к 250-летию Академии художеств / Е.И. Кириченко ; Российская акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств. — М. : Индрик, 2008. 431 с. : ил., портр.

90. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России : курс лекций : учеб. пос. для вузов / И.В. Кондаков. М. : Омега-Л : Высш. шк., 2003. - 615 с. : ил.

91. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств. 1764-1914. В 2 ч. Ч. 1. / С.Н. Кондаков. СПб. : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1914. - 353 с. : ил.

92. Константин Коровин вспоминает. / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. 2-е изд., доп.. - М. : Изобразит, искусство, 1990.-606 с.i

93. Крамской об искусстве : сборник. / [сост. Т.М. Коваленская]. [2-е изд., доп.]. - М. : Изобразит, искусство, 1989. - 171 с. : ил., портр.

94. Крамской И.Н. Письма, статьи. В 2 т. Т. 1. / И.Н. Крамской. М. : Искусство, 1965. - 627 с.

95. Крусман Б.В. Художественные музеи СССР / Б.В. Крусман. М., Советский художник, 1967. - 83 с.

96. Кудрина Ю.В. Императрица Мария Федоровна (1847-1928 гг.) : Дневники. Письма. Воспоминания /Ю.В. Кудрина. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 317, 1. с. : ил. - (Архив).

97. Кузьмин Ю.А. Российская императорская фамилия. 1797-1917: биобиблиогр. справ. / Ю.А. Кузьмин. СПб. : Дмитрий Буланин, 2005 - 382 с.

98. Культура России конца XIX начала XX века и деятельность великого князя Владимира Александровича : материалы науч. семинара, посвященного 100-летию памяти со дня смерти Великого князя. — СПб. : Дом ученых им. М. Горького РАН, 2009. - 142 с.

99. Кшесинская М.Ф. Воспоминания / подгот. текста, коммент. и подбор ил. И. Клягиной ; предисл. В. Гаевского. М. : Артист. Режиссер. Театр : Ред.-изд. Комплекс «Культура», 1992. - 413, 1. с. : ил. - (Balets russes).

100. Л. А-л. К.Е. Маковский / Л. А-л. // Солнце России. 1915. - № 292 (38). -С. 15.

101. Лисовский В.Г. Академия художеств : ист.-искусствовед. очерк / В.Г. Лисовский. 2-е изд., перераб. и доп. - Л. : Лениздат, 1982. - 224 с. : ил.

102. Лифарь С.М. Дягилев и с Дягилевым / С.М. Лифарь ; послесл. и коммент. В.М. Гаевского. М. : Артист. Режиссер. Театр : Проф. фонд «Рус. театр», 1994. - 474 с. : ил. - (Ballets Russes) (Артист. Режиссер. Театр). - Указ. имен: с. 462-475.

103. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. Таллин : Александра, 1992. - 479 с. : схем., портр.

104. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (18 н. 19 века) / Ю.М. Лотман. - СПб. : Искусство, 1994. - 399 с.

105. Маковский С.К. Портреты современников / С.К. Маковский. — Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1955. 415 с.

106. Максимов А. Признание Гапона / А. Максимов // Двуглавый орёл. — 1930. -№37.-С. 178.

107. Малинина Т.А. Дворец великого князя Алексея Александровича / Т.А. Малинина, Т.Э. Суздалева. СПб. : ООО «Алмаз», 1997. - 191 с. : ил. -(Знаменитые здания Санкт-Петербурга).

108. Меерович Г. И. Музей A.B. Суворова : ист.-краевед. очерк / Г.И. Меерович. Л. : Лениздат, 1981. - 152 с. : ил. -Библиогр.: с. 150-151.

109. Мемуары графа С.Д. Шереметева / сост., подгот. текста и примеч. Л.И. Шохина ; Федер. арх. служба России, Рос. гос. арх. древних актов. М. : Индрик, 2001.-735 с.

110. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках / Я.Д. Минченков ; авт. вступ. ст. В.М. Лобанов, С.П. Варшавский ; примеч. Г.К. Буровой. -4-е изд. — Л. : Художник РСФСР, 1963. 361 с. : ил.

111. Мнения лиц, спрошенных по поводу пересмотра Устава Императорской Академии художеств. В 2 ч. Ч. 1. — СПб. : тип. бр. Шумахер, 1891. — 366 с.

112. Молин Ю.А. Романовы. Путь на Голгофу : взгляд судеб.-мед. эксперта / Ю.А. Молин. СПб. : Сударыня, 2004. - 568 с. : ил.

113. Мосолов A.A. При дворе последнего императора : записки нач. канцелярии министра двора : о Николае II. / A.A. Мосолов. СПб. : Наука, 1992.-261, 1. -262 с. : ил.

114. Монархи Европы: судьба династии / Т.А. Александрова, A.M. Балебанов, В.Д. Вознесенский и др. ; ред.-сост. Н.В. Попов. М. : Республика, 1996. -623 с.

115. Музей 9 : Художественные собрания СССР : сб. ст. и публ. / сост. A.C. Логинова. — М. : Советский художник, 1988. 270 с.

116. Назаревский В.В. Император Александр III / B.B. Назаревский. М. : Комис. по устройству чтений для моек, фабр.-зав. рабочих, 1907. - 31 с.

117. Нестеров М.В. О пережитом. 1862-1917 гг. : воспоминания / М.В. Нестеров ; подгот. текста М.И. и Т.И. Титовых и др.. М. : Молодая гвардия, 2006. - 587, [2] с. : ил. - (Библиотека мемуаров : близкое прошлое ; Вып. 19).

118. Нестеров М.В. Письма : избранное / М.В. Нестеров ; вступ. ст., сост., коммент. A.A. Русаковой. 2-е изд., перераб. и доп. - Л. : Искусство : Ленинград, отд-ние, 1988. - 534, 1. с.

119. Нестеров М.В. Давние дни : Воспоминания. Очерки. Письма / М.В. Нестеров ; предисл. и сост. А. П. Филиппова. Уфа : Башк. кн. изд-во, 1986. -559, 1. с. : ил.

120. Обзор деятельности Министерства императорского двора и уделов за время царствования в бозе почившего государя императора Александра III. (1881-1894 гг.). 4.1. СПб. : тип. Главного Управления Уделов, 1901. - 376 с.

121. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II : в 2 т. / С.С. Ольденбург. [репринт, воспроизведение]. - М. : Изд. и рекл.- информ. фирма «Феникс», 1992.-381, 1. с.Т. 1.-381 с. Т. 2.-256 с.

122. Отчет о деятельности Императорской Академии Художеств со времени введения устава 15 октября 1893 года до 1 января 1896 года. СПб. : Типография братьев Шумахер, 1896. - 18 с.

123. Отчет о деятельности Императорской Академии Художеств в 1899 году. -СПб. : Типография Главного Управления Уделов, 1900 г. 74 с.

124. Отчет о деятельности Императорской Академии Художеств в 1900 году.- СПб. : Типография Л.И. Смольянинова, 1901. 94 с.

125. Отчет о деятельности Императорской Академии Художеств в 1902 году.- СПб. : Типо-литография Я. Рашкова, 1903 г. 123 с.

126. Отчет о деятельности Императорской Академии Художеств в 1906 году. -СПб. : Типография СПб. Градоначальства, 1908. 65 с.

127. Отчет о деятельности Императорской Академии Художеств в 1909 году. -СПб. : Типография «Сириус», 1911 г. 78 с.

128. Петербургские чтения (к юбилею города) : тез. докл. конф. / сост. Т.А. Славина, C.B. Семенцов. СПб. : С.-Петерб. ассоц. исследователей города, 1992. - 171 с.

129. Письма В.Ф. Нувелю // ЦГАЛИ, Ф. 781, on. 1, ед. хр. 5.

130. Половцов A.A. Выписки из записок А. А. Половцова, в коих упоминается об Е. И. В. Великом Князе Владимире Александровиче. Ч. I, 1869-1884 гг. / A.A. Половцов // ОР РЕБ. Ф. 650 (Романовы. Императорский дом). Ед. хр. 1531.

131. Половцов A.A. Извлечения из записок А. А. Половцова, в коих упоминается имя Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича. Ч. III, 1891—1909 гг. / A.A. Половцов // ОР РНБ. Ф. 650 (Романовы. Императорский дом). Ед. хр. 1533.

132. Половцов A.A. Дневник государственного секретаря : в 2 т. / A.A. Половцов ; ред., биогр. очерк и коммент. проф. П.А. Зайончковского. — М. : Наука, 1966.- Т. 1 : 1883-1886.-551 с. Т. 2 : 1887-1892. 578 с.

133. Половцев A.A. Письма о заграничном путешествии Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича 1870 / A.A. Половцев. СПб. : Печатня В.И. Головина, 1871. - 98 с.

134. Прахов А. В. Император Александр III как деятель русского художественного просвещения / A.B. Прахов // Художественные сокровища России. 1903. - № 4-8. - С. 123-233.

135. Проект устава Академии художеств, предложенный членами высочайше учрежденной Комиссии: Боголюбовым, Жуковским, Кондаковым, Поленовым, Репиным, граф. Толстым, Философовым и Хомяковым. СПб. : б.и., 1891. - 16 с. - Объяснительная записка: 17 с.

136. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм / В.И. Раздольская. СПб., 2009. - 368 с. : ил.

137. Репин И.Е. Далекое близкое / И.Е. Репин ; вступ. ст. К. Чуковского. -[9-е изд.]. Л. : Художник РСФСР, 1986.- - 486 с. : ил

138. Репин И.Е. Избранные письма. В 2 т. Т. 2. Письма .1893-1930 гг. / И.Е. Репин. М. : Искусство, 1969. —462 с.

139. Розанов В.В. Среди художников / В.В. Розанов. СПб. : Тип. т-ва A.C. Суворина — «Новое время», 1914. — 499 с.

140. Романов Т.К. В Мраморном дворце : воспоминания / Вел. кн. Гавриил Константинович. М. : Захаров, 2001. - 383 с. : ил.

141. Русское искусство нового времени : исслед. и материалы : сб. ст. / ред.-сост. И.В. Рязанцев ; Рос. акад. художеств, НИИ теории изобраз. искусств. -М. : НИИ теории и истории изобраз. искусств, 1996. Вып. 2. - 222 с.

142. Савельев Ю.Р. «Искусство историзма и государственный заказ. Вторая половина XIX начало XX века» / Ю.Р. Савельев. - М., 2008.- 398 с.

143. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ / Д.В. Сарабьянов. М. : Сов. Художник, 1980. - 261 с.

144. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / А.Н. Сахаров. М. : Проспект, 2010 т.е. 2009. - 766 с.

145. Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников / Е.В. Сахарова. М. : Искусство, 1964.-393 с.

146. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ея существования. В 3 ч.. Ч. 3. [1852-1864] / ред., сост. П.Н.Петров. — СПб. : типография В.Спиридонова, 1866. 450 с.

147. Сборник постановлений Совета Императорской Академии Художеств по художественной и учебной части. С 1859 по 1890 год: с приложением Устава Академии 1859 г. и двух проектов нового Устава 1872 и 1889 г. СПб.: б.и., 1890.-409 с.

148. Сборник постановлений Совета Императорской Академии Художеств по художественной и учебной части за 1895 год. — СПб., 1896. -370 с.

149. Сборник постановлений Совета Императорской Академии Художеств по художественной и учебной части за 1898 год. — СПб., 1899. —296 с.

150. Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург = Artistic Petersburg of the Times Past: рынок и самоорганизация художников от начала XVIII века до 1932 года / Д.Я. Северюхин. СПб. : Mip-ь, 2008. - 534, 1. с.

151. Сергей Дягилев и русское искусство : статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве : в 2 т. / сост., авт. вступ. ст. и коммент. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. М. : Изобраз. искусство, 1982. - Т. 1.-493 с. Т. 2.-574 с.

152. Серова B.C. Как рос мой сын / B.C. Серова ; сост. И.С. Зши^берштейн. -Л. : Художник РСФСР, 1968. 294 с. : ил.

153. Серт М. Мизиа, или «Пожирательница гениев» / М. Серт ; пер. с фр., предисл., послесл. и коммент. Н. Тодрия. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2001.-333, 1. е.: ил.

154. Скотт С. Романовы : Биография династии, 1613-1999 / С. Скотт. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Захаров, 2000. - 316 с.

155. Соболев B.C. Августейший президент: Великий князь Константин Константинович во главе Импер. Академии наук, 1889 1915 гг. / B.C. Соболев. - СПб. : Искусство, 1993. - 180 с. : ил.

156. Соколова Н.И. Мир искусства / Н.И. Соколова. М., JT. : тип. им. Ив. Федорова, 1934.-217 с.

157. Стасов В.В. Избранные сочинения : в 3 т. Живопись, скульптура, музыка / В.В. Стасов ; редкол.: Е. Д. Стасова и др.. Москва : Искусство, 1952.Т. 1. 732 с. : ил. Т. 2. - 774 с. : ил. Т. 3. - 888 с. : ил.

158. Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры : в 2 т. / В.В. Стасов ; подгот. писем и коммент. Н.Д. Черникова ; отв. ред. Ю.С. Калашников. М. : Изд. АН СССР, 1962-1967.-Т. 1. - 1962. - 355 с. Т. 2. - 1967.-320 с.

159. Степанова С. Трудная стезя строгого учения / С. Степанова // Русское искусство. 2010. - №2. - С. 10.

160. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX века / Г.Ю. Стернин. М. : Сов. художник, 1984. - 296 с. : ил. -(Библиотека искусствознания).

161. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века / Г.Ю. Стернин. М. : Искусство, 1976. - 222 с.

162. Султанов Н.В. Успехи русской художественной археологии в царствование Императора Александра III // Вестник изящных искусств. — Т. III. 1885. - Вып. 3. - С .234-235.

163. Тальберг Н.Д. Русская быль : очерки истории Императ. России / Н.Д. Тальберг. М. : Правило веры : Моск. Срет. монастырь, 2000. - 1023 с. : ил.

164. Татищев С.С. Император Александр Второй : Его жизнь и царствование. В 2 кн.. Кн. 2. М. : Фирма «Чарли» : Алгоритм, 1996. - 663, [2] с. : [8] л. портр. - (Актуальная история России. Императоры России).

165. Толстой ИИ. Дневник, 1906-1916 / И.И. Толстой ; публ. Л.И. Толстой. -СПб. : Фонд регион, развития Санкт-Петербурга и др., 1997. 728 с. : портр. -(Дневники и воспоминания петербургских ученых)

166. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра II / А.Ф. Тютчева. М., 1990. - 189 с.

167. Хмельницкая И.И. Дом ученых им. М. Горького. Дворец Великого Князя Владимира Александровича / И.И. Хмельницкая, Е.С. Хмельницкая ; Рос. акад. наук. СПб. : Рус. классика, 2003. - 79,1. с. : ил.

168. Хмельницкая И.И. Во благо родного Отечества.Великий князь Владимир Александрович — президент Императорской Академии художеств / И.И. Хмельницкая. СПб. : Политехника-сервис, 2010. - 136 с. : ил.

169. Хофман В. Основы современного искусства: Введение в его символические формы / В. Хофман ; пер. с нем. А. Белобратова ; Петерб. фонд культуры и искусства «Ин-т ПРО APTE». СПб. : Акад. проект, 2004. -557,3] с. : [19] л. ил.

170. Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века : сб. ст. / отв. ред. Г.Ю. Стернин ; Рос. АН, Рос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. М. : Наука, 1994. - 424 с. : портр.

171. Художники-передвижники : сб. ст. / под ред. В.В. Ванслова и М.М. Раковой ; НИИ теории и истории изобразит, искусств Академии Художеств СССР. М. : Изобр. искусство, 1975. - 263 с. : ил.

172. Щеглов В.В. Собственные, его императорского величества библиотеки и арсеналы : краткий ист. очерк : 1715-1915 гг. / В.В. Щеглов. Петроград : Гос. тип., 1917. - 169 с.

173. Щербатов С.А. Художник в ушедшей России / С.А. Щербатов. М. : Согласие, 2000. - 687 с. : 32. л. ил., портр. - (Достояние России).

174. Cosse-Brissac A. de La comtesse Greffuhle / Anne de Cosse-Brissac. Paris, Perrin, 1991.-283 p.

175. Cole H. Heraldry decoration and floral forms / H. Cole. NY, 1988. - 113 p.177

176. Dauzats Ch. Lart russe au grand Palais / Ch. Dauzats // Le Figaro. 1906. - 9 oct. -.

177. Olbrich H. Geschichte der deutschen Kunst 1880-1918 / H. Olbrich. -Leipzig, 1988.-478 s.

178. Zanetti V. Guida di Murano e delle celebri sue fornaci vetrarie. Corredata di note storiche, artistiche, biografiche, cronologiche, ect. / V. Zanetti. Venezia, 1866.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.