Дидактико-методическое обеспечение этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Тимошенко, Лариса Григорьевна

  • Тимошенко, Лариса Григорьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Томск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 203
Тимошенко, Лариса Григорьевна. Дидактико-методическое обеспечение этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Томск. 2010. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тимошенко, Лариса Григорьевна

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты этнокультурного воспитания

1.1 Историко-педагогический анализ этнокультурного воспитания в отечественной педагогике

1.2 Особенности этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей

1.3 Педагогические условия разработки дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания

2. Реализация педагогических условий разработки дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования

2.1. Проектирование и разработка содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания

2.2. Реализация и анализ эффективности содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания

2.3. Социальные эффекты реализации этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дидактико-методическое обеспечение этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей»

Актуальность темы. Современное дополнительное образование находится в состоянии интенсивного развития и, вместе с тем, пристального внимания со стороны социума, педагогической и родительской общественности. Развитие учреждений дополнительного образования происходит благодаря реализации инновационной деятельности: стратегического планирования, обновления содержания образования, внедрения новых образовательных технологий и программ. Одна из составляющих инновационной деятельности учреждений дополнительного образования детей, обусловленная многонациональным характером современного общества, реализация этнокультурного воспитания. Данное направление призвано отражать национальные особенности конкретного субъекта Российской Федерации и предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей и культурой своего народа.

Особую актуальность этнокультурное воспитание приобретает в рамках все более явно обозначающейся тенденции социума - сохранения своей национальной самобытности, уникальности культуры, истории, традиций и воспитания детей в рамках этих ценностей. В этой связи внедрение этнокультурного воспитания в воспитательно-образовательный процесс учреждений дополнительного образования имеет возможность не только удовлетворить запросы общества и помочь воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов, но и способствует единению российского государства.

Для педагогики проблема этнокультурного воспитания не является новой. В разное время к ней обращались такие исследователи, как В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Т.А. Костюкова, И.А. Закирова, JI.A. Волович, Г.Н. Волков, А.С. Каргин, рассматривающие этнокультурное воспитание как помощь школьникам в овладении культурой своего народа и взаимодействии с представителями других национальностей. В работах Н.А.Бондаревой, Е.Ю. Волчегорской, Н.А. Хренова, Г.М. Науменко, И.П.Сахарова, М.Д. Маханевой, О.А. Абрамовой освещена эмоциональная привлекательность, общедоступность и универсальность средств национальной культуры. Художественное образование и творческое развитие обучающихся в условиях школьных и внешкольных занятий рассматриваются в трудах Т.В. Пуртовой, К.Б. Семенова, З.А. Каргиной, Б.М. Теплова. В работах Асмолова А. Г., Копыловой О.Е., Краевского В.В., Выготского J1. С., Малковой И. Ю., Абакумовой Н.Н. раскрыта эффективность использования проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

На сегодняшний день имеется ряд исследований, рассматривающих проблему реализации этнокультурного воспитания как критическую переработку накопленного до сегодняшнего дня опыта в области национального воспитания и образования, направленного на выявление методологической базы, являющейся исходной в интернациональном и патриотическом воспитании (Карабышева Р.Б., Лисовенко Г.В.); как механизм этнокультурной идентификации личности, способной к активной жизнедеятельности в многонациональной среде (Ардашев А.Н.); как средство эстетического воспитания школьников (Остапчук О.Ю.); как системообразующий фактор социального пространства села (Карданова М.М.).

Исследования В.А. Горского, Е.В. Бондаревской, Т.И. Щетинской, А.В. Скачкова, З.А.Каргиной, В. И. Жолдан, Н.Г. Майорова, В.А. Березина, Т.В. Ляшко, В.И. Панова, содержащие теоретическое осмысление вопросов воспитания и образования в учреждениях дополнительного образования детей, привели нас к заключению, что данный вид образовательных учреждений может играть важнейшую роль в этнокультурном воспитании обучающихся, так как способен удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, воспитательные и образовательные потребности общества; создать условия для сохранения исторического и культурного наследия, творческого развития и более полного раскрытия индивидуальности каждого обучающегося в свободно выбранной ими деятельности по интересам; имеет возможность введения содержания, связанного с историей, культурой и традициями своего народа. Однако эти особенности этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования еще не были предметом специального исследования.

Кроме того, анализ современного состояния этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей (Антонова Ю.Е.,

Березина В.А., Каргина З.А.) позволяет говорить о его недостаточном i дидактико-методическом обеспечении.

Таким образом, процесс этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования сдерживается следующими противоречиями: между востребованностью этнокультурного воспитания, направленного на сохранение национальной культуры, традиций народа и недостаточной теоретической обоснованностью подходов для разработки его дидактико-методического обеспечения;

- между необходимостью использовать имеющиеся воспитательные и образовательные особенности учреждений дополнительного образования для этнокультурного воспитания детей и недостаточной научной изученностью этих особенностей.

Для преодоления указанных противоречий необходимо решение проблемы выявления особенностей этнокультурного воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей и обоснования содержания его дидактико-методического обеспечения.

Актуальность поставленной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Дидактико-методическое обеспечение этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей».

Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей.

Предмет исследования: содержание дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что содержание дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей должно включать:

- выполнение проектов этнокультурной направленности, отражающих многообразие воспитательной и образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей и формирующих познавательную мотивацию обучающихся для самостоятельного пополнения знаний и умений;

- реализацию культурологического, исторического и мотивационного подходов, обеспечивающих освоение культурно-исторического и педагогического потенциала национальной культуры;

- целостный учебно-методический комплекс по этнокультурному воспитанию обучающихся (программы, методические пособия, обеспечивающие их реализацию, диагностический инструментарий, позволяющий определять результаты этнокультурного воспитания).

Цель исследования: обосновать содержание дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:

1. Провести историко-педагогический анализ этнокультурного воспитания и раскрыть особенности его реализации в учреждениях дополнительного образования детей.

2. Обосновать подходы, необходимые для разработки дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

3. Разработать, апробировать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания обучающихся для учреждений дополнительного образования детей.

4. Выявить социальные эффекты реализации содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей.

Методологической основой исследования являются: теории этнокультурного воспитания (Н.А. Бондарева, В. А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, И.А. Закирова, Г.Н. Волков, JI.A. Волович, А.С. Каргин, Н.Д. Никандров, Н.А. Хренов, Е.Ю. Волчегорская и др.);

- теории проектной деятельности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, О.Е. Копылова, В.В. Краевский, И.Ю. Малкова и др.);

- теории эстетического воспитания отечественных философов, педагогов, психологов, искусствоведов (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, Л.П. Печко, Н.И. Киященко, В.К. Скатерщиков, Е.М. Торшилова, Б.Т. Лихачев, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая и др.);

- вопросы реализации регионального компонента в образовательном процессе (В.А. Сухомлинский, Т.А. Костюкова, Л.А. Волович и др.) и психического развития личности в онтогенезе (Л.И. Божович. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, Е.И. Туревская, С.Л. Рубинштейн и др.);

- теории аксиологического подхода (Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижикова).

Нормативно-правовой базой проведенного исследования выступили: Закон РФ «Об образовании»; Стратегия модернизации содержания общего образования до 2025года; Национальная доктрина образования в РФ; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Концепция художественного образования в РФ; Концепция национальной образовательной политики РФ; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обоснованы подходы, необходимые для разработки содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания обучающихся.

2. Разработано дидактико-методическое обеспечение этнокультурного воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, представляющее целостный учебно-методический комплекс (программа, учебно-методические пособия для реализации данной программы, диагностический инструментарий для определения у обучающихся уровней этнокультурной воспитанности и познавательной мотивации).

3. Выявлены социальные эффекты реализации содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей (снижение детской и подростковой преступности, способность видеть и ценить прекрасное, интерес к различным видам художественного творчества, повышение учебной мотивации).

Теоретическая значимость результатов исследования:

- теоретически обоснованы особенности реализации этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, заключающиеся в широком диапазоне возможностей: выборе направлений воспитательной и образовательной деятельности, технологий образовательной деятельности, формировании разновозрастных групп, привлечении родителей к совместной деятельности с детьми.

- традиционная русская культура представлена как целостный культурно-исторический и педагогический феномен, показаны конкретные пути использования её воспитательного потенциала в развитии познавательной мотивации, художественно-творческих способностей, эстетической воспитанности обучающихся в процессе реализации дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания.

Практическая значимость результатов исследования определяется:

- во-первых, внедрением в практику учреждений дополнительного образования детей г. Томска и Томской области дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания, представляющего собой целостный учебно-методический комплекс, состоящий из программы «Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора», учебно-методических пособий по этнокультурному воспитанию обучающихся на основе русских народных игр, песен, танцев, праздников и обрядов («Школа народных забав», «История русского народа в праздниках и обрядах», «Областные особенности русского народного костюма»), диагностического инструментария;

- во-вторых, возможностью широкого использования в практике учреждений дополнительного образования детей разработанных и апробированных уровней, критериев и показателей этнокультурной воспитанности.

Методы исследования.

Теоретический анализ культурологических, психолого-педагогических, философских, этнографических, педагогических, литературных источников в контексте исследуемой проблемы.

Изучение опыта работы учреждений дополнительного образования детей по реализации этнокультурного воспитания, наблюдение, методы опроса анкетирование, беседа), тестирование, контент-анализ, педагогический эксперимент, математические методы обработки полученных результатов.

База и этапы исследования. Основной базой исследования являются школы искусств с. Новокусково (Асиновский район, Томская область); МОУ ДОД «Центр сибирского фольклора», г. Томск; учащиеся факультативных курсов «СемьЯ», «Истоки» МОУ «Нелюбинская средняя общеобразовательная школа» Томского района. В эксперименте приняли участие 269 обучающихся и 24 педагога.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1995-2001гг.) — обобщение практического опыта этнокультурного воспитания обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей и определение темы исследования; изучение и анализ философской, педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования; установление степени научной разработанности вопроса этнокультурного воспитания обучающихся; определение цели исследования, объекта, предмета, базы исследования.

Второй этап (2002-2006 гг.) - выявление и экспериментальная проверка педагогических условий, влияющих на разработку содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания; подготовка и проведение констатирующего и развивающего этапов исследования; уточнение научной концепции и экспериментальной методики реализации задач исследования.

Третий этап (2006-2010 гг.) - параллельно с проведением теоретической работы продолжение развивающего эксперимента; разработка и внедрение дидактико-методического обеспечения (программы «Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора», учебных пособий: «История русского народа в праздниках и обрядах», «Областные особенности русского народного костюма», «Школа народных забав»); подведение итогов развивающего эксперимента, обработка, обобщение и анализ результатов исследования; выявление перспектив работы; оформление диссертационного текста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурное воспитание детей, решая образовательные функции приобщения обучающихся к национальной культуре своего народа, формируя толерантное отношение к культурам других национальностей, способствуя единению российского государства, представляет важное направление в содержании образовательно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей.

2. В разработке содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, используя педагогический и культурно-исторический потенциал национальной культуры (устное народное и декоративно-прикладное творчество, различные жанры музыкального фольклора, праздники и обряды народного календаря, народные игры и народный костюм), целесообразно опираться на культурологический, исторический, мотивационный и деятельностный подходы.

3. Учебно-методический комплекс, включающий программу «Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора», учебно-методические пособия для ее реализации («Школа народных забав», «История русского народа в праздниках и обрядах», «Областные особенности русского народного костюма»), диагностический инструментарий для определения уровней этнокультурной воспитанности обучающихся, способствует становлению и развитию их познавательной мотивации.

4. Результатом проведенного исследования по разработке и реализации содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей является положительная динамика в сознании обучающихся, проявляющаяся в следующих социальных эффектах: способности видеть и ценить прекрасное, интересе к различным видам художественного творчества, стремлении к самостоятельному пополнению знаний и умений, повышении учебной мотивации, снижении детской и подростковой преступности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных посылок, адекватных цели и задачам исследования; широтой источниковедческой базы исследования, включающей научную и учебно-методическую, психолого-педагогическую, социальную и философскую литературу; аргументированностью основных положений и выводов диссертации; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы; комплексностью методических приемов сбора эмпирического материала в реальных условиях деятельности учреждений дополнительного образования детей г. Томска и Томской области; статистико-математическими приемами обработки результатов экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международной научно-практической конференции «Культура сближает народы» (г. Сочи, 2007г.), международной научно-практической конференции «Качество образования: экономика, законодательство, технологии» (г. Томск, 2008г.), международном фестивале детско-юношеского творчества «Подснежник» (г. Новосибирск, 2007г.), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации общего и профессионального образования» (г. Томск, 2006г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы реализации комплексного проекта модернизации образования» (г. Томск, 2008г.), Всероссийском фестивале молодежи и студентов творческих ВУЗов «Фольклорные студии» (г. Кемерово, 2006г.), межрегиональной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество: предмет исследования, профессия, образовательная программа» (г. Томск, 2004г.), межрегиональной научно-практической конференции «Традиции и инновации в развитии правового и гражданского образования школьников (г. Томск, 2008г.), региональной научно-практической конференции «Мир вокруг нас» (г. Асино, 2007г.), региональной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование и карьера — 21 век» (г. Юрга, 2007г.), региональной научно-практической конференции «Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: взаимодействие дополнительного и общего образования» (г. Томск , 2007г.), областном семинаре руководителей хореографических коллективов в рамках курсов повышения квалификации руководителей танцевальных коллективов города и области (г. Томск, 2005г.), городской научно-практической конференции «Инновации в дополнительном образовании детей и воспитательной работе общеобразовательных учреждений» (г. Томск, 2009г.).

Материалы диссертационного исследования вошли в программы образовательно-воспитательного процесса МОУ ДОД «Центр сибирского фольклора» г. Томска, образовательно — воспитательного процесса школы искусств с.Новокусково (Асиновский район, Томская область), использовались в программе региональных курсов повышения квалификации работников культуры.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, 10 таблиц, 4 рисунков, библиографического списка литературы (211 источников), 4 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Тимошенко, Лариса Григорьевна

Выводы по 2 главе

Разрабатывая дидактико-методическое обеспечение этнокультурного воспитания, мы направили свои усилия на сохранение традиций русского народа, так как считаем, что это является необходимым условием формирования у обучающихся этнокультурной воспитанности. Обоснование основных подходов (культурологического, исторического, мотивационного, деятельностного) позволило включить в содержание дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания предметы, формирующие у детей младшего школьного возраста интерес и ценностное отношение к русской культуре и истории, развитие художественно-творческих способностей и повышение учебной мотивации:

- изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа и народной художественной культуры;

- изучение различных жанров музыкального, песенного, танцевального фольклора;

- изучение памятников культуры, отражающих духовное наследие России;

- изучение календарно-обрядовых фольклорных праздников;

- изучение материальной культуры русского народа (факультативные занятия по изучению русского народного костюма и декоративно-прикладному творчеству).

Разработка дидактико-методического обеспечения происходила с учетом возрастных особенностей обучаемых. При этом мы старались не перегружать учебные дисциплины обилием информации, информацию представлять в основном в игровом материале, постепенно от одной возрастной группы к другой осуществлять усложнение изучаемого программного материала. Учебный материал отбирался таким образом, чтобы произведения, компактно включенные в данный курс, воспринимались обучающимися целостно в единстве песни, танца, инструментальной музыки, народнопоэтического творчества, декоративно-прикладного творчества, народной игры и народного костюма.

Реализация дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания проходила в естественных условиях воспитательно-образовательного процесса учреждений дополнительного образования детей (МОУ ДОД «Центр сибирского фольклора», МОУ ДОД школа искусств с. Новокускова). Положительные результаты экспериментального обучения были подтверждены высокими результатами, полученными детьми по итогам районных, областных, региональных и международных творческих конкурсов и фестивалей, а также отзывами родителей.

Сравнение результатов констатирующего и итогового этапов эксперимента позволило нам сделать заключение об эффективности и целесообразности внедрения этнокультурного воспитания в учреждения дополнительного образования детей.

Мы пришли к выводу, что реализация дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания в воспитательно-образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей не только положительно влияет на эффективность формирования у обучающихся этнокультурной воспитанности, но и способствует выявлению долгосрочных социальных эффектов воспитания, которые позволяют решать различные проблемы в социуме, способствуют определению собственной позиции, самооценке, усвоению способов приобретения новых знаний, умению оценивать собственные профессиональные возможности и способы рационального использования свободного времени.

132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации образовательная политика в России направлена на создание оптимальных условий для развития юных граждан. Его цель — содействовать всестороннему умственному, политическому, нравственному и физическому развитию членов общества, совершенствовать в них чувство прекрасного, вызывать желание творить по законам красоты. Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, очень важной является проблема воспитания детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории своего народа и, как следствие, культуре и истории других народов.

Мы пришли к выводу, что этнокультурное воспитание, реализующее принцип защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций, предусматривает возможность введения в воспитательно-образовательный процесс содержания, связанного с историей, традициями, культурой своего региона. Рассмотрение этнокультурного воспитания как способа обеспечения специфических образовательных потребностей и интересов социума в области образования и культуры позволило нам конкретизировать данное определение.

В нашем исследовании под этнокультурным воспитанием мы понимаем целенаправленный воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на сохранение и возрождение национальных и культурно-исторических особенностей конкретного региона Российской Федерации и формирующий художественно-творческие способности обучающихся, ценностное отношение к национальной культуре и истории, мотивацию на самостоятельное восполнение знаний.

Рассматривая вопрос об особенностях этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, мы провели глубокий педагогический анализ деятельности учреждений данного вида с целью выявления их воспитательных и образовательных возможностей. Эти особые возможности, имеющиеся в учреждениях дополнительного образования детей, заключаются в огромном многообразии типов учреждений дополнительного образования, разновозрастном и разнополом составе детских коллективов, сочетании массовых, индивидуальных и групповых форм обучения, широком векторе направлений воспитательной и образовательной деятельности, творческом сотрудничестве и взаимодействии детей, родителей и педагогов.

Сравнительный анализ условий реализации этнокультурного воспитания в системе общего и дополнительного образования позволил нам сделать заключение о большом диапазоне направлений образовательной и воспитательной деятельности, многообразных формах, применяемых в воспитательно-образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей по сравнению с общим образованием при реализации этнокультурного воспитания. Эти особенности учреждений дополнительного образования детей дают возможность обучающимся проявить себя в различных видах творческой деятельности, удовлетворить их образовательные потребности и позволяют увеличить число воспитывающих факторов.

Деформации, происшедшие в свое время в нашем обществе, привели к забвению и утрате многих ценностей русской культуры: православных традиций святости, духовного подвижничества, русской народности, интеллигентности, гуманности, духовности. Анализ педагогической, философской и специальной литературы показал, что использование средств традиционной русской культуры в воспитательном процессе - один из способов возвращения утраченных духовных ценностей, нравственно-эстетических норм поведения, межчеловеческих и межпоколенных связей, уклада семейной и бытовой жизни, воспитания национального самосознания и ценностного отношения к русской культуре.

Обобщение собственного опыта работы в учреждениях дополнительного образования детей, теоретический анализ педагогической и культурологической литературы, а также средств традиционной русской культуры позволили нам выявить условия, необходимые для разработки дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания и обосновать его содержание. К педагогическим условиям разработки дидактико-методического обеспечения мы отнесли: использование особенностей воспитательно-образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей; реализацию возможностей учреждений дополнительного образования детей для становления и развития познавательной мотивации обучающихся, путем их включения в активную проектную деятельность; комплексное использование в предметном содержании дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания педагогического и культурно-исторического потенциала национальной культуры (устное народное и декоративно-прикладное творчество, различные жанры музыкального фольклора, праздники и обряды народного календаря).

Педагогический анализ работ Г.Н. Волкова, Е.Ю. Волчегорской, А.С. Каргина, Н.А. Хренова и др. показал, что традиционная русская культура может являться культурологическим, историческим и мотивационным подходами при разработке содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. А применение проектной деятельности этнокультурной направленности, отражающей многообразие воспитательной и образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей и формирующей познавательную мотивацию обучающихся для самостоятельного пополнения знаний и умений - деятельностным подходом.

При разработке содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания мы обращали внимание на решение следующих задач: знакомство обучающихся с историческим и культурным наследием русского народа; формирование ценностного отношения к культуре и истории своего народа; развитие у обучающихся интереса к занятиям различными видами художественного творчества; воспитание у обучающихся эстетического восприятия предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, в быту и творчестве людей; понимание обучающимися роли и места различных видов искусства в жизни человека и общества; воспитание у обучающихся отрицательного отношения к некрасивому в поведении, поступках людей, в окружающей жизни, в быту и во взаимоотношениях людей; формирование учебной мотивации и стремление к самостоятельному восполнению знаний.

Результативность содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания определялась нами по эффективности формирования у обучающихся этнокультурной воспитанности, которую мы понимали как позитивные изменения в сознании обучающихся, проявляющиеся в эмоциональном отношении к национальной культуре, интересе к художественно-творческой деятельности, повышении учебной мотивации. Ожидаемый нами результат мы видели в том, что при завершении эксперимента у обучающихся:

- повысились теоретические знания и практические умения по предметам художественно-эстетического цикла (когнитивный компонент);

- сформировался интерес к художественно-творческой деятельности и потребность в этнокультурной рефлексии (ценностно-эмоциональный компонент); сформировалась потребность к самосовершенствованию и самореализации (креативно-мотивационный компонент);

- сформировалось ценностное отношение к истории и культуре своего народа.

Данные результаты реализации содержания дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания мы планировали заранее и смогли выявить по разработанным нами критериям и показателям этнокультурной воспитанности. Появление социальных эффектов воспитания можно было предположить лишь с некоторой долей вероятности.

В нашем исследовании под социальными эффектами воспитания мы понимали не запланированные, но предполагаемые положительные изменения в сознании обучающихся, являющиеся итогом этнокультурного воспитания и позволяющие на основе полученных знаний и умений принимать нестандартные решения в любой жизненной ситуации, имеющие долгосрочный воспитательный эффект.

Можно сделать вывод, что положительные результаты проведенного эксперимента позволили нам обосновать необходимость и целесообразность разработки и реализации в учреждения дополнительного образования детей дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания на основе комплексного использования средств национальной культуры, направленного на формирование у обучающихся этнокультурной воспитанности.

Итоги проведенного исследования:

1. Проведен историко-педагогический анализ этнокультурного воспитания в отечественной педагогике;

2. Проведен историко-педагогический анализ деятельности учреждений дополнительного образования детей и выявлены особенности реализации в воспитательно-образовательный процесс этнокультурного воспитания;

3. Проведен анализ средств традиционной русской культуры и выявлен их педагогический потенциал, влияющий на формирование этнокультурной воспитанности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей;

4. Выявлены педагогические условия, необходимые для разработки дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания в учреждения дополнительного образования;

5. Разработано и внедрено дидактико-методическое обеспечение в учреждения дополнительного образования детей (программа «Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора», методические пособия: «Школа народных забав», «История родного края в праздниках и обрядах», «Областные особенности русского народного костюма», диагностический инструментарий (тесты, анкеты, информационные таблицы);

6. Экспериментально подтверждена эффективность и целесообразность внедрения этнокультурного воспитания в воспитательно-образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей и его влияние на формирование у детей младшего школьного возраста этнокультурной воспитанности;

7. Конкретизировано понятие: «учреждения дополнительного образования детей» - учреждения, предоставляющие детям дополнительные возможности для выявления личностных природных задатков и реализации творческого потенциала на основе свободного выбора деятельности и в свободное от основной учебы в школе время.

8. Конкретизировано понятие «этнокультурной воспитанности», которая трактуется нами как позитивные изменения в сознании обучающихся на основе полученных знаний и впечатлений и проявляющиеся в эмоциональном отношении к истории и культуре своего народа, интересе к художественно-творческой деятельности, повышении учебной мотивации.

9. Уточнено понятие «социальные эффекты воспитания», которое мы понимаем как не запланированные, но предполагаемые результаты этнокультурной воспитанности, имеющие долгосрочные результаты.

10. Выявлены социальные эффекты воспитания.

Таким образом, на основании результатов теоретического и практического этапов исследования нами в целом достигнута поставленная цель (обосновано содержание дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания), подтверждена гипотеза исследования, решены задачи исследования.

Мы пришли к заключению, что содержание дидактико-методического обеспечения этнокультурного воспитания должно разрабатываться с учетом особенностей воспитательной и образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, совокупности подходов: мотивационного, культурологического, исторического, деятельностного и включать занятия, направленные на знакомство с культурным и историческим наследием своего народа, формирование учебной мотивации, развитие интереса к творческой деятельности.

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты проблемы эстетического воспитания детей и предлагает лишь один из путей ее решения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тимошенко, Лариса Григорьевна, 2010 год

1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. — Томск: Томский государственный университет, 2007. — 368 с.

2. Абдулкаримов Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности // Дополнительное образование. — 2002.— №2. — С. 49—54.

3. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997.— 21с.

4. Абрамова О.А. Традиционная культура «поляков» и «каменщиков» Рудного Алтая. Барнаул: ДЮФЦ Песнохорки, 1997. - 238с.

5. Алиев Ю.Б., Ардаширова Р.Т., Барышникова Л.П. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н.А.Кушаева. — М.: Просвещение, 1986. — 240с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ, 1969. — 339с.

7. Антонова Ю.Е., Розова О.В., Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ, 2003. - 168с.

8. Ардашев А.Н. Национально-региональный компонент как фактор поликультурного образования сельских школьников: Автореф. .канд. пед. наук. Ижевск, 2006г. —20 с.

9. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. — 1997. №9. - С. 6 - 8.

10. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. — Ленинград: Искусство, 1983. 206с.

11. Бозиев Р.С., Харисова Л.А. Инновационные процессы в национальном образовании // Педагогика. 2006. — №3. - С. 29-38.

12. Баглай И.И. Формирование эстетического образа жизни учащихся средствами нравственного воспитания: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2005. 24с.

13. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Детские частушки, шутки, прибаутки.— Ярославль: «Академия развития», 1997. 244с.

14. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Москва, 1998. - 22 с.

15. Бережная М.С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства. // Философские науки. 2008. - №4. - С. 58-68.

16. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. М.: Айрис-пресс, 2003. — 176с.

17. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные традиции отечественной педагогики (начало XX в). // Педагогика. 1998. -№ 7. - С.82—87.

18. Бим-Бад Б. М., Э. Д., Днепров, Корнетов Г.Б. Мудрость воспитания. -М.: «Педагогика», 1988.-288 с.

19. Богаткова JI. На празднике песни и танца. М.: Детгиз, 1952. - 16 с.

20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464с.

21. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1991.— T.I. — 863 с.

22. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — Т.2. — 768 с.

23. Бондарева Н.А. Технология этнокультурного воспитания // Школа. — 2001. — №5. — С.38—41.

24. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. - №4. - С.11—17.

25. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания. // Педагогика 2007. - №3. - С. 3-14.

26. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для Вузов СПб: Питер, 2001.-304с.

27. Борев Ю.Б. Эстетика. — М.: Издательство политической литературы, 1988.-488с.

28. Борев Ю.Б. Эстетика.— 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1988. 496с.

29. Борисова Е. Мудрость народной педагогики // Народное образование.— 1998.-№9—10.-С.74—76.

30. Воронина Е.Г. О программе приобщения детей к традиционной народной культуре // Традиционная культура. 2006. - № 3. - С. 97—100.

31. Бочкарева Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Кемерово, 1998. — 63с.

32. Буйлова JT.H., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 158с.

33. Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа. 1997. — № 2. - С.42.

34. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 7-е издание. СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 192с.

35. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 144с.

36. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. 2-е изд. М.: Советский композитор, 1986. - 88с.

37. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Издательство МГУ, 1990. - 288с.

38. Власова Т.И. Сущность понятий «активность» и «деятельностный подход» в образовании // Дополнительное образование. — 2002. — №2. — С. 11—15.

39. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. 1989. - №7. - С. 98—103.

40. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Национальная школа: концепция и технология развития: : Тез. докл. Междунар. Науч. Конф. 16-21 марта 1993. — Якутск, 1993.С. 45-52.

41. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Академия, 1999. — 168с.

42. Волович JI.A., Мухаметзяиова Г.В. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе. Казань, 1997. - 143 с.

43. Волчегорская Е.Ю. Этнокультурное развитие в процессе художественно-творческой деятельности // Вестник ЧГПУ. — 1998. — №8- С. 76 -78.

44. Волчегорская Е.Ю. Эстетическое воспитание в развитии личности ребенка // Искусство и образование. — 2002. — № 3. С. 14-17.

45. Волчегорская Е.Ю. Личностно ориентированный подход к эстетическому воспитанию в начальной школе: монография Спутник плюс, 2007.- 159с.

46. Воробьева Т.П. Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дис.кнд. пед. Наук. — Челябинск, 2006. — 23 с.

47. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. М.: Педагогика, 2003. — 203с.

48. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. —90с.

49. Гладких В.Н., Мальцева Н. В. Мы призваны сохранить русскую историю, культуру, традиции // Дополнительное образовании. — 2002. — № 6. -С. 39 —44.

50. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. Пособие для вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. 96с.

51. Гребенюк О.С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160с.

52. Гребенкина Е.М., Аджиева Е.М. Своеобразие национального и патриотического воспитания // Педагогическое образование и наука. — 2006.3. С. 49-54.

53. Грунтовский А.В. Детские игры. Преимущественно русские.

54. Историческое наследие. Санкт-Петербург «ЛАНС», 1994. - 384с.

55. Гусев Г.Н. Методика преподавания народного танца. М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.

56. Громыко М.М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446с.

57. Громыко Ю.В., Алексеев Г.Н., Бабух Л.В. и др. Национальная доктрина развития российского образования // Учительская газета. 1996. 2-8 апреля.

58. Горский В.А. Семинары по проблемам развития дополнительного образования детей // Внешкольник. — 1997. — №7- 8. — С.38 — 39.

59. Горский В.А. Дополнительное образование. М.:ВЛАДОС, 2001. — 400 с.

60. Горский В.А. О некоторых принципах дополнительного образования и формирования примерных программ // Принципы обновления программного обеспечения в УДО: Тезисы и материалы Всероссийской научн.-практ. конференции. — СПб., 1995. С. 109 113.

61. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: ОЛМА-Пресс, 1997. - 614с.

62. Данилов С.И. Формирование национальной идентичности как социально-педагогическая проблема. // Педагогическое образование и наука. 2006. - №4. - С. 28 -32.

63. Домострой. -М.: Советская Россия, 1990. 304с.

64. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. — Л.: Наука, 1991. 208с.

65. Журкина А.Я. Непрерывное музыкально-эстетическое образование детей // Дополнительное образование. — 2002. №3. - С. 11-17.

66. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. — М.: Искусство, 1983.-224с.

67. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. М.:Флинта: Наука, 2001. - 400с.

68. Закирова И.А. Региональный компонент регионального образования в высшей технической школе: Дисс.канд. пед. наук. Казанский педагогический институт, 1998. —185 с.

69. Закон РФ «Об образовании». М.: МП Новая школа, 1996. - 60с.

70. Ильин И. Духовный смысл сказки // Встреча. 1996. - №3. - С.28 - 32.

71. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Советский композитор, 1982.- 214с.

72. Казаков Е.К. Начинаем разговор // Внешкольник. — 1998. №4. — С.21 -22.

73. Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. — 2006. №9. — С. 14 — 16.

74. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. — М.: государственный центр русского фольклора, 1993. 164с.

75. Каргин А.С. Возродить утраченное? О мерах по сохранению и развитию традиционной культуры // Традиционная культура. 2007. - №2. - С. 3 - 8.

76. Каргин А.С. Прагматика фольклористики. Сборник статей, докладов, эссе. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2008.-384с.

77. Карабышева Р.Б. Национально-региональный компонент как средство активизации учебного процесса: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Карачаевск, 2001г. 20с.

78. Карданова М.М. Национально-региональный компонент в школьном историческом образовании Кабардино-Балкарии: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. — 21с.

79. Князева O.JL, Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Детсво-пресс, 1998. 304с.

80. Комарова Т.С. Подготовка педагогов в ВУЗе к эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детй. // Педагогическое образование и наука. — 2008. №1. - С. 4 -7.

81. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. — М.: Искусство, 1971. 93с.

82. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. Ленинград: Искусство, 1972. - 239с.

83. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1997. — 144с.

84. Копылова О.Е. Методика организации исследовательской и проектной деятельности Электронный ресурс.: Режим доступа: festival@ 1 september.ru, свободный.

85. Колпакова Н.П. Книга о русском фольклоре. Л.: Наука, 1948. - 124с.

86. Корнеева Н., Буева А. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа // Внешкольник. — 1999. —№1. С. 26-27.

87. Кохиченко А.Н. Этнокультурный компонент патриотического воспитания младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2008.-№10.-С. 3-6.

88. Костюкова Т.А. Региональный компонент содержания образования: традиции и перспективы. // Региональный компонент содержания образования в сельской школе / Под ред. В.М. Белоусова, Е.Е. Сартаковой, Н.А. Шумиловой. Томск, 2000. Т.1. - С. 5-12.

89. Кравцов Н.И., Лазутин С.С. Русское устное народное творчество: 2-е, исп. и доп. Учебник для студентов филологических специальностей университетов. -М.: Высшая школа, 1983. 448с.

90. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994. 165с.

91. Кириченко С.Н. Этнокультурный диалог в образовательном процессе // Дополнительное образование. 2002. - №3. — С. 17-21.

92. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации // Российское образование. 2007. - №1. - С. 49-59.

93. Куликова С.В. Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир исследования инновационных процессов в образовании. // Педагогическое образование и наука. — 2005. №1. — С. 4751.

94. Куровский В.Н. Педагогические основы интеграции общего и профессионального образования в сельской школе лесопромышленного района: Дис. .докт. пед. наук.— Институт образования Сибири и Дальнего Востока, 2002. 247с.

95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Электронный ресурс.: Режим доступа: lib@.com.ua/detbookru, свободный.

96. Лабковская Г.С.Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М.: Просвещение, 1983. —304с.

97. Левкина Т.В. Русские традиционные художественные производства. — Москва: ТОО «Ступень», 1995. 29с.

98. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. М.: Терра-Спорт, 2001.-96с.

99. Лейтис Н. П.Ф. Каптерев как психолог детства // Воспитательная работа в школе. 2008. - №1. - С.9 - 18.

100. Лисицин Ю.П. Книга о здоровье. М.: Медицина, 1988. - 510с.

101. Лисовенко Г.В. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона: Автореф. . .канд. пед. наук. Сочи, 2004. — 22с.

102. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1985. 175с.

103. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, 1992. — 528с.

104. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. — 1999. -№1. С. 10-19.

105. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 1999. - №4. — С. 11—13.

106. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. -2007. — № 9. — С. 60-65.

107. Лихачев Д.С. Заметки о русском. — М., Сов. Россия, 1981. — 71с.

108. Лутовинов В.И., Мешкова С.И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика. 2008. -№37. - С. 50-53.

109. Ляшко Т.В. Развивающие технологии в дополнительном образовании // Дополнительное образование. — 2000. — №2. С.49.

110. Макарцева В. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1988. - №1. - С.81-86.

111. Макаренко А.С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1988. — 256с.

112. Мариносян Х.Э. Пространство толерантности. // Философские науки. — 2008. -№4.-С. 5-9.

113. Майорова Н.Г. Воспитание творческой личности. // Дополнительное образование и воспитание. — 2009. №2.— С. 22-24.

114. Медведева М. Не реликт, а средство воспитания (фольклор как часть педагогики народного воспитания) // Народное образование. — 1995. — №5. -С.115 118.

115. Мелик-Пашаев А. А. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения. / А.А. Мелик-Пашаев, З.И. Новлянская // Искусство в школе. — 1994. — №2. С.76 -79.

116. Можнягун С.Е. Эстетика и современность. — М.: Просвещение, 1978. — 192с.

117. Молотова Л.Н., Соснина Н.Н. Русский народный костюм. — Ленинград: Художник РСФСР, 1984. -220с.

118. Мудрость воспитания: Книга для родителей. Сост.Б.М, Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1988. - 288с.

119. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. — JL: Лениздат, 1983. 446 с.

120. Народные художественные промыслы России. — М.: Советская Россия, 1984.-232 с.

121. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. — М.: Академия, 1996. — 136с.

122. Науменко Г.М. Народная мудрость и знания о ребенке. М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2001. — 431с.

123. Науменко Г.М. Русские народные детские игры с напевами. М.: Либерия, 2003. - 544с.

124. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект МО РФ. М., 2000. 7с.

125. Недземковская Г.В. Этапы становления и особенности развития этнопедагогики. // Педагогика. 2008. — №5. - С. 20 -27.

126. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. - №4. - С.З - 8.

127. Новицкая М.Ю. Образование первый шаг к сохранению и развитию традиционного наследия // Традиционная культура. - 2007. - №2. - С. 13 -15.I

128. Новоселова Н.А., Соколова С.В. Пришла коляда накануне Рождества. -Красноярское книжное издательство, 1995. 256с.

129. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374с.

130. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г.// Российская газета. 1996. 23 января.

131. О методе проектов в детском саду и школе Монтессори. Электронный ресурс.: Режим доступа: setilab@.ru/modules/conference/view.article, свободный доступ.

132. Остапчук О.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Карачаево-Черкесск., 2005. — 25с.

133. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР / Под. ред. Э.Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1989. - 479с.

134. Очерки русской культуры XVII века. 4.2. Духовная культура / Под ред. В.Арциховского. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 344с.

135. Павлова Л.Ю. Основы игры в учебно-воспитательном процессе // Дополнительное образование. 2002. — № 3. — С. 41 — 45.

136. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. М.: ОЛМА -ПРЕСС, 1998.-688 с.

137. Панов В.И. Учреждение дополнительного образования как субъект развивающегося образования // Дополнительное образование детей фактор развития творческой личности: Тез. докл. Всерос. науч. конф. 1998. —СПб., 1998. С.25-29.

138. Петров В.М., Гришина Г.Н. , Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ СФЕРА, 2001. - 128 с.

139. Поштарева Т.В. Воспитание с опорой на национальные традиции // Начальная школа плюс до и после. — 2008. №10. — С. 9 -11.

140. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в системе школьного образования. // Дополнительное образование. 2002. — №4. С. 24-30.

141. Пичуричкин С. Имидж танцевального коллектива. ИРИА: Маренго Интернейшнл принт, 2002. - 47с.

142. Плотникова Е.Б. Простые народные истины и здоровьесбережение в образовательном процессе // Дополнительное образование. 2002. - №1. -С.18-21.

143. Проблемы освоения народной хореографической культуры А.И. Шилин // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Электронный ресурс.: Режим доступа: centrfolk.@ru, свободный доступ.

144. Проблемы танцевальной педагогической деятельности: Психолого-педагогические, региональные и методические аспекты // 1-й Сибирский научно-практический конгресс "Танцы народов Сибири". Новосибирск, 1017 августа2002 г. -Новосибирск: ЦЭРИС, 2002. С. 49.

145. Плутарх Херонейский. О музыке. «Античная музыкальная эстетика». -М., 1960.-С.27.

146. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать. М.: ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

147. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.: Просвещение, 1985.- 190с.

148. Райкова И.Н. Воспоминания о детстве в контексте традиционной культуры (по полевым материалам Муромского края) // Традиционная культура. — 2006. №3. - С.74 - 83.

149. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. — М.: Советский композитор, 1990. 224 с.

150. Русское народное искусство. — Л.: Учпедгиз, 1959. 96 с.

151. Русская пляска. Белгородские карагоды. Белгород: Изд-во «Везелица», 1993.- 114 с.

152. Русский народ: Одежда. Женский костюм. Образ домашней жизни // Мол. Гвардия. 1994. - №4. - С. 207 - 211.

153. Русский семейный и общественный быт / АН СССР. Ин-т этнографии. -М.: Наука, 1989.-336с.

154. Русский танец в народном хоре. Программа и план прохождения курса специализации «Художественное творчество, народное хоровое пение». Сост. А.В. Палилей. — Красноярск, 1993. 52с.

155. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993-1995. 2т.

156. Русское народное поэтическое творчество./ Под редакцией Н.И. Кравцова. — М.: Просвещение, 1971.- 447с.

157. Русский фольклор. / Сост. В.Аникин. М.: Художественная литература, 1985.-367с.

158. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. — 164с.

159. Рындина О.М., Бардина П.Е., Дробышевская Г.М. Традиционная культура Томской области. — Томск, 2003. — 204с.

160. Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества. // Педагогика. — 2006. — №5. — С. 17 -23.

161. Самойленко Э.В. Педагогические возможности учреждений дополнительного образования детей как микрофактор социализации. // Дополнительное образование и воспитание. 2009. - №2. - С. 3-9.

162. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М.: Советская Россия, 1990. - 175с.

163. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М: Народное образование, 1998. — 256с.

164. Серединцева Е.В. О приоритетности дополнительного образования // Внешкольник. 1997. - №4. - С. 29 - 31.

165. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). Майкоп, 2000. — 308с.

166. Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дисс. .кнд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.-24с.

167. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002. 160с.

168. Современные концепции эстетического воспитания Электронный ресурс.: Ответственный редактор Н. И. Киященко. М., 1998. Режим доступа: http://www.vusnet.ru.

169. Соловцова И.А. Система духовного воспитания школьников: проблемы проектирования // Вестник ОГУ. 2006. - №2. - С 47 - 51. 143.

170. Ситаров В.А. Дидактика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 304с.

171. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 576с.

172. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.

173. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе / В.К. Скатерщиков. М.: Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание // Сов. Педагогика. — 1965.— №12. - С.30 - 39.

174. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сухомлинский В.А. — М.: Политиздат, 1988.-269с. (С. 17).

175. Силяева Е.Г. Этическая культура личности (категориальный анализ) // Педагогическое образование и наука. — 2005. № 5. - С. 21-24.

176. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов // Избранные труды: в 2т. М.: Педагогика, 1985. - Т.1 - 422 с.

177. Туревская Е.И. Развитие психики младшего школьника. Электронный ресурс.: Тульский государственный педагогический университет им JI.H. Толстого; Кафедра психологии развития: Режим доступа: tgpu@tula.ne, свободный.

178. Толстых А.В. Гуманизация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1996. - №4. — С.9 - 13.

179. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство, 1989. - 144с.

180. Традиционная художественная культура в условиях обновления российского общества: Сб. научных трудов / Отв. Ред. Н.В.Тиунова. — Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2004. 189с.

181. Трухин. И. Педагогические инновации последнего столетия. Метод проектов. Электронный ресурс.: Режим доступа: webmaster@athens.kiev.ua./edu.kiev.ua/schools, свободный.

182. Тульчинский Г.Л. Массовая культура как воплощение гуманизма просвещения, или почему российское общество самое массовое. // Филосовские науки. 2007. — №6. — С.39-57.

183. Уланова Л.С. Праздничный венок. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 160 с.

184. Уроки фольклора в общеобразовательной школе: Методические материалы / редактор-составитель С. Войтюк. — Красноярск: Буква, 2000. -64 с.

185. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т.1. Составитель С.Ф. Егоров. М., 1998. - 416 с.

186. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968.-557с.

187. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян старожилов верхнего Приобья. - Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997.- 152 с.

188. Фельдштейн Д.И. Проблемы формирования личности. Издание 2-е, стереотипное. — М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

189. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005-2006 уч.год. Электронный ресурс. Режим доступа: festival@. 1 september.ru, свободный.

190. Художественное воспитание детей и молодежи. Сборник нормативных документов и аналитических материалов. / Сост.:А.Н.Демченко, С.Н. Горушкина, Л.В. Дукачева. М.: Издательство ИМХО, 2003. - 216с.

191. Хренов Н.А. Смена культурных циклов на рубеже 20-21 веков: передвижение периферийных сфер в центр культуры // Традиционная культура. 2006. - №3. - С.З - 21.

192. Хренов Н.А. Традиционная культура и цивилизационная идентичность // Традиционная культура. 2007. - №2. - С.9 - 12.

193. Чепурышкин И.П., Пугачева Н.Б. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. 2008. - № 8. - С. 9-16.

194. Шангина О.В. Как воспитать личность. // Дополнительное образование. -2002.-№2.-С. 47-49.

195. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание в школе. — М.: Просвещение, 1955.-420 с.

196. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

197. Щетинская А. И. Теория и практика развития творческого потенциала педагога в условиях мониторинга качества дополнительного образования детей: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Казань, 1998. — 43 с.

198. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2005. 254 с.

199. Эстетика и современность. Книга для учителя. Под ред. С.Е. Можнягуна. — М., «Просвещение», 1978. — 192 с.

200. Эстетика на переломе культурных традиций. Под редакцией Н.Б. Маньковской. М.:ЦОП Институт философии РАН, 2002. - 256 с.

201. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С. Лабковская. -М.: Просвещение, 1983. 304с. (С.39-41).

202. Энциклопедия народной мудрости. / Сост. В. Воскобойников. СПб. Респекс, 1997.-420 с.

203. Эстетика: Учебное пособие. / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2000. -240с.

204. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы системного подхода

205. Под ред. Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. - 175с.

206. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. - №4. — С. 15 - 18.

207. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 359 с.

208. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности в условиях культурной среды, организованной педагогом // Педагогическое образование и наука. 2006. - №4. - С. 25-27.

209. Реализация содержания дидактико-методического обеспеченияэтнокультурного воспитания

210. Рисунок 1. Фольклорный русский танец в сценической обработке. Ансамбль русского танца «Потешки» МОУ ДОД Центр сибирского фольклора

211. Рисунок 2. Сценическая обработка русской народной песни. Фольклорный коллектив «Русиночка», МОУ ДОД Центр сибирскогофольклора

212. Рисунок 3, Работа с народными музыкальными инструментами. Фольклорный коллектив «Кострома», школы искусств с. Новокусково, Асиновский район, Томская область

213. Рисунок 4. Декоративо-прикладное творчество. Работы обучающихся1 года обучения

214. Рисунок 5. Декоративно-прикладное творчество. Работы обучающихся2 года обучения

215. Рисунок 6. Декоративно-прикладное творчество. Работа обучающихся3 года обучения

216. Рисунок 7. Праздники и обряды народного календаря. «Троицкие гуляния». МОУ ДОД Центр сибирского фольклора

217. Рисунок 8. Фольклорный театр. Участники спектакля «Широкая ярмарка». Школа искусств с. Новокусково, Асиновский район, Томскойобласти

218. Рисунок 9. Проектная деятельность. Проектирование и изготовление головного убора (девичья повязка).

219. Рисунок 10. Проектная деятельность. Проектирование и изготовление собственного сценического костюма (орнаментация костюма по мотивам вышивки народного костюма Белгородской области)

220. Рисунок 11. Проектная деятельность- Изготовление тряпичных кукол. Работы обучающихся 3 года обучения1. ПРОГРАММА

221. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»1. Пояснительная записка

222. Кроме того, дети получат возможность попробовать свои возможности в области народного декоративно-прикладного искусства, музыкально-песенно-танцевального искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению.

223. Дать теоретические знания и практические умения в области художественно-творческой деятельности.1. Развивающие:- Способствовать воспитанию эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и гражданской убежденности.

224. Развивающие, познавательные игры и самостоятельная работа. Коллективный анализ работы и совместной деятельности. Создание эмоционально окрашенных ситуаций, поощрение и похвала. Методы контроля:

225. Учащиеся получают первоначальные знания о традиционной культуре русского народа (народная музыка, народный танец, народная одежда, детские и обрядовые игрушки, быт и верования русского народа).

226. Умеют творчески подходить к созданию игрушки, кроить и шить одежду для кукол.

227. Овладевают навыками общения, умеют адаптироваться в любой обстановке.

228. Умеют использовать элементы традиционной русской культуры в повседневной жизни.1. ФОРМЫ РАБОТЫ

229. На практических занятиях дети приучаются к сотрудничеству, у них развивается ассоциативная память, внимание, творческие способности.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

230. Во время занятий учитываются различные виды деятельности детей — восприятие, исполнительство, творчество, различные уровни активности и пассивности детей.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

231. Воздействие музыки: повышает эмоциональный тонус, координирует движения, развивает музыкальный слух.

232. Воздействие игры: будит воображение детей, наполняет их движения близким им и интересным содержанием.

233. Словесное объяснение: раскрывает суть движения и действия.

234. Показ: передает характер движения, помогает более выразительно, эмоционально и технически правильно исполнить задание педагога.1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

235. Народная песня: прививает любовь к родным мелодиям, способствует росту музыкальной культуры, развитию вокальных данных.

236. Танец: развивает координацию и пластику движений, доставляет эстетическое наслаждение, развивает костно-мышечный аппарат.

237. Игра позволяет научить расслаблять и закреплять мышцы рук, ног, корпуса и головы, развивать творческие способности детей через знакомство с песенно танцевальным фольклором.

238. Устное народное творчество: обогащает словарный запас, делает язык более выразительным, знакомит с основными моральными понятиями (добро и зло).

239. Основы музыкальной грамоты: являются средством музыкально-ритмического воспитания детей и являются дополнением к играм и пляскам.

240. Декоративно-прикладное творчество: развивает мелкую моторику пальцев, способствует развитию эстетического вкуса и творческого воображения.

241. Срок реализации программы: 3 годапп Разделы программы Количество часов 1 год 2 год 3 год

242. История народной игрушки 4

243. Разновидности русской игрушки: куклы-обереги и куклы-игрушки. 4 44 60

244. Русские модницы: бытовая и праздничная одежда, её областные особенности. — 40 80

245. Календарь народных игр 4 40 40

246. Музыкальный хоровод 2 20 36

247. Методические рекомендации к организации занятий по программе

248. ПЕРВЫЙ ГОД ПРОГРАММЫ Учебно-тематический план первого года обучения

249. Цель первого года обучения— адаптация в группе, знакомство с предметами, изучаемыми на первом году обучения. Эта цель требует решения задач:

250. Получение первичных знаний о мировоззрениях наших предков;

251. Представление о народных игрушках.

252. Сведения о праздниках народного календаря;

253. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

254. Первичные сведения об игровом, музыкальном фольклоре, устном народном творчестве.

255. Введение: история жизни и быта наших предков 5 5

256. История народной игрушки 44

257. Во что играли наши предки 20 8 1222 Глиняная игрушка 8 4 423 Деревянная игрушка 4 424 Соломенная игрушка 3 1 225 Тряпичная игрушка 9 5 4

258. Разновидности русской куклы 4031 Куклы-обереги 20 10 1032 Куклы-игрушки 20 10 104 Календарь народных игр 40

259. Игры, связанные со временем года 15 5 1042 Обрядовые игры 10 4 643 Подвижные игры 4 0,5 3,544 Игры с предметами 4 2 245 Игры с припевками 9 4 55 Музыкальный хоровод 20

260. Песенно-музыкальное народное творчество для детей 4 4

261. Основы русского народного танца 10 2 8

262. Во поле береза стояла», «По кружочку мы пойдем», «Карусель»,

263. Развитие опорно-двигательного аппарата (упражнение на полу, на середине зала).

264. Разучивание простых элементов русского танца: одинарные и двойные удары, подскоки, притопы, простой поклон на месте, «ковырялочка», русскийгалоп, припадание по 6-й позиции, подготовка к присядке, положение рук в русском народном танце.

265. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Учебно-тематический план второго года обучения

266. Цель второго года программы умение детей работать в группах, закрепление знаний 1-го года обучения. Эта цель требует решения задач:

267. Научить взаимовыручке, чувству товарищества.

268. Применять на практике простые виды народного пения и народной хореографии.

269. Сведения о игровом, музыкальном фольклоре, устном народном творчестве.

270. Изучение различных видов декоративно-прикладного творчества.

271. Введение: история жизни и быта наших предков 25 20 5

272. Разновидности русской куклы 4421 Куклы-обереги 22 10 1222 Куклы-игрушки 22 10 123 Кукла-модница 11 4 74 Календарь народных игр 40

273. Игры, связанные со временем года 10 5 542 Обрядовые игры 10 4 643 Подвижные игры 4 0,5 3,544 Игры с припевками 9 4 55 Музыкальный хоровод 24

274. Песенно-музыкально-танцевальное народное творчество для детей 10 5 5

275. На золотом крыльце сидели»,1. Шла Марфуша по тропинке»,1. Сидел петух на палочке».

276. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Учебно-тематический план третьего года обучения

277. Цель третьего года программы Развитие творческих способностей. Эта цель требует решения задач:1 .Получение знаний о мировоззрении, жизни и быта наших предков.

278. Дальнейшее углубленное изучение тем программы.

279. Участие всех детей в праздниках, проводимых в учреждении.

280. Совершенствование танцевально-вокальных навыков.

281. Совершенствование знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества.

282. Разновидности русской куклы 6011 Тряпичная кукла 60 30 302 Кукла-модница 80 60 203 Календарь народных игр 40

283. Игры, связанные со временем года 15 5 1032 Обрядовые игры 10 4 633 Игры с припевками 13 4 94 Музыкальный хоровод 36

284. Музыкальная грамота 12 6 6

285. Во поле березка стояла», «Светит месяц»,

286. Ой, вставала я ранешенько». Русский танцевальный фольклор на уроках ритмики:

287. Критерии оценки 1 год обучения:

288. ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ: Умеют слушать музыку, определять её характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных пьес (весёлый, спокойный, торжественный), различать динамические оттенки музыки (тихо, громко, умеренно).

289. СОЦИАЛЬНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ: Проявляют активность и заинтересованность в массовых играх, умеют взаимодействовать с другими членами коллектива, соблюдают нравственно-этические нормы и выполняют правила поведения во время занятий.1912 год обучения:

290. РИТМИКА: Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения. Разучиваются новые танцевальные элементы (шаги на полупальцах назад, шаги с высоким подъемом колена, вальсовая дорожка, позиции рук (1, 2, 3) партерная гимнастика.).

291. СОЦИАЛЬНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ: Активно участвуют в делах детского коллектива, стремятся к саморазвитию и получению новых знаний. Не насмехаются над недостатками других, с желанием показывают результаты своей работы.3 год обучения:

292. СОЦИАЛЬНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ: Соблюдают правила этикета, доброжелательны к детям других национальностей, стремятся исправить указанные ошибки, доброжелательны в оценках работы других, стремятся к сохранению и развитию национальной культуры.

293. Для успешной реализации данной программы рекомендуется пользоваться учебно-методическими пособиями «Школа народных забав», «История родного края в праздниках и обрядах», «Областные особенности русского народного костюма».1. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

294. Бочкарева Н. И. « Ритмика и хореография», 1998г.

295. Петров В.М. « Летние праздники, игры и забавы», 2001г.

296. Науменко ГМ « Русские народные детские игры с напевами», 2001г.

297. Бахметьева ТИ. « Детские частушки, шутки, прибаутки», 1997г.

298. Бореев Ю.Б. « Эстетика», 1988г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.