Дифференциальная колориметрия в телевидении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.12.04, кандидат наук Ложкин, Леонид Дидимович

  • Ложкин, Леонид Дидимович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Самара
  • Специальность ВАК РФ05.12.04
  • Количество страниц 301
Ложкин, Леонид Дидимович. Дифференциальная колориметрия в телевидении: дис. кандидат наук: 05.12.04 - Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения. Самара. 2014. 301 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ложкин, Леонид Дидимович

Оглавление

Введение

Глава 1. Цветовые системы. Обзор и анализ. Методы построения равноконтрастных цветовых систем

1.1. Характеристики цвета

1.2. Колориметрические системы

1.2.1. Системы МКО

1.2.2. Системы, не являющиеся системами МКО

1.3. Анализ цветовых систем

1.4. Формулы цветовых различий

1.5. Разработка нового равноконтрастного цветового пространства

Выводы по главе 1

Глава 2. Передача и воспроизведение цвета в телевидении

2.1. Визуализация телеизображений

2.2. Цветовые искажения в тракте «от света до света»

2.3. Колориметрически верное цветовоспроизведение

2.4. Цветовосприятие. Модели цветовосприятия

2.4.1. Основные проблемы цветного изображения

2.4.2. Модели восприятия изображения

2.5. Распознавание цвета

Выводы к главе 2

Глава 3. Методы и приборы объективного измерения координат цвета

3.1. Фотоэлектрические колориметры

3.2. Спектральный метод измерения цветовых координат

3.3. Спектрально-колориметрический метод измерения цветовых координат

3.3.1. Механическая схема реализации метода

3.3.2. Электронная схема реализации метода

3.4. Анализ погрешности измерения цветовых координат спектрально-колориметрическим методом

3.5. Реализация спектрально-колориметрического метода измерения цветовых координат

3.6. Измерение и оценка цветовых различий

3.7. Модернизация прибора, реализованного по электронной схеме

Выводы по главе 3

Глава 4. Дифференциальная колориметрия

4.1. Постановка задачи

4.2. Цветовое пространство

4.3. Кривизна пространства цветоразличения

4.4. Тензор энергии-импульса цвета

4.5. Решение уравнения

4.6. Цветовой вектор. Тензор порога цветоразличения

4.7. Разработка строго равноконтрастного цветового пространства

4.7.1. Матрица перехода из декартовой в сферическую систему координат для порогов цветоразличения

4.7.2. Решение тензорного уравнения и результаты

Выводы по главе 4

Глава 5. Модели цветопередачи и цветовосприятия

5.1. Высшая колориметрия и ее задачи

5.2.Цветопередача источников освещения

5.3. Цветовоспроизведение

5.4. Модель цветопередачи

5.4.1. Постановка задачи

5.4.2. Модель цветопередачи и ее алгоритм

5.4.3. Модели хроматической адаптации

5.5. Результаты и анализ работы модели цветопередачи

5.6. Предложения по уменьшению влияния внешней засветки во время просмотра телепередачи

Выводы по главе 5

Глава 6. Прикладные задачи дифференциальной колориметрии

6.1. Методы экспертизы

6.1.1. Структурная схема установки проведения экспертизы

6.1.2. Результаты практических измерений

6.2. Дифференциальная колориметрия в диагностике заболеваний

6.2.1.3адача создания равноконтрастной шкалы в терагерцовом диапазоне длин волн

6.2.2. Определение геометрических размеров больной области тела человека

6.2.3. Определение давности образования очага заболевания спектральным методом

Выводы по главе 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

Поиложения

Приложение П1. Авторское свидетельства и патенты

Приложение П2. Свидетельства об отраслевой регистрации разработки

Приложение ПЗ. Алгоритм программы модели цветовоспроизведения

Приложение П4. Акт внедрения результатов диссертации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения», 05.12.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дифференциальная колориметрия в телевидении»

Введение

Постановка задачи. Широкое использование цвета в жизни и технике потребовало решения ряда практических и теоретических задач. На первом этапе развития учения о цвете довольствовались чисто субъективными методами сравнения и оценки. В дальнейшем эти методы перестали удовлетворять требованиям жизни и стали непригодными при развитии точных наук, особенно при внедрении электронно-вычислительных машин, известных нам как компьютеры.

В результате возникла наука о цвете, с каждым годом всё глубже и шире проникающая в разнообразные отрасли знаний. Эта наука получила название цветоведение, которое объединяет в себе восприятие, колориметрию, т.е. измерение цвета и воспроизведение цвета. При этом объединяются данные о цвете, изучаемые физикой, психофизикой и психологией. Физика даёт возможность познать законы распространения, отражения, поглощения и рассеяния излучений, возбуждающих нервную систему сетчатки глаза. Психофизика рассматривает процессы, происходящие в сетчатке глаза. Психология изучает законы, управляющие чувственным восприятием в целом, передаваемым по нервным окончаниям (нейронам) в мозг человека. При этом связываются ощущение цвета с ощущениями, поступающими по другим каналам информации.

В глазу происходит трёхкратное преобразование энергии: преобразование падающей энергии в химическую энергию распада молекул светочувствительного вещества; преобразование химической энергии распада молекул в электрическую энергию волокон зрительных нервов, связывающих глаз с мозгом; преобразование энергии движения электронов в энергию биологических процессов зрительного ощущения. Отсюда возникает двойственность терминологии цвета: воспринимаемый цвет как свойство зрительного вос-

приятия, и цвет с точки зрения психофизически — определение цветового стимула с помощью экспериментально- установленных значений величин. Цвет может быть вычислен и измерен независимо от каких-либо визуальных наблюдений и, следовательно, на полученное значение цвета и цветности не повлияют ни индивидуальные особенности наблюдателя, ни состояние адаптации его зрения.

Повышение требований к качеству цветного репродуцирования, т.е. воспроизведения цветного изображения, в телевидении, в полиграфии, в цветном кино и цветной фотографии объясняется развитием научно-технического общества в целом. В связи с этим актуальными являются работы, направленные на измерение и контроль качественных характеристик цветопередающих и цветовоспроизводящих систем, а также уточнение критериев на цветотех-нические параметры цветовоспроизводящих устройств.

Современные системы передачи и воспроизведения цвета основываются на трехцветной колориметрии, включающей в себя всю совокупность способов, средств измерения и математическое описание цветов. Необходимость использования колориметрии ощущалась уже с первых попыток реализации цветного телевидения [1]. По мере развития систем передачи и воспроизведения цвета все лучше уяснялись колориметрические требования, которым должна удовлетворять вся система для получения качественного цветовоспроизведения.

В телевизионных системах передачи и воспроизведения цвета уточнение критериев качества цветного изображения соответствует, в частности, экспериментальному определению порогов цветоразличения в условиях телевизионного наблюдения и допусков на цветовые искажения [2 - 7], а также создание колориметрической аппаратуры повышенной точности.

Согласно [8] погрешность при измерениях цвета не должна превышать ±0,01 относительных единиц колориметрической системы МКО 1931 г. (*,>>), что не противоречит исследованиям [9-12] по определению допустимых искажений цветопередачи. Измерение цветности экранов воспроизво-

дящих устройств необходимо также при определении допусков на качественные показатели выпускаемых жидкокристаллических (ЖК) и плазменных панелей, а также панелей с люминофорами, применяемых в FED и SED панелях.

Известно, что цветоразличение по Мак-Адаму [13-17] отличается от цве-торазличения в условиях просмотра кино и телевидения, а среднее значение порога на равноконтрастной диаграмме МКО 1960 г. (и, v) приблизительно равно 0,0038 [18].

Существуют два принципиально различных объективных способа измерения цвета: спектрофотометрический метод и метод интегральной колориметрии. Низшая метрика цвета - это чисто физическая наука колориметрии. Высшая метрика цвета тесно связана с ощущениями и восприятием цвета и более запутана.

Г. Вышецки разделил колориметрию на базовую и высшую. Он указал существенные различия между базовой и высшей колориметрией. В [18] Вышецки так характеризует базовую колориметрию:

«Колориметрия в строгом смысле — это инструмент прогнозирования того, будут ли соответствовать друг другу по цвету два световых потока (визуальных стимулов) с разным спектральным распределением энергии при заданных условиях наблюдений. Прогноз определения трехстимульными значениями (tristimulus values) двух визуальных стимулов, и если трехстимульные значения у одного стимула точно такие же, как и у другого, - цветовое соответствие будет констатировано усредненным наблюдателем с нормальным цветовым зрением».

Область высшей колориметрии Вышецки описывает следующим образом [18]:

«Колориметрия в более широком смысле включает в себя методы оценки восприятия цветового стимула, предъявленного наблюдателю в сложном окружении, которое мы наблюдаем в повседневной жизни. Оценку восприятия считают конечной целью колориметрии, но из-за своей невероятной сложно-

ста эта цель очень далека от своего достижения. С другой стороны, некоторые аспекты общей проблемы прогнозирования цветового восприятия стимулов не кажутся столь неуловимыми: известные примеры - измерение цветовых различий, белизны и хроматической адаптации (хотя по большому счету и эти проблемы все еще не решены, и дальнейшая работа в этих областях весьма интересна и практически важна)».

Согласно высказыванию Г. Вышецки - высшая колориметрия рассматривает вопросы сравнения двух и более цветов, т.е. непосредственно- цветовос-приятие.

При воспроизведении цветного изображения, будь то репродукция, цветная фотография, изображение на экране телевизора, компьютера и пр., задача несколько усложняется, т.к. увеличивается объем информации, и о верности цветопередачи человек может судить в основном только, опираясь на свою память (при условии, что в этот момент человек не видит оригинал). Поэтому в данном случае необходимо воспроизвести процесс аппаратно-независимого цветовоспроизведения [19].

Устройство ввода изображения характеризуется колориметрическими характеристиками, позволяющими преобразовать аппаратные координаты, например RGB в колориметрические координаты, пусть то будут МКО XYZ или МКО UVW, которые принадлежат аппаратно-независимому цветовому пространству, т.е. пространству, в котором колориметрические координаты не зависят от специфики цветовоспроизводящего устройства.

Это аппаратно-независимое цветовое пространство должно в идеале представлять такое пространство, в котором бы разность цветовых координат между двумя различными цветами, имеющими минимальные визуально- различимые значения, (пороги цветоразличения) была бы одинаковой и не зависела бы от цветов сравниваемых стимулов. Такие пространства называются равноконтрастными.

В настоящее время известны некоторые равноконтрастные системы как рекомендованные МКО, так и не являющимися системами МКО. Автором

были исследованы некоторые колориметрические системы. В качестве «индикатора равноконтрастности» автор использовал результаты опытов МакАдама по определению порогов цветоразличения [17]. Результаты анализа некоторых систем МКО приведены в [19]. На основании проведенного анализа равноконтрастных цветовых систем МКО я бы назвал эти системы квази равноконтрастными, так как ни в одной из исследуемых систем эллипсы Мак-Адама не превратились в строгие равновеликие окружности.

На текущий момент состояние техники некоторых вопросов колориметрии заключается в следующем:

- оценка равноконтрастности той или иной колориметрической системы производится субъективно и визуально;

- существует большое количество типов телевизионных экранов, и есть прогноз появления новых типов, все они имеют разную площадь треугольников цветового охвата, при этом никак не регламентируются цветовые искажения, величина которых интуитивно зависит от площадей треугольника основных цветов экрана;

- не существует методов распознавания цвета на экране телеприемника на уровне их названия, как «красный», «темно-красный», «синий», «голубой», «белый», «серый» и т.д., что имело бы существенное значение для разработки «технического зрения»;

- не было создано строго равноконтрастное цветовое пространство, хотя над этим вопросом работало достаточное количество авторов;

- не существует телевизионных приемников, в которых автоматически подстраивался бы цвет изображения в зависимости от интегрального цвета освещения экрана внешним источником освещения.

В связи с этим основные научные задачи диссертационной работы сводятся к следующему:

1. Произведен численный анализ существующих и наиболее распространенных цветовых систем. На основе введенной эллиптичности по-

верхности цветовой системы даны характеристики проанализированных цветовых систем.

2. Разработаны методы анализа цветовых искажений в ТВ при использовании различных существующих типов телевизионных экранов, имеющих различные треугольники цветового охвата.

3. Разработан метод получения минимальных цветовых искажений изображения на экране ТВ системы, не зависимо от типа телевизионного экрана. При этом точность воспроизведения цвета определена точностью определения координат цвета телевизионной камерой.

4. Для систем прикладного телевидения, в частности промышленного телевидения, разработана система распознавания цвета на уровне «светло-красный», «ярко-красный», «синий», «бледно-голубой», «серый», «белый» и т.д.

5. Разработана строго равноконтрастная цветовая система с равномерным шкалированием, и на основе анализа кривизны цветового пространства, его метрики, используя ОТО, получено численное подтверждение "строгой равноконтрастности" новой цветовой системы.

6. На основе дифференциальной колориметрии разработана аппаратура с минимальной погрешностью измерения координат цветности.

7. Произведен анализ качества передачи и воспроизведения цвета в ТВ системах при различных внешних условиях ТВ наблюдения.

8. Разработана математическая модель цветового восприятия изображения в телевидении с учетом хроматической адаптации. С учетом разработанной модели хроматической адаптации предложен метод уменьшения цветовых искажений, возникающих на экране ТВ приемника за счет внешнего источника освещения.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе дан обзор и анализ существующих цветовых систем, которые рекомендованы

к применению Международным консультативным Комитетом по Освещению (МКО). В этой же главе произведен анализ существующих цветовых систем, который показал, что в настоящее время не существует системы, пригодной для измерения цветовых различий. В этой главе дано понятие эллиптичности цветовой поверхности цветового пространства.

Во второй главе рассмотрены вопросы качества воспроизведения цвета в телевидении, рассмотрены оптические и спектральные характеристики датчиков видеосигнала телевизионной системы. Рассмотрены вопросы визуализации изображения и цветовые искажения сквозного телевизионного тракта «от света до света», рассмотрены проблемы цветного изображения.

Для промышленного телевидения предлагается способ распознавания цвета.

В третьей главе рассмотрены вопросы колориметрии, дан анализ погрешности измерения современным оборудованием. Предлагается запатентованный прибор для колориметрических измерений и оценки цветовых различий.

В четвертой главе разработаны основы дифференциальной колориметрии, приведена связь между тензорным уравнением, описывающим состояние материи в криволинейном пространстве (уравнение Альберта Эйнштейна), и цветовым пространством МКО. На основе пространства Римана и базиса подвижного репера с применением измененного уравнения А. Эйнштейна была получена строго равноконтрастная цветовая шкала, что, согласно литературным данным, не удавалось до настоящего времени.

В пятой главе рассмотрены вопросы высшей колориметрии, рассмотрены вопросы цветовоспроизведения и разработана модель цветопередачи с учетом хроматической адаптации. Предлагается метод коррекции цветовых искажений, вызванных влиянием внешнего источника освещения экрана телеприемника. Приведены результаты работы модели с учетом моделей хроматической адаптации.

В шестой главе рассмотрено применение дифференциальной колориметрии в прикладных целях. В этой главе приведен пример применения дифференциальной колориметрии в области экспертизы по определению давности создания документов. Эта экспертиза основана на динамике выцветания в течении времени штрихов, выполненных с помощью шариковой ручки. Результаты этой главы основываются на экспериментальных данных.

Все главы заканчиваются выводами.

В заключение диссертационной работы приведены основные полученные научные результаты.

В приложении к работе приведены: авторское свидетельство и полученные патенты (приложение П1), свидетельства об отраслевой регистрации разработок (приложение П2), алгоритм программы модели цветовоспроизведения (приложение ПЗ), акты внедрения результатов диссертационной работы (приложение П4).

Список литературы содержит 186 наименований. Объем диссертации составляет 283 стр. (без приложения), в том числе 103 рисунок и 25 таблиц.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Величина эллиптичности цветовой поверхности позволяет оценивать равноконтрастность цветовой системы.

2. Модель анализа цветовых искажений в ТВ.

3. Метод минимизации цветовых искажений в ТВ.

4. Алгоритм распознавания цвета на экране компьютера.

5. Кривизна пространства цветоразличения и строго равноконтрастная цветовая система.

6. Колориметрическая аппаратура высокой точности и дифференциальная колориметрия.

7. Качество воспроизведение цвета в ТВ и условия восприятия изображения.

8. Математическая модель цветового восприятия телеизображений и хроматическая адаптация.

Глава 1. Цветовые системы. Обзор и анализ. Методы построения равноконтрастных цветовых систем

1.1. Характеристики цвета

Цвет - это оптическое явление, чувственное ощущение, создаваемое глазом и мозгом. Цвет не является физической переменной и, следовательно, не имеет физических единиц измерения. Сами по себе предметы не являются цветными: ощущение цветности возникает как результат воздействия световых излучений. Видимый солнечный свет, который воспринимается как белый, освещает предмет и частично отражается. Следовательно, объект, который находится в красной зоне видимого спектра, воспринимается окрашенным в красный цвет. Объект, полностью отражающий излучение всего видимого спектрального диапазона, как правило, кажется белым, а объект, полностью поглощающий излучение, - черным.

При рассмотрении вопросов ощущения и описания цвета всегда выделяют физические и физиологические аспекты. Физические параметры определяются объективными методами, а физиологические — нет. С помощью колориметра можно определить физические характеристики цвета (цветового возбуждения), но как их интерпретирует мозг человека (восприятие цвета), можно только рассчитать. Различные научно- исследовательские группы и институты работали над созданием моделей, описывающих измерительный инструмент- «глаз» и восприятие цвета мозгом. До последнего времени действуют исключительно важные для описания цвета постановления CIE — международной комиссии по освещению (CIE — Commission Internationaledel 'Eclairage), принятые в 1931 г (на русском языке данная аббревиатура звучит -МКО).

Они регламентируют измерения цвета на основе введения эталонного наблюдателя в колориметрию. Дальнейшее изложение не ставит целью заменить специальный учебник по теории цвета или колориметрии, а является коротким введением в проблему. Прежде всего, остановимся на свойствах

14

цвета, которые рассматриваются и играют важную роль в современной репродукционной технологии. Для того чтобы легче было различать отдельные составляющие, используемые для описания цвета в системе восприятия «глаз и мозг», вводятся понятия:

- цветового стимула, как физически измеримого излучения, отражаемого наблюдаемым предметом,

- спецификации цветовых стимулов, как результата визуального восприятия наблюдателя.

Поскольку нельзя сказать, что мозг функционирует лишь как «устройство отображения» спецификации цветовых стимулов, то восприятие цвета принято также определять как чувственное ощущение, инициированное цветом в сознании. Приборы для измерения цвета (колориметр, спектрофотометр) изначально измеряют только цветовые стимулы, по которым посредством соответствующих моделей могут быть численно выражены спецификации цветовых стимулов, а возможно также и восприятие цвета. Для этого применяются, например, стандартные колориметрические системы, принятые CIE как CIELAB и CIELUV (об этих системах будет сказано ниже).

В полиграфии, телевидении и технологии репродукционных процессов цвет играет важную роль в качестве параметра, описывающего изображение. Поскольку мониторинг качества репродукций проводится на базе колориметрических измерений цвета и привлечения системы управления цветом, оператору необходимы знания основ колориметрии. Часто цвет предстает перед наблюдателем в цветном окружении. Цветовое восприятие можно описать лишь методом сравнений контрастов. Так, например, нейтрально-серое цветовое поле на красном фоне приобретает зеленоватый, а на зеленом фоне красноватый оттенок.

Это явление и другие подобные эффекты зрительного восприятия являются факторами, оказывающими влияние на технологию обработки. Хотя специалист-практик редко обладает системным подходом к вопросам оценки цвета, он действует интуитивно верно и всегда создаст цветное изображение,

кажущееся, например, нейтрально-серым на каком-то цветном фоне, хотя колориметр четко обнаружит на этом изображении наличие цветного оттенка. Следовательно, остается только отметить, что глаз человека, как правило, — исключительный инструмент сравнения цветов. Однако практически невозможно точно описать, каким покажется цвет.

Исходя из этого, можно четко сформулировать цель применения теории цвета в репродукционной технологии. Все, что предназначено для решения технологических задач или применения колориметрических систем, должно быть приведено в соответствие со зрительным восприятием цвета «конечным измерительным прибором» - глазом наблюдателя. В современной технологии многокрасочной репродукции применяется как аддитивный, так и суб-трактивный синтез цвета.

Формирование яркостной составляющей с помощью сложения отдельных излучений называют аддитивным синтезом цвета. При субтрактивном синтезе цвета наблюдается уменьшение яркости. Классификации аддитивного и субтрактивного смешения цветов не существует, хотя часто полагают, что основные цвета, например, для аддитивного синтеза - это красное, зеленое и синее излучение, а для субтрактивного — голубая, пурпурная, желтая и черная краски. Важнее то, что в различных процессах синтеза наблюдается либо увеличение светлоты, либо ее уменьшение. Так, при аддитивном синтезе цвета лучи, испускание которых соответствует нескольким цветам, одновременно достигают сетчатки глаза. При этом цветовые ощущения складываются. В случае субтрактивного синтеза цвета никакого смешения цветов не происходит, а специальный состав цвета формируется последовательным наложением отдельных цветов (красочных слоев) подобно тому, как это происходит при сложении стеклянных светофильтров, формирующих кривые спектрального пропускания.

В 20-х годах XX века Эрвин Шредингер [20] предложил одно из наиболее распространенных (как в физике, так и в психологии) определений: цвет -это свойство спектрального состава излучений, общее всем излучениям, в

том числе визуально неразличимого для человека. Формально это определение кажется справедливым, однако, во-первых, оно касается не цвета, а света, то есть излучений самосветящихся предметов, а не отражения предметов реального мира. И, что более существенно, этим определением Шредингер полностью "снял" не только проблему зависимости цветовых ощущений от многочисленных конкретных условий стимульного наблюдения цвета, но и собственно проблему цветовых перцептов, т.е. цветовосприятия.

Принимая во внимание ограничения и некоторую "вольность" вышеприведенных определений понятия "цвет", с позиций хроматизма это понятие не может иметь какие-либо ограничения. Это объясняется тем, что как психологические, так и хроматические представления о цвете связаны не с конкретикой каждого из предыдущих определений (физическими параметрами красочного отражения, видом того или иного ощущения, или воздействия и т.п.), а с его триадным отношением к атрибутам системы «интеллект - внешняя среда» и возможностью их конкретизации.

В колориметрии цвет определяется как трехмерная векторная величина, характеризующая световое излучение, визуально неразличимые в колориметрических условиях наблюдения, т.е. в таких условиях визуального сравнения, при которых любые световые излучения одинакового спектрального состава неразличимы зрительной системой [21, 22, 23].

В хроматизме понятия "идеального" и "материального" планов имеют онтологический смысл, то есть являются относительными друг для друга в конкретной системе анализа [20]. Так, в ньютоновском определении цвета: "свойство излучения - зрительное ощущение" первое характеризуется материальным, а второе - идеальным планами. В оствальдовском же определении (с учетом ощущения) имеются минимум три системы: "внешнее излучение -ощущение", "удар - ощущение" и "ощущение-восприятие". В первых системах соотношение между планами проявляется аналогично ньютоновскому, тогда как в последней оно принимает вид- "материальное - идеальное", соответственно.

Из приведенных примеров следует, что ощущение как функция бессознания, характеризуется идеальным планом относительно материальных характеристик окружающей среды, но материальным планом относительно восприятия, связанного с подсознанием, которое характеризуется уже идеальным планом относительно бессознания. Этот "двойственный" или, строго говоря, двусторонний характер бессознательного ощущения цвета может быть продемонстрирован на примере серого цвета: относительно черного он бел, тогда как относительно белого он черен.

В самом деле, непознаваемость всей информации сознанием предполагала наличие в интеллекте еще как минимум двух компонентов. Это, во-первых, подсознание, которое могло бы охватить неосознаваемые аспекты информации в виде образов. И, во-вторых, бессознание, которое на гомео-статическом уровне могло бы регулировать функционирование организма со стороны нервной системы и, вместе с тем, участвовать в переработке какой-то части неосознаваемой информации из внешней среды, например, в виде цветоощущения, для обеспечения адекватного гомеостаза. Как показано далее, все заданные системы (включающие и гуманитарные представления) могут быть формализованы в этих кодах с помощью цветового алфавита.

Согласно экспериментам E.H. Соколова и его сотрудников, таких как: Зимачев М.М., Измайлов Ч.А. и др. [24, 25, 26], семантическое цветовое пространство оказалось изоморфным цветовому персептивному пространству и пространству долговременной памяти на цвета. При этом исследование семантического пространства у лиц, владеющих несколькими языками, показало, что структура цветового пространства определяется структурой цветового восприятия, а атрибуты цветового тела соответствуют субъективным характеристикам обозначаемых цветов (цветовому тону, светлоте и насыщенности). При одинаковой структуре семантического цветового пространства для разных языков их цветовые термины могут и не совпадать (находиться в разных участках семантического пространства). Это означает, что если этим названиям соответствуют разные цветовые образы, то сами цветовые образы

долговременной памяти находятся в общем пространстве, которое определяется цветовым восприятием. Эксперименты бинокулярной колориметрии достоверно выявили независимость цветовой адаптации одного глаза от другого, что также указывает на ведущую роль мозговых центров в восприятии цвета и степени их перцептуального научения при относительной константности фотохимического аппарата цветового зрения.

Итак, мы попытались вскрыть некоторые причины того, почему цвет не был понят и, соответственно, признан наукой и психологией (существующей на сегодняшний день). Здесь же отметим и тот факт, что природа человека непосредственно взаимосвязана с трехмерным характером внешней свето-цветовой среды. Это подтверждается результатами многих исследований, согласно которым, структура интеллекта принципиально трехмерна, причем все функциональные системы независимо от иерархического уровня имеют одну и ту же функциональную архитектуру.

Похожие диссертационные работы по специальности «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения», 05.12.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ложкин, Леонид Дидимович, 2014 год

Литература

1. Кривошеев М.И. Световые измерения в телевидении [Текст]/ М.И. Кривошеев, А.К. Кустарев -М.: Связь, 1973. -С.224

2. Ерганжиев Р.А. О допустимых искажений цвета в ЦТ [Текст]/Р.А. Ерганжиев// Техника кино и телевидения. - 1973. -№ 3. С.39-40

3. Brown W. Visual sensitivities to combined cromatie city and luminance differences [Text]/W. Brown, P.L. Mac Adam//Josa. - 1949. -Vol. 39. - № 808.

4. Tudd D.B. Report of V.S. Secretariat Committee on Colorimetry and Artificial Daylight. [Text]/D.B. Tudd// CIE Proc., Stockholm, 1951. - 1951.-Vol. 1. - Part. 7.-P.11.

5. Tudd D.B. A Maxwell triangle yielding uniform Chromaticity scales. [Text]/D.B. Tudd//Josa. - 1935. -Vol. 25. - №1, - P.24-35.

6. Mac Adam D.L. Visual sensitivities to color differences.[Text]/ D.L. Mac Adam//Josa. - 1943. - Vol. 33. - № 18

7. Wyszecki G. Color is matching and color deference matching. [Text]/G. Wyszecki//Josa. - 1972. - № 1. - P. 117-135.

8. ГОСТ 12490-67. Метод измерения цветности излучения кинескопов. [Текст]/ Госстандарт. -1967.

9. Александрова И.Г. Экспериментальное обоснование норм на допустимые искажения цветопередачи на экране телевизора. [Текст]/ И. Г. Александрова, A.M. Чечик//Техника кино и телевидения." 1970 - № 12.

10. Аксентов Ю.В. О допустимых искажениях цветности в ЦТ. [Текст]/Ю.В. Аксентов//Техника кино и телевидения. - 1969. -№ 8.- С. 62-65.

11. Дерюгин Н.Г. Допустимый разброс цветности опорного белого. [Текст]/ Н.Г. Дерюгин, А.К. Кустарев.//Техника кино и теле-

видения. -1968. -№ 4.

12. Кустарев А.К. Колориметрия цветного телевидения. [Текст]/ А.К.Кустарев.// -М.: Связь. - 1967. - С.336.

13. Mac Adam D.L. Color essays. [Text]/ D.L. Mac Adam//Josa - 1975. - Vol. 65. - № 5,- P. 463-485.

14. Mac Adam D.L. Specification of small chromaticity differences. [Text]/D.L. Mac Adam//Josa. - 1943. -Vol.33. -P. 18-26.

15. Mac Adam D.L. Visual sensitivities to color differences. [Text]/D.L. Mac Adam//Josa. -1943. -Vol. 33. -№ 18.

16. Mac Adam D.L. Geodesic chromaticity diagram based on variances of color meatching by 14 normal observers. [Text]/D.L. Mac Adam// Appl. Opties. - 1071. -Vol.10. - № 1.

17. Mac Adam D.L. Visual sensitivities to color differences in day light. [Text]/D.L. Mac Adam//Josa. - 1942. -Vol. 32. - № 24 - p. 28-36

18. Wyszecki G., Current developments in colorimetry, AIC Color 73, 1973., p. 21-51.

19. Ложкин, JI.Д. Дифференциальная колориметрия (Монография) /

Л.Д. Ложкин. - Самара: ИУНЛ ПГУТИ, 2010. - 320 с.

20. http://lightonline.ru/svet/Science/perception_color.html?lpage=l от

30.10.2008.

21. Международный светотехнический словарь/под ред. Д.Н. Лаза-

рева. -М.: Русский язык, 1979.-120 с.

22. Wyszecki & Stiles. Color Science/Conctpys and Methods, Quantita-

tive Dana and Formulât/Second Edition/John Wiley &Sons. New York, 2000/ p/-950.

23. Л.Л. Полосин. Ограничения в использовании фотометрических

величин и методов колориметрии./Вопросы радиоэлектроники, серия: Техника телевидения, ОАО «Научно-исследовательский институт телевидения (ОАО «НИИТ»), 2013. С. 3-16.

24. Е.Н. Соколов. Психофизиология цветового зрения (в соавт. с Ч.А.Измайловым, А.М.Черноризовым). М., 1989;

25. Соколов Е.Н., Измайлов Ч.А. Цветовое зрение.- М.: Изд. МГУ -1984.-176 с.

26. Мешков В.В., Матвеев А.Б. Физиологическая оптика и колориметрия. - М.: - Энергоатомиздат - 1989. -431 с.

27. Типография Базил. Управление цветом | Измерение цвета. [Интернет ресурс]/ Web - сайт bazilprint.ru. URL: http://www.bazilprint.ru/ от 13.03.2008.

28. Глезер И.В., Цукерман И.И. Информация и зрение. - M.-JL: Изд. АН СССР.-1961.-с.348.

29. Wright W.D. Researches on Normal end Defective Color Vision. [Text]/ W.D. Wright// London. H. Kampton. -1946.

30. CIE (Commission Internationally de l'Eclairage). Publication N. 15.2, Colorimetry. Official Recommendations of the International Commission on Illumination, Second edition. [Text]/ Vienna, Austria. Central Bureau of the CIE. - 1986.

31. Новаковский C.B. Цветное телевидение. Основы теории цветовоспроизведения. [Текст]/С.В. Новаковский// -М.: Связь. - 1975. -С.376.

32. Джадд Д. Цвет в науке т технике. Пер. с английского под ред. Л.Ф. Артюшина. [Текст]/Д. Джадд, Г. Выщецки// -М., -1978.-С.428.

33. М. R. Luo, G. Cui and В. Rigg. The Development of the CIE 2000 Colour Difference Formula: CIEDE2000. Colour Imaging Institute University of Derby, UK.

34. Фершильд M. Д. Ф. Модели цветового восприятия. [Текст]/ М.Д. Фершильд// Второе издание. - М.: -2004. С.438.

35. CIE (Commission Internationally de Г Eclairage). Publication N. 15.2, Colorimetry. Official Recommendations of the International

Commission on Illumination, Second edition. [Text]/ Vienna, Austria. Central Bureau of the CIE. 1986.

36. Donaldson R. A. A colorimeter with six mattering stimuli. [Text]/R.A. Donaldson// Proc. Phys. SOC. - London, - 1947. Vol.59. - P. 554.

37. Тензор кривизны. [Интернет ресурс] / Web - сайт astronet.ru . URL : http://www.astronet.ni/db/msg/1170927/node8.html# 15.05. 2008.

38. Классификация физических величин и тензоры [Интернет ре-cypc]/URL: http://www.phys.nsu.ru/cherk/eldinfirst/wese43.html/ 20.05.2008.

39. Рашевский П.К. Риманова геометрия и тензорный анализ [Текст]. Издание 3. Изд-во: «Наука», Главная редакция физико-математической литературы, М.: 1867, с.664.

40. Гуревич М.М. Введение в фотометрию. [Текст]/М.М. Гуревич.// Д.: Энергия. - 1968. -С.244.

41. Ложкин Л.Д. Новая цветовая система. [Текст]/ Вестник СОНИ-ИР. - 2008. -№ 4. - С.69-74.

42. Ложкин Л.Д. Равноконтрастная трехмерная система цветовых координат [Текст]/ Физика волновых процессов и радиотехнические системы №1,2010, с .82-86

43. Р. Аззам, Н. Башара. Эллипсометрия и поляризованный свет. Перевод с английского под редакцией чл.-корр. АН СССР A.B. Ржанова и д-ра физ.-мат. Наук К.К. Свиташева. Изд-во «Мир» -М.: 1981, 594с.

44. Ложкин Л.Д. Образовательный web-сайт по информационным технологиям: свидетельство об отраслевой регистрации разработки № ОФАП 11710/ Л.Д. Ложкин. № ВНТИЦ 50200802240; заявл. 10.11.2008; дата регистр. 14.11.2008. URL: http://ofap.ni/rto_files/l 1710.doc от 30.10.2008

45. Ложкин, Л.Д. Анализ и разработка систем объективной колориметрии в цветном телевидении: автореф. дис. на соиск. учен, степ. к. т. н.: спец. 05.12.04 / Ложкин Л.Д; Поволж. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. Самара, 2009. — 16 с.

46. Певзнер Б.М. Качество цветных телевизионных изображений. -М.: Радио и связь, 1988. - 224 с.

47. Нюберг Н.Д. Теоретические основы цветовой репродукции. [Техт]/Н.Д. Нюберг.//М.: Советская наука, 1948.

48. Техника цветного телевидения. Под редакцией заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора C.B. Новаковского. Издательство «Связь», М.: 1976, 494 с.

49. Новаковский C.B. Цвет в цветном телевидении. — М.: Радио и связь. - 1986.-288 с.

50. Хант Р.И.Г. Цветовоспроизведение [Текст]. 6 — издание. Перевод Шадрин А.Е. Санкт-Петербург, 2009, с. 888.

51. Бакаткин А. Продажа SED-панелей начнутся в марте 2006 года. 2005.04.26. [Интернет ресурс]/ Web-сайт Ferra.ru. URL: http://news.ferra.ru/hard/2005/04/26/49662/ 30.05.2008.

52. Будущие за дешевыми SED - панелями. [Интернет pecypc]/Web-сайт PULT.ru - Новости. URL: http://www.pult.ru/news/?id=814 10.05.2008.

53. Кононов В. FETechnologies представила 4-мс FED - панель. Новости ИТ-бизнеса для профессионалов [Интернет ресурс]/В. Ко-hohob./Web-сайт @Astera. URL: http://www.astera.ru/news/?id=51455 24.05.2008

54. FED-панели. [Интернет pecypcJ/Web-сайт 3D News. URL: http://www.3dnews.ru/news/fe_technologies_predstavila_4_ms_fed_ panel-269615 от 21.05.2008.

55. Новости и события. [Интернет pecypcJ/Web-сайт "Грифон".

URL: http://www.grifon.ru/news/167.html 26.04.2008.

56. Новости. [Интернет ресурс]Л¥еЬ-сайт ЗАО «Горизонт-союз». URL: http://www.horizont.su/index.php?id=l&n=45 26.04.2008.

57. Журнал Stereo&Video. [Интернет ресурс]Л¥еЬ-сайт Stereo. URL: http://www.stereo.ru/stereo-video.php 21.04.2008.

58. Полосин J1.JI. Интегральная оценка качества воспроизведет цветных изображений// Телевидение и видеотехника. Теория и практика. - Сборник научных трудов под ред. д.т.н. проф. Тимофеева Б.С.. - Санкт-Петербург: СПбГААП, 1996. - С. 28 - 35.

59. Полосин JI.JI. Оценка качества воспроизведения цветных изображений по интегральной прозрачности// Научно-техническая конференция "Прикладная оптика - 96". Тезисы докладов. -Санкт-Петербург, 1996. - С. 314.

60. ГОСТ 19432 - 76. Телевидение цветное. Основные параметры системы цветного телевидения.// М., Госстандарт. -1976.

61. Ложкин Л.Д. Методы определения и оценки сквозных спектральных характеристик датчиков ЦТ. [Текст]/Л.Д. Ложкин, Ч.Г. Постарнак, Г.А. Суворов, С.М. Шапиро.// Техника кино и телевидения. - 1980.-№6. С.45-49.

62. Ложкин Л.Д. Цветовые искажения в ТВ. [Текст]/ Л.Д. Ложкин.// Инфокоммуникационные технологии. - 2008. - № 3. - С.81-86.

63. Epstain D.W. Colorimetric analysis of RCA color television system. [Text]/D.W. Epstain.// - RCA Rev. -1953, XIV. - № 2. -P.227 - 258.

64. Hardi A.C. The Theory of Three-Color Reproduction. [Text]/A.C. Hardi, F.L. Wurrbyrg.//JOSA. -1937. -27, July. - P.227 - 240.

65. R.W.G. Hunt, Revised colour-appearance model for related and unrelated colours, Color Res. Appl. 16, p. 146-165, -1991.

66. R.W.G. Hunt, The Reproduction of Colour, 5th Ed., Fountain Press, England, 1995.

67. Mac Adam D.L. Specification of small chromaticity differences.

[Text]/D.L. Mac Adam//Josa. - 1943. -Vol.33. -P.18-26.

68. Ложкин Л. Д., Неганов В.А. Цвет, его измерение, воспроизведение и восприятие в телевидении (Монография в 2 частях) / Л.Д. Ложки, В.А. Неганов - Самара: ИУНЛ ПГУТИ, 2013. - I часть 286 е., II часть 303 с.

69. Judd. D., Kelly К., Method of designating colors, J. Res. Bur. Std., 23, 355, RP1239,1939.

70. Kelly K., Instructions for determining the color names for drugs and chemicals, Bull. Natl. Formulary Comm., Am., Pharm. A ssoc., 8, 359, 1940.

71. Kelly K., Judd d., The ISCC-NBS Method of Designating Colors and a Dictionary of Color Names, Natl. Bur. Std. Circ. 553 (Nov. 1955).

72. Guild J., The colorimetric properties of the spectrum [Text], Phit. Trans. Roy. Soc. London, A230, 149 (1931).

73. Wright W., A trichromatic colorimeter with spectral primaries [Text], Trans, Opt. Soc. London, 29, 225 (1927-1928).

74. Wyszecki G., Stiles W., Color Science, Consepts and Methods, Quantitative Data and Formulas [Text], Wiley, New York, 2000, p.950.

75. Stiles W., 18th Thomas Young oration; The basic data of colour-matching [Text], Phys. Soc. Year Book, 44 (1955).

76. Judd D., Reduction of data on mixture of color stimuli [Text], Bur. Std. J. Res., 4, 515 (1930), RP163.

77. Wyszecki G., Nayatani Y., Calibration of the Donaldson colorimeter, J. Opt. Soc. Am., 54, 705 (1964).

78. Юстова E. H. Цветовые измерения [Текст] : колориметрия / Е. Н. Юстова; науч.ред. Ю.Н. Демков. - СПб. : Изд-во СПб., 2000. -398 с.

79. Александрова И.Г. Цифровой телевизионный колориметр. [Текст]/ И.Г. Александрова, А.В. Барков, С.К. Краснов, С.В. Но-

ваковский.//Техника кино и телевидения. - 1974. - № 1. - С. 4549.

80. Афанасьев Л.Ф. Поляризованный компаратор цвета. [Текст]/Л. Ф. Афанасьев, А. Ф. Афанасьев.//Авторское свидетельство СССР № 14677741/26-25. -опубл. 21.03.1972.

81. Бичуцкий В.И. Телевизионный цветоанализирующий колориметр ТФК-5. [Текст]/В.И. Бичуцкий C.B. Новаковский, P.C. Иоффе, Д.А. Шкловер//Техника кино и телевидения. - 1971. - № 2. -С.40-45.

82. Голубь Б.И. Устройство для измерения цветности излучения цветного кинескопа. [Текст]/ Б.И. Голубь, В.Е. Александ-ров//Авторское свидетельство СССР № 1860944/26-9. - опубл. 25.02.1976.

83. Иоффе P.C. Фотоэлектрический колориметр для цветовых измерений в ЦТ. [Текст]/ P.C. Иоффе, Д.А. Шкловер//Техника кино и телевидения. - 1966. - № 4.

84. Краснов С.К. Телевизионный фотоэлектрический измеритель координат цветности последовательного действия. [Текст]/С.К. Краснов, Ф.Ф. Анискин, Г.Е. Дерюгин, В.Г. Иванов

B.Г.//Авторское свидетельство СССР № 1844847/26-9. - Опубл. 30.12.1974.

85. Новаковский C.B. Фотоэлектрический цветоанализатор. [Текст]/

C.B. Новаковский, В.И. Бичуцкий, Д.Д. Шкловер, Т.И. Филатов, С.А. Бемзен//Авторское свидетельство СССР № 1206869/26-25. -Опубл. 21.09.1971.

86. Путятин Е.П. Устройство для распознавания цвета. [Текст]/ Е.П. Путятин, В.П. Пчелинов// Авторское свидетельство СССР № 1293424/26-25. - Опубл. 8.12.1970

87. Хорошайло Е.С. Электронный колориметр. [Текст]/ Е.С. Хоро-шайло, Ю.Е. Хорошайло.// Авторское свидетельство СССР №

1874117/26-25. Опубл. 30.01.1975.

88. Шкловер Д.А. Универсальный фотоэлектрический колориметр. [Текст]/ Д.А. Шкловер, P.C. Иоффе.// - Известия АН СССР, ОТН, ВЭИ. - 1951. - № 5. - С.667-681.

89. Kamler J. Трехцветный колориметр для цветного телевидения. [Текст]/.!. Kamler//Prace Lnst. Tele-I Radiotechn, -1961. - № 3 (16).

90. Harrison W., A spectral band photometer for fluorescent lamps, Light a. Lighting, 45, 132 (1952).

91. Ives H., A precision artificial eye, Phys. Rev., 6, 334 (1915).

92. Mäder F., Universalmessgerät für spektrale und integrale Licht-u Farbmessungen. Helv. Phys. Acta, 18, 125 (1945).

93. Mahr K., Übe rein lichtelektrisches Spektralschablonen-Geröt für Licht und Farbmessungen, Farbe, 7, 283 (1958).

94. Winch G., The physical eye photometer, colorimeter and spectrophototer, Instr. Practice, Jan. 1951.

95. Демидович Б.П. Основы вычислительной математики. Под общей редакцией Б.П. Демидович. [Текст]/ Б.П. Демидович, И.А. Марон.// Издание второе, исправленное. М. -1963. Государственное издательство физико-математической литературы.-С.659.

96. Зусманович М.В. Колориметрические принципы расчета совместимой системы телевидения [Текст]. - В сб. вып. 1957, с. 103 — 107.

97. Зусманович В.М. Свет и цвет в телевидении. - M.-JI. Энергия, 1964.-248 с.

98. Полосин JI.JI. Способ измерения световых и цветовых величин в фотометрии и колориметрии. Патент N2087879, 1997, / Полосин JI.JI. (РФ).

99. Перевезенцев Л. Т. Расчет системы цветоделения для телевизионного передатчика с бегущим лучем [Текст]. - В сб.: Цветное

телевидение. -М.: Связьиздат, 1957, с. 28 - 37.

100. ГОСТ 9411-60. Стекло цветное оптическое [Текст]. Госстандарте 1960.

101. Ложкин Л.Д. Автоматическое устройство измерения спектров излучения для цветного ТВ. [Текст]/Л.Д. Ложкин, Ч.Г. Постар-нак, Г.А. Суворов, Н.М. Мазур// Техника кино и телевидения. -1977. - № 8. -С.41-43.

102. Ложкин Л.Д. Вопросы спектрального измерения цветности. [Текст]/Л.Д. Ложкин, Г.А. Суворов.//Техника кино и телевидения. - 1979.-№ 3. -С.35-39.

103. Ложкин Л.Д. Установка спектрального измерения координат цвета и цветности в ТВ. [Текст]/Л.Д. Ложкин// Научно-технический семинар. -Вопросы повышения качества и надежности студийного и внестудийного оборудования цветного телевидения. тез. Докладов. - ноябрь, 1979 г., г. Челябинск. - Челябинск. -1979. -С.45-47.

104. Разработка аппаратуры для измерения цветности и неравномерности по цвету экранов черно-белых и цветных кинескопов. На-учн. техн. отчет. [Текст]/ Рук. Ложкин Л.Д.// № Гос. Per. 75015020, инв. № Б 393023, этап 1, Куйбышев. -1975.

105. Разработка аппаратуры для измерения цветности и неравномерности по цвету экранов черно-белых и цветных кинескопов. На-учн. техн. отчет. [Текст]/ Рук. Ложкин Л.Д.// № Гос. Per. 75015020, инв. № Б 414386, этап 2, Куйбышев. -1975

106. Разработка аппаратуры для измерения цветности и неравномерности по цвету экранов черно-белых и цветных кинескопов. На-учн. техн. отчет. [Текст]/ Рук. Ложкин Л.Д.// № Гос. Per. 75015020, инв. № Б 447381, этап 4, Куйбышев. -1975

107. Тензор энергии-импульса. [Интернет pecypc]/Web - сайт. URL: http://nado.znate.ru.

108. Ложкин Л.Д. Колориметр. [Текст] /Ложкин Л.Д.//Авторское свидетельство СССР № 881539, кл. G 01 J 3/50, опубл. 15.11.1981.

109. Тарасов К.И. Спектральные приборы. [Текст]/ К.И. Тарасов//- 2-е изд., дополненное и переработанное. Л.: Машиностроение. -1977.-С.368.

110. Светотехнические изделия. СИ - 10. Фотоэлектронные приборы для цветовых и спектральных измерений

111. Лебедева В.В. Техника оптической спектроскопии. [Текст]/В.В. Лебедева// Под ред. Проф. Королева Ф.А. — Издательство Московского университета. -1977. -С.384.

112. Ложкин Л.Д. Многоцветный колориметр//Патент на полезную модель № 93977 от 10.05.2010, бюл. № 13. МПК G01J 3/50 (2006.01) Заявка № 2008132343 от 5.08.2008. Приоритет от 5.08.2008.

113. Newhall fS., The ratio method in the review of the Munsell colors, Am. J. Psychol., 52, 394 1939.

114. Munsell A., SloanT,., Godlove I., Neutral value scales I, Munsell neutral value scale, /. Opt. Soc. Am., 23, 394 1933.

115. Полосин Л. Л. Цветовая фотометрия в телевидении. 9-я Международная конференция "Телевидение: передача и обработка изображения" Санкт-Петербург, ТЭТУ. 26-27 июня 2012г. труды конференции. С. 19-20.

116. Ложкин Л.Д. Web-сайт по информационным технологиям: свидетельство об отраслевой регистрации разработки № ОФАП 12111 / Л.Д. Ложкин. №; ВНТИЦ заявл. 11.01.2009; дата регистр. 16.01.2009. URL: http://ofap.ru/rto_files/12111.doc от 16.01.2009.

117. Ложкин Л.Д. Равноконтрастное цветовое пространство и пороги цветоразличения. 7-я международная конференция «Телевидение: передача и обработка изображений». Труды конференции.

Санкт-Петербург, 2009. с. 85-90.

118. Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. Изд-во «Наука», главная редакция физико-математической литературы. М.: 1973., -С.872.

119. Уравнения Энштейна. Интернет ресурс. http://ru.wikipedia.org/wiki от 16.01.2009.

120. Albert Einstein. (1916). «Die Grundlage der allgemeinen Relativitätstheorie». Annalen der Physik 354 (7): 769-822. (Русский перевод в сборнике: Альберт Эйнштейн и теория гравитации: Сборник статей / Под ред. Е. Куранского. — М.: Мир, 1979. 592 с. С. 146—196).

121. Фок В. А. Теория пространства, времени и тяготения.— М.: ГИТТЛ, 1955. 504 с.

122. Albert Einstein. (25 ноября 1915). «Die Feldgleichungen der Gravitation». Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften zu Berlin: 844—847.

123. A.H. Уравнения Эйнштейна на многообразии. — M.: Едиториал УРСС, 1999. — 160 с.

124. Yvonne Choquet-Bruhat. General Relativity and the Einstein Equations. — Oxford University Press, 2009. — 812 p.

125. Jimenez J.R., Hita E., Romero J., Jimenez L. Scalar curvature of space as a source of information of new uniformity aspects concerning to color representation systems.[Text] - in J.: Optics (Paris), vol. 24, № 6, 1993. P.243-249.

126. Решение Keppa. Интернет ресурс. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1121264 от 16.01.2008.

127. Schwarzschild К. Über das Gravitationsfeld eines Massenpunktes nach der Einsteinschen Theorie // Sitzungsberichte der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften 1 — 1916. — 189—196. Рус. пер.: Шеарцшшъд К. О гравитационном поле точечной мас-

сы в эйнштейновской теории // Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М.: Мир, 1979. С. 199—207.

128. Ложкин Л.Д. Равноконтрастное цветовое пространство. 8-я Международная конференция "Телевидение: передача и обработка изображения" Санкт-Петербург, ТЭТУ. 30-31 мая 2011г. труды конференции. С. 31-34.

129. Ложкин Л.Д., Неганов В.А. Нетрадиционный метод разработки равноконтрастного цветового пространства для телевидения. Жур. Физика волновых процессов и радиотехнические системы Том 14, №2,2011, с. 102-109.

130. Ложкин Л.Д. Пороги цветоразличения и уравнения Эйнштейна. Жур. Инфокоммуникационные технологии. Том 9, № 3 - 2011, с.86-89.

131. Шарипов Р.А. Курс дифференциальной геометрии. Башкирский государственный университет. Уфа. -1996. -210 с.

132. Чертов А. Г. Физические величины. Справочное издание. М.: «Высшая школа». -1990. - 336 с.

133. Астрономический календарь. Постоянная часть. Издание шестое. Под редакцией Бакулин П. И. Издательство «Наука», Главная редакция физико-математической литературы., - М:, 1973, с.728.

134. Серов Н. Светоцветовой концепт информации. http://lightonline.ru/svet/Science/perception_color.html?lpage=l от 21.10.2008.

135. Н. Kang, Color Technology for Electronic Imaging Devices, SPIE, Bellingham, Wash. 1997.

136. B. Fraser, C. Murphy and F. Bunting, Real World Color Management, Peachpit Press, Berkeley. 2003.

137. M.C. Stone, A. Field Guide to digital Color. A.K. Renters, Natick 2003.

138. M.D. Fairchild, E. Pirrotta, and T.G. Kim, Successive - Ganzfeld haploscopic Viewing technique for color - appearance research, Color Res. Appl. 19, 214-221p. 1994.

139. M.D. Fairchild, R.S. Berns, and A.A. Lester, Accurate color reprdution of CRTdisplayed images as projection 35 mm slides, J. Elec. Imaging 5, 87-96p., 1996.

140. M.D. Fairchild and L. Reniff, Time-course of chromatic adaptation for color appearance judgments, J. Opt. Soc. Am. A12, 824-833 p., 1995.

141. Измайлов Ч. А. Сферическая модель цветоразличения. M.: МГУ, 1980. — 171 с

142. R.W.G. Hunt, Objectives in colour reproduction, J. Phot. Sci. 18, 205-215 p., 1970.

143. Ложкин Л.Д. Цветовые искажения в ТВ. В жур.: Инфокоммуни-кационные технологии. № 3, 2008, с. 81-86.

144. Ложкин Л.Д. Образовательный web-сайт по информационным технологиям: свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 11710 / Л.Д. Ложкин. Ном. Гос. Per. 50200802240; за-явл. 10.11.2008; дата регистр. 14.11.2008.

145. М. Гилл. Гармония цвета. Естественные цвета. Руководство для создания наилучших цветовых сочетаний. М.: ACT. Астрель, 2006. 108 с.

146. И.М. Соболь. Метод Монте-Карло. Популярные лекции по математике. Впуск 46.М. 1968. Издательство "Наука", Главная редакция физико-математической литературы, с. 64.

147. Н. Terstiege, Chromatic adaptation: A state-of-the art report, J. Col. & Appear. l,p. 19-23, 1972.

148. E.J. Breneman, Corresponding chromaticities for different states of adaptation to complex visual fields, J.Opt.Soc.Am. A4, 1115 -1129 (1987).

149. H. Helson, D.B. Judd, and M.H. Warren, Object color changes from daylight tj incandescent filament illumination, Ilium. Eng. 47, 221233 (1952).

150. E.J. Chichilnisky and B.A. Wandel, Photorecptor sensitivity changes explain color appearance shifts induced by large uniform backgrounds in dichoptic matching, Vision Res. 35, 239-254 (1995).

151. D.L. Mac Adam, A nonlinear hypothesis for chromatic adaptation, Vis.Res.l, 9-41, 1961.

152. Mac-Adam D.L.Color Measurement.Theme and Variations. -Springer-Verlag. - Berlin-Geidelberg-New-York. - 1981. - P.230.

153. Y. Nayatani, K. Takahama, and H. Sobagaki, Estimation of adaptation effects by use of theoretical nonlinear model, Proceedings of the 19th CIE Session, Kyoto, 1979, CIE Publ. № 5, 490-494 (1980)

154. Y. Nayatani, K. Takahama, and H. Sobagaki, Formulation of a nonlinear model of chromatic adaptation, Cjlor Res. Appl. 6, 161-171 (1981)

155. Y. Nayatani, Revision of chroma and hue scales of a nonlinear color-appearance model, Color Res. Appl. 20, p. 143-155, 1995.

156. J.C. Stevens and S.S. Stevens, Brghtness functions: Effects of adaptation, J.OPT.Soc.Am. 53, 375-385 (1963)

157. Y. Nayatani, K. Takahama, and H. Sobagaki, A nonlinear colorappearance model using Estever-Hant-Pointer primaries, Color Res. Appl. 12,231-242(1987)

158. CIE, A Method of Predicting corresponding Colors under Different chromatic and Illuminance Adaptations, CIE Tech. Rep. 109, Vienna (1994)

159. M. D. Fairchild and E. Pirrotta, Predicting the lightness of chromatic object colors using CIELAB, Color Res. Appl. 16, 385-393, 1991.

160. M. D. Fairchild, A model of incomplete chromatic adaptation,

j

Proceedinge of the 22 Session of the CIE (Melbourne) p. 33-34,

161. R.W.G. Hunt and L.M. Winter, Colour adaptation in picture-viewing situations, J. Phot. Sci. 23, p.112-115, 1975.

162. M. D. Fairchild and P. Lennie, Chromatic adaptation to natural and artificial illuminants, Vision Res. 32, p. 2077-2085, 1992.

163. K. Takahama, H. Sobagaki, and Y. Nayatani, Analysis of chromatic adaptation effect by a linkage model, J. Opt. Soc. Am. p. 651-656, 1977.

164. E. Pirrotta and M. D. Fairchild, Directly testing chromatic-adaptation models using object colors, Proceedings of the 23rd Session of the CIE (New Delhi) Vol. 1, p.77-78, 1995.

165. M. D. Fairchild, Some hidden requirements for device-independent color imaging, SID International Symposium, San Jose, p. 865-868, 1994.

166. M. D. Fairchild, Refinement of the RLAB color space, Color Res. Appl. 21, p. 338-346, 1996.

167. M. D. Fairchild, A model of incomplete chromatic adaptation, Proceedings of the 22nd Session of the CIE (Melbourne), p. 33-34, 1991.

168. M. D. Fairchild, A revision of CIECAM97s for practical applications, Color Res. Appl. 26, p.418-427, 2001.

169. CIE, CIE TC8-01 Technical Report, A Colour Appearance Model for Color Management Systems: CIE Pub. 159, 2004.

170. Wright W.D. Researches on Normal end Defective Color Vision. [Text]/ W.D. Wright// London. H. Kampton. -1946.

171. S.L. Guth, Further applications of the ATD model for color vision, SPIE Vol. 2414. p. 12-26, 1995.

172. A.R. Robertson, Historical development of CIE recommended color difference equations, Color Res. Appl. 15, p. 167-170, 1990.

173. R.S. Berns, The mathematical development of CIE TCI-29 proposed color difference equation: CIELCH, AIC Proceedings, Color 93,

С19-1, 1993.

174. H. Pauli, Proposed extnsion of the CIE recommendation on Uniform color spaces, color difference equations, and metric color terms, J. Opt. Soc. Am. 36, p. 866-867, 1976.

175. A.R. Robertson, Historical development of CIE recommended color difference equations, Color Res. Appl. p. 167-170, 1990.

176. Ложкин Л.Д. Телевизионное изображение и условия его восприятия. Х-я Международная научно-техническая конференция «Физика и технические приложения волновых процессов» Самара, Россия, 11-17 сентября 2011 г. Материалы конференции. С. 93-95.

177. Ложкин Л.Д., Неганов В.А. Цветовые искажения при цветовосприятии телевизионного изображения. /Жур.: Радиотехнические и телекоммуникационные системы. № 1, -2012, с. 38-42.

178. Ложкин Л.Д. Восприятие телевизионного изображения в условиях внешнего освещения. / В жур.: Инфокоммуникацмонные технологии. № 1, 2012. С.73 - 77.

179. Веневцев А.Н., Ситников Б. В. К вопросу об определении времени выполнения штрихов паст шариковых ручек. // В жур. Воронежский адвокат, № 12, 2009. // Интернет ресурс http://www.advpalata.vrn.ru

180. Веневцев А.Н., Ситников Б. В. Теоретические и практические аспекты исследовательской методики по установлению абсолютной давности выполнения реквизитов документов по динамике выцветания цветовых штрихов. // В жур. Воронежский адвокат, № 8, 2011. // Интернет ресурс http://www.advpalata.vrn.ru

181. Ситников Б. В., Веневцев А.Н., Свиридов Ю. А. Патент на изобретение RU 2424502 CI jn 20.07.2011 г. Способ определения времени составления документа по штрихам шариковой ручки и

оттискам штемпельной краски.

182. Кузнецов С. А.,Федоринин В.Н., Гельфанд А. В., Паулиш А. Г. Матричный приемник терагерцового излучения. Патент RU 2414688 С1, МПК G01J5/42 от 23.03.2010.

183. Lozhkin L.D. Color-discrimination thresholds and differential geometry. [Text]/ L.D. Lozhkin Journal of Optical Technology, vol. 79, lss. 2 - Feb. 1, 2012, pp: 75-79.

184. Ложкин Л.Д. Пороги цветоразличения и дифференциальная геометрия. [Текст] /Л.Д. Ложкин/Юптический журнал Том №79, № 2-2012,- с. 22-28.

185. Ложкин Л.Д., Неганов В.А. Цвет, его измерение, воспроизведение и восприятие. Часть И. [Текст] /Л.Д. Ложкин, В.А. Неганов// Самара: ИУНЛ ПГУТИ. 2012, -с. 289.

186. Ложкин Л.Д., Неганов В.А. Заявка «Способ преобразования цветового пространства» № 2011128504 от 8.07.2011г. G06K9/68, положительное решение на выдачу патента от 10.08.2012 г.

187. ЛожкинЛ.Д., НегановВ.А. Экспертиза давности документов по динамике выцветания цвета штрихов, с использованием спектрального анализа. [Текст] /Л.Д. Ложкин, В.А. Неганов //Физика волновых процессов и радиотехнические системы. - 2012, Том 15, №2,-с. 77-83.

188. М.В. Царев. Генерация и регистрация терагерцового излучения ультракороткими лазерными импульсами. Интернет ресурс, URL: pttp://www.unn.ru/books/met_files/terahertz.pdf

189. Terahertz Spectoscopy.

Интернет ресурс, URL: http://www.bagmanov.ru/science/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.