Динамика этнических стереотипов студентов, изучающих иностранный язык за рубежом: на примере русских и китайцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Панич, Ольга Евгеньевна

  • Панич, Ольга Евгеньевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2010, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ19.00.05
  • Количество страниц 231
Панич, Ольга Евгеньевна. Динамика этнических стереотипов студентов, изучающих иностранный язык за рубежом: на примере русских и китайцев: дис. кандидат психологических наук: 19.00.05 - Социальная психология. Владивосток. 2010. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Панич, Ольга Евгеньевна

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

ГЛАВА 1: Теоретические аспекты изучения динамики этнических стереотипов.

1.1.Этнические стереотипы: обзор теоретических представлений.

1.1.1 .Понятийный анализ термина «стереотип» в социальных пауках и психологии.

1.1.2.Этнический стереотип: определение, структура и содержание.

1.2.Динамические аспекты функционирования этнических стереотипов.

1.2.1 .Принципы формирования и изменения этнических стереотипов.

1.2.2. Этапы и факторы становления этнических стереотипов.

1.2.3.Механизмы изменения этнических стереотипов.

1,З.Обзор современных исследований психологии представителей китайского этноса и взаимных этнических стереотипов русских и китайцев.

1.3.1.Кросскультурные психологические исследования с участием китайских респондентов.

1.3.2.Этнопсихологические проявления китайцев в исследованиях китайских авторов.

1.3.3.Исследования этнических стереотипов русских и китайцев.

Выводы первой главы.

ГЛАВА 2: Методология и методы исследования динамики этнических стереотипов.

2.1.Методы экспериментальной психосемантики в кросс-культурном исследовании.

2.1.1.Ассоциативный эксперимент: процедура и условия проведения.

2.1.2.Семантический дифференциал: характеристика метода.

2.1.3.Процедура перевода на китайский язык методики личностного семантического дифференциала А.Г. Шмелёва.

2. 2.Качественные методы кросс-культурного исследования.

2.2.1.Контент-анализ результатов ассоциативного эксперимента.

2.2.2.Социально-психологический тренинг с иностранцами как вариант метода фокус-групп.

2.2.3.Культурный ассимилятор: характеристика, процедура конструирования и применения.

Выводы второй главы.

ГЛАВА 3: Эмпирическое исследование динамики этнических стереотипов русских и китайских студентов, изучающих иностранный язык за рубежом.

ЗЛ.Результаты ассоциативного эксперимента.

3.1.1.Количественный анализ динамики валентности ассоциаций.

3.1.2.Количественный анализ динамики содержания ассоциаций.

3.1.3.Качественный анализ ассоциаций.

3.2.Результаты исследования этнических стереотипов русских и китайских респондентов методом семантического дифференциала.

3.2.1. Категориальные структуры этнических стереотипов китайских респондентов.

3.2.2. Категориальные структуры этнических стереотипов русских респондентов.

3.2.3.Сопоставительный анализ факторных структур русских и китайских респондентов.

3.2.4. Результаты обработки семантического дифференциала методом семантических универсалий.:.

З.З.Опыт проведения тренинга с китайскими студентами с использованием культурных ассимиляторов.

Выводы третьей главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика этнических стереотипов студентов, изучающих иностранный язык за рубежом: на примере русских и китайцев»

Актуальность исследования. Вопросы оптимизации межэтнического взаимодействия приобретают особое значение в условиях глобальных процессов интеграции мировых культур наметившихся в конце XX и усиливающихся в начале нового века. В связи с этим возрастает необходимость создания условий для эффективного интернационального диалога как на уровне стран и народов, государственных институтов и общественных объединений, так и на межличностном уровне.

В современном научном сообществе наблюдается высокий интерес к исследованиям этнических феноменов, при этом философия акцентирует проблемы межцивилизационного влияния (А.И. Алёшин, Ю.Д. Гранин), поиска русской идеи (B.C. Баруллин, В.Н. Сагатовский), конфессионально-религиозной специфики (Е.А. Торчин). Культурологи рассматривают личность в культуре определённого типа (А.А. Велик), взаимодействие культур и цивилизаций. (Ю.В. Ирхин), феномен российского менталитета (А.С. Кармин, И.В. Кондаков). Лингвистика акцентирует проблемы языкового сознания (Ю.А. Сорокин), языковой личности (Ю.Н. Караулов), языковой картины мира (В.А. Маслова), национально-культурного дискурса (Т.Е. Владимирова), языковых стереотипов (О.В. Белова). Педагогика подчёркивает необходимость формирования этнокультурной личности (Г.Н. Волков), этнокультурной коннотации образования (И.Е. Бобрышева, А.Б. Панькин). Социология исследует межэтнические отношения и конфликты (Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева, B.C. Собкин).

Рост психологических исследований в данной области обусловлен, с одной стороны, логикой развития психологического знания — накопленной теоретико-методологической базой и расширяющейся доступностью результатов исследовательской деятельности специалистов разных отраслей и регионов. С другой стороны, более существенными причинами становятся требования реальной ситуации непрерывного социокультурного диалога, стимулирующего необходимость осмысления этнопсихологических феноменов. В частности, современными отечественными этнопсихологами исследуются вопросы психологии миграций и аккультурации (Н.М. Лебедева, Н.С. Хрусталёва), этнической идентичности (Г.У.Солдатова), российского менталитета (В.М. Вызова, М.И. Воловикова), этнографии детства (И.С. Кон, А.П. Оконешникова), межэтнического восприятия (B.C. Агеев), межэтнического взаимодействия (Ю.П. Платонов), взаимопонимания культур (Л.Г. Почебут), этнической толерантности (Г.Л. Бардиер, Н.М. Лебедева,

A.Н. Татарко) межкультурной адаптации (А.В. Сухарев, М.А. Иванова), психологического облика этноса (Е.Н. Резников), этнических стереотипов (О.В. Митина, В.Ф. Петренко), и многие другие.

Дальневосточный регион на протяжении последнего десятилетия всё интенсивнее становится пространством активного взаимодействия россиян и китайцев. Несмотря на длительный исторический опыт сотрудничества, мировоззрение этих народов строится на разных культурных и цивилизационных основаниях. В этом случае основой конструктивного диалога должна быть высокая культурная, языковая и психологическая компетентность участников взаимодействия. Актуализация этой потребности привела к своеобразному всплеску интереса исследователей к «китайской» проблематике. В разных отраслях гуманитарного знания рассматриваются: проблемы китайской миграции (А.С. Ващук, 2002; В.П. Ларин, 2002; А.Г. Ларин, 2003;

B.Г. Гельбрас, 2004), образ Китая и китайцев (В.И. Исаченко,2004), взаимодействие китайцев и россиян (Н.П. Рябченко, 1999; А.П. Девятов, 2002; Д.А. Владимирова, 2005), обучение китайцев (Сунь Юйхуа 2000; И.Е. Бобрышева 2004; С.В. Копытько 2004; Т.Е. Владимирова 2007).

В настоящем исследовании рассматривается динамика этнических стереотипов русских и китайских студентов, изучающих иностранный язык за рубежом. Этнические стереотипы являются психологической основой взаимовосприятия, их исследование позволяет прогнозировать потенциальные проблемные области межэтнического взаимодействия. В современной психологической теории наработано значительное число концепций содержащих принципы, факторы и механизмы функционирования этнических стереотипов, созданы инструменты для их диагностики и коррекции, которые однако, не в полной мерс воплощаются в практике взаимодействия представителей разных этнокультурных сообществ. Их использование в целях прояснения взаимных представлений и снижения межэтнической напряжённости, узко представлено в условиях взаимодействия россиян и китайцев на Дальнем Востоке России.

Цель работы: выявить и описать динамику этнических стереотипов студентов, изучающих иностранный язык за рубежом.

Предмет: динамика содержания и направленности этнических стереотипов русских и китайских студентов.

Объект: русские и китайские студенты, изучающие иностранный язык в естественной языковой среде.

В исследовании принимали участие студенты проходящие обучение в Дальневосточной социально-гуманитарной академии города Биробиджана, и китайских студентов Цзямусского и Хэганского педагогического университетов, 180 человек от 18 до 27 лет (средний возраст - 22 года).

Основная гипотеза исследования: динамика этнических стереотипов обусловлена влиянием непосредственного контакта с представителями иной этнокультурной общности - при увеличении опыта межэтнического взаимодействия проявляется тенденция снижения стереотипности восприятия.

Данное предположение конкретизируют частные гипотезы:

• динамика этнических стереотипов при увеличении опыта межэтнического взаимодействия проявляется в изменении содержания и направленности автостереотипов и гетеростереотипов;

• под влиянием расширения опыта межэтнического взаимодействия проявляется тенденция снижения стереотипности восприятия, выраженная в росте дифференцированных оценок (сдвиг с одномодальной, полюсной оценки к более уравновешенной, разномодальной), и происходит смещение акцентов содержания с описаний внешности на внутренние психологические черты; • динамика этнических стереотипов русских и китайских студентов отражает совокупность универсальных и культуральных характеристик, и имеет как общие, так и специфические проявления.

Задачи исследования:

1) проанализировать основные теоретические и эмпирические исследования в области психологии этнических стереотипов;

2) методологически обосновать модель изучения динамики этнических стереотипов, позволяющую получить сопоставимые результаты при исследовании респондентов русского и китайского этносов;

3) сформировать и апробировать методический комплекс, позволяющий исследовать содержание и направленность этнических стереотипов русских и китайских студентов;

4) исследовать содержание этнических стереотипов русских и китайских студентов, изучающих иностранный язык за рубежом,

5) описать динамику этнических стереотипов русских и китайских студентов и осуществить кросс-культурное сопоставление результатов.,

Теоретико-методологической основой исследования является научная парадигма социальной психологии. Основные теоретические положения исследования сформулированы с опорой на работы по социальной психологии (Андреева Г.М., Асмолов А.Г., Московичи С., Поршнев Б.Ф., Свенцицкий A.JL, Теджфел Г. и Тернер Дж., Триандис Г., Фестингер JL, Ховланд К., Шериф М., Шихирев П.Н., Эйзен А. и Фишбейн М., Ядов В.А.); этнической и кросс-культурной психологии (Агеев B.C., Бенедикт Р., Берри Дж., Боас Ф., Кемпбелл Д., Лебедева Н.М., Липпман У., Мид М., Платонов Ю.П., Почебут Л.Г., Солдатова Г.У., Стефаненко Т.Г., Хрусталёва Н.С., Шлягина Е.И.).

Реализация эмпирических задач работы стала возможной благодаря исследованиям в области психосемантики (Артемьева Е.Ю., Выготский Л.С.,

Келли Дж., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Митина О.В., Осгуд Ч., Петренко В.Ф., Серкин В.П., Шмелёв А.Г.) и работам, обосновывающим качественную исследовательскую стратегию (Жуков Ю.М., Леонтьев Д.А., Мацумото Д., Мельникова О.Т., Мухина B.C., Почебут Л.Г., Сикевич З.В.).

В процессе проведения исследования применялись следующие методы и методики исследования:

• организационные методы: метод кросс-культурного сравнения и фокус-групп;

• общенаучные методы: теоретического анализа, наблюдения;

• общепсихологический метод тестирования;

• методы обработки данных: контент-анализ, факторный анализ и метод семантических универсалий;

• методики: ассоциативный эксперимент, метод семантического дифференциала: 50-шкальный личностный семантический дифференциал А.Г. Шмелёва (вариант на русском и китайском языке), анкетирование с применением приёма «критического инцидента», модифицированный вариант методики Р. Жиля.

Достоверность результатов и выводов обеспечивается валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, его соответствия цели и задачам осуществленного исследования, репрезентативностью выборки, использованием методов математической статистики при обработке эмпирических результатов.

Научная новизна исследования эмпирически исследованы особенности динамики этнических стереотипов русских и китайских студентов, имеющих разный опыт межэтнического взаимодействия; определены тенденции изменения направленности и содержания этнических стереотипов: рост дифференцированное™, психологизация и увеличение доли негативных этнических стереотипов; проведено сравнение динамики автостереотипов и гетеростереотипов русских и китайских студентов, изучающих иностранный язык в естественной языковой среде; проведен кросс-культурный анализ этнических стереотипов русских и китайских студентов, выявлена специфика их содержания и направленности; установлены и проанализированы противоречия и проблемные области межэтнического восприятия русских и китайских студентов, обучающихся за рубежом.

Теоретическая значимость исследования. Результаты данной работы вносят вклад в развитие сложившихся представлений о динамике этнических стереотипов, её показателях и связи с опытом межэтнического взаимодействия.

Предложена и апробирована исследовательская модель, позволяющая изучить социально-психологические аспекты функционирования этнических стереотипов китайских студентов, изучающих иностранный язык за рубежом.

Проведено кросс-культурное сравнение тенденций изменения этнических стереотипов русских и китайских студентов, изучающих иностранный язык в естественной языковой среде.

Получены данные сравнительного анализа специфики этнических стереотипов студентов, в динамике расширения их опыта межэтнического взаимодействия.

Выделены и проанализированы противоречия и проблемные области межэтнического восприятия российских и китайских студентов.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в психодиагностике феномена этнических стереотипов. С помощью метода Д. Кемпбелла был осуществлён перевод 50-шкального личностного семантического дифференциала А.Г. Шмелёва на китайский язык и получен инструмент, позволяющий исследовать содержание этнических авто-, и гетеростереотипов китайцев.

Апробирована программа социально-психологического тренинга, направленного на развитие межкультурной сензитивности у студентов, проходящих обучение за рубежом.

Разработаны ситуации культурного ассимилятора предназначенные для русских и китайских студентов, и ориентированные на использование в программах социально-психологической подготовки к межэтническому взаимодействию.

Материалы проведенного исследования могут быть использованы в процессе подготовки и практической деятельности психологов, так как полученные результаты дополняют и детализируют разделы социальной и этнической психологии. Результаты исследования вошли в программу курса «Психология межэтнического взаимодействия».

Положения, выносимые на защиту:

1. Участие в процессе межэтнического взаимодействия создаёт высокий потенциал для приобретения этнических знаний о других, и собственной этнической группе и способствует изменению содержания и направленности этнических стереотипов. Стереотипы, сформированные на основе непосредственного личного опыта более доступны и значимы чем приобретённые в процессе научения.

2. На основании представленной модели исследования, предполагающей внутригрупповую и межэтническую схему сравнения и качественно-количественную методическую стратегию, могут быть получены сопоставимые результаты изучения динамики этнических стереотипов студентов русского и китайского этносов.

3. Расширение опыта межэтнического взаимодействия способствует динамике этнических стереотипов. Происходит изменение направленности -увеличение доли негативных стереотипов, и изменение содержания - рост дифференцированное™ и психологизация стереотипов.

4. Динамика этнических стереотипов имеет как общие, так и специфические тенденции у русских и китайских студентов. Сходным моментом является положительная направленность этнических стереотипов респондентов, актуализация в автостереотипах темы оценки, а в гетеростереотипах темы делового партнёрства. Специфика состоит в наличии ксенофобных проявлений в содержании стереотипов русских респондентов и актуализации защитных тенденций в стереотипах китайских испытуемых.

Апробация работы осуществлялась на: всероссийской научно-практической конференции «Психологическая культура личности как стратегия социально-образовательного развития региона» (Биробиджан, 25 апреля 2007г.); международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-исторического сотрудничества со странами АТР» (Хабаровск, 23-25 мая 2008г.); международной научно-практической конференции «Человек в системе социальных и культурных взаимодействий». — (Биробиджан, 21-22 ноября 2008г.); межрегиональной научно-практической конференции «Инновационный потенциал психологии в развитии современного человека» (Владивосток, 25 -27 июня 2009). Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры психофизиологии и психологии труда в особых условиях МГУ им. адм. Г.И. Невельского (г. Владивосток).

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, списка литературы, шести приложений в которых приводятся бланки методик на русском и китайском языках, полный перечень ассоциативных реакций респондентов, и статистические таблицы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Панич, Ольга Евгеньевна

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Этнические стереотипы выражают социальные установки в отношении специфических характеристик этнокультурных общностей, отличаются рельефностью содержания и яркостью оценочного компонента.

Когнитивно, этнические стереотипы складываются как на основе фактического опыта, так и в результате действия этносоциальной категоризации. Аффективно стереотипы конденсируют историю межнационального взаимодействия. На поведенческом уровне стереотипы инициируют побуждение к действию.

Фактором, способствующим изменению стереотипов, считается непосредственный контакт с носителями иной культуры. Динамика этнических стереотипов операционально проявляется в увеличении числа аффективно противоположных, но близких по смыслу характеристик.

Расширение опыта межэтнического взаимодействия с представителями иной этнокультурной общности способствует изменению этнических стереотипов. Сформированные на основе непосредственного личного опыта стереотипы обладают большей доступностью и значимостью чем заимствованные.

2. Для изучения динамики этнических стереотипов русских и китайских студентов разработана модель исследования, сочетающая объективные методы, направленные на исследование основной выборки, и качественные методы -для достижения более глубокого понимания исследуемых феноменов в небольшой группе.

Модель включает методы объяснительной парадигмы (методы экспериментальной психосемантики: ассоциативный эксперимент и семантический дифференциал) и методы, направленные на понимание этнокультурных проявлений (контент-анализ и социально-психологический тренинг как вариант метода фокус-групп).

На основе модели исследования, предполагающей внутригрупповую и межэтническую схему сравнения и качественно-количественную методическую стратегию, могут быть получены сопоставимые результаты изучения динамики этнических стереотипов русских и китайских студентов.

3. Согласно эмпирическим данным опыт непосредственного межэтнического взаимодействия с представителями иной этнокультурной общности способствует изменению направленности и содержания этнических стереотипов.

Динамика направленности этнических стереотипов в целом выражается в увеличении доли негативных характеристик, что на наш взгляд обусловлено актуализацией поступающей в процессе взаимодействия контрстереотипной информации. Наиболее отчётливо эта тенденция выражена у русских студентов, возможно потому, что на них в меньшей степени воздействовал фактор социальной желательности.

Динамика содержания этнических стереотипов характеризуется следующими тенденциями. Первичный опыт межэтнического взаимодействия (менее 6 месяцев) способствует изменению количественных показателей этнических стереотипов. Качественные изменения происходят у респондентов, имеющих наибольший опыт межэтнического взаимодействия (от 1,5 до 7 лет), что выражается в росте дифференцированности содержания и преобладании внутренних психологических характеристик над чертами внешности, то есть происходит снижение стереотипности восприятия.

Дифференциация содержания гетеростереотипов русских студентов выражается, прежде всего, в расширении представлений об интеллектуальной компетентности китайцев. В свою очередь китайские студенты с наибольшим опытом более дифференцированно рассматривают деятельностные характеристики русских. Вероятно, в обоих случаях происходит дестабилизация стереотипов собственного превосходства в указанных сферах.

4. Динамика этнических стереотипов имеет как общие, так и специфические тенденции у русских и китайских студентов. Сходным моментом является актуализация в автостереотипах темы оценки (моральной у русских респондентов, и социальной у китайцев), а в гетеростереотипах - темы делового партнёрства. Подобный характер самопрезентации указывает на актуальные для групп критерии самооценивания. В целом, соотношение содержания авто- и гетеростереотипов свидетельствует о заинтересованности респондентов в совместной деятельности.

Специфика содержания состоит в наличии ксенофобийных проявлений в характере этнических стереотипов русских респондентов и актуализации защитных тенденций в стереотипах китайских испытуемых. Вероятно существование ксенофобии, и ответных - защитных стереотипов отражает внепсихологические грани рассматриваемой проблемы и обусловлено факторами исторического, социально-экономического и геополитического масштаба. В динамике ксенофобии у русских студентов уменьшаются, а защиты у китайцев присутствуют стабильно.

178

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.