Динамика социокультурной адаптации личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор культурологии Волынская, Людмила Борисовна

  • Волынская, Людмила Борисовна
  • доктор культурологиидоктор культурологии
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 368
Волынская, Людмила Борисовна. Динамика социокультурной адаптации личности: дис. доктор культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2009. 368 с.

Оглавление диссертации доктор культурологии Волынская, Людмила Борисовна

Введение.

Глава 1. Адаптация личности в социокультурном пространстве как объект теоретико-методологического изучения.

1.1. Понятие адаптации личности в социокультурной среде: процесс и движущие силы.

1.2. Свобода и детерминизм в выборе индивидуального смысла жизни.

1.3. Проблемы адаптации и смысла жизни в связи с динамикой возрастного статуса индивида на социокультурном и личностном уровне

Глава 2. Смыслообразующие компоненты социокультурной адаптации в зависимости от стадии жизненного цикла.

2.1. Проблемы первичной социализации (до 16-17 лет).

2.2. Вторичная социализация периода юности и ранней взрослости

2.3. Проблемы социокультурной адаптации в период зрелости (акме).

2.4. Особенности адаптации в поздние периоды жизни.

Глава 3. Личностные детерминанты повышения социокультурной компетентности индивида как источник решения жизненных проблем

3.1. Концепция интернальности - экстернальности в исследовании уровня активности и ответственности личности.

3.2. Закономерные проблемы, возникающие в связи с особенностями поведения разных личностных типов, и возможности их преодоления .266 3.3 Возможности решения индивидуальных и межличностных про

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика социокультурной адаптации личности»

Проблемы социокультурной и личностной адаптации человека существуют в любом обществе и во все времена, однако они обостряются в условиях социальных трансформаций, характерных для современности. В это время, когда привычные ориентиры деятельности утрачивают прежнюю значимость, общепринятые ценности и нормы устаревают, и требуется выбор новых целей, основанных на других мировоззренческих принципах, уровень дезадаптации и фрустрации у большинства членов российского общества повышается, особенно у представителей среднего и старшего поколения. Однако и в более стабильные периоды проблемы социокультурной адаптации у мног их вызывают личностные напряжения, и их удается решить далеко не всем. Трудности, возникающие в процессе социализации и инкультурации, связаны не только со сложностью структуры окружения и неоднозначностью его семантики в современных обществах, но и с недостаточной степенью контроля многих индивидов над собственными психическими состояниями и поведением.

Эти трудности проявляются в различных сферах жизни: в профессиональной, трудовой деятельности, в учебном процессе, в межличностных отношениях,, в любви и выборе спутника жизни, в семейных отношениях, в создании значимого для индивида круга общения, социальной микросреды. Причем, даже если у индивида есть удачные стереотипы поведения, пригодные для ряда ситуаций, то их относительная успешность в одних обстоятельствах не предопределяет однозначно того же в других. Кроме того, адаптированность, приемлемая на определенном этапе жизненного цикла, не остается таковой на всех остальных, особенно в условиях резких социальных изменений. Проблемы адаптации индивида к социокультурной среде не заканчиваются вместе с периодом первичной социализации и в юности, а возникают в том или ином виде на протяжении всего жизненного цикла. Поэтому определенная степень дезадаптиро-ванности присуща почти всем людям.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена рядом причин:

Во-первых, переходный период развития российского общества обусловил резкое изменение материального и социального положения большинства российских граждан. В связи с этим проблемы адаптации к новым условиям для большинства людей стали первоочередными. В то же время на уровне обыденного сознания плохо отрефлексирована связь между личностными и средовыми факторами социокультурной адаптации.

Во-вторых, социально приемлемые способы удовлетворения потребностей людей предполагают необходимость более глубокого анализа наличных проблем социокультурной адаптации и культурной компетентности с гносеологической, аксеологической и методологической позиций. При этом важно учитывать соотношение между рациональными, эмоциональными и поведенческими факторами, между осознанными и неосознанными компонентами этих процессов.

В-третьих, по данным социологических исследований, многие российские граждане постоянно испытывают состояние стресса, хронической неудовлетворенности, растерянности, потери социальной идентификации.1 Во многом это связано с тем, что они не могут добиться приемлемого, с их точки зрения, уровня материальной обеспеченности и соответствующего положения в социокультурном окружении.

В-четвертых, значительно увеличился разрыв в материальной обеспеченности между поколениями, жителями разных населенных пунктов, разнородными профессиональными и социальными группами. Поляризация доходов требует переосмысления понятия справедливости,

1 Социальная идентификация личности. Под ред. Ядова В. А. М., 1994 связи между материальным, социальным и личностным благополучием, умения реадаптироваться к изменяющейся социальной ситуации на разных этапах жизненного цикла.

В-пятых, теория культуры позволяет понять не только то, что есть в действительности, но и то, что должно или могло бы быть в идеале, к чему надо стремиться. Повышение уровня адаптированности и культурной компетентности людей будет способствовать большей степени их самореализации, удовлетворенности жизнью, принятию себя и толерантности к другим, умению справляться с обстоятельствами, повышению самоуважения. Это означает необходимость поиска новых подходов к существующим проблемам первичной и последующей социализации, воспитания и самовоспитания.

Степень научной разработанности темы. Социальная и личностная значимость темы исследования на протяжении веков привлекала к себе внимание представителей различных социальных наук и гуманитарного знания: культурологов, психологов, философов, социологов, этиков, педагогов, принадлежащих к самым разным школам и направлениям. Многообразные, а порой противоречивые подходы к феномену адаптации человека в социокультурной среде отражает его внутреннюю многомерность. Он рассматривается как приспособление индивида к обществу и как умение противостоять общественному давлению, как достижение социального успеха и как личностная самореализация. Ведущее значение для процесса адаптации придается как сознательной активности, так и глубинным бессознательным проявлениям в поведении человека. Ни один из этих подходов нельзя признать универсальным - каждый из них подчеркивает определенные аспекты сложного адаптационного процесса.

Неоднозначность и разнохарактерность акцентов в исследовательских парадигмах при изучении феномена социокультурной адаптации свидетельствует как о различии теоретико-методологических предпосылок, лежащих в основе исследований, так и многогранности самого этого процесса. В действительности здесь важно выявить соотношение между степенью приспособления к социокультурной среде и умением выстраивать эту среду в соответствии с представлениями и стремлениями личности, между приспособлением к микро- и макросреде, между сознательными и бессознательными процессами в социально значимом поведении, соответствие личностных предпочтений социально одобряемым ценностям. Различие акцентов при изучении данного феномена оправдано как постоянно меняющимися внешними запросами при изменении социокультурного окружения, так и внутринаучной логикой исследований, восполняющей наименее разработанные аспекты проблемы.

Данное исследование носит комплексный характер: осмысление темы с точки зрения культурологии осуществляется с привлечением данных философии, психологии, социологии, этики, педагогики. Автор сознательно использовал междисциплинарный подход к исследуемой проблеме, исходя из того, что современная наука развивается преимущественно в рамках интегрального знания, на основе взаимодополняемости различных концепций, с использованием всего ценного, что в них есть.

Важной теоретической основой диссертационной работы стали труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные культурологическим, философским, социально-психологическим, социологическим, нравственным, педагогическим проблемам, связанным с социокультурной адаптацией, социализацией личности на различных этапах жизненного цикла, ее личностным благополучием и умением найти индивидуальный смысл в постоянно меняющемся контексте социокультурной жизни.

Среди зарубежных направлений изучения этого вопроса можно отметить культурную антропологию (М. Мид, Р. Бенедикт); гуманистическую философию и психологию (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт); философию жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей); экзистенциальный анализ (К. Ясперс, Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мей); фрейдизм и неофрейдизм (3. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни); трансактный анализ (Э. Берн и его последователи: М. Джеймс, Д. Джонгвард); бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скиннер, К. Лешли); психологию развития (Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Г. Крайг); социально-когнитивное направление (А. Бандура, Д. Роттер, Д. Келли); нейро-лингвистическое программирование (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, Л. Кэмерон-Бэндлер); различные социологические течения (М. Вебер, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, П. Сорокин). Смыслу жизни и логотерапии посвящены работы В. Франкла, К. Обуховского, С. Франка, Е. Трубецкого.

В отечественной литературе проблемы личностных механизмов социокультурной адаптации долгое время рассматривались упрощенно; главным образом, с точки зрения воспитания коммунистической морали. Идеологические запреты приводили к тому, что научные изыскания в этой области во многом носили дидактический характер, а существовавшие в реальной жизни сложности и противоречия игнорировались и оставались за скобками. Результаты оценивались сквозь призму официально провозглашаемых идеологических ценностей. Кроме того, вопросы адаптации личности к социокультурной среде ограничивались изучением только воспитания детей и подростков. Адаптационные механизмы в дальнейшие периоды жизни вообще не рассматривались. Но даже в условиях идеологического давления Л. С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину, В. А. Ддову и др. позволило внести значительный вклад в мировую науку.

В последние годы трансформация социальных отношений в нашей стране привлекла внимание отечественных исследователей к проблемам адаптации личности к быстро меняющейся социокультурной среде. Существенное значение для развития представлений о сущности этих процессов внесли такие ученые, как А. А. Бодалев, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, Ю. М. Орлов, Э. А. Орлова, В. А. Петровский, А. А. Реан, Ю. М. Резник, В. Э. Чудновский, В. А. Ядов и др. Эти ученые исследовали конкретные механизмы социокультурной адаптации и личностных смыслов в условиях смены общественных отношений при одновременном движении индивида по стадиям жизненного цикла. Тема изучалась с точки зрения самых различных направлений - культурной антропологии, экзистенциальной философии, акмеологии, психологии развития, психологии общения, социологии малых групп. Благодаря исследованиям этих ученых в науке накоплен обширный материал о формах социального взаимодействия и поведении личности в меняющейся социокультурной среде и о причинах большей или меньшей эффективности такого поведения. Наряду с этим в последние годы все больше внимания обращается не только на первичную социализацию, но и на социализацию в более зрелых возрастных периодах.

Анализ имеющейся социально-научной и гуманитарной литературы автором осуществлялся в связи с поставленной целью — построение рационалистической концепции успешной адаптации, типичных моделей жизненных проблем и оптимальных направлений их решений с учетом внешних и внутренних ресурсов личности.

Несмотря на возрастание научного интереса к этим проблемам, до сих пор остается ряд мало изученных вопросов, связанных со структурой социально-адаптационных механизмов личности, соотношением в них постоянных, заученных и ситуационных социокультурных компонентов, возможностей самостоятельной ресоциализации и личностного развития на различных этапах жизненного цикла. Кроме того, существует противоречие между социально-научным и гуманитарным подходом к этим проблемам. В первом случае акцент ставится на типологизацию личностных проблем, которые задаются социокультурным контекстом, и в свете этой парадигмы набор таких ситуаций заведомо ограничен (конечен). Во втором — подчеркивается уникальность каждой личности, ее индивидуальных и социальных проблем и неповторимость ее жизненного пути. С точки зрения автора, в обоих этих подходах имеется рациональное начало, творческая переработка которого будет способствовать решению проблемы. Индивидуальность и типичность не исключают друг друга, поскольку набор повторяющихся, социально обусловленных проблем и способов восприятия их в каждом конкретном случае состоит из уникального сочетания элементов того и другого. Кроме того, индивидуальный набор способов восприятия и реагирования всегда ограничен и может быть расширен за счет обучения и подражания наиболее удачным образцам поведения других людей. Постановка проблемы в данном ракурсе дает возможность подойти к ее решению как с научной, так и с практической позиции. Актуальность проблемы слабой социокультурной адаптированности, недостаточная степень ее разработанности, с одной стороны, и большой практический опыт автора в области образования и отчасти адаптационного консультирования - с другой, обусловили выбор темы данного исследования.

Исследовательская проблема.

Исходя из вышесказанного, исследовательскую проблему можно сформулировать как расхождение между существующей в области социального и гуманитарного знания индивидуализацией личностных проблем и необходимостью их типологии по социально-культурным и антропологическим основаниям.

В настоящее время в науке недостаточно обоснованы теоретико-методологический и философский подходы к процессам инкультурации и социализации, особенно в связи со сменой возрастного статуса индивида в условиях быстрых социальных трансформаций. Соответственно как сама желаемая адаптационная модель на различных этапах жизненного цикла, так и способы ее освоения являются неотрефлексированными и зачастую противоречивыми даже в рамках одного и того же научного направления. В частности, понятие адаптации рассматривается преимущественно с позиций приспособления индивида к условиям социальной среды, без учета его возможностей создания и преобразования этой среды, а с другой - границ его возможностей. Кроме того, адаптация не рассматривается в связи с личностными смыслами индивида, умением их определять и трансформировать в зависимости от внешних условий и внутренних изменений, в том числе связанных с прохождением различных этапов жизненного цикла. Личностная активность в процессе адаптации рассматривается редко, а если и рассматривается, то только как активность во внешнем пространстве социокультурной среды, а не как ак-' тивность во внутреннем пространстве определения личностных возможностей, целей и задач. Однако без согласования обоих этих аспектов, без сознательно выбранных смыслов и направлений деятельности внешняя активность остается слабо упорядоченной, а ее результаты не приносят, индивиду удовлетворенности.

На практике процесс социализации далеко не всегда протекает успешно. В условиях смены парадигм общественного развития, при изменении приоритетов в социальных ценностях и нормах их освоение социализирующимся индивидом проходит с многочисленными аберрациями. Отказ от прежних критериев выбора и отсутствие новых порождает ценностный вакуум в социуме, который по-разному проявляется в различных слоях и социальных группах. Преувеличенное значение материальных благ, стремление к ним не способно заменить индивидуальные личностные смыслы, особенно если собственные побуждения и интенции индивида плохо коррелируют с моделью поведения предпринимателя или стремящегося разбогатеть авантюриста. Однако социальные ориентации, уважение и зависть окружающих по отношению к новым «героям» побуждает многих людей выбирать цели и направления деятельности, нерелевантные их внутренней сущности. Далеко не каждый субъект социализации способен осуществить свои собственные индивидуальные предпочтения и выбрать подходящие для себя жизненные ориентиры. В норме такие выборы не должны находиться в резком противоречии с социально одобряемыми, хотя могут иметь весьма своеобразные акценты. Некоторое расхождение между провозглашаемыми ценностями и теми, на которые чаще всего ориентируются люди в реальной жизни, обычно не является фрустрирующим. Однако конфронтация преобладающих индивидуальных предпочтений и интенций с принятыми в культуре ценностями, также, как и полное подчинение им (конформность), свидетельствует об издержках процесса социализации.

Выбор значимых жизненных целей также обычно определяется в процессе социализации. Они могут и должны претерпевать изменения в процессе адаптации индивида к новым социальным условиям и движения по стадиям жизненного цикла. Однако, при всей их вариативности, они должны сохранять преемственность и соответствовать осознанным интересам и способностям индивида. При недостаточно успешной социализации цели могут быть неотрефлексированными или нереальными, не отвечающими образу жизни человека. В этом случае даже при наличии эффективных технологий их достижения, результаты могут оказаться неожиданными и разочаровывающими. Цели должны соответствовать индивидуальным характеристикам и ресурсам личности и в то же время допускать возможность определенного изменения направления ее социокультурного развития.

Что касается норм поведения и паттернов культуры, то часто они осваиваются выборочно и неосознанно. Нормы воспринимаются многими как нечто внешнее, раз и навсегда данное, чему можно только либо подчиняться, либо нарушать. Свидетельством этому является часто встречающаяся личностная проблема противопоставления чувства и долга, безо всякого представления о возможности их интеграции. Люди часто плохо понимают механизмы формирования и функционирования стереотипов взаимодействия и поведения, а тем более их изменения. Они становятся в тупик при вполне закономерном изменении собственного социального статуса в связи с возрастом, при необходимости выполнять новые социальные роли и взаимодействовать с окружением в новом качестве. Постигнуть смысл норм как регулятивных культурных образований и варьировать свое поведение в их пределах для многих представляет значительные затруднения. Зачастую нормы воспринимаются как «руководство к действию», а не границы поля успешной социализации и инкуль-турации, в пределах которых человек может варьировать свое поведение и связи с другими людьми.

Неадекватность оперирования нормами может проявляться, в частности:

- в абстрактности, недостаточной структурированности и организованности их использования, когда смешиваются варианты приемлемого поведения в разных национальных, территориальных, возрастных, профессиональных и социокультурных группах;

- в антисоциальной направленности - нормы преступной субкультуры, с которыми индивид идентифицирует себя и связывает свое личное благополучие;

- в асоциальности, не наказуемом уголовно отклонении от норм, когда люди не могут придать вариациям своего поведения социальную приемлемость и успешность.

Кроме того, неадекватное использование социальных норм может оказывать ограничивающее воздействие на жизненную среду личности, препятствуя ее социокультурному развитию, достижению социально и личностно приемлемого положения в обществе, реализации намеченных целей, обретению смысла жизни. Все это побуждает многих людей прибегать к помощи адаптационных консультантов. Однако практическая работа по оказанию помощи в социальной адаптации, опираясь на недостаточно отрефлексированные теоретико-методологические основания, в действительности представляет собой эклектическую смесь различных приемов и манипуляций. Они включают в себя случайные беспорядочные действия, не учитывающие причины и специфику дезадаптации индивида - от лечения неврозов до обретения мистического опыта во время наркотических сессий. Естественно, помощь от них минимальна, а в некоторых случаях наносится ощутимый вред, связанный с еще большей дезориентацией индивида в социальном пространстве, появлением у него зависимости от групп по оказанию социализационной помощи и их руководителей. В результате неуспешные попытки ресоциализации еще более ослабляют позицию индивида, усиливая у него ощущение беспомощности и неверия в свои собственные силы. Преодоление сложившегося несоответствия сущего и должного в подходах к социокультурной адаптации, с постоянно меняющейся социальной реальностью и самим индивидом, представляет собой научную проблему, включающую как теоретический, так и практический компонент.

Гипотеза исследования.

В соответствии с поставленной проблемой гипотеза исследования состоит в том, что социокультурная адаптированность человека имеет не только социальную природу, но и личностно-индивидуальную. Адаптированность личности с рационалистической точки зрения связана с наличием у человека убеждений и представлений, релевантных социальной действительности, адекватной модели эмоционального реагирования и поведения в различных ситуациях, в том числе кризисных, самоуважением и положительной оценкой своей деятельности с учетом социокультурного контекста, но не обязательно с достижением значительного внешнего успеха. Тем не менее предполагается, что внутренняя последовательность и удовлетворенность своей деятельностью находится в положительной взаимосвязи с социально признанными достижениями человека. Анализ личностных механизмов социокультурной адаптации позволит выявить субъективные факторы, как способствующие, так и препятствующие ее формированию.

Обращение к концепции возрастных кризисов позволяет типологизи-ровать жизненные проблемы по основанию антропологических универсалий (того, что присуще всем без исключения людям).

Обращение к понятию рационального локуса контроля позволяет типологизировать оптимальные решения жизненных проблем в рамках типичной кризисной ситуации.

Цели и задачи исследования.

Основной целью диссертационного исследования является построение идеально-типических моделей жизненных проблем и оптимальных, рациональных направлений их решений, исходя из концепции отношений человека с окружением как источника жизненных проблем и ресурсов для их решения. Для этого необходимо выявление предпосылок и факторов социально-культурной адаптации личности в процессе ее социализации и инкультурации на различных этапах жизненного цикла, а также внутренних (в том числе неосознаваемых мотивов), препятствующих этому процессу.

Сформулированная цель определяет необходимость решения следующих групп задач:

Теоретические

Выделение антропологических и социокультурных факторов, обусловливающих типичные жизненные проблемы, связанные с недостаточной степенью адаптированное™ индивида в социальном пространстве:

- определение содержания понятий социокультурной адаптированное™, социализации, инкультурации, культурной компетентности в соотнесенности с понятием смысла жизни;

- анализ структуры ключевых понятий исследования и их соотношения между собой;

- выявление типичных предпосылок и ситуаций, обусловливающих недостаточную социокультурную адаптацию;

- обоснование возможности ресоциализации и коррекции поведения для повышения уровня социокультурной адаптированное™ личности;

- выделение рациональных основ модели успешной адаптации личности как относительного, субъективно приемлемого равновесия между "Я" и социокультурным окружением;

- выявление возможностей и пределов применимости рациональных методов познания изменений в поведении человека.

Методологические -:

Определение теоретических оснований для формирования принципов и подходов к решению наиболее распространенных социально-возрастных и личностных проблем:

- построение типологии личностных проблем, соответствующих стадиям индивидуального жизненного цикла: а) универсальные возрастные проблемы б) типичные проблемы, порождаемые отношениями с другими людьми;

- определение индивидуальных возможностей в решении обоих классов жизненных проблем;

- изучение факторов формирования позитивных установок и ценностных ориентаций личности, способствующих ее самореализации в социокультурном окружении;

- рассмотрение этических требований, существующих в обществе, и возможностей их реализации личностью; выявление различных уровней осознания и принятия личностью предписываемых ей этических и социальных норм;

- выявление адаптивных и дезадаптивных механизмов формирования и взаимодействия личности со средой на разных стадиях жизненного цикла; определение возможностей компенсировать деструктивные или недостающие личностные черты в определенные периоды жизненного цикла на более поздних его этапах.

Практические

Изучение механизмов повышения социально-культурной компетентности личности и освоения ею адаптационных паттернов поведения:

- типология оптимальных способов преодоления проблемных жизненных ситуаций;

- анализ специфики механизмов адаптации для возможности самореализации индивида в различных сферах жизнедеятельности: в учебе, в производственной деятельности, в любви между мужчиной и женщиной, в семье, в межличностных отношениях с друзьями и более широком социокультурном окружении;

- рассмотрение типичных способов преодоления жизненных проблем в отношениях с другими людьми.

Предмет исследования. Предметной областью исследования являются отношения человека с окружением, порождающие личностные проблемы, в том числе при изменении социальных связей и на разных стадиях индивидуального жизненного цикла.

В качестве объекта исследования рассматриваются способы личностной адаптации за счет использования имеющихся индивидуальных ресурсов и приобретения новых.

Теоретико-методологические основания исследования.

Многомерность и плюралистичность изучаемой проблемы обусловили обращение к междисциплинарному типу исследования. В связи с этим в диссертации использованы теоретические положения и методы различных дисциплин как социально-научного направления (культурная и социальная антропология, теория культуры, микросоциология, социальная психология), так и гуманитарного профиля (философия, психология, педагогика, этика). Только принцип дополнительности позволяет комплексно изучить такое сложное явление, как социально-культурная адаптация человека, реализующего, с одной стороны, цель и смысл собственного развития, а с другой — умеющего эффективно управлять своими отношениями с социокультурным окружением.

Работа основывается на синтезе двух основных подходов — экзистенциального, рассматривающего человека как источник собственной активности, и структурно-функционального, при котором среда реализации его индивидуальной активности задается извне. Используемый автором принцип вариабельности допускает изменения в расстановке акцентов между ними в зависимости от исследовательской задачи и реальной жизненной ситуации. Принципы диалогичности и плюрализма позволяют автору занять беспристрастную позицию наблюдателя-исследователя по отношению к изучаемым феноменам, в результате чего становится возможным использовать эвристический потенциал, содержащийся в разных концепциях.

Важным для концепции диссертанта является когнитивный подход, и в частности, идеи Д. Роттера о наличии ведущего локуса контроля, в соотношении с которым индивид интерпретирует свои успехи и поражения. Однако с точки зрения автора, локус контроля является более сложным образованием, в которое, помимо осознаваемых, входят также и неосознаваемые процессы. Вследствие этого необходима глубинная работа по их осмыслению, которая предшествует волевым актам и активным действиям. Поэтому принятие на себя ответственности требует не только готовности и наличия воли, но и социально-культурной компетентности индивида. Локус контроля может меняться в зависимости от социального положения, возраста и направления деятельности человека. Возрастание интернальности локуса контроля (или любой его части) способствует адаптации человека в социокультурном пространстве, которая напрямую связана с наличием у него индивидуального смысла жизни. Рассматривая логотерапию В. Франкла как необходимую часть своей работы, диссертант уделяет значительное внимание основаниям для выделения смыслообразующих компонентов в контексте индивидуального жизненного . пути. Все три составляющие смысла жизни, выделенные В. Франклом, (деятельность - переживания - отношения), являются, с точки зрения автора, важными детерминантами феномена адаптации.

Поскольку адаптационный процесс определяется не только сознательными, но и бессознательными детерминантами, автор опирается также на идеи фрейдизма и неофрейдизма. Чем менее успешно прошла первичная социализация, тем в большей степени требуется в дальнейшем перевод бессознательных элементов поведения в сферу сознания, поскольку именно на этой основе возможна их декомпозиция и трансформация. В своей работе автор опирается также на трансактный анализ Э. Берна, используя его идеи жизненных сценариев. Однако неоднозначность и сложность реальных неадекватных проявлений в поведении конкретного индивида делает не всегда возможным подбор строго формализованных сценарных матриц трансактного анализа.

Автор использовал также теоретико-методологические основания нейро-лингвистического программирования (НЛП), позволяющего вывести в сознание неосознаваемые внутренние образы, и на основе подробного рассмотрения составных элементов поведения индивида, опираясь на его лучшие паттерны поведения, перекомпоновать остальные, мало адаптивные стереотипы восприятий и действий.

Поскольку диссертант рассматривает процессы социокультурной адаптации в динамике, в работе используются модели стадий жизненного цикла Э. Эриксона и возрастных кризисов и психологических новообразований Л. С. Выготского, а также их последователей, конкретизировавших и развивших многие их идеи.

В своей работе диссертант обращается также к наиболее глубинным архетипическим и антропологическим универсалиям, которые нашли свое метафорическое отображение в таком известном памятнике мировой культуры, как «Тибетская книга мертвых». В ней отражены типичные ~ паттерны реагирования и поведения, но в непривычных для обыденного сознания условиях, которые можно назвать «предельными ситуациями». Как известно, в таких ситуациях проявляются самые потаенные особенности человека, которые он сам может в себе не осознавать и никак не проявлять в повседневной жизни. Выделение" шести идеально-типических моделей личности в «предельной ситуации» смерти и возрождения соответствуют тем мирам, контекстам, в которых они проявляются с наибольшей очевидностью. Эти личностные типы легко прослеживаются в обычной жизни, и они универсальны для любого общества, хотя распространенность их в разных культурах может варьироваться.

В целом антропологическая и философская база в подходе к проблеме позволяет диссертанту конструктивно использовать соответствующие теоретические положения по принципу дополнительности.

Методы исследования.

В работе использованы следующие методы:

- Функциональный анализ, определяющий связи личности с окружением в проблемных ситуациях, а также источники возникновения этих ситуаций

- Структурный анализ, позволяющий: а) определить устойчивые компоненты жизненных проблем и их типичные конфигурации б) определить структуру личностных характеристик, необходимых для нейтрализации негативных черт проблемной ситуации в) построить идеально-типичные модели оптимальных паттернов поведения в типичных проблемных ситуациях

- Системный анализ, дающий возможность сделать философские обобщения, концептуализацию представлений о человеке, способном преодолевать жизненные проблемы.

Методы эмпирического' исследования с использованием психологических и социологических методик - тестирование, интервюьирование, анкетный опрос, а также метод вторичного анализа результатов исследований, проведенных другими авторами и опубликованных в литературе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в диссертации существенно изменено традиционное представление о социокультурной адаптации личности, разработана концепция адаптации применительно к динамике жизненных циклов, обоснован новый теоретический подход к пониманию социализации как непрерывно возобновляющегося процесса с использованием всех эффективных паттернов поведения, которые были освоены на предыдущем этапе жизненного цикла, и на этой основе определяются возможности самостоятельной ресоциализации в дальнейшем.

Значимость исследования состоит в теоретическом разрешении проблемы, имеющей важное как индивидуально-личностное, так и социокультурное значение. Совершенствование адаптационных механизмов на различных этапах жизненного цикла в процессе динамики социализации в контексте социокультурной реальности представляет собой самостоятельное научное направление в таком разделе культурологии, как «культура и личность», а также в области психологической антропологии и социологии личности, требующее философского обоснования. В отечественной науке настоящее исследование является одной из первых работ, в которой выявляются философские основания формирования элементов социально-культурной компетентности, составляющие рациональную основу адаптации при изменяющихся социокультурных условиях и возрастной динамике личности. В связи с этим приращение научных знаний можно сформулировать в следующих положениях:

- В данном исследовании адаптация рассматривается не только как социокультурный и личностный феномен, а как антропологически универсальный тип социальных отношений, выраженный как в повседневном поведении, так и в «предельных ситуациях».

- Представлен анализ механизмов формирования социокультурной адаптации, в том числе на разных этапах жизненного цикла.

- Проанализированы ценностные ориентации, индивидуальные убеждения и представления, стремления и цели, смысловые и нравственные регуляторы, влияющие на социокультурную компетентность и составляющие основу адаптивного или дезадаптивного поведения личности.

Использован деятельностный подход к определению социокультурной адаптации и авторское видение возможностей повышения ее уровня через осознание смысла личностного и социального развития.

- По-новому определены цели и задачи социализации на разных стадиях жизненного цикла, предложены новые приоритетные направления и механизмы овладения навыками, необходимыми для успешного адаптационного процесса.

Введены в научный оборот дефиниции: социокультурная компетентность и смысл жизни, понимаемые, с одной стороны, как наличие смыслообразующих целей развития личности, а с другой — как овладение социально приемлемыми методами и средствами, позволяющими достичь необходимого результата и расширить свое влияние в социальной среде; использован философский и культурно-антропологический анализ исследуемого предмета.

В результате диссертант предлагает интерпретировать понятие социокультурной адаптации в рационалистическом смысле гораздо более объемно и дифференцированно, чем это было принято до сих пор.

Основные положения, выносимые на защиту.

В рамках проблемного поля, очерченного выше, основной рабочей гипотезы, цели и задач, предмета и объекта, методологии и методов исследования, представляется возможным определить основные положения, выносимые на защиту:

Теоретические

Теоретико-методологический анализ работ, посвященных вопросам социокультурной адаптации, позволяет выявить ее специфику и качественно новые формы, обусловленные изменившимися аспектами социокультурной практики. Осознание и теоретическое осмысление кризисной ситуации позволяет понять причины и раскрыть сущность мало-адативных паттернов поведения личности, усиление ее смысловой дезориентации и дезинтеграции в условиях социокультурной неопределенности. Кризисные социальные процессы неодинаково отражаются на людях разных возрастных категорий, преломляясь через их ценностные ориентации и жизненный опыт. Тем не менее недостаточная степень адапти-рованности индивидов в социальном пространстве значительно усиливает типичные жизненные проблемы, связанные с возрастом, и способствует их воспроизведению в обществе. В работе представлены теоретические основания идеально-типичной рационалистической адаптационной модели и реальные возможности ее применения в практике реадаптации людей, находящихся на разных этапах жизненного цикла в кризисной социокультурной и личной ситуации.

Методологические

Предлагаемая концепция социокультурной адаптации гораздо шире, чем принятые в настоящее время в большинстве научных направлений. Она включает не только следование общепринятым ценностям, нормам и правилам поведения, но и способы определения личностно значимых ситуаций, эффективного поведения индивида в их рамках. В работе показана возможность рационального переструктурирования оснований отбора жизненных смыслов и интерпретации событий, замены нереалистичных целей достижимыми и продуктивными, деконструкции неэффективных паттернов поведения и выработки новых, способствующих более эффективному взаимодействию личности с социокультурным окружением на любом этапе индивидуального жизненного цикла.

Практические

Теоретические и методологические положения диссертации позволяют построить комплексную программу реадаптации, а также обучение навыкам коммуникации в межличностных и институционально-ролевых отношениях, что приводит к повышению уровня общей социокультурной компетентности индивида. Изучение конкретных механизмов такого повышения и освоения адаптационных паттернов поведения обеспечило автору возможность предложить технологии использования типичных способов преодоления жизненных проблем на различных возрастных этапах и в отношениях с другими людьми.

Практическая значимость работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что выделенные в работе социально-научные и философские основания социокультурной адаптации позволяют наметить пути построения теории эффективной социализации, рассматриваемой гораздо шире, чем принято в настоящее время. В частности, диссертант предлагает включить в "понятие эффективной социализации: наличие смысложизненных компонентов, умение человека определять их для себя, исходя из социокультурного контекста и собственных возможностей, а также рационально преобразовывать их по мере его изменения, не выходя, однако за рамки своих способностей и интересов;

- определение оснований представления личности о себе и самооценки, уровня притязаний и постановки конкретных жизненных целей, а также нахождение приемлемых средств и методов их достижения;

- анализ целесообразности собственных мировоззренческих и коммуникативных убеждений и представлений, из которых вытекают поведенческие реакции и преобладающий эмоциональный фон в жизни;

- выработку наиболее целесообразных реакций на возрастные изменения и жизненные ситуации, в том числе неблагоприятные, что позволит преодолевать их с наименьшими потерями; расширение сферы сознания за счет усиления связи с подсознательными процессами, в результате чего становится возможным хотя бы отчасти управлять последними;

- выработку практических навыков социального взаимодействия.

Теоретико-методологические результаты работы могут быть использованы для построения программ и методов ресоциализации малоадаптивных людей, обращающихся за консультационной помощью, а также людей, переживающих дезориентацию во время возрастных кризисов и социально обусловленных изменений жизненных ситуаций. Кроме того, предложенные модели эффективной ресоциализации могут быть применены не только при индивидуальной, но и групповой работе среди людей разных возрастных категорий.

Материалы исследования использовались автором при разработке и чтении спецкурса по культуре и личности, а также курсов по психологии и педагогике, психологии развития и управления, делового общения, а также в тренинговых группах по различным направлениям ресоциализации личности и индивидуальной консультационной работе.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования неоднократно являлись предметом обсуждения в научных и преподавательских коллективах и были положительно оценены российской академической и педагогической общественностью.

Диссертант неоднократно выступал по данной проблематике на международных и российских симпозиумах и конференциях, научных семинарах и секциях, в частности, на:

- ежегодных международных симпозиумах «Смысл жизни и акме» (Москва, 2002-2008);

- VI и VII международной конференции «Пространство и время: (физическое, мифологическое, психологическое) (Москва, 2007, 2008);

- философской секции Дома ученых (Москва, 2008);

- международной конференции «Алтай. Космос. Микрокосм.» (Барнаул, 1993);

- Ломоносовских чтениях МГУ — секция культурологии. (Москва,

1996).

Сформулированные в диссертации теоретические положения и выводы нашли отражение в различных публикациях автора: монографии, научных и научно-просветительских статьях, учебно-методических пособиях. Всего по проблемам диссертационного исследования опубликовано 26 работ в научных сборниках и периодической печати, в том числе монография объемом 10 п. л. Общий объем публикаций по теме исследования составляет 27 п. л.

Диссертация была обсуждена в ГАСК и рекомендована к защите.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Волынская, Людмила Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследованию на тему сущности и динамики социокультурной адаптации личности, можно сформулировать следующие выводы.

Под социокультурной адаптацией в данной работе понимается двусторонний процесс приспособления индивида к окружению с последующим влиянием его на это окружение, а также выбор самого окружения и в случае необходимости — возможность замены и создания новой микросреды. Адаптированность проявляется в достижении равновесия между интенциями индивида и его способностью их реализовать в данных конкретных условиях, а также в соответствии этих интенций личностному потенциалу человека.

Мы рассматриваем понятие адаптации более широко и комплексно, чем это было принято до сих пор, включая сюда как специфику ценностно-мотивационного и смыслового ядра личности, согласования его ' с индивидуальными способностями и возможностями, так и требования внешнего социокультурного окружения. Индивид не может достичь личностной адаптации, не имея адекватного для него смысла (с разветвлением на более мелкие и конкретные смыслы) собственного бытия и жизнедеятельности, релевантного его внутренней сути. Однако, невзирая на свободу выбора, индивидуальный смысл жизни невозможно выбирать полностью произвольно. Хотя этот выбор и принадлежит личности, но она оказывается зависимой от внешних условий социокультурной среды и от собственных индивидуальных особенностей. При игнорировании этих обстоятельств индивид становится дезадаптированным, а его реализация личностных смыслов неудовлетворительной.

Состояние и степень адаптированности индивида к социокультурной среде, а также его личностные смыслы не могут оставаться неизменным на протяжении всей его жизни. С течением времени неизбежно происходят как социальные, так и индивидуальные преобразования. Уже само по себе изменение возраста и возрастного статуса индивида побуждает его по-новому почувствовать свою идентичность и связанные с ней цели и задачи.

В разных культурно-исторических общностях и научных направлениях существуют различные подходы к возрастной периодизации человеческой жизни, на которой базируются нормативные предписания специфики поведения для людей в каждом возрастном периоде. Хотя в разных культурных традициях и у разных авторов образ жизни и деятельность на определенных этапах жизненного цикла имеют свои особенности, между ними есть и общие черты. Прежде всего, это наличие самого факта смены интересов и соответствующего им образа жизни, и такая возрастная динамика не вызывает сомнения. Если же этого не происходит или происходит с сильными временными отклонениями, то можно говорить о дезадаптиро-ванности индивида с неблагоприятными последствиями для него.

Поскольку существует преемственность в развитии индивида, то его будущее благополучие, связанное со спецификой адаптационных механизмов, закладывается уже на предыдущих этапах. Однако в' данном исследовании мы также обращаем внимание на то, какие возможности имеются у индивида, если основы для благополучия на предыдущих этапах ему заложить не удалось или он был лишен такой возможности в детстве. Недостатки первичной социализации являются источником многих личностных проблем для индивида в дальнейшем, которые ему приходится решать уже на других возрастных этапах. Но они же задают ему цели и задачи и формируют его главные жизненные смыслы. Аналогичные процессы в той или иной форме могут происходить и на других этапах жизненного цикла.

Социокультурная адаптация человека во многом зависит от того, насколько успешно была осуществлена его первичная социализация, насколько он овладел принятыми в его социальной среде нормами и способен их применять на практике. С первичной социализацией отчасти связаны также личностные качества и характер человека, которые могут способствовать или препятствовать его адаптированности. Если адаптация в целом или ее отдельные стороны оказались неудовлетворительными, то работа, связанная с частичной реадаптацией, может стать основой целей и личностных смыслов человека на дальнейших этапах его развития.

Адаптация в юношеском периоде жизни и ранней взрослости связана с осознанием своей идентичности, выбором профессии в соответствии как с осознанной идентичностью, так и внешней социальной ситуацией, развитием коммуникативных навыков, выбором спутника жизни, созданием собственной семьи, социальной и профессиональной микросреды. В этот ответственный период закладываются предпосылки будущего благополучия человека, однако недостатки вторичной социализации на этапе юности и ранней взрослости могут стать не только препятствием к достижению благополучия, но и основой личностных смыслов и задач на будущее.

В норме каждый возрастной этап связан с предыдущим, и многие успехи или неудачи этого этапа были заложены уже в прошлом. Так, если индивид не смог разрешить юношеского кризиса идентичности, то эта проблема остается, и ее все равно придется решать в дальнейшем. Но это будет сделать уже сложнее, поскольку новые социальные требования к взрослому человеку затрудняют решение застаревших проблем. Тот, кто во время не определил свое призвание, не выбрал соответствующую ему профессию, не вступил в брак или вступил в неудачный брак, неизбежно столкнется с еще большими трудностями в дальнейшем, пытаясь сделать это в зрелом возрасте. Поэтому во многом жизненный путь основывается на решениях сравнительно ранних периодов жизни. И тем не менее это не фатально. На каждом возрастном этапе человек имеет определенные возможности, даже если он не сумел воспользоваться ими раньше. Правда, отдача в этом случае может оказаться не такой значительной, какой была бы прежде, даже если индивид сумеет преодолеть все дополнительные препятствия.

Следующий возрастной этап - это пора зрелости. Он носит название акме, что означает наивысшее развитие состоявшегося человека. Смыслообразующим направлением в этот период становится самореализация, профессиональная деятельность и социально-карьерное восхождение, воспитание детей и передача ведущих ценностей следующему поколению, ответственность перед ним. Личностно-смысловыми задачами этого периода являются избавление от иллюзий (в чем бы они ни выражались), неоправданных ожиданий, приобретение реалистического подхода к жизни. Недостаточно успешное прохождение возрастных кризисов способствует дальнейшей дезадаптации, преодоление которой может стать личностным смыслом и задачей зрелого человека.

И способы адаптации, и личностные смыслы у каждого человека свои, они заведомо не могут быть одинаковыми для всех. Тем не менее на каждом этапе жизненного пути имеются не только индивидуальные, но и общие, заданные социокультурной ситуацией смыслообразующие компоненты. В процессе личностной интернализации они наполняются конкретным индивидуальным содержанием и отчасти трансформируются. А внешние детерминанты определяют не столько содержание, сколько направление целей и задач, стоящих перед человеком того или иного возраста. На этапе инволюции и в старости внешних ориентиров становится значительно меньше, чем в предшествующих возрастных периодах, и человек задает себе сам личностные смыслы и направление жизнедеятельности. Принятие себя в новом качестве пожилого человека, пенсионера, достижение мудрости, понимание личностного смысла почти прожитой жизни, осмысление или изменение отношения к религии и смерти - вот те задачи, которые можно считать общими для большей части пожилых людей. Их решение помогает адаптации в последние годы жизненного цикла человека. Проходя через онтогенез, человеку необходимо приобрести значимый для себя опыт — опыт познания, опыт общения и взаимодействия с окружающими людьми, опыт деятельной любви. Наполняясь индивидуальным содержанием, этот опыт дает жизни ощущение смысла.

Повышение социокультурной компетентности человека осуществляется не автоматически по мере его взросления, а на основе целенаправленных усилий как его самого, так и многих людей, с ним связанных: родителей, других родственников, учителей, друзей в детстве, коллег по работе, партнеров, конкурентов, друзей во взрослых периодах жизни. При этом почти всегда существуют различного рода препятствия, неблагоприятные факторы - внешние и внутренние, которые тормозят «правильное» развитие человека. Поэтому переход с одной стадии на другую далеко не всегда происходит гладко, так, «как положено» по социокультурным нормативам. Усложнение личностной структуры человека является длительным процессом, отнюдь не прямым, зачастую зигзагообразным, с многочисленными отклонениями в сторону и назад.

Социокультурная адаптация индивида напрямую связана с его активностью и. высокой степенью ответственности, рассматриваемыми в экзистенциальном смысле. Действительно, без активности человек будет не в состоянии организовать свою жизнь в желательном для него направлении, ставить цели и достигать их, а без ответственности не сможет обдумывать непосредственные результаты и более отдаленные последствия своих действий, при этом расплачиваясь за них в случае необходимости, но приобретая тем самым ценный опыт.

Человеческая ответственность не ограничивается только субъективными намерениями и мотивами, но включает в себя также способность представлять объективные результаты своего поведения, по крайней мере, там, где это возможно. Это требует высокой социокультурной компетентности. Конечно, контролировать последствия своего поведения не всегда во власти человека, поскольку в дело могут вмешаться совершенно непредсказуемые явления. Однако чем шире круг разнообразных влияний, которые способен учесть и выдержать индивид, чем в большей степени он ощущает свою силу и возможность управлять обстоятельствами, тем больше ответственности он в состоянии принять на себя. Дезадаптированный индивид не способен контролировать и организовывать события своей жизни. Вследствие этого он снимает с себя ответственность за то, что с ним происходит, и перекладывает ее на стечение обстоятельств или на других людей, ощущая себя игрушкой в их руках. Таким образом, способность влиять на события, целенаправленно формировать их и нести за это ответственность является важной составляющей адаптированности человека.

В реальной жизни не существует полностью адаптированных, идеальных людей, которым не к чему было бы стремиться в смысле самосовершенствования. Различные типы людей испытывают в той или иной мере разные варианты дезадаптации и имеют характерные для них недостатки. Однако человек может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону, и его мироощущение и поведение в течение жизни в этом случае могут существенно трансформироваться. Задачи по самосовершенствованию, стоящие перед разными типами людей, отличаются между собой, но они есть у всех. Адаптация связана с личностным развитием и представляет собой постоянное движение, а не однажды заученное оптимальное поведение, поскольку такового просто не может быть на все случаи жизни. Способы эмоционального реагирования, восприятия действительности и поведения индивида могут меняться как интернальным (преимущественно за счет внутренних усилий), так и экстернальным" (с помощью внешних воздействий) путем. Помощь экстерналам чаще всего принимает формы адаптационного консультирования.

Проблемы, в связи с которыми люди обычно обращаются к адаптационному консультированию, можно разделить на три типа.

1) Проблемы, возникающие в связи с изменением жизненной ситуации индивида. Часто это происходит довольно неожиданно для него, он к этому не подготовлен, и поэтому испытывает стрессовое состояние. Такие кризисы, с точки зрения психологии, являются во многом нормативными и заранее предсказуемыми. Причем, состояние дезадаптированности, растерянности, . стресса возникает не только в случаях ухудшения жизненных обстоятельств человека, но часто и тогда, когда наступают те перемены, к которым он сам стремился, например, повышение в должности, вступление в брак, рождение ребенка. И кроме того, неизбежное движение по жизненному циклу, переход в более старшую возрастную группу требует изменений в поведении, пересмотра своих социальных ролей и позиций. Консультации, связанные с такого рода проблемами, обычно не требуют значительной продолжительности, иногда бывает достаточно даже одной консультации.

2) Проблемы, связанные с недостаточной социокультурной компетентностью индивида, нехваткой у него коммуникативных навыков, умений, технологий поведения в тех или иных личностно значимых для него сферах жизнедеятельности. Это могут быть также привычные способы неадекватного реагирования на определенные раздражители извне или внутри. В данном случае требуется переучивание и замена привычных паттернов поведения индивида на более адаптивные. Это может занять много времени в связи с закреплением новых, более полезных образцов поведения. Однако если это не касается глубинных проблем, например, таких, как преобразование мотивации и желаний, то после первых консультаций работа может в дальнейшем успешно проводиться в группе и не требовать строго индивидуального подхода.

3) У некоторых индивидов существуют глубинные проблемы, вызванные их постоянными хроническими неадекватностями, которые приводят к предсказуемым неудачам в определенных сферах жизни. Это обычно бывает связано с искаженной картиной мира, значительным отрывом от реальности, неадекватной мотивацией, преобладанием негативных эмоций в восприятии тех или иных сторон жизни. Для таких людей состояние дезадаптированности является не временным, а их типичным, преобладающим состоянием. Чаще всего к этому приводит неправильно протекавший процесс социализации и неумение наверстать упущенное на следующих этапах. Хронические неадекватности могут быть выявлены в результате: а) наблюдения за индивидом; б) его рассказа о себе, выдвигаемых им проблем; в) тестирования; г) наблюдения при работе в группе за его поведением с другими людьми. Помощь данному типу требует гораздо более длительного времени и предполагает определенный курс по работе с представлениями, психокоррекции и научению новым паттернам поведения.

Роль адаптационного консультанта можно сравнить с ролью катализатора, который ускоряет, а иногда и запускает процесс. Однако в дальнейшем этот процесс продолжается сам по себе, и человек учится и постепенно привыкает справляться со своими проблемами самостоятельно. Необходимо помочь ему создать соответствующую мотивацию для этого, показав, как именно его внутренние нерешенные проблемы ведут к неудачам и страданиям. Изменения в мотивации и представлениях являются наиболее важными и сложными задачами адаптационного консультирования, однако подлинная адаптация требует именно глубинной работы, которая может привести к улучшению положения человека в социокультурной среде, в межличностных отношениях в ближайшем окружении, в семье, на работе, к повышению самоуважения и более полному принятию себя, к более высокой удовлетворенности жизнью в целом.

Проблема адаптации индивида в обществе является междисциплинарной, и к ее изучению необходимо применять культурологический, философский, психологический, социологический, педагогический, этический и другие научные подходы. Знания в этой области требуются не только ученым-теоретикам, но и профессиональным педагогам, особенно по дисциплинам социально-гуманитарного профиля, родителям, занимающиеся воспитанием собственных детей, а также тем людям, первичная социализация которых прошла недостаточно успешно, и они часто переживают состояние фрустрации и дезадаптированности.

Список литературы диссертационного исследования доктор культурологии Волынская, Людмила Борисовна, 2009 год

1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. Спб., 2001

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991

3. Адлер А. Наука жить. М., 2002

4. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997

5. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974

6. Альбедиль М. Ф. Регламентация поведения в связи с четырьмя стадиями в индуизме. В сб.: Этнические стереотипы поведения. Л., 1985

7. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.,1972

8. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.,1977

9. Ананьева Н. А. Психологическая антропология. М., 2007

10. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982

11. Андреас С., Андреас К. Сердце мозга. Екатеринбург, 1993

12. Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психол. журн., т. 15, 1994, №3

13. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронто-психологии. М., 2006

14. АргайлМ. Психология счастья. М., 1990

15. Ариес Ф. Возрасты жизни. — В сб.: Философия и методология истории. М., 1977

16. Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992

17. Аристотель. О душе. Спб., 1899

18. Аристотель. Риторика. Спб., 1894

19. АсмоловА. Г. Психология личности. М., 1995

20. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля. // Психол.журн. 1984, №3, с. 152-162

21. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Методика определения уровня субъективного контроля (методические рекомендации). М.,1984

22. Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология. М., 2004

23. БердяевН. А. Философия свободного духа. М., 1994

24. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992

25. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986

26. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М., 1999

27. Блонский П. П. Психологический очерки. М., 1927

28. Блох И. Половая жизнь нашего времени и ее отношение к современной культуре. С.-Петербург, 191029. ^Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998

29. Болдуин Д. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. М., 1911, т. 1; 1912, т. 2

30. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. М., 1986

31. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998

32. ВеберМ. Избранное. Образ общества. М., 1994

33. ВеберМ. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990

34. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984

35. Владимирцев Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии. Пг, 1919

36. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости. М.,1984

37. Волков Б. С. Психология юности и молодости. М., 2006

38. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. М.,

39. Выготский Л. С. Педология подростка. М., 1984

40. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.1960

41. Вяткин Ю. С. Философия развития: постановка проблемы. Барнаул, 2006

42. Гарбузов В. И. Инстинкты и судьба. М., 2006

43. Гегель Г. В. Феноменология духа. М., 1977

44. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984

45. Головей Л. А. Опыт изучения психомоторной организации человека. Автореферат дис. .канд психол. наук. Л., 1973

46. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2002

47. Грановская Л. Н. Элементы практической психологии. Л., 1988

48. Грехнев В. С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений: социально-философские проблемы. М., 1985

49. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, 1993

50. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993

51. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества. М., 1979

52. Демина Л. А. Трансформация парадигмы смысла в аналитической философии. М., 2006

53. Деркач А. А. Акмеологические стратегии развития. М., 2006

54. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М., 2000

55. ДжемсУ. Психология. М., 1991

56. До донов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978

57. Драйзер Т. Американская трагедия. М., 1979

58. Драйзер Т. Финансист. М., 1981

59. Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). М., 1994

60. Ершов П. М. Потребности человека. М., 1990

61. Жизненный путь личности, (отв. ред. Сохань Л. В.). Киев, 1987

62. Загоровский П. Л. О так называемой негативной фазе в подростничестве. -Педология, 1928, т. 1, вып. 1

63. Загоровский П. Л. Второе школьное детство и особенности его социального поведения. Воронеж, 1929

64. Ильин И. А. Огни жизни. М., 2006

65. Ильин И. А. Путь духовного обновления. СПб., 2006

66. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990

67. Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. М., 1978

68. Карсаевская Т. В. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М., 1978

69. Келли Д. Теория личности. СПб., 1998

70. Ким А. Поселок кентавров. М., 2000

71. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983

72. Кле М. Психология подростка. М., 1991

73. Коган Л. Н. Человек и его судьба. М., 1988

74. Кон И- С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. // Социологические исследования, 1978, № 3

75. Кон И. С. В поисках себя. (Личность и ее самосознание). М.,1984

76. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989

77. Кон Й. С. Ребенок и общество. М., 1988

78. Кондаков И. М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля. // Психол. журн. 1995, №1

79. Корнилов А.П. «Деятельностная психология личности» в концепции Г. Крампена. // Вопр. психологии. 1990, №2

80. Костюченко Л. Г., Резник Ю. М. Введение в теорию личности: личность и ее жизненный мир. М., 2004

81. КрайгГ. Психология развития. С.-Петербург, 2000

82. Криминальная мотивация. Под ред. Кудрявцева В.Н. М., 1986

83. Кро О. Интеллектуальное развитие в период созревания. — В кн.: Педология юности. М.-Л., 1931

84. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности новая версия методики "Уровень Субъективного Контроля". // Психол. журн., 1999, №2.

85. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М., 1977

86. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

87. Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. Воронеж,1997

88. Ландсберг А., Файе Ч. Встречи с тем, что мы называем смертью. М., 1991

89. Ларошфуко Ф. Суждения и афоризмы. М., 1990

90. Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. В сб.: Принципы развития в психологии. М., 1978

91. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. // Избранные психологические произведения в 2 т. Т. 1. М., 1983

92. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003

93. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. М., 2006

94. ЛешлиК. Мозг и интеллект. М.-Л., 1933

95. ЛивехудБ. Кризисы жизни шансы жизни. Калуга, 1994

96. Липовая Л. П. Человек в социокультурном пространстве. Новочеркасск, 2006

97. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986

98. Личность и ее ценностные ориентации. Под ред. Ядова В. А. Вып. 1. М., 1969

99. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. — В сб.: Принцип развития в психологии. М., 1978

100. Лоренц К. Агрессия. М., 1994

101. Лоренц К. Оборотная сторона медали. М., 1998

102. Лурье С. В. Психологическая антропология. М., 2005

103. Лэнгле А. Что движет человеком? экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М., 2006

104. Майерс Д. Социальная психология. С.-Петербург, 1998

105. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999

106. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997

107. Мей Р. Проблемы тревоги. М., 2001

108. Менделевич В. Д. Психопатология климакса. Казань, 1992

109. Мертон Р. Социальная структура и аномия. В сб.: Социология преступности. М., 1966

110. Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1917

111. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988

112. Моуди Р. Жизнь после жизни. М., 1991

113. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991

114. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов. -Психологический журнал, 2000, № 4, том 21

115. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983

116. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. С.-Петербург, 1996

117. Нагорный А. В. Проблема старения и долголетие. Харьков,

118. Наумова Н. Ф. Жизненные стратегии, мотивации, типы поведения. // Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996

119. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. JI., 1989

120. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: прелюдия к философии будущего. М., 2007

121. Ньюгартен Б. Социальное значение увеличения продолжительности жизни. В кн. IX Международный конгресс геронтологов. Т. 1. Киев, 1972

122. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. Спб., 2002

123. Обуховский К. Психология влечений человека. Спб., 2003

124. ОлпортГ. Становление личности. М., 2002

125. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991

126. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. М., 1993

127. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994

128. Осницкий А. К. Акме старших школьников как оформление их субъектной активности. — В сб.: Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. М., 2004

129. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. М.- Нальчик, 1996

130. Пантилеев С.Р. Методы измерения локуса контроля. // Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987

131. Пахальян В. Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб., 2006

132. ПерлзФ. Опыты психологии самопознания. М., 1993

133. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М.,

134. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994

135. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 2005

136. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994

137. Поногаева А. Г. Импринтинг (запечатлевание). Л., 1973

138. Проблемы долголетия. М., 1962

139. Прохоров М. М. Мировоззренческая парадигма в философии: экзистенциальный аспект. Н. Новгород, 2006

140. Психология и педагогика. Под ред. Радугина А. А. М., 2003

141. Психология. Словарь. М., 1990

142. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть. Под ред. А. А. Реана. М., 2007

143. Психология сексуальности (методическое пособие). М., 1990

144. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана. Спб.-М.,2001

145. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. / Под ред. Ананьева Б. Г. и Степановой Е. И. М., 1977

146. Рам Дасс. Вы все еще здесь: приятие перемен, старения и смерти. М.-Киев, 2006

147. Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности. // Психол. журн. 1998, №4

148. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Спб., 2002

149. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста. СПб., 2006

150. Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности. М., 2002

151. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006

152. Рыбников Н. А. К вопросу о психологии старости. М., 1929

153. Сабекия Р. Б. Самореализация человека в мире. Уфа, 2006

154. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001

155. Салихова Н. Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. Казань, 2005

156. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JL, 1990

157. Сеченов И. М. Психология поведения. М., 2006

158. Сеченов И. М. Элементы мысли. Спб., 2001

159. Сивков О. Я. Судьба как неизбежная цепь событий. М., 1994

160. Симаева И. Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности. Калининград, 2005

161. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога). Под ред. Кроника A.A. М., 1993

162. Слободской А. Л. О социально-психологическом аспекте ответственности в деятельности специалиста. Л., 1979

163. Слоним А. Д. Запечатлевание (импринтинг) и индивидуальное развитие человека. В кн.: Ведущие факторы онтогенеза. Киев, 1972

164. Солженицын А.И. Ленин в Цюрихе. Париж, 1975

165. Сорокин Б. Ф. О смысле жизни, смерти и бессмертии. Орел,2006

166. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

167. Спиноза Б. Этика. М.-Л., 1932

168. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5-ти томах. Т. 5. Киев, 1980

169. Тарле Е. Наполеон. М., 1992

170. Тибетская книга мертвых. М., 2007

171. Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988

172. Толстых А. В. После детства. М., 1982

173. Трауготт Н. Н. О механизмах нарушения памяти. Л., 1973

174. Трауготт Н. Н. Проблемы патологии развития и распада речевой функции. СПб., 1999

175. Трауготт H. H. Физиологический анализ изменений процессов познания в старческом возрасте. — В кн. IX Международный конгресс геронтологов. Т. 2. Киев, 1972

176. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 2003

177. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. М., 1995

178. Уэллс Г. Остров доктора Моро. М., 2006

179. Философский энциклопедический словарь. М., 1983

180. Франк С. Крушение кумиров. М., 1990

181. Франк С. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М., 1994

182. Франкл В. Психолог в концентрационном лагере. М., 1991

183. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990

184. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993

185. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 2001

186. Фромм Э. Душа человека. М., 1992

187. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994

188. ХаллисД. Сотворить свою жизнь: поиски своего пути. М., 2006

189. Ханна Т. Е. Искусство не стареть. Спб., 1995

190. Харрис Т. А. Я хороший, ты хороший. М., 2006

191. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2006

192. ХорниК. Самоанализ. М., 2006

193. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991

194. Цицерон М. Т. Беседы о старости. М., 1866

195. Челышев П. В. Обыденное сознание, или не хлебом единым жив человек. М., 2007

196. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997

197. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994

198. Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. М., 2006

199. Шихи Г. Тайны жизненного цикла. Минск, 2001

200. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1993

201. Шубкин В. H. Начало пути. М., 1979

202. Шуков В. А. Оправдание случайности. М., 1990

203. Экономическая психология (социокультурный подход). Под ред. И. В. Андреевой. СПб., 2000

204. Элленбергер Г. Введение в экзистенциальный анализ. В сб.: Экзистенциальная психология. М., 2001

205. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1971. - № 4.

206. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978

207. Эриксон Э. Детство и общество. С.-Петербург, 1996

208. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996

209. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1996

210. Юречко О. Н. Мир ценностей как фактор социализации. Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1995

211. Ядов В. А. (ред.) Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL, 1979

212. Ддов В. А. Социальная идентификация личности (сб. статей). М., 1994

213. Ясперс К. Философская вера. В сб.: Смысл и назначение истории. М., 1991

214. Adler A. What life should mean to you. Boston, 1931

215. Allport G. W. The nature of prejudice. Cambridge, 1954

216. Baltes P. B. The aging mind: Potential and limits. New York, 1993

217. Bandura A., Walters R. Social learning and personality development. New York, 1986

218. Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1959

219. Berger E. Relationships among acceptance of self, acceptance of others and MMPI scares. New York, 1955

220. Berger G. Caractère et personnalité. Paris, 1971

221. Bühler Ch. Das Seelenleben des Jugendlichen. Jena, 1923

222. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Leipzig, 1933

223. Bühler Ch. Kindheit und Jugend. Leipzig, 1928

224. Bühler Ch. Zur Psychologie des menschlichen Lebenslauf. -Psychol. Rndsch., 1957, № 1

225. Burnside I. M. The later decades of life: Research and reflections. New York, 1980

226. Buseman A. Die Jugend in eigenem Urteil. Langensalz, 1926

227. Claparede E. Le développement mental. Paris, 1972

228. Dahrendorf R. Homo Sociologicus. Opladen, 1973

229. Dilthey W. System der Ethik. Stuttgart, 1960

230. Doflein F. Die Fortplanzung, die Schwangerschaft und das Gebären der Sängetiere. Jena, 1920

231. Eisenstadt S. N. From Generation to Generation. Age Groups and Social Structure. New York, 1956

232. Elder G. H., Rockwell R. C. The Life Course and Human Development: An Ecological Perspective. // International Journal of Behavioral Development, 1979, vol. 2

233. Erikson E. The life cycle completed. New York, 1982

234. Field T. Infancy. Cambridge, 1990

235. Field T. Models for reactive and chronic depression in infancy. Boston, 1986

236. Freedman J. L. Happy People. New York, 1978

237. Hanna T. E. Perception of internal-external control in ideal and nonideal others as a function of one's own I-E score. New York, 1973

238. Human Development and The Life Course: Multidisciplinary Perspectives. Ed. by Sorensen A. B., Weinert F. E., Sherrod L. R. HillsdaleLondon, 1986

239. Hunter S., Sundel M. Midlife myths: Issues, findings, and practice implications. Newbury Park, 1989

240. Kastenbaum R. Human's Developing: A Lifesplan perspective. Boston, 1979

241. Kastenbaum R. Death, society and human experience. Columbus,1986

242. Kelly G. A theory of personality. New York, 1963

243. Kohlberg L. Essays on moral development: Vol.1. The philosophy of moral development. New York, 1981

244. Kohlberg L. Essays on moral development: Vol. 2. The psychology of moral development. New York, 1984

245. Kohlberg L. The philosophy of moral development: Moral studies and the idea of justice. San-Francisco, 1981

246. Krampen G. IPC-Fragenbogen zu Kontrolluberzeugungen. Gottingen: Hogrefe, 1981.

247. Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. N. Y., 1957

248. Lerner M. J. The belief in a just world: A fundamental delusion. New York, 1980

249. Lieberman M., Tobin S. The experience of old age: Stress, coping and survival. New York, 1983

250. Levinson D. The seasons of man's life. New York, 1978

251. Marcia J. Identity in adolescence. New York, 1980

252. Merton R. K. Mass persuasion. New York, 1946

253. Phares E. J. Locus of control in personality. Morristown, 1976

254. Piatt J., Eisenman R. Internal-external control of reinforcement time perspective, adjustment and anxiety. New York, 1970

255. Rogers C. A way of being. Boston, 1980

256. Rotter J. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. New York, 1966

257. Schleiermacher F. Ausgewählte pädagogische Forlesungen und Schriften. Berlin, 1965

258. Skinner B. Beyond freedom and dignity. New York, 1971

259. Skinner B., Vaughan M. Enjoy old age. New York, 1983

260. Spranger E. Lebensformen. Halle, 1922

261. Van-Keep P. A., Kellerhals J. M. The impact of sociocultural factors on symptom formation. New York, 1974

262. Watson J., Rayner R. Conditioned emotional reactions. New York,1920

263. Watson D. Relationship between locus of control and anxiety. New York, 1972

264. Wilson W. The truly disadvantaged. Chicago, 1987

265. Zehman H. C. Age and achievement. New York, 1953

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.