Дизайн художественных изделий из сплава золота 585 пробы, подвергнутого горячему эмалированию тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Матвеев, Владислав Андреевич

  • Матвеев, Владислав Андреевич
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 165
Матвеев, Владислав Андреевич. Дизайн художественных изделий из сплава золота 585 пробы, подвергнутого горячему эмалированию: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2007. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Матвеев, Владислав Андреевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

1.1 Классификация ювелирных изделий.

1.2 История эмалирования.

1.3 Свойства и разновидность эмали.

1.3.1 Стекло.

1.3.2 Планирование шихты.

1.3.3 Подготовка исходных материалов.

1.4 Свойства эмали.

1.5 Обжиг и сцепление эмали.

1.6 Основа для нанесения эмалей.

1.7 Вспомогательные материалы при эмалировании.

1.8 Виды эмалей и технология нанесения.

1.9 Выводы из обзора литературы.

Постановка задач исследования.

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1 Материалы, использованные в работе.

2.1.1 Прозрачная эмаль для горячего эмалирования.

2.1.2 Золотые сплавы для горячего эмалирования.

2.2 Методы исследования.

2.2.1 Анализ микроструктуры и химического состава с использованием электронного микроскопа.

2.2.2 Металлографический анализ.

2.2.3 Приготовление шлифов золотых сплавов для рентгеноспектрального и металлографического анализа.

2.2.4 Качественный химический анализ.

2.2.5 Компьютерный анализ.

Глава 3. Анализ эстетических свойств и микроструктур эмалевого покрытия на сплавах золота 999,9 и 585 пробы, наносимых по традиционной технологии эмалирования.

3.1 Нанесение эмали на сплав золота 999,9 пробы.

3.2 Нанесение эмали на сплав золота 585 пробы с использованием традиционного метода эмалирования.

Глава 4. Влияние термической обработки сплава золота 585 пробы на повышение эстетических характеристик образцов с эмалями.

4.1 Термическая обработка образцов сплава золота 585 пробы.

4.2 Термическая обработка сплава золота 585 пробы с последующим эмалированием.

Глава 5. Влияние циклической термохимической обработки, на эстетические свойства эмалевого покрытия.

5.1 Химическое воздействие на поверхность золотого сплава 585 пробы.

5.2 Циклическая термохимическая обработка (ЦТХО).

5.3 Нанесение эмали на сплав золота 585 пробы после ЦТХО.

5.4 Практическое использование разработанной технологии подготовки поверхности сплава золота 585 пробы для горячего эмалирования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дизайн художественных изделий из сплава золота 585 пробы, подвергнутого горячему эмалированию»

Дизайн - широкий термин, который обладает, по крайне мере, двумя группами значений. К первой группе относятся результаты одного из видов человеческой деятельности: интеллектуальной, творческой чисто технической или объединяющей эти группы деятельности человека [40, 4].

Первая группа включает в себя такие понятия как: замысел, план намерения, цель, проект, рисунок, эскиз, узор, композиция.

Вторая группа значений определяет слово " дизайн" как процесс создания проектирования: предназначать, задумывать, замышлять, намереваться, предполагать, составлять план, проектировать, конструировать, изображать, делать эскизы.

По мнению известного дизайнера Н.В. Воронова, термин дизайн включает в себя следующие составляющие:

1. функциональность, целесообразность;

2. новационность;

3. эстетичность;

4. эргономичность.

Это означает, что изделия или их система функционально, имеют элементы новации по сравнению с предыдущими вариантами, обладают гармонией и эстетикой , удобны в использовании[16, 40]. Дизайн создаётся не ради " украшательства" - узкого понимания дизайна, а ради человека, ради оптимизации среды его обитания, среды, в которой он взаимодействует с объектами дизайна. Мир, окружающий человека, воспринимается им с помощью органов чувств: зрения, обоняния, слуха и вкуса.

Таким образом, дизайн (в русском трактовании - художественное проектирование) - это созидание максимально комфортной среды обитания человека, обусловленной ограниченным взаимодействием человека с окружающим миром, который воспринимается через органы чувств.

Так например, форма, цвет металла, камней, эмали, из которого сделано ювелирное украшение - всё это относится к дизайну, воспринимаемому зрением. Рассматривая дизайн с позиции ювелирных украшений, сочетание эмаль-металл имеет большие дизайнерские возможности. Эмаль имеет широкие декоративные возможности - богатая палитра с яркими, вечно свежими, стойкими, не тускнеющими красками и блеск её поверхности - привлекали ювелиров и художников всех эпох. Процесс придания многоцветия металлу, соединения металла и стекла был известен еще в древние времена. Изделия из металла, украшенные горячей эмалью, занимают большое место в декоративно-прикладном искусстве. Техника эмали может быть холодной (без обжига) и горячей, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается высокотемпературному обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. В современном производстве ювелирных и художественных изделий из металлов и сплавов активно использует такой способ декорирования поверхности как горячее эмалирование. Это связано с тем, что эмалирование позволяет одновременно решить две задачи: получить высокие эстетические свойства поверхности и защитить изделие от коррозии. Несмотря на то, что техника эмалирования имеет тысячелетнюю историю, до сегодняшнего дня имеются нерешенные задачи, которые ограничивают ее применение, особенно при серийном производстве ювелирных и художественных изделий.

Наиболее востребованными в ювелирной промышленности являются трехкомпонентные сплавы золота 585 пробы. Доля изделий из сплавов золота 585 пробы составляет по различным оценкам 7075% ювелирного рынка. В отличие от чистого золота (примеси менее

0,001 %) или золотых сплавов высокой пробы, на сплав золота 585 пробы прозрачные горячие эмали ложатся плохо. Это не позволяет реализовать дизайнерские решения в ювелирных и художественных изделиях.

Можно выделить два основных типа недостатков при изготовлении ювелирных и художественных изделий из золотого сплава 585 пробы с горячими эмалями: отслаивание эмали и низкие эстетические характеристики покрытия. Актуальность работы определяется необходимостью выявления природы получения высококачественного эмалированного покрытия на сплаве золота 585 пробы (как с функциональной, так и с эстетической позиций) и разработки технологических путей создания такого покрытия.

Таким образом цель работы: повышение эстетических свойств покрытий из прозрачной горячей эмали, наносимых на сплавы золота 585 пробы, что позволит расширить дизайнерские возможности в ювелирной промышленности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Матвеев, Владислав Андреевич

Основные результаты диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Матвеев В.А., Петров А.А. Современные компьютерные технологии разработки ювелирных изделий. // Межвузовский сборник «Основные проблемы технологического образования», Магнитогорск: МаГУ, 2004, стр. 47-48.

2. Соколова М.Л., Матвеев В.А. Технология и дизайн в ювелирном деле. // Сборник трудов научной конференции

Технология художественной обработки материалов», - М.: МГВМИ,

2004, стр. 28-29.

3. Матвеев В.А. Горячая эмаль и дизайн ювелирных изделий России. // Межвузовский сборник научно-методических трудов «Дизайн и технология художественной обработки материалов»,- М.: МГУПИ,

2005, №13, стр. 78-81.

4. Матвеев В.А. Технологическая проблема эмалирования, 3-х компонентного сплава золота 585 пробы при использовании горячих прозрачных эмалей. // Межвузовский сборник научно-методических трудов «Дизайн и технология художественной обработки материалов». Вып. -14, - М.: МГУПИ, 2005, стр. 114-117.

5. Соколова М.Л., Матвеев В.А., Жижикина Г.Ю. Анализ программно-оперативных комплексов прототипирования ювелирных изделий. // «Информатика и технология». Сб. «Информатика и технология», Часть 1,- М.: МГУПИ., 2006, стр. 104-110.

6. Куманин В.И., Матвеев В.А. Физические основы горячего эмалирования трех компонентного золотого сплава 585 пробы. Сб. «Информатика и технология», Часть 1, - М.: МГУПИ., 2006, стр. 110116.

7. Куманин В.И., Соколова М.Л., Матвеев В.А. Технология получения художественных изделий из золотого сплава 585 пробы с использованием горячего эмалирования. // Дизайн. Материалы. Технология. - 2007 - №1, стр. 34-36.

8. Куманин В.И., Соколова М.Л., Матвеев В.А. Технология повышения эстетических свойств изделий из сплава золота 585 пробы, покрытых эмалью. Технология металлов - 2007 - №6, стр. 2528.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении приведены выводы и основные результаты работы, сформулированы научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Матвеев, Владислав Андреевич, 2007 год

1. Алмазов J1. Мода и дизайн для стильной штучки. Ростов-на-Дону, 2004. с.319

2. Андреева И. Массовая мода и «технологическая эстетика»//Техническая эстетика. 1985, №7 с.Ю

3. Арватов Б. Искусство и производство. М., 1926. с 5-10

4. Аронов В. Р. Дизайн и искусство. М., 1984.С 3-20

5. Аронов В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. ВНИИТЭ. М., 1992. с 50-57

6. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., 1987. с 68

7. Бабичев А. От конструкции к композиции. ДИ. №3. М., 1967. с 70

8. Бегенау Э. Г. Функция, форма, качество. М., 1969 с 20 50

9. Безмоздин JL Н. В мире дизайна. Ташкент, 1990. с 97

10. Билинкис Я. О единстве изучения художественного развития и научного прогресса. Содружество наук и тайны творчества. М., 1968. с 23

11. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1975 с 50- 98

12. Бучанан Р., Марголин В. «Вопросы Дизайна: эксперимент в дизайнерской студии». Чикаго, 1995. с 145

13. В. П. Новиков «Почти все о ювелирных изделиях», Санкт Петербург, «Континент», 1995. с 2-100

14. В.П. Новиков, B.C. Павлов Ручное изготовление ювелирных украшений 1991 г с. 64-52

15. В.П. Новиков, B.C. Павлов Ручное изготовление ювелирных украшений 1991 гс. 53- 83

16. Воронов Н.В. Российский дизайн. Т. 1-2. М., 2001. с 1 40

17. Генисаретский О. В., и Щедровицкий Г. Дизайнерское проектирование. Теоретические и методические исследования в дизайне. Избранные материалы. 4.1. ТЭ. М., 1990.C 120

18. Глазычев В. JI. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., 1970. с 170I

19. Гофман А. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. Питер, 2004 с 25- 70

20. Дегтярев В., Юдаев Ю., Горбачев В. Добыча, производство, применение драгоценных металлов и обеспечение их сохранности. М.: МАИ, 1997.С 23

21. Дизайн // Сборник научных трудов. М., 1996. с 41

22. Дизайн в высшей школе // ВНИИТЭ. М., 1994. с 75

23. Дизайн в общеобразовательной системе. Труды ВНИИТЭ. ТЭ., 1982. с 66

24. Дизайн и проектная наука. Теоретический курс. М., 1997. с 5-10

25. Дизайн: очерки теории системного проектирования Науч. Ред. М. Каган. Л., 1983.С 89

26. Динамическая и кинетическая форма в дизайне. Методические материалы ВНИИТЭ. М., 1989. с 27- 73

27. Диссертация Дизайн предметов посудной группы изготавливаемых из металлических сплавов Фурнике Марианн Штефанович Москва 2005 МГАПИ с 3-15

28. Диссертация Петров А. А. Цвет дизайн металлических художественных изделий Москва 2005 МГАПИ с 12-18

29. Дронова Н.Д. Основы ювелирного производства. М.: Изд МГГА. 1995. с9

30. Дронова Н.Д. Оценка ювелирных изделий. М.: Металлургия, 1996. с 24

31. Дронова Н.Д. Ювелирные изделия. М.: Изд. дом «Ювелир», 1996.С 73

32. Земпер Г. Практическая эстетика М., 1970. с 168

33. Зубрилина С.Н. Справочник по ювелирному делу/Серия «Справочники». Ростов н/Д: Феникс, 2003 с 45-60

34. Каган М.С. Дизайн как вид художественного творчества.// Искусствознание и художественная критика. Избр. ст. С- Петербург, 2001.

35. Количественный рентгеноспектральный флуоресцентный анализ, М., 1969; Плотников Р. И., Пшеничный Г. А., с 3 20

36. Куликова И. Традиции и новаторство в эстетике. М., 1989. с 55

37. JT. А. Гутов, М. К. Никитин «Справочник по художественной обработке металлов», Санкт Петербург, «Политехника» 1995. с 10-34

38. JT. А. Гутов, М. К. Никитин «Справочник по художественной обработке металлов», Санкт Петербург, «Политехника» 1995. с 320 -360

39. Металлы в дизайне М.Л.Соколова с 7-30

40. Методы рентгеноспектральных исследований, М., 1959; Блохин М. А., Ильин Н. П., с 59-64

41. М.С. Телесов, А.В. Ветров Изготовление и ремонт ювелирных изделий. С 189

42. Макаров Т. И. Перегородчатые эмали древней Руси. М., «Наука», 1975. с194-200

43. Материалы Ювелирной Техники Ковалева Л.А. Крайнов, В.И.Куманин Москва 2000 62-88

44. Материалы ювелирной техники: Учебник для вузов, Ковалева Л.А., Крайнов С.Н., Куманин В.И.; Москва 2000г. с 88- 94

45. Медведева О.А. Исследование возможного обогащенного слоя в отливках из золота без применения электрохимполировки.//, Киевское ПО Ювелирпром. С 1-27

46. Мельников И.В. Художественная обработка металлов/Серия «Профессиональное мастерство». -Ростов н/Д: «Феникс», 2005. с 84

47. Мода и стиль /гл. ред. Володин В. М., 2002. с 120- 150

48. Новиков В., Павлов В. Ручное изготовление ювелирных украшений. -Л.,1991 С161-165

49. Новиков В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирных украшений. - СПб: Политехника, 1991. с 166-170

50. Писаревская Л. В., Платонова Н Г., Ульянова Б. Л. Русские эмали X-XIX вв. М., «Искусство», 1974. с 185

51. Полное руководство по обработке металлов для ювелиров Автор Тим МакКрайт 164 стр.

52. Практика продаж ювелирных изделий. Авторы: Смирнов А., Викторов М., Розенберг К., авт.-сост. Год издания: 2005, с 56-60

53. Простаков С.В. Ювелирное дело. Серия «Начальное профессиональное образование». 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. с 67

54. Пупарев А. А. Художественная эмаль. М„ КОИЗ, 1948. с 58 70

55. Рентгеновский микроанализ с помощью электронного зонда, пер. с англ., М., 1966; с 46

56. Рентгеноспектральный анализ, «Журнал аналитической химии», 1967, т. 22, в. 11; Лосев Н. Ф.,

57. РодимцеваИ., Ювелирные изделия фирмы Фаберже., 1-22 с.

58. Старченко И.П., Слонимская Ю.И., Васильева J1.A. Изучение особенностей микроструктуры золотых сплавов методами количественной металлографии.//Ювелирпром, 1986. с 1-30

59. Стили ювелирных украшений Инна Вениаминовна Шаталова 100-134 стр.

60. Теория и практика ювелирного дела. Э.Бреполь, перевод с немецкого В.П. Кузнецов, Ленинград Машиностроение 1982 с 26-67

61. Технология ювелирного производства С. А. Селеванкин , И.И. Власов Л.А. Гутов М.К. Никитин , Е.Н. Кондаков, В.Б. Лифшиц , И. Б. Обухова издательство машиностроение 1978 г с 249 283

62. Трайна Джон. Уникальные драгоценности. Альбом. Пер. с англ.: Дворянкина А., Медниковой А. М.,1997. с. 180- 205

63. Фаберже и Петербургские ювелиры Т.Ф. Фаберже А.С. Горыня В.В. Скурлов с 40- 59

64. Физические основы рентгеноспектрального локального анализа, пер. с англ., М., 1973; с 123

65. Флёров А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М., «Высшая школа», 1981. с 178- 185

66. Флёров А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М., «Высшая школа», 1981. с 186-201

67. Флуоресцентный рентгенорадиометрический анализ, М., 1973; Бирке JT. С., с 66

68. Э. Бреполь Художественное эмалирование перевод с неметского И. В. Кузнецова Ленинград Машиностроение 1986 с 5-83

69. Э.Бреполь. Теория и практика ювелирного дела. Под. Ред. Л.А. Гутова и Г.Т. Оболдуева. Л., Машиностроение, 1973, с. 128-144

70. Электронно-зондовый микроанализ, пер. с англ., М., 1974. М. А. Блохин. С 20-55

71. Эмали, эмалирование, эмальеры, Гленис Лесли Мэттьюс, 2006 с 142- 170

72. Эмали. Эмалирование. Эмальеры. Автор Гленис Лесли Мэттьюс Твёрдый переплёт, 310 ч/б фотографий, 22 цветных фотографии, с78-130.

73. Эндрю Танер. История моды. Темсин Кингсвелл.- М., 2003. с. 190-210

74. Ювелирное дело: Практическое пособие. 3-е изд., переработ, и доп. М.: Высш. шк., Москва 1992г. ил. Марченков В.И. с230

75. Evans J. History of Jeweleiy, 1000-1870.L.1953. c.200

76. L'OFFICIEL. Россия, октябрь 2004/6

77. PLATINUM, №3, Весна-лето 2002. с. 6881 .www.all-zoloto.ru82 . www.deqrisoqono.com83 .www.dulgari.com84 .www.goldbars.ru85 . www.intermoda.ru86 . www.johnbaqiey.com87 .www.juvelinet.ru88 . www.nagrada.narod.ru89 . www.tiffany.com

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.