Драматические представления в Древнем Египте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Лаврентьева, Мария Юрьевна

  • Лаврентьева, Мария Юрьевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 181
Лаврентьева, Мария Юрьевна. Драматические представления в Древнем Египте: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2003. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Лаврентьева, Мария Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

§ 1. Источники.

§ 2. Историография.

ГЛАВА II.

Основные особенности древнеегипетских драматических текстов.

§1. Жанры драматических представлений.

§2. Критерии драматических текстов.

ГЛАВА III.

Драматические тексты для постановки праздничного действа или представления.

§1. Тема, идея, пафос произведений.

§2. Особенности сюжета и композиции произведений.

§ 3. Язык произведений.

§4. Наличие актеров, зрителей, места для зрелища.

§5. Жанр произведений.

ГЛАВА IV.

Религиозная драма как особая форма драматических представлений в древнем Египте.

§ 1. Миф об Осирисе - объединяющее начало драматических текстов.

§ 2. Драматические тексты в сборниках магических заклинаний.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драматические представления в Древнем Египте»

Театральное искусство является важной частью культуры многих народов мира. Однако, когда речь идет о древнем Египте, то вопрос о существовании драмы и драматических представлений, на первый взгляд, кажется, по меньшей мере, спорным. Принято считать, что театр впервые появился и стал развиваться в древней Греции, где театральные представления возникли на основе культа бога плодородия Диониса. Безусловно, драма как самостоятельное авторское художественное произведение, предназначенное для исполнения в театре как специальном месте для зрелища, возникла в древней Греции в период становления Афинского демократического государства, поскольку такая драма предполагает большую свободу человеческой личности. Древнегреческий театр развивался в течение многих столетий под влиянием специфики исторического развития этой страны.

Что касается древнего Египта, то, действительно, здесь не было обнаружено никаких специальных построек, которые можно было бы с уверенностью считать театром. Более того, нет и ни одного письменного источника, который совершенно определенно мог бы быть назван драмой в древнегреческом или современном понимании этого слова. Известно, что много ритуалов, праздников, ежедневных жреческих служб, упоминавшихся в древнеегипетских текстах, включали ряд драматических элементов. Однако, присутствие в том или ином тексте драматических элементов еще не означает, что он является драмой, предназначенной для постановки. Такая драма обладает спецификой и отличается от драматического произведения повествовательного характера, относящегося к драме как роду литературы.

Тем не менее, из всей массы древнеегипетских письменных источников ученым удалось выделить довольно значительную группу текстов, которые по форме, содержанию и характеру могли использоваться для постановки какихлибо праздничных действ или представлений и поэтому были названы драматическими.

Так, французский ученый Этьенн Дриотон, проанализировав ряд драматических текстов в книге "Египетский театр"1, установил их критерии и выявил жанры драматических представлений.

В настоящее время известно большое количество драматических текстов разных хронологических периодов. В данном исследовании я опираюсь на следующие основные источники: Рамессейский драматический папирус, Мемфис-ский теологический трактат и мифологический текст "Победа Хора", начертанный на стенах храма бога Хора в Эдфу. В качестве дополнительных источников привлечены: стела Ихернефрета с описаниями мистерий Осириса в Абидосе, Книга защиты божественной ладьи "нешмет" и Венский папирус № 25, в котором говорится о проведении погребальной литургии эпохи Птолемеев.

Что касается хронологических рамок исследования, то их невозможно очертить строго, поскольку все источники по теме датируются разным временем, начиная с эпохи Древнего царства и кончая эпохой Птолемеев.

В зарубежной историографии вопрос о существовании драмы и драматических представлений в древнем Египте поднят уже давно и ему посвящено много научных работ. В русской историографии этот вопрос мало изучен. Литература ограничивается немногочисленными статьями общего характера.

Поскольку в работе присутствуют такие термины, как "драма", "театр", "мистерии" и "драматические представления", то необходимо разъяснить, что я под ними понимаю. Так как в древнеегипетском языке не существовало адекватного термина, то слово "драма" (греч. действие) используется по отношению к некоторым древнеегипетским драматическим текстам в значении: произведение, построенное в форме диалога и обычно предназначенное для исполнения перед зрителями. При этом следует особо подчеркнуть, что, употребляя этот термин, я ни в коем случае не подразумеваю никаких сравнений с древнегрече

1 Etienn Diioton. Le theatre egyptien. Kairo, 1942. ской, современной или какими-либо иными драмами, а только использую слово в одном из его первоначальных значений, подобно К.Зете, Э.Дриотону, М.А.Коростовцеву, М.Э.Матье и другим ученым.

Термин "театр" (греч. зрелище) как род искусства, особенностью которого является художественное отражение жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями, я употребляю лишь в тех случаях, когда речь идет о научных исследованиях Э.Дриотона, применившего его по отношению к древнеегипетским драматическим представлениям. Поскольку я не разделяю полностью точку зрения французского ученого, то вместо слова "театр" использую такие термины, как "драматические действа или представления", "праздничные торжества" и т.п. Впрочем, если абстрагироваться от современного значения слова "театр" как места для зрелища или здания, на сцене которого актеры играют спектакли, и употреблять его в первоначальном исконном значении "зрелище", то, на мой взгляд, оно вполне применимо по отношению к некоторым древнеегипетским праздничным церемониям, носившим ярко выраженный драматический характер.

Слово "мистерии" используется крайне редко в том же значении, что и в работах К.Зете и Г.Шефера, имевших в виду под этим термином своеобразные религиозные праздничные представления.

Под термином "драматические представления", особенно часто встречающемся в работе, подразумеваются те или иные церемонии или праздничные действа, своего рода сценариями которых служили так называемые драматические тексты, о которых речь пойдет во П и Ш главах.

Следует особо отметить, что, поднимая вопрос о драматических текстах и представлениях в древнем Египте, необходимо отказаться от стереотипов, а именно: не проводить никаких сравнений с древнегреческим театром и, тем более, с современным, а попытаться (насколько это возможно) проникнуться духом удивительной древнеегипетской культуры, представить особый образ жизни и мышления людей и, может быть, тогда мысль о возможности существования драматических представлений в древнем Египте не будет казаться столь странной и нетрадиционной. Время не стоит на месте, меняются эпохи, а с ними культуры, традиции, обычаи, менталитет, но люди всегда остаются людьми, ничто не властно над человеческой натурой: как сейчас, так и три-четыре тысячи лет назад, люди жили и умирали, любили и были счастливы, страдали и огорчались, плакали и смеялись, веселились и радовались жизни, словом, им не было чуждо ничто человеческое, так почему же нужно отказывать древним египтянам - людям с необыкновенным образным мышлением - в столь естественной для человека потребности играть и с помощью игры, тех или иных театрализованных действ или драматических представлений выражать свое отношение к себе, к окружающему миру, различным явлениям жизни.

Известно, что дети посредством игры познают мир. Мне кажется, что в древних египтянах, возможно, было много детского, непосредственного: умение чувствовать красоту, ценить и понимать природу, ощущать себя ее частью, стремление узнавать мир, постигать основы мироздания, используя яркое творческое воображение, что находило отражение в системе религиозных ценностей, различных обрядах, ритуалах, праздничных торжествах, о чем свидетельствуют памятники искусства и литературы, среди которых немаловажное место занимают драматические тексты, позволяющие получить сведения о существовании особой формы драматических действ или представлений, отражавших специфику жизненного уклада и традиций древнеегипетского общества.

Поскольку Э. Дриотон был первым исследователем, всерьез занявшимся изучением вопроса о древнеегипетском театре, и его книга является основополагающей по данной проблеме, уместно обсудить вопрос о жанрах драматических представлений, определенных французским египтологом, и рассмотреть предложенные им критерии драматических текстов (глава П "Основные особенности древнеегипетских драматических текстов"). Цель исследования заключается в том, чтобы на основании этих критериев проанализировать тексты вышеупомянутых источников как произведений, предназначенных для постановки того или иного драматического действа или представления, и на их примере показать особенности древнеегипетских драматических текстов в целом.

Комплексное исследование источников поможет выявить, в какой форме существовали драматические представления в древнем Египте, в чем были их смысл и значение (глава III "Драматические тексты для постановки праздничного действа или представления"). Важно определить, являлись ли они чисто литургическими действами или своеобразными религиозными драмами, отличающимися от отправления культа и даже противоположными ему по духу, как полагал Э. Дриотон. Основными критериями для анализа вышеуказанных источников, с помощью которых можно охарактеризовать любую драму и показать ее особенности, являются:

1. Тема, идея, пафос произведений.

2. Сюжет и композиция текстов.

3. Язык произведений.

4. Наличие актеров, зрителей, места для зрелища.

5. Жанр произведений.

Определение жанра произведений прояснит особенности древнеегипетских драматических представлений, что даст возможность выявить общие черты, объединяющие рассматриваемые драматические тексты, а также специфику древнеегипетской религиозной драмы в целом (глава IV "Религиозная драма как особая форма драматических представлений в древнем Египте"). Отрывки текстов, выделенные Э. Дриотоном из разных магических сборников, так называемые "драмы", пока не привлекли серьезного внимания ученых. Поэтому важно определить правоту их оценки Э. Дриотоном, как текстов, представляющих собой подлинные театральные драмы, коренным образом отличающиеся от ритуала.

Актуальность исследования проблемы существования драматических представлений в древнем Египте заключается в том, что оно дает возможность дополнить наши знания о древнеегипетской культуре. Во-первых, драматические тексты являются очень интересной и важной частью литературного наследия страны. Из них можно почерпнуть обширные сведения о развитии и особенностях древнеегипетского языка, характере и специфике ряда литературных памятников. Во-вторых, изображения и рельефы, иллюстрирующие драматические тексты, представляют собой произведения искусства. В-третьих, в драматических текстах содержится информация о древнеегипетской религии. В-четвертых, драматические действа в древнем Египте, очевидно, играли большую роль в общественно-политической жизни страны, являясь неотъемлемым элементом различных торжественных и праздничных событий. Следовательно, изучение драматических текстов позволяет расширить и углубить знания о характере древнеегипетских праздников, помогает выявить особенности драматических представлений в древнем Египте и определить их место в жизни государства.

Стоит также отметить, что исследование вопроса о существовании драматических представлений в древнем Египте очень важно для изучения истории зарождения , развития и становления театрального искусства в целом, т.к. оно позволяет сделать выводы о возможности самостоятельного возникновения драматического действа не только у древних греков, но и у народов древнего Востока. Драматические представления древнего Египта отличаются от театральных представлений древней Греции, но это не означает, что они не существовали вовсе только потому, что их особая своеобразная форма выходит за рамки общепринятых норм.

Театр в самых разных проявлениях сопровождает жизнь людей на протяжении многовековой истории человечества, начиная с первобытных обществ и до наших дней. Он отражает помыслы, стремления человека, возвышает и облагораживает его, помогает жить и не забывать о вечном.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Лаврентьева, Мария Юрьевна

Выводы, сделанные на основании изучения драматических текстов, позволяют предположить, что театральное искусство в древнем Египте зародилось и стало развиваться в рамках богослужений и праздничных торжеств. К сожалению, источники не дают возможность четко определить время возникновения драматических представлений, но, возможно, они могли существовать уже в эпоху Древнего царства, так как известно, что драматические тексты встречаются уже в Текстах Пирамид.

Театральное искусство является очень важной частью жизни людей, его элементы можно встретить даже в культурах многих первобытных народов, поскольку театральные представления служат своего рода отражением реальной жизни, ее уклада, ценностей, духовного наследия. Культура каждого народа отличается неповторимым своеобразием, удивительными, присущими только ей, особенностями, поэтому и театральное искусство различных народов мира обладает спецификой.

В древнем Египте на протяжении многих веков формировался особый жизненный уклад с очень сильными традициями почитания царской власти и особы фараона, сложилась интересная, своеобразная и устойчивая система религиозных ценностей, что придавало стабильность жизни древнеегипетского общества с его обычаями, традициями и своеобразным консерватизмом. В силу

147 вышеотмеченных особенностей, и театральные представления в древнем Египте обладали неповторимой спецификой. Они сочетали ритуальные и драматические элементы, были тесно связаны с культом, являлись важной частью религиозных праздничных событий.

Рассмотренные произведения позволяют получить сведения только об официальных, торжественных, церемониальных драматических представлениях, исполнявшихся в честь особы царя или бога, поскольку, к сожалению, только эти тексты дошли до нас в более-менее полной форме.

Тем не менее, нельзя не думать и о возможности существования другого рода театральных представлений. Ведь древние египтяне не могли жить только официальной жизнью. Они были нормальными людьми, с присущими им человеческими чувствами и эмоциями. Они умели смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, обладали острым умом, чувством юмора, сатиры и так далее. Вероятно, были не только официальные, но и народные праздники с элементами театральных представлений в достаточно свободной, вольной, веселой форме. Просто о таких представлениях ничего не известно, их сценарии не могли сохраниться, поскольку, скорее всего, передавались изустно.

Безусловно, проблема существования драматических представлений в древнем Египте содержит массу нерешенных вопросов. Многие выводы часто основаны на интуиции и представляют собой лишь предположения. И все же, мне кажется, эта тема заслуживает дальнейшего изучения уже имеющихся источников и поиска различных подходов в исследовании драматических текстов.

149

I. СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. Факсимиле Рамессейского драматического папируса.

2. Рельефы к тексту "Победа Хора".

3. Стела сановника Ихернефрета.

4. Изображение тока.

IM« X. 3:

ЪлЫЪ

Uc X. 2: Snht.

U/U X. I: Srthr.

154

TAFEL 15

155

Т.Л PEL 1» fUUK

SbU#

SU6UI

Sxta

7А» X. 1: Mr. i£JLlD

U«* X. >: S«ht

160

TAFEL 81

TAFEL 22

2. Рельефы к тексту "Победа Хора".

Рис.1

Рис.4

Рис.5

Рис.9

3. Стела сановника Ихернефрета.

-^тпцш: . - г ,дя I я шол^ьео^ ти

WSOrfili aais

J*- П1 i—JiWDi

-Н.-===-lt=ftt«S» tea

4. Изображение тока.

Изображение тока в гробнице Менена (ТТ 69); Новое царство, XVIII династия. См.: Egypt. The world of the Pharaohs, 1998, p.375.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе, на основании установленных Э. Дриотоном критериев, три основных источника - Рамессейский папирус, мифологическая часть Мемфисского теологического трактата и "Победа Хора" - были проанализированы как драматические тексты, предназначенные для постановки того или иного представления. Также к исследованию были привлечены такие дополнительные источники, как стела сановника Ихернефрета, "Книга защиты божественной ладьи "нешмет" и Венский папирус № 25, что дало возможность изучить один из крупнейших общенародных праздников, носивших ярко выраженный драматический характер - праздник Осириса в Абидосе. В результате комплексного исследования этих произведений была сделана попытка осветить вопрос о характере и особенностях древнеегипетских драматических представлений. Подведем главные итоги.

Все три основных источника могли являться своего рода сценариями для проведения различных торжественных церемоний, связанных с отправлением культа царя. Тексты дополнительных источников предназначались для праздничных церемоний в честь бога Осириса. Следовательно, они носят ритуальный, религиозный характер и принадлежат к жанру так называемой религиозной или литургической драмы.

Разыгрывавшиеся по данным текстам драматические представления были торжественными, церемониальными и официальными.

Драматические действа или представления исполнялись служителями культа и проходили, скорее всего, либо в храмах и возле храмов, либо только возле храмов, а также могли представлять собой шествие или процессию. Круг присутствующих во время представлений мог состоять из жрецов и приближенных фараона, а мог включать довольно широкую зрительскую массу.

Необходимо еще раз отметить, что термины "драма" и "драматические представления" можно употреблять только условно по отношению к рассмотренным в данной работе текстам и церемониям, которые могли проводиться на их основе, так как драматическим представлением, как правило, называется действо, воспринимаемое исключительно как зрелище, а не как религиозный обряд. Что касается исследуемых произведений, то два из них - тексты Рамес-сейского папируса и мифологической части Мемфисского теологического трактата - предназначались, предположительно, для проведения церемонии коронации царей. Безусловно, обряд вступления на трон фараона не мог являться развлекательным зрелищем, а был важным и серьезным событием общегосударственного масштаба. В связи с этим, тексты Рамессейского драматического папируса и мифологической части Мемфисского теолгического трактата правильнее было бы считать предназначавшимися для проведения религиозных церемоний, содержавших драматические элементы.

Вероятно, текст "Победа Хора" мог использоваться для постановки драматического представления, но только в том случае, если в нем участвовали не сами царь, царица и царевны, а жрецы в ролях царя, царицы и царевен. Тогда действо могло приобретать характер праздничного зрелища и являться драматическим представлением, пусть даже ритуальным.

Тем не менее, все праздничные церемонии представляли собой религиозное зрелище, приобретавшее, благодаря величественной манере, в которой фараон, его чиновники и жрецы играли свои роли, и восторгу зрителей, определенную драматическую энергию. Об этом же, на мой взгляд, могут свидетельствовать и праздничные торжества в честь Осириса. Осирис - один из самых известных и популярных богов древнеегипетского пантеона, чей праздник, носивший общегосударственный и общенародный характер, представлял собой красочное религиозное зрелище с нарядными костюмами, масками, песнями, танцами, музыкой, во время которого исполнялись эпизоды мифа о великом боге, каждый из которых полон драматизма. Жрецы играли роли богов. Торжество длилось несколько дней при участии большого количества зрителей.

Миф об Осирисе можно считать своего рода объединяющим началом драматических текстов, поскольку он лежит в основе сюжетов всех исследовавшихся источников. Будучи одним из самых знаменитых и любимых мифов древних египтян, миф об Осирисе охватывает главные, вечные темы, волнующие людей во все времена, его содержание не оставляет человека равнодушным, поэтому он столь часто использовался для проведения различных религиозных действ и драматических представлений: храмовых служб, погребальных обрядов, политических и государственных церемоний, праздничных торжеств. Все вечные темы, присутствующие в драматических текстах, находят отражение в мифе об Осирисе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Лаврентьева, Мария Юрьевна, 2003 год

1. Лирика древнего Египта, М., 1965.

2. Лирическая поэзия древнего Востока, М., 1984.

3. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы, М., 1956.

4. Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза, М., 1978.

5. Поэзия и проза древнего Востока, М., 1973.

6. Сказки древнего Египта, Москва, "Алетейа", 1998.

7. Сказки и повести древнего Египта. Л., 1979.

8. Сказки, повести и поучения древнего Египта, М., 1958.

9. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. В.В.Струве и1. Д.Г.Редера, М., 1963.

10. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. М.А.Коростовцева, И.С.Кацнельсона, В.И.Кузшцина, М., 1980.

11. Геродот. История., пер. Г.А.Стратановского, Л., 1972.

12. Плутарх. Об Исиде и Осирисе, пер. Н.Н.Трухиной, ВДИ, 1977 № 3-4.

13. Авдеев А. Д. Происхождение театра, М.-Л., 1959.

14. Авдиев В.И. Древнеегипетский танец и его реконструкция, М., 1928.

15. Авдиев В.И. Египетская традиция в труде Геродота, ВДИ, 1977 № 1.

16. Бороздина Т.Н. Древнеегипетский танец, М., 1919.

17. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь, М., 1990.

18. Брэстед Д.Г. История Египта, тт.1-2, М., 1915.

19. Варнеке Б.В. История античного театра, М.-Л., 1940.

20. Всемирная история. T.I., М., 1955.

21. Закс К. Музыкальная культура Египта в кн.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937.

22. Источниковедение истории древнего Востока., под ред. В.И.Кузи-шина, М., 1984.

23. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта, М., 1976. Культура древнего Египта., М., 1976.

24. Липинская Я., Марциняк М. Мифология древнего Египта, М., 1983. Литература древнего Востока, Издательство Московского Университета, 1962.

25. Лурье И.М. Элементы животного эпоса в древнеегипетских изображениях, Труды отдела Востока Гос.Эрмитажа, Л., т.1, 1939. Майкапар А.Е. Музыкальная культура древнего Египта, Вопросы истории, 1974, № 8.

26. Матъе М.Э. Искусство древнего Египта, Л.-М., 1961.

27. Матье М.Э., Павлов В.В. Памятники искусства древнего Египта вмузеях Советского Союза, М., 1958.

28. Мифологический словарь, М., 1991.

29. Мифы народов мира., т.1., М., 1981.

30. Петровский Н.С. Египетский язык, Издательство Ленинградского Университета, 1958.

31. Словарь античности, М., 1989.

32. Струве В.В. История древнего Востока, М.-Л., 1941.

33. Токарев С.А. Религия в истории народов мира, М., 1976.

34. Тураев Б.А. Древний Египет. Пг., 1922.

35. Тураев Б.А. Египетская литература, t.L, М., 1920.

36. Тураев Б.А. История древнего Востока, тг.1-11., JI., 1935.

37. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. Впреддверии философии. Духовные искания древнего человека, М.,1984.

38. Хведелидзе М. Заметки о древнеегипетской драме эпохи Древнего царства, в кн.: Кавказско-ближневосточный сборник VI, Тбилиси, 1980.

39. Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации, М., 1999.

40. Бадж У. Легенды о египетских богах, "Ваклер", 1997.

41. Alliot М. Le culte d'Horus a Edfou au temps des Ptolemies, BdE 20, 1954. Blackman A. Fairman H. The myth of Horns at Edfii II, JEA 28,1942; 29, 1943; 30, 1944.

42. Chassinat E. Le temple d'Edfou, VI, pp. 60-90; X, pis. CXLVI-CXLIII; XIII, pis. CCCCXCIV-DXIV.

43. Cerny J. Stela of Emhab from Tell Edfou, MDAIK 24 (1969). Fairman H. The Triumph of Horns, University of California Press, Berkley and Los Angeles, California, 1974.

44. Frankfort H. The Cenotaph of Seti I at Abydos, Londres, 1933. Goyon J.-C. Textes mythologique. Le livre de proteger la barque du dieu, Kemi 19, 1969.

45. Naville E. Textes relatifs au Mythe d'Horus recueillis dans le temple d'Edfou, Geneva 1870, pis. I-XI.

46. Schafer H. Die Mysterien des Osiris in Abydos unter Konig Sesostris III, Leipzig, 1904.

47. Sethe K. Dramatische Texte zu altaegyptischen Mysterienspielen, Leipzig, UGAA 10, 1928:

48. Das Denkmal memphitischer Theologie; П. Der dramatische Ramesseumspapyrus;

49. Spiegelberg W. Eine Totenliturgie der Ptolemaerzeit, ZAS 54, 1918.

50. Altenmtiller H. Zur Lesung und Deutung des Dramatischen Ramesseumspapyrus, JEOL 19,1967.

51. Arnold D. Lexikon der agyptischen Baukunst, Miinchen, Zurich: Artemis, 1994.

52. Barta W. Der Dramatische Ramesseumspapyrus als Festrolle beim

53. Hebsed-Ritual, SAK 4,1976.

54. Bleeker C.J. Egyptian festivals, Leiden, 1967.

55. Bleeker C.J. Die Maske: Verhullung oder Offenbarung, Studies in the history of religions VII, Leiden, 1963. Bonnet H. RARG, Berlin, 1953.

56. Borghouts J.F. The magical texts of papyrus Leiden I 348, OMRO 51, 1970.

57. Cauville S. Le zodiaque d'Osiris, Leuven, 1997.

58. O'Callaghan R.T. Ritual, myth and drama in ancient literature, Orientalia22, 1953.

59. Daumas F. Les mammisies des temples egyptiennes, Paris, 1958. Desroches-Noblecourt Ch. Le theatre egyptien, Journal des savants, oct.-dec. 1943.

60. Drioton E. Une scene des mysteres d'Horus, Revue de l'Egypte ancienne II, 1929.

61. Drioton E. Le drame sacre dans l'antique Egypte, Le Flambeau (Brussels), I Jan 1929.

62. Drioton E. Le theatre egyptien, Kairo, 1942.

63. Drioton E. Theatre et mysteres, L'amour de l'art 28, III, 1948.

64. Drioton E. Le texte dramatique d'Edfou, ASAE 11,1948.

65. Drioton E. Nouveaux fragments de theatre egyptien. Editions de la Revuedu Caire 107,1948.

66. Drioton E. Le theatre a l'epoque pharaonique, Revue des conferences fran^ais en Orient, Le Caire, 13eme Annee № 10,1949. Drioton E. A la recherche du theatre de l'ancienne Egypte, Arts Asiatiques I, 1954.

67. Drioton E. La question du theatre egyptien, CRAIBL 1954.

68. Drioton E. Le theatre dans l'ancienne Egypte, Revue d'histoire du theatre 1954,1-II.

69. Drioton E. Le theatre dans l'Egypte antique, CHE Serie VI, fasc. I, 1954. Drioton E. Pages d'egyptologie, Kairo, 1957.

70. Drioton E. Legon inaugurable faite le Mardi 3, D6cembre 1957, Chaire de Philologie et Archeologie egyptiennes, College de France. Drioton E. Philologie et Archeologie egyptiennes, Annuaire du College de France, 1959, 59eannee, Paris.

71. Drioton E. Le papyrus dramatique du Ramesseum, Annuaire du College de France, 1959, 59eannee, Paris.

72. Drioton E. La plus ancienne piece du theatre egyptien, La Revue du Caire,23me annee, vol. XLIV, no. 236 (avril 1960).

73. Egypt. The world of the pharaohs, Konemann, KOln, 1998.

74. Erman A. Grapow H. Worterbuch der Aegyptischen Sprache, I-V,

75. Akademie Verlag, Berlin, 1955-1957.

76. Faulkner R.O. A concise dictionary of Middle Egyptian, Griffith Institute,

77. Ashmolean museum, Oxford, 1996.

78. Gardiner A. A unique funerary liturgy, JEA 41,1955.

79. Gardiner A. Egyptian grammar, London, 1950.

80. Gardiner A. Egypt of the pharaohs, Oxford, 1966.

81. Gaster T. Thespis, ritual, myth and drama in the ancient Near East, New1. York, 1950.

82. GeBler-Lohr B. Die heiligen Seen agyptischer Tempel, HAB 21,1983.

83. Goedicke H. Die Darstellung des Horns, CdE 61,1986.

84. Grapow H. Die Himmelsgottin Nut als Mutterschwein, ZAS 71, 1935.

85. Gundlach R. Kultspiel und Konigliche Jubilaum, Theaterwegen unddramatische Literatur, Tubingen 1987.

86. Hannig R. Die Schwangerschaft der Isis, HAB 30,1990.

87. Helck W. Bemerkungen zum Ritual des Dramatischen

88. Ramesseumspapyrus, Orientalia 23, 1954, Rom.

89. Jequier G. Drames, mysteres, rituels dans l'ancienne Egypte, Melanges1. M.Niedermann, 1944.

90. Junker H. Stundenwachen in der Osirismysterien, Wien, 1910.

91. Junker H. Der Tanz der Mww und das Butische Begrabnis im alten Reich,1. MDAIK 9, 1940.

92. Keel O. Die Weisheit "spielt" vor Gott, Freiburger Zeitschrift fur Philosophic und Theologie, 21 Band, 1974.

93. Koemoth P. Snb, le papyrus ou le cordon en papyrus de Pe, GM 130, 1992.1.xikon der Agyptologie, Wiesbaden, 1975-1992. Статьи:

94. Altenmttller H. Dramatischer Ramesseumspapyrus;1. Altenmuller H. Feste;1. Derchain Ph. Kultspiele;

95. H. Fairman), WZKM 69, 1977.

96. Magdi Youssef. Brecht in Agypten, GM 31, 1979.

97. Mikhail L.B. The egyptological approach to drama in ancient Egypt, GM78, 1984; 79, 1984.

98. Mikhail L.B. Dramatic aspects of the Osirian Khoiak festival, GM 81, 1984.

99. Mikhail L.B. The festival of Sokar, GM 82,1984. Moret A. Mysteres egyptiennes, Paris, 1923. Murray M. Ritual masking, Melanges Maspero 1,1, т. 66. Mttller C. Gab es ein koptisches Theater? Bulletin de la Soci6te d'Archeologie Copte, XXIX, 9.

100. Otto E. An ancient egyptian hunting ritual, JNES, 1950, vol. 9, № 3. Otto E. Das Yerhaltnis von Rite und Mythus im Agyptischen, Heidelberg, 1958.

101. Piankoff A. Le livre du jour dans la tombe (№ 132) de Ramose, ASAE 41, 1941.

102. Robyn A. Gillam. Performing the Mysteries of Osiris at York University in Toronto:http://www.ucl.ac.uk/archaeologv/events/conferences/enco/visual/Gillam %20paper.htm(12.12.2000).

103. Roeder G. Agyptische Mythen und Legenden, Zurich, 1960.

104. Rusch A. Dramatische Texte aus dem alten Agypten, OLZ, XXXII/3,1929.

105. Schott S. Mythe und Mythenbildung im Alten Agypten, Leipzig, 1945. Sorensen J. P. Ancient egyptian religious thought and the XVIth Hermetic Tractate, Acta Universitatis Upsaliensis Boreas 20,1989.180

106. Tkaczow B. Observations preliminaries sur les fragments de decorationarchitectonique a Kom el-Dikka, Etudes et Travaux XVI, 1992.

107. Vliet van der J. Raising the Djed: A rite de marge, SAK 3,1985.

108. Wahab Farouk Abdel. Modern egyptian drama (R. Allen), JNES 36,1977

109. Walle van de B. A propos d'un drame egyptien, CdE 5,1930.

110. Walle van de B. Les origines egyptiennes du theatre dramatique, CdE 5,1930.

111. Wild H. Les danses sacrees de l'Egypte ancienne, Sources orientales 6, 1963.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.