Духовно-эстетическое воспитание детей в процессе дополнительного художественного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ващенко, Ольга Николаевна

  • Ващенко, Ольга Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 231
Ващенко, Ольга Николаевна. Духовно-эстетическое воспитание детей в процессе дополнительного художественного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону. 2008. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ващенко, Ольга Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

1.1 Дополнительное художественное образование как социокультурная среда эстетического воспитания личности.

1.2 Концепции эстетического воспитания как теоретическая предпосылка изучения взаимосвязи духовности детей и эстетической культуры

1.3 Влияние объективных условий на состояние эстетической культуры детей, проживающих в крупном городе.

Выводы.

ГЛАВА 2 ЦЕЛОСТНАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ЕЕ ВНЕДРЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1 Обоснование модели духовно-эстетического воспитания в процессе дополнительного художественного образования.

2.2 Включение в учебное содержание религиозных образов искусства как актуальное направление духовно-эстетического воспитания детей

2.3 Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели духовно-эстетического воспитания детей в процессе дополнительного художественного образования.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-эстетическое воспитание детей в процессе дополнительного художественного образования»

Актуальность темы связана с необходимостью преодоления духовного кризиса российского общества, в результате чего, по мнению ученых [Н.Д. Никандров, 1998; В.И. Слободчиков, 2000; Т.И. Власова, 2002], человек теряет доверие к предметному и природному миру. В условиях глобализации современного мира происходит унификация всех сторон жизнедеятельности человека, что входит в противоречие с субъективными переживаниями смысла индивидуальной экзистенции и тормозит полноценную социализацию подрастающего поколения [Д.И. Фельдштейн, 1989; А.В. Мудрик, 1991]. Кризисные явления в духовной сфере привели к общему снижению уровня культуры как детей, так педагогов, которые не всегда успевают учесть данные тенденции и включить духовную составляющую в образовательно-воспитательный процесс [В.А. Руденко, 2007]. Ответом на вызов времени стал Гражданский форум, на котором был сформулирован заказ, ориентирующий образование на подготовку сознательной личности, обладающей высоким уровнем духовности.

Конструктивное решение данных задач зависит также от поиска новых подходов к воспитанию. В.И. Слободчиков призывает теоретиков и практиков освободить педагогику от способов «духовной оккупации и духовного кодирования, от техник педагогической дрессуры и социальной манипуляции». При этом и психология, и педагогика должны становиться в подлинном смысле антропными, человеко-ориентированными науками, способными целенаправленно строить практики выращивания «собственно человеческого в человеке» [В.И. Слободчиков, 2005]. В первую очередь речь идет об использовании педагогического потенциала традиционных религий в процессе наполнения духовным содержанием воспитательного процесса. В отечественной науке существуют в этом плане теоретические предпосылки. Так, в исследованиях обосновываются новые подходы к воспитанию: экзистенциальная концепция воспитания духовности школьников [Т.И. Власова, 1999], теория духовного воспитания студентов [И.А. Соловцова, 2007], историческое взаимодействие православной культуры и российского образования [Е.П. Бело-зерцев, 2000; А.Н. Кудряшова, 2006], роль православных традиций в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи [С.В. Алехина, JI.K. Емельянова, 2005]. В то же время анализ массовой педагогической практики показывает, что как в основном, так и в дополнительном образовании все еще недостаточно внедряются достижения отечественной педагогики.

Наряду с духовно-нравственным содержанием христианская культура обладает колоссальным художественным опытом освоения мира, что может стать источником для эстетического воспитания современных школьников и студентов [Т.Г. Русаковой, 2002; Р.В. Базалий, 2005]. В то же время анализ школьных задач в программах художественных дисциплин показал, что данный аспект даже не ставится, что требует своего изучения и разрешения.

Основным средством эстетического воспитания личности считается искусство, которое укоренено в культурных традициях и эволюционирует наряду с развитием технократической цивилизации. Однако отечественная школа и педагогическая наука как будто не замечают этого, отмечают Б.М. Неменский и Б.П. Юсов. В публичных школах развитых стран мира во второй половине XX века искусство стали преподать с 1 по 12 класс. В частности, в США в 70-е годы XX века предпринимались экспериментальные попытки создания программ «Эстетического воспитания». На этом фоне массовая школа в России продолжала традицию обучения «чтению, письму, пению и рисованию». Потребности практики и развитие педагогики позволили в 90-е гг. XX века Лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО разработать интегрированные полихудожественные программы на базе отдельных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, литературы, театра. Они стали внедряться как в основном, так и в дополнительном образовании. Потенциал, которым обладают эти программы, в то же время может быть расширен за счет использования в них религиозных образов, что требует своего научного осмысления.

Актуальность духовно-эстетического воспитания детей обусловлена также негативным воздействием современной массовой культуры, которая породила дисгармоничные, односторонние типы людей: прагматиков и гедонистов [А.В. Костина, 2006]. В такой ситуации особенно страдают дети, потребляющие продукцию низкого художественного качества, что затрудняет развитие их творческих способностей и эстетического вкуса. Итак, существует потребность в преодолении негативного воздействия массовой культуры на современных детей и поиске духовных оснований образования, в пространстве которого может быть организовано творческое взаимодействие преподавателей и обучающихся. Ученые утверждают, что педагог должен использовать дидактическую модель искусства для воспитания эстетического вкуса детей и развития их креативности [В.Г. Рындак, 2002; В.В. Сериков, 2004].

Наиболее благоприятным пространством для этого является дополнительное образование, которое организуется на добровольной основе. Дополнительное образование реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. В статье 26 Закона РФ «Об образовании» наряду с другими перечислены такие субъекты дополнительного образования, как курсы, центры профессиональной ориентации и художественные школы, которые стали для нас экспериментальной базой в исследовании проблемы духовно-эстетического воспитания детей. Заказчиком данного вида образования выступают, прежде всего, личность и семья. Посредством дополнительного образования расширяется гуманитарное пространство от дошкольной до профессиональной высшей школы, что помогает новым поколениям войти в культуру, освоить духовные и художественные ценности.

Дополнительное художественное образование призвано решать задачи по развитию личности и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Художественная культура, являющаяся основным содержание этого образования, аккумулирует многовековой социокультурный опыт человечества. Однако зачастую художественные школы и Центры довузовской подготовки ориентируются в основном на поступление в специализированные профессиональные учреждения, что снижает воспитательную значимость искусства, как такового. Возникла потребность в поиске таких педагогических условий и их обоснования, которые помогут преодолеть эти недостатки.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ исследований показал, что в настоящее время имеются достаточные теоретические предпосылки для интеграции духовной и эстетической культуры. В отечественной педагогике представлены такие понятия, как «спектр духовно-эстетических ценностей», «духовно - эстетическое состояние», «духовно-эстетическая культура». Одни ученые интегрируют их с акцентом на овладение христианскими ценностями (Р.В. Базалий, Т.И. Власова, Т.В. Колодяжная), другие— отдают приоритет художественно — эстетической деятельности обучающихся (Б.М. Неменский, Б.П. Юсов). В концепциях эстетического воспитания обосновывается его направленность на гармоничное развитие человека, что способствует обогащению его чувств и в результате чего происходит усвоение общечеловеческих идеалов, приводя к духовному росту школьников (Т.Г. Русакова).

Значительное количество работ посвящено отдельным проблемам эстетического развития: формированию культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании (E.JT. Командышко); совокупности педагогических условий творческого саморазвития учащихся (О.П. Медведева); развитию эстетических вкусов (Т.А. Суханова); эстетическому воспитанию личности (JI.C. Алексеева, В.А. Власов, Н.И. Киященко, Н.Н. Ко-ханик, В.А. Родионова, М.Ю. Торговкин и др.), эстетическому развитию личности в процессе музыкально-педагогического образования (И.В. Аранов-ская, Н.Б. Волчегурская, Н.Р. Туравец). Для решения задач по эстетическому воспитанию личности в исследованиях А .Я. Андреева, А.Я. Зися, В.П. Михалева, P.M. Чумичевой, Г.К. Щедрина предлагается синтез искусств, который понимается как определенное сочетание различных видов искусств.

В исследованиях особое место занимают вопросы дополнительного образования в постсоветский период (В.В. Абраухова, В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов и др.), в которых обосновывается индивидуальный и личностный подходы к творческой реализации обучающихся.

Однако нам не удалось обнаружить работ, целостно решающих вопросы духовно-эстетического воспитания детей в условиях дополнительного образования с учетом нейтрализации негативного воздействия массовой культуры и с опорой на православные традиции художественного искусства.

Анализ социокультурной и педагогической ситуации, а также степень научной разработанности проблемы выявил противоречия между: потребностью в духовном развитии подрастающего поколения и недостаточной изученностью современных социокультурных условий, в которых функционирует дополнительное художественное образование; стремлением детей к духовному росту, полноценному восприятию прекрасного в искусстве, творческой самореализации и традиционным подходом к их трактовке, который рассматривает их как отдельные направления в процессе дополнительного художественного образования; нерасчлененностью духовной (религиозной и светской) и эстетической составляющими художественной культуры и теоретической неразработанностью способов ее педагогической адаптации в качестве содержания дополнительного художественного образования, направленного на духовно-эстетическое воспитание обучающихся.

Проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий духовного наполнения и эффективности эстетического воспитания детей в процессе дополнительного художественного образования.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Духовно-эстетическое воспитание детей в процессе дополнительного художественного образования».

Цель исследования: теоретическое обоснование и внедрение модели духовно-эстетического воспитания детей в процессе дополнительного художественного образования.

Объект исследования: воспитательная деятельность преподавателей дополнительного художественного образования.

Предмет исследования: духовно-эстетическое воспитание как система взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе дополнительного художественного образования.

Ограничения рамок исследования. Исследование осуществлялось на базе Детской школы искусств и курсов довузовской подготовки при Академии архитектуры и искусств, расположенных в крупном городе, что поставило перед нами задачу по анализу объективных социокультурных условий, влияющих на состояние эстетической культуры обучающихся, а именно: анализ современных градостроительных тенденций и массовой культуры.

Концептуальный замысел исследования. Традиционно в процессе дополнительного художественного образования доминируют задачи профессиональной ориентации обучающихся. В то же время, как по своему художественному потенциалу (освоение культурных шедевров), так и процессуальным преимуществам (добровольность) оно имеет педагогический резерв, заключающийся в акцентировании внимания педагогов на задачах душевно -эмоционального развития и духовного становления детей. Это требует иного подхода — духовно ориентированного, который позволит наполнить эстетическое воспитание духовным содержанием, а процесс обучения превратить в систему духовного взаимодействия преподавателя с обучающимися.

Гипотеза: духовно-эстетическое воспитание будет эффективным, если:

• оно будет основано на взаимосвязи духовности человека и эстетической культуры, что позволит преподавателям выделить отдельную задачу по духовному становлению обучающихся;

• будет учитываться реальное состояние эстетической культуры детей, проживающих в крупном городе, что позволит преподавателям корректировать процесс художественного образования;

• будут введены педагогически адаптированные религиозные Образы в содержание художественного образования посредством адекватных технологий художественного познания и погружения;

• будут разработаны и учтены критерии и показатели духовно - эстетической воспитанности обучающихся, соответствующие возрастным периодам и художественно-эстетической самореализации детей.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили задачи: 1. Определить концептуальные основы духовно-эстетического воспитания городских детей в процессе дополнительного художественного образования.

2. Разработать модель духовно-эстетического воспитания как системы взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе дополнительного художественного образования.

3. Обосновать педагогически адаптированное понимание религиозных Образов в качестве актуального направления духовно-эстетического воспитания детей.

4. Выявить критерии и показатели духовно-эстетической воспитанности обучающихся по возрастам с учетом их художественно-эстетической самореализации.

Теоретико-методологической основой исследования являются

• философские теории о целостности и их педагогическое преломление, понимаемое с объективной стороны как диалектическое единство системных характеристик в рамках определенной образовательной парадигмы, с субъективной стороны — как единое поле сознания (в том числе педагогического) человека, в котором могут функционировать элементы светского и религиозного миропонимания, расположенные в определенной иерархии (Н.М. Борытко, Т.И. Власова, М.С. Каган, В.В. Сериков);

• духовно ориентированная концепция воспитания, обосновывающая духовность как основной способ жизнедеятельности человека, а овладение смыслом жизни как базовый компонент развития детей (Т.И. Власова, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков и др.):

• теория художественной педагогики и психология художественного творчества (А.В. Бакушинский, И.О. Волков, Р.А. Гильман, B.C. Кузин, А.А. Ме-лик-Пашаев, А.Н. Малюков, Б.М. Неменский, Т.Г. Русакова, В.Г. Рындак, Б.П. Юсов и др.), актуализирующие креативное и эстетическое воспитание посредством художественной культуры,

• идеи русской религиозной философии и педагогики о педагогическом содержании христианского искусства и его благодатном влиянии на гармоничное развитие подрастающего поколения (С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский и др.).

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1998-1999 гг.) — определение теоретических и методологических аспектов исследования, уточнение понятий, отбор показателей, разработка диагностической программы, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1999-2006 гг.)— проведение пролонгированного эксперимента, апробация комплекса педагогических условий, выявление динамики сформированности духовно-эстетической воспитанности детей и молодежи в процессе дополнительного художественного образования.

Третий этап (2006-2007 гг.) — проверка научных идей диссертации, диагностика духовно-эстетической воспитанности обучающихся и сравнение результатов с контрольными группами, литературное оформление работы.

Методы исследования: общетеоретические (анализ и синтез); эмпирические (эксперимент, воспитательная ситуация, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов художественного творчества детей).

База исследования. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе художественной школы в Ворошиловском районе и курсах при Академии архитектуры и искусств г. Ростова-на-Дону. На констатирующем этапе было охвачено более 500 чел., воспитывающем — 244 учащихся.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно проведено в рамках духовно ориентированной концепции воспитания, в том числе, в нем: уточнена цель дополнительного художественного образования, ориентирующая его на гармонизацию художественного творчества детей посредством ориентации на Абсолютные ценности; впервые обоснована совокупность воспитательных ситуаций, которые должен создавать педагог дополнительного художественного образования по преодолению эстетической дисгармонии городского образа жизни и негативного массированного воздействия массовой культуры, а также ситуации по включению в учебное содержание религиозных Образов искусства; конкретизировано педагогически адаптированное понимание религиозных Образов в качестве актуального направления духовно-эстетического воспитания детей; уточнены критерии и показатели духовно-эстетической воспитанности обучающихся по возрастам с учетом их художественно-эстетической самореализации.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении концептуальных основ духовно-эстетического воспитания городских детей в процессе дополнительного художественного образования, что может стать предпосылкой результативности научно-педагогических исследований в этой сфере; разработке целостной модели духовно-эстетического воспитания детей как основы исследования системы взаимодействия педагога и обучающихся; в обосновании частных принципов данной системы, призванных регламентировать процесс проектирования духовно - эстетического воспитания; в разработке критериев и показателей духовно - эстетической воспитанности детей, позволяющих уточнить понятия «духовно-эстетическая воспитанность детей» и «духовно-эстетическое воспитание».

Достоверность результатов и основных выводов обеспечена методологической и концептуальной непротиворечивостью; применением комплекса научных методов и диагностических методик, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки, статистической достоверностью и участием автора в организации эксперимента.

Основные положения, вынесенные на защиту:

1. KoHifenmya/ibHbie идеи духовно-эстетического воспитания в прогрессе дополнительного художественного образования.

• Выделение духовно-эстетического воспитания детей, как необходимого компонента процесса дополнительного художественного образования, обусловлено религиозным возрождением, а также потребностью в преодолении эстетической дисгармонии городского образа жизни.

• Духовно-эстетическое воспитание представляет собой систему художественного взаимодействия субъектов, направленную на духовное становление детей посредством интеграции субъективной духовности (интенция к Абсолютным ценностям), эстетической культуры и художественно-творческой деятельности обучающихся.

• Духовно-эстетическая воспитанность детей, как результат дополнительного художественного образования, представляет собой развивающуюся интегративную характеристику личности, показывающую ее динамику в области эстетического освоения мира и душевного наслаждения посредством художественного творчества и духовной устремленности к Абсолютным ценностям (Добро, Красота, Истина).

2. Содержательная характеристика компонентов модели духовно— эстетического воспитания детей в процессе дополнительного художественного образования: цель — гармонизация художественного творчества детей посредством ориентации на Добро и Истину; задачи— душевно - эмоциональное развитие, художественно-творческая деятельность и духовное становление; этапы — эмотивно - эстетический, деятельностно — творческий, духовно — когнитивный; специфические принципы — духовно мотивирующий (учет индивидуальных свойств и реальных чувств обучающихся); духовно корректирующий (преодоление виртуально-художественных ситуаций деструктивного характера); культурокреативный (ориентация на творческое освоение всех этапов художественного образования); актуальные направления (реализуются посредством создания учебно - воспитательных ситуаций)— преодоление эстетической дисгармонии городского образа жизни и негативного массированного воздействия массовой культуры, включение в учебное содержание религиозных Образов искусства; технологии (осваиваются обучающимися при непосредственной поддержке со стороны педагога) — живописно тональное и цветовое познание окружающего мира, эстетическое погружение в художественный замысел шедевров искусства, художественно-конструктивное познание русских храмов и икон.

3. Педагогически адаптированное понимание религиозных Образов как актуальное направление духовно-эстетического воспитания детей в прогрессе дополнительного худоэюественного образования.

Опыт религиозного освоения мира отражен в иконах и храмах. Педагог создает воспитательные ситуации по осмыслению детьми специфики:

• иконописания, реализующее взаимопроникновение модальностей православных Образов и человеческой сущности: первообраз — изображенный образ — эстетическая композиционная гармония — глубинная плоскость — использование специальных красок и пр.;

• храмовой архитектуры, показывающей изоморфностъ духовной устремленности русских храмовых завершений процессу взросления детей, их душевному и духовному совершенствованию и пр.

4. Критерии и показатели духовно-эстетической воспитанности обучающихся: 1) эстетический вкус — степень осознанности Абсолютной Красоты посредством душевно-эстетической саморефлексии; 2) художественная креативность — степень осознанности Абсолютной Истины посредством креативно-творческой саморефлексии; 3) проявленность духовности— степень осознанности Абсолютного Добра посредством духовно-эстетической саморефлексии.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что в нем обоснованы критерии и показатели духовно-эстетической воспитанности детей (от 6 до 19 лет), которые могут служить' основой для оценки его результативности; разработаны уровневые показатели (от минимального до достаточного), пригодные для управления качеством дополнительного художественного образования; предложен для использования методической службой и педагогами пакет диагностического инструментария по изучению духовно-эстетической воспитанности детей; обоснованы и апробированы технологии духовно-эстетического воспитания, готовые для использования в практике дополнительного художественного образования.

Созданы и апробированы 1) программа по живописи и композиции с включением блока по цветоведению и использованием религиозных Образов для учащихся художественных школ, 2) учебно-методическое пособие «Учимся писать акварелью» для абитуриентов подготовительных курсов художественного профиля.

Полученные результаты могут быть использованы при разработке спецкурсов в профессиональном художественном образовании, в практике художественных и общеобразовательных школ, в преподавании цикла дисциплин художественного профиля, в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, мировой художественной культуры, а также на курсах повышения квалификации работников образования.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях ВНИКа при Южном отделении РАО в рамках исследовательской подпрограммы: «Воспитание духовно-нравственной культуры школьников и студентов в условиях поликонфессиональной России» (рук. профессор Т.И. Власова); методических семинарах и педагогических советах ДХШ; на региональных (г. Ростов-на-Дону, 2001-2003 гг., Волгодонск, 2005-2006 гг.); Всероссийских и международных (Ростов-на-Дону, 2006, 2007 гг.) научно — практических конференциях; результаты опубликованы в статьях (8) и учебно-методическом пособии (общий объем 8,1 п.л.).

Внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе дополнительного художественного образования— Школа искусств №1, художественная школа (рук. В. Банцевич) г. Ростов-на-Дону, художественная школа в г. Волгодонске, на подготовительных курсах при Ростовской академии архитектуры и искусств, в процессе переподготовке учителей ИЗО в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Ростова-на-Дону.

Объем и структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение (12 е.), две главы (64 и 68 е.), заключение (2 е.), список литературы (235 источников), приложения (10). В диссертации имеются таблицы (13), рисунки (17), репродукции художественных произведений в качестве диагностического инструментария (10), копии работ школьников и студентов (35).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ващенко, Ольга Николаевна

выводы

1. В педагогике утвердилась идея о том, что образование - процесс признания внутреннего мира личности, который питается Образами.

2. Дополнительное художественное образование — наиболее эффективный духовно-эстетический способ освоения мира, потому что, с одной стороны, реализует социокультурные функции, базируется на культурных традициях художественной культуры, сохраняет и транслирует ее; с другой, организует свободное время детей, создавая условия для освоения художественной деятельности, развивая духовную основу социальных отношений.

3. Реализация стратегических установок такого образования требует профессионализма и высоко духовного мастерства. Образ Детской художественной школы (ДХШ) обозначен нами посредством понятия «МАСТЕР». Процесс художественного обучения и духовно-эстетического воспитания организован по принципу Мастерских, поэтому основная цель реализуется в совместном взаимодействии педагогов и обучающихся.

4. В исследовании разработана модель духовно-эстетического воспитания детей в процессе дополнительного художественного образования, включающая цель, задачи, актуальные направления, технологии, результат, критерии, показатели, этапы.

5. Важным в духовно-эстетическом воспитании является отобранное содержание, которое предлагается детям. Образ играет наиболее важную роль, потому что он становится центром художественной композиции. Образ обладает способностью к обобщенности (ассимилирует похожие признаки) наряду с его определенностью, целостностью, конкретностью и лаконизмом.

6. Интеграция духовности детей с эстетической культурой может быть представлена в форме Образа Абсолютных ценностей — Добро, Красота и Истина, поэтому при организации воспитания необходима опора на традиции, укоренные в жизни народа. В Образе концентрируется духовное содержание коллективного бессознательного, он представляет собой аттрактор, способный в кризисной ситуации ответить на смысловые вопросы жизни человека.

7. В истории России данным Образом обладает православие, в контексте которого формировались культурные традиции, социальные отношения, государственное устройство, хозяйственные связи и пр. Духовно-эстетическое воспитание в свою очередь обусловлено интеграцией христианской и светской культуры, в которой присутствует в первую очередь эстетическая гармония Божественного Творения.

8. Содержание образования в современной отечественной педагогике рассматривается как педагогически адаптированный опыт освоения мира, зафиксированный в учебных текстах и осваиваемый учащимися (В.В. Краев-ский). В то же время наше образование долгое время находилось вне опыта религиозного освоения мира. В исследовании выделен педагогический потенциал иконописания и храмовых завершений, ставший актуальным направлением в духовно-эстетическом воспитании.

9. Для настоящего исследования педагогическая адаптация религиозных Образов стала одной из независимых переменных в эксперименте при внедрении модели взаимодействия преподавателя и детей.

10. Системообразующим педагогическим условием в организации духовно - эстетического воспитания стала преемственность по этапам и учет состояния духовно-эстетической воспитанности детей.

11. Духовно смысловое художественное со-творчество педагога и воспитанников осуществлялось в рамках следующего алгоритма: 1) включенность в решение эмоционально-душевных ситуаций, предусматривающая межличностное взаимодействие субъектов; 2) стимулирование выхода детей и молодежи в рефлексивную позицию, расширяющую возможности осознавать себя в качестве субъекта деятельности; 3) проектирование и реализация индивидуальной художественно-творческой деятельности обучающимися, способствующей переходу внешней деятельности (посредством наблюдения, изучения, практической деятельности) во внутреннюю (фантазия, воображение), что привело к позитивным результатам и было подтверждено опытными данными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование посвящено проблеме обоснования духовно -эстетического воспитания городских детей в процессе дополнительного художественного образования и поиска педагогических условий для преодоления эстетической дисгармонии и низкого эстетического вкуса.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в постсоветский период в образовании стало наблюдаться разрушительное воздействие массовой культуры. В условиях отказа от традиций особенно пострадало подрастающее поколение, потому что духовный вакуум стал заполняться культурными суррогатами, что было подтверждено результатами диагностики эстетической культуры детей, проживающих в современных крупных городах.

В то же время в отечественную педагогику было введено понятие «культура», что стало научной предпосылкой для проведения исследований в контексте аксиологического подхода. Настоящее исследование было проведено в рамках духовно ориентированной концепции воспитания, в которой актуализируется приоритетность субъективной духовности воспитанников, ее интеграция с эстетической культурой обучающихся, а также возможность введение в образовательное пространство религиозных Образов и веры детей.

Объектом исследования стала воспитательная деятельность преподавателей дополнительного художественного образования, а предметом - духовно-эстетическое воспитание как система взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе дополнительного художественного образования.

При решении первой задачи - определение концептуальных основ духовно-эстетического воспитания городских детей в процессе дополнительного художественного образования, мы пришли к общему выводу, что в современных условиях массовой культуры системообразующим компонентом для художественного развития обучающихся является духовно-эстетическое воспитание, поскольку традиционно в процессе дополнительного художественного образования доминировали задачи профессиональной ориентации обучающихся. В то же время, как по своему художественному потенциалу (освоение культурных шедевров), так и процессуальным преимуществам (добровольность) оно имеет педагогический резерв, заключающийся в акцентировании внимания педагогов на задачах душевно-эмоционального развития и духовного становления детей. Такое состояние потребовало духовно ориентированного подхода к моделированию духовно-эстетического воспитания.

При решении второй задачи - разработке модели духовно-эстетического воспитания как системы взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе дополнительного художественного образования, основной акцент был сделан на обосновании всех ее компонентов и функциональных связей. При этом были не только согласованы, но и обоснованы цель, задачи, принципы, деятельность преподавателя и художественная деятельность детей, направления и технологии, результат, критерии и показатели, а также этапы духовно-эстетического воспитания.

Это помогло определить системообразующую независимую переменную, которая интенсивно повлияла на появление новых духовно - эстетических новообразований в личности детей. Таким направлением, на наш взгляд, стал педагогически адаптированный религиозный опыт освоения мира, запечатленный в религиозных Образах, поскольку последние являются наиболее значимыми в русской художественной культуре и творческой деятельности обучающихся, в частности.

При решении третьей задачи исследования - обоснование педагогически адаптированного понимания религиозных Образов в качестве актуального направления духовно-эстетического воспитания детей — на констатирующем этапе эксперимента было проведено диагностическое исследование востребованности религиозного опыта, а также проведен анализ существующего художественного образования в данном направлении. Следует отметить, что факты подтвердили актуальность включения данного направления в духовно-эстетическое воспитание детей в процессе дополнительного художественного образования. При этом необходимо помнить, что данная независимая переменная предлагалась наравне со светской духовной ориентацией на Абсолютные ценности, что подтверждало свободу выбора для каждого воспитанника.

Реализация четвертой задачи - выявление критериев и показателей духовно-эстетической воспитанности обучающихся по возрастам с учетом их художественно-эстетической самореализации - потребовало их обоснования, методик диагностики, а также нестандартных подходов к их фиксации, например, цветовой тест Люшера, саморефлексивные методики, использование шедевров художественного искусства в разные возрастные периоды на основе разработанной матрицы.

Гипотеза была подтверждена в процессе внедрения модели духовно - эстетического воспитания детей. Результаты, полученные в ходе пролонгированного эксперимента, показали положительную динамику во всех показателях. Мы пришли к выводу, что в современных условиях системообразующим компонентом для художественного развития обучающихся является духовно — эстетическое воспитание, основной целью которого является гармонизация художественного творчества посредством ориентации на Добро и Истину, реализуемое в задачах: духовное становление, душевно-эмоциональное развитие и художественно-творческая самореализация детей.

Были обоснованы и внедрены педагогические условия: 1) диагностика эстетической культуры и проявленности духовности обучающихся; 2) включение в учебное содержание религиозных Образов в качестве духовного источника художественного образования; 3) опора на духовно смысловое художественное со-творчество педагога и воспитанников; 4) преодоление эстетической дисгармонии городских детей посредством цвето-тональной методики обучения живописи; 5) организация живого общения с истинными художественными произведениями искусства; 6) креативная саморефлексия.

Автор понимает, что в ходе работы не все проблемы были решены, перспективной может стать тема, связанная с поиском новых условий включения другого опыта освоения мира в качестве содержания художественного образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ващенко, Ольга Николаевна, 2008 год

1. Абаренкова, Е. В. Московские частные художественные студии как явление художественной жизни России конца XIX начала XX века : автореф. дис. . канд. искусст. наук / Е. В. Абаренкова. М., 1996. - 23 с.

2. Аблеев, С. Р.; Кузьминская, С. И. Массовая культура современного общества : теоретический анализ и практические выводы электронный ресурс. / С. Р. Аблеев; С. И. Кузьминская. Режим доступа : http://aipe.roerich.com/russian/maskult.htm

3. Абраухова, В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: автореф. дис. . канд. пед. наук. /В. В. Абраухова. Ростов/н/Д., 1997.

4. Азаров, Ю. Студент: возможности личностного роста. / Ю. Азаров. // Высшее образование в России 2002 — №1- С. 50-57.

5. Азархин, А. В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. / А. В. Азархин. Киев, 1990.

6. Азы православия. Составитель редакция газеты «Православный СПб»: Изд-во «Сатисъ». - СПб., 1996. - 86 с.

7. Алексеев, А. И.; Зубаревич, Н. В. Кризис урбанизации и сельская местность России. / А. И. Алексеев, Н. В. Зубаревич. // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. М. : Центр изучения проблем вынужденной миграции в СНГ, 1999. - С. 83-94.

8. Алексеев, Я. Н. Педагогические условия развития творческой личности старших школьников средствами народных художественных промыслов: автор, дис. канд. пед. наук. / Я. Н. Алексеев. Якутск: Якут. гос. ун-т им. М. К. Амосова. - 2006.

9. Антология гуманной педагогики: В. В. Зеньковский. М., 2000.

10. Арановская, И. В. Некоторые методологические аспекты научного исследования по музыкальной педагогике. / И. В. Арановская. // Сборник научных трудов ; под ред. Н. К. Сергеева, А. П. Горячева. Волгоград: Перемена, 1998. - 238 с.

11. Арановская, И. В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании: методологические основы. / И. В. Арановская. Волгоград : Перемена, 2002. - 256 с.

12. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию. Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей. / А. И. Арнольдов. М., 1993.

13. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. / А. Г. Асмолов. - М. : Изд-во «Внешкольник», 1977.

14. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая теория и конструирование миров. / А. Г. Асмолов. М.: Институт практической психологии; Воронеж : МОДЖ, 1996.-768 с.

15. Базалий, Р. В. Духовно-эстетическое воспитание студентов средствами христианского и светского искусства : дисс. . канд. пед. наук. /Р. В. Базалий. Ростов/н/Д., 2005.

16. Банфи, А. Философия искусства. / А. Банфи. М. : Искусство, 1989. -378 с.

17. Барщ, А. Рисунок в средней художественной школе. / А. Барщ. М., 1957.

18. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи. / М. М. Бахтин. М., 1986.

19. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. / М. М. Бахтин. М., 1986. 445 с.

20. Белкин, А. С. Теория и практика витагенного обучения с голографиче-ским методом проекций. / А. С. Белкин. Нижний Тагил : Изд - во НТФИРРО, 1997.

21. Белозерцев, Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. / Е. П. Белозерцев. Волгоград : Изд-во «Перемена», 2000. - 461 с.

22. Бердяев, Н. А. О назначении человека. / Н. А. Бердяев. М., 1993.

23. Бердяев, Н. А. Русская идея. / Н. А. Бердяев. // О России и русской философской культуре. М. : Наука, 1990. - С. 243-271.

24. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. / Н. А. Бердяев. М., 1994. Т.1. - 542 с.

25. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автор. . канд. пед. наук. / В. А. Березина. М., 1998. -22 с.

26. Битинас, Б. Н. Введение в философию воспитания. / Б. Н. Битинас. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. - 141 с.

27. Богомолова, JI. А. Методические рекомендации по диагностике художественно-эстетического направления школ. / JI. А. Богомолова. М : Изд-во Институт общего образования, 1992.

28. Богомолова, JI. А. и др. Проблемы эстетического воспитания подростков. / JI. А. Богомолова. М. : Просвещение, 1994.

29. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. / Д. Б. Богоявленская. М. : ИЦ «Академия», 2002. - 320 с.

30. Борытко, Н. М. Подготовка педагогов дополнительного образования в системе повышения квалификации. / Н. М. Борытко. // Инновационные процессы в учреждениях дополнительного образования: теория и практика. Волгоград, 1999.

31. Борытко, Н. М. Подготовка педагогов дополнительного образования в системе повышения квалификации. / Н. М. Борытко. // Инновационные процессы в учреждениях дополнительного образования: теория и практика. Волгоград, 1999.

32. Борытко, Н. М. Пространство воспитания: образ бытия. / Н. М. Борытко ; науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград : Изд-во «Перемена», 2000. - 225 с.

33. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса. / Ю. В. Бромлей. М. : Наука, 1983.

34. Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография. / Ю. В. Бромлей. М. : Наука, 1973.

35. Бруднов, А. К. Стратегия развития дополнительного образования детей в Российской Федерации в 1993-1996гг. / и до 2000г. / А. К. Бруднов. // Воспитание школьников 1994 - №1.

36. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства. / А. И. Буров. М., 1956.

37. Быкасова, JI. В. Современное художественное образование в Германии: дисс. . канд. пед. наук. / JI. В. Быкасова. Таганрог, 1997. - 207 с.

38. Бычкова, В. В. Русская средневековая эстетика XI- XVII вв. / В. В. Бычкова. М., 1992.

39. Вайнштейн, А. А. Вкус тонкая технология. / А. А. Ванштейн. // Синер-гетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. -М. : Прогресс-Традиция, 2003. - С. 530-546.

40. Величковский, В. М.; Зинченко, В. П.; Лурия, А. Р. Психология восприятия. / В. М. Величковский; В. П. Зинченко; А. Р. Лурия. М. : Изд-во Московского Университета, 1973.

41. Веремеев, А. А. Эстетическая культура личности. / А. А. Веремеев. // Искусство и образование 2004 - №3 (29).

42. Веремеев, А. А. Методологические основы преподавания предметов художественно-эстетического цикла. / А. А. Веремеев. // Искусство и образование 2002 - № 4 (22).

43. Вишневский, Ю. Р.; Ковалева, А. И.; Луков, В. А.; Ручкин, Б. А.; Шапко, В. Т. Практикум по социологии молодежи. / Ю. Р. Вишневский; А. И. Ковалева; В. А. Луков; Б. А. Ручкин; В. Т. Шапко. М. : Социум, 2000. -296 с.

44. Власова, Т. И. Воспитание как духовно-культурный феномен очеловечивания природной сущности человека. / Т. И. Власова. // Славянская педагогическая культура Тирасполь — 2005 - №4 — С. 57-60.

45. Власова, Т. И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. / Т.И. Власова. Ростов/н/Д. : Изд-во РГПУ, 2001. - 64 с.

46. Власова, Т. И. Духовно ориентированная модель современного воспитания. / Т. И. Власова. // Современные модели воспитания в условиях диверсификации образовательного пространства: тезисы участников и программа летней научной школы. Тверь, 2005.

47. Власова, Т. И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике. / Т. И. Власова. // Педагогика 2006 - № 10 - С. 36-43.

48. Власова, Т. И. Духовность человека как предмет русской философии. / Т. И. Власова. Ростов/н/Д. : Изд-во РГПУ, 1998. - 66 с.

49. Власова, Т. И. Духовные ценности как культурологические основания воспитания личности. / Т. И. Власова. // Стандарты и мониторинга образовании. Научно-информационный журнал. М. №2 (23) - 2002 (спецв.). -С. 41-46.

50. Власова, Т. И. Духовные ценности культуры основа нравственного воспитания личности. / Т. И. Власова. // Развитие духовно-нравственной культуры учащихся в условиях школы Человека : сб. науч.-метод. материалов. - Ростов/н/Д., 2002. - 116 с.

51. Власова, Т. И. Классификация базовых систем воспитания: духовно ориентированный подход. / Т. И. Власова. // Известия международной Славянской академии образования им. Я. А. Коменского. Тирасполь - 2005 - №3 - С. 92-98.

52. Власова, Т. И. Принципы модернизации современного образования. / Т. И. Власова. // Школа Человека: моделирование педагогической системы в условиях модернизации образования: сб. науч.-метод. работ. Ростов/н/Д., 2004.-С. 12-15.

53. Власова, Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. / Т. И. Власова. Ростов/н/Д. : Изд-во РГПУ, 1999. - 212 с.

54. Власова, Т. И; Медведев, В. М.; Фоминых, Ю. Ф.; Худякова, М. А. Становление самосознания учащихся. / Т. И. Власова; В. М. Медведев; Ю. Ф. Фоминых; М. А. Худякова. Магнитогорск, 2000. - 600 с.

55. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М. : Владос, 2000. - 272 с.

56. Выготский, Л. С. Психология искусства. / JI. С. Выготский. М. : «Современное Слово», 1998. - 480 с.

57. Гаврюшин, Н. К. Вехи русской религиозной эстетики. / Н. К. Гаврюшин. // Философия русского религиозного искусства. М., 1993.

58. Гегель, Г. Работы разных лет: В 2 т. Т 1. / Г. Гегель. М., 1970.

59. Гегель, Г. Философия духа. / Г. Гегель. М., 1977.

60. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. / Б. С. Гершун-СКИЙ.-М., 1998.

61. Гете, И. Об искусстве. / И. Гете. JL ; М., 1936.

62. Геттнер, А. Европейская Россия. Культурно-политическая география. / А. Геттнер. / Пер. с нем. М., 1909.

63. Гильберт, К.; Кун, Г. История эстетики. / К. Гильберт; Г. Кун. / Пер. с англ. / под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000.

64. Голицын, Г. А. Образ как концентратор информации. / Г. А. Голицын. // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М. : Изд-во «Прогресс- Традиция», 2002. - С. 183-190.

65. Гордиенко, О. Б. Теоретические основы воспитания эстетической культуры старшеклассников: дисс.канд. пед. наук. / О. Б. Гордиенко.1. Ростов/н/Д., 1992.

66. Горький, А. М. Слово к взрослым. / А. М. Горький. // Северное сияние -1919-№1-2.

67. Гофман, А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. /

68. A. Б. Гофман. М. : Наука, 1994.

69. Гумилев, Р. Г. От Руси до России: очерки этнической истории. / Р. Г. Гумилев. М. : Рольф, 2000. - 320 с.

70. Гуревич, П. С. Философия культуры. / П. С. Гуревич. М., 2001.

71. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т.2. /1. B. Даль. М., 2000.

72. Дейнека, А. Учитесь рисовать. / А. Дейнека. М., Просвещение, 1961. -222 с.

73. Жданов, Ю. А. Логика категории культуры. / Ю. А. Жданов. // Материалы Южно- Российской научно-практической конференции «Культура -мощный фактор развития». Ростов/н/Дону, 1997.

74. Житная, И. В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста: дисс. . канд. пед. наук. / И. В. Житная. Ростов/н/Д., 1997.

75. Журкина, А. Я. Самоопределение детей и молодежи в дополнительном образовании. / А. Я. Журкина. // Дополнительное образование 2001-№4.

76. Зеньковский, В. В. История русской философии : В 4-х т. / В. В. Зень-ковский. Л., 1991.

77. Зинченко, В. П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. / В. П. Зинченко. Ростов/н/Д, : РГПУ, 1996. - 126 с.

78. Зись, А. Конфронтации в эстетике. Очерки о природе искусства. / А. Зись. М., 1980.

79. Иванов, С. П. Психология художественного действия субъекта. / С. П. Иванов. Воронеж : Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. - 640 с.

80. Игнатьева, 3. П. Программно методическая работа наркомпроса РСФСР в области эстетического воспитания в школе 1917-1931. / 3. П. Игнатьева. - М., 1964.

81. Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах. М. : Изд-во «Искусство», 1973.

82. Ильин, В. Г. Город: образ, концепт, реальность (социокультурный анализ). / В.Г. Ильин. Ростов/н/Д. : Изд-во Ростовского университета. 2003.-248 с.

83. Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта. / И. А. Ильин. Париж; Москва, 1993.

84. Ильин, И. А. Путь к очевидности. / И. А. Ильин. М. : Республика, 1993. 431 с.

85. Ильин, И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. / И. А. Ильин. М., 1993.

86. Ильина, В. И. История искусств. / В. И. Ильина. М. : Высшая школа, 2000. - 125 с.

87. Ионин, JI. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. / JI. Г. Ионин. М., 2000. - 432с.

88. Исследование художественных интересов школьников / Под. ред. В. Квятковского, Ю. У. Фохт-Бабушкина. М., 1974.

89. История иконописи: Истоки. Традиции. Современность. 6-20 века / JI. М. Евсеева, Н. И. Комашко, М. М. Красилин и др. М. : АРТ-БМБ, 2002. -287 с.

90. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. / Под ред. А. И. Пискунова. М. : ТЦ Сфера, 2001.-512 с.

91. История русского искусства. В 3 т. Т.1 / Под ред. И. В. Рязанцева; НИИ теории и истории изобраз. искусств акад. художеств СССР. М. : Изобразительное искусство, 1991. - 508 с.

92. История художественного образования в России. — М. : Изд. дом РАО, 2003.

93. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. Т. I. М. : Изд-во «Искусство», 1962.

94. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. II, М. : Изд-во «Искусство», 1964.

95. Каган, М. С. Культура как предмет философского системного анализа. / М. С. Каган. // Наука о культуре: итоги и перспективы. Научн. информ. сб. Выпуск 1. М. : Изд-во РГБ, 2000. - 60 с.

96. Каган, М. С. Морфология искусства. / М. С. Каган. JL, 1972.

97. Каган, М. С. Философская теория ценностей. / М. С. Каган. СПб. : ТО-ОТК «Петрополис», 2000. - 205 с.

98. Каган, М. С. Человеческая деятельность, опыт системного анализа. / М. С. Каган. М. : Политиздат, 1974.

99. Каган, М. С. Эстетика как философская наука. / М. С. Каган. СПб. : ТОООТК «Петрополис», 1997. - 544 с.

100. Казилов, Г. Н. Художественно-эстетическое образование будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры: дисс. . докт. пед. наук. / Г. Н. Казилов. Ростов/н/Д., 2000. - 346 с.

101. Кайсаров, А. С.; Глинка, Г. А.; Рыбаков, Б. А. Мифы древних славян. Ве-лесова книга / Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. Саратов : Надежда. 1993.-320 с.

102. Калошина, И. П. Психология творческой деятельности. / И. П. Калошина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, - 2003. - 431 с.

103. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве. / В. В. Кандинский. М., 1992.

104. Кант, И. Сочинения. Т.4. / И. Кант. М., 1966.

105. Каптеров, П. Ф. Об эстетическом развитии и воспитании: избр. пед. соч. / П. Ф. Каптерев. М., 1976. - 173 с.

106. Квятковский, Е. В. Современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. / Е. В. Квятковский. // Опыт разработки концепций воспитания: Часть 2. Ростов/н/Д : Изд-во РОИ-УУ, 1993.

107. Киященко, Н. И. О программе «Эстетика жизни». / Н. И. Киященко. // Эстетическое воспитание 2002 - №5/6.

108. Киященко, Н. И.; Лейзеров, Н. Л. Сущность прекрасного. / Н. И. Киященко; Н. Л. Лейзеров. М. : Изд-во «Молодая гвардия», 1977.

109. Климова, JI. Ю. Игра как педагогическая технология художественногообразования детей: автореф.канд. пед. наук. / JI. Ю. Климова. 1. Ижевск, 2003.

110. Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность как феномен социального образования. / А. С. Ковальчук. Ростов/н/Д. : Изд-во Ростовского университета, 2005. - 160 с.

111. Коган, JL И. Рабочий класс России и историческая судьба народной культуры. / JI. И. Коган. // Вопросы истории и историографии социальной культуры. М., 1987.

112. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмаль-ной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. / И. А. Колесникова. СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2001. - 288с.

113. Колодяжная, Т. В. Педагогические условия развития духовно эстетической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка. / Т. В. Колодяжная. — Ростов/н/Д. : Изд-во «Рост^здат», 2007. - 144 с.

114. Командышко, Е. Ф. Развитие культурно-творческой инициативы у старшеклассников в эстетическом образовании: автореф. . канд. пед. наук. / Е. Ф. Командышко. / Ин-т худож. образования РАО. М., 2002.

115. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. / А. В. Костина. М. : КомКнига, 2006. - 352 с.

116. Крылова, Н. Б.; Печко, JI. П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, ВУЗ. / Н. Б. Крылова; JI. П. Печко. -М. : Изд-во «Знание». 1986.

117. Кудина, Г.; Мелик-Пашаев, А.; Новлянская, 3. Как развивать художественное восприятие у школьников. / Г. Кудина; А. Мелик-Пашаев; 3. Новлянская. М., 1988.

118. Кудрявцев, М. Русский храм. / М. Кудрявцев. // Курьер ЮНЕСКО — январь- 1991.

119. Кудряшова, А. Н. Педагогический диалог православных воспитательных традиций и отечественной системы светского образования: автореф.канд. пед. наук. / А. Н. Кудряшова. Ростов/н/Д. : РГПУ, 2006. 24 с.

120. Кузнецова, Л. Становление и развитие идеала гармоничной личности. / Л. Кузнецова. // Воспитание школьников 2002 - №4 - С. 53-55.

121. Лаппо, Г. М.; Полян, П. М. Новые тенденции в изменении геоурбанистической ситуации в России. / Г. М. Лаппо; П. М. Полян. // Изв. РАН: Серия география 1996 - № 6 - С. 21-24.

122. Лаппо, Г. М. Исчезнувшие города на территории России. / Г. М. Лаппо. // Проблемы расселения: история и современность. М., 1997.

123. Левикова, С. И. Молодежная субкультура. / С. И. Левикова. М. : ФА-ИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с.

124. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. / Леонардо да Винчи. М., 1935.

125. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев М. : Политиздат, 1975. - 304 с.

126. Липский, В. Н. Эстетическая культура и личность. / В. Н. Липский. М. : Знание, 1987. - 128 с.

127. Лисаковский, И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. / Лисаковский И. Н. М. : Изд-во РАГС, 2002. - 240 с.

128. Лисовский, В. Г. Академия художеств. / В. Г. Лисовский. СПб. : ООО «Алмаз», 1997. - 192 с.

129. Лосев, А. Ф. Эстетика. / А. Ф. Лосев. // Филос. энциклопедия. Т. 5. М., 1970.

130. Лотман, Ю. М. Статьи по технологии культуры. / Ю. М. Лотман. Тарту, 1970.- 189 с.

131. Максимов, О. Г. Рисунок в профессии архитектора. / О. Г. Максимов. -М. : «Стройиздат», 1999. 379 с.

132. Максяшин, А. С. Развитие региональной системы художественного образования. / А. С. Максяшин. // Искусство и образование 2004 - №2 (28).

133. Малахов, В. А. Культура и человеческая целостность. / В.А. Малахов. -Киев : Наукова дума, 1984.

134. Маркарян, Э. С. Очерки теории культуры. / Э. С. Маркарян. М., 1969.

135. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука (Логико методологический анализ). / Э. С. Маркарян. М., 1983.

136. Маркова, Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции: дисс. . канд. культ, наук. / Г. И. Маркова. М., 1996.

137. Мастера искусства об искусстве. Т.З. М., 1967.

138. Машбиц, Я. Г. Комплексное страноведение. / Я. Г. Машбиц. Смоленск : Изд.-во СГУ. 1998.

139. Медведева, О. П. Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования: на материале деятельности дизайн-студии: автореф. . канд. пед. наук.' / О. П. Медведева. Ростов/н/Д., 2003.

140. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание в системе дополнительного образования. / Э. И. Медведь. М. : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 48 с.

141. Медынский, Е. Н. Методы внешкольной работы. / Е. Н. Медынский. М. : Книгоиздательство «Наука», 1918. - 171с.

142. Медынский, Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Т.1. / Е. Н. Медынский. М. : Государственное издание. 1925. - 140 с.

143. Межуев, В. М. Культура и история. / В. М. Межуев. М., 1977.

144. Методологические проблемы эстетического воспитания. — Свердловск, 1974.

145. Мещерякова, Б. Г.; Зинченко, В. П. Большой психологический словарь. / Б. Г. Мещерякова; В. П. Зинченко. СПб. : «Прайм-ЕВРОЗНАК», М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2004. - 666 с.

146. Мировоззрение и эстетическая направленность личности. / АН УССР Институт философии. / Отв. ред. В. П. Михалев. — Киев : Наукова дума, 1990.

147. Миролюбова, JI. Р. Вещная среда как феномен культуры. / Л. Р. Миро-любова. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1986. - 216 с.

148. Михалев, В. П. Видовая эстетика и синтез искусств. / В. П. Михалев. Киев, 1983.

149. Молева, Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. / Н. М. Моле-ва. М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 176 с.

150. Молева, Н. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. / Н. М. Молева. М. : Изд-во «Искусство», 1956. - 519 с.

151. Молева, Н. М. Русская художественная школа первой половины XIX века. / Н. М. Молева. М. : Изд-во «Искусство», 1963. - 576 с.

152. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время». / А. В. Мудрик. М., 1991.

153. Назарова, Л. Д. Фольклорная арттерапия. / Л. Д. Назарова. СПб: : Речь, 2002. - 240 с.

154. Народное искусство России в современной культуре. М. : «Коллекция М», 2003. - 256 с.

155. Народное искусство: прошлое и современность. Материалы Всеросс. на-уч.-практ. конф. Смоленск : СГПУ, 2002. - 196 с.

156. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. / Б. М. Неменский. М. : Просвещение, 1981. - 192 с.

157. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. / Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 2007. - 255 с.

158. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания. / Н. Д. Никан-дров. // Педагогика 1998 - №3 - С. 3-10.

159. Никитич, Л. А. Эстетика. / Л. А. Никитич. М., 2003.

160. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. — 16-е изд., испр. М. : Русский язык, 1984. - 797 с.

161. Олесина, Е. П. Педагогические условия совершенствования художественно-эстетического сознания учителя художественной культуры: дисс. . канд. пед. наук. / Е. П. Олесина. М., 2004. - 189 с.

162. Основы теории художественной культуры. / Под общ. ред. JI. М. Мосоловой. СПб. : Изд-во «Лань», 2001. - 288 с.

163. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя. / Под ред. Н. А. Кушаева. М. : Просвещение, 1983.

164. Педагогика искусства в школе. М., 1982.

165. Петрусенко, П. Г. Рисунок гипсовой головы человека: методические указания / П. Г. Петрусенко. Ростов/н/Д. : РАИ, 1999. - 24 с.

166. Плохова, М. Г. Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917 1967): автореф. . докт. пед. наук. / М. Г. Плохова. - М., 1989.

167. Психология художественного творчества. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск : Харвест, 1999. 752 с.

168. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М., 1990.

169. Проблемы эстетики. Сборник статей / Под. ред. В. Ф. Берестнева. М. : Изд- во АН СССР, 1958.

170. Проблемы эстетического воспитания подростков. М. : Новая школа. 1994.

171. Разумный, В. А. Художественная педагогика. / В. А. Разумный. М., 1999. - 75 с.

172. Рождественская, Н. В. Психология художественного творчества. / Н. В. Рождественская. СПб., 1995. - 325 с.

173. Ростовцев, Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. / Н. Н. Ростовцев. М. : Изобразительное искусство, 1983. - 286 с.

174. Руденко, В. А. Духовность и образование в современной России. / В. А. Руденко. Ростов/н/Д. : Изд-во ПИ ЮФУ, 2007. - 208 с.

175. Руссо, Ж. Ж. Избранные сочинения: Т.1. / Ж. Ж. Руссо. М., 1961.

176. Самохвалова, В. О ценностной составляющей эстетической культуры. / В. Самохвалова. // Эстетическое воспитание — 2001- №3.

177. Семашко, А. Н.; Сунна, У. Ф. Развитие эстетической культуры молодёжи. / А. Н. Семашко; У. Ф. Сунна. М.: Знание, 1980.

178. Семенов-Тян-Шанский, В. П. О могущественном территориальном владении применительно к России (очерки политической географии). / В. П. Семенов-Тян-Шанский. Пг., 1915.

179. Сериков, В. В. Воспитание эстетического вкуса. / В. В. Сериков. // Общая педагогика: избранные лекции. Волгоград : Изд-во «Перемена», 2004.-С. 144-160.

180. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования. / В. И. Слободчиков. Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. - 272 с.

181. Слободчиков, В. И.; Громыко, Ю. Российское образование: перспективы развития. / В. И. Слободчиков; Ю. Громыко. // Директор школы 2000 -№2 -С.3-13.

182. Слободчиков, В. И.; Исаев, Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. / В.И. Слободчиков; Е. И. Исаев. -М. : «ШКОЛА-ПРЕСС», 1995.-384 с.

183. Смольянинов, И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания: Книга для учителя. / И. Ф. Смольянинов. М. : Просвещение, 1984.

184. Соколов, Э. В. Культура и личность. / Э. В. Соколов. Л., 1972.

185. Соловьев, А. М. Основные понятия о рисовании с натуры. Школа изобразительного искусства. В 9 выпусках, выпуск 1. / А. М. Соколов. М. : Изд-во Академии Художеств СССР, 1960.

186. Соловцова, И. А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии : учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. Волгоград : Изд-во ВГИПКРО, 2004. - 160 с.

187. Соловьев, А. М. Учебный рисунок. / А. М. Соколов. М., 1953. - 245 с.

188. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. / В. С. Соловьев. М., 1995.

189. Соловьев, В. С. Собрание сочинений: В 2 т. / В. С. Соловьев. М., 1988.

190. Соловьев, В. С. Философия искусства и литературная критика. / В. С. Соловьев. М., 1991.

191. Спиркин, А. Г. Философия. / А. Г. Спиркин. М., 2001.

192. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников. М. : АПН СССР НИИ художественного воспитания, 1989.

193. Сунягин, Г. Ф. Что такое эстетическая культура. / Г. Ф. Сунягин. // Эстетическая культура советского человека. Л., 1976.

194. Суханова, Т. А. Педагогические условия развития эстетических вкусов учащихся в образовательной области «Искусство»: автореф. канд. пед. наук. / Т. А. Суханова. СПб., 2002.

195. Сухомлинский, В. А. Сердце отдано детям. / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. школа, 1984.

196. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. / Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2004. 420 с.

197. Тихонов, С. В.; Демьянов, В. Г.; Подрезков, В. Б. Рисунок. / С. В. Тихонов; В. Г. Демьянов; В. Б. Подрезков. М. : Стройиздат, 1983. - 294 с.

198. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. / В. Н. Топоров. М., 1995.

199. Ушинский, К. Д. Родное слово. / К. Д. Ушинский. Новосибирск, 1994.

200. Ушинский, К. Д. Три элемента школы. / К. Д. Ушинский. // Собр. соч. в 2 т. -М.-Л., Т. 1.

201. Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности социального становления ребенка. / Д. И. Фельдштейн. // Советская педагогика 1989 -№5.

202. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. / Д. И. Фельдштейн. М., 1989.

203. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

204. Флоренский, П. А. Иконостас. / П. А. Флоренский. // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М. : «Прогресс» 1993. С. 265-280.

205. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность). / Ю. У. Фохт-Бабушюш. М. .•Знание, 1982. - 112 с.

206. Франк, С. Л. Духовные основы общества. / С. Л. Франк. М. : Республика, 1992.-511 с.

207. Фришман, И. И. Методика работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / И. И. Фришман. М. : Издательский центр «Академия», 2001.- 160 с.

208. Хилько, Н. Ф.; Шаров, А. С. Развитие творческого потенциала молодежи в контексте социокультурных доминант городской среды. / Н. Ф. Хилько; А. С. Шаров. // Вестник РГНФ 2001 - №3.

209. Хрисанова, Е.; Сергеева, Н. Артпедагогика в системе современного вос-питания./Е. Хрисанова; Н. Сергеева.//Народное образование 2003 - №7.

210. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск : Министерство культуры РСФСР, АПН СССР, Новосиб. гос. консерватория, 1989.

211. Художественная культура и гуманизация образования: межвузовский сборник научных трудов. СПб. : Образование, 1992.

212. Художественная культура: понятия и термины. М. : Знание, 1978. 208с.

213. Цукерман, В. С. Народная культура как социальное явление: дисс. . канд. фил. наук. / В. С. Цукерман. Свердловск, 1984.

214. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор. / К. В. Чистов. JI. : Наука, 1986.

215. Чубанова, Н. В. Рисунок (Рисунок фигуры человека): Практикум. / Н. В. Чубанова. Ростов/н/Д. : РАИ, 1992. - 113 с.

216. Чумичева, Р. М. Взаимодействие искусств в формировании старшего дошкольника. / Р. М. Чумичева. Ростов/н/Д., 1995. - 272 с.

217. Шендрик, А. И. Теория культуры. / А. И. Шендрик. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-519 с.

218. Шпет, Г. Г. Сочинения. / Г. Г. Шлет. М., 1989.

219. Энциклопедический словарь по культурологии. М. : Центр, 1997.

220. Энциклопедия. Культурология XX век. Т.2. СПб., 1998.

221. Эстетика окружающей среды и повседневной жизни. // Эстетика, искусство, человек (о судьбах буржуазного искусства). М. : Изд-во «Наука». 1977. - 343 с.

222. Эстетика. Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М. : Политиздат, 1989.-447 с.

223. Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник ИХО РАО. М., 2002.

224. Эстетическая культура / Под ред. Н. И. Киященко. М., 1996.

225. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983.

226. Юсов, Б. П. Пространство культуры и духовное развитие ребенка. / Б. П. Юсов. М., 1999.

227. Якобсон, П. Н. Проблемы художественного творчества. / П. Н. Якобсон. -М., 1972.-70 с.

228. Яковлев, Б. Я. Рисование как общеобразовательный предмет. / Б. Я. Яковлев. М., 1896.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.