Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв.: На примере церковноприходских школ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Агафонова, Галина Зиновьевна

  • Агафонова, Галина Зиновьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 197
Агафонова, Галина Зиновьевна. Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв.: На примере церковноприходских школ: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 2006. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Агафонова, Галина Зиновьевна

Введение.

Глава 1.Теоретические основы духовно-нравственных традиций отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв.

1.1. Православные воспитательные традиции как основа формирования личности в отечественной педагогике.

1.2. Особенности отечественного воспитания как целостного явления духовной жизни в русской религиозно-философской мысли

1.3. Идея духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в учениях выдающихся педагогов второй половины XIX-начала XX вв.

Глава 2. Особенности обучения и воспитания в учебных заведениях России второй половины XIX - начала XX вв. (на примере церковноприходских школ чувашских уездов Казанской 1убернии).

2.1. Педагогические концепции о духовно-нравственной ориентации личности в церковноприходских школах.

2.2. Церковноприходская школа в системе народного образования

2.3. Содержание, методы, формы обучения и воспитания детей в церковноприходской школе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв.: На примере церковноприходских школ»

Актуальность и постановка проблемы. В условиях новых экономических, политических, социальных преобразований наблюдается падение нравов, искажение и подмена нравственных ориентиров, потеря ценностей как в общественном, так и личностном смысле человеческой жизни. Одна из глубинных причин этого явления - отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиций и веры. В связи с этим духовный компонент признается значимым и важнейшим фактором бытия всех сфер жизнедеятельности социума. Необходимость поиска путей духовного возрождения общества требует обращения к духовно-нравственным традициям отечественного образования.

Высокие духовные национальные ценности бытия, такие как любовь к Отечеству, забота о ближних, самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим - характерные составляющие русской православной культуры. В ее основе лежит тысячелетний опыт православной веры, которая и являлась фундаментом дореволюционного отечественного образования. Православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает прежде всего духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

Духовная сущность человека, возвышающая его над всем другим биологическим миром, его предназначение и смысл жизни, забота о воспитании и собственном духовном развитии, образование и подготовка к достойному вступлению в общественную жизнь всегда были предметом исследования в дореволюционной российской педагогике, опирающейся на православную традицию, в которой категории духовности и нравственности являлись базовыми. Некоторые из этих положений легли в основу Национальной доктрины образования Российской Федерации, провозгласившей приоритет духовного, нравственного начала в образовании, поддержку и развитие национально-культурных, регионально-культурных и религиозных традиций в условиях многонационального государства.

На протяжении долгого времени проблемы воспитания и обучения в нашей стране рассматривались без учета духовного аспекта образования. Сегодняшний опыт убеждает в необходимости внесения в содержание образования духовно-нравственных традиций отечественного образования, святоотеческого наследия, переосмысления исторически сложившихся духовно-нравственных форм обучения, воспитания, антропологических знаний Православной церкви как составляющей мировой истории. Однако следует отметить, что до сих пор эти истины остаются непризнанными научной педагогической мыслью и оказываются неучтенными в построении учебно-воспитательного процесса, который ослабляется без знания истинной природы человека, без учета взаимосвязи духовного становления личности с психофизическим развитием, без уяснения значения духовного образца жизни для формирования нравственных основ развития человека (73,6).

В современных условиях, когда образование находится в состоянии духовного кризиса, нарастания тенденций к отрицанию отечественной культуры и предпочтения зарубежного педагогического опыта, считаем целесообразным более тщательное изучение традиций отечественного образования второй половины XIX - начала XX вв., основанных на духовно-нравственном мировоззрении. В связи с этим возникает необходимость в осмыслении и обобщении духовного аспекта воспитания в педагогическом наследии просветителей-подвижников, в исследовании их роли в создании народной сельской школы, в анализе педагогического опыта, накопленного Русской Православной церковью в области образования указанного периода.

Стремление восстановить утраченные позиции в отношениях нравственности к семье, своему народу, укрепление гражданственности, патриотизма; разработка концепции образования, направленной на воспитание подрастающего поколения в любви к Родине, уважении духовных традиций и православной веры как фундамента общенациональных ценностей; использование школой церковных положений, идей в воспитательном процессе оказываются не только крайне важными, но и наиболее интересными проблемами в истории педагогики.

Духовно-нравственные традиции отечественного образования второй половины XIX и начала XX вв. определялись священными понятиями, раскрывавшими духовную сущность нации: семья, Родина, народ, нравственность, традиции, вера, духовность, духовная культура в целом. Задача современного образования заключается в укреплении в сознании молодого поколения именно этих понятий, при этом очень важно обращение к опыту использования школой духовных традиций воспитания, накопленных предшествующими поколениями. История русского народа имеет глубокие духовные корни в национальных традициях, его нравственная и культурная жизнь во многом связана с Божественным Миром (5, 6, 14, 19, 25, 31, 34, 42, 43, 45, 50, 79, 80, 82, 91, 119, 121, 133, 134, 157). Это проявлялось во всех особенностях уклада жизни русского народа и в характере русского человека, отличавшегося религиозностью, благонравием, добросердечием, бескорыстием, сострадательностью, жертвенностью во имя блага ближнего, преданностью семье, любовью к Родине.

Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, возможностью поиска и реализации новых концепций образования, которые соответствовали бы потребностям современного развития общества, а с другой - необходимостью обращения сегодняшней российской педагогики к изучению собственного исторического опыта: духовно-нравственных, историко-культурных, национальных корней, традиций, особенностей и уклада жизни русского народа. Неотъемлемая часть этого опыта - укорененное в культурной отечественной традиции и поэтому естественно-органичное соединение педагогики и религии (Д.С. Лихачев). Практическое использование теоретических положений, норм, принципов православного воспитания (шире образования) в рамках светской педагогики позволяет целостно осмыслить и адекватно решить многие насущные проблемы.

Аксиологическим основам изучения духовно-нравственной направленности воспитания подрастающего поколения посвящены труды великих русских педагогов К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, СЛ. Рачинского, философов А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, литературных классиков Н.М. Карамзина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, общественных и государственных деятелей В.В. Розанова, К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова, C.JI. Франка и др., церковных деятелей Феофана Вышенского (Г. Говорова), Фаддея (И. Успенского), Иоанна Кронштадтского (И. Сергиева), Филарета (В. Дроздова) и др.

Благодаря изысканиям современных исследователей Е.П. Белозерцева, JI.A. Беляевой, Е.И. Исаева, В.И. Косина, Н.Д. Никандрова, Г.И. Петраковой, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова российская педагогика ориентируется на продолжение и развитие собственной духовной традиции, предполагающей следование в педагогической деятельности идеям, целям и нормам православного воспитания. Важные аспекты духовного воспитания отражены в исследованиях М.Б. Багге, Н.М. Белых, А.Н. Джуринского, В.М. Меньшикова, А.А. Корзинкина, В.Н. Руднева, Н.П. Рязанцевой, М.Е. Стародубцевой, Л.В. Суровой, Э.А. Чурсиной, Т.В. Скляровой и др.

Несмотря на то, что в последнее время в процессе продолжающегося реформирования образования поднимается вопрос о духовном мире человека, о необходимости духовного воспитания в светском понимании (К.А. Абульхано-ва-Славская, И.Ф. Исаев, И.Б. Котова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), идея обращения к духовно-нравственным традициям в обучении и воспитании остается на втором плане, хотя и декларируется в разных государственных документах, определяющих реформирование содержания образования.

Сохранение и развитие духовно-нравственных традиций, исторически сложившихся и проверенных временем, предполагают глубокий анализ возникшей социально-педагогической ситуации, учет передового педагогического опыта, использования научно-педагогического фонда, накопленного не только отечественной светской, но и в полной мере православной культурой. Неразработанность и отсутствие в целостной теории воспитания концептуальных идей, основанных на духовно-нравственных традициях отечественного образования, сдерживают возрождение школы, соответственно снижают уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Все вышеизложенное позволило определить тему исследования: «Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв. (на примере церковноприходских школ)».

Проблема исследования:

Каковы условия становления и развития духовно-нравственных традиций отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв.?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - отечественное начальное образование второй половины XIX - начала XX вв.

Предмет исследования - духовно-нравственные традиции отечественного начального образования исследуемого периода.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предпринята попытка решить следующие задачи:

1. Рассмотреть православные воспитательные традиции как основу формирования личности в системе отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв.

2. Выявить условия становления и развития духовно-нравственных традиций отечественного начального образования исследуемого периода.

3. Раскрыть особенности церковноприходской школы как школы, отличной от других типов, основанной на создании качественно нового уклада школьной жизни с опорой на духовно-нравственные традиции в воспитании.

Методологической основой исследования являются философские положения о развитии, всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений, процессов окружающего мира, взаимосвязи религии, педагогики и философии; понимание религиозных ценностей как аксиологической составляющей мировоззрения человека и ее важной исторической роли в развитии воспитания и образования; о целостности и иерархичности духовной, психологической, биологической и социальной сущности человека. Исследование базируется на принципах единства логического и исторического, системного и целостного, теоретического и эмпирического, последовательности, объективности в изучении исторического прошлого.

Методы исследования: сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, позволяющие диалектически осмыслить прошлое, раскрыть сложность и противоречивость отечественного образования; логико-теоретический анализ богословских трудов, методы систематизации и обобщения выявленных исторических фактов, архивных материалов, литературных и публицистических источников.

Источники исследования: философские и педагогические произведения отечественных авторов второй половины XIX - начала XX вв.; труды Святых Отцов и Учителей Церкви догматико-нравственного характера; «Библия. Книги Ветхого и Нового Завета», жития Святых, православный молитвослов, Псалтырь; философская, психологическая, педагогическая литература по религиозно-нравственной проблематике; учебно-программная документация Училищного совета при Св. Синоде; материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), центральных государственных архивов Чувашской Республики (ЦГА ЧР), Республики Татарстана (ЦТ А РТ). Важной базой исследования стали архивные документы фондов № 228, № 230 ЦГА ЧР «Отчетные сведения церковноприходских школ» в чувашских селениях Казанской губернии, журналы заседаний, школьные листки ЦПШ, отчеты Казанского Епархиального училищного совета и его отделений; историко-статистические источники, материалы периодических изданий указанного периода: «Народное образование», «Церковноприходская школа», «Руководство для пастырей», «Известия по Казанской Епархии», «Губернские ведомости».

Значительное влияние на формирование познавательной и мировоззренческой позиции автора оказали труды деятелей русской церкви Иоанна Кронштадтского, Феофана, Вышенского Затворника и др., русских философов христианско-православной ориентации: B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, В.В. Зень-ковского, К. Н. Леонтьева, Н.О. Лосского и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- раскрыта сущностная ценность православных традиций как основы дореволюционного отечественного начального образования (любовь к Богу и ближнему, стяжание Святого Духа, почитание родителей и старших, труд по совести, доброе отношение к людям, патриотическое отношение к Родине);

- обоснована идея необходимости использования теоретико-богословских педагогических канонов в становлении и развитии религиозного воспитания и образования в России второй половины XIX - начала XX веков.;

- конкретизированы отдельные теоретические положения просветителей XIX-XX вв., касающиеся духовно-нравственного воспитания учащихся церковноприходских школ России (идея духовности как главное основание российской традиции воспитания и образования; идея религиозного влияния как важнейший фактор духовно-нравственного воспитания; создание своей национальной школы, учитывающей многовековой опыт российского государства; целенаправленное воспитание детей через обучение, создание целостной системы педагогического воздействия на формирование духовно-нравственных мировоззренческих установок подрастающего поколения; идея сохранения своих национальных, семейных традиций, исторического прошлого страны; идея взаимосвязи трудового и духовно-нравственного воспитания);

- определены специфические особенности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в церковноприходских школах России исследуемого периода (установление оптимального соотношения в учебном процессе духовно-нравственного воспитания и умственного развития детей; направленность воспитания на развитие у них внутреннего духовного мира, душевных способностей; воспитание деятельного стремления к добру и правде, чувства преданности и любви к Отечеству и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты обогащают теоретические положения педагогической науки о духовных основах отечественного начального образования. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения на основе православных традиций и могут служить базой для дальнейшей разработки данной проблемы. Теоретические положения, выводы и обобщения, полученные в процессе работы, могут применяться в анализе ряда фундаментальных проблем педагогики как - то: содержание образования, организация духовно-нравственного воспитания, методы и формы обучения и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование его результатов способствует совершенствованию процесса формирования основ духовно-нравственной культуры как обучающихся, так и обучающих. Материалы исследования могут стать основой проектирования спецкурсов и спецсеминаров по педагогике, истории педагогики, философии и истории образования, истории религий в разнотипных образовательных учреждениях, в с системе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Российская педагогика второй половины XIX - начала XX вв. опиралась на православные традиции, которые, являясь духовной основой отечественного начального образования и воспитания, оказали влияние на способы постановки и пути решения педагогических проблем. Духовные основы традиционной российской педагогики изначально представлены в трудах деятелей (святых отцов) русской церкви. В их педагогических воззрениях обобщены традиции христианского воспитания с применением духовного мировоззрения как основополагающего фактора воспитания.

2. Под духовно-нравственными традициями мы понимаем те особенности, характерные черты духовной жизни русского народа, которые формировались на протяжении тысячелетнего православного уклада жизни и выражаются в следующих ценностях: любви к Богу и ближнему, почитании родителей и старших, труде по совести, добром отношении к людям, патриотическом отношении к Родине, глубокой искренности, разумности всех жизненных проявлений, презрении к неразумным животным проявлениям низшей части естества, жизненной установке на самопожертвование, на служение Богу, Отечеству. Традиции отечественного начального образования обусловлены спецификой православного образа жизни, особенностями русского мироощущения, творческой культурно-исторической деятельностью народа, направленными на преобразование духовных ценностей.

3. Условиями становления и развития духовно-нравственных традиций в отечественном начальном образовании второй половины XIX - начала XX вв. являются:

- ориентация в образовании и воспитании подрастающего поколения на традиционные ценности русского народа: православную религию и церковь;

- единство русской православной церкви и начальной школы в деле духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся;

- разработка русскими религиозными мыслителями и деятелями церкви (святыми отцами) теоретических основ духовного образования;

- реализация духовно-нравственных традиций в содержании начального образования через создание сети общедоступных начальных школ, в частности церковноприходских.

4. Церковноприходские школы, направленные на начальное образование и воспитание народа, сельского крестьянства, были самыми распространенными в последней четверти XIX - начала XX вв. В них обучение и воспитание детей осуществлялось на основе православной педагогики. Именно в этом типе школ наиболее успешно сочеталась идея интеграции духовно-нравственного и умственного воспитания с опорой на исторические, религиозные, нравственные, культурные традиции русского народа, на общечеловеческие христианские заповеди. Церковноприходская школа формировала у детей мировоззрение, основанное на духовных и нравственных ценностях православия: любви к Богу и ближнему, стяжании Святого Духа, почитании родителей и старших, труде по совести, добром отношении к людям, патриотическом отношении к Родине. Представляя общеобразовательное учреждение для простого народа, народная школа была основанием всему образованию. Она была ориентирована не только на достижение образовательных целей, но и на духовно-нравственное становление детей, на их внутренний рост в данном направлении.

Достоверность результатов исследования обеспечена его методологической обоснованностью, использованием комплекса методов, адекватных его целям и задачам; использованием историко-педагогических и архивных материалов; соотношением полученных результатов диссертации с современными научными положениями педагогической науки.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора, освещались в выступлениях на республиканской научно-практической конференции «Рождественские чтения - 2004» (Чебоксары 2004), на XII Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань - Йошкар-Ола 2004), на межрегиональной научно-практической конференции «Воспитание гуманности у учащейся молодежи в сфере межличностных межнациональных отношений: вопросы теории и практики» (Чебоксары 2006), на международных научно-практических конференциях «Религиозный фактор в Восточной Европе: история и современный контекст» (Чебоксары 2004), «Цивилизации народов Поволжья и Приуралья: проблемы истории и геополитики» (Чебоксары 2006), «Духовно-нравственное просвещение и воспитание молодежи: история и современность» (Чебоксары 2006) и др., на заседаниях кафедры педагогики и психологии ФГОУ ВПО «ЧТУ им. И.Н. Ульянова».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Агафонова, Галина Зиновьевна

Заключение

В современных условиях перехода человечества на новый виток эволюционного развития от человека разумного к человеку духовному возникает потребность в возрождении истинно духовных ориентиров. Первостепенная роль в обеспечении этого процесса отводится образованию. В связи с этим в данном исследовании проанализированы традиции отечественного образования второй половины XIX - начала XX вв., основанные на духовно-нравственном мировоззрении. Проведенное теоретическое историко-педагогическое исследование позволяет сделать ряд выводов, характеризующих отечественную школу и традиционную педагогику исследуемого периода, в основе которых лежал тысячелетний опыт православной веры.

1. Отечественное начальное образование второй половины XIX - начала XX вв. опиралось на духовно-нравственные традиции. Под традициями нами понимаются элементы социального и культурного наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах в течение длительного времени. В качестве традиций мы рассматриваем православные основы народной организации жизни, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, опыт и знания, особенности ценностного отношения к миру.

2. Под духовно-нравственными традициями мы понимаем те особенности, характерные черты духовной жизни русского народа, которые формировались на протяжении тысячелетнего православного уклада жизни и выражаются в следующих ценностях: любви к Богу и ближнему, почитании родителей и старших, труде по совести, добром отношении к людям, патриотическом отношении к Родине, глубокой искренности, разумности всех жизненных проявлений, презрении к неразумным животным проявлениям низшей части естества, жизненной установке на самопожертвование, на служение Богу, Отечеству. Традиции отечественного начального образования обусловлены спецификой православного образа жизни, особенностями русского мироощущения, творческой культурно-исторической деятельностью народа, направленными на преобразование духовных ценностей.

3. Духовные основы традиционного отечественного начального образования изначально представлены в трудах деятелей (святых отцов) русской церкви. В педагогическом наследии таких просветителей-подвижников, как Феофана, Вышенского Затворника, Иоанна Кронштадтского, Фаддея Успенского и др. обобщены традиции христианского воспитания, осмыслены основы духовного аспекта образования. Анализ их теоретических подходов позволяет утверждать, что духовно-нравственное начало в отечественном образовании формировалось под влиянием ценностей православных традиций, которые проявлялись в идеях святости, соборности, почитания Божественного. Отсюда следует, что в православной традиции упор делается на духовное образование Духом Святым. Духовное образование - путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения в процессе постоянного общения человека с Богом, принятия особой жизненной позиции, для которой характерны жертвенность, упование на ценности нематериального мира. Несмотря на то, что теория и практика православного воспитания исторически сложились в России, именно в рассматриваемый период страна оказалась перед историческим выбором пути развития, перед необходимостью сохранения национальной самобытности, формирования на основе православных традиционных ценностей духовно-нравственной системы взглядов и идеалов в образовании.

4. Изыскания русских религиозных философов, исследовавших особенности отечественного воспитания как целостного явления духовной жизни на почве русской исторической действительности, позволяют выявить своеобразие российского воспитания, его характерные, постоянно повторяющиеся черты-константы: духовность, традиционность, открытость. Главная заслуга русских религиозных мыслителей в том, что они осуществили не только возрождение святоотеческих идей, но и поворот философско-педагогической мысли в сторону исследования проблем духовно-нравственного совершенствования целостной личности.

5. Анализ исторического материала и фактов дает основание судить о том, церковноприходская школа представляла собой исторически сложившийся тип начальной школы, основанной на духовно-нравственных традициях отечественного начального образования и сыгравшей немаловажную роль в развитии народного образования и просвещения в России. В педагогических концепциях деятелей народной школы Н.И. Ильминского, И.Я. Яковлева, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, заложивших теоретические и практические основы духовного, умственного и нравственного образования в церковноприходской школе четко обозначена идея необходимости применения в обучении и воспитании многовекового опыта и традиций православной религии и православной церкви. Они рассматривались как базовые основы нравственности и духовности народа.

6. Церковноприходская школа, как наиболее соответствующая потребностям и условиям жизни того времени, опиралась на народные, исторически сложившиеся традиции, ориентированные на «одухотворенное знание», на дух православия в воспитании. Именно в этом типе школ наиболее успешно сочеталась идея интеграции духовно-нравственного и умственного воспитания с опорой на религиозные, исторические, нравственные, культурные традиции русского народа, на общечеловеческие христианские заповеди. Соединяя преподавание общеобразовательных предметов с духовно-нравственным воспитанием, церковноприходская школа формировала у детей мировоззрение, основанное на духовных и нравственных ценностях православия: любви к Богу и ближнему, стяжании Святого Духа, почитании родителей и старших, труде по совести, добром отношении к людям, патриотическом отношении к Родине.

Несмотря на то, что церковный тип школ не имел определяющего начала, следует признать, что усиленное внедрение школ духовного ведомства сыграло в целом положительную роль в развитии народного образования, в особенности, среди нерусских народов, в частности чувашей, о чем свидетельствует наглядно преобладание этих школ на рубеже веков. В церковной школьной системе имели место недостатки, тем не менее эти школы были необходимым и важным фактором в жизни народа.

Таким образом, условиями становления и развития духовно-нравственных традиций в отечественном начальном образовании второй половины XIX - начала XX вв. являлись:

- ориентация в образовании и воспитании подрастающего поколения на традиционные ценности русского народа: православную религию и церковь;

- единство русской православной церкви и начальной школы в деле духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся;

- разработка русскими религиозными мыслителями, деятелями церкви (святыми отцами) и деятелями народной школы теоретических основ духовного образования;

- реализация духовно-нравственных традиций в содержании начального образования через создание сети общедоступных начальных школ, в частности церковноприходских.

Приведенные в диссертационном исследовании материалы из истории становления и развития духовно-нравственных традиций отечественного начального образования могут применяться в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей в современной школе. Условиями возможного их использования, на наш взгляд, являются:

- разработка новых форм и методов, а также совершенствование традиционных форм и методов образовательного процесса с использованием идей православной педагогики;

- разработка внеклассных мероприятий (конференции, круглые столы, народные праздники и др.), методических рекомендаций по вопросам духовно-нравственного воспитания детей на основе использования православных воспитательных традиций, издание альманаха, освещающего идеи духовности и нравственности в педагогическом наследии деятелей церкви (святых отцов) и современности;

- проведение научно-практических семинаров по проблеме духовно-нравственного воспитания детей с участием церковных деятелей (священников);

- проведение уроков духовной культуры, нравственности и благочестия и др., где главными понятиями должны быть православные ценности, уходящие корнями в православную религию;

- проведение специальных занятий по изучению православной культуры.

Ориентацию на духовно-нравственные традиции в образовании мы считаем приоритетной, так как это может способствовать не только повышению духовной культуры подрастающего поколения, но и достижению образовательных целей, а именно обогащению методов преподавания и содержания гуманитарных дисциплин: литературы, истории, музыки, живописи и др.

166

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Агафонова, Галина Зиновьевна, 2006 год

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. - 286 с.

2. Александр (Семенов-Тян-Шанский; епископ). Отец Иоанн Кронштадтский / Александр (Семенов-Тян-Шанский). Париж, 1990. - 391 с.

3. Алексий II (патриарх Моск. и всея Руси). Церковь и духовное возрождение России: слова, речи, послания, обращения 1990-1998 гг. / Алексий II (патриарх Моск. и всея Руси); под ред. епископа Бронницкого Тихона. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1999. - 912 с.

4. Антоний (митрополит Сурожский). Беседы о вере и церкви / Антоний (митрополит Сурожский). -М.: Итербук, 1991. 318 с.

5. Афанасьева, А. Н. Народ художник / А. Н. Афанасьева. - М.: Совет. Россия, 1986.-386 с.

6. Бабишин, С. Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси / С. Д. Бабишин // Совет, педагогика. 1972. - № 8. - С.94-100.

7. Беленчук, JI. Н. Концепции национального воспитания на рубеже XIX-XX веков / JI. Н. Беленчук // Педагогика. 1999. - № 5. - С.89-93.

8. Беляева, В. А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: авт. дис. . д-рапед. наук/В. А. Беляева. -М., 1999. 38 с.

9. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности: избр. тр. / Н. А. Бердяев. М.: МПСИ Флинта, 1999. - 311 с.

10. Бердяев, Н. А. Русская идея: основ, проблемы рус. мысли XIX в. и начала XX в.; Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: Сварог и К, 1997. - 541 с.

11. Библия: кн. свящ. писания Ветхого и Нового Завета (канонич.). Чикаго, 1990.-292 с.

12. Бобровников, Н. А. Инородное население Казанской губернии / Н. А. Бобровников. Казань: Типолитогр. Императ. Ун-та, 1899. - 68 с.

13. Бобровников, Н. А. Школьная сеть Казанской губернии: проект / Н. А. Бобровников. Казань, 1905. - 72 с.

14. Болотовов, В. В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1 / В. В. Бо-лотовов. М.: Мартис, 1999 - 584 с.

15. Браславский, JI. Ю. Православные храмы Чувашии / JI. Ю. Браславский. -Чебоксары, 1985.-350 с.

16. Быстрицкий, Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие / Е. К. Быстрицкий. Киев: Наукова думка, 1991. - 195 с.

17. Ванчаков, А. М. Заметки о начальной церковной школе / А. М. Ванчаков. -2-е изд.-СПб, 1908.-85 с.

18. Вахромеева, Е. Д. Просветительская деятельность «Братства святителя Гурия» в Марийском крае / Е. Д. Вахромеева // Марийский археограф, вест. -1997. № 7. - С.45-49.

19. Великие духовные пастыри России / под ред. А. Ф. Киселева. М.: Вла-дос, 1999.-496 с.

20. Водовозов, В. И. Новый план устройства народной школы. По поводу книги «Записки о сельских школах» С.А. Рачинского // Водовозов В. И. Избр. пед. соч. М., 1986. - С.244-254.

21. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. Чебоксары, 1974. - 375 с.

22. Выжлецов, Г. П. Духовные ценности и судьба России / Г. П. Выжлецов // Соц.-полит. журн. 1994. -№ 3-6. - С.16-32.

23. Вятские губернские ведомости. 1861. -№ 17.

24. Гаврюшин, Н. К. Русская философия и религиозное сознание // Вопр. философии. 1994. -№ 1. - С.65-68.

25. Георгий (Флоровский; протоиерей). Догмат и история / Георгий (Флоров-ский протоиерей); сост. Е. Холмогоров. М.: Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1998.-487 с.

26. Георгий (Тертышников; архимандрит). Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни / Георгий (Тертышников архимандрит) // Богословские труды. М., 1992.-Т. 31.-241 с.

27. Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ / общ. ред. Ю. П. Сенокосова. -М.: Прогресс; Культура, 1995. 416 с.

28. Гершунский, Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: МПСИ Флинта, 1998. - 432 с.

29. Горбов, Н. М. С. А. Рачинский / Н. М. Горбов. СПб., 1903. - 43 с.

30. Григорьев, В. В. Исторический очерк русской школы / В. В. Григорьев. -М., 1900.-520 с.

31. Громов, М. Н. Русская философская мысль X-XVIII в. / М. Н. Громов, Н. С. Козлов. М.: МГУ, 1990. - 228 с.

32. Громыко, М. М. О воззрениях русского народа / М. М. Громыко, А. В. Буганов. М., 2000. - 223 с.

33. Давыденко, В. Ф. Церковноприходская школа / В. Ф. Давыденко. Харьков, 1903.-492 с.

34. Демков, М. И. История русской педагогики. Т. 3 / М. И. Демков. СПб., 1909.-467 с.

35. Джуринский, А. Н. История педагогики: учеб. пособие / А. Н. Джурин-ский. М.: Владос, 1999. - 432 с.

36. Димитриев, В. Д. Просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев / В. Д. Димитриев. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. - 140 с.

37. Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетия: (науч.- метод, сб.). Вып. 1 / сост. А. Д. Червяков. -М.: Самшит, 1999. -68 с.

38. Ефимов, JI. А. Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья последней трети XIX-начала XX вв.: моногр. / Л. А. Ефимов. Чебоксары, 2000. - 258 с.

39. Зеньковский, В. В. История русской философии. В 2 т. Т. 1, ч. 2 / В. В. Зеньковский. Л.: ЭГО, 1991.-279 с.

40. Зеньковский, В. В. Педагогика / В. В. Зеньковский. М.: Православ. Свя-то-Тихон. Богосл. ин-т, 1996. - 153 с.

41. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. М.: Изд-во Свято-Владимир. Братства, 1993. -233 с.

42. Знаменский, П. В. История русской церкви / П. В. Знаменский. М.: Крутиц. Патриаршее подворье, 1996. - 475 с.

43. Из истории просвещения инородцев чуваш // Церков. ведомости. 1895. -№13.

44. Из рескрипта Императора Александра III на имя преосвященного епископа Германа. Сергиева Лавра, 1897. - 21 с.

45. Изборник 1076 г. М.: Наука, 1965. - 1090 с.

46. Известия по Казанской епархии. Казань: Типолитогр. Императ. Ун-та, 1867.-664 с.

47. Известия по Казанской епархии. Казань: Типолитогр. Императ. Ун-та, 1908. - 1235 с.

48. Износков, И. А. Обучение и воспитание в Казанском крае / И. А. Износ-ков // Православный благовестник. 1904. - С.102-307.

49. Износков, И. А. Память Н.И. Ильминского / И. А. Износков. Казань, 1892.- 112 с.

50. Иларион. Слово о Законе и Благодати / Иларион. М.: Столица, 1994. -146 с.

51. Ильин, И. А. О грядущей России / И. А. Ильин. М.: Воениздат, 1993. -366 с.

52. Ильин, И. А. Русская философия. Православная культура / И. А. Ильин; сост. Е.С. Троицкий. М., 1992. - 159 с.

53. Ильин, И. А. Путь духовного обновления // Ильин, И. А. Собр. соч.: в 10 т.-М., 1993.-Т.2.-494 с.

54. Ильминский, Н. И. Беседы о народной школе / Н. И. Ильминский. СПб., 1889.-42 с.

55. Ильминский, Н. И. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. Казань: Типолитогр. Императ. Ун-та, 1892. - 135 с.

56. Ильминский, Н. И. Письма к К.П. Победоносцеву / Н. И. Ильминский. -Казань: ред. Православ. собеседника, 1895. 12 с.

57. Ильминский, Н. И. Письма к К.П. Победоносцеву / Н. И. Ильминский. -Казань: Центр, тип., 1911. -42 с.

58. Ильминский, Н. И. Программа школы для крещенных инородцев Восточной России / Н. И. Ильминский. СПб., 1893. - 10 с.

59. Ильминский, Н. И. Система народного образования и в частности в Казанской губернии / Н. И. Ильминский. СПб., 1886. - 55 с.

60. Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Моя жизнь во Христе: избр. места, системам располож. / Иоанн Сергиев (Кронштадтский). Репр. изд. - М., 1990. -125 с.

61. Отец Иоанн Кронштадтский. СПб.: Изд-во Рус. Нар. Союза им. Михаила Архангела. Типолитогр. товарищества «Светь», 1909. - 153 с.

62. Иоанн Кронштадтский: сб. / сост. В. А. Десятников. М.: Патриот, 1992. -382 с.

63. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатилетие (1884-1909 гг.). СПб.: Училищ, совет, 1909. - 224 с.

64. Италинский, А. И. Из жизни церковноприходской школы / А. И. Италин-ский.-М., 1906.-30 с.

65. Каптерев, П. Ф. Исторический очерк развития церковных школ за истекшие 25 лет (1884-1908) / П. Ф. Каптерев. СПб., 1909. - 21 с.

66. Каптерев, П. Ф. История русской педагогии / П. Ф. Каптерев. 2-е изд., пересмотр, и. доп. -Пг.: Земля, 1915. - 746 с.

67. Каптерев, П. Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели / П. Ф. Каптерев. 2-е изд., доп. - СПб., 1914. - 312 с.

68. Каптерев, П. Ф. Педагогика и политика / П. Ф. Каптерев // Свобод, мысль. 1992. - №8. - С.59-63.

69. Каптерев, П. Ф. Современные педагогические течения / П. Ф. Каптерев. -М., 1913.-220 с.

70. Каталог книг для употребления в низших училищах ведомства Министерства народного просвещения. СПб., 1905. - 263 с.

71. Киреевский, И. В. Полн. собр. соч. В 2 т. Т. 1. / И. В. Киреевский М.: Тип. П. Бахметева, 1861. - 200 с.

72. Константинов, Н. А. Очерки по истории начального образования в России (II половина XIX в.) / Н. А. Константинов, В. Я. Струминский. М., 1949. -205 с.

73. Корзинкин, А. А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: дис. . канд. пед. наук. / Корзинкин А. А. Курск, 1999. - 190 с.

74. Краснов, Н. Г. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева / Н. Г. Краснов // Вопросы яковлевоведения : тр. ин-та И. Я. Яковлева. Чебоксары, 1999. -Вып. 1. -С.75-118.

75. Краткий отчет о состоянии церковноприходских школ грамоты Казанской епархии за 1891-1892 учебный год. Казань, 1893. - 61 с.

76. Кураков, JI. П. Будущее в спасении интеллектуальных и духовных ценностей, сохранении нравственных ориентиров / JI. П. Кураков // Шк. духовности.-2000.-№1.-С.4-11.

77. Леонтьев, К. Н. Грамотность и народность / К. Н. Леонтьев // Страницы истории отечественной педагогики. М., 1996. - Вып. 1.

78. Леонтьев, К. Н. Избранные письма, 1854-1891 / К. Н. Леонтьев. СПб.: Пушк. фонд, 1993.-637 с.

79. Лихачев, Д. С. Великое наследие / Д. С. Лихачев. М.: Современник, 1975.-367 с.

80. Лихачев, Д. С. Возникновение русской культуры / Д. С. Лихачев. М., 1958.-240 с.

81. Лосский, Н. О. Избранное / Н. О. Лосский . М.: Правда, 1991. - 622 с.

82. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. М.: Прогресс, 1994.-460 с.

83. Макаревский, М. А. Церковная школа на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде / М. А. Макаревский. СПб., 1897. - 48 с.

84. Маляревский, Г. Н. Заметки о преподавании по новой программе одно-классной церковноприходской школы / Г. Н. Маляревский. СПб., 1907. - 51 с.

85. Марков, В. С. Историческое значение церковноприходских школ для православной России / В. С. Марков. М., 1899. - 90 с.

86. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. / П. Н. Милюков. Париж, 1930. - 989 с.

87. Миропольский, С. И. Дидактические очерки. Ученик и воспитывающее обучение в народной школе С. Миропольского / С. И. Миропольский. 2-е изд. -СПб., 1890,- 157 с.

88. Миропольский, С.И. Задачи, план и основы устройства нашей народной школы / С. И. Миропольский. СПб., 1887. - 185 с.

89. Миропольский, С. И. Учебник дидактики. Вып I. / С. И. Миропольский. -СПб., 1905.-72 с.

90. Мурашов, В. И. Кризис духа и его преодоление / В. И. Мурашов // Шк. духовности. 2000. - № 2. - С. 68-84.

91. Мысли русских патриархов от начала до наших дней. М.: Сретен. монастырь, Новая книга, Ковчег, 1999. - 560 с.

92. Мягченков, С. А. Педагогика духовного обустройства / С.А. Мягченков // Воспитание школьников. 2000. - № 9. - С.2-7.

93. Народное образование: ежемесяч. пед. журн. СПб.: Изд. Училищ, совета при Св. Синоде, 1896 - 1902. - С.3-8, 5-10.

94. Неболсин, А.Г. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России / А. Г. Неболсин. СПб., 1884. - 259 с.

95. Невский, В. В. Учебный план одноклассной церковноприходской школы / В. В. Невский. СПб., 1904. - 24 с.

96. Никандров, В. Д. Проблема ценностей в подготовке учителя / В. Д. Ни-кандров // Магистр. 1994. - № 6.

97. Николаева, О. А. Современная культура и Православие / А. О. Николаева. М.: Моск. подворье Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1999. - 288 с.

98. Никольский, Н. В. К истории христианского просвещения черемис в XIX в.: материалы, извлеч. из арх. Св.Синода и арх. попечителя Казан, учеб. округа /Н. В. Никольский. Казань, 1915. - 23 с.

99. Никольский, Н. В. Народное образование у чуваш: ист. очерк / Н. В. Никольский. -Казань: Центр, тип., 1906. 86 с.

100. Никольский, Н. В. Основы инородческого просвещения / Н. В. Никольский. Казань, 1906. - 86 с.

101. Никольский, Н. В. Родной язык как оружие просвещения инородцев / Н. В. Никольский. Казань: Типолитогр. Императ. ун-та, 1904. - 36 с.

102. Ничипоров, Б. В. Введение в христианскую психологию: размышления священника-психолога / Б. В. Ничипоров. М.: Шк.-Пресс, 1994. - 192 с.

103. Новиков, А. И. Записки о сельской школе / А. И. Новиков. СПб., 1902. -17 с.

104. Обзор деятельности Министерства народного просвещения за время царствования императора Александра III. СПб., 1901. - 392 с.

105. Общие сведения о школах Казанской губернии. Казань., 1906. - 65 с.

106. О вере и нравственности по учению Православной церкви / ред. Филарет (митрополит Киев, и всея Украины). М.: Моск. Патриархия, 1991. - 365 с.

107. Осипов, А. И. Основное богословие / А. И. Осипов. М.: Изд-во Братства во имя князя Александра Невского, 1999. - 384 с.

108. Ососков, А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861- 1917)/А. В. Осоков. -М.: Просвещение, 1982.-208 с.

109. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. В 3 т. Т.З.-СПб., 1906.-235 с.

110. Отчет Братства Св. Гурия за 18 братский год. Казань, 1885. - 68 с.

111. Отчет Казанского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Казанской епархии за 1913/14 учебный год. Казань, 1915. - 31 с.

112. Отчет Казанского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ епархии. Казань, 1908. - 27 с.

113. Отчет о деятельности Братства Св. Гурия за 35 братских лет. Казань, 1903.- 113 с.

114. Отчет о состоянии церковных школ за первое 25-летие (по случаю исполнившегося четвертого юбилея церков. шк. в Ядрин. уезде). Козьмодемь-янск, 1909.-65 с.

115. Отчет о церковноприходских школах и школах грамоты Казанской епархии за 1887/88 учебный год. Казань, 1888. - 75 с.

116. Отчет о церковноприходских школах и школах грамоты Казанской епархии за 1895/96 учебный год. Казань, 1898.

117. О христианском воспитании детей // Троиц, благовест. -1991. № 12.

118. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: (конец XIX нач. XX века) / отв. ред. Э. Д. Днепров. - М., 1991. - 448 с.

119. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. М.: Педагогика, 1989. - 480 с.

120. Очерки по истории педагогики. Вып. 3 / под ред. А. И. Анастасиева. -Казань, 1903.- 125 с.

121. Очерки по истории русской святости / сост. иеромонах Иоанн (Кологри-вов). Брюссель: Жизнь с Богом, 1961. - 413 с.

122. Петрова, Т. Н. Национальная культура, традиции и элементы народной философии чувашей: учеб. пособие / Т. Н. Петрова. Чебоксары, 1996. - 31 с.

123. Петрова, Т. Н. Отстаивание национальной идеи: ист. этнопедагогика: моногр. / Т. Н. Петрова. М.: Прометей, 2000. - 201 с.

124. Петрова, Т. Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации / Т. Н. Петрова. М.: Прометей, 1996. - 91 с.

125. Победоносцев, К. П. Великая ложь нашего времени / К. П. Победоносцев. М.: Рус. кн., 1993. - 638 с.

126. Победоносцев, К. П. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания / К. П. Победоносцев. Пб., 1886. -196 с.

127. Победоносцев, К. П. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1884 г. / К. П. Победоносцев. СПб., 1886. - 103 с.

128. Победоносцев, К. П. Духовная жизнь: соч. / К. П. Победоносцев. М., 1996.-596 с.

129. Победоносцев, К. П. Извлечение из отчета обер-прокурора Св. Синода / К. П. Победоносцев. СПб., 1884. - 129 с.

130. Победоносцев, К. П. Московский сборник / К. П. Победоносцев. 4-е изд., доп. -М.: Синод, тип., 1897.-331 с.

131. Победоносцев, К. П. Письма Победоносцева к Александру III. Т. 1 / К. П. Победоносцев. М.: Новая Москва, 1925. - 448 с.

132. Победоносцев, К. П. Ученье и учитель: пед. заметки / К. П. Победоносцев.-М., 1901.-115 с.

133. Повесть временных лет. Петрозаводск: Карелия, 1991. - 191 с.

134. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студентов пед. вузов. В 2 кн. Т. 1 / И. П. Подласый. М.: Владос, 1999. - 576 с.

135. Положение о начальных народных училищах 1864 г. СПб., 1864. -37 с.

136. Положение о церковных школах ведомства православного исповедания. -СПб, 1902.-35 с.

137. Порфирьев, И. Я. О чтении книг (о почитании книжном) в древние времена в России / И. Я. Порфирьев // Православ. собеседник. 1858. - № 6.

138. Правила и программы для церковноприходских школ и школ грамоты / училищ, совет при Св. Синоде. 4-е изд.- СПб, 1898. - 132 с.

139. Православный собеседник. 1893. - № 3. - С. 72-73.

140. Программа учебных предметов для церковноприходских школ // Церков. вестн.- 1886.-№29/37.

141. Программы для церковноприходских школ. СПб., 1905. - 46 с.

142. Проект устава духовных приходских училищ. СПб.: Тип. Плавилыци-кова, 1823.-34 с.

143. ПСЗ-2.-СПб.,1884-1911.-№ 10217.

144. Рачинский, С. A. Absit omen / С. А. Рачинский. М., 1901. - 133 с.

145. Рачинский, С. А. Заметки о сельских школах / С. А. Рачинский. СПб., 1883.- 123 с.

146. Рачинский, С. А. Из жизни школы в с. Татеве / С. А. Рачинский. М., 1890.-36 с.

147. Рачинский, С. А. Из заметок сельского учителя / С. А. Рачинский. -СПб., 1889.-23 с.

148. Рачинский, С. А. Сельская школа / С. А. Рачинский. М., 1891. - 217 с.

149. Рождественский, А. К. Слово правды о церковной школе и о заслугах духовенства в деле народного образования / А. К. Рождественский. 3-е изд. -Рыбинск, 1907.-74 с.

150. Рождественский, С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802-1902) / С. В. Рождественский. СПб., 1902.- 785 с.

151. Розанов, В. В. Несовместимые контрасты жития: лит.-эстет. работы разных лет / В. В. Розанов. М.: Искусство, 1990. - 604 с.

152. Розанов, В. В. О национальной школе / В. В. Розанов // Новое время.- 1900.-28 янв.

153. Розанов, В. В. Собрание сочинений. Около церковных стен / В. В. Розанов.-М.: Респ., 1995.-558 с.

154. Руднев, В. Н. Духовно-нравственная ориентация молодежи в философии образования России во II половине XIX века: автореф. дис. . канд. пед. наук / Руднев В. Н. М., 2002. - 22 с.

155. Руднев, В. Н. Педагогическая концепция К.П. Победоносцева: (к вопр. о реформах в рос. образовании во второй половине XIX в.) / В. Н. Руднев // Современные проблемы образования и воспитания. М., 2000. - №3. - С. 129-133.

156. Руководство для сельских пастырей. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, П. Барского, 1887. - 556 с.

157. Румянцева, В. С. Школьное образование на Руси в XVI-XVII в. / В. С. Румянцева// Совет, педагогика. 1983. -№ 1. - С.105-110.

158. Рункевич, С. Г. Русская церковь в XIX в. / С. Г. Рункевич. СПб., 1901. -186 с.

159. Русская школа. Вып.1. М.: Роман-газ., 1993. - 109 с.

160. Сборник методических разъяснений по предметам, преподаваемым в школах ЦП и грамоты. 2-е изд. - СПб., 1900. - 331 с.

161. Святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. 74-е изд. - СПб., 1914.-464 с.

162. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Шк.-пресс, 1995. - 381 с.

163. Смирнов, П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника / П. А. Смирнов. 2-е изд. -М., 1915. - 135 с.

164. Смирнов, П. А. Народное образование и церковноприходская школа / П. А. Смирнов. СПб., 1899. - 126 с.

165. Смолин, О. Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией / О. Н. Смолин // Педагогика. 1999. - № 7.- С.3-14.

166. Смолич, И. К. История русской церкви. В 9 т. Т. 8, ч. 2 / И. К. Смолич. -М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам, монастыря, 1997. 799 с.

167. Соколов, А. Ф. Первые уроки церковно-славянского языка: практ. учеб. для низших училищ и приготов. кл. сред. учеб. заведений / А. Ф. Соколов.- 14-е изд. -М.: Типолитогр. Кушнерева, 1914. 163 с.

168. Соловков, И. А. Начальное образование в России второй половины XIX- начала XX века / И. А. Соловков. М., 1993. - 190 с.

169. Соловьев, В. С. Критика отвлеченных начал // Соловьев B.C. Соч.: в 2 т.- М., 1988.- Т.1.-С.581-756.

170. Соловьев, В. С. Оправдание добра: нравственная философия // Соловьев, В. С. Соч.: в 2 т. М„ 1988. - Т.1. - С.47-548.

171. Соловьев, В. С. Философские начала цельного знания // Соловьев, В. С. Соч.: в 2 т. М., 1988. - Т.2. - С.139-288.

172. Сосунцова, Е. К. Краткое историко-статистическое описание церковноприходских школ и школ грамоты в Казанском крае / Е. К. Сосунцова. Казань, 1904.-90 с.

173. Спасский, Н. А. Просветитель инородцев Казанского края Н. И. Ильминский / Н. А. Спасский. Самара, 1900. - 63 с.

174. Спасский, П. Н. Сборник правил о школах церковноприходских с относящимися к ним определениями и указаниями Св. Синода / П. Н. Спасский. -СПб., 1889.-84 с.

175. Статистические сведения о церковных школах Российской Империи / сост. стат. отд. Синод, училищ, совета. СПб., 1909. - 62 с.

176. Статистический временник Российской Империи. Вып. 1. СПб., 1884. -163 с.

177. Статистический временник Российской Империи. СПб., 1866. - 178 с.

178. Стеклов, М. Е. Школьный апостол / М. Е. Стеклов // Педагогика. 1988. -№ 2.

179. Сумароков, П. И. Собрание правил, законоположений и распоряжений Св. Синода о ЦПШ и школах грамоты / П. И. Сумароков. 2-е изд. - Вятка, 1893.-87 с.

180. Сурский, И. К. Отец Иоанн Кронштадтский / И. К. Сурский. Белград, 1938.-583 с.

181. Таймасов, Л. А. Церковноприходские школы в системе народного образования дореволюционной Чувашии / JI. А. Таймасов // Вопросы истории народов Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1997. - С. 182-189.

182. The stagy of Russian History British archival sources Edited by Janet M. Hartley. London; New-York, 1986. - 221 p.

183. Тихомиров, Д. И. Сборник правил и программ для ЦГПП / Д. И. Тихомиров. 2-е изд. - СПб., 1889. - 112 с.

184. Тихомиров, JI. А. Религиозно-философские основы истории / JI. А. Тихомиров. -М.: Москва, 1998. 592 с.

185. Фаддей (иеромонах). Записки по дидактике / Фаддей (иеромонах). -Уфа, 1902.- 125 с.

186. Фальборк, Г. А. Министерские училища / Г. А. Фальборк, В. И. Чарно-лусский. СПб., 1903. - 40 с.

187. Фальборк, Г. А. Народное образование в России / Г. А. Фальборк, В. И. Чарнолусский. СПб., 1900. - 264 с.

188. Фальборк, Г. А. Народные училища по Положению 25 мая 1874 г. / Г. А. Фальборк, В. И. Чарнолусский. СПб., 1903. - 122 с.

189. Фармаковский, В. И. Начальные школы Министерства народного просвещения / В. И. Фармаковский. СПб., 1900. - 200 с.

190. Фармаковский, В. И. Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. Вып. 1 / В. И. Фармаковский. СПб., 1898. - 183 с.

191. Феофан (Говоров Г. В.). Из писем святителя Феофана / Феофан (Г. В. Говоров). М.: Палея, 1991. - 31 с.

192. Феофан (епископ). Письма о духовной жизни / Феофан (епископ). 3-е изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. - М.: Типолитография, 1897.-253 с.

193. Феофан (епископ). Начертание христианского нравоучения / Феофан (епископ). 2-е изд. -М.: Типолитогр. И. Ефимова, 1895. - 519 с.

194. Феофан (епископ). Путь ко спасению: (крат, очерк аскетики) / Феофан (епископ). -М.: Типолитогр. И. Ефимова, 1899. 346 с.

195. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Совет, эн-цикл., 1989.-815 с.

196. Флоренский, П. А. (священник) Сочинения: в 4 т. Т. 1 / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 1994. - 799 с.

197. Флоровский, Г. В. Из прошлого русской мысли / Г. В. Флоровский. М.: Аграф, 1998.-431 с.

198. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский. 3-е изд. - Париж: ИМКА-Пресс, 1983. - 600 с.

199. Хомяков, А. С. О старом и новом: статьи и очерки / А. С. Хомяков. М.: Современник, 1988.-461 с.

200. Хомяков, А. С. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / А. С. Хомяков. М.: Медиум, 1994.-478 с.

201. Церковная школа: сб. 2. Т. 2. СПб., 1887-1888. - 122 с.

202. Церковная школа. № 3. СПб., 1888. - 61 с.

203. Церковная школа. № 1. СПб., 1903. - 62 с.

204. Церковноприходские школы и школы грамоты Российской Империи в 1896 и 1897 годах. СПб., 1899.-23 с.

205. Церковные школы Казанской епархии за 25 лет их существования (18841909): ист.-стат. обзор. Казань, 1909. - 35 с.

206. Циркуляр по Казанскому учебному округу. 1896. - № 10. - С. 494-509

207. Циркуляр Училищного совета при Св. Синоде. СПб., 1891. - 21 с.

208. Чего мы ждем от нашей церковноприходской школы? / Архимандрит Никон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898. - 13 с.

209. Чехов, Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века / Н. В. Чехов. М., 1912. - 224 с.

210. Шадриков, В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Магистр, 1996. - 102 с.

211. Шадриков, В. Д. Происхождение человечности: учеб. пособие для вузов / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2001. - 295 с.

212. Шестун, Е. (протоиерей). Православная педагогика / Евгений Шестун (протоиерей). 2-е изд., испр. и доп. - М.: Православ. педагогика, 2001. - 560 с.

213. Шиянов, Е. Н. Идеал гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов н/Д: АО «Цветная печать», 1995. - 87 с.

214. Экономцев, Иоанн. Православие. Византия. Россия / И. Экономцев. М.: Изд-во Моск. патриархии, 1982. - 182 с.

215. Эфиров, А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири: (ист. очерки) / А. Ф. Эфиров. М, 1948. - 280 с.

216. Этика: энцикл. слов. / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - 671 с.

217. Яковлев, И. Я. Война и чувашская школа в Симбирске / И. Я. Яковлев.- Симбирск: Типолитогр. Губерн. правления, 1915. 31 с.

218. Яковлев, И. Я. Воспоминания / И. Я. Яковлев. 2-е изд., доп. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. - 286 с.

219. Яковлев, И. Я. Временные педагогические курсы, устроенные при Симбирской чувашской учительской школе в 1891 г. для учителей чувашских начальных училищ (с крат, очерком таких же курсов 1883 г.) / И. Я. Яковлев. -Симбирск, 1899.-13 с.

220. Яковлев, И. Я. Духовное завещание чувашскому народу / И. Я. Яковлев.- Чебоксары, 1992. 15 с.

221. Яковлев, И. Я. Моя жизнь: воспоминания / И. Я. Яковлев. М.: Респ., 1997.-696 с.

222. Яковлев, И. Я. О школьном образовании чуваш / И. Я. Яковлев // Городской и сельский учитель. Симбирск, 1897. - № 5. - 32-38.

223. Яковлев, И. Я. Письма / И. Я. Яковлев. Чебоксары, 1985. - 366 с.

224. Яковлев, И. Я. С душой о народном просвещении: из переписки / И. Я. Яковлев. 2-е изд. - Чебоксары, 1998. - 438 с.

225. Яковлев, И. Я. Становление системы образования чувашского народа / И. Я. Яковлев; сост. JI. П. Кураков, Н. Г. Краснов, Г. Н. Плечов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. - 454 с.1. Архивные материалы

226. НАЧГИГН. Отд. И. Ед. хр. 61. Л.13.

227. ОР РГБ. Ф. 361. Карт. 8. Д. 13.

228. ОР РГБ. Ф. 361. Карт. 19. Д. 54.

229. ОР РГБ. Ф. 361. Карт. 2. Д.11.

230. ОР РГБ. Ф. 361. Папка № 5 . С. 90-91.

231. РГИА. Ф. 733. Оп. 202. Д. 292. Л. 11.

232. ЦГАЧР. -Ф. 204. On. 1. Д. 786. Л. 185.

233. ЦГА ЧР. Ф.228. On 1. Д. 2. Л. 250.

234. ЦГА ЧР. Ф. 228. On. 1. Д. 12.236. ЦГАЧР.-Ф.228. On. 1. Д.1.

235. ЦГАЧР. -Ф.229. On 1. Д. 8. Л. 140.

236. ЦГА ЧР. Ф. 230. On 1. Д 14.

237. ЦГА ЧР. Ф. 230. On 1. Д.36.

238. ЦГА ЧР. Ф. 230. On 1. Д.48.

239. ЦГАЧР. -Ф. 230. On 1. Д. 54.

240. ЦГА ЧР. Ф. 230. On 1. Д. 57.

241. ЦГА ЧР. Ф. 230. On 1. Д. 58.

242. ЦГА ЧР. Ф. 230. On 1. Д. 79.

243. ЦГАЧР. Ф. 230. On 1. Д. 114.

244. ЦГА ЧР. Ф. 230. Оп.1. Д. 170.

245. ЦГАЧР. Ф. 230. On 1. Д. 191.

246. ЦГА ЧР. Ф. 230. On 1. Д. 192.

247. ЦГА ЧР. Ф.230.0п.2. Д.6. Л. 2.

248. ЦГАЧР. Ф.501. On 1. Д. 417. Л. 1-29.

249. ЦГАЧР. Ф.501. On 1. Д. 417. Л. 15.

250. ЦГА. ЧР. Ф. 216. Оп.1.Д.7. Л.106.

251. ЦГАРТ. Ф.92. Оп.1. Д.485.Л.4-5.

252. ЦГАРТ. Ф. 92. Оп.1. Д.6304.

253. ЦГИАМ. Ф230. Д. 4409, ед.хр.36.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.