Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Храновская, Елена Юрьевна

  • Храновская, Елена Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Новочеркасск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 178
Храновская, Елена Юрьевна. Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Новочеркасск. 2005. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Храновская, Елена Юрьевна

Введение.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. 1 Основные понятия проблемы исследования

1. 2 Гуманистические аспекты развития предпринимательства.

1. 3 Роль религиозного фактора в формировании духовности предпринимательства.

2. ДУХОВНОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

2. 1 Истоки и ретроспектива становления российского предпринимательства.

2. 2 Духовность как важнейший социокультурный фактор становления российского предпринимательства на современном этапе: тенденции и перспективы.

2.3 Этика предпринимательства как специфическое проявление феномена духовности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ»

Актуальность темы. Начало двадцать первого века характеризуется в частности, переходом от человека экономического к человеку корпоративному, у которого интересы совместной деятельности в контексте духовности формируют личную деятельность. Это сложный экономико-культурный процесс, требующий больших усилий. Четкая национальная концепция экономики, в которой предпринимательство затрагивает все сферы общественной жизни, является долговременным фактором объединения нации. В этом процессе большую роль играют духовные социокультурные параметры. Особенно они значимы в современной России, так как за годы реформ произошли ценностные сдвиги, разрушение старых, возникновение новых культурных традиций, новых аспектов духовности. Проблема духовности, связанная с укорененностью человека в самоценных, благодатных и творчески первозданных сферах осмысленного бытия, оказывается созвучной современности.

Духовность предпринимательства является важным ресурсом нации. Как свидетельствует мировой опыт, особая роль национального предпринимательства в контексте духовности может быть реализована лишь при благоприятных внутренних и внешних условиях. Это, в первую очередь, опора на объективные социально-экономические законы, социокультурные и духовные принципы, мировую практику предпринимательства, здравый смысл.

На этом фоне в связи с реформированием политической, социальной и экономической сфер общества, актуальными становятся вопросы, связанные с новыми подходами к культуре, проблематике духовности. Речь идет не только об экономических и социальных реформах, но и о формировании новой культуры российских предпринимателей с опорой на духовность и национальную традицию. Практика убеждает, что даже самые потенциально результативные реформы обречены на провал, если в них не хватает главного - духовного оправдания преобразований, в которых и проявится творческая самобытность народа, его социокультурные традиции и характер.

Формирование в современной России предпринимательского класса сопряжено с глубокими социальными изменениями, к сожалению, во многом негативного порядка и осуществляется на фоне обнищания широких масс, возникновения идеологического вакуума и душевного опустошения. В массовом сознании прослеживается четкая связь предпринимателей с происходящими изменениями и возлагается ответственность за сложившиеся негативные явления. Достаточно низким является на сегодняшний день уровень духовной жизни российского предпринимательства, в нем преобладает меркантильный, потребительский идеал. Все более деловые и интеллектуальные, предприниматели живут богато и комфортно, но механично. Многие из них почти утратили способность к сопереживанию и любви, стали «отчужденными, анестезированными, теряющими чувство жизни»1. Вместе с тем, подвергается дальнейшей трансформации духовная жизнь, теряя такие фундаментальные ценности как коллективизм, товарищество, взаимную поддержку, и реконструируя ценности, ранее находившиеся в угнетенном состоянии - свободу выбора, духовных предпочтений, выражения индивидуальности человека. Бизнес приобретает в культуре «значение новой нормы, неразвернутой, но обладающей принудительной силой, организующей культурное пространство, способной выстроить ценности в новую иерархию»2, а его представители, «неизбежно обреченные» на нравственное и духовное перерождение, мало-помалу начинают ощущать всю полноту ответственности за выживание, рост и развитие не только своего дела, но и общественного организма в целом.

Духовность предпринимательства проявляется не только в способности принимать предпринимательские управленческие решения, аккумулирующие духовный и практический опыт, знания, традиции, инициативу, творчество многих личностей, но и в уважении к государственным и общественным организациям, законам и нормам морали, ко всем членам социума. Успешное

Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. № 8. С.57.

23удин А. Общественная легитимизация частного предпринимательства в России // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10. С.94. освоение этого в предпринимательской деятельности зависит от духовных и социокультурных факторов, личных качеств предпринимателей. Здесь важен не столько психологический и социально-технический подходы, сколько социокультурный подход к предпринимательству с опорой на духовные ориентиры в России.

Критериями оценки деятельности предпринимателя в контексте интеллектуальной и духовной культуры должны быть не только творческий склад ума, стратегический тип мышления, склонность к инновациям, умение направлять энергию и способности людей, но и следование традициям социальной ответственности, соборности и общественного служения. Современный российский предприниматель должен рассматриваться как человек, способный взять на себя бремя «развития самого себя», признавая ценности экономически стимулируемой деятельности, связав развитие этически вечного и абсолютного с моральным законодательством предпринимательской «пассионарности».

Наряду с экономическими, правовыми, финансовыми и управленческими аспектами предпринимательской деятельности требуют более глубокого изучения ее духовные проблемы, поскольку проистекая из глубин души человека, предпринимательство несет на себе отпечаток ее мук и радостей и оказывает на нее или возвышающее или разрушительное влияние.

Исследование обозначенного аспекта проблемы позволит получить наиболее плодотворные результаты в практической сфере, так как возрастание уровня социально-культурного и духовного фактора является важным критерием и одной из фундаментальных основ деятельности современного предпринимательства.

Степень научной разработанности проблемы. Представления о духовном факторе в предпринимательской деятельности не получили до сих пор четкой определенности и однозначной трактовки, хотя являются предметом исследования многих авторов.

Первоначально термин «предпринимательство» находит отражение в западной экономической литературе: он был введен в оборот автором классической экономической теории Р. Катильоном и популяризирован среди экономистов Дж. С. Миллем. Категория предпринимательство рассматривалась в рамках теории предпринимательства через изучение форм поведения предпринимателя, вычленения его особой экономической функции, необходимой для экономического роста.

Новое направление в теории предпринимательства составила австрийская экономическая школа в двадцатом веке — JL Мизес, Ф. Хайек, И. Кирц-нер. Теоретико-методологической базой многих современных исследований предпринимательства стали экономический и философские труды Ф. Хайека.

Целый ряд мыслителей рассматривали предпринимательство через категорию духа. Эта линия вырастает из недр немецких экономических школ и наиболее фундаментально представлена в работах Г. Шмоллера, В. Зомбарта, М. Вебера. Уникальная картина экономической реальности этой школы определила их специфический взгляд на предпринимательство как носителя особого «духа», укорененного в обычаях и нравах определенного народа, его нравственных, правовых и религиозных устоях.

Одной из самых популярных базовых теорий предпринимательства, и не только у экономистов, до сих пор остается концепция И. Шумпетера, сочетающая экономическое обоснование предпринимательской функции (осуществление «новых комбинаций факторов производства») с попыткой психологического портрета предпринимателя.

В дальнейшем экономисты во многом «уступают» предпринимательство другим научным дисциплинам, среди которых преобладают социология и социальная психология. Опору на собственные силы (внутренний локус -контроль), отношение к риску и ценностные ориентации предпринимателей изучали Brockhaus R.N., Kent С.А., Sexton D.L., Vesper K.H.

Одна из самых известных концепций создана американским психологом Д. Мак Клелландом. В 1961 году он опубликовал труд «Достижительное общество», где рассматривал достижительные ориентации - то есть стремление к успеху, наивысшему результату, высокой оценке и признанному превосходству над окружающими - в качестве важнейшей детерминанты человеческого поведения.

Для понимания особенностей деятельности, свойственной российским предпринимателям, важны работы русских философов по проблемам собственности и предпринимательства: Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, П.В. Струве, Г.В. Вернадского, H.A. Бердяева, C.JI. Франка, В.А. Розенберга, П. Сорокина и С.Н. Булгакова, пожалуй, более всех уделившего внимание проблемам хозяйства в свете православного видения мира. Утилитаристские, равно как и марксистские подходы, которые он объединяет понятием «экономизма», ориентируют, по мнению автора, на преследование практических интересов в ущерб долгу и ответственности, на забвение «этической самодисциплины», и приводят к упадку творческих сил общества.

В последние годы предметом интенсивных междисциплинарных исследований служит российское предпринимательство. Вопросы предпринимательства получили особое звучание в трудах отечественных ученых Л.И. Абалкина, А.И. Агеева, B.C. Автономова, П.Г. Бунича, A.B. Бусыгина, Г.В. Горланова, A.M. Емельянова, Т.И. Заславской, В.В. Куликова, А.Я. Лившица, В.В. Радаева, Г.П. Черникова, А.Ю. Чепуренко, В.М. Яковлева.

Концепции духовности в управленческой культуре актуализированы в трудах Н. Плесса, где духовность в управленческой культуре рассматривается как атрибут управляющей и управляемой систем. Этот подход можно условно назвать «рационально-прагматическим». К этому же направлению относятся работы Е.Шейн, И. Ансофф, Т. Питере, Р. Уоттермен и др.

Социокультурный подход является одним из важнейших направлений при разработке адаптации российских предпринимателей в условиях перехода к рыночной экономике. Проблемы хозяйственной культуры современных российских предпринимателей, системы ценностей, поведение, типология этоса рассматриваются в работах П. В. Романова, Н. И. Лапина, Т. И. Заславской, В.И. Кабалиной, Л.Д. Гительмана, Ф.М. Бородкина, С.Ю. Барсуковой и др. Анализ основных социальных и социокультурных характеристик предпринимательства, его внутренней структуры и социального положения осуществлен в трудах И. Бунина, О. Емельянова, Ж. М. Грищенко, Л.Г. Новиковой, Т.Н. Заславской, С.Г. Климовой, Л.Г. Дунаевского, В. Радаева.

Другое направление в современном отечественном изучении предпринимательства связано с деятельностным подходом. Сторонники этого подхода — представители ростовской философской школы: В.Е. Давидович, Е.В. Золотухина-Аболина, Т.П. Матяш и др. Деятельностному подходу уделяли большое внимание Д. Бэкхерст, В.В. Давыдов, П. Козловский, Р. Фредерик, Н. Зарубина, В.А. Кутырев, В. Лекторский, В.Г. Федотова, Ф. Даллмар и др.

Целый ряд исследователей — И.Н. Боева, Т.Г. Долгопятова, В.М. Ши-ронин, М. Шкаратан, В. Радаев - занимаются изучением установки мотиваций, деловых намерений, форм хозяйственного поведения предпринимателей, созданием моделей их взаимодействия с партнерами и подчиненными, осуществляют попытки построения социальных типологий предпринимателей.

В рамках теоретических и практических разработок проблема изучения духовной культуры российского предпринимательства находится в постоянном развитии. Вместе с тем не получило достаточной определенности понятие «духовности предпринимательства», не выделены ее определяющие признаки и основные критерии, почти не исследованы особенности гуманистических ориентиров современного российского предпринимательства, в частности в плане их практически-духовного отношения к миру (обществу) и человеку. Указанные обстоятельства подчеркивают необходимость более углубленного исследования духовности как социокультурного фактора российского предпринимательства применительно к современному состоянию российской действительности и в этом качестве определяют тему и содержание диссертационного исследования.

Объектом исследования в диссертационной работе является духовность как фактор формирования культуры личности.

Предметом исследования выступает духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства.

Цель и задачи работы. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ роли духовности в формировании и функционировании российского предпринимательства. Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

• проанализировать основные понятия духовности;

• исследовать гуманистические ориентиры предпринимательской деятельности;

• рассмотреть роль религиозного фактора в формировании духовности предпринимательства в России;

• проследить истоки становления духовности российского предпринимательства;

• выявить и описать духовные ценности, которые должны быть присущи современным российским предпринимателям;

• обозначить социокультурные особенности и исторические традиции российских предпринимателей и обосновать необходимость создания идеологии современного российского предпринимательства.

Гипотеза исследования. Переход экономики России к рыночным моделям хозяйства повлек за собой изменение управленческой стратегии и тактики в работе российских предпринимателей. Новые формы экономической деятельности требуют соответствующей культуры и высвечивают духовность как один из факторов формирования культуры российского предпринимательства. В этом процессе требуется не только использование внешних образцов, но и учет отечественных социокультурных особенностей, менталь-ности, гуманистических составляющих российского предпринимательства. Проверке этой гипотезы и посвящена диссертационная работа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, социологические и культурологические принципы изучения социокультурных явлений в рамках классической и неклассической парадигм. Используются положения деятельностного и социокультурного подходов. Всестороннее изучение проблемы возможно на основе аксиологического подхода. В работе широко используются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• проанализированы основные понятия проявления духовности как фактора формирования культуры предпринимательства, сформировано понятие «духовность предпринимательства» и выделены ее основные критерии;

• на теоретическом уровне, с учетом социокультурного подхода и культурного многообразия исследованы особенности гуманистических ориентиров в развитии современного российского предпринимательства;

• выявлена роль религиозного фактора в формировании духовности предпринимательства;

• рассмотрены истоки и ретроспектива становления российского предпринимательства с учетом национальных особенностей полиактивной культуры и духовности российских предпринимателей;

• исследовано формирование духовности как важнейшего социокультурного фактора становления российского предпринимательства и выделены признаки, которые должны определять духовность современного российского предпринимателя;

• на основании требований, предъявляемых к современным предпринимателям, выявлена система духовных ценностей, характерная для всего массива предпринимателей и обоснована необходимость создания идеологии современного российского предпринимательства «как системы, стимулирующей и направляющей» предпринимательское поведение.

В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:

1. Духовность предпринимательства представляет собой компонент культуры, проявляется в экономических, политических и социальных отношениях и тесно связана с моралью, нравственностью, религией. В качестве фактора формирования культуры предпринимательства духовность следует рассматривать как симбиоз идеального, морального и гуманистического в социокультурном контексте общества.

2. Современному российскому предпринимательству в своей деятельности следует учитывать понятие социальной справедливости, реализуя ее в повседневности. Предпринимательство должно ощущать не только ответственность за человека, выраженную в защите нуждающихся и помощи обездоленным, но и настоятельную потребность в заботе об общем благе. В противном случае повседневность будет проявлять по отношению к предпринимательству агрессию и насилие, порождая отчуждение. Заинтересованность социума в уважении к достоинству каждого конкретного его индивида, взыскательный моральный климат и гуманизм смогут явиться для предпринимательства побуждающей силой для ведения социально-ответственной политики.

3. Игнорирование духовного содержания и религиозно-нравственных ценностей хозяйственной деятельности, сведение ее только лишь к материальным интересам привело к воспитанию в предпринимательской среде эгоизма, утраты чувства долга, разрушению самодисциплины. В настоящее время одним из показателей духовного возрождения человека можно считать рост религиозного сознания. Наряду с обращением к гуманистическим ценностям, внесение религиозной ответственности может существенно повысить моральные качества хозяйствующей личности, способствуя тем самым экономическому прогрессу России.

4. Духовность обладает исторической устойчивостью. Возрождение духовности современного российского предпринимательства возможно, учитывая историческое прошлое, духовно-этические предпосылки и религиозные традиции. Сохранение свойственного дореволюционной России приоритета духовных ценностей над материальными и характер этих духовных ценностей вопрос не только российского менталитета, но и российской истории. Идеи справедливости, соборности, социальной ответственности должны составить прочную основу духовности российского предпринимательства и занять на новом историческом уровне развития предпринимательской культуры достойное место.

5. Духовность позволит современному российскому предпринимательству соотносить свою деятельность с общечеловеческими ценностями и избегать неэтичных шагов в бизнесе. В качестве ее определяющих признаков следует признать высокую роль в предпринимательской деятельности внеэкономических факторов успеха, моральных и духовных стимулов; социальное служение, как безальтернативный способ выработки и утверждения предпринимательских ценностей для достижения общественного согласия; особое отношение к государству и его интересам как высшей ценности со стороны предпринимателей и уникальность государственности, предполагающую гуманное отношение к современному российскому предпринимательству.

6. Предпринимателям всех уровней на современном этапе в России необходимо заботиться о нравственной легитимизации своей деятельности, ценить свободу, провозглашающую сочувствие и человеческое сострадание, толерантность, добросовестность, честность, выполнение долга, гармоничное сочетание духовного и материального богатства личности и общества при приоритете духовного совершенствования человека. Духовные ориентации и нравственные ценности нового российского предпринимательства необходимо искать в качественно новом, но сохраняющем позитивное значение старого, ценностном пласте культуры. Для его формирования, в первую очередь нужен социально ориентированный курс модернизации при наличии общей идеи, определяющей роль, которую предпринимательство собирается играть в обновлённой

России. Социокультурные особенности и исторические традиции российского предпринимательства должны «вписаться» в предпринимательскую идеологию, определяя основные направления предпринимательской деятельности и постепенно способствуя ее глобальной гуманизации.

Изложенные положения составляют приращение знания, связанное с проблемой духовности как фактора формирования культуры российского предпринимательства, достигнутое в диссертационном исследовании.

Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах, на научно-практической конференции сотрудников, аспирантов и студентов ФГОУ ВПО НГМА (г. Новочеркасск 2003г.), а так же на научно-теоретической конференции «Пятые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы» (г. Новочеркасск 2004г.). Положения диссертационного исследования были напечатаны в сборниках научных трудов. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой философии ФГОУ ВПО НГМА.

Научно-практическая значимость диссертации. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области социальной философии, культурологии, социологии, менеджмента, социальных дисциплин, связанные с изучением проблем духовности в формировании культуры в условиях современной российской действительности. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских учебных курсах по социальной философии, социологии, социальной психологии, научного менеджмента и ряда других дисциплин при подготовке спецкурсов и спецсеминаров.

Структура работы. Задачи и избранные направления определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников. Текст диссертации занимает 178 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Храновская, Елена Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование философского понимания феномена «духовности предпринимательства» позволило нам, как погрузиться в глубину веков, к истокам его зарождения, так и представить возможную модель его настоящего развития.

В работе сделана попытка выявить смысл понятия духовности предпринимательства и воспроизвести духовные основы, на которых держался весь процесс его сложнейшей эволюции. Нами выделены три основных критерия духовности предпринимательства:

1. Гуманистический критерий - предполагает уважение любой формы жизни и сострадание.

2. Признание ценности индивидуального бытия и моральное оправдание стремления к достижению более высокого уровня развития индивидуальности.

3. Самореализация в созидательной деятельности, утверждение индивидуальности на базе активности, ориентированной на общезначимые социальные ценности.

Данные критерии позволяют нам сформировать собственное представление о духовности предпринимательства как об особом типе отношений, возникающих между обществом и отдельным его представителем, занимающимся предпринимательской деятельностью, основанном на гуманистических и моральных ценностях и опирающимся на определенную идеологию.

Проведенное нами исследование позволяет рассматривать религиозный фактор в качестве одной из составляющих духовности русского предпринимательства. По нашему представлению, ощущение религиозной ответственности способно повысить моральные качества хозяйствующей личности и таким образом способствовать экономическому прогрессу страны. В России ныне очень активно развиваются религиозные факторы. Духовные принципы, исповедуемые церковью, способны, на наш взгляд, сыграть огромную роль в нравственном перерождении российского бизнеса, в формировании его новых этических ценностей.

Мы сочли возможным предположить, что на современном этапе становления российского предпринимательства актуальной будет православная концепция, основанная на ценностях служения, социальной ответственности, и допускающая необходимость их сочетания с безусловными ценностями протестантизма, выделенными в этом исследовании: трудолюбием, честностью в отношениях с партнерами, священностью и неприкосновенностью собственности, бережливостью и рачительностью, обязательностью, инициативой и ответственностью, а так же стремлению к постоянному профессиональному совершенствованию.

Поведенное нами исследование позволяет прийти к выводу о том, что предпринимательство будет эффективным только в том случае, если повседневность будет неагрессивной и ненасильственной и престанет порождать отчуждение по отношению к нему. Именно заинтересованность социума в уважении к достоинству каждого конкретного его индивида, взыскательный моральный климат и гуманизм явятся для предпринимательства побуждающей силой для ведения социально-ответственной политики.

Духовность позволит предпринимательству соотносить свою деятельность с общечеловеческими позициями и избегать неэтичных шагов в бизнесе при условии гуманного отношения к нему государства, поскольку именно ему отводится особое место в регуляции российских социально-экономических отношений. Для предпринимателей России, на наш взгляд, существование возможно под крылом сильной власти. Они могут идти разными путями, однако то, какое из этих направлений будет преобладать, что предприниматели будут воспринимать как норму не всегда зависит от самой бизнес-элиты. Весьма существенное значение имеет общественная атмосфера в целом, то, как будут складываться морально-этические ценности общества. И здесь, по нашему мнению, в нормализации экономической ситуации ключевая роль должна быть отведена государству. Современное состояние и перспективы социально — экономического развития России во многом определяются характером отношений между государственными органами и нарождающейся социальной группой предпринимателей. От решений, которые принимает правительство, и от конкретных действий представителей государственных органов в отношении предпринимателей, а также от того, как сами предприниматели воспринимают эти решения и действия, зависят особенности формирования российского предпринимательства. «Государственные структуры в лице своих представителей имеют возможность воздействовать на ряд факторов, выступающих условиями предпринимательской деятельности, облегчая или затрудняя ее осуществление». Характер взаимоотношений предпринимателей и государственных структур на современном этапе существенно различается: от сотрудничества до противодействия. Государство выступает попеременно творческой, созидательной силой или причиной застоя, акселератором или тормозом общественного развития. По нашему глубокому убеждению предпринимательство захочет быть духовным только в том случае, если государственные структуры в своем отношении к зарождающемуся бизнес-классу будут руководствоваться принципом социальной справедливости, поддерживая и поощряя его деятельность.

Прочную основу духовности современного российского предпринимательства должны по нашему мнению составить ценности православной морали, гармонично сочетающиеся с безусловными ценностями протестантизма. Поскольку духовность обладает исторической устойчивостью и «повторяется не только из года в год, но и из века в век», мы сочли необходимым рассмотреть в работе влияние исторического прошлого, духовно-этических предпосылок и религиозных традиций на формирование духовности российского предпринимательства.

В работе нами предложены положения, которые могут послужить в качестве основы идеологии нарождающегося российского предпринимательства. На наш взгляд они смогут придать ему цивилизованный вид и «человеческое лицо», а так же способствовать росту его деловой активности. Нам представляется, что социокультурные особенности и исторические традиции российского общества должны «вписаться» в предпринимательскую идеологию, определяя, быть может, нестандартные направления предпринимательской деятельности. Мы убеждены, что идеи справедливости, социальной ответственности и общественного служения должны составить прочную основу духовности российского предпринимательства и занять на новом историческом уровне развития предпринимательской культуры достойное место.

В работе выделены следующие признаки, которые, как нам представляется, должны определять духовность отечественного предпринимательства:

1. Вторичность материально-экономических факторов по отношению к государству, обществу, духовной жизни человека; высокая роль внеэкономических факторов успеха, моральных, духовных стимулов в предпринимательской деятельности.

2. Традиции отношения к богатству и собственности в комплексе ценностей православия, социальной справедливости.

3. Соборность и социальное служение, понимаемые как безальтернативный способ выработки и утверждения предпринимательских ценностей для достижения общественного согласия.

4. Особое, сакральное отношение к государству и его интересам как высшей ценности со стороны предпринимателей.

5. Уникальность государственности, предполагающая гуманное отношение к современному российскому предпринимательству, поскольку именно государству отводится особое место в регуляции российских социально-экономических отношений.

На основании проведенного нами исследования, мы полагаем возможным настаивать на том, что нормальный бизнес может развиваться только в правовом государстве, на основе развитого законодательства и разумного государственного контроля-поддержки. Мы считаем, что на современном этапе в России возникла настоятельная необходимость в глобальной гуманизации предпринимательской деятельности, власти, общественной жизни, поскольку она является необходимым «условием роста солидарности, общности и доверия»1.

Проведенное нами исследование позволяет прийти к выводу о том, что на современном этапе своего становления российское предпринимательство постепенно начинает осознавать, что и в своей деятельности, и в отношении с обществом и государством, ему необходимо руководствоваться этическими правилами и нормами, по своему основному содержанию глубоко родственными и созвучными традиционным ценностям русской культуры. По нашему твердому убеждению, фундаментальные установки русской духовности, пусть не сразу, но обязательно будут восприняты всеми участниками хозяйственной жизни.

1 Ясин Е. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. С. 8.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Храновская, Елена Юрьевна, 2005 год

1. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Т.2.

2. Архангельский JI. М. Марксистская этика. М., 1985.

3. Автономов В. С. Предпринимательская функция в экономической системе.-М., 1990.

4. Агильдиев А. Свобода. Будь лицом: ценности гражданского общества. -Томск, 1993. Т. 1.

5. Афанасьеф Э., Калхоун Н., Трофимова И. Христианская этика и православные христиане в деловой жизни России // Вопросы экономики. -1993. №8.

6. Афанасьеф Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики // Вопросы экономики. 1993. №8.

7. Бабаева J1.B., Чирикова А.Е. Бизнес-элита России: образ мышления и типы поведения // Социологические исследования. — 1995. № 1.

8. Бабаева JI.B., Таршис Е.Я., Резниченко JT.A. Элита России: о настоящем и будущем страны // Социологические исследования. 1996. № 4.

9. Бабст И.К. О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала.

10. Баринов В.А., Макаров JI. В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2.

11. Барышников М. Н. История делового мира России. М., 1994.

12. Бахтин М.М. Заметки. / Собрание сочинений. М., 1961. Т. 5.

13. Безобразов В.П. Народное хозяйство России. СПб., 1882. Т.1.

14. Белоусов И. Ушедшая Москва. JL, 1927.

15. Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя (частный взгляд на предпринимательство и окружающую среду). М.: Изд-во Рос. Университета дружбы народов, 1992.

16. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.17

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.