Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.04, кандидат культурол. наук Глухарев, Игорь Владимирович

Диссертация и автореферат на тему «Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 69908
Год: 
2000
Автор научной работы: 
Глухарев, Игорь Владимирович
Ученая cтепень: 
кандидат культурол. наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
24.00.04
Специальность: 
Прикладная культурология
Количество cтраниц: 
132

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Глухарев, Игорь Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I: Движение военно-исторической реконструкции в контексте культуры.

§ 1.Понятие военно-исторической реконструкции.

§ 2.Проблематика исторической реконструкции в России и Западной Европе.

§ З.ВИР и музейное дело.

§ 4. Военно-историческая реконструкция и феномен игры.

ГЛАВА II: ВИР как неформальное молодежное движение.

§ 1. Предпосылки появления и социальная база ВИР-движения.

§ 2. Субкультура ВИР-движения в структуре современного общества.

§ 3. ВИР как культурная инсценировка.

§ 4. Перспективы развития и трансформации движения ВИР.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен"

Развитие современной науки позволило глубже проникнуть в различные области духовной и материальной культуры прошлого, используя традиционные способы: изучение литературных источников, материальных археологических находок и этнографического материала. Но новые экспериментальные методы часто дают возможность не только выявить отдельные нюансы истории, но иногда позволяют по-новому оценить целые пласты культурной деятельности. К таким методам следует отнести «историческую реконструкцию».

Реконструкция (от ре. и лат. «конструктио» —- построение). . Воссоздание нарушенного первоначального облика . постройки, произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства и пр., выполненное в натуре или выражающееся в составлении их описания, чертежа, рисунка, модели. Реконструкция создается на основе сохранившихся частей или фрагментов памятника, письменных источников изобразительных материалов, обмеров и пр.» 1

Актуальность данного исследования вытекает из того, что историческая реконструкция — область науки и культуры, позволяющая по имеющимся данным различных источников восстановить и воспроизвести в комплексе какую-либо область деятельности человека, с учетом социальных отношений, материальной культуры, традиций и духовного состояния, воспроизводимых максимально приближенно к оригинальным, что делает возможным оценить реконструируемую культуру взглядом непосредственного наблюдателя.

Такая область деятельности человека, как военное дело на сегодняшний день остается малоисследованным явлением несмотря на то, что она оставалась одной из доминирующих, наряду с религиозной, торговой, ремесленной и другими составляющими древней и средневековой культуры.

Именно военная деятельность стала объектом применения военно-исторической реконструкции (в дальнейшем — сокращенно: ВИР), давшей новые методы в исторических науках, музейном деле, археологии и этнографии, а порой даже в социологии и антропологии.

Благодаря ВИР стало возможным по-новому, с большей степенью достоверности оценить многие исторические данные о культуре российского народа, развитии ремесел и технологий, традициях и связях с другими культурами.

Археология получила возможность по найденным фрагментам восстанавливать целые предметы и даже комплексы (например, комплексы вооружений русских воинов). Музеи получили возможность экспонировать не только подлинные вещи, сохранившиеся во времени, но и вновь созданные реконструированные модели (например, в музее «Куликово поле» выставлены доспехи русских воинов, реконструкции М.Горелика), дающие представление зрителю о реальной жизни наших предков. Нередко

1 БСЭ.-т. 25.-е. 326 результаты реконструкций во многом опровергают общепринятые взгляды на тот или иной объект. Назначение многих археологических находок становится ясным лишь в реконструированном виде или комплексе.

Но помимо вышеперечисленных ВИР проникла в области современной культуры, казалось бы изначально далекие от подобных видов деятельности. Театр, кинематограф, педагогика, шоу-бизнес нашли точки соприкосновения с военно-исторической реконструкцией. Наиболее ярко необычно и масштабно ВИР проявила себя как культурная и общественная деятельность, как форма развивающего досуга.

Восьмидесятые годы дали нашей стране бурный всплеск неформальных молодежных движений, противопоставляющих себя официальной идеологизированной культурной атмосфере или позволяющих уйти от нее «в сторону». Достаточно вспомнить наиболее яркие проявления подобной I контркультуры»: движения «панков», «рокеров», громко и масштабно заявивших о себе. Среди подобных движений сформировался ряд менее заметных внешне, но более серьезных, интеллектуальных и глубоких в своей основе течений молодежной культуры: группы ролевых игр («Толкинисты», «Амберисты» и др.), клубы военно-исторической реконструкции («Рыцарские ордена», «Славянские дружины»).

Настоящая работа посвящена исследованию, систематизации и оценке явления «военно-историческая реконструкция», как элемента современной культуры и, в частности, уникального молодежного культурного движения, основанного на военно-исторической реконструкции (в дальнейшем —ВИРдвижение).

Актуальность исследования движения ВИР, как части творческого устроения досуга, как общественно-культурного нововведения снизу, как вновь возникающей российской традиции подтверждается постоянным вниманием к данному феномену культуры средств массовой информации, охватом ВИР-движения все большего числа регионов России, а также тем, что ВИР-движение не является исключительно российским явлением культуры, а существует в различных формах и в других странах (например, в Германии, Англии, Франции и т.д.), где у него по сравнению с российским наблюдается многовековая традиция. Актуальность исследования подтверждается также и тем, что в серьезной научной литературе пока не существует сколько-нибудь основательного исследования данного культурного явления.

Научная разработанность проблеммы с культурологической точки зрения практически не рассматривалась. Материалы на исследуемую тему подбирались в периодических изданиях ("Российская газета», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» «Огонек», «Вокруг света» и ряд других центральных и местных изданий), из сообщений электронных СМИ (ТВ, радио) и из Internet (<>; «http://www.permonline.ru/~historycentre/»; и др.) В теоретической литературе достаточно описаны некоторые, сопоставимые с данным явлением области культуры: - феномен игры (Бейтендейк Ф., Берн Э., Грос К., Ортега-и-Гассет X.,

Финк Б., Хайдеггер, Хейзинга И., Шиллер Ф.); историческая реконструкция (Абрамзон Н.Я., , Горелик М.В., Кирпичников А.Н., Фиркс И., Худяков Ю.С.);

- музейное дело (Горелик М.В., Кулинский А.Н., Клэр Д.Д., Мельников Г.П., Тихомирова Е.В., Dornberg J., Humple R.,);

А также привлекалась литература по различным аспектам культурологии и философии:

- о переемственности культуры (работы Бердяева H.A., Давыдова Ю.Н., Лосева А.Ф., Лосского Н.О., Лотмана Ю.А., Тойнби A.A. Plamenatz J.);

- традиции, как средства актуализации человеческого опыта (Кучмаева И.К., Острожинский В.Е., Сорокин П., Schalk G., Szacki J.);

- о молодежных субкультурах ( Багдасарян Н.Г., Ионин Л.Г., Кучмаева И.К., Rauch J.).

По общим вопросам философии и культурологии привлекались работы таких авторов, как: Белик A.A., Библер B.C., Вовенко Т.Ф., Гуревич П.С., Добрынин В.П., Жаров Л.В., Кондаков И.В., Кохановский В.П., Кузнецова И.К., Малахов B.C., Мамонтов С.П., Чернокозов А.И., Langer A., Ruegg W.

Цель данного исследования состоит в изучении феномена ВИР-движения через призму ценностно-ориентирующего подхода к этому явлению, с точки зрения достижений современной культурологии, философии культуры, социологии.

Данная цель обуславливает необходимость решения следующих исследовательских задач:

- конкретизировать понятие военно-исторической реконструкции;

- рассмотреть специфику этого явления в России и Западной Европе;

- рассмотреть взаимосвязь ВИР-движения с другими областями культуры;

- обосновать наличие параллелей между феноменами ВИР и игры

- выявить социальную базу ВИР-движения;

- определить место субкультуры ВИР-движения в структуре современного общества.

Объектом исследования диссертации является ВИР-движение, как многоаспектное явление в культурной жизни и досуге части современной молодежи в ракурсе его отношения к ценностным ориентирам и компенсаторно-релаксационным задачам современного общества.

Предметом исследования выбраны особенности ВИР-движения в историко-культурологическом и социологическом контексте.

Методологическая основа исследования. При рассмотрении зарождения и дальнейшего развития ВИР-движения применялся метод включенного наблюдения и историко-культурный метод системного анализа, т.е. явление рассматривалось как целостная система, состоящая из набора элементов, связанных между собой отношениями функциональной взаимозависимости: от материального и индивидуального (единичные случаи реконструкции отдельных элементов вооружения, индивидуальных воинских комплексов) к групповому воспроизведению не только материальных элементов но и иерархии взаимоотношений реконструируемого социума, и далее к показательным выступлениям и театрализованным воспроизведениям исторических событий (Бородино, Куликовская битва), элементам массовой культуры (Рыцарь-шоу) и спортивным соревнованиям по историческому фехтованию.

В ходе анализа использовался также сравнительно-культурный метод исследования, когда феномен ВИР сравнивался с уже исследованными и близкими ему по сути явлениями: ролевые игры, театрализованные исторические постановки, музейное дело, спортивные состязания.

Научная новизна. ВИР-движение — новое явление современной культуры России, оно сегодня находится в процессе становления и развития. Но уже самые предварительные оценки позволяют говорить о заметном влиянии его на смежные области культуры. До настоящего времени отсутствуют какие-либо научные труды, анализирующие этот феномен культуры, общественного и социального развития. Ряд публикаций (в основном в СМИ), посвященных ВИР-движению, носят информационный, фрагментарный и поверхностный характер, чаще всего связанный с эпизодическими проявлениями деятельности ВИР. Настоящая работа впервые рассматривает ВИР-движение не как некие единичные случаи в массовой культуре, а как масштабное явление, зародившееся на стыке научной, общественной и творческой деятельности граждан.

Научно практическая значимость работы связана с тем, что результаты исследования диссертации и связанные с ней публикации могут

11 быть использованы в работе преподавателей культурологии, краеведения, школьного курса истории, а также в педагогической работе культурных центров по работе с молодежью, с целью патриотического и историко-культурного воспитания.

ВИР-движение в социальном плане имеет важное значение для гуманизации общественной жизни. Оно стоит на стыке ремесла и спорта, театра и культурно-массовых мероприятий. Педагогический аспект ВИР-движения —отвлечение части молодежи, особенно мужской, от криминальной среды, военно-патриотическое воспитание в самом прямом смысле слова, пробуждение у молодых интереса к истории и ремеслу.

Заключение диссертации по теме "Прикладная культурология", Глухарев, Игорь Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, можно заключить следующее.

Движение ВИР появилось в России в самом начале 90-х годов, хотя его предпосылки зародились гораздо раньше с возникновением униформистики, связанным с Отечественной войной 1812 г., в семидесятые годы в г.Москве.

Движение ВИР с 1991 г. по настоящее время распространилось по многим регионам России (от Архангельска до Краснодара), а также на Украине (Харьков, Симферополь), реконструируются оружие, доспехи, костюмы и амуниция от времен Киевской Руси и до Второй мировой войны. Участвуют в движении ВИР преимущественно молодые люди от 16 до 35 лет, в основном мужчины, хотя есть примеры участия женщин.

Движение ВИР сочетает в себе несколько направлений деятельности:

1. Воспроизведение материальной культуры прошлого в виде оружия, доспеха и других, связанных с вопроизводимым образом воина вещей.

2. Воссоздание бытовых и социальных отношений эпохи, реконструируемых в группе ВИР.

3. Реконструкция условий, приемов и других спортивных особенностей исторического поединка.

4. Реконструирование и инсценирование определенных исторических событий, связанных с военной историй.

5. Создание и воплощение сценарного действа для показательных выступлений, не связанных с какими-либо конкретными историческими военными событиями (инсценировка).

6. Участие в коммерческих шоу.

Движение ВИР, возникнув как неформальное молодежное движение, приобрело характерные черты игровой культурной инсценировки: поведенческий код, символическую экипировку, определенные пространства для презентации, собственный жаргон.

Участие в ВИР создает для личности определенный способ структурирования свободного времени, эмоционально насыщает жизнь, создает возможность преодоления социально-культурной ограниченности, косности, создает дополнительные возможности человеческого общения в группе единомышленников и духовное взаимообогащение членов группы ВИР.

Освоение исторических ценностей личностью в группе ВИР или в индивидуальных занятиях влияет в конечном счете на внутренний план самой личности, с уровнем информированности возрастает и культурный потенциал личности. Следовательно, работа в группе ВИР имеет для личности не только компенсаторное значение, но и личностноформирующее, особенно, если учесть тот факт, что в группах ВИР в основном сравнительно молодые участники.

Занятие в группе ВИР создает разнонаправленность в жизнедеятельности человека, оно направлено на удовлетворение желаний личности, которые не могут быть удовлетворены вне этой игры, что способствует сохранению чувства собственного достоинства индивида, осознанию собственной личностной ценности, придает его жизненной позиции устойчивое равновесие, ощущение стабильности в то неустойчивое время, в котором ему приходится жить.

Движение ВИР не представляет собой нечто застывшее, абсолютно устойчивое. Оно развивается, причем это развитие может быть обусловлено многими факторами.

В столичных городах, например, в Москве, где есть киностудии, многие группы ВИР объединились при киностудии Мосфильм для участия в специальных шоу-программах, утратив тем самым свой неформальный характер.

Другая форма дальнейшего развития движения ВИР-спортивная, также формализованная в Ассоциацию исторического спортивного фехтования.

Однако, многие клубы ВИР в провинциальных городах продолжают свою традиционную деятельность.

Во всех своих проявлениях культурные акции участников ВИР максимально ясным и доступным языком своих эффектных выступлений приобщают широкие массы публики к отечественной истории, делает общедоступными определенные музейные раритеты, зрители исторических

120 акций получают возможность совершить своеобразную экскурсию в военно-историческое прошлое. И хотя подобные зрелища — это не настоящее большое искусство, а скорее красивое развлечение, тем не менее на зрителей они имеют несомненное этическое, эмоциональное и эстетическое воздействие, в особенности, на подрастающее поколение.

Став частью культурного целого, движение ВИР в пределах собственной сферы (художественного творчества и игры-инсценировки) синтезирует определенные явления науки, искусства, морали.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Глухарев, Игорь Владимирович, 2000 год

1. Антонова О. Поле русской славы.// Тула вечерняя 1998.- 22 сент.

2. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М., 1992. -с. 239

3. Батрак С. Воины Сетуньского стана. // Вечерняя Москва. 1997. - 20 нояб.

4. Бердяев H.A. Философия неравенства. М. - 1991. - с. 225

5. Белик A.A. Культурология. М. - 1998. - с. 239

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. JI. - 1992. - с. 335

7. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.:Изд. Политической литературы. -1991.-с. 4139. БСЭ.-т. 25.-е. 620

8. Бурынин М. Рыцарское городище на потылихе. // Русский стиль. М. -1995. -№12.

9. Василевская Л.Ю. Дивненко О.В. Мировая художественная культура. -М. 1996. - с. 226

10. Введение в культурологию. // Учебное пособие для вузов. / Отв.ред. Попов Е.В. М.: Владос. - 1995. - с.335

11. Введение в культурологию. Часть I. Основы теории и истории культуры.- М.: Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского. 1995. - с.191

12. Введение в культурологию. Часть II. Основы художественной культуры.- М.: Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского. 1995. - с. 192

13. Вовенко Т.Ф. Введение в культурологию. М. 1995. - с.332

14. Военнное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск -Наука. - 1987.-с. 301

15. Волков С. Время ковать мечи. // Тульский спорт. 1996 - №1.

16. Волков С. Мало охотников мечами махать.// Слобода.- Тула.- 1995. 10 фев.

17. Волков С. Рыцари у входа. // Слобода. Тула. - 1994,- 30 янв.

18. Волков С. Тульский меч голова с плеч. // Слобода. - Тула. - 1995. - 17 февр.

19. Гостев В. Большой кубок остается в Туле. //Молодой коммунар. Тула. -1997. - 17 июня.

20. Гвозденович Е. Из пепла веков. //Торнадо. 1997. - № 1.

21. Где "Вечерка", там подарки и веселье. //Вечерняя Москва. 1999. - 31 мая.

22. Глухарев И.В. Витязи XX века. // Мастер класс. Тула - 1997. - №2

23. Глухарев И.В. Ратоборцы. // Мастер класс. Тула - 1997. - №3

24. Говард Р. Конан-варвар. М. - 1996. - с. 423

25. Голыженков Н. Битва на Калке. М.: Изограф. - 1994. - с. 56

26. Горбунов А. День Бородина. М. - 1992. - с.ЗО

27. Горелик М.В. Куликовская битва 1380. // Цейхгауз. М. - 1993. - №1

28. Горелик М.В. Монголо-татарское оборонительное вооружение второй половины XIV начала XV в. // Из материалов юбилейной научной конференции: Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. -М.: МГУ.- 1983.-c.230

29. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс. - 1995. - с.288

30. Гусев С. Проверено: ушу здесь нет. // Молодой коммунар. Тула. - 1994. - 24 июня.

31. Гусев С. На кубке престижа. // Молодой коммунар. Тула. - 1994. - 30 дек.

32. Гусев С. «Роза» уходит в «Крепость». // Молодой коммунар. Тула.1994.-9сент.

33. Гусев С. Рыцари собираются в Туле. // Молодой коммунар. Тула.1995.-11 июля.

34. Гусев С. Сэр Гарольд Ферстоун и остальные из Тулы. // Молодой коммунар. Тула. - 1994. - 25 июня.

35. Гусев С. Трупов было много, но все остались довольны. // Молодой коммунар. Тула. - 1995. - 19 июля.

36. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция. - М. - 1978. - с.270

37. День города 25 июня. // Тула вечерняя. 1994. - 28 июня.

38. Добрынина В.И., Агеносов В.В., Кондаков И.В. Культурология. Теория и история культуры. М. - 1996 - с.372

39. Древняя Русь. Город, замок, село. М.: Наука. - 1985. - с. 380

40. Евгеньев И. Ты никто, и звать тебя никак.// Молодой коммунар. Тула.- 1990. -7 авг.

41. Егорова Е. Очищенные огнем. Язычники разжигают в Москве обрядовые костры. / Московский комсомолец. 1995. - 4 нояб.

42. Жаров Л.В., Золотухина Е.В., Кохановский В.П. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. - Феникс. - 1995. - с.511

43. Иванов С. Бьются насмерть, но сознания не теряют. // Комсомольская правда. Спорт. 1997. - 31 янв.

44. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. - с.280

45. История философии в кратком изложении. / Пер. с чешского. И.И. Богута.- М.: Мысль. 1995. - с. 590

46. Каллистратов С. О пензенской дружине замолвите слово. // Мир людей. -1995.- 12 авг.

47. Килессо Н. Смешались кони, люди. Город получил рыцарский подарок. // Московский комсомолец. 1994. - 25 сент.

48. Киреев Н. Кто к нам с мечом пришел?// Российская газета. 1995. - 22 июля

49. Клер Д.Д., Твидл Д. Викинги. М. - 1994. - с.225

50. Ковсман М. Сентябрьский день на Красном холме. // Молодой коммунар. -Тула. 1998.-22 сент.

51. Коженкова JI. Кольчуга, седло и копье. // Наша Пенза. 1994. - 11 июня.

52. Кондаков Н.В. введение в историю русской кльтуры. М. - 1994. - с.272

53. Копытов И. Герольды глотки надорвали. // Коммунар. Тула. - 1995. - 1 авг.

54. Копытов И. Настоящему рыцарю XX век не помеха. // Коммунар. Тула. -1997.-26 июня

55. Копытов И. Я бы в рыцари пошел пусть меня научат. // Робинзон и К. -Тула. - 1995. - №4.

56. Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. - с.279

57. Кулинский А.Н. Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800 1917 годов. Определитель. - С-Пб. - 1994. -с. 184

58. Куталов К. Внуки Гендальфа. // Огонек. 1996. - №25

59. Культурная жизнь Федеративной Республики Германия. Бонн: Интер Национес.- 1993.-c.251

60. Культурология.Л)ед. Багдасарян. М.: Высшая школа. - 1998. - с.511

61. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М.: Наука, - 1987.-с.274

62. Кучмаева И.К. На пути к модели культурного центра. // Культура и перестройка. Нормы, ценности, идеалы. М. - 1990. - с.23 5

63. Кучмаева И.К. Ступени самообретения. Проблемы образования и культуры в малом городе. // Поиск пути. М. - 1992. - с. 150

64. Леонова Н. Человек с мечом. // Я молодой. 1995. - №4.

65. Лосев А.Ф. Философия. Мифология культуры. М. - 1991. - с.370

66. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель. -1991.-c.479

67. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIXbb). - С-Пб. - 1994. - с. 273

68. Лыженков А. Одоевские самоцветы. // Молодой коммунар. Тула. - 1994.- 15 июня.

69. Лыженков А. Тайна Тульского кремля. // Молодой коммунар. Тула. -1994. - 14окт.

70. Макаричева И. Блеск рыцарства. // Тула вечерняя. 1995.- 19 июля.

71. Макаричева И. Рога горят полезешь и на стенку. // Тульский курьер. -1998. -№3.

72. Малахов B.C., Филатов В.П. Современная западная философия. Словарь. -М.- 1991.-c.368

73. Мамонтов С.П., Мамонтов A.C. Антология Культурной мысли. М. -1996. - с.235

74. Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. М. -Интерпрайс. - 1994. - с.365

75. Мигалин С. Тульские патриоты праздновали свой День независимости, а все остальные хорошую погоду. Историческая дата. // Тульский курьер.- 1998. -№24.

76. Милых А. Живи, Россия! // Под сенью муз. Тула. - 1996. - № 12.

77. Не перевелись рыцари на Руси. // Московский проспект. С-Пб. - 1993. -№38.

78. Нефедов А. Ледовое побоище разыгралось в минувшие выхоные в московском микрорайоне Матвеевское. // Вечерняя Москва. 1992. - 3 нояб.

79. Парамонова Л. Там, за непрядвою, за Доном. //Тульские известия. 1998. - 22 сент.

80. Поветкин О. Ратники XX века. // Русский стиль. Боевые искусства. -1995. -№1-2.

81. Праздники, обряды, традиции. /Сост.Б.Марьянов. М.: Мол. Гвардия. -1979.-с. 159

82. Овсянников Е. Новый "средневековый" вид спорта. // Молодой коммунар. - Тула. - 1997. - 13 февр.

83. Овсянников Е. Вся кремлевская рать! // Слобода. Тула. - 1997. - 27 июня.

84. Орлов В. На коне в строю улан. // Вокруг света. 1995. - №4.

85. Ортега-и-Гассет X.Самосознание европейской культуры XX века. М. -1991.-c.241

86. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство. -1991.-c.376

87. Осипов С. Музейная армия Михаила Горелика. // Спутник. 1991. - №4. -90.0строжинский В.Е. Обрядность в нашей жизни. - М.: Издательствополитической литературы. -1980.-с.55

88. Отставных В. Псы-рыцари у стен Всехсвятской церкви. (К возрождению движения крестоносцев). // Проспект. Тула. - 1994. - №4. - с.З

89. Павленко С. И на полях оживает история. // Красная звезда. 1995. - 14 окт.

90. Панюшкин В. Цветы жизни. // Матадор. 1995. - №3.

91. Победила "Крепость". // Слобода. Тула. - 1998. - 25 сент.

92. Попов И. Рыцарь XXI века. //Империя зрелищ. Лабинск. - 1996. - 9 февр.

93. Райнов Б. Массовая культура. М.¡Прогресс, 1979. - с.487

94. Родионова М. Рыцари "Белой дамы". //Молодой коммунар. Тула. -1996.-20 мар.

95. Руденко В. Ратник Дмитрий со товарищи сохранил тульскому кремлю репутацию непобедимого. //Огонек. 1995. - №31.

96. Скибинская И. Пыточная расположилась меж "Белым домом" и садовым переулком. //Молодой коммунар. Тула. - 1997. - 28 авг.

97. Славяне и скандинавы. М.: Прогресс. - 1986. - с.255

98. Смирнов Ю. Казачкова Д. Новые рыцари. //АИФ. 1993. - №27.

99. Сорокин П. Сим победили. // Социум. 1991. - №3.

100. Сосна А. В Туле по-прежнему куют хооршее оружие и добрых ратников. //Тула Спорт. 1997. - №16. - с. 16

101. Старинное оружие из собрания Государственного исторического музея. -М. 1993.-c.94

102. Сырыгин В. Звон мечей в Тульском кремле. //Позиция. Тула. -1995. -28 июля.

103. Сырыгин В. "Железная роза" и другие. // Позиция. Тула. -1995. - 5 мая

104. Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. М. - 1996. - с.335

105. Тепленин Т. Два дня, которые не потрясли. Но порадовали. //Тульские известия. 1994. - 28 июня

106. Тепленин Т. Распотешились молодцы. //Тульские известия. 1995. - 19 июля

107. Тихомирова Е.В., Мартынова Т.В. Золотой век русского оружейного искусства. М. - 1993. - с.94

108. Толкиен Дж. P.P. Властелины колец. М. - 1989. - с. 640

109. Тойнби А. Постижение истории. М. - 1991. - с. 246

110. Труб Вероник. Межкельтский фестиваль в Лорьяне. // Label France (на рус.яз.). 1995.-№21.

111. Устинов А.И., Портнов М.Э., Нацваладзе Ю.А. Холодное оружие. М.-Арсенал-Пресс. - 1994. - с.224115. «Ужасы» Тульского кремля. //АИФ в Туле. 1998. - 31 авг.

112. Упадут сто замков. //Альтаир. Пенза. - 1995. - 18 авг.

113. Федотов Г. Звонкая песнь металла. М.- Просвещение. - 1990. - с.208

114. Философской энциклопедический словарь. М. - 1989. - с. 425

115. Философская энциклопедия./Ред. Ф.В.Константинов М.: Советская энциклопедия. - 1967. - т.4. - с.432

116. Философия и культура. XVII Всемирный философский конгресс: проблемы, дискуссии, суждения. / Отв.ред. В.В. Мшвениерадзе. М.: Наука. - 1987,-с.335

117. Франк Б. Основные феномены человеческого бытия. М. - 1988. -с.361

118. Фиркс И. Фон. Суда викингов. //Д.- Судостроение. 1982. - с.69

119. Фролов С. Войскам Дмитрия Донского не грозит конверсия. //Комсомольская правда. 1995. - 18 апр.

120. Хафизов О. Богатыри в белоусовском парке. //Молодой коммунар. -Тула. 1998.- 19 февр.

121. Хейзига И. Осень средневековья. -М. -1988. с.326

122. Ходасевич В. Портереты словами. // Советский музей. 1988. - №1

123. Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск. - Наука. - 1986. - с. 106

124. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация.Общество. М. - 1992. - с. 272

125. Чернокозов А.И. История мироовой культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, - 1997.-c.480

126. Шевцов Н. Эхо крестовых походов. // Труд. 1996. - 30 мая.

127. Шиллер Ф. Собрание сочиений. -М. 1957. -т.6. - с. 302

128. Шишов В. Звон мечей над Сетунью. // Столица. 1994. - №42.

129. Щербакова Э. От героев былых времен. // Тула вечерняя. 1995. - 4 окт.

130. Das Wunderhorn. Eine Volrsliedanthologie.- Bonn.: Inter Nationes. -1991. -c.139

131. Dernberg J. Schaurasten der Geschichle: das Deutsche Zinnfigurenmuseum. // Das Beste aus Rader's Digest. 1987. - №2.

132. Freiheit in Eryiehung. // Herausgegeben vom Bund katoholixher Eryieher. -Freiburg: Verlag Herder. 1956. - c.224

133. Frenzel Rose-Marie. Beim Spiel. Ein Kunstbach für Kinder. Ein Kinderbach über Kunst. Lepzig: Editin. - 1977. - c. 60

134. Huizinga J. Homoldens. Hamburg. - 1956.- c.246

135. Hamble R. Warfare in the Middle Ages. London. - 1989. - c.285

136. Jander A. Freizeit. Ernte der Zeiten. Rinteln: Merkur Verlag. - 1991. — c.423

137. Meyers neue Lexikon. Lepzig: VEB Bibliographixhes Institut. - 1972. -b.2. - c.704

138. Morman Kl. Der deutsche Museumfuhrer in Fabbe. Frankfurt am M. -1983.-c. 762

139. Plamenatz J. Ideologie. München: Paul list Verlag. - 1972. - c.155 ,

140. Rauch J. Iunge gegen Alfe stimmt denn das? // Das Beste. Rader's Digest. - 1996. -№10.-c. 334

141. Ruegg W. Sozologie. Frankfurt am M. - Fixher Taschenbuch Verlag. -1973.-c.316

142. Schalk G. Walhalla. Germanische gotter un Ytldtnsagen. - Berlin. -Verlag von Neufuld und Henius. - 1906. - c.410

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 69908