Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков :История, атрибуция, реставрация тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.03, кандидат искусствоведения Долганова, Ольга Олеговна

Диссертация и автореферат на тему «Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков :История, атрибуция, реставрация». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 230085
Год: 
2006
Автор научной работы: 
Долганова, Ольга Олеговна
Ученая cтепень: 
кандидат искусствоведения
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
24.00.03
Специальность: 
Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Количество cтраниц: 
204

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Долганова, Ольга Олеговна

Введение

Глава 1. Искусство эгломизе, его происхождение и развитие.

Глава 2. Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков.

2.1. Миниатюра в технике эгломизе.

2.1.1. Портретная миниатюра в технике эгломизе.

2.1.2. Мифологические и аллегорические изображения.

2.1.3. Жанровые и пейзажные композиции.

2.2. Произведения близкие к станковой живописи.

Глава 3. Эгломизе и мебель стиля «Жакоб».

Глава 4.Технология изготовления эгломизе и родственных техник.

4.1.Технология изготовления живописи «под стеклом» с элементами гравирования по золоту.

4.1.1. Набросок композиции картины;

4.1.2. Предварительная обработка стекла;

4.1.3. Золочение стекла

4.1.3.1. Укрепление золота на стекле

4.1.3.2. Гравировка по золоту

4.1.4. Наклеивание аппликации из пергамента или бумаги

4.1.5. Живопись

4.1.5.1. Масляная живопись.

4.1.5.2. Смолы и камеди

4.1.5.3. Темперная живопись

4.1.5.4. Нанесение люстровых красок.

4.1.6. Цинковая аппликация

4.1.7. Защита оборотной стороны

4.2. Техника эгломизе и портретный силуэт конца XVIII - начала XIX веков.

4.3. Способы имитации техники эгломизе.

Глава 5. Проблемы реставрации произведений в технике эгломизе.

5.1. Повреждения.

5.2. Проблемы реставрации (обзор методик). Заключение.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Эгломизе в России. Конец XVIII - начало XIX веков :История, атрибуция, реставрация"

Предметом изучения в диссертации стал феномен эгломизе в России в общем культурном контексте конца XVIII - начала XIX веков. Объектом исследования являются коллекции предметов, выполненных в технике эгломизе в конце 1780-х - 1820-х годах и хранящихся в России. В этот достаточно короткий период, в нашей стране наблюдается необыкновенная популярность этой сложной в исполнении и редкой техники, широко использовавшейся для украшения медальонов, перстней, табакерок, мебели и т.п.

Россия практически всегда была открыта для иноземного влияния. Начиная со времен правления Петра I, западное влияние стало основой для развития отечественной культуры. Особенно заметно это влияние было в области изобразительного искусства. Обучение русских художников за рубежом, появление европейских мастеров в России привели к быстрому подъему живописи, графики, к развитию гравировальных техник. Модные западные тенденции внедрялись и в декоративно-прикладное искусство. К 80-м годам XVIII столетия Россия в художественном отношении достигла высокого развития, войдя, таким образом, в европейское культурное сообщество. Это было проявлением тех тенденций, которые в настоящее время носят название глобализации. Предмет исследования данной диссертации представляет собой один из ярких примеров развития привнесенного из Западной Европы вида искусства на российской почве.

Термин «эгломизе» - первоначально «гломизе» появился в лексиконе французских антикваров второй половины XVIII века: он явился производным от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи (Jan Baptiste Glomi, ? - 1786 год)1. Считалось, что он первым использовал особую технику живописи на стекле, с применением золотой и серебряной фольги для обрамления графических листов стеклянными рамами. Термин получил широкое распространение в XIX веке и применялся к таким образцам живописи «под стеклом», которые были гораздо старше, чем Ж.Б. Гломи .

Существуют две принципиально различные техники живописи на стекле: так называемая «теплая» или «обожженная» и «холодная». К первой принадлежит классическая средневековая витражная живопись. Ко второй относятся виды живописи, в которых стекло просто расписывают красителями, не подвергая его ни до, ни после этого термической обработке. «Холодную» живопись можно разделить на два основных типа, в зависимости от того на какую сторону стекла наносится красочный слой. Это живопись «на стекле» («с лицевой стороны стекла») и «под стеклом» («с оборотной стороны стекла», «за стеклом»). Эти две категории различаются принципиально разным подходом к наложению красителей. Если при живописи «на стекле» краски наносятся классическим способом, также как и на другие основы (холст, бумага и т.п.), то при живописи «под стеклом» сначала выполняются все детали, а только затем - фон. Пишут от переднего плана к заднему, сначала ярчайшие света и глубокие тени, потом средние тона. Перекрывание локальных тонов завершает работу.

Техника эгломизе относится к разряду «холодной» живописи «под стеклом». Но, строго говоря, ее нельзя отнести к чисто живописным техникам, так как основной ее составляющей является нанесение на стекло при помощи какого-либо прозрачного клея металлической фольги (чаще всего используется листовое золото, но встречаются работы с листовым серебром и даже цинковой фольгой) с последующей гравировкой по ней рисунка тонкой иглой. После удаления фольги с тех мест, где должно быть видно изображение, прямо на фольгу наносится какая-либо краска (чаще всего черная). Вследствие этих операций на лицевой стороне стекла можно увидеть черный (или какого-нибудь другого цвета) рисунок на золотом (серебряном и т.п.) фоне.

Самые ранние произведения, близкие по технике исполнения к эгломизе, датируются III веком до нашей эры, когда такого термина еще не существовало. Это - стеклянные сосуды, состоящие из двух частей, внешней и внутренней, между которыми заключен рисунок, выгравированный из листового золота. Древнего названия этой техники не сохранилось. В настоящее время исследователями используется целый ряд терминов. Наиболее часто употребляемый - «gold sandwich glass» (англ.), который можно перевести как: «золото между двумя стеклами». Итальянский синоним названия техники - «Fondi d'oro», который, как правило, наравне с «gold sandwich glass» используется для обозначения изделий времен Древнего Рима (III - IV веков н. э.). Среди специалистов Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) для описания сосудов с двойными стеклянными стенками, между которыми заключен рисунок, выгравированный по золотой фольге, используется термин «межстеклянное золочение»3. В специальной литературе на немецком языке чаще всего встречается наименование «Zwischengoldglas» (также можно перевести как «золото между двумя стеклами»), которое используется для обозначения австрийской и немецкой моды конца XVIII - начала XIX веков украшать сосуды черными силуэтными портретами на золотом фоне.

В диссертации будут использоваться термины: «межстеклянное золочение» для описания техники украшения стеклянных сосудов с двойными стенками, между которыми заключена металлическая фольга с гравированным по ней рисунком; гравировка по золоту (серебру и т.п.) «под стеклом» - для обозначения произведений из одного слоя стекла, созданных в период, когда термина «эгломизе» еще не существовало; и, наконец, «эгломизе», как название техники живописи с оборотной стороны стекла («под стеклом») конца XVIII - начала XIX столетий, основным приемом которой является гравировка по металлической фольге (золотой, серебряной и т.д.). Техника эгломизе в это время использовалась в основном для создания миниатюр. В подавляющем большинстве это портретные силуэтные миниатюры, оформлявшиеся в качестве медальонов и служившие как вставки в табакерки или различного рода коробочки. С появлением в последние годы XVIII века в России моды на мебель в «стиле жакоб», эгломизе стало использоваться как альтернатива присущим этому стилю мебели украшениям в виде рельефных бронзовых или латунных накладок.

Актуальность исследования состоит в том, что автор впервые представляет эгломизе - малоизвестный раздел прикладного искусства - в России конца XVIII - начала XIX веков как самостоятельный предмет исследования, имеющий свои технико-технологические и типологические особенности, прослеживает его связи с миниатюрной живописью и жанром силуэта. В работе впервые в комплексе рассматриваются произведения в технике эгломизе, хранящиеся в разных российских коллекциях. Это позволяет автору определить круг художников, профессионально работавших по заказам, описать их индивидуальную манеру исполнения. Несмотря на то, что произведения этих мастеров обычно воспринимается, как работы «второго ряда», именно они позволяют нам дополнить сложившийся образ культурной жизни русского дворянства рубежа XVIII -XIX веков.

Различая произведения не только по манерам исполнения отдельных художников, но и выявив общие для всех тенденции, в данной работе впервые удалось описать историю развития техники эгломизе не только с III века до н.э., но и ее изменения (переход от «силуэтной» манеры исполнения к «гравюрной») за такой короткий период как 80-е годы XVIII - конец 20-х годов XIX веков.

Комплексный подход к изучению памятников в технике эгломизе дал возможность автору диссертации систематизировать их по функционально-типологическому признаку. В первый раз в одной работе собрана вся широкая гамма применения эгломизе - от небольших памятных медальонов и перстней до вставок в великолепную дворцовую мебель.

В диссертации объединены все существовавшие методики изготовления памятников (на основании древних трактатов, сборников рецептов разных авторов и современных исследований), начиная с произведений александрийских мастеров III века до н.э, художников Древнего Рима в III -IV веках н.э., работавших в технике «межстеклянного золочения». Описываются методы работы европейских художников эпохи Возрождения и второй половины XVII века, выполнявших изделия в технике живописи «под стеклом» с элементами гравирования по золоту и «межстеклянного золочения»; богемских мастеров XVIII века («межстеклянное золочение») и, наконец, западно-европейских и российских художников, работавших в окончательно оформившейся технике эгломизе.

Одной из основных проблем сохранности произведений в технике эгломизе является плохая адгезия красителей, нанесенных «холодным» способом к стеклу. Отставание красочных слоев от основы происходит при малейших перепадах температуры и влажности. В Западной Европе и Америке, а в последнее время и в России, реставраторы работают над решением проблемы укрепления красочных слоев на стекле, что является довольно трудной задачей. В данной работе приводятся обзоры основных видов разрушения произведений эгломизе и различных методик их реставрации.

Основная цель диссертации заключается в изучении практически неисследованных произведений эгломизе конца XVIII - начала XIX веков созданных или хранящихся в России, определение их типологии, а также роли и значения в развитии миниатюры, силуэтного жанра и мебельного дела в России.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить состав коллекций эгломизе в российских музеях.

2. Выявить круг художников, работавших в технике эгломизе в России рубежа XVIII - XIX веков.

3. Выявить технико-технологические особенности эгломизе конца XVIII -начала XIX веков.

4. На основе всестороннего изучения коллекций эгломизе в собраниях российских музеев выявить типологию произведений в технике эгломизе рубежа XVIII - XIX веков в России.

5. Составить каталог коллекции эгломизе конце XVIII - начале XIX веков ИЗО ГИМ и определить ее место среди других музейных собраний. Задачи работы предопределяют комплексный метод исследования, включающий в себя исторический, искусствоведческий, технико-технологический и статистический анализы:

1. Историческое изучение коллекции: уточнение происхождения, времени изготовления, личностей персонажей.

2. Искусствоведческий анализ: определение авторства, выявление профессиональных художников, художественная характеристика произведений.

3. Исследование коллекции с физической точки зрения: особенности техники, состояние сохранности, условия хранения.

4. Статистическое обобщение состава коллекции.

Комплексный метод был применен ко всему собранию произведений в технике эгломизе рубежа XVIII - XIX веков, рассредоточенному по различным музеям России. Опираясь на полученные данные, а также на сведения, полученные из литературы, удалось выявить новые имена художников, кроме известных ранее И.Ф.Антинга и А.Г.Рауэрта.

В результате исследований, проведенных в собрании Государственного исторического музея, было уточнено время создания произведений, установлены личности персонажей в работе И.Ф.Антинга (Кат-1), Ф.Гюбнера (Кат-8/4); определены иконографические типы силуэтов Екатерины II (Кат-8, 69), Павла I (Кат-8, 32), Г.А.Потемкина (Кат-33), Д.П.Трощинского (Кат-81). Установлено, что силуэт неизвестного (Кат-8/1) из рекламной витрины Ф.Гюбнера не принадлежит руке этого художника. Составлен научный каталог, представляющий собой первую публикацию коллекции произведений эгломизе рубежа XVIII - XIX веков в собрании Отдела Изобразительных материалов Государственного Исторического музея (ИЗО ГИМ), включающий в себя 173 предмета, анализ состава коллекции и историю ее формирования. Все это и определяет научную новизну диссертации.

Главным предметным источником является коллекция эгломизе ИЗО ГИМ, являющаяся первой по численности, дополнительными - коллекции Государственного Эрмитажа (ГЭ), Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Государственного Русского музея (ГРМ), Московского дворца-музея «Останкино», ГИКМЗ «Московский Кремль», а также других российских музеев, имеющих произведения эгломизе.

Временные рамки работы не ограничиваются только рубежом XVIII -XIX веков. Автор стремился собрать все сведения, имеющие отношение к технике эгломизе (гравирования по золоту «под стеклом», «межстеклянного золочения») на всем протяжении ее развития с III века до н.э.

Собранный автором материал, включающий результаты атрибуционной работы и технико-технологических исследований, а также старинную рецептуру, имеет несомненную практическую ценность как для историков и искусствоведов, так и для реставраторов.

1 К сожалению, подробности жизни Гломи мало известны. До нас дошли крайне скупые сведения о том, что он был рисовальщиком, гравером по меди. Известны его рисунки ландшафтов пером и акварелью и гравюры {Nagler G.K. Neues allgemeines Kunstler -Lexicon. Munchen. 1837. V. 5. S. 241).

В одном из словарей можно прочесть, что он был парижским знатоком искусства, торговал антиквариатом, занимался рисованием и гравировкой. Подписывался инициалами: «J. В. G.». Известны его гравюры по оригиналам Ф.Буше и В.Пикара. Живопись под стеклом, как украшение рам для картин, названное по имени Гломи «verre Eglomise», ошибочно считается его изобретением (Allgemeines Lexikon der Bildenen Kunstler. Hg. von Ulrich Thime u. Felix Becker, ab bd.16 von Hans Vollmer. Leipzig. 1907— 1947. V. XIV. S. 264).

2 Schot F.L. «Eglomise» - Technik und Konservierung. // Restauro. № 1.1998. S. 9-17.

3 В случае использования техники для стеклянных сосудов технологически обосновано применение двух слоев стекла. Так как если золото наносить па внешнюю сторону сосуда, то это будет техника живописи «по стеклу», а если золото, нанесенное с внутренней стороны не защитить, то от соприкосновения с налитой в сосуд жидкостью оно очень быстро разрушится.

Заключение диссертации по теме "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов", Долганова, Ольга Олеговна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История техники эгломизе, получившая свое рождение в стеклодельных мастерских Александрии насчитывает не менее двух тысячелетий. За это время она прошла путь от декорирования сосудов в технике «межстеклянного золочения» в Египте и Древнем Риме, украшения предметов декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения, использования в качестве одного из приемов живописи «под стеклом» в Западной Европе XIV - XVII веков, иконок-панагий русской работы XV века, возвращения к истокам техники в виде двустенных стаканов (Богемия, начало XVIII века) до одного из способов изготовления миниатюр на рубеже XVIII - XIX веков. В конце 1780-х годов это искусство вновь возникает в России. Другими словами, практически вся история эгломизе и родственных ей техник связана с возникновением и возвращением в культурное пространство той или иной страны классического античного искусства.

В данной работе представлены результаты исследования развития эгломизе с конца 80-х годов XVIII века до конца 20-х годов XIX века с различных точек зрения: как явление искусства, имеющее свою историю и типологию; как артефакт, в основе создания которого лежат оригинальные технологии и, как предмет реставрации.

Проведенные исследования показали, что эгломизе в России в этот период заняло некоторое культурное пространство, обусловленное популярностью среди дворянства миниатюрного портрета и такого его жанра, как силуэт. Основной особенностью миниатюры можно назвать ее двойную природу: она является и произведением изобразительного искусства, и декоративной, памятным предметом, с которой возможен тактильный контакт. Истоки популярности именно портретной миниатюры нужно искать в первую очередь в широком распространении, начиная с XVIII века портретного искусства вообще.

Силуэт, пик моды на который пришелся в Западной Европе и России на рубеж XVIII — XIX веков, как нельзя лучше отвечал классицистическим тенденциям этого времени, тяготевшим к четким линиям. А выполненное в технике эгломизе силуэтное изображение по степени декоративности не уступало ни эмалевой миниатюре, ни ювелирным изделиям. Именно поэтому особое место среди «мастеров профильного жанра» занимали художники, выполнявшие произведения в этой технике. Их работа была трудоемкой по исполнению она требовала знания ювелирного искусства, умения работы с листовым золотом и серебром, навыков нанесения красителей на стекло и др. Благодаря таким иностранным мастерам, как И.Ф.Антинг, А.Г.Рауэрт, Ф.Гюбнер, А.Розин, Дж.Спинедда, Лоссе, Пали, Клерон российская культура конца XVIII - начала XIX веков обогатилась таким явлением, как силуэтная портретная миниатюра в технике эгломизе.

О степени распространения этого вида искусства говорит и то, что российские художники также стали выполнять силуэты в технике эгломизе. Среди них и великий русский скульптор Ф.И.Шубин и художники «второй руки» Я.И.Басин, П.Марков, П.Моссолов, а также большое количество любителей - домашних умельцев и мастериц, которые, зачастую плохо представляя себе технологию и не владея композиционными навыками, тем не менее, создавали профильные портреты своих родных и близких. Нет никаких сомнений, что многие из этих безымянных портретов выполнены руками крепостных художников.

Коллекция эгломизе конца XVIII - начала XIX веков в собрании ИЗО ГИМ, насчитывает 173 произведения и является первой по численности среди музейных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. Она полностью отражает как авторский состав, так и распространенность этого жанра в России. Самые ранние вещи относятся к концу 1780-х годов, присутствуют и привозные произведения (И.Ф.Антинг, Эйгнер), и работы художников, живших в России (Ф.Гюбнер, Лоссе, А.Розин, Пали и др.). Основную массу составляют анонимные силуэты, выполненные и профессионалами, и явными дилетантами.

В результате проведенных комплексных исследований, были уточнены и пересмотрены данные по составу коллекции ИЗО ГИМ, ее временным рамкам и технико-технологическим особенностям. Существование на рубеже XVIII - XIX веков не только силуэтной, но и гравюрной манеры исполнения эгломизе, открывало для художников дополнительные возможности перенесения в эту технику популярных в то время гравюр и даже живописных произведений. Именно в этой манере создано большое количество вставок в технике эгломизе в мебель стиля «жакоб», мода на которую пришла в Западную Европу и Россию из Франции.

Одним из результатов работы является обоснование применения той или иной терминологии в зависимости от времени создания и технологии изготовления произведения.

Анализ причин разрушений и методик реставрации произведений в технике эгломизе, привел к малоутешительному выводу: в настоящее время используются два основных типа укрепления красочного слоя на стекле. В основе первого лежит использование воска, второго - синтетических материалов (полимеров). Оба способа являются «чужеродными» для эгломизе. К тому же даже тугоплавкий воск не выдерживает температурных колебаний, а свойства полимеров (особенно их поведение во времени) до сих пор до конца не изучены. Таким образом, на первый план выступает проблема хранения произведений эгломизе, то есть создание и поддержание стабильного климата в хранилищах и на экспозиции.

Важной составной частью диссертации является «Каталог эгломизе конца XVIII - начала XIX веков коллекции отдела ИЗО ГИМ». Кроме сведений о самих произведениях, в него вошли биографии художников, данные об истории формирования собрания и о его составе. Каталог является результатом многолетней исследовательской работы автора в фондах ГИМ.

Данная диссертация и прилагающийся к ней каталог - это первый опыт изучения техники эгломизе как самостоятельного явления декоративно-прикладного искусства, который может послужить стимулом для проведения дальнейших исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Долганова, Ольга Олеговна, 2006 год

1. Александр 1.«Сфинкс, не разгаданный до гроба.». Каталог выставки ГЭ. СПБ. 2005.

2. Антиквариат. Энциклопедия мирового искусства. М. 2001.

3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. М. 1997.

4. Ашарина Н.А. Русское стекло. М. 1998.

5. Банк А.В. Византийское искусство в собраниях СССР. Л.-М. 1960.

6. Баум B.C., Коновалова Е.Н. Эгломизе и мебель в «стиле жакоб». // Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. СПб. №2. 2003.

7. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М. 1961.

8. Биобиблиографический словарь. М.1970.

9. Ботт И.К, Канева М.И. Русская мебель. История, стили, мастера. СПб. 2003.

10. Ботт И. К. Мебель в «стиле жакоб»//Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. № 3-4. М. 2003.

11. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М. 2002.

12. Воспоминания госпожи Виже-Лебрен, члена Парижской Королевской Академии, Академии Святого Луки в Риме, а также Руанской, Пармской, Болонской, Санкт-Петербургской, Берлинской, Женевской и Авиньонской академий // Наше наследие. М.1992.

13. Врангель Н.Н. Иностранцы в России // Старые годы. СПб. 1911. Июль-сентябрь.

14. Врангель Н.Н. Очерки по истории миниатюры в России//Старые годы. 1909. октябрь.

15. Газета Санкт-Петербургские Ведомости.

16. Гнутова С.В. К вопросу об истории техники эгломизе //Сб. статей «Художник, вещь, мода». М. 1988. С. 124-132.

17. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Серия: Живопись XVIII XX веков. Т. 1. Портретная миниатюра XVIII -начала XX века. М. 1997.

18. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Серия: Рисунок XVIII XX веков». T.l. М. 1996.

19. Гусева Н.Ю. Русская мебель в стиле «Жакоб»//Пинакотека. № 4. М. 1998.

20. Гусева Н.Ю. Эгломизе и мебель в «стиле жакоб»//Реликвия. Реставрация. Консервация. Музеи. СПб. 2003. №2.21.Домоводец. СПб. 1792.

21. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М. 1994.

22. Ефремова И. Стиль «жакоб» в усадебной мебели // «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования». М. № 3-4. 2003.

23. Императорская главная квартира. История государевой свиты XVIII века. СПб. 1902.

24. Исаков КС. Федот Шубин. М. 1938.

25. Карев А.А. Миниатюрный портрет в России XVIII века. М. 1989.

26. Кес Д. Стили мебели. М. 2001.

27. Кирилов С. Руководство к познанию живописи, изданное для юношества обучающегося сему предмету. СПб. 1819.

28. Кузнецова JI.K. К вопросу об эволюции художественной формы и системы декорировки табакерок работы петербургских мастеров второй половины XVIII века// Проблемы развития русского искусства. Тематический сборник научных трудов. Вып. XIII. JT. 1980.

29. Кунина Н.З. Античное стекло в собрании Эрмитажа. СПб. 1997.

30. ЪХ.Лифшиц Н.А., Зериов Б.А., Воропихина JJ.H. Искусство XVIII века. М. 1966.

31. Ъ2.Many скрипт Ираклия об искусствах и красках римлян VIII IX вв. (Heraclius. «Do coloribus et romanorum»). - ВЦНИЛКР. Сообщения. Вып. 4. M. 1961.

32. Материалы для истории Императорской академии наук. СПб. 1886. Т.З.

33. Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. Л. 1927.

34. ЪЪ.Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М. 1924.

35. Петр Великий и Москва. Каталог выставки. М. 1998.

36. Портретная миниатюра в России XVIII XIX в. Из собрания ГИМ. М. 1988.

37. Портретная миниатюра в России XVIII начала XX в. из собрания ГЭ. Л. 1988.

38. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков. Спб. 1895.

39. Российский Биографический словарь. СПб. 1904.

40. Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича. СПб. 1905 1909.

41. Русские художники XVIII XX в. Справочник. Сост. В.Д. Соловьев. М. 1996.

42. Русское искусство. Иллюстрированная энциклопедия. М. 2001.

43. Сидоров А.А. Рисунки старых русских мастеров. М. 1956.

44. Соколова Т.М. Художественная мебель. М. 2000.

45. Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. JI. 1963.

46. Турции B.C. Александр I и неоклассицизм в России. Стиль империи или империя как стиль. М. 2001.

47. Художники народов СССР. Библиографический словарь. М. 1970.51 .Чеиииии Ченнино. Книга об искусстве, или трактат о живописи. М. 1933.

48. Шелковликов Б.А. Русское художественное стекло. JI. 1969.

49. Шелковникое Б.А. Художественное стекло. JI. 1962.

50. Эмблемы и символы. М. 1995.

51. Энциклопедический словарь. Издание Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. СПБ. 1890-1904.

52. Эттиигер П. Иоганн Фридрих Антинг// Русский библиофил. № 1. Петроград. 1915.

53. Agnini Е. Hinterglasbilder //Restauro № 4. 1999.

54. Allgemeines Lexikon der Bildenen Kunstler. Hg. von Ulrich Thime u. Felix Becker, ab bd.16 von Hans Vollmer. Leipzig. 1907-1947.

55. Amalierte Stuck uff Gla.ll Hinder Glas gemalte Historien und Gemald. Hinterglaskunst von der Antike bis zur Neuzeit (Ausstellung im SchloBmuseum Murnau. 1995). Katalog. Murnau 1995.

56. Callararo N. Conservation Treatments of Paintings on Ceramic and Glass: Two Case Studies //Studies in Conservation № 42. 1997.

57. Collection de Cent Silhouettes des Personnes Illustres et Celebres. Gotha. 1791.

58. Das Bohmische Glas: 1700-1950. Passauer Glasmuseum. Band 1. Passau. 1995.

59. Deutschbaltische Portratkunst in Estland 1750 1900. Tallinn-Helsinki. 2003.

60. Honey W.B. Glass. A Handbook for the Study of Glass Vessels of all Periods and Countries. London. 1946.

61. Jackson E. N. The History of Silhouettes. London. 1911.

62. Katalog zur Ausstellung «Farbige Kostbarkeiten aus Glas Kabinettstticke der Ztircher Hinterglasmalerei 1600 - 1650». Munchen. 1999.

63. Kazharina W., Koller J. Lack des Barock und Rokoko. Munchen. 1997.

64. Kunckel J. Ars vitraria experimentalis oder Vollkommene Glasmacher-Kunst. Leipzig. 1689.

65. Lavater. Physiognomische fragmente zur Bef rderung der menschenkenntnis und der menschenliebe. 1775.

66. McKechnie S. British Silhouette Artists and their Work, 1760-1860. London. 1978.

67. Mehlman F. Guide to glass. Oxford. 1982.

68. Merrifield M.P. Original Treatieses dating from XII XVIII Centuries on the Arts of Painting. London. 1849 (переиздано в New York 1967).

69. Nagler G.K. Neues allgemeines Kunstler Lexicon. Munchen. 1837. lA.Perrenon P.H. Ausfuhrliche Abhandlung uber die Silhouetten und deren

70. Zeichnung, Verjungung und Vervielfultigung. Frankfurt und Leipzig. 1780. Ib.Philipp G., BielingJ. Silhouetten. Nurnberg. 1791.

71. Presbyter Theophilus. Schedula diversarum atrium. V. Albert Ilg. Wien. 1874.ll.Schlie F. Aus der kunstgewerblichen Abteilung des groBherzoglichen Museums zu Schwerin. I, Ein Werk des Christoph Jamnitzer, in

72. Kunstegewerbeblatt 4. 1888.

73. Schot F.L. «Eglomis6» Technic und Konservierung// Restauro. № 1. 1998.

74. Swarzenski G. The Localization of Medieval Verre Eglomise //The Journalof the Walters art Gallery. Baltimore. 1940. M.Toesca P. Vetri italiani a Oro con Graffiti del XIV e XV Secolo // L'Arte.

75. Roma. 1908. P. 247-261. 84 .Walch K., Roller J. Lack des Barock und Rokoko. Munchen. 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 230085