Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Лысенко, Оксана Егоровна

  • Лысенко, Оксана Егоровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 188
Лысенко, Оксана Егоровна. Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ставрополь. 2009. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лысенко, Оксана Егоровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ.

1.1 Женская эмансипация как процесс социокультурного конструирования системы тендерных отношений.

1.2 Женская эмансипация на христианском Западе и мусульманском Востоке: компаративный анализ.

1.3 Эмансипация женщин в России: культурные особенности и содержание.

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ В ИСЛАМСКОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.

2.1 Положение женщин-мусульманок Северного Кавказа в традиционной культуре.

2.2 Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа: факторы и формы проявления.

2.3 Тендерная идентичность северокавказских женщин в ситуации глобализации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа»

Актуальность темы исследования. Тенденции развития современной культуры изменили характер социальных отношений между мужчиной и женщиной, модифицировалась патриархатная парадигма распределения социального пространства между полами, иным стало политическое и экономическое положение женщин. Это актуализирует потребность в исследовании проблем женкой эмансипации, изучении вопросов женской дискриминации и асимметрии тендерных ролей в современном обществе.

Положение женщины в семье и обществе, уровень ее свободы и границы возможностей определяются не только набором гражданских и политических прав и свобод, но и религией, которая на протяжении многих веков определяла содержание норм права и морали, характер соблюдения этнических традиций. Мерилом цивилизованности того или иного общества является уровень возможностей женской самореализации. Это актуализирует исследование вопросов о статусе женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Глобализационные процессы способствуют усилению межкультурного взаимодействия и интеграции народов Северного Кавказа в мировой культурный процесс. Процессы модернизации стали реальностью для народов исследуемого региона, обусловив освоение женщиной новых тендерных ролей, связанных с профессиональной деятельностью, модификацию тендерных практик, прежде всего в сфере брачно-семейных отношений, а также изменение тендерной атрибуции. Демократизация и либерализация жизни общества сопровождают процессы национального и религиозного возрождения, способствующие восстановлению традиционной системы тендерных отношений. В сложившихся условиях особую актуальность приобретают вопросы эмансипации женщин в культурном пространстве Северного Кавказа.

Теоретическая актуальность изучения женской эмансипации обусловлена возрастанием научного интереса к исследованию изменений тендерных практик в современной культуре, к анализу возможностей самореализации женщин в общественной и частной сферах деятельности. Осмысление процессов женской эмансипации в различных типах культур делает насущным философский анализ данной проблематики, что обусловило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование эмансипации женщин как социокультурного процесса предусматривает необходимость рассмотрения различных западных социально-философских и либерально-политических теорий XVIII-XIX веков, которые составили идейную основу феминизма и способствовали развитию эмансипационных интересов женщин.1

Среди западных теоретиков и историков феминизма, исследовавших проблемы детерминации различных форм дискриминации женщин в историко-культурном контексте, можно выделить С. де Бовуар, Дж. Келли, М. Мид, К. Милет, Г. Рубин, Б. Фридан и др.2

Тендерное освещение развития женской эмансипации и социокультурного конструирования различий между полами нашло отражение в работах Д. Зиммерман, К. Клингер, Дж. Митчелл, Дж. Скот, К. Уэст, Р. Хоф, К. Хорни/

1 См.: Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 1. - М., 1985; Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 3. - М., 1988.; Милль Дж.С. О подчинении женщины. - М., 1994.; Милль Дж.С. О свободе. - СПб, 1906; Анри де Сен-Симон, в сборнике: История социалистических учений. - М., 1962; Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб // Фурье Ш. Избранные произведения. В 2 т. - Л., 1938.; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. - М, 1998. Де Бовуар С. Второй пол. В 2 т. - М., 1997.; Келли Дж. Социальные отношения полов и методологическое значение истории женщин // Женщины. История. Общество. Сб. науч. ст. /Под ред. В.Успенской. Вып.2. - Тверь, 2002. - С.23-41; Mead М. Sex and Temperament in three Primitive Societies. - N.Y., 1935. - P.278-280; Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. - 1994. - № 9. - С. 23-58; Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов.- СПб., 2000. -С. 89-139; Фридан Б. Загадка женственности. - М., 1997.

Зиммерманн Д., Уэст К., Создание тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. А. Здравомысловой, А.А. Темкиной. - СПб., 2000. - С. 193-220.; Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских исследованиях // Пол. Тендер. Культура. Вып. 2. - М., 2000. - С. 101-130; Митчел Дж. Достояние женщины //Общественные науки за рубежом. Сер. 1. - 1975. - № 2; Скотт Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа // Тендерные исследования. - 2001. - № 5; Хоф Р. Возник

Особый вклад в изучение проблем женской эмансипации внесли теоретики марксизма: А. М. Коллонтай, Н.К. Крупская, В. И. Ленин, К. Маркс, К. Цеткин, Ф. Энгельс.1

В российской социально-философской мысли развитие идей равноправия полов и освобождения женщин от патриархатной власти мужчин нашло свое отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, А. Л. Дмоховского, Д. И. Мацкевича, М.Л. Михайлова, В.В. Розанова, Н.И. Пирогова.2

История развития женского движения в России, а также социально-философские аспекты исследования роли женщины в русской культуре нашли отражение в работах С. Г. Айвазовой, Л. А. Полякова, Н.Л. Пушкаревой, О.В. Рябова, Г. А. Тишкина, О. А. Хасбулатовой, И. И. Юкиной.3 новение и развитие тендерных исследований // Пол. Тендер. Культура. - М. 1999. - С. 2355.; Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993.

1 Коллонтай A.M. Любовь и новая мораль // Новая мораль и рабочий класс. - М., 1918; Коллонтай A.M. Социальные основы женского вопроса. - СПб.,1909; Крупская Н.К. Работница и народное образование // Коммунистическая партия и организация, работниц. Сборник статей, резолюций, инструкций. Пособие для пропагандисток. - М., 1919; Ленин В.И. Советская власть и положение женщин /Ленин В.И. Полн. собр. соч. - КПСС.,5-е изд.

- Т. 39. - С.285-288; Цеткин К. О женском избирательном праве. - М., 1907; Энгельс Ф. , Происхождение семьи, частной собственности и государства. — М., 1986.

2 Белинский В.Г. Собр. Соч. В 4 т. - М., 1986.; Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая // Белинский В.Г. Собр. Соч. В 3 т. - М. 1947. - Т.2.; Герцен А.И. Былое и думы /А.И. Герцен / Собр. соч. в 30 т. — Л., 1947.; Дмоховский А. Л. О правах женщины в России//Мужские ответы на женский вопрос в России. Вторая половина XIX - первая треть XX. Антология. - Тверь, 2005. - Т 1. - С. 101 -129; Мацкевич Д. И. Заметки о женщинах //Современник. - 1850. - № 3; Михайлов М.Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе. Сочинения в 3 т. - М.,1958. - Т. 3. - С. 369-430; Розанов В.В. Русская Церковь. Дух. Судьба. Ничтожество и очарование. Главный вопрос. -СПб., 1909.; Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Морской сборник. -1856, № 9; Пирогов Н.И. Письмо к баронессе раде. О Крестовоздвиженской общине сестер милосердия. О женском вопросе //Избр. Педагог. Соч. - М.,1952.; 3

Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теорий и истории. Документы и материалы. - М.,1998.; Воронина О.А. Феминизм и тендерное равенство. - М., 2004.; Поляков Л. А. Женская эмансипация и теология пола в России XIX век. //Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М., 1993.- 157-175; Пушкарева Н.Л. От «his-story» к «her-story»: рождение исторической феминологии // Адам и Ева Альманах тендерной истории.- М., 2001; - №1. - С. 20-46.; Пушкарева Н.Л. «Дерзкие и беспокойные» («Женская история» России 1801-1905 гг.: формы социальной активности // Отечественная история. - 2002, - № 6. - С.52-66.; Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х- начало XIX в.). - М., 1997; Рябов О.В. Миф о русской женщине в отечественной историософии // Филологические науки. - 2000.- № 3. - С. 28

Культурфилософский аспект анализа эмансипации женщин требует обращения к таким самостоятельным областям гуманитарного знания, как фе-минология и гендерология, которые рассматривают совокупность социально-экономических, политических, правовых и социокультурных условий, сложившихся в обществе для реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их деятельности во всех сферах общественной жизни.

Социокультурный подход к анализу тендерных отношений прослеживается в трудах О.А. Ворониной, А.А. Здравомысловой, М.В. Рабжаевой, В.А. Суковатой, А.А. Темкиной.1 Анализ методологических оснований отечественной гендерологии и феминологии представлен в работах современных российских исследователей: О. А. Ворониной, С. В. Жеребкина, И. С. Кона, О.И. Ключко, JI. П. Репиной, В.И. Успенской.2

Однако следует отметить, что в вышеперечисленных работах объектом изучения предстают женщины из христианской культурной традиции, вследствие чего проблемы, касающиеся особенностей положения, прав и свобод

35.; Тишкин Г. Женский вопрос в России в 50-60-е гг. XIX века. - Л., 1984; Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). - Иваново, 1994.; Юкина И.И. История женщин России. - СПб., 2003. - 234 с.

1 Воронина О.А. Пол и тендер как категории в феминистской философии // Философские исследования. - 1995.- № 4. - С. 80 - 99; Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. - СПб., 1996. -Вып.4.; Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование тендера: феминистская теория // Введение в тендерные исследования. 4.1. - СПб., 2002. - С. 147-173; Рабжаева М. В. Женская эмансипация в России: эксперименты по тендерному конструированию //Российские женщины и европейская культура: материалы 5 конференции посвященной теории и истории женского движения. - СПб., 2001. - С. 18-31; Суковатая В.А. Феминистская теология и тендерные исследования в религии: перспективы новой духовности // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4. - С. 183-192.

2 Воронина О.А. Основы тендерной теории и методологии // Теория и методология тендерной теории. Курс лекций. - М., 2000. - С.95-106; Жеребкин С. В. Тендерная проблематика в философии // Введение в тендерные исследования: Учебное пособие. Ч. 1. - Харьков, 2001. - С. 390-426; Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981. - № 2. - С. 193; Ключко О.И. Отечественный вариант тендерных исследований (проблемы методологии) // Общественные науки и современность. - 2004. - № 4.- С. 172-176.; Репина JI. П. Тендерная история: проблемы и методы исследования //Новая и новейшая история,- 1997.- № 6. - С 41; Успенская В.И. Феминистская критика современного социологического знания //Женщины. История. Общество: Сб. науч. ст. / Под ред. В. И. Успенской. - Тверь: ТвГУ, 2002. - Вып. 2,- С. 42- 59. женщин, относящихся к исламской культурной традиции, но географически принадлежащих российской культуре, остаются за рамками их исследований.

Историософскому анализу особенностей положения женщин в исламской культуре Арабского Востока посвящены труды российских ориенталистов В.Н. Блондина, М.В. Вагабова, П.А. Грязневича, А.Е. Крымского, И.Ю. Крачковского, М.Б.Пиотровского, Е.А. Резвана, В.Р.Розена, Л.И. Шайдулли-ной.1 Западный дискурс по проблемам положения женщин в арабской культуре исламского Востока представлен работами таких исследователей, как Ж.Ф. Бретон, Г.Э.фон Грюнебаум, Н. Даниель, М.Форвард, Р. Шарль.2

Что касается проблем эмансипации женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, то в современной философии культуры образовался значительный пробел в изучении этнокультурных проблем трансформации тендерных отношений у народов Северного Кавказа.

В дореволюционный период анализу положения северокавказских женщин в традиционной культуре были посвящены этнографические работы таких исследователей,, как Г.М. Амиров, И.Ф: H.F. Берзенов, Бларамберг, Н.Ф. Грабовский, Е.П. Ковалевский, М.М. Ковалевский, П.П. Короленко, Ф.И. Леонтович, Дж. Лонгворт, А. М. Руновский.3

1 См.: Блондин В.Н., Роль женщин Сирии и Ливана в культурной жизни арабского Востока ( конец XIX - XX вв.) // Женщина в культуре Востока. - СПб.; 1997. - С. 68-72; Вагабов М.В. Ислам и семья. - МахачкалаД973; Грязневич П.А. Формирование арабской народности раннего средневековья (к постановке проблемы) // Ислам. Религия, общество, государство. - М., 1984. - С. 128-146; Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной. - М.,1912; Крачковский И.Ю. Избранные сочинения: в 6 т. — М.,1955.; Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины // Ислам в истории народов Востока. - М., 1981; Резван Е.А. Коран и его мир. - СПб., 2001; Розен В.Р. Древ-неарабская поэзия и ее критика. — СПб., 1872; Шайдулина Л.И. Арабская женщина и современность (эволюция ислама и женский вопрос).-М., 1978. •

2 См.: Бретон Ж.Ф. Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской: VIII век до н.э. / Ж.Ф. Бретон. - М.,2003; Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки (600-1258). - М., 1988; Daniel N. Islam and the West: The Making of an Image / N. Daniel. -. Oxford, 1997; Форвард M. Мухаммад: краткая биография. - M., 2002.; Шарль Р. Мусульманское право. - М., 1959. 3

Амиров Г.М. Среди горцев Северного Кавказа // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1873; Берзенов Н.Г.Новый год у осетин Владикавказского округа // Кавказ. -1850.- № 2.; Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. — М., 2005.; Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись.

Вопросы трансформации тендерных ролей и практик северокавказской женщины в социалистический и постсоциалистический период получили освещение в трудах Т.А. Абдулсаламовой, Х.И. Хутуева, Я.С. Смирновой, А.Э. Тер-Саркисянц.1 Проблемы места и роли женщины в национально-религиозном укладе прошлого и настоящего рассмотрены в трудах Н.М. Емельяновой, Ш. М. Казиева, И.В. Карпеева, Ю.Ю. Карпова, А.И. Мусукае-ва.2 Тендерные аспекты социализации женщин в современном обществе нашли отражение в исследованиях Н.Д. Пчелишевой, JI.T Соловьевой, а

Я.Н.Чеснова. Образ северокавказской женщины в народной культуре раскрывается в трудах Х.Х. Сукунова, И.Х. Сукуновой, И. Ш. Узденовой.4 Особый интерес для исследования представляют работы Б.М. Алимовой, С.Ш. Гаджиевой, А А. Магомедова, Я.С. Смирновой, посвященные изучению северокавказской семьи и рассмотрению модернизации института брака на Северном Кавказе.5

- Ставрополь, 1992.; Грабовский Н.Ф. Ингуши: их жизнь и обычаи // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1876. - С. 74—75; Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX - начале XX века // Ковалевский Е.П. Очерки этнографии Кавказа.- Нальчик, 2004.; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. - М., 1890.; Короленко П.П. Записки о черкесах: материалы по истории Кубанской области. -Екатеринодар, 1908.; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Одесса, 1883.; Лонгворт Дж. А. Год среди черке-сов//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик, 1974. - С. 572; Руновский А. М. Записки о Шамиле. - М.,1989.

Абдусаламова Т.А. Женщина Дагестана: проблемы труда, быта и культурно-образовательного развития (Опыт социологического исследования). - Махачкала, 1991.; Хутуев Х.И. Современные этнокультурные процессы в Кабардино-Балкарии. - Нальчик, 1994; Смирнова Я.С., Тер-Саркисянц А.Э. Народы Кавказа. Кн. 3: Семья и семейный быт, ч. 1: Формирование, тип и структура. - М., 1995;

Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. - М., 1999; Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке.- М., 2003; Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа.- СПб.,2001; Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. - Нальчик, 1992;

3 Пчелишева НД, Соловьева Л.Т. Тендерные аспекты социализации у народов Кавказа // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. - М, 1999. - Т. II; Чеснов Я.Н. Лекции по исторической этнологии. - М, 1998; Чеснов Я. Н. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев //Этнографическое обозрение. - 1994. - № 5. - С.34 - 44.

4 Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Черкешенка. - Майкоп, 1992; Узденова И. Ш. Статус женщины в Адыгском и балкарском обществах и его модификация после октябрьской революции. - Новопавловск, 1994.

5 Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: равнинный Дагестан. -Махачкала, 1989; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана. XIX - начало XX ве

Важное значение для прояснения особенностей эмансипации северо-кавказскрк женщин имеют диссертационные исследования, в которых изучается положения женщин-мусульманок в пространстве традиционной и современной культур Северного Кавказа. В частности, стоит назвать таких авторов, как Л.К. Абайханова, З.М. Бараева, М.М. Гулиева, Б.Р. Рагимова, М.А. Текуева, О.И. Шафранова.1

Таким образом, несмотря на значительный интерес к проблемам женской эмансипации и изменения тендерных характеристик женщин в современном исламском культурном пространстве Северного Кавказа, они пока не получили комплексного философского осмысления. Это обусловило необходимость данной диссертационной работы, повлияло на выбор объекта и предмета, характеристику целей и задач исследования.

Объект диссертационного исследования - эмансипация как феномен тендерной культуры.

Предметом исследования являются факторы, формы проявления и тенденции женской эмансипации в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Целью диссертационного исследования является выявление особен- f ностей женской эмансипации в культуре народов Северного Кавказа, исповедующих ислам. ка. - М., 1985; Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1999.; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа: Вторая половина XIX-XX века. -М., 1983. Абайханова Л.К. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период: 1920-1991гг.: Дис. канд. ист, наук. - Карачаевск, 2005; Бараева З.М. Женщина'в мусульманском обществе. Проблемы трансформации социального и правового статуса: Дис. канд. филос. наук. - Махачкала, 2003; Гулиева М.М. Политическая культура женщин как условие социально-политической стабилизации (на материалах Северного Кавказа): Дис.канд. полит, наук. - Ставрополь, 2005; Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX вв.: Роль и место в семейной и общественной жизни: Дис. д-ра ист. наук. - Махачкала, 2001; Текуева М.А. Тендер как социокультурный конструкт адыгского общества: Дис. д-ра ист. наук. - Нальчик, 2006; Шафранова О.И. Образование, общественная и профессиональная деятельность женщин Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX в.: Дис . канд. ист. наук. - Ставрополь, 2004.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:

- уточнить содержание процесса женской эмансипации в контексте философии культуры;

- провести компаративный анализ женской эмансипации на христианском Западе и мусульманском Востоке;

- выявить культурные особенности и содержание женской эмансипации в России;

- проанализировать положение женщин в традиционной исламской культуре Северного Кавказа;

- исследовать факторы и формы проявления женской эмансипации в исламском культурном пространстве Северного Кавказа;

- охарактеризовать тендерную идентичность северокавказских женщин в ситуации глобализации.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования представлена концепцией социокультурного конструирования тендера О.А. Ворониной, Д. Зиммерман и К.Уэст. Ее применение позволило проанализировать тендерные роли, стереотипы и тендерную идентичность в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, представляющих систему социокультурных конструктов.

В исследовании использовался социокультурный подход, на основе которого был произведен анализ положения женщин в различных типах культур. Это позволило выявить особенности процесса женской эмансипации в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Применение аксиологического подхода позволило рассмотреть ислам и исламскую этику в качестве важнейших источников норм и ценностей современных исламских сообществ Северного Кавказа. Использование циви-лизационного подхода дало возможность исследовать специфику тендерной идентичности в ситуации глобализации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено понятие женской эмансипации как процесса социокультурного конструирования новой системы тендерных отношений; определены формы проявления эмансипации женщин;

- выявлено, что эмансипация женщин на христианском Западе происходила в форме борьбы женщин за достижение фактического равноправия с мужчинами, а на мусульманском Востоке проявлялась в пересмотре религиозных канонов ислама в отношении женщин;

- доказано, что эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа в дореволюционный период выразилась в расширении социальных ролей женщин внутри традиционной системы тендерных отношений и была обусловлена проникновением российской культуры на Кавказ;

- обосновано, что в советский период эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа протекала в государственной форме и носила формальный характер, что не изменило традиционную систему тендерных стереотипов;

- установлено, что в современный период женская эмансипация на Северном Кавказе приобретает латентные формы проявления и зависит от маз-хабов, доминирующих в сегментах исламского культурного пространства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В культурфилософском аспекте женская эмансипация - это процесс социокультурной модификации тендерного конструкта патриархатной культуры, включающего в себя тендерные роли, тендерные стереотипы, тендерную атрибуцию и тендерные контракты. Основными формами эмансипации женщин являются: культурно-массовая (женские движения, презентующие свои интересы в публичном пространстве), государственная (достижение равноправия полов на законодательном уровне) и латентная (изменение женской тендерной идентичности без открытых проявлений борьбы за равноправие).

2. Гибкость установок христианской доктрины в отношении либерализации тендерных практик способствовала тому, что женская эмансипация на Западе носила светский характер. Она заключалась в борьбе за достижение фактического равноправия полов и была направлена против культурных установок, носящих мизогинистический характер. Основным результатом женской эмансипации на Западе стала институционализация феминизма в XX веке, т.е. признание релевантности его целей и задач. На мусульманском Востоке основной задачей эмансипации женщин было освобождение системы тендерных отношений от жестких норм ислама, ее основными результатами стали освоение женщиной публичной сферы деятельности и расширение прав женщин внутри религиозных канонов.

3. До начала XX века стабильность системы тендерных отношений в традиционной исламской культуре народов Северного Кавказа сдерживала развитие эмансипационных интересов женщин-мусульманок. Проникновение российской культуры на Кавказ способствовало появлению возможностей для женского образования и частичному освоению женщинами публичной сферы деятельности. Это обусловило расширение спектра женских социальных ролей при сохранении традиционных тендерных стереотипов, атрибуции и контрактов.

4. В советский период основным фактором развития женской эмансипации на Северном Кавказе стали процессы социалистической модернизации общества. Государственная форма эмансипации предусматривала принятие нового законодательства и формирование новой тендерной идеологии. Специфичность конструирования новой модели тендерных отношений заключалась в модификации женских тендерных ролей, традиционной тендерной атрибутики и типов тендерных контрактов при сохранении традиционных тендерных стереотипов.

5. В настоящее время женская эмансипация на Северном Кавказе приобретает латентные формы проявления. Изменение женской тендерной идентичности в этих условиях обусловлено сегментацией исламского культурного пространства, структурирование которого определяется превалирующим толком (мазхабом) ислама. В восточной части Северного Кавказа, где доминирует шафиитский толк, корреляты женской тендерной атрибуции и тендерных контрактов тяготеют к исламским нормам. В центральной и северо-западной части Северного Кавказа, где преобладает ханафитский маз-хаб, модификация тендерного конструкта характеризуется слиянием традиционно-религиозных установок ислама с современными западными ценностями тендерной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью конкретизировать представления о месте и роли женщин в меняющемся мире. Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его положения и выводы могут способствовать уточнению тенденций изменения системы тендерных отношений в исламском культурном пространстве Северного Кавказа в настоящее время. Материалы диссертационного исследования могут быть востребованы при дальнейшем изучении процесса женской эмансипации и современных этнокультурных практик в области развития равноправия полов, а также при углубленном анализе специфики этнической культуры северокавказских народов.

Основные положения и выводы диссертации можно использовать для подготовки учебных курсов по таким дисциплинам, как философия культуры, философская антропология, религиоведение, этнология и социология культуры.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории и философии науки Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения диссертационного исследования представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях и семинарах: Международном научном семинаре ««Свое» и «Чужое» в исследовательском поле «истории пограничных областей»» (г. Пятигорск, 2004 г.); Международной научной конференции ««Факт-событие» в различных дискурсах» (г. Пятигорск, 2005 г.); Международной научной конференции «Историческая память и социальная стратификация: социокультурный аспект» (г. Миллерово, 2005 г.); Международной научной конференции «Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории» (г. Пятигорск, 2008 г.); Международной научной конференции «Образы войн и революций в исторической памяти» (г. Пятигорск, 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке» (г. Ставрополь, 2009 г.); региональной научно-практической конференции «Женщина в России: роль, статус, возможности и перспективы» (г. Ставрополь, 2004 г.); региональной научной конференции «История науки и техники в Северокавказском регионе: становление и перспективы развития» (г. Ставрополь, 2008 г.); на 53-ой научно-практической конференции «Универ- t ситетская наука - региону» (г. Ставрополь, 2008 г.).

Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 11 публикациях общим объемом 3,4 п.л., в том числе в одной статье, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Общий объем работы - 188 страниц. Список литературы включает в себя 310 наименований, в том числе 15 - на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Лысенко, Оксана Егоровна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Подводя итоги эмансипации женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, можно сделать следующие выводы.

Положение женщин в исследуемом регионе было обусловлено традиционной системой гендерных отношений, характеризующейся четким разграничением сфер деятельности, где каждому полу отведены определенные тендерные роли, закрепленные системой гендерных стереотипов. Если женщина соответствовала традиционным гендерно-статусным характеристикам, то ее права и возможности в обществе были гораздо шире, в сравнении с представительницами западной и даже российской культуры. Либерализация образа жизни северокавказских женщин в дореволюционный период заключалась в получении образования и профессиональной самореализации, преимущественно в области педагогики. Это не нарушало тендерные установки, определяющие женщин как воспитательниц и учителей младшего поколения. Женщины не стремились к экономической независимости и самостоятельности в выборе своего жизненного пути. Он был предопределен.

В советский период основным фактором эмансипации женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа была политика патернализма, проводившаяся в рамках государственного протекционизма по отношению к женщинам. Такой вид эмансипации женщин способствовал насильственной, коренной ломке традиционной системы гендерных отношений, обусловив необходимость моделирования новой. Специфичность конструирования новой модели гендерных отношений в исламском культурном пространстве Северного Кавказа, в условиях государственной эмансипации женщин, заключалась в преемственности «нововведений», за-счет расширения гендерных ролей, изменения тендерной атрибутики и гендерных контрактов, но при сохранении традиционной системы гендерных стереотипов. В результате такой модернизации женщины стали основным рефлексирующим звеном, проявляя гибкость и пластичность к новшествам, они сумели сохранить и передать потомкам основы традиционной культуры своих народов.

На современном этапе основным фактором эмансипации женщин стала ситуация глобализации, способствовавшая увеличению взаимодействия между различными культурами. Свое проявление она нашла в интеграции западноевропейской культурной традиции и жизненных ценностей в мировое культурное пространство. Россия, в том числе и народы Северного Кавказа, не стали исключением. В настоящее время либерализация жизни северокавказских женщин находит свое проявление в латентных формах и выражается в трансформации тендерной идентичности, базирующейся на системе тендерных стереотипов феминности/маскулинности. Между тем, активная европеизация образа жизни и распространение ценностей западной культуры обусловили необходимость возрождения и сохранения национальной и религиозной самобытности, в том числе и основ традиционной системы тендерных отношений в исследуемом культурном пространстве.

159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование по теме «Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа» диссертант завершает формулированием следующих выводов.

Прежде всего, в рамках гуманитарных наук эмансипация женщин предстает как историко-правовой процесс, связанный с обретением женщинами определенных социальных прав, существенно расширяющих рамки их свободы, а также формы и способы социализации личности. Между тем, с позиций социокультурного подхода нами было выявлено, что эмансипация женщин - это социокультурный процесс, направленный на изменение в обществе существующей системы тендерных отношений, а так же модификацию самого тендерного конструкта, включающего в себя тендерные роли, тендерную атрибуцию и контракты, а так же тендерные стереотипы и тендерную идентичность.

В различных культурах, а также в различные исторические периоды эмансипация женщин имела свои особенные формы и методы в решении своих задач и в достижении своих целей.

В Западной, Восточной и Российской культуре эмансипация женщин нашла свое воплощение в движении феминизма и в различных социально-революционных движениях.

Как социокультурный процесс эмансипация женщин на мусульманском Востоке, воплотившая идеи либерального гуманизма Западной культуры, нашедших свое отражение в работах арабских мыслителей и публицистов, имела значительно большее значение, чем просто борьба женщин за равенство прав с мужчинами. На Арабском Востоке основным требованием сторонников женской эмансипации (в их число входило гораздо большее количество мужчин, нежели женщин) выступал процесс секуляризации общественной и частной жизни от жестких, регламентирующих норм ислама, регулирующих всю систему тендерных отношений. В России особенностью процесса женской эмансипации являлась борьба не против мужского превосходства, как на Западе, а против традиционной системы тендерных отношений, обуславливающей возвышение одной тендерной роли женщин - матери. В недрах западноевропейской цивилизации эмансипация женщин была довольно тесно связана с борьбой женщин против патриархатных культурных установок, носящих мизогинистический характер.

На этом фоне особую значимость представляет опыт эмансипации женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа.

Главной особенностью культуры исследуемого региона является разнообразие этнорелигиозной картины в полиэтничном пространстве, формирующем Северный Кавказ как единый культурно-типологический организм. Характерной чертой такого типа культуры является слияние и переплетение национальных и религиозных форм в моделировании социального пространства и его тендерной системы. Базовой ценностью такой тендерной системы является высокое положение женщины и уважительное отношение к ней, при условии соблюдения ею всех национально-религиозных традиций и предписаний.

Таким образом, трансформация тендерной системы, являющаяся главной целью эмансипации женщин, на Северном Кавказе в различные периоды имела свои особенные факторы и формы проявления.

Основными факторами женской эмансипации на Северном Кавказе являются интеграционные процессы российской культуры в дореволюционный период, модернизационные процессы в советский период и глобализацион-ные процессы в настоящее время.

В связи с этим, в социокультурном аспекте, развитие эмансипации женщин обретало своеобразные формы проявления и методы в различные периоды времени. Однако, выражаясь в различных формах, эмансипация женщин в исследуемом регионе не знала опыта активизации женских масс в борьбе за изменение существующей тендерной системы. Выражаясь другими словами, мусульманские женщины не проявляли активного недовольства существующей моделью тендерных отношений, открыто не объединялись в сообщества по борьбе за предоставление им гражданских и политических прав, т.е. народы Северного Кавказа не знали феминизма.

Важной особенностью эмансипации мусульманских женщин Северного Кавказа стало сохранение традиционных основ и ценностных ориентации этнорелигиозной культуры.

В настоящее время вопросы об эмансипированности северокавказских женщин, о расширении возможностей и изменении тендерных стереотипных установок свидетельствуют, прежде всего, о существенной трансформации женской тендерной идентичности в современном исламском культурном пространстве Северного Кавказа. Все это говорит о высокой степени интеграции народов Северного Кавказа в мировую культуру, о степени влияния этой культуры на жизнь и сохранение национальной самобытности и традиционных основ культуры народов Северного Кавказа. Одну из главных ролей в этом процессе сыграла мусульманская женщина Северного Кавказа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лысенко, Оксана Егоровна, 2009 год

1. Абайханова Л.К. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в советский период: 1920-1991гг. Дис.канд. ист. наук. Карачаевск, 2005.- 191с.

2. Абубикирова Н. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. 1996. -№ 6. - С. 123-125.

3. Абдусаламова Т.А. Женщина Дагестана: проблемы труда, быта и культурно-образовательного развития (Опыт социологического исследования). -Махачкала: Даг. кн. Изд-во, 1991. -240 с.

4. Айвазова С. Тендерное равенство в контексте прав человека. М.: Изд-во «Эслан», 2001. - 79 с.

5. Айвазова С.Г. Женское движение в годы Великой Французской революции // Великая Французская революция и современность. М.: Мысль, 1990.-407 с.

6. Айвазова С.Г. Женское движение в России: история и современность // Общественные науки и современность. — 1995. №2. - С.121-130.

7. Айвазова С.Г. Идейные истоки русского феминизма // Общественные науки и современность. 1991. - №4. - С.125-132.

8. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. Документы и материалы. М.; РИК Русанова, 1998.-408 с.

9. Алиев А., Городецкий Б.М., Сиюхов С. Адыгея. Историко-этно-логический и экономический очерк. Р-н-Д, 1927.

10. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989. - 112 с.

11. Амин К. Новая женщина. СПб., 1912.

12. Амиров Г.М. Среди горцев Северного Кавказа // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1873.

13. Ананьев Г. Караногайцы, их быт и образ жизни. — СПб.,1908.

14. Анопкин А.П. Статистические сведения об уездных и частных училищах на Кавказе // Русский педагогический вестник. 1858. - № 9. - С. 413.

15. Анри де Сен-Симон // История социалистических учений. М., 1962. -С. 208 - 270.

16. Атаева Л.М., Атаева М.Б., Тлисова А.Б. Особенности социально-психологической самоорганизации женщин Северного Кавказа. Черкесск, 2005.

17. Бабич И.Л. Поиски современной «горской идеологии» на Северном KaBKa3e.http://www.ca-c.org/c-g/2006/joumalrus/c-g1/14. babichru. shtml#nazad3 9

18. Байцаева Л. Творческие проекты как способ преодоления тендерных стереотипов // http://www.owl.ru/content/openpages/p57168.shtml

19. Банч Ш. Феминизм в 80-е годы: мыслить глобально — действовать локально // Феминизм и тендерные исследования: Хрестоматия. Тверь, 1999.-С. 133-142.

20. Бараева З.М. Женщина в мусульманском обществе. Проблемы трансформации социального и правового статуса. Дис.канд. филос. наук. -Махачкала, 2003. 140 с.

21. Бартольд В.В. Ислам. -Пг., 1918. -36 с.

22. Барбар Мохаммад Абдел-Рахим. Женщина в арабской культуре: Дис.канд. культурологии. СПб., 2005. - 149 с.

23. Баскакова М. Высшее образование для мужчин и женщин // Тендерный калейдоскоп: Курс лекций. -М.: Academia, 2001. С. 331-352.

24. Баскакова М. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда. М.: МЦГИ / Проект тендерная экспертиза, 1998. - 61с.

25. Батлер Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Тендерные исследования. 1999. - № 3. - С.89 -197.26

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.