Эстетика Г. Аполлинера и искусство кубизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Расторгуев, Александр Владимирович

  • Расторгуев, Александр Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 159
Расторгуев, Александр Владимирович. Эстетика Г. Аполлинера и искусство кубизма: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2003. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Расторгуев, Александр Владимирович

Введение - 3.

Глава 1. Адаптация идеи нового искусства Г.Аполлинера в художественной теории и практике кубизма —

§1. Противоречие теории и практики кубизма —

§2. Мифологема, кубизм и орфизм: взаимопроникновение поэзии и живописи —

§3. Метафизика цвета и звука в художественномзнании Франции начала XX века. —

Глава 2. Интерпретация Дада ирреализмом эстетических воззрений Г. Аполлинера —

§1. Эстетический вкус эпохи и особенностиилевых триад кубизма и орфизма —

§2. Взаимодействие внутрихудожественных ициальных факторов в искусстве Франции 20-х гг. —

§3. Особенности французской психологии и манифест Г. Аполлинера. (К вопросу о Дада ирреализме). —

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетика Г. Аполлинера и искусство кубизма»

Особенности того или иного явления в искусстве всегда сопряжены с действием внешних и внутренних факторов художественного и исторического процесса. Помимо эстетического наслаждения реципиент постигает и некоторую Л информацию о мироощущении эпохи, к которой принадлежит художественный объект. Произведение искусства, таким образом, как подвергает влиянию, так и подвергается влиянию само. Любой художественный объект, будь то картина, стихотворение или симфония, помимо внутреннего мира его создателя претворяет также менталитет эпохи в целом, это выражается посредством выразительных средств, тематики и т.д. Причём, вырабатывая вкусовые установки своей эпохи, художественный объект одновременно создаёт новые эстетические ориентиры, формируя новое видение самого объекта. Таким образом, искусство регенерирует само себя и оказывает действие на способы ^ восприятия и мышление в других сегментах культуры.

При изучении определённого направления в искусстве нужно рассматривать его не только под углом внутрихудожественных проблем, но и подвергая социокультурному анализу, а потому анализ становления любого художественного явления будет лежать на грани психологии, эстетики, этики, социологии и непосредственно искусствоведения. Так Арнольд Хаузер в начале XX века писал о сочетании различных художественных и внехудожественных элементов в рамках одного произведения искусства1. Учёт как можно большего количества внутрихудожественных и внехудожественных аспектов позволяет ^ максимально близко приблизиться к пониманию эволюции художественного процесса. Синхроничечкий подход в изучении художественного процесса А.

1 Hauser A. The Social History of Art. L., 1951

Хаузера и Э. Панофского2 даёт возможность в полном объёме приступить к анализу предмета, подвергая его разным уровням исследования от психологического до историко-антропологического.

Особенность таких явлений, как кубизм или орфизм, изучаемых в данной работе, заключена не только в особенности форм, образности, стилистики (внутрихудожественных характеристиках), но и во внехудожественных проявлениях этих явлений, там, где внутренняя логика произведения переплетена с логикой процессов, происходящих вне искусства.

В обоих явлениях размыт основополагающий элемент, принадлежащий одновременно разным видам искусства: живописи и поэзии. Такие явления характерны для переходных процессов в культуре.

Так, конец XIX — начало XX века можно назвать переходной эпохой в европейской культуре, когда осуществлялся отказ от накопления наработок прежней эпохи и происходили эксперименты, нащупывающие новые типы художественной целостности. О переходности эпох писали в своих теоретических работах многие мыслители: Аверинцев С.С.3, Батракова С.П.4, Бауман З.5, Бердяев H.A.6, Бессонова М.7, Бобринская Е.8, П. Бурдье9, Вагнер Р.10, Вёльфлин.

2 Hauser A. Philosophy of Art History. L., 1956 Panofsky E. The Meaning the Visual Art. N.Y., 1955 Panofsky E. Studies in Iconology. Oxford, 1939

3 Аверинцев C.C. «Морфология культуры» О.Шпенглера// Вопросы литературы, М. 1968. № 1.

4 Батракова. С.П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. М.,2002.

3 Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. № 5.

6 Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990. С. 162-174;

Бердяев H.A. Человек и машина, О рабстве и свободе человека, И мир объектов, О культуре // Хрестоматия по культурологии. М., 1998. С. 404-415, 81-104 .Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.,1990; Бердяев Н.А.Смысл творчества. Оправдания человека

М.,1916; Бердяев H.A. Кризис искусства. М., 1918; Бердяев H.A. Пикассо. София.,1914

7 Бессонова М. Диалог культур как способ существования в изобразительном искусстве XX века. Диалог культур. М., 1994

8 Бобринская Е. Концепция "нового человека" в эстетике футуризма. // Вопросы искусствознания, №1,М„ 1995

9 Бурдье П. Структура, габитус, практики II Журнал социологии и социальной антропологии.

М.,1998, № 2.

Г.11, Вебер А.12, Гароди Р.13, Гудков Л.Д.14, Гуссерль Э.15, Зиммель Г.16, Ильин И.17. Кривцун O.A.18, Шпенглер О.19, Штомпка П.20, Шюц А.21, Зельдмайр X.22, Ядов В.А.23, Якимович А.24,а также авторы нескольких коллективных исследований25. Особенность функционирования искусства в переходную эпоху всегда связана с ф разрывом с традицией и мутацией форм и приёмов: отказом от норм и канонов предшествующей устойчивой эпохи и приятие элементов других эпох, не характерных для предшествующей устойчивой эпохи. В процессе поиска подобная эпоха всегда сталкивается с проблемой эклектики, освобождающей культуру от доминирования какого-то определённого стиля (барокко, постмодернизм). Нащупывая новые пути в искусстве путём экспериментов, переходная эпоха отказывается от чёткой идеологии и полагается на интуицию, обращаясь к иррациональному и чувственному, совмещению в рамках одного

10 Вагнер Р. Социология: к вопросу о единстве научной дисциплины // Социологический журнал. 1996. № 3/4.

11 Вельфлин Г.: Классическое искусство. М., 1997

12 Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб, 1999. С.7-40

13 Гароди Р. О реализме без берегов. М., 1961

14 Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Литература как социальный институт: Статьи по социологии литературы. М., 1994; Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М., 1998

15 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. №3

16 Зиммель Г. Социальная дифференциация. // Избранное, М. 1996; Зиммель Г. Философская культура. М., 1911; Зиммель Г. Конфликт современных культур, М., 1918; Зиммель Г. Философия культуры. В 2-х тт.(: Т.1. Понятие и трагедия культуры. Конфликт современной культуры. Т.2. Женская культура. Мода. Приключение). М., 1996

17 Ильин. И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998

18 Кривцун O.A. Художественное творчество в условии относительно устойчивой и переходной культурной эпохи // Его же. Эстетика, М. 2003.

19 Шпенглер О. Закат Европы. Минск, 1999

20 Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996

21 Шюц А. Структура повседневности // Социологические исследования. 1987. № 1.

22 Эельдмайр X. Искусство и истина. Спб. 2001

23 Ядов В.А. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния // Общество и экономика. М., 1998.

24 Якимович А.К. Восстановление модернизма. Живопись 1940-х - 1960-х годов на Западе и в России.

М.

25 Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. // отв. ред. H.A. Хренов, М., 2001; Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории и культуры. // отв. ред. H.A. Хренов, М. 2000 произведения трагического и комического и смещению акцентов. В отсутствии единой идеологии в переходную эпоху предметом отображения действительности становится внутренний мир самого художника (романтизм).

Но, несмотря на это, внутрихудожественный фактор в процессах творчества не является единственным. Экономические, социальные и политические изменения также влияют на сознание людей, и потому эти изменения отражаются и на поэтическом языке, о чём писал в начале XX века А. Н. Веселовский26. Отсюда рождается особое отношение к предмету, особое отношение к форме в начале XX века, которое открывает для поэзии новые возможности, через переосмысление соотношения «вещи» и «слова», вещи и её поэтического символа, смысла. М. Фуко, прослеживая историко-художественную модификацию слова, выделяет три стадии этой связки27: слово-символ, слово-образ и слово-знак. Последняя связка, как раз соответствует сознанию нашей эпохи, в которой «слово становится знаком в системе знаков, художественное воздействие которого определяется связью последнего со всей толщей его прошлого»28. Опыты Г. Аполлинера в области поэзии, когда слово превращается в знак, привели как раз к появлению на свет такого культурного явления, как литературный кубизм.

Творческие замыслы автора всегда сопряжены с духовными интересами эпохи, которые зависят и от социо-экономических изменений. Художественное видение автора может не совпадать с художественным видением эпохи, однако, одно с другим находится в постоянном диалоге. Так скажем, столь разные по манере игры музыканты, как Д. Эллингтон, Б. Эванс, Ч. Паркер, соучаствовали в создании единого культурного явления - джаза, ставшего определённой эпохой в

26 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940

27 Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977 истории музыки. И хотя средства музыкальной выразительности и эстетические цели этих музыкантов были различны, мы способны отличить их произведения от произведения композиторов XX века, писавших классическую музыку.

Этот пример доказывает возможность сосуществования в одну и ту же эпоху различных типов художественного видения. Так разные типы художественного видения: базовый для кубизма, основной - Пикассо и, отчасти противостоящий ему, тип художественного видения Аполлинера, позволили появиться на свет такому направлению в живописи как орфизм, находящемуся в диалоге с кубизмом. Но на субъективное видение живописного процесса накладывается печать культурно-исторической обусловленности. И зритель также несёт в себе определённый тип художественного видения, от которого зависит успех или провал того или иного произведения. Каждая новая эпоха устанавливает свою, новую художественную трактовку мира. Соответствие художественного произведения мировосприятию зрителя, его трактовке мира, как раз и гарантирует успех произведению29. Так кубизм являлся не просто направлением в живописи начала века, это был стиль культуры, стиль эпохи, образ жизни. Орфизм же, наоборот, аккумулировал в себе ценности былых эпох, являя собой принцип Г. Вёльфлина, заложенный им в «Основных понятиях

40 истории искусств» , о том, что чередование принципов художественного видения происходит, не образуя единого вектора. Приёмы, характерные для импрессионизма и фовизма, ушедшие в прошлое, воскрешались вновь. Но, открытие прошлого на новых этапах истории всегда совершается на иной культурной почве, поэтому заимствованные приёмы художественного видения

28 Кривцун O.A. Эстетика. М.,1998, С. 149

29 Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996,

N22

30 Г. Вельфлин.Основные понятия истории искусств. М. 1930 оказываются тождественными не самим себе, не повторяют в точности отработанные функции.

Феномен литературного кубизма и орфизма, связанный с именем Г. Аполлинера, свидетельствует об одновременном сосуществовании разнонаправленных процессов между искусством и культурой и подчёркивает с одной стороны зависимость искусства от множества внехудожественных факторов, а с другой стороны показывает преодоление искусством тех самых факторов. Таким образом, искусство является одновременно как обусловленным, так и обусловливающим началом, таящим в своих проявлениях множество тайн и загадок.

Культурная ситуация 10-20ых годов XX века и по нынешний день притягивает к себе исследователей, как в Европе, так и в России. Одно из наиболее известных и популярных течений в живописи и в мироощущении того времени был кубизм. Много существует статей, посвящённых социальным и культурным предпосылкам возникновения кубизма, но всё же, как и в начале прошлого века, кубизм остаётся наименее «теоретизированным направлением» в живописи. Одной из наиболее важных загадок, оставленных кубизмом, является взаимоотношение теоретика кубизма Г. Аполлинера и художников кубистов. Здесь очередной раз встаёт вопрос о значимости личности в истории, о совпадении и несовпадении теории и практики, о разнице ощущения времени теоретиком и художниками, об аргументации эстетических воззрений, которые привели к мифологизации самого кубизма. В связи с этим возникает вопрос об общем и различном в восприятии эпохи художниками-кубистами и Аполлинером, о характере трактовки ими одних и тех же фактов. Анализ статей Аполлинера и сопоставление его вкусовых предпочтений в поэзии и в других видах искусства даёт возможность в очередной раз приблизиться к пониманию мироощущения Аполлинера, проливает свет на природу творческих установок кубизма, что небезынтересно, и для понимания процессов формообразования в авангардных течениях современного искусства. Данная работа даёт возможность не только взглянуть под другим ракурсом на искусство начала XX, но и попытаться проникнуться ощущением эпохи посредством вживания в идеи одной из ключевых фигур того времени, Г. Аполлинера.

Объектом данного исследования является непосредственно сам феномен кубизма (его литературные и живописные проявление в контексте идеи «нового искусства») и его трактовка теоретиками и практиками кубизма. Одна из задач работы — попытаться понять, что такое «новое искусство» (на примере живописи начала века) и попытаться дифференцировать его отличие от искусства уходящей эпохи. А также понять какие смысловые акценты расставлял Аполлинер при разработке понятия орфизм, одной из ипостасей кубизма, культивируемого им.

Объект исследования ограничен временными и пространственными рамками. Это Франция 10-20-ых годов XX века. Само понятие «нового искусства» в работе рассматривается как французское, соответствующее конкретной эпохе, а потому не ставит задачей анализ направления кубизма в течение всего XX века.

Предметом исследования данной работы являются эстетические взгляды, теоретические работы и творчество следующих персоналий: Гийом Аполлинер (1880-1818), Робер Делоне (1885-1941), Пабло Пикассо (1881-1973), Макс Жакоб (1876-1944) и Блез Сандрар (1887-1961). В большей или меньшей степени, в разные периоды своего творчества все они обращались к кубизму. Но каждый, являясь самобытным художником, которого трудно подвести под общий знаменатель кубизма, понимал и относился к нему по-своему. По общему признанию, Аполлинер является первым человеком от кубизма, который попытался его теоретизировать и дать ему объяснение.

Отдельная тема исследования - «литературный кубизм», спор, о существовании которого до сих пор идёт между исследователями кубизма. Задача исследования — на примере текстов Аполлинера, Жакоба и Сандрара, которых принято относить к «литературным кубистам», попытаться проникнуть в сущность этого явления и попытаться понять, можно ли действительно говорить о кубизме в литературе или это - очередной миф XX века.

Разница восприятия поэтами и художниками явления кубизма, разница развёртывания этого явления в литературе и живописи приводит к разным формам понимания сущности кубизма, в связи с чем важно появление такого направление в живописи, как «орфизм», апологетом которого являлся Г. Аполлинер. В этой связи автор обратил особое внимание на формы взаимодействия поэзии и живописи, вербального и визуального языка культуры31.

31 Альфонсов, В., Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников М, 1966; Балашова Т. В. Аполлинер в поле притяжения Пикассо // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в PAX. М., 25-26.11.2001 (доклад); Баль М. Паук Луиз Буржуа: архитектура художественного письма. // Новый Мир Искусства. СПб., 2001, № 6 (23). С. 25-28; Батракова. С.П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. М.,2002; Батракова С. П. Критский миф Пикассо // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в PAX. М., 25-26.11.2001; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979; Бессонова М.А. Анри Руссо и французские наивы. // Примитивы и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени, М., 1983; ; Бессонова М.А. К вопросу о наследии Кандинского в художественной культуре XX в. // Многогранный мир КандинскогоМ.,1999. с.9; Бессонова М.А. Руссо и Пикассо. Столкновение наивной живописи Руссо с профессиональным авангардизмом его эпохи. // Советское искусствознание. М., 1974; Бессонова М.А. От Малевича до Кабакова. Мифы русского авангарда в судьбах поколений, (соавтор каталога). // Вопросы искусствознания, №1, 1993; Бессонова М.А. К вопросу о наследии Кандинского в художественной культуре XX в. // Многогранный мир КандинскогоМ.,1999. с.9; Бобринская Е. "Автографические книги" Алексея Крученых. // Искусство, №1. М., 1993; Бобринская М. Визуальный образ текста в русском кубофутуризме. // Экспериментальная поэзия. Кенигсберг-Мальборк, с.32-53, 1993; Бобринская М. Живописная материя в авангардной "метафизике" искусства. // Вопросы искусствознания 1Х(2), с.439-458, М., 1993; Бобринская Е. Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусствознания, 1995. N 1 - 2; Бобринская Е. "Предметное умозрение". К вопросу о визуальном образе текста в кубофуту-ристической эстетике. // Вопросы искусствознания, №1, М., 1993; Бобринская М. Теория "моментального творчества" А. Крученых. Терентьевский сборник 2, "Гилея", с. 13-42? 1998; Бобринская М.

АО

Отдельная тема исследования - особенности французского менталитета и соответственно французской культуры, которая напрямую связана с единством эстетического вкуса нации. В связи с чем встаёт вопрос о разных судьбах развёртывания таких «новых» направлений в культуре во Франции 10-20ых гг., как дадаизм и сюрреализм, и их соответствии французскому вкусу. Также здесь возникает проблема единства восприятия и понимания эпохи социумом (особенности ощущения мира посредством глаза и посредством уха, ориентированность культуры на визуальное и на музыкальное восприятие художественного объекта).

В ходе анализа эстетических взглядов Аполлинера возникают и дополнительные проблемы: особенности эволюции художественного вкуса, пластического и живописного восприятия картины мира, несоответствия одного и того же явления в разных видах искусства, бифуркации художественных стилей, самоэксклюзии и самоинклюзии искусства, а также отношения субъекта и социума к одному и тому же явлению.

Эра превращения элементов. // Художественный журнал, N12, с.15-17, 1993; Бусев М.А. Коллаж: от кубизма к сюрреализму // Сюрреализм и авангард: материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М., 1999. С. 98-105; Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. T.V. М., 2001; Валери П. Об искусстве. М., 1993; Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999; Жирмунский В. М. Вопросы теории литературы. Л., 1928; Дмитриева H.A. Изображение и слово. М., 1962; Иванов Вяч. Вс. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М., 2000. С. 424-425; Кривцун O.A. Эволюция художественных форм. М., 1991; Мондриан П. Пластическое искусство и Чистое пластическое искусство. // Метафизические Исследования. № 13, СПб., 2000. с. 326-327; Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. М., 1999; Польдяева Е., Старостина Т. Звуковые открытия раннего русского авангарда // Русская музыка и XX век. М., 1997. С.603; Раппопорт, С.Х., От художника к зрителю: как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978; Раппопорт C.X. Взаимодействие и синтез искусств (сб.статей) JL, 1978; Родькин П. Новая визуальная революция Взгляд. Анализ. Предвидение. М., 2001; Савенко С. И. Пикассо и Стравинский // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в PAX. М., 25-26.11.2001; Турчин B.C. Василий Кандинский: дух, стиль, романтика. // Искусство М.,1989, №2; Турчин B.C. "Желтый звук" - композиция В.Кандинского. // Декоративное искусство, N 1-2 1993, // В.В.Кандинский в Московском университете. // Вопросы искусствознания, 1993, №2-3; Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994; Царькова Т. С. Слова и краски: Надписи на картинах русского авангарда // Русская литература. 1994. № 3. С. 141-151; Шемякин Ф.Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа (цвет и его наименование) // Мышление и речь. М., 1960. С.5-47; Якимович А. Восстановление модернизма. Живопись 1940-х - 1960-х годов на Западе и в России. М.; Якимович А. Социальное начало в искусстве Веласкеса. // Советское искусствознание' 83, 1979, №1

Существует много работ, посвящённых связям Аполлинера и кубистов, но по большей части это работы искусствоведческого или научно-популярного характера32, не ставящие перед собой задачи углубиться в эстетическую проблематику и сопоставить теоретические взгляды Аполлинера и художников-кубистов. Однако, существуют серьёзные исследования, приближающие нас к этой теме.

Наиболее значимой монографией об Аполлинере по сей день остаётся книга польского учёного Ю. Хартвиг33. Целью её исследования является желание представить Аполлинера таким, каким он был со всеми его достоинствами и недостатками. Но при всём при том, эта книга является биографией поэта и не ставит перед собой задачи останавливаться подробно на тех или иных взглядах Аполлинера.

Лучшие статьи, касающиеся «кубистских» взглядов Аполлинера, написаны Л.-К. Брёнингом34 и Дж.-К. Шевалье35. Оба исследователя прослеживают эволюцию эстетических взглядов Аполлинера на живопись с 1905 по 1918 г. Также Брёнинг и Шевалье являются авторами, обратившими внимание на несоответствие названия и содержания книги Аполлинера «Художники кубисты», сопоставивших разные издания этой книги и поднявших вопрос об орфизме.

О взаимоотношении Аполлинера с художниками-кубистами существует достаточное число монографий, составленных западными учёными

32 Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. 1900-1910. М., 2000; Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1905-1930. М., 2000; Matamoro В. Apollinaire, Picasso у el cubismo poetico И Cuadernos hispanoamer. Madrid, 1991., N 492. - P. 29-38; Michel A. Media theory: On the legacy of the avant-gardes in Cari Einstein and Walter Benjamin // South Atlant, quart. Durham, 1997. - Vol. 96, N 4. - P. 729-740; Иванов В. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М„ 2000., С. 424-425

33 Хартвиг Ю. Аполлинер. М., 1971

34 Breuning L.-C. Apollinaire et "Les Peintres cubistes" // "La Revue des lettres modernes. P., 1962. N 69-70

35 Chevallier J.-C., Breuning L.-C. Cubistes II La Revue des lettres modernes. P., 1962, N 69-70 исследователями36, а также научных статей и книг, написанных современниками Аполлинера37. В отечественном искусствознании нет специальных работ, посвящённых критике Аполлинера, а также работ, ставящих себе задачу проанализировать изменение эстетических взглядов Аполлинера, однако, существуют статьи, посвящённые в целом творчеству Г. Аполлинера, затрагивающие отношения Аполлинера и художников его времени38

Что касается оценки музыкальной и визуальной основы эстетики Аполлинера, монографий специально по данному не существует, но многие исследователи касались метафизики цвета и звука в художественном сознании XX века39. Лишь в 1969 году были опубликованы доклады, зачитанные на симпозиуме в Ставло, посвящённые «Аполлинеру и музыке», но и они не касались эстетических взглядов поэта.

36, Cadou R.G. Le Testament d'Apollinaire. P., 1980; Cadou R.G. G. Apollinaire and the Cubist life. L., 1961; Poupon M. Apollinaire et Cendrars. P., 1969; Decaudin M. G. Apollinaire. Etudes et Informations. P., 1964; Burgos J., Caizergues P. Apollinaire en 1918. P., 1988; Caizergues P. Apollinaire journaliste. P., 1979; Cadou R.G. Esthétique de M. Jacobe. P., 1956; Kamber G. M.J. and the poetics of cubism. B.-L., 1971; Cendrars M. Apollinaire et Cendrars. P., 1969; Stazinskiy J. Materiaty do studiow i dyskusji. W., 1955; La Boite aux Lettres des Treize. 30.08.1910; Daix P. La vie quotidienne des surréalistes 1917-1932. H., 1993; Rouveyre A. Amour et poesie d'Apollinaire. P., 1955; Hubert R.R. L'élan vers l'actuel dans la poesie d'Apollinaire et de Breton. // La revue des lettres modernes P., 1964

37 Salmon A. L'Histoire anecdotique du cubisme. La Jeune peinture Française. P., 1912; Delaunay R. Du cubisme a l'art abstrait. P., 1957; La Ruche - L'école de Paris a Montparnasse. T., 1910; Salmon A. Souvenirs sans fin (première époque, 1903-08). P., 1955; Поплавский Б. Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М., 1996

38 Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи. М., 1996; Балашова Т.В. Французская поэзия XX века. М.,1982 Буачидзе, Г.С. Аполлинер и пути развития французской поэзии : (К пробл. традиции и новаторства). Тбилиси, 1989; Постовалова А. Традиции Г. Аполлинера в творчестве Л. Арагона // Гуманитарные науки . Ташкент, 1989.С.61-66; Будагова JI.H. "Зона" Аполлинера и чешская поэзия 20-х гг. XX в II Поэзия западных и южных славян и их соседей. М., 1996. С. 162-190; Юровская Э. Аполлинер и де Кирико И Рус. мысль = La pensee russe. - Париж, 1997 N 4199. С. 13; Швейбельман Н.Ф. В поисках нового поэтического языка: проза Г.Аполлинера // Интегративный анализ компонентов текста при обучении общению. Тюмень, 1998. С. 82-95; Иванов Вяч. Вс. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М., 2000. С. 424-425

39 Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград. 1999; Онеггер А. О музыкальном искусстве. М., 1975; Сабанеев J1.JI. Воспоминания о Скрябине. М., 2000; Сухотин М. О двух склонностях написания слов (о конкретной поэзии) // НЛО, N16, 1995; Apollinaire et la Musique // actes des Colloque, Stavelot, 1969, Blachere J.-C. Le primitivisme d'Apollinaire. P., 1944, Goulli S. el Picasso: Occident et Afrique-Orientale, A., 1977 О

Анализ разных мнений и концепций отечественных и зарубежных исследователей, связанных с эстетическими воззрениями Аполлинера изложен в первой и второй части диссертации.

Разрабатывая концепцию диссертации, автор отталкивался от трудов Г. Аполлинера40, А. Бретона41, Р. Делоне42, М. Жакоба43, К. Малевича44, А. Оннегера45, П. Пикассо, Б. Поплавского46, А. Сальмона47, Б. Сандрара48, Т. Тцарра49, Э. Сати, Методологическими импульсами исследования явились идеи, содержащиеся в работах Адорно Т.В.50, Арнхейма Р.51, Барта Р.52, Бердяева H.A.53, Бодлера Ш.54, Бранского В.П.55, Брёнинга J1.-K. 56, Бреннера Ж.57,

40 Аполлинер Г. Писатели Франции о литературе // Новое сознание и поэты М., 1978; Аполлинер Г. Проза Г. Аполлинера. Расторгуев А. М., Дипломная работа, Литературный ин-т. им. Горького, 1999; Аполлинер Г. Стихи. Кишинёв, 1996; Аполлинер Г. Эстетическая хирургия. С.-П., 1999; Apollinaire G. Chroniques d'art (1902-18). P., 1958; Apollinaire G.Correspondance G.-A.-J. Cocteau. P., 1991; Apollinaire G. Il y a. P., 1925; Apollinaire G. L'Heresiarque et Cie. P., 1967; Apollinaire G. La Brehatine. Cinema-drame. P., 1971; Apollinaire G.; La vie anecdotique // Mercure de France. 16.10.1916; Apollinaire G. Le Flâneur de des rives suivi de Contemporains pittoresques. Dijon, 1996; Apollinaire G. Le Poete assasine. P., 1994; Apollinaire G. Le Roi-Lune. Turin, 1995; Apollinaire G. Le theatre italien. P., 1910; Apollinaire G. Les contes. P., 1977; Apollinaire G. Lettres a André Breton // Revue des lettres modernes, 1964, N 104-107 Apollinaire G. Méditations esthetiques. P., 1913; Apollinaire G. Peintres cubistes. P, 1913

41 Breton A. Entreiens 1913-1952, N.R.F. 1952; Breton A. Les Manifestes du surrealisme, P., 1985; Breton A. Les pas perdues. // coll. "Les Documents bleus", P., 1924; Breton A. Pour Dada // N.R.F., 01.08.1920, N83

Delaunay R. Du cubisme a l'art abstrait. P., 1957

43 Жакоб Ж. Избранные стихи. С.-П., 1995

44 Малевич К. Собр. Соч. в V т. М., 1998

45 Онеггер А. О музыкальном искусстве. Ленинград, 1985

46 Поплавский Б. Дадафония. М., 1999; Поплавский Б. Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М.,

1996

47 Salmon A. L'Histoire anecdotique du cubisme. La Jeune peinture Française. P., 19I2;Sa!mon A. Souvenirs sans fin (première époque, 1903-08). P., 1955; Salmon A. Souvenirs sans fin. // vol.3. P., 1955,1956,1961

48 Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира. С.-П., 1995

49 Tabu: Prospectus, P., oct.1921

50 Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. Спб, 1999; Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрия // Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М., 1997; Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001

51 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. 1974

52Барт. Р. Лингвистика текста. // Новое в зарубежной лингвистике», вып. VIII. М., 1978; Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов. //

Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX- XX вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М., 1987; Barthes R. Le Degree zéro de l'ecriture. P., 1953; Barthes R. L'Empire de signes. Geneve, 1970

33 Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990. С. 162-174; Бердяев Н.А. Человек и машина, О рабстве и свободе человека, И мир объектов, О культуре // Хрестоматия по культурологии. М., 1998. С. 404-415, 81-104 .Бердяев Н. А. Кризис искусства. (Репринтное издание).— М.,1990; Бердяев Н.А.Смысл творчества. Оправдания человека М.,1916; Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1918; Бердяев Н.А. Пикассо. София.,1914

54 Бодлер Ш. Об искусстве М., 1986

35 Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999

Вёльфлина Г.58, Канта И.59, Компаньона А.60, М. Сануйе61, Хлебникова В.62, Шапиро М.63.

Изучение орфизма и литературного кубизма, как особых понятий в искусстве XX века проводилось в опоре на публикации французских учёных в изданиях "L'Afrique littiiraire et artistique", "Canalmanach", "Europe", L'Express", "Figaro", «Intransigeant», "Lettres modernes", "Revue de Lettres modernes", "Revue de littàrature compare", «Soirees de Paris » "Sturm", a также данные энциклопедий "La Philosophie de l'histoire", "L'Histoire littiiraire de la France", "Dictionnaire des Littàratures", "Dictionnaire des styles".

Для разработки понятия «нового искусства» в контексте французской культуры и постановки проблемы особенности восприятия эпохи социумом, автор обращался к трудам Ж.-М. Бертелло, Ф. Бородкина, Т. Зэлдина, Д. Лаперони, Ф. Ницше, Б. Пекиньо, А. Фулье, К. Ясперса. Но в данном исследовании проблемы восприятия тех или иных явлений социумом и отдельным субъектом рассматриваются не с точки зрения социологии или историософии, а в контексте эстетической проблематики.

Целью диссертации является реконструкция эстетических взглядов Аполлинера посредством анализа его художественных произведений и теоретических статей и выявление общих моментов, характерных для эстетики

56 Breuning L.-C. Apollinaire et "Les Peintres cubistes" // La Revue des lettres modernes. P., 1962. N 6970; Chevallier J.-C., Breuning L.-C. Cubistes // La Revue des lettres modernes. P., 1962, N 69-70

57 Бреннер M. МОЯ ИСТОРИЯ современной французской литературы. M., 1994

58 Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. JL, 1934; Вёльфлин Г. Истолкование искусства [Das Erklären von Kunstwerken. Leipzig, 1921]. M., 1922; Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994

59 Кант И. Критика способности суждения. М., 1994

60 Компаньон А. Демон теории. М, 2001

61 Сануйе М. Дада в Париже. M., 1999

62 Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое // Хлебников В. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 3. СПб., 2001

6Î : Schapiro M. Les Mots et les Images. Sémiotique du langage visuel. Paris, 2000

Аполлинера, а также выявление соответствия или несоответствия эстетики Аполлинера духу искусства «нового времени», пропагандируемого им самим.

Для решения данной проблемы было намечено рассмотрение ряда конкретных задач: Анализ кубизма и разбор понятийной мифологемы орфизм-кубизм.

Изучение форм взаимопроникновения поэзии и живописи на примере орфизма и кубизма.

Выявление музыкальной и визуальной основы эстетики Аполлинера. Изучение литературного кубизма. Рассмотрение текста звучащего и текста, фиксирующего увиденное.

Выявление разной природы орфизма и кубизма на примере стилевых бифуркаций в искусстве. Разработка понятия самоинклюзии искусства.

Рассмотрение «новых» идей Аполлинера и влияние их на последующие тенденции в культуре Франции 20-ых гг. XX в.

Сравнительный анализ ощущения эпохи индивидуумом и социумом.

Анализ особенностей французской культуры и французского менталитета.

Источники исследования можно разделить на три группы. К первой группой относятся критические и теоретические статьи об искусстве, написанные непосредственно изучаемыми в диссертации персоналиями (Г. Аполлинером, Р. Делоне, К. Малевичем, Б. Поплавским, Б. Сандраром)64. Сопоставление этого типа источников с современными исследованиями по тем же вопросам позволило ft по-новому взглянуть на становление кубизма как такового и чётче обрисовать

64 Apollinaire G. Chronique d'art. P., 1969; Apollinaire G. Oeuvres complétés. P., 1966; Apollinaire G. Le theatre italiene. P., 1910; Apollinaire G. Méditations esthetiques. P., 1913; Apollinaire G. Peintres cubistes. P., 1913, Apjllinaire G. Le Flaneur de deux rives. P., 1918; Apollinaire G. Contemporains pittoresque. P., 1909;

1С контур эстетических проблем, решаемых в те годы искусством. Также это дало возможность лучше разобраться во взаимоотношении и природе авангардных течений и французского академизма.

Вторая группа источников представляет собой художественные произведения изучаемых авторов (Г. .Аполлинера, М. Жакоба и Б. Сандрара)65. На основе анализа художественных текстов демонстрируется жанровое несоответствие в разных видах искусств и анализируется явление литературного кубизма. А также рассматривается влияние данного направления на последующие тенденции культуры (дадаизм, сюрреализм, абстракционизм).

Третья группа представляет собой переписку исследуемых авторов и их мемуарные записи.66

Многие из этих источников использовались разными исследователями. Авторский подход заключался в анализе и сопоставлении этих документов, а также обнаружении скрытых процессов внутри кубизма, проливающих свет на отношение Аполлинера к «новому искусству».

В ходе работы удалось собрать малоизученные материалы, проливающие свет на характер эстетических взглядов и мироощущения Г. Аполлинера. Впервые предпринята попытка выявить основы эстетики Аполлинера, исходя из единства музыкально-вербального и визуального восприятия мира Аполлинером.

Малевич К. Попытка определения зависимости между цветом и формой. М., 1998; Поплавский Б. Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М., 1996

65 Apollinaire G. Le Poete assasine. P., 1994 ; Les contes. P., 1977; Le Roi-Lune. Turin, 1995; Le Flâneur de des rives suivi de Contemporains pittoresques. Dijon, 1996; L'Heresiarque et Cie. P., 1967; Chroniques d'art (190218). Paris, 1958; La Brehatine. Cinema-drame. P., 1971; Le theatre italien. P., 1910; Стихи. Кишинёв, 1996; Эстетическая хирургия. С.-ГТ., 1999 ; Расторгуев А. Проза Г. Аполлинера., М., 1999; Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира. С.-П., 1995; Поплавский Б. Дадафония. М., 1999.

66 La vie anecdotique dans "Mercure de France", 16.10.1916; Apollinaire G. Lettres a André Breton dans Revue des lettres modernes, 1964, N 104-107; Apollinaire G.Correspondance G.-A.-J. Cocteau. P., ed. J.-М/ Place, 1991, Breton A. Les pas perdues // (coll. Les Documents bleus), N.R. F., 1924; Souvenirs sans fin II 3 vol. P., 1955, 1956,1961

Проанализированы малоизученные в отечественной науке такие направления в искусстве начала XX века, как орфизм и литературный кубизм. Сквозь призму этих культурных явлений, с которыми напрямую связан Г. Аполлинер, освещается отношение Г. Аполлинера к современному ему искусству и приёмам формообразования, что позволяет ощутить меру воздействия Аполлинера на современные ему творческие практики.

Проведённое исследование помогло через сопоставления высказываний и творчества художников и литераторов того времени развести такие разные понятия в живописи, как кубизм и орфизм, и увидеть разную природу этих направлений и разные эстетические устремления.

Анализ взаимодействия внутрихудожественных и социальных факторов на примере «нового искусства» помог скорректировать имеющиеся представления о Французской культуре начала XX века и выстроить своеобразную иерархию таких направлений в культуре, как кубизм, орфизм, дадаизм и сюрреализм.

Заимствуя из сферы социологии понятие эксклюзии и применяя его по отношении к анализу искусства, автор разрабатывает новое понятие «самоинкпюзии» и «самоэксклюзии» искусства, которое проливает свет на многие факторы успеха и неудач как отдельных авторов, так и целых направлений в культуре Франции XX века.

Научно практическая значимость исследования состоит в корректировке имеющихся уже представлений об искусстве кубизма. Впервые анализируются многие материалы, связанные с авангардными течениями начала XX века, а также выстраивается череда событий напрямую связанная с изменением европейского сознания начала XX века и демонстрируется эволюция стилей в живописи. Таким образом вскрываются новые факты, дающие возможность лучше разобраться не только в творчестве Г. Аполлинера, но и позволяющие приблизится к пониманию взглядов Аполлинера на современное ему искусство, в авангарде которого он находился. Многие данные о Г. Аполлинере, используемые в данной работе являются новыми не только для любителей литературы, но и для специалистов.

К диссертации сделано приложение, включающее в себе перевод зарисовки-воспоминания Г. Аполлинера из книги «Колоритные современники» о Жане Мореасе67 и эссе «Набережные и библиотеки»68 из сборника статей «Фланёр обоих берегов».

67 Apollinaire A. Jean Moreas // Le flâneur des deux rives suivi de Contemporains pittoresques. P., 1996. C. 143-159

68 Apollinaire A. Les quais et les bibliothèques // Le flâneur des deux rives suivi de Contemporains pittoresques. P., 1996C. 75-87

1 глава:

Адаптация идеи нового искусства в художественной теории и практике кубизма

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Расторгуев, Александр Владимирович

Заключение

Проведённое исследование позволило под новым углом взглянуть на проблему кубизма. В ходе работы автор задаётся вопросом о схожести творческих интенций двух самобытных художников XX века: Г. Аполлинера и П. Пикассо. Анализ эстетических вкусов Аполлинера приводят нас к мысли о значительной самобытности этих двух гениев XX века.

Целью диссертационной работы является суммирование эстетических взглядов Аполлинера посредством анализа его художественных произведений и теоретических статей и выявление главных содержательных смыслов, составивших природу искусства кубизма и повлиявших на распространение стилевых приёмов кубизма в других видах искусств. Также важен анализ природы кубизма и мифологемы орфизм-кубизм, воссоздание картины эволюции эстетических воззрений Г. Аполлинера и художников кубистов, которые привели к мифологизации и культурной интериоризации кубизма, выявление взаимодействия между такими видами искусств как поэзия и живопись в процессе сложения искусства кубизма.

Связь орфизма и кубизма прослеживается во взаимопроникновении поэзии и живописи, в механизмах обменных процессов между вербальным языком мысли и поэзии и визуальным языком живописи, в разделение в сознании человека в начале XX века искусства на две составляющих: ориентированное на восприятие ухом и восприятие глазом, и в распад единого восприятия искусства. Выявление музыкальной и визуальной основ в эстетике Аполлинера даёт возможность прикоснуться к феномену литературного кубизма, рассмотрению текста звучащего и текста, фиксирующего увиденное. В то время, когда в

1Ю искусстве доминировал авангард, Аполлинер старался, не осознавая того сам, продлить жизнь тому, что авангард отрицал или не принимал.

Так Аполлинер оказался между двух культурных явлений: кубизмом и орфизмом. Будучи одинаково близким и тому и другому явлению, по сути, не разделяя до конца идей Пикассо и Делоне, он создал собственные феномены кубизма и орфизма, наполнив их особым содержанием.

Выявление специфической природы орфизма и кубизма отчётливо прослеживаются на примере стилевых бифуркаций в искусстве. Так в 10-ые годы XX века Делоне тяготел к авангарду, при этом решал конкретные живописные задачи. Аполлинер же пытался опоэтизировать это явление, связать с традицией и литературой. Можно сказать, что стилистически «орфизмы» Аполлинера и Делоне разнятся. Орфизм Делоне можно назвать пред-абстракционистской живописью и отнести к авангардным направлениям в живописи, в то время как орфизм Аполлинера связан с импрессионизмом и поэзией (различие стилевых триад). Аполлинеровский вариант орфизма можно было бы назвать постмодернизмом (если бы не существовал уже подобный термин, означающий несколько иное явление). Именно «пост», как желание продлить жизнь уходящей эпохе модернизма. Формально, орфизм посредством новых методов и приёмов переосмысливал старые извечные истины, не порывая с импрессионизмом, так же как и творчество самого Аполлинера вращалось вокруг сюжетов, характерных для романтизма и символизма (Библейская и готическая тема рассказов, традиционные формы стиха).

Сам Аполлинер, как и Пикассо, был в стороне от абстракционизма, и часто обращался к традиции. Он всегда был восхищён, тем, что делал Пикассо, вопрос в другом, всегда ли его удовлетворяло, как тот это делал. По этой причине и

Аполлинер описывал в своих статьях те идеи кубизма, которые он принимал, т.е. писал об «орфическом кубизме».

Явление «нового искусства», пропагандируемого в последний год жизни Аполлинером — явление социокультурное, зависящее не только от идей Аполлинера, ибо связано с «новым сознанием», а соответственно затрагивает всех, а не отдельную когорту людей. Так одной из целей диссертационной работы является рассмотрение «новых» идей Аполлинера и влияние их на последующие тенденции в культуре Франции 20-ых гг. XX в. Для понимания этого явления требуется анализ, как внутри художественных, так и социальных и политических факторов. Как показало исследование, те идеи, которые изложил Аполлинер в своём манифесте, и которые были поняты исследователями, как футуристические и космополитические, на проверку оказались извечными принципами французского самосознания. Манифест Аполлинера являлся не столько пророчеством будущего искусства, сколько подведением под знаменатель всего того, что было создано французами за их многовековую историю, и, если вчитаться в него, адресован он именно к французам, как носителям этого «нового сознания».

Сам манифест проливает во многом свет на дальнейшие процессы, происходившие во французском искусстве, и предсказывает успех сюрреализма, находящегося внутри французской культурной традиции, и неудачи интернационально настроенного Дада.

В связи с темой настоящей диссертации исследования необходимо обозначить ряд направлений возможного дальнейшего исследования проблематики кубизма и эстетики Г. Аполлинера.

Весьма перспективным могло бы быть исследование об особенностях художественного восприятия французской нации и о взаимодействии социальных и культурных факторов в предвоенную эпоху во Франции. Предметом внимательного изучения, с точки зрения объявленной темы, могут стать статьи других персоналий, относимых к литературному кубизму: М. Жакоба, А. Сальмона, Б. Сандрара. Также не поднималась проблема изолированности французских музыкантов XX века, в сравнении с литераторами, художниками в общекультурных процессах.

Многие статьи и теоретические работы кубистов не переиздавались и мало изучены даже во Франции. Также мало проработана тема об участии русских художников и литераторов в таких движениях как Дада или кубизм. Плохо изучена деятельность и значение во французском авангарде таких фигур, как И. Зданевич, С. Шаршун, Е. Эттинген С. Ястребцов. Данное исследование также не исчерпало всех возможностей для изучения поставленных диссертационной работой вопросов. Автор надеется, что их внимательное исследование поможет понять парадоксы и природу художественного творчества в современной культуре.

4<1Ь

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Расторгуев, Александр Владимирович, 2003 год

1. Аполлинер Г. Проза Г. Аполлинера. Расторгуев А. М., Дипломная работа, Литературный ин-т. им. Горького, 1999

2. Аполлинер Г. Стихи. Кишинёв, 1996

3. Аполлинер Г. Эстетическая хирургия. С.-П., 1999

4. Apollinaire G. Chroniques d'art (1902-18). P., 1958

5. Apollinaire G.Correspondance G.-A.-J. Cocteau. P., 1991

6. Apollinaire G. Il y a. P., 1925ф 8. Apollinaire G. L'Heresiarque et Cie. P., 1967

7. Apollinaire G. La Brehatine. Cinema-drame. P., 1971

8. Apollinaire G. La vie anecdotique // Mercure de France. 16.10.1916

9. Apollinaire G. Le Flaneur de des rives suivi de Contemporains pittoresques. Dijon, 1996

10. Apollinaire G. Le Poete assasine. P., 1994

11. Apollinaire G. Le Roi-Lune. Turin, 1995

12. Apollinaire G. Le theatre italien. P., 1910

13. Apollinaire G. Les contes. P., 1977

14. Apollinaire G. Lettres a Andre Breton // Revue des lettres modernes, 1964, N 104-107

15. Apollinaire G. Méditations esthetiques. P., 1913

16. Apollinaire G. Peintres cubistes. P, 1913ifi1. Литература:

17. Аверинцев С.С. «Морфология культуры» О.Шпенглера // Вопросы литературы, М. 1968. № 1.ф 19. Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. Спб, 1999

18. Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001

19. Альфонсов, В., Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников М., 1966

20. Антология французского сюрреализма. М., 1994

21. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. 1974

22. Ахиезер A.C. Циклизм как условие, средство и цель человеческой жизнедеятельности (Логика культуры и циклизм). // Циклы в истории, культуре, искусстве, М., 2002ф 25. Балашова Т. В. Аполлинер в поле притяжения Пикассо // XI Аппатовские чтения

23. ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в РАХ. М., 25-26.11.2001 (доклад)

24. Балашова Т.В. Французская поэзия XX века. М., 1982

25. Баль М. Паук Луиз Буржуа: архитектура художественного письма. // Новый Мир Искусства. СПб., 2001, № 6 (23)

26. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов. // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX- XX вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М., 1987

27. Барт Р. Избранные работы. М., 1989

28. Барт. Р. Лингвистика текста. // Новое в зарубежной лингвистике», вып. VIII. М., 1978

29. Батракова. С.П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. М.,2002

30. Батракова С. П. Критский миф Пикассо // XI Алпатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в РАХ. М., 25-26.11.2001 (доклад)

31. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи. М.( 1996

32. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. № 5.

33. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

34. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979

35. Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990

36. Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.,1990

37. Бердяев H.A. Пикассо. София.,1914

38. Бердяев Н. По поводу «Дневников» Б. Поплавского // Современные записки. 1939. N68

39. Бердяев H.A. Смысл творчества. Оправдания человека М.,1916

40. Бердяев H.A. Человек и машина, О рабстве и свободе человека, И мир объектов, О культуре И Хрестоматия по культурологии. М., 1998.

41. Бессонова М.А Диалог культур как способ существования в изобразительном искусстве XX века. Диалог культур. М., 1994

42. Бессонова М.А. Руссо и Пикассо. Столкновение наивной живописи Руссо с профессиональным авангардизмом его эпохи. // Советское искусствознание. М., 1974

43. Бобринская Е. "Автографические книги" Алексея Крученых. // Искусство, №1. М., 1993

44. Бобринская М. Визуальный образ текста в русском кубофутуризме. // Экспериментальная поэзия. Кенигсберг-Мальборк, 1993

45. Бобринская М. Эра превращения элементов. II Художественный журнал, N12, М., 19931. Ас

46. Бодлер Ш. Об искусстве М., 1986

47. Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии (статья в интернете), www.nir.ru/socio

48. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999

49. Бреннер М. МОЯ ИСТОРИЯ современной французской литературы. М., 1994

50. Будагова Л.Н. "Зона" Аполлинера и чешская поэзия 20-х гг. XX в // Поэзия западных и южных славян и их соседей. М., 1996

51. Бунюэль. Мой последний вздох (воспоминания). // Сценарии. М., 1989

52. Бурдье П. Структура, габитус, практики // Журнал социологии и социальной антропо-логии. М.,1998, № 2.

53. Бусев М.А. Коллаж: от кубизма к сюрреализму // Сюрреализм и авангард: материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. М., 1999

54. Бучиадзе Г.С. Аполлинер и пути развития французской поэзии, дисер., Тбилиси, 1996

55. Вагнер Р. Социология: к вопросу о единстве научной дисциплины // Социологический журнал. 1996. № 3/4.

56. Валери П. Об искусстве. М., 1993

57. Вейдле В.В. Умирание искусства. С.-П., 1996

58. Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л., 1934

59. Вёльфлин Г. Истолкование искусства М., 1922

60. Вёльфлин Г.: Классическое искусство. М., 1997

61. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994

62. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940

63. Вирмо А, Вирмо О. Мэтры сюрреализма Спб., 1996

64. Гароди Р. О реализме без берегов. М., 1961

65. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Литература как социальный институт: Статьи по социологии литературы. М., 1994

66. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М., 1998

67. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. №3

68. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962

69. Диалог культур. Проблема взаимодействия русского и мирового театра XX века: Сборник статей. М., 1997

70. Жакоб Ж. Избранные стихи. С.-П., 1995

71. Зиммель Г. Конфликт современных культур, М., 1918

72. Зиммель Г. Социальная дифференциация. // Избранное, М. 1996

73. Зиммель Г. Философия культуры. В 2-х тт.(: Т.1. Понятие и трагедия культуры. Конфликт современной культуры. Т.2. Женская культура. Мода. Приключение). М., 1996

74. Зиммель Г. Философская культура. М., 1911

75. Иванов В. Маяковский, Ницше и Аполлинер // Поэзия и живопись. М., 2000

76. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998

77. Ильин. И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996

78. Ильин И. Постмодернизм словарь терминов. М., 2001

79. Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах, М.,2002т

80. Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории и культуры. М., 2000

81. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996, N22

82. Канвейлер Г. Le Point P., 1952

83. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994

84. Коваленко Г. Кубизм и искусство XX века. // XX век и пути европейской культуры. М., 2000

85. Компаньон А. Демон теории. М, 2001

86. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. 19001910. М., 2000

87. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монпарнаса в Великую эпоху. 1905-1930. М., 2000

88. Кривцун O.A. Историческая психология и история искусств. М., 1997

89. Кривцун O.A. Эстетика. М., 1998

90. Кривцун O.A. Эволюция художественных форм. М., 1991

91. Крусанов А. Русский авангард // НЛО. С.-П., 1996

92. Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое // Хлебников В. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 3. СПб., 2001

93. Левада Ю.А. Статьи по социологии. М., 1993

94. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1993

95. Малевич К. Собр. Соч. в V т. М., 1998

96. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.1995

97. Мондриан П. Пластическое искусство и Чистое пластическое искусство. // Метафизические Исследования. № 13, СПб., 2000

98. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Санкт-Петербург. 2000.

99. Онеггер А. О музыкальном искусстве. Ленинград, 1985

100. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997

101. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. М., 1999

102. Подохсик A.C. Пикассо: Вечный поиск П., 1989

103. Полан Ж. Тарбские цветы или террор в изящной словесности. Спб., 2000

104. Польдяева Е., Старостина Т. Звуковые открытия раннего русского авангарда // Русская музыка и XX век. М., 1997

105. Поплавский Б. Дадафония. М., 1999

106. Поплавский Б. Неизданное, дневники, статьи, стихи, письма. М., 1996

107. Постовалова А. Традиции Г. Аполлинера в творчестве Л. Арагона II Гуманитарные науки . Ташкент, 1989

108. Пуленк Ф. Я и мои друзья. Л., 1977

109. Раппопорт С.Х. Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978

110. Расторгуев A.B. XX век: человек в мифе и миф о человеке // Человек N 4, М., 2003

111. Рид. П. Аполлинер и В. Брюсов // Европейские друзья Аполлинера. Париж, 1995

112. Родькин П. Новая визуальная революция Взгляд. Анализ. Предвидение. М., 2001

113. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2000

114. Савенко С. И. Пикассо и Стравинский // XI Аппатовские чтения «ПИКАССО И ОКРЕСТНОСТИ» в PAX. (доклад) М., 25-26.11.2001

115. Сандрар Б. По всему миру и вглубь мира. С.-П., 1995

116. Сануйе М. Дада в Париже. М., 1999

117. Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства. Испанский театр маньеризма и барокко. М.

118. Сироткин Н. С. Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм, дадаизм // Вестник Челябинского университета. Серия 2. «Филология.». 1999. № 2

119. Слоним М. Книга стихов Б. Поплавского // Воля России. Прага, 1931. N1

120. Струве Г. Русская литература в изгнании. Н-Й., 1956

121. Сухотин М. О двух склонностях написания слов (о конкретной поэзии) // НЛО, N16,1995

122. Сюрреализм и авангард // материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в ИМЛИ. М., 1999

123. Турчин B.C. Василий Кандинский: дух, стиль, романтика. // Искусство М.,1989, №2

124. Турчин B.C. "Желтый звук" композиция В.Кандинского. // Декоративное искусство, N 1-2 1993

125. Турчин В. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн в Европе. // Вестник Московского Университета, серия "История", 1977, №6

126. Фор Э. Дух форм. Спб., 2000

127. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977

128. Фуллье А. Психология французского народа. СПб., 1899

129. Хартвиг Ю. Аполлинер, М., 1971

130. Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрия // Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М., 1997

131. Художники русского зарубежья 1917-1939. С.-П., 1999

132. Царькова Т. С. Слова и краски: Надписи на картинах русского авангарда // Русская литература. 1994. № 3

133. Швейбельман Н.Ф. В поисках нового поэтического языка: проза Г.Аполлинера // Интегративный анализ компонентов текста при обучении общению. Тюмень, 1998

134. Шемякин Ф.Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа (цвет и его наименование)//Мышление и речь. М., 1960

135. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии. Письма об эстетическом воспитании // Собр. Соч.: В 6 т. М. 1959. Т.6.

136. Шпенглер О. Закат Европы. Минск, 1999

137. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996

138. Шюц А. Структура повседневности // Социологические исследования. 1987. № 1.

139. Юровская Э. Аполлинер и де Кирико // Рус. мысль = La pensee russe. Париж, 1997

140. Зельдмайр X. История искусства. М., 1999 г.

141. Ядов В.А. Социальная теория в поисках выхода из кризисного состояния // Общество и экономика. М., 1998.

142. Якимович А.К. Восстановление модернизма. Живопись 1940-х 1960-х годов на Западе и в России. М.

143. Якимович А.К. Похвала неразумию. Иррационализм и абсурд в художественной культуре XX века. // Знание-сила, М., 1994, №1

144. Якимович А.К. Социальное начало в искусстве Веласкеса. // Советское искусствознание' 83, 1979, №1

145. Япп Н., Сиретт М. Эти странные французы. М., 1999

146. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994

147. Apollinaire et la Musique // actes du colloque, Stavelot, 1967

148. Apollinaire et la Musique // actes du Colloque, Stavelot, 1969

149. Apollinaire et les Surréalistes. P., 1964

150. Apollinaire G. Etudes et infoamations reunier par M. Decaudan. P., 1964

151. Aragon L. Les beautes de la guerre// Europe, 1935

152. Balandier G. Le Desordre: Eloge de mouvement. P., 1988

153. Barthes R. Le Degree zéro de l'ecriture. P., 1953

154. Barthes R. L'Empire de signes. Geneve, 1970

155. Blachere J.-C. Le primitivisme d'Apollinaire. P. 1944

156. Breton A. Entreiens 1913-1952, N.R.F. 1952

157. Breton A. Les Manifestes du surrealisme, P., 1985

158. Breton A. Les pas perdues. // coll. "Les Documents bleus", P., 1924

159. Breton A. Pour Dada // N.R.F., 01.08.1920, N83

160. Breuning L.-C. Apollinaire et "Les Peintres cubistes" // La Revue des lettres modernes. P., 1962. N 69-70

161. Burgos J., Caizergues P. Apollinaire en 1918 P., 1988

162. Cabanne P. Le siecle de Picasso. // vol.1 et vol.2. P., 1992

163. Cadou R.G. Esthetique de Max Jacob. P., 1956

164. Cadou R.G. G. Apollinaire and the Cubist life. L., 1961

165. Cadou R.G. Le Testament d'Apollinaire. P., 1980;; Poupon M. Apollinaire et Cendrars. P., 1969

166. Caizergues P. Apollinaire journaliste. M., 1979

167. Chagal M. La Ruche L'iicole de Paris a Montparnasse. Tokyo, 1910

168. Chevallier J.-C., Breuning L.-C. Cubistes// La Revue des lettres modernes. P., 1962, N 69-70

169. Conalmanach. В., nov. 1989

170. Cubisme et littérature. // Europe, P., 1982, N638, 639

171. Daix P. La vie quotidienne des surréalistes 1917-1932. Hachette, 1993

172. Decaudin M. G. Apollinaire. Etudes et Informations. P., 1964

173. Delaunay R. Du cubisme a l'art abstrait. P., 1957175. Figaro. P., 01.06.1977176. Figaro. P., 01.03.1978

174. Gide A. Dada // N.R.F. N 79, 1920

175. Goulli S. el Picasso: Occident et Afrique-Orientale, A., 1977

176. Grohman W. Wasiliy Kandinsky. N.Y., 1958

177. Guy R. Le testament d'Apollinaire. C., 198

178. Hassan I. Paracriticism: Seven speculations of the times. Urbana, 1975

179. Hauser A. Philosophy of Art History. L., 1956

180. Hauser A. The Social History of Art. L., 1951

181. Hubert R.R. L'élan vers l'actuel dans la poesie d'Apollinaire et de Breton // La revue des lettres modernes. P., 1964

182. Kamber G. Max Jacob and the poetics of cubism. Baltimor-London, 1971

183. L'Afrique littéraire et artistique. A., N 43, N 44

184. L'Express. P., N 1533 (29 nov.1970)

185. La Boite aux Lettres des Treize. 30.08.1910

186. La revue de lettres modernes. P., 1962, N 69-70

187. La revue de lettres modernes. P., 1968, N 4

188. Le cubisme et l'esprit nouveau. P., 1962

189. Lifar S. Histoire du Ballet russe depuis les origines jusqua nos jours. P., 1950

190. Mackworth C. Guillaume Apollinaire and the cubist life. L., 1961

191. Matamoro B. Apollinaire, Picasso y el cubismo poetico // Cuadernos hispanoamer. Madrid, 1991., N492

192. Max Jacob et Picasso H edit, de la Reunion des musees nationaux. P., 1994

193. Messiaen O. The tehnique of my musical language. P., 1961

194. Michel A. Media theory: On the legacy of the avant-gardes in Carl Einstein and Walter Benjamin // South Atlant, quart. Durham, 1997. Vol. 96, N 4

195. Panofsky E. The Meaning the Visual Art. N.Y., 1955

196. Panofsky E. Studies in Iconology. Oxford, 1939

197. Pavlovic M. Apollinaire lecteur de la "Revue des deux mondes" // Rev. d'histoire litt, de la France. P., 1992. N 4.

198. Peret B. Oeuvres completes: In 5 vol. T. 1, 1969-1979

199. Poupon M. Apollinaire et Cendrars. P, 1961

200. Proust M. Le temps retrouve. P., 1989

201. Read H. A Concise History of Modem Painting. N.Y. Washington, 1975

202. Read P. Guillaume Apollinaire. ?

203. Regards sur Apollinaire conteur H actes du colloque de Stavelot, 1972

204. Revue d'histoire littéraire de la France. P., 1978, N 2

205. Revue de littérature compare. P.,1977, N 2

206. Riviere J. Reconnaissance a Dada // Nouvelle Revue française. 15.08.1920

207. Rouveyre A. Amour et poesie d'Apollinaire. P., 1955

208. Salmon A. L'Histoire anecdotique du cubisme. La Jeune peinture Fran3aise. P., 1912

209. Salmon A. Souvenirs sans fin (preminre iipoque, 1903-08). P., 1955

210. Salmon A. Souvenirs sans fin. // vol.3. P., 1955, 1956,1961

211. Schapiro M. Les Mots et les Images. Siimiotique du langage visuel. Paris, 2000

212. Schonberg A. Harmonielehre. Lpz., 1977

213. Stajinakiy J. Materiaty do studiow i dyskusji. Warsaws, 1955

214. Tabu: Prospectus, P., oct.1921

215. Vlaminck M. Paysages et personnages. P., 1953

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.