Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.08, кандидат социологических наук Анциферова, Наталья Геннадьевна

  • Анциферова, Наталья Геннадьевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.08
  • Количество страниц 209
Анциферова, Наталья Геннадьевна. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: дис. кандидат социологических наук: 22.00.08 - Социология управления. Москва. 2007. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Анциферова, Наталья Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы анализа этнической толерантности.

1.1. Толерантность и интолерантность как объекты социологического исследования.

1.2. Модели формирования этнической толерантности в обществе.

1.3. Эволюция идей толерантности в истории развития межнациональных отношений в России.

ГЛАВА 2. Формирование этнической толерантности в обществе как фактор регулирования этнических отношений.

2.1. Противоречия этнических отношений в современной России.

2.2. Основные тенденции и механизмы процессов формирования этнической толерантности.

2.3. Характеристика уровня толерантности в общественном мнении жителей Курской области.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития»

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена тем, что всякий переходный период сопровождается резким снижением управляемости социальной системы, обострением противоречий между интересами различных социальных групп и слоев общества, в том числе и на почве этно - национальных отношений, что при определенных обстоятельствах может привести к потере социального равновесия и в конечном итоге к дестабилизации социальной системы в целом. В условиях усиления дифференциации социального и экономического положения населения, идеологического и экономического плюрализма вопросы о согласовании жизненных ценностей, позиций и установок тех или иных социальных групп, отражающих их интересы политических партий и общественных объединений, приобретают первостепенное значение. Поступательное развитие общества, конструктивное взаимодействие его социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентации, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантности, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма, и противодействие им имеют для многонациональной и многоконфессиональной России особую актуальность.

Всякий спонтанно возникающий социальный процесс особенно в развитии, функционировании современной этнической структуры общества нуждается в определенной упорядоченности и регулировании со стороны государства. Поскольку данная проблема приобретает в современных условиях все большую значимость, постольку возникает объективная потребность формирования системы социального управления в данной сфере жизнедеятельности общества.

Формирование в российском обществе ценностных ориентацией, основанных на высоком уровне толерантности в условиях переживаемого страной исторического периода, нуждается в новых управленческих подходах и стратегиях со стороны государства.

Социальное управление в данной сфере должно охватывать как Российскую Федерацию как целостную систему, так и отдельные ее регионы с учетом их национальной специфики, миграционных процессов, особенностей их геополитического положения. Актуализируется проблема исследования роли этнической толерантности в обществе, и по отдельным направлениям: политика и образование, работа с детьми и молодежью, религия, сфера массовой информации и коммуникационных технологий, сфера социально - экономического развития и становления общественных организаций.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена: развитием отдельных негативных тенденций, связанных с проявлением экстремизма, сепаратизма, терроризма, ксенофобии в российском обществе; усилением значимости национального фактора в современном мире, вызванного процессами глобализации, повышением потребности этносов в социокультурном и политическом самоопределении; поиском новых методов социального управления на федеральном и региональном уровне, направленных на формирование ценностных ори-ентаций и мировоззрений, основанных на высоком уровне толерантности.

Степень научной разработанности проблемы. В истории мировой научной мысли анализ взаимодействия веротерпимости, этничности и политики в целях обеспечения безопасности государства и общества осуществлен в трудах М. Вебера, Вольтера, Г. Гегеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо1.

Осмыслению вопросов этнического, религиозного, политико-правового бытия посвящены работы представителей отечественной науки: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.И. Ленина, П Сорокина, B.C. Соловье

Необходимо отметить тех социологов, в чьих работах заложена методологическая основа исследования этносов и этнических отношений. Это, в первую очередь, исследования Ю.В. Арутюняна, С.К. Бондыревой, Ю.В. Бромлея, В.В. Глебкина, Л.М. Дробижевой, М.О. Мнацаканяна, А.А. Сусоколова, В.А. Тишкова, А.В. Шипилова3. Достаточно обширна литература, в которой раскрываются природа и многообразие этнических процессов в современном мире (исследования О.А Белькова, А.И. Вдови-на, А.Г Здравомыслова, А.Г. Ланщикова, Э.Т. Майбороды, В.И. Мукоме-■ ля, В.А. Тураева и др. авторов)4.

1 Вебер М. Харизматическое господство.-М.,1985; Вольтер. Философские сочинения.-М.:Наука,1988; Гегель Г.В.Ф. Сочинения .-Т.2.-М., 1974.; Гоббс Т. Избранные произведения. В

2 т.-T.l.-M., 1965; Локк Дж. Письмо о веротерпимости. - Избр. филос. произв. В 2т.-Т.2.-М., 1960; Макиавелли Н. Сочинения. -М., 1984; Монтескье Ш. Избранные произведения. -М., 1975; Руссо Ж.Ж. Избранные произведения. В.3т.-М.,1961.

2 Бердяев Н.А. Русская идея//Вопросы фиорсофии.-1990.-№1; Ильин И.А. Путь духовного обновления. -Мюнхен, 1962; Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве.-Соч в2т.-Т.2.-М.,1989; Соловьев B.C. Спор о справедливости. -Соч. в2т.-Т.2.-М.,1989; Сорокин П. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса.-М., 1994; Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу/ЯТолное собрание сочинений.-Т.24.-М., 1980.

3 Арутюнян Ю.В. Социально - культурное развитие и самосознание//Социологические исследования.-! 990.-№7; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М.: Наука, 1998; Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений//Психолого - педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды .-Воронеж,2003; Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO INTELLEGENTS//Ha пути к толерантному сознанию/Отв. Ред. А.Г. Асмолов.-М.,2000; Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания//Толерантность и согласие.-М.,1997; Мнацаканян М.О. Нации, «нациестроительство» и национально - этнические процессы в современном мире//СОЦИС.-1999.-№5; Тишков В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия. -М., 1994; Шипилов А.В. Демократия и толерантность//СОЦИС.-2005.-№3.

4 Бельков О.А. Этнические факторы и геополитика//Этнополис.-1995.-№4; Вдовин А.И. Эт-нополитика и формирование новой государственности в России//Кентавр.-1994.-№3-4; Здра-вомыслов А.Г. Межнациональные процессы в постсоветском пространстве. -М.: Наука, 1997; Ланщиков А.Г. Национальный вопрос в России.-М.: Политиздат, 1991; Майборода Э.Т. Место суперэтноса в этнической истории человечества. Русский суперэтнос - миф или реаль

Нарастает количество публикаций, в которых анализируется и оценивается этническая ситуация в отдельных республиках и регионах Российской Федерации (труды Н.Н. Богомоловой, Ю.А. Гаюровой, Б.В. Емельянова, В.Н. Петрова, Г.У. Солдатовой, Ж.Т. Тощенко и др. исследователей)1. В изучении региональных этнических процессов большой вклад внесли А.Н. Аверин, А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев, Б.А. Барганджия, М.Н. Губогло, Г.С. Денисова, Ф.С. Донской, J1.M. Дробижева, Н.И. Иванова, В.К Малькова, J1.J1. Рыба-ковский, A.M. Халмухамедов2. ность?//Вестник Ставропольского государственного университета. Социально - гуманитарные науки.-94.-Ставрополь, 1998; Мукомель В.И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ//СОЦИС.-1999.-№2; Тураев В.А. Этнополитология: Учеб. Пособие. -М.:Логос, 2004.

1 Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов и на страницах молодежной прессы//Вестник московского университета. -Серия 14.-Психология.-1991.-№3; Гаюрова В.А. Социально-психологическое исследование этнической толерантности: на примере русских, татар и чувашей г. Самары и Самарской области//Этническая толерантность в поликультурных регионах России/Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко.-М., 2002; Емельянов Б.В. Толерантность по-русски: многообразие в единстве/Толерантность. Вестник уральского межрегионального института общественных отношений.-2001.-№1; Петров В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности//СОЦИС.-2003 .-№5; Солдатова Г.У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности//Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации.-1999; Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция.-М.,1997.

2Аверин А.Н. Данные о динамике коренных малочисленных народов России//СОЦИС.-2005.-№4; Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. -Ставрополь, 1993; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. -Ставрополь, 2001; Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология//СОЦИС.-1996.-№12; Барганджия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий//Социально - политический журнал.-1996.-№4; Денисова Г.С. Этнический фактор в чеченском кризисе//Научная мысль Кавказа.-1996.-№3; Донской Ф.С. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в межэтническом взаимодействии на Северном Кавказе//СОЦИС.-2005.-№5; Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х гг.-М., 1996; Иванова Н.И. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических ВУЗов/Идентичность и толерантность: Сб. статей/Отв. ред. Н.М. Лебедева.-М., 2002; Малькова В.К. Особенности стереотипизации этносов в российской прессе: проблемы национального достоинства и толерантности//Идентичность и толерантность: Сб. статей/Под ред. Н.М. Лебедевой.-М., 2002; Рыбаковский Л.Л. миграционный обмен населением между центральной Азией и Россией//СОЦИС.-1995.-№2; Халмухамедов A.M. Армянская диаспора как социокультурный и политический феномен//СОЦИС.-1999.-№3.

Особо выделяются исследования специфики национального самосознания, предпринятые С.А. Баклушинским, A.M. Грачевой, Ю.А. Красиным, Г.У Солдатовой, В.Ю. Хотинец и др1.

Значительное количество работ посвящено этнопсихологическим проблемам взаимодействия наций. Это исследователи Г.М. Андреева,

A.О. Боронев, В.В. Кочетков, С.А. Токарев и др2.

В последние годы проведено немало исследований по вопросам урегулирования и разрешения этнических конфликтов. В их числе работы

B.В. Амелина, В.Г. Бабакова, Д.Т. Жовтуна, Э.Н. Ожиганова, А.А. Мацнева, Э.А. Паина, А.А. Попова3.

Сравнительный анализ реализации принципа толерантности в различных типах социальных систем, а так же особенности и пределы терпимости, обусловленные необходимостью сохранения социальной системы, содержат работы зарубежных авторов: У Альтерматта, Р. Галлиссо, Э. Геллнера, М. Уолцера, М. Аифтинка, JI. Ноэля, К. Цюрхера,4.

1 Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность/С.А. Бак-лушинский, Б.Н. Белинская//Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования/Под ред. B.C. Соткина.-М.,1998; Красин Ю.А. Публичная сфера и толерантность: сюжеты к размышлению//Публичная сфера и культура толерантности. Общие проблемы и российская специфика/Под общ. ред. Ю.А. Красина. -М., 1998; Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. -Екатеринбург, 2002; Солдатова Г.У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности//Национальное самосознание и национализм в условиях Российской Федерации.-1999; Грачева A.M. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия//Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т.4. Вып.б/Под ред. B.C. Соткина.-М., 1998.

2 Андреева Г.М. Конструирование образа социального мигранта в условиях социальной не-стабильности//Социальная психология в трудах отечественных психологов/Сост. и общ. редакция A.JI. Свенцицкого.-СПб., 2000; Боронев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология.-СПб.,1994; Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. -М., 2002; Токарев С.А. Этнопсихологическое направление в американской этнографии. -М., 1978.

3 Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. -М., 1997; Бабаков В.Г., Матюнина Е.В., Семенов В.М. Межнациональные противоречия и конфликты в России//Социально - политический журнал.-1994.-№8; Ожиганов Э.Н. Баланс власти и этнополитические конфликты//Этничность и власть в полиэтнических государствах.-М.,1994; Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа, ьипология и пути урегулирования//Социально - политический журнал.-1994.-№4; Паин Э.А., Попов А.А. Межнациональные конфликты в СССР//Советская этнография.-1990.-№1.

4 Альтерматг У. Эгнонационализм в Европе. -М., 2000; Галлиссо Р. Одолеть национализм или национализм одолеет нас. -М., 1993; Геллнер Э. Нации и национализм. -М., 1991; Уолцер М. О терпимости. -СПб., 1999; Aiftinca М. The axiological dimension of и)1егапсе[Электронный

В работах Р.Г. Абдулатипова, А.К. Алиева, А.С. Асмолова, К.С. Гаджиева, Д.Е Горовцова, А.А. Гусейнова, В.А. Лекторского, О.О. Миронова, А.С. Панарина, В.А. Тишкова1 и других, наряду с теоретической разработкой этнополитических, социологических и конфессиональных проблем, анализируется специфика этнических, конфессиональных, миграционных и других процессов в постсоветском пространстве, предлагается собственное видение путей формирования установок толерантного сознания в российском обществе.

Проблемы российской государственной национальной политики рассматривали Р.Г. Абдулатипов, В.Ю. Зорин, В.Н. Лысенко, Ю.А. Ур-галкин, Т.А. Хабриева2.

Общая оценка степени научной разработанности темы диссертации позволяет сделать следующие обобщения.

Во-первых, существует достаточно обширная научная литература, рассматривающая отдельные этнические процессы, источники этнических конфликтов и их последствия, межнациональные отношения в современном обществе, этническую ситуацию в отдельных регионах как факторы, влияющие на формирование этнической толерантности. Значительно меньше теоретических исследований, дающих обобщенное и систематизированное представление по этим вопросам. ресурс].-Режим доступа:- http:\\www.bu.edu.ru\wep\Papers\Valu\ValuAift.html.-01.02.2006.-Заглавие с экрана.; Noel L. The parameters of oppression.- McGill Queen's University Press.-1994; Цюрхер К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской Рос-сии//Полис, 1999.

1 Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. -М., 1995; Абдулатипов Р.Г. О федеративной национальной политике Российского государства. -М., 1995; Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века//Век т олерантности.-2002.-№7; Горовцов Д.Е., Миронов О.О. укрепление российской государственности - стратегическая национальная задача//Рго et Contra-1997.-№4; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме//Вопросы философии.-1997.-№11; Панарин А.С. Новое прочтение старой идеи//Этнополитический вестник.-1995.-№1; Тишков В.А. Этнология и политика. -М., 2001.

2 Абдулатипов Р.Г., Михайлоа В., Чигановский А. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации. -М., 1997; Зорин В.Ю., Хабриева Т.А. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствова-ния//Журнал российского права.-2003.-№8; Лысенко В.Н. Проблема развития федеративных отношений в современной России//Кентавр.-1995.-№5; Ургалкин Ю.А. Регионализации на

Во-вторых, внимание исследователей сосредоточено преимущественно на описании феномена этнической толерантности ее психологических и социальных составляющих, но не на обосновании мер по ее формированию.

В-третьих, даже в работах, затрагивающих вопросы формирования толерантного сознания, не представлены целостные технологии управления формированием именно этнической толерантности, а так же корректирующего управления, включающие обоснование правил воздействия, его методов и процедур, организационных форм.

В-четвертых, нет специальных исследований по проблеме возникновения этнической интолерантности в моноэтничных регионах.

Таким образом, становится все более заметным противоречие между общественной потребностью в эффективном управлении процессами формирования этнической толерантности в современной России, с одной стороны, и недостатком действенных технологий, разработанных на основе современных научных представлений и с учетом имеющегося позитивного отечественного и зарубежного опыта, с другой стороны.

Объектом диссертационного исследования выступает система межэтнических отношений в современной России.

Предмет диссертационного исследования - тенденции развития этнической толерантности в современном российском обществе.

Цель исследования состоит в анализе основных особенностей и факторов формирования этнической толерантности в современной России, разработке рекомедаций по повышению эффективности системы мер по формированию установок этнической толерантности в российском обществе.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: циональных отношений в Российской Федерации.-Самара.-1995. обобщить теоретико- методологические подходы к изучению понятий «толерантность» и «интолерантность», особенности социологического анализа их сущности и специфики;

- осуществить сравнительный анализ существующих в различных обществах моделей формирования этнической толерантности;

- рассмотреть развитие идей толерантности в истории межнациональных отношений в России, обосновать ее консолидирующую, миротворческую роль в достижении терпимости и согласия между различными этническими группами общества;

- проанализировать комплекс проблем и противоречий межэтнических отношений в современном российском обществе, их влияние на состояние уровня этнической толерантности;

- изучить особенности и факторы регулирования этнической толерантности;

- предложить конкретные методы, пути и формы повышения эффективности системы мер по формированию этнической толерантности в современном обществе;

- исследовать особенности ценностных ориентацией и социальных установок на толерантность в межэтническом взаимодействии у различных социальных групп моноэтничного региона.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и выводы классических и современных ученых, занимающихся разработкой проблем формирования этнической толерантности. Понимание феномена этнической толерантности базируется на работах А.Г. Асмолова, Н.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдато-вой. При сравнительном анализе реализации принципа толерантности в различных типах систем используются работы Ю.В. Арутюняна, В.А. Тишкова, Н.Г. Юровских. Осмысление использования конкретных технологий изучения общественного мнения базируется на работах В.К. Уледова, Б.А. Грушина, М.К. Горшкова.

При выполнении диссертационного исследования на разных этапах использовались структурно-функциональный, социологический, системный и статистический методы анализа. Применялись также отдельные методы теории управления, прикладной социологии, научного познания: абстрагирование, анализ и синтез, опрос, сравнение, качественный и контент-анализ литературы и документов, анкетирование.

Источниковую базу настоящей работы составили положения Конституции Российской Федерации, ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации: Федеральный закон от 10 июля 1992г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 30 апреля 1999г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от 20 июля 2000г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон от 07 мая 2001г. № 45-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В ходе выполнения исследования весьма важным был анализ решений ООН по вопросам развития широкого продуктивного диалога между народами и цивилизациями, Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». В диссертации были также использованы нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, материалы архива администрации

Курской области, монографии и публикации в периодических научных и ведомственных печатных изданиях, источники сети Интернет.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты социологического исследования, проведенного автором по теме: «Социальные основы формирования толерантности в моноэтнич-ном регионе (на примере Курской области)», которое осуществлялось путем:

1) контент-анализа документов администрации Курской области и материалов, опубликованных в периодической печати и средствах массовой информации. Всего проанализировано 3 областные и 5 центральных газет за период декабрь 2005г. - май 2006г. Индекс исследования в диссертации: СМИАК-06;

2) конкретных социологических исследований:

- экспертного опроса по теме: «Иноэтничные мигранты о состоянии уровня толерантности в Курской области» (14-20 декабря 2005г.). Опрос проведен в Курской области. Всего опрошено 240 человек. Индекс: МСУТКО-05;

- опроса населения по теме: «Население о межэтнической ситуации в Курской области» (10-28 декабря 2005г.). Опрос проведен в Курской области. Всего опрошено 1030 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и месту жительства респондентов. Индекс: НМСКО-05.

Автором осуществлен также вторичный анализ материалов социологических исследований, проведенных:

- кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте Российской Федерации: «Проблемы функционирования и развития государственной гражданской службы Российской Федерации» (март 2006г.). Руководитель социологического исследования -д.с.н., профессор К.О. Магомедов. Опрос проведен в 17 субъектах Российской Федерации. Всего опрошено 1102 человека. Индекс: ПФРГСРФ-06.

- Социологическим центром РАГС при Президенте Российской Федерации: «Духовная культура современного Российского общества: состояние и тенденции формирования» (3-10 декабря 2004г.). Руководитель исследования - д.ф.н., профессор В.Э. Бойков. Опрос проведен в 25 субъектах Российской Федерации. Индекс: ДКСРО - 04.

Кроме того, для вторичного анализа автором использованы материалы социологических исследований, проведенных Фондом общественного мнения, автономной некоммерческой организацией «Аналитический центр Юрия Левады».

В процессе работы автор использовал аналитические материалы органов государственной власти, размещенные на их официальных сайтах в сети Интернет, материалы периодической печати, научно-практических конференций, «круглых столов» и других источников.

Основные результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна состоят в следующем.

1. Обобщены концептуальные подходы к анализу сущности толерантности, уточнено определение толерантности, которая понимается как сложная в основном социально-психологическая установка личности, выражающаяся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Сформулировано определение интолерантности. Автор трактует ее как невозможность применения к какому-либо социальному явлению феномена толерантности. Интолерантность выражается в устойчивом, неизменном на протяжении длительного периода отрицательном отношении к такому «иному», которое вступает в непреодолимые противоречия с общественными нормами, с мировоззренческими и нравственными установками личности.

2. Выявлен комплекс причин, обусловливающих сложности и противоречия межэтнических отношений в современной России, к которым отнесены: качественное ухудшение социально-экономического положения народов России, крайняя форма политизации национальных проблем, наличие негативной исторической памяти, отсутствие правовых традиций, правовых гарантий, позволяющих обеспечить созидательное управление национальными и межнациональными процессами и др. Автором обосновано, что существующие тенденции и противоречия межэтнических отношений в современной России негативно сказываются на состоянии этнической толерантности общества.

3. Выявлены недостатки существующей правовой базы, регламентирующей формирование этнической толерантности: отсутствие единого подхода к созданию и функционированию системы мер по формированию этнической толерантности; не разработаны правовые основы учета состояния уровня этнической толерантности населения; недостаточно четко сформулированы цели современной национальной политики, главным образом в отношении русского населения.

4. Предложена классификация российских регионов с учетом особенностей ментальности населения, сложившегося на определенной территории. Автор предлагает выделить два типа регионов: регионы, в которых исторически существует традиция поликулыурности, где выработаны механизмы межнационального взаимодействия и сформировалась межэтническая иерархия: республика Башкортостан, Поволжье, Северный Кавказ и др. Второй тип - традиционно моноэтничные регионы, где современная поликулыурность является новым явлением. К ним относятся регионы Юга России, которые изначально являются поликультурными, но не испытывали большого наплыва мигрантов, а также регионы Центральной России, которые долгое время были моноэтничными, а в условиях нарастания миграционных потоков, размещения в центральных районах страны беженцев, вынужденных переселенцев и появления национальных диаспор становятся полиэтничными.

5. Данными социологического исследования подтверждено, что в социальной общности изучаемого региона (Курская область) существуют серьезные межэтнические конфликтогенные позиции (мигрантофобия, перемещение антипатий с античеченских настроений в сторону антикавказских в целом и др.), накоплен потенциал интолерантности в отношениях местного населения и иноэтничных мигрантов, особенно определенных этнических групп. Конкретизированы проявления, интенсивность, содержание и формы интолерантного поведения, которое имеет достаточно выраженные этнические особенности при наличии общего знаменателя-повышенного уровня тревожности местного населения в связи с наплывом этнических мигрантов.

6. Разработаны рекомендации по совершенствованию и оптимизации мер по формированию этнической толерантности, предложены методики, технологии и рекомендации по управлению этим процессом на государственном и региональном уровне. К ним автор относит: создание на федеральном уровне государственной структуры, занимающейся вопросами реализации государственной национальной политики; разработка и внедрение федеральных программ развития народов Российской Федерации; целенаправленная подготовка государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов, культуры, образования, участвующих в регулировании межэтнических и межконфессиональных отношений и др.

Теоретическое и практическое значение результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанный теоретический и эмпирический инструментарий анализа уровня этнической толерантности может быть использован в процессе проектирования и осуществления подобных или смежных исследований.

Основные теоретические выводы и обобщения могут быть применены при разработке основ национальной политики в РФ и ее субъектах, использованы органами государственной власти, взаимодействующими с религиозными и общественными организациями.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов по проблемам формирования этнической толерантности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на методологических семинарах, заседаниях кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в докладах и научных сообщениях автора на межвузовских научно-практических конференциях студентов и аспирантов (Курск, 22 апреля 2006г.), международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Курск, 22-24 апреля 2005г.), а также отражены в публикациях в научных журналах и сборниках общим объемом 1,6 п.л., в том числе 0,3 п.л. в изданиях, соответствующих требованиям Высшей аттестационной комиссии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология управления», Анциферова, Наталья Геннадьевна

Результаты исследования свидетельствуют о большей интенсивности и активности межэтнических контактов у представителей 30-44 летних людей в сравнении с молодежью. Если среди последних «постоянно и «часто» контактируют с другими национальностями 71,1% то среди людей среднего возраста эти показатели составляют, соответственно 94,5%1. Выбор партнера по контактам с другими этносами в этой ситуации объективно более вариативен и разнообразен. Возникает и реализуется множественность межэтнических связей. Однако эта необходимость не воспринимается как тягостная обязанность и неприятная неизбежность. Напротив, для представителей данной подгруппы, например, характерен высокий интерес к контактам и удовольствие от них. Для молодежи гораздо более свойственны контакты по необходимости. Можно предположить их большую эмоциональную избирательность и прагматичность при определении иноэтнических партнеров или же действительную необходимость контактов из-за отсутствия вариантов в каждом конкретном случае. Анализ мотивов, определяющих взаимодействия представителей разных этносов, складывающихся при этом социальных отношений обнаруживает явное преобладание модели поведения, ориентированной на конкретную ситуацию, в которой действия выстраиваются в зависимости от поступков партнера.

Развернутое представление о национально-этнических установках молодежи дают их ответы на открытые вопросы анкеты о симпатиях и антипатиях к представителям иных национальностей и различным государствам.

Представим два ряда национальных групп, к которым наиболее значимо выражена симпатия и антипатия опрошенных.

Заключение

В результате проведенного диссертационного исследования можно сформулировать резюмирующие положения.

1. Современная социология определяет толерантность как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. В данной работе мы исследовали, прежде всего, категорию этнической толерантности. Этническая толерантность - это сложное установочное образование, которое выражается как не просто отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или нейтрального отношения к иной этнической группе, т.е. готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. На формирование толерантности оказывают воздействие и психологические особенности личности, и имеющие место социально-экономические, этнокультурные, этнополитические явления, что и было показано выше.

Соглашаясь с мнением исследователей, автор понимает толерантность как сложная в основном социально-психологическая установка личности, выражающаяся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям.

Противоположным толерантности является понятие интолерантно-сти, которая в настоящее время рассматривается исследователями как один из уровней толерантности. Из ряда других уровней толерантности ее выделяет категорическое нежелание взаимодействовать с представителями другой культуры, преобладание негативного восприятия «иного». С данных позиций предполагается, что социальная среда является активным регулятором отрицательного отношения к «иному». Уровень толерантности достаточно подвижен, и при изменении социальных условий, отсутствии напряженности в обществе, повышении уровня культуры, изменении социального статуса «иного», его адаптации к среде, уровень толерантности может поменять свое значение. Однако автор рассматривает понятие интолерантности как наличие резко отрицательного отношения к «иному», неизменное ни при каких обстоятельствах.

При таком подходе интолерантность может быть выделена в самостоятельное понятие и определяется как невозможность применения к какому-либо социальному явлению феномена толерантности. Интолерантность выражается в устойчивом, неизменном на протяжении длительного периода отрицательном отношении к такому «иному», которое вступает в непреодолимые противоречия с общественными нормами, с мировоззренческими и нравственными установками личности.

Интолерантность свойственна как индивиду, группе индивидов так и обществу целом. Последняя может быть сформирована под действием негативной исторической памяти, массового неприятия потрясений, перенесенных большей частью общества по вине или с участием «иного». В формировании устойчивого отрицательного отношения к «иному» большую роль играет постоянное обращение к объекту интолерантности средств массовой информации, внимание политических и общественных институтов, государства. Формирование индивидуальной интолерантности обусловлено факторами, затрагивающими интересы личной безопасности, негативные события частной жизни.

2. Рассмотрев имеющиеся модели формирования этнической толерантности, под которыми понимается совокупность определенных требований, структур, норм в сфере формирования этнической толерантности, автор выделил две из них: ассимиляционистскую и мультикультурную.

Ассимиляционистская политика обычно преследует цель создания культурной гомогенности или социальной интеграции в качестве решения проблемы этнической интолерантности. Такого рода политика стремится обеспечить разрешение этнических противоречий путем ликвидации различий через создание общества, базирующегося на индивидуальных ценностях, где каждый человек должен рассматриваться как индивидуум, имеющий равные права со всеми остальными. Данная модель по большей части реализована в концепции «плавильного котла», являющейся выражением национальной политики в США.

Политика мультикультурализма, наоборот, построена на легитимизации групп и групповых прав. Данный подход рассматривает страну как этнически разделённое сообщество. Здесь подразумевается, что этнический конфликт происходит из-за политического неравенства этнических групп, которое, в свою очередь, ведет к экономическому неравенству. Таким образом, степень данного неравенства может быть уменьшена, если этнические группы достигнут определённого уровня политической автономии. Политика мультикультурализма соглашается с тем, что группа может сохранять собственную этническую идентичность отдельного большинства, оставаясь неотъемлемой частью многонационального государства. Подобный подход подразумевает федерализацию страны по этническому принципу или создание других форм политической автономии для этнических групп.

Автором были исследованы возможности использования Россией политики мультикультурализма при формировании этнической толерантности. Для сравнения был проанализирован опыт формирования этнической толерантности, сложившийся в Европейском Союзе. Так как ЕС представляет многонациональное и поликонфессиональное образования, в сфере формирования толерантности и национальной самоидентификации данное образование имеет общие проблемы с Российской Федерацией.

Рассматривая возможность использования европейского опыта, автор исходил из представления о том, что Единая Европа в большей степени наднациональное образование, то есть, говоря об этнической толерантности и национальной самоидентификации, эти понятия рассматриваются с точки зрения интеграционных процессов, которые по мысли создателей ЕС должны привести к возникновению единого европейского наднационального сознания. Российская Федерация является многонациональным единым государством и, следовательно, европейское понимание толерантности несколько отличается от того понимания, которое необходимо формировать в России.

В ходе исследования был рассмотрен опыт национально - государственного строительства, языковой политики, миграционного законодательства, образования, взаимодействия с конфессиями и борьбы с национализмом и сепаратизмом.

Проанализировав опыт Европейского Союза по вышеуказанным направлениям, автор пришел к выводу, что Россия может использовать позитивный опыт в сфере взаимодействия конфессий, национально - государственного строительства, при условии перенесения акцента на то, что Российская федерация является многонациональным, но единым государством, в отличие от наднационального Евросоюза, таким образом, логика национально - государственного строительства должна быть подчинена принципам единства и целостности РФ. Российская Федерация так же может воспринять опыт использования нескольких национальных языков в официальном документообороте, не только в рамках национальных республик, но и на уровне общефедеральных документов. Использование национального языка некоторых наиболее крупных российских этносов могло бы положительно повлиять на формирование их общероссийской идентичности. Опыт ЕС, демонстрирующего пример разработки и внедрения эффективных технологий и процедур в области иммиграционной политики, учитывающих фактор появления новых нетрадиционных угроз и рисков глобального развития, но в то же время не затрагивающих базовые демократические ценности, безусловно, мог бы найти применение в практике деятельности российского государства. При рассмотрении образовательной политики мы пришли к выводу, что в образовательной сфере у России накоплен гораздо более обширный опыт управления процессами формирования этнической толерантности. Кроме того, Россия не может использовать ни наднациональную образовательную модель, ни модель формирования исключительно национальной самоидентификации.

Таким образом, Россия не может в полной мере перенять опыт формирования толерантности Европейского Союза. Попытка полностью отождествить задачи европейской интеграции с задачами российского государственного строительства - некорректный шаг. В России и в Европе идут разнонаправленные процессы. В Европе только создаются институты единства, в России они давно существуют, европейцы пытаются формировать нечто вроде европейской нации, в России русский язык и русская культура являются родными более чем для 90% населения, и все признаки нации налицо. Специфика России состоит в том, что процессы становления общероссийской государственной идентичности и возрождения идентичности русских идут параллельно. Это обстоятельство отражается на интеграционной модели российского общества.

3. Исходя из того, что Россия имеет уже достаточный позитивный опыт в сфере формирования этнической толерантности, автором была исследована эволюция идей толерантности в этнонациональной политике на различных исторических этапах российского государства. В национальной политике было выделено четыре периода. Для дореволюционного периода была характерна относительная лояльность к коренному населения присоединяемых территорий и использование насильственных методов не ко всему этносу, а к отдельным лидерам. На данном этапе, при фактическом отсутствии целенаправленного формирования этнической толерантности наблюдается наиболее высокий за историю России ее уровень. Следующий рассматриваемый период (1917-1986 годы) характеризуется построением новой системы управления этническими процессами с присущим ей тотальным контролем власти над многонациональным обществом. Этот период привел к консолидации наций и народностей, но, тем не менее, заложил основы для формирования интолерантности в обществе. Мы пришли к выводу, что проявления интолерантности в данный период сдерживались продуманной национальной политикой, в то же время предпосылки к ее возникновению, существующие на этом этапе, (депортации, репрессии по национальному признаку) привели к кризису межнациональных отношений и росту сепаратизма и ксенофобии. Период 1986-1991 годов характеризуется нарастанием кризисных явлений в этно-национальной сфере и отсутствием продуманных управленческих решений по преодолению возникающих конфликтов. Последний период, начавшийся в 1991 году с распадом СССР, характеризуется попытками власти построить новую систему управления этнонациональной сферой.

4. При разработке российской модели формирования этнической толерантности необходимо учитывать факторы, негативно влияющие на ее состояние в обществе. Для этого автором был выявлен комплекс проблем и противоречий межэтнического характера в современном российском обществе, исследована их связь с появлением этнической интолерантности. Автор пришли к выводу, что к причинам ухудшения межнациональной ситуации, а, следовательно, и роста интолерантности можно отнести: этнические проблемы, которые повлек за собой распад Советского Союза; качественное ухудшение социально-экономического положения всех без исключения народов России; крайнюю форму политизации национальных проблем, то есть национального фактора для того, чтобы придать кризисным явлениям этническую и этнополитическую окраску, и использование реальных этнических проблем для мобилизации масс в корыстных политических интересах; негативная историческая память; отсутствие правовых традиций, правовых гарантий, позволяющих обеспечить созидательное управление национальными и межнациональными процессами, своевременное вмешательство общества и государства в целях недопущения роста интолерантности.

Автором сделан вывод, что существующие тенденции и противоречия межэтнических отношений в современной России сказываются на состоянии этнической толерантности общества. Недостаточная четкость целей современной национальной политики, главным образом в отношении русского населения, не может дать позитивных результатов в формировании этнической толерантности. Необходим, по всей видимости, системный подход, который включает в себя защиту русскоязычного населения в странах СНГ, в суверенных национально-государственных субъектах Российской Федерации, строительство «общего российского дома», сохранение территориальной целостности, развитие отечественного производства и капитала.

5. В современных условиях политика формирования социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия выступает как противодействие эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма.

В работе обосновано, что механизм формирования этнической толерантности имеет сложную структуру, включающую объект управления (этническая толерантность); субъект управления (высшие государственные органы, государственные органы субъектов федерации, общественно-политические организации); комплекс принципов, рычагов, методов, средств, приемов управления, нормативов деятельности управляющей системы, необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами. Автором выделено три уровня формирования этнической толерантности.

- государственный, который выражается в осуществлении государственной политики по формированию толерантности в обществе, высоком уровне развития законодательства в сфере этно - национальной политики, создании общегосударственных программ стимулирования акций и кампаний в общественной жизни и средствах массовой информации, формирующих установки доверия, пропаганды толерантности, противодействия различным формам социальной агрессии, жестокости и экстремизма, наличии общественной экспертизы, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в разных формах общественной жизни, СМИ и Интернет;

- региональный уровень, который заключается в целенаправленном формировании этнической толерантности в полиэтничных регионах, регионах с наличием крупных миграционных потоков, регионах с исторически сложившейся этнической напряженностью, вследствие проживания на одной территории конфликтующих этносов или правовой неотлажен-ностью национальных отношений, этнотерриториальных проблем, регионах имеющих проблемы, связанные с реализацией прав и интересов репрессированных, депортированных, переселенных и разделенных народов, регионах, где произошло проникновение тоталитарных и экстремистских сект в религиозную среду и политизация религии;

- местный, на котором в силу различных субъективных обстоятельств и социально-психологических факторов (удаленность населенного пункта от административного центра, этнонациональный состав населения) могут корректироваться положения, разработанные на федеральном и региональном уровнях.

Указанные уровни замыкаются на индивидуально-личностном уровне, предполагающем формирование социально-психологических механизмов, способствующих толерантному межэтническому взаимодействию, механизмов социально-психологической защиты ради сохранения позитивной этнической идентичности и связанной с ней этнической толерантности, устранение этнических фобий и негативной исторической памяти, личного опыта взаимоотношений с представителями иноэтнич-ных культур.

Для эффективного действия всех уровней необходима глубокая и подробная разработанность концептуально-теоретической базы, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей, выбор путей, форм и методов формирования этнической толерантности нуждаются в опоре на научный анализ результатов мониторинга происходящих процессов.

6. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть наличие интоле-рантных настроений в современно обществе, нами было проведено исследование состояния толерантности/интолерантности в общественном мнении жителей Курской области.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что в социальной общности изучаемого нами региона существуют межэтнические конфликтогенные основания, накоплен потенциал интолерантности в отношениях местного населения к иноэтничным мигрантам, особенно к определенным этническим группам. В исследовании конкретизированы проявления, интенсивность, содержание и формы интолерантного поведения. Оно имеет достаточно выраженные этнические особенности при наличии общего знаменателя - повышенного уровня тревожности местного населения в связи с наплывом этнических мигрантов.

Таким образом, в условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической и межконфессиональной нетерпимости. Указанные формы нетерпимости нередко становятся средством экстремистских движений, разжигающих ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. В этих условиях формирование социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия выступает как противодействие эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Анциферова, Наталья Геннадьевна, 2007 год

1. Законодательные и нормативно правовые акты

2. Конституция Российской Федерации: Официальный текст на 19 декабря 1993 г. -М.: Известия, 1993.-59с.

3. Декларация ООН «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствами/Действующее международное право. Т.2.-М., 1997.-190с.

4. Конвенция ООН «Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам»// Дипломатический вестник,-1994.-№21-22.

5. Закон РСФСР от 25.10.1991г. № 1807-1 «О языках народов РСФСР»//Ведомости РСФСР.-1991 .-№50.-Ст.1740.

6. Федеральный закон от 10.07. 1992г. № 3266-1 «Об образова-нии»//Ведомости РФ.-1992.-№30.-Ст. 1797.

7. Федеральный закон от 28.08.1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции»//Сборник законодательства РФ.-1995.-№35.-Ст.3506.

8. Федеральный закон от 30.04.1999г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»//Сборник законодательства РФ.-1999.-№ 18.-Ст.2208.

9. Федеральный закон от 20.07.2000г. №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»//Сборник законодательства РФ.-2000.-№30.-Ст,3122.

10. Федеральный закон от 07.05.2001г. №45-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севеpa, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»//Сборник законодательства РФ.-2001 .-№20.-Ст.1972.

11. Федеральный закон от 25.07.2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»//Сборник законодательства РФ.-2002.-№30.-Ст.3031.

12. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»//Сборник законодательства РФ.-2001.-№21.

13. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации/Правительство Российской Федерации. -М., 2003.

14. Региональная миграционная программа Краснодарского края на 1996-1997 годы.//Сборник нормативно правовых актов Краснодарского края. -1996 -№37.-С.5-19.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.