Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Басова, Анастасия Николаевна

  • Басова, Анастасия Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Кострома
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 176
Басова, Анастасия Николаевна. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Кострома. 2002. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Басова, Анастасия Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1.Теоретические основы формирования менталитета в процессе этнокультурного образования

1.1 Проблема менталитета и путей его формирования в современном человекознании.

1.2.Отечественная и зарубежная наука об этнокультурном образовании как факторе формирования основ национального менталитета.

1.3. Опыт формирования основ национального менталитета у современных школьников в процессе этнокультурного образования.

Глава 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ национального менталитета у школьников в процессе этнокультурного образования.

2.1. Содержание этнокультурного образования как основа формирования национального менталитета у школьников.

2.2. Организационно-педагогические условия формирования основ национального менталитета у школьников в процессе этнокультурного образования.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию основ национального менталитета у школьников в процессе этнокультурного образования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников»

Актуальность исследования обусловлена теми преобразованиями в области социальной политики, которые происходят в последние десятилетия в нашей стране. Они требуют корректировки содержания, форм и методов воспитания, позволяющих формировать творческую личность, способную осуществлять социальный выбор, принимать ответственные решения, преодолевать кризисные ситуации, готовиться к жизнедеятельности в гражданском обществе.

Неопределенность социально-экономического развития страны, приоритетных ценностных ориентиров российского общества определенным образом сказалась на воспитательных потенциалах семьи и школы, привела к распространению форм отклоняющегося поведения в молодежной среде, к ухудшению связей между поколениями, нарушению преемственности в традициях, обычаях, укладе жизни взрослых и детей. В результате, как следует из работ М.В. Богуславского, С.К. Булдакова, Т.И. Власовой, Б.С. Гершунского, И.С. Кона, Б.Т. Лихачева, А.В. Мудрика, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, М.И. Рожкова и других авторов, остро встает вопрос о воспитании духовности, нравственности, о роли образования в формировании основ национального самосознания у молодежи, обеспечении их этнической идентификации. Решить эти вопросы без научного осмысления проблемы ментальное™, места этнокультурного компонента образования в формировании основ национального менталитета у учащихся, без обобщения опыта воспитания национального самосознания в практике общеобразовательных школ в России и за рубежом невозможно.

Нарастающая в мире опасность возникновения напряженности в межнациональных отношениях, локальные войны, рост национализма, сепаратизма, экстремизма, вовлекающих в свою зону влияния не только молодежь, но и детей, подростков, ставит мировое сообщество перед необходимостью сохранения единого образовательного пространства, транслирующего традиционные ценности народа при этническом многообразии его содержания.

Следовательно, для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в современной школе, повышения эффективности социализации детей и подростков в сложных условиях российской действительности проблема менталитета, путей, средств, условий и факторов его формирования является актуальной как для теории, так и для практики социального воспитания подрастающего поколения.

Проведенный нами анализ педагогической, философской, этнографической, этнологической, лингвистической литературы свидетельствует о том, что вторая половина XX века знаменовалась повышенным интересом к феноменам культуры, образования, менталитета.

В работах многих авторов рассматриваются следующие проблемы: сохранение, передача новым поколениям народной культуры (Ю.В.Бромлей, И.И.Валеев, В.Н.Власова, В.Н.Ганичев, Л.Н.Гумилев, Д.Б.Кабалевский, Б.Н.Неменский, Н.С.Ширяева, Т.Я.Шпикалова и др); возникновение, видоизменение этнических стереотипов, особенности их содержания и процесса формирования в разных социокультурных условиях (Р.М.Грановская, И.С.Кон, В.С.Мухина, И.М.Никольская, А.П.Садохин и др.); использование потенциалов культурных традиций разных народов в социализации школьников на разных этапах обучения (М.С.Васильева, Л.А.Ибрагимова, Е.И.Корнеева, И.И.Лунина, С.Г.Нигматов, Т.Г.Тимошина и др.); формирование национального самосознания в национальной школе (Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина, В.И.Прошин, В.Н.Сорока-Росинский, В.Ю.Третьяков, К.Д.Ушинский и др.); применение средств, методов, форм народной педагогики в решении задач подготовки детей и подростков к жизни в современном обществе, успешность их инкультурации (И.И.Валеев, З.П.Васильцова, Г.П.Волков и др.).

Наряду с этим потенциал этнокультурного образования, как ведущего условия успешного формирования у современных школьников основ национального менталитета, оставался вне поля зрения большинства исследователей.

Таким образом, сложился ряд противоречий: между потребностью общества в личности с национальным мироощущением, воспитанной в духе традиций, приоритетных ценностей для данного этноса, готовой сохранять и обогащать его культуру - и отсутствием целостной педагогической теории формирования основ национального менталитета средствами современного образования; между расширяющимся процессом создания национальных школ в различных регионах России, внедрением этнокультурного образования в содержание общеобразовательной подготовки учащихся - и отсутствием оценки эффективности данной практики обучения и воспитания в них, целесообразности критериев отбора содержания национального образования для различных ступеней обучения; между сложностью решения задач национального обучения и воспитания - и отсутствием научно-методического обеспечения этого процесса.

Актуальность, социально-педагогическая значимость, недостаточная теоретическая, методическая и технологическая разработанность данного вопроса позволили определить проблему исследования: при каких организационнно-педагогических условиях этнокультурное образование будет выступать в качестве эффективного фактора формирования у школьников основ национального менталитета?

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать комплекс организационно-педагогических условий, при которых этнокультурное образование будет обеспечивать формирование основ национального менталитета у современных школьников.

Объект исследования: процесс этнокультурного образования как фактор формирования у современных школьников основ национального менталитета.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых этнокультурное образование обеспечивает эффективное формирование у современных школьников основ национального менталитета.

Гипотеза исследования: этнокультурное образование будет эффективным фактором формирования у современных школьников основ национального менталитета, если: содержание этнокультурного образования будет представлять собой совокупность предметного, внепредметного и надпредметного компонентов, обеспечивающих развитие интеллектуальной, экзистенциальной и мотивационной сфер личности, будет базироваться на ценностях родной природы, родного языка, отечественной истории и культуры; процесс формирования основ национального менталитета будет строиться на технологии продвижения от включения на первом этапе отдельных элементов этнокультурного материала в образовательную и воспитательную программы, через дополнение содержания образования специальными курсами и предметами к кросскультурному принципу преподавания учебного материала в старшем звене; обеспечивается сопровождение субъектов образовательного процесса, ведется мониторинг результатов педагогических воздействий, оперативно вносятся коррективы, осуществляется целенаправленная подготовка педагогического коллектива, поддерживается связь школы с социумом.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать отражение феномена менталитета в социально-педагогическом процессе.

2. Проанализировать потенциалы этнокультурного компонента образования в формировании у школьников основ национального менталитета.

3. Разработать и обосновать модель этнокультурного образования, способствующую формированию у школьников основ национального менталитета.

4. Выявить организационно-педагогические условия, при которых этнокультурное образование будет обеспечивать успешное формирование у школьников основ национального менталитета, и разработать рекомендации по их учету в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Методологической основой исследования являются идеи системного (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Ю.П.Сокольников, Л.Ф.Спирин, Э.Г.Юдин и др.); культурологического (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, С.К.Булдаков и др.); синергетического (А.С.Аршинов, М.В.Богуславский, Е.Н.Князева, Е.Е.Чепурных и др.); личностно-ориентированного (В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская и др.); аксиологического (А.А.Деркач, З.И.Равкин, Н.М.Смирнова и др.) подходов в педагогике.

Теоретическими основами исследования стали: идеи народности в обучении и воспитании (Е.П.Белозерцев, П.П.Блонский, Г.Н.Волков, И.Ф.Гончаров, П.Ф.Каптерев, В.Я.Стоюнин, В.Н.Сорока-Росинский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.); концепции ментальности (Б.С.Гершунский, Л.Н.Гумилев, А.Н.Дмитриев, Л.П.Дидуренко, В.А.Николаев, И.В.Поляков, В.А.Сонин, А.Н.Сухов и др.); социализации ребенка (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, И.С.Кон, А.В.Мудрик, М.И.Рожков и др.); русской национальной школы (Е.П.Белозерцев, И.Ф.Гончаров, И.Д.Лушников, В.Ю.Троицкий и др.); исследования принципов обновления содержания образования (М.Н.Берулава, В.П.Беспалько, B.C. Леднев и др.); о воспитательном воздействии народной культуры (Е.Л.Аристова, И.И.Валеев, Г.Н.Волков, М.Т.Картавцева, Н.С.Ширяева и др.).

Базой исследования были муниципальные полные средние школы с этнокультурным компонентом содержания образования № 41 г. Костромы, № 4 г. Нерехты, № 2 г. Мантурова, Никифоровская неполная средняя школа Красносельского района Костромской области.

Полученные в ходе исследования результаты сопоставлялись с данными в контрольных классах средних школ № 8 и № 13 г. Костромы.

Методы исследования: теоретические (историко-сравнительный, сравнительно-сопоставительный, моделирование); эмпирические (включенное наблюдение, тестирование, анкетирование, интервьюирование, изучение документации и продуктов творческой деятельности учащихся, обобщение педагогического опыта, опытно -экспериментальная работа).

Исследование включало в себя несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе изучалась научная, учебно-методическая литература, накапливался практический опыт, определялись методологические, теоретические подходы к данной проблеме, формировалась концепция опытно-экспериментальной работы, проводилось пилотажное исследование.

На втором этапе обобщался имеющийся опыт функционирования современных общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом содержания образования, осуществлялась экспериментальная работа, осмысливались ее первые результаты.

На третьем этапе анализировались данные, полученные в ходе исследования, оформлялись результаты, разрабатывались научно-методические рекомендации по их внедрению в практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Установлена и раскрыта взаимосвязь социально-педагогических, этнокультурных и психолого-педагогических факторов, влияющих на формирование у школьников основ национального менталитета;

2. Выделены и обоснованы концептуальные подходы к определению содержания этнокультурного образования как фактора формирования основ национального менталитета у учащихся в условиях современной общеобразовательной школы;

3. Представлена модель этнокультурного компонента содержания образования, обеспечивающая успешность процесса формирования у школьников основ национального менталитета;

4. Выявлены и охарактеризованы организационно-педагогические условия и средства формирования у современных школьников основ национального менталитета в процессе этнокультурного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная концепция построения этнокультурного компонента образования как основы для формирования у школьников национального менталитета, выявленные в ходе обобщения опыта функционирования школ с этнокультурным содержанием образования трудности, охарактеризованные организационно-педагогические условия помогут осуществлять этот процесс более эффективно.

Представленные в диссертации диагностические методики и дидактические материалы позволят повысить качество обучения и воспитания.

Выводы и рекомендации, концепция и содержание диссертации могут быть использованы в курсах социальной педагогики и социальной философии, педагогики межнационального общения и этнопедагогики, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных работников.

Обоснованность и достоверность основных положений и выводов исследования обеспечиваются широким использованием методологических и теоретических оснований, обращенностью к данным смежных наук (антропологии, философии, культурологии, социологии, психологии), использованием взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов, отбором адекватных им методик, достаточным объемом выборки при проведении опытно-экспериментальной работы и при отслеживании результатов, личным участием автора, применением математических методов при обработке эмпирического материала.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения, выводы и рекомендации были представлены и обсуждены на заседаниях кафедр философии, социальной педагогики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, педагогических советах базовых школ, обучающем семинаре "Учимся и учим культуре мира" (2000 г.), межрегиональной научно-практической конференции "Воспитательная система школы: становление и развитие" (2001г.), Российской научно-практической конференции "Социальные инициативы и детское движение" (2000г.), в школе молодых ученых.

На защиту выносятся:

1. Социально-педагогическая характеристика процесса этнокультурного образования, который обеспечивает формирование основ национального менталитета у современных школьников.

2. Теоретическое обоснование социально-педагогических предпосылок (содержательных, аксиологических, дидактических, коммуникативных, ресурсных) формирования основ национального менталитета у школьников в процессе их этнокультурного образования.

3. Модель процесса формирования основ национального менталитета у школьников в ходе их этнокультурного образования, включающая концептуальные положения, задачи, принципы, основные направления, содержание, формы и методы обучения и воспитания, мониторинг эффективности педагогической деятельности.

4. Средства формирования основ национального менталитета (родной язык, отечественная история, отечественная культура) и организационно-педагогические условия (программно-методическое обеспечение; социально-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса; мониторинг результатов педагогических влияний; целенаправленная подготовка педагогических кадров; технология продвижения от включения элементов этнокультурного материала в содержание конкретного предмета, через дополнение содержания образования специальными курсами к кросскультурному принципу преподавания в старших классах).

5. Критерии эффективности формирования основ национального менталитета у школьников в процессе этнокультурного образования: когнитивный, мотивационный, действенно-практический.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Басова, Анастасия Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ социально-педагогической, философской, психолого-педагогической, этнографической литературы позволяет говорить о растущем в последние десятилетия внимании к проблеме ментальности, ее различным аспектам. Однако остается спорным вопрос определения понятий "менталитет" и "ментальность". Как следствие, можно констатировать отсутствие данного термина на страницах многих словарей и других энциклопедических изданий.

Этимология слова менталитет в одних случаях ведется от французского mentalite, что означает "склад ума, мироощущение, мировосприятие"; в других - от английского mentality - "мысленный" и трактуется как устойчивый мыслительный образ, обобщенное представление о различных элементах социальной реальности; в третьих - от латинского mentus - "рассудок" и рассматривается как образ мыслей, уровень сознания, характерный для определенной общественной группы.

Понятие "менталитет" встречается в работах ряда авторов еще в XIX веке (Р. Эмерсон), а к настоящему времени в зарубежных исследованиях сложилось несколько подходов к характеристике данного феномена. В частности, Э. Дюркгейм, А. Вер, Ж. Дюби и другие менталитет понимают как некоторые коллективные представления о социальной действительности.

Л. Февр придерживается точки зрения о том, что менталитет не является биологически обусловленной доминантой. Он - эволюционно и исторически сложившаяся структура, определяющая целостный взгляд человека на мир, формирующая его мироощущение, чувство исторической, этнической и религиозной принадлежности.

Ф. Бродель и Ж. Гоффе менталитет раскрывают через коллективные стереотипы как совокупности образов и образцов, которыми руководствуются в своем социальном поведении члены той или иной социальной группы и в которых выражено их понимание мира в целом, своего места в нем.

К. Юнг определяет менталитет как коллективное бессознательное, а Э. Фромм считает его социальным характером.

В современной отечественной психологии, как свидетельствуют материалы исследований А.Н. Дмитриева, Э.Я. Дмитриевой, Г.Н. Дрепа, В.П. Зинченко, Н.К. Котленкова, И В. Полякова, В.А. Сонина, А.В. Сухарева и других, ментальность понимается как совокупность готовности, осознаваемых и неосознаваемых установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать и постигать мир определенным образом.

Перечень определений менталитета в философской и психологической литературе можно было бы еще продолжить, так как B.C. Барулин, например, его характеризует как основу образа жизни каждого народа и конкретного человека; А.Я. Гуревич - как человеческую активность, объективированную в культурных памятниках; А.В. Петровский - как совокупность взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения.

В психологии понятия "менталитет" и "ментальность" рассматриваются по-разному. Их отличия специалисты видят в том, что ментальность - это гибкие, вариативные психологические процессы, состояния, формы духовной деятельности, миропостижения и веры, а менталитет - это реальный характер, актуальный стиль социального поведения, присущий социальному субъекту - носителю определенной ментальности конкретной общности.

В педагогических изданиях (Д Б. Богоявленская, Е В. Бондаревская, Л И. Боровиков, Г.Н. Волков, Б.С. Гершунский, И.Ф. Гончаров и др.) менталитет и ментальность отождествляются и определяются как устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; как совокупность установок и предрасположенность к определенному типу мышления и действия. На этом основании авторы делают вывод о том, что менталитет, являясь результатом культуры и традиций, одновременно способствует их развитию.

Таким образом, менталитет (ментальность) - сложное, многостороннее, многоаспектное понятие, включающее в себя те глубинные, "корневые" основания индивидуального или коллективного мировосприятия, мироощущения и поведения, которые и сами являются произвольными от культуры, философии, образования и, конечно же, от тех объективных реалий жизни и субъективных наслоений духовного характера, которые избирательно актуализируют либо, напротив, подавляют соответствующие социально-генетические предрасположения ментальности личности, коллектива, общества или социума в целом (Б.С. Гершунский).

Анализируя сущность менталитета, следует подчеркнуть, что в современных исследованиях указывается: а) на три его компонента (деонтологический, нормативный, инструментальный); б) на три его типа (индивидуальный, групповой, общественный); в) на три содержательные составляющие (специфику ведущей деятельности, ценностные смыслы, опыт вхождения человека в большой спектр социальных групп); г) на факторы, влияющие на его формирование и развитие (природа, вера, социум, традиции, культура, образование).

Следовательно, опираясь на современные характеристики менталитета, подчеркнем, что в жизни человека наиболее мощным менталитетобразующим фактором является образование, а периодом -обучение. Формирование менталитета предполагает опору на национальные ценности, народные традиции, культуру (Дж. Горунер, Дж. Де - Вое, М. Мид, Дж. Уайтинг, Дж. Хонигман, Ф. Хсю, а также их последователи). На богатейшем фактическом материале было показано, что ментальность связана с природно-климатическими и культурно-историческими условиями, а менталитет зависит от впечатлений раннего детства, характера получаемых ребенком воспитания и обучения, закрепленных традиций и форм взаимодействия взрослых с детьми на различных этапах развития последних.

Таким образом, среди видов менталитета особое место занимает национальный, под которым мы будем понимать совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство какой-либо общности культурной традицией, самоосознанием человеком или группой своих свойств, качеств, положений в системе общественных отношений, идеалов, ценностей.

Национальная ментальность, как следует из анализа философской, психолого-педагогической литературы разных лет, выступает как сплав национального самосознания и национального характера, как доминирующий рисунок состояния духа определенного народа, носитель его культуры.

Специфику русского менталитета многие авторы (Ю Г. Волков, В.А. Николаев, Л.А. Худорошко и др.) усматривают в столкновении мировых культур Востока и Запада, в религиозном характере идеологии, в мифологичности сознания, державной доминанте, в климатических особенностях, преобладающем виде производственной деятельности (сельское хозяйство). Именно на пересечении всех выше названных влияний происходит инкультурация новых поколений, процесс их вхождения в культуру через овладение этнокультурным опытом в ходе этнокультурного образования. Инкультурация обеспечивает детям нужное количество знаний и навыков для их повседневной практики, для освоения социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе для данной возрастной группы.

Историко-педагогический анализ показывает, что еще со времен М.В. Ломоносова признавалась необходимость согласования образования с народными традициями, укладом жизни, культурой. Особенно остро поставил этот вопрос К.Д. Ушинский, наиболее полно раскрыв принцип народности. Он (а впоследствии Н.Ф. Бунаков, Н.И. Ильминский, П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин) подчеркивал значимость изучения родного языка, народного искусства, ремесел, отечественной истории, географии, литературы, православия для инкультурации, формирования основ национального менталитета.

Оказавшись в вынужденной эмиграции, С.И. Гессен, И.А. Ильин, Е.П. Ковальский и некоторые другие соотечественники, стремясь сохранить у молодых людей связь с Родиной, свое этническое лицо, предлагают в национальном воспитании опираться на такие средства, как язык, песня, молитва, сказка, территория, хозяйство, жития святых и героев, поэзию, искусство, историю, тем самым подчеркнув, что "все гениальное родится в лоне национального опыта, национальное же обезличение - великая беда и опасность в жизни человека и народа. Бороться с национализмом можно . привитием людям с самого раннего детства здорового уважения к своей национальной принадлежности" (И.А. Ильин). Следовательно, педагогически целесообразное включение этнокультурного компонента в содержание общего образования будет способствовать этнической идентификации у современных школьников.

Таким образом, анализ философских, этнографических, психолого-педагогических исследований показывает, что сформированность национального менталитета ведет к национальной определенности личности и позитивно влияет на характер ее взаимодействия с другими этническими сообществами на основе понимания и приятия многообразия национальных культур. Ситуация же ментальной национальной неопределенности, напротив, в широком смысле слова, способствует произрастанию национализма и других форм дискриминации, а в узком - рождает изменение состояния сознания, вызывает расстройства депрессивного спектра тоскливый, тревожный и апатический синдромы), провоцирует этническую агрессивность. Следовательно, продуманная система формирования у школьников основ национального менталитета не только будет инициировать дальнейшее развитие национальной культуры, но и будет обеспечивать интеграцию новых поколений, народа в целом в общепланетарное культурное сообщество.

Как следует из осмысления опыта национальных школ (русского зарубежья, латышских, иных на территории России) и общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом в г. Москве (№ 141, № 624), во Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской и Ярославской областях, можно выделить три подхода к акцентированию содержания этнокультурного образования: религиозный, при котором системообразующим становится преподавание православия; светский, когда системообразующим становится изучение одного или нескольких социально-гуманитарных предметов; интегральный, когда присутствуют и религиозные и светские элементы внутри ситемообразующего курса . отечественной культуры. В ходе нашей опытно-экспериментальной работы на базе средних школ № 41 г. Костромы, № 4 г. Нерехты, № 2 г. Мантурова мы базировались на третьем подходе.

В результате исследования было обосновано положение о том, что в концептуальных основах работы школы, использующей этнокультурный компонент образования как фактор формирования национального менталитета у учащихся на всех ступенях обучения, целесообразно исходить из следующих принципов: открытости; системности; сочетания национальных и общечеловеческих ценностей; гуманизации; сотворчества учеников, родителей, педагогов; активности ребенка, его включенности в преобразующую деятельность; учета личностных и индивидуальных особенностей учеников и учителей; вариативности, многообразия учебных и воспитательных программ в рамках этнокультурного образования.

Структурные элементы этнокультурного образовательного процесса должны быть выстроены как по горизонтали (внутрипредметные и межпредметные связи на каждом году обучения), так и по вертикали (в предметном поле каждой области знания "Базисного учебного плана").

Важнейшими средствами реализации цели и решения задач по формированию основ национального менталитета у школьников необходимо признать родной язык, природу, отечественную историю и культуру. Язык и природу - поскольку * с ними связан национальный характер. Культуру -потому что человек не может состояться как личность, если он не овладеет национальным духовным богатством, не прикоснется к истокам самобытного творчества своего народа. Изучение же отечественной истории способствует возрождению интереса к жизни и деятельности предков, пробуждает историческую память, восстанавливает веру в будущее России.

В результате опытно-экспериментальной работы было установлено, что модель этнокультурного образования предполагает влючение в предметные области:

Филология" - специальных курсов: "Родное слово" (1-4 кл), "Красноречие" (5-7 кл.), "Русский язык" (10 - 11 кл.) "Романтическая литература" (9 кл ), "Россия и Зарубежье" (10-11 кл.);

Обществознание" - сквозного курса "Светочи России" (6-9 кл.);

Искусство" - "Отечественная культура и мир" (2-11 кл );

Естествознание" - "Азы экологии" (6 кл), "Природные сокровища России" (4-5 кл.).

Полученные в процессе обучения знания о своем народе, его прошлом и настоящем будут формировать у школьников национальное самосознание, если содержание воспитательной деятельности будет строиться на возрастных (" В гостях у сказки" (1 кл ); "Народные игры и забавы" (2 кл ); "Вслед за солнышком живем" (3-4 кл ); "Добрый дом" (5 кл ); "Круглый год" (6 кл.); "Русская традиция" (7 кл.); "Кем стать? Каким стать?" (8-9 кл );

Здравствуй, новая жизнь" и "В мире прекрасных слов, звуков и красок" (10 -11 кл.) и общешкольных ("Русские забавы" (5-7 кл ); "УникУм" (5-11 кл ); "Зеленый мир" (1-11 кл.); "Малые вехи"(1 - 11 кл.)) воспитательных программах, предусматривающих усложнение задач, расширение поля деятельности ребенка как субъекта постижения, сохранения и возрождения отечественной культуры.

Основными формами организации деятельности, обеспечивающей формирование основ национального менталитета, как свидетельствует наш опыт, являются уроки, тематические классные часы, экскурсии, прогулки, экспедиции, классные и общешкольные праздники, развивающие, интеллектуальные, коммуникативные, сюжетно-ролевые, ситуационно-ролевые, социально-ориентирующие игры, дискуссии.

Результаты нашего исследования убеждают также в том, что преподавание специальных курсов и реализация возрастных этнокультурных воспитательных программ обеспечивают достижение цели, если осуществляются в технологии продвижения от включения элементов этнокультурного материала к его расширению через дополнение этнокультурных представлений учащихся с помощью спецкурсов и программ внеурочной деятельности и, наконец, к использованию кросскультурного подхода в освоении предметов в старших классах школы.

Учитывая своеобразие задач, которые призвано решать этнокультурное образование в школьные годы, целесообразно внедрение всего нового отслеживать при помощи мониторинга и только на основе его данных вносить коррективы, дополнения и изменения, а деятельность учителя программно-методически обеспечивать.

Ежегодная диагностика дел в образовательном процессе свидетельствует о том, что: а) 91% родителей одобряют избранное школой направление развития, удовлетворены результатами ее работы, считают необходимым сохранить преподавание этнокультурных спецкурсов в дальнейшем, так как они дают детям знания по вопросам культуры, традиций России, воспитывают уважительное отношение к предкам, любовь к Родине, природе, людям, формируют гордость за свою семью; б) наблюдается рост включенности учащихся в жизнь школьного сообщества (с 21% - на начальной к 86% - на средней и 76% - на старшей ступени), в) достаточно высоким является уровень комфортности учащихся в школе (87% учащихся в 1 - 4-х классах, 75% в 7 - 8-х не испытывают тревожности при посещении образовательного учреждения); г) отношение к этнокультурным курсам остается достаточно высоким (4,2 балла из 5 возможных) на протяжении всех лет обучения; д) социализированность учащихся в сравнении с их сверстниками из других школ выше по показателям адаптивности, автономности, активности; е) толерантность к другим народам и культурам также изменяется в положительную сторону.

В процессе диссертационного исследования, таким образом, было подтверждено:

1. Этнокультурное образование обладает значительными содержательными, аксиологическими, дидактическими, коммуникативными, ресурсными потенциалами в деле формирования у школьников основ национального менталитета.

2. Модель процесса этнокультурного образования, как фактора формирования основ национального менталитета у школьников, предусматривает реализацию определенных принципов (открытости, системности, согласованности национальных и общечеловеческих ценностей, гуманизма, вариативности, учета личностных и индивидуальных особенностей учащихся, педагогов, сотворчества всех участников образовательного процесса); предполагает определенную логику выстраивания обучающих программ, их тесную взаимосвязь с возрастными воспитательными программами и общешкольной воспитательной работой.

3. Любой процесс можно рассматривать как совокупность определенных этапов. В данном случае процесс этнокультурного образования, как фактора формирования национального менталитета у школьников, включает диагностический, организационно-деятельностный, оценочно-рефлексивный этапы.

4. Системообразующими средствами этнокультурного образования, обеспечивающими формирование у школьников основ национального менталитета, являются родная природа, родной язык , отечественная история и культура.

5. Организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования у школьников основ национального менталитета в процессе этнокультурного образования, как установлено в ходе нашего исследования , являются: программно-методическое обеспечение, социально-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса; целенаправленная подготовка педагогических кадров к данному виду деятельности; технология продвижения от включения элементов этнокультурного материала в содержание конкретного предмета к дополнению содержания образования специальными этнокультурными курсами и к использованию кросскультурного принципа преподавания учебного материала в старших классах.

6. Прирост знаний, касающихся гражданственности, нравственности, социализированное™; психологическая комфортность учащихся, удовлетворенность родителей работой школы, активность учеников, их готовность сохранять традиции, толерантность к другим культурам и их носителям подтверждают выдвинутую гипотезу. Диссертант считает целесообразным дальнейшее рассмотрение проблемы в плане осмысления совершенствования психолого-педагогической и методической подготовки будущих учителей к работе по формированию у школьников основ национального менталитета; изучения способов регулирования межнациональных отношений у школьников разных культурных традиций; поиска эффективных технологий этнокультурного образования в воспитательных учреждениях разных типов и видов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Басова, Анастасия Николаевна, 2002 год

1. Абдуразакова Д. М. Воспитательный потенциал среды Горного Дагестана: его особенности //Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996. - С. 208 - 212.

2. Абульханова Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования //Психологический журнал. - 1994. - № 4. - С.

3. Акименко О. А. К вопросу о формировании новых форм ментальности// Социально психологические проблемы ментальности на рубеже столетий. - Смоленск, 2000. - С. 60 - 64.

4. Андреева А. А. Гжель: от игры к профессии. М., 1994. - 160 с.

5. Антология педагогической мысли Древней Руси. М., 1985. - 367с.

6. Антология педагогической мысли России XVIII века. М., 1985. - 479с.

7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. -М., 1990. -560 с.

8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века. -М., 1990.-608 с.

9. Аршинов В. И., Устюжанина М. Ю. Синергетика как познание и как практика //Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996. - С. 11-14.

10. Ю.Асмолов А. Г. XXI: психология в век психологии //Вопросы психологии. -1999.-№ 1.-С. 3-12.

11. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.,1984. 104 с.

12. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности39.56.воспитательной системы школы. Псков, 1994. - 93 с.

13. И.Байбородова JI. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. - 356 с.

14. Баринова А. С. Гуманистические традиции белорусской народной педагогики // Гуманистическое формирование личности ребенка в системе семьи, общества, государства. Минск, 1996. - С. 52 - 54.

15. Барило О. С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Кострома, 1999. - 19 с.

16. Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблемы человека в современной философии. М., 1969. - С. 73 - 145.

17. Беленчук Л.Н. Концепция национального воспитания на рубеже XIX XX вв. //Педагогика. - 1999. - №5. - С.89 - 93.

18. Белик А. Психология культур: от архаических обществ к современной культуре // Личность, культура, этнос. М., 2001. - С. 174 - 204.

19. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. - 192 с.

20. Белозерцев Е.П. О национальном государственном образовании в России//Педагогика. 1998 - №3. - С.ЗО - 35.21 .Бестужев Лада И. В. История твоих родителей. - М., 1988. - 112 с.

21. Блонский П. П. О национальном воспитании //Вестник воспитания. -1915. № 4. - С. 18.

22. Блюмкин Б. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (философско-этнические основы). Воронеж, 1993. - 141 с.

23. Богоявленская Д. Б. Менталитет как проблема развития личности// Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997. С. -363 -364.

24. Богуславский М. В. Образование как ценность общечеловеческого и национального значения в отечественной педагогике первой четверти XX века. // Образование: идеалы и ценности. М., 1995. - С. 114 - 168.

25. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999. - 560 с.

26. Борисова Е. Мудрость народной педагогики: о традициях воспитания детей в крестьянской семье//Народное образование 1998. - №9/10. - С. 74 - 76.

27. Борисова Т. В. Особенности менталитета и ценность свободы в политическом сознании российского общества //Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997. - С. 27 - 31.

28. Боровиков JI. И. Прогностическая функция народной педагогической культуры и художественное воспитание детей //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 2. - М. -Тула, 1993.-С. 156- 167.

29. Братусь Б. С. Смысловая вертикаль сознания личности //Вопросы философии, 1999.-№ 11.-С. 81-89.

30. Бродский Ю. С. Смысл жизни человека и функции воспитания и среды // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996. - С. 14-18.

31. Брычков А. С. Менталитет российского общества // Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск, 1996. - С. 10 - 12.

32. Булдаков С. К. Социально-философские основания и логика образовательной революции: Дис. д-ра философ, наук. Нижний Новгород, 2000. - 396 с.

33. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна, 2001. - 208 с.

34. Вайберт М. И., Ломкова Э. И. Этнопсихологические аспекты воспитания // Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997. -С. 277 -278.

35. Вайзер Г. А. Представления школьников о "смысле жизни" и "акме человека" // Мир психологии. 2001. - № 2. - С. 93 - 98.

36. Валеев И.И. Этический аспект народной педагогики//Актуальные проблемы школьного учебно-воспитательного процесса. М.,1998. - С.43 -46.

37. Васильцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. М, 1988. -160с.

38. Веселова В. В. Американская школа: ценности образования (1960-е -1990-е годы). М., 1999. - 144 с.

39. Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск,1926. - 76 с.

40. Власова В. Н. Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Таганрог, 1999. - 23 с.

41. Власова Т. И. Теоретико методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Автореф. дис. . д -ра пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1999. - 44 с.

42. Волков Г.Н. Этнопедагогизация системы учебно-воспитательной работы в школе // Актуальные проблемы современного школьного учебно-воспитательного процесса. М., 1998. - С. 8 - 25.

43. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. - 186 с.

44. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек: энциклопедический словарь. -М., 1999.-520 с.

45. Волчек О. Д. Позитивные сдвиги российской ментальности // Социально-психологические проблемы российской ментальности на рубеже столетий. -Смоленск, 2000.-С. 116-121.

46. Воспитание юного гражданина в детских коллективах. М., 1986. - 132 с.

47. Вульфов Б. 3. Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. - 111 с.

48. Гаврилин А. В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем. Владимир, 1998. - 208с.

49. Ганичев В. Н. Русская национальная школа пути выхода из кризиса// I Всемирный Российский Собор. - М., 1993. - С. 57-65.

50. Ганичев В. Н. Не быть иностранцами "посреди своей Родины" // Народное образование. 1994. - № 6. - С. 16 - 19.

51. Гергель В. В. О проекте программы " На службе мира и отечества" // Москва на пути к культуре мира. М., 1999. - С. 115-121.

52. Гершунский Б. Философия образования для XXI века // Мир образования.- 1996.-№4.-С. 49-54.

53. Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знаний и веры.-М., 1997.- 120 с.

54. Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Хрестоматия: Педагогика Российского Зарубежья. М., 1996. - С. 101 - 120.

55. Глейзер Г. Формула образования: единство обучения, воспитания, просвещения // Университет и школа. 1999. - № 2. - С. 24 - 25.

56. Голубев Н. К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М., 1993.- 160 с.

57. Гончаров И. Ф. Положение о русской школе. СПб., 1992. - 26 с.

58. Гончаров И. Ф. Русская национальная школа: Концепция. СПб., 1992. -29с.

59. Гончаров И. Духовное сердце грядущей России // Народное образование.- 1994,-№4.-С. 18-12.

60. Государственная политика и образование // UNICEF. Florence, 1998. -С. 69 70.

61. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности: психологмческие механизмы. СПб., 1999. - 352 с.

62. Грачев С.В. Н.И. Ильминский о просвещении нерусских народов Поволжья//Педагогика. 1995. - №4. - С. 79 - 83.

63. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. -Калининград, 2000. 572 с.

64. Григорьев В. М. Народные игры и традиции. М., 1994. - 243с.

65. Григорьев Д.В. Социо-культурное самоопределение подростка // Педагогика. 2000. - № 7. - С. 42 - 48.69."Губернская экспедиция" снова в пути. Кострома, 1998. - 20 с.

66. Гуманизация воспитательного процесса. Калуга, 1997. - 102 с.

67. Гумилев JI. Н. Конец и вновь начало. М., 2000. - 384 с.

68. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. - 574 с.

69. Де-Вос Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. -С.229 - 277.

70. Демковъ М. И. Старые и новые педагоги, ихъ жизнь, мысли и труды. М., 1912.-184 с.

71. Демковъ М. И. Курсъ педагогики. Ч. II. Теория и практика воспитания. -М., 1916.-366 с.

72. Дейниченко Л. Б. Российская ментальность и этническое самосознание учащихся многонациональных классов Юга России // Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997. - С.318-321.

73. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. М., 1998. - 672с.

74. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999. -200 с.

75. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996. -224с.

76. Дмитриев А. Н. Западный и российский менталитет // Провинциальный менталитет в российском обществе. Самара, 1997. - С. 181 - 186.

77. Дмитриев А. Е. Диалектика интернационального и национального в контексте миротворческой педагогики // Педагогика мира: история, теория, практика. М., 1990. - С. 196 - 207.

78. Дмитриева Э.Я. Ментальность, культура и образование // Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997. - С. 359 - 363.

79. Добросоцких А. Православно ли чувство Родины? // Воскресни, Русь. -М., 2000. -С. 93- 124.

80. Додонов В. И. Некоторые проблемы духовного развития личности. М., 2000.-47 с.8 5. До донов В. И. Теоретико-методологические основы духовно -нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX века. - М., 1994. - 140 с.

81. Дом семь "Я": Программа экспериментального курса предметной области "Технология". 5-11 (12) классы / Под ред. Е. Д. Волоховой. -СПб., 1997.-224с.

82. Дорошко Г. П. Эволюционная концепция провинциальной ментальности России // Провинциальная ментальность в российском обществе. -Самара, 1997.-С. 119-122.

83. Дрепа Г. Н., Дмитриев А. Н., Дмитриева Э. Я. Ментальность и менталитет российского общества: к анализу механизмов рефлексивного взаимодействия // Провинциальная ментальность в российском обществе. -Самара, 1997.-С. 90- 100.

84. Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. - № 5. - С. 20 - 29.

85. Дудецкий А. Я., Лустина Е. А. О преобразовательной ментальности школьников в доперестроечный и послеперестроечный период //

86. Социально-психологические проблемы ментальности на рубеже столетий. Смоленск, 2000. - С. 322 - 326.

87. Дьякова Е. А. Перед праздником: Рассказы для детей о Православном предании и народном календаре России. М., 1996. - 343 с.

88. Живой источник педагогической мудрости. Калуга, 1997. - 97 с.

89. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. М., 1992. - 102 с.

90. Жуков В. И. Реформы в России: 1985 1995 гг. - М., 1997. - 415 с.

91. Жуков В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. -М., 1997.-327 с.

92. Записки по педагогике. СПб., 1913. - 203 с.

93. Здравомыслова О., Арутюнян М., Качалова Ю. и др. Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика и благотворительная деятельность. М., 2000. - 80 с.

94. Зелевская Н. А. И. А. Ильин о воспитании нового русского человека//Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. -Рязань, 2001.-С. 34-36.

95. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. - в 4-х т.т.

96. Зинченко В. П. Мирообразования и / или образования мира//Мирообразования. 1996. -№ 4.-С.9-19.

97. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии. 1993. - № 4. - С. 5 - 20.

98. Зорина Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1998. - № 6. - С. 9 - 12.

99. Игнатьев П.Н. Очерк о русской школе // Педагогика. 2000. - №3. - С. 42-48.

100. Ильинский И. М. Куда идти России. М., 1995. 128 с.

101. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. - 171с.

102. Кабуш В. Т. Человек. Минск, 1998. - 72 с.

103. Каплюк П. Н. К вопросу о взаимосвязи принципов народности и демократизации в воспитании (историко-педагогический аспект) // Воспитательная система: история и современность. Владимир, 1990. -С. 91-94.

104. Карапетян И. К. Тенденции развития категориально-понятийного аппарата педагогической науки в России (1850 1930): Автореф. дис. . д- ра пед. наук. - М., 2000. - 31 с.

105. Карпенко М.П. Цели и содержание современного образования //Обозреватель. 1999. - № 1 (108). - С. 63 - 66.

106. ИЗ. Карпов В В. Акмеология в психологической деятельности //Образование как основа государственного устройства России в XXI веке. СПб., 2000. - С. 51 - 54.

107. Карпова Г. А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся. -Екатеринбург, 1996. 36 с.

108. Карпова Г. Ф., Белов А. И. Российская ментальность вчера и сегодня// Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997. -С. 132 - 137.

109. Карпюк А. И. Возможности краеведения в создании воспитательного пространства школы // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга, 2000. - С. 203 - 205.

110. Карташова Е. П. Духовность как высшее выражение (индивидуально-нравственная картина мира В. В. Розанова) // Духовность личности: проблемы образования и воспитания. М., 2001. - С. 72 - 77.

111. Кириченко А.А. Народные традиции в системе факторов формирования ментальности в деятельности профильных региональных центров // Социально-педагогические проблемы ментальности на рубеже столетий. Смоленск, 2000. - С. 326 - 331.

112. Крастыныи В.И. Некоторые аспекты формирования и функционирования латышских народных традиций и обычаев воспитания в их историческом развитии // Проблемы истории педагогики и современность. Горно-Алтайск, 1991. - С. 41 - 44.

113. Кобылянский В.А. Национальная идея в воспитании патриотизма/ЯТедагогика. 1998. - № 5. - С. 52 - 58.

114. Ковалевский Е.П. Проблема просвещения русского юношества//Хрестоматия: Педагогика Российского Зарубежья. М., 1996.-С. 313-317.

115. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М., 2000.- 176 с.

116. Козлов А. А. Молодые патриоты и граждане новой России: Социологический очерк. СПб., 1999. - 176 с.

117. Козлова О. Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994. - 208 с.

118. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. - 384 с.

119. Кон И. С. Открытие "Я". М., 1987. - 367 с.

120. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. - 270 с.

121. КонлонТ. Видение реформ: информационные технологии, образование, постмодернизм // Дистанционное и виртуальное обучение. 2000. - № 7. -С. 29-32.

122. Королева К. П. Семейное воспитание и школа в России. М., 1994. -160 с.

123. Костикова М. Н. Вероисповедальная политика Министерства Народного просвещения Российской империии в XIX веке: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Курск, 2002. - 35 с.

124. Котиленков Н. К. К вопросу о феноменах и источниках ментальности личности // Социально-психологические проблемы ментальности на рубеже столетий. Смоленск, 2000. - С. 69 -74.

125. Кошелева О. Е. "Душевное строение" в Древней Руси // Свободное воспитание. 1992. - № 1. - С. 56 - 64.

126. Кузнецов Г. Д. Этнокультурное (национальное) образование в Москве // Москва на пути к культуре мира. М., 1999. - С. 50 - 58.

127. Куломзина С. С. Наша церковь и наши дети. М., 1993. - 190 с.

128. Кульневич С В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. М.Ростов-на-Дону, 2000. - 192 с.

129. Купчина Г. М. Национальная культура как основа формирования гуманистической личности // Гуманистическое формирование личности ребенка в системе семьи, общества, государства. Минск, 1996. - С.21 -24.

130. Кэтлин Лонг, Сердакова К. Г., Чаус И. Н. Сравнительный анализ приоритетов образовательного процесса в контексте педагогической ментальности // Провинциальная ментальность в российском обществе. -Самара, 1997. С. 206 - 209.

131. Лебедев П. А. Психолого-педагогическое наследие П. Ф. Каптерева. -М., 1998.-144 с.

132. Лебедева Е. С. Уроки народной словесности в системе гуманитарного образования // Принципы ненасилия в обучении и воспитании. М., 1992.-С. 62-64.

133. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. - №3. - С. 73 - 87.

134. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.,1999. - 241 с.

135. Лизинский В. М. Идеи к проектам и практика управления школой. -М., 1999.- 160 с.

136. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. - 526 с.

137. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997. - 84 с.

138. Лихачев Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. 1999. -№ 4.-С. 9-12.

139. Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983. - 256 с.

140. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 3 - 7.

141. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка //Известия РАН. Серия литературы и языка. 1993. - Т.52, №1. - С.З - 9.

142. Лутовинов В. И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодежи // Педагогика. 1998. - № 5. - С. 46 - 52.

143. Лушников И. Д. Традиционное и новаторское в современном образовании // Педагогика. 2000. - № 10. - С. 22 - 26.

144. Макеева С. Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Ярославль, 2001. - 46 с.

145. Малышевский А.Ф. Философия образования: человек в предполагаемых обстоятельствах культуры. Детство. СПб., 2001. -304с.

146. Мантонина О. И. Нравственно-этические характеристики в структуре формирующейся личности. Дисс. канд. психол. наук. - Казань, 1999. -171 с.

147. Марченко В. В. Проблема образования в контексте российской ментальности // Провинциальная ментальность в российском обществе. -Самара, 1997. С. 367 - 372.

148. Матюнин Б. Г. Нетрадиционная педагогика. М., 1994. - 96 с.

149. Метелягин А. С., Брюсова С. В. Национальная культура основа гуманистической воспитательной системы // Гуманистическое формирование личности ребенка в системе семьи, общества, государства. -Минск, 1996.-С. 19-21.

150. Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории человеческой цивилизации. М., 1991. - 520 с.

151. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. - 320 с.

152. Мушенок Н. И., Хамматова Р. С. Религиозная вера нравственный источник религиозного менталитета // Провинциальная ментальность в российском обществе. - Самара, 1997. - С. 141 - 143.

153. Мяло К. П. Русские: универсализм и национальные интересы // I Всемирный Русский Собор. М., 1993. - С. 48 - 57.

154. Натан Т. (Тоби) Этнонаркология и этнопрофилактика // Журнал прикладной психологии. 1998. - № 3. - С. 104- 109.

155. Николаев В. А. Русская народная педагогика как источник духовно-нравственного воспитания // Духовность личности: проблемы образования и воспитания. М., 2001. - С. 113-117.

156. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000. - 272 с.

157. Новый социально-философский словарь. Екатеринбург, 1993. - 60 с.

158. Образование на пороге XXI века. / Под ред. В. И. Иванова. Казань, 1996.- 100 с.

159. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990. - 921 с.

160. Ольшанский В., Климова С., Волжская Н. Школьники в изменяющемся обществе ( 1982 1997 годы) // Социологические исследования. - 1999. -№6.-С. 88-95.

161. Опыт формирования инновационных воспитательных систем в образовательных учреждениях Ивановской области. Иваново, 1998. -46 с.

162. Орлов А. Если . не будете как дети . Гуманистическая психология детства и образовательная перспектива для третьего тысячелетия // Мир образования. 1996. - № 4. - С. 72 - 76.

163. Орлова JI. Н. Воспитание национального самосознания школьников // Гуманистическое формирование личности ребенка в системе семьи, общества, государства. Минск, 1996. - С. 31 - 33.

164. Основания концепции и доктрины российского образования в XXI веке. СПб., 1994.-216 с.

165. Основы национальной программы воспитания и образования \\ I Всемирный Русский Собор. М., 1993 .-С. 115-117.

166. Палагина Н. Н. Ранние формы ментальности ребенка в русской этнокультуре // Провинциальный менталитет в российском обществе. -Самара, 1997. С. 313 - 318.

167. Пантелеева Н. Б. Общечеловеческое и национальное в педагогической теории и практике отечественного образования (на материале анализа педагогического наследия П. Ф. Каптерева): Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1998. 18 с.

168. Пащенко Н. В. Народная педагогика в фомировании духовности личности // Духовность личности: проблемы образования и воспитания. -М.,2001.-С. 117-121.

169. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности. -М., 2001.-444 с.

170. Педагогика и политика в образовании России конца XIX начала XX веков. -М., 1997. - 107 с.

171. Перминова JI.M. Содержание образования с позиции самоидентификации личности // Педагогика. 1997. - № 3. - С. 36 - 40.

172. Пищук В. И. Некоторые подходы к проблеме менталитета // Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997. -С. 329-332.

173. Платонов О. А. Русская цивилизация. М., 1995. - 224 с.

174. Позднякова Е. И. Культурологические курсы по выбору как средство воспитания нравственных идеалов и ценностных ориентаций личности // Гуманистическое формирование личности ребенка в системе семьи, общества, государства. Минск, 1996. - С. 78 - 80.

175. Поляков И.В. Ментальность: структура и особенности ее составляющих // Социально-психологические проблемы ментальности на рубеже столетий. Смоленск, 2000. - С. 308 - 313.

176. Поляков С. Д. Школа: поиск в пути. М., 1989. - 175 с.

177. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж, 2001.- 191 с.

178. Порошин В.И. Национально-ориентированный компонент в содержании общего среднего образования в современной школе: Автореф. дис. .к.п.н. СПб., 2000. - 24 с.

179. После краха. Что принесли людям десять лет переходного периода. -Флоренция, 1999. 41 с.

180. Приоритеты современной педагогики. М., 1993. - 160 с.

181. Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем. -Самара, 1997. 437 с.

182. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону, 1998. - 544 с.

183. Равкин 3. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811 1817). - М., 1993. - 130 с.

184. Радугин А. А. Философия. М., 2000. - 272 с.

185. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1993. - 192 с.

186. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001. -224 с.

187. Региональные программы по общеобразовательным предметам Костромской области. Кострома, 1995. - 281 с.

188. Репринцева Г. И. Народные традиции, молодежь, мода // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 2. -М.-Тула, 1993.-С. 184- 188.

189. Рогова Г.А. Традиции как фактор воспитания в условиях воспитательной системы школы // Теория и практика гуманистических воспитательных систем. Владимир, 1997. - С. 168 - 173.

190. Рожков М. И. Теоретические основы воспитательного процесса. -Ярославль, 1999. 117 с.

191. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990. - 622 с.

192. Россия и русские на пороге XXI века. М., 1995. - 255 с.

193. Российская ментальность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1994. - № 1 - С. 25 - 53.

194. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. -М, 1999. 112 с.

195. Рубина JI. Я. Образовательный путь поколения // Социальные проблемы образования. Свердловск, 1991. - С. 32 - 44.

196. Русская душа. Хрестоматия по истории русской философии X XX вв. -М., 1996.-246 с.

197. Русская идея. СПб., - М, 1992. - 218 с.

198. Русская философия права: философия веры и нравственность. СПб., 1997.-398 с.

199. Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996.-224 с.

200. Руткевич М. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Народное образование. 1996. - № 2. - С. 55 - 63.

201. Сабирова Г. А. Репрезентация этнических различий в провинциальной ментальности России // Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997. - С. 254 - 258.

202. Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? -СПб., 1994.-222 с.

203. Садовничий В. А. Проблемы образования и стратегия на XXI век // Социология. 1998. - № 2. - С. 16-21.

204. Садохин А. П. Этнология. М., 2001. - 256 с.

205. Салиев Р. 3. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социс. -1997. -№ 8.-С. 24-30.

206. Сальникова В. П. Культурология как история и типология ментальностей // Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997. - С. 100 - 103.

207. Самаков В.П, Ширяева Т.Ф. Русская школа на земле нерехтской // Воспитание школьников. 1999. -№ 3. - С. 14 - 16.

208. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2000. -656с.

209. Самоценность детства и детская культура. Минск, 1999. - 344 с.

210. Сиземская И. Н., Новикова JI. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. - № 7. - С. 14 - 20.

211. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998. -256 с.

212. Сикевич 3. В. Национальное самосознание русских. М., 1996. - 204 с.

213. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Кострома, 2000. - 21 с.

214. Словарь по управлению. Нижний Новгород, 1997. - 170 с.

215. Смирнова Н. М. Современная ситуация в социальном познании: кризис классических методологий и становление новойпарадигмы//Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996. - С. 6 - 11.

216. Сноу Ч. П. Две культуры. М., 1973. - 142 с.

217. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. -М, 1999.- 160 с.

218. Совин В. А. Проблема ментальности в научных исследованиях //Социально-психологические проблемы ментальности на рубеже столетий. Смоленск, 2000. - С. 9 - 11.

219. Советский энциклопедический словарь. М., 1984. - 1600 с.

220. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. - 752 с.

221. Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000. - 171 с.

222. Соколова М. В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся. Ярославль, 2000. - 18 с.

223. Сокольцов Д. М. Положение русской школы в Польше // Хрестоматия: Педагогика Российского Зарубежья. М., 1996. - С. 375 - 381.

224. Соловьев В. С. Русская идея // Соч. Т. 2. - М., 1989.

225. Сонин В. А. Проблема ментальности в постсоветский период //Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997, -С. 139-141.

226. Сорока-Росинский В. Н. Национальное и героическое в воспитании //Пед. соч. М., 1991. - С. 133.

227. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии//0 России и русской философской культуре. М., 1990. - С. 463 -465.

228. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. М., 2000. - 416 с.

229. Социальная работа / Под общей ред. В. И. Курбатова. Ростов на Дону, 2000. - 576 с.

230. Социальное становление учащихся. Из курса "Педагогика личности'ТПод ред. М. И. Рожкова. Ярославль, 1995. - 72 с.

231. Социальная философия и социология. М., 2002. - 159 с.

232. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. -460с.

233. Становление школы с этнокультурным русским компонентом: новый этап. -М., 1999. 186 с.

234. Стернин И.А. О понятии "менталитет" //Язык и национальное самосознание. Воронеж, 1998. - С. 24-26.

235. Субетто А. И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Кн. 1 - Тольятти, 1999. - 208 с.

236. Субетто А. И. Философские основы концепции выживания России в начале XXI века // Образование как основа государственного устройства России в XXI веке. СПб., 2000. - С. 6 - 18.

237. Сурова Л. В. Православная школа сегодня. М., 1996. - 495 с.

238. Сухов А. Н. Проблемы ментальности в социальной психологии: культурологический аспект // Социально-психологические проблемы ментальности на рубеже столетий. Смоленск, 2000. - С. 40 - 45.

239. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. - 346 с.

240. Тадевосян Э. В. Словарь справочник по социологии и политологии. -М., 1996.-272 с.

241. Тайчинов М. Г. Развитие национального в поликультурном, национальном обществе // Педагогика. 1999. - № 3. - С. 22 - 25.

242. Таланчук Н. М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания: примерная концепция исследования // Педагогика мира: история, теория, практика. М., 1990. - С. 208 - 224.

243. Телеева Е. В. Особенности педагогического менталитета и проблемы образования на современном этапе // Провинциальный менталитет в российском обществе. Самара, 1997. - С. 367 - 367.

244. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 2. - М., 1993. - 206 с.

245. Титова Е. В. Методика воспитания. СПб., 1996. - 52 с.

246. Троицкий В. Ю. Пути русской школы. М., 1994. - 112 с.

247. Уайтинг Дж. Процесс социализации и личность // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. - С. 104 — 134.

248. К. Д. Ушинский и русская школа / Под общей ред. Е. П. Белозерцева. -М., 1994.- 192 с.

249. Федорова О. Русская школа и ее принципы // Мир образования. 1995. - № 0. - С. 16-18.

250. Фесенко Т.А. Концептуальные системы в контексте проблем менталитета //Филология и культура. Тамбов, 1999. С. 112 - 116.

251. Фесенко Т.А. Концептуальное моделирование как метод изучения ментальной реальности человека //Когнитивная семантика. Тамбов, 2000.-С. 149-151.

252. Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.

253. Филонов Г.Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки // Педагогика. 2001. - № 9. - С 3 - 10.

254. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1994. - 128 с.

255. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2000. -432 с.

256. Фишер М. И. Образование в России: философия, идеология, политика // Педагогика. 1994. - № 6. - С. 20 -22.

257. Фишер М. И. Принципиальные основы построения концепции гуманизации образования // Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX 90-е гг. XX вв.). - М., 1998. - С. 78 - 84.

258. Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995. - 160 с.

259. Харчева В. Основы социологии. М., 1999. - 302 с.

260. Харчевникова Е. Л. Приобщение учащихся к художественно-эстетическим ценностям родного края как элемент воспитательной системы школы // Теория и практика гуманистических воспитательных систем. Владимир, 1997. - С. 194 - 196.

261. Хорунжий С. Н. Научно-прикладное значение ментальности // Социально-психологические проблемы ментальности на рубеже столетий. Смоленск, 2000. - С. 45 - 50.

262. Христианское воспитание детей. М., 1905. - 71 с.

263. Хорленко А.Т. Лингвокультуроведение. Курск, 2000. - 168 с.

264. Хсю Ф. Л. К. Базовые американские ценности и национальный характер // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., - С. 204 - 229.

265. Худорошко Л. А. Российский менталитет как социально-психологический компонент // Провинциальный менталитет в российском обществе. Самара, 1997. - С. 193 - 195.

266. Ценностные ориентации школьников. Л., 1990. - 33 с.

267. Чарыкова О Н. Менталитет и "образ мира" //Язык и национальное сознание. Воронеж, 1998. - С.26 - 27.

268. Человек и образование в современной России: Социологические очерки / Под ред. Л. А. Вербицкой, В. Т. Лисовского, В. Т. Пуляева. -СПб., 1998.-С. 81-86.

269. Через духовное обновление к национальному возрождению. М., 1995. -79 с.

270. Шавельский Г. И. Русская школа в Болгарии // Хрестоматия: Педагогика Российского Зарубежья. М., 1996. - С. 381 - 389.

271. Шакеева Ч. А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. Воронеж, 1998. - 192 с.

272. Шарапов В. В. Провинциальная ментальность как важный фактор в консолидации русского этноса // Провинциальная ментальность в российском обществе. Самара, 1997. - С. 251 - 254.

273. Шилова М. И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. 2001. - № 5. - С. 40 - 46.

274. Ширяева Н С. Формирование целостного представления о народной культуре у младших школьников на уроках русского народного творчества: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киров, 2002. - 20 с.

275. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М., 1999. -288 с.

276. Шмелев А.Д. "Русская ментальность" в зеркале лексических данных //Этническое и языковое самосознание. М., 1995. - С. 168 - 169.

277. Щуркова Н Е. Воспитание как вхождение ребенка в культуру //Воспитание школьников. 1998. - № 5. - С. 2 - 9.

278. Щуркова Н. Е., Титюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. - 112 с.

279. Юдицкий В. А. Приобщение школьников к народным ремеслам как средство их всестороннего развития // Гуманистическое формирование личности ребенка в системе семьи, общества, государства. Минск, 1999. - С. 116-118.

280. Этнос, культура, личность. М., 2001. - 546 с. Язык и этнический менталитет. - Петрозаводск, 1995. - 132 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.