Этнокультурное своеобразие концептов "Пространство" и "Время" в поэзии Л.Д. Тапхаева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Шобоева, Оюна Александровна

  • Шобоева, Оюна Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 178
Шобоева, Оюна Александровна. Этнокультурное своеобразие концептов "Пространство" и "Время" в поэзии Л.Д. Тапхаева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Улан-Удэ. 2007. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шобоева, Оюна Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

В ТВОРЧЕСТВЕ Л. ТАПХАЕВА.15

1.1. Понятие концепта.

1.2 Биографическое время в лирике поэта.

1.3 Дом / Родина как концепты пространства в поэзии Л. Тапхаева.

1.4.Концепт Род / Народ в культурно-историческом хронотопе поэмы «Ёохор» и «Угай туухэ»).^.

ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРИРОДНОГО МИРА В ПОЭЗИИ Л. ТАПХАЕВА.83

2.1 Нравственно-этические и философские мотивы в поэзии Л. Тапхаева.

2.2 Концепты Вода, Земля, Воздух, Огонь как мифопоэтические основы лирики Л. Тапхаева.

2.3 Пространство и время как универсальные концепты в поэтической системе Л. Тапхаева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурное своеобразие концептов "Пространство" и "Время" в поэзии Л.Д. Тапхаева»

Современное полиэтническое культурное пространство Байкальского региона характеризуется культурологическими поисками, обращением к своим корням, традициям, культуре на разных уровнях: передачи знания, моделей поведения и ритуалов, мышления, феноменологического и эзотерического восприятия мира, времени, пространства. Активизация национально-культурного движения вызывает постоянное обращение к историческому наследию прошлого, делаются многочисленные попытки описать национальную самобытность бурятского народа, которая находит отражение в литературе, в частности в поэзии.

В культуре каждого народа всегда присутствует всеобщее, общечеловеческое и специфическое, национальное, особенное, то, что объединяет людей и одновременно отличает их друг от друга. Современный взгляд на культуру предполагает наличие множества ее этнических моделей, их качественные различия и своеобразие. Общество возвращается к истокам своих культур, приобщается к традициям, необходимым для осознания принадлежности к своей нации, этнической самоиндентификации. В эпоху глобализации как никогда встает вопрос об этническом самоопределении, национальном самосознании. В свя-, зи с этим повысился интерес к современным исследованиям традиционных культур, возросла значимость этнических факторов в общественной жизни.

Исследователь национального космо-психо-логоса (представление о мире, возникающее благодаря единству психологического склада и особенностей мышления нации, обусловленное природными условиями занимаемого ею пространства). Г.Д. Гачев говорит о том, что каждый народ видит мир особым, присущим только ему образом. Каждый народ создает свой национальный космос, национальную природу, которые выступают как строй мира, миропорядок. Ряд исследователей дифференцируют понятия «образ мир», «картина мира» и «модель мира». Для Г.Д. Гачева ключевым является понятие «образ мира». А.Я. Гу-ревич широко использует в своих работах термин «картина мира», в качестве синонима «образ мира», при этом не дает определения понятий. В.Н. Топоров, О.М. Фрейденберг рассматривают образ мира как модель-схему, являющуюся эталоном для всех существующих ситуаций. Так, В.Н. Топоров характеризует модель мира «как упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операциональном аспектах». При этом он подчеркивает, что «модель мира не является понятием эмпирического уровня и может не осознаваться носителями данной традиции во всей своей полноте» [1].

Л.В. Санжеева, анализируя соотношение данных понятий, дает им следующее определение: «Образ мира рассматривается нами как первичное, личностное мировосприятие субъекта. Следующей по значению для общества идет картина мира, которая наполняется смыслами, важными для самосохранения целостности этноса. Картины мира заполняют ниши мировосприятия в зависимости от предназначения, создавая устойчивый баланс человек - общество -природа - культура. Конечным же результатом осмысления всей совокупности циркулирующих в данном обществе картин мира является складывающаяся в сознании у носителей данной культуры абстрактная структура модели мира, которая независимо от текущих или эпохальных изменений картин мира помогает сохранять целостное восприятие окружающего мира с его реальными и ирреальными (религиозными) составляющими, дающего возможность устойчивого развития, как личности, так и обществу. Модель мира - это абстрактная идеальная конструкция, отражающая мировоззрение этноса в его реальных чувственных восприятиях мира» [2].

Таким образом, в любой культуре создается модель мира, в которой сочетаются и объединяются духовные и практические, эстетические, религиозные и мифологические идеалы, формирующиеся в процессе этнических контактов. Модель мира народа (система в системе) отражает основные формы и способы бытия индивида, показывает его место в мире, соотношение экологического и социокультурного бытия, создает смыслообразующий целостный ориентир жизнедеятельности. Нужно отметить, что модель мира всегда приурочена к определенным пространственно-временным координатам.

Авторская модель мира - это мир, который распадается на относительно замкнутые в себе единства, или категории, начиная от вещей и кончая законами природы. Как писал Ю.М. Лотман, «поэтический мир - модель реального мира, но соотносится с ним чрезвычайно сложным образом» [3]. Поскольку модель мира в поэзии автора не дана в готовом виде, целесообразным является обращение к фундаментальным, основополагающим фрагментам - «пространству» и «времени». При этом приоритетным аспектом является определение специфики функционирования разных этнокультурных концептов в рамках поэтической модели мира, которые являются результатом трансляции картины мира от поколения к поколению, через традицию.

Национальное, народное миропонимание отражается в произведениях литературы. Так, изучение модели мира на поэтическом материале дает возможность выявить факторы этнической специфики в сознании и миропонимании поэта, понять основу нравственно-этического, экологического, эстетического, психологического облика современника. Как отмечают Ю.А. Серебрякова и A.C. Серебряков, «в произведениях одних авторов национальное выражено ярко, зримо, у других - менее явственно; одни ограничиваются его внешними проявлениями, другие стремятся постигнуть глубинные процессы и закономерности жизни нации» [4].

Известный бурятский литературовед В.Ц. Найдаков отмечает, что «60-80-е - это годы активной деятельности большой группы поэтов, творчество которых вписалось в общую картину бурятской советской поэзии и определило её ведущие черты. В творчестве Н. Дамдинова, Д. Жалсараева, А. Бадаева, С. Ан-габаева, Ч-Р. Намжилова, Д. Улзытуева, Д. Дамбаева, В. Петонова, М. Самбуе-ва, А. Румянцева, А. Щитова, М. Шиханова, В. Липатова, Г. Дашабылова, а также мастеров старшего поколения: Ц. Галанова, Ц-Д. Дондоковои и др. поэтически многогранно отразились время и перемены в духовной и нравственной жизни общества. Именно начиная со второй половины 60-х годов, в бурятской поэзии заметно расширился круг тем, углубляется поэтическое мироощущение, усиливается личностное начало. Отражение духовного мира современника становится одной из задач поэзии. Этот поворот к нравственной, социально-философской проблематике отразил эволюцию национального мышления, его качественное изменение в новую историческую эпоху, сформировал одну из тенденций нового поэтического этапа, характеризующуюся углубленным вниманием к личности человека, к его внутреннему миру в его многообразных связях с обществом, большой гражданской активностью поэзии, ее социальной зрелостью» [5: 80].

Лопсон Дунзынович Тапхаев - одна из наиболее ярких и самобытных фигур в бурятской поэзии II пол. XX - нач. XXI в. Становление творческой личности Л. Тапхаева приходится на 1960-1970-е гг., её формирование происходит в русле общесоюзного литературного процесса, который отличается усилением стилевых и нравственно-этических исканий, обращением к истокам, возрождением художественных традиций. Л. Тапхаев, Г. Раднаева, Д. Дамбаев, Б. Сыре-нов, В. Намсараев - это поэты «новой волны», исследователи бурятской поэзии условно относят их к «третьему поколению национальной поэзии» [6].

Л. Тапхаев - поэт с мировоззрением истинно восточного человека, в его творчестве нашел яркое выражение национальный характер, осмысливается наследие прошлого. Бесспорно влияние на творчество поэта таких писателей, как Б. Ябжанов, Ш. Байминов. Это старшее поколение поэтов и писателей, которые входили в состав тункинского литературного объединения им. Мунко-Саридака. Почти одновременно сюда, наряду с Л. Тапхаевым, вошли А. Ангархаев, Б. Сы-ренов, В. Тулаев, В. Сыренов. Под редакцией Л. Тапхаева в 1981 г. вышел в свет сборник «Саяанай самаряан» («Эхо в Саянах»), в который вошли стихи и небольшие рассказы членов литературного объединения. На русском языке сборник «Золотые гольцы» содержал переводы этих произведений. Основоположниками литобъединения стали Д. Мадасон и Г-Д. Нацов (Барбаков). О богатом наследии, об истоках развития литературного объединения, с которым связано начало деятельности ныне известных писателей и поэтов Тунки. Л. Тапхаев пишет: «Узуур хурса аман угын дээжэ. / Улеежэрхёо юм лэ / Хастаан таабай манда. / Ульгэрэй далайда капитан болоЬон убгэдууд - / Магай , Майсанаа бул-тынь дурдаад яахаб даа. / Хубисхалша Нацовай идхамжын халуун угэнууд / худал бэшэ, унэн боложо тодороо ха юм даа.» (Все богатство устной речи / оставил нам в наследство Хастаан таабай, / Капитаны сказаний древних - Магай и Майсан, и Нацова призывные слова / не ложью, а правдой стали)* [7:45].

Л. Тапхаев - автор таких сборников как «Мундаргын сэсэгууд» («Цветы гольцов») (1966), «Зангилаа» («Узел») (1973), «Хэнгэргэ» («Кынгырга») (1976), «Алтан ундэЬэн» («Золотой корень») (1981), «Гол харгы» («Главная дорога») (1984), «Угай бэшэг» («Летопись рода») (1988). На русском языке в Москве были опубликованы «Сияние в Саянах» (1976), «Золотой корень» (1981), «Наследство» (1985), «Праздник жизни» (2000), на монгольском языке в Улан-Баторе в 2004 г. вышел сборник стихов «Их долгион» («Большая волна»). Его стихи в разное время печатались не только на русском и монгольском, но и на болгарском, латышском, украинском, тувинском, алтайском языках.

Л. Тапхаев - личность многогранная. С 1964 по 1977 гг. работал в редакции газеты «Саяны» Тункинского района республики переводчиком, заместителем редактора, ответственным секретарем и главным редактором. Все эти годы он руководил местным литературным объединением им. Мунко-Саридака. В 1978 г. он был приглашен в аппарат Союза писателей Бурятии и до 1985 г. работал литературным консультантом, руководителем секции поэзии, позже он перешел на должность заведующего сектором печати Бурятского обкома КПСС. Здесь и далее перевод наш.

Много лет он проработал в качестве главного редактора Бурятского книжного издательства. Л. Тапхаева - лауреат премии Ленинского комсомола Бурятии, лауреат премии Союза писателей России, заслуженный работник культуры Бурятии и России, награжден орденом Дружбы народов, имеет звание «Народный поэт Бурятии».

Его стихи мелодичны, именно поэтому многие из них стали песнями. Наибольшую известность получили такие, как «Тунхэн» («Тунка») (муз. А. Андреева), «Саяны мои, Саяны» (муз. Ю. Ирдынеева), «Дугы дээрэ» («На мостике») (муз. Ю. Ирдынеева). В последнее время к его творчеству стали обращаться молодые композиторы: это Б. Батодоржиев, Л. Санжеева, Д. Ринчинов, В. Шобосоева. Так родились песни «Буряад хубуудтэ уряал» («Призыв бурятским юношам», «Буряад басаганай дуун» («Песня бурятских девушек») (муз. Б. Бато-доржиева), «Манай омогорхол» («Наша гордость») (памяти Г.Ц. Бельгаева), «Зурхэнэйм сэсэг» («Цветок моего сердца»), «Илалтын сэрэгшэн» («Воин-победитель») (муз. Л. Санжеевой), а песни «Уянгын дуун» («Лирическая песня») и «Наманшалан мургэнэб» («Молюсь, сложив ладони») (муз. В. Шобосое-вой) созданы совсем недавно. Всего песен у Л. Тапхаева больше двадцати.

Поэзию Л. Тапхаева отличает простота, внутреннее спокойствие. Уже ранние стихи Л. Тапхаева были отмечены современниками, высоко оценены критиками. Т.Н. Очирова в статье «Постоянство, или цена устойчивости и бунта» отмечает в поэтическом стиле Л. Тапхаева «черты некоей философичности мышления» [8]. М.М. Хамгушкеева в книге «Портреты писателей Бурятии» пишет о том, что поэзия Л. Тапхаева основана на народных традициях [9]. С.Ж. Балдановым освещены композиционные особенности поэмы «Ёохор» [10]. В.Ц. Найдаков, рассматривая период развития бурятской литературы с 1985 по 1995 гг., который он называет стадией «распада», пишет о том, что в творчестве ведущих бурятских поэтов этого периода: Л. Тапхаева, Г. Раднаевой, Б. Дугарова все явственнее ощущается тенденция к синтезу традиций европейской (русской) поэзии с традициями восточной культуры» [5: 95].

Известный литературовед, критик Г.О. Туденов в статье «Трудности восхождения», говоря о формировании нового, современного этапа поэзии, отмечает, что в этот нарастающий процесс внесли и вносят существенный вклад молодые поэты 1960-1970-х гг.: М. Самбу ев, Г. Дашабылов, Л. Тапхаев, Г. Раднаева, Ш. Байминов и др. «Благодаря их усилиям», пишет он далее, «в современной бурятской поэзии усилилась и утвердилась философская, публицистическая, любовная, исповедальная и эпическая лирика» [11].

Краткие очерки о биографии и творчестве поэта в разное время выходили под авторством С.Ж. Балданова, М.М. Хамгушкеевой, Е.Е. Бапданмаксаровой [12]. На стихи Л. Тапхаева писали отзывы, А. Бадаев, М. Шиханов, Г. Дашабылов, М. Самбуев, Э. Манзаров, Б. Дугаров и др. [13]. Рецензии на книги Л. Тапхаева, опубликованные на русском языке, писали В. Огрызко, В. Дементьев, Н. Закусина, А. Румянцев, Е. Котляровская, М. Константинов, Н. Львова [14].

При всем многообразии литературно-критических статей, рецензий, обзоров, следует, однако, признать, что творчество Л. Тапхаева не стало предметом специального литературоведческого исследования.

Художественная значимость творчества Л. Тапхаева диктует сегодня необходимость определить роль и место его произведений в литературном процессе Бурятии II пол. XX в., рассмотреть поэтический мир автора в его целостности и развитии. В образной системе лирики Л. Тапхаева особое место занимают категории пространства и времени, а также этнокультурные концепты. Обращение к национально-культурным концептам и к хронотопам в его творчестве позволяет наиболее отчетливо выявить особенности творческой индивидуальности и основные этапы художественной эволюции поэзии Л. Тапхаева, определить этнопоэтическую модель мира. Сказанным выше определяется актуальность темы диссертации. В изучении литератур народов России сегодня особо актуален поиск новых путей и подходов к изучению творческой лаборатории отдельных писателей и поэтов, монографическое изучение которых способствует формированию картины литературного процесса в целом. Актуальность работы обусловлена также активизацией национально-культурных движений, необходимостью осмысления национальной самобытности бурятского народа в современном полиэтническом культурном пространстве Байкальского региона, которая находит отражение в литературе, в частности, в поэзии.

Объектом исследования является творчество бурятского поэта II пол. XX в. Л. Тапхаева.

Предмет исследования - этнокультурное своеобразие концептов «пространство» и «время» в поэзии Л. Тапхаева.

Материалом диссертации послужили лирические произведения Л. Тапхаева, написанные в период с 1960 г. по 2000-е гг., поэмы «Ёохор» («Ехор») и «Угай туухэ» («История рода»), а также стихотворения, опубликованные в периодической печати, и рукописи последних лет.

Целью работы является определение особенностей пространственно-временной организации изображения предметов и явлений действительности в творчестве Л. Тапхаева, национального своеобразия модели мира в его поэзии. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• определить параметры временной модели человеческой жизни в поэзии Л. Тапхаева;

• выявить особенности концептов пространства и пространственных ориентиров лирического героя в поэтическом мире Л. Тапхаева;

• проследить эволюцию в поэтическом освоении категорий времени и пространства Л. Тапхаевым, выявить своеобразие культурно-исторического хронотопа в его поэзии;

• исследовать ментальные основы поэтического восприятия мира природы и космоса;

• раскрыть авторскую интерпретацию пространственно-временных универсалий в философской лирике JI. Тапхаева.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первый опыт диссертационного исследования поэзии JI. Тапхаева. Новым представляется рассмотрение этнокультурного своеобразия концептов пространства и времени в модели мира на поэтическом материале, на примере поэзии JL Тапхаева. Исследование художественных особенностей его творчества позволяет более шире и глубже раскрыть своеобразие национальной модели мира в ее поэтическом воплощении, выявить наиболее общие закономерности творческого процесса.

Методологическую базу настоящей работы составляют исследования по проблеме пространства и времени М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, П.А. Флоренского, Д.С. Лихачева, А.Я Гуревича и др. Говоря о категориях пространства и времени, А.Я Гуревич отмечал: «эти универсальные понятия в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода «модель мира», ту сетку координат, при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании» [2: 30-31]. Основываясь на данном положении, можно утверждать, что категории времени и пространства в поэтическом творчестве Л. Тапхаева образуют «сетку координат» его мироощущения. Методология изучения стихотворных произведений базируется на основных положениях трудов по стиховедению В.Е. Холшевникова, Б.В. Томашевского, В.М. Жирмунского, Е.Г. Эткинда и др., по бурятскому стихосложению Г.О. Ту-денова. Работы по проблеме изучения национальной картины мира, модели мира написаны Г.Д. Гачевым, C.B. Лурье, Л.Н. Гумилевым и др., своеобразие модели мира в бурятской культуре определяется исследователями Л.В. Санжеевой, М.И. Гомбоевой. В работе нашли отражение исследования по этнологии A.A. Елаева, A.C. Серебрякова, Ю.А. Серебряковой, Д.Д. Амоголоновой, Т.Д. Скрынниковой и др. Принята во внимание теория концептов, разработанная в лингвистическом и лингвокультурологическом аспектах исследователями Д.С. Лихачевым, Ю.С. Степановым, Н.Ф. Алефиренко, З.Д. Поповой, И.А. Стерни-ным, Е.С. Кубряковой, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, С.Г. Воркачевым и др. В работе также использованы основные положения трудов исследователей бурятской литературы В.Ц. Найдакова, Г.О. Туденова, С.Ж. Балданова и др., а также исследований по бурятской поэзии Т.Н. Очировой, М.К. Шобоевой, Л.С. Дампиловой, Д.Р. Дымбрыловой, Е.Е. Балданмаксаровой и др.

Теоретическая значимость работы в том, что в ней выявлены базовые концепты в поэзии Л. Тапхаева, раскрыто их этнокультурное своеобразие.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и результаты диссертации могут быть использованы при исследовании поэтического творчества национальных поэтов, при разработке лекционных курсов по современной бурятской поэзии, спецкурсов по бурятской литературе II пол. XX в.

Апробация результатов исследования осуществлялась на кафедре бурятской литературы Бурятского государственного университета в практике чтения спецкурса «Современная бурятская поэзия», в практике школьного преподавания элективного курса по бурятской литературе для 9-11 классов «Поэтика Л. Тапхаева», а также на научных конференциях преподавателей, сотрудников и аспирантов БГУ (Улан-Удэ, 2002), «Сибирь - единое фольклорно-литературное пространство» (Улан-Удэ, 2006), «Актуальные проблемы монголоведения. Санжеевские чтения - 6» (Улан-Удэ, 2006), «Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста» (Улан-Удэ, 2006).

Основные положения, выносимые на защиту: • Биографическое (личное) время, протекающее в пространстве реального географического локуса, вписано во время природной жизни, что имеет в своей основе мифопоэтическую и буддийскую идею цикличности мира. В творчестве Л. Тапхаева циклическая модель времени является исходной.

• Формирование линейной модели времени связано с постижением истории рода и народа, в которой личное «я» рассматривается только в цепи поколений.

• Время личной жизни индивида связано с освоением пространства по горизонтали, время же коллективной, народной жизни выстраивается поэтом по вертикали. Национальное своеобразие данной модели в доминировании общего над индивидуальным: время индивида всегда вписывается в большое время жизни нации, для пространственного восприятия характерно преобладание вертикали.

• Поэзия JL Тапхаева имеет в своей основе философскую идею единства мира и человека, неразрывную связь времени-пространства человеческой жизни и природного, космического времени-пространства.

• Своеобразие восприятия времени и пространства в поэзии JI. Тапхаева в том, что каждому периоду жизни лирического героя соответствует определенный хронотоп с ярко выраженной психологической доминантой. Соотношение периодов жизни, пространства и основных концептов выстраивается в логическую схему: детство - дом - родители - уважение к старшим; юность - родина - природа - любовь; зрелость - мир - семья, друзья - чувство единения; старость - космос - род, народ - счастье, которая отражает концепцию мировидения поэта.

Основные положения диссертации изложены в 10 публикациях:

1. Шобоева, O.A. Традиционные образы песенной поэзии бурят [Текст] / O.A. Шобоева // Материалы научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов БГУ. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002. -С. 65-68.

2. Шобоева, O.A. Лирический герой поэзии J1. Тапхаева [Текст] / O.A. Шобоева // Сибирь - единое фольклорно-литературное пространство. Ч.И.: материалы регион, науч. конф. (16 января 2006 г.). - Улан-Удэ: Изд-во ГУЛ ИД «Буряад унэн», 2006. - Вып.1. - С. 115-120.

3. Шобоева, O.A. Мотав памяти в поэзии JI. Тапхаева [Текст] / O.A. Шобоева // Нийгмийн шинжлэх ухааны залуу эрдэмтдийн «Хурэлтогоот - 2006» эрдэм шэнжэлгээний бага хурал (Илтгэлнуудийн эмхэтгэл). - Улаанбаатар, 2006. -Н. 85-86.

4. Шобоева, O.A. Этнопоэтические традиции в лирике JI. Тапхаева [Текст] / O.A. Шобоева // Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта бурят в условиях полиэтничности: Сб.ст.: в 3 т. - Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. - Т.1. - С. 548-552.

5. Шобоева, O.A. Философское осмысление времени в лирике JI. Тапхаева [Текст] / O.A. Шобоева // Актуальные проблемы монголоведения. Санжеев-ские чтения - 6 : Сб.сг. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. - С. 172-173.

6. Шобоева, O.A. Концепт огня в лирике JI. Тапхаева [Текст] / O.A. Шобоева // Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста: материалы регион, науч. конф. (27-28 ноября 2006 г.). - 4.1. - Улан-Удэ: Изд-во ГУЛ ИД «Буряад унэн», 2006. - С. 143-148.

7. Шобоева, O.A. Лирический герой поэзии JI. Тапхаева [Текст] / O.A. Шобоева // Вершины. - № 4. - Улан-Удэ: Изд-во ГУЛ ИД «Буряад унэн», 2006. - С. 214221.

8. Шобоева, O.A. Мотив памяти в поэзии J1. Тапхаева [Текст] / O.A. Шобоева // Вершины. -№3. - Улан-Удэ: Изд-во ГУЛ ИД «Буряад унэн», 2007. - С. 114-116.

9. Шобоева, O.A. Народно-поэтическое начало в лирике JI. Тапхаева [Текст] / O.A. Шобоева // Вершины. - №1. - Улан-Удэ: Изд-во ГУЛ ИД «Буряад унэн», 2007.-С. 171-183.

10. Шобоева, O.A. Модели времени и пространства в поэтическом космосе Jlon-сона Тапхаева [Текст] / O.A. Шобоева // Вестник Бурятского университета. Серия: Филология. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007. - Вып. 7. - С. 49-54.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Шобоева, Оюна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поэзия Лопсона Тапхаева - это своеобразная философия, отражающая глубокое национальное мировосприятие и миропонимание. И об этом свидетельствуют пронизывающие ее образы времени и пространства: именно они являются центральными координатами, базовыми концептами, передающими мироощущение лирического героя, близкое и даже совпадающее с мироощущением самого поэта. На пространственно-временную ось координат органично «нанизываются» такие общечеловеческие концепты, как «семья», «любовь», «дружба», «счастье», «род», «народ», которые в поэзии Л.Тапхаева наполняются национальным содержанием.

Национальная специфика восприятия времени находит отражение в таких образах, как «Хунууд - сагай ухибууд» (Люди - дети времени), «Яаруушаг, хатуушаг Саг-ноен» (Торопливое, жестокое Время-нойон), «Саг-ангуушан» (Время-охотник), «Саг - мунхэ засаг» (Время - вечный властелин), «Айлшан саг» (Время-гость). Время здесь приобретает зримый образ «старшего», которому в восточных традициях гостеприимства, почитания старших, вышестоящих необходимо оказывать почет и уважение.

Но время предстает и как течение жизни человека. Параметры временной модели человеческой жизни соответствуют природному времени: «Золто хабар» - «Счастливая весна» - юность; «НаЬанай тэн» - «Полдень жизни» - зрелость; старость находит отражение в сакральном смысле числа 49 («Душэн юЬэндее»), ставшем заглавием цикла стихотворений, посвященных времени «перед закатом жизни». Эта модель является исходной в миропонимании поэта и отражает мифологическое представление о цикличности времени. Очевиден и ее традиционный характер - именно так биографическое время человека соотносится с природным в сознании представителей разных народов.

Биографическое время в поэзии Л. Тапхаева отличается от времени исторического, не совпадает с ним: в историческом времени центральной оказывается, не циклическая, а линейная его модель. Она появляется в процессе осознания лирическим героем личной судьбы в культурно-историческом времени Рода / Народа. Концепция времени и пространства в поэзии Л. Тапхаева представляется в виде концентрического сужения субурги (субурга - многозначное понятие буддизма: это и поклонение Будде, и обращение к покровительству духов предков, божеств), где в основании -время прошлого, родового времени предков. Личное «я» рассматривается только в цепи поколений, в родовом исчислении, поэтому время представляется непрерывным, вечным, а пространство - возносящимся к Космосу - к бесконечности. В этой модели пространство и время совпадают. «Вертикальный» срез в линейно-историческом времени народа постепенно восходит ко времени вечности, к бесконечности пространства космоса. В вертикальном пространстве мы выделяем образы-медиаторы: дерево, река, огонь, дым, гора, субурга. Эти образы имеют в своей основе мифологические представления о трехчастности мира, восходят к образу Мирового древа. Специфика этих образов основывается на глубинном ментальном, архетипическом представлении Л. Тапхаева о мире как о сакральном универсуме. Священность дерева, горы, огня, дыма - образов вертикали становится особенно содержательной в контексте понимания Тункинской долины как священного мира, где реки подпитываются от источников-аршанов, наделенных в народе качеством святости. Высокое в национальном сознании тоже имеет сакральное значение (высокое место - это, как правило, обоо, т.е. место обращения к духам местности с просьбой о чем-либо: послать дождь, исцелить, дать хороший урожай, корм скоту и др. При этом обязательно надо что-то оставить, чаще - деньги). У Л. Тапхаева связь обоо с древним, родовым чутко передана в выборе подношения духам священного места - не денег (символа современности), а конского волоса («хотя бы волос с коня к дереву подвешай и иди.»). Именно так и поступали древние кочевники. Эзотерическая культура бурятского шаманизма внесла свой специфический вклад в понимание мира поэта. Сакральность, священность гор воспринимается в таком звукообразе: «Жалгааршни гуйЬэн горхоной хоолой самаряан, / Тахил дээрэ мунгэнэйшье унаха самаряан» (Звонок голос ручья, / бегущего по склону твоему, / в подношение упавшая монета тоже звонкая). Звон падающей монеты, преподнесенной духам гор, раскрывается образ святого места. Поэтому и понятно, что эти образы-медиаторы, связывая все сферы бытия по вертикали, служат моделью единения мира профанного и мира сакрального, мира современного и мира предков.

Расширение пространства Дома, открытие своей малой родины, а затем и мира представляют восприятие времени и пространства в «горизонтальном» срезе. Анализ выделенных нами локусов Дома, малой Родины поэта - Тунки свидетельствует о «сращенности» понятий дом (личное пространство) и малая родина (коллективное пространство), где пространство малой родины осмысливается как родное, личное пространство. И для образов Дома, и для образов малой родины Л.Тапхаев выбирает лексику домашнего быта («котел», «пиала», «колыбель»). Специфика авторского ощущения пространства как культурного концепта состоит в том, что в освоение лирическим героем поэзии Л. Тапхаева все более обширного пространства черты «своего» мира, дома распространяются на более далекие пространства - вплоть до Космоса. Поэтому-то художественное пространство его поэзии не имеет четких границ между пространством Дома, малой Родины, Природой и Космосом. Такое упорядочивание жизненного пространства отвечает типологическому ряду в контексте символических смыслов бурятской культуры, тяготеющей к осознанию мироустройства как единого гармоничного целого, согласованного сосуществования всего со всем.

В диссертации отмечается, что в основе мировоззрения поэта лежат мифологические, конфессиональные представления о целостности и единстве мира, его системной организованности, где основным ценностным маркером является система отношений человека к миру. Так стихии природы в поэзии Л. Тапхаева - концепты воды, земли, воздуха, огня - раскрывают авторское понимание гармонии Вселенной. Эти концепты также являются мифологическими основами лирики Л. Тапхаева. Так, концепт вода реализуется в соотношении дефиниций «река - озеро», порой символизирующих полярные явления жизни во времени и пространстве (например, движение и покой): «Тогтомол нуурай булангиртай / Уйдхар минии адли. / Тургэн горхоной тунгалагтай / Баяр минии адли» (Моя печаль похожа / на ил стоячего озера. / Моя радость похожа / на прозрачность быстрого ручейка).

Этнокультурное своеобразие концептов воздуха и земли заключается в национальной традиции почитания Вечного Синего неба (мужское начало) как отца и почитания земли (женское начало) как матери, у Л. Тапхаева это понятие трансформируется в следующее: «Хангай Саяан баабаймни, / Хатан эжы Тунхэмни» (Отец мой - таежный Саян, мать моя - Тунка), и в качестве мужского начала воспринимаются горы. Концепт огня в его лирике представлен семантическими полями: огонь стихийный, огонь-звезды, огонь-любовь, огонь-очаг (символ дома, рода), огонь-творчество.

В отношении лирического героя поэзии Л. Тапхаева ко времени проявляется национальная философия, которой свойственны .восточная созерцательность, спокойствие, принятие мира и его кармических законов. Это находит отражение и в ритмике, звукообразах, звуковом стихотворном ряду лирики Л. Тапхаева: «Мушэдэй зурхай тааЬан элинсэг / Мэндэхэ, тургэдэхы мэдээгуй гэлсэдэг. / Юртэмсын мунхэ хубинь шахуу / Юрэдоо хайшаа яараха юм бэ?» (Предок, что по звездам предугадывал судьбу, / Не знал, что значит торопиться, / Вселенной этой вечности частица, / действительно, куда он будет торопиться?). Размеренная ритмика, плавная мелодичность, интонация раздумья придают стихотворению лирическую тональность. Разнообразны в лирике поэта звукообразы журчания реки, звукообразы гор, которые передают движение и в пространстве и во времени. Звучание реки Кынгырги - это очень, глубокий многогранный тапхаевский звукообраз: «Зуудэндэ жэнгирЬэн хонхо мэтэ булбэнуур, / Зурхэнэйм

Ьудалтай ниилэЬэн нэгэ абяан бии. / Тэрэ абяан дахажа ябагшал намай холуур, / Тэрэ абяан нютагЬаам мунеешье табинагуй» (Во сне звенящие бубенцы как колокольчики, / как связь с моим сердечным руслом - звук, / тот звук всегда со мной вдали / тот звук до сих пор не отпускает меня с родины). Анализ звукообразов реки, гор, времени позволяет сделать вывод: время и пространство для лирического героя звучащие, автор создает особую «звучащую» модель мироздания.

Все это позволяет сделать общий вывод: пространство и время, являясь основными координатами поэтического мироощущения Л.Тапхаева, создают подвижную художественную модель мира, в которой выражена национально-культурная концепция бытия.

Обращение в контексте исследования к поэзии других бурятских поэтов -Д. Улзытуева, М. Самбуева, Б. Сыренова, Г. Раднаевой, Б. Дугарова и др. —> позволяет предположить наличие общих поэтических закономерностей национально-культурной пространственно-временной модели мира в их-творчестве. В ходе проведенного исследования приходим к выводу о перспективности, плодотворности подхода целостного, комплексного литературоведческого анализа, совмещающего исследование как поэтического ' } языка, так и концептов, содержательности всей художественной системы в едином культурологическом контексте в творческом наследии поэтов не только Бурятии, но и Сибири.

147

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шобоева, Оюна Александровна, 2007 год

1. Саяанай самаряан Текст. / Под ред. Л.Д. Тапхаева. Улаан-Удэ: Буряад. ном. хэбл., 1986. - 192 н.

2. Тапхаев, Л.Д. Алтан ундэЬэн: Шулэгууд. Текст. / Л.Д. Тапхаев. Улаан-Удэ: Буряад. ном. хэбл., 1981. - 80 н.

3. Тапхаев, Л.Д. Богонихон хугасаа Рукопись. / Л.Д. Тапхаев. 2004.

4. Тапхаев, Л.Д. Гол харгы: Поэмэ, шулэгууд. Текст. / Л.Д. Тапхаев. Улаан-Удэ: Буряад. ном. хэбл., 1984. - 76 н.

5. Тапхаев, Л.Д. Зангилаа: Шулэгууд. Текст. / Л.Д. Тапхаев. Улаан-Удэ: Буряад. ном. хэбл., 1973. - 56 н

6. Тапхаев, Л.Д. Захааминда болоЬон хонгоодорой найрнуудта: Шулэг. Рукопись. / Л.Д. Тапхаев. 2004.

7. Тапхаев, Л.Д. Зурхеер муу хунууд: Шулэг Рукопись. / Л.Д. Тапхаев. -2003.

8. Тапхаев, Л.Д. Мундаргын сэсэгууд: Шулэгууд. Текст. / Л.Д. Тапхаев. -Улаан-Удэ: Буряад. ном. хэбл., 1966. 32 н.

9. Тапхаев, Л.Д. Обоо: Шулэг Рукопись. / Л.Д. Тапхаев. 2003.

10. Тапхаев, Л.Д. Сэргэ: шулэг. Текст. / Л.Д. Тапхаев // Буряадай залуушуул. -Улаан-Удэ, 1963. нояб. 27.

11. Тапхаев, Л.Д. Тээрмэ: Шулэг Рукопись. / Л.Д. Тапхаев. 2005.

12. Тапхаев, Л.Д. У гай бэшэг: Поэмэ, шулэгууд. Текст. / Л. Д. Тапхаев. Улаан-Удэ: Буряад. ном. хэбл., 1988. - 144 н.

13. Тапхаев, Л.Д. Уран зураашан: Шулэг. Рукопись. / Л.Д. Тапхаев. 1996.

14. Тапхаев, Л.Д. Хэнгэргэ: Шулэгууд. Текст. / Л.Д. Тапхаев. Улаан-Удэ: Буряад. ном. хэбл., 1976. - 71 н.

15. Тапхаев JI.Д. Шулэгууд Текст. / Л.Д. Тапхаев // Морин хуур. Улаан-Удэ: Изд-во ГУП ИД «Буряад унэн», 2005. -№ 1-2. - Н. 173-185.1. На русском языке:

16. Золотые гольцы: Сборник прозы и стихов. Текст. / Сост. Л. Д. Тапхаев; Переводы с бурят.; вступит, ст. Н. Дамдинова. М.: Современник, 1986. - 269с.

17. Тапхаев, Л.Д. Золотой корень: Стихи. Пер. с бурят. Текст. / Л.Д. Тапхаев. -М.: Современник, 1981. 143 с.

18. Тапхаев, Л.Д. Наследство: Стихи. Пер. с бурят. Текст. / Л.Д. Тапхаев М.: Сов. Россия, 1985.-96 с.

19. Тапхаев, Л.Д. Праздник жизни: Стихи. Пер. с бурят. Текст. / Л.Д. Тапхаев. -Улан-Удэ: Изд-во ГУП ИД «Буряад унэн», 2000. 116 с.

20. Тапхаев, Л.Д. Сияние в Саянах: Стихи. Пер. с бурят. В.Бояринова и Ю.Кузнецова. Текст. / Л.Д. Тапхаев. М.: Современник, 1976. - 63 с.

21. Список использованной литературы

22. Абаева, Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии: (Эволюция верований и культов селенгин. бурят) Текст. / Л.Л. Абаева. -М.: Наука, 1992. 139 с.

23. Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры Текст. / Н.Ф. Алефиренко М.: Флинта: Наука, 2002. - 394 с.

24. Алефиренко, Н.Ф. Синергетика культурного концепта и знака в системе языка и тексте Текст. / Н.Ф. Алефиренко // Культурные концепты в языке и тексте: сб. науч. тр. Белгород, 2005. - С. 8-21.

25. Алимурадов, O.A. Значение, смысл, концепт и интенциональность: система корреляций Текст.: дис. . доктора филол. наук : 10.02.19 : защищена 25.11.2005: O.A. Алимурадов Ставрополь, 2004. - 586 с.

26. Ангархаев, A.JI. Истоки: сборник Текст. / А.Л. Ангархаев. Улан-Удэ: Изд-во ГУЛ ИД «Буряад унэн», 1999. - 108 с.

27. Ангархаев, А.Л. Историко-культурные связи монгольских народов в языковых и мифопоэтических традициях Центральной Азии Текст.: Автореф. дис. . д-ра ист. наук: 24.00.01 : защищена 18.05.2006. Улан-Удэ: Изд-во ГУЛ ИД «Буряад унэн», 2006. - 42 с.

28. Андреева, Т.А. Мотив тоонто в современной бурятской поэзии Текст. / Т.А. Андреева // Вестник БГУ. Серия: Филология. Улан-Удэ, 2003. - С. 83-88.

29. Антология концептов Текст. / Под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. - 512 с.

30. Арутюнова, Н.Д. Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного Текст. / Н.Д. Арутюнова / Сост. и отв. ред. Н.Д. Арутюнова М.: Индрик, 2004. - 720 с.

31. Арутюнова, Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) Текст. / Н.Д. Арутюнова // Лингвистика и поэтика. М., 1990. - 324 с.

32. Аскольдов, С.А. Концепт и слово Текст. / С.А. Аскольдов // Русская словесность от теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997. -182 с.

33. Астафьев, А.Г. Особенности типизации в лирике Текст.: Автореф. дисс. . .канд. филол. наук. Киев, 1990. - 20 с.

34. Ахундов, М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы Текст. / М.Д. Ахундов. М.: Худож. литература, 1982. - 222 с.

35. Бабуева, В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие Текст. / В.Д. Бабуева. Улан-Удэ: Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии, 2004. - 228 с.

36. Бадуева, Г.Ц. Рассказ в литературе Бурятии: поиски жанровых форм Текст. / Г.Ц. Бадуева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002. - 120 с.

37. Баевский, B.C. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы Текст. / B.C. Баевский. М. Языки славянской культуры, 2001. - 336 с.

38. Балданмаксарова, Е.Е. Бурятская поэзия XX в.: истоки, поэтика жанров Текст. / Е.Е. Балданмаксарова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2005. - 249 с.

39. Балданмаксарова, Е.Е. Мифо-ритуальные истоки бурятской поэзии Текст. / Е.Е. Балданмаксарова // Мир Центральной Азии. Т. IV. Ч. II. Языки. Фольклор. Литература: мат. междунар. науч. конф. Улан-Удэ, 2002. - С. 9-15.

40. Балданов, С.Ж. Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири Текст. / С.Ж. Балданов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1995. -447с.

41. Балданов, С.Ж. Бурятская литература: современное состояние, проблемы, перспективы Текст. / С.Ж. Балданов // Вершины. Улан-Удэ: Изд-во ГУП ИД «Буряад унэн», 2000. -№1. - С.88-106.

42. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук Текст. / М.М. Бахтин. СПБ.: Азбука, 2000. - 336 с.

43. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи Текст. / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1986.-541 с.

44. Бахтин, М.М. К методологии литературоведения. Контекст Текст. / М.М. Бахтин.-М., 1974.-211 с.

45. Баяртуев, Б.Д. Предыстория литературы бурят-монголов Текст. /. Б.Д. Баяр-туев. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 224 с.

46. Безгодова, С.А. Суждение о времени как установка социального поведения Эл. ресурс.: дис. . канд. психол. наук : 19.00.05 / С.А. Безгодова. СПб., 2003.-200 с.

47. Берзин, A.A. Тибетский буддизм: история и перспективы развития Текст. / A.A. Берзин. М., 1992. - 32 с.

48. Беспалова, O.E. О соотношении художественного и культурного концептов Текст. / O.E. Беспалова // Слово. Семантика. Текст: сб. науч. тр., поев, юбилею В.В. Степановой. СПб., 2002. - С. 90-95.

49. Бражников, И.Л. Мифопоэтический аспект литературного произведения Текст.: дис. .канд. филол. наук/И. Л. Бражников. М., 1997.-216 с.

50. Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии / Редкол.: Б.В. Базарова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.- 192 с.

51. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (постсоветский период) Текст. / Авт. колл. Д.Д. Амоголонова, И.Э. Елаева, Т.Д. Скрынникова. Иркутск, 2005. - 246 с.

52. Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта бурят в условиях полиэтничности Текст.: сб. ст. в 3-х т.- Т.1. Улан-Удэ, 2006.-576 с.

53. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов Текст. / А. Вежбицкая / Пер. с англ. М., 2001. - 288 с.

54. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков Текст. / А. Вежбицкая / Пер. с англ. А.Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 1999.-780 с.

55. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. Текст. / А. Вежбицкая / Пер. с англ. Отв. ред. М.А. Кренгауз, вступит, ст. Е.В. Падучевой. М.: Русские словари, 1996.-416 с.

56. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика Текст. / А.Н. Веселовский / Ред., вступит, ст. и примеч. В.М. Жирмунского. Изд-е 2-е, испр. М.: Едиториал УРСС, 2004.-650 с.

57. Виценко, В.О. Образ времени у представителей различных религиозных конфессий Текст.: дис. . канд. психол. наук / В.О. Виценко. М., 2005. -195 с.

58. Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы) Текст. / В.В. Воробьев.-М., 1997-331 с.

59. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании Текст. / С.Г. Воркачев // Филологические науки. М., 2001. - №1. - С. 64-72

60. Воркачев, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт Текст. / монография. / С.Г. Воркачев. М.: Гнозис, 2004. - 236 с.

61. Всеволодова, М.В., Владимирский, Е.Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке Текст. / М.В. Всеволодова, Е.Ю. Владимирский. М.: Рус. яз., 1982. - 262 с.

62. Галданова, Г.Р. Доламаистские верования бурят Текст. / Г.Р. Галданова. -Новосибирск: Наука, 1987. 113 с.

63. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца Текст. / Г.Д. Гачев. - М.: Институт ДИ-ДИК, 1999. - 368 с.

64. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Космо. Психо. Логос. Текст. / Г.Д. Гачев. М.: Прогресс-Культура, 1995. - 480 с.

65. Гачев, Г.Д. Ментальносги народов мира Текст. / Г.Д. Гачев. М., 2003. - 544 с.

66. Гинзбург, Л.Я. О лирике Текст. / Л.Я. Гинзбург. М.: Интрада, 1997. - 330 с.

67. Гиршман, М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности Текст. / М.М. Гиршман. М.: Языки славянской культуры, 2002. - 526 с.

68. Головаха, Е.И., Кроник, A.A. Психологическое время личности Текст. / Е.И. Головаха, A.A. Кроник. Киев: Наук, думка, 1984.-207 с.

69. Головко, Н.В. Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени. Концептуальное пространство-время и реальность: Учебное пособие Текст. / Н.В. Головко. Новосибирск, 2006. - 226 с.

70. Гомбоева, М.И. Центрально-азиатский холизм в культуре народов Байкальского региона Центральной Азии (на материалах хори-бурят) Текст.: авто-реф. дис. д-ра культурологи : 24.00.01 / М.И. Гомбоева М., 2002. - 30 с.

71. Гончаров, Б.П. Стихотворная речь: Методология изучения. Становление. Художественная функция Текст. / Б.П. Гончаров. М.: Наследие, 1999. - 342 с.

72. Григорян, А.П. Анализ структуры литературного произведения Текст. / А.П. Григорян. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1984. - 187 с.

73. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера земли Текст. / JI.H. Гумилев. М. Ис-титут ДИ-ДИК, 1989. - 640 с.

74. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры Текст. / А.Я. Гуревич. -2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. - 350 с.

75. Дампилова, JI.C. Восточные художественные традиции в современной бурятской поэзии Текст.: дис. канд. филол. наук : 10.01.02 / JI.C. Дампилова. Улан-Удэ, 2000. - 135 с.

76. Дампилова, JI.C. Время как мифологический код в лирике Н. Нимбуева Текст. / JI.C. Дампилова // Россия-Азия: проблемы интерпретации текстов. -Улан-Удэ,2002.-С. 56-58.

77. Дампилова, JI.C. Символика кочевого пространства в поэзии Б.Дугарова Текст. / Л.С. Дампилова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - 160 с. .

78. Дампилова, Л.С., Цыренова, М.С. Современная бурятская поэзия: учеб. пособие Текст. / Л.С. Дампилова, М.С. Цыренова. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1998.- 129 с.

79. Данчинова, М.Д. Художественная картина мира в литературе Бурятии 19601990-х гг. (пространственно-временная архитектоника) Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.02 / М.Д. Данчинова. Улан-Удэ, 2000. - 17 с.

80. Девис, П. Пространство и время в современной картине Вселенной. Текст. / П. Девис / Пер. с англ. Н.В. Мицкевича. М.: Мир, 1979. - 288 с.

81. Дугаржапова, Т.М. Бурятская поэзия Текст. / Т.М. Дугаржапова. Уфа, 2004.-300 с.

82. Дугаржапова, Т.М. Поэтика бурятского стиха Текст. / Т.М. Дугаржапова. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. 180 с.

83. Дугаржапов, Д.В. Танец в культурном пространстве народов Байкальского региона Текст.: автореф. дис. . канд. культурологи : 24.00.01 : защищена 28.12.2004 / Д.В. Дугаржапов. Улан-Удэ, 2004. - 18 с.

84. Дуринова, С.Б. Проявление национальной ментальности в творчестве русскоязычных бурятских поэтов Текст.: автореф. дис. . канд. филол. наук : 10.01.02 / С.Б. Дуринова Улан-Удэ, 1999. - 16 с.

85. Дымбрылова, Д.Ч. Религиозные воззрения в бурятской поэзии XX в. Текст.: Дис. . канд. филол. наук : 10.01.02 / Д.Ч. Дымбрылова Улан-Удэ, 2000.-164 с.

86. Евсюков, В.В. Мифы о Вселенной Текст. / В.В. Евсюков / [Отв. ред. В.Е. Ларичев] Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. - 175 с.

87. Елаев, A.A. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение Текст. / A.A. Елаев. М. Шанс, 2000. - 352 с.

88. Ершова, Е.Г. О некоторых аспектах определения пространства и времени человеком Текст. / Е.Г. Ершова // Пространство и время: физическое, психологическое, мифологическое: сб. тр. III междунар. науч. конф. Москва 21-24 мая 2004. М., 2005. - С. 26-37.

89. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие Текст. / А.Б. Есин. 6-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 248 с.

90. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика Текст.: Избр. тр. [вступит ст. Д.С. Лихачева] / В.М. Жирмунский. Л. Наука, 1977. - 356 с.

91. Жирмунский, В.М. Поэтика русской поэзии Текст. / В.М. Жирмунский. -СПб., 2001.-485 с.

92. Жуковская, Н.Л. Влияние монголо-бурятского шаманства и дошаманских верований на ламаизм Текст. / Н.Л. Жуковская // Проблемы этнографии и этнической истории народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1968. -С. 211-237.

93. Жуковская, Н.Л. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма Текст. / Н.Л. Жуковская // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970. С. 99-120.

94. Зинченко, В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход: Учеб. пособие. Текст. / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе М.: Флинта: Наука, 2002.-200 с.

95. Зусман, В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания Текст. / В.Г. Зусман // Вопросы литературы. 2003. - № 2. - С. 3-29.

96. Иванов, В.И. К проблеме звукообраза у Пушкина Текст. / В.И. Иванов // Пушкин в русской философской критике. М., 1990. - 268 с.

97. История бурятской литературы: Т.З. Современная бурятская литература: 1956-1995. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. - 298 с.

98. Кайда, Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: теория, методология, алгоритмы обратной связи Текст. / Л.Г. Кайда. М., 2000. - 152 с.

99. Казарин, Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: учеб. для вузов Текст. / Ю.В. Казарин. М. - Екатеринбург, 2004. - 429 с.

100. Карасик, В.И. Языковые концепты как измерение культуры (концепт времени в языке) Текст. / В.И. Карасик // Изучение и преподавание русского языка Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - С. 110-116.

101. Категория времени в художественной литературе Текст.: межвуз. сб. науч. тр.-М., 1997.-94 с.

102. Качераускас, Т. Феноменология пространства и времени Текст. / Т. Каче-раускас // Вопросы философии. -2005. -№12. С. 129-136.

103. Кедров, К.А. Поэтический космос Текст. / К.А. Кедров. М.: Сов. писатель, 1989-478 с.

104. Керимов, Т.Х. Поэтика времени Текст. / Т.Х. Керимов. М.: Академический проект, 2005. - 192 с.

105. Кирнозе, З.И. О национальной концептосфере Текст. / З.И. Кирнозе // Филология и культура: материалы III междунар. науч. конф. Тамбов, 2001. -С. 81-88.

106. Ш.Колесов, В.В. Концепт культуры: образ понятие - символ Текст. / В.В. Колесов // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1992. - Сер.2. История, языкознание, литературоведение. - Вып.З. - №16. - С. 30-40.

107. Коновалов, П.Б. Этнические аспекты истории Центральной Азии: (древность и средневековье) Текст. / П.Б. Коновалов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.-213 с.

108. ПЗ.Корман, Б.О. Изучение текста художественных произведений Текст. / Б.О. Корман. М.: Просвещение, 1972. - 110 с.

109. Крючкова, Н.В. Лингвокультурное варьирование концептов Текст. /Н.В. Крючкова. Саратов: Научная книга, 2005. - 165 с.

110. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов Текст. / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г.Лузина. М., 1996. - 245 с.

111. Кубрякова, Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) Текст. / Е.С. Кубрякова // Известия РАН. СЛЯ. 1997. - Т.56. - №3. -С. 26-35.

112. Кулебякин, Е.В. Антропоморфизм, его сущность и роль в становлении общественного сознания Текст. / Е.В. Кулебякин. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. - 180 с.

113. Культурные концепты в языке и тексте Текст.: сб. науч. тр. Белгород, 2005.- 164 с.

114. Левин, Ю.И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах. Текст. / Ю.И. Левин // Струюурная типология языков. М., 1966. - С. 199-215.

115. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры Текст. / Ю.М. Лот-ман. СПб.: Искусство, 2002. - 768 с.

116. Лотман, Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры Текст. / Ю.М. Лотман. // Избранные статьи: в 3 т. Т.1. Статьи о семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. - 479 с.

117. Лотман, Ю.М. О русской литературе. История русской прозы. Теория литературы. Статьи и исследования (1958-1993) Текст. / Ю.М. Лотман. СПб.: «Искусство - СПБ», 2005. - 846 с.

118. Лотря, Л.В. Этические концепты в языковой картине мира: учеб. пособие для вузов Текст. / Л.В. Лотря / Под ред. Г.Е. Карнилова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2005. - 180 с.

119. Лихачев, Д.С. Историческая поэтика русской литературы Текст. /Д.С. Лихачев. СПб.: Алетейя, 1999. -583 с.

120. Лурье, C.B. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов Текст. / C.B. Лурье. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004. - 623 с.

121. Макарова, Г.А. Концепт «любовь» в языках разных типов (на материале лин-гвокулыурных текстов) Текст. / Г.А. Макарова. Йошкар-Ола, 2001. - 211 с.

122. Маковский, М.М. Язык Миф - Культура. Символы жизни и жизнь символов Текст. / М.М. Маковский. -М.: Изд-во «Русские словари», 1996. - 329 с.

123. Манн, Ю.В. Диалектика художественного образа Текст. / Ю.В. Манн. М., 1987.-329 с.

124. Маслова, В.А. Лингвокультурология Текст. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.А. Маслова. М.: Academia, 2001. - 208 с.

125. Ментальность этнических культур: материалы международной научной конференции (9-10 июня 2005 г.) СПб., 2005. - 267 с.

126. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах: теория и история Текст. /М.И. Мещерякова. М.: Мегатрон, 1999. - 95 с.

127. Михайлов, H.H. Теория художественного текста: учеб. пособие Текст. / H.H. Михайлов-М.: Academia, 2006. 220 с.

128. Михальчук, И.П. Концептуальные модели в семантической реконструкции (индоевропейское понятие "закон") Текст. / И.П. Михальчук // ИАН СЛЯ. 1997.-Т. 56.-№4-С. 29-39.

129. Морохоева, З.П. Личность в культурах Востока и Запада: К постановке проблемы Текст. / З.П. Морохоева. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма, 1994.-206 с.

130. Модусы времени: социально-философский анализ Текст.: Сб.ст. (Социальная аналитика. Вып.5) / Под ред. И.В. Кузина СПб.: Изд-во С-Пб. ун-та, 2005. -229 с.

131. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха Текст.: учеб. пособие для студ. фил. фак. высш. учеб. заведений / Сост. В.Е. Холшевников. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Филол. фак-т СПбГУ.-М., 2005.-672 с.

132. Найдаков, В.Ц. Становление, развитие и распад бурятской советской литературы (1917-1995) Текст. / В.Ц. Найдаков. Улан-Удэ: БИОН СО РАН, 1996.-106 с.

133. Найдаков, В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе Текст. / В.Ц. Найдаков. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1976. - 425 с.

134. Нация. Личность. Литература / ИМЛИ им. Горького РАН. М. Наследие, 1996. Вып. 1-256 с.

135. Неклюдов, С.Ю. К вопросу о связи пространственно-временных отношений с сюжетной структурой в русской былине Текст. / С.Ю. Неклюдов // Тез. докл во II летней школе по вторичным моделирующим системам, 16-26 авг. 1966г. Тарту, 1966. - С. 42-48.

136. Неретина, С.С. Время культуры Текст. / С.С. Неретина. СПб.: Из-во РХГИ, 2000.-344 с.

137. Новикова, M.JL Хронотоп как отстраненное единство художественного времени и пространства в языке литературного произведения Текст. / M.JI. Новикова // Филологические науки. 2003. - №2. - С. 60-69.

138. Одинцов, В.В. Стилистика текста Текст. / В.В. Одинцов. Изд. 3-е. - М.: КомКнига, 2006.-263 с.

139. Очирова, Т.Н. Жанрово-стилевые искания в современной бурятской поэзии и фольклор Текст. / Т.Н. Очирова // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1983. - С. 244-253.

140. Очирова, Т.Н. Медитативная лирика в советской поэзии 60-70-х гг. Текст.: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1983 - 25 с.

141. Очирова, Т.Н. Постоянство или цена устойчивости и бунта Текст. / Т.Н. Очирова // Земли моей молодые голоса. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1981. -С. 54-64.

142. Палкин, М.А. Лирика как искусство стихотворного слова Текст. / М.А. Палкин. Минск: Вышейш. шк., 1986 - 270 с.

143. Питана, С.А. Концепты мифологического мышления как составляющая кон-цептосферы национальной картины мира Текст. / С.А. Питина. Челябинск, 2002-191 с.

144. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения): учеб. пособие. Текст. / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984. - 148 с.

145. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Язык и национальная картина мира Текст. / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2002. - 60 с.

146. Попова, М.П. Основные тенденции развития современной якутской поэзии (1980 2000 гг.) Текст.: дис. канд. филол. наук. - Якутск, 2004. - 142 с.

147. Поспелов, Г.Н. Лирика. Среди литературных родов Текст. / Г.Н. Поспелов.- М.: Изд-во МГУ, 1976. 207 с.

148. Потебня, A.A. Слово и миф Текст. / A.A. Потебня. М.: Правда, 1989. - 622 с.

149. Проблемы взаимосвязи литературы и фольклора. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. - 136 с.

150. Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. -Т.З. Улан-Удэ: РИО БНЦ СО РАН, 2000. - 320 с.

151. Прокофьева, А.Г., Прокофьева, В.Ю. Анализ художественного произведения в аспекте его пространственных характеристик Текст. / А.Г. Порокофьева, В.Ю. Прокофьева. Оренбург, 2000. - 159 с.

152. Пространство и время: физическое, психологическое, мифологическое Текст.: сб. тр. III междунар. конф. Москва 21 -24 мая 2004. -М., 2005. 238 с.

153. Ритм, пространство, время в художественном произведении Текст.: тематич. сб. науч. тр.: [редкол.: Х.А. Адибаев и др.] Алма-Ата: КазПи, 1984. - 385 с.

154. Россия Азия: Становление и развитие национального самосознания Текст.: материалы междунар. науч. конф. Улан-Удэ 21-24 июня 2005. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2005. - 240 с.

155. Романова, Г. Время и пространство в художественном произведении Текст. /Г. Романова//Литературная учеба.-2003.-№4.-С. 171-175.

156. Рябцева, Н.К. Аксиологические модели времени Текст. / Н.К. Рябцева // Логический анализ языка. Язык и время. / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко- М.: Индрик, 1997. С. 78-95.

157. Санжеева, Л.В. Модель мира в традиционной культуре бурят XIX-XX вв. Текст. / Л.В. Санжеева М., 2006. - 196 с.

158. Серебрякова, Ю.А. Философские проблемы национального самосознания Текст. / Ю.А. Серебрякова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1996. - 186 с.

159. Серебрякова, Ю.А., Серебряков, A.C. Взаимосвязь народного и национального в развитии искусства Текст. / Ю.А. Серебрякова, A.C. Серебряков. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 189 с.

160. Силантьев, И.В. Мотивный анализ: учебное пособие Текст. / И.В. Силантьев. Новосибирск: Наука, 2004. - 239 с.

161. Соктоев, А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода Текст. / А.Б. Соктоев. Улан-Удэ, 1976. - 491 с.

162. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры Текст. / Ю.С. Степанов. -М.: Академический проект, 2001. 990 с.

163. Степанова, И.М. Фрагмент концептуального анализа слова ОГОНЬ Текст. / И.М. Степанова. // Материалы науч. конф. «Цыбиковские чтения 7» -Улан-Удэ, 1998. - С. 200 - 203.

164. Стернин, И.А. Лексическое значение слова в речи Текст. / И.А. Стернин. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1985. 171 с.

165. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. СПб.: Образование, 1996.- 180 с.

166. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений Текст. / Н.Д. Тамарчен-ко. М.: Академия, 2004. - 400 с.

167. Теория литературы. Том 3. Роды и жанры, (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 592 с.

168. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы Текст. / Л.И. Тимофеев. 5-е изд-е., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. — 448 с.

169. Тимофеев, Л.И. Слово в стихе Текст. / Л.И. Тимофеев / Вступ. ст. Б.П. Гончарова. 2-е изд., доп. - М.: Сов. писатель, 1987. - 420 с.

170. Тобуроков, H.H. Современная поэзия народов Сибири Текст. / H.H. Тобуро-ков.-М., 1986.-62 с.

171. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие Текст. / Б.В. Томашевский. М.: Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

172. Томашевский, Б.В. Стих и язык. Текст. / Б.В. Томашевский // Стиховедение. Хрестоматия. СПб.: Образование, 1996. - 180 с.

173. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифо-поэтического: избранное. Текст. / В.Н. Топоров. М.: Прогресс- Культура, 1995.-624 с.

174. Топоров В.Н. Пространство и текст Текст. // В.Н. Топоров. Текст. Семантика и структура. М., 1983. - С. 227-284.

175. Топорова, В.М. Концептуализация пространства в художественной картине мира Текст. / В.М. Топорова // Культурные концепты в языке и тексте: сб. науч. трудов. Белгород, 2005. - 164с. - С. 93-99.

176. Торшин, A.A. Произведение художественной литературы. Основные аспекты анализа: учеб. пособие Текст. / A.A. Торшин. М.: Флинта: Наука, 2006.-256 с.

177. Туденов, Г.О. Бурятское стихосложение. Ритмическая организация стихов Текст. / Г.О. Туденов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. - 168 с.

178. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка Текст. / Ю.Н. Тынянов // Стиховедение: Хрестоматия / Сост. J1.E. Ляпина. СПб.: Образование, 1996. -С. 57-65.

179. Тюпа, В.И., Фуксон, А.Ю., Дарвин, М.Н. Литературное произведение: проблемы теории и анализа Текст. / В.И. Тюпа, А.Ю. Фуксон, М.Н. дарвин. -Вып.1. Кемерово: Кузбасвузиздат, 1997. - 168 с.

180. Успенский, Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы Текст. / Б.А. Успенский. М.: «Искусство», 1970.-225 с.

181. Урбанаева, И.С. Монгольский мир: человеческое лицо истории: к междунар. фестивалю монголоязыч. молодежи Текст. / И.С. Урбанаева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1992. - 57 с.

182. Урбанаева, И.С. Роль религии неба и философии буддизма в развитии этнического самосознания бурят-монголов Текст. / И.С. Урбанаева // Материалы науч. конф. «Цыбиковские чтения 7» - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998. - С. 128-132.

183. Урбанаева, И.С. Человек у Байкала и Мир Центральной Азии: философия истории Текст. / И.С. Урбанаева. Улан-Удэ, 1995. - 288 с.

184. Федотов, О.И. Основы теории литературы Текст. / О.И. Федотов, в 2-х частях. 4.1. - М.: Владос, 2003. — 272 с.

185. Философский энциклопедический словарь / Подготовили A.JI. Грекулова и др.; Редкол.: С.С. Аверинцев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. -814 с.

186. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях Текст. / П.А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993.-324 с.

187. Фоменко, И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Текст. / И.В. Фоменко. Тверь, 1992. - 123 с.

188. Фоменко, И.В. Практическая поэтика: учебное пособие Текст. / И.В. Фоменко. М. Academia, 2006. - 192 с.

189. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра Текст. / О.М. Фрейденберг. / Под общ. ред. Н.В. Брагинской. М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

190. Хализев, В.Е. Теория литературы Текст. / В.Е. Хализев. М.: Высшая школа, 1999.-398 с.

191. Хамгушкеева, М.М. Лопсон Тапхаев Текст. / М.М. Хамгушкеева // Портреты писателей Бурятии. Улан-Удэ, 1997. - С. 99-105.

192. Холшевников, В.В. Основы стиховедения: Русское стихосложение: учеб. пособие для студ. филолог, фак Текст. / В.В. Холшевников. 4-е изд-е, испр. и доп. - СПб.: филолог, фак. СПбГУ ; М. Academia (Классическая книга), 2002-204 с.

193. Художественные традиции литератур Востока и современность: традиционализм на современном этапе Текст. : сб.ст. / отв. ред. В.И. Брагинский. -М.: Наука. АН СССР, Ин-т востоковедения; 1986. -332 с.

194. Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл Текст.: Материалы VIII Всероссийского научного семинара (28 апреля 2006 г.) / Под ред. проф. Н.С. Болотновой Томск: Изд-во ЦНТИ, 2006 - 210 с.

195. Цыренова, М.С., Дампилова, JI.C. Основные тенденции в развитии современной бурятской поэзии: учеб. пособие Текст. / М.С. Цыренова, JI.C. Дампилова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. - 142 с.

196. Чередниченко, В.П. Типология временных отношений в лирике Текст.: ав-тореф. дисд-ра филол. наук / В.П. Чередниченко. Тбилиси, 1997. - 41 с.

197. Чернейко, JI.O. Концепты Жизнь и Смерть как фрагменты русской языковой картины мира Текст. / JI.O. Чернейко // Филологические науки. 2001. -№5.-С. 50-59.

198. Чеснов, Я.В. Лекции по истории этнологии Текст. : учеб пособие / В.Я. Чеснов. М.: Гардарика, 1998. - 400 с.

199. Шобоева, М.К. Жанровое развитие бурятской лирической поэзии 60-80-е гг. Текст.: автореф. дисканд. филол. наук. Улан-Удэ, 1987.-21 с.

200. Эсалнек, А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: учебное пособие. Текст. / А.Я. Эсалнек. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 112 с.

201. Эткинд, Е.Г. Материя стиха Текст. / Е.Г. Эткинд. СПб., 1998. - 506 с.

202. Эпштейн, М.М. «Природа, мир, тайник Вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии Текст. / М.М. Эпштейн. М.: Высш. школа, 1990. -302 с.

203. Якобсон, P.O. Работы по поэтике Текст. / P.O. Якобсон. Переводы / Сост. и общ. ред. M.JI. Гаспаров. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

204. Янкевич, В.В. Концепт огня в культуре: смыслы и функции Текст.: дис. . канд. культурологии. СПб. -2003. -170 с.

205. Яссман, В.П. Образ мира личности: этническая картина мира Текст. / В.П. Яссман. Хабаровск, 2005. - 104 с.

206. Языковое сознание и образ мира Текст.: сб. ст. М., 2000 - 328 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.