Этнокультурные ценности калмыков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Бадмаева, Цаган Аркадьевна

  • Бадмаева, Цаган Аркадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Элиста
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 159
Бадмаева, Цаган Аркадьевна. Этнокультурные ценности калмыков: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Элиста. 2007. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бадмаева, Цаган Аркадьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ТРАДИЦИОННЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

1.1. Этнокультурные ценности: смысл и содержание понятия

1.2. Этнические константы в системе этнокультурных ценностей

1.3. Религиозно-антропологическое в системе этнокультурных 46 ценностей

ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКО-СВЕТСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КАЛМЫКОВ

2.1. Особенности калмыцкой культуры в контексте этнокультурного пространства

2.2. Важнейшие этнокультурные ценности калмыков

2.3. Реконструкция и оптимизация этнокультурных ценностей калмыков в условиях обновляющегося российского общества 120 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141 БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурные ценности калмыков»

Актуальность темы исследования определяется потребностью в разработке концептуального видения этнокультурных ценностей калмыцкого народа, анализе философских основ культурного наследия, направленного на сохранение и развитие этнокультурной самобытности. Исследование этнической культуры имеет большое значение в жизни современного человека, поскольку самоутверждение этнокультурных духовных ценностей становится той силой, которая способствует преодолению кризиса идентичности, порождённого глобализацией, и противоречивость социокультурной ситуации в России, в том числе, в Республике Калмыкия.

Российская Федерация представляет собой уникальное поликультурное пространство, сочетание цивилизационных, этнических и конфессиональных пластов. В стране формируется новая система ценностей. Культурная среда интенсивно насыщается заимствованиями, отличными от традиционных аксиологических форм. Многие культурные ценности прошлых поколений стали непонятны молодежи в результате неограниченных контактов с другими культурами, порою имеющими разрушительные последствия; реальными стали духовные противоречия между прошлым и настоящим. В связи с этим особую актуальность приобретает раскрытие особенностей формирования традиционных этнокультурных ценностей, их духовных и антропологических оснований.

В последние годы проблемы российских регионов привлекают все большее внимание не только политиков, общественных деятелей, но и философов. При этом чаще всего изучаются экономические, политические, управленческие аспекты регионального развития, в меньшей мере - этнокультурные аспекты. Эта проблема имеет особое значение для такого региона, как Калмыкия, которая 400 лет находится в Европе, в цивилизационном пространстве России. Духовная культура калмыков - результат многовековой истории своего существования, своеобразного переплетения этнокультур, языков, конфессий, она представляет собой уникальный пример толерантности и межкультурного диалога. Этнокультура калмыков - сложный, многомерный феномен, нуждающийся в специальном культурфилософском исследовании. Таким образом, актуальность диссертации связана с усилением интереса учёных к этнокультурным ценностям и их оптимизации в условиях модернизации России.

Важным фактором исследования особенностей этнокультурных ценностей калмыков выступает религия - буддизм как явление философского порядка. Несмотря на то, что рамках буддистской религиозной доктрины есть немало внутренних различий, буддизм создал нечто общее, свойственное только культуре калмыцкого народа, которая развивалась под его воздействием и влиянием. В настоящее время заметно возрождение исторических, культурных и религиозных традиций, возрастание их роли в жизни республики. В связи с этим, весьма актуальна проблема этнокультурной целостности, рассматриваемая в динамике и контексте духовной культуры калмыков.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблем этнокультурных ценностей является объектом интереса различных наук в связи с её многоплановостью. Теоретический фундамент изучения этнокультурных ценностей был заложен в работах западных исследователей, которые рассматривают культуру как способ регуляции жизни человека и социума (М.

1 2 3

Вебер , Э. Дюркгейм , Г. Зиммель), как предмет культурной антропологии (Б. Малиновский)4, как повод для критики современного западного общества (Н. Элианс)5, а также в сочинениях Н. Бердяева6, В. Библера7, В. Межуева8, П. Флоренского9 и других, реализовавших социально-философский и социологический подходы к изучению роли культурного фактора в общественном

1 Вебер М. Избранные произведения. - М., 1991. - С. 89.

2 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод в социологии. - М., 1990. - С. 91.

3 Зиммель Г. Избранное. Т. 1,2. М., 1996. - С. 65.

4 Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - M., 1996. - С. 279.

5 Элианс Н. Общество индивидов / Пер. с нем. - М., 2001. - С. 336.

6 Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии борьбы и национальности. - М., 1990. - С. 85.

7 Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. - M., 1991. - С. 289.

8 Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. - М., 1991. - С. 259.

9 Флоренский П.А. Итого // Соч. в 2 т. Т. 2 - М., 1990. С.341-350. развитии. Проблема философской антропологии, в связи с этнофилософией,

1 2 3 находит свое отражение в работах JL Леви-Брюля , К. Леви-Стросса , А. Лосева , Е. Шилза4, М. Элиаде5 и др.

1 О Q

Публикации А. Арнольдова, Б. Ерасова , Э. Орловой , А. Флиера и других содержат концептуальные основы культурной политики, раскрывают понимание ее целей и задач в современных условиях.

Современные исследователи подчеркивают необходимость анализа трансформаций, происходящих в различных областях социокультурной жизни народов Российской Федерации, особенно Южного федерального округа, в котором возрастание роли этнического фактора изменяет общую направленность развития страны (В. Авксентьев10, Б. Бичеев11, Л. Волова12, А. Дегтярев13, Г. Денисова14).

Философской базой исследования мифолого-религиозных основ этнического сознания калмыков служат работы известных теоретиков философии религии Г. Гегеля15, М. Мюллера16, Э. Ренана17, К. Тиле18 и др.; становлению религиозного комплекса посвящены работы Л. Васильева19, М. Кагана20, А. Романовой , М. Степанянц , Е. Торчинова , И. Яблокова и др. Взаимодействие

1 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1999. -С. 80.

I Леви-Стросс А.Н. Человек и культура. - М., 1961. - С. 30.

3 Лосев А.Ф. Очерк античного символизма и мифологии. - М., 1993. - С. 4.

4 Shils Е. Centre and Periphery // Polanyi M. (ed.). The Logic of Personal Knowledge: Essays. - London, 1961. - P. 41.

5 Элиаде M. Священное и мирское. - M.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 144.

6 Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. - М., 1997. - С. 31.

7 Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших уч. заведений. - М. 1996. - С. 480.

8 Орлова Э. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. - М., 1993.-С. 19-42.

9 Флиер А.Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994,- № 5. - С 14-25.

10 Авксентьев В.А. Демократия: конфликтность и толерантность. - Воронеж, 2002. - С. 402.

II Бичеев Б.А. Дети Неба - Синие Волки. Мифолого-религиозные основы этнического сознания калмыков. -Элиста, 2005.-С. 200.

12 Волова Л.А. Коммуникативные процессы в полиэтническом социокультурном пространстве. Автореферат дисс. докт. филос. наук. - Ставрополь, 2000. - С. 37.

13 Дегтярев А.И. Идеология национализма: социокультурный подход. Автореферат дисс. докт. филос. наук. -Ростов-на-Дону, 1998. - С. 42.

14 Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 237.

15 Гегель. Философия религии. В 2-х т. - М., 1977. - С. 573.

16 Мюллер. M. Введение в науку о религии. - М., 2002. - С. 279.

17 Ренан Э. Очерки по истории религии // Классики мирового религиоведения. - М., 1996. - С. 34.

18 Тиле К. Основные принципы науки о религии // Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. - М., 1996. -С. 144-196.

19 Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1994. - С. 432.

20 Каган M.C. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 414.

21 Романова А.П. Проблема религиозного в современном религиоведении. - Астрахань, 2000. - С. 54.

22 Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001. - С. 511.

23 Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. - СПб., 1998. -С. 384. буддизма с региональными формами религии нашло свое отражение в работах В. Андросова2, Э. Бакаевой3, Н. Жуковской4, К. Наднеевой5 и др.

Классическая доктрина буддизма исследована Ф. Щербатским6 и др. Из зарубежных авторов, обращающих внимание на формирование специального мировоззрения под влиянием буддизма, можно назвать К. Юнга, осветившего вопросы буддийской морали.

В XX в. роль буддизма, как философского мировоззрения, в развитии культуры калмыков исследовалась слабо и недостаточно. В числе исследований советского периода, в которых представлены различные точки зрения на отдельные периоды и события этнической истории калмыков, следует назвать работы JL Гумилева8, И. Златкина9, Н. Пальмова10, У. Эрдниева11 и др. Среди трудов современных авторов наибольший интерес для исследуемой проблемы представляют работы Г. Авляева12, М. Батмаева13, В. Дарбаковой14, В. Колесника15, А. Митирова16, В. Санчирова17 и др., раскрывающие генезис формирования этноса, его верований, материальной культуры, обусловленных особенностями образа жизни калмыков. Заслуживают внимания публикации, раскрывающие искусство буддизма (С. Батырева)18, архитектуру (Д. Пюрвеев)19.

1 Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994. - С. 224.

2 Андросов В.П. Буддизм: религия и философия // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. - М., 1985.-С. 130-152.

3 Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. - Элиста, 1994. - С. 128.

4 Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. - M., 1977.-С. 200.

5 Наднеева К.А. Буддизм махаяны в Республике Калмыкия (философско-культурологический анализ). Автореф. дисс. докт. филос. наук. - СПБ, 2001. - С. 36.

6 Щербатская Ф.И. Философское учение буддизма. - М., 1919. - С. 295.

7 Юнг К.Г. Психологический комментарий//Тибетская книга мертвых. - М., 1992.-С. 76-94.

8 Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. - М., 2002. - С. 384.

9 Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. 1635-1758.2-е изд. - М., 1993. - С. 332.

10 Пальмов Н.Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. - Астрахань, 1922.-С. 137.

11 Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. - Элиста. 1985. - С. 284.

12 Авляев Т.О. Происхождение калмыцкого народа. - Элиста, 2002. - С. 325.

13 Батмаев М.М. Калмыки в XYII-XYIII веках. События, люди, быт: В 2 кн. - Элиста, 1993. - С. 384.

14 Дарбакова В.П. Ламаизм в социокультурном пространстве этноса. Автореф. доктора культурологии. -Краснодар. 2002.-С. 17.

15 Колесник В.И. Последнее великое кочевье. Переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVII и XVIII веках. - М., 2003. - С. 70.

16 Митиров А.Г. Ойраты - калмыки: века и поколения. - Элиста, 1998. С. 384.

17 Санчиров В.П. "Илэтхэл шастир" как источник по истории ойратов. - М., 1990. - С. 40.

18 Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII - XX века. Опыт историко-культурной реконструкции. - М., 2005.-С. 155.

19 Пюрвеев Д.Б. Культовое зодчество калмыков в ХУП-Х1Х вв. // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. -Элиста. 1987.-С. 53.

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы этнокультурных ценностей показывает, что создана определённая теоретическая, методологическая и практическая база исследования. Вместе с тем, необходимо отметить отсутствие культурфилософского анализа этнокультурных ценностей в современных условиях, остается настоятельная потребность раскрытия их функций, роли и места в развитии и становлении калмыцкого этноса на новом историческом этапе.

Объектом диссертационного исследования являются этнокультурные ценности калмыков.

Предметом исследования выступает сущностная характеристика современных этнокультурных ценностей калмыков в эволюции.

Цель диссертационного исследования состоит в культурфилософском анализе этнокультурных ценностей калмыков, в уточнении их современного статуса.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Проанализировать смысл и содержание понятий «этнокультура», «этнокультурные ценности» как особые системы «культуры жизнеобеспечения» этноса.

2. Выявить сущностные характеристики этнических констант в системе этнокультурных ценностей.

3. Обосновать роль антропологических воззрений, добуддийских верований и буддизма в формировании калмыцких этнокультурных ценностей.

4. Охарактеризовать основные черты и особенности калмыцкой культуры.

5. Раскрыть важнейшие этнокультурные ценности современных калмыков.

6. Рассмотреть процесс конструирования современных этнокультурных ценностей калмыков.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили произведения классиков мировой и отечественной философской мысли, а также труды современных учёных, занимающихся изучением традиционных этнокультурных ценностей. Это позволило осуществить исследование избранной темы с учётом имеющихся в различных областях научного философского знания теорий и концепций.

Теоретико-методологической основой исследования явился аксиологический подход как один из основных для теоретического анализа этнокультурных явлений, обладающих ценностной природой. Использование данного подхода позволяет рассмотреть взаимосвязь человека и общества через культуру, определить ориентацию личности на общечеловеческие и этнические ценности и показать приоритет этнокультурного концептуального видения проблемы.

На основе общефилософского подхода анализируется динамика и особенности развития этнокультуры калмыков, описываются процессы формирования этноса, формулируются основные исследовательские категории. Важное место в исследовании занимает культурфилософский подход, позволяющий выявить объективную природу и сущностный характер формирования традиционной культуры, культурных ценностей калмыков, обусловливающих устойчивость, преемственность и самоидентификацию.

Исследование осуществлено на основе принципов историзма, этнологизма, диалектического соотношения общего, особенного и единичного, единства логического и исторического, системности, целостности и взаимодополняемости.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

- на основе анализа учений об этнокультуре уточнено содержание понятия «этнокультурные ценности», определена их многоплановость и подчёркнута особая роль в формировании «культуры жизнеобеспечения» этноса;

- выявлено, что «этнические константы» выступают парадигмальной формой традиционного сознания и формируются посредством трансфера ценностей этнической культуры, образуют центральную культурную тему, которая детерминируется стратегией «культуры жизнеобеспечения» этноса;

- показано, что религиозно-антропологическое в калмыцкой культуре, складывается из сочетания традиционных ценностей добуддийского миропонимания, буддийских воззрений, включающих в себя как философско-религиозное мировоззрение, культ, обычаи и традиции;

- установлено, что основные черты и особенности этнокультуры калмыков выражаются в гармоничном единстве и взаимосвязи ценностей древнемонгольской (добуддийской), ойратской (буддийской) и российской культур;

- исходя из монголо-ойратских культурных моделей, российских культурных традиций выявлены важнейшие этнокультурные ценности современных калмыков, составившие основу этнобуддийской культуры;

- показано, что процесс конструирования современных этнокультурных ценностей калмыков происходит через оптимизацию и реконструкцию традиционных ценностей, освоение мировых и российских культурных ценностей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультура представляет собой систему «культуры жизнеобеспечения» этноса включающая в себя следующие элементы: ритуалы и обряды, легенды, специфические элементы идеологии, символы, способы коллективного проживания и деятельности, а также этнокультурные ценности, включающие в себя религиозное мировоззрение и культ, этические взгляды и этикет, традиции и обычаи, специфические жанры искусства, архитектуру, систему охраны здоровья, жилищного уклада, формы межличностного общения. Благодаря преемственности, обеспечивается передача и усвоение основных культурных ценностей, их развитие и видоизменение с учётом социально-политических и социальноОэкономичеких условий. Сущностное ядро отражающее смысл этнической культуры составляют традиционные, исторически сложившиеся идеи, которые на протяжении исторического развития народа являлись доминантными и развивающими.

2. Этнокультура обеспечивает овладение этнокультурными ценностями посредством присвоения опыта, фиксированного в системе этнических констант как парадигмальной формы этнокультурного сознания. Этнические константы детерминируются стратегией «культуры жизнеобеспечения» этноса и включают в себя религиозные верования и практику, язык, общее понимание течения истории, общих предков, общую историческую родину. Центральная культурная тема калмыцкого этноса, состоит из следующих, наиболее значимых этнических констант: калмыцкий язык и традиционная письменность, буддизм, эпос «Джангар», фольклор, традиционная преемственность в знании своей родословной и осознание принадлежности к монгольскому миру. Древнейшей константой этнокультуры калмыков, определяющей стимул человеческого поведения, является сосуществование с природой и поиск упорядоченности окружающего мира.

3. Религиозно-антропологическая сущность этнокультурных ценностей калмыков заключается в синтезе добуддийского миропонимания, сложившегося из верований (в силы космоса и природы, в души умерших предков), обыденно-житейского сознания, мифов, ритуалов, культов и буддизма, привнесшего философское учение о карме, идею о преобразовании сознания силами самого индивида, комплекс верований и ценностей, повлиявших на самосознание этноса. Буддизм в данном случае представляет собой феномен более широкий, чем просто система верований. Он выступает своего рода регулятором, нормативно регламентируя духовную и этическую сферу деятельности общества. В результате сложного и противоречивого взаимодействия этнического и буддийского миропонимания ойраты приобрели общие черты этнобуддийской культуры.

4. Своеобразие калмыцкой культуры заключается в том, что она включает в себя три культурные доминанты - древнемонгольскую, ойратскую и российскую. Синтез древнемонгольской и ойратской картин мира обусловил основное содержание этнокультурных ценностей калмыков. Истоки калмыцкой культуры уходят в глубину веков общей монгольской истории и культурного бытия. Основу добуддийской культуры (период мифотворчества) составляет миф, суть которого состоит в том, чтобы сделать культуру эзотеричной, непроницаемой для представителей других культур. В период развития ойратской культуры эпический период) формируются основные черты калмыцкого этноса: честолюбие, стремление к власти и жажда свободы, толерантность, родовое сознание. Важным достижением ойратской культуры является создание эпического произведения «Джангар», в котором отражена не только эпическая героика, но и национальное самосознание и национальных характер.

В результате сложного и противоречивого взаимодействия добуддийского, буддийского и российского миропонимания, калмыцкая культура приобрела современные черты и особенности.

5. Основу современных этнокультурных ценностей калмыков составляют монголо-ойратские культурные модели, в рамках которых калмыцкой этнос приобрёл особенности этнобуддийской культуры, а также общероссийские культурные традиции. Высшие современные этнокультурные ценности калмыков фиксируются попарно: сила и справедливость, доблесть и честь, разум и долг. К ним также относятся: отвага, решительность, воинственность, самостоятельность, ответственность, верность, свободолюбие, терпимость, память о прошлом, оптимизм и др. Современная культура калмыков способствует формированию у личности уверенности в ценности собственной культуры, толерантности по отношению к другим культурам, стремлению к сотрудничеству и культурной интеграции.

6. Процесс конструирования этнокультурных ценностей осуществляется путём сохранения памятников традиционной культуры, возрождения религиозных духовных ценностей, реконструкции традиционной национальной письменности, национальной истории и философии, народной медицины, устного народного творчества и усвоения общемировых и общероссийских культурных ценностей. Оптимизации этнокультуры калмыков в условиях обновляющегося общества способствует память о прошлом, возвращение в жизнь традиций и обычаев, имеющих позитивные начала, ведущие человека к совершенству, а общество - к стабильности и гармонии. Важнейшей ценностью становится сам человек, способный к усвоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблемы места и роли этнокультуры в обновляющемся обществе, в разработке проблемы регионального развития и этнокультурной целостности в условиях современной России. Знания о современном состоянии этнокультуры, принципах её развития и функционирования в процессе оптимизации и реконструкции жизненных смыслов могут быть использованы в разработке теоретико-методологических основ философии культуры, философской антропологии, религиоведения, этнологии, а также применимы для дальнейшего развития философского, культурологического и антропологического исследования кочевых народах.

Теоретические обобщения и практические выводы могут быть использованы в учебных целях в системе вузовского и поствузовского образования для разработки в высшей школе специальных и вариативных курсов по специальностям «Философия культуры», «Религиоведения», «Теория и история культуры», «Культурология», «Регионоведение», в системе дополнительного образования.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и социологии Калмыцкого государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09.00.13 -Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения и выводы диссертации представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях и семинарах: Международная научная конференция «Россия и Восток. Философские проблемы геополитических процессов: Каспийский регион на рубеже III тысячелетия» (г. Астрахань, 2001 г.); Международная научная конференция «Монголоведение в новом тысячелетии» (г. Элиста, 2003 г.); Международная научно-практическая конференция «Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры» (г. Нальчик, 2004 г.); XIII годичное собрание Южного отделения РАО и XXV региональные психолого-педагогические чтения Юга России (г. Нальчик, 2006 г.) и др.

Основные положения и выводы диссертации отражены в 7 публикациях общим объёмом 12 п.л., в том числе одна статья опубликована в журнале, включенном в утвержденный ВАК Министерства науки и образования Российской Федерации перечень ведущих научных журналах и изданий.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 232 источников. Общий объем диссертации 159 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Бадмаева, Цаган Аркадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный философско-культурологический анализ этнокультурных ценностей калмыков, позволяет сделать ряд обобщающих выводов. Обосновывая понимание таких категорий, как «культура», «традиция», «этнос», «ценность», являющихся базовыми и общими, мы ввели такие понятия, как «этническая константа», «эпическое сознание», «центральная культурная тема этноса», в результате чего этнокультура калмыков выступает как самобытный феномен.

Этнос - это исторически сложившаяся социальная общность людей, являющаяся носителем оригинальной культуры, обусловливающей стереотип поведения, направленный на поддержание уникальной культурной модели, в течение длительного времени, развиваясь в определённом ландшафте, вырабатывает присущий только ей быт, мироощущение, миропонимание. В нормальных условиях каждая этническая общность хранит и лелеет собственную культуру, традиции, закреплённые, выраженные в своеобразных ценностях и институтах культуры. Культура этноса - материальная, непосредственно связанная с жизнеобеспечением, социальная и духовная - детерминируется, организуется, структурируется под влиянием стратегии его жизнедеятельности, Ч один из компонентов которой - «культура жизнеобеспечения» - включает в себя как рациональные, так и иррациональные элементы: ритуалы, легенды, специфические элементы идеологии.

Этнокультура калмыков предполагает выработку единой этнической картины мира, обеспечивает овладение ценностями окружающей среды, посредством присвоения опыта, фиксированного в форме центральной культурной темы этноса (системы этнических констант), детерминируемой, организуемой, структурируемой под влиянием стратегии жизнеобеспечения этноса. Без глубокого осмысления культуры этноса невозможно понять его духовно-нравственные ценности. Основным же является анализ текстов. Тексты играют роль теоретической базы, представляют собой квинтэссенцию определенной ценностной системы, демонстрируют схематический образ этнической картины мира, отражают ценностные константы и формируют

141 идеологию развития этноса в тот или иной конкретно-исторический период, дают этносу реальную возможность определить актуальные в данное время ценностные приоритеты. Этническая культура как единая система философско-культурологического требования включает в себя две стороны: нормативную и ценностную. Нормативные требования непосредственно предписывают желательные для общества образцы поведения. Ценностная же сторона способствует аргументации данных образцов поведения как необходимых для этнического общества и ее членов.

Калмыцкая культура состоит из двух доминант - древнемонгольской и ойратской. Смешение древнемонгольской и ойратской картин мира обусловило составной характер этнокультурных ценностей калмыков. Основные черты и особенности традиционного философского знания калмыков - обыденно-житейское сознание, элементы философии, мифы, медицина, народный календарь и многое другое основывались на традициях и философских взглядах, уходящих своими корнями ещё в добуддийский период. Основанием культуры является миф - суть которого состоит в том, чтобы сделать данную культуру эзотеричной. Период мифотворчества сменился эпическим периодом. Исследователи ойратского эпоса сходятся в своих выводах на том, что в эпических произведениях монгольских народов отражены не только эпическая героика, но и национальное самосознание, национальный характер.

Для понимания отправного этапа эволюции этнокультурных ценностей очень важно знать его религиозные верования - важнейший источник культуры любого народа. Развитие культуры ойрат-калмыцкого общества связан с распространением и утверждением буддизма, привнесшего такой комплекс идей и верований, который повлиял на светские и религиозные ценности ойрат-калмыков. Ойратская культура не просто создавала новый контекст для философских традиций тибетского буддизма, но и существенно трансформировала их, пропустив сквозь призму национальных мировоззренческих установок, соединила в себе культы, различные по происхождению, синтезировала в себе мифологические представления народа. Именно это предопределило специфику культуры этноса.

Под влиянием буддизма ойраты постепенно приобрели общие для всех них черты этнобуддийской культуры. Происходит не просто принятие инокультурных идей и концепций, созвучных национальной традиции, но их существенное видоизменение в соответствии с ценностными установками этнической картины мира. Буддизм как грандиозный социокультурный комплекс, включающий в себя как религиозное мировоззрение и культ, так и философские системы, этические взгляды, традиции и обычаи, специфические жанры искусства, методы практической деятельности и отношения к миру, несомненно, оказывает имплицитное влияние на формирование современного менталитета этноса.

На берегах Волги калмыки вступили во взаимодействие с другим иноэтническим языковым, религиозным и расовым окружением. Формируется молодой калмыцкий этнос из индивидуумов, говорящих на одном языке, имеющих одну мифологию, традиции, религиозный опыт, историю и территорию, общее понимание течения истории, общих предков, общую историческую родину. Кризисных времен и ситуаций, которые выпали на долю ойрат-калмыков, было более чем предостаточно. Это и уход части ойратов из Джунгарии в Россию (конец XVI - начало XVII вв.), и падение Джунгарского ханства (1757-58 гг.), исход из России и ликвидация Калмыцкого ханства (1771 г.), Октябрьская революция 1917 г. и гражданская война, депортация калмыцкого народа в Сибирь (1943-1956 гг.). Всё это определило специфику культуры этноса, структурируется центральная культурная тема калмыцкого этноса, состоящая из этнических констант: калмыцкий язык и традиционная письменность, культура жизнеобеспечения, буддизм, эпос «Джангар», фольклор, традиционная преемственность в знании своей родословной и осознание принадлежности к монгольскому миру. Память о прошлом - одна из важнейших составляющих этнокультурных ценностей калмыков.

Анализ реалий духовной жизни в современной Калмыкии показывает, что, несмотря на имеющиеся экономические, социальные, политические и иные проблемы, потребность в духовности, духовной культуре заметно возросла, одновременно происходит заимствование иноэтнических и интернациональных элементов, других ценностей, в результате чего этнокультура приспосабливается к современным ценностным ориентирам.

Проведённый анализ позволяет выявить важнейшие направления совершенствования этнокультурной и духовной жизни населения. Историческая судьба калмыков во многом определяется их приверженностью к духовным ценностям, которые были выработаны древними добудцийскими верованиями и которые вновь были переосмыслены ими сквозь призму буддийского учения. Современный калмыцкий этнос является результатом этой особой культурной традиции. Высшие ценности калмыков фиксируются попарно: сила и справедливость, доблесть и честь, разум и справедливость. К основным парам «калмыцких» ценностей соотносятся как общечеловеческие производные отвага, смелость, храбрость, решительность, воинственность, непобедимость, самостоятельность, ответственность, верность, свободолюбие, трудолюбие и др.

В жизни современного калмыцкого этноса можно выделить особенно следующие группы традиций: традиции, связанные с поклонением природным явлениям и объектам и, следовательно, с повышением экологической культуры людей; традиции культуры жизнеобеспечения, определяющие традиционные производственные занятия, быт, культуру; традиции, основанные на буддизме и касающиеся мировоззрения, нравственного поведения; традиции семейно-бытовых отношений, за счет возрастания роли женщин в семье и социуме, в ориентации на воспитание детей на традиционных, общечеловеческих ценностях.

Процесс возрождения этнокультуры идет в Калмыкии в двух основных направлениях: сохранение и восстановление памятников истории, бытовых, художественных народных традиций, с одной стороны, и усиление этнозащитных функций культуры, с другой. Необходимо формировать мотивацию к саморазвитию на основе этнической культуры; развивать историческую память; самобытность каждой личности; формировать национальное самосознание.

Калмыцкая этнокультура получила в последние годы новые импульсы для осмысления и развития, которые проявляются в активизации научной мысли, в обращении к своим истокам, истории, в постепенном оздоровлении духовной жизни в целом. В связи с этим возникает необходимость возвращения в жизнь традиций и обычаев, имеющих позитивные начала, ведущих человека к совершенству, общество - к стабильности, толерантности. Важно бережное отношение к традициям, сохранение этнических особенностей как органической части культуры. При этом включение мемориальных ценностей в современную культуру правомерно рассматривать как существенный фактор, обеспечивающий непрерывность социально-культурного прогресса. В современном калмыцком обществе слабость такого фактора этнической идентичности, как языковой показатель, компенсируется конфессиональной идентификацией.

Исследование показало, что в результате смены системы ценностей и приоритетов многих людей Калмыкии тревожит и беспокоит дискомфорт в национальном самочувствии. Речь идет об обычаях, привычках, традициях, психологии, этнокультуре, религии. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций требует особого внимания к традиционной национальной письменности, национальной истории, философии, народной медицине, родной природе, к устному народному творчеству. Решение задач этнокультурно ценностного развития современного общества невозможно без опоры на философско-культурологическую основу, уяснения специфики развития отдельных этнокультурных явлений. Опираясь на лучшие традиции, сберегая духовные основания и ценности, важно, тем не менее, наполнить их более глубоким философским смыслом. Интегрированное целостное знание о мире не может сегодня не включать в себя как составную часть также знание религии, основанное на её философско-культурологическом осмыслении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бадмаева, Цаган Аркадьевна, 2007 год

1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. - 299 с.

2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения.-Ставрополь. 1993.- 127 с.

3. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. 325 с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. - С. 317.

5. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. - 351 с.

6. Андросов В.П. Буддизм: религия и философия // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М.: Наука, 1985. - С. 130 - 152.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. - 253 с.

8. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. -М. 1997. 31 с.

9. Артановский С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып.З. № 20.1988. С. 23-31.

10. Арутюнов С.А. Этнические общности доклассовой эпохи // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М.: Наука, 1982. - С. 55 - 82.

11. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. - 245 с.

12. Ахаян Т.К., Кирьякова А.В. Ориентация и деятельность. М., 1991. - 160 с.

13. Бабаков В.Г., Семёнов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М., 1996. - 70 с.

14. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.

15. Бакаева Э.П. Добуддийские верования калмыков.- Элиста, 2003. -358 с.

16. Бакаева Э.П., Сангаджиев Ю.И. Культура жилища: этнические традиции и современные приоритеты у калмыков. Элиста, 2005. - 196 с.

17. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. - 292 с.

18. Батмаев М.М. Калмыки в XYII XYIII веках. События, люди, быт: В 2 кн. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. - 384 с.

19. Батмаев М.М. Социально-политический строй и хозяйство калмыков в XVII- XVIII вв. Элиста, 2002.

20. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII XX века. Опыт историко-культурной реконструкции. - М.: Наука, 2005. - 155 с.

21. Батыров Г.К., Седова Н.Н. Философские принципы исследования нации и национального. Волгоград. 2002.- 24 с.

22. Бахофен И. Материнское право // Классики мирового религиоведения. -М.,1996. С. 237.

23. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии борьбы и национальности. М., 1990. - С. 85.

24. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. - С. 63.

25. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991. - С. 289.

26. Бичеев Б.А. Дети Неба Синие Волки. Мифолого-религиозные основы этнического сознания калмыков. - Элиста: Изд. КалмГУ, 2005. - 200 с.

27. Бичеев Б.А. "Иткл" Обет Прибежища в буддизме. Традиционалистский ресурс психотехники в этническом сознании калмыков. - Элиста: Изд. КалмГУ, 2004.-80 с.

28. Бичеев Б.А. Этнообразующие константы духовной культуры западных монголов (ойратов). Элиста: Изд. КалмГУ, 2003. - 210 с.

29. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. 2-е изд. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. - 128 с.

30. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986. - С. 25.

31. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства. Екатеринбург, 2000. - С. 12.

32. Борманжинов М. Путь к истине. Краткий очерк буддийского (ламайского) нравственного учения // Orient. Вып. 2-3. Исследователи Центральной Азии в судьбах России. СПб., 1998. - С. 252 - 265.

33. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология // Акмеология. 2002. № 1.

34. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

35. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М.: Наука, 1982. - 316 с.

36. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии. -Новосибирск: Наука, 1981. 184 с.

37. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. -Новосибирск: Наука, 1980. 176 с.

38. Бэк JI. Текст и контекст в тематической разработке вопросов развития // Перспективы: сравнительные исследования в области образования, № 4, 2000. С. 5-24.

39. Васильев J1.C. История религий Востока. М., 1994. - 432 с.

40. Вебер А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема. М. 1999. - 283 с.

41. Вебер М. Избранные произведения. М. 1991. - 412 с.

42. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, М., 1997. - 480 с.

43. Вероисповедальная политика Российского государства.-М., 2006.-29 с.

44. Викторова JI.JI. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука, 1980.-224 с.

45. Викторова JI.JI. Основные этапы формирования монгольских этнических общностей // Проблемы алтаистики и монголоведения. Вып. 1 Элиста. 1974.

46. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму. Самара, 1998. С. 69-101.

47. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. Пг., 1923. - С. 33.

48. Владимирцов Б.Я. Образцы монгольской народной словесности. Л., 1926. -С. 7.

49. Водзинский Д.И., Кочетов А.И., Кулинкович К.А. Семейно бытовая культура. - Минск, 1987. - С. 225.

50. Волков Г.Н. Духовное просвещение. Чебоксары. 2006. - 2006 с.

51. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек».// Нар. Образование. 1997. №5. С.82.

52. Волков Г.Н. Этнокультурная направленность ценностных ориентаций // Гегярлт, № 1,2 2006. С. 12-19.

53. Выготский J1.C. Собрание сочинений. М., 1982-1984, Т. VI. - С. 5-56.

54. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. - 148 с.

55. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. - 448 с.

56. Гегель. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000. - 479 с.

57. Гегель. Философия религии. В 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - 532 с.

58. Гегель. Философия религии. В 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1977. - 573 с.

59. Герасимова К.М. Буддизм и онтология традиционных верований // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990. -С. 43-62.

60. Геше Тинлей. Сутра и Тантра драгоценности тибетского буддизма. - М., 1996.-С. 70.

61. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. - 96 с.

62. Гольман М.И. Изучение истории Монголии на Западе (XIII середина XX в.) -М.: Наука, 1988. - 223 с.

63. Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты. Автореф. . доктора философ.наук. М. 1997.48 с.

64. Горяев А.Т. Евразийство: «научный замысел» и практические реалии. М.Элиста. 2001.-103 с.

65. Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление: состояние проблемы и перспективы решения. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 357 с.

66. Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция) Автореф. дисс. докт. филос. наук. Ставрополь, 2003.-40 с.

67. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. -М.: Рольф, 2002. 384 с.

68. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М. 1992. -453 с.

69. Гумилев JI.H. С.И. Руденко и современная этнография аридной зоны евразийского континента // Этнография народов СССР. Л., 1971. - С. 6.

70. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993. - 520 с.

71. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -320 с.

72. Гуревич П.С. Культурология. Уч. пособие. М. 1996.- 288 с.

73. Гурий. Очерки по истории распространения христианства. Казань, 1915. -С. 32.

74. Давидович B.C., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-н-Д. 1979. -210 с.

75. Дарбакова В.П. Ламаизм в социокультурном пространстве этноса. Автореф. доктора культурологии.- Краснодар. 2002. 52 с.

76. Де-Вос Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация // Личность, культура общество. Современная психологическая антропология. М., 2001. С. 229-276.

77. Денисов Н.Г. Региональные субъекты социального развития: структура и функции. Автореф. доктора философ, наук. М. 1999. - С. 32.

78. Джагаева О.А. Россия Монголия: Очерк истории взаимоотношений в последней четверти XX в. - М.: Изд-во ИМЭ, 2003. - 136 с.

79. Динамика ценностных культурных ориентаций народов Калмыкии. Сб. научных трудов. Элиста. 2001. - 196 с.

80. Дорджиева Г.Ш. Социальная роль ламаистской церкви в Калмыкии (последняя треть ХУП-первая половина XIX вв. Дисс. канд. ист. наук.- М. 1976. 50 с.

81. Доусон К.Г. Религия и культура. СПб.: Изд. "Алетейя", 2001.-281 с.

82. Дробижев Л.М. Социальная и культурная дистанция.-М., 1998. 263 с.

83. Дробижев Л.М. Штрихи к национальному самосознанию русского народа // Русские. Этносоциальные очерки. М., 1992. - С.369.

84. Дубров Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. Казань, 1898. - С. 59.

85. Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник. 1. Элиста. 1976. - С. 26-47.

86. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод в социологии. М. 1990.- 156 с.

87. Житецкий И.А. Астраханские калмыки. Наблюдения и заметки. -Астрахань 1982. 95 с.

88. Жуковская H.J1. Калмыкия и калмыки в постперестроечное время (анализ республиканской прессы с сентября 1991 г. по ноябрь 1992 г.) // Этнографическое обозрение. 1993. - № 2. - С. 19.

89. Жуковская H.JI. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.-200 с.

90. Жуковская Н.Л. Критерии и символика традиционной культуры монголов. -М. 1988.

91. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии. Культура. Традиции. Символика. Учебное пособие М.: Наука, 2002. - 247 с.

92. Заметки о населении Калмыцкой степи Астраханской губернии // Известия Русского географического общества. 1873. - № 10. С. 351.

93. Зелинский А.Н. Буддизм.- М.,1989. С.117.

94. Зиммель Г. Избранное. Т. 1,2. М., 1996. С. 65.

95. Златкин И. Я. История Джунгарского ханства. 1635-1758. 2-е изд. М.: Наука, 1993.-332 с.

96. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста. 1999. - 90 с.

97. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.

98. Канг И. Критика чистого разума. М., 1994.

99. Карпухин О.И. Культурная политика.- М. 1996. 240 с.

100. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб, 1996. -288 с.

101. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М., 2003.

102. Каширин В.И., Каширина О.В. Социальное времяведение. Философский взгляд га проблему формирования общеевропейского пространства высшего образования. Ставрополь. 2006. - 111 с.

103. Кертман JI.E. История культуры стран Европы и Америки. М., 1997. - С. 14.

104. Клакхон К. Мифы и обряды: общая теория // Обрядовая теория мифа: Сб. науч. трудов. СПб.: Изд. Дом С-Петерб. гос. ун-та, 2003. - С. 157 - 176.

105. Классическая буддийская философия / Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. СПб.: Изд-во "Лань", 1995 - 544 с.

106. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодёжи: (теоретический аспект) // Культура. Политика. Молодёжь: Сб. науч. ст. М., 2001. Вып. 4,ч. 1.

107. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования // Социологические исследования. -1991. № 3.

108. Колесник В.И. Последнее великое кочевье. Переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVII и XVIII веках. М., 2003.-280 с.

109. Команджаев А.Н. Положение ламаистской церкви в калмыцком обществе // Orient. Вып. I. «Буддизм и Россия». СПб., 1992. - С. 145 - 151.

110. Кондаков И.В. Культура России. -М. 2000. С. 301.

111. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука, 1972. - 496 с.

112. Конрад Н.И. О смысле истории // Запад и Восток. М., 1972. - С. 469.

113. Котвич В.Л. Среди монгольских племен // Восток. Кн. 2. 1923. - С. 118125.

114. Крылов А. Умственное и нравственное развитие Донских калмыков. -Новочеркасск, 1873. С. 19.

115. Куканова Л.В. Республика Калмыкия: этнокультурные факторы модернизации общества // Вестник КИСЭПИ. № 2. 2000. - С. 173 - 186.

116. Кутушова К.В. Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков. Автореф. канд. культурологии. Краснодар. 2000. -16 с.

117. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России// СОЦИС.-1993.-№ 3.

118. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. -1994.-№ 5.

119. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999. -96 с.

120. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

121. Леви-Стросс А.Н. Человек и культура. М., 1961. - С. 30.

122. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. - С.30.

123. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.

124. Липкин А.И. Духовный кризис и национальное возрождение (Попытка культурно-исторического анализа): Философский очерк. Нижний Новгород. 1993.

125. Лобок А. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997. - 688 с.

126. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Опыты. Литературно-философский сборник. М., 1990. - С. 137 -173.

127. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

128. Лосев А.Ф. Очерк античного символизма и мифологии. М., 1993.

129. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. М., 1991. - С. 367.

130. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1 Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн. 1992.

131. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М. 1992.

132. Лыткин Г. Материалы по истории ойратов // Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. -Элиста, 1969. -С. 81 131.

133. Лурье С.В. Историческая этнология М.: Аспект-Пресс, 1997. - 446 с.

134. Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М. 1996.

135. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации её общих и локальных проявлений // Методологические проблемы этнических культур: материалы симпозиума. Ереван, 1978. - С. 86.

136. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. - С. 171.

137. Маслоу А. Обучение и высшие переживания // Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. - С. 182.

138. Межуев В.М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1992.№ ю.-С. 42-52.

139. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991. - 259 с.

140. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

141. Митиров А.Г. Ойраты калмыки: века и поколения. - Элиста, 1998. - 384 с.

142. Монголо-ойратские законы 1640 года, дополнительные указы Галдан-хунтайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши. СПб., 1880. - 143 с.

143. Мюллер. М. Введение в науку о религии. М., 2002.

144. Наднеева К.А. Буддизм махаяны в Республике Калмыкия (философско-культурологический анализ). Автореф. дисс. докт. филос. наук.- СПБ, 2001.- 36 с.

145. Наднеева К.А. Буддизм махаяны в Республике Калмыкия. Учеб. пособие. -Элиста: КГУ, 1994. 76 с.

146. Неклюдов С.Ю. Проблемы исторической эволюции монгольской мифологии // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. -М., 1978.-С.238.

147. Нефедьев Н.А. Подробные сведения о волжских калмыках. СПб., 1854.

148. Новолетов М.Г. Калмыки. Исторический очерк. СПб., 1884

149. Номинханов Д. Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. -Элиста. 1969.- 138 с.

150. Обрядовая теория мифа. СПб., 1993.

151. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., допол. М., 1999. - С. 182.

152. Ольденбург С.Ф. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918.

153. Орлова Э. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. М. 1993. - С . 19-42

154. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Правовые основы культурной политики России. -М. 1992. С.18-19.

155. Пальмов Н.Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Астрахань: Калм. гос. изд-во, 1922. - 137 с.

156. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности / А.Б. Панькин. -М.-Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006. 280 с.

157. Першиц А.И. Этнос в раннеклассовых оседло-кочевнических общностях // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982.

158. Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П. Слова, слова, слова. // Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 1. М. 1994. - С. 64.

159. План действий по политике в области культуры в интересах развития. -Стокгольм. 1998. С. 4.

160. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. Элиста, 1993.

161. Покровский М.Н. От кризиса ценностей к обретению нравственных ориентиров. Россия: поиск пути.- М. 1999.

162. Попов А. Краткие замечания о приволжских калмыках // Журнал Министерства народного просвещения. 1839. - Ч. XXII. С. 43.

163. Потанин Г.Н. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. СПб., 1893. - С. 74.

164. Прозрителев Г. Военное прошлое наших калмык. Ставрополь, 1912. - С.8.

165. Пюрвеев Д.Б. Культовое зодчество калмыков в ХУП-Х1Х вв. // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста. 1987.

166. Ренан Э. Очерки по истории религии // Классики мирового религиоведения. М., 1996.

167. Рогов М.Г. Соотношений понятий «мотив» и «ценность» // Вопросы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2001.

168. Романова А.П. Проблема религиозного в современном религиоведении. -Астрахань, 2000.

169. Сагатовский В.Н. Русская идея: Продолжим прерванный путь. Сер.: Россия накануне XXI века. Вып. 2. СПб., 1994. - 217 с.

170. Сайко Э.В. Этнос в общественном развитии / Э.В. Сайко, Д.И. Фельдштейн // Свобода и воля. Кишинёв, 1994.

171. Санджиев Н.Д. Этнокультурные факторы развития современной Калмыкии. Автореф. дисс. канд. культурологи. Краснодар. 2002. - 24 с.

172. Санчиров В.П. "Илэтхэл шастир" как источник по истории ойратов. М., 1990.

173. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Общ. ред. и вст. ст. А.Е. Кибрика. М., 1993. - 656 с.

174. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия.- JL, 1990.- 360 с.

175. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. №5.-С. 17-18.

176. Синягин Ю.В., Селезнёва Е.В. Проективная методика исследования аксиологической сферы личности // Мир психологии, № 3 (39), 2004. С. 138-147.

177. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Наука, 2001.-511 с.

178. Степанянц М.Т. Религии Востока и современность // Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век. М., 1985. - С. 43 - 71.

179. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. - 320 с.

180. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2002. - С. 381.

181. Тиле К. Основные принципы науки о религии // Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. М.: Канон+, 1996. - С. 144 - 196.

182. Токарев С.А. Аксиологический подход к культурной традиции // Советская этнография.- 1981.-№2.-С. 104.184. Томас Э. Будда. М, 2003.

183. Томпсон М. Восточная философия. М., 2002. - 379 с.

184. Топоров В.Н. "Дхаммапада" и буддийская литература // Дхаммапада. -Новосибирск, 2003. С. 35.

185. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1998. - 384 с.

186. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. JL: ЛГУ, 1968. - 124 с.

187. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М. 1980.

188. Ульянов И.И. Астраханские калмыки, их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нужды,- СПб. 1910.

189. Универсалии восточных культур. М.: Наука, 2001. - 431 с.

190. Урусбиева Ф. Метафизика колеса. Вопросы тюркского культурогенеза. -Сергиев Посад, 2003.

191. Фихте И. Назначение человека. СПб., 1905. - 133 с.

192. Флиер А .Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С 14-25.

193. Флоренский П.А. Итого // Соч. в 2 т. Т. 2 М., 1990. С.341-350.

194. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

195. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004. - С. 256.

196. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Изд. группа "Прогресс", 1992.-464 с.

197. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М., 2001. - 400 с.

198. Челеби Э. Книга путешествия. М., 1979. - С. 174.

199. Чернышев А.И. Общественное и государственное развитие ойратов в XVIII в. -М.: Гл. ред. вост. литература, 1990. 138 с.

200. Чурбанов В.Б. Новая культурная политика или новая культурная революция? М. 1993. - 59 с.

201. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные функции. М., 1993.181 с.

202. Шанин А.Н., Тавадов Г.Т. Личность в системе национальных отношений // Вестник МГУ, Серия 12. 1992. № 2. С. 16.

203. Шантепи де ла Соссе П. Учебник по истории религии / Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. М.: Канон+, 1996. - С. 197-215.

204. Швейцер А.Д. Культура и этика. Ч. 2. М., 1973. С. 10.

205. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1919. С. 3.

206. Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма. М., 1919. - 295 с.

207. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

208. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический Проект, 2001. - 240 с.

209. Элианс Н. Общество индивидов / Пер. с нем. М., 2001. - С. 336.

210. Эншлен Ш. Происхождение религии. М.: Наука, 1965. - 263 с.

211. Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста. 1985.-284 с.

212. Эррикер К. Буддизм. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2001. 304 с.

213. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. - 344 с.

214. Этнопсихологический словарь. М., 1999. - С. 26.

215. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и будущем // Вопросы философии. -2004.-№2.-С. 27.

216. Юнг К.Г. Психологический комментарий // Тибетская книга мертвых. -М., 1992.-С. 76-94.

217. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М.: Космополис, 1994.-224 с.

218. Ядов В.А. Социальный тип личности // Коммунист. 1988. № 10. С. 96104.

219. De Vos G. Role of Ethnicity in Social History // De Vos G., Romanucci-Ross L. (eds.). Ethnic Identity. Cultural Continuities and Change. Palo Alto, Calif., 1973. -P.9.

220. Eisenstadt St. N. Frameworks of the Great Revolutions: Culture, Social Structure, History and Human Agency // International Social Science Journal, August 1992. V. 44. - № 133. - P. 207 - 208.

221. Galushkin S.K., Spitsyn V.A., Graword M.N. Genetic structure of Mongolic -speaking Kalmuks // Human Biology. 2001, Dec. 73 (6). - P. 823 - 834.

222. Hofstede G. Cultures and Organizations. Sofware of the Mind. McGRAWHILL, N.Y., 1997.

223. Kirk G.S. Myth: Its meaning and functions in Ancient and other cultures. -Cambridge, 1970.

224. Mast R. Ethnicity and National Building // Wendel В., Freeman W. (eds.). Ethnicity and National Building. London, 1974. - P. 65.

225. Nanda S. Cultural Anthropology. Belmont, 1984. - P. 78.

226. Pye L. Politics, Personality and National Building: Burma's Search for Identity. -P. 187.

227. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973, p. 22.

228. Rudolph L.I., Rudolph S.H. The Modernity and Tradition: Political Development in India. Chicago; L., 1967.

229. Serruys H. Earley Lamaism in Mongolia // Orient Extremus. Jahrgang, 10, October 1963, Heft 2 (Viesbaden, 1963).

230. Shils E. Centre and Periphery // Polanyi M. (ed.). The Logic of Personal Knowledge: Essays. London, 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.