Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сыроватский, Яков Степанович

  • Сыроватский, Яков Степанович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 193
Сыроватский, Яков Степанович. Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Якутск. 1998. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сыроватский, Яков Степанович

Введение

Глава I. Исторические сведения о развитии национального единоборства саха "хапс

§ай" и его педагогическое значение

1.1. Историко-педагогические условия эволюции «единоборств»

1.2. Отражение «единоборств» в устном народном творчестве саха

1.3. Место и значение национального единоборства саха "хапсадай" в народном воспитании

Выводы

Глава П. Педагогическая сущность национального спортивного единоборства саха "хапс

§ай" и его роль в воспитании подрастающего поколения

2.1. Особенности национального спортивного единоборства "хапсадай" как средства воспитания

2.2. Развитие качеств личности хапсагаиста на основе техники и тактики национального спортивного единоборства "хапсадай"

2.3. Знаменитые хапсагаисты как личный пример воспитания

2.4. Роль "хапсадай" в воспитании борцов-юношей и в мировых спортивных достижениях народа саха

2.5. Воспитательные цели и задачи системы обучения и тренировок в национальном спортивном единоборстве "хапсадай"

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсагай"»

В условиях демократизации общества наблюдается пробуждение интереса каждого народа к собственной культуре, науке и истории, что отражает общественную потребность в восстановлении исторической правды, освещении незаслуженно забытого и отвергнутого, формировании целостной картины мира.

Не нуждается, очевидно, в доказательстве, что спортивные единоборства, по нашему мнению, как средство воспитания, развития, развлечения и т.д. далеко не исчерпаны. Ценность физических упражнений и спортивных единоборств, как средства воспитания признавалась классиками педагогической науки - Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинским, П.Ф. Лесгафтом и другими.

Возникновению и развитию физического воспитания и спорта посвящены работы Г.Д.Харабуги, 1953, 1969; Н.И.Пономарева, 1964,1970; Ю.С.Шоломицкого, 1963,1971; А.А.Стародубцева и др.

История развития физической культуры, национальных видов спорта как предмет исследования рассматривались многими педагогами (М.Ф.Бунчук, 1954; К.А.Кулинкович, 1967; В.П.Стакионене, 1957; В.К.Бакунас, 1961; М.А.Искандеров, 1961; Б.В.Санданов, 1964, 1970 и др.).

В ряде регионов России и государств СНГ (Татарстан, Бурятия, Хакассия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Грузия, Кыргызстан, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Молдавия и другие) разновидность спортивного единоборства - «борьба» и сегодня активно применяется для целей воспитания и физической подготовки детей и молодежи.

Успешно используются традиционные виды борьбы и в некоторых зарубежных странах - Болгарии, Монголии, Японии, Англии, Швейцарии, Испании, Македонии, а также у кельтских народов.

Специальные исследования и ряд диссертаций посвящены вопросам возникновения, развития и содержания национальных видов спортивной борьбы: Э.Т.Рагимов (1948), Н.Г.Керимов (1959 - 1962) посвятили свои исследования азербайджанской национальной борьбе "гюлеш"; Я.Ю.Абрамов (1950) исследовал таджикскую народную спортивную борьбу; С.Г.Туманян (1955) - армянскую спортивную борьбу "кох"; Н.П.Рудченко (1959) - узбекскую спортивную борьбу "кураш"; Ф.Е.Байман (1972) - киргизскую спортивную борьбу "куреш"; Руснак П.К. (1973) - молдавскую национальную борьбу "трынтэ" и др.

Н.И.Пономарев (1970) подчеркивает, что среди народов, населяющих Сибирь и Крайний Север, нет ни одного, у которого не культивировались бы физические упражнения. У якутов (саха), эвенков, коряков, ненцев, эскимосов и других народностей распространены; бег, прыжки, метания, борьба, стрельба в цель, игры и др.

В Республике Саха (Якутия) большой популярностью пользуется национальное спортивное единоборство "хапсарй". Это «единоборство» имеет огромное значение не только как средство, способствующее развитию массовости спорта среди населения, но и как важнейшее средство физического, нравственного и духовного воспитания детей и молодежи.

Национальная спортивная борьба "хапса§ай" как предмет для исследования и объект практического использования рассматривались: Н.Н.Тарским, Г.Г.Андросовым, В.П.Кочневым, Н.К.Ша-маевым, Л.А.Афанасьевым и др.

Но до настоящего времени ещё не изучен ряд вопросов, касающихся массового вида состязаний "хапсадай" у народа саха. Не исследована многовековая история, не изучена и не обобщалась техника национального спортивного единоборства "хапсадай", нет разработок и практических рекомендаций по основам методики обучения, тренировок; все это, естественно, сдерживает широкое развитие единоборства "хапсадай", его воспитательные возможности.

Актуальность проблемы, недостаточная ее разработанность в теории и истории педагогики, а также накопленный исследовательский материал определили выбор темы исследования: «Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсадай"».

Объект исследования - этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха (якутов) "хапсадай".

Предмет исследования - педагогическая сущность национального спортивного единоборства "хапсадай" как средства воспитания подрастающего поколения.

Цель исследования - обосновать этнопедагогические аспекты и значение национального спортивного единоборства саха "хапсадай"; раскрыть пути дальнейшего развития этого вида единоборств, как одного из основных средств воспитания подрастающего поколения. ^

В основу исследования была положена следующая гипотеза: педагогическая сущность национального спортивного единоборства "хапсадай" как средства воспитания подрастающего поколения может быть раскрыта и возрождена, когда:

- обосновывается социально - педагогический характер возникновения и развития национального спортивного единоборства "хапсадай";

- возрождается самобытная жизнь и деятельность народа саха, его материальная и духовная культура;

- определяется роль национального спортивного единоборства "хапсадай" как первоосновы развития вольной борьбы (современного международного спортивного единоборства) в Республике Саха (Якутия) и его воспитательное значение;

- разрабатывается система физического воспитания и подготовки учащихся-спортсменов, борцов (вольников) высшего спортивного мастерства на основе изучения и обобщения творческого наследия выдающегося педагога-исследователя из народа саха, заслуженного тренера ЯАССР, РСФСР, СССР Дмитрия Петровича Коркина, подлинного основоположника национальной школы единоборств и школы вольной борьбы в Республике Саха.

Для доказательства выдвинутых положений ставятся следующие задачи исследования:

1. Анализировать теоретический и практический материал об единоборствах народа саха, в частности, о национальном спортивном единоборстве "хапсадай".

2. Изложить краткую историю вопроса в тесной связи с общественно-культурной жизнью народа саха для определения педагогической сущности спортивного единоборства "хапсадай".

3. Разработать соответствующие положения и научно-практические рекомендации, касающиеся воспитательных аспектов техники, тактики, методики обучения и тренировки по национальному спортивному единоборству "хапсадай".

4. Определить место и значение национального спортивного единоборства "хапсадай" в системе физической культуры и физического воспитания народа саха на основе творческого наследия ДИКоркина.

Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в мире, о всестороннем развитии личности и об активной природе человека в познании жизни и самого себя, а также сравнительно-исторический подход к изучаемым вопросам и системный анализ материала; концепция ученых о социально-нравственном развитии личности на современном этапе.

При решении поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение архивных материалов и рукописей; анализ философской, исторической, этнографической, психолого-педагогической, методической литературы по теме; обобщение передового опыта; анкетирование и интервьюирование, беседа, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ итогов эксперимента.

Базой исследовательской работы явились детско-юношеские спортивные школы с. Чурапча и г. Якутска, республиканский центр подготовки олимпийского резерва (г. Якутск). Наблюдения по программе эксперимента проводились в естественных условиях на учебно-тренировочных занятиях по национальному спортивному единоборству "хапсадай", на народных праздниках - Ысыах, соревнованиях наслежного, улусного, республиканского масштаба с 1983 по 1997 годы.

Научное изучение национального спортивного единоборства саха "хапсадай" явилось продолжением исследовательской работы Д.П.Коркина, а также частью комплексной научно-исследовательской программы по изучению педагогического наследия Д.П.Коркина.

Исследовательская работа проводилась в три этапа с 1992 по 1997 годы.

1 этап (1992 - 1993 г.г.) - поисковый. Включал в себя выбор объекта и предмета исследования, определение цели и основных задач, разработку гипотезы, методики и плана исследовательской работы.

2 этап (1993 - 1996 г.г.) - основной. Главным его содержанием был сбор материалов по изучаемой теме и анализ литературных источников, рукописей и архивных материалов.

3 этап (1996 - 1997 г.г.) - заключительный. Включал систематизацию, обработку собранного материала; обоснование и формулировку основных выводов и предложений; оформление диссертации.

Новизна исследования заключается:

- в комплексном историко-педагогическом исследовании древнего народного обычая состязаний в "хапсадай". Впервые собраны, обобщены и введены в научный оборот материалы по национальному спортивному единоборству саха (якутов) "хапсадай";

- в определении роли (воспитательного значения) национального спортивного единоборства "хапсадай" как первоосновы развития вольной борьбы (современного международного спортивного единоборства) в Республике Саха (Якутия), а также его социально-педагогического характера;

- в разработке концептуального положения о национальном спортивном единоборстве саха "хапсадай" как средства воспитания подрастающего поколения;

- в обосновании системы физического воспитания и подготовки учащихся-спортсменов, борцов-вольников высшего спортивного мастерства на основе обобщения творческого наследия Д.П.Коркина, заслуженного тренера СССР, РСФСР, ЯАССР.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и предложения направлены на возрождение, дальнейшее сохранение и развитие национального спортивного единоборства саха "хапса§ай", а также на увековечение памяти основоположника национальной школы единоборств и школы вольной борьбы в Республике Саха (Якутия) Д.П.Коркина, выдающегося педагога-исследователя в области физической культуры и спорта. В исследовании разработаны педагогические основы национального спортивного единоборства "хапсадай" для воспитания подрастающего поколения. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по народной педагогике саха, в частности, специалистами в области теории и методики физического воспитания, а также преподавателями в спецкурсах по спортивным единоборствам в институтах физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических институтов, в публицистике и пропагандистской деятельности.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены реализацией комплексной программы исследования, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, тщательным и всесторонним анализом собранных материалов.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились путем выступлений автора на научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов (Якутск, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997), на международной конференции «Проблемы современных национальных видов единоборств» (г. Улан-Батор, Монголия, 1994), на Ш улусной научно-методической конференции, посвященной 100-летию Олимпийских игр (п. Нюрба, 1996), на встречах с тренерами спортивных единоборств, учителями физической культуры школ Чурапчинского, Таттинского, Усть-Алданского, Амгинско-го, Нюрбинского и Верхневшпойского улусов.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедр педагогики начального обучения; теоретических основ физвоспитания и гимнастики Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, на педагогическом совете Чурапчинской республиканской спортивной средней школы-интернат им. Д.П.Коркина и рекомендована к защите.

На защиту выносятся положения, раскрывающие педагогическую сущность национального спортивного единоборства саха "хапса§ай" как средства воспитания подрастающего поколения:

- социально-педагогический характер возникновения и развития национального спортивного единоборства саха "хапса§ай";

- фиксация в словаре языка саха, наравне с определением: «Хапсадай как вид национальной спортивной борьбы», и второго понятия: «Хапсадай - национальный вид единоборства, древнее боевое искусство саха»;

- возрождение национального спортивного единоборства "хапса$ай" как первоосновы всех видов спортивных единоборств в Республике Саха (Якутия), его воспитательное значение;

- система физического воспитания и подготовки учащихся-спортсменов, борцов-вольников высшего спортивного мастерства на основе изучения педагогического наследия Д.П.Коркина, заслуженного тренера СССР, РСФСР, ЯАССР.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, предложений, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сыроватский, Яков Степанович

Выводы

1. Бытовавшие в народе саха и передававшиеся из поколения в поколение своеобразные приемы национального вида единоборства "хайзсадай" до настоящего времени не собраны, не анализированы, не описаны. В связи с этим, не представлены народу саха.

2. В результате многолетних поисков нами обнаружены неопубликованные ранее научные исследования (в виде рукописей) по национальному спортивному единоборству "хапсадай" выдающегося педагога-исследователя из народа саха в области физической культуры и спорта, заслуженного тренера СССР, России, ЯАССР Дмитрия Петровича Коркина.

По проведенным исследованиям установлено, что специальные разработки Д.П.Коркина по основным вопросам теории и практики (техника и тактика, методика обучения и тренировок) национального спортивного единоборства "хапсадай" являются одним из самых ранних сохранившихся научных исследований. Следовательно, есть основания утверждать, что своеобразный богатый арсенал техники, тактические действия национального спортивного единоборства "хапсадай", а также методика обучения и тренировок до этих работ не подвергались анализу и описанию.

3. Учитывая, что в работе Д.П.Коркина описаны наиболее широко распространенные приемы национального спортивного единоборства "хапсадай", есть основания считать, что на их основе будут собраны разрозненные и вновь появляющиеся приемы.

4. Представленные нами дополненные описания техники, тактики национального спортивного единоборства "хапсадай", а также методика обучения, тренировок являются научно обоснованными и едиными для народа саха. Потому что дополненные описания подробно раскрывают целостную систему, особенности технических действий и тактику единоборства в их взаимосвязи. Следовательно, все это будет содействовать формированию сознательного усвоения, понимания и представления у занимающихся о технике "хапсадая" и ее основных элементах, а также создает условия наиболее тесного общения между учителем и учениками, занимающимися единоборством "хапсадай".

5. Все это поможет создать стройную систему с четкой классификацией приемов, принципами и методами; также поможет сделать ее способом не только физического, но и нравственного, духовного совершенствования человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Национальный вид единоборства "хапсадай" у народа саха, уходя своим происхождением в глубокую древность, имеет многовековую историю и составляет первооснову самобытной системы физического воспитания.

Материалы по истории национального вида единоборства "хапсадай" позволяют более полно ознакомиться с историей народа саха и подтверждают необходимость и наличие реальных возможностей по сохранению и развитию многовековых традиций, связанных с состязанием "хапсадай".

2. Самобытное, оригинальное единоборство "хапсадай" в комплексе народных средств физического, нравственного, духовного воспитания создавалось на протяжении многих веков и развивалось на основе изучения окружающей среды, в непосредственной связи с трудовой деятельностью.

3. Народ саха создал и сохранил для подрастающего поколения различного рода состязания, единоборства. В результате исследований установлено бытование двух видов единоборств: "хапсадай" - боевой вид единоборства; "курдаЬан тустуу" (борьба на поясах) - спортивный вид единоборства.

4. Национальный вид единоборства "хапсадай", как древнее боевое искусство саха, в силу непредвиденных обстоятельств в прошлом, было позабыто. В период возрождения истории, языка, культуры; развития и обогащения национальных традиций и обычаев народа саха происходит также возрождение и национальных спортивных видов единоборств, в том числе и состязаний по "хапсадай", как составной части национальной культуры.

5. Национальное спортивное единоборство народа саха "хапсадай" имеет богатый арсенал технических действий. Приемы и действия национального спортивного единоборства "хапсадай", дошедшие до нас с древнейших времен, ранее не были описаны, проанализированы и классифицированы на научно-педагогической основе.

6. В результате проведенного исследования изысканы и впервые представлены ранние рукописные разработки техники, тактики и методики обучения, тренировок по национальному спортивному единоборству "хапсадай" заслуженного учителя школы ЯАССР, отличника физической культуры, первого заслуженного тренера ЯАССР, заслуженного тренера РСФСР, СССР Д.П.Коркина.

7. Изученные и изложенные в диссертации основные технические действия национального спортивного единоборства "хапсадай" с учетом их воспитательных целей и задач являются бесценным педагогическим наследием выдающегося педагога-исследователя в области физической культуры и спорта из народа саха Д.П.Коркина.

8. Предлагаемая нами дополненная система обучения и тренировок по единоборству саха "хапсадай", составленная с научно-педагогической направленностью, апробирована и используется в творческой педагогической работе тренеров по спортивным видам единоборств и учителей физической культуры Республики Саха (Якутия).

9. Мировые достижения XX века представителей народа саха на международных аренах по спортивным единоборствам доказывают реальность и правомерность бытования в истории саха (якутов) национального вида состязаний "хапсадай" - "сахалыы хамсаныы", который займет достойное место в XXI веке.

10. Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства саха "хапсадай" составляют его социально-педагогический характер возникновения и развития, фольклор (устное народное творчество, героический эпос - олонхо), национальные виды игр и состязаний, система воспитания воина-боотура, народные физические упражнения, традиционная самобытная система воспитания в условиях Севера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сыроватский, Яков Степанович, 1998 год

1. Абрамов Я.Ю. Таджикская народная спортивная борьба. Автореферат. Л., 1950.

2. Абсалямов Г.Ш. Национальные виды спорта в РСФСР. -М., 1967.-32 с.

3. Алексеев С. Тустуу туЬунан санаалар // Эдэр коммунист. -1977. Ыам ыйын 15 кунэ.

4. Аммосов В. Саха былыргы оонньуулара // Ильич уоттара (Сунтаар). 1986. - Олунньу 15 к.

5. Андросов Г.Г ХапсадайдаЬан тустуу. Якутск: Якутское книжное издательство, 1963. - 59 с.

6. Антонов Н.К. Наследие предков. Якутск: Нац. кн. изд-во "Бичик", 1993. - 200 с.

7. Атаков Г. БилгэлээЬини билиммэккэ: (Хапсадайга Буучугурас бирииЬин иЬин I респ. турнир) // Коммунизм сардангата (УеЬээ Булуу). 1987. - Сэтинньи 26 к.

8. Афанасьев В.Ф. Педагогические идеи в якутском народном творчестве // Советская педагогика. 1960. - №3. - С. 120 - 125.

9. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск, 1971.

10. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книжное изд-во, 1979. - 184 с.

11. Афанасьев Л.-Тэрис. Эти-сиини эрчийии // Сахаада. -1996.-№6(10115).-13.02.

12. Афанасьев Л.-Тэрис. Олонхо уонна саха // ©луенэ сарсы-ардата. (Утро Лены). -1995 с. Ыам ыйын 25 кунэ.

13. Аянитов И. Хапсадайы киэн аартыкка // Эдэр коммунист. - 1977. - Бэс ыйын 15 кунэ.

14. Байдосов К.Р. Казахская национальная борьба. Алма-Ата, 1987. - 135 с.

15. Байман Ф.Е. Киргизская спортивная борьба "куращ" как одно из средств физического воспитания молодежи. Автореферат диссертации. Фрунзе, 1972.

16. Башарин Г.П. Обозрение историографии дореволюционной Якутии. Якутск: Якуткнигоиздат, 1965. - 72 с.

17. Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. -Якутск: Республиканское общество "Книга", 1994. 147 с.

18. Беляев И.В. Борцы в Древней Руси // Русская беседа. Т.2. -М., 1856.-С. 57-71.

19. Березкин И.Г. Археологические и этнографические материалы отдела истории дореволюционного прошлого. В кн.: Сборник научн. работ Якут. респ. краевед, музея им. Е. Ярославского. Вып. 3. - Якутск, 1960.

20. Благодаров В.П., Болобин JI.C. Молдавская национальная борьба. Кишинев: Гос. изд. Молдавии, 1956. - С. 3.

21. Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера. В кн.: Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 11. - М.-Л., 1949.

22. Боевое искусство планеты (научно-методический сборник).-М., 1991,1992.

23. Борисов А.С. Динамика духа // Республика Саха. 1996. -10 августа.

24. Борьба по-кельтски // Советский спорт. М., 1974. - №35.-СА

25. Босиков Н. КурдаЬыы саха былыргы тустуута // Кыым. -1991. - Бэс ыйын 10 кунэ.

26. Босиков Н. Курда1шы аатырбыт бухатыыра // Кыым. -1993. Муус устар 3 кунэ.

27. Босиков Н. Кустээх Даарыйа уола // Кыым. 1991. - Кулун тутар 2 кунэ.

28. Босиков Н. Тустуук, тренер, педагог // Сахаада. 1996. - 7 марта.

29. Вакарелски Хр. Етнография на България. София, 1977. - 676 с.

30. Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов. Якутск: Национальное издательство «Бичик», 1995. - 224 с.

31. Винокурова У.А. Сказ о народе саха. Якутск: Нац. кн. изд-во "Бичик", 1994. - 144 с.

32. Владимир Ефремов хапсадайдаЬан тустууга республика абсолютнай чемпиона. (Владимир Ефремов - абсолютный чемпион по борьбе хапсагай). - Кыым. - 1958. - От ыйын 5 кунэ. (5 июля).

33. Волков Н.Н., Кочнев В.П., Тарский Н.Н. Национальные виды спорта Якутской АССР. (Правила соревнований). Якутск: Якутское книжное издательство, 1960.

34. Встретились богатыри // Правда. 1983. - 25.09. - С. 8.

35. Габышев Н. Бедес аата дойду чиэ11э // Эдэр коммунист. -1977. - Олунньу 16 кунэ.

36. Гаврилов В. Непредсказуемый хапсагай: (С первенства респ. чемп. по нац. борьбе) // Социалистическая Якутия. 1988. - 5 февраля.

37. Гаврильев Е. Опыт курдук кеЬуннэ: (Спорт нац. керукгнэрин тустарынан) // Кыым. 1989. - Олунньу 10 к.

38. Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры. Орджоникидзе, 1980. - 127 с.

39. Говоров И.М. Будуруйбэт Мулдьу Беде. М., Якутск, 1938.

40. Гоголев А.И. Якуты. Якутск, 1993. - С. 105 - 107.

41. Гоголев З.В. Якуты перед приходом русских. В кн.: Материалы по древней истории Сибири. - Улан-Удэ, 1964. - 532 с.

42. Гориневский В.В. Культура тела. М., 1927. - 321 с.

43. Горохов К.И. Деятельность якутской экспедиции 1894 -1896 г. В кн.: Труды Якутского филиала. Вып. 1. (8). (Общественные науки). - Якутск, 1958. - С. 37 - 64.

44. Горохов К.И. Исследования и материалы участников якутской (сибиряковской) экспедиции ВСОРГО в 1894 1896 гг. в области этнографии якутов // В кн.: Из истории Якутии. XVII -XIX вв. - Якутск, 1965. - С. 52 - 75.

45. Гричашвили И. Кулачный бой // На рубеже Востока. -Тифлис, 1928. № 2. - С. 109 - 114.

46. Даль Вл. Ив. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 4. - М.: Русский язык, 1978. - 699 е., 1 портр.

47. Данилов В. Сахалыы сатаан тустуохха // Эдэр коммунист. 1966. - Балаган ыйын 18 кунэ.

48. Данилов В. Хапсадай туЬунан: (Хапсадайга туспа федера-цияны олохтуохха) // Кыым. 1989. - Атырдьах ыйын 6 к.

49. Данилов В. Хапсадайга суолта биэриэххэ // Кыым. 1989. -Баладан ыйын 21 к.

50. Долгунов B.C. Воспитание Человека // Истоки народной педагогики и проблемы современной школы. Мирный, 1993. - С. 27 - 29.

51. Дымов Ян. На ковре чемпионы (очерки о сильнейших советских борцах вольного стиля). - Якутск: Книжное издательство, 1985. - 240 е., ил.

52. Дымов Ян. И дружбой сильны богатыри. (Рассказы о сильнейших борцах мира). Киев: Издательство ЦК ЛКСМУ "Молодь", 1983.-272 с.

53. Евсеев С. Саха национальнай ооннъууларын сергутуеххэ. (Возобновить якутские национальные игры) // Ленин суола (Намцы). 1975. - 2, 9 декабря.

54. Ефремов В. Тустуукка субэм // Кыым. 1988. - От ыйын 26 кунэ.

55. Ефремов В. Ийэ айылдабытын утумнаан // Сахаада. 1994. -№35.

56. Завершилась юбилейная спартакиада Якутии // Советский спорт.- 1986.-№115.-С. 2.

57. Зарбуев Л. "Большой" хапсагай. (Соревнования по наци-он. видам спорта) // Социалистическая Якутия. 1962. - 26 июня.

58. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып. 1. Пг., 1916.-312 с.

59. Иванов В.Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии XVII XVIII в. - М.: Изд-во "Наука", 1974. - 187 с.

60. Иванов С. КиЬиттэн будуруйбэтэдэ // Кыым. 1970. - Ал-тынньы 10 кунэ.

61. Иванова Ю.В., Серов С.Я., Токаред. С.А. Заключение // Календарные обычаи и обряды стран зарубежной Европы. (Исторические корни и развитие обычаев). М., 1983. - С. 202 - 213.

62. Ионова О.В. Из истории якутского народа (первая половина XVIII века). Якутск, 1945. - С. 19, 69, 73.

63. Исторические предания и рассказы якутов. Ч. 1 2. - М.-Л., 1960.

64. История физической культуры. М., 1975. - 359 с.

65. Кардашевскай Т. Чурапчы спортсменнара (фотоальбом). -Чурапчы, 1993 с.

66. Карский Ф. Белорусы. Т. 3. М., 1916. - 557 с.

67. Керимов Н.Г.О. Азербайджанская народная борьба "Гюлеш" и ее связь с вольной борьбой. Автореферат диссертации. -Кировобад, 1959.

68. Комаров В. Интересные находки (оружие древних воинов найдено на территории Усть-Алданского р-на // Сельская жизнь. -1986. 20 февр.

69. Кондратьев А. Хапсадайы уйэтитии. (Увековечивание хапсагая) // Эдэр коммунист. 1979. - 4 апреля.

70. Константинов И.В. Материальная культура якутов XYTTT века. Якутск, 1971.

71. Константинов Н. Хапсадайбыт тодо инники кэскилэ су ох буолуохтаадый ? // Саха сирэ. 1996. - 17.02.

72. Константинов Н. Не отстать от каравана // Республика Саха. 1996. - 14 ноября.

73. Кочнев В.П. Национальные виды спорта ЯАССР. Правила соревнований. Якутск, 1975.

74. Кочнев В.П. Национальные виды спорта ЯАССР. -Якутск, 1980. 104 с.

75. Кочнев В. Утраченные позиции: (О пробл. развития нац. видов спорта в республике) // Социалистическая Якутия. 1981. -10 апреля.

76. Кочнев В.П. Игры, любимые всеми: (О дальнейшем разГ>витии нац. видов спорта в республике) // Социалистическая Якутия. 1982. - 12 февраля.

77. Кочнев В.П. Национальные виды спорта Якутской АССР. (Программа и методические указания для студентов отделения физвоспитания). Якутск, 1985.

78. Кочнев В.П. Правила соревнований по национальным видам спорта ЯАССР. Якутск, 1988.

79. Кочнев В.П. Якутия спортивная. Якутск: Национальное книжное издательство Республики Саха (Якутия), 1992. - 208 с.

80. Кочнев В., Ноговицын В. Национальные традиции для физического развития // Социалистическая Якутия. 1990. - 10 мая.

81. Кочнев В., Шамаев Н. На повестке дня возрождение. (Научн.-практ. конф. по вопросам развития нац. видов спорта, игр и развлечений в г. Якутске) // Социалистическая Якутия. - 1990. - 1 ноября.

82. Кочнев В.П., Шамаев Н.К. Изменения, дополнения к комплексной программе физического воспитания учащихся I XI классов общеобразовательной школы и методические указания к ним. -Якутск, 1992.

83. Ксенофонтов Г.В. Эллэйада // Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. Москва: Издательство "Наука", 1977.-247 с.

84. Кулаковский А.Е. Научные труды. Подготовили к печати: Н.В.Емельянов, П.А.Слепцов. (Рис. ИИПопова). Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.

85. Кун JI. Всеобщая история физической культуры и спорта. -М., 1982.-399 с.

86. Куреш собирает друзей // Советский спорт. М., 1987.3010.-С. 2.

87. Кычкин И. ХапсадайдаЬан тустууну сайыннарыахха. (Развить борьбу) // Кыым. 1960. - 26 сентября.

88. Кычкин И. Хапсадай сайдыыта бэйэбититтэн тутулуктаах. (А.Пахомов "Хапасадайга киэн суолу" диэн ыстатыйатын сэнэрии) // Кыым. 1989. - Атырдьах ыйын 31 к.

89. Ли-фу С. Буучугурас уонна Бычырдаан куустээх дьон // Кыым

90. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. Книга 4.-М.: АПН СССР, 1949.

91. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. Якутск: Кн. изд-во, 1983. - 120 е., ил.

92. Макаров Д. Хапсадай туЬунан есс© биирдэ (Еще раз о хап-сагае) // Кыым. 1966. - 18 ноября.

93. Манасыпов Ф. Батыры растут на селе // Известия. 1978. -04.04. - С. 6.

94. Мартынов А. Возвращение к истокам // Советский спорт. -М, 1978.-01.07.-С. 2.

95. Михайлов А., Соловьев Ф. Хапсадай кедун кууЬурдуеххэ // Сахаада. 1996. - Тохсунньу 18 кунэ.

96. Мифология народов Якутии // Сборник научных трудов. -Якутск, 1980.

97. Молодость древних игр // Советский спорт. М., 1985.1611.-С. 2.

98. Мостахов А. Хапасадай туЬунан ессе биирдэ. (Еще раз о хапсагае) // Сахаада. 1995. - 21 декабря.

99. Наука и спорт // Сборник обзорных статей (перевод с английского). Москва: "Прогресс", 1982. - С. 270.

100. Никифоров В.М. Военное искусство древних якутов (на материале преданий). В сб.: Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1991. - С. 150 - 157.

101. Никифоровский Н.Я. Очерки Витебской Белоруссии. (Этнографическое обозрение). Кн. 34. М., 1897. - № 3. - С. 21 - 66.

102. Николаев В. Быть ли хапсагаю ? (Проблемы возрождения хапсагая) // Социалистическая Якутия. 1989. - 1 июня.

103. Николаев Вл. Т. Хапсадай саха тустуута // Кэскил. -1992. - Тохсунньу 17 кунэ.

104. Николаев Вл. Хапсадай значит ловкость (Нац. виды спорта Якутии) // Молодежь Якутии. - 1967. - 21 декабря.

105. Николаев Г. Схватка по "хапсагаю" // Социалистическая Якутия. 1960. - 10 марта.

106. Николаев М.Е. Якутия на рубеже двух веков. Якутск, 1992. - 95 с.

107. Новиков А.А. Спортивная борьба (ежегодник). М.: Изд.: ФиС, 1971.

108. Новиков А.Г. О менталитете народа саха. Монография. -Якутск: Издательство Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия), 1995. 141 с.

109. Ноговицын В., Гаврильев С. Хапсадай бырааЬынньыга. (Республика туЬулгэтэ Ньурбада ыытылынна) // Кыым. 1990. -Тохсунньу 6 к.

110. Ням-Осор Л. Халх бехийн барилдаан. Улаанбаатар, 1964.- 119 с.

111. Ойунский П. А. Нюргун Боотур Стремительный. (Якутский героический эпос олонхо). Якутск: Кн. изд-во, 1975. -432 е., ил.

112. Окладников А.П. К истории этнографического изучения Якутии. В кн.: Сборник материалов по этнографии якутов. -Якутск: Якутское государственное изд-во, 1948. - С. 17 - 48.

113. Окладников А.П. Исторические рассказы и легенды нижней Лены. СМАЭ. Т. XI. - Москва-Ленинград, 1949. - С. 73 -109.

114. Окладников А.П. Из истории общественных отношений у якутов в ХУЛ в. ("Легенды о Тыгыне и историческая действительность") // Советская этнография. 1949. - №2. - С. 99 -118.

115. Олимпийцы (буклет). Якутск: Якутский обком ВЛКСМ, 1978. (Автор текста Анатолий Стручков, член Союза журналистов СССР).

116. Оросин К.Г. Нюргун Боотур Стремительный (богатырский эпос якутов). Вып. первый. Якутск, 1947. - 410 с.

117. Оросунскай И. Дьикти албастаах бедес // Эдэр коммунист. 1972. - Сэтинньи 1 кунэ.

118. Орсоев В. Бурятский "Сухарбан" // Советская Россия. -1987.-01.06.-С. 4.

119. Павлов И. Хапсадайдаа11ан тустууга киэвг аартыгы. (Широкую дорогу борьбе "хапсагай") // Кыым. - 1959. - Кулун ту-тар 15 кунэ (15 марта).

120. Пахомов А. Хапсадайга киэн* суолу // Кыым. 1989. -Ыам ыйын 28 кунэ.

121. Певгова Л.В. Национальные игры детей народов Севера. -Л., 1939.

122. Пекарский Э.К. Из преданий о жизни якутов до встречи их с русскими. С.-Пб., 1909.

123. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т. 3. Выпуск 10-13. Академия Наук СССР, 1959. - 311 с.

124. Пестряков Н. Редкая находка: железные мечи кылыс в Соттинцах // Соц. Якутия. - 1986. - 2 февраля.

125. Пестряков Н.С. Майадатта Бэрт Хара: Кэпсээдаэр (А.Д.Васильев уруЬуйа). Дьокуускай: "Бичик" нац. кинигэ кыЬата, 1993. - 56 с.

126. Петров М. Бухатыырдар Ньурбада терууллэр // Саха сирэ.- 1995 с. 12.04.

127. Пинигин П. Олимпада айан: Орто уонна улахан саастаах оскуола одолоругар. (Е.П.Неймохов литературнай суруйуута). -Якутскай: Кинигэ изд.-вота, 1984. 136 е., ил.

128. Пинигин П. Путь к Олимпу: Для детей среднего и старшего школьного возраста (литературная запись Е.П.Неймохова). -Якутск: Книжное изд.-ство, 1984. 136 е., ил. (на якутском языке).

129. Платонов Н., Григорьев А. ТуЬулгэдэ хапсадайдьыттар: (Хапсадайга респ. чемпионата: Якутскай) // Эдэр коммунист. 1989.- Ыам ыйын 26 к.

130. Платонов Н., Еремеев В. Хапсадай кебуеругэр 75 бедес: (Республика чемпионата) // Кыым. - 1988. - Тохсунньу 29 кунэ.

131. Платонов Н. Кебуергэ хапсадайдьыттар: (I Хомустаахха (Нам оройуона). ХапсадайдаЬан тустууга республика чемпионата) // Кыым. - 1990. - Алтынньы 20 к.

132. Платонов Н. КурдаЪан тустара // Эдэр коммунист. 1989.- Муус устар 23 кунэ.

133. Платонов Р. Из глубины веков: (Из истории нац. видов спорта). Молодежь Якутии. - 1980. - 21,23 октября.

134. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно в России. СПб., 1884. - 380 с.

135. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М., 1971. - 248 с.

136. Попов Б. СуИуехтээх будуруйбэт буолбат (Респ. хап-садайдаЬан тустууга чемпионатыттан бэлиэтээЬиннэр) // Коммунизм сардангата (УеЬээ Беулуу). 1987. - Тохсунньу 27, 29 к.

137. Попов В. Хапсадай (Хапсагай): (Нац. вид спорта) // Коммунизм сардангата (Верхневилюйск). 1979. - 14 июня.

138. Попов В. Маннык дьон уескээн ааспыттара (Жили такие люди: О сильных людях) // Санга олох (Чурапчы). 1981. -2, 4, 11 июля.

139. Попов В. Под стать Бучугурасу: (Респ. турнир по борьбе "хапсадай" на призы В.Степанова Бучугураса: Верхневилюйск) // Социалистическая Якутия. - 1990. - 20 декабря.

140. Попов Г.А. Якуты в XVIII веке. В сборнике трудов исследовательского общества "Саха Кэскилэ". Вып. 1. - Якутск, август 1925.

141. Постников К. На ковер приглашаются // Молодежь Якутии. -1991.-1 августа.

142. Преображенский С.А. Хапсадай на ысыахе // Неделя. -1980. №44 (октябрь). - С. 11.

143. Преображенский С.А. Борьба занятие мужчин. - М.,1979.

144. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.143 с.

145. Рагимов Э.Т. Азербайджанская народная борьба "Гюлеш". Автореферат диссерт. Л., 1948.

146. Рудченко А.П. Узбекская спортивная борьба "Кураш". Автореферат дисс. М., 1959.

147. Руснак П.К. Трынта. Кишинев, 1987. - 87 с.

148. Саввинов С. Адыста чемпионнаабыта // Кыым. 1971. -Тохсунньу 22 кунэ.

149. Саввинов С. Биллилээх бедес // Эдэр коммунист. 1973. -Сэтинньи 7 кунэ.

150. Саввинов С. Дьоннор седеллере // Эдэр коммунист. -1974. Баладан ыйын 4 кунэ.

151. Саввинов С. Чиэппэр куустээдэ // Кыым. 1970. - Алтын-ньы 9 кунэ.

152. Саввинов С.П. Хапсадай. Якутскай: Кинигэ изд-вота, 1978. - 96 с.

153. Саввинов С.П. Хапсагай. Якутск: Якутское книжное издательство, 1978.

154. Саломахин Ю. Когда затрубят герольды // Советский спорт. -1970. №214. - С. 4.

155. Санданов Б.Д. Физическая культура и спорт Бурятской АССР (1917 1967). Автореф. - Улан-Удэ, 1970.

156. Санданов Б.Д. Бурятские национальные виды спорта // Теория и практика физической культуры. №2. - 1964.

157. Саха сирин тустууктара (сборник статей). Якутск: Якуткнигоиздат, 1969. - 156 е., илл.

158. Сборник материалов по этнографии якутов. (Ответственный редактор Токарев С.А.). Якутск: Якутское государственное издательство, 1948. - 138 с.

159. Сборник трудов исследовательского общества "Саха кэскилэ". Выпуск 1. Якутск, август 1925.

160. Серошевский B.JI. Якуты (опыт этнографического исследования). М., 1993. - 736 с.

161. Сибиряков М. Тустууга сугуруйэбин. Якутскай: Саха сиринээди кинигэ издательствота, 1992. - 80 с.

162. Сибиряков М. Преклоняюсь борьбе. Якутск: Кн. изд-во, 1992.-80 с.

163. Сивцев Д.К. Омоллон. Якутский богатырский эпос -олонхо. - В кн.: Праздник якутской культуры. - Якутск, 1958. - С. 91-92.

164. Сивцев И.К. Былыргы куустээхтэр. Якутскай: Кинигэ изд.-вота, 1990. - 112 с.

165. Сказания о непобедимых (из героического эпоса народов СССР). Составила Н.Колпакова. Рисунки Н.Кочергина. Ленинград, 1962. - 182 с.

166. Слесарев Г. Богатыри готовят кушаки // Советский спорт. М., 1973. - 15.09. - С. 3.

167. Сомодотто. История трех версий о происхождении якутов // Молодежь Якутии. 1994. - 4 февраля.

168. Сорокин Н.Н. Спортивная борьба (учебное пособие для секции коллективов физической культуры). М.: Физкультура и спорт. - 1953.

169. Сорокин Н.Н Спортивная борьба. М., 1960.

170. Степанов В. Хапсагай // В сб: Спортивная борьба (ежегодник). М.: ФиС., 1985. - С. 66 - 68.

171. Стручков А., Неймохов Е. Восхождение на Олимп. -Якутск: Книжное изд-во, 1977. 56 е., илл.

172. Сумцов Н.Ф. Культурные переживания // Киевская старина. Т. 26. 1S89. - № 9. - С. 631 - 652.

173. Тарский Н.Н Правила по национальным видам спорта. -Якутск, 1955.

174. Терещенко А.И. Быт русского народа. Ч. 4; 5. М., 1848. -338 с.; 185 с.

175. Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1940. - С. 248.

176. Токарев С.А. Общественный строй якутов XVII XVIII вв. - Якутск, 1945.

177. Токарев С.А. Несколько данных XVII века о якутах и их соседях. В кн.: Сб. материалов по этнографии якутов. -Якутск, 1948. -С. 6 - 16.

178. Токарев С. Полвоны должны стать мастерами // Советский спорт. 1959. - 17.03. - С. 4.

179. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.-352 с.

180. Туманян Г.С. Армянская спортивная борьба. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1956.

181. Узбекские национальные виды спорта, физические упражнения и игры. (Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту). Т. 3. М., 1963. - С. 190 - 193.

182. Федоров А.С. ©бугэлэрбит оонньуулара / И.Ю.Пестряков ойуулара. Якутскай: Кинигэ изд.-вота, 1992. - 48 с.

183. Федоров А.С. Игры предков. Якутск, Книжное изд.-во, 1992.-48 с.

184. Федоров Е. Хапсадай сайдарыгар этиилэрим // Кыым. -1991. Бэс ыйын 11 к.

185. Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока (сборник научных трудов). Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1991,

186. Харитонов JI.H. Современный якутский язык (фонетика и морфология). Якутск: Гос. издатЯАССР, 1947.

187. Харитонов JI.H. Саха билигинтги тыла. 1 чааЬа. Фонетика уонна морфология. САССР Госиздата. Якутскай 1947. 311 С.

188. Харлампиев А.А. Борьба самбо (учебное пособие для секций коллективов физической культуры). Издание 4-е, дополненное. М.: Гос. изд-во "ФиС", 1959. - С. 312.

189. Хачкованян Г. Самбо на всех широтах. В ежегоднике: Спортивная борьба. - М.: ФиС., 1974. - 55 е., илл.

190. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. -Ленинград, 1969. 439 с.

191. Чесноков Б.М. Русская народная борьба. (Теория и практика физической культуры). М., 1955. - С. 842 - 847.

192. Чой А. Хапсадай кейге дьылдаланна дуо // Сахаада. -1995.-№29.- 10.08.

193. Шамаев Н.К. Народные традиции в физическом воспитании якутских детей. В кн: Из истоков народной педагогики якутов (материалы научно-практической конференции). - Якутск: РИО Госкомпечати Якутской-Саха ССР, 1992. - 120 с.

194. Шамаев Н.К. Воспитывающее значение вершины якутской фольклорной культуры олонхо // Логос, культура и цивилизация. - Якутск, 1993. - С. 58 - 59.

195. Шамаев Н.К. Изучение якутских национальных игр и развлечений будущими специалистами физического воспитания // Новые подходы в организации учебного процесса в университете. -Якутск, 1993. С. 148 - 149.

196. Шамаев Н.К. Эдэр ыччаты эт-хаан сайдыытыгар сахалыы ньымаларынан иитии. Дьокуускай, 1994.

197. Элашвили В.И. Народная система физического воспитания в Грузии // Институт этнографии. Краткие сообщения. Вып. 31. -М., 1939.-С. 76- 85.

198. Элашвили В.И. Традиции грузинской народной физической культуры и современность. Тбилиси, 1973. - 86 с.

199. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т. 21.

200. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Изд-во «Наука», 1974. - 402 с.

201. Эргис Г.У. О рукописи И.А.Худякова "Краткое описание Верхоянского округа (1868). В сборнике статей и материалов по этнографии народов Якутии. II. - Якутск, 1961.

202. Ядрихинскай П.П. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс бу-хатыыр: Оловгхо. Якутскай: Кинигэ изд.-вота, 1981. - 200 с., ил.

203. Ядрихинский П.П. Дьырылыатта Кыыс богатырка: Якутское олонхо. Якутск: Книжное изд.-во, 1981. - 200 е., ил.

204. Якутия спортивная (сборник материалов). Составители: Вл. Николаев, А. Стручков. Якутск: Якутское книжное изд.-во, 1971.

205. Якутские сказки. (Издание подготовил Эргис Г.У.). В двух томах. Якутск: Якуткнигоиздат, 1964, 1967. - 309 е., 284 с. (На якутском и русском языках).

206. Якутско-русский словарь. 25300 слов. Под ред. П.А.Слепцова. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1972.

207. Сахалыы-нууччалыы тылдьыт. 25300 . тыллаах. П.А.Слепцов редакциялааБынынан. "Советскай энциклопедия" из-дательствота. М., 1972.

208. Японская борьба сумо. М., 1965. - 16 с.

209. Ercegan М. La lutte en Yougoslavie // L'Histoire de la Federation Internationale de Lutte Amateur. Paris, 1962. p. 228 - 235.

210. La lutte en Espagne // L'Histoire . p. 80 - 87.

211. Rudin F. A percu historique de la lutte en Suisse // L'Histoire .-p. 198-205.

212. Steponaitis V. Lietuviv liaudies zaidimai ir pramogos. Vilnius, 1956. 178 s.

213. Stromlak P., Svensson S. La lutte en Suede // L'Histoire . -p. 190- 197.

214. Wishart A. La lutte en Angleterre // L'Histoire . p. 34 38.

215. Труды Коркина Дмитрия Петровичаа). Статьи, публикации Д.П.Коркина

216. Тустуу TyhymH еанаалар. (Мысли о вольной борьбе) // Эдэр коммунист. 1960. - Сэтинньи 13 кунэ (13 ноября).

217. Якутская национальная борьба хапсагай // Спортивная борьба (ежегодник). 1972. - С. 29 - 30.

218. Коркин Д., Кычкин И. Спортсмен урдук аатын сугэр туЬунан. (За высокое звание спортсмена) // Эдэр коммунист. 1972. - Кулун тутар 19 кунэ (19 марта).

219. Саха тустууктара дойду туЬулгэтигэр. (Якутские борцы на всесоюзном ковре) // Эдэр коммунист. 1973. - Бэс ыйын 29 кунэ (29 июня).

220. Солома кебуертэн садалаан . (Начали с соломенного ковра) // Сана олох (Чурапчы). 1976. - Олунньу 7 кунэ (7 февраля).

221. Кыайан-хотон эргиллшг ! (Возвратитесь с победой) // Санга олох (Чурапчы). 1976. - От ыйын 17 кунэ (17 июня).

222. Эрэлбитин толордулар. (Оправдали надежды) // Ленин-скэй знамя (Майя). 1976. - Атырдьах ыйын 26 кунэ (26 августа).

223. Коркин Д.П. Интервью: (Вольная борьба в Якутии) // Бэ-лэм буол. 1980. - Тохсунньу 1 кунэ (1 января).

224. Исследование технического действия в спортивной борьбе. Сборник материалов III респ. научно-практической конференции "Проблемы массового развития физической культуры и спорта в условиях Севера". - Якутск, 1982.

225. Маастарыстыбаны урдэтэргз, эдэрдэри иитэргэ. (Повысить мастерство, воспитывать молодежь: Интервью заслуженного тренера СССР) // Кыым. 1983. - Тохсунньу И кунэ (11 января).

226. Бастакы секцияттан садалаан. (Начиная с первой секции: Воспоминания заслуженного тренера СССР о развитии спорта в районе) // Сана олох (Чурапчы). 1984. - Олунньу 4 кунэ (4 февраля).б). Неопубликованные научные работы

227. К вопросу о возникновении якутской национальной борьбы "хапсагай" ("хапсадай"). Ожулун, 1956 г. .

228. К изучению правил состязаний по якутской национальной борьбе "хапсагай" ("хапсагай"). Ожулун, 1956 г.

229. Описание некоторых (основных) технических действий борца-хапсагаиста. Ожулун, 1956 г.

230. Тактико-технические действия в якутской национальной борьбе "хапсагай" ("хапсадай"). Ожулун - Чурапча, 1956 - 1964 г.г.

231. Совершенствование технико-тактических действий в якутской национальной борьбе "хапсагай" ("хапсадай"). Ожулун -Чурапча, 1956 - 1964 г.г.

232. О возрасте для начала занятий национальной борьбой "хапсагай" ("хапсадай"). Чурапча, 1960 г.

233. Экспериментальное изучение взаимосвязи технико-тактических действий единоборства "хапсагай" ("хапсадай") и вольной борьбы. Чурапча, 1971 - 1972 г.г.в). Статьи, заметки и публикации о Д.П.Коркине На языке саха

234. Афанасьев А. Тустуу туругурбут сирэ Чурапчы (Центр массовости борьбы - Чурапча) // Эдэр коммунист. - 1968. - Тохсунньу 5 кунэ.

235. Бетуруебуспут аатын урдуктук тутабыт: (ССРС, РСФСР уонна Саха АССР утуелээх тренерэ Д.П.Коркин) // Сайта олох (Чурапчы). -1990. Кулун тутар 27 кунэ.

236. Волков Н. Тренербит Коркин: (Д.П.Коркин аатынан бутун Союзтаады турниры керсе) // Кыым. 1988. - Баладан ыйа 23 кунэ.

237. Гаврильев Е. Педагог тренер // Кыым. 1965. - От ыйын 15кунэ.

238. Галин А. Чурапчы тереебут сирим. (Чурапча - родное место) // Кыым. -1968. - Атырдьах ыйын 21 кунэ.

239. Диринскэй Д. Торут буортан телкеленен: (ССРС, РСФСР уонна Саха АССР утуелээх тренерэ ДЛКоркин аатынан бутун Союзтаады турниры керсе) // Сана олох (Чурапчы). 1988. - Баладан ыйа 6 кунэ.

240. Диринскэй Д.Д. Терут буортан телкенен . (бастакы кинигэ). -Чурапчы, 1992. 102 стр.

241. Дмитриев Р. Сарсьпгнгыннан олорбута. (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Эдэр коммунист. 1985. - Сэтинньи 17 кунэ.

242. Дойдукуоп С. Албан аата ахтылла туру о // Забота Арчы. -1995. - Кулун тутар 30 кунэ. -7 с.

243. Ефимов Г. Олодо спортка: (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Эдэр коммунист. - 1987. - Сэтинньи 25 кунэ.

244. Ефимов Г.Д. Петрович: (Д.П.Коркин бирииЬигэр турниры керсе) // Бэлэм буол. 1987. - Сэтинньи 26 кунэ.

245. Иванов А. Мэлдьи ахтар киЪибит. (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Эдэр коммунист. 1985. - Сэтинньи 29 кунэ.

246. Дмитрий Коркин РСФСР утуелээх тренерэ. (Дмитрий Кор-кин - заслуженный тренер РСФСР) // Кыым. - 1967. - Алтынньы 14 кунэ (14 октября).

247. Дмитрий Коркин ССРС утуелээх тренерэ. (Дмитрий Коркин - заслуженный тренер СССР) // Кыым. - 1970. - Атырдьах ыйын 2 кунэ (2 августа).

248. Кычкин И. Икки чаас тустуу саалатыгар. (Два часа в зале борьбы) // Кыым. 1977. - Алтынньы 11 кунэ.

249. Кычкин И. Тренер аатын уйэтитэн: (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин кэриэкигэр турнир) // Кыым. 1985. - Ахсынньы 19 к.

250. Кычкин И. Албан аат бэйэтэ булбута: (Тренер Д.П.Коркин туЬунан ахтыылар) // Кыым. 1990. - Алтынньы 30 к.

251. Листиков И. Саха тустуутун аатырпыт тренер // Саха сирэ. -15.04.94.

252. Монреалтан Москвада: (Из Монреаля в Москву). Отрывок из книги Е.Неймохова, Д.Эверстова "Жизнь, посвященная вольной борьбе) // Коммунизм уоттара (Жиганск). - 1980. - От ыйын 19 кунэ.

253. Мординов А. Кини утуетэ улахан. (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Эдэр коммунист. 1985. - Ахсынньы 6 кунэ.

254. Неймохов Е.П., Эверстов Д.Д. Тустууга анаммыт олох. -Якутскай: Кинигэ изд.-вота, 1980. -120 е., ил.

255. Неймохов Е. Олимпиецтары иитэччи. (Воспитывает олимпийцев): Очерк о Д.П.Коркине // Хотугу сулус. 1979. - №6. - С. 91 - 109; №7.-С. 98-116.

256. Неймохов Е. Ураты дьиктини онгорбута. (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Эдэр коммунист. 1985. - Сэтинньи 22 к.

257. Окоемов С. Утуелээх тренер. (Заслуженный тренер). Очерк // Кыым. 1967. - Муус устар 11,13 кунэ.

258. Окоемов С.И. Утуелээх тренер. (Заслуженный тренер). В кн.: Коммунист сурэдэ. (Сердце коммуниста). - Якутскай: Саха си-ринээди кин. изд.-та, 1971. - С. 3 - 27.

259. Павлов И. Коркин оскуолата. (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Санга олох (Чурапчы). 1985. - Ахсынньы 17 кунэ.

260. Петров В. Чадылхай талаан этэ. (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Эдэр коммунист. 1985. - Ахсынньы 1 кунэ.

261. Преображенскай С. Олодум бэлиэ тугэннэрэ. (Д.П.Коркин туЬунан) // Кыым. 1987. - Сэтинньи 22 кунэ.

262. Постников К. Кеннеруллуехтээх итэдэстэрбит // Сахаада. -1991.- 14.08.

263. Постников К.С. " . Куус кыайарынан, сурэх бадатынан .". -Дьокуускай: "Бичик" нац. кинигэ кыЬата, 1995. 128 с.

264. Сайынаара У. Маарыкчаан ыччата. (Парень Марыкчана) // Эдэр коммунист. 1967. - Алтынньы 15 кунэ.

265. Ушницкай И. История страницаларыттан: (Кенгул тустуу ис-ториятыттан) // Эдэр коммунист. 1985. -Ыам ыйын 22,24,31 к.

266. Ушницкай И. Утуелээх тренери чиэстээЬин (Чурапчыга ССРС утуелээх тренерэ Д.П.Коркин чиэЬигэр комсомол обкомун би-рииЬин иЬин кенул тустууга турнир) // Эдэр коммунист. 1985. -Сэтинньи 15 кунэ.

267. Харитонов П. Умнуллубат кэмнэр: (Тренер Д.П.Коркин туЬунан) // Эдэр коммунист. 1989. - Алтынньы 13 кунэ.

268. Эверстов Д. Кыайыыга кынаттыыр кыЬа. (Кузница спортивных побед) // Санга олох (Чурапчы). 1976. - Олунньу 7 кунэ.

269. Эверстов Д. Тустууга анаммыт олох. (Жизнь, посвященная вольной борьбе) // Санга олох (Чурапчы). 1978. - Атырдьах ыйын 22, 24, 31 к.; баладан ыйын 2, 5 к.

270. Эверстов Д. Учуутал, тренер. (Учитель, тренер) // Бэлэм буол. 1978. - Баладан ыйын 3 кунэ.

271. Эверстов Д. Солуома кебуертэн садалаан. (Начиная с соломенного ковра) // Кыым. 1978. - Баладан ыйын 8 кунэ.

272. Эверстов Д. Yc олимпиец учуутала: (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Сайта олох (Чурапчы). 1985. - Бэс ыйын 18 ку-нэ.

273. Эверстов Д. Саха дьолугар тереебутэ. (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Санга олох (Чурапчы). 1985. - Ахсынньы 10 кунэ.

274. Эверстов Д. Дьолбутугар тереебутэ. (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Эдэр коммунист. 1985. - Ахсынньы 13 кунэ.

275. Эверстов Д. КиЬи киЪитэ этэ. (ССРС утуелээх тренера Д.П.Коркин) // Бэлэм буол. 1985. - Ахсынньы 19 кунэ.

276. Эверстов Д. "Уолаттарбын тустууга уерэт .": Утуелээх тренер Д.П.Коркин 65 сааЬын керсе // Саха сирэ. 1993. - Ыам ый-ьш 22 кунэ.

277. Коркин Дмитрий Петрович (некролог) // Савга олох (Чурапчы). 1984. - Кулун тутар 25 кунэ.1. На русском языке

278. Алексеев С. Кузница чемпионов // Индустрия Севера. 1977. -23 июня.

279. Галин А. Чурапча родное место // Советский спорт. - 1968. -11 августа.

280. Егоров В. Начало. (Заслуженный тренер СССР Д.П.Коркин) // Молодежь Якутии. 1985. - 28 ноября.

281. Егоров В. Звездный час. (Заслуженный тренер СССР Д.П.Коркин) // Молодежь Якутии. 1985. - 5 декабря.

282. Ефремов X. Школа Коркина. Маршрут олимпийских наград: Монреаль Чурапча // Советский спорт. - 1976. - 14 августа.

283. Ефремов X. Школа Коркина // Красное знамя (Хандыга). -1976. 24 августа.

284. Иваницкий А. Богатыри из Чурапчи // Комсомольская правда. 1969. - 25 июня.

285. Лейбзон Л. Быть ли Чурапче кузницей чемпионов ? // Правда. 1972. -11 октября.

286. Михайлов А. Поздравляем Дмитрий Петрович ! (О тренере Чурапчинской детско-спортивной школы Д.П.Коркине) // Молодежь Якутии. 1968. - 1 августа.

287. Мочанов А. Наследники. (Заслуженный тренер СССР Д.П.Коркин) // Молодежь Якутии. 1985. - 17 декабря.

288. На самом краю земли. (О развитии вольной борьбы в Якутии. О Д.П.Коркине и Р.Дмитриеве). В кн.: Арзамасцев В.Л. Олимпийцы живут в Бронницах. - М.: "Советская Россия", 1975. - С. 28 - 62.

289. Ноговицын В., Дмитриев Р. Клятва Коркина, или о подготовке спортсменов высокого класса // Советы Якутии. 1992. - 17 апреля.

290. Петрович" // Молодежь Якутии. 1985. - 7 января.

291. Пинигин П. Учитель. (Заслуженный тренер СССР Д.П.Коркин) // Молодежь Якутии. 1985. - 7 декабря.

292. Преображенский С. Не иссяк ли источник талантов знаменитой Якутской школы борьбы ? : Размышления заслуженного тренера СССР // Советский спорт. 1982. - 7 мая. - С. 3.

293. Приглашены почетными гостями // Эдэр саас. 1996. - 27.03.

294. Сафонов Н. Этот нелегкий путь к победам. (Заслуженный тренер СССР Д.П.Коркин) // Молодежь Якутии. 1985. - 10 декабря.

295. Степанов В. От ысыаха до Олимпиады (Тропа Коркина) // Индустрия Севера. 1984. - 18 мая.

296. Степанов В. Свет в окне. (О заслуженном тренере СССР Д.П.Коркине) // Полярная звезда. -1981. №6. - С. 75 - 79.

297. Струнин С. Якутские самородки // Советский спорт. 1967. -19 июля. - С. 2.

298. Супонев М. Посланцы алмазного края // Советский спорт. -1969. 14 июня.

299. Хохлачев В. Силачи из Чурапчи. (О якутских борцах) // Спортивная газета (Киев). 1979. -16 авг. (На украинском языке).

300. Шинкарев JI. Силачи из Чурапчи // Известия. 1969. - 21 мая.

301. Дмитрий Петрович Коркин. (Старший тренер по вольной борьбе). Некролог // Социалистическая Якутия. 1984. - 25 февраля.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.