Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Джалилова, Джамиля Комёбовна

  • Джалилова, Джамиля Комёбовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 170
Джалилова, Джамиля Комёбовна. Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2006. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Джалилова, Джамиля Комёбовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования социально-культурной традиции ислама как субъекта этнопедагогики

1.1. Историко-педагогический анализ социально-культурной традиции ислама как субъекта этнопедагогики.

1.2. Особенности влияния религиозных ценностей на динамику социально-культурных норм подрастающего поколения.

Глава II. Роль духовенства в формировании воспитательных и социокультурных традиций

2.1. Основные формы организации социокультурной деятельности духовенства.

2.2. Исламские традиции и обычаи в контексте социальных изменений.

2.3. Проблемы использования этнопедагогического потенциала духовенства в образовательной и воспитательной деятельности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогические основы социокультурной традиции ислама»

Появление и развитие принципиально нового вида образования, обозначившегося в нашей общественной практике как социально-культурная деятельность, наглядно свидетельствует об эффективной реализации многообразных интегративных процессов. В целом, эта тенденция является без сомнения, продуктивной.

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурологией и культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки и этнокультурологии исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. Предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

Исходя из такого понимания, особенно сегодня обращение к этнопедагогике с использованием социокультурной традиции ислама в образовании и воспитании подрастающего поколения имеет важное научное значение для Таджикистана.

На наш взгляд этнопедагогические ценности ислама особенно важны в период формирования личности, социализации детей, становления и закрепления мировоззрения.

Интерес к религиозной культуре и ее педагогическому потенциалу в образовательной сфере не случаен. Он обусловлен необходимостью использования религиозной культуры не только как источника содержания образования, но и как очень мощной системы, призванной вывести духовное образование на новый качественный духовно-нравственный уровень. Многие ученые отмечают, что взаимодействие институтов религии и светской системы образования поможет вернуть обществу обеспечивающие его жизнеспособность гуманистические и моральные устои. Но одно дело поставить проблему, другое найти средства, приемы, методы, способы реализации возможностей религиозной культуры в деле духовного воспитания подрастающего поколения.

Социокультурная деятельность открывает педагогике широкое пространство для реализации ее социальных функций, а педагогика придает развертывающимся здесь знаниям формирующую устремленность и развивающую направленность. Благодаря совместным изысканиям создаются предпосылки для лучшего понимания механизмов формирования личности в сфере свободного времени и более эффективного использования в этих целях разнообразных средств и методов организации культурного досуга, образования и воспитания.

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, сообщения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

В последнее десятилетие Таджикистан переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. В поисках путей выхода из этого кризиса в массовом сознании укореняется идея, что возможным средством преодоления его последствий является совершенствование духовно-нравственного мира человека. На этом фоне политики, культурологи, деятели культуры и широкая общественность все чаще обращаются в сторону социальных институтов, в частности институтов религии, имеющих исторический опыт духовно-нравственного влияния в обществе. К настоящему моменту сложилась ситуация, требующая этнопедагогического и этнокультурологического изучения воздействия религии на духовно-нравственные процессы в таджикском обществе.

Особый интерес теме исследования придает все возрастающая роль ислама в современном мире. То значение, которое приобрел и приобретает ислам, выступая не просто как религиозное мировоззрение, но как одна из форм цивилизации повышает научный и общественный интерес ко многим проблемам, которые помогают лучше понять принципы и особенности вероисповедования мусульман. В этом плане важную роль играет этнопедагогика. Смысл этнопедагогического воспитания - укрепление преемственности поколений, в конечном итоге осознание принадлежности к своим корням.

Духовенство представляет собой субъект этнопедагогики. Оно занимается воспитательной и созидательной социокультурной деятельностью и ориентировано на создание традиций и ценностей культуры. В связи с этим в Таджикистане происходит распространение и быстрый рост численности духовенства, характерный для нынешнего развития общественно-политической ситуации в Республике. Возрастает влияние духовно-образованных слоев общества на формирование массового сознания в целом и наличие у духовенства особых психолого-педагогических качеств, проявляющихся в их активности и стремлении к воспроизводству духовно- педагогических ценностей.

Данные качества предопределили роль духовенства при формировании социокультурных традиций в современный период.

Исходя из такого понимания, особенно сегодня обращение к этнопедагогике с использованием социокультурной традиции ислама в образовании и воспитании подрастающего поколения имеет важное теоретико-практическое значение и является весьма актуальной проблемой.

Степень разработанности проблемы. Известно, что в разных регионах бывшего СССР появились капитальные разработки (1,6,12,113) в том числе докторские (114) и кандидатские диссертации (4,14,15) по проблемам этнопедагогики. Но, социально-культурная традиция ислама не стала объектом специальных педагогических изысканий. Между тем, в исламе великолепно отражены идеи, нравы и обычаи тысячелетней давности. Их изучение дает возможность более четко представить себе роль этнопедагогических идей, обычаев и традиций в жизни последующих поколений, в том числе современных. Социокультурная традиция ислама наряду с другими направлениями этнопедагогических памятников -важнейший объект изучения для теории и практики педагогической науки.

Исламское педагогическое воззрение, исламская этнопедагогика, и в том числе его основная часть - духовенство, пока не привлекали внимания представителей научной педагогической мысли, общественных деятелей. Хотя, научное исследование проблем народной педагогики и системы народного воспитания началось в годы Советской власти (Г.Н.Волков, Я.И.Ханбиков, В.Ф.Афанасьев, Е.Н.Мединский, Н.А.Константинов, В.З.Смирнов, И.Ф.Шабаева). Народная педагогика в традициях Советского Востока, и тем более Средней Азии и Казахстана, по существу начала исследоваться только несколько десятилетий назад, о чем свидетельствует направленность многих диссертационных работ и других публикаций (А.Ш.Гашимов, А.Ф.Хинтибидзе, В.Х.Арутюнянц, Р.М.Шоров, З.М.Магомедова, Н.Битяева, Т.Таджибаев, И.Оршабаков, К.Камалиева, И.Б.Гуртуева, С.Темурова, А.Тагиев и др.).

Несомненный интерес представляют исследования К.Сецсамбаева, А.Муминова, М.А.Муратовой, Б.Кадырова и других, в которых рассматриваются проблемы использования устного народного творчества казахского и узбекского народов в семейном, патриотическом, нравственном, трудовом воспитании.

В книге А.Э. Измайлова (35) в популярной форме рассматриваются просветительские идеи в Средней Азии и народная педагогика. Народная педагогика - совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа, проблемы семьи, детей и родителей, педагогические воззрения народа на воспитание и обучение и т д. о роли духовенства в воспитании детей автор вымалчивает. В бывших национальных республиках СССР встречаются исследования такого характера. В кандидатской диссертации

И.Б.Гашимова (17) можно найти некоторые народные педагогические идеи.Характеризуя в целом работы, выполненные в разное время по этнопедагогике, мы должны отметить их важное значение в ликвидации пробела в этнопедагогических исследованиях, а также в решении конкретных задач воспитания определенных возрастных групп школьников в специфической социально-культурной среде и в конкретном национальном пространстве. Тем не менее, все еще актуальной остается проблема использования потенциала исламского духовенства в целях обеспечения наилучшего результата во всестороннем развитии детей и молодежи. В анализируемых этнопедагогических работах такая проблема не ставилась и она еще не была предметом специального исследования, хотя в последнее время значение и преимущества целостного подхода к объекту исследования неоднократно подчеркивались со стороны исследователей педагогических и культурологических наук.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н.Волков, автор монографий «Чувашская народная педагогика» и «Этнопедагогика». Труды этого исследователя выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики, они сыграли большую роль в формировании концепции народной педагогики вообще, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания, в частности.

Можно назвать еще ряд интересных региональных исследований важнейших проблем народной педагогики. Среди них заслуживает внимания работа А.Ш.Гашимова «Азербайджанская народная педагогика»(1970), в которой памятники народной педагогики рассматриваются как школа воспитания миллионов людей, отмечаются характерные особенности азербайджанской народной педагогики, анализируются народное представление о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Впервые дети как объект народного воспитания рассматриваются в книге В.Ф. Афанасьева (6), где автор характеризует народные традиции воспитания детей в семье, функции детской среды, взаимоотношения детей и взрослых, особенности воспитания девочек.

Концепцию народной педагогики в известной мере дополняет книга Ш.А.Мирзоева (Народная педагогика.-М.,1984) в которой рассматриваются народные словесные методы воспитания, особо выделяется роль родного языка как важнейшего фактора воспитания.

Анализ педагогических идей великих просветителей - ученых, поэтов, педагогов убеждает, что гуманистические народные идеи воспитания широко отражены в их трактатах о воспитании человека. В книге Авиценны «Ва Тадбири манзел» в разделе «Обучение и воспитание детей» много примеров из практики семейного воспитания, в «Памятниках минувших поколений» Бируни речь идет о традициях разных народов, в «Большой книге музыки» аль-Фараби приводит примеры из народной музыки, в «Книге просветления» и «Книге счастья» Носири Хусрав прославляет труд простых людей, творчество Абуабдулло Рудаки полностью перекликается с народным поэтическим творчеством.

Педагогические воззрения классиков таджикско-персидской литературы получили освещение в исследованиях Лутфуллоева М., Арипова М., Рахимзода X., Рахимова Б., Кадырова К.Б., Каримовой И.Х., а отдельные вопросы, педагогические и культурные традиции и обычаи, отражены в работах Сулаймони С., Давлатова М., Нурова М., Маджидовой Б., Юлдашевой М.Р. и других таджикских ученых.

Проблема этнопедагогической основы социокультурной деятельности в этих работах вообще не рассматривается. Следует отметить, что при всем реальном культурном потенциале духовенства на сегодняшний день, его потенциал как воспитательного феномена недостаточно изучен и вследствие этого до конца не реализуется.

В процессе анализа истории и теории вопроса приходилось опираться на общефилософские, социально-педагогические, аксиологические, культурологические исследования, опосредованно затрагивающие те или иные аспекты проблемы. Исследования роли духовенства в обществе также предпринимались некоторыми учёными в рамках диссертационных работ. Однако практически не осуществлялось попыток вычленения психолого-педагогических качеств духовенства, обуславливающих её культурно-досуговую активность, а проблема внутренней мотивации культуросозидающей деятельности духовенства не получила научного обоснования.

До сих пор деятельность духовенства как субъекта формирования социокультурной традиции вообще не привлекала специального внимания исследователей различных наук. Однако, многими учёными уделялось внимание проблемам организации общественных просветительских движений (джадиды, младобухарцы.). В последствии была изучена деятельность отдельных просветителей (Дониш, Хайрат, Садри Зиё.). На протяжении многих веков в роли такого субъекта выступало духовенство. Не составляя большинства в количественном отношении, оно оказывало и продолжает оказывать огромное влияние на формирование массового сознания в целом.

Важность разработки указанного вопроса определяется следующими причинами. После октябрьской революции стал формироваться негативный взгляд на место и роль духовенства в культурной жизни страны. Пошатнулся статус духовенства в качестве идейного вдохновителя и организатора прогрессивных начинаний общества, его нравственной опоры. Просветительская деятельность как основная функция духовенства утратила своё первоначальное значение. Все это породило ряд противоречий, связанных с двойственностью положения духовенства, органически всей своей природой, связанной с процессом формирования культурных ценностей, и одновременно оторванной от своих исторических корней. В этой связи рассмотрение механизмов этнопедагогических традиций в среде духовенства может помочь в преодолении духовной апатии, оптимизации жизненных устоев современного духовенства и переосмысления значимости ее культурно-досуговой деятельности.

Социально-досуговая деятельность населения Таджикистана характеризуется огромным влиянием ислама, который наряду с традиционными функциями принимает на себя воспитание нравственных ценностей. Для верующих, культурно-досуговая деятельность веками закрепляла незыблемый приоритет старших в сохранении нравственных устоев общества и толковании принципов воспитания. Однако в силу исторически сложившихся особенностей этого региона, развитие культурно-досуговой деятельности среди верующих приобрело кризисное состояние. Это явилось следствием недооценки развивающегося потенциала социокультурной деятельности, негативного отношения ко многим его традиционным формам, отсутствия традиций приоритета различных видов отдыха, сохранения глубоких различий в характере и содержании досуга различных слоев, в особенности мужчин и женщин.

Сложность состоит в том что, во-первых, не существует теоретических основ моделирования воспитательной деятельности духовенства, во-вторых, не разработаны воспитательные технологии ислама с современной позиции, не выделены элементы воспитания в контексте различных видов социально-культурной деятельности, не рассмотрены психолого-педагогические механизмы воздействия духовенства на личность. В этой связи возникновение проблемы данного исследования обусловлено рядом противоречий:

-между имеющимся воспитательным потенциалом духовенства и не разработанностью теоретических основ и прикладных аспектов его реализации в процессе развития личности и общества; -между многообразием видов социально-культурной деятельности, имеющих свои воспитательные особенности, и невозможностью педагогически обоснованного выбора методов осуществления воспитательной деятельности;

-между необходимостью реализации воспитательных задач в социально-культурной деятельности и недостаточной подготовленностью специалистов сферы социально-культурной деятельности к их решению; -между потребностью в специалистах, владеющих воспитательными технологиями религиозной деятельности и не разработанностью содержания и методики воспитания личности средствами социально-культурной деятельности.

Объектом исследования послужили этнопедагогические основы социально - культурной традиции.

Предметом исследования являются этнопедагогические основы в исламской культуре.

Цель исследования состоит в раскрытии и определении традиционных форм воспитания и образования в исламской культуре. Согласно вышеотмеченной цели мы попытались решить следующие задачи:

Задачи исследования: -выявление культурных традиций ислама и их отражение в социокультурной деятельности;

-определение особенностей социокультурной деятельности подрастающего поколения;

-анализ существующего состояния теории и практики в части межкультурных отношений;

-характеристика отношения духовенства к этнопедагогике;

-изучение состояния социокультурной деятельности религиозных социальных институтов и определение их социокультурных функций на современном этапе.

-раскрытие основных подходов социокультурной политики Таджикистана в активизации духовенства.

Гипотеза исследования: В определении цели и задач исследования мы исходим из основной гипотезы предполагающей, что культуросозидающий потенциал духовенства может способствовать обогащению этнопедагогической практики при условии выявления характерных психолого-педагогических качеств духовенства как субъекта социокультурной деятельности. Гипотеза исследования также исходит из того, что при самом успешном развитии в начале XXI в. научных основ этнопедагогики для народов, исповедующих ислам, решающим фактором воспитания останется этнопедагогика основанная на традициях мусульманской религии. Следовательно, совершенствование системы воспитания и организации досуга правомерно осуществлять посредством традиционных норм досуга, который, сохраняя верность идеологии ислама, будет последовательно обогащаться достижениями науки в области человекознания. В первую очередь - это:

-использование опыта успешно развивающихся стран, где культурные исламские традиции эффективно соединяются с широким использованием в экономике, образовании и воспитании - достижений научно-технического прогресса начала XXI века;

-преобладание недооценки средневековых ценностей этнопедагогики и внедрение активно-развивающих форм образовательной и воспитательной традиции.

Информационно-эмпирическую базу диссертационного исследования составляют данные социологических исследований проведенных в Научно-Исследовательском Институте культуры и информации при Министерстве культуры Республики Таджикистан, Центре культурологии Республики

Таджикистан, Таджикском государственном педагогическом университете им. К. Джураева в 2000-2006гг. по выборке духовенства и подрастающего поколения, результаты анализа научных публикаций по проблеме.

Теоретико-методологическая основа исследования: методологическую основу диссертационного исследования составляют виталистские принципы культуроцентричности ценностной детерминированности поведения в социальной сфере.

Теоретической основой диссертационного исследования являются: 1 .Виталистские идеи феноменологии М.Вебера и интегративной социологии Н. Сорокина, положения концепции жизненных сил, социальной и индивидуальной субъектности человека.

2.Социология повседневности, анализирующая смысл и значение человеческого поведения применительно к повседневной практике (Э. Гуссерль, А. Бертсон, А. Шютс, П. Бергер, Т. Лукмон).

3.Учения, принадлежащие исламской социально-философской мысли, прежде всего положения, религиозно-философского и социокультурного идеализма, раскрывающие национальную специфику этнопедагогики и культурного развития.

Важной методологической предпосылкой исследования стала идея возможности и необходимости интеграции в этнопедагогике социокультурной деятельности, непреходящих ценностей ислама и достижений современного человекознания, что не только не ущемляет, а обогащает гуманистические традиции мусульманской религии и морали.

Методологическую и методическую основу исследования предопределили средневековые трактаты по педагогике и философии, идеи ученых-исламоведов, касающиеся своеобразия исламской культуры, труды современных ученых, позволившие увидеть проявление общечеловеческих принципов социокультурной деятельности в специфических условиях светского государства.

Ценными представляются выдвинутые положения о путях реформирования системы образования и воспитания, модернизация их содержания с учетом требований Конституции суверенного государства и законов Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национальной школы Республики Таджикистан» и другие директивные документы, принятые в Таджикистане, с учетом социально-экономического и духовного развития общества.

Методы исследования.В процессе исследования использовался комплекс методов: системный, теоретический, исторический анализ; изучение и обобщение культурных потребностей подрастающего поколения и духовенства; моделирование; социологический эксперимент; метод экспертных оценок; анкетирование, интервьюирование; анализ практической деятельности.

Этапы исследования.

Первый этап (2000-2002гг.)- изучение и анализ научной литературы по проблемам ислама, образования и культуры; изучение опыта деятельности религиозных и социокультурных учреждений; изучение и анализ научной литературы по этнопедагогике и культурологии.

Второй этап (2003-2004гг.)- проведение опытно-экспериментальной работы по изучению культурных потребностей различных групп подрастающего поколения и духовенства; воспитательный потенциал ислама; обобщение результатов исследования.

Третий этап (2005-2006гг.)-участие в подготовке концепции развития культуры Таджикистана; концепции духовного развития Таджикистана; программы и прогнозирования социально-культурной деятельности; планы-мероприятий координации образовательных и социокультурных учреждений с религиозными учреждениями и организациями.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые в педагогической литературе сделана попытка раскрытия и определения этнопедагогической основы исламской социокультурной традиции. В исследовании в научный оборот был включен значительный массив культурологических и педагогических фактов, которые никогда ранее не были предметом изучения как в педагогике так и в теории культуры и исламоведении.

Исследование позволило раскрыть этнопедагогику в мире ислама, где религиозные, государственные и семейные принципы восприятия человека и путей формирования личности соединились с социокультурной деятельностью. Таким образом:

1.в работе определена степень активности участия различных групп духовенства как субъекта социокультурной деятельности в формировании культурно-досуговых традиций.

2.в описании этических и религиозных взглядов духовенства, определивших её отношение к досуговой сфере как к источнику духовного обогащения и саморазвития личности.

3.в раскрытии особенностей социокультурной деятельности духовенства, основанных на гармонии сочетания педагогического потенциала интераиндивидуального (в центре воздействия стоит сам индивид) и интериндивидуального (воздействие направлено на окружающих) направлений.

4.в определении степени влияния конфликта поколений в среде духовенства на трансформацию устоявшихся традиций досугового поведения образованных слоев общества.

5.проведенное исследование раскрывает нравственно - психологические мотивы деятельности духовенства и позволяет использовать их при построении учебно-воспитательного процесса в вузах, с целью формирования досуговых навыков и умений обучающихся в духовных и светских вузах.

Практическая значимость результатов исследования. Полученные данные могут быть использованы государственными и общественными организациями, деятельность которых направлена на аксиологическое просвещение; в преподавании учебных курсов «Этнопедагогика», «История педагогики таджикского народа», «Педагогические мысли таджикского народа», «Культурология», «Религиоведение», «Социология культуры», «Социальная педагогика» и т.д. в практической деятельности учреждений культуры. Также практическая значимость исследования выразилась в разработке и обосновании «Национальной концепции развития культуры Республики Таджикистан», «Программы развития культуры Республики Таджикистан», «Программы развития досуга Республики Таджикистан», которая позволяет объединить усилия государства, социально-культурных институтов в решении национальных задач образовательного и культурного развития.

В исследовании разработаны рекомендации, которые способствуют повышению качества образования с использованием этнопедагогической идеи социокультурной традиции ислама по рациональной организации воспитательной деятельности разных прослоек подрастающего поколения.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспеченных методологической обоснованностью исходных параметров исследования, опирающихся на принципы социокультурной детерминации образовательных систем, их цивилизованных оснований, социализации, воспитания и развития личности, применения совокупности методов адекватных проблеме, объекту, предмету, логике и задачам исследования, репрезентативностью источниковой базы. Полученные данные подтверждены экспертными оценками, опытно-экспериментальной работой, которую проводил автор, а также изучение и наблюдение в исламских республиках зарубежного Востока.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация основных положений и выводов исследования осуществлена во многих регионах Республики Таджикистан, и получила положительную оценку Министерства культуры, Министерства образования, Комитета по делам религий при Правительстве Республики Таджикистан, на международных научных конференциях и семинарах. Основные положения и результаты работы представлены автором в монографии, научных статьях и методических разработках.

Положения выносимые на защиту: 1.В современном таджикском обществе социальные нормы и религиозные ценности неустойчивы, изменяются в зависимости от ситуации и различаются в социальных группах.

2.Особенности социокультурной деятельности как явления этнопедагогики органически соединяющие традиции ислама, специфику этноса и современные достижения педагогико-психологических наук в решении комплекса проблем образовательного и воспитательного плана связанных с рациональным использованием нравственно-эстетического потенциала исламской культуры.

З.Для реализации этнопедагогической идеи, образовательной и воспитательной традиции ислама предварительно проверить, изучить и убедиться в уровне осведомленности и ориентированности школьников, педагогов, родителей и других людей, занимающихся воспитанием детей; также положительные результаты от целостного использования прогрессивных традиций этнопедагогики можно ожидать только в том случае, если эта работа будет осуществляться во взаимодействии с современными новыми традициями.

Структура и объем диссертации определяется поставленными задачами, логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 168 страницах компьютерного набора. Список литературы насчитывает 162 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Джалилова, Джамиля Комёбовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключительной части работы анализ теоретического и эмпирического материалов позволил установить, что в современных условиях духовенство по-прежнему сохраняет функцию регенератора культурных традиций и способствует преемственности культуры. Результаты социологического опроса, проводимого автором, показали, что продуктивность деятельности в культурно-досуговой сфере связана с проявлением определённых культурно-досуговых качеств: коммуникабельность, экстравертность, реактивность, социальная активность, гражданская ответственность, корпоративность и т.д. С другой стороны, социальная пассивность духовенства является результатом внутренней, психологической дискомфортности, ощущаемой духовенством в последнее десятилетие, в результате серьёзных социально-экономических изменений, произошедших в обществе.

Автор отмечает, что обращение к культурным традициям прошлого, в частности, к этнопедагогическим традициям духовенства, позволяет ориентировать его в новых социальных условиях, преодолевать негативные последствия последних лет, раскрывать ценностный потенциал образовательной и общественной деятельности духовенства, дающий возможность реализоваться творческим и познавательным потребностям личности. Обращение к этнопедагогическим традициям в культурно-досуговой сфере возможно за счёт использования педагогического механизма самоидентификации. Поскольку процесс самоидентификации предполагает наличие определённого культурного эталона, автор считает вполне правомерным выделение в этом качестве духовенство, как носителя соответствующих социальных, психолого-педагогических качеств, обусловивших выделение его в качестве приоритетного субъективного субъекта социокультурной деятельности. Общество традиционно обращается к духовенству, а современное духовенство в свою очередь обращается к опыту предыдущих поколений, как к источнику высокой духовности и положительных культурно-досуговых традиций.

Исследование социально-культурных интересов и потребностей религиозных исламских деятелей, учащихся медресе и исламских средне-специальных учебных заведений и истинно-верующих, в этнопедагогическом и этнокультурологическом контексте в целом, показало разнообразие мнений по различным аспектам досуга мусульман, деятельности социально-культурных учреждений, преемственности лучших религиозных культурных традиций, работы духовных учреждений. В то же время, анализ эмпирических данных показывает, что более чем 70-летнее засилье атеизма привело к частичной потере исконно-религиозного мировоззрения среди населения, ошибочной трактовке ряда положений ислама и другим негативным явлениям, в том числе религиозных культурных традиций в период их возрождения. Допускать же ошибочное понимание и объяснение религиозных догматов сегодня никак не допустимо. Ибо это может повлечь за собой «атеизм» с противоположным знаком.

Полностью подтвердив исходную рабочую гипотезу, логика и ход исследования обусловили необходимость выйти за рамки первоначальных предложений и обратиться к рассмотрению не только социокультурных качеств духовенства, но и педагогического процесса их формирования у современного духовенства в качестве субъекта социокультурной деятельности и отождествление с ней как с «социокультурным эталоном».

Осуществленное исследование в силу его многоаспектности не решило всех проблем, связанных с возможностями возрождения этнопедагогической традиции таджикского духовенства в современных условиях. Однако в результате проделанной работы было доказано, что в данный момент в социально-культурной сфере существуют объективные предпосылки и возможности для изучения и использования образовательного и воспитательного потенциала социокультурной деятельности.

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы и рекомендации:

1.Таджикский народ, в том числе его духовенство за свою многовековую историю создал, отшлифовал и донес до наших дней самобытные педагогические традиции и воззрения, на которых воспитывалось не одно поколение людей.

2.Диссертационное исследование подтвердило бесспорность и обоснованность нашей гипотезы о том, что духовенство, как и другие социальные слои включает в себя ряд ценных традиций, идей и опыт воспитания, которые, несмотря на свою «старость», при опоре на научно обоснованную методику управления их с использованием в работе со школьниками, могут успешно участвовать в решении задач современного воспитания.

3.В работе, сделана попытка определить, сформулировать и обосновать на убедительном фактическом материале основополагающие принципы использования прогрессивных традиций этнопедагогического потенциала духовенства в современном воспитании подрастающего поколения.

4.В результате проведенного исследования установлено, что для использования прогрессивных традиций этнопедагогического потенциала духовенства в учебно-воспитательной работе, прежде всего, необходимо: а) предварительно проверить, изучить и убедиться в уровне осведомленности и ориентированности школьников, педагогов, родителей и других людей, занимающихся воспитанием детей, этнопедагогических традициях духовенства и в дальнейшей работе исходить из особенностей данных, полученных в результате их изучения; б) положительные результаты от целостного использования прогрессивных традиций этнопедагогики можно ожидать только в том случае, если эта работа будет осуществляться во взаимодействии с современными, новыми традициями.

5.Наше исследование показало, что особое место в воспитании школьников на прогрессивных традициях этнопедагогики занимают внеклассные и внешкольные работы.

В диссертации осуществлено решение ряда принципиально важных теоретических и практических вопросов исследования этнопедагогики таджикского народа на материалах социокультурной традиции ислама, ^сконструирована теоретическая модель и критерии отбора этнопедагогического материала для целостного использования прогрессивных традиций;

2)разработаны и обоснованы принципы и методика целостного использования прогрессивных традиций народной педагогики в процессе уроков и внеурочной работы со школьниками;

3 Осуществлено исследование и обоснование потенциальных возможностей содержания образования таджикских школ в целостном воспитании учащихся на прогрессивных традициях этнопедагогики;

4)обоснованы критерии оценки знаний, умений и навыков подрастающего поколения по социокультурным традициям;

5)на конкретном материале осуществлено исследование соотношения национального и общечеловеческого в этнопедагогике, показаны пути взаимосвязанного практического использования их в учебно-воспитательной работе со школьниками.

В дальнейшем:

1.Необходимо проводить исследования по проблемам социализации духовенства в этнопедагогическом контексте, углубить анализ отношения духовенства к своему наследию, условий и возможностей его восстановления и развития.

2.Достаточно четко выявлять критерии взаимного признания религиозно-культурной деятельности, которые должны стать необходимой системой координат и ориентиров для взаимодействия культур, интенсивного обмена и сближения их ценностей. Изучить воздействие управленческих критериев на стимулирование религиозной социокультурной деятельности. 3. Необходимо исследовать жизненные ценности духовенства, его ориентации, интересы все то, что относится к этнопедагогике, этнопсихологии и этнокультурологии. Необходимо учитывать их потребности в удовлетворении культурных запросов, реализации творческих способностей в традиционных национальных формах, развитии культуры и искусства. Определить меры по их культурному обслуживанию.

4.Основным направлением решения стоящих проблем являются как изменения концептуального подхода к организации социокультурной деятельности среды духовенства, так и совершенствование методики её программного обеспечения.

158

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Джалилова, Джамиля Комёбовна, 2006 год

1..Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека.- Махачкала, 1968.

2. Амиров А. Самодеятельное художественное творчество в быту, семьепо месту жительства / Отв. ред. А.Х. Рахимов,- Душанбе: Ирфон, 1983.-53с.

3. Арипов М.А.Некоторые сведении о состоянии народного образования в Таджикистане.-Душанбе,1965.

4. Арутюнянц В.Х. Идеи воспитания в армянских народных сказках. -Ереван, 1962.

5. Аудитория печатных СМИ Республика Таджикистан: потребности, интересы и возможности / Информационно-аналитический бюллетень.-Душанбе: Зеркало, 2003.-№1.-32с.

6. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.-М., 1979.

7. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. -Якутск, 1966

8. Афзалов Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX-начале XX вв.-Душанбе: Ирфон, 1992.

9. Балыпаков О.Г. Ислам и изобразительное искусство//Труды Государственного Эрмитажа.-Л.,1969.-Вып.Х.-С.148.

10. Ю.Вебер М. Социология религии.-М.: ИНИОНД991.1. .Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших пед.учебн.заведений. М.,2004.-221 с.

11. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-М.:Изд.центр «Академия», 1999.

12. ВолковГ.Н. Национальное и общечеловеческое в содержании образования//Науч.тр.ГНИИ семьи и воспитания.-М.:ГНИИ,1999.

13. Баубекова Г.Дж. Прогрессивные трудовые традиции узбекского народа и их использование в профессиональной ориентациистаршеклассников. Казань, 1984.

14. Битиева Н.Б. Прогрессивные педагогические идеи и традиции в чечено-ингушском устном народном творчестве и их применение в трудовом и нравственном воспитании учащихся IV-VIII классов общеобразовательных сельских школ. Тбилиси, 1983.

15. Брагинский И.С. Исследование по таджикской культуре.-М.:Изд. Наука.,1977.-283с.

16. Гашимова И.Б. Влияние народно-воспитательных идей, обычаев и традиций на формирование Азербайджанской педагогической мыслии их использование в современной школьной практике.-Баку.-1987.

17. Вебер М. Социология религии.-М.: ИНИОНД991.

18. Гуртуева М.Г. Идеи воспитания в балкарском фольклоре и их отражение в практической деятельности народа. Баку, 1969.

19. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам: Очерк истории (6001258). М.: Главная редакция восточной литературы , 1986.-216с

20. Давлатов М. Проблемы систематизации обрядов ислама// Вестник культуры.-2003.-№9.-С.26-43.

21. Джалилова Дж. Социокультурная традиция ислама в контексте этнопедагогики / Под общ. ред. Сулаймони С.И. -Душанбе: Ирфон, 2006.-145 с.

22. Джалилова Дж. Духовенство как субъект социально-культурной деятельности // Вестник педуниверситета.-Душанбе: ТГПУ им. К. Джураева, 2006.-№3.-С. 106-110.

23. ДЖО-Анн Гросс. Мусульманская Центральная Азия: религиозность и общество / Пер. с англ. Додхудоевой JL- Душанбе, 2004,- 175с.

24. Декреты Советской власти. М., 1957, т.1, с.113-115.

25. XXI век: Духовно-нравственное и социальное здоровье человека: Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.И. Арнольдов, В.И. Черниченко.- М.: МГУКИ.-2001 .-275с.

26. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.- М.: Политиздат, 1990.-288с.

27. Ефименко М.Н. Религиозная традиция как предмет социально-философского анализа.- Дисс. док. филос. наук.- М, 2001.-256с.

28. Жарков А.Д. Технология культурно досуговой деятельности: Учебное пособ.-М.: МГУКИ, 2002.-288с.

29. Жаркова JI.C. Деятельность учреждений культуры: Учеб. пособ.-М.: МГУКИ., 2000.- 176с.

30. Жданов Д.Н., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века.- М.: Политздат, 1989.- 352с.

31. Женщина в исламе / Под. ред. Г. Нуруллина.- М., 2004.- 384с.

32. Зокирова 3. Педагогические проблемы организации досуга учащихся системы профтехобразования: Дис. канд. пед. наук.-Душанбе: ТГПУ им. К. Джураева, 2004.-175 с.

33. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4, с. 193.

34. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. -М.: Педагогика, 1991 -256с.

35. Ислам: Энциклопедический словарь-М.:Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.-315с.: ил.

36. Исследование случаев и предрасполагающих факторов, оказывающих влияние на детей улицы / бездомных воспитанников интернатов и детей с различными физическими недостатками, проживающих в Таджикистане.- Душанбе: Зеркало, 2002.-82с.

37. Исмоилов Ш.Общепедагогические и дидактические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья.-Ташкент:Фан,1989.

38. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы.-Дис. док.пед.наук.-Душанбе,2000.

39. Кадиров К. Педагогические и дидактические идеи суфизма:социальные и идейные истоки формирования и развития.-Дис. док.пед.наук.-Душанбе.-2002.

40. Киселева Т.Г. Глобализация общества и культура мира: Лекция.-М.: МГУКИ, 2002.- 27с.

41. КадировК.Педагогика и дидактика суфизма.-Душанбе: Маориф, 2000.-167 с.

42. Кадиров К. Суфийско-нравственные поучения Джалалиддина Руми.-Душанбе: Маориф, 2000.

43. Кадиров К.Б. История педагогической мысли таджикского народа (с древнейших времен до возникновения ислама).-Душанбе:Ирфон, 1998.

44. Коменский Я.А.-М.:Изд.Дом Ш. Амонашвили.-1996.-Антология гуманной педагогики.

45. Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учебно-метод. пособ.СПб.,1998.

46. Кодиров Ф.С. Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана: Автореф. канд.пед.наук.-М.:МГУКИ, 2004.-19 с.

47. Климович Л.И. Ислам.- М.: Изд. Наука, 1965.-333с.

48. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1985, изд.9, т.8, с.428.

49. Кубесов А.К. Педагогическое наследие ал-Фараби.-Алма-ата: Мектеп,1989.

50. Культура и культурология: Словарь,- Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-928с.

51. Кукушкина B.C. Этнопедагогика.- М.: Издательство МПСИ, 2002,-304с.

52. Кучер О.Н., Семетюх О.П. Ислам.- Ростов н/д: Феникс.- Харьков: Торсинг, 2004.-488с.

53. Кутлугильдина Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике. Казань, 1984.

54. Лори С.М. Западная цивилизация глазами мусульманина.- Баку, 1994.-240с.

55. Луначарский А.В.Критика и критики.-М.,1938.-С.230.

56. Маджидова Б. Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье: Дис.док.пед.наук.-Душанбе:ТГПУ им.К.Джураева,2004.-360 с.

57. Малашенко А.В. Исламское возрождение. Указ. соч., с.57.

58. Мальцева В.М.Заметки православного педагога// Педагогика.1995.-№4.

59. Махмутов М.И. Духовная сила Корана// Народное образование.-1999.

60. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика. М., 1984.

61. Мукаева О.Д.Мудрость и духовность народной педагогики.-Элиста: Джангар, 1995.

62. Мусульманские обряды и обычаи// Идеаль.-1992.-№9-10.

63. Мухаметшин P.M. Ислам и национальное самосознание // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. Казань, 1993, с. 151.

64. Народная художественная культура: Учебник / Под. ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю.- М.: МГУКИ, 2000.-344с.

65. Народный депутат СССР. 1991. № 7, с. 136.

66. Негмати А.Е. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков. Душанбе, 1989.- 128с.

67. Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии.- Душанбе: Ирфон, 2000.- 296с.

68. Нуров А. Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения,

69. Дис.док.пед.наук,-Душанбе,2004.70.0бидов И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917-1967гг.), Душанбе, 1968.

70. Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников.-М.,1998.

71. Пахлавонов А. Педагогическая мысль таджикского народа в XVI-XVII вв.-Дис. док.пед.наук.-Душанбе. 1996.

72. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике. М., 1972 и мн. другие.

73. Педагогическая культурология/ Под ред. JI.A. Воловича.-Казань :КГПК, 1995.

74. Петровский А.В. Образование и религия//Педагогика.-1998.-№5.

75. Писманник М.Г. Светская школа и религия//Соц.гуманит.знания.-2000.-№4.

76. Попов Л.А.Нравственное воспитание и религия в современных условиях//Педагогика.-1999.-№6.

77. Положение женщин и детей: Таджикистан, 2000.- мульти-индикаторное кластерное исследование Детский фонд Организации Объединенных Наций, 2000.- 88.

78. Проблемы этнологии и этнопедагогики: Материалы международной научно-практической конференции.-Новосибирск, 1997.

79. Программы педагогических вузов на основе русских художественных традиций. М.:Шуя,1995.

80. Проект ЯФСБ 9005. Улучшение питания матерей и детей из малообеспеченных семей в странах Азии в развитии: заключительный меморандум,- Душанбе, 2004.- 68с.

81. Рахимзода X. Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни.-Дис. док. наук.-Душанбе,2002.

82. Рахмонов Э.Ш. Сфера образования стратегическое направление государственной политики//Народная газета,2006.-28дек.

83. Рахмонов Э.Ш. Речь по случаю 10-ой годовщины принятия Конституции РТ.- Душанбе, 2004.- 48с.

84. Романов И.Н. Религия в системе культуры // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник.- М.: МГУКИ, 2000.- С. 159-174.

85. Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции в современном информационном пространстве: Учебно-методическое пособие.-М.: МГУКИ, 2000.- 134с.

86. Саади А. Педагогические мысли Востока.-Опыт исследования.-Казань.-1927.

87. Сайдашева М.А. Ислам среди татар в 20-30 годы // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. Часть 2. Казань, 1993, с.171.

88. Салихжан X. Ислам в контексте культуры мира.-Казань: ФЭН, 2000.

89. Сборник документов и материалов / Под ред. М.Вольфовича и С.Гафурова. Казань, 1933, с.278

90. Социальные тенденции развития в Республике Таджикистан / Стат. сбор.- Душанбе,- 1990.-116с.

91. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Под науч. ред. Р.Г. Мосолева,-М.: МГУКИ, 2004.- 155с.

92. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы технологии.- М.: 2001.-135с.

93. Социальный портрет молодежи Таджикистана в аспекте обеспечения государственной и региональной безопасности Центральной Азии.- Душанбе: Зеркало, 2002.- 67с.

94. Социологический энциклопедический словарь. М.:

95. Издательство НОРМА, 2002.- 488с.

96. Социалистическая обрядность.- Киев: Глав.изд. объединение Высшая школа, 1996.-343с.

97. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие,- М.: МГУКИ, 2002.- 182с.

98. Стрельцов Ю.А. Социокультурная деятельность на современном этапе: тенденции и перспективы развития//Культурология: Новые доходы.Альманах-ежегодник.-М: МГУКИ,1998.-С.64-73.

99. Стрельцова Е.Ю. Этнохудожественная культурология : Уч пос. М.: МГУКИ.- 4.1, 2004.- 135с.

100. Стрельцова Е.Ю. Этнохудожественная культурология : Уч.пос. М.: МГУКИ.- 4.2, 2004.- 199с. Ю1.Сулаймони С. Исламская информационная политика на пороге

101. Традиции, культура, образование: Научный сборник/Под ред. А. Д.Червякова.-М., 1996.

102. Троцкий В.Ю. Национальные и духовные традиции и будущее русского образования// Педагогика.-1998.-№2.

103. А.Н.Еголина.-М.:Изд-во АПН РСФСР,1948.-Т.2.

104. Флиер А.Я. Глобализация как культурная тенденция // Культурология: новые подходы: Альманах Ежегодник .- М.: МГУК.-2002.- №10.- С. 75-82.

105. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей.-М.:Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,2002.-492 с.

106. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.-М.:Прогресс, 1992.

107. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли. Казань, 1967.

108. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве. Тбилиси, 1967.

109. Харисов JI.A. Национальная культура и образование.- М. Педагогика, 2000.

110. Хотами С.М. Традиция и мысль во власти авторитаризма, М.: Изд-во Моск. Университет, 2001.- 288с.

111. Христова E.JI. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы. М., 1998.

112. Худа X. Справочник мусульманской женщины.- М., 2003.- 136с.

113. Хусейн Р. Мухаррам и Ошуро в Хорасанском фольклоре Ирана: Автореф. дис. канд. филол. наук.-Душанбе:Институт языка и лит. им.Рудаки АН РТ,2003.-22 с.

114. Шейх Юсуф Пар дави. Дозволенное и запретное в исламе. М., 2004.- 335с.

115. Шестун Е. Православная педагогика.- Самара: СИК, 1998.

116. Шукуров М.А. Культурная жизнь Таджикистана в годы Великой Отечественной Войны. Душанбе, Ирфон.- 1985.- 160с.

117. Юнусова В.Н. Ислам и музыкальная культура. Современное образование в России.:Хронограф, 1997.

118. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.-М.:Прогресс,1985.

119. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе культурно-историческая педагогика.-М.:ПЕРСЭ, 2000.1. На таджикском языке.

120. Абдуллозода Ш.Му^аддима ба Исломшиносй.-Душанбе: Ирфон.-1998.- 133с. (Введение в исламоведение).

121. Абдура2;мони Ч^омй. Ба^ористон.-Душанбе: Адиб, 1987. (Весенний сад).

122. Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб.-Душанбе: Ирфон,1988.

123. Айнй С. Куллиёт.- Душанбе: Ирфон.-Ч^.П.-Китоби дуюм,1964. -435с. (Сочинение).

124. Ш.А^мади Дониш. Наводирулва^оеъ.-Душанбе:Дониш, 1988.

125. Берунй Абурай^он. Осорулбокдя // Сулаймони С. Фархднгшиносй.-Душанбе,2004.-С. 116-155. (Памятники минувших поколений).

126. Низомулмулк.Сиёсатнома.-Душанбе: Адиб, 1988(Политические писания).

127. Саъдй Шерозй. Гулистон.-Душанбе: Дониш. 1988

128. УнсурулмаолииКайковус.Кобуснома.- Маориф,1979. (Кабуснаме).

129. Конститутсияи (сарк,онуни) Ч^умх,урии Точикистон,- Душанбе: Ирфон, 1995.- 80с. (Конституция РТ).137Дасасуланбиё.-Душанбе:Ориёно.-1991 (Сказание о пророках).

130. Крнуни Ч(умз;урии Тоцикистон «Дар бораи маориф»//Ахбори Вазорати маорифи Ч(умз;урии Тоцикистон.-С.4-23.(Закон РТ об образовании).141Дуръони Мачид / Тарц. Абдулхдмиди Оятй.-Душанбе, 2003.-504с. (Коран).

131. Лутфуллоев М. Педагогикаи шафкдт.-Душанбе: Маориф,1994. (Педагогика милосердия).

132. Лутфуллоев М. Э^ёи педагогикаи ацам.-Душанбе: Маориф,1997. (Возрождение педагогики Аджама).

133. Мух;аммадалй Ал^ошимй. Шахсияти мусулмон.- Душанбе:Нодир.-2003.-386с.(Личность мусульманина).

134. Расулов Д. Авдцах,ои педагоги дар «Крбуснома»-и Унсурулмаолии Кайковус.-Душанбе,1994.(Педагогические идеи в1. Кабуснаме»).

135. Ра^монов И. Маърифат ва маънавият чавз;ари х,ащп(,ии инсон аст/Суханронй Президента Ч(Т Э.Ш.Разменов дар сессияи генералии XXXI11 ЮНЕСКО// Садои мардум,2005.-15 окт.

136. Ра^монов Э. Маориф-омили му^имтарини та^кими давлат ва нацоти миллат/Суханроии Президента ЧГ Э.Ш.Ра^монов дар мулок;от бо кормандони со^аи маорифи кишвар,Душанбе,22 декабри соли 2005/Юмузгор, 2006.-№10.-1 январ.

137. Рацабй М. Ислом: Чадидия ва инкдлоб (мацмуаи мак;олдо).-Душанбе: Дониш, 1997,-245с.(Ислам: джадидизм и революция).

138. Сулаймонй С. Фарз;ангшиносй.-Душанбе: Ирфон,2002.-25с. (Культурология).

139. Сулаймонй С. Консепсияи фар^анги Чум^урии Тоцикистон.-Душанбе: Пажуз;ишпди фар^анг ва иттилоот, 2004.- 62. (Концепция культуры РТ).

140. Табари. Х,ошияи Савдулбухорй. -Покистон:Девбанд; Матбаи Муцтабой.- Т.2.-С.880 (Комментарий на книгу «Сахехулбухари»).

141. Хотамй С.М. Гуфтугуи тамаддущо ва фархднги эронй.- Душанбе. 2002.- 213с.(Диалог цивилизаций и иранская культура).1. На английском, языке.

142. Ироъаи мураббиёни бузурги мусалмон дар бораи тарбияти кудак(Ибни Сино,Газолй ва Хоча Насриддини Тусй).-Те^рон: Вазорати омузиш ва парвариш,1368/1989.-146 с.(Взгляд великих исламских учителей о воспитании детей).

143. Бю^шггй А^мад. Ислом ва тарбияти кудакон.-Техрон: Созмони таблиготи исломй, 1370/2000.-430 с.(Ислам и воспитание детей).

144. Х^уччатй Сайд Муадммад. Ислом ва таълиму тарбият.-Техрон, 1368/1989.-276 с.(Ислам о воспитании и образовании).

145. Муртазавй Сайд Му^аммад. Усулва равиши тарбияти исломи. -Маидад, 1375/1996.- 247 с.(Принципы и методы исламского воспитания).

146. Шалабй Ах,мад. Торихи омузиш дар ислом.-Тезфон: Дафтари нашри фар^анги исломи.-1361/1982.-414с. (История образования в исламе).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.