Этнопедагогические ценности Амурского казачества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Баженова, Наталья Геннадьевна

  • Баженова, Наталья Геннадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Биробиджан
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 196
Баженова, Наталья Геннадьевна. Этнопедагогические ценности Амурского казачества: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Биробиджан. 2000. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Баженова, Наталья Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ > ЦЕННОСТЕЙ АМУРСКОГО КАЗАЧЕСТВА.

1.1. Методология исследования этнических ценностей в воспитании молодежи

1.2. Научно-педагогические основы этнических ценностей в воспитании.

1.3. Социально-психологические аспекты этнопедагогики амурских казаков ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ к Г

ГЛАВА II. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ г АМУРСКОГО КАЗАЧЕСТВА 2.1. Образование как ценность в Амурском казачьем войске

I 2.2. Этнопедагогическая значимость фольклора амурского казачества.

2.3. Педагогические основы народных традиций, обычаев и обрядов амурского казачества

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогические ценности Амурского казачества»

В современный период, когда в развитии России сосуществуют достижения и противоречия, преодолеваются социально-экономические кризисные явления, присутствуют бездуховность и идеологический вакуум, происходит смена парадигм во многих сферах жизни общества, в том числе в воспитании и образовании, на основе обращения к общечеловеческим и национальным ценностям.

Развитие телекоммуникационных технологий и угроза экологической катастрофы, трагедии мировых войн и обострение межнациональных отношений, разрушение тоталитарных режимов различного толка и принятие в качестве приоритетной гуманистической парадигмы — весь этот исторический опыт человечества позволяет по-новому взглянуть на роль уникального культурно-исторического наследия каждого народа, отражающего многовековые традиции, обычаи и нравы, нормы взаимоотношений, национальное самосознание. Необходимо мобилизовать этнические и общечеловеческие духовные и материальные ресурсы, чтобы не остановиться в развитии, не выпасть за корму исторического процесса. К таковым ресурсам относятся и педагогические знания народа — народная педагогика. Народная педагогика имеет возможность бережного отношения к национально-культурным корням, сохраняя и передавая их подрастающим поколениям, способствует учету конкретных условий при решении общепедагогических проблем» Эти приоритеты народной педагогической культуры становятся общепризнанными. Одна из сложных задач общества — возрождение народной нравственности, духовности, обращение к' роднику народной мудрости.

Становление и развитие народного воспитания осуществлялось в течение многих столетий. Многообразное народное творчество, в частности, фольклор, мифология, семейно-календарные традиции, обычаи и обряды, народные игры и другие средства воспитания, используемые народом, национальные ценности закладывали у детей качества патриота и гражданина. Полнота и глубина содержания, средств, методов и приемов народного воспитания были направлены на становление и развитие целостной личности, ее нравственности и эстетического отношения к действительности, способствовали тому, чтобы и народная философия и общественное мировоззрение могли становиться достоянием членов этноса. Это служило основой для образования культурного, ценностного и информационного пространства для совершенствования личности.

Народная мораль и народная идеология в наибольшей степени представлены в этнопедагогике. Актуальность этнопедагогической концепции воспитания очевидна: любой этнос сохраняется только благодаря собственной системе воспитания. Спасительную, без преувеличения, миссию несут при этом народная педагогика, многовековая традиционная культура воспитания, которые оказались для всех народов самой жизнедеятельной, самой жизнеспособной педагогической системой (Г.Н.Волков). Этнопедагогика имеет возможность систематизации народных традиций (А.Ш.Гашимов, Б.А.Кадыров, Ш.А.Мирзоев, К.П.Пирлиев, И.Ш.Шоров и др.), которые при условии их соблюдения являются системообразующими элементами педагогической культуры народов, превращаясь в прочные основы поведения. Фактор востребованности делает этнопедагогическую проблему актуальной (Н.В.Силистрару).

Обращение к опыту народного воспитания заняло важное место в системе педагогической науки благодаря трудам В.Ф.Афанасьева,

Г „Н,, Волкова, А.Ш.Гашимова, А.З.Измайлова, Б.А. Кадырова,

Ш.А.Мирзоева, Н.Д.Неустроева, КоП.Перлиева, И.Ш.Шорова,

Я„Н„Ханбикова и др.

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н.Волков, его труды выходят за пределы региональной (чувашской) народной педагогики, сыграв значительную роль в формировании народной педагогики вообще, в определении предмета, педагогических основ, методов, приемов, средств воспитания зтнопедагогики„

В настоящее время во многих разрезах исследованы педагогические традиции разных народов: адыгов (М.М.Тхуго, А.И.Шоров), армян (В-Х.Арутюнян), азербайджанцев (А„Ш„Гашимов), алтайцев (Р.К.Санабасова), бурят (Э.Ш.Анганова, М.С.Васильева), грузин (А.Ф.Хинтибидзе), дагестанцев (Ш.А.Мирзоев,

З.М.Магомедова), молдован (Н.В.Силистрару), народов Севера (Н.Д.Неустроев), русских (Б.А.Александров, Г.С.Виноградов), татар (К.Пирлиев, Я.И.Ханбиков), тувинцев (Т.Т.Мунзук, Г.Д.Сундуй), узбеков (Б.Ао Кадыров, 3.Ф„Миртурсунов), украинцев

М.М.Стельмахович, Л.А.Юда), чувашей (Г.Н.Волков, М.Г.Харитонов), якутов (В.А.Афанасьев, И.С.Портнягин, А.А.Шадрина) и др.

Наряду с описанием этнических традиций и устного народного творчества этнопедагогические исследования содержат материал по выявлению оптимальных условий использования идей и опыта народной педагогики в воспитании учащихся (Э.Ш.Анганова, Т.Т.Мунзук, И„С.Портнягин, Н.В.Силистрару, М.М.Тхуго, Б0Н„Ховратович^ 3.Я.Якубова).

Историографические, методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики освещены E.H.Христовой, Ю„Я„Рудь„

Вопросы этнографии детства представлены в работах Г.Спенсера, М.Мид, И.С.Кона и др.

Теоретическими источниками, высвечивающими общефилософскую мысль о роли народа в созидании духовной и материальной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций, своеобразии и самобытности культур явились труды Н.А.Бердяева, Л.Н.Гумилева, В.С.Соловьева, Д.А.Хомякова, Н.О.Лосского,

П.А.Сорокина.

Проблема соотношения универсализма и релятивизма, общечеловеческого и национального находит отражение в трудах классиков философии (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Д.А.Хомяков и др.) и педагогики (С.И.Гессен, П.Ф.Каптерев, К„Д.Ушинский и др.), чьи взгляды являются актуальными для современной научной мысли.

В настоящее время имеются исследования этнографического плана, посвященные различным аспектам материальной культуры казачества: кубанского (Н.И.Бондарь), уральского (С„К.Сагнаева), терского (Л.Б.Заседателева), донского (С.В.Черницын), амурского

А.И.Коваленко).

Описанию Амурской казачьей эпопеи посвящены работы М.И.Венюкова, С.М.Максимова, Н.И.Пржевальского. Авторы изобразили картины народной жизни, показали многогранный характер казака.

Ф.Волгина рассматривает начало земледельческой колонизации на Амуре, описывает тяжелое положение казаков, климат, пищу, жилище» С о В.Максимов характеризует некоторые праздничные ритуалы, царящую среди станичников духовную атмосферу взаимовыручки, взаимопомощи, поддержки друг друга.

Родовую связь приамурских казачьих войск с забайкальскими казаками можно установить, опираясь на труды Ф.Ф.Буссе, А.П.Васильева, Н.И.Эпова. Преемственность культурных традиций выявляют работы казачьих офицеров Р.К.Богданова, К.Оверина. Изучению вопросов истории и культуры дальневосточного казачества посвящены исследования Г.Е.Грум-Гржимайло, Р.Иванова,

П.Ф.Унтерберга. Изучением устного народного творчества амурского казачества занимались М.К.Азадовский, К.Д.Логиновский они на основе богатого этнографического и фольклорного материала выявили генетические корни, связавшие духовную культуру амурского казачества с их предками-забайкальц-ами.

Советская историография казачества началась с М.Н.Покровского, затем выходят работы по тематике дифференциации казачьего населения по национальному, социальному, половозрастному принципу (А.В.Георгиевский, А.Г.Коровин, И.А.Лопатин).

Историю освоения Амура, хозяйственно-экономические проблемы раскрывают работы A.M.Брянского, П.И.Кабанова, Л.Людкевича, П.Д.Лежанина, вопросы землевладения и землепользования отражены в трудах А.И.Куршанова, Л .-И. Футурянского. Элементы развития и социально-экономического положения в период заселения рассмотрены в исследованиях А.И.Коваленко, Т.В.Махнибороды, М.Г.Мурова, М.И.Старкова, Е.П.Сычевского, Л.К.Шпаковой и др.

Основательную базу для исследования представляет издание "История казачества Азиатской России" (Екатеринбург, 1995) . Содержащийся в источнике материал включает вопросы истории возникновения и социально-экономического развития казачества, материально-бытовой культуры, возрождения казачества, традиционного образа жизни, разных видов казачьих войск.

В то же время можно отметить, что как в дореволюционной, так и в советской исторической науке проблема педагогической культуры, народной педагогики амурских казаков не исследовалась.

Изучение казачества приобрело особое значение в настоящее время в связи с возрождением культурных традиций, переосмыслением опыта прошлого, а также деятельностью общественных организаций, выступающих от имени "казаков". Главным условием национального возрождения и возрождения любых национальных традиций является народная традиция воспитания (Г.Н.Волков).

Таким образом, имеются теоретические и практические предпосылки для специального исследования народной педагогики амурского казачества.

ОгУьект исследования - традиционная культура воспитания амурского казачества как-, часть его общей культуры.

Предмет исследования — аксиологические аспекты народной педагогики амурского казачества.

Цель исследования выявить основные ценности народной педагогики амурского казачества и определить этнопедагогические основы воспитания детей в Амурском казачьем войске.

В соответствии с целью ставятся задачи:

- определить воспитательное значение и раскрыть педагогическую сущность традиций амурского казачества, а также нравственно-этические представления, получившие отражение в фольклоре, обычаях, в календарно-обрядовой традиции;

- выявить основные этнопедагогические ценности, выступавшие в качестве аксиологического компонента в воспитании амурского казачества;

- выделить основные идеи из опыта воспитания, сосредоточенные в народной педагогике амурского казачества;

- вычленить направления работы школы в Амурском казачьем войске, способствовавшие воспитанию детей в духе казачьих традиций.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Педагогическое творчество амурского казачества содержит в себе значительный образовательный потенциал, посредством которого закладывались основы теоретического, творческого мышления детей, развивался эстетический вкус, формировался духовный мир, расширялись границы познания. Лирико-эмоциональный стиль способствовал усилению воспитательного эффекта традиций, фольклора.

2. Источниками и базовыми установками воспитания и развития детей в Амурском казачьем войске послужил этнопедагогический аспект традиций, фольклора. Фольклор являлся аффективной базой, которая способствовала формированию образа "совершенной личности", социально-личностного ориентира у ребенка, призванного сопутствовать ему на протяжении всей жизни. Элементы устного народного творчества, традиции амурского казачества формировали жизненную позицию, взгляды, убеждения детей. Через традиции передавались образцы поведения, нормы человеческих взаимоотношений, правила общения. Установки, полученные посредством фольклора, традиций дети амурских казаков переносили в плоскость повседневного поведения.

3. Усвоение общечеловеческих ценностей, культурного опыта, закрепленных в народной педагогике амурского казачества, обеспечивалось через аффективно-мотивационный компонент, а также за счет своеобразной организации воспитания.

Указанные тезисы получили развитие, конкретизацию и обоснование в диссертационном исследовании.

Методологической основой исследования являются общефилософская концепция выдающейся созидательной роли народа в духовной и материальной культуре, идеи об отношении к наследию прошлого, учение о соотношении этнического и общечеловеческого в духовной жизни народов (Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, B.C.Соловьев, П.А.Сорокин, Д.А.Хомяков)/ этнографические (Ю.В.Арутюнян, Я.А.Бромлей, Л.Н.Гумилев, С.А.Токарев), историко-педагогические (С.И.Гессен, М.А.Днепров, П.Ф.Каптерев, JI .А.Степашко,

К.Д.Ушинский), психолого-педагогические изыскания и выводы ученых по вопросам традиционной педагогической культуры/ методологический опыт исследования генезиса этнопедагогических проблем (Г.Н.Волков, А.М.Гашимов, В.А.Кадыров, К.П.Перлиев, Ю.Я.Рудь, И.Ш.Шоров); принципы единства логического и исторического, взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания; аксиологический подход к изучению историко-педагогических явлений и процессов. Обобщение и систематизация материала проводились в традиции этнопедагоги-ческого подхода к исследованиям по народной педагогике (Г.Н.Волков, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, Н.В.Силистрару, А.Ф.Хинтибидзе, Е.Л.Христова).

Методы исследования: теоретический анализ научных исследований по данной теме; изучение архивных материалов, философской, этнографической, историографической, историко-педагогической, психолого-педагогической литературы; систематизация материалов по теме исследования, полученных в результате полевого эксперимента при беседах с информаторами (магнитофонные, видео- и рукописные записи) .

Источниковедческую базу составили: историко-педагогическая литература, педагогическая периодика и публицистика, литература по истории, социологии, этнографии и культурологии, общепедагогические работы классиков отечественной педагогики; этно-педагогические исследования, монографии, диссертации и сборники научных статей, посвященные историко-педагогическим и методологическим вопросам; материалы дальневосточных государственных архивов: Амурского, Хабаровского; диссертационный фонд Российской государственной библиотеки.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в его обращении к идеям и опыту воспитания амурского казачества; в воссоздании картины традиционной педагогической культуры, традиций, обычаев, фольклора амурского казачества в разрезе их воспитательного значения и педагогической сущности; образование в Амурском казачьем войске представлено в тенденциях его движения по пути развития ребенка в духе народных традиций; выявлены этнопедагогические ценности амурских казаков; введены в научный оборот новые архивные и полевые материалы; пополнен научный фонд современных этнопедагогических исследований.

Практическая значимость состоит в возможности использования диссертационного материала в лекционных курсах по этнопедагогике, при организации лекториев и выставок краеведческим музеем по данной теме, в разработке учебно-методических комплексов по национальной культуре, при организации учебно-воспитательной работы в школах, на курсах повышения квалификации работников образования., Материал может быть полезен воссоздающимся организациям амурских казаков как основа возрождения казачьей культуры, казачьего духа.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международной научно-практической межвузовской конференции "Процессуальный и содержательный аспекты образования на рубеже XXI века" (Биробиджан, 1996), региональной научно-практической конференции "Личностно-ориентированйый подход в развивающем и коррекционном образовании" (Биробиджан, 1998), международном симпозиуме ' "Человеческое измерение в региональном развитии" (Биробиджан, 1998), межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы устойчивого развития' дальневосточных регионов" (Хабаровск, 1999), научно-практической конференции молодых ученых "Научный резерв XXI века (интеграция науки и образования)" (Биробиджан, 1999), научно-практической конференции "Образование, наука, окружающая среда: в аспекте Дальнего Востока России" (Биробиджан, 1999), первой общероссийской научно-практической конференции "Казачество как фактор исторического развития'" (Санкт-Петербург, 1999). Разработанные материалы используются на лекционных и семинарских занятиях со студентами психолого-педагогического факультета БГПИ по курсу "Этнопедагогика".

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Баженова, Наталья Геннадьевна

Выводы по II главе.

Основными этноледагогическими ценностями амурского казачества являются

- образование (школа),

- фольклор,

- обычаи, традиции.

Образование для Амурского казачьего войска выступало как ценность и, прежде всего, общественная ценность. Большая часть детей обучалась в низших учебных заведениях, немногие продолжали образование в средних, высших и военных учреждениях. Приоритет в обучении отдавался мальчикам - это прослеживается по всем типам учебных заведений. Образование в Амурском казачьем войске было ориентировано на жизнеобеспечение личности, общества. Школа была призвана продолжить воспитание ребенка в народном духе, усиливая и направляя стихийное, ёстественное развитие ребенка в семье, общине. Этому способствовало своеобразие предметов (гимнастика, военное дело, строевая подготовка, история казачества), а также преобладание среди учительских кадров учителей-мужчин из числа казаков. Этим школа частично способствовала закреплению в сознании детей идей, мыслей, ценностей, стереотипов казачества.

Фольклор амурского казачества - важное культурное наследие, содержащее ценностно-ориентированную информацию для ребенка. Фольклор способствовал формированию у ребенка "образа совершенной личности", социально - личностного ориентира, который призван сопутствовать ребенку на протяжении всей жизни. Для мальчика этот образ - мужественный, смелый, сильный, умный, работящий мужчина, прекрасный наездник, вольнолюбивый и вместе с тем законопослушный казак; для девочки - трудолюбивая, заботливая, добрая, любящая мать, жена=

Элементы устного народного творчества казаков несут в себе нравственную нагрузку, учат добру, справедливости, заботе, вниманию, великодушию по отношению к ближнему; ориентируют ребенка на неприятие зла, лицемерия, лживости, глупости, равнодушия, развивая этим нравственные представления и закрепляя нравственные чувства, формируя духовный мир, жизненную позицию, взгляды, убеждения маленького казака, воспитывая его. Весь фольклор амурского казачества направлен на формирование у ребенка представлений об основных человеческих ценностях - Родина, труд, человек, земля, хлеб и др.

Вместе с тем фольклор амурского казачества выполнял обучающую функцию, закладывая основы теоретического, творческого мышления.

Обычаи и традиции амурского казачества способствовали регулированию отношений между людьми в общине, воспроизводству этих отношений в жизни новых поколений. В основе традиций лежат такие нравственные понятия как трудолюбие, взаимопомощь, взаимовыручка, добропорядочность, уважение к человеку и труду.

Педагогической основой традиций является привитие детям качеств: почитание старших, предков; любовь к родному краю, к природе; гостеприимство; добротворчество; трудолюбие и др.

Таким образом, труд, природа, фольклор, традиции и обычаи, семья, община являются этнопедагогическими основами воспитания детей амурского казачества.

Заключение

Включение человека в культуру осуществляется прежде всего за счет усвоения и выполнения им норм общения и неписаных норм нравственности. Реализация в поведении и в личностной нормативной системе культурных основ данной общности делает человека ее представителем.

Социально-этнические ценности, основанные на традициях духовности, принятые в социуме и усвоенные личностью, являются ориентиром деятельности человека. Духовная культура, составляющая основу нормативной позиции человека, характерная для данного этноса, определяет общую направленность поведения, систему поступков, представляет сплав эмоционального и рационального.

В данном исследовании была предпринята попытка осмысления материального и духовного смыслообразующих элементов жизнедеятельности амурского казачества с целью выявления истоков, причин, вызвавших появление народной педагогики данной этнографической группы, принципов ее существования и сохранения. Такой ракурс выбран соответственно своеобразию народной педагогики, которая заключается в ее невыделенности из общей культуры народа.

При рассмотрении истоков воспитания, духовной культуры мы обратились к вопросам этнопедагогики и этнопсихологии, которые позволяют судить, как под влиянием исторически сложившихся конкретных социально-экономических и культурных условий формируются, закрепляются и передаются последующим поколениям традиции, привычки, нормы поведения и взаимоотношений людей, морально-психологические, волевые черты и особенности.

Рассмотрение конкретных исторических условий и социально-экономических причин, обусловивших процесс возникновения и формирования культуры традиционного воспитания амурского казачества показало, что усиливающийся интерес народа к своему прошлому не случаен. Фольклорная и календарно-обрядовая традиции содержат в себе весомый воспитательный потенциал, усваивающийся на основе аффективных побуждений, эмоций. Функциональная роль традиций амурского казачества заключалась в том, что они служили средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляли воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Усвоение опыта предшествующих поколений происходит в форме овладения значениями, когда они приобретают личностный смысл. Дети, интериоризируя эмоционально близкие им ценности значимых взрослых, создают свой Жизненный Мир на основе распредмечивания, освоения культурного наследия.

Забота амурских казаков о духовном богатстве подрастающего поколения была органической частью его стремления воспитать ребенка настоящим человеком, личностью, обладающей в высшей степени нравственной культурой и зрелостью.

Ведущими направлениями такой заботы было сохранение преемственности в передаче традиций, выступавших в роли регуляторов и нормативов поведения

В основе традиций амурского казачества заложены понятия:

- чести и достоинства как отношения к самому себе/

- человеколюбия как отношения к человеку, к человечеству;

- трудолюбия как отношения к труду, к природе;

- общинности, коллективности как отношения к семье, роду, общине.

Педагогической основой традиций амурского казачества является привитие детям таких качеств как трудолюбие; любовь к родным местам, семейному очагу; уважение родителей старших, почитание предков; взаимопомощь, взаимовыручка, добрососедство, общительность; обожествления хлеба, земли; гостеприимство и др„

Произведения устного народного творчества амурского казачества несут в себе концептуально нагруженную и ценностно-ориентированную информацию, накопленную казачеством в форме словесных стереотипов и позволяющую ребенку выработать собственные установки по отношению к стандартизированным жизненным обстоятельствам.

Представления об основных человеческих ценностях таких как земля, хлеб, Родина, человек, труд пронизывают весь фольклор казачества. В фольклоре амурского казачества отражены основные задачи народной педагогики - воспитание гуманизма, патриотизма, духовного богатства и трудолюбия.

В ходе научного исследования выделены этнопедагогические основы воспитания детей амурского казачества:

- труд (традиционный образ жизни, трудовой уклад) ;

- природа (рациональное, разумное использование природных богатств, субъект-субъектные отношения с природой);

- обычаи и традиции (формируют нравственные качества, регламентируют и воспроизводят отношения в жизни новых поколений); фольклор (установление норм и правил поведения)

- семья, община (любовь, уважение, почитание).

Через эти основы закладывались понятия, представления, убеждения детей амурских казаков о себе, о рядом живущих, о добре и зле, о любви и ненависти, о чести, честности, мужественности и справедливости.

В результате проведенного исследования решены следующие задачи:

- рассмотрены ценные идеи и опыт воспитания, сосредоточенные в народной педагогике амурского казачества;

- проанализировано воспитательное значение и раскрыта педагогическая сущность традиций амурского казачества, а также нравственно-этические представления, получившие отражение в фольклоре, обычаях, в календарно-обрядовой традиции;

- выявлены концептуальные основы этнопедагогики амурского казачества;

- выявлены те направления в работе школы в Амурском казачьем войске, которые способствовали воспитанию детей в духе казачьих традиций.

На основании полевого эксперимента в селах Амурзет, Екатерино-Никольское, Пузино, Союзное можно заключить, что традиционная культура воспитания - это реально существующая культура, герметизирующаяся на уровне семьи, утратившая свою общеколлективное начало. Эта культура есть отражение менталитета прошлого, требующее интеграции в менталитет настоящий.

Стремительное движение общества вперед, информатизация, внедрение телекоммуникационных технологий имеет тенденцию отхода молодежи от межпоколенной связи и поэтому требует органичного сочетания традиционной педагогической культуры с современным процессом воспитания.

В настоящее время актуален вопрос о востребованности традиций, сформированных ранее, о наполнении информационно-познавательной сферы учащихся современной школы. Идет процесс возрождения казачества, казачьих школ и он по возможности должен быть научно обоснован и методически сопровожден.

Осмысленный материал исследования поможет заполнить имеющиеся пустоты краеведческого характера, за счет вариативной части базисного учебного плана он (материал) может быть включен в содержание образования, что позволит отразить региональный компонент, возродить местные особенности воспитания с учетом специфики этнического сознания, поможет учащимся осознать общечеловеческий характер ценностей любого народа, их непреходящую роль .

Возможно введение регионального материала в образование как стержня предметов гуманитарного цикла, создание и внедрение модульных единиц как дополнение к основной программе, отражающих региональные условия, национальную специфику и традиции.

Представленный в работе материал может послужить основой разработок программ, учебных пособий, учебников, фундамент которых составят элементы традиционной культуры амурского казачества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Баженова, Наталья Геннадьевна, 2000 год

1. АГА. Ф. 10-И. Оп. 1. д. 109. Л. 2.

2. АГА. Ф. 10-И. .Оп. 1. д. 119. Л. 58.

3. АГА. Ф. 10-И. Оп. 1. д. 143. Л. 2.

4. АГА. Ф. 10-И. Оп. 1. д. 170.

5. АГА. Ф. 10-И. Оп. 1. д. 34. Л. 2.

6. Азадовский М. К. История русской (1. Учпедгиз, 1958. 479 с.

7. Азадовский М.К. Отчет о поезде по Амуру//Отчет о деятельности отделения русского языка и словесности Императорской академии наук за 1914 г. -СПб, 1914. С.41-44.

8. Азадовский М.К. Песнь о переселении на Амур//Сибирский архив. Минусинск, 1916, N 3-4. - С. 157-171.

9. Азадовский М.К. Сибирские страницы: статьи, рецензии, письма. Иркутск: Вост.-Сиб. изд-во, 1988. - 335 с.

10. Азадовский М.К. Статьи и письма: Неизданное и забытое. -Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1978. 240 с.

11. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М.-Л.¡Гослитиздат, 1960. - 547 с.

12. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М„ : Просвещение, 1982.

13. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании трудящихся: Дис. . канд. филос,, наук. Махачкала, 1967. - 289 с.

14. Андреева Г.М. Социальная психология. М„, 1994.

15. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов/Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, A.A.Сусоколов. М. : Аспект-Пресс, 1998. - 271 с.

16. Атияров К.И., Баранников С.А. Народная педагогика -основа воспитания подрастающего поколения. — Уфа, 1992.

17. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. ~ Якутск, 197 9. -- 182 с.

18. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1986. - С.3-12.

19. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. -М.: Наука, 1987. 227 с.

20. Барулин B.C."' Социально-филологическая антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. - 256 с.

21. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: А.П.О., 1995. - 72 с.

22. Батурина Г.И. Духовность и ценность//Проблемы сознания отечественной и зарубежной философии. Иваново, 1994. - С. 109112.

23. Бахтин М.М. К философии поступка//Философия и социология науки и техники/под ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1986.

24. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. м. : АН СССР, 1953. - 947 с.

25. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. М.: Наука, 1990, Гл. II. - 77 с.

26. Бердяев Н.А. Судьба России.- М. :Изд-во МГУ, 1990.-256 е.,

27. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность.- М. : Прогресс,1994 .

28. Бромлей Ю.В. Исследования по общей этнографии. м. ; Наука, 1979. - 278 с.

29. Бромлей Ю.В. Современные этнические процессы в СССР. -М.: Наука, 1975. 543 с.

30. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

31. Булгаковский Д., Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья и местный словарь. СПб., 1990. - 300 с.

32. Буякас Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностно-культурных смыслов в индивидуальном сознании//Вопросы психологии, 1997, N5. С.44-56.

33. Быкадоров Ф. История казачества. Кн. 2. Прага, 1930.

34. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.

35. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М„: Изд-во МГУ, 197 6.

36. Виноградов Г. С. Народная педагогика Иркутск: Воет.-Сиб. отд. РТО, 1926. - 130 с.

37. Влаксин А.Г. Мораль и традиции. -Л.: Знание, 1981.- 3 6с.

38. Водовозов В.И. Избр.пед.соч.-М.:Педагогика, 1986.-466 с.

39. Волков Г.Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики/Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть I. Чебоксары, 1991.

40. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры//Советская педагогика, 1989, N7. С.98-103.4 4„ Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1958. - 264 с.

41. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1966.

42. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Под ред. чл.-кор. АПН СССР, проф. И.Т.Огородникова. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1974.-37 6 с.

43. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: Естественно-научные и гуманитарные аспекты: Учебное пособие,- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1994.-288с.

44. Всеподданейший отчет Приамурского генерал-лейтенанта Духовского за 1893, 1894, 1895 годы. СПб, 1895. - 171 с.

45. Всеподданейший отчет Приамурского генерал-лейтенанта Духовского за 1896-1897 годы. СПб, 1898. - 95 с.

46. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.

47. Гашимов А.Ш. Азербаджанская народная педагогика: Автореф. дис. д-ра пед. .наук. Баку, 1970. - 14 с.

48. Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества/Пер. А.В.Михайлова. М.:Наука, 1977. - С.228-234.

49. Гершунский Б. С. Философия образование для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)

50. М.:Изд-во "Совершенство", 1998.-608 с.

51. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.:"Школа-Пресс", 1995.-448 с.

52. Гладков В.А. Философский практикум: Выпуски 1-3. Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей философских факультетов и отделений других гуманитарных вузов. М.:Наука, 1994. - 240 с.

53. Годовой отчет.Амурского казачьего войска за 1906 год. -Благовещенск, 1907. 27 с.

54. Годовой отчет Амурского казачьего войска за 1908 год. -Благовещенск, 1909. 35 с.

55. Годовой отчет Амурского казачьего войска за 1909 год. -Благовещенск, 1910. 33 с.

56. Годовой отчет Амурского казачьего войска за 1913 год. -Благовещенск, 1914. 14 с.

57. Годовой отчет Амурского казачьего войска за 1914 год. -Благовещенск, 1915. 67 с.

58. Годовой отчет Амурского казачьего войска за 1915 год. -Благовещенск, 1916. 63 с.

59. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. - 215 с.

60. Гуляев В.А., Хомяков Д.А. Интерпретация девиза "Православие. Самодержавие. Народность"//Социально-политический журнал, 1992, N10. С.82-84.

61. Гуляев С.И. Алтайские каменщики//Санкт-Петербургские ведомости, 1845, N29.

62. Гуляев С.И. О сибирских круговых песнях. Отечественные записки, 1839. - N5, отд. "Смесь". - С.53.

63. Гумилев Л.Н. О термине "этнос". Доклады отделений и комиссий. Географического общества СССР. Вып. 3.- Л., 1967.

64. Гуревич П.С. Философская культура: пособие для студентов гуманит. вузов. М.: Аспект Пресс, 1994. - 374 с.

65. Гуд А. К. Глобальная этносоциология: Учебное пособие Омск: Омск, ун-т, 1997. 212 с.

66. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.-С.114-125„

67. Днепров Э.Д. Советская историография отечественной школы и педагогики 1918-1977 годы: Проблемы, тенденции, перспективы. М„:АПН СССР, НИИ ОП, 1981. 90 с.

68. Еноборисов Г.В. Правда о казаках. Харбин, 1937.

69. Жамансариева С.Д. Идеи и традиции казахской народной педагогики в современной практике воспитания в семье и школе. -Дис„ . канд. пед. наук. М., 1993.- 193 с.

70. Живой родник: Донские загадки, пословицы и поговор---ки/Сост. С„Н.Земцов.-Волгоград:Нижн.-Волж. кн. изд-во, 1985.-28 с.

71. Живописная Россия. Т. XII, ч. II. СПб.-М., 1895.

72. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Рус. яз., 1991. 534 с.

73. Жуковская Н.П. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.:Наука, 1988. - 194 с.

74. Забайкальская казачья книжка. СПб, 1983. - 92 с.

75. Закревский В.А. Земское хозяйство в связи с общественным и административным устройством и управление в Амурских и Приморских областях//Труды Амурской экспедиции. СПб, 1911. - 338 с.

76. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания//Вопросы психологии, 1991, N1. С.15-36.

77. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 198 0. - С.28. ,

78. Иванов П.В. 50-летие образования СССР и проблемы этнопедагогики//Формирование основ профессионального мастерства ввысшей школе: Материалы Всероссийской конференции. Л., 1976.-С. 5-6.

79. Иванов Р. Краткая история Амурского казачьего войска,, -Благовещенск, 1912. 133 с.

80. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.

81. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.:Педагогика, 1991. - 256 с.

82. История казачества Азиатской России. Т.1. XVI первая половина XIX века. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 252 с.

83. История казачества Азиатской России. Т.2. Вторая половина XIX нач. XX века. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 252 с.

84. История казачества Азиатской России. Т.З. XX в. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 252 с.

85. Каган М.С. Философия культур. СПб, 1996. - 414 с.

86. Кадыров Б.А. Традиционная педагогическая культуры узбекского народа. Дис. . д-ра. пед. наук.- Термез, 1991. 354 с.

87. Казачество Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Париж, 1928. - 228 с.

88. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков/Сост. Ф.Ф.Болонев, М.Н.Мельников. Новосибирск: Наука, 1981. - 330 с.

89. Календарь-альманах "Вольного казачества"/Вольное казачество. Прага, 193*0.

90. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические труды.11. М.:Педагогика, 1982.

91. Кефели И.Ф. Культура и общество//Социально-политический журнал, 1995, N3. С.73-82.

92. Кирпикова Л. Первопроходцы//Старая мельница, 1998, №24. С.4.

93. Коваленко А.И. Закрепление казачьей традиции в исторической песне//Амурский краевед, 1993, N1(6). С.28-35.

94. Коваленко А.И, История Приамурья в творчестве Л.П.Волкова//Амурский краевед, 1995, N1(10). С.8-12.

95. Коваленко А.И. К вопросу о народном образовании в Амурском казачьем войске (1901-1915)//Амурский краевед, 1992, N1. -С.22-26.

96. Коваленко А.И. Учителя в казачьих школах на Дальнем

97. Востоке в конце XIX-начала XX вв.//Гродековские чтения: тезисы на.учно-практической конференции. Ч. 2.- Хабаровск, 1996. С.30-32.

98. Козлов Проблема этнического самосознания в теории этноса//СЭ, 1974, N2.

99. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.- М.:Учпедгиз,1955.- 651с„

100. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - 270 с.

101. Краткая история амурского казачьего войска. ЦГВИА, библиотека, 1912. - С.174.

102. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. М., Институт практической психологи, 1996. - 344 с.

103. Лебедева A.A. Семья и семейный быт русских Забайкалья//Быт и искусство.

104. Леви-Стросс К. Мысли о культуре. Алма-Ата: Жулдуз, 1922. - 185 с.

105. Леоньтев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат, 1975. 304' с.

106. Лисовой B.C. Культура и цивилизация//Философская и социологическая мысль, 1993, N1. С.19-44.

107. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997. - 84 с.

108. Лобкович Н. Философия и культура: перспективы//Общество и культура: философское осмысление культуры. Ч. I. М„, 1988, -С. 49-58.118 о Логиновский К. Д= Материалы к этнографии забайкальских казаков. Владивосток, 1904. - 135 с.

109. Логиновский К.Д. Свадебные песни и обычаи казаков Восточного Забайкалья//Записки Приамурского отдела РГО. Т.5, вып. 2. Хабаровск, 1899. - С.1-4 6.

110. Лосский И.О. История русской философии.-М.: Советский писатель, 1991. 4 80 с.

111. Лунина Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. М., 1995. - 20 с.

112. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Дис. . канд. пед. наук. -Л., 1979. 198 с.

113. Макаренко A.A. Сибирские ~песенные старины//Живая старина, 1907, N1. С.5,-6.

114. Мамардашвили М.К. Весна на заре XX века//Литературная Грузия, 1991, N5. С.207-224.

115. Мольтманн Ю. Теология сегодня//Путь, 1994, N5. -С„3-81 „126. МСЭ. Т.9, 1960. С.437.

116. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогию! и их использование в семейном воспитании. Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1990. - 198 с.

117. Муров Т.Г. Люди и нравы Дальнего Востока» Томск, 1901.12 9. Муров Т.Г. По русскому Дальнему Востоку. Люди, их жизньи нравы. Т. 2.- М.,1909. 450 с.

118. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее ибудущее//Психологический журнал, 1994, т. 15, N3.- С.47.

119. Никифоровский .М.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. -Витебск, 1897. 50 с.

120. Обзор Амурской области за 1890 год. Благовещенск, 1891. - 19 с.

121. Обзор Амурской области за 1895 год. Благовещенск, 1896. - 65 с.

122. Обзор Амурской области за 1897 год. Благовещенск, 1900. - 45 с.

123. Обзор Амурской области за 1899 год. Благовещенск, 1891. - 19 с.13 6. Обзор Амурской области за 1903 год. ~ Благовещенск, 1904. 58 с.

124. Обзор Амурской области за 1904 год. Благовещенск,1905. 75 с.

125. Обзор Амурской области за 1905 год. Благовещенск,1906. 79 с.

126. Обзор Амурской области за 1906 год. Благовещенск, 1908. - 58 с.14 0. Обзор Амурской области за 1907 год. Благовещенск, 1908. - 66 с.

127. Обзор Амурской области за 1908 год. Благовещенск, 1910. - 56 с.

128. Обзор Амурской области за 1909 год. Благовещенск,1910. 54 с.

129. Обзор Амурской области за 1910 год. Благовещенск,1911. ~ 48 с.144,. Обзор Амурской области за 1'911 год. Благовещенск,1912. 56 с.145о Очерки истории родного края. Хабаровск, 1993. - 243 с.

130. Очерки национального образования в амурской области» -Благовещенск, 1910. 18 с.14 7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в./Отв. ред. Э.Д.Днепров. М.: Педагогика, 1989. 480 с.

131. Перфильев Н.//Гуляй казак, N4, 1992.

132. Песталоцци И.' Г. Избранные педагогические сочинения. М.-Л., 1948. 280 с.

133. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников (на материале ТССР). Дис. . „ . д-ра пед. наук. Ашхабад, 1991. - 450 с.

134. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М., 1992.

135. Полищук В.И. Мировая и художественная культура. Ч. 1. -Екатеринбург, 1993. 14 с.

136. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1977.- 118 с.

137. Портнягин И.С. Этнопедагогика "кут-сюр": педагогические воззрения народа саха. М.: Academia, 1998. - 184 с.

138. Портнягин И. С. Этнопедагогика: школа "кут-сюр" овоспитаниип Учебное пособие. Якутск: Изд-во Якутского универси.тета, 1997 о 64 с.158» Пословицы русского народа. Сборник В.И.Даля. -М. : Гослитиздат, 1957. 19 с.

139. Пржевальский Н.И. Путешествие в Уссурийском крае. Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1990. - 328 с.

140. Пропп В.Я. Фольклор и действительность.- М., 197 6.- 16с„

141. Реммлер В.В. Свадебная обрядность сибирских казаков (по материалам Горькой линии)//Антропология и историческая этнография Сибири. Омск, 1990. - С.150-152.

142. Розанов В.В. Уединенное/Сост. А.Н.Николаевская. М. : Политиздат, 1990.- 224 с.

143. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.,1946.-689 с.

144. Рудченко Т.С. Певческая традиция донских казаков. Дис. . канд. искуствов. наук. Ростов-на-Дону, 1995. - 221 с.

145. Рудь Ю.Я. Методологические и теоретические проблемы народной педагогики. Дис. . канд. пед. наук. М„, 1979. -159 с.

146. Русская этническая поэзия Сибири и Дальнего Вос-тока/Сост. Ю.В.Смирнов. Новосибирск: Наука, 1991. - 499 с.

147. Сагнаева С.К. Материальная культура уральского казачества конца XIX- нач. XX вв. Дис. . канд. истор. наук. -М., 1992. 302 с.

148. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев. Дис. . .„ канд. пед. наук. СПб, 1993.- 217 с.

149. Сарсенбаев Н.Ц. Обычаи, традиции и общественная жизнь. -Алма-Ата, 1974. 76 с.

150. Сафьянова A.B. Внутренний строй русской сельской семьи Алтайского края во второй половине XIX нач. XX вв//Русские: семейный и общественный опыт. - М., 1989.

151. Селищев Н.Ю. Казаки и Россия. М„, 1992.

152. Семенов Г.М. О себе. Харбин, 1938.-228 с.17 3. Семья и семейный быт в восточных регионах России. Владивосток: Дальнаука, 1997. 180 с.17 4. Сербенко Н.И., Соколов А.Я. Кризис культуры как исторический феномен//Философские науки, 1990, N7,, С.36-47.

153. Сказки, легенды, предания народов. Древний свет/Зап. и лит. обработка А.Чадаевой.-Хабаровск:Хаб. кн. изд-во, 1990.-240с.

154. Словарь иностранных слов/Под ред. И.В.Лехина и Ф.Н.Петрова.- М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1954.-856с.

155. Смелзер Н. Социология. М.:Феникс, 1994.

156. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М.:Смысл, СПб: Гармония, 1994. - 237 с„

157. Соболев А. Детские игры и песни.- Владимир, 1915. 4 8с „

158. Социальная философия: Хрестоматия. Ч. II/Сост. Г.С.Арефьева, М.И.Ананьева, А.С.Гарбузов. М. ."Высшая школа, 1994.-352 с.

159. Старков М.И. Амурское крестьянство накануне Октября. -Благовещенск, 1962. 68 с.

160. Стельмахович М.М. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа. Дис. . д-ра пед. наук. К., 1989. - 407 с.

161. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов. Часть I. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998.108 с.18 6. Степин В.С. Личность в технотронную эпоху//Науки в России, 1993, N2. С.35.

162. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.:Политиздат, 197 6. -216 с.

163. Сухолет И.Н. Духовная культура//Социально-политический журнал, 1992, N9. С.34-44.18 9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям//Избранные пед. соч. в 3-х томах. М.¡Педагогика, 1979, т. 1.

164. Сявавко Е.И. Украинская народная педагогика и ее историческое развитие. Дис. . канд. пед. наук. Львов, 1974. - 193 с.

165. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. - 18 с.

166. Ташков В.А. Социальное и национальное в историко-антро-пологической перспективе-//Вопросы философии, 1990, N12. С.7.

167. Токарев С.А. Основы этнографии. -М.:Наука, 1968.

168. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии)//Вопросы философии, 1964, N11. С.45.

169. Труды Амурской экспедиции. СПб, 1911.

170. Тхуго М.М. Реализация идей адыгской народной педагогики в процессе подготовки студентов для работы в национальной школе. Дис. . канд. пед. наук. М., 1995. - 174 с.

171. Унтербергер П.Ф. Казачьи поселения//Приамурский край (1906-1910). СПб, 1912. - С.48-69.

172. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т. II. -М„:Педагогика, 1948. 492 с.

173. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Т. VI,, --М.:Педагогика, 1990. 527 с.

174. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2/Под ред. А.М.Еголина. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 655 с.

175. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения,, М„: Просвещение, 1968. 558 с.

176. Федорова Л.И. Этнографическая общность традиций нравственного воспитания народа Саха (Республика Саха) и коренных народов Аляски (США): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. -160 с.

177. Философия истории. Антология: Пособие для студентов туманит. вузов/Сост. Ю.А.Кимелова. М.:Аспект Пресс, 1994. - 351с.

178. Фольклор амурских казаков/Сост. Л.Е.Элиасов, И.3.Ярневский. Улан-Уде, 1969.-363 с.

179. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.206„ Ханбиков Я.И. К Определению предмета народной педагогики//Тезисы докладов и сообщений научной конференции Казгосинститута. Казань, 1961. - С. 2 6-31.

180. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб:Б.С.К., 1996. - 157 с.

181. Хинтибидзе А„Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе. Тбилиси, 19 63. - 98 с.

182. Хорошин М. Очерк казачьих войск. Общей . экскурс зарождения и хозяйственного положения казачьих войск. СПб, 1884,,

183. Христова Е.Л. Народная педагогика: исторические и теоретические проблемы: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М.,1988.-24с.

184. Цавликов Б.X. О традициях и обычаях.-Нальчик, 1961.-11с.

185. Черницын C.B. Донское казачество: этнический состав и этнические процессы (XVIII-XIX вв) . Дис. . канд. ист. наук. -М„, 1992. 289 с.

186. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие. М. : Гардарика, 1998. - 400 с.

187. Чешко C.B. Архетипы сознания и реальности бытия//Общественные науки и современность, 1992, N6. С.123-143.

188. Чотонов А.О. Взаимосвязь традиций с некоторыми формами и элементами общественного сознания. Фрунзе, 1971. - 72 с.

189. Шадрина A.A. Прогрессивные традиции народной педагогики Якутии и их использование в совместной деятельности школы и семьи по профориентации старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед„ наук. М., 1991. - 18 с.

190. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989.- 334 с.

191. Шпакова JT.K. Возрождение казачьих традиций//Амурский краевед, 1993, N1(6). С.21-28.

192. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. Т.1. М., 1993.

193. Шперк Ф. Россия Дальнего Востока. СПб, 1885.

194. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб, 1996. - 156с.

195. Эпов Н.И. Забайкальское казачье войско., Нерчинск,1889.

196. Юда JI.A. Этнопедагогические традиции воспитания на Украине во второй половине XIX -начале XX веков: Автореф. дис. .„ канд. пед. наук. М„, 1994.-22 с.

197. Яковлева E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития//Вопросы психологии, 1997, №4. С. 20-27.1. П РИЛОЖЕНИЕ

198. Полевой эксперимент проводился в июле 1999 г. в селах Октябрьского района Амурзет (бывшая ст.Михайло-Семеновская), Екатерино-Никольское, Пузино, Союзное.

199. Цель эксперимента. Изучить существование воспитательных традиций амурского казачества со слов старожилов (имеющих казацкую родословную) .1. Задачи эксперимента:

200. Получить информацию о существовавших традициях и обычаях амурских казаков.

201. Получить информацию о имеющей место фольклорной традиции.

202. Выяснить дифференциацию трудовых обязанностей в семье, проследить принципы трудового воспитания у амурских казаков.

203. Отследить вопрос относительно образования в амурском казачьем войске.

204. Отследить основные нормы и принципы человеческих взаимоотношений у амурского казачества.

205. Приведем краткое содержание бесед с некоторыми информаторами с.Екатерино-Никольское, Пузино.

206. Клочкова Раиса Николаевна (1904 г. рождения).1. Начинает рассказ сама.

207. Вопрос: А как свадьбу отмечали, помните?

208. Вопрос: А какие песни пели, стихи заучивали, может, вспомнить? Может, сказки родители рассказывали, помните?

209. Ответ: Песни казачьи пели, а какие, я уже не припомню. Не припомню.•

210. Вопрос: Хорошо, давайте о другом. А в игры какие дети играли?

211. Ответ: Любили соревноваться на лошадях ребята, хорошие наездники были. Играли в лапту, уйдут на бугор девки, ребята и мы маленькие были, за ними бегали, играют там. Лапту раньше называли по-другому "бикоушка", мячиком бросали. Играли в "чурочки15.

212. Построят фигурку и сбивают» Еще играли в "бабки", "лодыжки", костями из холодца, кто попадет, тот выиграл.

213. Игрушки все самодельные были. Дед братьям делал из дерева пистолет или ружье "нароченные". А мама учила меня и сестер кукол шить. Я вязала с малых лет шалюшки и кружева.

214. Вопрос: А образование получили?

215. Семенов Василий Степанович (1907 г)

216. Вопрос: Из Вашего рассказа чувствуется доброе отношение к своим предкам.

217. Ответ: Да, нас этому учили. Уважать старшего, не встрявать в разговор, слушать и выполнять требование старшего.

218. Вопрос: А с соседями как жили? Общались?

219. Ответ: Дружно жили. Отец скажет: "Подем суседке пособим". Так и работали: сегодня у тебя на поле уберем, завтра у меня на пашне. Молодежь ночевала в поле. На лругой день рано за работу. Заканчивалось все общим весельем.

220. В гости любили ходить, народ был гостеприимный. Вечером сидим: "А пошли в гости к Носовым". Сидишь там до двенадцати. Так и ходили из дома в дом.

221. Вопрос: Какие качества ценились в людях?

222. Ответ: Честные люди были. Вот ты потерял мешок или вилы, лопату ли, а я нашел. Так я отнес в правление или сообщил, что оно у меня. Очень ценились честность, порядочность в людях.

223. Вопрос: А какое-либо мастерство, умение Вам досталось в наследство от родителей?

224. Делали с отцом ребята "ледник" копаешь яму 2,5 метра глубиной. В марте возишь лед с Амура, набросаешь в яму, хинганский лед крепкий, до осени сохраняется, так в этих ямах мясо хранили.

225. Вопрос: А какие праздники, обычаи помните, Василий Степанович?

226. Ответ: Больше памятна пасха, масленица. На пасху бились яйцами, помню выиграл полную фуражку. На масленицу ставили качели. Из тайги столбы метров по 8 привозили. (Описывает способ установки). Доска широкая на качелях, человек 8-10 садятся, девки кричат.

227. Вопрос: А свадебные гулянья?

228. Боровская Елена Гавриловна (1915 г.) с.Пузино, по образованию учитель начальных классов.1. Начинает рассказ сама:

229. Вопрос. Елена Гавриловна, что помните об отце? Каков был как человек,как казак? Как воспитывал детей? Ответ: Пока маленький, воспитание такое: лишь бы сытый был, да сухой.

230. Вопрос: Было ли разделение обязанностей в труде?

231. Мать с отцом при детях отношения не выясняли, верны были друг другу, предательства не было.

232. Вопрос: А каковы были отношения между соседями, родственниками?

233. Ответ: Была в народе "помочь" приходят, собираются все скирду обмолотить, затем ужин. А родственников сколько было. Казаки -гостеприимный народ. Чужого человека приветят, угостят, оставят ночевать.

234. Вопрос: А насколько суеверные были казаки? Какие поверья, приметы бытовали?

235. Вопрос: А пословицы, поговорки, загадки, песни помнятся какие-нибудь из детства?

236. Вопрос: Что обязательно должно быть в доме, во дворе у каждого казака?

237. Ответ: Лошадь обязательно в семье, на ней пахали. Мальчики помогали отцу в уходе за лошадью. Да еще лошадь надо было растить брату к службе послушную, чтобы понимала хозяина. Снаряжение должно быть, дорогое было.

238. У всех в доме была икона "Николай чудотворец"', боженичка в переднем углу.

239. Вопрос: Елена Гавриловна, давайте поговорим о традициях и обычаях в среде казаков. Какие праздники отмечали, чтили?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.