Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы тема диссертации и автореферата по ВАК 24.00.03, кандидат культурологии Чеснокова, Мария Николаевна

Диссертация и автореферат на тему «Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 402260
Год: 
2010
Автор научной работы: 
Чеснокова, Мария Николаевна
Ученая cтепень: 
кандидат культурологии
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
24.00.03
Специальность: 
Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Количество cтраниц: 
163

Оглавление диссертации кандидат культурологии Чеснокова, Мария Николаевна

Введение.

Глава 1. Музейная экспозиция как знаковая система.

§ 1. Экспозиция как вторичная моделирующая система.

§ 2. Теория музейной коммуникации.

§ 3. Знаковость экспоната и профильные группы музеев.

§ 4. Классификации музейных экспозиций.

Глава 2. Виды музейного экспонирования и семиотический критерий.

§ 1. Музейный предмет и типы знаков

§ 2. Традиционная классификация видов музейной экспозиции и типы знаков.

2.1 Систематическая экспозиция.

2.2 Ансамблевая и ландшафтная экспозиции.

2.3 Тематическая экспозиция.

2.4 Семиотическая структура экспозиции отдельных типов музеев.

2.4.1 Виртуализация экспозиционной деятельности.

2.4.2 Музеи под открытым небом и экомузеи.

2.4.3 Музей одной картины.

§ 3. Постоянная экспозиция и временная выставка.

Глава 3. Эволюция музейной экспозиции. Тенденции и перспективы развития.

§ 1 Совершенствование и развитие форм музейного экспонирования.

§ 2. Восприятие зрителя в смене типов экспозиций.

§ 3 Тропы в музейной экспозиции.

§ 4. Тенденции и перспективы развития музейной экспозиции.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы"

В настоящее время в связи с активными процессами глобализации, демократизации, релятивизации культуры практически во всех областях жизни общества наблюдается смена ориентиров, пересмотр шкалы ценностей. Приоритеты, ещё недавно казавшиеся незыблемыми, подвергаются сомнению и заменяются другими. Одна из целей музея как института социокультурной памяти — сохранить культурное наследие и аккумулированные в нём духовные ценности и предоставить будущим поколениям возможность дать им оценку. Однако и сам музей функционирует в агрессивном пространстве стремительно трансформирующейся цивилизации. Видоизменяется музейная экспозиция, в предметно-пространственной структуре которой экспонаты зачастую играют лишь вспомогательную роль при решении идеологических или прагматических задач, интерпретируются в силу модных вкусовых предпочтений. Порой подвергается сомнению эксклюзивная ценность подлинных музейных предметов (например, в связи с компьютеризацией, быстрым развитием цифровых технологий).

В современном мире с его технократией, урбанизмом, особенно насущной становится потребность человека в эмоциях. Эта потребность стимулирует активное развитие индустрии развлечений, которая, впрочем, удовлетворяет её на достаточно примитивном уровне. Подлинное решение проблемы возможно при условии изменения отношений человека и культуры, преодолении отчуждения. М.С. Каган указывал на происходящее с середины XX века движение к антропоцентристскому типу культуры, к культуре гуманитарно ориентированной1. Человек как творец культуры и её творение обретает полноту бытия только при «подключении» к ценностям культуры и одновременно - к собственному внутреннему источнику творческой энергии. Музей как институт культуры резонирует на запросы культуры. Об этом свидетельствует начавшийся с середины XX века

1 Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с. музейный бум», продолжающийся в веке XXI. На фоне описанных процессов становится очевидной необходимость определения внутренних закономерностей и ориентиров развития музейной экспозиции, которая реализует центральную социокультурную функцию музея.

Информационно-семиотический подход, в котором культура рассматривается как семиотический процесс, открывает широкий спектр инструментальных, аналитических возможностей для гуманитарных исследований. Настоящее исследование построено на представлении функционирования и эволюции экспозиции музея как знаковой системы, в которой экспонат — элемент «текста» экспозиции — соотносится со знаком определённого типа. Однако, в силу условности и относительности данной знаковой модели (как и любой другой), применительно к музейной экспозиции, будем рассматривать эту модель как фундаментальную метафору, позволяющую вскрыть принципиальные закономерности, но не претендующую на однозначное, строгое описание столь сложного реального процесса.

Культура является способом, механизмом кодирования и трансляции поведенческих программ для человека, который, в отличие от животных, не получает от рождения определённого сценария деятельности в виде комплекса инстинктов. Она позволяет сохранять, накапливать и передавать социальную информацию. Любое целостное явление культуры, рассмотренное с позиций семиотического подхода, представляет собой текст. В семиотике текст - это последовательность знаков, построенная по правилам определённой знаковой системы. В этом исследовании экспозиция музея рассматривается как текст, а в качестве знака выделен экспонируемый музейный предмет, что соответствует точке зрения Н.А. Никишина, указавшего, что «Музейные предметы - это, безусловно, главное, что составляет язык музея. В самом широком смысле это знаки, с помощью которых создаётся основа любого экспозиционного "высказывания"»2. Следует отметить, что экспонат становится знаком определённого типа в зависимости от логики построения конкретной экспозиции, то есть от использованного вида экспонирования.

Целью данного исследования является выявление семиотического характера музейной экспозиции; исследование закономерностей её эволюции, которые детерминированы общекультурными тенденциями. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Проанализировать различные концепции классификации музейной экспозиции.

2. Определить критерий для классификации видов музейного экспонирования, связанный с семиотической структурой экспозиции.

3. Выявить связь эволюционного механизма развития экспозиции с её свойствами как знаковой системы.

4. Наметить устойчивую тенденцию и предложить прогноз развития музейной экспозиции.

Объектом исследования является музейная экспозиция как знаковая система и музейный экспонат как знак.

Предмет исследования - функциональные принципы музейной экспозиции и свойства экспонатов, характеризующие экспозицию как семиотический феномен.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение феномена «языка музея» было начато на рубеже 1920-х— 1930-х годов. Тогда же возник этот термин, использовавшийся участниками Первого Всероссийского музейного съезда. В 1968 году канадским музеологом Дунканом Ф. Камероном было введено понятие музейной коммуникации. Впоследствии теория музейной коммуникации получила широкое развитие. Попытка применения по отношению к музейной

2 Никишин Н. А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. -М., 1997. —с. 26. экспозиции принципов организации двух типов речи - художественной и деловой прагматической - впервые была осуществлена в конце 1970-х годов Н.А. Николаевой, использовавшей литературно-семиотическую теорию Ю.М. Лотмана. Феномен языка искусства и специфические особенности художественных знаков были рассмотрены С.Т. Махлиной. Н.А. Никишин предложил в качестве объекта музееведения рассматривать «язык музея», в котором знаками являются музейные предметы. Музейная экспозиция как семиотическая система, входящая в семиосферу культуры, исследовалась А.Ю. Волькович. Музей в целом был представлен С.В. Пшеничной в информационно-коммуникативной модели. Различные аспекты музейной коммуникации освещены в работах М.Б. Гнедовского, В.Ю. Дукельского, Н.А. Никишина, а также зарубежных исследователей Ю. Ромедера, X. Хелленкемпера, А. Хупер-Гринхилл, Р. Стронга, Дж. Портера.

Тенденции развития экспозиции в различных аспектах рассматриваются в отечественных исследованиях: Т.П. Калугиной, М.Т. Майстровской, Е.Н. Мастеницы, Л.М. Шляхтиной, Т.Ю. Юреневой, А.В. Лебедева, Т.П. Полякова, Н.А. Никишина, В.П. Арзамасцева, а также о исследованиях зарубежных авторов: И. Бенеша, Е. Свецимского, Ю. Ромедера, К. Хадсона, Н. Коссонса.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём предложен семиотический критерий для классификации видов музейного экспонирования и концепция эволюционного развития экспозиции как семиотического феномена.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её результаты позволяют провести типологическую дифференциацию экспозиций и могут служить методической рекомендацией для практической разработки концепций новых экспозиций. Предложенная классификация музейных экспозиций, в основу которой положен тип отношения между означаемым и означающим в семиотической структуре экспоната как знака, может быть использована при создании концепций как постоянных экспозиций, так и временных выставок.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музейный предмет может рассматриваться как знак в контексте экспозиции как знаковой системы.

2. В экспозиционном пространстве у экспоната можно обнаружить свойства иконического знака, знака-признака или символа.

3. Существует соответствие между видом экспонирования, согласно которому строится экспозиция, и типом знака, преобладающим в семиотической структуре экспозиции.

4. Может быть определён семиотический критерий для классификации музейных экспозиций. Он состоит в соотнесении традиционно выделяемых видов экспозиции и типа знака, определяющего экспозиционную структуру.

5. Эволюционные изменения экспозиции связаны с динамикой знаковых свойств, востребованных культурой.

6. Развитие экспозиции как знаковой системы идёт от доминирования иконического знака к главенству символа в качестве её семиотической основы.

7. Дальнейшее развитие экспозиции музея может быть спрогнозировано как усиление целостного художественного образного экспозиционного решения, которое не только не помешает, но будет способствовать заинтересованному восприятию уникального музейного экспоната.

Методологическая основа исследования. Помимо общенаучных методов и приёмов исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод, структурно-функциональный метод) были применены сравнительно-исторический, сравнительно-культурологический, культурно-семиотический методы, использован системный подход как методологическое направление. При исследовании экспозиции современных музеев был применён метод непосредственного наблюдения. В методологическую базу исследования вошли как основные элементы теории музееведения (теория документирования, теория тезаврирования и теория музейной коммуникации), так и методологические основы других научных дисциплин - семиотики и лингвистики.

База исследования: российские и зарубежные музеи (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Российский этнографический музей, Зоологический музей Российской академии наук, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, Государственный музей-заповедник «Царское село», Государственная Третьяковская галерея, Государственный Дарвиновский музей, Государственный музей В.В. Маяковского, Боровичский краеведческий музей, Галерея Тейт Модерн (Великобритания), «Инзель Хомбройх» (Германия), Национальный центр науки и технологий (Нидерланды)).

Апробация работы

Материалы диссертации были апробированы на научных конференциях СПбГУ: «История и современность российских музеев» (13—14 апреля 2006 г.), «Музей и образование: история и современность» (17-19 апреля 2008 г.), а также на научном семинаре «Эволюция музейной экспозиции» в Санкт-Петербургском Государственном Музее-институте семьи Рерихов (8 мая 2009 г.). В рамках педагогической практики аспиранта прочитана лекция «Семиотика музейной экспозиции» для студентов философского факультета СП6ГУ(7 мая 2009 г.).

По теме диссертации опубликованы статьи в научных сборниках и журналах общим объемом 2,3 п.л.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета СПбГУ.

Заключение диссертации по теме "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов", Чеснокова, Мария Николаевна

Заключение

При исследовании структуры, функционирования и эволюции музейной экспозиции в качестве фундаментальной метафоры было использовано представление об экспозиции как знаковой системе, в которой экспонат соотносится со знаком определённого типа.

Это позволило определить критерий для классификации музейных экспозиций, а именно, тип знака, в качестве которого используется экспонат. Кроме того, это дало возможность проследить эволюционное развитие музейной экспозиции как знаковой системы.

Экспозиция музея может рассматриваться как «текст», строящийся из знаков, в качестве которых выступают музейные предметы. Знаки эти — особого рода, так как они не имеют устойчивого, раз и навсегда присвоенного им значения.

Способность экспоната рассказывать об объекте, замещать его, то есть быть знаком, может акцентироваться в большей или меньшей степени. Это связано с наличием большей самостоятельной ценности у уникальных музейных предметов и меньшей - у типовых предметов. Экспонирование уникального предмета должно выявлять наиболее яркие грани его смыслового и эстетического потенциала, существующего независимо от контекста экспозиции, что же касается типового предмета, то он наделяется определённым смыслом только будучи включённым в экспозиционный текст. В связи с этим можно наблюдать определённую закономерность в том, как соотносится мера знаковости экспоната с профилем музея, в коллекцию которого этот экспонат включён в качестве музейного предмета. Наиболее велика роль предмета как знака в музеях, основа коллекции которых — типовые предметы. Это естественнонаучные музеи, музеи науки и техники, промышленные, сельскохозяйственные музеи. Произведение искусства представляет собой целостный самостоятельный художественный образ, и роль его как элемента знаковой системы музейной экспозиции второстепенна. Однако даже в художественном музее, экспонаты которого в большей степени раскрывают собственную палитру смыслов, знаковая функция, пусть и факультативно, присуща экспонируемым предметам.

Использование музейного предмета в качестве знака определённого типа (иконический знак, знак-индекс, знак-символ) может рассматриваться как признак, лежащий в основе классификации экспозиций. Такая классификация позволяет не только определить природу отличий разных видов экспонирования, но и проследить закономерности эволюционного развития экспозиции.

Сопоставляя различные классификации, можно выделить следующие основные виды музейной экспозиции: систематическая (коллекционная), ансамблевая (и ландшафтная как вариант использования этого метода экспонирования в естественнонаучных музеях) и тематическая, эволюционными формами развития которой являются музейно-образная и образно-сюжетная.

Если использовать классификацию неязыковых знаков, то можно определить, в качестве какого знака предстаёт экспонат в экспозициях различных видов. Предмет может выступать в качестве иконического знака, знака-признака (индексального знака) и знака-символа.

Иконический знак является основой систематической экспозиции, знак-индекс - экспозиции ансамблевой (и ландшафтной, как её профильной разновидности), а символ лежит в основе тематической экспозиции. В таком подходе становится очевидным, что музейно-образная и образно-сюжетная экспозиции являются модификациями тематической экспозиции. В этом случае символ как основа экспозиции становится ядром художественного образа или сюжетно выстроенной последовательности художественных образов.

Формирование различных видов экспонирования происходило исторически, поэтому существует эволюционная закономерность их возникновения. В современном музее различные виды экспонирования, как правило, сосуществуют и взаимно дополняют друг друга. Систематическое экспонирование применяется на сегодняшний день преимущественно в художественных музеях (чаще систематическую экспозицию художественного музея называют коллекционной), а в музеях иных профилей уступает место экспозициям других видов: в естественнонаучных музеях — ландшафтной, тематической; в исторических, литературных, музыкальных, театральных, музеях науки и техники, промышленных, и многих других — ансамблевой, тематической и её модификациями. Существуют отдельные группы музеев, структура экспозиции которых имеет существенные особенности. Это виртуальные музеи, музеи под открытым небом и экомузеи, а также музеи одной картины. В последнем случае (впрочем, следует оговориться, что этот вид музея встречается значительно реже остальных) знаковый характер экспоната как части экспозиционного текста выражен крайне слабо. В виртуальном музее в качестве непременного условия существования экспозиции выступает присутствие иконического знака. Говоря о виртуальном музее, следует обратить внимание на отсутствие значительной базы для анализа. В настоящий момент те черты, которые определят специфику виртуального музея и позволят отделить его от сайтов, представляющих собой виртуальные альбомы, находятся в процессе формирования. В музеях под открытым небом и их сложной комплексной форме - экомузеях всегда велика роль индексального знака.

В качестве базисного принципа, проявляющегося в эволюции музейной экспозиции как знаковой системы, мы можем рассматривать смену типа знака, в качестве которого предстаёт экспонат. Проследив формирование видов музейного экспонирования, возможно зафиксировать постепенный переход от систематической экспозиции, в основе которой — использование иконического знака, к ансамблевому экспонированию, основанному на знаке-индексе, далее к тематической экспозиции, формообразующим элементом которой становится символ, и музейно-образному и образно-сюжетному типам экспозиции, строящимся как художественный образ или сюжетно организованная последовательность художественных образов.

Такой характер экспозиционной эволюции обусловлен стремлением воздействовать на посетителя на более глубоком, личностном уровне. Развитие экспозиции связано со смещением акцента к эмоциональному воздействию, к индивидуализации восприятия, к ответу на запрос нового зрителя. Выявленная эволюционная закономерность на данном этапе развития культуры, вероятно, и будет определять многообразные пути развития музея, активно востребованного в современном обществе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Чеснокова, Мария Николаевна, 2010 год

1. 100 лет Русского Музея в фотографиях 1898-1998. Palace Editions, 1998.-7с., илл.

2. Аверинцев С. С. Аллегория / С. С. Авериицев // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. -с. 22.

3. Аверинцев С. С. Символ / С. С. Аверинцев // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. — с. 582.

4. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.- Университетская книга, 1997. 728 с.

5. Антонов Ю. А. С учетом конкретных условий / Ю. А. Антонов // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. — М., 1983. — с.35—38.

6. Арзамасцев В. П. О семантической структуре музейной экспозиции / В. П. Арзамасцев // Музееведение на пути к музею XXI века: Сб. науч. трудов / НИИ культуры. — М., 1989. — с. 35-49.

7. Арутюнова И. Д., Серебренников Б. А., Степанов Г. В., Спиркин А. Г. Язык / И. Д. Арутюнова, Б. А. Серебренников,

8. Г. В. Степанов, А. Г. Спиркин // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1978. - Т.30. - с. 464—467.

9. Барт Р. Нулевая степень письма / Р. Барт / Пер. с фр. М.:

10. Академический проект, 2008 — 431с. (Философские технологии).

11. Бенеш Й. Методы экспонирования / Й. Бенеш // Museum. 1983. -№138.-с. 30-35.

12. Бирюков Б. В. Знак / Б. В. Бирюков // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, JI. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. - с. 199.

13. Бонами 3. А. Музей и проблема трансляции культурно-исторических кодов / 3. А. Бонами // Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. Вып. 5. - Музей и образование. - М., 1989. - с. 24-28.

14. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев.-М.: Высшая школа, 2002.-511 с.

15. Боярский П. В. Введение / П. В. Боярский //Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. Вып. 3. - Памятники науки и техники в контексте культуры. — М., 1989. — с. 1—20.

16. Будко А. А. Современный музей: ценности постоянные и временные / А. А. Будко // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с.41-48.

17. Бычков В. В. Эстетика: Учебник / В. В. Бычков — М.: Гардарики, 2002. -556 с.

18. Бычкова JI. С. Техника и современное музейное дело / JI. С. Бычкова // Музееведение. Искусство Музейной Экспозиции и техническоеоснащение музеев: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры / Ред. А. Д. Тимрот. М., 1985. - с.9-25.

19. Бычкова Л. С. Технические средства в музеях / Л. С. Бычкова // Российская музейная энциклопедия. — М.: «Прогресс» «Рипол классик»,2001. — Т. 2. с.236-237.

20. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин // Избранные эссе / Немецкий культурный центр имени Гете. — М.: «Медиум», 1996. — 240 с.

21. Введение // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1988. -с.3-6.

22. Волькович А. Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии; 24.00.03 / А. Ю. Волькович; науч. рук. С. Т. Махлина; СПбГУКИ. -СПб., 1999.-192 с.

23. Волькович А. Ю. Модель музейной коммуникации в концепциях зарубежных музееведов / А. Ю. Волькович // Музей в современной культуре: Сб. науч. трудов. СПб., 1997. - с. 69-73.

24. Воронов Н. В. Экспозиционный опыт Центрального Выставочного Зала в Москве 1957-1961 / Н. В. Воронов // Художественное оформление музеев: Сб. науч. трудов / НИИ музееведения. — М., 1965. -с. 106-125.

25. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. 344 с.

26. Галкина Е. Л. Музеи под открытым небом в РСФСР / Е. Л. Галкина // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1989. - с.95-99.

27. Галкина Т. В. Музееведение: основы создания экспозиции. Учебно-методическое пособие для студентов исторических факультетов вузов по специализации «Историческое краеведение и музееведение». /

28. Т. В. Галкина Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2004. - 56 с.

29. Гимилыптейн Я. Г. Управление образами: креатив как принцип либеральной реформы современного музея / Я. Г. Гимилыдтейн // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12—13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с.126-137.

30. Гнедовский М. Б. Коммуникация музейная / М. Б. Гнедовский // Российская музейная энциклопедия. -М.: «Прогресс» «Рипол классик»,2001.-Т. 1.-C.283.

31. Гнедовский М. Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации / М. Б. Гнедовский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры.- М., 1989.-е. 16-34.

32. Гнедовский М. Б., Колганов В. М., Суринов В. М. О направлениях разработки программы музееведческих исследований /

33. М. Б. Гнедовский, В. М. Колганов, В. М. Суринов // Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. Вып. 2. - Музей и современная социокультурная ситуация. — М., 1989. - с. 44—50.

34. Голубовский А. Цепная реакция / А. Голубовский // Вокруг света. -2003. — №9. — с.98-105.

35. Государственный Русский Музей. Путеводитель. — Palace Editions, 2000.-151 с.

36. Гранжан JI. Театральный музей: как передать впечатление / Л. Гранжан // Museum. 1997. - №4. - с.7-12.

37. Григорян Г. Г. Илизаров С. С. Науки и техники музеи / Г. Г. Григорян, С. С. Илизаров // Российская музейная энциклопедия. М.: «Прогресс» «Рипол классик»,2001. - Т. 2 — с. 9-13.

38. ЗБ.Димогло М. В. Дизайн как средство проектирования современной музейной экспозиции / М. В. Димогло // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. -с. 236-242.

39. Дмитриева Е. К. Музей — культура общество (обзор материалов проектного семинара-игры) / Е. К. Дмитриева // Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. - Вып. 5. — Музей и образование. - М., 1989. - с. 8—23.

40. Дмитриева Е. К. Язык архитектуры как один из путей расширения коммуникативных возможностей мемориального музея /

41. Е. К. Дмитриева // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1988. - С. 55-67.

42. Дмитриева О. С. Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства / О. С. Дмитриева // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006.с. 191-194

43. Дриккер А. С. Эволюция культуры: информационный отбор /

44. A. С. Дриккер. СПб.: Академический проект, 2000. - 184 с.

45. Дукельский В. Ю. В поисках музейной концепции истории /

46. B. Ю. Дукельский // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М.,1997. - с.34-42.

47. Дукельский В. Ю. Музей и культурно-историческая среда / В. Ю. Дукельский // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. -М.,1989. с. 109-139.

48. Дукельский В. Ю. Музейный предмет / В. Ю. Дукельский // Российская музейная энциклопедия. М.: «Прогресс» «Рипол классик»,2001. — Т. 1. - с.405.

49. Дукельский В. Ю. Пространство публичного одиночества/

50. В. Ю. Дукельский // Музей и личность / отв. ред. А. В. Лебедев, сост. М. Ю. Юхневич. М., 2007. - с.6-14

51. А. Е. Ермолаев, Т. О. Шулика // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М.,1997. - с. 78-90.

52. Зиновьева Ю. В. О функциях музея / Ю. В. Зиновьева // Музей всовременной культуре: Сб. науч. трудов. СПб., 1997. - с. 259-269. 59.3оологический музей Российской академии наук. - СПб. - 28 с.

53. Иванов В. В. Текст / В. В. Иванов // Большая Советская Энциклопедия.- 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т.25. - с.364.

54. Иванова Ю. В. Новые художественные музеи как гипертекстуальное пространство / Ю. В. Иванова // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.— СПб., 2007.с. 247-256.

55. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.

56. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

57. Казакова С. Ф. Выставка и ее образное решение. / С. Ф. Казакова // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. М., 1983. — с.101-103.

58. Калугина Т. П. Истоки культурно-коммуникативной функции экспозиции художественного музея / Т. П. Калугина II Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. -М.,1989. с.68-108.

59. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры /

60. Т. П. Калугина СПб: Издательский дом «Петрополис», 2008. - 244 с.

61. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов / И. Кант — СПб: Наука, 1995. — 528 с.

62. Карпов Р. А. К вопросу об организации экспозиционного пространства / Р. А. Карпов // Художественное оформление музеев: Сб. науч. трудов / НИИ музееведения. М., 1965- с. 137-189.

63. Каулен М. Е. Мавлеев Е. В Музей / М. Е. Каулен, Е. В. Мавлеев // Российская музейная энциклопедия. — М.: «Прогресс» «Рипол классик»,2001. — Т. 1. — с.395.

64. Каулен М. Е.Подлинник / М. Е. Каулен // Российская музейная энциклопедия. — М.: «Прогресс» «Рипол классик»,2001. — Т. 2 — с.100.

65. Киршина С. В.Опыт построения концептуальной модели музея как феномена культуры / С.В. Киршина // Музей в современной культуре: Сб. науч. тру-дов / СПбГАК. СПБ., 1997. - с. 251-258.

66. Коваль М. Ю. Об одном социально-психологическом исследовании в музее / М. Ю. Коваль // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции: Сб. науч. трудов вып. 12 -М., 1982.-с. 84-93.

67. Конева А. В. Музеи моды: историческое знание или каноны искусства? / А. В. Конева// В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб, 12-13 апреля 2007 г. СПб., 2007. - с. 257-263.

68. Коник М. А. Музей как единство науки и искусства / М. А. Коник // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. М., 1983. — с.29-34.

69. Корольков В. И. Метонимия / В. И. Корольков // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - Т. 16 -с. 166.

70. Коссонс Н. Новые тенденции / Н. Коссонс // Museum. 1983. - №138. -с.11-18.

71. Кошман Л. В .Выставки / Л. В. Кошман // Российская музейная энциклопедия. — М.: «Прогресс» «Рипол классик»,2001. Т. 1.- с.128.

72. Кравченко А. А. Философия культуры Э. Кассирера / А. А. Кравченко // Кант и кантианцы: критические очерки одной философской традиции. М.: Наука, 1978. — 360 с.

73. Крейн А. 3. Жизнь в музее./ А. 3. Крейн М.: ОАО Издательство «Радуга», 2002. - 608 с.

74. Кротов Ф. Г. О задачах исторических и краеведческих музеев на современном этапе / Ф. Г. Кротов // Музейное дело в СССР.

75. Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции: Сб. науч. трудов вып. 12 -М., 1982.-е. 14-23.

76. Кротов Ф. Г. О задачах совершенствования экспозиций исторических и краеведческих музеев / Ф. Г. Кротов // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы совершенствования музейной экспозиции: Сб. науч. трудов, вып. 13. -М., 1983. с. 3—12.

77. Крылова И. В. создание музейных экспозиций как способ передачи исторического знания / И. В. Крылова // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. - с. 172175

78. Кузичев А. С. Класс / А. С. Кузичев // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд.- М.: Советская энциклопедия, 1973. - Т. 12. -с. 267.

79. Культурология: Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. -М.: Высшее образование, 2005. — 566 с.

80. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных учреждений. Изд. 5-доп. и перер. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 576 с. (Серия «Высшее образование»)

81. Лебедев А. В. Музей для своих / Лебедев А. В. // Музей и личность / отв. ред. А. В. Лебедев, сост. М. Ю. Юхневич. М., 2007. - с. 93-100.

82. Лебедева И. Образные решения как отражение концепции музея / И. Лебедева // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с. 74-81.

83. Левыкин К. Г., Хербст В.Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для Вузов / ред К. Г.Левыкин, В. Хербст. — М.: Высшая школа, 1988. 431с.

84. Литвинов В. В. Практика современной экспозиции / В. В. Литвинов — М.: Плакат, 1989. 192 е.: ил.

85. Литвинов В. В. Практика современной экспозиции. / В. В. Литвинов -М.: Плакат, 1989. 192 е.: ил.

86. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев 2-е изд., испр. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.

87. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев — М.: Политиздат, 1991.-е. 525.

88. Лотман Ю. М. Об искусстве. /Ю. М. Лотман — СПБ.: «Искусство-СПб», 2000. 704 е., ил.

89. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера история. / Ю. М. Лотман. — М.: «Языки русской культуры», 1999 — 464 с.

90. Лукоянов И. Ф., Чурилин В. М. Художественное конструирование экспозиционного оборудования музеев: Методические рекомендации для студентов / И. Ф. Лукоянов, В. М. Чурилин. — СПб.: 1993. — 89 с.

91. Мазный И. В., Поляков Т. П., Шулепова Э. А. Музейная выставка. История, проблемы, перспективы / И. В. Мазный, Т. П. Поляков, Э. А. Шулепова —М.: б.и., 1997.-211 с.

92. Майстровская М. Т. Архитектурно-художественные компоненты в музейной экспозиции / М. Т. Майстровская // Музееведение. Искусство Музейной Экспозиции и техническое оснащение музеев: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры / Ред. А.Д. Тимрот. М., 1985. -с.33-52.

93. Майстровская М. Т. Введение / М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. — М.Д997. — с.4-5.

94. Майстровская М. Т. Искусство музейной экспозиции в контексте общих тенденций стилеобразования / М. Т. Майстровская // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М.,1989. - с.175-189.

95. Майстровская М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития / М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М.,1997. - с.7-23.

96. Майстровская М. Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств) / М. Т. Майстровская // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1989. - с.50-65.

97. Малевич К.С. Чёрный квадрат / К.С. Малевич. СПб.: Азбука-классика, 2003. - 576 с.

98. Малинковская О. Б., Майстровская М. Т. Обзор выставочной деятельности Государственного музея изобразитльных искусств им. А. С. Пушкина (1980-1990 гг.) / О. Б. Малинковская,

99. М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М.,1997. - с. 176-189.

100. Мастеница Е. Н. Наследие и музей: проективная модель культурного комплекса / Е. Н. Мастеница // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с. 96-107.

101. Мастеница Е. Н. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности / Е. Н. Мастеница // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. - с. 138-145

102. Махлина С. Т. Семиотический аспект музейной экспозиции / С. Т. Махлина // Музей в современной культуре: Сб. науч. трудов. -СПб., 1997.-с. 109-119.

103. Махлина С. Т. Язык искусства в контексте культуры / С. Т. Махлина СПб., 1995.-217 с.

104. Минц Н. В. Экспозиционные приемы и новые технические средства, применяемые в зарубежных музеях гуманитарного профиля / Н. В. Минц. М., 1968. - 44с.

105. Михайловская А. И. Вопросы художественного оформления экспозиций музеев на современном этапе / А. И. Михайловская // Художественное оформление музеев: Сб. науч. трудов / НИИ музееведения. — М., 1965. с. 5—46.

106. Михайловская А. И. Музейная экспозиция (организация и техника) / А. И. Михайловская, под ред. Ф. Н. Петрова, К. Г. Митяева. 2-е изд. -М.: Советская Россия, 1964. - 518 е.: ил.

107. Молок Н. Империя стиля / Н. Молок // Вокруг света. 2003. -№ 3. -с.123-131.

108. Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVHI-XX вв.): Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1991. -323 с.

109. Музейное дело в России / под. ред. М.Е. Каулен (отв. ред.),

110. И. М. Косовой, А. А. Сундиевой. 2-е изд. -М.: Издательство «ВК», 2005. - 614 с.

111. Никитина Е. С. Семиотика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. / Е. С. Никитина М.: Академический Проект; Трикста, 2006528 с. («Gaudeamus»).

112. Никишин Н. А.Музейные средства: знаки и символы /

113. Н. А. Никишин // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М.,1997. - с.24-33.

114. Никишин Н. А. Экспозиция ландшафтная / Н. А. Никишин // Российская музейная энциклопедия. М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. — Т. 2 — с.354—355.

115. Никишин Н. А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности / Н. А. Никишин // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М.,1989. - с. 11-15.

116. Николаева Н. А. Музейная экспозиция как художественная структура / Н. А. Николаева // Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1977 - №45. - с. 65-94.

117. Никонова А. А. Загадка музейного предмета / А. А. Никонова // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: 2009. - Серия 6. Выпуск 2.-с. 11-18.

118. Никонова А. А. Когнитивные структуры художественного музея / А. А. Никонова // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с.49-60.

119. Окладникова Е. А., Махлина С.Т. Музейный предмет и его семиотический дискурс / Е. А. Окладникова, С. Т. Махлина // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. -СПб., 2006.-с. 84-103

120. Осташова Н. В. Музей: вещная память о вечном / Н. В. Осташова //В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12—13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с.27-32.

121. Пауш О. О коллекциях исполнительских искусств / О. Пауш // Museum. 1997. - №4. - с. 4-6.

122. Петрийчук С. Искусство видеть / С. Петрийчук // Ваш досуг. -2004. №10. — с.64— 67.

123. Пирс С. Новый взгляд на старые вещи / С. Пирс // Museum. -1999. — №4. с. 12-23.

124. Пирс Ч. Начала прагматизма / Ч. Пирс / Перевод с английского, предисловие В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина, СПб.: Лаборатория метафизических исследований философскогофакультета СПбГУ; Алетейя, 2000. -352с.

125. Поляков Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). / Т. П. Поляков М., 1997. — 174 с.

126. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?»-2. / Т. П. Поляков — М.: Издательство Министерства

127. Культуры Р.Ф. Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма; М: РИК, 2003. - 457с.

128. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции / Т.П. Поляков // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М.,1989. - с. 35-54.

129. Портер Д. Роль музея как средства коммуникации / Д. Портер // Museum. 1983. -№138. - с.Ю.

130. Поспелов Г. Н. Сюжет / Г. Н. Поспелов // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - Т. 25. -с. 150.

131. Потапова М. В. Художественный музей и публика: проблемы взаимодействия / М. В. Потапова // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. -с. 224-235.

132. Потапова М.В. Художественный музей и публика: проблемы взаимодействия / М. В. Потапова // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., В 11 СПБ., 12-13 апреля 2007 г. СПБ., 2007. - с.224.

133. Потребня А. А. Мысль и язык / А. А. Потребня // Полное собр. трудов. М.: «Лабиринт», 1999 - 300 с.

134. Приключения «Чёрного квадрата» / Альманах. Вып.175. СПб: Palace Editions, 2007. - 156 с.

135. Принцип // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд.- М.: Советская энциклопедия, 1975 Т.20.- с.588.

136. Пчелянская Т. М. Музеи и музейные экспозиции в новом спектре сетевых коммуникаций / Т. М. Пчелянская // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. -с. 146-159

137. Пшеничная С. В. Музей как социокультурный феномен. Информационно — коммуникативная модель. / С. В. Пшеничная — СПб.: Образование, 1999. 196 с.

138. Разгон А. М. Музееведение / А. М. Разгон // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 17. -с. 84

139. Разгон А. М., Ревякин В. И. Музеи / А. М. Разгон // Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд.— М.: Советская энциклопедия, 1974—Т. 17 с.84-86.

140. Рациональность как предмет философского исследования / отв. ред. Б.И. Пружинин, B.C. Швырёв. -М., 1995.- 225 с.

141. Рерих Н.К. Держава света. / Н. К. Рерих -: Изд-во Эксмо, 2006. -848 с. (Антология мысли)

142. Ривин В. JI. Художник и музей / В. JI. Ривин // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. — М., 1983. с.44-50.

143. Роднянская И. Б. Художественный образ / И. Б. Роднянская // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. с. 729.

144. Рождественский К. И. Музейная экспозиция /

145. К. И. Рождественский // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозицийисторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. — М., 1983. — с.17-22.

146. Розенбтом Е. А. Время и пространство в музейной экспозиции / Е. А. Розенблюм // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): Сб. науч. трудов / РИК. М.,1997. - с. 110-120

147. Розенблюм Е. А. Искусство экспозиции / Е. А. Розенблюм // Музейное дело в СССР. Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: Сб. науч. трудов, вып. 13. — М., 1983. с.23-28.

148. Розенблюм Е. А., Воронихина Т., Шейр Е., Грачев Я., Бодров В., Коник М., Решетников В. А. Художники о сценарии музейной экспозиции / Е. А. Розенблюм, Т. Воронихина, Е. Шейр, Я. Грачев,

149. В. Бодров, М. Коник, В. А. Решетников // Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. трудов НИИ культуры. М., 1977 - №45. — с. 126-135.

150. Розин В. Семиотические исследования / В. Розин. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. - 256 с. (Humanitas)

151. Российская музейная энциклопедия: В 2Т.-М.: Прогресс, «Рипол Классик», 2001.

152. Сазонов В. П. Одной картины музей в г. Пенза / В. П. Сазонов // Российская музейная энциклопедия. М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. - Т. 2 - с. 46-47.

153. Сапанжа О. С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? / О. С. Сапанжа // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.— СПб., 2007.-с. 6-17.

154. Сапанжа О. С. Стратегии коммуникационных процессов в контексте модернизации музейной деятельности / О. С. Сапанжа // Собор лиц: сборник статей / под ред. М. Б. Пиотровского и

155. А. А. Никоновой. СПб., 2006. - с. 160-171

156. Свецимский Е. Модернизация музейных экспозиций. Методические рекомендации / Е. Свецимский / составитель и переводчик М. Б. Гнедовский М., 1989. — 83 с.

157. Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -702 с.

158. Смирнов А. В. Отражение новой парадигмы гуманитарного знания в экспозиции художественного музея / А. В. Смирнов //

159. В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с. 151-157.

160. Соде Функ Б. Сотрудничество художественного музея со школами / Б. Соде Функ // Museum. 1997. - №4. - с.38-42.

161. Соколов Е. Г. Пространство чистых знаков, или кепка Ильича / Е. Г. Соколов // Собор лиц: сборник- статей / под ред.

162. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. - с. 112—123

163. Соустин А. Основные принципы архитектурной организации экспозиции / А. Соустин // Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. трудов НИИ культуры М., 1977.- №45. - с. 30-64.

164. Соустин А. С. Выставочная деятельность музеев: некоторые пути интенсификации и повышения интенсивности / А. С. Соустин // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры. М., 1989. - с.127-134

165. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Б. А. Столяров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева СПб.: «Борей Арт», 2001. - 144 с.

166. Стриженова Т. К. Современное понимание искусства музейной экспозиции / Т. К. Стриженова // Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. трудов НИИ культуры — М., 1977 — №45. — с. 6-29.

167. Стрижнёва С. Е., Поляков Т. П., Аксёнкин А. П. Путеводитель по экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского /

168. С. Е. Стрижнёва, Т. П. Поляков, А. П. Аксёнкин М.: «Радис PPJI», 2007. - 64 е., ил.

169. Стронг Р. Музей и коммуникация / Р. Стронг // Museum. 1983. -№138.-с. 3-9.

170. Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. Учебник для высшей школы /

171. А. Д. Тельчаров / послесл. И. В. Кондакова. М,: Омега-Л,2005. -184 с. (Humanitas)

172. Тимрот А. Д. Введение / А. Д. Тимрот // Музееведение. Искусство Музейной Экспозиции и техническое оснащение музеев: Сб. науч. трудов / НИИ Культуры; Ред. А. Д. Тимрот-М., 1985.- с. 3-5.

173. Уайт Л. А. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. / Л. А. Уайт СПб.: Университетская книга, 1997. - 728 с. - (Культурология XX век)

174. Фаерштейн Р. С. Экспозиция. Проектирование и практика / Р. С. Фаерштейн. — М.: Панорама, 1990. 32с.: ил. — (Библиотечка «Школа художника-оформителя»)

175. Фармаковский М. В. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. / М. В. Фармаковский. — Л.: Издание Государственного Русского музея, 1928. 82 с.

176. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. -СПб.: Издательство «Лань», 1998.-448 с.

177. Финягина Н. П. Фонды музея / Н. П. Финягина // Российская музейная энциклопедия.-М.: «Прогресс» «Рипол классик»,2001—Т.2.— с. 292.

178. Флоренский П. А.Храмовое действо как синтез искусств /

179. П. А. Флоренский // Флоренский П. А.Сочинения .В 4 Т.Т.2 / сост. и общ. Ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренской, М. С. Трубачева. М.: Мысль, 1996. — с. 370-382 (философское наследие)

180. Хадсон К. Влиятельные музеи / К. Хадсон / Пер. с англ. — Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2001. — 196 с.

181. Хижняк О. С. Метод моделирования в создании музейных экспозиций (на материалах Государственного музея истории религии / О. С. Хижняк // Музей в современной культуре: Сб. науч. трудов / СПбГАК. СПБ., 1997. — с. 128-139.

182. Хлебников Велимир. Творения / Велимир Хлебников М.: Сов. писатель, 1987. — 736 с.

183. Чиркова Н.В. Сценарий и сценическая постановка в музее как способ реконструкции объектов нематериального наследия /

184. Н. В. Чиркова // Собор лиц: сборник статей / под ред.

185. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. - с. 184-190

186. Шляхтина JI. М. Музей в современном мире. Новые подходы к музейной работе / Л. М. Шляхтина // Музей в современной культуре: Сб. науч. трудов. СПб., 1997. - с. 233-238.

187. Шляхтина Л. М. Образ в образовательном пространстве музея / Л. М. Шляхтина // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с.138-144.

188. Шляхтина JI. М., Фокин С. В. Основы музейного дела: Учеб. Пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов / JI. М. Шляхтина, С.В. Фокин. СПБ.: СпецЛит, 2000. - 160 с.

189. Шмит Ф. И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. / Ф. И. Шмит -Л.: Academia, 1929.-248 с.

190. Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории и теории музейного дела. / Ф. И. Шмит -Харьков: «Союз», 1919. с. 50 (Школьная и внешкольная библиотека под редакцией Д.Г. Панадиади)

191. Щепеткова И. А. Феномен «театрализации музея» / И. А. Щепеткова // Собор лиц: сборник статей / под ред.

192. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб., 2006. - с. 244-257

193. Щербина Б. В. Временные экспозиции музеев Московского Кремля XIX-XX веков: проблематика и исторический анализ: Автореф. Дис. канд. ист. наук: 24.00.03. РГГУ / Е. В. Щербина М., 2003.-16 с.

194. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 с.

195. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре / Т. Ю. Юренева — М.: «Русское слово-РС», 2003. 536 е., илл.

196. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. М.: Академический Проект, 2003. - 560 с.

197. Юркова Е. В. Ikonen-Museum Frankfurt am Main, Stiftung

198. Dr E. В. Юркова / Schmidt-Voigt. Музей как со-бытие от концепции к методологии // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13 апреля 2007 г.- СПб., 2007. с. 280-289.

199. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В. В. Юрчук. Мн.: Элайда, 2000. - 704 с.

200. Якобсон Р. Язык и бессознательное7/ Р. Якобсон / Пер. с англ., фр., К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе.

201. В. Шеворошкина; составл., вст. слово К. Голубович, К. Чухрукидзе; ред. пер. Ф. Успенский. М.: Гнозис, 1996. - 148 с.

202. Heritage, Museums And Galleries: An Introductory Reader / Edited by Gerard Corsane. Routledge, 2005. 400 pp.

203. Hughes Catherine Museum Theatre: Communicating with Visitors Through Drama. / Catherine Hughes. Heinemann, Portsmouth, NH, 1998. - 152 pp.1. Интернет-источники:

204. Виртуальный музей русского примитива Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.museiim.ru/museiim/primitiv/

205. Иванов Д. Музеи в сети Интернет / Д. Иванов // Меценат Электронный ресурс. — Интернет журн. 2005. - № 1. — Режим доступа: http: // www.maecenas.ru / doc / 2005l15.html

206. Интернет на телеканале культура. «Загрузка» 8 февраля 2010 года Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.tvkultura.ru/news.html?id==422568

207. Нургалеева Л. В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель / Л. В. Нургалеева Электронный ресурс. Режим доступа: http: // confifap.cpic.ru / upload / spb2004 / reports / doklad197.doc

208. Современная галерея Тейт Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.tate.org.uk/home/ languages/russiantm.pdf

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 402260