Эволюция профессионального церковного образования в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Ляпунова, Наталия Валентиновна

  • Ляпунова, Наталия Валентиновна
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 388
Ляпунова, Наталия Валентиновна. Эволюция профессионального церковного образования в России: дис. доктор исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2006. 388 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Ляпунова, Наталия Валентиновна

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. Историография и источники проблемы.

РАЗДЕЛ II. Первоначальная институционализация профессионального церковного образования в России (Х-XVIII вв.).

РАЗДЕЛ III. Состояние и проблемы реформирования профессионального церковного образования в России в первой четверти XIX века.

РАЗДЕЛ IV. Особенности содержания и организации профессионального церковного образования в России во второй четверти XIX века.

РАЗДЕЛ V. Тенденции реформирования профессионального церковного образования в России во второй половине XIX - начале XX столетий.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция профессионального церковного образования в России»

Актуальность темы исследования. Проблема профессионального церковного образования в России вызывает сегодня вполне понятный и объяснимый интерес. Как известно, долгое время Православная Церковь в России была составной частью государственной и духовной жизни, в этом качестве она сыграла большую, хотя и неоднозначно положительную, роль в образовании многих поколений, в укреплении господствовавших в стране общественно-политических порядков. После октября 1917 года, в советский период, Церковь была отделена от государства и даже в некоторых отношениях от общества; ее роль и место в жизни общества были минимизированы, но не остались бесследными.

В условиях глубоких исторических перемен, происшедших в российском обществе на рубеже XX - XXI веков, роль Русской Православной Церкви кардинально изменилась. Все больше и больше Церковь претенду-. ет на роль носителя духовного начала в обществе, одного из регуляторов его духовной жизни в целом. Многие сегодня стремятся созидать не только свою личную жизнь, но и общественную деятельность на основе православного мировоззрения. Это делает одной из первоочередных задач серьезное переосмысление проблем профессионального церковного образования. Ведь именно в духовных учебных заведениях закладываются основы для благотворной жизнедеятельности Церкви, поскольку в них формируются будущие научно-богословские и священнические кадры, которые окажут влияние на духовное состояние и мировоззренческие представления своей паствы. Поэтому анализ содержания и тенденций образовательно-воспитательной деятельности Церкви через призму исторического опыта может стать одной из социокультурных и идеологических составляющих в процессе развития государственно-церковных отношений и системы образования в современной России, православно-богословского осмысления положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе.

В современных условиях, когда возрастает духовная агрессия по отношению к нашему народу со стороны религиозных конфессий, ведущих прозелитическую деятельность на канонической территории Русской Православной Церкви, происходит стремительный рост новых религиозных движений в самой России и экспансия на ее территорию всевозможных сект, проблема профессионального церковного образования приобретает общественную значимость. Ибо только духовные учебные заведения могут дать те двуедино, духовно и богословски подготовленные кадры, без которых Церковь с быстро заполняющим ее большим процентом духовно неопытных, не имеющих специального богословского образования священников и монашествующих, будет неуклонно терять свой авторитет, и народ в результате окажется во власти хорошо подготовленных иноверных проповедников и идеологов, под воздействием оккультных и неоязыческих влияний, деструктивных сект. Это прямо следует из того, что в настоящий момент духовное состояние нашего общества находится на грани шаткого баланса между Православием и каким угодно инаковерием.

Современная эпоха - непростое с духовной точки зрения время. Сложности нынешнего дня связаны с неодолимым желанием молодого поколения создать и окружить себя некоей «новой» культурой, новыми морально-этическими ценностями, совершенно отличными от всего ранее известного. Без преувеличения можно сказать, что мы живем в эпоху небывалой духовной свободы. Но свобода эта такова, что то, что с христианской точки зрения называется грехом и преступлением, теперь становится естественной нормой жизни, реализацией прав человека. Чтобы противостоять вызовам нынешней эпохи, таким как атеизм, нигилизм, либеральный гуманизм, необходимо вернуться к изначальным нравственным основам и целям, к истокам православной традиции, которая в течение более тысячелетия была господствующей на Руси, и с которой исторически связано большинство населения России, независимо от того, являются ли они верующими или нет. В деле духовного возрождения российского общества духовные учебные заведения способны сыграть ведущую роль: именно в них сосредоточены основные силы, которые могли бы возглавить этот процесс. Поэтому всестороннее изучение и творческое использование опыта духовной школы по формированию интеллектуального потенциала Православной Церкви имеет большую социальную значимость и актуальность.

В течение семи десятков лет религия была у нас недооценным фактом культуры. Если посмотреть на историю, то можно увидеть, что именно из религиозного познания выделились познание философское, научное, художественный способ миропостижения и так далее. Будучи матерью всех этих форм культуры, религия играла огромную роль для генезиса каждой из них в отдельности и существенно влияет на их взаимодействие в современном мире. В силу известных идеологических причин роль религии принижалась как в истории, так и в современности. Сейчас же, на наш взгляд, введение теологии в академический и университетский дискурс, появление теологических кафедр и факультетов в светских вузах поднимает статус, меняет отношение к Церкви и ее вероучению, дает более качественное понимание того, что такое религия сама по себе и какова ее роль в культуре.

В жизнь современного человека, даже далекого от веры, религия вливается все сильнее как социально значимый фактор, а не просто как личное устремление к Богу. Поэтому религиозная грамотность сегодня перестала быть фактом, если можно так выразиться, рафинированного образования, она уже необходима для ценностной безопасности общества.

Что же касается роли православных учебных заведений, то нам кажется достаточно очевидным, что в религиозном образовании в России они не могут не играть первой скрипки потому, что такова ситуация: и историческая, и фактическая, - таково место Православия в современной религиозной мозаике.

В настоящее время, когда возрождено и открыто множество духовных учебных заведений, православных университетов и гимназий, необходимо научное критическое осмысление исторического опыта Русской Церкви в области профессиональной подготовки кадров. В этой связи сравнительно-исторический анализ процесса формирования и развития церковного образования, связанный с выявлением закономерностей этого процесса, поиском новых путей решения проблемы, систематизацией идей, представляет особый интерес. Результаты такого комплексного анализа научного исследования могут стать важнейшим компонентом реформирования системы церковного образования на современном этапе. Это дает основание сделать вывод о том, что проблема диссертационного исследования является научно значимой и актуальной.

Хронологические рамки исследования охватывают период от Крещения Руси, когда одновременно с принятием христианства было положено начало профессиональному обучению духовенства, до начала XX столетия, когда во исполнение декрета советской власти от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» духовные учебные заведения были закрыты. Рассмотрение выше-указанного периода в исторической последовательности дает возможность на научных основах целостно обобщить и проанализировать деятельность Русской Православной Церкви в области образования и воспитания церковно-педагогических кадров, позволяет извлечь необходимые исторические уроки и сделать научные и практические выводы для содействия дальнейшему развитию профессионального церковного образования.

Степень научной разработанности проблемы. Проведенный автором историографический и источниковедческий анализ показал, что в опубликованных трудах по истории Русской Православной Церкви1, по истории отдельных духовных учебных заведений2 и духовно-образовательных реформ3 раскрываются лишь отдельные этапы исследуемого периода или часть вопросов рассматриваемой проблемы. В работах по древнерусскому периоду истории церковного образования, отсутствуют научно-объективные подходы к оценке этого периода4. Нет специальных

1 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. - M., 1880. Т. 1-2; Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. - М, 2001; Знаменский П.В. История Русской Церкви - М., 2000. 9-е изд.; Карташов A.B. Очерки по истории Русской Церкви. - М., 1992. Т. 1-2; Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. - М., 1995. Т. 1-7; Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. - М., 2000. 4-е изд.; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995; Римский C.B. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. - М., 1999; Русское православие: вехи истории. Сб. ст. - М., 1989; Скрынни-ков Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси IX-XVII вв. - СПб., 2000; Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700 - 1917. - М., 1996. Kh.VIII; Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). - М., 2003; Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви (в пяти ■ периодах). - М., 2001 ; Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-1918 гг.) - М., 2002 и др.

2 См.: Введенский А. Заслуги Вифанской духовной семинарии для отечественной церкви и просвещения. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900; Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Историческое исследование. - М., 1982; Журавский A.B. Казанская духовная академия на переломе эпох (1884-1921). Дисс. канд. ист. наук. - М., 1999; Знаменский П.В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842 - 1870). - Вып. 1-3. Казань, 1891 - 1892; Иоанн (Экономцев), игум. Историческая школа Московской Духовной Академии // Православие, Византия, Россия. Авторский сборник статей. - М., 1992; Кедров Н.И. Исторический очерк Московской духовной семинарии. 1814 - 1889. - M, 1889; Князев A.C. Очерк истории Псковской семинарии // ЧОИДР. 1866. Кн. 1.; Малы-шевский И. Историческая записка о состоянии Киевской Духовной Академии в истекшее пятидесятилетие // Труды Киевской духовной академии. 1869. № 11-12; Прилежаев E.M. Новгородские епархиальные школы в петровскую эпоху // Христианское чтение. 1877. T. 1; Смирнов C.K. История Троицкой лаврской семинарии. -М., 1867; Хижняк З.И. Киево-Могилянская академия. - К., 1988; Цыпин В., прот. Митрополит Филарет и Московские духовные школы // Журнал Московской Патриархии. 1997. № 7; Чистович И.А. История С.-Петербургской Духовной Академии. - СПб., 1857 и др.

3 См.: Белявский Ф.Н. О реформе духовной школы. - СПб, 1907; Богословский M.M. Реформа высшей духовной школы при Александре I // Богословский вестник. 1917. №10/12; Вишленкова Е.А. Духовная школа в России первой четверти XIX века. - Казань, 1998; Воробьев И.В. Реформы духовных академий 1905-1911 гг. Дисс. . канд. ист. наук. - M., 2004; Глубоковский H.H. По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Св. Синоде. - СПб., 1907; Он же. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. - Варшава, 1928. Переизд.: M., 2002; Голубцов С.А. Уставы в жизни Академии. 1870-1919. -Сергиев Посад, 1977; Дьяконов К.П. Духовная школа в царствование императора Николая I. - Сергиев Посад, 1909; Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. - Казань, 1881; 2-е изд., СПб., 2001; О реформе духовной школы. - СПб., 1907. 4. II; Ростиславов Д.И. Об устройстве духовных училищ в России. -Leipzig, 1863. T. 1-2; Сушко A.B. Духовные семинарии в России (до 1917 г.) // Вопросы истории. 1996. № 11-12; Тарасова В.А. Высшая духовная школа в России в конце XIX-начале XX вв. - М., 2005; Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии (к 100-летию духовно-учебной реформы 1808 г.). - Вильна, 1908-1909. T. 12; Титов Ф.И., прот. Преобразование духовных академий в России в XIX в. - Киев, 1906; Он же. Две справки по вопросу о преобразовании духовных академий в России в XIX веке (1869-1884) // Христианское чтение. 1907. №1,2,4; Федоров В.А. Духовная школа в России в XIX веке // Очерки русской культуры XIX века. - М., 2001. Т. 3 и др.

4 Владимирский-Буданов М.Ф. Государство и народное образование в России в XVIII в. до учреждения министерств // Журнал Министерства народного просвещения. 1873. Сентябрь-ноябрь; Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. - М., 1995 - Кн. 2; Знаменский П.В. История Русисследований, посвященных развитию отечественной богословской науки, Уставам духовных учебных заведений - важнейшим нормативным документам, определявшим собой уклад духовно-училищной жизни. Поэтому для полного охвата рассматриваемой проблемы потребовалось более глубокое и всестороннее ее изучение в установленных хронологических рамках. Данное исследование ставит своей целью показать, как происходила институционализация профессионального церковного образования в России, что влияло на процесс формирования и развития системы церковного образования, какими были Уставы и как они влияли на жизнь духовной школы, какие проекты реорганизации системы профессионального церковного образования разрабатывались и насколько полно и последовательно они были реализованы, какие императивы обусловили эволюцию содержания профессионального образования духовенства.

Актуальность проблемы, ее социально-политическая значимость, общественная востребованность, необходимость нового подхода к осмыслению социально-исторической роли Русской Православной Церкви, научно-исторический интерес к опыту церковно-образовательной деятельности стали побудительным мотивом избрания ее для научного исследования.

Объект исследования - история развития профессионального церковного образования в России в период от Крещения Руси до начала XX столетия. Именно в этот период церковное образование возникло и развивалось как неотъемлемая часть духовной культуры России, оказав огромное влияние на все сферы жизни государства и общества.

Предмет исследования - содержание и организация профессионального церковного образования, определение его места и роли в общественской Церкви. (Учебное руководство) - Изд. 9-е, исправ. - М., 2000; Он же: Духовные школы в России до реформы 1808 г. - СПб, 2001; Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. - Изд. 4-е. - М., 2000; Лавровский Н. О древнерусских училищах. - Харьков, 1854; Миропольский С.И. Очерк истории церковноприходской школы. Вып. I. - СПб. 1894; Демков М.И. История русской педагогики. - СПб., 1909-1913; Голубин-ский Е.Е. История Русской Церкви. - Т. 1,4. 1. - М., 1880; Хмыров М.Д. Училища и образованность на Руси допетровской // Народная школа, 1869. № 5. ной жизни России.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного изучения многочисленных источников дать всесторонний анализ эволюции профессионального церковного образования в России, сделать научно обоснованные выводы и выработать практические рекомендации по творческому использованию опыта Русской Православной Церкви в подготовке пастырских и научно-педагогических кадров с целью совершенствования содержательной и организационной сторон работы в области профессионального церковного образования в современных условиях.

Основные задачи исследования:

• оценить степень научной разработанности проблемы; раскрыть основные тенденции развития историографии и источниковой базы проблемы, обосновать теоретико-методологические подходы;

• проанализировать исторические условия, общественно-политические и социально-педагогические предпосылки формирования системы профессионального церковного образования в России в рамках рассматриваемого периода;

• разработать концепцию эволюции профессионального церковного образования в России в исследуемые годы;

• выявить противоречия, характерные для избранного периода, на различных этапах функционирования системы церковного образования;

• проанализировать основные тенденции развития содержания и организации учебно-воспитательного процесса во всех звеньях церковно-образовательной системы;

• раскрыть роль государства в процессе становления и развития системы профессионального церковного образования в соответствии с социально-политическими и культурно-идеологическими потребностями российского общества; • сделать научные выводы, извлечь уроки и разработать концептуально оформленные рекомендации по использованию накопленного опыта образовательно-воспитательной деятельности Церкви с учетом современных требований.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность общенаучных и специальных исторических методов научного поиска. Разнообразие исследуемого материала потребовало их использования в органическом единстве для выявления причинно-следственной закономерности событий и явлений, важной роли субъективного фактора в истории. Главной методологической составляющей явился сравнительно-эволюционный и сравнительно-исторический анализ целостно-системного, конкретно-исторического процесса, позволивший автору сопоставить одни и те же признаки в сравнении (приращение или исчезновение, сужение), выявить основные тенденции и черты исторического процесса, связанного с профессионально-образовательной деятельностью Церкви, проследить связь истории и современности, циклическую повторяемость ряда характеристик церковно-исторического опыта в области подготовки кадров.

Исследование проблемы осуществлялось с помощью общенаучных принципов: диалектики, научности, историзма, системности, комплексности. В первую очередь автор руководствовался принципом научности1 как главным принципом общенаучного анализа и историко-теоретического исследования темы диссертации. Принцип научности, по мнению автора, представляет собой описание, объяснение и прогнозирование историчес

1 Принцип научности - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности (исторических событий) на основе открываемых научных законов. - Российский энциклопедический словарь: в 2-х кн. - М.: БРЭ, 2001 - С. 1027; Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1984.-С. 863. ких событий на основе выявленных научных законов. Критериями этого принципа стали такие составляющие как объективность, всесторонность, независимость в оценке и критике.

Большое значение имеет реализация принципа историзма\ Диссертант, руководствуясь принципом историзма, понимает под ним ориентацию на изучение внутренних законов изучаемой церковно-исторической проблемы, на выявление главных этапов и особенностей на разных стадиях ее развития, рассмотрение исторического события в непрерывном единстве с другими событиями, каждое из которых может быть понято лишь в соотнесении не только с прошлым, но и с будущим, учитывая тенденции их дальнейшего изменения.

Принцип историзма позволил максимально реализовать комплексно-многофакторный подход при исследовании процесса формирования и развития системы профессионального церковного образования во всей совокупности фактов в их логической и хронологической последовательности, с отказом от политической заданности, догм и стереотипов; приблизиться к научной объективности и достоверности, что предполагает в историографии диалектический подход при анализе концепций историков, выявление как положительных, так и отрицательных сторон их исторических построений.

Предпринимая историографический анализ, автор исходил из того, что проблема церковно-профессионального образования раскрывалась исследователями на каждом этапе исторической науки по-разному, в зависимости от конкретной исторической обстановки, уровня профессиональной

1 Принцип историзма - подход к действительности (природе, обществу, культуре, истории) как становящейся (изменяющейся) и развивающейся во времени. - Российский энциклопедический словарь: в 2-х кн. - М.: БРЭ, 2001 - С. 599; Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1984. - С. 510.

2 Объективное - то, что принадлежит самому объекту, предметное, не зависящее от субъективного мнения и интересов (от субъекта, существует вне и независимо от сознания человека). - Российский энциклопедический словарь: в 2-х кн. - М.: БРЭ, 2001 - С. 1098; Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1984.-С. 911. подготовки исследователей, источниковой основы, политического климата в стране и других объективных и субъективных факторов, влияющих на исследовательскую практику.

Рассматривая методологию не только как совокупность определенных принципов, но и как систему соответствующих методов и подходов в изучении поставленной научной проблемы, автор применил ряд из них в данном исследовании.

Среди них в первую очередь были использованы такие методы как логический, проблемный, классификационный, а также методы актуализации, наблюдения, систематизации явлений и проблемно-хронологический подход, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторической науки1.

Одним из важных методов анализа исторических источников по проблеме является классификационный (систематизации) метод2. Классификация используется как средство для установления связей (системы) между соподчиненными понятиями в исследуемой деятельности, а также для точной ориентировки в многообразии понятий или соответствующих фактов. Классификационный метод фиксирует закономерные связи между одинаковыми событиями с целью определить место определенного события в системе, которое указывает на его свойства.

Метод классификации позволил автору классифицировать исторические источники по их направленности, проследить степень научной разра

1 См.: Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - 2-е изд., испр. // Отв. ред. Ю.В. Бромлей. -М., 1987; Иванов В.В. Методологические основы исторического познания. - Казань, 1991; Ковальченко И.Д. Методология исторического исследования. - М., 2004; Санцевич A.B. Методика исторического исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. // Отв. ред. Ф.П. Шевченко. - Киев, 1990 и др.; Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие // И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, O.M. Медушевская, М.Ф. Румянцева. -М., 1998.

2 Классификация (от лат. classis - разряд, группа и facere - делать) как систематизация - 1) система подчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знаний или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов; 2) общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов или групп, по которым эти области распределены на основании их сходства в определенных свойствах. - Российский энциклопедический словарь: в 2-х кн. - M.: БРЭ, 2001 - С. 688; Новая философская энциклопедия.-M.: Мысль, 2001.-Т. 2. - С. 255. ботанности проблемы, провести сбор и систематизацию многочисленных архивных документов.

Метод исторической преемственности использовался для анализа явлений в единой исторической перспективе, определяя их с предшествующими при трансформации в будущие формы.

Все это дало автору диссертационного исследования возможность осуществить системный, конкретно-исторический анализ развития профессионального церковного образования и реализовать важную задачу исследования - изучение процесса приращения исторических знаний при достижении достоверных научных результатов.

В ходе исторического исследования последовательно применялся проблемно-хронологический подход\ Проблемность исследования, как считает диссертант, представляет собой методику изучения исторических событий через противоречие между имеющимся знанием о результатах их развития и возможными путями реализации имеющихся фактов истории. Для отображения исторических событий в развитии необходимо использование хронологии, которая представляет собой, по мнению автора, процедуру рассмотрения исторических событий во временной последовательности, в движении и изменениях. Необходимость сосредоточения внимания в диссертационном исследовании на определенных особенностях исторического развития анализируемой деятельности требует определения основных ее проблем в указанных исторических рамках.

Применение в ходе исследования проблемно-хронологического подхода дало возможность проследить зарождение, становление и развитие

1 Проблема (от греч. problema - задача) - все, что требует изучения и решения; проблемный - заключающий в себя проблему, посвященный исследованию, разрешению какой-либо проблемы, 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес; проблемный подход - в научном познании способы разрешения проблем, совпадающие с общими методами и приемами исследования. Хронология (от хроно. и .логия) - 1) последовательность исторических событий во времени, 2) вспомогательная историческая дисциплина, направленная на изучение различных систем летоисчисления в целях более точного установления дат старых событий и времени. - Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - С. 356; Новейший энциклопедический словарь. - М.: ACT, 2004. - С. 1339. системы профессионального церковного образования, проанализировать содержание учебно-воспитательной работы в духовных учебных заведениях на всех этапах развития церковно-образовательного дела, выделить как общее, так и особенное в происходящих одновременно исторических событиях.

На основе многофакторной обусловленности условий, предпосылок, тенденций развития профессионального церковного образования автором выявлены основные особенности складывания системы церковного образования в широких хронологических рамках, что позволило проследить диалектику развития сферы подготовки квалифицированных церковных кадров как предмета комплексного научного знания и выстроить соответствующую методологию исследования.

Разумеется, все эти принципы, методы и подходы не охватывают всей методологии, а выражают по своей сути лишь стратегию исследования, которой руководствовался автор.

Использование ряда науковедческих положений помогло автору данного исследования в определении понятийного аппарата. До сего дня обобщающим понятием, обозначающим профессиональное образование, является «духовное образование».

Что же такое «духовное образование»? По мнению автора, под словом «образование» следует понимать создание стройного целого из массы различных частей и соединений через предварительное приведение их в стройный порядок. В нравственном же отношении «образованием» следует назвать такое действие, которое давало бы полную и законченную формулу человеческой личности.

Слово «духовный», происходит, как известно, от слова «дух». Под «духом», конечно, разумеется дух человеческий. Если основываться на законах так называемых психических или душевных явлений, то дух или душу человеческую можно разделить на три главные ее силы и способности: ум, сердце или чувства, волю или нравственную деятельность. В развитии и совокупном действии этих трех сил и способностей и состоит то, что называется жизнью души.

Таким образом, под духовным образованием следует понимать внутренний процесс саморазвития души в полную и законченную форму человеческой личности. А так как душа человеческая разделяется и познается, главным образом, из трех выше указанных сил и способностей, то, следовательно, и духовное образование преимущественно должно состоять в развитии и усовершенствовании этих душевных сил и способностей через предварительное приведение их в тесную связь между собой в гармонию. В этой связи становится понятно и очевидно то обстоятельство, что подразделения образования на так называемое духовное и светское на самом деле быть не должно и, что противопоставлять одно другому, как нечто различное и противоположное, никак не следует. Более того, нужно отказаться от узкой и односторонней мысли, что духовное образование, ведущее человека к духовной жизни, можно получить только в так называемых духовных школах. Образование в любом образовательном учреждении будь то церковное или светское, в зависимости от того к какому роду деятельности оно готовит людей, по существу своему должно быть духовным. Поэтому автор настаивает на применении в диссертационном исследовании для обозначения профессионального образования термина «церковное образование».

Основываясь на анализе материала по теме исследования, автор выдвигает собственную концепцию1 проблемы диссертации, которая продиктована современными условиями развития государственно-церковных

1 Концепция (от лат. сопсерНо - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различного вида деятельности. - Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд., М.: Советская энциклопедия, 1984. - С. 624. отношений, потребностями существенной перестройки внутри-церковной жизни и переосмысления роли Русской Православной Церкви в современном обществе.

Автор считает, что в условиях, когда Православие являлось государственной религией, невозможно было решать задачи общественного развития, прежде всего в сфере образования и духовно-нравственного воспитания, без учета роли религии и Церкви. Поэтому история религиозно-церковного образования является неотъемлемой частью истории российского общества.

С другой стороны, будучи долгое время неотъемлемой частью государственного механизма, Церковь и система церковного образования «регистрировали» в своей деятельности любые изменения в политическом климате России. Все реформы церковного образования, проводившиеся в течение XIX - начала XX столетий, были продиктованы не столько церковными, сколько государственными интересами. Влияние на церковное управление светских чиновников слишком ослабило епископское представительство в Синоде, лишив его права самостоятельно решать вопросы, касавшиеся всех сторон церковной жизни. Осознавая свою зависимость от государственной власти, церковные иерархи в подавляющем большинстве были пассивны, надеясь на государственную инициативу. В тоже время, бюрократический характер церковного управления, отрицающий даже возможность соборности, привел к тому, что в епископах видели не столько духовных отцов, сколько государственных мужей, чиновников. И чем больше тянулись иерархи к светской власти, тем дальше уходили от церковных дел и от своей паствы.

Точки пересечения совпадений и различий между этими двумя тенденциями обусловили особенности процесса развития профессионального церковного образования в России в исследуемый период.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• в отечественной исторической науке впервые проведено комплексное, системное исследование и сформировано целостное представление об эволюции профессионального церковного образования в России в период, охватывающий время после Крещения Руси до начала XX столетия;

• в работе всесторонне исследована проблема институционализа-ции профессионального церковного образования в России в рассматриваемые годы;

• комплексному анализу подвергаются все структурные элементы системы церковного образования, принципы ее функционирования, причины успехов и неудач церковно-образовательных реформ;

• в научный оборот вводятся новые архивные документы и материалы по данной проблематике, обосновывается понятие «духовное образование»;

• по результатам исследования автором разработаны научно-практические рекомендации, позволяющие по-новому взглянуть на перспективы развития государственно-церковных отношений в сфере образовательно-воспитательной деятельности.

В диссертации представлен ряд принципиально новых научно-теоретических положений.

1. Это новые подходы к периодизации церковного образования.

Во-первых, если исходить из цели образования, то его историю можно достаточно четко разделить на два довольно обширных периода: первый, в котором наиболее ярко проявилась духовная сторона русской образованности, начавшись после Крещения Руси, продолжался до XVI века; второй - с XVI столетия и вплоть до настоящего времени. Рассмотрение этих периодов имеет не только значение просто исторического ознакомления с тем, что когда-то было и прошло, но очень четко обозначает два совершенно различных подхода к проблеме образования в целом, два различных принципа его постановки.

Приняв христианство, т.е. усвоив его нравственные ценности, самосознание русского народа стало руководствоваться им во всех областях жизни. Поэтому и цель образования носила исключительно религиозный характер, виделась она, в первую очередь, в указании человеку пути, следуя по которому, он смог бы духовно и нравственно возрастая, т.е. совершенствуя свои человеческие качества, достичь «подлинной цели своего бытия - Богообщения». Общение с Богом предполагает приближение к тому, на кого хочешь походить. «Подобное познается подобным», - говорили древние1. Эта мысль, исходящая из слов Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»2 - и определяла, можно сказать, содержание, характер и основную направленность древнерусского церковного образования. Поэтому образование это следует назвать «воспитательным обучением». Цель эта находила отклик во всех слоях русского общества, становясь достоянием практически всего народа, поскольку содержала в себе очевидную норму реальной жизни и отвечала на главный вопрос человека - о смысле его жизни.

Но постепенно (и потому малозаметно для большинства современников) стало происходить духовное сползание церковной жизни и церковной образованности. Первичными становятся ценности не духовные, а материальные. Духовным выражением этого искажения смысла христианской жизни было так называемое иосифлянство (начало XVI века), которое настаивало на необходимости материального богатства Церкви - явление не свойственное святоотеческому пониманию монашества как жительства не

1 Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Слово пастыря. - 2-е изд. - М., 2005. - С. 9,176-177.

2 Евангелие от Матфея. - Гл. 5:48. стяжательного, далекого от социальных задач. Ведь цель монашества - духовное совершенствование человека. Как известно, духовное состояние монашества всегда определяет духовное состояние церковного народа. Поэтому упадок монашеской жизни стал постепенно приводить к деградации всех форм народной жизни: упадку нравственности, национальной культуры, и одновременно к усвоению западных жизненных стандартов. Все это самым непосредственным образом отразилось и на принципах и постановке церковного образования, главной задачей которого, во втором периоде, становится расширение познаний, независимо от степени их необходимости и полезности для духовной жизни обучающегося, т.е. начетничество.

Именно увлечение монашества и духовенства материальной стороной жизни, мирской властью (папизмом) и ее привилегиями, с утратой соборности, стало причиной того состояния Церкви, которое закономерно привело к разрушению всех ее институтов, в том числе и образовательных.

Во-вторых, вся история духовной школы делится на следующие периоды:

Первый охватывает время от Крещения Руси до конца XVI века и характеризуется преобладанием частного, «домашнего» характера обучения. Вся подготовка кандидатов в духовное звание сводилась к обучению чисто практического свойства - к навыку в церковно-богослужебной практике, то есть умению совершать церковные службы. Специальных учебных заведений, учебных программ и дисциплин, не было. В этом сказалась иная, в отличие от западной богословской системы, философская парадигма православия: духовное и нравственное возрастание, совершенствование человеческой личности, иными словами, путь к Богу, более возможен через опыт, чувство, нравственный подвиг. Это не могло не повлиять на характер церковного образования и отчасти тормозило организацию школ с установленным курсом обучения.

Второй - продолжался до начала эпохи Петра I и был связан с появлением первых организованных общественных (братских) и государственных школ (Московская славяно-греко-латинская академия). Правда, школы эти не были специальными и лишь отчасти служили целям приготовления к церковной службе. Это были всесословные, общеобразовательные школы.

Третий период - с XVIII до начала XX столетий - в течение которого духовная школа, бывшая прежде всеобщей, превратилась в сословную, а единое церковное образование в один из многих видов профессионального обучения. Сложившаяся к середине первой четверти XIX века система церковного образования, основанная на иерархической взаимосвязи низших и высших учебных заведений, к концу XIX столетия перестала существовать. Уставы 1860-х годов ликвидировали непосредственную подчиненность академиям средних и низших духовных учебных заведений, и они стали академиями в современном понимании этого термина. Это был закономерный процесс развития системы церковного образования, отразивший на себе не только перемены в светском образовании, но и новый этап в развитии богословской науки. Если по Уставу 1814 года академии определялись, прежде всего, как административные центры учебных округов, то Уставы 1860-х годов сделали их не только учебно-методическими, но и научными центрами, что, несомненно, способствовало повышению их роли в развитии отечественной богословской науки.

В основу периодизации автором положены факторы, оказывавшие влияние на развитие церковной профессионально-образовательной системы. Эти факторы определялись не только социально-политическими тенденциями и реалиями, но и вниманием к сфере церковного образования правительства, общественности.

2. В отличие от многих исследователей, сводивших всю сложную и противоречивую картину развития церковного образования к дилемме «прогресс» или «реакция», диссертант считает, что государственная цер-ковно-образовательная политика в рассматриваемый период представляла собой не антагонистическое противоречие, а преемственную единую линию. Как показал сравнительный анализ положений и результатов реформ профессионального церковного образования, проведенных в течение XIX -начале XX столетий, в ходе каждой реформы решались одни и те же задачи, с той же охранительной целью, менялась лишь тактика. Государственное влияние на церковное образование в разные периоды отечественной истории либо усиливалось, либо ослаблялось. Целью каждой реформы являлось: формирование научно-педагогических кадров, развитие богословской науки, подготовка специалистов, отвечающих научным и духовно-учебным запросам Церкви. Попытки правительства реформировать общество с целью сохранения и укрепления самодержавной власти стали главной причиной реформационных преобразований духовной школы в рассматриваемый период.

3. Эволюция профессионального церковного образования была во многом обусловлена не только государственными интересами, но и собственно религиозными потребностями, т.е. потребностями самой веры. Это нашло отражение в расширении преподавания богословских предметов, в развитии богословской науки.

Таким образом, автором разработана научная проблема и проведено историческое исследование опыта деятельности Церкви по подготовке священнических и монашеских кадров. Это позволяет сформулировать на основе полученных результатов ответы на комплекс теоретических вопросов и определить пути решения практических задач, имеющих на сегодняшний день в изучаемой деятельности актуальное значение.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется возможностью использования результатов проведенного анализа:

• при разработке концепции современной образовательной политики российского государства;

• при выборе направлений, форм и методов сотрудничества Православной Церкви и государства в сфере образования применительно к условиям современного мира;

• в процессе реформирования системы церковного образования с учетом традиций отечественного православного образования и духовно-нравственного воспитания;

• при выработке и осуществлении кадровой политики Церкви.

Аналитические выводы, содержащиеся в материалах исследования, могут использоваться:

• в учебном процессе: при разработке спецкурсов по истории Православной Церкви и основам богословских знаний, а также тематики научных конференций, «круглых столов», семинаров, направленных на дальнейшее изучение данной проблематики;

• в научно-исследовательской и учебно-методической работе: при создании учебной литературы, написании научных трудов по отечественной и церковной истории, истории духовной культуры и просвещения;

Научно-практические рекомендации могут найти применение:

• при разработке нормативно-правовой базы церковно-образовательной деятельности.

• в определении путей формирования исторического сознания российских граждан в период построения правового государства и создания гражданского общества в Российской Федерации.

Проведенное исследование, существенно дополняя имеющиеся по этой проблематике работы, расширяет сферу научного представления об эволюции профессионального церковного образования. Полученные теоретические выводы и практические рекомендации могут содействовать совершенствованию системы профессионального церковного образования, деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества в разработке и осуществлении религиозной политики. Предложения диссертанта могут быть учтены в процессе модернизации государственно-церковных отношений, конструктивного диалога государственно-образовательных структур с религиозными организациями и православными образовательными учреждениями, направленного на расширение участия последних в духовном просвещении и культурном возрождении общества.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре отечественной истории Российского государственного социального университета, ее положения неоднократно освещались в научных докладах и сообщениях на теоретических конференциях и «круглых столах» по церковно-богословским проблемам, общественных Общероссийских чтениях по «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви».

Автор широко использовал положения диссертационного исследования в лекционной деятельности и практической работе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Ляпунова, Наталия Валентиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Последовательное рассмотрение проблемы дает возможность на научных основах сделать необходимые выводы, касающиеся осуществления церковно-образовательной деятельности, и, исходя из этого, провести корректировку всего процесса работы, направленную на подготовку будущих богословов и пастырей, для достижения ее высокой результативности и эффективности.

Для того чтобы научно-богословский уровень нынешних духовных семинарий и академий соответствовал современным стандартам, необходимы кардинальные качественные изменения в подходах к некоторым аспектам учебного процесса, к методам воспитания. Определяя суть требуемых изменений, целесообразно взглянуть на духовные школы через призму исторического опыта, сравнить их нынешнюю ситуацию с той, которая существовала в них до революции. В этой связи опыт прошлого приобретает особую значимость.

Проведенное исследование показало, что при определяющем значении влияния духовно-нравственной жизни общества на систему церковного образования, она сама, в свою очередь, оказывала сильное воздействие на культурно-идеологическое развитие страны. Ярким подтверждением тому являются многочисленные примеры, свидетельствующие, что выпускники духовных школ готовились не только к пастырскому служению. Немалая часть их определялась на государственную службу, учительствовала. Некоторые пополняли ряды научной и творческой интеллигенции, трудились на поприще государственной и общественной деятельности. Это дает основание сделать вывод о том, что профессиональное церковное образование являлось одной из форм социализации человека.

И действительно среди государственных деятелей, сыгравших значительную роль в политической и культурной истории России, есть целый ряд выпускников духовных учебных заведений, в которых и была заложена основа для их будущих плодотворных трудов. Так, из Киевской академии вышли: министр юстиции при Александре I Д.П. Трощинский; направленный в Медико-хирургическую академию Д. Велланский, который сыграл значительную роль в либерально-философском движении в царствование Александра I, граф П.В. Завадовский, ставший в 1811 году председателем Государственного Совета. Знаменитый М.М. Сперанский окончил Алек-сандро-Невскую семинарию. Известный историк В.О. Ключевский и ученый-этнограф, педагог, просветитель Н.И. Ильминский были выпускниками Пензенской духовной семинарии. Тихомиров Д.И. - деятель народного образования, издатель и редактор, окончил Костромское духовное училище, и другие.

Реформы церковного образования были продиктованы не столько церковными, сколько государственными интересами. Двойственность положения архиереев, при котором они с одной стороны были полностью зависимы от обер-прокуратуры, а с другой полновластно управляли своей епархией, неминуемо сказывалась на их отношении к вопросу о церковно-образовательных реформах. Осознавая свою полную подчиненность светским властям, архиереи в подавляющем большинстве были пассивны, надеясь на государственную инициативу. Вследствие этого их внимание преимущественно акцентировалось не на пастырских, а на политических задачах. В данной связи нетрудно заметить, что церковно-образовательные реформы недостаточно учитывали потребности самой духовной школы, самобытность ее национальных традиций, а, следовательно, и не опирались на них.

Под воздействием государства Церковь была «принуждена» помимо своей основной сферы - литургической - все более активизироваться в тех из них, которые были тесно связаны с охранением самодержавия, особенно - в культурно-идеологической. Для укрепления Церкви и активизации ее роли в качестве главного инструмента государственной политики и важнейшего идеологического института самодержавия требовалось поднять уровень церковного просвещения. Поэтому преобразование духовных школ имело государственное значение.

Наиболее характерная тенденция реформ проявилась в заимствовании светских образцов образования, что порождало некоторые негативные последствия. Как показал опыт, использование духовной школой соответствующих порядков светских училищ приводило, в основном, к пассивному усвоению принципов реформ светской школы, что не позволяло вырабатывать свои собственные, препятствовало прямой постановке церковно-образовательных задач. В данном аспекте слабо, а по существу и вообще не реализовывалась направленность церковно-образовательных реформ в качестве саморазвивающегося изнутри процесса как результата преодоления собственных противоречий, на основе развития национально-творческих начал.

Сравнительный анализ положений и результатов реформ профессионального церковного образования, проведенных в течение XIX - начале XX вв., позволяет заключить, что государственная церковно-образовательная политика в рассматриваемый период представляла собой не антагонистическое противоречие, а преемственную единую линию: в ходе каждой реформы решались одни и те же задачи, с той же охранительной целью, менялась лишь тактика. Государственное влияние на церковное образование в разные периоды отечественной истории либо усиливалось, либо ослаблялось.

Административно-организационные вопросы при проведении каждой реформы решались в духе соответствующей эпохи, отражая, с одной стороны, государственную политику в области образования, с другой - определенные тенденции в церковной среде. Касаясь положений уставов, относящихся к учебному процессу и организации научно-богословских исследований, автор отмечает, что они определялись поиском концепций, наиболее адекватно отвечающих задачам духовной школы и православного богословия.

Все это способствовало накоплению исторического опыта, на основе которого осуществлялось дальнейшее поступательное развитие всей цер-ковно-образовательной системы.

В своем развитии церковное образование прошло три основных этапа:

Первый охватывает время от Крещения Руси до конца XVI века и характеризуется преобладанием частного, «домашнего» характера обучения. Вся подготовка кандидатов в духовное звание сводилась к обучению чисто практического свойства - к навыку в церковно-богослужебной практике, то есть умению совершать церковные службы. Специальных учебных заведений, учебных программ и дисциплин, не было. В этом сказалась иная, в отличие от западной богословской системы, философская парадигма православия: духовное и нравственное возрастание, совершенствование человеческой личности, иными словами, путь к Богу, более возможен через опыт, чувство, нравственный подвиг. Это не могло не повлиять на характер церковного образования и отчасти тормозило организацию школ с установленным курсом обучения.

Второй продолжался до начала эпохи Петра I и был связан с появлением первых организованных общественных (братских) и государственных школ (Московская славяно-греко-латинская академия). Правда, они не были специальными и лишь отчасти служили целям приготовления к церковной службе. Это были всесословные, общеобразовательные школы.

Наконец, третий - с XVIII до начала XX столетий - в течение которого духовная школа, бывшая прежде всеобщей, превратилась в сословную, а единое церковное образование в один из многих видов профессионального обучения. Формирование и развитие сети духовных учебных заведений на протяжении многих столетий привело в начале XIX в. к созданию целостной системы подготовки церковных кадров, основанной на иерархической взаимосвязи низших и высших учебных заведений, которая к концу XIX столетия перестала существовать. Устав 1869 года ликвидировал непосредственную подчиненность академиям средних и низших духовных учебных заведений, и они стали академиями в современном понимании этого термина. Это был закономерный процесс развития системы церковного образования, отразивший на себе не только перемены в светском образовании, но и новый этап в развитии богословской науки. Если Уставом 1814 года академии рассматривались, прежде всего, как административные центры средних и низших учебных заведений учебных округов, то Устав 1869 года сделал их не только учебно-методическими, но и научными центрами.

Оценивая перемены, происшедшие в жизни духовной школы следует подчеркнуть, что реформы совершались в условиях непрерывной борьбы разных общественных групп, и это отразилось на их результатах. Реформы имели своих сторонников и оппонентов, по-разному видевших задачи духовной школы и сущность ее церковного служения. Отсюда неоднозначность оценок учебных концепций реформ.

Коренной недостаток духовных учебных заведений заключался в двойственности решавшихся ими задач. С одной стороны, они призваны были воспитывать достойных кандидатов пастырского служения, а с другой - давать общее образование детям духовенства, хотя бы те и не были расположены к церковному служению. Отсюда вытекали и недостатки: отсутствие единства в курсе наук; многопредметность, требующая механического усвоения; недостаточность общего образования; духовно-сословный характер и, как следствие всего этого, - подготовка к служению в Церкви лиц, не имеющих к нему никакого призвания, закрытие доступа окончившим семинарию в высшие светские учебные заведения. Подобное положение вело к оставлению в духовной среде «вредных элементов», озлобленных на Церковь за эту несправедливость.

Задача, связанная с построением учебного процесса, не была успешно решена ни одной из реформ. Их реализация показала недостаточную продуманность учебных концепций и неподготовленность учебных корпораций к полноценному осуществлению заявленных идей, а духовно-учебной системы - к использованию подготовленных кадров. Формально заимствованные идеи университетского образования, не всегда были верно поняты, критически оценены, адаптированы и корректно реализованы в условиях духовно-учебной системы.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на неоднократно издаваемые указы ставить на церковные должности только прошедших курс обучения в семинариях или, по крайней мере, в духовных училищах, специальное церковное образование так и не сделалось всеобщим для приходского духовенства. Общий уровень образованности духовенства во все периоды исторического развития был крайне низким, что являлось одной из основных причин малоэффективности его пастырского служения.

На наш взгляд, попытки правительства реформировать общество с целью сохранения и укрепления самодержавной власти послужили главной причиной реформационных преобразований духовной школы в рассматриваемый период.

Расширение контактов с университетской наукой, развитие системы научных командировок способствовали устойчивому вхождению ученых духовных академий в научно-исследовательские круги, регулярному участию в научных обществах, проектах, конференциях. Выделение новых направлений богословских исследований, формирование оригинальных концепций свидетельствовали о постепенном преодолении зависимости от западного богословия и начале этапа самостоятельного развития русской богословской науки.

Образовательные реформы были вызваны целым комплексом причин, как внешних по отношению к учебным заведениям, так и внутренних. По мнению автора диссертации, в обоих случаях можно выделить три внешние причины, побуждавшие к проведению реформ: 1) недовольство качеством исполнения духовными учебными заведениями их педагогической задачи; 2) неудовлетворенность положением учебных заведений по отношению к обществу и к светскому образованию и желанием его изменить; 3) общими церковными реформами. Все внутренние причины обуславливались одной, главной - устранить недостатки учебного процесса и его организации и построить более удачный вариант церковного образования.

Анализ мнений современников о реформах учебных заведений показал: а) неоднозначность оценок каждой реформы: они имели своих сторонников и оппонентов, по-разному видевших задачи духовной школы и сущность ее церковного служения; б) преимущество критических оценок учебных концепций реформ и обоснованность этой критики; в) проблемы научно-богословских исследований, их аттестации, а также ограничительные постановления церковной власти, связанные с этими вопросами, были следствием не уставных ошибок, а сложного процесса построения научного церковного богословия.

Реформы были направлены на решение трех основных задач: 1) формирование кадров преподавателей- специалистов в разных областях богословия; 2) организация развития богословской науки; 3) организация учебного процесса, как системы подготовки специалистов, отвечающих научным и духовно-учебным запросам Русской Церкви.

Как показал анализ источников, отношение к реформам епископата и преподавателей учебных заведений было неоднозначным. Можно выделить три основные точки зрения: 1) согласие с основными положениями реформ, с условием рабочей корректировки (состав общеобязательных, специальных предметов, более строгая организация выпускного курса); 2) стремление к абсолютизации богословской направленности духовного образования, отказ от общепедагогической задачи, приближение учебных заведений к богословским факультетам; 3) изменение основных положений уставов с учетом развития состава предметов и сохранением системы специализации преподавателей.

Разработка и реализация реформ составили в жизни русского богословского образования особый этап. Проведенное исследование позволяет выделить его характерные черты: а) Система специализации преподавателей, научной и педагогической, привела к появлению в учебных заведениях специалистов, компетентных и имеющих научные результаты в области своих исследований. К сожалению специализация не получила практического подкрепления: система распределения на духовно-учебные места, часто не учитывая специализацию выпускников, лишала ее смысла. б) Были конкретизированы задачи, стоящие перед высшими духовными школами: с них были сняты внешние административные обязанности, основное внимание было обращено на внутренние задачи учебного процесса и богословской науки; с этим были связаны и церковные задачи, которые должна была решать высшая духовная школа. в) Фундаментальное богословское образование и специализация по главным богословским направлениям не составляли двух взаимно дополняющих друг друга этапов образования, но противостояли друг другу, умаляя значение того или другого этапа. Результатом были многочисленные и многовариантные предложения об изменении состава общеобязательных и специальных предметов, не дававшие удовлетворительного решения и способствовавшие нарастанию недовольства производимыми преобразованиями. г) Появились специальные научные исследования практически во всех областях богословской науки и смежных гуманитарных наук, стали формироваться научные традиции, в некоторых областях можно говорить о становлении научных школ. Велась научная разработка источников в разных областях богословия, расширение источниковой базы создало перспективу для научного развития. Расширилась историографическая эрудиция преподавателей и выпускников учебных заведений, вырабатывался критический подход к историографии. Была налажена связь с наукой богословской зарубежной и светской отечественной. В некоторых областях исследований уровень ученых духовных учебных заведений был признан и засвидетельствован внешними по отношениям к ним научными кругами. д) Был сделан важный шаг в развитии высшего богословского образования: хотя учебные концепции уставов не были признаны удачными, анализ их основных идей и опыта реализации привел к ряду выводов, негативных и позитивных. Из негативных выводов следует выделить два основных: 1) формальное и упрощенное истолкование и реализация деятелями реформ самого понятия «богословская специализация», 2) невозможность решать глобальные задачи реорганизации богословского образования без методического совершенствования самого процесса преподавания. Из позитивных: 1) необходимость решения двух вопросов: о структуре богословия, как науки и предмета изучения, и об отношении богословия к другим наукам, вводимым в высшее богословское образование, 2) возможность использования основных идей реформ для построения в будущем более удачных и результативных моделей высшего богословского образования.

Хотя инициатива проведения реформ принадлежала обер-прокурорам, которые стимулировали их поэтапное проведение, но это не дает еще оснований утверждать, что они проводились исключительно бюрократическими силами. Реформы разрабатывались и проводились с привлечением епископата и преподавателей учебных заведений.

Отметим, что в ходе реформ было несколько улучшено материальное положение преподавателей и учащихся, но все же кардинальных изменений в этом вопросе не произошло. Главной причиной был дефицит бюджетных средств Духовного ведомства, который приходилось покрывать за счет сумм, извлекаемых из экономии школьных бюджетов. К тому же средства, выделяемые на содержание казенных воспитанников, никогда полностью не использовались по прямому назначению. Наконец, при постоянном росте числа обучающихся средств, выделяемых на их содержание, постоянно не хватало. Отсутствие необходимых средств не позволяло расширять и укреплять материальную базу духовных школ, порождало текучесть преподавательских кадров.

Значительное число архиереев указывало, что коренной недостаток духовных семинарий и училищ - двойственность решавшихся ими задач. С одной стороны, они призваны воспитывать достойных кандидатов пастырского служения, а с другой - давать общее образование детям духовенства, хотя бы те и не были расположены к церковному служению. Отсюда вытекали и недостатки: отсутствие единства в курсе наук; многопредметность, требующая механического усвоения; недостаточность общего образования; духовно-сословный характер и, как следствие всего этого, - подготовка к служению в Церкви лиц, не имеющих к нему никакого призвания, закрытие доступа окончившим семинарию в высшие светские учебные заведения. Подобное положение вело к оставлению в духовной среде «вредных элементов», озлобленных на Церковь за это насилие.

Практический опыт действия уставов духовных учебных заведений позволил выявить немало недочетов в системе церковно-школьного воспитания, которая, как оказалось, мало отвечала той высокой цели и тем задачам, которые предъявлялись к школе не только жизнью, но и самим Уставом. Система воспитания во многом продолжала сохранять черты старой дореформенной школы. Как и прежде упор делался не на духовное и богословское развитие личности учащегося, а на полное и безоговорочное подчинение его школьному начальству. «Дух обрядовой религиозности» и «военная дисциплина», основанная на «страхе Божием» и «послушании», были характерными чертами духовно-воспитательного процесса на протяжении всего рассматриваемого периода.

Установив прямую зависимость перспектив духовной карьеры от «успехов» учащихся и полученных ими «степеней», Уставы 1814, 18671869, 1884 и 1910-1911 гг. способствовали изменению отношения духовенства к своему профессиональному образованию, укреплению сословного характера духовной школы.

Автор выделяет ряд исторических уроков из опыта осуществления церковно-образовательной деятельности:

1. В условиях реформирования современной духовной школы, нельзя не учитывать прошлый как позитивный, так и негативный опыт Русской Православной Церкви по подготовке научно-педагогических и пастырских кадров, чтобы не повторить прежних ошибок.

2. Исторический опыт учит, что образование должно не только передавать информацию. Из специально образованного, но духовно убогого человека весьма не просто получить пастыря надлежащего уровня. И если образование забывает о своей главной цели - духовном воспитании, то это неминуемо приводит к оскудению духовной жизни, в первую очередь, в церковной среде. «Не худо быть образованным по-школьному, но суть дела в духовном воспитании»1. Таков основной урок истории церковного образования в России. При этом нельзя не заметить, что в современной концепции церковного образования очевидный акцент сделан на научной подготовке преподавательских и богословских кадров. Вопрос же о духовном воспитании будущих пастырей и педагогов, о «разумном преобладании духовно-нравственного фундамента, воспитания души человеческой над образованием как способом развития абстрактного, отвлеченного мышлел ния, над образованием как накоплением всевозможной информации» , имеющий особое значение, остается, как и прежде, открытым.

3. История церковного образования свидетельствует, что, несмотря на все образовательные реформы, произведенные в России в течение трех с лишним столетий (XVII - начало XX вв.), схоластический тип образования, характерный для средневекового Запада, в несколько изменившемся виде существует в духовных школах до настоящего времени. Устранить его можно лишь возродив истинно православные традиции богословского образования.

4. Как показывает опыт церковно-образовательной деятельности, качественное повышение уровня церковного образования в известной степени зависит от научного уровня преподавательских кадров и целевой установки учебного процесса. Извлекая исторические уроки из данного опыта, следует серьезно переосмыслить ныне существующую систему церковного

1 Серафим, иером. Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 года. - М., 1999. - С. 296.

2 Мысли русских патриархов от начала до наших дней. - М., 1999. - С. 560. образования.

5. На фоне неизбежного, но весьма неоднозначного процесса глобализации все очевидней становится необходимость осмыслить причины почти всеобщего охлаждения к религии, которое наблюдалось в русском культурном обществе, т.е. среде аристократии, интеллигенции и студенчества, в конце XIX - начале XX столетий. Даже духовные академии и семинарии не только не избежали атеистических влияний, но некоторые из них стали центрами атеистической идеологии.

Исходя из формулируемых теоретических выводов, диссертантом предлагаются практические рекомендации:

1. Современная действительность требует подготовки пастырей с более высоким образовательным уровнем. Однако сегодняшнему православному священнику необходимы не только обширные знания во многих областях богословской и «светской» науки, ему нужна и основательная духовная подготовка. Современный пастырь должен быть носителем высокой духовной и интеллектуальной культуры, чтобы идти в авангарде духовного возрождения нации.

Необходимость интеллектуальной подготовки для современного православного пастыря продиктована еще одним вызовом нынешней эпохи -распространением сектантства и восточных культов. Этому вызову может противостоять только тот священнослужитель, который вооружен глубокими знаниями в самых разных областях науки. Другой мотивацией для выдвижения этой задачи является широко развернувшийся ныне диалог между представителями разных религиозных конфессий по вопросам, связанным с межхристианским сосуществованием и взаимодействием в XXI веке.

Все это требует, во-первых, повышения научного уровня преподавания в существующих православных учебных заведениях, формирующих пастырские кадры, что невозможно без введения в оборот основных достижений современной мировой богословской науки; без привлечения к преподаванию в духовных академиях и семинариях молодых творческих сил, высококвалифицированных специалистов из числа не только духовных, но и светских лиц; без развития творческого потенциала студентов.

Во-вторых, повышение качественного уровня богословского образования должно сопровождаться изменением кадровой политики, которая должна быть более продуманной и целенаправленной. Главными критериями отбора для рукоположения в священные степени должны стать: широкая образованность, способность к самосовершенствованию и духовность.

2. Ныне, когда работа по нравственному воспитанию и образованию молодежи в учебных заведениях в значительной степени оказалась свернута, а влияние неформальной среды на процессы духовного становления личности сделалось неослабным, для многих становится очевидной необходимость возрождения давних духовных традиций в российском образовании.

- Во-первых, необходимо развивать сотрудничество видных специалистов в области современного естествознания, мировой и отечественной культуры, гуманитарных наук с ведущими представителями богословского знания.

- Во-вторых, хотя в России не было традиции богословских факультетов, присутствие православного богословия в светском университете для нее вполне традиционно, к примеру, чтение лекций по богословию, преподавание церковных предметов на соответствующих профильных факультетах (церковного права на юридическом факультете). Поэтому представляется целесообразным создание кафедр по церковным дисциплинам (церковной истории, церковному праву и т.д.), развитие соответствующих специализаций на профильных факультетах государственных ВУЗов. Такая интеграция позволит студентам соприкоснуться с доселе им недоступными сокровищами тысячелетнего духовного национального наследия, укрепит духовно-нравственные устои в студенческой среде.

- В-третьих, для восполнения пробела в духовном воспитании целесообразно в учебных программах и планах разного рода образовательных учреждений значительно увеличить долю гуманитарных дисциплин, направленных на формирование нравственных ценностей. При этом особое внимание должно уделяться православному мировоззрению, в котором воплощены духовно-нравственные основы российского государства и народа.

3. В целях обеспечения ценностной безопасности общества необходимо повысить качественный уровень религиозной грамотности. Для этого следует:

- Во-первых, активизировать работу по изучению дореволюционного наследия русской богословской науки. Труды многих дореволюционных ученых, профессоров духовных академий, в области церковной истории, богословия, религиозной философии, истории духовной культуры и сегодня не утратили своей ценности. Важной задачей, в связи с этим, становится развертывание широкой просветительской деятельности. В этот процесс должны быть включены и православные университеты, и духовные академии, и пастырские, и научно-богословские кадры;

- Во-вторых, создать полноценную и работающую систему православного просвещения, наиболее важными компонентами которой должны стать: а) пакет нормативных документов, позволяющих вести православное просвещение в правовом поле российского законодательства; б) общественно-государственные структуры, которые бы решали задачи практического характера: профессиональная подготовка преподавателей основ православных знаний и культуры, в том числе кадров высшей квалификации, организация православного просвещения в образовательных учреждениях, в центрах дополнительного образования; в) необходимая учебная и методическая литература, программы преподавания основ православных знаний и культуры.

- В-третьих, продолжить исследовательскую работу по введению в научный оборот новых источников по различным отраслям богословской науки, поиску более современных методов научных изысканий.

4. В средствах массовой информации следует целенаправленно освещать церковно-историческую проблематику, используя при этом метод «очеловечивания» событий прошлого, то есть показ их через поступки конкретных личностей; содействовать процессу восстановления исторической правды о трагических событиях в истории Русской Церкви XX века, в том числе по отношению ко многим незаслуженно забытым пастырям, преподавателям и воспитанникам духовных учебных заведений, которые пострадали в годы гонений на Церковь, ликвидации «белых пятен» прошлого духовной школы.

5. Работа над диссертацией позволила определить круг проблем, которые, по мнению автора, могут стать предметом самостоятельных научных исследований в данной области. К ним относятся:

- Духовные академии в общественно-культурной жизни России XIX - начала XX столетий;

- История Уставов духовных учебных заведений;

- История русских монастырей как центров духовного просвещения;

- Духовные традиции и современная университетская культура;

- Проблемы реформирования современной духовной школы;

- Историография богословских наук в России в XVIII - начале XX столетий;

- Богословская наука и выдающиеся богословы русского Зарубежья;

- История русского «ученого» монашества.

По мнению диссертанта, реализация данных предложений окажет позитивное влияние на дальнейшую разработку проблем профессионального церковного образования и будет способствовать возрождению православных духовно-образовательных традиций.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. апологетика или полемическое богословие - церковно-богословская наука, предмет которой составляет защита христианского вероучения от ересей и лжеучений.

Апостол - древняя богослужебная книга, содержащая в себе Деяния Апостолов и их Послания. архиерей - епископ, начальник епархии. Архиереи различаются на епархиальных и викарных. Епархиальным архиереям принадлежит: а) епархиальное управление; б) попечение о местных духовных учебных заведениях и церковных школах; в) заведывание всеми церковными учреждениями в епархии. Викарные архиереи являются помощниками епархиальных архиереев. библеистика - толкование Библии. благочинный - административно-судебное должностное лицо православного духовенства. белое духовенство - к белому духовенству принадлежат: протопресвитер, протоиерей, иерей, диакон, а также причетник в звании псаломщика (дьячка). Оно разделялось на епархиальное, военное, морское, придворное. братства (православные) - общества лиц разных сословий для взаимной помощи в нуждах мирских и духовных. братство (монашеское) - союз братий, общество монашествующих. Бриллиантов Александр Иванович - магистр богословия, профессор кафедры общей церковной истории С.-Петербургской духовной академии. Под его редакцией издавались сочинения профессора В.В. Болотова. викарий - заместитель духовного лица. герменевтика - толкование канонических текстов. Глубоковский Николай Никанорович - профессор кафедры Священного

Писания С.-Петербургской духовной академии. Много работал над вопросом о преподавании Священного Писания.

Голубинский Евгений Евгеньевич - заслуженный профессор Московской духовной академии, академик Академии наук, член многих ученых обществ. гомилетика - церковно-богословская наука, излагающая правила церковного красноречия или проповедничества. диакон - это в Православной Церкви низший духовный сан; помощник священника при совершении церковной службы. догмат - греческое слово от глагола думать, полагать, верить - обозначает мысль, вполне утвердившуюся в человеческом сознании, ставшую твердым убеждением, а также определившееся твердое, неизменное решение. догматическое богословие - наука, содержанием которой является изложение христианских догматов.

Евангелие - так называются книги Нового Завета. епархия - так называется церковный округ. епископ - греческое слово, означает блюститель, наблюдатель, начальник. житийная литература - жизнеописания святых. заволжцы - сторонники одного из направлений русского монашества, олицетворением которого был преподобный Нил Сорский, выступавший, в соответствии со святоотеческой монашеской традицией нестяжания, против монастырский имений. Монастыри не должны обладать, считал он, ни вотчинными землями, ни излишествами в быту, ни роскошью в убранстве храмов, ни богатством ризницы, ни, вообще, чем-либо, что превышает минимальные потребности настоящей монашеской жизни, суть которой - умное делание, т.е. молитва. игумен - духовный чин, присваиваемый в Православных автокефальных

Церквах настоятелю мужского монастыря. Может также присваиваться и настоятелю храма, если он монах. иерархия - обозначает священный строй или порядок, посредством которого достигается единение с Богом, в обыденном смысле слово «иерархия» соответствует понятию клира, то есть разделенное на степени сословие священнослужителей. иерей — лицо второй степени священства. иеродиакон - монах в сане диакона. инок - от «инь» - древнеславянского «один» - «понеже беседует к Богу день и нощь» - так понятие инока определяет Никон Черногорец. В современном значении - насельник монастыря. иосифляне - сторонники преподобного Иосифа Волоцкого, хотя на самом деле иосифлянство не выражало его учения в точности и полноте, но лишь отталкивалось от него, во многом доводя до крайности некоторые его положения. Иосифляне настаивали на необходимости внешнего благолепия и материального богатства Церкви, ее монастырей и храмов. исповедь - сознание человеком всех своих греховных мыслей и деяний и раскаяние в них, с обещанием исправления; исповедь совершается пред священником в таинстве покаяния. казеннокоштный или бурсак - термин казеннокоштный, занесенный с Украины, означает, что учащиеся содержались за счет епархиальных управлений или других церковных учреждений («содержание» - по-украински «кошт»). канон - в буквальном смысле означает прямую палку, служащую то для опоры, то для измерения и взвешивания, то для проведения прямой линии, а в переносном означает руководственную норму, правило жизни. канты - духовные песни поэтического сюжета с медленным напевом. катехизис - краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. келья - отдельное небольшое помещение, находившееся либо в самом монастыре, либо рядом с ним. келейник - название служащего при должностных и сановных лицах монашеского звания. К монахам он не причисляется, хотя и носит одежду монастырского послушника. клир - греческое «жребий» - употребляется в значении духовенства, получившего «жребий» служения Богу. клирос - возвышение в храме перед иконостасом. клиросники - чтецы, певцы. Название свое получили от места, на котором стоят и поют в храме - клироса. консистория - епархиальная администрация. лавра - общежительная обитель, отличающаяся множеством построек и многолюдством. Древнее ионическое слово, обозначающее собственно городскую улицу, квартал. литургика - церковное богослужение.

Муретов Митрофан Дмитриевич - известный богослов, профессор кафедры Священного Писания Московской духовной академии. начетничество - возможно большая начитанность в книгах. обличительное богословие или сравнительное, полемическое - богословская на-ука, занимающаяся полемикой с противными по отношению к данному христианскими исповеданиями. обитель - монастырь. папизм - увлечение духовенства мирской властью. партесное пение - многоголосное хоровое пение, разделенное на голоса или партии. пастырское богословие - учение о нравственных качествах и об обязанностях пастыря церкви. патристика или патрология - богословская наука, занимающаяся изучением творений св. отцов церкви и систематическим изложением содержащегося в них учения.

Пафнутий Боровский - преподобный, основатель монастыря в Боровске, где почивают его мощи. подвижничество - род духовных и внешних упражнений, основанных на самоотречении с целью христианского самоусовершенствования. пономарь - низший церковнослужитель, главной обязанностью которого является звонить в колокола, участвовать в клиросном пении и вообще прислуживать при богослужении. послушник (послушница) - в монастырях лица, готовящиеся к принятию монашества. преосвященный - титул епископов. преподобный - название святого из монашествующих, стяжавшего высшее нравственное достоинство своими подвигами и святостью жизни. приход - церковный округ населения, имеющий свой храм с причтом. причетник - член церковного причта, церковнослужитель; общее название чтецов, дьячков, псаломщиков и др. Обязанность причетника - чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. причт - состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей, так и церковнослужителей. протоиерей - старший православный священник, то же что и протопресвитер, протопоп. протопресвитер - высшее звание русского белого духовенства.

Псалтирь или книга псалмов - библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 151 песни и псалма. Автором считается Давид. псаломщик - название с 1885 г. всех церковных причетников. На обязанности псаломщика лежит чтение и пение на клиросе. псалмы - в старину так назывались духовные стихи и религиозные песнопения.

Пятикнижие - общее название пяти книг Библии: Бытия, Исхода, Левита, Числ и Второзакония. Сама Библия именует Пятикнижие «Книгой Закона Моисеева». руга - субсидия от государства натурой или деньгами. своекоштный - содержащийся на средства родителей. Священное Писание или Библия - собрание книг Ветхого и Нового Завета, признаваемых христианской Церковью боговдохновенными, то есть написанными св. мужами по внушению и при содействии Духа Божия. Библия в переводе с греческого обозначает «книги». хиротония - посвящение в епископа. церковнослужители - название низших служителей храма: иподиакона, чтеца, певца, свещеносца.

Часослов - церковно-богослужебная книга, содержащая неизменяемые к каждому дню молитвословия. эконом - человек, ведущий хозяйство в монастыре или духовной школе.

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Ляпунова, Наталия Валентиновна, 2006 год

1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Фонд 802 (Учебного комитета при Синоде), 796 (канцелярии Святейшего Синода).

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Фонд 1099 (Т.И. Филиппова), 634 (J1.A. Тихомирова), 550 (митрополита Арсения).

3. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Фонд 229 (Московской духовной академии).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.