Эволюция романного творчества Аны Кастильо: на материале произведений 1986 - 2007 годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Принеслик, Елена Анатольевна

  • Принеслик, Елена Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Чита
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 145
Принеслик, Елена Анатольевна. Эволюция романного творчества Аны Кастильо: на материале произведений 1986 - 2007 годов: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Чита. 2013. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Принеслик, Елена Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Литературный контекст формирования творчества Аны Кастильо.

1.1. Мексикано-американская женская проза 1980-2000-х годов

1.2. Мифопоэтическая основа творчества писательниц-чикана

Глава 2. Художественное своеобразие ранних романов Аны Кастильо.

2.1. Постмодернистские особенности романа «Письма Миксихуалы»

2.2. Биография культурного гибрида в романе «Сапогония»

Глава 3. Идейно-художественная специфика романов Аны Кастильо 1993-2007 годов.

3.1. Судьбы мексикано-американского сообщества: роман «Так далеко от

82

3.2. Художественное воплощение конфликта поколений в романе «Очисти

мою любовь, как луковичку»

3.3. Будни мексикано-американского пограничья в романе «Защитники»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция романного творчества Аны Кастильо: на материале произведений 1986 - 2007 годов»

ВВЕДЕНИЕ

Ана Кастильо - одна из самых значительных фигур современной мексикано-американской (чикано/а1) литературы, поэт и прозаик, автор пяти романов, сборника рассказов, пьес и эссе, редактор. Творчество писательницы не раз было отмечено престижными литературными премиями США, в числе которых Американская книжная премия фонда доколумбовой Америки {Before Columbus Foundation American Book Award) (1987), Премия Карла Сэндберга в области художественной литературы (Carl Sandberg Award) (1993) и награда Mountains&Plains Booksellers (1994). Как справедливо замечает критик Рене Ши: «Следить за творческой карьерой Аны Кастильо означает вести хронику растущего признания литературы чиканос в США в течение прошедших трех десятилетий» [Shea 2000:32]. Войдя в литературный процесс в 1970-е годы со скромным сборником стихов, выпущенным на собственные средства, Ана Кастильо совершила прорыв в крупнейшие издательства США: «Даблдэй», «Нортон», «Рэндом Хаус». Имя писательницы включено в энциклопедические и справочные издания по литературе, в которых она неизменно характеризуется как одна из самых талантливых представительниц современной мексикано-американской художественной словесности2.

А. Кастильо родилась 15 июня 1953 года в Чикаго, штат Иллинойс, в семье мексиканских рабочих-мигрантов. Несмотря на значительную удаленность Чикаго от границы США с Мексикой, его население приблизительно на четверть миллиона состоит из людей мексиканского происхождения. Третий по числу жителей (после Нью-Йорка и Лос-Анджелеса) город США является и третьим из

1 «Чикано/а» (чикано (Chicano) - муж. р.; чикана (Chicaría) - женск. р.; чиканос (Chícanos) - мн.ч.) - лицо из Мексики или мексиканского происхождения, проживающее в США. В работе термин используется как синоним понятия «мексикано-американец».

2 The Cambridge History of Latin American Literature. V.2. / ed. by R. Gonzalez Echevarría, En. Pupo-Walker. -Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 639 p.; Giles, J. R. American Novelists since World War Two / J.R. Giles, W.H. Giles. - Michigan: Gale Group, 2000. - 431 p.; Champion, L. Contemporary American Women Fiction Writers: An A-To-Z Guide / L. Champion, Rh. Austin - Greenwood Publishing Group, 2002. - 407 p.; Whitson, K.J. Encyclopedia of Feminist Literature. - Greenwood Publishing Group, 2004. - 300 p.; The Greenwood Encyclopedia of Multiethnic American Literature. 1. A - С / ed. by E.S. Nelson. Greenwood Publishing Group, 2005. - 2483 p.; Notable Latino Writers. - V.l. Salem Press, 2006. - 1000 p.; The Encyclopedia of Twentieth-Century Fiction. - John Wiley & Sons. 2010. - 1536 p.; The Encyclopedia of the Novel. -V.l. - John Wiley & Sons. 2011. - 1216 p.

числа наиболее частых мест назначения мексиканских мигрантов после Эль-Пасо и Лос-Анджелеса. Самый большой приток мексиканцев произошел здесь в первой половине XX века, когда городу потребовалась дешевая рабочая сила для заводов, скотобоен и предприятий сталелитейной промышленности [Castillo 1995:24].

Прибывающие из Мексики рабочие старались селиться компактно. Испытывая социальное и духовное отчуждение в англо-американском обществе, мексиканцы вольно или невольно сохраняли прочные связи с родной культурой и традициями. Свой язык, религия, патриархальный уклад жизни и постоянный приток новых рабочих рук из Мексики в значительной степени препятствовали ассимиляции. Ана Кастильо вспоминает: «Я росла, считая себя мексиканкой, несмотря на тот факт, что родилась в Соединенных Штатах и до десяти лет ни разу не была в Мексике. Мы ели, спали, говорили и мечтали, как мексиканцы. Наши баррио3 могли настолько точно имитировать Мексику, что духовные и психологические потребности людей — явно презираемых и нежеланных для доминирующей белой культуры - удовлетворялись внутри наших собственных больших общин» [Castillo 1995:24]. Всякий же выход в город по делам, за пределы своего района приравнивался к перемещению в другую страну. Таким образом, с самого рождения жизнь писательницы протекала на границе двух миров, двух культур, двух языков, в ситуации, когда человек постоянно вынужден совершать переход из одного социокультурного пространства в другое.

С детства у А. Кастильо была сильна потребность в творческом самовыражении. Она любила рисовать, пробовала писать стихи. Что касается литературных пристрастий Кастильо, то она вспоминает: «Я искала писателей, которые, так или иначе, выражали бы мой собственный опыт: <...> латиноамериканский, мексиканский, испанский» [Saeta 1997:137]. Но в период личностного и творческого становления Аны Кастильо (1960-е - начало 1970-х годов) ей было доступно незначительное количество работ латиноамериканских писателей. В число любимых авторов вошли Габриэль Гарсия Маркес, Хулио

3 Баррио (исп. barrió) - городские районы, места компактного проживания мексикано-американцев.

Кортасар, Жоржи Амаду, афроамериканские писатели, среди которых особую любовь заслужила Тони Моррисон. Творчество белых авторов-женщин не вызывало интереса у А. Кастильо, поскольку представлялось выражением иной, чуждой ей традиции и ментальности. Своеобразным исключением стала французская писательница Анаис Нин, имеющая статус «белого» автора, но, по словам А. Кастильо, близкая ей по духу своим латиноамериканским (кубинским) происхождением, знанием испанского языка и принадлежностью католической вере. Как представляется, смелые откровения Нин, ее темперамент и неприятие ханжеской морали были привлекательны для юной Кастильо, воспитывавшейся в культуре, где на открытые выражения женской чувственности налагалось табу. Цитаты из дневников А. Нин встречаются в ранних романах А. Кастильо.

Большое влияние, по словам Аны Кастильо, оказала на нее книга «Три Марии» (As Tres Marias) (в английском варианте The Three Marias) португальских журналисток Марии Изабель Баррено, Марии Терезы Хорта и Марии Вело да Коста, на страницах которой авторы рассуждали о том, как подавляют женщину патриархальная идеология и догмы католицизма. Кастильо отмечает, что эта книга стала важным стимулом к размышлениям о таких проблемах, как патриархат и инцест [Williams 2007]. Неоднократно в своих интервью Ана Кастильо указывает и на взаимное влияние писательниц-чикана, что вполне закономерно, так как творчество большинства из них выражает во многом сходный жизненный опыт [Saeta 1997].

Получив среднее образование, Ана Кастильо планирует специализироваться по искусству. Она изучает технику рисования, но юношеские комплексы, пренебрежительное отношение преподавателей и отсутствие поддержки не позволяют в полной мере развиться таланту художника. Писательница вспоминает, как остро в годы учебы в Северо-Восточном университете Иллинойса она осознала, «насколько расистским городом был Чикаго»: «К третьему или четвертому курсу я была настолько подавлена системой, моими белыми преподавателями-мужчинами, что утратила уверенность в своих

художественных способностях» [Saeta 1997:135]. Существующая в те годы практика расовой и тендерной дискриминации в американской системе образования фактически заставляет Ану отказаться от идеи стать художником: «Я действительно была убеждена, что у меня нет таланта» [Saeta 1997:135]. Позднее этот негативный опыт найдет отражение в романе «Письма Миксихуалы» (1986).

Свою творческую карьеру А. Кастильо начинает как поэт. Уже в студенческие годы ей удается издать небольшими тиражами сборники стихов -«Зеро вызывает голод» (Zero Makes Me Hungry, 1975), «Я закрываю глаза... (чтобы видеть)» (I Close My Eyes... (to See), 1976) (рукопись этого стихотворения хранится сейчас в архивах Калифорнийского университета (Санта-Барбара)), «Другая песня» (Otro Canto, 1977). В книгу "Otro Canto" вошли шестнадцать стихотворений как на английском, так и на испанском языках. По замечанию критика К. Кукинеллы: «Эта лингвистическая смесь кажется эмблемой творчества А. Кастильо, тех проблем, которые она поднимает» [Cucinella 2002:41]. Первое стихотворение из книги «i feel sad» (Мне грустно) посвящено чувствам безнадежности и отчаяния, часто преследующим женщину-чикана. Десятилетие спустя в предисловии к сборнику стихов «Мой отец был тольтеком» А. Кастильо объяснит, что использование строчного английского «i» вместо традиционного «I» (я) символизирует коллективную идентичность, а тон стихотворения способствует «персонализации этого коллективного начала, созданию чувства близости» [Cucinella 2002:41]. Позднее многие из ранних стихов войдут в сборники «Женщины - не розы» (Women Are Not Roses, 1984), «Мой отец был тольтеком» (My Father Was A Toltec, 1988) и «Я прошу о невозможном» (I Ask The Impossible, 2001).

В первых поэтических опытах А. Кастильо нашли отражение идеи борьбы чиканос против социально-экономического неравенства. Стихи, включенные в сборник «Приглашение» (Invitation, 1979), демонстрируют перенос акцента с острых политических тем гражданского протеста на вопросы феминизма и сексуальности латиноамериканок.

Важно подчеркнуть, что интерес к различным проблемам цветных женщин, обозначенный в первых работах Аны Кастильо, красной нитью проходит через все ее творчество: стихи, рассказы, романы и эссе. В работах Аны Кастильо находит воплощение образ «женщины-чикана особого рода, совмещающей этническую гордость и феминизм» [Champion 2002:49]. Писательница предлагает новый образ современной мексикано-американки - активной личности, испытывающей сильную потребность в культурной идентичности и независимости. Ее героини, во многом похожие на автора, пытаются преодолеть стереотипы и условности патриархального уклада и бросают вызов подавляющим их социальным предписаниям.

В 1989-1990 гг. А. Кастильо становится диссертантом отделения чикано исследований Калифорнийского университета. Она работает над книгой «Казнь мечтателей: очерки о Ксиканизме» (Massacre of the Dreamers: Essays on Xicanisma). Грант, полученный от Германской ассоциации американистов, позволяет закончить этот проект. В 1991 году в Бременском университете (Германия) Ана становится доктором филологии, защитив в качестве диссертации сборник эссе «Казнь мечтателей» — «неортодоксальный» труд, в котором «пересеклись границы культурной критики, общественных наук и художественной литературы» [Castillo 1995:ix]. В использовании термина Xicanisma «ксиканизм», который Кастильо вводит в своей работе, прослеживается аналогия с понятием «вуманизм» (от англ. woman) известной феминистки, афроамериканской писательницы Элис Уокер. Оба неологизма призваны отделить женское освободительное движение цветных американок от феминизма белых представительниц среднего класса. О значительных различиях в целях, стратегии и тактике белого и цветного феминизма А. Кастильо рассуждает на страницах своей книги «Казнь мечтателей». «Ксиканизм» в изложении писательницы - это феминизм чикана, идеология равноправного гармоничного сосуществования мужчин и женщин разных национальностей, религий, культур. Эта работа была

удостоена Премии Густава Мейера (Gustav Meyrs Award) как «выдающаяся книга о правах человека» [Dunaway 2003: xxxi].

Проблемы расовой дискриминации, социального и экономического неравенства чиканос, положение женщины в обществе и семье, намеченные в поэтических произведениях А. Кастильо, получили развитие в ее прозе. Широкая известность пришла к Кастильо-прозаику уже с выходом в 1986 году первого романа «Письма Миксихуалы» (The Mixquiahuala Letters). Композиция произведения, позволяющая читать главы в произвольном порядке, открытый финал, попытка привлечь читателя к сотрудничеству в поиске ответов на волнующие автора вопросы, позволили говорить о писательнице как об одном из «самых смелых и экспериментирующих романистов-латинос» [Stavans 1994:37].

Первые критические работы по творчеству А. Кастильо также датируются второй половиной 1980-х годов. Признание читающей публики совпало по времени с важным моментом для женской прозы чиканос, когда критики наконец обратили серьезное внимание на творчество авторов-женщин.

Необходимо отметить, что мексикано-американская литература долгое время оставалась на периферии научного исследования. Как справедливо заметил A.B. Ващенко, «до 1970-х годов из американских читателей мало кто задумывался о судьбе испаноязычного наследия США: такой проблемы не существовало в художественном мире современной литературы»4 [Ващенко 1988:4]. Об этом литературном феномене писали только сами чиканос, их работы не принимались критиками мейнстрима, не публиковались в журналах, освещающих и анализирующих литературные произведения «основного потока». Книги авторов-чиканос печатались небольшими издательствами для этнических меньшинств «Bilingual Press», «Arte Publico Press», «Third Women Press».

Ситуация начала меняться в 70-е годы XX века, когда американские исследователи наконец проявили интерес к творчеству мужчин-чиканос. В это

4 В свою очередь. О.О. Несмелова в исследовании «Проблемы развития художественной прозы США XX века в восприятии отечественного литературоведения, 20—80-е годы» (1999) отмечает, что в отечественной американистике «в течение долгого времени, вплоть до последних десятилетий всестороннему литературоведческому и критическому анализу, кроме литературы «белой Америки», была подвергнута лишь афроамериканская литература» [Несмелова 1999:300].

время интервью, статьи, эссе мексикано-американских писателей и критиков начинают печататься на страницах журнала «MELUS», специально учрежденного для освещения этнического многоголосия американской литературы. Аналитические работы, посвященные литературе мексикано-американцев, появляются и в других солидных изданиях: «Journal of Modern Literature», «Nation», «Tucson Weekly», «New York Times», «Popmatters», рядом с именами таких известных авторов, как Ф.-С. Фицджеральд, У. Фолкнер, У. Кэзер [Советна 2009:53]. Однако положительные тенденции коснулись лишь творчества авторов-мужчин.

Женская литература, в противоположность мужской, оставалась «в ситуации, когда ее игнорировала не только господствующая культура, но и собственная мексикано-американская» [Советна 2009:53]. Произведения Ренессанса чиканос первых двух десятилетий (1960-1980), сформировавшие на определенный момент канон мексикано-американской литературы, связаны, в основном, с мужскими именами: Рудольфо Гонсалеса, Луиса Вальдеса, Томаса Риверы, Оскара «Зета» Акосты, Рудольфо Анайи, Алуристы, Роландо Хиньоза-Смита. Именно их работы, пронизанные пафосом политической борьбы за социальную справедливость и связанные с обращением к индейскому наследию, считались подлинными образцами творчества мексикано-американских писателей. Произведения этого периода вошли в историю как литература сопротивления. Все это давало повод критикам мейнстрима долгое время игнорировать работы чиканос, считая их излишне политизированными и не обладающими особой эстетической ценностью. Мексикано-американская критика периода 1960-х - начала 1970-х гг. (преимущественно представленная мужчинами), в свою очередь, искала в тематике произведений, прежде всего, соответствие политической программе и идеологии Движения чиканос, что фактически означало приоритет мужских текстов над женскими.

Начало серьезных критических исследований чикана литературы связывают с 1973 годом, когда вышел в свет специальный выпуск журнала "El Grito",

посвященный женскому творчеству. Важность этого события подчеркнул Ф. Ломели, предложив считать 1973 год «отправным пунктом творчества писательниц чиканос» [цит. по Воронченко 1995:163]. В 1970-1980-е годы, помимо отдельных статей в периодических изданиях "Revista Chicano-Requefia ", "The Latin American Literary Review " и других, появляются «значительные работы аналитического характера» [Воронченко 1995:164] по творчеству женщин-чикана: "Chicana literature and related sources: a selected and annotated bibliography" (1981) Элизабет Ордонез, "La Chicana: The Mexican-American Woman" (1981) Альфредо Миранде. В 1985 году выходит первый сборник статей с красноречивым названием «Над стереотипами: критический анализ чикана литературы» (Beyond Stereotypes: The Critical Analysis of Chicana Literature), посвященный исключительно литературе мексикано-американок. В 1986 издается книга «Современная поэзия чикана: критический подход к новой литературе» (Contemporary Chicana Poetry: A Critical Approach to an Emerging Literature), посвященная поэзии женщин-чикана. На ее страницах Марта Санчез представляет творчество Альмы Лус Вильянуэва, Лорны Ди Сервантес, Лючи Корпи и Беренис Самора. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. значительное внимание в работах признанных критиков Л. Леаля, X. Брюса-Новоа, Ч. Татума, Ф. Ломели, Х.Д. Сальдивара начинает уделяться именно женскому творчеству.

В настоящее время мексикано-американская женская литература и творчество Аны Кастильо вызывают устойчивый интерес как американских, так и зарубежных исследователей, что определяет актуальность и нашей работы.

Высокую оценку художественной прозе А. Кастильо дает патриарх мексикано-американской истории и литературы Луис Леаль. Он считает особой заслугой писательницы ее обращение к крупным литературным формам и эксперименты со стилем и жанром. Критик справедливо утверждает, что «Кастильо уже совершила то, что еще только предстоит сделать другим мексикано-американским писательницам. Она опубликовала три успешных романа» [Garcia 2000:184]. Марио Гарсия подтверждает мнение Л. Леаля, называя

Ану Кастильо «самым плодовитым автором» [García 2000:184] из всех писательниц-чикана.

Исследователь Дебора JI. Мэдсен посвящает А. Кастильо отдельную главу в монографии «Осмысление современной чикана литературы» (Understanding Contemporary Chicana Literature, 2000), где рассматривает творчество писательницы как выражение феминистских идей, подчеркивая ее стремление разоблачить и преодолеть патриархальные стереотипы, существующие в современном обществе.

Значительный вклад в изучение творчества Аны Кастильо вносит американский литературовед Capa JI. Спурджен. Этому автору принадлежит единственное на сегодняшний день отдельное издание «Ана Кастильо» (Ana Castillo, 2004), выпущенное в США в серий «Писатели Запада» ( Western Writers). Внимание исследовательницы в большей степени сфокусировано на проблемно-тематическом аспекте поэзии и прозы писательницы. Имя Аны Кастильо как представительницы новейшей юго-западной словесности упоминается C.J1. Спурджен в издании «Литература о Юго-Западе» (Writing the Southwest, 2003). Кроме того, в книге «Взрывая Запад: мифы империи на постмодернистском фронтире» (Exploding the Western: Myths of Empire on the Postmodern Frontier, 2005) C.JI. Спурджен посвящает одну из глав анализу романа «Так далеко от Бога». Литературовед последовательно проводит мысль о принадлежности А. Кастильо к плеяде «западных» писателей США, в числе которых упоминаются Рудольфо Анайя, Лесли Мармон Силко, Кормак Маккарти. Подобное утверждение, как замечает исследователь, может показаться странным, поскольку Ана Кастильо родилась и большую часть жизни провела в Чикаго -городе, который географически не относится к Юго-Западу Соединенных Штатов. Вместе с тем «образы, внутренние конфликты и темы, которые направляют творчество А. Кастильо, принадлежат к числу тех, что в настоящее время бросают вызов традиционным определениям "Запада" как места, ограниченного строго географически» [Spurgeon 2004:5]. Согласно С.Л. Спурджен, Запад США сегодня

- это «культуры, приведенные в состояние неудобного соседства, настороженно присматривающиеся друг к другу с противоположных сторон некой границы: расовой, политической, географической, или всех этих границ вместе» [Spurgeon 2004:6]. Именно в рамках подобного «постмодернистского определения Запада», поясняет C.JI. Спурджен, Ана Кастильо, без сомнения, может считаться «западным писателем»: «Доставшееся Западу наследие колонизации и империализма, как и <...> смешанные, нередко расколотые идентичности, которыми это наследие наделяет жителей данного региона, — все это лежит в основе поэзии и прозы Аны Кастильо» [Spurgeon 2004:6]. Исследователь отмечает, что, как для всякого «западного» писателя, большое значение в творчестве Аны Кастильо имеет пространство.

Американский литературовед Ф.Л. Альдама в работах разных лет («Постэтническая нарративная критика: магический реализм в творчестве Оскара «Зета» Акосты, Аны Кастильо, Джулии Дэш, Ханифа Курейши и Салмана Рушди» (Postethnic Narrative Criticism: Magicorealism in Oscar «Zeta» Acosta, Ana Castillo, Julie Dash, Hanif Kureishi, and Salman Rushdie, 2003); «Бронзовое на бронзовом: репрезентации тендера, сексуальности и этничности в литературе чикано/а» (Brown on Brown: Chicano/a Representations of Gender, Sexuality, and Ethnicity, 2005)) уделяет значительное внимание методу магического реализма в романах А. Кастильо. Он отмечает, что «нешаблонная манера», в которой Ана Кастильо использует художественные средства магического реализма, «уводит читателей от обыденного стереотипного восприятия, предлагая новое свежее понимание мира» [Aldama 2005:94].

Роману «Так далеко от Бога» посвящен отдельный раздел в книге М.Р. Норьега-Санчес (университет Валенсии, Испания) «Бросая вызов реальности: магический реализм в современной американской женской прозе» (Challenging Realities: Magic Realism in Contemporary American Women's Fiction, 2002). Автор подчеркивает, что «такие работы, как "Письма Миксихуалы", "Сапогония" и "Так далеко от Бога", открыли новое культурное пространство: пограничную зону

конфликтующих миров и множества голосов и языков» [Noriega Sánchez 2002:137].

Э. Мерманн-Иозвиак, автор монографии «Диалекты постмодернизма: чикана литература и постмодернистская риторика» (Postmodern Vernaculars: Chicana Literature and Postmodern Rhetoric, 2005), называет роман «Так далеко от Бога» ярким примером постмодернистского стиля с присущей ему атрибутикой: пародией на традиционные жанры, смешением жанров, интертекстуальностью и игрой.

Жанровым особенностям первого романа «Письма Миксихуалы» посвящена глава в исследовании Анны Бауэр «Эпистолярные ответы: письмо в американской художественной литературе и критике XX века» (The Letter in 20th-Century American Fiction and Criticism, 1997).

Семантику и функции образа Плакальщицы JIa Иороны в романе «Так далеко от Бога» исследует немецкий критик Надин Гебхардт в монографии «Женская мифология в современной литературе чикана» (Female Mythologies in Contemporary Chicana Literature, 2007).

В отечественном литературоведении творчество мексикано-американских писателей начинает изучаться с середины 1980-х. В 1988 году выходит работа А.В. Ващенко «Америка в споре с Америкой», посвященная этническим литературам США. В 1992 году увидела свет монография Т.В. Воронченко «Мексикано-американский феномен в литературе США», которая до настоящего времени остается единственным в России фундаментальным исследованием по чикано/а литературе. Стоит отметить, что в российской американистике изучение особенностей творчества мексикано-американских писательниц до сих пор ограничивается главой «Литература чикана: воплощение женской темы» в указанной выше работе Т.В. Воронченко. Краткая характеристика творчества А. Кастильо, С. Сиснейрос, Г. Ансальдуа дается в монографии М.В. Тлостановой «Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века» (2000). Отдельные упоминания об А. Кастильо как о признанном

представителе современной чикано/а литературы встречаются в диссертационных исследованиях М.Д. Мальцевой5, A.A. Гонгадзе6, C.B. Плотникова7, Е.В. Левченко8, H.H. Сокольских9. Однако широкому кругу российских читателей имя Аны Кастильо, как и мексикано-американская женская литература в целом, малоизвестны.

В диссертации A.B. Советной «Творчество Аны Кастильо в контексте литературы чикана» (2009) представлен комплексный анализ творчества писательницы «с учетом влияния общественных, а также имманентных эстетических факторов на проблематику и художественную специфику»10. Но хронологические рамки исследования ограничены 1980-1999 годами и в анализ не включен последний по времени издания роман «Защитники» (2007), отразивший изменения в творческом методе А. Кастильо.

Анализ исследований, посвященных творчеству писательницы, позволяет констатировать, что их внушительное количество не дает полного представления о характере творческой эволюции Аны Кастильо и разнообразии средств и приемов, используемых для осмысления актуальных для нее вопросов. Преобладают работы, в которых рассматриваются художественные особенности отдельных романов А. Кастильо. Кроме того, для мексикано-американской критики 1980-1990-х гг. характерна тенденция рассматривать прозу писательницы в контексте проблем социальной, расовой и тендерной направленности. Подобный подход оправдан с учетом того, что творчество чикана - не только средство художественного самовыражения, но и способ

5 Мальцева, М.Д. Модель этнической идентичности в творчестве Дагоберто Гилба : дис. ...канд. культурологии : 24.00.01 / Мальцева Марина Дмитриевна. - Чита, 2002. - 194 с.

6 Гонгадзе, A.A. Синтез культур в творчестве Рудольфо Анайи (Трилогия о людях Ацтлана) : дис. ...канд. культурологии : 24.00.01 / Гонгадзе Анна Александровна. - М., 2003. - 173 с.

7 Плотников, C.B. Художественная модель мира как элемент мексикано-американской культуры: на материале тетралогии о Сонни Бака P.A. Анайи : дис. ...канд. культурологии : 24.00.01 / Плотников Сергей Владимирович. -Чита, 2007.-168 с.

8 Левченко, Е.В. Проблема самоопределения личности в женской прозе этнических меньшинств США 1980-2000-х гг. : дис. ...канд. филол. наук : 10.01.03 / Левченко Екатерина Валериевна. - СПб., 2008. -311 с.

9 Сокольских, H.H. Феномен пограничья в современной мексикано-американской культуре (на материале литературного творчества Л.А. Урреа) : дис. ...канд. культурологии : 24.00.01 / Сокольских Николай Николаевич. -Чита, 2010.- 158 с.

10 Советна, A.B. Творчють Ани Кастшло в контексп л1тератури чикана : дис...канд. филол. наук : 10.01.04 / Советна Альона BiKTopiBHa. - Дншропетровськ, 2009. - С.З.

борьбы за выход из тени, заявка о себе, преодоление культурной «немоты». Вместе с тем анализ только идейных моментов творчества отводит на второй план эстетический, собственно литературоведческий аспект, оставляет за скобками богатство художественного мира, особенности творческого метода писательницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Принеслик, Елена Анатольевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базилевский, А.Б. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века / А.Б. Базилевский, Ю.Н. Гирин, A.M. Зверев, В.Б. Земсков, А.Ф. Кофман, А.П. Саруханян. - М. : ИМЛИ РАН, 2002. - 568 с.

2. Барт, Р. Смерть автора / Ролан Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994.- С. 384-391.

3. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. -М.: «Художественная литература», 1975. - 504 с.

4. Бобков, И.М. Постколониальные исследования, постколониальные штудии / И.М. Бобков // Новейший философский словарь. - 2-е изд., испр. - Минск : Интерпрессервис ; Книжный Дом, 2001.- 1279 с. - (Мир энциклопедий).

5. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL : http://enc-dic.com/enc_sovet/Krus-huana-ines-de-la-29927.html.

6. Борев, Ю.Б. Эстетика : учебник / Ю.Б. Борев. - М. : Высшая школа, 2002. -511 с.

7. Борхес, X.JL Рассказы / X.JI. Борхес. - Харьков : «Фолио», 1999. - 416 с.

8. Бутенина, Е.М. Под знаком ветра и воды: проблема гибридной идентичности в китайско-американской литературе : монография / Е.М. Бутенина. -Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2007. - 140 с.

9. Ващенко, A.B. Америка в споре с Америкой: (Этнические литературы США) / A.B. Ващенко. - М. : Знание, 1988. - 63 с.

10. Ващенко, A.B. Мексикано-американская (чикано) этническая литература на пути к трансграничью / A.B. Ващенко. - Language. Philology. Culture. - 2013. - № 2-3.-С. 69-80.

11. Воронченко, T.B. Мексикано-американский феномен в литературе США / Т.В. Воронченко. - М. : Изд-во Московского пед. ун-та, 1992. -225 с.

12. Воронченко, Т.В. Синтез культур в историческом развитии Юго-Запада США (на материале мексикано-американской литературы) / Т.В. Воронченко // Гуманитарный вектор. - 2010. - №4 (24). - С. 118-121.

13. Вдовина, M.B. Межпоколенческие отношения: причины конфликтов в семье и возможные пути их разрешения [Электронный ресурс] / М.В. Вдовина // Социология. - 2009. - № 3. - URL : www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/З/ (дата обращения: 01.10.2009).

14. Высоцкая, H.A. Современная литература США в контексте культурного плюрализма [Электронный ресурс] / H.A. Высоцкая // Полит.ру : [сайт]. [2010]. -URL : http://www.polit.ru/article/2010/09/23/literature/(дата обращения: 12.10.2012).

15. Гарсия Маркес, Г. Сто лет одиночества : роман, повести, рассказы / Габриэль Гарсия Маркес ; пер. с исп., вступ. ст. Ю. Гирина. - М. : Эксмо, 2006. -815 с. - (Библиотека Всемирной Литературы).

16.Гонгадзе, A.A. Синтез культур в творчестве Рудольфо Анайи (Трилогия о людях Ацтлана) : дисс. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Гонгадзе Анна Александровна. - М., 2003. - 173 с.

17.Гугнин, A.A. Магический реализм / A.A. Гугнин // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под. ред. А.Н. Николюкина. - М. : Интелвак, 2001. - С. 489 -492.

18. Гусарова, И.В. Литературная традиция в творчестве афроамериканских писателей последней четверти XX века: Тони Моррисон, Глория Нейлор, Элис Уокер : дис. ...канд. филол. наук : 10.01.03 / Гусарова Ирина Владимировна. — М., 2003.-203 с.

19. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте : пособие по спецкурсу / Ю.В. Доманский. - Изд. 2-е испр. и доп. - Тверь : Тверской гос. ун-т, 2001. - 94 с. - (Прил. : литературный текст: проблемы и методы исследования).

20. Джонсон, Р. Сновидения и фантазии. Анализ и использование [Электронный ресурс]. - URL : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Johnson/index.php/ (дата обращения: 25.04.2011).

21. Дубин, Б.В. След забытого царства / Б.В. Дубин // Иностранная литература. -2001. -№ 6. -С. 173-176.

22. Дубин, Б.В. Явь и страсть Хулио Кортасара / Б.В. Дубин [Электронный ресурс] // Топос : [сайт]. [2004]. - URL : http://www.topos.ru/article/2689 (дата обращения: 21.09.2009).

23. Женщины в легендах и мифах : сборник / под ред. К. Ларрингтон ; пер. с . англ. О. Перфильева. - М. : «Крон-Пресс», 1998. - 592 с.

24. Земсков, В. Концерт согласия : латиноамериканская повесть / В. Земсков. -В 2-х т. Т. 1. : пер. с исп. / сост., предисл., справки об авторах В. Земскова. - М. : Художественная лит., 1989. - 543 с. : 1 портр.

25. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин ; науч. ред. А.Е. Махов. - М. : Интрада, 1996. - 255 с.

26. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. - М. : Интрада, 1998. - 255 с.

27. Караваева, Е.М. Конфликт поколений в романах Максин Хонг Кингстон и Эми Тэн: к проблеме поиска идентичности в азиато-американской литературе последней четверти XX века : дис. ...канд. филол. наук 10.01.03 / Караваева Екатерина Михайловна. - М., 2009. - 157 с.

28. Карелина, Н. Нелегальная миграция мексиканцев в США: до и после НАФТА / Н. Карелина // Государство и антропок [Электронный ресурс]: [сайт]: [2003]. - URL : http:// antropotok. archipelag. ru (дата обращения: 01.07.2011).

29. Корконосенко, К. «Вожаки» и «Щенки» Варгас Льосы: истории о поражениях / К. Корконосенко // Вожаки : авторский сборник. - СПб. : Азбука-классика, 2004. - С. 5-20.

30. Коровина, С.Г. Творчество Эми Тань 1980-х-1990-х гг. в контексте азиато-американской литературной традиции : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Коровина Светлана Геннадьевна. - Чита, 2002. - 221 с.

31. Кортасар, X. Игра в классики : роман / Хулио Кортасар ; пер. с исп. А. Борисовой. - СПб. : Азбука-Классика, 2005. - 640 с.

32. Кофман, А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира / А.Ф. Кофман. - М. : Наследие, 1997. - 318 с.

33. Кофман, А.Ф. Рыцари Нового света / А.Ф. Кофман, А. Томилин. - М. : «Пан пресс», 2006. - 260 с.

34. Кофман, А.Ф. Карлос Фуэтес / А.Ф. Кофман // История литератур Латинской Америки. [Кн. 5] : очерки творчества писателей XX века. - М. : ИМЛИ РАН, 2005. - 687 с. : 1 портр.

35. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Юлия Кристева // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму ; пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. - Москва : ИГ Прогресс, 2000. - С.427^457.

36. Левченко, Е.В. Проблема самоопределения личности в женской прозе этнических меньшинств США 1980-2000-х гг. : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Левченко Екатерина Валериевна. - Санкт-Петербург, 2008. - 311 с.

37. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950-1960-е годы / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд. центр «Академия», 2006. - 688 с.

38. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Жан Франсуа Лиотар ; пер. с фр. H.A. Шматко. - СПб. : Изд-во «Алетейя», 1998. -160 с.

39. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики : монография / М.Н. Липовецкий ; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1997. - 317с.

40. Малахов, В. Ностальгия по идентичности / В. Малахов // Логос. - 1999. - № 3 (13).-С. 31-34.

41. Мамонова, В. А. Мультикультурализм: разнообразие и множество [Электронный ресурс] // Журнальный клуб Интелрос. CredoNew : [сайт]. [2007]. -URL : interlos.ru (дата обращения: 10.12. 2009).

42. Мамонтов, С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века : учебное пособие для студентов филологических факультетов / С.П. Мамонтов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 1983. - 327 с. : ил.

43. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. - СПб. : Алетейя, 2000. - 347 с. - (Сер. «Gallicinium»).

44. Мериме, П. Кармен : роман, новеллы / Проспер Мериме ; пер. с фр., коммент. А. Михайлова. - М. : Эксмо, 2005. - 640 е., илл. (Серия «Зарубежная классика»),

45. Михайлова, Л.Г. Культура и литература США: проблемы поэтики и эстетики / Л.Г. Михайлова // Вестник МГУ. - Серия 10. Журналистика. - 1998. -№6.-С. 95-100.

46. Несмелова, О.О. Проблемы развития художественной прозы США XX века в восприятии отечественного литературоведения, 20-80-е годы : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.03 / Несмелова Ольга Олеговна. - М., 1999.-358 с.

47. Олкотт, Л.М. Маленькие женщины / Луиза Мэй Олкотт ; пер. с англ. А. Иванов. - М. : Энас-Книга, 2010. - 312 с.

48. Попова, М.К. Сад как символ межкультурной коммуникации в романе Л.М. Силко «Сады в дюнах» / М.К. Попова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2005. - № 2. - С. 107-125.

49. Постмодернизм : энциклопедия / сост. A.A. Грицанов, М.А. Можейко. -Минск : Интерпрессервис ; Книжный Дом, 2001. - 1040 с. - (Мир энциклопедий).

50. Роднянская, И.Б. Художественное время и художественное пространство / И.Б. Роднянская // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под. ред. А.Н. Николюкина. - М. : Интелвак, 2001. - С. 1174-1177.

51. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. - М. : Аграф, 1999. -384 с.

52. Сайд, Э.Б. Мысли об изгнании / Э.Б. Сайд // Иностранная литература. - 2003. -№1. - С. 252-262.

53. Саруханян, А.П. Проблема фронтира в американской литературе / А.П. Саруханян // Проблемы становления американской литературы / Я.Н. Засурский, М.М. Коренева, М.П. Тугушева. - М. : Наука, 1981. - 384 с.

54. Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература : учебное пособие / И.С. Скоропанова. - 3-е изд. доп. - М. : Флинта ; Наука, 2001. - 608 с.

55. Стейнбек, Д. Жемчужина. Квартал Тортилья-Флэт : повести / Джон Стейнбек. - М. : Гослитиздат, 1963. - 262 с.

56. Тертерян, И. Человек, мир, культура в творчестве Хорхе Луиса Борхеса / И. Тертерян // Борхес Х.Л. Проза разных лет. - М. : «Радуга», 1989. - С. 5-20.

57. Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века / М.В. Тлостанова. - М. : ИМЛИ РАН «Наследие», 2000. - 400 с.

58. Тлостанова, М.В. Эра Агасфера, или Как сделать читателей менее счастливыми / М.В. Тлостанова // Иностранная литература. - 2003. - №1. - С. 238-251.

59. Тлостанова, М.В. Постсоветсткая литература и эстетика транскультурации. Жить никогда, писать ниоткуда / М.В. Тлостанова. - М. : Эдиториал УРСС, 2004. -416с.

60. Тлостанова, М.В. Западные СМИ и мифология толерантности [Электронный ресурс] / М.В. Тлостанова. - URL : www.tolerance.ru (дата обращения 17.02.2011).

61. Толкачев, С.П. Мультикультурный контекст современного английского романа : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.03 / Толкачев Сергей Петрович. - М., 2003.-381 с.

62. Уильяме, Т. Стеклянный зверинец. Растоптанные петуньи. Орфей сходит в ад / Теннесси Уильяме. - М. : ACT, Астрель, 2010. - 288 с.

63. Фолкнер, У. Шум и ярость. Свет в августе / Уильям Фолкнер ; пер. с англ. Осия Сорока, В. Голышев.-- М.: «Правда», 1989. - 608 с.

64. Фролов, Г.А. Постмодернизм в зарубежной литературе: теория, базовые принципы постмодернизма / Г.А. Фролов // Постмодернизм в зарубежной и русской литературах : коллект. монография / сост. и науч. ред. Т.Г. Прохорова, В.Б. Шамина. — Казань: Казан, ун-т, 2011. - 202 с.

65. Фролов, С.С. Социология : учебник / С.С. Фролов. - 3-е изд., доп. - М. : Гардарики, 2000. - 344 с.

66. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон / пер. с англ. А. Башкирова. - М. : ООО «Издательство ACT» ; ООО «Транзиткнига», 2004. - 635 с.

67. Харитонов, О.А. Композиционный полифонизм: генезис и структурные модификации (на материале романной прозы XIX-XX веков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / Харитонов Олег Анатольевич. - Тверь, 2003. - 21 с.

68. Шамсутдинова, Н.З. «Магический» реализм в современной британской литературе (А. Картер, С. Рушди) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Шамсутдинова Нелли Зефаровна. - М., 2008. - 181 с.

69. Якушева, Г.В. Воспитания роман / Г.В. Якушева // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под. ред. А.Н. Николюкина. - М. : Интелвак, 2001.-С. 148-149.

70. Советна, А.В. Творчють Ани Кастшло в контекст1 л1тератури чикана : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.04 / Советна Альона Вжтор1вна. - Дншропетровськ, 2009.- 194 с.

71. Alarcon, N. "The Sardonic Powers of the Erotic in the Work of Ana Castillo" / N. Alarcon // Breaking Boundaries: Latina Writing and Critical Readings. - University of Massachusetts Press, 1989. - P. 94-107.

72. Aldama, F.L. Postethnic Narrative Criticism: Magicorealism in Oscar "Zeta" Acosta, Ana Castillo, Julie Dash, Hanif Kureishi, and Salman Rushdie / F.L. Aldama. -University of Texas Press, 2003. - 141 p.

73. Aldama, F.L. Brown on Brown: Chicano/a Representations of Gender, Sexuality, and Ethnicity / F.L. Aldama. - University of Texas Press, 2005. - 176 p.

74. Anzaldua, G. Borderlands / La Frontera : The New Mestiza / G. Anzaldua. - Aunt Lute Book Company, 1987. - 203 p.

75. Baker, S. Ana Castillo: The Protest Poet Goes Mainstream / S. Baker // Publishers Weekly. - 1996.-P. 59.

76. Bennett, T.L. "No Country to Call Home: A Study of Castillo's Mixquiahuala Letters," / T.L. Bennett // Style. - 1996. - Vol. 30, No. 3 (Fall). - P. 462^178.

77. Bower, A.L. Epistolary Responses: The Letter in Twentieth-Century American Fiction and Criticism / A.L. Bower. - Tuscaloosa : University of Alabama Press, 1997.

- 217 p.

78. Bowers, M.A. Magic(al) Realism / M.A. Bowers. - Abingdon : Routledge, 2004.

- 150 p.

79. Bruce-Novoa, J. RetroSpace: Collected Essays on Chicano Literature, Theory, and History / J. Bruce-Novoa. - Houston : Arte Publico Press, 1990. - 189 p.

80. Caminero-Santangelo, M. The Madwoman Can't Speak: Or Why Insanity is Not Subversive / M. Caminero-Santangelo. - Ithaca: Cornell University Press, 1998.-195 p.

81. Campos Carr, I. "Faith, Hope, Charity - and Sophia," / I. Campos Carr // Belles Lettres. - 1993 - Vol. 9, No. 1. (Fall). - P. 52-53.

82. Cantú, N.E. Canícula: Snapshots of a Girlhood En La Frontera / N.E. Cantú. -Albuquerque : UNM Press, 1995. - 132 p.

83. Castillo, A. The Mixquiahuala Letters /A. Castillo. - New York: Anchor Books, 1992.-138 p.

84. Castillo, A. Sapogonia / A. Castillo. - New York: Anchor Books, Doubleday, 1994.-354 p.

85. Castillo, A. So Far From God / A. Castillo. - New York: A Plume Book, 1993. -252 p.

86. Castillo, A. Massacre of the Dreamers: Essays on Xicanisma / A. Castillo. - New York: A Plume Book, 1995.-238 p.

87. Castillo, A. Peel My Love Like an Onion / A. Castillo. - New York : Anchor Books, 1999.-213 p.

88. Castillo, A. The Guardians / A. Castillo. - New York: Random House, 2007. -211 p.

89. Castillo, A. The Loverboys / A. Castillo. - New York : W.W. Norton & Co Inc, 2008.-224 p.

90. Castro, R.G. Chicano Folklore : A Guide to the Folktales, Traditions, Rituals and Religious Practices of Mexican Americans / R.G. Castro. - New York : Oxford University Press US, 2001. - 336 p.

91. Champion, L. Contemporary American Women Fiction Writers: An A-To-Z Guide / L. Champion, Rh. Austin. - WestPort, Connecticut/London : Greenwood Publishing Group, 2002. - 407 p.

92. Chavez, D. Face of an Angel / D. Chavez. - New York : Farrar, Straus, and Giroux, 1994.-467 p.

93. Christie, J.S. Latino Fiction and the Modernist Imagination: Literature of the Borderlands / J.S. Christie. - New York&London : Garland Publishing, Inc., 1998. -211 p.

94. Cisneros, S. The House on Mango Street / S. Cisneros. - New York : Vintage Contemporaries, 1991. - 111 p.

95. Cisneros, S. Woman Hollering Creek and Other Stories: And Other Stories / S. Cisneros. - New York : Vintage Books, 1992. - 165 p.

96. Cucinella, C. Contemporary American Women Poets: an A-to-Z guide / C. Cucinella. - WestPort, Connecticut/London : Greenwood Publishing Group, 2002. -402 p.

97. Dubrava, P. Ana Castillo: Impressions of a Xicana Dreamer / P. Dubrava // The Bloomsbury Review. - 1995. -№15.6 (November/December). - P. 5.

98. Dunaway, D.K. Writing the Southwest / D.K. Dunaway, S.L. Spurgeon. - Albuquerque : UNM Press, 2003. - 269 p.

99. Esquibel, C.R. With Her Machete in Her Hand: Reading Chicana Lesbians / C.R. Esquibel. - Austin : University of Texas Press, 2006. - 245 p.

100. Eysturoy, A.O. Daughters of Self-Creation: The Contemporary Chicana Novel / A.O. Eysturoy. - Albuquerque : University of New Mexico Press, 1996. - 172 p.

101. Garcia, Mario T. Luis Leal: Auto/biography / M.T. Garcia. - Austin : University of Texas Press, 2000.- 210 p.

102. Gebhardt N. Female Mythologies in Contemporary Chicana Literature / N. Gebhardt. - München : GRIN Verlag, 2007. - 132 p.

103. Giles, J. R. American Novelists Since World War Two / J.R. Giles, W.H. Giles. -Michigan : Gale Group, 2000. - 431 p.

104. Gomez Vega, I. Debunking Myths: The Hero's Role in Ana Castillo's Sapogonia / I. Gomez Vega // Americas Review. - 1994. - Vol. 22, Nos. 1-2 (Spring-Summer). -P. 244-258.

105. Gonzales-Berry, E. "The (Subversive) Mixquiahuala Letters: An Antidote for Self-Hate" / E. Gonzales-Berry // L'lcietailleurs. Jean Beranger and Jean Cazemajou, eds. Press Universtaire de Bordeaux: Centre de RecherchessurFAmerique Anglophone, 1991.-P. 227-240.

106. Gonzalez, M. Love and Conflict: Mexican American Women Writers as Daughters / M. Gonzalez // Women of Color: Mother-Daughter Relationships in 20th-century Literature. Ed. by Brown-Guillory. - Austin : University of Texas Press, 1996. - P.153-171.

107. Hamilton, P.L. Of Space and Mind: Cognitive Mappings of Contemporary Chicano / P.L. Hamilton. - Austin : University of Texas Press, 2011. - 213 p.

108. Hellein, T. "Simply a Question of Belief," / T. Hellein // Times Literary Supplement. - 1994. - № 4774 (September, 30). - P. 25.

109. Herrera-Sobek, M. Chicana Creativity and Criticism : New Frontiers in American Literature / M. Herrera-Sobec, H.M. Viramontes. - Albuquerque : UNM Press, 1996. -289 p.

110. Herrera-Sobek, M. Chicano Studies and Literary Production: Poetic Voices in the Formation of a Political Movement / M. Herrera-Sobek // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия - Китай - Монголия : сборник материалов Международного симпозиума «Открытый мир: мультикультурный дискурс и межкультурные коммуникации». - Чита, 2006. - 202 с.

111. Hirsch, М. The Mother/Daughter Plot: Narrative, Psychoanalysis, Feminism / M. Hirsch. - Bloomington and Indianapolis : Indiana University Press, 1989. - 244 p.

112. Infinite Divisions: An Anthology of Chicana Literature / Ed. by T.D. Rebolledo, E.S. Rivero. - Tucson&London : The University of Arizona, 1993. - 393 p.

113. Jacobs, E. Mexican-American Literature: Politics of Identity / E. Jacobs. -Abingdon : Routledge, 2006. - 179 p.

114. Jiron-King, Sh. The Second Tower of Babel: Ana Castillo's Borgesian Precursors in the Mixquiahuala Letters / Sh. Jiron-King // Philological Quarterly. - 2003. -Vol.82, No.4. - P. 419-440.

115. Kingsolver, B. "Lush Language: Desert Heat" / B. Kingsolver // Los Angeles Times Book Review. - 1993. - May, 16. - P. 1-9.

116. Lanza, C.D. Hearing the Voices: Women and Home and Ana Castillo's "So Far From God" / C.D. Lanza // MELUS. - 1998. - Vol. 23, No. 1 (Spring). - Latino/a Literature. - P. 65-79.

117. Lomeli, F. An Interpretive Assessment of Chicano Literature and Criticism / F/A/ Lomeli // A. Literature and Ethnicity in the Cultural Borderlands / Ed. J. Benito and A.M. Manzanas. - Amsterdam ; New York, NY : Rodopi, 2002. - P. 63-79.

118. Lynch, J.M. "A Distinct Place in America Where All Mestizos Reside": Landscape and Identity in Ana Castillo's Sapogonia and Diana Chang's The Frontiers of Love / J.M. Lynch //MELUS. - 2001. - Vol. 26, No. 3 (Autumn). - Confronting Exiles. - P. 119-144.

119. Madsen, D.L. Understanding Contemporary Chicana Literature / D.L. Madsen. -Columbia : University of South Carolina Press, 2000. - 283 p.

120. Manriquez, B.J. Ana Castillo's So Far From God: Intimations of the Absurd / B.J. Manriquez // College Literature. - 2002. - Vol. 29, No. 2 (Spring). - P. 37-49.

121. Martinez, M.L. Ana Castilo's Story of a Worn Woman Who Seeks to Understand Her Past and Imagine Her Future / M.L. Martinez // Chicago Tribune Books. - 1999. -September, 26. - P. 1-3.

122. McMahon, M.R. Domestic Negotiations: Chicana Domesticity as a Critical Discourse of US Literature and Culture / M.R. McMahon. - ProQuest, 2007. - 361 p.

123. Mermann-Jozwiak, E. Postmodern Vernaculars: Chicana Literature and Postmodern Rhetoric / E. Mermann-Jozwiak. - Peter Lang Publishing, Inc., New York, 2005.-147 p.

124. Noriega Sánchez, M.R. Challenging Realities: Magic Realism in Contemporary American Women's Fiction / M.R. Noriega Sánchez. - Valéncia : Universität de Valencia, 2002. - 208 p.

125. Notable Latino Writers, V.1-. - Salem Press, 2006. - 1000 p.

126. Oliver-Rotger, M.-A. Battlegrounds and Crossroads: Social and Imaginary Space in Writing by Chicanas / M.-A. Oliver-Rotger. - Amsterdam, New York : Rodopy, 2003.-408 p.

127. Paz, O. The Labyrinth of Solitude / O. Paz. - New York : Grove Press, 1961. -398 p.

128. Pérez-Torres, R. Movements in Chicano Poetry: Against Myths, Against Margins / R. Pérez-Torres. - New York : Cambridge University Press, 1995. - 332 p.

129. Perles Rochel, J.A. The Politics of Identity in Ana Castillo's Sapogonia / J.A. Perles Rochel // Narratives of Resistance: Literature and Ethnicity in the United States and the Caribben / Ed. by A.M. Manzanas Calvo, J. Benito Sánchez. - Cuenca : Univ de Castilla La Mancha, 1999. - P. 209-216.

130. Quintana, A. Ana Castillo's The Mixquiahuala Letters: the Novelist as Ethnographer / A. Quintana // Criticism in The Borderlands: Studies in Chicano Literature, Culture, and Ideology. - Durham : Duke University Press, 1991. - P. 72-83.

131. Rebolledo, T.D. Women Singing In the Snow: a Cultural Analysis of Chicana Literature / T. D. Rebolledo. - Tucson/London : The University of Arizona Press, 1995. -250 p.

132. Rebolledo, T.D. The Chronicles of Panchita Villa and Other Guerrileras: Essays on Chicana/Latina Literature and Criticism / T.D. Rebolledo. - Austin : The University of Texas Press, 2005. - 270 p.

133. Saeta, E. A MELUS Interview: Ana Castillo / E. Saeta // MELUS. - 1997. - Vol. 22, No. 3 (Autumn). - P. 133-149.

134. Saeta, E. Ana Castillo's "Sapogonia": Narrative Point of View as a Study in Perception // Confluencia. - 1994. - Vol. 10, No. 1 (Fall). - P. 67-72.

135. Sandoval, A.M. Toward a Latina Feminism of the Americas: Repression and Resistance in Chicana and Mexicana Literature / A.M. Sandoval. - Austin : University of Texas Press, 2008. - 129 p.

136. Shea, R. «No Silence for This Dreamer: The Stories of Ana Castillo» // Poets & Writers. - 2000. - Vol. 28, No. 2 (March-April). - P. 32-39.

137. Sirias, S. "Rebellion and Tradition in Ana Castillo's So Far from God and Sylvia López-Medina's Cantora," / S. Sirias, R. McGarry // MELUS. - 2000. - Vol. 25, No. 2 (Summer).-P. 83-100.

138. Socolovsky, M. "Borrowed Homes, Homesickness, and Memory in Ana Castillo's Sapogonia," / M. Socolovsky // AZTLAN: A Journal of Chicano Studies. -1999. - Vol. 24, No. 2 (Fall). - P. 73-94.

139. Spaulding, C.R. The Go-Between People / C.R. Spaulding // American Mixed Race: The Culture of Microdiversity / Ed. by N. Zack. - Lanham : Rowman&Littlefield,

1995.- 379 p.

140. Spurgeon, S.L. Western Writers Series: Ana Castillo / Sara L. Spurgeon. - Boise : Boise State University Press, 2004. - 57 p.

141. Spurgeon, S.L. Exploding the Western: Myths of Empire on the Postmodern Frontier / S.L. Spurgeon. - Austin : Texas A&M University Press, 2-005. - 168 p.

142. Stavans, I. "And So Close to the United States" / I. Stavans // Commonweal. -1994.-Vol. 121, No. 1 (January, 14). - P. 37-38.

143. Tatum, Ch.M. Chicano and Chicana Literature: Otra Voz Del Pueblo / Ch.M. Tatum. - Tucson : University of Arizona Press, 2006. - 219 p.

144. The Cambridge History of Latin American Literature. - V. 2. / Ed. by R. Gonzalez Echevarría, En. Pupo-Walker. - Cambridge : Cambridge University Press,

1996.-639 p.

145. The Greenwood Encyclopedia of Multiethnic American Literature. 1. A - C / Ed. by E.S. Nelson. - Greenwood Publishing Group, 2005. - 2483 p.

146. The Encyclopedia of the Novel. - V. 1. - John Wiley & Sons, 2011. - 1216 p.

147. The Encyclopedia of Twentieth-Century Fiction / ed. by B. Shaffer. - Oxford : Wiley-Blackwell, 2010. - 1536 p.

148. Torres, H.A. Conversations with Contemporary Chicana and Chicano Writers / H.A. Torres. - Albuquerque : UNM Press, 2007. - 359 p.

149. Velasco, J. Automitografias: The Border Paradigm and Chicana/o Autobiography //Biography. - 2004. - Vol. 27, No. 2 (Spring). - P.313-338.

150. Viramontes, H.M. Under The Feet of Jesus / H.M. Viramontes. - New York : A Plume Book, 1996. - 180 p.

151. Viramontes, H.M. The Moths and Other Stories / H.M. Viramontes. - Houston, Texas : Arte Publico Press, 1995. - 125 p.

152. Walter, R. The Cultural Politics of Dislocation and Relocation in the Novels of Ana Castillo // MELUS. - 1998. - Vol. 23, No. 1 (Spring). - P. 81-97.

153. Whitson, K.J. Encyclopedia of Feminist Literature / K.J. Whitson. - Westport, Connecticut&London : Greenwood Press, 2004. - 300 p.

154. Who's Who in Contemporary Women's Writing / ed. J. Eldrige Miller. - London: Routledge, 2001.-385 p.

155. Williams, R.L. "The" Columbia Guide to the Latin American Novel Since 1945 / R.L. Williams. - New York : Columbia University Press, 2007. - 392 p.

156. www.anacastillo.com

157. www.findarticle.com

158. www.highbeam.com

159. www.questia.com

160. www.flamenco.ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.