Эволюция взаимоотношений Русской православной церкви и государства в СССР и в постсоветской России: Религиоведческий анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Маслобоев, Николай Константинович

  • Маслобоев, Николай Константинович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 160
Маслобоев, Николай Константинович. Эволюция взаимоотношений Русской православной церкви и государства в СССР и в постсоветской России: Религиоведческий анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2003. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Маслобоев, Николай Константинович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ДИНАМИКА ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СССР.

1.1 От конфронтации Русской православной церкви с Советским государством к поискам способов сосуществования с ним.

1.2 От сотрудничества Русской православной церкви с Советским государством к полному подчинению ему.

Глава II. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ.

2.1 Активное взаимодействие Русской православной церкви и постсоветского Государства в рамках Конституции Российской Федерации.

2.2 Действия Русской православной церкви и постсоветского государства за пределами конституционного поля Российской Федерации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция взаимоотношений Русской православной церкви и государства в СССР и в постсоветской России: Религиоведческий анализ»

Актуальность исследования. В российском обществе постсоветской поры заметно возрос интерес к религии - прежде всего к православию, которое даже в атеистически ориентированное советское время оставалось наиболее влиятельной конфессией. Этот интерес имеет как личностное проявление, так и общественное.

Интерес наших соотечественников, принявших на себя всю тяжесть постсоветского экспериментирования, лишившего большинство из них не только материальных, но и духовных ценностей, питается надеждой на обретение в православии успокоения от тягот повседневной жизни, в которой много беспросветности и опасений за будущее.

А интерес общества и его государственных образований инициируется упованием на то, что с помощью православия, обладающего тысячелетним опытом воздействия на умы и сердца своих приверженцев, удастся преодолеть тот кризис, из которого никак не может выйти постсоветская Россия, и православными духовно-нравственными ценностями заполнить тот вакуум духовности, который ничем другим, достойным великой страны и великого народа, заполнить все еще не удается.

Отсюда стремление российских властей всех уровней войти во взаимодействие со структурами Русской православной церкви (далее РПЦ) и совместно с ними искать решение проблемы духовного возрождения постсоветской России. Чаще всего такое взаимодействие осуществляется в конституционных рамках и с опорой на нормы права -прежде всего на Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», а также с учетом вероисповедных и культовых традиций русского православия. Но нередки случаи и выхода за эти рамки как государственных чиновников, так и церковных деятелей, что деформирует складывающиеся церковно-государственные взаимоотношения, а следовательно, оказываются неполезными как для государства, так и для церкви, поскольку компрометируют их в глазах как светской, так и религиозной общественности.

Чтобы избежать нежелательных издержек этого сложного и противоречивого процесса, не имевшего прецедентов ни в советское время, ни в досоветское, его участникам необходимо разобраться в ситуации и найти оптимальные формы взаимодействия РПЦ с Российским государством, в равной степени устраивающее обе стороны. Помочь им в этом - обязанность отечественных религиоведов и правоведов, призванных использовать и определить те рамки церковно-государственных отношений, которые в полной мере соответствуют и статусу светского государства, каковым Российская Федерация является согласно собственной Конституции 1993 года, и конфессиональным особенностям РПЦ - ее вероисповедным принципам и обрядовой традиции.

Указанное обстоятельство в конечном счете и определило выбор диссертантом темой своей научного исследования религиоведческий анализ эволюции взаимоотношений Русской православной церкви и государства в СССР и в постсоветской России.

Степень разработанности проблемы. Исследуемая проблема представляет собой некое двуединство, обе составляющие которого (церковно-государственные отношения в Советском Союзе и церковно-государственные отношения в постсоветской России) должны анализироваться комплексно. Но по объективной причине (церковно-государственные отношения советского времени существовали более 70 лет, а постсоветского - существуют лишь около 13 лет) взаимосвязь РПЦ с Советским государством исследована значительно полнее, чем ее же взаимоотношения с государственными структурами Российской Федерации.

Различные аспекты взаимоотношений РПЦ с Советским государством так или иначе характеризовали и освещали отечественные и зарубежные авторы светских и богословских публикаций, посвященных анализу места и роли данной конфессии в СССР: М.Н.Бессонов1, А.А.Боголепов2, Е.С.Варичев3, Н.С.Гордиенко4, С.Гордун5, Г.Граббе6, Д.Константинов7, М.С.Корзун8, Н.П.Красников9, П.К.Курочкин10, Н.М.Никольский11, М.П.Новиков12,

Д.В.Поспеловский13, Л.Регельсон14, А.Ф.Тришин15, В.Цыпин16, J. Ellis17.

Затрагивалась эта проблема в справочных изданиях18 и в учебных пособиях по религиоведению и истории религии при характеристике современного русского православия19.

1 Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М., 1990.

2 Боголепов А.А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958.

3 Варичев Е.С. Православная церковь: история и социальная сущность. М.,1982.

4 Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия. (20-80-е годы XX столетия). М., 1984. Его же. Современное русское православие. Л., 1987.

5 Гордун С. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской Патриархии (далее ЖМП). 1993: № 1. С. 39-46. № 2. С. 11-24.

6 Граббе Г. Правда о Русской церкви на родине и за рубежом. Нью- Йорк, 1961.

Константинов Д. Гонимая церковь. (Русская Православная Церковь в СССР). Нью- Йорк, 1967.

8Корзун М.С. Русская православная церковь 1917-1945 гг.: изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения. Минск, 1987.

9 Красников М.П. Русское православие: история и современность. М., 1988.

10 Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971.

11 Никольский H.M. История русской церкви.4-е изд. М., 1988.

12 Новиков М.П. Православие и современность. М., 1965.

13 Поспловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. M., 1995.

14 Регельсон Л. Трагедия Русской церкви 1917-1945. М., 1996.

15 Тришин А.Ф. Русское православие: история, вероучение, культ. Брянск, 2001.

16 Цыпин В. История русской церкви 1917-1997. М., 1997.

17 Ellis J. The Russian Orthodox Church: a Contemporary History. London, 1986.

18 См.: Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1999. Православие: Словарь. М., 1988; Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000.;

Религии народов современной России: Словарь. М., 1999;

Русская Православная Церковь: устройство, положение, деятельность. М., 1958;

Русская Православная Церковь. М., 1980; Хорошего держитесь:

Церковь и религиозные объединения в Российской державе, Советском Союзе и независимых государствах, возникших после его распада. Харьков, 1999; Христианство: Словарь. М., 1994.

19 См.: Гордиенко Н.С. Основы религиоведения: Учебн. пособие. 2-е изд., СПб., 1997; История религий в России: Учебник/ Под общ. ред. H.A. Трофимчука. М., 2001. Гл. П; Основы религиоведения: Учебник / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. М., 1994. Гл. IX; Религии мира: Пособие для учителя / Под ред. Я.И. Щапова. М., 1994. Православие.

Однако как в первом, так и во втором случаях интересующая нас проблема исследовалась и описывалась как бы попутно, а следовательно, недостаточно глубоко и обстоятельно.

Более основательно проанализированы взаимоотношения РПЦ и Советского государства в публикациях, специально посвященных данной проблеме. Это монографические работы Ю.А.Бабинова20, А.И.Браменкова21, О.Ю.Васильевой22, А.И.Введенского23,

П.Н.Дозорцева24, А.Н. Кашеварова25, М.Г.Кириченко26, В.В.Клочкова27, А.Кураева28, В.А.Куроедова29, А.Н.Лещинского30, М.И.Одинцова31, Г.Панкова32, Ю.А.Розенбаума33, В.Русака34, П.Соколовского35, А.А.Федосика36, Т.А.Чумаченко37, И.Шафаревича38,

М.В.Шкаровского39, P.Anderson40, W.Fletcher41, G.Simon42, а также ряд

20 Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: Историям современность. Симферополь, 1991.

21 Барменков А.Н. Свобода совести в СССР. 2-е изд. М., 1986.

22 Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. М., 1999.

23Введенский А.И. Церковь и государство. (Очерки взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 гг.). М., 1923.

24 Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и церкви (Историко-библиографический аспект). М., 1988.

25 Кашеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви 1917-1945 гг. СПб., 1995.

26 Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985.

27 Клочков В.В. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М., 1982.

28 Кураев А. Православие и право. Церковь в светском государстве. М., 1997.

29 Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. 2-е изд., М., 1984.

30 Лещинский А.Н. Время новых подходов: о советских государственно-церковных отношениях. М., 1990.

31 Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М., 1994.

Его же. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. М., 1995.

Его же. Русские патриархи XX века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М„ 1999.

32Панков Г. О политике Советского государства в отношении к Русской православной церкви на рубеже 50-60-х годов // Религия и демократия. М., 1993.

Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. M., 1985.

34 Русак В. (Степанов). Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Ч. 1-3. М„ 1993.

35 Соколовский П. Положение церкви в социалистическом обществе // ЖМП. 1969. № 11.С2.

36 Федосик А.А. Церковь и государство: Критика богословских концепций. Минск, 1988.

37 Чумаченко T.A. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961гг. М., 1999.

38 Шафаревич И. Законодательство о религии в СССР. Париж, 1973.

39 Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство 1943-1964 гг. От перемирия к новой войне. СПб.-М., 1995.

40 Anderson P. People, Church and State in modem Russia. New-York,1944.

41 Fletcher W. Religion and the Soviet foreign Policy,1945-1970.0xford, 1973.

42. Simon J. Church, State and Opposition in the USSR. London, 1974. тематических сборников43.

Правда, при всей содержательности упомянутых публикаций большинству из них присуща одна из двух крайностей, существенно понижающих уровень объективности положений и выводов: советские исследователи характеризуют церковно-государственные отношения своего времени в апологетическом стиле, а зарубежные и постсоветские - в гиперкритическом, что в равной мере неприемлемо с научной точки зрения, требующей неангажированного подхода к объекту исследования.

Что же касается взаимоотношений РПЦ с Российским государством нашего времени, то за краткостью постсоветского периода отечественной истории они должным образом еще не исследованы и не охарактеризованы. В публикациях Н.В.Володиной44, Н.С.Гордиенко45, А.Григат46, Иннокентия (Павлова)47, Кирилла (Гудняева)48, Г.А.Михайлова49, В.Мосс50, М.И.Одинцова51, в немногих сборниках52, а также официальных церковных материалах последнего

43 См.: Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996; Историко-правовые вопросы взаимоотношений государства и церкви в истории России. М., 1988;

Русская православная церковь в советское время (1917-1991).Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. ТТ. 1-2. М., 1995; Русская православная церковь и коммунистическое государство 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996.

Володина Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России (XX век). М., 2000.

45 Гордиенко Н.С. Русская православная церковь в постсоветской России // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии.

Учен, запис. T.V. (Вып.2). СПб., 2000.

46 Григат А. По свежим следам. Как предали конституцию // Религия и право. 1997. №2-3.

47 Иннокентий (Павлов), игумен. Реставрация имперской идеологии и Закон о свободе совести // Религия и право. 1999. №1.

48 Кирилл (Гундяев), митрополит. Возрождение православия и обновление России // ЖМП.1993. № 9.

49 Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России //Религия и право. 1999. № 1.

50 Мосс В. Православная церковь на перепутьи. СПб., 2001.

51 Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. M., 2002.

52 См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М., 1997; Религия и закон. Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных объединений: Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996; Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.

Религия и политика в современной России. М., 1997. десятилетия53 прослежено лишь самое начало процесса становления этих взаимоотношений. Ни их современное состояние, сопоставленное с реалиями советского времени, ни видимые тенденции их дальнейшего развития в постсоветской перспективе пока еще не исследованы отечественными религиоведами, о чем свидетельствует отсутствие научных публикаций по данной проблематике.

Данная диссертация представляет собой первый опыт такого исследования, содержащий целостную религиоведческую характеристику церковно-государственных отношений советского времени и их трансформации во взаимоотношения постсоветского периода истории русского православия с одновременным выявлением степени влияния этого процесса на прошлое, настоящее и будущее Русской православной церкви как древнейшей и влиятельнейшей конфессии из числа существующих в нашей стране.

Цель и задачи исследования. Цель выполненного диссертационного исследования - получить адекватное представление о том, какими были взаимоотношения РПЦ с Советским государством, как они трансформировались во взаимоотношения с государством Российским и как эта трансформация сказалась на современном состоянии русского православия.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

- выявлялись причины и обстоятельства установления новых для РПЦ отношений со светским государством, руководствовавшимся антирелигиозной идеологией и занимавшим антицерковные позиции;

- исследовались различные этапы взаимоотношений РПЦ с Советским государством: от взаимной конфронтации к вынужденному

53 См.: Алексий П, патриарх. Церковь и духовное возрождение России.

Слова, речи, послания, обращения. Т. 1-2. М., 1999, 2000; Архиерейский Собор Русской

Православной Церкви 1994. Документы. Доклады. М., 1995; Архиерейский Собор Русской

Православной Церкви 1997. Документы. Доклады //ЖМП. 1997. № 3,4;

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.,2000.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000. М., 2000. примирению, завершившемуся полным подчинением церкви государственном диктату;

- анализировались формы и методы перехода РПЦ от # просоветской ориентации к антисоветской;

- изучались основные направления взаимодействия РПЦ с Российским государством и влияние этого взаимодействия на современное состояние русского православия;

- изыскивались возможности для прогнозирования дальнейшего развития взаимоотношений РПЦ с государственными структурами Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили: а) философский подход к государственно-церковным отношениям ^ как к динамичной системе, претерпевающей трансформацию под воздействием социальных, политических и идеологических факторов, которые должны рассматриваться в их диалектическом единстве и с религиоведческих позиций; б) принцип историзма, требующий конкретно-исторического подхода к установлению причин и обстоятельств становления и развития церковно-государственных отношений как в Советском Союзе, так и в постсоветской России, а также выявления последствий этих

Ф отношений - в частности, их влияния на состояние русского православия послереволюционного периода его истории; в) отдание предпочтения документальным источникам информации о прошлых и настоящих взаимоотношениях РПЦ с государственными структурами как советского времени, так и постсоветского.

Научная новизна исследования состоит в том, что диссертант первым из отечественных религиоведов:

- осуществил всесторонний религиоведческий анализ ® взаимоотношений РПЦ и государства в постсоветской России;

- философски сопоставил их с теми взаимоотношениями, что существовали в Советском Союзе, и выявил наличие в тех и других как общих черт, так и специфических особенностей;

- теоретически обосновал вывод о решающем влиянии перемен во взаимоотношениях РПЦ с советским и постсоветским государствами на эволюцию современного русского православия;

- спрогнозировал наиболее вероятные варианты развития церковно-государственных отношений в современной России как на ближайшую перспективу, так и на отдаленную. Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в том, что оно создает методологическую базу не только для дальнейшего изучения нынешнего состояния взаимоотношений РПЦ и Российского государства, но и для научного прогнозирования их дальнейшего развития, что поможет обеим сторонам данного процесса действовать в обоюдных интересах, а религиоведам даст возможность более адекватно отражать эти взаимоотношения при анализе теории и практики современного русского православия.

Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что содержащиеся в нем факты, обобщения и выводы могут быть использованы в вузовских курсах религиоведения, истории религии, а также в спецкурсах по судебному религиоведению, церковно-государственным отношениям, истории православия в России.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях автора на Международных научно-практических конференциях «Царскосельские чтения» (г. Пушкин, 2001-2003 гг.), а также в научных публикациях.

Диссертация обсуждена на кафедре философии и социологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина и рекомендована к защите.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Маслобоев, Николай Константинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религиоведческий анализ взаимоотношений Русской православной церкви с государственными структурами Советского Союза и Российской Федерации позволяет сделать ряд выводов относительно тех перемен в русском православии, которые произошли в данной конфессии как в советское время, так и в постсоветское. Приведем лишь наиболее значимые из них, не повторяя выводы, завершающие обе главы данной диссертации.

Поскольку проанализированные отношения складывались в одной стране, но в разных социально-политических системах, они имеют как общие черты, так и принципиальные различия, что весьма существенно повлияло на прошлое и настоящее Русской православной церкви послереволюционного периода ее истории, обусловив противоречивый характер эволюции современного русского православия.

Начнем с характеристики общих черт, которые весьма многочисленны.

1. Лишившись в Советском Союзе статуса государственной церкви, РПЦ не восстановила его и в Российской Федерации. Если верить неоднократным заявлениям руководства Московского патриархата, оно считает такое восстановление нежелательным для РПЦ, поскольку упомянутый статус ставил церковь синодальной поры в полную зависимость от государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. Как в советское время, так и в постсоветское РПЦ пришлось и приходится считаться с конституционным принципом свободы совести. Правда, советским государством этот принцип лишь декларировался, но не реализовывался. Более того, он почти открыто попирался в ущерб не только РПЦ, но и другим конфессиям, функционировавшим в СССР. В настоящее время его чаще соблюдают, чем нарушают, причем как соблюдение, так и нарушения носят обоюдный характер и совершаются чаще всего в интересах РПЦ, а не государства.

3. Как в Советском Союзе, так и в Российской Федерации РПЦ лишена религиозной монополии и уравнена в правах с другими конфессиями и деноминациями, легально действующими в стране. Правда, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» РПЦ отнесена вразрез с Конституцией РФ к четверке «традиционных религий» и объявлена «уважаемой», но за рамки конституционного признания равенства всех религиозных объединений перед законом она все же не вынесена.

4. Как Советский Союз, так и Российская Федерация — светские государства, в которых РПЦ не могла и не может занять доминирующее положение, а ее вероучение не стало и не может стать государственной идеологией, обязательной для всех граждан РФ. В советское время это не могло произойти из-за того, что тогда государственной идеологией был марксизм-ленинизм, а в постсоветское потому, что, согласно Конституции РФ, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13.2).

5. Как в советское время, так и в постсоветское среди приверженцев и членов РПЦ не было, и нет единодушия в оценке официального состояния государственно-церковных отношений и роли руководства Московского патриархата в этих отношениях. В СССР диссидентствовавшие иерархи и священники, не говоря уже о мирянах, критиковали официальные инстанции РПЦ за компрометировавшее церковь пресмыкательство перед властью атеистов. Сейчас они критикуют эти же инстанции, не заменившие в своем составе ни одного скомпрометировавшего себя ответственного сотрудника, за то, что они не устыдились ранее содеянного, не подали в отставку и по-прежнему служат не столько церкви, сколько властям предержащим, нередко преследуя при этом чисто меркантильные цели.

Признавая наличие в церковных и околоцерковных кругах таких диссидентов (и одновременно констатируя невосприимчивость руководства РПЦ к их критике), патриарх Алексий П заявил в своем выступлении на епархиальном собрании духовенства г. Москвы: «В последнее время активизировались силы, которые пытаются выставить напоказ наши недостатки, к тому же в преувеличенном виде, чтобы тем самым дискредитировать нашу Церковь. Для нас это не ново. В недавней истории мы пережили и клевету, и оплевание, и бичевание. Если эти силы ждут от нас самооплевания и самобичевания, то этого не будет. Было в Церкви, есть и будет покаяние в грехах, которое означает не отрицание своего достоинства, а очищение потемненного грехом образа Божия»1.

6. В советское время богословы Московского патриархата стремились адаптировать русское православие к новой социальной реальности. То же самое делают они и сейчас. Только в прошлом они пытались придать православию черты «коммунистического христианства»2, а в настоящее время надеются трансформировать его в духе постсоветского капитализма, Результаты, скорее всего, будут одинаковыми, поскольку традиционное русское православие - плоть от плоти феодализма и иным оно стать не может.

Однако различий все же больше, и они весьма существенны. Важнейшими из них нам кажутся следующие.

1. Советская власть воспринимала РПЦ (как и все остальные религии, имевшиеся в СССР) не просто как «пережиток прошлого», обреченный на исчезновение в обозримом будущем, но и как своего

1 ЖМП. 1997. №1. С. 26.

2 См.: Копаница М.М. Критика концепции «коммунистического христианства» современного русского православия. Харьков, 1971.

См.: Основы социальной концепции Русской православной церкви. М., 2000. идейного противника, мешающего продвижению общества к социализму и коммунизму и потому подлежащего искоренению.

Власти же современной России видят в РПЦ своего союзника (вернее соратника), с помощью которого они надеются вывести страну из того состояния духовного кризиса и моральной деградации, в котором оно, по признанию самих соратников-союзников, сейчас находится и выход из которого видится им на путях всеобщего воцерковления.

2. Убедившись в том, что от РПЦ невозможно избавиться ни посредством репрессий, ни при помощи всевозможных антицерковных пропагандистских акций, Советское государство взяло курс на минимализацию ее деятельности: сокращало число действующих храмов, снимало с регистрации приходские общины, под разными предлогами ликвидировало монастыри, закрывало церковные учебные заведения и.т.п. Пиком такой минимализации был 1939 год, когда в СССР осталось чуть более 100 действующих православных храмов4, а прочие компоненты традиционной структуры РПЦ (монастыри, духовные семинарии и академии, епархиальные управления и пр.) вообще прекратили свое существование.

Государственная власть постсоветской России создала РПЦ самые благоприятные условия для возрождения всех традиционных для нее форм церковной жизни. Это привело к тому, что всего лишь за 10-12 лет число епархий Московского патриархата удвоилось по сравнению с дореволюционным временем, количество архиереев достигло дореволюционного уровня, а число митрополитов возросло в 7 (!) раз. К дореволюционному уровню приближается количество открывшихся монастырей и церковных учебных заведений всех модификаций. Поэтому у патриарха Алексия II были основания для того, чтобы призвать подведомственное ему московское духовенство к

4 Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1942-1961 гг. М., 1999. С. 10. установлению добрых отношений с государственными чиновниками»5. Последние именно такого отношения к себе вполне достойны.

3. В советское время деятельность РПЦ была ограничена совершением храмовых богослужений и треб (крещений, бракосочетаний, отпеваний, поминовений и т.п.), а также обслуживанием чисто государственных интересов, преимущественно внешнеполитических. Именно за такое обслуживание ответственные сотрудники Московского патриархата удостаивались приглашений на правительственные приемы, получали государственные награды (ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов)6, от которых ни один из них в постсоветское время не отказался, к негодованию церковных диссидентов.

Современные власти предоставили РПЦ возможность заниматься помимо богослужебно-ритуальных деяний и другими формами деятельности, традиционными для нее: благотворительностью, религиозным образованием и просвещением, делами милосердия, обслуживанием военных и заключенных, предпринимательством и коммерцией, культурно-просветительской работой и т.п. Это существенно повысило ее престиж в глазах россиян и степень ее воздействия на различные сферы государственной и общественной жизни.

4. В Советском Союзе РПЦ вынуждена была в лице не только высокопоставленных иерархов, но и рядовых священников раболепствовать перед центральной и местной властью, безоговорочно повиноваться ей и как милостыню получать от нее то, что полагалось по закону.

С современными государственными структурами Российской

5 ЖМП. 2002. №1. С. 38.

6 Последняя из этих наград - орден Дружбы народов был вручен ответственному секретарю Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата А.С. Буеновскому почти накануне крушения советской власти (См.: ЖМП. 1990. №11. С. 13.)

Федерации руководство РПЦ и ответственные сотрудники Московского патриархата общаются на равных, ведут с ними конструктивный диалог, а порой даже диктуют им свои условия. Дело доходит до того, что ф церковь открыто угрожает государству в своих «Основах социальной концепции» возможным применением по отношению к нему активных мер противодействия вплоть до призыва верующих к участию в акциях гражданского неповиновения, о чем раньше РПЦ и думать не могла.

5. В советское время руководство Московского патриархата никогда не ставило перед властью вопрос о получении себе каких-либо преимуществ по сравнению с другими конфессиями и деноминациями, которых было около 60 и все они находились в таком же подневольном состоянии, как и РПЦ.

Сейчас РПЦ уже не довольствуется внеконституционной ролью «уважаемой», «традиционной» религии, а добивается от общества и государства, которое устами президента В.В. Путина объявило, что пересмотр ныне действующей Конституции РФ не предвидится в обозримом будущем, статуса религии «господствующей», а к остальным религиозным объединениям (особенно новообразовавшимся) предлагает применять всевозможные меры ограничения и запрещения.7

6. При советской власти иерархи и священники РПЦ даже помыслить не смели о нарушении законов, определявших характер и сферы деятельности религиозных объединений, так как твердо знали, что такое нарушение непременно повлечет за собой наказание, притом максимальное. Сама власть эти законы нарушала с легкостью и исключительно в свою пользу, а религиозным объединениям, в том числе РПЦ, во вред.

В настоящее время руководство Московского патриархата довольно часто идет на такие нарушения при нейтральном, а то и

• благожелательном отношении к ним государственных структур, которые *

7 См.: Основы социальной концепции РПЦ (Ш.8.р); ЖМП. 2002. № 1. С. 43. и сами подают РПЦ дурной пример — нарушают собственные законы в ее пользу.

7. В СССР под влиянием советской действительности и при активном воздействии коммунистической пропаганды, атеистической по своей направленности, не только государственные структуры, но и значительная часть общественности гиперкритически относились к РПЦ и не оказывали ей ни материальной, ни моральной поддержки.

В Российской Федерации и государственная власть, и общественное мнение имеют явно выраженную проправославную ориентацию, свято. верят в государствообразующую и культурообразующую роль русского православия и всячески поддерживают РПЦ экономически, политически и морально, связывая с нею далеко идущие надежды, в том числе и практически несбыточные.

Все это вместе взятое привело РПЦ в такое состояние, которое существенно отличает ее от того прозябания, в каком она находилась в советское время. Не имеет оно прецедентов и в досоветском бытии данной конфессии, а следовательно, реставрация каких-то элементов этого бытия, если она, конечно, произойдет, не в интересах РПЦ.

Это состояние еще находится в динамике и пока до конца не определилось. Тем не мене уже сейчас оно может быть определено как эволюция, превращающая русское православие из «пережитка прошлого» в нормальную форму духовности, предпочтительную для всевозрастающей части граждан современной России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Маслобоев, Николай Константинович, 2003 год

1. Александр (Тимофеев), архиепископ. Русская Православная Церковь в новых исторических условиях // Журнал Московской Патриархии (далее ЖМП), №11. С. 4-7.

2. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.

3. Алексий (Симанский), патриарх. Слова. Речи. Послания. Т. 1-4. М., 1948 -1963.

4. Алексий (Ридигер), митрополит. Выступление на II съезде народных депутатов СССР //ЖМП. 1990. № 3. С.12-13.

5. Алексий (Ридигер), митрополит. Русская Православная Церковь и проблемы разоружения // ЖМП. 1984. № 4. С.38-39.

6. Алексий П (Ридигер), патриарх. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. Т. 1-2. М., 1999,2000.

7. Амосов Н.К. Октябрьская революция и церковь. М., 1939.

8. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1990 // ЖМП. 1991. №2.

9. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994.

10. Документы. Доклады. М., 1995.

11. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 // ЖМП. 1997. № 3,4.

12. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991.

13. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. 2-е изд. М., 1986.

14. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М., 1990.

15. Боголепов А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958.

16. Буевский А. Церковная реформа Петра Первого // ЖМП. 1985. №11. С. 91-105.

17. Валентинов А. Религия и церковь в СССР. М., 1960.

18. Варичев Е.С. Православная церковь: история и социальная сущность. М., 1982.

19. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. М., 1999.

20. Введенский А.И. Церковь и государство (Очерки взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 гг.). М., 1923.

21. Владимир (Сабодан), митрополит.О современном состоянии Русской Православной Церкви после принятия нового устава // ЖМП. 1990. №2. С. 8-14.

22. Володина Н.В. Конституционно-правовые основы государственно-церковных отношений в России (XX век). М., 2000.

23. Вопросы свободы совести в практике Уполномоченного по правам человека в РФ // Религия и право. 2002. № 1. С. 11-14.

24. Георгий ( Эделыптейн), священник. Из записок сельского священника // Религия и демократия. М., 1993. С. 282-314.

25. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия. (20-80-е годы XX столетия). М., 1984.

26. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.

27. Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Обреченные: О русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988.

28. Гордиенко Н.С. Русская православная церковь в постсоветской России //Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии: Учен. зап. T.V. (Вып.2). СПб., 2000.

29. Гордун С. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год //ЖМП. 1993. № 1. С. 39-46; № 2. С. 11-24.

30. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 1996.

31. Граббе Г. Правда о Русской церкви на родине и за рубежом.I1. Нью- Йорк, 1961.

32. Григат А. По свежим следам. Как предали конституцию. //Религия и право. 1997. №2-3. С.20-26.

33. Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и церкви (Историко-библиографический аспект). М., 1988.

34. Ежегодное епархиальное собрание города Москвы //ЖМП. 2002. № 1.С. 28-49

35. Ерофеев К.Б. Сборник нормативно-правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях. СПб., 1999.

36. Заболотский Н. Русская православная церковь в новых социальных условиях// ЖМП. 1967. №7. С. 33-38.

37. Заболотский Н. К 60-летию социалистической Отчизны // ЖМП, 1977, № 11, с.38-41.

38. Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов. 2-е изд. М., 1971.

39. Законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях: Сборник нормативных актов. М., 2000.

40. Защита прав человека: Сборник документов 1998-2000. М., 2001.

41. Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии: Сборник. М., 1995.

42. Иннокентий (Павлов), игумен. Реставрация имперской идеологии и Закон о свободе совести // Религия и право. 1999. №1. С. 14-16.

43. Иоанн (Вендланд), митрополит. Во имя справедливого мира и лучшей жизни // ЖМП. 1970 №4. С. 41 -45.

44. Историко-правовые вопросы взаимоотношений государства и церкви в истории России. М., 1988.

45. История православия в России: люди, факты, источники. СПб., 1996.

46. История религий в России: Учебник. М., 2001.

47. История Русской православной церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. T.I. 1917-1970. СПб., 1997.

48. Кирилл (Гундяев), архиепископ. Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки // ЖМП. 1990. № 2. С.32-38.

49. Кирилл (Гундяев), митрополит. Возрождение православия и обновление России // ЖМП .1993. № 9. С. 10-15.

50. Кирилл (Гундяев), митрополит. История России неотделима отистории Православной Церкви // Религия и закон. 2002. № 1. С.8-10.

51. Коневский К. Правовой и фактический статус традиционных конфессий в Российской Федерации // Религия и право.2002 № 1. С.30-32.

52. Кашеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви 1917-1945 гг. СПб., 1995.

53. Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985.

54. Клочков В.В. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М., 1982.

55. Константинов Д. Гонимая церковь. (Русская православная церковь в СССР). Нью-Йорк, 1967.

56. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

57. Конституция Российской Федерации. Коментарий. М., 1997.

58. Корзун М.С. Русская православная церковь 1917-1945 гг.: изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения. Минск, 1987.

59. Красников М.П. Русское православие: история и современность. М., 1988.

60. Круглов А.А., Корзун М.С. Православие. Краткий словарь -справочник. Минск, 2002.

61. Кураев А. Православие и право. Церковь в светском государстве. М., 1997.

62. Кураев А. Школьное богословие. СПб., 2000.

63. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве.2.е изд., М., 1984.

64. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971.

65. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996.

66. Лещинский А.Н. Время новых подходов: о советских государственноцерковных отношениях. М., 1990.

67. Лупарев Г. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм? // Религия и право. 2002. № 2. 4-6.

68. Львовский церковный собор. Документы и материалы. 1946-1981.М., 1982.

69. Мень А., священник. Религия, культ личности и секулярное государство (Заметки историка религии) // На пути к свободе совести. М., 1989. С.88-111.

70. Мигович И.И., Трофимчук Н.А. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления. М., 1990.

71. Михаил (Мудьюгин), архиепископ. Русская православная церковность. Вторая половина XX века. М., 1995.

72. Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России //Религия и право. 1999. № 1. С. 3-5.

73. Московский патриархат. 1917-1977 гг. М., 1978.

74. Мосс В. Православная церковь на перепутьи. СПб., 2001.

75. Нежный А. Митрополит Филарет как зеркало Московской Патриархии // Религия и демократия. М., 1993. С. 258-263.

76. Нежный А. Допрос патриарха. М., 1997.

77. Никодим (Ротов), митрополит.Сотрудничество крещенных и нехристиан в совместном служении благу человечества //1. ЖМП. 1970. №3. С. 74-79.

78. Николай (Ярушевич), митрополит. Слова, речи, послания. Т. 1-4. М., 1947-1957.

79. Никольский Н.М. История русской церкви. 4-е изд. М., 1988.

80. Новиков М.П. Православие и современность. М., 1965.

81. Новиков М.П. Тупики православного модернизма (Критический анализ богословия XX века). М., 1979.

82. Новик В., игумен. Социальное учение Православной церкви // Религия и право. 2000. № 5. С.4-7.

83. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М., 1994.

84. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995.

85. Одинцов М.И. Русские патриархи XX века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999.

86. Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.

87. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. 2-е изд. М., 1981.

88. О свободе совести и о религиозных объединениях. Федеральный закон. М., 2000.

89. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Церковь и мир. М., 2000.

90. Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902.

91. Панков Г. О политике Советского государства в отношении к Русской православной церкви на рубеже 50-60-х годов //Религия и Демократия.

92. Патриарх Сергий и его духовное наследие. М., 1947.

93. Парийский Л. Мир и справедливость основы общественной жизни1. ЖМП. 1970. № 3. С. 41-43.

94. Пимен (Извеков), патриарх. Доклад на торжественном заседании, посвященном 60-летию восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви // ЖМП. 1978. № 8. С. 3-31.

95. Пимен (Извеков), патриарх. Слова, речи, послания, обращения. Т. 1-2. М., 1977, 1985.

96. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах: Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской революции и гражданской войны.1. Л., 1987.

97. Полосин В. Миф, религия и государство. М., 1998.

98. Полосин В. Государство и религиозные объединения в современной России // Наука и религия. 1992. № 8. С.2-5.

99. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971. Документы. Материалы. Хроника. М., 1972.

100. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988. Материалы. М., 1990.

101. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990. Материалы // ЖМП. 1990. № 8.

102. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

103. Правда о религии в России. М., 1942.

104. Православие в истории России. М., 1988.

105. Православие и современность (философско социологический анализ). Киев, 1988.

106. Православная энциклопедия. Русская православная церковь. М., 2000.

107. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». М., 2002.

108. Пчелинцев С. Свобода совести и вероисповедания в условиях военного положения // Религия и право. 2002. № 2. С. 7-8.

109. Регельсон Л. Трагедия Русской церкви 1917-1945. М., 1996.

110. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994.

111. Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.

112. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. М., 2001.

113. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения В России. М., 1997.

114. Религия и закон. Конституционно правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций. Сборник правовых актов с комментариями. М., 1996.

115. Религия и закон. Конституционно правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии. М., 2002.

116. Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.

117. Религия и политика в современной России. М., 1997.

118. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник 2-е изд. М., 1997.

119. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985.:

120. Русак В. (Степанов). Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе. Ч. 1-3. М., 1993.

121. Русская Православная Церковь. М., 1980.

122. Русская Православная Церковь: устройство, положение, деятельность. М., 1958.

123. Русская православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. Т. 1-2. М., 1995.

124. Русская православная церковь за границей 1918-1968. Нью-Йорк, 1968.

125. Русская православная церковь и Великая Отечественная война: Сборник церковных документов. М., 1943.

126. Русская православная церковь и коммунистическое государство 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996.

127. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

128. Савельев С. Бог и комиссары ( к истории комиссии по отделению Церкви от Государства при ЦК ВКП(б)- антирелигиозной комиссии // Религия и Демократия. М., 1993. С. 184-216.

129. Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994.

130. Свобода совести и государственно-церковные отношения в

131. Российской Федерации. Документы и материалы. М., 1998.

132. Священный собор православной Российской церкви. Деяния.1. Т. 1-10, М.,-Пг., 1918.

133. Симон (Новиков), архиепископ. Святейший патриарх Тихон и егослужение Русской Церкви // ЖМП. 1990. № 4. С. 63-66.

134. Соколовский П., протоиерей. Христианство в революции //ЖМП. 1967. №9. С. 34-40.

135. Соколовский П. Положение церкви в социалистическом обществе //ЖМП. 1969. №11. С. 59-60.

136. Соколовский П. Богословие примирения // ЖМП. 1970. № 2. С. 55-57.

137. Тришин А.Ф. Русское православие: история, вероучение, культ. Брянск, 2001.

138. Троицкий Г. Русская православная церковь в1917-1967гг. //ЖМП. 1967. № 11. С.38-45.

139. Социальное служение христиан и богословие // ЖМП. 1969. №11. С.36-39.

140. Троицкий Г. Отношение государства к церкви по воззрениям наиболее видных наших писателей и общественных деятелей. М., 1909.

141. Федосик А.А. Церковь и государство: Критика богословских концепций. Минск, 1988.

142. Филарет (Вахромеев), митрополит. Межправославные отношения и экуменическое движение на современном этапе1. ЖМП. 1990. № 2. С. 15-24.

143. Филарет (Денисенко), митрополит. Патриаршество в

144. Русской Православной Церкви //ЖМП. 1990. №4. С. 15-27.

145. Филатов С.Б. Нужна ли нам внутренняя заграница? // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 264-273.

146. Хилл К. Православная церковь и плюралистическое общество // Религия и демократия. М., 1993. С.558-575.

147. Цыпин В. История Русской Церкви 1917-1997. М., 1997.

148. Цыпин В. «Декларация» 1927 года // ЖМП. 1994. № 5. С.107-118.

149. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие.1941-1961 гг. М., 1999.

150. Шабатин И. Русская православная церковь 1917-1967 гг. // ЖМП. 1967. № Ю. С. 32-46.

151. Шафаревич И. Законодательство о религии в СССР. Париж, 1973.

152. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство 1943-1964 гт.

153. От перемирия к новой войне. СПб.-М., 1995.

154. Шмеман А. Исторический путь Православия. Париж, 1985.

155. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000. М., 2000.

156. Якунин Г., священник. В служении культу (Московская Патриархия и культ личности Сталина) // На пути к свободе совести. М., 1989.1. С. 172-206.

157. Alexeev W. Russian Orthodox Bishops in Soviet Union, 1944-1953. New-York,1954.

158. Anderson P. People, Church and State in modern Russia. New-Yorkl944.

159. Bourdeaux M. Patriarch and Prophets. Persecution or the Russian Orthodox Church today. London, 1969.

160. Casey R. P. Religion in Russia. New-York, 1946.

161. Conguest P. Religion in USSR. New-York, 1968.

162. Curties J. S. The Russian Church and the Soviet State 1917-1950. Boston, 1953.

163. Ellis J. The Russian Orthodox Church: a Contemporary History. London, 1986.

164. Fletcher W. Religion and the Soviet foreign Policy, 1945-1970.1. Oxford, 1973.

165. Grabbe G. The Canonical and Legal Position of the Moscow Patriarchate. Jerusalem, 1971.

166. History of the Russian Church abroad. New-York, 1972.

167. Meyendorff J. The Orthodox Church. New-York, 1962.

168. Prokurat M. Historical Dictionary of the Orthodox Church. Lanham, 1996.

169. Simon J. Church, State and Opposition in the USSR. London, 1974.

170. Struve N. Christians in Contemporary Russia. New-York, 1946.

171. Historical Dictionary of the Orthodox Church. Lanham, 1996.

172. Ware K. The Orthodox Church. New-York, 1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.