Еврейская периодическая печать Российской Империи в начале XX в. как источник изучения национально-религиозной идентификации и социально-политического мировоззрения еврейства тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.09, кандидат исторических наук Печенин, Илья Викторович

Диссертация и автореферат на тему «Еврейская периодическая печать Российской Империи в начале XX в. как источник изучения национально-религиозной идентификации и социально-политического мировоззрения еврейства». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 473869
Год: 
2013
Автор научной работы: 
Печенин, Илья Викторович
Ученая cтепень: 
кандидат исторических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
07.00.09
Специальность: 
Историография, источниковедение и методы исторического исследования
Количество cтраниц: 
304

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Печенин, Илья Викторович

Введение.С. 3-20.

Глава 1. Общая характеристика еврейской печати в Российской империи на рубеже XIX -XX вв.С. 21-130.

1.1. Влияние социально-политических и языковых факторов на развитие еврейской печати в России.С. 21-49.

1.2. Структура еврейской периодики.С. 49-89.

1.3. Комплекты дореволюционных еврейских периодических изданий.С. 90-130.

Глава 2. Отражение в еврейской периодике особенностей еврейской идентичности.С.131-176.

2.1. Основные концепции еврейской идентичности конца XIX - начала XX вв.,.С. 131-148.

2.2. Методика и методология работы с периодическими изданиями.С. 149-156.

2.3. Отражение в еврейской прессе национально-религиозной идентичности российского еврейства.С. 157-175.

Глава 3. Социально-политическая идентичность российского еврейства и еврейская пресса.С.176-257.

3.1. Социально-экономическое положение евреев в Российской империи и распространенность еврейской периодики.С. 176-220.

3.2. Еврейская партийная пресса.С. 221-250.

3.3. Распространенность еврейской партийность прессы.С.251-257.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Еврейская периодическая печать Российской Империи в начале XX в. как источник изучения национально-религиозной идентификации и социально-политического мировоззрения еврейства"

В настоящее время в отечественном источниковедении большое внимание уделяется изучению такого важного и интересного исторического источника, как российская периодическая печать конца XIX - начала XX веков. Она содержит большой информационный потенциал, еще не изученный в полной мере, но предоставляющий исследователям обширное поле для изучения. По замечанию источниковедов, в это время «происходила социально-политическая дифференциация органов печати., специализация печати с точки зрения ее проблематики (развитие отраслевой периодики)»1.

При изучении прессы в отечественном источниковедении, начиная с 19701980-х годов, применяется системный подход: рассматриваются не отдельные издания, а целые комплексы органов печати, близкие друг к другу по целому ряду характеристик. Особенно продуктивен такой подход при исследовании местной, национальной и региональной печати2. В литературе можно встретить утверждения о том, что «.неправомерно судить об общем процессе развития всей печати, рассмотрев, например, лишь какой-либо типологический отряд ее, точно так же как неправомерно делать выводы о становлении национальной прессы целого народа, изучив эволюцию одной, пусть даже основной газеты»3. Необходимо целостно рассматривать комплексы национальной печати.

Большое количество исследований посвящено национальной периодике того или иного народа, проживавшего на территории Российской империи, а также региональной прессе, о чем свидетельствует следующая библиография4. «С начала

1 Архангельская И.Д., Воронкова C.B., Воронцова Е.А., Орлова Е.В. Периодическая печать России начала XX века. М., 1992. С. 7.

2 Есин Б.И. Проблемы методологии и методики изучения местной дореволюционной печати // Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. Ростов н/Д., 1983. С. 32.

3 Корнилов Е.А. Историзм как принцип научного познания журналистики // Там же. С. 8.

4 Арешян С.Г. Армянская печать и царская цензура. Ереван, 1957; Субханбердина У. Казахская дореволюционная периодическая печать и художественная литература (конца XIX - XX в.). Автореф. канд. 3

70-х гг. системный подход стал проникать в теорию и историю журналистики. Система печати (всей страны, ее отдельных регионов), взятая в определенные исторические отрезки времени, становится одной из важнейших категорий в журналистике. Это со всей очевидностью доказывают работы историко-теоретического характера А.Ф. Бережного, Б.И. Есина, А.З. Окорокова и других авторов, в которых сам метод системного подхода хотя и не разрабатывается дис. Алма-Ата, 1964; Каупуж A.B. О царском цензурном «шлагбауме» в Варшаве второй половины XIX в. // Взаимосвязи славянских литератур. Сб. ст., Л., 1966. С. 152-155; Хоруев Ю.В. 109 голосов. Справочник периодических изданий на Тереке (1863-1917 гг.), Орджоникидзе, 1966; Ермолинский Л.Л. Сибирская печать и царская цензура (1875-1886 гг.) // Труды Иркутского университета, 52. Серия журналистики, 1. 1967. С. 32-44; Трубецкой Б.А. Из истории периодической печати Бессарабии 1854-1916 гг. Кишинев, 1968; Сквирская Л.М. Краткий очерк истории журналистики на Дальнем Востоке в XIX - начале XX века. Владивосток, 1971; Агафонов А.И. Донская периодическая печать XIX — начала XX в. как исторический источник // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. № 2. Ростов и/Д., 1973. С. 20-26; Ватейшвили Дж.Л. Русская общественная мысль и печать на Кавказе в первой трети XIX в. М., 1973; Даревская Е.М. Русская периодическая печать в дореволюционной Монголии // Сибирский исторический сборник. Вып. I. Иркутск, 1973. С. 42-63; Из истории казанской прессы / Под рук. Ф.И.Азгамова. Казань, 1977; Сургуладзе А. Очерки по истории грузинской культуры XIX в. Тбилиси, 1980; Булацев Х.С. Пионеры провинциальной печати. М., 1981; Местная и национальная печать: вопросы истории, методологии [Сб. ст.]./ Отв. ред. Г.Э. Кучерова. Ростов н/Д., 1983; Становление и развитие местной печати России. Отв. ред. Г.В.Антюхин. Воронеж, 1985; Ахмедов Д.Н.Национальная печать Северного Кавказа. 1917-1937 гг. Махачкала, 1987; Бабаханов М. Из истории периодической печати Туркестана. Душанбе, 1987; Тютюнина Е.С. Ставропольская печать второй половины XIX века об истории и аграрных отношениях в Кабарде и Балкарии // Источники и историография аграрной истории Северного Кавказа. Ставрополь, 1988; Куклина Е.А. Летопись сибирской периодики 1857 -1916 гг.// Традиции и тенденции развития литературной критики Сибири. Новосибирск, 1989; Зейналов А.А.Проблема взаимоотношений азербайджанской литературы и печати с цензурой (1850-1905): Автореф. док. дис. Баку, 1990; Станько А.И. Журналистика Дона и Северного Кавказа (допролетарский период). Ростов н/Д., 1990; Казанская периодическая печать XIX - начала XX века. Казань, 1991; Коваль Д.В. Молдавская демократическая печать XIX-XX вв. Кишинев, 1991; Горшков Н.П. Журнал «Мир Ислама» и пресса российских мусульман в начале XX в. // Россия и Восток. Проблемы взаимодействия. Ч. 2., М., 1993. С. 262264; Пашаева Н.М. Журнал «Украинская жизнь» // Библиотека и история. Вып. 3. M., 1994. С. 81-101; Еремеева А.Н. Из истории периодической печати дореволюционной Кубани // Историко-археологический альманах. Вып. I. Армавир-М., 1995. С. 191-192; Таказов В.Д. Журналистика и литературный процесс в Осетии (вторая половина XIX - начало XX в.). Спб., 1998; Якимов О.Д. Очерки истории печати Якутии: о формирования предпосылок для возникновения печати до Февраля 1917 г. М., 1998; Миханев А.П. Периодическая печать Красноярска в общественно-политической жизни Енисейский губернии второй половины XIX - начала XX в. Автореф. канд. дис. Красноярск, 1998; Санникова М.И. Становление и развитие русской книжной культуры в Западном Забайкалье в XVII - нач. XX в. Иркутск, 1999; Г'айванов P.P. Татарская периодическая печать начала XX века (1905-1924). Казань, 2000; Гридяева M.B. Издано на Сахалине // Вестник сахалинского музея: Ежегодник сахалинского областного краеведческого музея. № 7. Южно-Сахалинск , 2000, с.166-174; Кузбеков Ф.Т. Становление СМИ Башкортостана и развитие этнической культуры башкир (XIX в.-1930-е гг.): Автореф. док. дис. СПб., 2001; Мишанин Ю.А. Этнокультура мордвы в журналистике России XIX - нач. XX вв. Саранск, 2001; Мусаев В.И. Политическая история Ингерманландии в конце XIX-XX вв. СПб., 2001; Аракелян Ф.А. Иноэтническая пресса в России. По материалам армянской печати, Спб, 2004; Ахмедов Д., Камалов А. Столетие дагестанской прессы, (история возникновения, становления и развития журналистики Страны гор). Махачкала, 2006; Невская Т.А. Периодическая печать Северного Кавказа XIX- начала XX вв. об истории и культуре региона // Периодическая печать как источник интеллектуальной истории. Пятигорск, 2006, с. 58-63; Бичанина З.И. Немецкая тема (социокультурный аспект) на страницах Саратовской прессы в начале XX в. // Новый век: история глазами молодых. Вып. 8, Ч. 2, Саратов, 2009. С. 201-206; Европейская литература в зеркале сибирской периодики конца XIX - начала XX в. Томск, 2009; Ковтунова О.В. Частная периодическая печать Таврической губернии как источник по социальной истории России конца XIX - начала XX веков. Автореф. канд. дис. М., 2010; Лепилкина О.И. Становление системы периодической печати на Ставрополье в XIX-начале XX вв. Ставрополь, 2010; Очерки истории Смоленской журналистики. Сб. ст. Смоленск, 2010. 4 теоретически, но находит практическое применение при конкретном исследовании печати»5, - указывают исследователи. Однако в изучении этого комплекса периодических изданий до сих пор остается много неизученного, в частности, эти исследования в целом носят несистематический характер. Это отмечается и в литературе: «Местная печать бывших провинций России до сих пор не систематизировалась, хотя определенная база для подобных исследований создана в таких регионах, как Северный Кавказ, Дон, Воронежский край, Молдавия, Сибирь, Дальний Восток и другие.Глубокий всесторонний анализ системы периодики отдельных регионов даст возможность со временем воссоздать систему печати всей страны, лучше понять закономерности и тенденции ее развития, степень влияния на общество»6. На наш взгляд, целесообразно исследовать данный комплекс исторических источников исходя из их национальной принадлежности, то есть представить всю совокупность региональной и национальной периодики как ряд комплексов национальной печати, например, грузинской, азербайджанской, польской и т.п. Целенаправленное и планомерное изучение национальной прессы народов Российском империи позволит выявить характерные особенности печати того или иного народа и в то же время обнаружить некоторые типичные черты, свойственные для любой национальной подгруппы периодики и отграничивающие ее от других отрядов периодической печати. Методика и методология работы с прессой того или иного народа может быть заимствована для исследования других национальных подгрупп печати.

В данной работе рассматривается еврейская периодическая печать Российской империи начала XX в. как источник изучения национально-религиозной идентичности и социально-политического мировоззрения еврейства. Объектом изучения выступают комплекты еврейских периодических изданий на

Ахмадулин Е.В. Системный поход в исследовании региональной печати // Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. Ростов н/Д., 1983. С. 17. (Имеются в виду работы: Бережной А.Ф. Русская легальная печать в годы первой мировой войны. Л., 1975. Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981. Есин Б.И. Русская легальная пресса конца XIX - начала XX века // Из истории русской журналистики конца XIX - начала XX в. М., 1973. С. 3-66. Окороков А.3. Октябрь и крах русской буржуазной прессы. М., 1970).

6 Ахмадулин Е.В. Системный подход в исследовании региональной печати // Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. Ростов н/Д., 1983. С. 18. иврите, русском языке и идиш. Исследование еврейской печати чрезвычайно трудоемко. Оно осложнено не только богатством представленных точек зрения, но и многоплановостью самой источниковой базы. Периодическая продукция — это синтетический материал, включающий в себя самую разнообразную по происхождению и характеру информацию. В рассматриваемых изданиях заслуживают внимания материалы разного характера: прежде всего, публицистические статьи и художественные произведения, библиографические рецензии, а также объявления и материалы иного рода, размещавшиеся в дополнительных рубриках изданий. Особенность еврейской печати заключается не только в разнообразии жанров (информационных, аналитических, художественно-публицистических, развлекательных и т.д.), но и в том, что она была представлена сразу на нескольких языках - русском, идиш, иврите, отчасти польском и представляла разные политические, общественные и культурные организации и социальные группы. Трехсоставная языковая структура еврейской прессы является ее неотъемлемой особенностью, которая вызывала и продолжает вызывать

П о повышенный интерес библиографов и историков .

Предметом исследования является выявление особенностей и характерных черт национально-религиозной и социально-политической идентичности российского еврейства рубежа Х1Х-ХХ вв., получивших отражение в особенностях трехсоставной структуры еврейской прессы. Исходя из этого, мы выработали особый подход к источникам, поставив перед ними определенные исследовательские вопросы. Основной вопрос состоял в раскрытии существа еврейской нации в Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв. Этот вопрос подразумевает выделение некоторых частных вопросов, раскрывающих его отдельные стороны: евреи — это религиозная или национальная общность? есть ли

7 Иваск У.Г. Еврейская периодическая печать в России. Материалы для истории еврейской журналистики. Выпуск 1. Издания на русском языке. Таллинн, 1935.

8 См. напр.: Клиер Дж. Д. "Откуда и куда идем": изучение дореволюционной истории российского еврейства в Соединенных Штатах в XX веке // История и культура российского и восточноевропейского еврейства: новые источники, новые подходы. М., 2004. С. 40-65; Маркиш Ш. Русско-еврейская литература: предмет, подходы, сценки // Новое литературное обозрение, 1995. № 15. С. 217-250; Литература о евреях на русском языке. 1890-1947. Книги. Брошюры. Оттиски статей. Библиографический указатель. СПб., 1995; Эльяшевич Д.А. Русско-еврейская печать и русско-еврейская культура. К проблеме генезиса // Евреи в России. История и культура. СПб., 1995. С. 55-74. общие национальные интересы у еврейского пролетариата и у еврейской буржуазии? представляют ли они собой единую целостность? какие интересы важнее: национальные или социальные? Мы проследим, как разные издания отвечали на поставленные вопросы, какие вопросы для одних из них оказывались приоритетными и требующими более детальных, обстоятельных ответов, а какие, наоборот, замалчивались или отодвигались на второй план. Все это дает представление об особенностях национально-религиозной и социально-политической идентичности, что являлось неотъемлемым и принципиальным компонентом идеологий и политических доктрин, господствовавших в российском еврействе на рубеже Х1Х-ХХ вв.: сионизма, территориализма, социализма, автономизма и др.

Актуальность исследования избранной темы диссертации обусловлена отсутствием в отечественном источниковедении комплексного изучения обширных и малоизвестных источников, какими являются еврейские периодические издания. Их исследованию уделялось, на наш взгляд, недостаточно внимания. Большинство из них практически не вовлечено в научный оборот. Несмотря на значительное количество научных работ, посвященных истории евреев в Российской империи, в которых источннковой базой выступает, в том числе, и еврейская пресса, комплексное источниковедческое описание еврейской периодики в русскоязычной исследовательской литературе все еще пока отсутствует. Необходимо восполнить существенные источниковые пробелы, которые характерны для современных исследований. Особенно стоит обратить внимание на периодическую печать на еврейских языках, которой, по сравнению с русско-еврейской прессой9, все еще уделяется недостаточное внимание. Рассмотрение трех языковых подгрупп еврейской прессы в совокупности позволит точнее охарактеризовать еврейскую периодику, выявить особенности как основных языковых групп, так и специфику периодических изданий отдельных партий и возрастных групп (прессы для детей и молодежи).

9 Клиер Дж. «Откуда и куда идем»: Изучение дореволюционной истории российского еврейства в Соединенных Штатах в XX веке. // История и культура российского и восточноевропейского еврейства: новые источники, новые подходы. М., 2004. С. 58.

Историографический обзор. В настоящее время накоплен достаточный опыт в исследовании еврейской печати, существовавшей в дореволюционной России. Уже современники посчитали возникновение русскоязычной еврейской прессы значительным историческим явлением, заслуживающим внимания. Отмечалось, что создание первых русско-еврейских журналов было непосредственным образом связано с борьбой против ограничений, сковывавших тогдашнее российское еврейство. О русско-еврейской периодике рубежа Х1Х-ХХ веков писали еврейские историки и публицисты того времени: Л. Минц, С. Дубнов, Б. Гольдберг, С. Гинзбург, А. Кауфман, И. Сосис, П. Марек и многие другие10. Крупных монографических исследований тогда не выходило. Публицисты, рассматривая современную им печать и историю ее возникновения, ограничивались, как правило, лишь небольшими статьями. Они отмечали прогрессивный характер русско-еврейской прессы, ее большую роль в усвоении евреями русского языка и русской культуры. В то же время говорилось о притеснении царской цензурой русско-еврейской периодики, о предубеждениях против еврейских изданий как со стороны русского общества, так и ортодоксального еврейства, о тяжелом материальном и духовном положении еврейской интеллигенции.

В начале XX в. появились две крупные монографии историков-литературоведов С.Л. Цинберга (1915 г.) и В. Львова-Рогачевского (1922 г.), посвященные еврейской журналистике11. В них дана уже более объективная оценка. Например, отмечается определенная «недоразвитость» и «ущербность» этой литературы, ее зацикленность на чисто еврейских прОоблемах,

См., напр.: Минц Л. Древнееврейский язык и его значение в духовной жизни русских евреев // Восход. 1888. № 11-12. Ч. II. С. 1-26; Марек П. Из истории еврейского печатного дела в России (продолжение) // Восход. 1888. № 4. Ч. I. С. 76-91; № IX. 4.1. С. 83-94; Дубнов С.М. О смене направлений в русско-еврейской журналистике // Дубнов С.М. Письма о старом и новом еврействе, СПб., 1907. С. 222223; Гольдберг Б. Пятидесятилетие русско-еврейской журналистики // Рассвет. 1910. №№ 22,24; Кауфмаи А.Е. Из журнальных воспоминаний // Исторический вестник. 1912. №№ 10-12; Его же. За много лет. Отрывки воспоминаний старого журналиста // Еврейская старина. 1913. Т. VI. С. 201-220, 333-350; С.О. Грузенберг. Письма С.О.Грузенберга [С.М.Дубнову] // Еврейская старина. 1914. Т. VII. С. 385-411, Т. VII., С. 367-380; Сосис И. Период кризиса. Общественные течения в литературе 80-х годов // Еврейская старина. 1916. Вып. II-III. С. 202-203; Ginsburg S.M. Amolike Peterburg. Forschungen un sikhronot vegn yidishn lebn in der residents-shtat fun tsarishn rusland. New York. 1944 (Гинзбург С.М. Прежний Петербург. Исследования и воспоминания о еврейской жизни в столице царской России) [идиш]. Цинберг СЛ. История еврейской печати в России в связи с общественными течениями. Пг., 1915; Львов-Рогачевский В. Русско-еврейская литература, М., 1922. нераспространенность и малопопулярность среди широких масс еврейства. Вместе с тем Цинберг и Львов-Рогачевский, вслед за своими предшественниками, говорят

12 о важности и прогрессивном характере изданий такого рода . Оба автора обращают внимание на влияние русской культуры на еврейскую периодику13.

В СССР проводилось исследование партийной прессы социалистических еврейских партий, изучалось еврейское рабочее и революционное движение14. Можно назвать, в частности, работы А.Д. Киржница15, советского историка, библиографа и публициста, до 1918 г. активного члена Бунда. Они представляют собой библиографии периодических изданий на идиш, который позиционировался, прежде всего, как язык еврейского пролетариата. Еврейская рабочая пресса рассматривается также в работе H.A. Бухбиндера. Автор, сосредоточив свое основное внимание на печати Бунда, касается также и прессы других еврейских политических партий, в частности Поалей-Цион, разбирает первые социалистические еврейские издания16. Еврейская периодическая печать рассматривалась советскими историками как инструмент влияния партий на широкие слои еврейского населения. В указанных выше работах широко освещалась история еврейских политических партий, причем особое значение приобретала сложная история взаимоотношений Бунда с РСДРП.

Изучение истории российских евреев в эти годы в основном велось в эмиграции. Значительное количество еврейских ученых, писателей, публицистов, покинувших Советскую Россию, осело в Европе и Америке. В 1925 г. был создан Еврейский Научный Институт в Вильне, в котором объединились еврейские

17 историки во главе с С.М. Дубновым , многие из которых были его партийными соратниками. Этот институт воплотил в себе автономистскую концепцию Дубнова

12 Цинберг С.Л. История еврейской печати в России в связи с общественными течениями. Пг., 1915. С.

21,42.

13 Цинберг С.Л. История еврейской печати в России в связи с общественными течениями. Пг. 1915. С.

138; Львов-Рогачевский В. Русско-еврейская литература, М., 1922. С. 45.

14 Еврейское местечко в революции. Очерки под ред. В.Г. Тана-Богораза. М., 1926; Еврейское рабочее движение. Обзор, материалы и документы. М.-Л., 1928.

13 Киржниц А.Д. Ди йидише прессе ин дер гевезенер русландише империя (1823-1916). М., Харьков,

Минск, 1930 [Еврейская пресса в бывшей российской империи, идиш]; Его же: Пресса еврейского рабочего движения в 1905 - 1907 гг. М.-Л., 1926.

16 Бухбиндер H.A. История еврейского рабочего движения в России. Л., 1925.

17 Трунк И. Историки русского еврейства // Книга о русском еврействе от 1860-х годов до революции

1917 года, Минск, 2002. С. 37. о существовании евреев в диаспоре18. К этому периоду относится появление его многочисленных работ, в том числе мемуаров19, в которых Дубнов приводит массу сведений и размышлений о своем участии в различных органах дореволюционной еврейской периодической печати. Среди довоенных работ, вышедших в

20

Прибалтике, следует также упомянуть библиографию У.Г. Иваска . Хотя, по его признанию, он собирался создать лишь справочное издание21, все же в своих библиографических описаниях он дает и определенную оценку органам еврейской печати. Это была одна из первых попыток создать всеобъемлющую библиографию дореволюционных еврейских изданий.

Эмигрантский период был тем связующим звеном, которое не дало прерваться изучению еврейской прессы в XX веке. После так называемого «литовско-немецкого» периода историографии, когда еврейские историки-эмигранты оказались сосредоточенными преимущественно в Германии и Прибалтике, исследование развивается в новых научных центрах иудаики, т.е. в США и Израиле, где выходят работы исследователей, в которых в той или иной степени рассматривается еврейская журналистика конца XIX — начала XX веков.

Западная англоязычная историография охватывает длительный период времени, начиная с 1940-х годов и вплоть до нашего времени. Среди наиболее значимых работ западных специалистов можно назвать исследования Норы Левин, Эзры Мендельсона, Йонатана Френкеля, Джона Клиера, Стивена Ципперштейна22 и целый ряд других. Испытывая существенный источниковый голод, западные ученые нередко были просто вынуждены обращаться к еврейской периодике, как к практически единственному доступному им источнику, за неимением архивных материалов . В последние десятилетия западная историография продолжает бурно

18 Rabinovich S. The Dawn of a New Diaspora: Simon Dubnov's Autonomism, from St. Petersburg to Berlin Leo Baeck Institute Yearbook. 2005. № 1(50). P. 276.

19 Дубнов C.M. Книга жизни. Материалы для истории моего времени. Воспоминания и размышления.

СПб., 1998.

20 Иваск У.Г. Еврейская периодическая печать в России. Материалы для истории еврейской журналистики. Вып. 1. Издания на русском языке / Издание и вступ.ст. Ю.Б. Генса. Таллинн, 1935.

21 Там же. С. 3.

22 См. библиографию.

23 Клиер Дж. «Откуда и куда идем»: Изучение дореволюционной истории российского еврейства в

Соединенных Штатах в XX веке // История и культура российского и восточноевропейского еврейства: новые источники, новые подходы. М., 2004. С. 48. развиваться, выходят десятки новых книг и статей, продолжается интенсивный исследовательский поиск. Новый этап в развитии историографии во многом был и 24 вызван публикацией в 1981 г. работы Ионатана Френкеля . «Капитальный труд Йонатана Френкеля, очень быстро ставший классическим, определил дальнейшее развитие исследования еврейской политической жизни и всей еврейской цивилизации Х1Х-го и ХХ-го веков»25. По мнению его учеников, «одной из важнейших характеристик исследовательского метода Френкеля является отказ от поиска детерминистических «объективных» причин, обращение к субъективному, неоднозначному, изменчивому, человеческому. В центре его исследования стоит человек, живущий в конкретную историческую эпоху: человек развивающийся,

О (л колеблющийся, ищущий» . У современных западных исследователей заметно стремление по-иному взглянуть на еврейскую прессу, сформулировать новые вопросы, задаваемые ей как историческому источнику, по-другому взглянуть на него, выработать новый ракурс исследования. Они отказываются от прежних научных конвенциональных положений, представляющихся им неоправданными. Происходит переосмысление социального и национального факторов в развитии российского еврейства27, показателен отказ от классового подхода при рассмотрении социальной структуры еврейского общества .

Наряду с западной школой, возникает израильская историография. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме стал новым центром научных исследований. Среди израильских специалистов можно выделить, в первую очередь, Иегуду Слуцкого, создавшего развернутое комплексное описание истории русско-еврейской периодики, начиная от истории ее зарождения и кончая

24 Френкель Й. Пророчество и политика. Социализм, национализм и русское еврейство. 1862-1917. М., Иерусалим, 2008.

25 Гольдин С., Левин В. Памяти Йонатана Френкеля // Архив еврейской истории. Вып. V. М., 2008. С. 348.

26 Там же. С. 349.

27 Peled Y. Class and ethnicity in the Pale: the political economy of Jewish workers' nationalism in late Imperial Russia. New York, 1989.

28 Lederhendler E. Classless: on the social status of Jews in Russia and East Europe in the late European century // Comparative Studies in Society and History. 2008. № 2(50). P. 509-534. ее расцветом в предреволюционную эпоху29. Также стоит упомянуть Ицхака Маора, Шломо Авинери, Шауля Штампфера, Элиягу Фельдмана30 и некоторых других. Если западные исследователи, как правило, рассматривают распространение социалистических идей в российском еврействе, то израильских ученых интересует, прежде всего, история сионизма.

В связи с возобновлением исследований по иудаике на постсоветском пространстве в нынешнюю эпоху возобновилось изучение еврейской периодики и в России. Среди современных российских исследователей следует назвать в первую очередь В.Е. Кельнера и Д.А. Эльяшевича, а также А.Е. Локшина, Л.Ф. Кациса и других31. Стоит обратить внимание, что долгое время в нашей стране историки совершенно не занимались данной темой, и начинать приходилось практически с нуля. Нужно признать, что на сегодняшний день сделано уже достаточно много. Регулярное появление публикаций, посвященных истории еврейской прессы, на страницах научных изданий по иудаике наглядно свидетельствует об этом . Как отмечают историографы, «наиболее интересующий современных исследователей аспект изучения еврейской печати - это ее взаимоотношения с властью, и, прежде всего, цензура еврейских изданий»33. Разрабатываются важные теоретические вопросы, в частности Д.А. Эльяшевич занимался разработкой периодизации истории еврейской прессы34. Большое методологическое значение имеет осмысление феномена русско-еврейской периодики и проблемы русско-еврейской культуры35. Хотя, как правило,

Slutsky I. Ha-itonut ha-iehudit-rusit be-mea tsha-esre. Jerusalem, 1970. [Русско-еврейская периодическая печать в XIX веке]; Slutsky I. Ha-itonut ha-iehudit-rusit be-mea esrim (1900-1918). Jerusalem, 1978. [Русско-еврейская периодическая печать в XX веке (1900-1918)] ,0 См. библиографию.

31 См. библиографию.

См. напр.: Верникова Б. Атрибуция статей Льва Пинскера в русско-еврейской печати 1860 - 1880-х гг. // Вестник Еврейского университета в Москве. 2003. № 8(26). С. 41-94; Лунева Л.Б. К вопросу об историографии еврейской печати в России // Книжная культура Петербурга, Сб. науч. тр. По мат-лам 13 Смирдинских чтений. СПб., 2004. С. 265-274; Френкель А.С. Восхождение и закат «Дер Фрайнд» - первой в России ежедневной газеты на идише (1903-1914) // Архив еврейской истории. Т. 6. М., 2011. С. 104-122.

33 Лунева Л.Б. К вопросу об историографии еврейской печати в России // Книжная культура Петербурга, Сб. науч. тр. По мат-лам 13 Смирдинских чтений. СПб., 2004. С. 269.

34 Эльяшевич Д.А. Русско-еврейская печать и русско-еврейская культура. К проблеме генезиса // Евреи в России. История и культура. СПб., 1995. С. 55-74; Эльяшевич Д.А. Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797-1917: Очерки истории цензуры. СПб; Иерусалим, 1999.

35 См., напр.: Кобринский А. К вопросу о критериях понятия «русско-еврейская литература» // Вестник Еврейского университета в Москве. 1994. №1. С. 100-114.; Эльяшевич Д.А. Русско-еврейская российские исследователи фокусируют свое внимание на русско-еврейской печати, однако в то же время можно заметить неослабевающий интерес к изданиям на

36 идиш .

В последнее время выходят все новые исследования. В данной работе рассмотрены далеко не все публикации, посвященные теме еврейской печати, так как в мою задачу входит не библиографический обзор всех исследований, а рассмотрение основных историографических тенденций. Среди характерных черт современной историографии нужно признать активное взаимодействие западной, современной российской и израильской историографических школ, хотя Клиер и говорит об отсутствии в прошлом связей между израильской и американской

ХП историографией . В нынешнее время в сборниках статей публикуются работы

38 специалистов из разных стран , организуются совместные международные конференции. В 2007 г. в Москве проходила конференция «Еврейская печать в России», на которой были представлены доклады ученых из России, Израиля, США, Германии, Великобритании, Польши. Обращаясь к докладам, мы видим наряду с традиционными темами широкий спектр проблем, которые ранее не ставились. Прежде всего, это исследования, написанные не без влияния школы новой культурной истории и микроанализа: маргиналы в еврейской печати и голоса «снизу», дофрейдистская психология в периодике, история симбирских еврейских типографов, влияние неокантианства на еврейских публицистов и т.д. Это знаменует новый этап в развитии историографии, когда разные школы взаимно обогащают друг друга. Вырабатывается новая методология, основанная на междисциплинарных подходах, на поиске новых идей и ракурсов исследования. печать и русско-еврейская культура. К проблеме генезиса // Евреи в России. История и культура. СПб., 1995. С. 55-74; Кельнер В.Е. Русско-еврейская интеллигенция: генезис и проблемы национальной идентификации (вторая половина XIX - начало XX в.) // Вестник Еврейского университета в Москве. 1996. №3(12). С. 4-20.

36 Френкель A.C. Восхождение и закат «Дер Фрайнд» — первой в России ежедневной газеты на идише (1903-1914) // Архив еврейской истории. Т. 6. М., 2011. С. 104-122.

37 Клиер Дж. «Откуда и куда идем»: Изучение дореволюционной истории российского еврейства в Соединенных Штатах в XX веке // История и культура российского и восточноевропейского еврейства: новые источники, новые подходы. М., 2004. С. 43 -44.

38 См. напр.: The Revolution of 1905 and Russia's Jews / Ed. by S. Hoffman and E. Mendelsohn. Philadelphia, 2008, где представлены статьи американских, израильских, российских и польских исследователей.

Обзор историографии еврейской прессы отчетливо свидетельствует о ее фрагментарности и разрозненности, как временной, так и пространственной. Она дискретно существовала в разных странах, в разные исторические эпохи, начиная от дореволюционной России и кончая современной американской и российской иудаикой. Однако в историографии сохраняются некие общие традиции и стереотипы. Взгляды изменяются не так значительно, и в то же время происходят заимствования. Как и еврейская печать, историография сформировалась и продолжает существовать на нескольких языках: русском, иврите, идиш, английском, немецком. Говоря об основной идее как всей предшествующей, так и современной историографии, стоит отметить ее очевидный апологетический характер, который проявляется во всех публикациях. Все исследователи отмечают прогрессивный характер еврейской прессы, ее важную роль в просвещении российского еврейства. Магистральные проблемы, заявленные основателями изучения еврейской прессы, продолжают господствовать и по сей день.

Исследование в диссертации трудов различных историографических школ позволит ликвидировать существующие пробелы в изучении истории российского еврейства и выработать более полную научную концепцию, раскрывающую специфику еврейской печати в России начала XX в.

Хронологические рамки исследования ограничивают рассматриваемый период, начиная с середины 1890-х гг. и кончая 1914 г. Такой выбор обусловлен следующими соображениями. Хотя первые еврейские издания появились еще в

1820-30-е гг., долгое время система еврейской периодики находилась в перманентном кризисе и окончательно сложилась только к концу XIX в. В 1890-е гг. уже формируются еврейские политические партии и общественные организации, выкристаллизовываются отдельные национально-политические идеологии и как их неотъемлемый компонент - концепции еврейской национально-религиозной и социально-политической идентичности. Поэтому периодические издания рубежа Х1Х-ХХ вв., как наиболее идеологизированные, вполне соответствовали политическому климату эпохи. С началом Первой мировой войны, на волне патриотического подъема, национальные идеологии

14 трансформируются, в источниках звучат уже другие мысли и идеи. Еврейская печать, в силу военно-цензурных ограничений, оказалась в глубоком кризисе. Исходя из этого, мы сфокусируем свое внимание на еврейской прессе в период с 1890-х гг. по 1914 г., потому что в это время она в наибольшей степени соответствует проблемам, поставленным в диссертации.

Выбрав эти хронологические рамки, порой мы будем вынуждены выходить за них, так как история отдельных печатных органов начиналась до 1890-х гг. В качестве примеров можно привести газету «Гамелиц» [«Посредник», иврит] (18601903 гг.), журнал «Восход» (1881-1906 гг.) и некоторые другие. Их предшествующая история неотделима от их последующего существования. Иногда будут приводиться примеры из предшествующей и последующей истории еврейской печати, поскольку, например, многие цитаты из прессы 1870-1880-х гг. представляются вполне отвечающими запросам и последующей эпохи. Многие аспекты еврейской жизни в предреволюционную эпоху уходят своими корнями в XIX век, поэтому подобное ретроспективное изложение представляется вполне оправданным.

Целью исследования является систематизация выбранного комплекса изданий, анализ их политико-идеологической и социокультурной направленности, а также изучение читательской аудитории в социальном и культурном аспектах. Это необходимо, чтобы составить комплексное представление как об исторических источниках, существовавших в определенной исторической среде, так и показать характерные особенности еврейской периодики.

Следуя заявленным целям диссертации, мы ставим перед собой следующие задачи исследования: 1) исходя из различной политико-идеологической направленности отдельных подгрупп еврейской прессы (сионистской печати, печати Бунда, прессы Поалей-Цион и печати других социалистических сионистских партий, территориалистов, непартийных изданий и т.п.) выявить концепции еврейской национально-религиозной и социально-политической идентичности и проанализировать их; 2) провести сравнительный анализ как отдельных групп печати, выявляя их сходства и различия, так и сопоставить некоторые издания внутри той или иной подгруппы, по возможности выделив среди них наиболее радикальные и наиболее умеренные. Критерием такого распределения изданий по подгруппам и их выделения внутри подгрупп будет степень приверженности к той или иной идеологии, их реакция на конкретные события и позиция по отдельным вопросам внутриеврейской и общероссийской жизни, различия в концепциях еврейской идентичности. В то же время мы не будем ограничиваться только текстуальным анализом, а рассмотрим еврейскую печать в рамках системного подхода, обращая внимание на факторы, повлиявшие на развитие еврейской прессы, учитывая степень ее распространенности в разных регионах страны и среди различных социальных групп.

Методологической основой исследования является системный подход, который уже давно успешно применяется при изучении периодической печати39. Он позволяет всесторонне рассмотреть выбранный комплекс изданий, с одной стороны, определив его место в совокупной системе дореволюционной российской периодики, а с другой, выделить внутри системы еврейской прессы отдельные подгруппы изданий, объединенные языковой и идейно-тематической принадлежностью.

Источниковую базу диссертационного исследования представляют еврейские периодические издания, выходившие до 1917 г. на территории Российской империи. При их систематизации использовались различные источники, в том числе каталоги Государственной публичной исторической библиотеки и Центра восточной литературы Российской государственной библиотеки, библиотеки Московского Еврейского общинного центра, Центрального сионистского архива в Иерусалиме, различные справочные издания, ссылки в литературе и источниках, рекламные объявления в еврейской прессе, проспекты периодических изданий.

См. напр.: Есин Б.И. Русская легальная пресса конца XIX — начала XX века. // Из истории русской журналистики конца XIX - начала XX вв. М., 1973; Он же. Проблемы методологии и методики изучения местной дореволюционной печати. // Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. Ростов н/Д., 1983; Симонова Н.Б. Система периодической печати России. Вторая половина XIX - начало XX в. Новосибирск, 2009.

При систематизации учитывались: язык издания, его периодичность, место и годы выпуска и ряд других данных (подзаголовки, тип издания, фамилии издателя и редактора, цена подписки, тираж издания, политическая направленность).

К сожалению, в процессе систематизации мы столкнулись с недостатком информации. На данный момент отдельные сведения о некоторых изданиях остаются неизвестными, в чем признаются и другие исследователи40.

Исходя из представления о трехъязычии еврейской прессы, мы разбили систематизированный материал на три таблицы, отображающие известную нам информацию обо всех дореволюционных еврейских изданиях на русском языке, на идиш и на иврите41. По нашим подсчетам, в царской России существовало более 160 русско-еврейских газет и журналов, более 200 изданий на идиш и более 100 органов печати на иврите. В поле нашего рассмотрения оказались далеко не все приведенные в этих таблицах издания, так как, во-первых, не все они доступны, во-вторых, не все они отвечают нашему ракурсу исследования, в-третьих, часть из них не выходила в выбранный нами временной период 1890-х гг. — 1914 г. Тем не менее, систематизация всех изданий позволила выработать целостные представления о комплексе еврейской печати, провести параллели и аналогии. Исходя из указанных критериев, для непосредственного анализа нами отобрано 23 издания на русском языке, 8 органов печати на идиш и 6 изданий на иврите. Имеющиеся в нашем распоряжении издания отражают различные модели еврейской национально-религиозной и социально-политической идентичности и поэтому в наибольшей степени соответствуют задачам нашего исследования.

В качестве вспомогательных источников в диссертации привлекаются документы личного происхождения еврейских публицистов и современников тех лет (мемуары, дневники, заметки). Эти материалы дают нам дополнительную

Кому мы обязаны появлением этой газеты, кто ее составлял и редактировал, кем так старательно она гектографировалась и т.д. — все это вопросы, на которые ответа, к сожалению, дать мы не можем» -Кантор P.M. «Арбейтер цайтунг» 1881 года // Еврейская летопись. Т. 3. М.-Л., 1924. С. 204. Речь идет о малоизвестной народнической газете «Арбейтер цайтунг» [«Рабочая газета», идиш], нелегально издававшейся в 1881 г.

41 Смотри приложения 1.1, 1.2, 1.3. информацию об идентичности отдельных представителей российского еврейства и содержат дополнительные сведения по истории еврейской журналистики.

Научная новизна данного исследования заключается в комплексном привлечении доселе малоизвестных источников, их рассмотрении вкупе с более известными изданиями, что дает возможность по-иному осмыслить феномен дореволюционной еврейской прессы, а также систему российской периодической печати в целом.

Новым является и ракурс исследования. В работах по иудаике неоднократно затрагивалась тема еврейской идентичности, однако периодическая печать как источник, позволяющий выявить особенности идентичности, пока не рассматривалась. Между тем, пресса как нельзя больше подходит именно для изучения особенностей идентичности, превосходя в этом отношении многие другие исторические источники, в частности, мемуары, так как в них авторы резюмируют свои размышления по прошествии многих лет. В прессе публикуются злободневные материалы, фиксирующие реакцию на текущие события, отражающие порой сиюминутные настроения авторов и читательских масс. Периодическая печать является одним из немногих источников, передающих живой голос эпохи.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при изучении российского еврейства как в рамках отечественной истории, так и в рамках иудаики как специальной научной дисциплины, а также при изучении российской периодической печати. Поскольку еврейская печать представляется достаточно развитой системой прессы, имевшей продолжительную историю и разветвленную структуру, по сравнению с подгруппами прессы других народов Российской империи, методы данного исследования еврейской периодики могут послужить образцом для изучения других национальных подгрупп прессы. На основе диссертации может быть разработан специальный курс по истории еврейской периодики. Результаты исследования могут быть востребованы при подготовке общих и специальных курсов, а также учебных пособий.

Апробация работы. В процессе работы над диссертацией нами написан ряд статей, отражающих ее основные положения и развивающих отдельные сюжеты, затронутые и намеченные нами в диссертации. Эти статьи опубликованы как в специализированных научных изданиях по иудаике, так и в общих научных исторических периодических изданиях и сборниках42. За годы работы над диссертацией автор неоднократно принимал участие в научных конференциях, в том числе международных, по иудаике или посвященных истории политических партий в Восточной Европе. Его выступления вызывали интерес участников и организаторов конференций, что говорит о востребованности выбранной тематики и перспективности исследований в этом направлении.

Структура работы. Исходя из поставленных задач и целей исследования, нами разработана соответствующая структура работы. В первой главе содержится общая характеристика еврейской печати в Российской империи: рассмотрены социально-политические и языковые факторы, обусловившие ее развитие; описана структура еврейской периодики, выявлена степень распространенности отдельных языковых подгрупп еврейской прессы. Во второй главе дан анализ основных концепций еврейской идентичности и особенностей национально-религиозной идентичности российского еврейства, получивших отражение в еврейской печати. В третьей главе проанализированы социально-политические аспекты идентичности российского еврейства путем сопоставления распространенности еврейской периодики с расселением и социально-экономическим положением евреев в различных регионах страны. Закономерным итогом нашего исследования стало рассмотрение еврейской партийной прессы.

Диссертация снабжена библиографией и приложениями. Первые три приложения, представляющие собой каталог всех дореволюционных еврейских изданий, сами по себе содержат важную научную информацию. Вплоть до настоящего времени не существовало такого всеобъемлющего каталога.

См. библиографию.

Имеющиеся библиографии охватывают или только русско-еврейские издания43, или издания на иврите и идиш, выходившие уже в послереволюционный период44. Составленный нами каталог охватывает все еврейские издания дореволюционной России на русском и на еврейских языках и учитывает информацию о наименованиях (для изданий на еврейских языках - с переводом на русский), об их подзаголовках, о годах издания, языке, периодичности, типе издания, месте выхода, фамилиях редакторов и издателей, тираже и цене подписки, о приложениях, о том, как эти издания назывались ранее (и позднее), о политической направленности и различную дополнительную информацию. Еще одним приложением является глоссарий специальных слов и понятий, встречающихся в источниках и литературе.

Иваск У.Г. Еврейская периодическая печать в России. Материалы для истории еврейской журналистики. Вып. 1. Издания на русском языке // Издание и вступ. ст. Ю.Б. Генса. Таллинн, 1935; Литература о евреях на русском языке. 1890-1947. Книги. Брошюры. Оттиски статей. Библиографический указатель. СПб., 1995.

44 Еврейская периодическая печать в 1917 и 1918 гг. Временник Российской книжной палаты. Вып. III (Составил по материалам Российской Книжной Палаты и другим источникам И.В. Яшунский; под ред. проф. С.А. Венгерова). Пг., 1920.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Печенин, Илья Викторович, 2013 год

1. Натане Б. За чертой: евреи встречаются с позднеимперской Россией, М., 2007. С. 118.117 Там же. С. 136.

2. Аракелян Ф.А. Иноэтническая пресса в России. По материалам армянской печати. СПб., 2004. С.197.

3. Проспект газеты «Дер Фрайнд». Варшава, 1909. С. 8.

4. Отчет о совещании Комитета ОПЕ с представителями отделений (23-25 дек. 1913 г.) // Вестникеврейского просвещения. 1913. № 28. С. 65.122 Там же. С. 66.

5. Aberbach D. Jewish cultural nationalism. Origins and influences. London, New York, 2008. P. 82.125 Ibid. P. 82.

6. Гольдштейн Г. Грамотность и культурный уровень ремесленников евреев г. Могилева // Вестник еврейского просвещения. 1915. № 34. С. 72-73.

7. Формирование и кризис израильского секуляризма // Ближний Восток и современность. Вып. 29. М., 2009. С. 95.

8. Марковский А. Еврейская пресса Белостока на рубеже XIX-XX вв. // Studia Judaica. 2008. №2 (22). С. 242.

9. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. IX. Гродненская губерния. Спб., 1904. С. VI-VII.

10. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. XLVII. Херсонская губерния. 1904. С. VII-VIII.

11. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. LI. Варшавская губерния. 1904. С. VII.

12. Клиер Дж.Д. Россия собирает своих евреев. Москва-Иерусалим, 2000. С. 276.

13. Минц М. Национальные движения евреев и других меньшинств в многонациональных государствах //Вестник Еврейского университета в Москве. 2001. № 5. С. 203.

14. Моргулис M. Существует ли еврейское общество как юридическое лицо? // Книжки Восхода. 1900. № 3.С. 35-63.

15. Клячко Л.М. За чертой. В провинции // Еврейская летопись. Т. 3. М.-Л., 1924. С. 159.

16. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. M., 2009. С. 438.

17. Свирский А. Мечты Фейги-Рейзеле // Еврейская жизнь. 1904. № 5. С. 10.

18. Иври. Библиография // Еврейская жизнь. 1905. № 1. С. 151.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 473869