Феномен мистицизма: истоки происхождения и современное состояние в России тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, доктор философских наук Волков, Сергей Николаевич

Диссертация и автореферат на тему «Феномен мистицизма: истоки происхождения и современное состояние в России». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 197154
Год: 
2004
Автор научной работы: 
Волков, Сергей Николаевич
Ученая cтепень: 
доктор философских наук
Место защиты диссертации: 
Саранск
Код cпециальности ВАК: 
09.00.11
Специальность: 
Социальная философия
Количество cтраниц: 
319

Оглавление диссертации доктор философских наук Волков, Сергей Николаевич

Введение

Глава 1. МИСТИЦИЗМ - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1.1 Мистицизм как культурологический феномен специфического общественного развития

1.2 Исторический аспект исследования мистицизма

1.3 Современные мистические направления

1.4 Духовно-идеологический базис современного мистицизма

Глава 2. МИСТИЦИЗМ КАК ФОРМА ДУХОВНОГО САМОСОЗНАНИЯ

2.1 Мистицизм - один из аспектов духовного самосознания общества

2.2 Структура и функции мистицизма

2.3 Соотношение мистического, научного и религиозного взглядов на мир

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В МИСТИЧЕСКОМ МИРОВОСПРИЯТИИ

3.1 Категории добра и зла в эзотерическом мировосприятии

3.2 Понимание добра в мистицизме через образ Бога

3.3 Персонифицированное зло как выражение сущности бытия

3.4 Мораль в структуре мистицизма

Глава 4. ФИЛОСОФИЯ МИСТИЧЕСКИ НАСТРОЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

4.1 Нравственное мировоззренческое состояние молодёжной среды

4.2 Экзистенциальные измерения, формирующие способ бытия мистика

4.3 Смысложизненные проблемы в мистических взглядах различных групп молодёжи

4.4 Мистическое ощущение жизни и поиск смысла существования

Глава 5. МЕСТО МИСТИЦИЗМА В ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

5.1 Влияние эзотерических воззрений на ценностный мир человека

5.2 Современный мистицизм и нетрадиционные околонаучные направления

5.3 Методологический и аксиологический аспекты реадаптации мистически настроенной молодёжи

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Феномен мистицизма: истоки происхождения и современное состояние в России"

Актуальность темы исследования. Мистицизм остаётся частью культуры любого народа. Нет ничего удивительного в том, что мистические идеи были присущи и человеку с патриархальным укладом жизни, и в настоящее время с современным, цивилизованным мировоззрением. Однако, в настоящее время возникает много вопросов в связи с процессами онаучивания и «усовершенствования» мистицизма. Современный мистицизм требует своего рассмотрения, понимания и научного истолкования.1

Актуальность определяется, прежде всего, тем, что в настоящее время в обществе образовался мировоззренческий вакуум. Эклектические идеи религиозно-мистического толка присутствуют в сознании большинства населения России. Плюрализм социальных и политических идей привёл к тому, что некоторая часть населения обратилась к вере в сверхъестественное, причём не через традиционные религии, а через неортодоксальные мистические направления.

Одновременно с этим в настоящее время происходит процесс формирования неустойчивого состояния общественного сознания. Мировоззренческий вакуум, о котором говорилось выше, ещё с начала 90-х годов начал заполняться потоком информации об эзотерике, паранормальных явлениях, экстрасенсорике и т.п. Появились новые духовные ценности, пришедшие вместе с мистицизмом с Запада и Востока. Спецификой восприятия всей этой информации является то, что наиболее податливой частью населения оказалась молодёжь. Именно она потянулась к необычным идеям и стала, с одной стороны, носителем новых духовных ценностей, которые отсутствовали ранее в культуре российского общества. С другой стороны, молодёжь становится жертвой многих мистических сект,

1 Настоящее диссертационное исследование проведено при поддержке гранта НТП «Фундаментальные исследования. Университеты России» (2000 год) «Категории нравственного абсолюта в современных мистических учениях» и фанта Российского Гуманитарного научного Фонда № 03-03-00253 а/В «Экология сознания мистически ориентированной молодёжи» (2003 год). представляющих собой деструктивный культ, негативно влияющий на сознание и разрушающий человека как личность.

Современный мистицизм отличен от классического. Это отличие заключается не только в эклектике мировоззрений Запада и Востока, воплотившейся в неомистицизме, но и в новых организационных формах, которые присущи различным сектам и иным формированиям.1 Неомистицизм характеризуется во-первых, эклектичностью идей Запада и Востока; во-вторых, процессом онаучивания эзотерических доктрин; в-третьих, претензиями на статус основополагающего мировоззренческого начала, способного повлиять на формирование новой общенаучной парадигмы; в-четвёртых, твёрдой ориентацией на коммерческую деятельность.

Появление новых мистических учений в конце 20-го века видится скорее закономерным, нежели стихийным социальным процессом. Вышедшие «из подполья» эзотерики предложили новые учения, новые названия свих учений и новые ценностные ориентации. Так появились на свет неизвестные до последнего времени мистические учения Калагия, Зелёные Кедры, Кайлаш, Альдерамин, мистерии Ворона и другие. Каждое учение преподносит себя по-разному. Некоторые проявляются в альтернативных традиционным учениям теоретических трактатах, некоторые базируются на объединении людей в группы, секты, некоторые просто ведут коммерческую деятельность, что стало характерной чертой современной действительности и зарабатывают средства для своего существования, проводя семинары, туристические туры, фестивали и т.п.

Специфичной чертой современного мистицизма является проявление средневековых и античных традиций в новом типе социокультурной реальности. Новые информационные технологии, виртуальная реальность ничуть не снизили роли и места мистического мировоззрения или магического искусства, а, напротив, расширили возможности применения

1 Фаликов Б.3. Неомистицизм в СССР // На пути к свободе совести. — М.: Прогресс, 1989. — С.480. различных ритуалов с учётом высоких технологий. Мнение на этот счёт ученых С. Джейсона Блэка и Кристофера С. Хайатта таково: «Магия работает сегодня, в эпоху информационных технологий так же хорошо, как и в эпоху парусных кораблей».1

Также следует отметить и изменение уровня субъектности человека в вероятностном мире, увеличение роли внешних явных и неявных сил, воздействующих на него. Это обусловливается многими бытовыми и социальными проблемами современности. Человек, испытывая неудачи в делах, невозможности достичь определённого уровня социального статуса склонен обратиться к суеверным представлениям и считать, что на его судьбу влияет нечто инфернальное. Под этим и подразумеваются неявные силы. Человек, не становясь хозяином своей судьбы, по простым житейским убеждениям, обращается к мистицизму для разрешения своих проблем. В связи с этим характерной чертой современного общества стало нормой обращения к гадалкам, знахарям, экстрасенсам, шаманам и прочим. Иррациональное объяснение многих жизненных проблем является хорошо отточенным механизмом, удовлетворяющим потребности страдающего субъекта.

В науке также нашли своё место проникающие элементы мистического. Наблюдается процесс «великого синтеза», «единого сакрального знания» и т.п., применимые к естествознанию, способного якобы объединиться с мистицизмом. Паранаука, такая как уфология, парапсихология, эниология, трансперсональная психология и другие иррационализируют науку и культуру в целом. В них находят место элементы мистических учений, поэтому традиционный современный мистицизм от этого только выигрывает. Однако проникновение мистических идей в науку способствует в современном мире формированию новой научно-мировоззренческой парадигмы, и подобный феномен должен быть также рационально рассмотрен, проанализирован и объяснён.

1 С.Джейсон Блэк, Кристофер С. Хайатт. Вуду в мегаполисе. — М.: Ника, 1998. — С.17.

Проблема, поднимаемая в данной работе, с позиций социальной философии заключается в том, чтобы выявить влияние нравственного Абсолюта, который проявляется через категории добра и зла в современных мистических учениях на формирование ценностного мира молодёжи, ориентированной на восприятие мира эзотерическим путём.

Степень разработанности проблемы. Возникновение новых форм мистицизма в настоящий момент пока еще не находит должного внимания среди учёных. Однако на протяжении всей истории философской мысли к данной теме обращались различные мыслители. Особенно ярко проявились научные изыскания в области исследования мистицизма в XIX и XX веке. Почву для таких исследований заложили философы и практики - эзотерики: Е. Блаватская, Р. Штейнер, Г. Гурджиев, А. Бейли, А. Безант, Ч. Лидбитер, Н. и Е. Рерих и другие.

С точки зрения философской, исторической и психологической мысли мистицизм рассматривается в работах русских мыслителей рубежа XIX-XX веков - Вл.С. Соловьёва1, который понимал правду как реализацию христианского идеала, С.Л. Франка - стремился примирить рациональную мысль и религиозную веру, С.Н. Булгакова - считал, что все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах, H.A. Бердяева4 - выводил идеи свободы, творчества и объективации; идею личности, лежащую в основе антропологии, социальной философии и этики.

Из более поздних имён можно упомянуть И.Т. Касавина5, который разрабатывал концепцию вненаучного знания, способного составить определённую «конкуренцию» научному знанию и имеющему свои «ответвления»: паранаучное, донаучное, псевдонаучное знания, П.С.

1 Соловьёв B.C. Сочинения: в 2 т. — М., Мысль, 1990.

2 Франк С.Л. Сочинения. — М., 1990.

3 Булгаков С.Н. Свет невечерний. — М., Республика, 1994.

4 Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989.; Бердяев H.A. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994.

5 Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. — М., Политиздат, 1990.

Гуревича6 - анализировал современный мистицизм, давая научные трактовки мистическому опыту, феномену «живучести» мистического в наши дни и влиянию мистических учений на сознание определённого процента населения, A.A. Яковлева7 - проанализировал модель мистического познания о и рефлексию, А.Ю. Григоренко - сделал выводы относительно современного мифологизированного представления о мистических феноменах, Ю.Л. Кимелёва9 - поставил проблему философского теизма в современном мире, С.А. Токарева10 - исторически обосновал верования людей в потустороннюю жизнь и мистический акт и некоторых других.

В среде зарубежных исследователей мистицизма следует отметить таких авторов, как Дж. Кларк, У. Джеймс, Дж. Фрэзер, А. Леманн, К. Джиамбалво, Дж. Росс, М. Лангон, К. Мошиньский, А. Эйер, Г. Энскомб, У. Остон, С. Чари, Дж. Эллис и другие. Степень научной разработанности темы этими авторами ограничивается исследованиями в области мистицизма, говорящего о нём как об опыте вненаучного знания с позиций психологии, культурологии,истории.

Все вышеназванные исследователи в основном, рассматривают модель мистического познания и связанных с ним ответных психологических реакций индивида на окружающую действительность. Кроме того, определённое место в их исследованиях отведено проблемам сектантства и механизмам, опирающимся на рационально-материалистическую парадигму, позволяющим вывести человека из-под влияния деструктивного культа. Вместе с тем, остаётся практически не разработанной проблема понимания структуры и содержания системы ценностей, существующей в настоящий момент в мистических учениях. В прикладном аспекте - отсутствует анализ

6 Гуревич П.С. Возрождён ли мистицизм? — М., 1984.

7 Яковлев A.A. Модель мистического познания и рефлексия // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М., Политиздат, 1990. — С. 82.

8 Григоренко А.Ю. Сон разума рождает чудовищ. — Л., Лениздат, 1986.

9 Кимелёв Ю. Философский теизм. — М., Наука, 1993.

10 Токарев С.А. Ранние формы религии. — М., Изд-во политической литературы, 1990. влияния идей мистического добра и зла на сознание и дальнейшее поведение людей, особенно молодёжи.

Следует отметить, что феномен мистицизма, так или иначе, рассматривался в разные эпохи представителями разных философских школ. В наиболее строго выдержанном экзистенциальном аспекте, находим его понимание у Кьеркегора.1 В данном случае речь идёт о религиозном мистицизме. И это представляется всего лишь небольшой частью многообразного по структуре и содержанию социального явления мистики.

Во взглядах современных зарубежных философов мистицизм рассматривается с целью обоснования проблемы существования души, как самостоятельной сущности и противостояния материалистически-сциентистским убеждениям. Одно из центральных мест в этом вопросе занимает проблема жизни после смерти. Джозеф Сейфрет, Ричард Суинберн, Джерард Дж. Хьюджес полемизируют с атеистами на данную тему. Однако, их понимание мистического мироощущения сводится опять-таки к христианской вере, а свою задачу они —видят в развитии теории бессмертия человеческой души. Недостатком такого философского подхода является то, что все представления о смерти и постсуществовании души человека связываются с верой, а не с научным знанием о феномене смерти.3

Другим наиболее значимым вопросом, вытекающим из философии мистицизма, можно назвать вопрос о существовании Бога. Философские изыскания в данном аспекте уточняют и сопоставляют научные и теистические позиции: Бог и современная наука; эзотерика и менталитет; общественное сознание и мистические феномены - далеко неполный перечень проблем, вызывающих философские дискуссии. Следует ли современной науке принять идею Творца Вселенной? Такой вопрос рассматривается как попытка синтезировать академические и эзотерические знания. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Республика, 1993.

2 Варгезе P.A. Великие мыслители о великих вопросах. — М„ 2001.

3 Там же. С. 140-146.

Наиболее близкими к нашему исследованию являются изыскания западных философов в вопросах соотношения философии, психологии, социологии и религиозных исканий. Так, Дж. Хьюджес считает, что «.Фрейд полагал, что религиозные верования являются проекцией нашей глубинной психологической потребности в идеальных родителях, которые могут дать нам любовь, защиту и ощущение стабильности.»4, Р. Суинберн -«. Можно ли полностью объяснить религию в понятиях психологии и социологии? Думаю, нет, потому, что люди обладают свободной волей, и, следовательно, их поведение нельзя полностью объяснить в любых понятиях, с какой стороны ни смотреть.»5.

Современные отечественные мыслители в вопросах понимания мистицизма стремятся постичь многообразие человеческого разума. Исследуется роль мифа в формировании современных мистических представлений. В том числе рассматривается и феномен объяснения аномальных явлений (НЛО, полтергейст и пр.), что способствует процессам онаучивания мистических учений. В аспекте поиска тайных вненаучных знаний предпринимаются попытки охарактеризовать модели мистического познания (Яковлев A.A.), рассмотреть мнимые и подлинные тайны магического искусства (Касавин И.Т.), определить место астрологии в системе неортодоксальных знаний о мире и планете Земля (Пружинин Б.И.)6.

Целью настоящей работы является определение основных аспектов воздействия современных мистических учений через выражение интересов субъектов в идеальной форме (понятия добра и зла) на сознание российской молодёжи и на устойчивость развития общества.

В связи с этим, необходимо решить ряд задач, а именно: • выявить специфику разнообразных форм проявления современных мистических учений;

4 Дж. Хьюджес. Психология, социология и религиозные убеждения // Великие мыслители о великих вопросах. — М., 2001. — С. 163.

5 Варгезе Р. Великие мыслители о великих вопросах. — М., 2001. — С. 166.

6 Цит. по Касавин И.Т. Заблуждающийся разум.?Многообразие вненаучного знания. — М.,. Политиздат, 1990.

• определить структуру и элементы современного мистицизма как социального феномена;

• определить специфику духовной составляющей ценностного мира молодого человека современной России;

• рассмотреть неомистицизм как специфическую ценность, способствующую формированию морали и определению сущности противостоящих друг другу категорий нравственного Абсолюта (добра и зла);

• методологически рассмотреть вопрос социализации мистически ориентированной молодёжи в России;

• рассмотреть категорию «мистического зла», способствующую существованию асоциальных форм мистицизма (сатанизм, люциферизм, иллюминатство) и социокультурный механизм приобщения современной молодёжи к негативным идеям поиска своего смысла существования;

• определить аксиологический статус околонаучных направлений (уфологии, эниологии, трансперсональной психологии и др.), граничащих с эзотерическими формами познания и дать оценку их роли в динамическом развитии неомистических идей;

Источниковедческую базу работы составила научная, эзотерическая и научно-популярная литература. На основании анализа этих первоисточников было проведено авторское исследование проблемы состояния современного мистицизма в России. Одновременно в целях методологического обеспечения данного исследования из числа научно-академических, философских и естественнонаучных трудов были

1 л л использованы работы Н. Бердяева, К. Ясперса, Ж. П. Сартра, Н.

1 Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.; Бердяев H.A. Философия свободного духа. — М., Республика, 1994.

2 Ясперс К. Философия и нефилософия. Философия в будущем // Феномен человека. Антология. — М.: Высшая школа, 1993.; Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М. Республика, 1994.

3 Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм И Приложение к бюллетеню «Новые книги за рубежом». — М„ 1953.

Аббаньяно,4 М. Бубера,5 А. Бергсона,6 А. Шопенгауэра7, И. Шкловского8, А. Урсула9 и других.

Методология исследования. Авторский поиск стимулировали методологические идеи, выдвинутые отечественными и зарубежными исследователями в процессе анализа природы мистических убеждений. В аналитической части исследования самого феномена мистицизма, его генезиса и структуры применялись методы классификации, исторического и структурно-функционального анализа. В процессе изучения ценностного мира мистически ориентированной молодёжи, проблем жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, а также поиска смысла существования применялся экзистенциальный анализ. Кроме того, в диссертации при анализе современных форм мистицизма использованы принципы диалектики.

Объектом исследования является неомистицизм, как социокультурный феномен, присущий общественному сознанию и формирующий ценностно-нормативный регулятив жизнедеятельности мистически ориентированного сообщества.

Предметом исследования является специфика неомистицизма, как система ценностей, создаваемая эзотерическим путём и оказывающая воздействие на сознание и поведение молодёжи в пореформенной России через нравственные потребности.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что:

1. Выявлен ценностный мир современных мистических учений и представлено приятие категорий нравственного Абсолюта (добра и зла) молодёжью в процессе её социализации в пореформенной России, что

4 Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. / Пер. Зорина A.A. / — СПб., Алетея, 1998.

5 Бубер М. Два образа веры. — М., Республика, 1995.

6 Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. // Собрания сочинений, М., 1992. — Т.1.

7 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Собрание сочинений, T.l, М., 1992.

8 Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. — М., «Наука», 1980.

9 Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций. — Кишинёв, «Штиинца», 1988. даёт основание предполагать и утверждать - приятие данных абсолютизированных категорий в мистическом мироощущении приводит к состоянию фрустрации, способной порождать чувство агрессии по отношению к социальной среде.

2. Рассмотрен вопрос о формировании морали у мистически ориентированной личности через эзотерическое мировосприятие;

3. На данной основе дано авторское определение сущностных признаков мистического опыта, присущих современному молодому человеку (практичность, прямая интуиция Абсолюта, потребность в любви, приобретение психологического опыта). Это явилось альтернативой формулировкам известного американского философа и психолога Уильяма Джеймса, и раскрыло в большей степени суть мистического опыта.

4. Методологически обоснованы основные психосоциальные проблемы мистически ориентированного молодого человека в современной России: как-то, отношение к жизни и смерти, понимание свободы, ответственности и выбора, поиск смысла существования, играющие ключевую роль в выборе позитивной или негативной модели поведения в социуме.

5. Выявлена природа аутентичности мистически ориентированной личности, влияющая на выбор модели поведения в социуме и определяющая позитивные и негативные действия современного мистика.

6. Дан анализ духовной стороны жизни современного молодого человека и раскрыт психологический механизм отчуждения индивида, погрузившегося в мистико-оккультные учения. Методологически обоснованы пути возврата такого человека к полноценной социально активной деятельности. В этой связи обоснована необходимость нового аксиопсихотерапевтического практического направления для работы с «неадекватно» мыслящей молодёжью.

7. Определено место в системе культуры новым околонаучным направлениям (на примере уфологии) и обоснована идея считать их культурологическими зонами мышления современных специалистов, рассматривающих эзотерику как одну из форм вненаучного познания мира.

В процессе исследования получены следующие конкретные результаты, которые выносятся на защиту:

1. Показано, что появление новых мистических культов в нашей стране связано, прежде всего, с общим кризисом культуры и, в том числе, христианства, являвшегося существенным элементом европейской и американской систем ценностей. У современного молодого человека есть потребность к познанию нетрадиционных духовных ценностей. Мировоззренческий вакуум заполняется идеями, имеющими философско-религиозное и психологическое начало. Эти идеи воплощены в современных мистических учениях, которые отходят от ортодоксальных форм вероисповедания.

2. Представлена модель структуры мистицизма, отличная от существующего многообразия моделей структуры религиозных систем. В ней можно выделить: а). Теоретическую область; б). Практическую область; в). Мистические сообщества; г). Отношения между ними.

Несмотря на то, что отдельные элементы имеются и в традиционных религиях, специфика структуры мистицизма представлена не в форме, а в содержании существующих элементов. Например, в практической области тем, что культы мистические в корне отличаются от культов религиозных. В мистицизме - это процесс творческого начала, динамичного исполнения ритуала с целью изменить окружающую действительность. В религии же культ носит умилостивительный характер. Кроме того, мистический культ представлен широким спектром духовных практик, не имеющих аналогов с традиционными религиозными культами. Аналогично дело обстоит и с другими элементами структуры мистицизма. В связи с этим в пятом параграфе работы предлагается авторская интерпретация основных составляющих элементов неомистицизма.

3. На примере трансформирования взглядов молодых людей, склонных к эзотерическому мироощущению показано, что неомистицизм в России переживает «вторую волну» своего рождения. Первоначально (середина 80-х - начало 90-х годов) это социокультурное явление в идейном плане выглядело хаотично, неупорядоченно. Категории нравственного Абсолюта (добро и зло) были «перемешаны» с общими идеями мистических доктрин. Невозможно было провести грань между «чёрным» и «белым» аспектами мистики.

Научно-философский подход к изучению неомистицизма дал возможность определить опасность увлечения как «белым», так и «чёрным» аспектами мистицизма. Идеи добра и зла в мистицизме проявляются как абсолютные формы, но не как относительные. Фанатичное уверование в них и возведение в некий абсолют приводит к деформации сознания, что в свою очередь негативно сказывается на процессе социализации личности.

4. Определено место в мистицизме философии эзотерического зла. Её влияние распространяется на теоретическую область мистицизма (сатанизм, люциферизм) и практическую (ритуалы чёрной магии, деструктивное ведовство и т.п.). Исследования показывают, что склонной к злу становится, как правило, отчуждённая молодёжь. Субъективно отчуждение проявляется в чувствах апатии, одиночества, равнодушия, атрофии высоких социальных и гуманитарных ценностей, восприятии явлений действительности как противостоящих и противодействующих личности. С позиций социальной философии становится необходимым рассмотреть феномен приобщения к мистическому злу. Не всегда противостояние здоровому и трезвому взгляду на мир есть патология мышления. Сатанист в своём мире предстаёт субъектом некой силы и могущества. Его потребности компенсируются активными формами агрессии по отношению к социуму. Немаловажную роль в этом процессе играет состояние фрустрации, проявляющееся практически у всех мистиков и выступающее провоцирующим фактором для последующей агрессивности. Экзистенциально сатанист оправдывает свои действия и поступки. Однако, возникает необходимость нейтрализовать подобный социальный вред.

Настоящая работа предусматривает оценку приятия мистического зла, как потребность у конкретного человека, с позиций личностно-экзистенциальных измерений. Рассматривая феномен мистического зла в абсолютном проявлении, в чём заключается новизна данного исследования (предыдущие философские выводы делались в сравнительном анализе зла с добром: Н. Лосский, М. Малерб), появляется возможность рассмотреть этносоциальный аспект мифологизированного современного сознания, способного персонифицировать мистическое зло.

5. В качестве основополагающего критерия нравственности, сформированной у молодёжи в результате увлечения неомистическими учениями, выдвигается аутентичность, т.е. соответствие сознания человека именно его собственному, «подлинному» сознанию. В социальной и психологической оценке человека наблюдается момент, когда проблемы его экзистенциального поиска напрямую связаны не только с конкретными причинами, но также из-за того, что он живёт и действует неправильно, зачастую противоречит своей природе. Большинство социальных, психологических и медицинских проблем - плод глубокого расхождения между живой человеческой природой и современным образом жизни вообще. Возникает вопрос: как же должна быть организована жизнь в соответствии с её сутью? - и ещё один - а какова суть?. С позиций аутентичности раскрывается иное мировоззрение, основные принципы которого сформулированы в данном исследовании. Если же это подкрепляется мистическими доктринами, то человек со своим образом мышления однозначно «не вписывается» в адекватную схему социума и становится не социально активным, а порой просто потерянным для общества.

6. На примере новых околонаучных направлений (биоэнергетика, уфология, трансперсональная психология и др.) показывается процесс усиления научными идеями современного мистицизма. Это говорит в пользу происходящего процесса синтеза знаний и веры. Это важно с той точки зрения, что проблемы добра и зла оказываются в центре внимания данных специализаций, трансформировав древние и средневековые представления на современный лад. Вопрос о соотношении средневековой демонологии и современной уфологии неоднократно поднимался и представителями околонаучных дисциплин (парапсихологами, экстрасенсами), и служителями религиозных культов, и самими исследователями паранормальных явлений, в том числе уфологами. Важно определить какое место в аномальных явлениях отводится аспекту зла, и как при помощи псевдонаучного понятийного аппарата, выработанного исследователями аномальных явлений найти ему место в системе мироздания.

7. Под реадаптацией следует понимать, прежде всего, восстановление истинно благоприемлимых для общества поступков (к примеру, сатаниста), который уже «адаптировался» в своём мистическом мире, и не желает самостоятельно разрушать его. Реадаптация есть процесс восстановления природной аутентичности, исключающей попытки получать наслаждение от негативных поступков, осознавая, что за всем этим стоит Нечто дьявольское.

Методологически данная проблема будет подробно рассмотрена в последнем параграфе работы.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют: 1. Восполнить пробел в малоисследованной области отечественной социальной философии, а именно социокультурного пласта мистики, и тем самым более полно представить её развитие.

2. Показать результаты воздействия на сознание молодого человека категорий нравственного Абсолюта (мистического зла и добра) с учётом мифологического сознания последнего.

3. Уточнить оценки ряда современных философов относительно социокультурного феномена неомистицизма. Эти уточнения могут быть использованы при написании научных работ по философии, культурологии и религиоведению.

4. Выявить круг проблем, без решения которых невозможно реадаптировать молодого человека и вернуть к социально активной жизни при попадании под влияние деструктивного культа.

5. Оказать методическую помощь комитетам по делам молодёжи, правоохранительным органам и другим административным инстанциям, занимающимся вопросами движений неформальных молодёжных объединений, в частности асоциальной направленности.

Апробация работы. Основные положения, выводы и результаты проведённого исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях. В том числе: «Формирование непрерывного экологического образования» (Пенза, 1998 г.); «Современное понимание проблем уфологии, эниологии, аномалистики» (Пенза, 1999 г.); «Свобода в России: иллюзии, реальность и будущее» (Пенза, 2000 г.); «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (Волгоград, 2000 г.); «Семья в России: история и современность» (Тверь, 2001 г.); «Экология сознания человека и феномены природы» (Пенза, 2001 г.); «Славянство. Русь. Россия. Исторические корни и этнокультурные традиции» (Пенза, 2001 г.); «Социализация личности в пореформенной России: теория и практика» (Пенза, 2002 г.); «Языковые и культурные контакты различных народов» (Пенза, 2002 г.); «XXI век: Россия и запад в поисках духовности» (Пенза, 2003 г.); «Актуальные проблемы науки в России» (Кузнецк, 2003 г.); «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2003 г.); «Психологопедагогические исследования в системе образования» (Москва-Челябинск, 2003 г.).

Материалы диссертационной работы использовались в процессе чтения учебных курсов «Философия» и «Культурология» в вузах г. Пензы.

Содержание диссертации изложено в 2 монографиях, 2 научно-методических разработках, 36 статьях и иных публикациях.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Волков, Сергей Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышеизложенного можно сделать выводы по поводу того, что мистицизм остаётся фактом нашей культуры. Его природно-гносеологические корни уходят в глубину исторических формирований отвлечённых понятий, развития познания, постижения сути вещей. Мистицизм иррационален по своей природе. Этим он принципиально отличен от религии, которая, как бы предлагает, рациональный путь познания духовного мира через Библию и другие Священные Писания.

Неомистицизм характеризуется на современном этапе развития нашего общества тем, что претендует на «онаучивание» своих эзотерических истин. В результате чего появляются новые нетрадиционные научные направления, которые формируют новое специфическое мировоззрение у большинства людей, в том числе и молодёжи.

Мистицизм философичен. А опасаться за судьбу философии нет серьёзных оснований, поскольку только через философию возможен поиск Абсолюта и стремление к обобщениям и абстракциям. Мистицизм позволяет вычленить, с точки зрения этики, духовную составляющую человеческого существа, показать его духовный рост и приобщение к возвышенным идеалам. Наконец, в мистической философии находят место человеческие поиски смысла жизни, понимания проблем жизни и смерти, а также выбор способа собственного человеческого существования.

Всё это присуще современной молодёжи, чьи мироощущения и явились предметом данного исследования.

Таким образом, подводя итоги проведённого исследования следует отметить, что:

1. Мистика как социокультурное явление и мистицизм, объясняющий доктринально положения мистики могут претендовать на статус самостоятельного феномена нашей действительности в рамках культуры любого народа. Следует понимать, что мистицизм не только является проникающим явлением в науку, мифологию и религию, и, как бы пронизывающим, их насквозь, но и имеет свою внутреннюю структуру с конкретным набором элементов, специфичным по содержанию и коренным образом отличающихся от элементов религиозных.

2. Мистицизм претендует на формирование нравственных ценностей у людей, имеющих к нему причастность. Он чётко противопоставляет категории добра и зла, олицетворяя и персонифицируя их. Посредством этого человек, приобщившийся к мистическим учениям, формирует собственную эзотерическую этику. Причём в мистицизме этот процесс значительно шире по набору сущностных этических элементов, чем в какой-либо религии.

3. Развившиеся в конце XX столетия неомистические воззрения косвенно способствуют процессу зарождения новой общенаучной парадигмы. Процесс синтеза мистического и научного, против которого борется академическая наука, всё же имеет место быть. Этот процесс отличен от синтеза религиозного и научного, поскольку свобода выбора в мистицизме значительно шире и ёмче. Вероятно, в настоящее время человечество, согласно концепции научных революций Т. Куна, стоит на пороге открытия новых «правил игры» для науки. Это связано с открытием аномальных фактов, необъяснимых в рамках господствующих воззрений. Неомистицизм в таком случае выполняет роль социального катализатора новых научных подходов.

4. Данное исследование показывает, что околонаучные направления, получившие свою жизнь в конце XX столетия, скорее могут претендовать на роль пока ещё только культурологических зон мышления современного образованного человека, но не на научную отрасль, имеющую предмет изучения, такую как феноменальный мир, психика и прочее.

5. Своеобразной частью населения современной России, увлекающейся неомистическими учениями, выступает молодёжь. Из исследования видно, что процесс этот может протекать совершенно безболезненно в случае приятия положительных ценностных ориентаций людьми и понимания равноправных позиций добра и зла, существующих в мире. Некоторые околонаучные направления, балансирующие на стыке с мистицизмом, как раз способствуют этому. В случае же обращения к негативным ценностям либо фанатичного уверования в силу одного из двух нравственных Абсолютов (Бог - добро, дьявол - зло) процесс вовлечения молодёжи в мистицизм приобретает опасный для социума характер.

6. Возникновение неомистических воззрений связано с кризисом традиционных форм религиозного сознания. В социокультурном плане прослеживается тенденция молодёжи принять сегодня идеи духовного освоения мира, где находят место свобода выбора и принципы аутентичности. Именно этим принципиально отличается неомистицизм от западного христианства, не отвергающего материальные ценности, и от восточных религий, напротив ставящих на первый план идею заботы о душе и игнорирование ценностей феноменального мира.

7. Эзотерические доктрины мистицизма, при углубленном изучении их, пробуждают интерес к философскому осмыслению основ мироздания, и такие проблемы как жизнь, смерть, смысл существования особенно остро проявляют себя в сознании мистически настроенных личностей. Отношение через мистическое мироощущение к данным категориям (например, к смерти) способствует формированию у молодого человека, с одной стороны, отсутствие страха (положительное начало), а, с другой, жизненную пассивность, социальное бездействие в надежде на последующее перевоплощение и убеждённость в фатальности своего бытия (отрицательное начало).

8. На данном этапе развития современного российского общества наиболее приемлемыми в работе психотерапевтов и психологов с лицами, адаптированными в мире мистического зла, должны стать методы экзистенциальной психологии. Методология таких практик представлена в авторском варианте.

Молодой человек, принимающий образ жизни согласно своим мистическим убеждениям адаптируется в новых для него условиях жизни. Реадаптировать и ресоциализировать необходимо таких людей, которые обратились к мистическому и перешли разумную грань мировосприятия, то есть обратились к фанатичному вероисповеданию. Для такой категории молодёжи требуется не только традиционный психотерапевтический и психологический подходы, но и нетрадиционный, опирающийся в своей основе на положения религиозных догм. Знания Библии, Закона Божьего могут оказать непосредственную помощь специалисту, работающему с молодым человеком, уверовавшим в своего Бога.

Наибольшую опасность в обществе способны представлять группы неформального образования, такие, например, как сатанисты и некоторые огнепоклонники в скандинавских традициях, исповедывающие культы насилия и жестокости. В связи с потенциально развивающейся социокультурной и экономической обстановкой в стране, принять идеи мистического зла молодёжь способна значительно быстрее, чем идеи добра. Поэтому и правоохранительным органам приходится ориентироваться на религиозно-мистические тенденции в молодёжной среде. Но поскольку система запретов, как показывает практика, не всегда эффективна, приходится разрабатывать иные формы воздействия на социальные мистически настроенные элементы с привлечением учёных, психологов, врачей и педагогов.

В современных условиях неомистицизм осуществляет попытку предложить моральные установки, несколько отличные от религиозных догм. Трактуя своё понимание Добра и Зла, современные мистические школы базируются скорее на ветхозаветном учении. Понимая, таким образом, категории нравственного абсолюта, молодые люди выбирают модели поведения согласно принципам «око за око» и т.п.

Необходимо отметить и тот факт, что в последнее время всё больше и больше раздаётся голосов по поводу того, что на планете не существует идеальной религии. XXI век, якобы должен принести новое религиозное учение. В связи с этим современные мистики утверждают, что 2000-й год -начало Апокалипсиса. Но новое понимание его заключается в том, что, согласно мистическим представлениям, эпоха Водолея должна принести новое учение, где понятия Добра и Зла будут пониматься не по канонам Нового Завета.

И, наконец, проведённое исследование показывает, что потенциально современное российское общество в лице отдельных субъектов (в первую очередь молодёжи) испытывает в социокультурном и психологическом плане потребность приобщения к мистическим идеям. Эта потребность определяется: во-первых, бытийными проблемами отдельно взятого человека, а иногда и небольшой этнической группы; во-вторых, влиянием на сознание общества идей представителей неортодоксальных научных направлений через средства массовой информации; в-третьих, существующей природной психофизиологической доминантой чувствовать себя частью Космоса; в-четвёртых, наличием архетипичных моментов, имеющих корни в языческом прошлом славянских народов.

Таким образом, неомистицизм остаётся явлением социокультурным и историческим. По всей вероятности, он навсегда останется оппозицией к традиционным религиям планеты, но в перспективе может сыграть роль в формировании абсолютно нового надконфессионального социального культурологического новообразования, питая его своими мифологизированными сюжетами современной действительности.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Волков, Сергей Николаевич, 2004 год

1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. / Пер. Зорина A.A. / СПб.: Алетея, 1998.

2. Абрамян Л.А. Идеально ли идеальное? // Вопросы философии. 1987. №10.

3. Абрамян Л.А. О реальности идеального. Ереван, 1989.

4. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания / Под ред. Касавина И.Т./. — М., 1990.

5. Адам Д. Восприятие, сознание, память (размышление биолога). М., 1983.

6. Ажажа В.Г. Иная жизнь. М.: Голос, 1998.

7. Айламизян А.К., Стась Е.В. Информатика и теория развития. М., 1989.

8. Алеф 3. Путь сияния. М.: Звонница-МГ, 1995.

9. Андерхилл Э. Мистицизм. М.: «София», 2000. Ю.Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 1988. П.Аристотель Сочинения: в4т.-М., 1975-1984.

10. Аршавский И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов // Вопросы философии. 1986. №11.

11. Афоризмы старого Китая. М., Наука, 1991.

12. Бахур В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного «Я» // Вопросы психологии. — 1980. №5.

13. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». -М., 1986.

14. Белогородский М.Н. Эниологические идеи Циолковского и их подтверждение // Феномены Природы и Экология Человека. Казань, 1994.

15. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909.

16. Бергсон А. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1992. - Т. 1.

17. Бердяев H.A. // Мир философии, часть II. М., 1991.

18. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989.

19. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

20. Беркли Д. Сочинения. М., 1979.

21. Бернал Дж. Возникновение жизни. М., 1969.

22. Бехтерев В.М. Бессмертие с точки зрения науки. Пг., 1918.

23. Бехтерева Н.П. Нейрофизиология мышления сегодня // Сб. 4-е Анохинские чтения. 27.01.1986.

24. Бёме Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении. М.: Терра, 2001.27.Библия.г

25. Бинсвангер JI. Бытиё в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. — М.: «КСП», СПб. «Ювента», 1999.

26. Биология старения (руководство по физиологии). Л., 1982.

27. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг. Разум, Поведение. — М., 1988.

28. Блэк С.Джейсон, Кристофер С. Хайатт. Вуду в мегаполисе. М.: «Ника». 1998.

29. Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Эксмо-Пресс, 1998.

30. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб, 1999.

31. Борбели А. Загадка сна. М., 1989.

32. Бом Д. Квантовая теория. М., 1965.

33. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. — М.: Наука, 1990.

34. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.

35. Бубер М. Вина и чувство вины // Вестник РАТЭПП. СПб, 1994.

36. Будущее искусственного интеллекта. М., 1991.

37. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994.

38. Булыгин A.B. К истокам идеального (естественнонаучный анализ проблемы). Л.: ЛГУ, 1989.

39. Буржуазная философия кануна и начала империализма. -М., 1977.

40. Балле Ж. Параллельный мир // Великие загадки Земли. М.: Прогресс, 1995.

41. Варгезе P.A. Великие мыслители о великих вопросах. М., 2001.

42. Вейн A.M. Три трети жизни. М.: Знание, 1991.

43. Вейценбаум Д. Возможности вычислительных машин и искусственный интеллект. М., 1982.

44. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. Пг., 1922.

45. Вивекананда С. Вдохновенные беседы. Н.: Беловодье, 1993.

46. Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.

47. Виленчик М.М. Биологические основные старения и долголетие. М., 1988.

48. Винер Н. Кибернетика. М., 1982.

49. Войтенко В.П. Проблема старения и смерти в современной биологии // Вопросы философии. 1982. №6.

50. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на земле. М., 1988.

51. Волков С.Н. Мистицизм в современной молодёжной среде: социально-философский анализ // Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1996.

52. Волченко В.Н. Приятие Творца современной наукой // Сознание и физическая реальность. 1997. №1. - Т.2

53. Волькенштейн М.В. Современная физика и биология // Вопросы философии. 1989. №7.

54. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М., Институт молодёжи, 1997.

55. Воскобойников А.Э. Концепция современного естествознания (учебное пособие) М., МГСА, 2002.

56. Вундт В. Душа и тело. СПб., 1909.

57. Гадамер Г.Х. Истинный метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

58. Гайденко П.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии. — 1995. №3.

59. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1937. - Т.5; 1939. - Т.6.

60. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. М., 1956. - Т.З.

61. Гекерторн Ч.У. Тайные общества всех веков и стран. М., 1993.

62. Гесслер К. О сущности жизни. М., 1969.

63. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Творчество. М.: Наука, 1991.

64. Гонзалес-Виплер М. Что происходит после смерти. СПб., 1997.

65. Горелов A.A. Концепция современного естествознания. -М.: Центр, 1997.

66. Григоренко А.Ю. Сон разума рождает чудовищ. JL: Лениздат, 1986.

67. Гроф С. За пределами мозга. М., 1992.

68. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 1994.

69. Гуиди Р. Энциклопедия ведьм и колдовства. М.: Вече, 1998.

70. Гуревич П.С. Возрождён ли мистицизм? М., 1984.

71. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.

72. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М., 1999.

73. Гуссерль Э. Логические исследования. СПб., 1909. 4.1.

74. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Логос. 1992. №3.

75. Давыдов А. Научные доказательства нашего личного бессмертия (опыт теории физико-механического построения духовного организма). М., 1914.

76. Давыдов В.В., Иллеш Е.Э. Исторические корни психофизического параллелизма // Вопросы философии. 1979. №11.

77. Декарт. Сочинения: В 2 т. М., 1989-1993.

78. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия. 1995.

79. Джеймс У. Многообразия религиозного опыта. М., 1992.

80. Джиоев О. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии П Вопросы философии. 1981. №6.

81. Диалектическое противоречие. -М., 1979.

82. Дидро Д. Сочинения: в 2 т. М., 1986-1990.

83. Дискурсы эзотерики (философский анализ) / отв. ред. Л.В. Фесенкова. -М.: Эдиториал УРСС, 2001.

84. Дельман В.М. Почему наступает смерть. Л., 1973.

85. Дельман В.М. Большие Биологические Часы. М., 1981.

86. Дойль А.К. История спиритизма. СПб, 1998.

87. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993.

88. Донини А. У истоков христианства. -М.: Политиздат, 1989.

89. Доусон К.Г. Религия и культура. СПб, Алетея, 2001.

90. Древнекитайская философия в 2 т. М., 1972-1973.

91. Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины (критика искусственного интеллекта). М., 1978.

92. Дубинин Н.П. Диалектика происхождения жизни и человека // Вопросы философии. 1979. №11.

93. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М.: СОВАМИНКО, 1989.

94. Дубровский Д.И. Мозг и психика II Вопросы философии. — 1968. №11.

95. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. -М., 1971.

96. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

97. Дубровский Д.И. Категории идеального и её соотношения с понятиями индивидуального и общественного сознания II Вопросы философии. -1988. №1.

98. Евтушенко Е. Талант есть чудо неслучайное. М., 1980.

99. Ерёмин Ю.В. Юношеский изоляционизм орудие антикоммунизма. -М., 1976.

100. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990.

101. Звегинцев В.А. К вопросу о природе языка // Вопросы философии. -1979, №11.

102. Зеличенко А. Психология духовности. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.

103. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы философии. 1991. №2.

104. Знание за пределами науки / Сост. и ред. И.Т. Касавин. М.: Республика, 1996.

105. Иванов Е.М. Природа субъективной реальности. Саратов, 1988. Деп. ИНИОН37595.

106. Игумен Иоанн (Экономцев), Православие. Византия. Россия. Москва, 1992.

107. Ильенков Э.В. Психика и мозг // Вопросы философии. 1968. №11.

108. Ильенков Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка (речи) // Вопросы философии. 1977, №6.

109. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1982.

110. Исследования памяти / Под ред. И.И.Корн. М., 1990.

111. Исповедник Максим. Творения: В 2 т. М., 1993.

112. Истоки тайноведения. Симферополь: Таврия, 1994.

113. Журнал Московской патриархии. 1991, №2.

114. Кавендиш Р. Магия Запада. М., 1994.

115. Каммерер П. Смерть и бессмертие. M.-J1. 1925.

116. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993.

117. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. М.: Книга, 1990.

118. Кемеров В.Е. Метафизика динамика (К вопросу об эволюции метафизики) // Вопросы философии. - 1998. №8.

119. Кесарев В.В. Движущие силы развития земли и планет. JL, 1967.

120. Кибернетика: перспективы развития. Неограниченные возможности и возможные ограничения. М., 1981.

121. Кибернетика живого. Биология и информация.-М., 1984.

122. Кибернетика живого. Человек в разных аспектах. М., 1985.

123. Кимелёв Ю. Философский теизм.-М., Наука, 1993.

124. КингМ., Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия. — М., 1998.

125. Клизовский А. Психическая энергия. Рига: Виеда, 1991.

126. Клике Ф. Пробуждающееся мышление (у истоков человеческого интеллекта). М., 1983.

127. Критика буржуазных теорий молодёжи / Под ред. Б.К. Лисина. М., 1982.

128. Койнер Дж. Происхождение, возраст и возможная конечная судьба земли // Планета Земля. М., 1964.

129. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1964.

130. Кольченко В. Густав Шпет: От феноменологии к герменевтики // Логос. 1992. №3.

131. Кон И.С. Открытия «Я». М., 1979.

132. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981. №3. -Т.2

133. Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 1910 в сб.: Родоначальники позитивизма. Вып. 2, 4, 5. СПб. 1910-1913.

134. Красин А.Н. Объективация человеческого «Я» как социокультурная ценность // Культура. Политика. Молодёжь. М.: Институт молодёжи. Вып. 2, 1996.

135. Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса // Вопросы философии. — 1998. №4.

136. Крэг Д.М. Современная магия. СПб.: Китис, 1991.

137. Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. М., 1979-1980.

138. Кузнецов Б.Г. Этюды об Эйнштейне. М., 1965.

139. Кулаков Ю.И. Синтез науки и религии // Вопросы философии. 1999. №2.

140. Куницын Г.И. НЛО: философский аспект // Каждому о НЛО. М., 1991.

141. Кучинский С.А. Человек моральный. М., 1987.

142. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

143. Лаберж С., Рейнгольд X. Исследование мира осознанных сновидений. — М.: Изд.-во Трансперсонального института, 1995.

144. Лаврин А. Что такое смерть // Психология смерти и умирания. -Минск, 1998.

145. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

146. Леви Э. Учение и ритуалы высшей магии. М., 1994.

147. Левин С. Кто умирает? Киев: София, 1996.

148. Лейбин В.М. Психоаналитическая трактовка структуры личности и неофрейдистская трактовка самости // Вопросы философии. 1977. №6.

149. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М., 1982-1990.

150. Леман А. Мир суеверий и волшебства. М.: Терра, 2001.

151. Леонтьев А.Л. Проблемы развития психики. М., 1981.

152. Лефевр В. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. 1990. №7.

153. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. М., 1981.

154. Лившиц А. Почему мы умираем. Л.- М., 1925.

155. Лифшиц М. Собр. соч. в 3-х т.т. Т.З. М., 1968.

156. Лихошерстных Г.У. Интуиция в науке, её природа и возможности // Вопросы философии. 1984. №6.

157. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1985-1988.

158. Лосев А.Ф. Истории античной эстетики (итоги тысячелетнего развития). М., 1992-1993. Кн. 1 - 2.

159. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

160. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд-во политической литературы, 1991.

161. Лосский И.О. Избранное. М., 1991.

162. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Изд-во политической литературы, 1991.

163. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Прогресс, 1992.

164. Лосский Н.О. Интеллектуальная, чувственная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995.

165. Лэмб М. Биология старения. М., 1980.

166. Магический кристалл: Магия глазами учёных и чародеев / Ред. и сост. И.Т. Касавин.-М.: Республика, 1992.

167. Малевин Л., Гросс П. Славянская магия и ведовство: — М., Рипол Классик, 2002.

168. Малерб М. Религии человечества. М.-СПб: Рудомино, 1997.

169. Малиновский Б. Магия, наука и религия. — М.: «Рефл-бук», 1998.

170. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10.

171. Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. М., Мысль, 1986.

172. Маркс К., Энгельс Ф. Естествознание в мире духов. Соч. Т. 20. - С. 373-383.

173. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. О религии (сборник). М., 1983.

174. Мартынов А. Исповедимый путь. М.: Импульс, 1992.

175. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1961.

176. Мечников И.И. Этюды оптимизма. — М., 1988.

177. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М., 1998.

178. Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер-творец. М., 1987.

179. Мифы народов мира. Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1992.

180. Мозг/Под ред. П.В.Симонова.-М., 1981.

181. Мозг и сознание / Под ред. Д.И. Дубровского и Р.И. Кругликова. — М., 1990.

182. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. №6.

183. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. -М., 1977.

184. Моуди Р. Жизнь после жизни. М., 1990.

185. Мунье Э. Персонализм. М., 1992.

186. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.

187. Налимов В.В. Рациональное и иррациональное // Человек. 1991.№4.

188. Налимов В.В. Бессознательное как проявление семантической Вселенной // Психологический журнал. - 1984. №6. - Т.5.

189. Населённый космос. М., 1972.

190. Немилов А. Что такое смерть? Пг., 1923.

191. Неговский В.А. Некоторые методологические вопросы современной реаниматологии // Вопросы философии. 1978. №8.

192. Нейман Дж. фон. Теория самовоспроизводящихся автоматов. М., 1979.

193. Никифоров О. Терапевтическая антропология Л.Бинсвангера // Логос. -1992. №3.

194. Николов Т. Долгий путь жизни. М., 1986.

195. Ницше Ф. Сочинения, II. М., 1990.

196. Новая ступень для человечества или живое учение шестой расы. М.: МКПШП «Извор», 1991.

197. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М., 1979.

198. О сущности жизни. М., 1969.

199. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова /. М., 1994.

200. Ортега-и-Гассет X. Эссе на эстетические темы в форме предисловия // Вопросы философии. 1984. №11.

201. Орфеев Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный интеллект». -М., 1978.

202. Павиленис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.

203. Папюс. Практическая магия. СПб: Изд-во Курьер-2, 1992.

204. Парнов Е.И. Трон Люцифера. М.: Изд-во политической литературы, 1991.

205. Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1902.

206. Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1968-1972.

207. Плотин. О благе или едином // Логос. 1992. №3.

208. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

209. Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX веке. М., 1990.

210. Поликарпов B.C. Феномен «Жизни после смерти». Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

211. Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия. М.: Наука, 1993.

212. Понамперума С. Происхождение жизни. М., 1972.

213. Попов Л.А. Этика. М.:Изд-во Центр, 1998.

214. Пригожин И., Стенгерс. Порядок из хаоса. М., 1986.

215. Пригожин И. Время. Хаос. Квант. М.: Прогресс, 1994.

216. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987.

217. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

218. Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. -СПб.: РХГИ, 1999.

219. Распутин В. Четыре повести. Л., 1982.

220. Рассел Б. Мистицизм и логика // Почему я не христианин? М., Изд.-во полит, лит.-ры, 1987.

221. Рафаэл Б. Думающий компьютер. М., 1979.

222. Реальности и прогнозы искусственного интеллекта. М., 1987.

223. Рильке P.M. Записки Мальте Лауридса Бригге. М., 1998.

224. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М.: Мир, 1995.

225. Русский космизм. -М.: Педагогика-Пресс, 1993.

226. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. 1991. №2.

227. Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: СПИКС, 1994.

228. Сабиров В. Этический анализ проблем жизни и смерти. М., 1987.

229. Сабощук А.П. О чувственных предпосылках мышления (проблема адекватности и идеальности чувственного образа). Кишинёв, 1984.

230. Самохвалова В.И. У порога третьего тысячелетия // Параплюс. М., 1994. №1.

231. Самохвалова В.И. Эзотерический путь познания // Параплюс, М., 1996. №3.

232. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

233. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Приложение к бюллетеню «Новые книги за рубежом». - М., 1953.

234. Сафонов В.И. Несусветная реальность. — М., 1990.

235. Семёнов Ю. Как возникло человечество. М., 1966.

236. Силк Дж. Большой взрыв. М., 1982.

237. Системные исследования. М., 1960.

238. Скотт Дж. Г. Сила ума. СПб.: СПИКС, 1994.

239. Скрипник А.П. Христианская концепция зла // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. -М.: Республика, 1992.

240. Сознание и физический мир // Яхтсмен. Вып.1 М., 1995.

241. Соловьёв B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989.

242. Соловьёв B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.

243. Соловьёв Э.Ю. Экзистенциализм // Буржуазная философия XX века. -М., 1974.

244. Солопов A.B. Идеальное: проблемы и гипотезы // Вопросы философии. -1987. №9.

245. Спиноза Б. Этика. М., 1935.

246. Спираль познания: мистицизм и йога. Мистика устами мистиков. М., «Прогресс», 1992.

247. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг (ассиметрия мозга). -М., 1983.

248. Стёпин B.C. Философия науки и техники. М.: ПИФ «Контакт-альфа», 1995.

249. Стёпин B.C. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс - Традиция, 2000.

250. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.

251. Суворов О.В. Сознание и Абсолют. М.: Логос, 1999.

252. Тайны XX века Н Опыты Уильяма Крукса. СПб, «Курьер», 2002. №5.

253. Ткачёв П. Сочинения. М., 1990.

254. Тринчер К.С. Можно ли искусственно создать живое? // Вопросы философии. 1965. №9.

255. Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.

256. Трубников Н.И. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. 1990. №2.

257. Тухолка С. Оккультизм и магия. М.: Фармпрогресс, 1994.

258. Тюхтин B.C. Проблема идеального: методологический анализ // Вопросы философии. 1987. №9.

259. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990.

260. Уокер А.Э. Смерть мозга. М., 1988.

261. Управление Информация Интеллект. М., 1976.

262. Урсул А.Д. Человечество Земля Вселенная. — М., 1977.

263. Успенский П.Д. Новая модель Вселенной. — СПб.: Изд-во Чернышёва, 1993.

264. Успенский П.Д. В поисках чудесного. СПб.: Изд-во Чергнышёва, 1994

265. UNIO MISTICA. М.: Терра-Терра, 1997.

266. Файдыш Е.К. Изменённые состояния сознания. М.: ДЭОС, 1996.

267. Физиологические механизмы старения. Л., 1982.

268. Философский словарь. М., 1991.

269. Фихте И.Г. Сочинения: В 2 т. СПб., 1994.

270. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955.

271. Фейербах Л. Сущность христианства. М., Мысль, 1965.

272. Флоренский П.А. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

273. Фолсон К. Происхождение жизни: маленький тёплый водоём. — М., 1982.

274. Форчун Д. Мистическая Каббала. Киев: София, 1995.

275. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

276. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

277. Французские просветители XVIII века о религии. М., 1975.

278. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. — М., Ренессанс, 1992.

279. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.

280. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

281. Фреймарк Г. Оккультизм и сексуальность. М.: Константа, 1994.

282. Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. -М., 1975.

283. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. — Л., 1988.

284. Фромм Э. Бегство от свободы. М., Прогресс., 1990.

285. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

286. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1998.

287. Фундаментальная структура материи. М., 1984.

288. Хайдеггер М. Время и бытиё. М.: Республика, 1993.

289. Хайам О. Рубай, 53 / Пер. О. Румер.

290. Хлебников Г. Орден Люцифера // Тайная власть. М., 1997. №13.

291. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. -Новосибирск, 1992.

292. Хэнзел И. Парапсихология. М., 1970.

293. Цехмистро И.З. Поиски квантовой концепции физических оснований сознания.-Харьков, 1981.

294. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. №10.

295. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М.: Высшая школа, 1991.

296. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., «Республика», 1999.

297. Что такое дзэн? Львов - Киев: Инициатива, 1994.

298. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М., 1985.

299. Шарден Т. де. Феномен человека. М., 1987.

300. Шарден Т. де. Божественная среда. М.: Ренессанс, 1992.

301. Швырков В.Б. Психофизиологическое изучение структуры субъективного отражения // Психологический журнал. 1985. №3. - Т.6

302. Шелер М. // Мир философии, часть II. М., 1991.

303. Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.

304. Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. М., 1987.

305. Шмальгаузен И.И. Проблема смерти и бессмертия. М.-Л., 1926.

306. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Сочинения: Т. 1. М., 1992.

307. Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. 1990. №7.

308. Штайнер Р. Теософия. Ереван: Ной, 1990.

309. Штайнер Р. Порог духовного мира. М.: Кокон, 1991.

310. Штайнер Р. Мистика. Ереван: Ной, 1993.

311. Штейман О.М. Исследование взаимосвязи мировоззрения и самосознания с уровнем самоактуализации личности в процессе профессиональной подготовки. Пенза: ПГПУ им. Белинского, 1999.

312. Штекль А. История средневековой философии. СПб.: Алетея, 1996.

313. Штеренберг М.И. К вопросу о функциональном определении жизни // Вопросы философии. 1967. №6.

314. Щукин H.H. Российская молодёжь между моралью и нравственностью //Культура. Политика. Молодёжь. -М.: Институт молодёжи. Вып.2, 1996.

315. Эккартсгаузен К. Ключ к таинствам натуры. Ташкент: Шарк, 1993.

316. Эмпирик Сект. Сочинения: В 2 т. М., 1975-1976.

317. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. - С.54-55.

318. Эндрю А. Искусственный интеллект. М., 1985.

319. Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1990.

320. Юнг К.Г. Об архетипах человеческого бессознательного // Вопросы философии. 1985, №1.

321. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.

322. Юркевич П.Д. Философские произведения. -М., 1990.

323. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М., 1994.

324. Янков В.А. Эскиз экзистенциальной истории // Вопросы философии. — 1998. №6.

325. Ярошевский М.Г. В поисках интегральной схемы психической деятельности человека // Вопросы философии. 1987. №12.

326. Ясперс К. Философия и нефилософия. Философия в будущем // Феномен человека. Антология. -М.: Высшая школа, 1993.

327. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

328. Dawson Ch. Religion and Culture. London, 1947.

329. Delacroix, "Etudes sur le Mysticisme". 1901.

330. Graf A. Naturgeschichte des Teufels (немецкий перевод с итальянского, 1892).

331. Ejken R. Der Sinn und Wert des Lebens. 1901.

332. Erickson, E.N. Identiti: Youth and Crisis. New York: W.W.Norton. 1968.

333. Fagen, J., & Shepherd, I. Gestalt Therapy Now. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books. 1970.

334. Henderson E. Toward Definition of Propaganda, Journal of Social Psychology. 1943, vol.18.

335. Jaspers K. Philosophic. Bd. I. Berlin. 1956

336. Lukacs G. Die Zerstorung der Vernunft. Berlin. 1954.

337. May R. The Art of Counceling. New York: Garden Press, 1966.

338. Marett R.R. The tresholds of religion. London, 1909.

339. Partnore C. The Rod, the Root, and the Flower. Aurea Dicta,cxxviii.

340. Popper K. The logical of scientific discovery. L., 1959.

341. Rogers C. The organization of personality. American Psichologist 2. 1947.

342. Sartre J.-P. Being and Nothingness (H. Barnes, Trans). London: Oxford University Press, 1966.

343. Sartre J.-P. L'Etre et le Neant. Paris, 1957.

344. Simmel G. Lebensanshauung. 2. Auflage. Munchen und Leipzig, 1922.

345. Truzzi M. Towards a sociology of the occults: Notes on modern witchcraft: Religions movements in contemporary America. Princeton, 1974.

346. Warnock M. Existentialism. London: Oxford University Press, 1970.

347. Whitehead. Religion in the making. Cleveland and New York, 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 197154