Феномен сновидения в философской антропологии :на материале античной философии тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.13, кандидат философских наук Львов, Александр Валерьевич

Диссертация и автореферат на тему «Феномен сновидения в философской антропологии :на материале античной философии». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 262072
Год: 
2007
Автор научной работы: 
Львов, Александр Валерьевич
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Курск
Код cпециальности ВАК: 
09.00.13
Специальность: 
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры
Количество cтраниц: 
200

Оглавление диссертации кандидат философских наук Львов, Александр Валерьевич

Введение

Глава 1. Онейрология в системе философской антропологии.

1.1. Философия тела как теоретико-методологическая основа онейрологии.

1.2. Коммуникативная природа сновидения.

1.3. Проблемное поле онейрологии.

1.3.1. Я и Другой в сновидении

1.3.2. Граница и поверхность.

1.3.3. Два пространства сновидения.

1.4. Метафизика сновидения и истоки символизма.

Глава 2. Онейрология в истории философско-антропологической мысли (на материале античной философии).

2.1. Архаический и классический периоды.

2.1.1. Гипнос и Онейрос (мифо-эпические предпосылки западноевропейской онейрологии в гомеровском эпосе).

2.1.2. О теории сна и сновидений античного атомизма.

2.1.3. Сон и сновидение в философии Платона.

2.2. Онейрология греко-латинского эклектизма (Цицерон, Макробий).

2.3. Зарождение христианской онейрологии: Тертуллиан.

2.4. Современный взгляд на теорию «образа» античной онейрологии.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Феномен сновидения в философской антропологии :на материале античной философии"

Настоящая диссертация посвящена исследованию феномена сновидения и рассмотрению такой междисциплинарной области как онейрология. Мы собираемся представить её как часть философской антропологии. Это, на наш взгляд, возможно за счёт тесной связи, в которой состоят два феномена: сновидения и телесности. Раскрыв эту связь, мы попытаемся представить особенный для современной философской антропологии взгляд на феномен сновидения.

Термин «онейрология» существует очень давно, трудно сказать, кто предложил его или использовал первым1. Очевидным при этом остается то, что онейрологические взгляды формируются вместе с человеком и его способностью к использованию языка.

Под онейрологией (от греч. "Оvsiqo$ - имя бога сновидений в Гомеровском эпосе, или «weigov» - сновидение; у Платона «6vsiQU)fy$, ещ» л сонные грезы) обычно понимается некоторая область междисциплинарных исследований, посвященная сновидениям. Этимологию греческого слова «онейрос» установить довольно сложно. Автор самой известной дошедшей до нас античной «онейрокритики» - Артемидор Эфесский предлагает следующие её варианты: во-первых, такое имя «дано от первопричины, или, исходя из выражения «произносить будущее» («to on eirei»), что означает попросту «говорить»3; во-вторых, «онейрос» воздействует на душу, «возбуждая и расшевеливая» («oreinei») её, иначе говоря, вещий сон, который «действует тем, что ведет нас к осуществлению предсказания» и после пробуждения «становится толчком к делу», преображает душу,

1 Термин используется нами для обозначения области знания, относящегося к сновидному, но в литературе (М. Фуко, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж.-Б. Понталис и др.) чаще встречаются его производные, имеющие отношение как к сновидению, так и к прочим «онейроидным» состояниям (видениям, обмираниям и пр).

2 Ср. с: Кратил. 421. Ь.

3 См.: Артемидор Далдианский. Сонник. I. 1. / Пер. М. Гаспарова, В. Зимитниевич и др., под общ. ред. Я. Боровского // Вестник древней истории. 1989. № 4. формирует ее и лепит; кроме того, в слове «oneiros» можно усмотреть еще и связь с именем нищего Ира, которого «жители Итаки называли так, «потому что у всех он там был посылках» 4. В общем даже из этого краткого экскурса видно, что сновидение есть, прежде всего, речь. Она же в свою очередь, есть, прежде всего, «послание», «обращение», о чем мы позже скажем особо.

Онейрология сейчас существует, не имея четкого определения для своего предмета. Можно сказать лишь, что это теория сновидения, дословно «наука о сновидении» в самом широком смысле. Однако и мы не претендуем на создание новой науки, а лишь пытаемся систематизировать то основное в знании о сновидении, что сближает его с философией человека. Таким образом, пробуем подвести это знание под общее основание, которое соответствует современному научному и философскому состоянию и тенденциям.

Вопросами теории сновидения занимаются представители различных как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, но мало кто пытался взглянуть на онейрологию с философских позиций, представить философский её аспект. «Философский» подход к проблеме представляется иными как прикрытие бессистемного, несвязного изложения порой весьма сомнительных теорий. Однако действительный философский подход имеет свои особенности и неоспоримые преимущества в рассмотрении нашей проблемы. Особенности представлены используемыми в диссертации методологическими и концептуальными установками - необходимыми элементами всякого исследования. Философский взгляд позволяет представить феномен сновидения в многообразии его проявлений, обосновать его.

Существует множество способов описания феномена сновидения, что отчасти обусловлено многообразием сфер человеческой жизни, в которых

4 Там же; ср. с: Гомер. Одиссея, XVIII, 7. Прозвище Арнеона, «всем известного бродяги» на посылках у женихов Пенелопы, образовано Гомером от имени вестницы богов Ириды (Ирис), которое Артемидор, в свою очередь, возводит, по мнению комментатора русского перевода В.Н. Ярхо, к глаголу «eiro» — «называть, определять, говорить». 4 этот феномен находит выражение. В диссертации мы попробуем привести примерный перечень подходов, связанных с разработкой онейрологической проблематики. Такая ретроспектива позволит определиться в терминологии и в дальнейшем изложении избежать двусмысленностей.

К XX в. на передний план здесь выходят два основных направления: психофизиологическое и психоаналитическое. Успех первого связан с прорывом в области биологического исследования сна (открытие БДГ-активности, биохимическое обоснование сновидчества, исследование связи содержания сновидения с соматическими заболеваниями). Второе же предлагает выход в пространство неосознанного психического и различать в образах сновидения элементы его работы, что позволяет видеть так называемые «скрытые мысли» сновидца.

Помимо этих основных направлений есть и другие: этнографическое, историко-культурологическое, лингвистическое и др. Но сами по себе они замкнуты на своих представлениях о сновидении. Отмеченное нами преимущество философского подхода заключается в его интегративности. Это же качество, присущее онейрологии, является её достоинством, и мы отнюдь не пытаемся придать ей статус самостоятельной науки. Но кажется необходимым уточнить понятие о сновидении именно по причине его многоплановости, тем самым, вернув онейрологии её предмет. Целью нашей является определение места этой области антропологического знания в системе философии, представить онейрологию как философско-методологическую проблему.

Но у такого стремления есть и обратная сторона. Так, мы воздерживаемся от рассмотрения сомнологических теорий, близких онейрологии и посвящённых состоянию сна. В работе стала ясна невозможность описания и анализа всех аспектов бытия человека во сне. Это повлекло бы за собой исследование многих других сновидных, пограничных и изменённых состояний сознания. Мы же ограничимся именно сновидением - теми психическими процессами, что происходят с человеком в состоянии сна. Так же, ясно, что сновидная жизнь преломляясь сквозь призму человеческого понимания, располагается в разных сферах: профессионального и обыденного, научного, вне- и паранаучного и пр. В истории онейрологии сложились и тесно взаимодействовали аналогичные области. И здесь мы также поставили себе ограничения, отказавшись от детального рассмотрения народных онейрологических представлений и представлений чисто физиологических и психологических, в позитивистском смысле научных. Тем самым мы подтверждаем свою точку зрения об интегрированное™ онейрологии в систему наук о человеке и преимуществе философского подхода для её описания.

Стоит отметить практически полное отсутствие философского анализа онейрологических теорий и воззрений, в сравнении, например, с анализом методик толкования снов и общим вниманием к мантической стороне предмета. В этой связи мы предлагаем рассмотрение структуры сновидения, природы его образа. Не многие обращались к этой проблеме, и в современной литературе отсутствует сколько-нибудь целостное описание нынешнего состояния её. Этот факт еще раз подчеркивает актуальность нашего исследования, у которой есть и историко-философский аспект. Изучение источников по истории философии сновидения показывает необходимость составления некоторой общей системы эволюции этих построений. Особый интерес здесь представляет для нас античная философская мысль. Воссоздание целой системы, охватывающей всю теорию сновидения, не представляется возможным, да и не имеет смысла. Мы, таким образом, лишь стремимся уточнить ее по одному из направлений, и уточнение это нецелесообразно без историко-философского экскурса вообще, а в частности - без указания роли теорий древнеевропейских мыслителей, внесших оригинальные идеи, сформировавшие общее русло исследований философии сновидения и возродившиеся в XX столетии.

Степень разработанности проблемы. Попытки описать сновидение имеют долгую историю, на протяжении которой происходила смена типов мышления, идеологий и научных парадигм, что не могло не отразиться на характере источников и подходов к ним. Одной из особенностей разработок по данной проблеме является обычная для многих исследователей претензия на универсальность своих построений. Это проявляется, в частности, в стремлении к окончательным формулировкам, игнорировании других подходов и точек зрения. Однако, только лишь рассмотрение феномена сновидения через призму представлений о теле, позволяет обнаружить невозможность фиксации нашего предмета в однозначных определениях. Онейрология - одна из немногих областей знания, где очевидно предмет исследования и суждения о нём настолько взаимозависимы, что трудно порой определить, описывают ли суждения предмет или создают его.

Если отбросить связанные с приведённым тезисом сложности, то в массе работ можно выделить ряд направлений, в рамках которых разрабатывались те или иные концептуальные подходы к изучению сновидения и тела. Этими вопросами в целом занимались представители как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. Причем, провести четкую границу между ними порой бывает сложно.

Итак, среди естественнонаучных можно выделить следующие разработки: в области психофизиологии с середины XX века идут исследования по изучению физиологических механизмов, лежащих в основе психического процесса сновидения. Среди зарубежных особо отметить можно Е. Азеринского и Н. Клейтмана и их работы по открытию БДГ-активности, которые стали классическими. Есть и менее именитые ученые, внесшие, все же существенный вклад в физиологию сна, такие как Х.Дэвис, М. Жувье, С. Fisher, создатели биохимической теории возникновения сновидений и сна Х.Х. Бенингтон и Х.С. Хеллер. Значительный вклад внесли и русские физиологи. В их числе М.М. Манасеина, которая еще в конце XIX века проводила опыты по депривации сна у щенков. Особого упоминания достойны представители классической физиологии: И.П.Павлов, П.К.Анохин, А. Борбели, Л.П. Латаш, И.Е. Вольперт; медицины и психологии изменённых состояний сознания: A.M. Вейн, В.Н. Касаткин, В.А. Ростеванова, Л.П. Гримак, А.А. Налчаджян, О.В. Гордеева, Д.Б. Линдсли, А.В. Россохин и др.

Звеньями, связующими естественнонаучный раздел с гуманитарным являются исследования антропологов и этнографов. Среди них по онейрологической части можно выделить Дж.Дж. Фрэзера, Э. Тэйлора, Л. Леви-Брюлля, К. Леви-Стросса. Своими усилиями они раскрыли, в частности, особую роль сна в эпоху господства первобытного мышления. Общекультурное значение феномена освещалось также в работах К.Г. Юнга и культурологов-юнгианцев: М. Элиаде о шаманизме, Дж. Кэмпбелла о формировании и функционировании мифов и архетипов, чем занимался в структуралистском русле и Леви Стросс.

Внимания заслуживают также работы лингвистов и филологов, представленные, как правило, в виде фольклорных исследований полевых или «кабинетных». Среди них А.Н. Афанасьев, А. Балов, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, Н.И. Прокофьев, Ю.А. Кулибашева, О.Б. Христофорова, И.С. Веселова, В. Соловьева. Есть и множество работ, посвященных анализу места и роли сновидения в художественной литературе, и народной, и авторской: А.К. Жолковский, Н.И. и С.М. Толстые, Д.А. Нечаенко, А. Kaivola-Bregenhoj, А.Н.М. Kessels, A. Meillet.

Среди эстетико-культурологических работ можно выделить и теоретические статьи о снах писателей и поэтов различных направлений и эпох: Л.Н. Толстого, М.А. Волошина, К. Кодуэлла, Дж. У. Данна, А. Арто, Х.Л. Борхеса, X. Кортасара, М. Бланшо и др. Нужно отметить, что особняком в нашем обзоре стоит беллетристика. Мы старались использовать широко известные произведения авторов, принадлежащих к различным эпохам: от Гомера до У. Эко. Создавая картину онейрических воззрений, при анализе их в обыденном сознании, мы прибегали к реконструкции концептов в художественных и публицистических текстах. Эстетический характер носят и теории таких выдающихся философов как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и Г. Башляр.

Весьма интересными являются труды, показывающие исторический и культурно-антропологический аспект проблемы сна и сновидения. Здесь можно упомянуть представителей исторической школы Анналов и их последователей: М. Блока, Ж. Jle Гоффа, А .Я. Гуревича, Ю.Е. Арнаутову, М. Dulaey, A. Watson и др.

Но особо стоит упомянуть именно философские работы, посвященные онейрологическиой проблематике. Так как сны интересовали человечество с незапамятных времен, то и посвященные этой теме работы существуют уже много столетий. Но лишь XX век с антропологической и лингвистической ориентацией его самопознания позволил не только создать новые теории, но и попытаться прояснить старые, указать на их фундаментальные структуры. Символичным в этой связи становится издание «Толкования сновидений» (1899 г.) 3. Фрейда, в котором заложены основы современного подхода к проблеме субъективности. Начало столетия ознаменовано началом новой науки - психоанализа, которая благодаря своему «коперниканскому перевороту» в науках о человеке повлияла и на развитие философской антропологии.

Отметим специально работы наиболее заметных деятелей, так или иначе внесших вклад в разработку проблематики сна. Психоаналитическая литература, составляющая целый пласт источников нашей диссертации, сама по себе неоднородна. 3. Фрейд заложил основы теории, породившей множество других: аналитическую психологию К.Г. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера, фрейдо-марксизм Э. Фромма. Упомянем и основанную на юнгианстве трансперсональную психологию С. Грофа. Психоаналитики фрейдистского толка, внесшие наиболее значительный вклад в теорию сновидения: М. Кляйн, Б. Левин, Ж.-Б. Понталис, Ж. Лакан, Д. Анзьё и др. Помимо классиков фрейдизма существует ряд авторов, широко распространивших фрейдизм на разные сферы культуры или популяризовавших его: К. Ясперс, К. Абрагам, Э. Берн, Д. Лоуренс, Т. Garfield, С. A. Meier и др.

На онейрологию оказало влияние и привнесённое в философию и науку (в основном методологически) представителями феноменологии, герменевтики, позитивизма. В этой связи стоит вспомнить Ж.П. Сартра, М. Мерло-Понти, П. Рикёра, А. Лоренцера. Российский последователь феноменологической традиции Я.А. Слинин также не обошел тему сна стороной. Здесь же упомянем и идейного «предшественника» феноменологии, создателя оригинальной теории сновидения А. Бергсона. Неопозитивист Л. Витгенштейн специально ни сомнологией, ни онейрологией не занимался, но его ученик Н. Малкольм высказал на этот счет ряд интересных соображений, составивших альтернативу сторонникам сно-видения, считающих визионерство во сне неоспоримым фактом.

Наконец, перед онейрологией были открыты новые горизонты и поставлены новые вопросы современной лингвистикой и структурализмом (а затем и постструктурализмом). Среди ставших уже классическими, можно отметить антропологические идеи М. Фуко, Ж. Лакана, Ж. Делёза, Ф. Гваттари. Из представителей философии языка, формализма и структурализма, оказавших влияние на течение современной онейрологии, можно назвать В.Я. Проппа, М.М. Бахтина, Р. Барта, Ж. Деррида. Сама же тема сновидения непосредственно затронута в работах P.O. Якобсона, Ю.М. Лотмана, М. Бланшо, В.П. Руднева и др.

Поскольку философия тела играет чрезвычайно важную роль в нашей диссертации, нельзя не упомянуть и основных представителей её: Ф. Ницше, А. Бергсон, Ж.П. Сартр, М. Мерло-Понти, Ж. Лакан, Ж. Делёз. Отметим, что важные дополнения в разработку общей философии телесности вносит обращение исследователей к метапсихологии 3. Фрейда. Среди отечественных особо выделяются В.А. Подорога, А.Ш. Тхостов. Феномен телесности в косвенной связи с феноменом сновидения рассматривается И.А. Бесковой.

В нашей работе особое место занимают историко-философские исследования антропологических теорий, в частности сновидения и сна, представителей различных школ и направлений русских: Ф.Ф. Зелинский, С .Я. Лурье, Н.С. Вольская, М.С. Петрова, И.А. Протопопова, и зарубежных: Р. Онианс, Э.Р. Додцс, A. Amory, A. Brelich, Н. Wijsenbeek-Wilier, E.L. Haihbarger.

Библиография наша, разделенная таким образом показывает недостаток, а точнее, острую нехватку работ, содержащих систематический обзор и анализ онейрологических теорий и их места в современной философии, выявление культурного значения феномена сновидения на фоне множества аналогичных состояний (обмирания, трансы, наркотические видения и проч.).

Объект диссертационного исследования - сновидение как часть философско-антропологической проблематики и феномен культуры.

Предметом исследования являются поверхностные эффекты в сновидении5. Иными словами, та роль, которую играют феномен телесности и философия тела в античной и современной философской онейрологии.

Целью исследования является изучение основных форм воплощения в философской антропологии ключевых моментов теории сновидения. Сказанное предполагает: в первую очередь, выяснение связи современной философской онейрологии с таковыми же идеями античности; рассмотрение онейрической тематики как медиатора между естественно-научным и философским, специализированным и обыденным мышлением, а самого сновидения - между прошлым и будущим, словами и вещами, желанием и обладанием. Такое рассмотрение сопряжено с раскрытием категории субъекта, что также актуально для современности, характеризующейся «возвращением к субъекту» после его деконструкции.

Таким образом, можно определить следующие задачи:

5 Под «поверхностными эффектами» мы понимаем некоторый набор свойств сопровождающих феномен телесности (тело, поверхность, граница, смысл).

11

- предположить возможность применения понятийного аппарата философии тела к онейрологии;

- предложить категориально-методологическую матрицу рассмотрения феномена сновидения в связи с феноменом телесности;

- подчеркнуть семантическую связь некоторых основных понятий философии тела, онейрологии и лингвистики и ту роль, которую играет язык в человеческой субъективности и сновидной реальности;

- рассмотреть в этой связи проблему смысла в сновидении; представить смысл как структурную единицу сновидения;

- показать общую структуру сновидения: вычленить её элементы, описать взаимосвязь между ними;

- дать общую характеристику воззрений на феномен сна и сновидения в античности;

- выделить главные особенности этих воззрений, в сравнении с онейрологическими теориями современности;

- задать понятие «сновидение» и его вербально-логические производные в гамме анализирующих дискурсов и наличествующих смыслов;

- проанализировать некоторые аспекты влияния состояния сна и сновидения на развитие представления субъекта о себе самом (рефлексивная функция) и о мире в целом.

- обозначить общую культурную роль состояния сна и сновидения в рассматриваемые периоды античности и современности.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологическую основу работы представляют принцип преемственности идей в историко-философском процессе. В исследовании феномена сновидения, его места и роли в системе философско-антропологического знания использовались методы феноменологической редукции и структурного анализа. При изучении места концепта «сновидение» в античной культуре широко использовались также методы контекстуального, герменевтического и морфологического анализа, историко-философской реконструкции.

В качестве первоисточников выступали тексты на древнегреческом, русском и современных иностранных языках. Также давно ставшие «каноническими» переводы философских текстов, опубликованные в нашей стране главным образом издательством «Мысль» (Платон, Аристотель, Р. Декарт, Ф. Ницше и др.), историко-философские и культурологические работы (А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, А.Я. Гуревич, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман и др.).

Теоретико-методологическую основу составили работы философов и психоаналитиков структуралистского и феноменологического направлений, относящихся в основном к французской ветви. Среди них нужно особо отметить классические идеи представителей этих направлений. В числе первых назовём «логику телесности» Ж Делёза. В числе вторых -«феноменологию телесности» Ж.П. Сартра. Но опорой служили также и различные синтезы их, например «феноменологическая деконструкция» Ж. Лакана и Ж. Деррида. Помимо названных в нашем исследовании были учтены и методологические разработки теории диалога таких корифеев гуманитарного знания как Л.С. Выготский и М.М. Бахтин.

Научная новизна работы.

Данная работа является первой в своем роде попыткой представить онейрологию как особую часть современного философского знания о человеке (философской антропологии), а не как психологию состояния или атавизм первобытных мантических практик. И, коль скоро мы предпринимаем попытку «наукообразить» учение о снах, сделать его разделом теоретической антропологии, нам не обойтись без рассмотрения его, так сказать, антропологических основ, коими являются «тело» и «душа». Таким образом, впервые феномен сновидения рассматривается сквозь призму феномена телесности. Это позволяет по-новому взглянуть на проблемное поле философской онейрологии. Также предлагается категориально-методологическая матрица её, уточняется базовый понятийный аппарат.

Впервые анализируется ряд античных философско-антропологических теорий, с целью выявления концепта «образа» («eidcoXa») сновидения как общего места греческих онейрологических теорий. Показаны основные характеристики этого концепта, их культурное значение и экстраполяция в современной, прежде всего структуралистской философской антропологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

- онейрология должна рассматриваться как важная часть философско-антропологического знания; мы располагаем её в сфере философской антропологии, учитывая и то, что история этого «учения о сновидениях» демонстрирует становление понятийного и методологического аппарата, не сводимого целиком ни к одной науке о человеке;

- между онейрологией и философской антропологией связующим звеном выступает философия тела, в рамках которой феномен телесности и феномен сновидения должны, на наш взгляд, сходным образом описываться в терминах отношений «Я-Другой»;

- основанная на идеях психоанализа, феноменологии и структурализма постмодернистская философская онейрология находится в родстве и преемственности с античной онтологической «эйдологией»; обусловлено это, в первую очередь, обнаружением той роли, что играет граница, поверхность тела в построении субъективного бытия человека; эту же роль находим и в ярчайшем проявлении этого бытия - сновидении; в этой связи мы считаем античную онтологию более антропологической, чем теории человека древних физиологов;

- основным модусом бытия сновидения является речь как проявление субъектного дискурса, интрапсихического «письма», системы кодов; сновидческий опыт разворачивается широкой перспективой в сфере обыденности, привнося в неё и элемент чудесного; поскольку такая характеристика сновидения представляется нам эстетико-гносеологической, в её основе должна лежать система кодирующих механизмов - языковая система; сновидение - это реплика, его экспликация, развертывание в мир повседневности - стремление к диалогу;

Практическая и теоретическая значимость исследования.

Выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют расширить спектр философско-антропологических теорий; произведённый автором анализ античных онейрологических воззрений дополняет представление о культуре древней Европы, а сопоставление с современными философскими и антропологическими построениями, -философию культуры в целом. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке курсов лекций по философии и культурологии. Специфика предмета исследования может быть востребована медицинской высшей школой, в особенности психологическим и лечебным факультетами.

Апробация работы.

Основные идеи диссертации апробировались на семинарах по философии, на лекциях и семинарах элективного курса «Психоанализ и медицина», проведённых автором в Курском государственном медицинском университете.

Материалы исследования использовались при подготовке к выступлениям на меж- и внутривузовских научно-практических конференциях, на симпозиуме «Церковь, Медицина, Психология» II Научно-Образовательных Знаменских чтений (февраль-март 2006).

По материалам диссертации автором опубликован ряд тезисов и статей, содержащих основные идеи, выносимые на защиту. В их числе публикации в таких журналах как «Философия и эпистемология науки», «Научное обозрение».

Заключение диссертации по теме "Религиоведение, философская антропология, и философия культуры", Львов, Александр Валерьевич

Заключение

Состоявшийся в XX в., лингвистический поворот, связанный с вероятно несколько завышенной оценкой роли языковых дефиниций, решением всех вопросов о языке в терминах синтаксических отношений, сменился теперь на так называемый «корпореальный» поворот 409, или поворот к телу. В нашей работе мы стремились показать, что действительная роль тела не утрачивалась в европейской культуре никогда. Но в определённые эпохи осознание этой роли было тяжелым делом для рефлексирующего разума. Проблема телесности трансцендировалась. Тело скрылось за рассуждениями о духе.

Теперь же, казалось бы, тело восстанавливается как объект философской интенции. Однако это не совсем так. Являясь базой всякой коммуникации, языковой деятельности, тело стало знаком (Ж.П. Сартр), означающим с чрезвычайно широким смысловым полем, а коммуникация -экстатической (Ж. Бодрийяр). Это дает основание М. Мерло-Понти убеждать нас в том, что когда «я говорю тело, я тем самым говорю, что оно не может быть объектом». Более того, нельзя сказать, что в тот или иной момент истории философии дело обстояло иначе. Наше тело находится в неразрывной связи с дискурсом и может меняться в зависимости от характера дискурса (например, «статуарное» тело античного космоцентризма, психотическое «тело-решето», анатомо-физиологический

408 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть - М., 2000. - С. 255.

409 См.: Ruthrof Н. Semantics and the body: Meaning from Frege to the postmodern. - Toronto, 1997. организм»). Существует принципиальная невозможность мыслить его вне какого-либо жестко предзаданного представления о нем. Тело как объект исследования недоступно для традиционного рефлексивного анализа. Мыслимое тело уже выступает в качестве трансцендентального. Таким образом, собственное тело нам недоступно, при этом тело - единственное что у нас есть.

Область телесного переместилась «снаружи» «внутрь», поверхность его стала глубиной. Но, как показали Ж.П. Сартр, М. Мерло-Понти, Ж. Лакан, Ж. Делёз иллюзия зеркального отражения актуализирует для нас этот образ, вытаскивает его на поверхность на всю жизнь помещая нас в область Воображаемого (Ж. Лакан). Но именно на этой основе появляется то, чему, по сути, посвящена наша работа - пространство сновидения, которое есть поверхность тела и языка. Уже давно сформировалось представление о сновидении как о тексте. Коль скоро феномен телесности в определённом смысле лежит в основе текстуальности, то нам кажется интересным рассмотрение и сновидения с тех же позиций. Отсюда и основная проблематика онейрологии, сформулированная нами в соответствующем параграфе.

На заре индивидуального развития человек идентифицирует себя посредством материнского тела, которое является и первым интроецируемым объектом (частичным объектом) и образует фон, «экран сновидения». Продолжающиеся интроекции (грудь, лицо, голос и т.д.) показывают важность этих объектов в укреплении самоидентичности субъекта. Это стремление к обретению собственного лица - одна из главных тем «речи сновидения». Желание другого тела, точнее тела Другого - базовое желание сновидения. Наше Я, имеющее поверхностную природу, построено на основании следов восприятий. Во сне оно «латает дыры» нанесённые ему этими контактами, восстанавливая свой нарциссизм. Поэтому источником сна и желания сновидения является, прежде всего, бессознательное Я. Получить тело можно лишь в касании, но это же касание может нанести непоправимый урон. Речь же, как проявление языка, является самым доступным и безопасным средством заполучить желаемое. По этой причине сновидение названо нами «инобытием языка».

Р. Барт объяснял коммуникативный фундамент телесности через понятие «тела текста». Именно это тело желаемо и желает - «тело текста», «тело-текст». Акт коммуникации сводится к чтению и письму, но ведь и «бессознательное структурировано как язык» (Ж. Лакан). Психический аппарат, как и язык, построен по принципу различия. Следы восприятий в предсознательном также связываются с «представлениями слов» (3. Фрейд), являясь, по сути, письмом.

Такой тип коммуникации открывает нам «послепороговое тело» (В.А. Подорога) - базовое, позиционирующее субъект тело, во сне «регрессирующее в каталепсию» и предстающее как «тело-без-органов» (Ж. Делёз, Ф. Гваттари). Сновидное тело это - означающее без означаемого, «пустой знак». Оно собирается из других означающих (частичных объектов) и в этом смысле топологично. Поскольку текстуальность сновидения не обладает однозначной семантикой, «тело-без-органов» предстаёт и как «ризома» - процесс чтения может проходить в любом направлении, и, в зависимости от аналитической ситуации, направления эти могут сосуществовать. Понятие «тела-без-органов», в частности, показывает нам оправданность избранного нами подхода, возможность описания феномена сновидения языком философии тела.

Итак, приведем ряд выводов из настоящей диссертации.

1. Наше исследование базируется на идее о генетической связи онейрологии и философии тела. Рассказ о сновидении, к которому эмпирически сновидение и сводится, неотделим от визионерства. Сновидения, не имеющие выраженного визуального ряда, не подлежат экстериоризации, не укладываются в нарративные схемы. В свою очередь, зримый образ в сновидении не возникает, вероятно, иначе как через опыт переживания телесности. Сновидение обладает, в частности, телесными характеристиками «поверхности» и «границы», что и делает его «полем смысла».

2. Онейрология, находясь в указанной связи с телесностью, является частью философской антропологии. Конечно, стоит помнить, что это междисциплинарная область знания. Но по этой же причине не стоит сводить её ни к онейромантике, ни к нейрофизиологии сна.

3. Особый интерес представляет возможность соотнесения современных представлений, изложенных нами, с онейрологическими концепциями античности. Проведя анализ древнеевропейских теорий сна, мы обнаружили концептуальную связь между таковыми различных периодов античной культуры. Историкам философии и антиковедам известен ряд базовых для мировоззрения древнего грека представлений. Среди них так называемые теория «истечений» и теория «смешения», во многом определившие натурфилософские горизонты греческой философии. Они описывают мир как меняющийся, подвижный. Из взаимодействия этих древних концепций рождается представление о человеке как теле, выражением подвижности которого является душа. В результате, в гомеровском эпосе мы, пожалуй, впервые сталкиваемся с понятием «образа» сновидения. Образ этот не мог рассматриваться вне соотнесения со всем сущим, но представлял собой инобытие («антикосмос»), являя собой различие. Кроме того, различие проявляется в этимологическом противоборстве «безмолвного»410 Гипноса и «предрекающего»411 Онейроса. Отметив ту роль, которую играет в онейрических воззрениях греков «образ», мы сочли возможным придать этим представлениям статус фундирующей онейрологической концепции - теории телесного «образа» сновидения. На определённом этапе своего развития теория эта приобрела вид платоновской «эйдологии», выразив свои онтологическую и эстетическую размерности.

410 Ил.ХУ1.671.

411 Артемидор Далдианский. Сонник. I. 1.

4. Возвращаясь к Гомеру, отметим провиденциальный характер образов сновидения, что хотя обусловлено особенностями мифа и эпической наррации, сохраняется и по сей день. Вспомним и то, что именно греческая цивилизация завещала Европейской культуре традицию онейромантики. Этимология слова «ovafgov» восходит к корню «-gfgo-», имеющему значения «говорения». Всё это маркирует сновидение как послание, обращение, речь. Итак, в диссертации показано, что именно речь является основным модусом бытия сновидения.

Наша работа оставляет за собой и ряд намеченных, но нерешенных вопросов.

Так, на наш взгляд важнейшим является выяснение «судьбы» сновидения после акта повествования. С одной стороны под сновидением мы понимаем визионерский опыт, полученный в состоянии сна, с другой -сводим его к выполняемой им «работе» в состоянии регрессивного Я. Акт повествования о сновидении также действует на психику регрессирующе. Но будучи высказанным, сновидение, вероятно, начинает «дрейфовать» на просторах онейрического дискурса. Вопрос заключается в том, какую роль это дрейфующее онейрическое означающее принимает в конструировании субъекта.

Влияние это нам кажется очевидным, хотя ещё недостаточно изученным. В век стремительно развивающихся информационных технологий, систем симуляции и эффекта «presence», сновидение как никогда навязчиво. Оно говорит постоянно и живет своей жизнью: для «иллюзорного удовлетворения» желанию не обязательно дожидаться регрессии сна, человек сам охотно создает ему все условия для этого, так сказать, регрессируя наяву.

В этой связи актуальным является экзистенциальный раздел психоанализа, которого мы в работе не коснулись. Однако самое основание сновидения драматично, содержит смерть, страх, что повышает тревогу в сновидении и отчуждение. Об этом упоминает выдающийся психиатр-экзистенциалист JL Бинсвангер. Драматизирующая персонификация является главным средством изображения нашего бытия в сновидении. При этом Бинсвангер исходит из явного содержания сновидения, которое может привести как к наличной жизненной ситуации, так и к диагнозу. Сновидения страха представляют собой прототип фундаментальной экзистенциальной тревоги, заложенной в человеческом бытии.

В сложившейся социальной обстановке, когда усугубляется распад общества на отдельные подсистемы (классы, слои и др.), рушатся прежние идеологии и системы ценностей, можно назвать противоположными точки зрения по нашему вопросу «научного сообщества» и так называемого «среднего» класса (носителя обыденного сознания). Современные концепции природы визионерского опыта во сне недоступны для понимания «обычного» человека. Общество переживает зачастую тяжелые политические, экономические и социальные катаклизмы, которые присущи и нашему государству на стыке веков. Это, в частности, может вновь приводить к некоторой мифологизации сна и сновидения, и в XXI веке такого рода мифологемы также заслуживают внимания исследователей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Львов, Александр Валерьевич, 2007 год

1. Аверинцев С.С. Образ античности - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480с.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы СПб.: Азбука-классика, 2004 - 480 с.

3. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике: Сб. статей. Вып.З.-М., 1972.

4. Автономова Н.С. О некоторых философско-методологических проблемах психологической концепции Жака Лакана // Бессознательное. Тбилиси: «Мецниереба», 1978.-С. 418-425.

5. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (Критический очерк концепций французского структурализма). М.: Наука, 1977. - 272 с.

6. Адлер А. Сны и их толкование // Психотерапия. 1914. №1. С. 20- 31.

7. Александров В. Другость: герменевтические указатели и границы интерпретации // Вопросы литературы. 2002. №6. С. 78-102.

8. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания. М., 1960.

9. Анзьё Д. Плёнка сновидения // Современная теория сновидений- М., 1999.-С. 203-222.

10. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др.- СПб.: С.-Петербургский гос. унт., 2003. 400 с.

11. П.Апулей. «Метаморфозы» и др. сочинения. М.: «Художественная литература», 1988.-399 с.

12. Аристотель. О возникновении животных М- Л.: Изд-во. Акад. Наук., 1940.

13. Аристотель. О душе // Сочинения в четырёх томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1975.-С. 369-450.

14. Аристотель. О памяти и припоминании. // Вопросы философии. 2004. №7. -С. 161-169.

15. Аристотель. Метафизика // Сочинения в четырёх томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1975.-С. 63-368.

16. Аркадьев М. А. Лингвистическая катастрофа // htpp://philosophy.allru.net.

17. Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века. СПб.: Алетейя, 2004.

18. Арнаутова Ю.Е. Сон и сновидение // Словарь средневековой культуры / Под. ред. А.Я. Гуревича М.: Росспэн., 2003. - С. 500-505.

19. Артемидор Далдианский. Сонник / Пер. М. Гаспарова, В. Зимитниевич и др., под общ. ред. Я. Боровского // Вестник древней истории. 1989. №3. -1991. №3.

20. Арто А. Театр и его двойник. М.: «Мартис», 1993.

21. Барт Р. Миф сегодня / Мифологии // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: «Прогресс», 1989. - С. 72-130.

22. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: «Прогресс», 1989. - С. 384-392.

23. Барт Р. Война языков // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: «Прогресс», 1989. - С. 535-541.

24. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного / Пер. с фр. В. Лапицкого. М., 1999.-431 с.

25. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: «Художественная литература», 1972.-472 с.

26. Бахтин М.М. Слово в романе // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Художественная литература», 1975. - С. 72-233.

27. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе (очерки по исторической поэтике) // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Художественная литература», 1975. - С. 234- 407.

28. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: «Художественная литература», 1990. -543 с.

29. Башляр Г. Вода и грёзы. Опыт о воображении материи. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. - 268 с.

30. Беккер А. Психоаналитическая теория сновидений. // Энциклопедия глубинной психологии.- М.: MGM-interna, 1998. С. 322-343.

31. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: «Прогресс», 1974. - 447 с.

32. Бергсон А. Сновидение // Творческая эволюция. Материя и память. -Минск: Харвест, 1999-С. 980-1005.

33. Бергсон А. Материя и память // Творческая эволюция. Материя и память. -Минск: Харвест, 1999 -С. 414-670.

34. Бескова И.А. Природа сновидений (эпистемологический анализ).- М., 2005.-239 с.

35. Бланшо М. Пространство литературы. -М.: «Логос», 2002. 288 с.

36. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть М.: «Добросвет», 2000. -387 с.

37. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: «Рудомино», 2001. - 390 с.

38. Бородай Т.Ю. Семантика слова chora у Платона // Вопросы классической филологии. 1984. № 8.

39. БрашМ. Классики философии. Т.1.-СП6., 1907-514 с.

40. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.

41. Бэкон Ф. О мудрости древних // Сочинения в двух томах. Т.2.- М.: «Мысль», 1978. С. 231-300.

42. Вдовина И.С. Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена // История философии. 1997. № 1 // http:// www.philosophy.ru / iphras/library/i ph l/html#5.

43. Вейн A.M. Бодрствование и сон. -М.: Наука, 1970 127 с.

44. Вейн A.M. Нарушение сна и бодрствования М., 1974.

45. Веселова И.С. Структура рассказов о снах // Сны и видения в народной культуре. М., 2001. - С. 171 -180.

46. Войскунский А.Е., Селисская М.А. Система реальностей: психология и технология // Вопросы философии. 2005. №11. С.119-131.

47. Волкова Е.В. Пространство символа и символ пространства в работах Ю.М. Лотмана // Вопросы философии. 2002. № 11. С. 149-164.

48. Вольперт И. Е. Сновидения в свете науки Л.: Медгиз, I960.- 64 с.

49. Вольперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе.- Л.: «Медицина», 1966.-247 с.

50. Вольская Н.С. Семиотика древнегреческого мифа (по произведениям Гомера и Гесиода) // Вопросы философии. 1972. № 4. С. 115-126.

51. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982.

52. Гелиодор. Эфиопика.-М.: «Художественная литература», 1965.-374 с.

53. Гемайл Дж. Некоторые размышления по поводу аналитического выслушивания и экрана сновидения // Современная теория сновидений. -М„ 1998.-С. 187-202.

54. Гоготишвили Л.А. Мифология Хаоса // Вопросы философии. 1993. № 9. -С. 39-51.

55. Гоготишвили Л. А. Религиозно-философский статус языка // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. - С. 906-923.

56. Гоготишвили Л. А. Варианты и инварианты М.М. Бахтина // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 115-133.

57. Гомер. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского. М.: Наука, 2000 - 482 с.

58. Гомер. Илиада / Пер. Н.И. Гнедича. М.: Гос. изд-во. Художественной литературы, 1960.-435с.

59. Гордеева О.В. Изменённые состояния сознания при сенсорной депривации // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Психология. 2004. № 1, 2. С. 7087, 66-83.

60. Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1978. - 395 с.

61. Грякалов А. А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб.: «Наука», 2004. - 488 с.

62. Гуревич А. Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков // Труды по знаковым системам. Вып.УШ, Тарту, 1977. с. 3-27.

63. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 92-102.

64. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука. - 316 с.

65. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. Исследование V. Об интенциональных переживаниях и их «содержаниях» // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

66. Гуссерль Э. Феноменологическая психология. Амстердамские доклады // http://www.philosophv.ru/library/husserl/psych.html.

67. Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация Минск, 2001- 320 с.

68. Данилов М., Либерман Ю., Пятигорский А., Сегал Д., Успенский Б. Предварительное сообщение об опыте семиотического исследования речевого потока под действием мескалина // Труды по знаковым системам. Тарту, 1965. Вып. 181. - С. 345-346.

69. Данн Д.У. Эксперимент со временем. М.: «Аграф», 2000. - 224 с.

70. Декарт Р. Мир, или трактат о свете // Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1989.-С. 179-250.

71. Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света // Сочинения в 2т. Т. 1.-М.: Мысль, 1989.-С. 154-178.

72. Делёз Ж. Логика смысла. М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.-480 с.

73. Делёз Ж. Лукреций и натурализм // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века- Томск: Издательство "Водолей", 1998.-С. 241-252.

74. Делёз Ж. Платон и симулякр // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века Томск: Издательство "Водолей", 1998.-С. 225-240.

75. Делёз Ж. Природа потоков / Пер. с фр. Кралечкин Д. // http:politizdat.ru/outgoung/40.

76. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: Издательство «ПЕР СЭ», 2001. - 480 с.

77. Деррида Ж. «Голос и феномен» и другие работы по теории знака Гуссерля СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.

78. Деррида Ж. Письмо и различие.- СПб.: Академический проект, 2000. -432 с.

79. Деррида Ж. Хора // Эссе об имени. М., СПб., 1998 - с. 137-190.

80. Динцельбахер П. Видения // Словарь средневековой культуры / под. ред. А.Я. Гуревича.- М.: Росспэн., 2003. С. 65-73.

81. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1986. 570 с.

82. Доддс Э. Р. Язычник и христианин в смутное время: Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина Спб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2003 - 320 с.

83. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное СПб.: Алетейя, 2000 - 507 с.

84. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии-Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1987. 176 с.

85. Еврипид. Трагедии. В 2т.Т.1. -М.: «Художественная литература», 1969. -638 с.

86. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

87. Жинкин Н.И. Некоторые вопросы применения теории информации в психологии // Вопросы психологии. 1958. № 1.

88. Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы М.: Наука, 1994428 с.

89. Зелинский Ф.Ф. Гомеровская психология // Онианс Р. На коленях богов. -М.: Прогресс Традиция, 1999. - С. 449- 497.

90. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телесности. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2005. - С. 10-52.

91. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. -М., 1998. -250 с.

92. Исаков А.Н. Проблема интерсубъективности в опыте признания другого // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. СПб., 1998, выпуск 4 (N21).

93. Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №5 -6.-С. 97-104, 112-118.

94. Касаткин В.Н. Теория сновидений. J1.: Медицина, 1972.

95. Кессиди Ф. От мифа к логосу: становление греческой философии СПб.: Алетейя, 2003.-306 с.

96. Кессиди Ф. К истокам греческой мысли СПб.: Алетейя, 2001. - 278 с.

97. Клейн JI.C. Анатомия «Илиады»,- СПб.: Изд-во С.-Перерб. ун-та., 1998.560 с.

98. Кляйн М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах // Журнал практической психологии и психоанализа. №4, 2000 // http://psviournal.ru/i3p/pap.php7icN20000401.

99. Кляйн М. К вопросу о психогенезе маниакально-депрессивных состояний //http://www.kleinians.narod.ru/texts/Klein6.htm.

100. Книга сновидений / сост. X. J1. Борхес Спб.: Амфора, 2000 - 327 с.

101. Корен С. Тайны сна: путешествие в загадочный мир сна. М., 1997.

102. Кристева Ю. Душа и образ // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века- Томск: Издательство "Водолей",1998.-С. 254-306.

103. Кристева Ж. Новые болезни души. Душа и мысленное представление // Французская психоаналитическая школа. СПб., 2005. - С. 145-166.

104. Кузьмин Е.С. Психологические воззрения в античную эпоху. Д.: ЛГУ, 1984.-94 с.

105. ЛавкрафтХ. Ф. По ту сторону сна Спб., 1991.

106. Лакан Ж. О бессмыслице и структуре бога // Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, издательство «Алетейя», 2000. -С. 218-231.

107. Лакан Ж. Психоз и Другой // Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, издательство «Алетейя», 2000. - С. 201-217.

108. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос». 1995.

109. Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (Семинары: Книга II (1954/55). М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос».1999.-520 с.

110. Лакан Ж. Образования бессознательного (Семинары: Книга V(1957-1958). -М.: ИТДГК «Гнозис», Изд-во «Логос». 2002 608 с.

111. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга XI (1964). М.: ИТДГК «Гнозис», Изд-во «Логос», 2004. - 304 с.

112. Лактанций Божественные установления / Пер.с лат. В. М. Тюленев -СПб., 2000.-320 с.

113. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с Франц. Н.С. Автономовой.-М.: Высш. шк., 1996.-623 с.

114. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Первофантазм. Фантазм первоначал. Первоначало фантазма // Французская психоаналитическая школа. СПб., 2005.-С. 224-274.

115. Латаш Л.П Сон как сфера бессознательной активности // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования- Т.2.-Тбилиси: Менцниереба, 1978-С. 88-98.

116. Ле Гофф Ж. Другое средневековье: Время, труд и культура Запада. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та., 2000. 320 с.

117. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М.: Прогресс, 2001.-440 с.

118. Лейбин В.М. «Толкование сновидений» как психобиография 3. Фрейда // Вопросы психологии. 2000. №5- С. 99-111.

119. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

120. Линдсли Д.Б. Внимание, сознание, сон, бодрствование // Нейрофизиологические основы внимания-М., 1979-С. 15-50.

121. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. - С. 61 - 612.

122. Лосев А.Ф. Афина. // Мифы народов мира. Т.1, 1998. С. 127.

123. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1 Ранняя классика. М.: Высшая Школа, 1963.-583с.

124. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 2. Софисты. Сократ. Платон. М.: Искусство, 1969. - 716 с.

125. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.З. Высокая классика. М.: Искусство, 1974. - 600 с.

126. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 4. Аристотель и поздняя классика М.: Искусство, 1975. - 776 с.

127. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 5. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. - 815 с.

128. Лосев А.Ф. Гомер,- М.: Учпедгиз, 1960. 350 с.

129. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян М.: Мысль, 1996. - 975 с.

130. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.

131. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993.- 383 с.

132. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.

133. Лотман Ю.М. Выход из лабиринта // Эко У. Имя розы. М.: Кн. палата, 1989.-С. 468- 481.

134. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Вып.1 // Ученыезаписки ТГУ. Вып. 160. Тарту, 1964.

135. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн:1. Александра, 1992.-479 с.

136. Лоренцер А. Археология психоанализа: интимность и социальное страдание. М.: Прогресс-Академия, 1996. - 304 с.

137. Лукреций. О природе вещей / пер. с латинского Ф.А. Петровского. М.:

138. Художественная литература, 1937. 286 с.

139. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психологических процессов // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959.

140. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти М.: Изд. Моск. Ун-та,1968.-88 с.

141. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. М.: Изд. Моск. Унта, 1979.-320 с.

142. Лурье С. Я. Демокрит, Демокед и персы // Доклады АН СССР. 1929. №8.1. С. 142.

143. Лурье С. Я. Очерки по истории античного толкования снов // Изв. АН1. СССР. 1927.- С. 1051 слл.

144. Лурье С. Я. Демокрит Л.: Наука, 1970. - 635 с.

145. Мазин В., Папперштейн П. Толкование сновидений. М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 712 с.

146. Майоров Г.Г. Цицерон как философ // Цицерон. Философские трактаты.1. М.: Наука, 1985.-С. 5-59.

147. Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1946. - 402 с.

148. Макробий. Комментарий на «Сон Сципиона» / Пер. с лат. М.С. Петровой // Философия природы в античности и средние века- М., 2000. С. 371-414.

149. Малинаускене Н.К. Обозначение вкуса в поэмах Гомера. // Античная культура и современная наука М., 1985. - С. 144-148.

150. Малкольм Н. Состояние сна М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. - 176 с.

151. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки Русской культуры», 1997.

152. Мареева Е.В. Ж. Делёз как историк философии // Вопросы философии, 2003. №8.-С. 157-169.

153. Марков Б.В. Философская антропология в XXI в. // www.antropology.ru.

154. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории -СПб., 1997 // www.antropology.ru.

155. Маркова JI.A. Нетождественное мысли бытие в философской логике // Вопросы философии, 2001. № 6 С. 159-174.

156. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. / Пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, C.JI. Фокина. СПб.: «Ювента», «Наука». 1999. - 605 с.

157. Михайлов Ф. Т. Избранное. М.: Индрик, 2001 - 576 с.

158. Мотрошилова Н.В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии, . № . С. 138-157.

159. Мусхелишвили Н.Л., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.Д. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и «депрагматизация» коммуникации //

160. Вопросы философии, 1997. №.10 С. 45-57.

161. Налчаджян А.А. Ночная жизнь. СПб., 2004. - 443 с.

162. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Ad Marginem, 1999. - 256 с.

163. Нечаенко Д. А. Сон, заветных исполненный знаков. -М.: Юрид. лит., 1991.-304 с.

164. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру. // Сочинения в 2-х т. Т.1.- М.: Мысль, 1990 С. 47-157.

165. Ницше Ф. Воля к власти // Избранные произведения в 3-х т. Т.1. М., 1994.-349 с.

166. Онианс Р. На коленях богов. М.: Прогресс - Традиция, 1999. - 592 с.

167. Петрова М. С. Макробий о мифах и снах // Историко-философский ежегодник,- М.: Наука, 2000.

168. Петрова М. С. Природа мира в комментарии на «Сон Сципиона» Макробия // Философия природы в античности и средние века М., 2000. -С. 361-370.

169. Петрова М. С. Классификация снов у Макробия и знание ее в средние века // Средние Века. Вып.64 / отв. Ред. А. А. Сванидзе, ИВИ.- М.: Наука, 2003.-С. 246- 270.

170. Пиаже Ж. Мышление и речь ребенка. М., 1932.

171. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах М.: Мысль, 1990-1994.

172. Плотин. Об ощущении и памяти. // Вопросы философии, 2004. №7-С. 169-174.

173. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. - 345 с.

174. Подорога В. А. Ф. Кафка. Конструкция сновидений // Логос, 1994. № 5. -С. 141-175.

175. Подорога В.А. Полное и рассечённое // Психология телесности. М., 2005.-С. 67-138.

176. Подорога В. Человек без кожи (Материалы к исследованию Достоевского) // Социальная философия и философская антропология. Труды и исследования. М.: ИФ РАН, 1995. - С. 126-160.

177. Покровский М.М. История Римской литературы.- М., Л., 1942. 411с.

178. Понталис Ж.-Б. Сновидение как объект // Современная теория сновидений.-М., 1998.-С. 159-178.

179. Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. Вып. 231. -М., 1964. С. 48.

180. Протопопова И.А. Сновидение у Гомера и Платона: ONEIPOI и Xf2RA // Сны и видения в народной культуре. М., 2001. - С. 340-360.

181. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина / Перев, с англ. A.M. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 79). М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 304 с.

182. Пятигорский A.M. Мифологические размышления // Непрекращаемый разговор. СПб.: «Азбука-классика», 2004. - С. 103-349.

183. Пятигорский A.M. Некоторые общие замечания относительно текста как разновидности сигнала // Непрекращаемый разговор. СПб.: «Азбука-классика», 2004. - С. 354-372.

184. Пятигорский A.M. Рассказы и сны. М.: Новое литературное обозрение, 2001.- 128 с.

185. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М, 1977. - 550 с.

186. Родзинский Д.Л. Природа сознания в античной философии. М., 2002.

187. Рикёр П. Герменевтика и психоанализ // Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

188. Рикёр П. Память, история, забвение. М., 2004.

189. Розов А. И. Психологические аспекты религиозного удвоения мира // Вопросы Философии, 1987. № 9. С. 118 -127.

190. Ромек Е.А. Феноменологический метод и дилемма психиатрии: Бинсвангер и Гуссерль // Вопросы философии, 2001. № 11. С. 81-91.

191. Россохин А.В., Измагурова В.Л. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии М.: Смысл, 2004. - 544 с.

192. Ротенберг B.C. Сновидения // БМЭ, 1984. Т. 23.- С. 1372.

193. Ротенберг B.C. Сновидение как особое состояние сознания // Бессознательное. Сборник статей. Т. 1. Новочеркасск, 1994.-С. 148-158.

194. Руднев В.П. Словарь безумия М., 2005. - 400 с.

195. Руднев В.П. Сновидение и реальность // Малкольм Н. Состояние снаМ.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993- С. 7-26.

196. Руднев В.П. Феноменология галлюцинации // Логос, 2001 (28). № 2 С. 25-45.

197. Руднев В.П. Язык и смерть // Логос, 2000. № 1 (22).- С. 111-137.

198. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критич. очерк экзистенциального психоанализа-М.: Политиздат, 1985. 175 с.

199. Савченкова Н.М. Производство аффекта в греческой культуре / http://anthropology.ru/ru/texts/savchenk/affect 0.html.

200. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр. В.И. Колядко. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 2002. -640 с.

201. Ситковский Е.П. Учение Гегеля о человеке // Гегель Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа М.: «Мысль», 1977. - С. 411448.

202. Слинин Я. А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. Спб.: Наука, 2001.-250- 337 с.

203. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. - 350 с.

204. Степанова А.С. Мир и человек в философии Стой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004 - 165 с.

205. Степанова А.С. Антропология Стой: коммуникативный аспект // Известия РГПУ. Общественные и гуманитарные науки (Философия). -СПб,2005,№5 (10).-С. 134-144.

206. Стюарт Г. Восприятие сновидения и трансфер // Современная теория сновидений.-М, 1996.-С. 179-187.

207. Тахо-Годи А. А. Гермес // Мифы народов мира, Т. 1, 1998. С. 293.

208. Тахо-Годи А. А. Гипнос // Мифы народов мира, Т.1,1998. С. 305.

209. Теперик Т.Ф. Художественная роль снов в эпосе Гомера (на материале «Одиссеи») // Логос, 1999. № 3. С. 509-524.

210. Толстые Н.И. и С.М. О жанре «обмирания» // Вторичные моделирующие системы Тарту, 1979. - С. 63-65.

211. Толстая С.М. Иномирное пространство сна // Сны и видения в народной культуре. М., 2001. - С. 198-219.

212. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. В 2-х т. М: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», издательство агентства «Яхтсмен», 1996. 1 т. - 576 е., 2 т. - 776 с.

213. Тхостов А.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) // ВМУ. Сер. Психология, 1994. №2-3. С. 3-13. 3-12.

214. Тхостов А.Ш. Телесность человека в контексте культурно-исторического подхода // ВМУ. Сер. Психология. 2002. № 4 С. 34-40.

215. Уинсон Дж. Смысл сновидений // В мире науки, 1991. № 1- С. 36.

216. Уорф Б.Л. Наука и языкознание // Новое в лингвистике, 1960. Вып. 1С. 174-175.

217. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике, 1960. Вып.1.-С. 135-168.

218. Управление, информация, интеллект / Под ред. А.И. Берга. М.: Мысль, 1976.-383 с.

219. Филиппов Л.И. Принципы и противоречия структурного психоанализа Жака Лакана // Бессознательное. Тбилиси: «Мецниереба», 1978. - С. 426-436.

220. Филиппов Л.И. Структурализм и фрейдизм // Вопросы философии, 1976. №3.-С. 155-163.

221. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989.

222. Фрейд 3., Брейер Й. Исследование истерии // Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 томах. Т. 1. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2005. - 465 с.

223. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции.- М.: Наука, 1989. 456 с.

224. Фрейд 3. Заметка о «чудо-блокноте» // Собрание сочинений. Т.З. Психология бессознательного. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. - С. 390395.

225. Фрейд 3. Метапсихологическое дополнение к теории сновидений // Собрание сочинений. Т.З: Психология бессознательного М.: ООО «Фирма СТД», 2006. - С. 189-204.

226. Фрейд 3. Сон и сновидения.- М.: Олимп, 1997. 544 с.

227. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного М.: Просвещение, 1990. - С. 382-425.

228. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного М.: Просвещение, 1990.-425-440.

229. Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. М.: Рефл-бук, 1998.

230. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

231. Цапкин В.Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного // Бессознательное. Сборник статей. Т. 1.-Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994.-С. 81-90.

232. Цицерон. Диалоги.- М.: Наука, 1966. 223 с.

233. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве.- М.: Наука, 1972.- 472 с.

234. Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука. 1985. - 384 с.

235. Шичалина Е.Ф. «День» в поэтике эпического времени (на материале «Одиссеи») // Античная культура и современная наука М., 1985. - С. 99104.

236. Шкуратов И.Н. К критике учения Гуссерля о «Чистом Я» // Вестн. Моск.Ун-та., Сер. Философия. 2003. № 3. С. 68-73.

237. Шоттер Дж. М.М. Бахтин и JI.C. Выготский: интериоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии, 1996. №6. С. 107-117.

238. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993.-663 с.

239. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. М.: Логос, 2002. - 680 с.

240. Штаерман Е.М. «Сонник» Артемидора как исторический источник // Вестник древней истории, 1989. № 3. С. 236- 251.

241. Экзегетика снов. Европейские хроники сновидений. М.: Изд-во Эксмо,2002- 464с.

242. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределённость в современной поэтике. СПб., 2004. - 384 с.

243. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: «Симпозиум», 2004. - 544 с.

244. Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990 С. 110-133.

245. Якобсон Р. Избранные работы.- М.: Прогресс, 1985.

246. Amory A. The Gates of Horn and Ivory // Yale Classical Studies 20: Homeric Studies-N. Haven, 1966.- P. 3-57.

247. Bichakjian B.H. Linguistics in the Postmodern Age // Теоретические проблемы языкознания СПб., 2004. - С. 533-555.

248. Brelich A. The Place of Dreams in the Religions World Concept of Greeks // The Dream and human Scieties. Berkley, 1966. - P. 293-301.

249. Dulaey M. La Reve dans la vie et la pensee de saint Augustin.- Paris., 1973.

250. Garfield Т. Freud and the Greeks, a study of the influence of classical Greek mythology and philosophy upon the development of Freudian thought. // Journal of the history of the behavioral sciences, № 1, 1965. P. 67-85.

251. Gourevitch D. La recherche de 1'inconscient dans la literature antique. Problemes de methode. // Бессознательное. Тбилиси: Мецниереба, 1978.1. С. 655-663.

252. Haihbarger E.L. The Gates of Dreams: An Archeological of Vergil. Aeneid. VI, 893-9.-Baltimore, 1940.

253. Horowitz M.J. Image formaton and cognition. N.Y., 1978.

254. Kaivola-Bregenhoj A. Dreams as Folklore // Fabula. N. Y., 1993. P. 211224.

255. Kessels A.H.M. Studies on the Dream in Greek Literature Utrecht, 1978.

256. Luria S. Studien zur Geschiechte der antiken Traumdeutung // Bulletin de I'Academia des Sciences de I'URSS, 1927. 1041-1072.

257. Meier C.A. Antike Incubation und Moderne Psychotherapie. 1949.

258. Meillet A. Aper

259. Montagu A. Touching. The Human Significance of the Skin N.Y., 1986.

260. Philosophical Essays on Dreaming / Ed. Ch. Dunlop. Ithaca., L., 1977.

261. Prince G. Narratology: the form and functioning of narrative. Berlin - New York - Amsterdam.: Mouton Pablishers, 1982.

262. Ragland-Sallivan E. Dora and the name of the father / http://www.lacan.com/symptom6articles/dora-name-of-the-father.html.

263. Rascaroli L. Like a Dream: A Critical History of the Oneiric Metaphor in Film Theory / http://www.kinema.uwaterloo.ca/rasc022.htm.

264. Ruthrof H. Semantics and the body: Meaning from Frege to the postmodern. -Toronto: University of Toronto press., 1997.

265. Ruthrof H. The Body in Language. London; N.Y.: Cassell, 2000.

266. The Odyssey of Homer. London., N. Y., 1965.

267. The Iliad / Edited with English notes and introduction by Walter Leaf. Vol. 1,2.-London.: Macmillan & Co., 1886,1888.

268. Tygner S. Plato's Philosophical Uses Of Dream Metaphor // American Journal Of Philology, № 91, 1970. P. 204-212.

269. Watson A. A structural analysis of Echtra Nerai // Etudes celtiques, Vol. XXIII, 1986.-P.130.

270. Wijsenbeek-Wilier H. Aristotle's concept of soul, sleep and dreams-Amsterdam, 1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 262072