Феномен цвета в культуре рекламы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Шалимова, Людмила Алексеевна

  • Шалимова, Людмила Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Дедовск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Шалимова, Людмила Алексеевна. Феномен цвета в культуре рекламы: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Дедовск. 2007. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шалимова, Людмила Алексеевна

Введение.

Глава I. КУЛЬТУРА ЦВЕТА: ОТ ЭМОЦИИ К СИМВОЛУ

§1. Психофизическая природа цвета.

§ 2. Психоэмоциональное воздействие цвета.

§ 3. Культурно-символическое значение цвета.

Глава И. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА ЦВЕТА В РЕКЛАМЕ

§ 1. Социальная сущность рекламы и роль цвета в рекламной культуре.^

§ 2. Функционирование цвета в рекламных технологиях

§ 3. Эстетика цвета в идеологической рекламе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен цвета в культуре рекламы»

Актуальность исследования. Философский анализ современных социокультурных явлений немыслим без культурологической интерпретации тех социальных институтов, общественная значимость которых сегодня значительно возрастет. Каждый из них, так или иначе, отображает специфику функционирования социальной системы в её различных сегментах. Помимо традиционных форм социального взаимодействия сегодня появляются отрасли, которые ярко заявляют о своем существовании, претендуя, в определенной мере, на приоритетное отражение наличных социальных контекстов и формирование желательных моделей культурной коммуникации.

Безусловно, к такого рода феноменам следует отнести и рекламу, активно возделывающую сегодня российское и мировое медийное пространство. Тот багаж средств, которыми располагает эта форма социальной коммуникации, создавался достаточно значительное время и к началу XXI века оказался представленным совокупностью методик, способов и приемов, определяющих модели потребительского поведения человека. Следует признать, что лишь то рекламное сообщение обладает эффективным побуждающим воздействием, которое умело использует арсенал разнообразных научных фактов и концепций, интерпретирующих парадоксальную природу человека, а также противоречивый характер комплекса связей и отношений индивида с социальной и природной составляющей окружающего мира.

История человеческой цивилизации составлена не только из форм исключительно институционального взаимодействия индивидов,но и в значительной мере основывается на глубинных, большей частью неосознаваемых, факторах, тем не менее, определяющих социокультурную разметку повседневного бытия человека.К числу таких фундаментальных факторов следует отнести разнообразные проявления чувственной природы человека, ее эмоционально-психическое сопровождение.Именно опирающийся на «первобытный» язык рекламист-практик, как показывает мировой предпринимательский опыт, достигает наивысшего эффекта как в экономическом,так и в социокультурном измерении своей деятельности. К этой семантической и символической структуре, безусловно, следует отнести и феномен цвета, который изначально помогал человеку ориентироваться в окружающем его мире и выстраивать собственные интерпретации сложных конфигураций социального и природного бытия.Цвет представляет собой не только одно из свойств окружающего человека мира, но и является важным фактором социогенеза и социализации индивида, индикатором зрелости культуры, приобретающей цивилизованный характер.

Сменяющие друг друга культурные эпохи неизменно определяют цвет в качестве действенного символического маркера, надежного проводника невербальной коммуникации, трансляции социального опыта и культурных традиций. И в современном постмодернистском мире цвет остается одним из ведущих внерациональных способов интерпретации социального и культурного пространств, позволяющим индивиду определить свое эмоциональное отношение к социальным группам, их идеологии и ценностным ориентирам.

Наряду с официальной шкалой ценностей и иных важнейших индикаторов социального пространства и происходящих в нем процессов, на протяжении всей истории цивилизации практически в неизменном виде существовала и параллельная система расстановки смысловых акцентов. К ней можно отнести мифические и религиозные интерпретации мира, а также искусство с его непосредственно-эмоциональном способом воздействия на человека. Сюда же следует отнести и практику специфической политической и тендерной цветовой разметки социальной среды («красные», «белые», «зеленые», «голубые» и «розовые» социальные слои и группы; «цветные» революции) и т.д.

С другой стороны, в мировой культуре, в том числе и в российской, нашла отражение специфика воздействия цвета на людей, относящихся к той или иной социальной общности и территории. Так естественный дефицит цвета в среднеевропейской и северной природе, а также цветовая об-деленность индустриализованных и урбанизированных территорий порождает адекватные ментальные трансформации души человека, способные хотя бы частично компенсировать негативное воздействие указанных факторов среды.

В таком случае цвет приобретает уже социокультурное значение, получая широкое признание в таких сферах, как экономика, политика, социальная и индивидуальная психология, организация социальной деятельности, художественная практика, вообще во всех сферах материального и духовного потребления, формирующего современный облик массовой культуры.

Превратившаяся из частного экономического феномена в один из важнейших факторов социальной эволюции реклама также не избежала подобного влияния. Более того, в условиях современного социума именно реклама является тем социальным институтом, в рамках которого осуществляется как широкое теоретическое, так и разнообразное практическое изучение и использование направленного действия цвета на индивида и социальные группы. Характерно, что наметившийся в последнее время союз рекламной и PR-деятельности наглядно демонстрирует невиданные раннее по способам воздействия на сознание человека методы и приемы, которые опираются, в том числе, и на гипертрофированное использование языка цвета для достижения максимального коммерческого эффекта. Вот почему сложные и разнообразные социокультурные процессы, связанные с рекламной интерпретацией феномена цвета, требуют не только формальной констатации и журналистского описания, но и фундаментального философского и культурологического осмысления.

Степень разработанности проблемы. Возможность перехода к рассмотрению разнообразной роли цвета в современных рекламных технологиях, предусматривала необходимость отслеживания многовековой социокультурной традиции изучения и интерпретации феномена цвета в целом ряде его аспектов. Так еще выдающиеся врачи прошлого Парацельс, Авиценна, Аль-Бируни и Э.Д.Бэббит исследовали возможность и перспективы применения цветовой терапии для лечения людей. Примечательно, что исторически цвет становится предметом научного исследования в рамках одной из наиболее практических отраслей европейского научного знания Нового времени - оптики, как части физики. Так его природные свойства подробно описываются в работах И.Ньютона, представляющих научно-объективистскую тенденцию изучения физических оснований цвета. Английский физик Дж.Максвелл увязывал цветовые закономерности со структурой эфира как материальной субстанции. Начало изучения психофизических особенностей восприятия цвета было положено Т.Юнгом и продолжено Э.Герингом.

В трудах Леонардо да Винчи, а позднее и в работах И.В.Гете, в частности, его «Трактате о цвете», берет начало исследование цвета как психологического феномена, как важнейшего элемента человеческой чувственности, эмоциональной и даже интеллектуальной компоненты человеческой психики.

Интерпретации различных аспектов психофизической природы цвета посвятили свои труды Р.М.Ивенс, В.О.Кандинский, Н.И.Волков, Л.Сивек, Г.Фрилинг, К.Ауэр, М. Купер, а также целый ряд отечественных авторов: Э.Т.Дорофеева, П.В.Яньшин, Б.М.Величковский, П.В.Зинченко,

A.Р.Лурия, Л.Н.Хромов, Л.Г.Пучко, И.А.Губанов, В.В.Калюжный,

B.И.Тимофеев, Ю.И.Филимоненко, Ф.Т.Мартынов и Е.Данилова. В то же время, рассмотрение природы и конкретных проявлений психоэмоционального воздействие цвета на человека становится предметом анализа Г.В.Ф.Гегеля, Ф.В.Шеллинга, М.С.Шехтера, Л.Н.Собчика, Н.Н.Корда, Е.А.Лупенко, О.В.Сафуановой, А.В.Вартанова, Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинд, Л.М.Иванова, Л.П.Уварцева.

В настоящей диссертационной работе также предпринята попытка обратиться к нетрадиционной трактовке энергетических свойств цвета, коррелирующих с некоторыми физиологическими процессами человеческого организма; при этом делалась опора на работы таких авторов, как В.И. Тернер, Р.Штейнер, Ф. Эллингер, А.И.Клизовский и др.

Традиция исследования феномена восприятия цвета с помощью психологических методов переживает расцвет в XX в., когда она оказывается представленной как в работах зарубежных психологов, в ряду которых особенно следует отметить исследования таких авторов, как М.Люшер, Дж.Гилфорд, Р.М.Ивенс, Дж.Иттен, Г.Тонквист, Ч.Осгуд, исследовавших взаимосвязь цвета и эмоциональной сферы его восприятия, так и в отечественной науке трудами Л.С.Выготского, С.В.Кравкова, А.Н.Леонтьева, Б.Р.Ломова.

Проблемы социальной эволюции восприятия цвета как природного феномена изучались В.Р.Петренко, Л.Н.Мироновой, P.M. Фрумкиной, И.А.Измайловым. Анализу феномена цвета как важнейшего иррационального фактора развития современной цивилизации и культуры посвятили свои исследования Л.А.Насонова, Л.С.Перепелкин, З.А.Абрамова, П.А.Кунецков, Ю.Липс, Э.М. Яншина, Р.Б.Пандей, А.В.Семушкин, Э.Бену, П.М.Бицилли, Т.Н.Зюрняева, О.П.Гавриленко, В.И.Иванова, С.Клемент, В.В.Колюжный, а Л.В.Самарина занималась изучением роли цвета в традиционной этнической культуре.

Выявлению значения цвета в отдельных конкретно-исторических проявлениях весьма солидны, обширны и многообразны. Например, определению роли цвета в аутентичной мифологической культуре посвятили свои исследования Дж. Фрезер, Э.Тайлор, З.Фрейд, Ф.Ницше, К.Юнг, В.Тернер, Н.В.Семаан, К.Роу, Ч.Подхем, Ж.Сандерс, К.Леви-Строс, А.Ф.Лосев. С другой стороны, различные контексты цветовой проблематики современного мифотворчества отражены в трудах зарубежных классиков философии культуры: Р.Барта, У.Эко, Э.Коха, А.Кромптона,

Г.Вагнера, Ж.Бодрийяра.

Роль цвета как пространства и важнейшего средства организации творческой деятельности анализировалась в работах Й. Хейзинги, М.Фуко, А.Метьюза, Р.Арнхейма, М.Купера; а семантико-символическая и культурно-антропологическая природа восприятия цвета рассматривалась, в том числе, и в трудах отечественных исследователей культуры: А.Белого, А.Ф.Лосева, В.В. Иванова, Е.М. Мелетинского, Ю.М.Лотмана, Б.А.Фролова, В.П.Гайдук, А.Вержбицкой, А.Д.Черновой, А.И.Лебедева, С.А.Боковикова, Э.А.Орловой, В.И.Глазычева, Н.В.Серова и др.

Анализ активной роли цвета в рекламной практике потребовал обращения и к трудам зарубежных исследователей рекламы как социального феномена, таких, как М.Маклюэн, М.Оховен, Г.Фоксол, Р.Голдсмит, С.Браун, Х.Адлер, Д.Халмрн, К.Рудестем, В.Ф.Рунге, К.Бове, У.Арене; и к ученым, заострившим внимание на рекламе как важнейшем средстве социокультурной коммуникации - Д.Огилви, А.Дейян, Г.Картер, А.Дж.Джулер, Г.Шиллер, Б.Л.Дрюниани, Р.Ривз, П.Гембел, М.Стоун, Н.Вудкок, Р.Чалдини, Ф.Зимбардо, М.Ляйппе.

Целый ряд российских специалистов, интерпретируя рекламу как основной фактор формирования массового сознания, также выявляли определенный исследовательский интерес к указанной проблематике, среди них следует назвать имена А.П.Репьева, Б.В.Маркова, Б.Грушина, И.В.Крылова, В.В.Сень-ковского, Л.Н.Федотовой, В.И.Шуванова, Б.Л.Борисова, В.Г.Зазыкина, Е.Е.Прониной, Ю.Д.Петухова, И.Имшинецкой, В.И.Михалкевича, С.Юдина, С.Д.Смирнова, И.Я.Рожкова, А.Владимирской, П.Владимирского, Г.Г.Почепцова, С.А.Маленко, А.Г.Некиты, а также В.Л.Полукарова, М.И.Ромма, Л.В.Кулешова, анализировавших перспективы взаимодействия рекламы и телевидения.

Наконец, нельзя было обойти вниманием и работы специалистов в области практической рекламы, которые, так или иначе, разрабатывали проблемы оптимального использования цвета как инструмента эффективного воздействия на эмоциональную сферу человека в различных видах рекламной деятельности, в частности, через СМИ, наружную рекламу, товарные знаки, оформительскую и плакатную живопись. Это такие авторы, как В. Л. Музыкант, О.А.Феофоанов, Б.Л.Борисов, В.П.Викентьев, В.П.Шейнов, Е.Е, Корнилова, Л.Ю.Гермогенова, Р.И.Мокшанцев, И.А.Гольман, Н.С.Добробабенко, А.А.Ве-ригин, А.Н.Коноваленко, И.Я.Рожков, А.И.Назайкин, С.И.Чередниченко и др. В то же время, необычайное жанровое разнообразие рекламы обусловливает ее специфический эстетический язык, анализ которого, в том числе и в идеологическом контексте, проводили Д.И.Сарабьянов, Т.Э.Гринберг, В.К.Охочинский.

В то же время, следует отметить, что до сих пор отсутствуют целостные, философско-культурологические работы о роли цвета в рекламе, и это обстоятельство дает автору диссертации дополнительный стимул внести свой посильный вклад в дело дальнейшего исследования этой, несомненно, актуальной темы.

Цель работы состоит в культурологическом анализе роли феномена цвета в процессе трансформации рекламы из сугубо рыночного способа продвижения товаров и услуг в специфический инструмент целенаправленной социальной регуляции культурного и духовно-практического опыта человечества.

Указанная цель последовательно реализуется в ряде исследовательских задач: рассмотрение различных аспектов феномена цвета, проявляющихся в ходе его воздействия на сферу эмоционально-чувственных проявлений природы человека; раскрытие символической сущности эволюции влияния феномена цвета на процесс культурно-исторического развития; проведение первичного философского анализа роли цвета в интерпретации социальной сущности рекламы как специфической культурной технологии; выявление специфики функционирования цвета в рекламных технологиях; исследование роли цветовых технологий в формировании и становлении идеологической функцию рекламы; определение места цвета в процессе трансформации эстетической функции художественного творчества в идеологическую функцию рекламы.

Объектом исследования является цвет как социальный феномен, представленный в многообразии его культурных проявлений.

Предметом исследования выступают семантико-символические характеристики цвета в контексте рекламного отражения их места в системе современных социальных отношений.

Теоретико-методологические основания исследования. Диссертационная работа базируется на фундаментальных классических и современных теоретических положениях социальной философии и философии культуры. Многоуровневость и конкретный, прикладной характер объекта исследования определили многообразие используемых автором методологических инструментов. Это методология диалектического, социально-философского анализа, применяемая при исследовании социокультурной природы цвета; это общенаучные методы, такие как системный и структурно-функциональный, применяемые для рассмотрения общекультурного контекста и социальных функций рекламы; а также метод сравнительно-антропологического анализа семантико-символических проявлений цвета в рекламных практиках; это и частнонаучные культурно-антропологические методы, некоторые психологические и искусствоведческие методики, используемые при рассмотрении конкретных эмоциональных и эстетических воздействий цвета на различные сегменты потребительской аудитории. Исследование также опирается на эмпирические методы интерпретации эффективности использования рекламных технологий, получившие развитие в области социологии культуры, коммуникативного поведения и конкретной рекламной практики.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка комплексного исследования феномена цвета в единстве его психофизических, психоэмоциональных и культурно-символических аспектов, что дает возможность осуществить первичный философско-культурологический анализ феномена цвета и его роли в развитии различных видов рекламной деятельности.

В связи с этим, основные результаты диссертационного исследования представлены в ряде положений, выносимых на защиту: культура исследования феномена цвета позволяет выделить в нем ряд взаимосвязанных уровней, отделяемых друг от друга лишь условно в моделях научной рефлексии: как энергетическое, оптическое, психофизическое, психоэмоциональное и культурно-символическое явление; становление представлений о цвете как культурном феномене обусловлено сложными процессами социального развития, выраженного перманентной сменой культурно-исторических парадигм, придающих ему конкретное семантико-символическое и, соответственно, социокультурное звучание; именно реклама в современную эпоху является тем социальным институтом, в рамках которого осуществляется как широкое теоретическое, так и разнообразное практическое изучение и использование направленного, интенсифицирующего воздействия цвета на индивида и социальные группы; целенаправленное использование подобного воздействия цвета в рекламе приводит к формированию особого вида рекламной деятельности, презентующей и продвигающей, прежде всего, не конкретную товарную марку, ту или иную социальную структуру или ее лидера, а внедряет в сознание потребителей именно идеологическую концепцию, конструирующую и закрепляющую желательную картину мира; возникающая при этом «идеологическая реклама» представляет собой совокупность образов, выражающих систему идей, концентрирующих в себе стремления, цели и интересы больших социальных групп, а потому является действенным средством продвижения идей или концепций на информационно-культурном рынке; в условиях современного социума именно изобразительное искусство плакатного типа выступает одной из адекватных форм существования идеологической рекламы, наиболее продуктивно использующей цвет и его символику для презентации и продвижения на рынок той или иной идеологической концепции.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы и результаты диссертации могут быть исследованы для решения конкретных дискуссионных проблем в области философии культуры. К ним можно отнести изучение культурных характеристик процессов трансформации социума, феноменов ремифологизации и демифологизации общественной жизни, взаимодействия этнокультурных систем и процессов в становлении и развитии социокультурного символизма и их отражение в пространстве рекламного мифотворчества.

Практическая значимость положений и выводов данной работы заключается в возможности расширения области использования методов рекламного воздействия на потребителя, их выхода за рамки исключительно информационных и торгово-экономических отношений, в сферу духовно-мировоззренческих как воспитательно-идеологических отношений с целью формирования прикладных программ в рамках социальной экологии. Результаты исследования могут использоваться для разработки учебных курсов и пособий по философии культуры, культурологии, а также специальных курсов для обучающихся по специальности «Реклама»: «Цве-товедение», «Методы рекламного воздействия», «Феномен цвета в идеологической рекламе» и др.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в ряде опубликованных автором научных статей общим объемом 1,2 п.л. В тоже время, отдельные положения диссертации легли в основу серии докладов, сделанных автором на научно-практических конференциях по философско-культурологической проблематике: Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: символические парадигмы модернизации культурного пространства» (10-11 октября 2006, НовГУ); научно-практической конференции «Творческая стратегия рекламы» (23 мая 2006, Филиала РГСУ в г. Дедовск); информационно-творческой конференции «Рекламная деятельность туристского рынка» (19 декабря 2006, Филиал РГСУ в г. Дедовск).

Ряд основных положений диссертации использованы автором в разработке лекционных материалов и при проведении практических занятиях по учебным курсам: «Основы рекламы», «Психология рекламного воздействия», «Социология рекламной деятельности», «История рекламы: теория и практика СМИ», «Разработка технологии рекламного продукта» и др., читаемых на кафедре гуманитарных дисциплин и кафедре рекламы и маркетинга Филиала Российского государственного социального университета в г. Дедовске.

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре гуманитарных дисциплин Филиала РГСУ в г. Дедовске.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Шалимова, Людмила Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги диссертационной работы, мы отмечаем, что проделанный анализ роли и значения цвета позволил поставить и в определенной мере решить ряд теоретических и практических проблем. Рассматривая природу цвета, мы обнаружили многообразие характеристик цвета на различных уровнях его физического и социального бытия, возможность цвета столь же многообразными способами воздействовать как на психику личности, так и на социальные структуры. Ведь феномен цвета является постоянным спутником истории человечества и в этой истории приобретает социальную ценность, становится важным культурным фактором, и средством социального управления. Поскольку цвет выступает характеристикой наиболее ценного познавательно-информационного человеческого чувства - зрения, поскольку он необходимо участвует в любой деятельности демонстративного характера, особенно в той, которая приобретает все большее значение в современном мире - в рекламе.

Материал работы содержит краткий социокультурный анализ рекламы как деятельности, имеющей собственные информационные, экономические, социальные аспекты и совершенствующей и усложняющей свои социальные функции. Реклама в современном обществе - это не придаток рынка, но самостоятельная деятельность, специфическая по направленности и содержанию, осуществляющаяся в различных сферах общества. Можно выдвинуть предположение, что сейчас реклама становится столь значительным явлением, что не может быть социально или политически нейтральной. Иными словами, реклама сама по себе может выполнять идеологическую функцию, и даже более того, стать идеологической как таковой.

Опираясь на многосторонности рекламы как сознательного феномена и социального института, мы показали, как она использует все свойства цвета для суггестивного или рефлексивного воздействия на психику человека, вызывая предусмотренные эмоциональные состояния и психологические установки, инициируя и направляя действия, отвечающие интересам тех, кто продуцирует и эксплуатирует рекламные образы. Для иллюстрации идеологической функции рекламы мы обратились к изобразительному искусству, развивающему эстетические аспекты цвета, и более конкретно, к художественной колористике. Наибольший интерес представляют жанры живописи или графики, использующие исторические, мифологические, фольклорные сюжеты для экспликации и демонстрации актуальных политических и идеологических идей и взглядов; по способу подачи образа эта живопись близка к плакату, по функции она представляет собой прямую идеологическую рекламу.

Тема, раскрываемая в диссертационной работе - обширная, комплексная, имеющая множество аспектов; ее актуальность требует дальнейших исследований в различных отраслях теоретических и прикладных наук, в философии и социологии культуры. В системе массового сознания, массовой культуры, массовой коммуникации реклама все более участвует не только в процессах духовного потребления, но в организации образа жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шалимова, Людмила Алексеевна, 2007 год

1. Абрамова, З.А. Древние формы изобразительного искусства. М., 1972.-230 с.

2. Адлер, X. Современные технологии: Пер. с англ. СПб., Питер, 2000.-311 с.

3. Аленов, М.М. Русское искусство X начала XX века: Архитектура. Живопись. Графика / М.М. Аленов, О.С. Евангулова, И.И.Лифшиц. М.: Искусство, 1989.-480 с.

4. Альберти, Л. Три книги о живописи. Мастера искусства об искусстве. 1, 2 книги. М., 1966. с.24-25,45-48.

5. Анатомия рекламного образа / Под ред. А.В. Овруцкого. СПб. Питер, 2004. 200 с.

6. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. М.: Эл-лис Лак, 1977. 73 с.

7. Арабов, Ю.И. Образ, символ, знак «якорная» техника // Знамя. 1973. № 10. -с.15-23.

8. Аристова, В.В. История искусства: Икона. М.: Россмен, 2002. -96 с.

9. Арнхеим, Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1997, с.28-30.

10. Асов, А.И. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия, 1998, с. 202-209.

11. Асов, А.И. Славянская астрология. М.: Таир-Пресс, 2001. -584 с.

12. Архангельская, М.Д. Бизнес этикет или игра по правилам. М.: Эксмо, 2004. - 160 с.

13. Афонасьевский, В.Л., Краснов, С.Б. Реклама как явление культуры // Философия культуры. Самара. 1996. С. 124-133.

14. Бажин, Е.Ф., Эткинд, A.M. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. JI., 1978. -с.11-18.

15. Барт, Р. Мифология. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. -216 с.

16. Батай, Ж.Внутренний опыт. СПб.: Аксиома-Мифрил, 1997. -387 с.

17. Бауэр, В.И. и др. Энциклопедия символов. М.: Крон-Пресс, 1998.-502 с.

18. Белый, А. Символизм как миропонимание. М.: Республика,1994.-525 с.

19. Бену, Э. Цвет в христианских видениях // Психология цвета. М, 1996.-с.9-15.

20. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. JI.: Лениздат, 1992. 475 с.

21. Бене, Э. Цвет в христианских видениях // Психология цвета: Пер. с англ. М.: Рефл-Бук, Ваклер, 1996, с.79-130.

22. Бенуа, Люк. Знаки, символы и мифы: Пер. с франц. А Каланта-рова. М.: АСТ-Астрель, 2004. 160 с.

23. Бенца, А. Мои воспоминания. В 5-ти книгах. 2-е изд. М.: Наука, 1993. 743 с.

24. Бицилли, П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995, с.16.

25. Бове, А., Арене, У. Современная реклама. Тольятти: Довгань,1995. 705 с.

26. Бодрийяр, Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. 174 с.

27. Большая энциклопедия народной медицины / Гл.ред. Член-корр. РИА, МИА, к.мат.н. Г.А.Непокойницкий. М.: Изд. Дом АНС, 2005.-1120 с.

28. Борисов, Б.Л. Технология рекламы и ПР. М.: Таир-Пресс, 2001. -426 с.

29. Бороздина, В.Г. Психология делового общения. М.: Инфра-М, 2004. 297 с.

30. Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита. М.: Вега, 2000.

31. Бурдье, П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. №№ 1-2.

32. Бэббит, Э.Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996.-314 с.

33. Вартанов, А.В. Цветовое семантическое пространство, сформировавшееся в условиях отсутствия зрительного опыта // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». 1997. №3. С. 76-81.

34. Васнецов, A.M. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи и цвета. Мастера искусства об искусстве. М., 1970. 192 с.

35. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. М.,1997. 256 с.

36. Величковский, Б.М., Зинченко, В.П., Лурия, А.Р. Психология Восприятия. М.: Педагогика, 1973. -245 с.

37. Величковский, Б.М. Современная когнетивная психология. М.: Изд-во Моск.гос.ун-та,1982. 336 с.

38. Верегин, А.А. Русская реклама. СПб., 1898. 224 с.

39. Веркман, К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. М.: Прогресс, 1986. 521 с.

40. Викентьев, И.Л. Приемы рекламы. СПб.: Триз-Шанс, 1996. -338 с.

41. Вилинбахов, Г. Святой Георгий Победоносец. Цветовое решение. СПб.: Искусство, 1995. 159 с.

42. Владимирская А., Владимирский П. Нестандартный учебник по рекламе. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. 297 с.

43. Владимирская, А., Владимирский, П. Реклама. Ростов-н/Д.: Феникс, 2004.-317 с.

44. Власова, Н.М. Рекламный конструктор. СПб., 1998. 217 с.

45. Волков, Н.И. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. 242 с.

46. Воронин, Н.Н. Древнерусское искусство. М.: Искусство, 1984. 243 с.

47. Выготский, Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1998. -416 с.

48. Гавриленко, О.Н. Параметры тревожности и цветопредпочте-ния // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А.Митькин, Н.Н.Корж. М.: Наука, 1993. С.144-150.

49. Гайдук, В.П. К вопросу о цветовой символике «Божественная комедия» Данте // Дантовские Чтения. 1971. М., 1972. с.8-12.

50. Галан, А. Миф и символ. М., 1993, с.21-23.51 .Гегель, Г.Ф. Наука логики. Т.1. М.: Мысль, 1970. 382 с.

51. Гегель. Философия духа // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.З. М.: Мысль, 1977. 272 с.

52. Гегель, Г.Ф. Эстетика. М, 1968. Т. 1. - 180 е.; Т.2. - 192 с.

53. Гембл, П., Стоун, М., Вудкок, Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями: Пер. с англ. М.: Таир-Пресс, 2002. 257 с.

54. Гермогенова, Л.Ю. Эффективная реклама в России: практика и рекомендации. М.: Рус-Партнер, Лтд, 1994.-252 с.

55. Геродиан. История императорской власти после Марка. М., 1996, с.336.

56. Гете, И.В. Трактат о цвете // Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. С. 112-194.

57. Гете, И.В. Учение о цветах // Линтехштадт В.О. Гете. Петербург. Гос. изд-во. 1920. С. 201-286.

58. Глазычев, В.Л. О дизайне. М., 1970. 238 с.

59. Глинка, Г.А. Древняя религия славян. Саратов, 1993, с. 19-21.

60. Головлева, E.JI. Основы рекламы. Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. -315 с.

61. Головлева, Е.Л. Торговая марка: теория и практика управления. М.: Социум, 2002. 236 с.

62. Гольман, И.А., Добробабенко, Н.С. Практика рекламы. Новосибирск: Интербук, 1991. 311 с.

63. Гринберг, Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.-257 с.

64. Грушин, Б. Массовое сознание. М., 1997. 289 с.

65. Губанов, И.А. Энергетическое тело. М.: Олма-пресс, 2005. -178 с.

66. Гумилев, Л.Н. Этносфера. История людей и история Природы. М.: Прогресс, 1993. 387 с.

67. Гумилев, Л.Н. От Руси до России. М.: Айрис-Пресс, 2004. -219 с.

68. Гурьянов, С.Т., Новикова, Е.Ю. Экономическая социология в системе управления. М.: Универсум, 1996. 322 с.

69. Данилова, Е. Большая книга астрологии. Л.: «Научная книга». Рипол Классик, 2001. 137 с.

70. Делакруа, Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М., 1960.-С. 227-230.

71. Демин, А.И. Тайны земли русской. М.: Вече, 2002. 189 с.

72. Джонсон, К. Стратегия продажи в сфере услуг // Агрессивный маркетинг. Самара, 1992. с.31-63 с.

73. Для австралийских аборигенов наскальная живопись-документ на право владения землей // Курьер Юнеско. 1998, апрель, с.21-22.

74. Доронин, А.И. Константин Васильев. М.: Терра, 2003. 154 с.

75. Демидов, В. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1987. -138 с.

76. Джером Джуллер., Дрюниани Бонни. Креативные стратегии в рекламе. Спб.: Питер, 2002. 284 с.

77. Дидро, Д. Салоны. В 2-х т. Пер с фр. / Вступ.ст. С. 5-22 / Сост., общ. ред. Л.Я. Рейнгард. М.: Искусство, 1989. - 267 с.

78. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1969.-339 с.

79. Доронин, А.И. Руси волшебная палитра. К.Васильев. М.: Молодая Гвардия, 1992. 255 с.

80. Дорофеева, О.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания / Под.ред. Ф.И. Случевского и др. Л.: Медицина, 1978. С. 319327.

81. Драчук, B.C. Рассказывает геральдика. М.: Наука, 1977. -256 с.

82. Дурович, А.П. Реклама в туризме. Минск: БГЭУ, 2001. 200 с.

83. Иванов, Вяч.Вс. Бинарные структуры в семиотических системах // Системные исследования: Ежегодник, М., 1972. С.34-57.

84. Иванов, Вяч.Вс. История славянских и балканских названий металлов. М., 1983.-321 с.

85. Иванова, В.И. Знаки зодиака в астрологии. М.: 1965. С. 17-19.

86. Иванов, JI.M., Урванцев, Л.П. Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций// Психологические проблемы рационализации деятельности. Вып. 2. Ярославль: ЯГУ, 1978. С.55-64.

87. Ивлев, О.А. Полная энциклопедия символов. М.: Мир книги, 2005.-456 с.

88. Ивенс, P.M. Введение в теорию цвета. М.: Наука, 1994. 256 с.

89. Измайлов, Г.Г. и др. Семантическое пространство цветовых названий // Вестник МГУ. Сер14. Психология, 1992, № 1, с.З-14.

90. Изобразительное искусство / Отв. ред. М.П. Сысоев. Выпуск 6. М.: Искусство, 1966. 202 с.

91. Ильин, Р. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973.-С. 57-77.

92. Ильин, В.Я. Творческий подход к рекламе // Эко. 1995. №9. С. 203-219.

93. Имшенецкая, И. Креатив в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2002. -173 с.

94. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М., 1973. 196 с.

95. Иогансон, Б.В. О цвете и тоне. За мастерство в живописи. М., 1952. С. 28-48.

96. Иогансон, Б.В. Советы мастера. Живопись. Графика. М., 1973, с 33-39.

97. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика. М., 1998.-245 с.

98. История русского и советского искусства / Под ред. Д.Б. Са-рабьянова. М.: Высшая школа, 1979. 380 с.

99. Искусство рекламы. Казань: Изд-во КГУ, 1992. 189 с.

100. Иттен, И. Искусство цвета: Пер. с нем. / Аронов Д. 2-е изд. М., 2001.-289 с.

101. Калюжный, В.В. Астрология медицинская и натальная. М., 1994, с.300-309.

102. Калюжный, В.В. Большой астрологический практикум. Минск: Сидумет, 1994.-258 с.

103. Каменская, Е.Н. Этика, эстетика. Ростов-н/Д.: Феникс, 2004. -253 с.

104. Канаян, К., Канаян, Р. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан // Реклама, № 8. М., 2002, с. 82-87.

105. Кандинский, В.О. О духовном в искусстве. JL: Фонд «Лени-градская галерея», 1990. 187 с.

106. Картер, Г. Эффективная реклама. М.: Бизнес-Информ, 1998. -243 с.

107. Керлот, X. Словарь символов. М., 1994. 241 с.

108. Кириллов, А.Т., Маслова, Е.В. Реклама в туризме. СПб. 2002. -107 с.

109. Клемент, Стефании. Что астрология может сделать для вас? М.: Астрель, 2005. 82 с.

110. Клизовский, А.И. Основы миропонимания новой эпохи. Т.2. Рига: Ригведа. 1992. 241 с.

111. Клизовский, А.И. О психической энергии. Т.1. Рига: Виеда, 1992, с.3-68.1.122123124125126127128129,130,131,132,133.134.135.

112. Коноваленко, А.Н. Психология политической рекламы. Рос-тов-н/Д.: Феникс, 2005. 94с.

113. Корнилова, Е.Е. Язык телевизионной рекламы. Функции воз-действияи функции сообщения. Ростов-н/Д., 1997. 320 с. Коровин, К.А. Заметки об искусстве. Константин Коровин вспоминает. М., 1971. - С. 172-320.

114. Короленко, Ц.П., Фролова, Г.В. Чудо воображения. Новосибирск: Наука, 1978.-192 с.

115. Костенко, Н.В. Ценности и символы массовой коммуникации. Киев: Наукова думка, 1993. 247 с.

116. Кравцова, М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб., 1994, с. 152-198. Кракуэр, 3. Психологическая история // Немецкое кино, 1933, с.57.

117. Крамской, И.Н. Из писем. Мастера искусства об искусстве. Т.6. М.: Искусство, 1969. С.239-345.

118. Краснов, Н.В. Беседы по искусству. М.: Искусство, 1970. -238 с.

119. Кромптон, А. Мастерская рекламного текста. М.: Изд. Дом Довгань, 1995. 246 с.

120. Кроул, X. Коммуникация. Дизайн. 2000. Цюрих, 1987. 200 с.

121. Кругликов, В.М. Пять сил времени. А.В.К.: Санкт-Петербург, 2002.-178 с.

122. Кузин, Ф.А Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. 575 с.

123. Кузнецова, И.В. Беседы о русском искусстве. М.: Просвещение, 1972.-210 с.

124. Кулешов, Л.В. Кадр и монтаж. М.: Искусство, 1961. 175 с.

125. Культура делового общения. М.: Инфра-М, 2004. 297 с.

126. Купер, Н. Использование цвета: Пер. с англ. // Ж. 10. «Новый Мир». М., 1972.-С. 72.

127. Купер, М., Мэтьюз, А. Язык цвета. М.: Эксмо, 2002. 237 с.

128. Куценков, П.А. Начало. Очерки истории первобытного и традиционного искусства. М., 2001. 258 с.

129. Крымов, Н.П. О живописи. Николай Петрович Крымов. М.: 1960.-217 с.

130. Крылов, И.В. Антология рекламы. М.: Центр, 1996. 200 с.

131. Лазебный, Л.И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности. М.: Российское философское общество, 1997. -248 с.

132. Лебедев, А.Н. Особенности психологического воздействия в Российской рекламе. М., 1995. 341 с.

133. Лебедев, А.И. Боковиков А.С. Экспериментальная психология в рекламе. М.: Ось-89,1995. С.47-51.

134. Лебедева, А.П. Искусство обольщения. М., 1996. 227 с.

135. Лебон, Т. Психология масс. СПб., Питер, 1995. 127 с.

136. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т.2. М.-Л., 1935.-352 с.

137. Леонардо да Винчи. Мастера искусства об искусстве. Т.2. М., 1996.-331 с.

138. Леонардо да Винчи. О живописи в перспективе. О свете и тени, цвете и красках. Т.2. М., 1966. с. 226-273.

139. Леонтьев, А.Н. Психология образаЛ Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979. №2. С. 3-14.

140. Липе, Ю.Происхождение вещей. М., 1954. 240 с.

141. Лобок, A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997. 688 с.

142. Ломов, Б.Ф. Соотношение цвета // «Искусство». № 3. М., 1967, с.61-78.

143. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. 272 с.

144. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. 305 с.

145. Лоцман, Ю., Цивьян, Ю. Диалог с экраном. Таллинн, 1994. -237 с.

146. Люшер, М. Психология семантики цвета. М., 1982. 156 с.

147. Люшер, М. Цветовой тест Люшера. Спб.: Сова. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. 164 с.

148. Лутошкин, А.Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения Психологического климата коллектива // Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. М., 1979.-С. 162-175.

149. Магия цвета. Психология цвета. М.: Сфера, 1996. 432 с.

150. Маклюэн, М. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1987. С. 117-135.

151. Мамардашвили, М.К., Пятигорский, А. Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. 216 с.

152. Мануйлов, М.А. Психология рекламы. М., 1925. С. 21-35.

153. Мартынов, Ф.Т. Магические кристаллы. Философский очерк. Свердловск, 1971. 190 с.

154. Мартынова, С.А., Облакова, С.В. Психологическая эффективность печатного рекламного текста. М., 1999. С. 115-120.

155. Матисс, А. Заметки живописца // «Ла гранд Ревю», 1908, 25 декабря, -с.32-53.

156. Матфеева, Л.В. Рекламный имидж в бизнесе и политике // Реклама: Научно-практический журнал. 1994. № 5-6. с. 16-21.

157. Мелетинский, Е.М. Поэтика мира. М., 1998. 272 с.

158. Мелентьев, Ю.С. Не за три моря. 2-е изд. М.: Молодая Гвардия. -383 с.

159. Мерло-Понтии, М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. 62 с.

160. Милн, Л., Дж. Милн, М. Чувства животных и человека. М.: Мир, 1966.-302 с.

161. Миронова, Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблемы цвета в психологии / Отв.ред. А.А.Митькин, Н.Н. Корж. М.: Наука, 1993, с. 188.

162. Мифология древнего мира. М.: Наука, 1977. 456 с.

163. Михалкевич, В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986. 198 с.

164. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы. М.: Инфра, 2005. -317с.

165. Музыкант, В.Л. Реклама и ПР-технологии. М.: Армада-пресс, 2001.-686 с.

166. Музыкант, В.Л. Реклама: функции, цели, каналы распространения: в 2-х частях. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996-1997.

167. Мэтьюз, А. Воздействие цвета на органы чувств: Пер. с англ. // «Новый мир». №11. М., 1975. с.51-72.

168. Назайкин, А.Н. Эффективная реклама в прессе. М.: Мир рекламы, 2002. 203 с.

169. Насонова, Л.А. Духовное жизнетворчество личности. М.: РФО, 1995.-291 с.

170. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: Стихотворения. М., 1994. -243 с.

171. Орлов, О.Ю. Системы цветового зрения позвоночных. Авто-реф. канд. биол. наук. М., 1966. 21с.

172. Осетрон, Е.И. Живая древняя Русь. М.: Просвещение, 1984. -304 с.

173. Основы рекламы / Под ред. С.А.Медведева. Ростов-н/Д: Феникс, 2005, с.191-205.

174. Оховен, М. Магия энергичной продажи: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1996.-232 с.

175. Охочинский, В.К. Плакат. Развитие и применение. Л.: Изд-во Академии художеств, 1926. 247 с.

176. Очерки истории искусств. ВНИИ искусствознания / Под ред. Н.Е.Григоровича, Г.Г.Поспелова. М.: Сов.художник, 1984. -455 с.

177. Пандей, Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1982.-203 с.

178. Панкратов, Ф.Г. и др. Реклам деятельность. М.: Маркетинг, 2001.-362 с.

179. Парацельс. Трактат по естествознанию. М., 1934. 34 с.

180. Перепелкин, Л.С. Проблемы социальных границ в системе социального знания // Чужое: опыт преодоления. Очерки истории культуры Средиземноморья. М., 1999. -С.23-48.

181. Песоцкий, Е.А. Современная рекламная теории и практика. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. 317 с.

182. Песоцкий, Е.А. Современная рекламная теории и практика. 2-е изд. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. 349 с.

183. Песчел, Л. Руны. М.: Таир-Пресс, 2002. 112 с.

184. Петухов, Ю.Д. Дорогами богов. М., 1998. 207 с.

185. Пикулев, И. И. Русское изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1977. 288 с.

186. Подхем, Ч., Сандерс, Ж. Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978.-256 с.

187. Полукарпов, B.J1. Реклама: производство, размещение и распространение. М.: Фаир-Пресс, 2000. 468 с.

188. Полукаров, B.J1. Телереклама. Инновационные технологии. М.: Приор, 1998, с.82-84.

189. Пособие по торговой рекламе: Пер. Ф.А. Крутикова. М., Экономика, 1982, с.70-75.

190. Почепцов, Г.Ю. Информационные войны. М.: Ваклер, 2000, с.30-32.

191. Почепцов, Г.Ю. Коммуникативные технологии 20 века. М.: Ваклер, 2000. 321 с.

192. Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А.Митькин, Н.Н.Корж. М.: Наука, 1993. 207с.

193. Пронина, Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы: теория и методика психического анализа. М.: РПП-Х, 2000.

194. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Мифы. СПб., 1996, с. 129-139.

195. Психология / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2005. -615 с.

196. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003.-716 с.

197. Психология процессов художественного творчества. JL: Наука, 1980.-285 с.

198. Психология цветовой гаммы / Под ред. Ф.П. Панкратова. М.: Таир-Пресс, 2004, с.209-214.

199. Пучко, Л.Г. Многомерная медицина. Система самодиагностики и самолечения человека. М.: АНС, 2002. 234 с.

200. Пятосина, Н. Подмосковный бизон каменного века // Известия. 2003. №192. 18okt.-C.3- 17.

201. Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Пермь, 1993. 365 с.

202. Ревяко, Т.И. 30 правил делового этикета. М.: Аст, 2005. 95 с.

203. Рейнольде, Д. Стиль живописи // журнал Джонсонс «Досужий». 1759. №79.-С. 17-34.

204. Рейтынбарг, А. Скрытые увещеватели: психоанализ в рекламе. М., 1968.-382 с.

205. Репьев, А.П. Рекламодателю о рекламе // Мир рекламы, 2001, с.84-86.

206. Ривс, Р. Реальность в рекламе: Пер. с англ. М.: Северо, 1992. -236 с.

207. Рисунок / Под ред. A.M. Серова. М.: Просвещение, 1979. -150 с.

208. Рогов, Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2004. 336 с.

209. Рогинский, Я.Я. Об истоках возникновения искусства. М.: МГУ, 1982.-32 с.

210. Рогожкин, В.Ю. Эниология. Ростов-н/Д.: Энио, 2003. 540 с.

211. Рожков, И.Я. Миф «базис и надстройка» рекламного творчества // Реклама: Научно-практический журнал. 1995. №№ 1-2.

212. Рожков, И.Я. Цивилизованная реклама насущная необходимость Цивилизованного рынка // Маркетинг. 1995. №3. - С. 2023.

213. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение, 1979. -150 с.

214. Ромм, М.И. Беседы о кинорежиссуре. М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1975. 158 с.

215. Ромат, Е.В. Реклама. СПб.: 4-е изд. Питер, 2001. 492 с.

216. Ромат, Е.В. Реклама. СПБ.: Питер, 2002. 168 с.

217. Росситер, Дж. Р., Перси, Л. Реклама и продвижение товаров. СПб. Питер, 2002.-653 с.

218. Роу, К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета: Пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. -349 с.

219. Рудестем, К. Групповая психотерапия. Теория и практика: Пер.с англ. М.: Прогресс, 1993. 421 с.

220. Рунге, В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ ПРЕСС, 2005. 366 с.

221. Русский графический дизайн 1880-1917. М.: Внешсигма, 1997. 284 с.

222. Самарина, JI.B. Традиционная этническая культура и цвет // Этнографическое обозрение, № 7, 1992. С. 18-30.

223. Сарабьянов, Д.И. Образы века. М., 1967. 248 с.

224. Сафунова, О.В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте: диссер. канд. псих. наук. М., 1994. 270 с.

225. Сееман, Н.В. Культура массовая культура - реклама (мифологический аспект) // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. «Журналистика» 1989.№2.-С. 31-43.

226. Семушкин, А.В. Эмпедокл.М., 1985, с. 91-99.

227. Серов, Н.В. Хроматизм мифа. Л., 1990. 352 с.

228. Сивек, Л. Цветовое значение и измерения восприятия цвета: исследование цветовых образцов // Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство. М.: Стройиздат, 1973. - С.41-54.

229. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. гос.ун-та, 1985. -186 с.

230. Собчик, JI.H. Метод цветовых выборов: Медифицированный тест Люшера: Метод. Руководство. М., 1990, с. 20-65.

231. Соколов, Е.Н., Вартанов, А.В. К исследованию семантического цветового пространства // Психол. журнал. Т.8. №2. 1987. -С. 58-65.

232. Соколов, Е.Н., Измайлов, Ч.А. Цветовое зрение. М.: МГУ, 1984.-175 с.

233. Стинг, М. Индейцы без томагавков. М., 1984. 189 с.

234. Тернер, В. Цветовая классификация в ритуалах Ндембу: Проблема невербальной классификации // Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1973. С.71-103.

235. Тимофеев, В.И., Филимоненко, Ю.И. К вопросу о важности цветовой методики М. Люшера // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3: Научные сообщения к семинару -совещанию молодых ученых М.-Л.: ЛГУ, 1985, с.67-71.

236. Тимофеев, Г., Тимофеева, Е. Графический дизайн. Ростов-н/Д.: Феникс, 2004.-315 с.

237. Тимофеев, В.И., Филимоненко, Ю.И. Краткое руководство практическому психологу по исследованию цветового теста М.Люшера. Изд. 3-е, испр. М.: СПб., Иматон, 1995. 223 с.

238. Тихоновский, В.Г. Торговая реклама и основы декорирования. М.: Высшая школа, 1983. 328 с.

239. Толстой, Л.Н. Война и мир. М.: Искусство, 1990.

240. Тонквист, Г. Аспекты цвета. Что они значат и как они могут быть использованы // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А.Митькин, Н.Н.Корж. М.: Наука, 1993. С.5-63.

241. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. М.: 1995. 183 с.

242. Триста веков искусства. Искусство европейской части СССР. М.: Искусство, 1976. 327 с.

243. Тулупов, В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, технология. Воронеж: Инфра, 1996. 247 с.

244. Устин, В. Курьезы суперрекламы // Реклама: Научно- практический журнал. 1999. № 33. С. 31-32.

245. Устинов, А.Г. К вопросу о семантике цвета в эргономике и дизайне // Дизайн знаковых систем: Психолого-семиотические проблемы: Труды ВНИИТЭ (27). М., 1984. С. 32-46.

246. Ульяновский, А.В. Мифодизайн рекламы. СПб.: «Петрополь», 1995.-300 с.

247. Усов, В.В., Васькин, Е.В. Волшебный мир рекламы. М.: Московский рабочий, 1982. 292 с.

248. Ученова, В.В., Старуш, М.И. «Философский камешек» рекламного творчества. М.: Максима, 1996, с.34-41.

249. Ученова, В.В., Старых, Н.В. История рекламы. М.: Юнити, 1999.-333 с.

250. Уэллс, У., Бернет, Д., Мориарти, С. Реклама: принципы и практика. СПб., Питер, 2001, с.421-423.

251. Фабби, Э.Д. Как создать успешную рекламу. СПб.: Нева, 2004. -250 с.

252. Федотова, Л.Н. Социология рекламной деятельности. М.: Гар-дарики, 2002. 521 с.

253. Феллини, Ф. Делать фильм. М., 1984. 174 с.

254. Феофанов, О.А. Реклама. Новые технологии в России. СПб.: Питер, 2003. 377 с.

255. Фоксол, Г., Голдсмит, Р., Браун, С. Психология потребителя. СПб., Питер, 2001, с.175-202.

256. Фоксфол, Г., Голдсмит, Р., Браун, С. Психология потребителя в маркетинге. СПб.: Питер, 2004. 349 с.

257. Фоли, Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996. 271 с.

258. Фрезер, Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. 2-е изд.пер. с англ. М.: Политиздат, 1983. 543 с.

259. Фрейд, 3. Психоаналитические этюды / Сост. Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский. Мн.: ООО, Попурри. 1997. 360 с.

260. Фрейд, З.Я и Оно // История психологии. Период открытого кризиса: Тесты / Под ред.П.Я. Гальперина. М.: Изд-во МГУ, 1992.-362 с.

261. Фролов, Б.А. Предыстория символа // Этнознаковые функции культуры. М., 1991. С. 56-94.

262. Фрумкина, P.M. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука, 1984. 175 с.

263. Халмрн, Д. Психология критического мышления. СПб., 2000. -245 с.

264. Хейзинга, Й. Осень средневековья. М., 1998. 278 с.

265. Холл, М. Энциклопедическое изложение массонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. М.: Эксмо, 2003. 547 с.

266. Хопкинс, П. Искусство торговать: Пер. с англ. М.: Агентство-ФОРМ, 1999.-321 с.

267. Хромов, Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск, 1994.-213 с.

268. Цветков, Э. Мастер самопознания или погружения в «я» (пси-хономика). СПб.: Лань, 1997. 721 с.

269. Цоллингер, Г. Биологические аспекты цветовой лексики // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. С.156-172.

270. Чалдини, Р. Психология влияния. СПб, Питер, 2002. 302 с.

271. Чернова, А.Д. Все краски мира, кроме желтой (опыт пластической характеристики персонажа у Шекспира. М.: Искусство, 1988.-421 с.

272. Черноризов, A.M. Цветовое зрение рыбы как модель цветового зрения человека // Вестник МГУ. Сер. 14. «Психология», 1995. № 4. С.35-45.

273. Чумиков, А.А. Креативные технологии. М.: Советник, 1998. -193 с.

274. Чумиков, А.Н. ПР связь с общественностью. М.: Дело, 2001.- 362 с.

275. Шамбаров, В.Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М., 2001.- 276 с.

276. Шашлов, Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. М.: Стройиздат, 1986.-280 с.

277. Шварц, JI.A. Изменение цветоощущения в эмоциональных состояниях // Проблемы физиологической оптики. 1946. № 6. -С. 14-28.

278. Шейнов, В.П. Психология влияния. М., 2002. 216 с.

279. Шейнов, В.П. Эффективная реклама: секреты успеха. М.: Ось-89. 447 с.

280. Шехтер, М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы / Под ред. В.Д. Глезера. М.: Педагогика, 1981. 262 с.

281. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980, с.93.

282. Школа изобразительного искусства: в 10 выпусках.2-е изд. М.: Искусство, 1966. 201 с.

283. Шкуратов, В.А. Историческая психология / Ин-т «Открытое общество», 2-е изд. М.: Смысл, 1997. 273 с.

284. Штейнер, Р. Очерк теории познания гетевского мировоззрения. М.: Персефаль, 1993.-142 с.

285. Шуванов, В.И. Психология рекламы. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.-330 с.

286. Шуванов, В.И. Психология торгового маркетинга. М.: МГУК, 2001.-228 с.

287. Эйзенштейн, С.М. Полное собрание сочинений. Т.З. М.: Искусство, 1964, с.63,128.

288. Эко, У. Эволюция средневековой эстетики. СПб., 2004. 251 с.

289. Элиаде, М. Аспекты мифа. М.: Академия, 1995. 387 с.

290. Энгр, Ж. О цвете. Об искусстве. М.: Искусство, 1962. 218 с.

291. Энджел, Дж. Ф., Блекруэл, Р.Д., Миниард, П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999.-625 с.

292. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова, В.Д Синюков. М.: Педагогика, 1983. 452 с.

293. Эрман, JL, Парсонс, П. Генетика поведения и эволюция / Под ред. Е.Н.Панова. М.: Мир, 1984. 238 с.

294. Юдин, С. Рекламный образ. Умение являть // Реклама: Иллюстрированный научно-практический журнал. 1999. № 3. С. 1012.

295. Юнг, К.Г. Архетип и символ. М.: Наука, 1991. 314 с.

296. Юнг, К.Г. О современных мифах: Пер с нем. пред. и прим. Л.О.Акопяна. М.: Практика, 1994. 251 с.

297. Юнг, К.Г. О современном мифотворчестве: Пер. с нем., предисловие и прим.Л.О. Акопяна. М.: Практика, 1994. 249с.

298. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / Предисл. А.В.Шорохова. М.: Наука, 1975. 1053 с.

299. Юнг, К.Г.Психологические типы: Пер. с нем. С. Лорие / Под общ.ред. В.В.Зеленского. СПб.: Азбука, 2001. 736с.

300. Юнг, К.Г. Человек и символы. М.: «Университетская книга» ACT, 1997.-367 с.

301. Юнг, Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи // Психология цвета: Сб.пер.с англ. М.: Рефл-бук, 1996. С.135-180.

302. Юон, К.Ф. Техника живописи. Об искусстве. Т.1. М.: Искусство, 1959.-186 с.

303. Яншина, Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1884, с.35-142.

304. Яньшин, П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: Сам. ГПУ, 1996-218 с.

305. Яновский, А. Влияние на потребителей с помощью непрямой рекламы // Маркетинг. 1998. № 6. С.50-59.

306. Яцук, О. Компьютерные технологии в дизайне. СПб.:БХВ -Петербург, 2003. 445 с.

307. Aaker, D. Managint brend. equity. NY, 1991, p.63.

308. Babey-Prook, A.M., Amber, R.B. Color-Therapy Santa-Brybara. Inc. NV, 1979, p. 120.

309. Birren, F. Color Psycholoqy and color therapy: A fartual Study of the Influehce of color on human life. N. V. 1973, p.60-61.

310. Coldstein, K. Some experimental observations concerning the influence of color on the junction of the organism // Occupatinal therapy and rehabilitation. 1942. June.

311. Gerard, R.M. Color andemotional arousal // Amer Psychologist. 1958. 13 (7). 340 p.

312. Gotz, K.O., Gotz, K. Color preferensies of art students Surface color // Pers & Motor Skills. 1974. 25. H. 1103 1109.

313. Guilford, J.P.The affective value color as a func tion of hue, tint and // J. of Exp. Psychol. 1934. 17. P. 342 370.

314. Holmes, C.B., Buchanan, J.I. Color preference as a function of Object describeb // Bulletin of the Psychonoic Society. 1984. 22(5). P.423-425.

315. Hooke, J.E.,Youell, K.J., Etkin, M.W. Color preference and arousal // Perc. & Motor Skills. 1975. 40. P. 710.

316. Itten, J. The elements of color. N. Y. 1970. 95 p.

317. Jung, C.G. Memories. Dreams. Reflections, N.Y.:Vintayg Books, 1963.-430 p.

318. Klar, G. At all. The Luscher color Test Die Psichologie der Farben Basel (Schweis): Test Verlag. Б.г.и.

319. Luscher, M . The Luscher Color Test. N. Y., 1969. 268 p.

320. Lynn, G. Coleman. «The Crunch Has Come». 1991, март 4, с. 16.

321. Mike Hall. How Advertizing Works New Steps on the Advertisihg Timeline, paper for the 1998, APC Conference, 1998, July 16.

322. Robinson, C. Color preference as a function of introversion and ex-traversion // Hers. & Motor Skills. 1975. 40. p. 702.

323. Schauss, A. G. Eranqilising effect of color reduser aggressive behavior and potential vio lest || J. Of О rthomolecular Psychiatry. 1979. №8(4). P. 218-222.

324. Veriti, T. Colour Observed. L., 1980. P.22-24.

325. Weller, L., Livingston, R. Effect of color of qutstionnair on emo-tionai Responses // The J. of General Psych 1988. 115(4) P. 433440.

326. Wright, В., Rainwater, L. The meanings of color // J. of General Psychol. 1962. V. 67. 89-99.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.