Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX-начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Рябинина, Татьяна Викторовна

  • Рябинина, Татьяна Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 180
Рябинина, Татьяна Викторовна. Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX-начала XX веков: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Мурманск. 2002. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рябинина, Татьяна Викторовна

Введение.

Глава 1. Зарождение эротической философии в России.

1.2. Теоретический генезис и предпосылки появления русской философии любви и пола конца XIX - начала XX веков.

1.2. Эротические учения В. С. Соловьева и В. В. Розанова.

Глава 2. Философско-эротические искания русских философов в начале XX века.

2.1. Проблема пола в эротической философии

Серебряного века.

2.2. Эротический дискурс "нового религиозного сознания".

2.3. Эротическое учение философов православного направления.

2.4. Феноменология любви и пола в литературе Серебряного века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX-начала XX веков»

Являясь составной частью проблемы человека, феномен любви был и остается объектом изучения многих философских школ. Каждое время вносило свои нюансы в видение этого феномена, но во все эпохи загадка любви занимала особое место в философской антропологии.

Подобно тому, как у отдельного человека потребность в любви обостряется в моменты жизненных катастроф, философская проблема этого чувства становится предметом углубленных теоретических исследований в периоды общественных кризисов, смены социальных парадигм. Такие эпохи неизбежно обращают философскую мысль к метафизическим вопросам, к поискам Абсолютного и Вечного, что могло бы служить духовной опорой человеку в "расколотом" мире, ибо человек, лишенный ощущения подлинности, осмысленности, полноты бытия, утрачивает свои связи с миром, человечеством, природой, теряет смысл жизни. Ситуация духовного вакуума стимулирует направляемые философской мыслью поиски предельных оснований бытия. В качестве одного из предельных оснований выступает любовь. Она способна дать индивиду ощущение подлинности и осмысленности жизни, она выступает мерой человеческого в человеке, через любовь и в любви реализуется подлинная человеческая сущность.

Наше общество переживает период исторического разрыва с сопутствующими ему переменами глубинных основ жизни. Ближайший аналог современной эпохи философы, социологи, политологи видят в русской действительности конца XIX - начала XX веков. Духовная ситуация тех лет, обозначаемая понятиями Серебряный век или эпоха модерна, характеризуется исследователями как излом культуры, подобный переживаемому нами сегодня.

Современная духовная ситуация заключает в себе предпосылки развития реалистической и гуманистической философской антропологии, важным направлением которой может стать философия любви. Плодотворность научных поисков по этой проблеме будет обеспечена1 при условии учета уже разработанных теорий.

Этим продиктована необходимость серьезного изучения и творческого освоения философии любви эпохи модерна. Продолжая, а по некоторым позициям оспаривая традиции мыслителей античности, средневековья и Возрождения, представителей немецкой классической философии и русских революционных демократов XIX века, теоретики любви Серебряного века задали рамки развития русской эротической культур^ нашего столетия.

В настоящее время в общественных науках значительно усилился интерес к тендерной проблематике. Тендер (социальный пол) стал одним из ключевых понятий в современном социальном дискурсе. Философия любви Серебряного века прямо коррелирует с вопросами пола. Наличие тендерного аспекта позволяет выделить в ней, помимо антропологического, еще и социологическое проблемное поле.

Переживаемый нами процесс возрождения национального самосознания обусловил возрастание интереса к русской идее, к русской ментальности. В этом аспекте философия любви и пола рубежа XIX - XX веков представляет огромную ценность, так как в ней четко обозначен историософский дискурс, I позволяющий проследить отражение русской идеи в любовно-гендерной проблематике. !

Все вышеизложенное позволяет сделать следующее заключение. В силу i созвучия двух рубежных эпох, философия любви и пола Серебряного века в состоянии помочь нашему современнику глубже познать себя и свое место в мире, определить ценностные ориентации и поведенческие установки в радикально меняющемся социуме, облегчить, процесс тендерной и национальной самоидентификации.

Охарактеризуем степень научной разработанности проблемы. Философское наследие теоретиков любви и пола Серебряного века в последние годы активно осваивается в совокупности всех разработанных этими философами тем, в том числе, и исследуемой, нами проблемы. Однако освещение данного вопроса остается фрагментарным, лишенным целостности. Контуры единого концептуального подхода к философии любви и пола Серебряного века лишь намечены. Остановимся на исследованиях, в которых рассматривается руссская философия любви и пола рубежа XIX - XX веков.

Интеллектуальным прорывом в изучении эротического дискурса эпохи модерна представляются нам работы А. М. Эткинда1. В своих работах используя психоаналитический метод, исследователь рассматривает русскую эротическую философию начала XX века в рамках оппозиции "природа -культура" и находит в эротических теориях русских философов тоталитарные тенденции. По мнению ученого, В. С. Соловьев в работе "Смысл любви" создал теорию любви, противоречащую здравому смыслу. - Выдвинув идеал андрогина как культурную модель, философ, как утверждает А. М. Эткинд, постулировал идею переделки человеческой природы. Данная идея была усвоена В. И. Ивановым, Д. С. Мережковским, Н. А. Бердяевым и стала ключевой в интеллектуальном пространстве Серебряного века. Таким образом, любви атрибутировалась роль инструмента культуры в борьбе с природой. Квалифицируя данную конструкцию как утопическую схему, исследователь акцентирует ее тоталитарный потенциал. Склонность к таким философским построениям, автор, в духе психоанализа, объясняет особым складом личности русских философов. Лишь В. В. Розанов с культов здоровой чувственности и семьи, по утверждению исследователя, нарушал данную традицию; его эротическая теория не содержала призыва к насилию над жизнью.

В работе "Хлыст: Секты, литература и революция" Эткинд показывает параллелизм философии любви Серебряного века и русской ментальности.

1 См.: Эткинд А. М. Эрос невозможного: История психоанализа в России. М., 1994; Эткинд А. М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории серебряного века. М., 1996; Эткинд А. М. Хлыст: Секты, литература и революция. М., 1998.

По мнению ученого, эротические теории рубежа XIX - XX веков были созвучны вероучению и практике русских скопцов, которые решали проблему пола и тела самым радикальным способом.

Историко-философские открытия А. М. Эткинда представляются нам глубокими и оригинальными, но не исчерпывающими всего эротического дискурса Серебряного века. Ученый концентрирует внимание на том направлении философии любви, основы которого заложил B.C. Соловьев, а развивали представители "нового религиозного сознания". Другое направление русской философии любви начада XX века, сложившееся в кругу московских православных философов, остается вне сферы научного интереса

A. М. Эткинда.

В. П. Шестаков в своих работах касается обоих направлений русской эротической философии, предлагая модель ее концептулизации 1 . Он противопоставляет эти течения как тезис - учение об эросе (любви-страсти) - и антитезис - теорию каритаса (любви-жалости).

Философия эроса, по утверждению исследователя, фундируется учением Платона о любви как стремлении к восстановлению утраченной целостности. Исключительное место в эротической философии отводится идеалу человека-андрогина. Родоначальником русской философии эроса В. П. Шестаков считает

B. С. Соловьева, а продолжателями ее - В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, Н. А. Бердяева, В. В. Иванова. Противоположностью философии эроса, по мнению ученого, стала теория каритаса.

Концепция любви-жалости, как считает Шестаков, восходит к христианской традиции. Согласно ей, отягощенный первородным грехом человек не заслуживает эротического восхищения (Зто прямой путь к человеко

1 См. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995; Шестаков В.П. Предисловие к книге: Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989; Шестаков В.П. Предисловие к книге: Русский эрос, или Философия любви в России. М., 1994. восхищения (это прямой путь к человекобожеству), его остается лишь жалеть. Если любовь-эрос - это любовь к отвлеченной идее, к красоте мира, персонифицированной для влюбленного в возлюбленном1, то любовь-каритас - это любовь к конкретному человеку. Идеал каритаса - узнавание в другом своего брата (сестры) по Отцу Небесному и совместное вхождение в Бога. Теорию каритативной любви, по мнению ученого, разрабатывали П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин. В позднем творчестве Н. А. Бердяева исследователь находит попытку синтеза двух теорий любви - эроса и каритаса. Тем самым предложенная В. П. Шестаковым концепция получает завершенную целостность по типу гегелевской триады.

Не остался без внимания современных исследователей и культурологический аспект изучаемого нами дискурса. И. С. Кон рассматривает философию любви и пола Серебряного века как часть многовековой русской эротической культуры1. Квалифицируя русскую эротическую культуру как противоречивую и двойственную, исследователь показывает сосуществование в ней языческих и христианских традиций, впоследствие воплотившееся в философии Серебряного века.

Своеобразный "эротический взрыв" в России на рубеже XIX - XX веков, выразившийся в повышенном интересе к вопросам сексуальности и в создании целостной философии любви и пола, ученый объясняет комплексом социально-исторических причин. Становление буржуазного общества обусловило внимание к проблеме личности, неизбежно затрагивающее и биологические, сексуальные стороны жизни человека. Шедшая в стране урбанизация г оборачивалась плюрализацией стилей жизни, которая находила отражение в усложнении интимной сферы быта. Избавившись от обусловленных феодализмом родовых установок, общество утратило контроль над сексуально

1 См.: Кон И. С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. М., 1997. стью индивида. Следовательно философию любви и пола Серебряного можно рассматривать как закономерное порождение эпохи.

Проблематика пола в русской философии конца XIX - начала XX веков активно разрабатывается О.В. Рябовым1 . В своих работах исследователь анализирует метафизику пола Серебряного века, основное внимание уделяя философии женственности. Русские философы продолжали традиционное для мировой философской мысли разграничение мужского и женского начал, соотнося первое с формой, второе с материей. Но, если в западной философской традиции подобное понимание полового диморфизма детерминировало жесткую иерархию мужского начала как первичного и главного, а женского - как онтологически вторичного и дополнительного, то в интеллектуальном пространстве Серебряного века такая жесткая иерархия отсутствовала и проявлений мизогинии не наблюдалось. Исследователь связывает это с присущим Руси культом Богородицы и с женственным складом души славян.

В работах П. П. Гайденко2 рассматривается как любовная, так и тендерная проблематика философии Серебряного века. Исследователь концентрирует внимание на историко-философском и социально-культурном аспектах учений о любви и поле, достаточно жестко оценивая с морально-этических позиций эротическую теорию и практику представителей "нового религиозного сознания".

Резюмируя анализ историко-философских исследований, рассматривающих философию любви и пола Серебряного века, заметим, что в них интересующий нас дискурс представлен аутентично. Однако на сегодняшний день еще недостаточно изучены вопросы генезиса и эволюции отечественной

1 См.: Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново, 1997; Рябов О.В. Русская философия женственности (XI -XX века). Иваново, 1999.

2 См.: Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001. философии любви и пола, взаимовлияния философов друг на друга, прагматического воздействия их идей на современников и отражения теорий в литературе той эпохи. Не до конца исследован вопрос соотношения философии любви и пола с русской ментальностью.

Недостаточная научная разработанность и возрастающая актуальность проблемы философии любви и пола Серебряного века как социокультурного феномена, отражавшего и определявшего духовные и ценностные ориентации российского социума, обусловили выбор темы нашего исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на основании объективного анализа работ русских мыслителей конца XIX - начала XX веков, исторических, биографических и литературных материалов выявить генезис, эволюцию и сущностные характеристики философии любви и пола Серебряного века, описать ее составляющие и их взаимовлияние, определить ее роль в духовной ситуации того времени. Объектом исследования является русская религиозно-идеалистическая философия рубежа XIX - XX веков. Мы ограничиваем этот период временными рамками 1892 - 1915 годов. Так устанавливает граница Серебряного века академическая традиция. Таким; образом, созданные после 1915 года по интересующей нас проблематике труды Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина и других остаются за рамками нашего исследования. Однако мы обращаемся к ряду сочинений Д. С. Мережковского, В. И. Иванова, Н. А. Бердяева, созданных уже после Октябрьской революции, так как в них развиваются оснывные интенции, заложеннные еще в дореволюциоонном творчестве этих мыслителей.

Предмет нашего исследования - эротический дискурс философии Серебряного века, представляющий комплекс учений о любви и поле. Заметим, что эти понятия в интеллектуальном пространстве Серебряного века взаимосвязаны. Современная философская мысль дифференцирует эти категории, связывая любовь с духовным аспектом личности, а пол - с модусом физиологическим. Но в интересующем нас интеллектуальном пространстве эти понятия были неразрывно слиты, что определялось базовой для философии Серебряного века интуицией всеединства.

Главная цель исследования реализуется через последовательное решение ряда конкретных задач, в соответствии с которыми организована структура исследования.

Основные задачи исследования:

- выявить и описать историко-культурный контекст, научно-философские истоки, обусловившие появление русской философии любви и пола;

- дать характеристику системообразующих для русской философии любви и пола эротических учений В. С. Соловьева и В. В. Розанова; дать анализ метафизики пола и ее взаимодействия с другими ключевыми темами философии Серебряного века;

- дать анализ эротических теорий, разработанных в рамках "нового религиозного сознания";

- выявить особенности реализации философии эроса в "жизнетворчестве" русских модернистов и ее репрезентации в поэзии Серебряного века;

- дать анализ концепции любви, заявленной в трудах православных философов;

- изучить специфику эротической теории Н. А. Бердяева как вариант синтеза богискательского и православного направлений в философии любви и i пола;

- дать анализ феноменологии любви, представленной в литературе Серебряного века.

Остановимся на методологии и методах исследования. Учитывая специфику предмета исследования в его методологии мы считаем возможным осуществить синтез различных подходов. Рассматривая философию любви и пола как сложную динамическую культурную систему, мы используем в качестве методологической основы системный подход, ориентируясь на разработанную М. С. Каганом логику и методологию культурологического системного анализа1 . Мы исследуем философию любви и пола Серебряного века путем изучения ее культурно-исторического и научно-теоретического генезиса, ее структуры, функционирования и эволюции. С такой установкой коррелирует используемый нами метод антиномической диалектики (термин введен А. С. Богомоловым и Н. М. Эффендиевой). Диалектика есть определенный способ решения задач, учитывающий взаимосвязь явлений, их противоречивость и изменчивость. Антиномическая диалектика - это способ показать принципиальную неразрешимость задач и сосуществование в единой системе неснятых противоречий. Нами также взят на вооружение метод историко-философской реконструкции взглядов авторов на основе использования источников и историко-философской литературы, наиболее полно сформулированный B.C. Горским2 .

Принимая во внимание присутствие личного, биографического компонента во всех эротических и сексуальных теориях мы оперируем методологией биографического подхода. Он кажется нам органичным в силу того, что теории любви зачастую являются метафизическими проекциями эмпирического опыта их создателей, а также в силу того, что сами философы Серебряного века практиковали биографический подход к истории философии, лучшее доказательство этого - работа В. С. Соловьева "Жизненная драма Платона". В своем исследовании мы ориентирумся на принципы биографического анализа, используемые К. В. Мочульским3 .

Учитывая особенности личности исследуемых нами философов, которые в большинстве своем были художественно ориентированными личностями,

1 См.:Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание:; Избр. ст. / ЛГУ. Л., 1991.

2 См.: Горский B.C. Историко-философское истолкование темы. Киев, 1981. явными или латентными невротиками, по терминологии 3. Фрейда, мы используем элементы психоаналитического подхода. Методологическим ориентиром для нас здесь служат работы А. М. Эткинда.

Зависимость философии любви и пола Серебряного века от русской мен-нальности обусловила необходимость использования методолгии французской школы "Анналов" (в частности линии М. Блока). Определенное место в исследовании занял сравнительно-исторический метод, применяющийся для сопоставления основных концепций по эротической проблематике в русской и западноевропейской философских традициях.

Такой синтез методологических подходов скоррелирован с идеей полидетерминированности и с принципом дополнительности Н. Бора.

В качестве источниковой базы мы используем труды русских мыслителей конца XIX - начала XX веков. К исследованию нами привлечен большой корпус сочинений зарубежных мыслителей по эротической проблематике, а также историко-философских работ отечественных и иностранных исследователей. Кроме того, мы обращемся к мемуарным материалам, журнальной периодике рубежа XIX - XX веков.

Новизна исследования заключается прежде всего в том, что оно представляет собой один из первых опытов системного анализа комплекса эротических теорий рубежа веков.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его материалы могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по истории философии, культурологии, истории русской литературы. На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. Русская философия любви и пола конца XIX - начала XX веков представляет собой динамичную социокультурную систему.

2. Системообразующей основой русской философии любви и пола являются эротические учения В. С. Соловьева и В. В. Розанова.

13

3. Динамику развития системе русской эротической философии придает наличие в ней противостоящих друг другу учений представителей "нового религиозного сознания" и московских православных философов.

4. Эти альтернативные линии философии любви и пола синтезируются в позднем творчестве Н. А. Бердяева.

5. Теоретическая философия рубежа XIX - XX веков представляет собой образец метафизики любви. Литература Серебряного века раскрывает феноменологию любви.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Рябинина, Татьяна Викторовна

166 Заключение

Исследование философии любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX - начала XX веков позволяет сделать следующие выводы. Философия любви и пола Серебряного века является органичной частью мировой философии любви. Продолжая традиции Платона и Аристотеля, русские мыслители создали уникальное эротическое учение и метафизику пола.

Философия любви и пола Серебряного века стала адекватным ответом на вызов эпохи, отмеченной сменой социально-культурной парадигмы. Постулируя в качестве предельного основания бытия любовь в ее эротическом модусе, отечественные мыслители обозначили непреходящий нравственный ориентир, играющий спасительную роль для человека в ситуации духовного кризиса.

Однако любовь не только дает индивиду ощущение подлинности и значимости бытия, она, связывая людей, обеспечивает целостность и устойчивость картине мира. В силу этого русские философы исследуют феномен вечного чувства не только в антропологическом дискурсе. Проблематика любви и пола оказывается органично включенной в гносеологию, историософию, социологию, философию творчества.

Данная посылка позволяет рассматривать философию эроса Серебряного века как сложную динамическую социокультурную систему. Ее системная целостность детерминирована ориентацией на универсальность мысли Платона, согласно которому эрос выступает великой объединяющей силой, поддерживающей гармоническое состояние мира и позволяющей каждой сущности найти свое место в универсуме.

Логику внутреннего саморазвития эротике рубежа XIX - XX веков придает наличие в ней разнородных направлений. В качестве исходной контроверзы выступает бинарная оппозиция учений В. С. Соловьева, акцентировавшего духовную сторону любви В. В. Розанова, реабилитировавшего телесность.

В начале XX века оформляется противостояние двух течений: представителей "нового религиозного сознания" (петербургская школа) и православных философов (московская школа). Квалифицируя теории первых как тупиковую культурную модель, нельзя однако не отметить присущих им элементов глубокого предвидения. Сюда относятся, прежде всего, идеи Д.С. Мережковского об исчерпанности патриархатной культуры, о спасительной роли женщины в истории России, о присутствии женского начала в Божественном. Показательно, что развитие системы философии любви и пола в дискурсе "нового религиозного сознания" идет по линии создания религиозно-философской организации - Церкви Третьего Завета.

Учение московских философов представляется более адекватным жизни, чем философия богоискателей. Наиболее сильными сторонами его являются осуществленный П.А. Флоренским лингвистический анализ видов любви и разработанная С.Н. Булгаковым религиозная метафизика пола. Несмотря на большую смелость и оригинальность эротики петербургской школы, представляется, что сегодня в первую очередь будут востребованы открытия московских философов.

Несомненным прорывом в будущее и преодолением присущего теоретической философии андроцентризма стала феноменология любви, созданная писателями и поэтами Серебряного века.

Необходимость усвоения достижений эротической философии Серебряного века современной общественной мыс чью диктуется созвучием двух рубежных эпох. Сегодняшняя Россия переживает смену социокультурной парадигмы. Сопутствующее ей утверждение плюрализма стилей жизни, релятивизма моральных ценностей напрямую коррелирует с духовной ситуацией столетней давности. Драматизм потери духовных ориентиров обостряет необходимость создания современной философии любви. Ее контуры уже намечены в работах И.С. Кона, В.Д. Губина, Ю.Б. Рюрикова, Г.Д. Гачева. Ю.Н. Солонина, А.А. Ивина.

Перспектива создания единой, целостной отечественной эротической теории в контексте все большей дифференциации жизни представляется весьма проблематичной. Но автор предполагает, что основной вектор русской философии любви и пола XXI века будет фундироваться аналогичным интеллектуальным дискурсом Серебряного века. Неизменной останется ориентация на русскую ментальность, на любовь-сопереживание и на платоновскую идею родства душ. Приоритетным по-прежнему будет духовно-душевный, а не сексуальный модус любви, хотя западноевропейские теории сексуальности, безусловно, должны обогатить наше интеллектуальное пространство.

Однако не исключена возможность скрытой полемики с философами Серебряного века по тендерной проблематике. Исследуемые нами мыслители обнаруживали известный консерватизм в стремлении закрепить за мужчинами и женщинами традиционные тендерные роли. Но если для того времени такая позиция была органична, то попытка возродить аристотелевско-пифагорейские представления о женщине и мужчине сегодня представлялась бы консервативной утопией. XX век с его грандиозными потрясениями, экзистенциальными безднами и тупиками разрушил традиционные стереотипы. Перефразируя известный риторический вопрос Адорно, правомерно говорить о невозможности Вечной Женственности после Аушвица. В современном мире женщине, соответствующей традиционной модели феминности, просто не выжить. Весьма проблематичной представлялась бы и жизнь мужчины, соотвествующего классическому типу маскулинности. Развитие человека рубежа XX - XIX веков идет по линии сближения полов через усиление в женщине муского начала, а в мужчине - женского.

В этом контексте приобретает особую актуальность мысль Н.А. Бердяева: "Всякая личность андрогинична". Этот андрогинизм, по-нашему мнению, будет неизбежно усиливаться. Можно сожалеть .об утрате мужчинами и женщинами их традиционных тендерных ролей, но нельзя не признать, что это процесс необратимый.

Данная ситуация заставляет взглянуть на проблему пола с совершенно иных, чем в Серебряном веке, позиций. Решение проблемы, на наш взгляд, нужно искать не в преображении пола, и тем более не в избавлении от него. Современная философская мысль должна помочь нашим современникам гармонично развивать в себе качества обоих полов. По-своему интерпретируя ключевую для Серебряного века идею адрогинизма, современная философская антропология вместе с тем должна преодолеть свойственный исследованному нами дискурсу андроцентризм. Есть основания предполагать, что философия любви и пола XXI века будет бицентричной, орга^г-шо соединяющей в себе мужской и женский взгляды на феномены человеческого бытия.

Несомненную прикладную ценность представляет и историософский дискурс метафизики пола Серебряного века. Справедливо квалифицируя русских как женственный народ, европейцев - как мужественные нации, отечественные философы невольно задали потомкам ориентиры корректировки национального менталитета. Излишняя доверчивость и "всемирная отзывчивость" русских часто оборачивалась негативными последствиями в истории страны. Естественным выходом из подобных ситуацией представляется усиление мужского, волевого, целеустремленного, начала в русском национальном характере.

170

Знаменательно, что первые ростки бицентричной культуры появились в интеллектуальном пространстве Серебряного века, так как поэты и писатели соединяли в себе мужскую волю и активность с женской восприимчивостью и интуицией, данный синтез вообще имманентен художественным натурам, и литература начала XX века, как мы это пытались раскрыть, разрушала андроцентричные оценки мира и человека.

Нельзя не подчеркнуть еще одно духовное достижение Серебряного веха, которое должно быть востребованным сегодня. Модернисты своим творчеством и жизненной практикой разрушали репрессивную по отношению к человеку абсолютистскую мораль, подчас действуя самыми радикальными методами (дионисийские оргии и мистический секс). Пусть не тактика, но стратегия слома давящей на человека консервативной морали может быть у своена нами.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что при создании современной философии любви и пола эротический дискурс Серебряного века может служить ее научно-теоретической базой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рябинина, Татьяна Викторовна, 2002 год

1. Аверинцев С.С. Горизонты семьи. О некоторых константах традиционного русского сознания // Новый мир. 2000,- № 2. - С. 170-176.

2. Акчурин И. А. Топология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. - № 5. - С. 141-152.

3. Ахматова А.А. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. Стихотворения. 1904-1941. - М.: Эллис лак, 1998 с. - 968 с.

4. Ахматова А.А. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. Ч. 1. - М.: Эллис лак, 1999 - 640 с.

5. Бабушкин А.И. Владимир Соловьев. Недосказанная речь Диотимы // Вестник СПбГУ. Сер. 6. - 1994. - № 3. - С. 36 - 40.

6. Батенин С. С. Человек в его истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - 295 с.

7. Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Художественная литература, 1989. - 278 с.

8. Белый А. О Блоке. Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М.: Автограф, 1997. - 608 с.

9. Берберова Н. А. Блок и его время: Биография М.: Изд-во "Независимой газеты", 1999. - 256 с.

10. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон + : ОИ "Реабилитация", 1999. - 462 с.

11. Бердяев Н. А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феликс: ХДС - пресс, 1991. - 81 с.

12. Бердяев Н. А. О назначении человека М.: Республика, 1993. - 383 с.

13. Бердяев Н. А. Самопознание: (Опыт философской автобиографии) М.: Книга, 1991.-445 с.14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.