Философские проблемы ноосферного развития тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, кандидат философских наук Жульков, Михаил Вячеславович

Диссертация и автореферат на тему «Философские проблемы ноосферного развития». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 417637
Год: 
2010
Автор научной работы: 
Жульков, Михаил Вячеславович
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Иваново
Код cпециальности ВАК: 
09.00.11
Специальность: 
Социальная философия
Количество cтраниц: 
178

Оглавление диссертации кандидат философских наук Жульков, Михаил Вячеславович

Оглавление.

Введение.

Глава! Философия ноосферного развития: методологический и социально-философский подход.

§ 1. Представления о ноосферном развитии: социально-философские и естественнонаучные аспекты.

§2. Основное противоречие ноосферного, развития в контексте основного ноосферного закона.

§3. Комплексный подход к анализу структурных уровней-ноосферного развития.

Глава II. Коллективный разум как духовно-информационная доминанта ноосферного развития.

§1. Категориальный анализ коллективного- разума: системный подход.

§2. Социальная онтология коллективного разума: синергетический подход.

§3. Коллективный разум интеллигенции в поисках путей ноосферного развития.

Глава III. Социальная автотрофность как энергетический фундамент ноосферного развития.

§ 1. Структурные уровни социальной автотрофности.

§2. Рост энергетической независимости как критерий ноосферного развития.

§3. Представление о ноосферной автотрофности.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Философские проблемы ноосферного развития"

Актуальность темы* исследования. Анализируя тенденции* мирового развития, Н. Н. Моисеев пришел к выводу, что глобализирующаяся человеческая'цивилизация XXI века,подходит к,точке бифуркации1. С одной стороны, к ней ведут глобальные проблемы, требующие своего решения. А с другой, логика развития1 человечества* такова, что; оно'должно стать единым, целым; объединенным^ общей культурой, экономикой и„пониманием потребностей людей всего »мира.

В конце XX века - преддверии глобализации - человечество вступило в эпоху ноосферных катастроф, связанных с ориентацией на ценности технократического мировоззрениями миропонимания.

Отдельные попытки, разрешения, захлестнувших человеческое общество противоречий (деятельность Римского клуба, Саммиты по устойчивому развитию 1972, 1992 и 2002" годов) не принесли желаемого результата - негативные тенденции в экологии, экономике, политике, демографии набирают все новые и новые, обороты.

Основные сильь мирового сообщества брошены, по сути, на борьбу с последствиями этих ноосферных катастроф. Фундаментальные основания кризиса, в котором) на протяжении уже более ЗО лет существует человечество, не удостоились серьезного анализа. Пути выхода из сложившейся ситуации идеологи'концепции устойчивого развития видят, прежде всего, в технической и технологической, информационно-компьютерной модернизации современного устройства общества.

Особенность российской модели выхода из кризиса заключается, на наш взгляд в том, что государственная элита страны ориентирована не на автохтонные, глубинные, фундаментальные мировоззренческие парадигмы, I выстраданные всей историей России, а на конъюнктурные модернизационно-инновационные концепции западноевропейского истеблишмента. Подобное

1 Моисеев Н Н. Ушшерсум. Информация. Общество. - М.: Устойчивый мир, 2001. - 200 е., с. 116 ' положение дел демонстрирует слабость России в методологической плоскости, способность работать только «по шаблону», подгоняя его под размерность российской идентичности. Неоправданность такого подхода связана, прежде всего, с особенностью западного мировоззрения, не всегда комплементарного историческому пути России.

Альтернативой «ксерокопирования»' бытия и цивилизационных установок западной культуры должно- стать обращение к истории собственно российской философской и научной мысли, которая^ строит модели «устойчивого мировогот существования» на основе эмпирических обобщений, реализуя, по сути, аксиому Торонто («мыслить, глобально, действовать локально») и принцип М. М. Пришвина - «не будь как все, будь как сам».

Реалии развития, человечества^ начале XXI века отчетливо указывают на правоту выводов; к которым еще в первой половине прошлого века пришел выдающийся представитель российской научной интеллигенции Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), соединивший в себе строгость, рассудочность, аналитичность западноевропейской, науки и соборность, синтетичность русского сознания.

Учение В. И: Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, зародивл шееся в начале XX века , заложило фундамент ноосферной картины мира и предопределило возникновение в начале XXI века науки, комплексно исследующей принципы организованности и развития ноосферы как системно организованного всеобщего - ноосферологии3.

Ноосферология, понимаемая^ как экологизированный комплекс всего современного научного знания, включает философские, гуманитарно-антропологические, экологические и естественнонаучные дисциплины, главным предметом своего изучения определяет ноосферное развитие, как про

2 Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991.-271 е.; Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. - M.: Айрис-Пресс, 2002. - 575 с.

3 См., напр.: Реалии ноосферного развития: материалы Межгосударственной научно-практической конференции «Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия». Иваново, 21-23 мая 2003 г. - М.: Издательский дом «Ноосфера», 2003. - 396 с. грамму, на основе которой могут быть выработаны модели развития человеческой цивилизации начала третьего тысячелетия.

Понимание значения проблем ноосферного развития для жизни современного человечества обуславливает актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Как известно, понятие ноосферы было введено французским ученым Э. Леруа в 1927 году под впечатлением лекций В. И.с Вернадского о живом веществе. Затем этот термин был развит П. Тейяр де Шарденом, который рассматривал ноосферу как располагающуюся вне биосферы и' над ней. Но именно В. И: Вернадский своими трудами о биосфере и учением о переходе биосферы в ноосферу заложил научно-философский фундамент ноосферного мировоззрения. В'своих работах В. И. Вернадский затронул такие проблемы как развитие сознания» в геологических периодах эволюции биосферы, историческое развитие сознания человечества, учение о биогеохимической и культурной биогеохимической энергии, антиэнтропийная роль жизни на планете, законы биосферы, роль научной мысли в процессе перехода биосферы в ноосферу, роль выдающихся личностей в истории, учение об автотрофности человечества и другие.

Важнейшей философской предпосылкой формирования ноосферной идеи, как идеи ноосферного развития, выступает русский космизм. Русские космисты - С. А. Подолинский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, А. К. Манеев и другие -рассматривали историю человечества как неотрывную от эволюции Космоса, считали жизнь свойством всей Вселенной, предвосхищали идеи превращения человеческой цивилизации в космическую.

В этом же русле развивалось творчество русских религиозных философов: В. С. Соловьева (идея всеединства), С. Н. Булгакова (идея софийности человеческого творчества), Н. А. Бердяева (идея внеприродного источника самосознания человека), П. А. Флоренского (идея пневматосферы), Н. Ф. Федорова (философия общего дела).

Основания ноосферного мировоззрения обнаруживаются и в западной философской антропологии X. Ортега-и-Гассета, М. Шелера, А. Гелена, Г. Плеснера и русском антропокосмизме Н. А. Бердяева и С. Л. Франка.

Учение В: Ш Вернадского о переходе биосферы в ноосферу задает определенный вектор развития современной, «научной, философии». Одним из, наиболее значимых проявлений ноосферизации научного знания, является-возникновение такой синтетической (естественнонаучно-гуманитарной) области знания5 как ноосферология, которая занимается изучением проблематики ноосферного развитияв контексте глобальных проблем современности.

В настоящее время ноосферология представлена.целым рядом.российских ученых, исследования^ которых затрагивают различные аспекты ноосферного развития: Научное мировоззрение В; И. Вернадского дало'возможность для становления естественнонаучных и гуманитарных срезов-исследования ноосферы. К естественнонаучному направлению можно отнести труды Р: К. Баландина; Э. М. Галимова, Э. В. Гирусова, В. С. Даниловой, В. А. Зубакова, В. П: Казначеева, М. М. Камшилова, В: А. Ковды, В. Л. Кожары, Э. И. Колчинского, ^ В. А. Костицина, Ю. А. Косыгина, П. Г. Кузнецова, О. Л. Кузнецова, Л. В. Лескова', И. К. Лисеева, Н. Н. Моисеева, А. Г. Назарова, А. И. Перельмана, А. М. Тарко, А. Д. Урсула, В. М. Федорова, К. П. Флоренского, Ф. Я. Шипунова, И. Н. Яницкого, А. Л. Яншина, Ф: Т. Яншиной и других.

Антропологический и гуманитарный подходы отражены в работах

A. К. Адамова, Н. П. Антонова, А. В. Брагина, А. В. Димитриева, И. В. Дмитревской, А. М. Ивлиева, В. П. Казначеева, С. В: Коваленко,

B. Д. Комарова, А. Н. Кочергина, М. А. Кузнецова, Н. В. Масловой, Н. Н. Моисеева, И. М. Мочалова, А. П. Назаретяна, В. В. Налимова, Ю. К. Плетникова, А. Н. Портнова, Г. С. Смирнова, А. И'. Субетто, Ю. П. Трусова, А. Д. Урсула, В. С. Халапсиса,. Ф. В. Цанн-кай-си, В. М. Федорова, И. Т. Фролова, М: Ю. Шишина. Среди зарубежных ученых, занимающихся проблемами биосферы и ноосферы, следует назвать Г. В. Гегамяна и Л. Ларуша.

В. И. Вернадский считал, что жизнь необходимо рассматривать как такое же всеобщее свойство мира, как,пространство, время, энергия, поскольку биосфера имеет не только планетарные, но и космические связи. Развитие учения о ноосфере В. И: Вернадского*позволило рассматривать человека как космопланетарный-феномен. Такотподход отражен в работах Ю.Г. Волкова; В. Е. Еремеева; В! А. Зубакова; В". И. Казначеева, Н} Н. Моисеева,

A. П. Назаретяна, В1. С. Поликарпова, Е. А. Спирина, А. Д. Урсула,

B. А. Фролова, Я. В1. Рейземы и др.

Говоря о новом биосферно-ноосферном (ноосферно-экологическом) мировоззрении, нельзя не отметить концепцию Геи (Д. Лавлок), теории авто-поэзиса (Ф. Матурана) и планетаризации сознания (Д. Радьяр), концепцию экономики ноосферы (Л. Ларуш).

Междисциплинарные и комплексные исследования последних 20-30 лет позволяют говорить о значительных успехах в осмыслении ноосферного развития.

Существуют различные варианты определения ноосферного развития. По Н. Н. Моисееву, ноосферное развитие предполагает построение рационального и информационного общества, реализующего принцип коэволюции общества и природы, становление коллективного разума человечества4. В. П. Казначеев видит в ноосферном развитии рост духовности, взаимообогащение культур запада и востока, проблемы автотрофности человечества5. А. Д. Урсул рассматривает проблемы ноосферного развития с позиций устойчивого развития и антропокосмизма, связывая их с безопасностью государств и отдельной личности6.

Эколого-антропологические исследования В. С. Барулина,

Моисеев Н. Н. Человек и Ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 351 е.; Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество - М.: Устойчивый мир, 2001. -200 с.

5 Казначеев В П., Спирин Е А. Космопланетарный феномен человека - Новосибирск- Наука. Сиб Отд-ние, 1991.-304 с.

6 Урсул А. Д, Урсул Т. А. Эволюция. Космос. Человек - Кишинев: Штинница, 1986. -266 с Урсул А. Д, Романович А. Л. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез). - Жизнь, 2006.-512 с.

A. В. Брагина, А. М. Буровского, В. Е. Еремеева, В: А. Зубакова,

B. П. Казначеева, С. В!. Коваленко, Н. Н. Моисеева, А. П. Назаретяна, А. Н. Портнова, Е. А. Спирина, А. И. Субетто, А. В*. Трофимова,

A. Д. Урсула, В. А. Фролова внесли значительный вклад в изучение проблем ноосферного развития. Н. Н1 Моисеев.приходит к выводу, что для*успешного протекания-процессов1 ноосферного развития сознание человека должно отвечать, требованиям нравственного и экологического, императивов; необходимым условием является формирование институтов согласия'глобального' общества, становление коллективного разума человечества, демократического гражданскогоюбщества.

Экологические проблемы ноосферного развития* исследовались в работах В. А. Алексеенко, Ю. №. Арского, М*. Н. Берникова, В. В. Бушуева, Э: В. Гирусова, В. С. Голубева, В. С. Даниловой, В. И. Данилов-Данильяна, Н. Л. Добрецовой, В. П. Казначеева, В. И! Коваленко, В. И. Коробкина, К.С.Лосева, . Н. Н. Лукьянчикова, А. Д. Мазура, В. В. Мантатова, Н: Н. Моисеева, И. М. Потравного, Л. В. Передельского, В. В. Пустовойтова, Н. Ф. Реймерса, В. А. Ситарова, В. М. Федорова, И-. А. Шилова и др. Н1. Н. Моисеев'констатировал, что взаимоотношения человечества и природы является на сегодняшний день главной движущей силой развития-человечества. Среди зарубежных авторов отметим- работы М. Бигона, Г. X. Брундтланд, Б. Небела, Ю. Одума, Дж. Харпера, К!. Таунсенда.

Вопросы соотношения ноосферного и устойчивого развития затрагивают многие авторы, среди них можно выделить работы Б. Е. Большакова, Э. В. Гирусова, В'. С. Голубева, В. И. Данилов-Данильяна, В. А. Коптюга, О. Л. Кузнецова, П. Г. Кузнецова, Л. Ларуша, В. К. Левашова, Л. В. Лескова,

B. М. Матросова, К. С. Лосева, В. В. Мантатова, Л. В. Мантатовой, Н. Н. Моисеева, Г. В. Платонова, А. Иг. Субетто, А. Д. Урсула. Ученые приходят к выводу о необходимости становления нового, социально-экологического — ноосферного - мировоззрения, сочетающего научность, планетарный и космический масштаб с высокой нравственностью, признанием общего блага. Эти идеи близки к проблемам синергетических аспектов ноосферного развития, которые исследуются в работах Е. Н. Князевой, И. В: Крайнюченко, С. П. Курдюмова, И. А. Кучина, Л; В. Лескова, Н. Н. Моисеева, Ю. В. Олейникова, А. А. Оносова, Ю. П. Петрова, В: П. Попова,и других.

Государственно-правовые аспекты ноосферного^ развития отражены в трудах А. К. Адамова; Л! С. Гординой-, И. А. Кушнаренко, М. Ю. Лимонад, А. Г. Маркова, А. Д. Урсула, которые занимаются проблемами ноосферной демократии, ноосферной' конституции, глобального и регионального развития, безопасности государств и личной безопасности'граждан.

Основными составляющими^ноосферного развития, рассматриваемыми в работе, становятся коллективный разум, социальная автотрофность и ноо-сферный человек (ноосферная: личность).

Различные аспекты коллективного космического, планетарного и человеческого разума рассматривались индийской, китайской, тибетской философией. Проблема коллективного разума отражена в творчестве русских космистов (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский), П. Тейяра де Шардена. Философия коллективного разума начала создаваться Н. Н. Моисеевым, который первым дает систематическую разработку этого понятия. Он полагает, что именно коллективный разум сможет вывести человечество<из экологического тупика, изменить общественное сознание, внедрив в него экологический и нравственный императивы. Этих проблем касались в своих трудах Н. П. Антонов, М. И. Беляев, Н. Н. Моисеев, В. П. Казначеев, Л. В. Лесков, Я. В. Рейзема и другие. Массовое и общественное сознание изучались в> советский период Б. А. Грушиным, Г. Г. Дилигенским, Г. К. Овчинниковым, Л. Г. Судасом, А. К. Уледовым и др.

Различные аспекты коллективного бессознательного изучали К. Лоренц, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг. Ю. М. Лотман рассматривал культуру как выражение коллективного разума7. Семиотические аспекты разума и сознания отражены в работах В. П. Зинченко, Вяч. Вс. Иванова, Ю. М. Лотмана, А. Н. Портнова, Г. ГГ. Почепцова, Э. А. Тайсиной. Среди- зарубежных авторовх эти проблемы затрагиваются в работах Р. Барта, Г. Бейтсона, Э. Кассирера, Ж. Делеза, Т. Себеока, У. Эко.

Свое видение коллективного разума и опасностей, его развития предлагают такие мыслители, как С. Гроф, И. А. Ефремов, С. Лем, Д. Л. Андреев, Н. К. Рерих.

Важным направлением* ноосферного развития является рост социальной автотрофности — независимости человечества от биосферы. Концепция* автотрофности'человечества, высказанная в 1925 г., когда* представления о ноосфере только; начали^ складываться, является одной из самых значительных в наследии В. И: Вернадского8!

Проблемы, автотрофности^ человечества отражены в работах Э. В. Гирусова, В. С. Даниловой, И. А. Дмитриевой, В. П. Казначеева, В: А. Лося, Н. Н. Моисеева, А. Д: Урсула, Ф. Т. Яншиной.

Ноосферное развитие основывается на достижениях естественных наук и новых технологиях, достижениях фундаментальной и прикладной- физике (В. А. Ацюковский, А. Е. Акимов, А. И. Вейник, А. Л. Дмитриев, Ю. Н. Иванов; С. И. Сухонос, Г. И. Шипов, И. Н. Яницкий и др.).

В диссертации на основе системно-синергетического подхода выявляются главные стратегии ноосферного развития: становление коллективного разума, социальной автотрофности и ноосферного' человека. Эти проблемы являются» синтетическими и в значительной степени включают в себя (остальные проблемы ноосферного развития.

7 Лотман Ю. М. Семиосфера. - С.-Петербург: «Искусство - СПб», 2000. - 704 е., с. 557; Лотман Ю М Феномен культуры // Чему учатся люди. Статьи и заметки. - М : Центр Книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2009.-415 е., с. 53-55.

8 Вернадский В. И. Автотрофность человечества // Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Сост. Аксенов Г.П. — М.: Современник, 1993. - с. 462-520.

Объектом исследования является космопланетарная организованность «Человек-Общество-Природа» в условиях функционирования техно-геннойцивилизации.

Предметом исследования являются, процессы ноосферного развития в условиях глобализации мирового социума. .

Цель и задачи иселедования. Основной! целью; исследованияшвляется теорегико-праксиологическое обоснование модели ноосферного развития как тенденции в становлении современного глобального общества.

Поставленная цель достигается за.счет решения следующих исследовательских задач: •

1. Определить, основные направленияшоосферногофазвития&ишагэтой? основе дать определение ноосферного развития.

2. Выявить основные уровни ноосферного развития, их специфику в рамках социально-антропологического дискурса.

3. Раскрыть основное противоречие ноосферного развития^; рассмотреть его основные аспекты.

4. Дать системный анализ коллективного разума и социальной авто-трофности в контексте сииергийности ноосферного развития.

5. Обосновать концепту альное ' значением коллективного разума в системе ноосферного развития, рассмотреть его структуру и основные ступени эволюции. •

6; Рассмотреть феномен социальной автотрофности, определить ее роль-в процессе перехода биосферы в ноосферу.

7. Проанализировать влияние мировой интеллигенции на процессы; ноосферного развития, управления социоприродной коэволюцией.

Теоретико-методологические принципы^ исследования. Теоретическая основа^исследованияшредставлена учением В. И. Вернадского о переходе биосферы. в; ноосферу, системногсинергетической методологией, разработанными Н:Н;- Моисеевым принципами универсального эволюционизма9.

9 Моисеев Н. Н. Человек и Ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990.-351 с.

В работе использован системный подход (параметрическая теория* сис- • тем А. И. Уемоваш, адаптированная для гуманитарных исследований И. Вг. Дмитревской11). Методологические основы исследования предполагают обращение к категориальному аппарату современных концепций онтологии и теории* познания, диалектического материализма, философской антропологии, истории! философии, философии- человека. В работе- используются» си-нергетический, экологический; органицистский.и-комплексный подходы.

Диалектический подход при анализе' ноосферной- динамики, предполагает всесторонний-анализ взаимодействия противоположностей, их взаимодополнительность, выявление главного противоречия как движущей* силы развития. Энерго-информационный подход в соединении с системно-синергетическим расширяет методологическую базу исследований современных общенаучных и социально-философских проблем ноосферного развития.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проведен категориальный анализ и даны определения понятий «ноо-сферное развитие», «социальная автотрофность», «коллективный разум», предложен и обоснован термин «ноосферная автотрофность».

2. Выявлены и проанализированы следующие уровни ноосферного развития: глобальный, национально-государственный, .регионально-локальный и личностно-индивидуальный.

3. Предложены аспекты разрешения основного противоречия ноосферного развития между духовной и материальной сторонами биосферно-цивилизационного' развития: коллективный разум, социальная автотрофность, ноосферный человек (ноосферная личность).

4. Определено, что коллективный разум является важнейшей социально-информационной, духовно-концептуальной доминантой ноосферного развития.

10 Увмов Л. И. Логика и методология системных исследований. - Киев; Одесса, 1997.

11 В кн.: Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: Философские и культурологические проблемы: 4. 1 // Ноосферные исследования. - Иваново: Иван. Гос. Ун-т, 2002. Вып. 1. - 158 с.

5. Обосновано, что социальная автотрофность выступает эколого-энергетическим фундаментом ноосферного развития.

6. Установлено, что главным звеном, движущей силой ноосферного развития- является* ноосферный человек, как творческая самоорганизующаяся личность, развивающая планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение.

7. Раскрыта синтезирующая, системообразующая роль интеллигенции в становлении коллективного разума, построении ноосферно-информационного общества устойчивого развития.

Положения, выносимые на1защиту:

1. Ноосферное развитие* - это процесс коэволюционного развития общества и природы, становления системных и универсумных свойств био-сферно-ноосферной организованности в единстве их естественнонаучных, экологических, технических и гуманитарных аспектов, при активной роли развивающегося, планетарного ноосферного сознания, системообразующей функции мировой интеллигенции и образовании как основном способе самоорганизации ноосферной реальности.

2. Коллективный разум человечества есть самоорганизующаяся многоуровневая планетарная система, объединяющая^ человечество в единое социокультурное целое, состоящая из индивидуальных сознаний (ит\¥еИ:5) отдельных людей, структурных элементов общественного сознания, в единстве духовно-информационных, культурно-семиотических, психических, социо-биологических и технических аспектов, предназначенная-, для обеспечения процессов коэволюции в системе «Человек-Общество-Природа», развития ноосферного мировоззрения и сознания, управления глобальными процессами космопланетарной самоорганизации.

3. Ноосферная автотрофность - это растущая информационная, энергетическая и вещественная (физическая) независимость (автономность) человечества от биосферы, соединяющая аспекты биологической автотрофности и социальной автотрофности, связанная с ростом научной мысли и становлением ноосферного сознания, информационным управлением процессами перехода биосферы в ноосферу. Ноосферная автотрофность является комплексным критерием продвижения человечества по пути ноосферного развития.

4. Процессы ноосферного развития разворачиваются' на глобальном, национально-государственном, регионально-локальном и личностно-индивидуальном уровнях. Среди четырех уровней ноосферного развития основным становится личностно-индивидуальный.

5. Главным, звеном- ноосферного- развития является ноосферный человек, понимаемый,как творческая самоорганизующаяся^ личность, развивающая' планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение, признающая* благо целого важнее личного, исходящая! из, принципов благоговения »перед жизнью,, экологического- нравственного и; ноосферного'императивов, включающаяся в информационно-коммуникативное пространство ноосферы.

6. Коллективный разум, социальная автотрофность и ноосферный человек являются результатом действия в биосфере культурной биогеохимической энергии человечества: научной мысли, социальной организации,и труда. Одновременно эта тройственная» структура является проявлением, действия основного ноосферного закона (информация1 направляет потоки энергии, энергия структурирует вещество): информационным концептом ноосферы являются1 свойства коллективного разума, энергетической структурой — отношение социальной автотрофности, которое реализуется на множестве индивидов.

7. Коллективный разум является информационной доминантой ноосферного развития, необходимым условием решения основного ноосферного противоречия. Коллективный разум пролагает путь к ноосферно-информационному обществу устойчивого развития. Основными препятствиями на пути становления коллективного разума являются неразвитость глобального ноосферно-экологического мышления и мировоззрения, групповой эгоизм, превалирование материальных ценностей, распространение утилитарно-потребительского отношения к природе и обществу.

8. Автотрофность человечества рассматривается как синтетический показатель успешности динамики ноосферного миропостроения. Социальная автотрофность является энергетическим фундаментом,ноосферного развития, суммирует естественнонаучные предпосылки ноосферногоразвития, снимает остроту противоречий между человеком и природой, оказывается мерой гуманной экономики.

9. Формирующаяся мировая интеллигенция является« главным субъектом становления коллективного-разума. Главной задачей интеллигенции является'духовное-производство,« творческая работа по целеполаганию, осмыслению глобальных угроз, планированию основных задач, стоящих перед мировым сообществом, а также формирование национальных интерпретаций, генерирование новых идей, смыслов и значений материальной и духовно-информационной деятельности человечества1.

10. Интеллигенция, как софийно-соборная общность, основанная на интуитивно познаваемых ценностях, уравновешивает влияние интеллектуалов, которые продолжают тенденцию техногенного пути развития цивилизации. Мировая ноосферная интеллигенция выстраивает аттракторы перехода человечества на путь планомерного сознательного ноосферного развития.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в работе результаты могут быть использованы в дальнейшей разработке теории информационного общества и общества знаний, социально-философских проблем ноосферного развития, обоснования стратегии устойчивого развития-Российской Федерации, а также при формировании моделей регионального ноосферно-экологического развития.

Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования программ курсов «Концепции современного естествознания», «История и философия науки», «Социальная философия», «Философия истории», «Философская антропология», «Интеллигентоведение», а таюке для подготовки аспирантов различных специальностей в ходе изучения курса «История и философия науки».

Апробация работы. Текст работы обсуждался на заседаниях кафедры философии Ивановского государственного университета.

Основные положения диссертационной работы были апробированы на научно-практической конференции «Региональное устойчивое развитие: комплексные биосферно-ноосферные исследования, проектирование и реализация» (Иваново, ноябрь 2006), Школе молодого автора (Иваново, 13-16 марта 2008), научных конференциях фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых (Молодая наука в классическом университете» (Иваново, апрель 2008, апрель 2009, апрель 2010), международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (октябрь 2008, октябрь 2009), XX Международной научно-практической конференции «Интеллигенция. Генезис, формирование, становление, развитие и деятельность» (Иваново, сентябрь 2009).

Содержание диссертации отражено в 12 публикациях общим объемом 4,2 п.л. Лично автору принадлежит 4,2 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения и библиографического списка, включающего 200 наименований. Общий объем диссертации 178 с.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Жульков, Михаил Вячеславович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании сделана попытка рассмотреть ноосферное развитие и дать его целостное представление с позиций универсального эволюционизма, системно-синергетической методологии и основного ноосферного закона.

На основе рассмотрения основных направлений'ноосферного развития и философского-определения термина «развитие» дан собственный вариант определения понятия« «ноосферного развитие». Ноосферное развитие — это процессы коэволюционного развития общества и природы, становление системных и универсумных свойств ноосферьъв процессах перехода биосферы в ноосферу в единстве их естественнонаучных, экологических, технических и гуманитарных аспектов, при активной роли развивающегося планетарного ноосферного сознания и коллективного4 разума* человечества, системообразующей функции мировой интеллигенции и образовании как основном способе самоорганизации ноосферной реальности.

Исследование основано на'том, что в основе ноосферного развития лежит фундаментальный ноосферный конфликт, основное ноосферное противоречие - между духовными и материальными сторонами развития человечества. Это противоречие разрешается становлением планетарного ноосферного общества с ноосферным сознанием и мировоззрением.

Системно-синергетический анализ основного противоречия ноосферного развития позволяет выявить три его основных аспекта: становление коллективного разума, рост социальной автотрофности и развитие ноосферного человека. Коллективный разум, социальная автотрофность и ноосферный человек являются результатом действия в биосфере культурной биогеохимической энергии человечества: научной мысли, социальной организации и труда. Одновременно эта тройственная структура является проявлением действия основного ноосферного закона: информация направляет потоки энергии, энергия структурирует вещество. Концептом ноосферы является коллективный разум человечества, энергетической структурой — социальная автотрофность, элементом ноосферной сверхсистемы — ноосферный человек.

В работе проведен категориальный анализ и дано собственное определение понятия «коллективный^ разум». Коллективный разум человечества есть самоорганизующаяся многоуровневая планетарная» система, объединяющая человечество в единое социокультурное целое, состоящая из индивидуальных разумов, отдельных- людей, структур общественного сознания, в единстве духовно-информационных, культурно-семиотических, психических, социобиологических и технических аспектов, предназначенная для обеспечения процессов коэволюции общества и природы, развития ноосфер-ного мировоззрения и сознания, управления синергетическими процессами ноосферного развития.

Коллективный разум является информационной доминантой ноосферного развития, необходимым условием решения его основного противоречия, суммирует субъективные и гуманиарно-антропологические направления ноосферного развития. Его становление происходит в соответствии с основным ноосферным законом. Коллективный разум пролагает путь к ноосферно-информационному обществу устойчивого развития. Основными препятствиями на пути становления коллективного разума являются неразвитость ноосферного мировоззрения, групповой эгоизм, распространение материалистического потребительского отношения.к жизни.

Социальная автотрофность является энергетическим фундаментом ноосферного развития, суммирует его естественнонаучные предпосылки. Она снимает остроту противоречий между человеком и природой, оказывается мерой гуманной экономики. Автотрофность человечества — составная часть решения основного противоречия ноосферного развития.

На основе системной методологии, исследования исторических предпосылок автотрофности человечества, основных направлений ноосферного развития и социальной автотрофности предложен термин «ноосферная автотрофность». Ноосферная автотрофность — это растущая информационная, энергетическая и физическая независимость человечества от биосферы, определяемая становлением ноосферного сознания и коллективного разума человечества, ростом научной мысли, информационным управлением процес сами в системе вещество-энергия-информация ноосферы и биосферы, направленная на> увеличение жизненности биосферы и развитие сознания в ней. Для ноосферной автотрофности характерно использование небиосферных и возобновляемых источников энергии, освоение земной« коры и околоземного космического пространства. Ноосферная автотрофность является комплексным критерием продвижения человечества по пути ноосферного развития.

Главным звеном ноосферного развития является самоорганизующаяся личность, развивающая планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение, признающая благо целого более важным, чем личное, исходящая из принципов благоговения перед жизнью; экологического, нравственного, ноосферного императивов, имеющая, широкий общекультурный и научный кругозор. Ноосферный человек является элементом ноосферной системы, соединяя субъективные и объективные факторы ноосферного развития.

Образующаяся мировая интеллигенция является главным субъектом становления коллективного разума. Главной задачей интеллигенции является духовное производство, творческая работа по целеполаганию, планированию основных задач, стоящих перед мировым сообществом, их национальные интерпретации, генерирование новых идей, смыслов и значений, информационная деятельность в ее широком представлении.

Проблемы ноосферного развития являются важной составной частью ноосферологии. Среди них особое место занимают проблемы коллективного разума, социальной автотрофности и ноосферного человека. Поэтому необходимы дальнейшие исследования и формирование философии коллективного разума, социальной автотрофности, ноосферного человека.

Становление коллективного разума, ноосферной автотрофности и мировой интеллигенции призваны сыграть важную роль в процессах устойчивого развития, построения ноосферно-информационного общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Жульков, Михаил Вячеславович, 2010 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. / Редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. - М.: ВЛАДОС, 1992. - 336 с.

2. Адамов А. К. Ноосферная Республика Россия. — Саратов, 2001.267 с.

3. Акимов А. Е. Облик физики и технологий в начале 21 века. — Екатеринбург. М.: Шарк, 1999.-78 с.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»).

5. Андреев Д. Л. Роза мира. М.: Иной мир. 1992г. - 467с.• 6. Аннан К. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке (А/54/2000) Доступно на сайте:http:/Лvww.un.org/russian/conferen/millennшm/

6. Антонов Николай Павлович: Философия сознания и ноосферы. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. 280 с.

7. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / РАН. Ин-т философии. М., 1999. - 203 с.

8. Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Образ мира: когнитивный подход. М.: Альтекс, 2000. - 107 с.

9. Баландин Р. К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. 2005 №8, с. 107-116.

10. Бейтсон Г. Шаги в направлении экологии разума : избранные статьи по теории эволюции и эпистемологии / Г. Бейтсон ; пер. с англ. и пре-дисл. Д. Я. Федотова. Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : КомКнига, 2005. - 245 с.

11. Беляев М. И. Милогия. Краснознаменск: Муниципальная власть: Полиграф, 2001. — 588 с.

12. Берг Л. С. Номогенез, или эволюция на основе закономерностей//Труды по теории эволюции 1922-1930 / Изд-во «Наука». Л., 1977. -387 с.

13. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М.: Изд-во Правда, 1989. 605 с.

14. Бессонов Б. Н., Ващекин Н. П., Тихонов М. Ю., Урсул А. Д. Образование прорыв в XXI век. - М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 1998: -126 с.

15. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. В 2 т. М.: Мир, 1989. т. 1'- 667 е.; т. 2 - 477 с.

16. Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. М.: «Экономика», 1989. - 115с.

17. Брагин А. В. Мир1 как система и Человек: Научн. изд. / Ивановский государственный энергетический университет. Иваново, 2001. - 160 с.

18. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Глобализация и синергетиче-ский историзм. СПб.: Политехника, 2004. - 400с.

19. Бугаев А. Ф. Эниология человека. М.: КСП+, 200 Г. - 310 с.

20. Будыко М. И: Эволюция-биосферы. JL: Гидрометеоиздат, 1984. -488 с.

21. Буровский А. М.4 Ноосферология новое направление в философии и метафилософии // Ресурсы ноосферного движения: Материалы международной, конференции. Сост. и отв. ред. B.JL Кожара; ред. A.B. Кожара. -М.: ГЕОС, 2000.-230 с.

22. Ващекин Н. П., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Постиндустриальноеобщество и устойчивое развитие. -М., 2000. 416 с.в

23. Ващекин Н. П., Лось В. А., Урсул А. Д. Цивилизация и Россия на пути к устойчивому развитию: проблемы и перспективы. -М.: Изд-во МГУК, 1999.-357с.

24. Вейник А. И. Термодинамика реальных процессов. Минск: Наука и техника, 1991. - 576 с.

25. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.-336с.

26. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения — поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке. СПб.: Асте-рион, 2003 . - 592 с.

27. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965. - 374с.

28. Вернадский В. И. Автотрофность человечества // Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные: труды. Воспоминания современников: Суждения потомков. Сост. Аксенов Г.И: М.: Современник, 1993 . - с. 462520. ; , .■ . ."'.

29. Вернадский- В'1Ш Научная мысль как планетное явление: М1; Наука, 1991.-271 с.

30. Вернадский:В. И:, Биосфера и ноосфера / В: ЖВернадский: М^.-Айрис-Пресс, 2002; - 5.75:с.

31. Вернадский В. И: Труды по истории науки // В: И. Вернадский. -М.: Наука, 2002. -501 с.

32. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. - 344с.

33. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Человек как космопланетарный феномен. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1993. - 192 с. ,

34. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. т. З. - 328с.36; Гаряев П. П. Волновой генетический код. Моногр. М. Изд. Из-датцентр., 1997. - 108с.

35. Гегамян Г. В: Ноосфера или биосфера? // В. И. Вернадский и современность. М:: Наука, 2003. - с. 129-139:

36. Гирусов Э. В. «Автотрофность» как новая парадигма социального развития // Реалии ноосферного развития. Материалы Межгосударственной: научнопрактической конференции. — М.: Издательский дом «Ноосфера» 2003.-396с., с. 46-51. ., .

37. Гирусов Э. В. Энергетика человечества в глобальном измерении // «Век глобализации». 2 (2), 2008. 208 с:, с. 66-76.

38. Гирусов Э. В., Бобылев С. Н1, Новоселов А. Л:, Чепурных Н. В. Экология и экономика природопользования / Под ред. проф. Гирусова Э. В., проф: Лопатина-В: Ш -М!::изд-во;«Единство», 2000í

39. Глобализация и переход к устойчивому развитию: Монография/ Лось В; А., Демидов Ф. Д., Урсул А. Д. Авторы: Урсул А. Д., Лось В; А. , Демидов Ф1.Д1.- М: Йзд-во/РАГС, 2009 г.- 316 с;

40. Глобалистика:, Энцикл. / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог». М.: ОАО Издательство «Радуга»,. 20031-1328?с.

41. Голубев В. С. Эволюция: от геохимических систем до ноосферы. -М.: Наука, 1992.-110 с.

42. Гордина Л. С., Лимонад М. Ю. Аннотация концепции Всеобщей ноосферной: духовно-экологической; конституции1 человечества. — Доступно на cañTe::http://newhumanity.narod;ru/constitution:htm Проверено 04.11.2010.

43. Горелова, Г. В. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем / Г. В. Горелова, Е. Н. Захарова, Л. А. Гинис. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2005. -288 с.

44. Гримак Л. 11. Резервы человеческой психики. -М.: Издательство политической; литературы, 1989: 321с;.

45. Гроф С. Холотроиное сознание. Пер. с англ. О. Цветковой. -М.: Изд-во Трансперсонального Институт, 1996. -248 с.

46. Гумилев Л. Н: Этногенез и биосфера Земли. Mi: Экопрос, 1993.

47. Данилова В. С. Основные закономерности формирования ноосферы. М::. Academia, 2001. - 176с.

48. Данилов-Данильян В; И;, Лосев К. G. Экологический вызов и устойчивое развитие.,-Мл Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.

49. Демин В. Н. Тайны биосферы и ноосферы. М.: Прогресс-традиция, 2001.-416 с.

50. Димитриев А. В. О сверхконституции Земли, ее законах, нооцен-тризме и экологических стандартах // Экологический вестник Чувашской Республики. Выпуск 28. Чебоксары: Изд-во «Чувашия», 2002.

51. Дмитревская EL В., Портнов A. Hi, Смирнов Г. С. Ноосферная динамика России: Философские и культурологические проблемы: Ч. 1 // Ноо-сферные исследования. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2002. Вып. 1. -158 с.

52. Дубров А. П. Пушкин В. П. Парапсихология и современное естествознание. -М.: Соваминко, 1990. -280с.

53. Дульнев Г. Н. Введение в синергетику. СПб.: Проспект, 1998.258 с.

54. Ерахтин А. В., Портнов А. Н. Философские проблемы.этологии и зоопсихологии. М.: Знание 1984. - 64 с. (Философия. 1984. № 5).

55. Еремеев В. Е. Чертеж антропокосмоса. 2-е изд., доп. M.: АСМ., 1993.-380с.

56. Жданова H.JI. Биосфера и ноосфера: единство самоорганизации и самоорганизация единства: Автореф. дис. . канд. философ, наук. СПб, 1993.

57. Зубаков В. А. Глобальные климатические события ноогена. — Д.,1991.

58. Интеллигентоведение в системе гуманитарных наук: Исследования и учебно-методические разработки / Отв. Ред. В. С. Меметов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. - 274 с.

59. Интеллигенция: генезис, формирование, становление, развитие и деятельность. Материалы XX Международной научно-теоретической конференции. Иваново, 24-26 сентября 2009 г. — Иваново: Издательство «Иван. гос. ун-т», 2009.-394 с.

60. Рис.2.15. Динамика развития компонентов педагогической культуры преподавателей экспериментальной группы до и после спецкурсалоС* .,4

61. В до спецкурса В после спецкурса

62. Рис.2.16. Динамика развития компонентов педагогической культуры преподавателей контрольной группы до и после спецкурса

63. Статистикой критерия Манна-Уитни является случайная величина и -наименьшая из двух инверсий и гдеих =у\п2 +\1Ъг1(п1 +1)-^;1/2 =«,«2 +1/2л,(я1 +1)-Д2 (2.4)м I *«. * • .

64. Я. и И-2 — сумма рангов первой и второй выборок соответственно.

65. Проверка нулевой гипотезы Ьо о том, что обе выборки принадлежат одной генеральной совокупности, сводится к вычислению нормированной случайной

66. Козырев Н. А. Причинная или несимметричная механика в ли-нейномшриближении. Пулково, 1958: - 88 с.

67. Кожара А. В., Кожара В. Л. Ноосферное развитие России: стратегические задачи // Ресурсы ноосферного движения; Вып. 1. Материалы международной конференции / Сост. и отв. ред. ВШ. Кожара; ред. АЛЗ: Кожара. -М.: ГЕОС, 2000.-230 с. ' :

68. Колчинский Э. И. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1990; -235 с. ; > '."-•/'';" '80} Комаров В. Д. Социальная экология: Философские аспекты. Л.: Наука, 1990. -215 с.

69. Кузнецов М. А. Ноосфера. Человек. Мировоззрение. М. ООО Изд.-полиграфичсский центр Глобус, 1998.- 127с.

70. Кузнецов О; Л:, Кузнецов П: Г., Болынаков Б; Е. Система природа общество - человек: Устойчивое развитие: — ВНИИгеосистем; Университет "Дубна", 2000. - 392 с. ; .

71. Кузнецов П. Г. Законы истории и. социальное конструирование // Россия ХХ1: Общественно-политический и научныйокурнал. 1993 . №6.

72. Курдюмов С. П:,.Малинецкий Г. Г.,.Потапов А. Б. Синергетика -новые направления. М.: Знание, сер. «Математика - кибернетика», 1989. № 11.-64 с,

73. Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. - 392 с.

74. Кушнаренко И: А. На пути к ноосферному государству.-М:: изд. РАГС, 2000.-258с.

75. Лазарев Ф. В;. Тарасов В. И. Разум в новом столетии: глобальная переориентация. Симферополь: Сонат, 20001 — 88 с.

76. Ларуш Л. Экономика ноосферы.- М., 2001.

77. Лем С. Сумма технологии. М.: АСТ, 2002. - 602 с.

78. Лесков Л: В: Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества; М.: Экономика,.2003. -440: с.

79. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. - 428 с.92". Локк Дж. Сочинения в 3 х томах, т. 2, М.: Мысль, 1985. 561с.

80. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. / Под ред. А. В. Гладкого. М.: Республика, 1998. - 393 с.

81. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993 / Сост. И ред. А. А. Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1993. 958 с.

82. Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1998. - 366 с.

83. Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. Mi: Советский писатель, 1991. — 480 с:

84. Лось В. А. О понятии «Автотрофность человечества» // Философские науки. №4 1972., с. 128-130.

85. Лотман Ю; М. Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство — СПб», 2000. - 704 с.

86. Лотман Ю. М. Чему учатся люди. Статьи и заметки. Ml: Центр Книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2009. - 415 с.

87. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: «АКАЛИС», 1994.169 с.

88. Мантатов В. В., Мантатова Л. В. Этика устойчивого развития в информационную эпоху. — Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 2003. -190 с.

89. Марков Ю. Г. Формирование региональных социально-правовых механизмов устойчивого развития. М., 1997.

90. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3.

91. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Кн. 1. Процесс производства капитала. — М.: Политиздат, 1988. — 891 с.

92. Маслова Н. В. Ноосферное образование: монография. М.: Инст. холодинамики, 2002. — 338 с.

93. Матурана У. Р., Варела-Ф. Древо познания. М.: Прогресс - Традиция, 2001.-223 с.

94. М'Боу А.-М. Время народов: Сб. статей: Пер с фр. М.: Между-нар. Отношения. - 1985. —336 с.

95. Медведев Д. А. Россия, вперед! Доступно на сайте: http://www.kremlin.ru/news/5413 - Проверено 04.11.2010.

96. Моисеев Н. Н. Человек и Ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.351 с.

97. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. — М., «Аграф», 1998.480 с.

98. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М1.: Устойчивый мир, 2001. - 200 с.

99. Моисеев Н. Н., Фролов И. Т. Высокое соприкосновение: Общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехники // Вопр. философии. 1984, №9. с. 24-41.

100. Назаретян А. П., Новотный У. Русский космизм и прогностика постнеклассической науки. Доступно на сайте: http://www.n00gen.su/p0stneklass.htm-np0BepeH0 12.10.2010.

101. Назаров A. F. Ноосферная концепция В. И. Вернадского: к итогам ивановского двадцатилетия // Реалии ноосферного развития. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2003. - 396 е., с. 30-40.

102. Налимов В. В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 344 с.

103. Несмеянов А. П. Пеликов В. М. Пища будущего. М.: Педагогка,1979.

104. Новая парадигма развития России (комплексные проблемы устойчивого развития) / Под ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова -М.: Академия, Изд-во МГУК, 1999.

105. Община // АгниЙога: в 4 т. Д!: Сталкер, 1999. - 512 с. - Т. 1.

106. Одум Ю. Экология. В 2 т. М.: Мир, 1986. - 376 с.

107. Олейников Ю: В., ОносовА.А. Ноосферный-проект социопри-родной эволюции. — М.: Ин-т философии РАН, 1999; — 210с.

108. Печчеи А. Человеческие качества. — М:: Прогресс, 1985.-312с.• ■ 125. Платон. Государство*// Платон. Филеб, Государство, Тимей, Кри-тий / Пер. с древнегреч. М.: Изд-во «Мысль», 1999. - 656 с.

109. Подолинский С. А. Труд человека и*его отношение к распределению энергии. М.: Ноосфера, 1991. - 82 с.

110. Попов В. П., Крайнюченко И. В. Глобальный эволюционизм и синергетика!Ноосферы. Ростов н/Дону: ГНУ СКНЦВШ. 2003. -333 с.

111. Портнов А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX XX вв. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 1994. -367 с.

112. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. 463 с.

113. Пригожин И., Стингере И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 1992. - 432 с.

114. Прищеп E.H. Кооперативность как* принцип самоорганизации социальных систем: ноосферные аспекты. Автореферат диссертации:., кандидата философских наук. — Иваново, 2006. 183 с.

115. Проблемы теории и методологии исследования интеллигенции: монография,/ Под ред. В. С. Меметова. Иваново: Иван. Гос. Ун-т., 2008. -432 с.

116. Радьяр Д. Планетаризация сознания. — М.: Ваклер, 1995. 304 с.

117. Региональное устойчивое развитие: комплексные биосферно-ноосферные исследования, проектирование и реализация: Матераилы научно-практической конференции. Иваново, 22-24 ноября 2006 года. Иваново: Иванов. Гос. Ун-т, 2007. - 252 с.

118. Реймерс Н; Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). -М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. 367с.

119. Ресурсы ноосферного движения: Вып; 1. Материалы международной конференции / Сост. и отв. ред. В.Л'. Кожара; ред. A.B. Кожара. М.: ГЕОС, 2000. - 230 с.

120. Русский космизм: Антология философской, мысли / Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. 358 с.

121. Семенова С. Г. Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. -СПб., Изд-во РХГА, 2009: 672 с.

122. Сиверц ван Рейзема Я. В. Философия планетаризма. Планетарный разум земной цивилизации. М.: Фонд «Новое тысячелетие» - 2005. — 592 с.

123. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. М.: Прогресс-Традиция. 2009. - 668 с.

124. Скрябин К. Г. Опыт совместной работы Института биохимии и физиологии микроорганизмов с производством. «Вестник АН СССР», 1971, № 1.

125. Смирнов Д.* Г. Семиософия ноосферного универсума: Ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. — Иваново.: Изд-во «Иван. Гос. ун-т». — 2008.-372 е.,

126. Соловьев Вл. С. Оправдание добра. — М.: Академический Проект. 2010.-671 с. (Философские технологии).

127. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., сост. Ипредисл. Т. С. Васильева: -М.: Наука.1997. 351 с.

128. Сорос Дж. О* глобализации / Пер. с англ. А. Башкирова. М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. - 224 с.

129. Соснина Т. Н. Глобализация как фактор становления экономики информационного общества // Научные чтения в Самарском филиале УРАО.' -М'., 2001.

130. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия,науки и техники. -М.: Гардарика, 1996.-400 с.

131. Субетто А. И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. СПб.: Астерион, 2001. - 537 с.

132. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.221 с.

133. Тихонов А. И. Законы природы с позиций теории информации / ГОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина». Иваново; 2008. - 216 с.

134. Тонких А. М. Мировоззренческое значение понятия ноосфера: Автореф. дис. .канд.филос. наук. Иваново, 1985.

135. Тоффлер Э. Шок будущего; пер. с англ. / Элвин Тоффлер. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 557 3. с.

136. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знания, богатство? и сила на пороге XXI века / Элвин Тоффлер. М;: ACT: ACT МОСКВА, 2009: - 669 с:

137. Урсул А. Д1, Урсула Т. А. Эволюция. , Космос. Человек. Кишинев: Штинница, 1986. - 266; с.

138. Урсул: А. Д. Горизонты автотрофности // Химия: и жизнь. 1991,

139. СССР. Секция глоб. пробл: современности при Президиуме ФО СССР. М:,1990:-Т.1/ред. Хакимов;Р: 3Í-236 с.166: Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, егофилософское и общенаучное значение:/ отв: ред. Гирусов Э. В.; Филос. о-во

140. СССР. М., 1991.- Т.2 / ред. Глинский Б. А. - 236 с.

141. Федоров В. М. Биосфера земледелие - человечество. —М.: Аг-ропромиздат, 1990.,—237 с.

142. Федоров В. М. Ноосферная цивилизация // Реалии ноосферного развития. М., 2003, с. 155-162. .

143. Федотов А. П. Введение в глобалистику. Наброски современного мира. -М.: Изд-во ТОО "СИМС" совместно с фондом "Слово", 1997. 128 с.

144. Фромм-Э. Человек для самого себя / Эрих Фромм; пер. с англ. Э. Спировой. Mi: ACT: ACT МОСКВА, 2010. - 350,2. с. - (Психология).

145. Фукуяма. Ф. Конец, истории? // Вопросы философии: М.: Наука, 1990. №3, С. 134-147.

146. Фукуяма Ф. Конец, истории и последний человек / Френсис Фукуяма; пер. с англ. М.: ACT: ACT МОСКВА: Полиграфиздат, 2010. - 558, 4. с.

147. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. - 406 с.

148. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций, пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603 с.

149. Худяков Г. И. Концепция ноосферных структур. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. - 112 с.

150. Цанн-кай-си Ф. В: Гуманитаризация современной науки и становление новой эпистемологии // Реалии ноосферного развития. М.: Издательский дом «Ноосфера», 2003. — 396 с.

151. Цанн-кай-си Ф. В. Философия как теоретическое мировоззрение: Курс лекций. 2-е издание, дополненное и переработанное, 2009. - 442 с.

152. Цветков М. Ю. Философские проблемы ноосферной безопасности: системно-синергетический подход. Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Иваново, 2008.

153. Циолковский К. Э. Космическая философия / Под ред. Акад. В. С. Авдуевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 480 с.

154. Чижевский A. JI. Земное эхо солнечных бурь. 2-е изд. М., Мысль, 1976.-367 с.

155. Чумаков А. Н. О предмете и границах глобалистики // Век глобализации 2008 №1, Издательство «Учитель».

156. Швебс Г. И. Позитивные критерии и цели ноосферогенеза // Ноо-сферное развитие. Одесса, 199 Г.

157. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. Пер. с нем: М.: «Прогресс», 1992. - 573 с.

158. Шемшук В. А. Этическое государство. М.: Издательство Всемирного фонда планеты Земля, 2001. — 224с.

159. Шипов Г. И. Теория физического вакуума в популярном изложении. -Россия, М.: издательство ООО «Кириллица-1», 2002. 128 с.

160. ШишинМ. Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт. -Барнаул, 2003.-234 с.

161. Широков В. А. Ноосферные измерения информации и знания//Ноосферология: наука, образование, практика. Симферополь: Издательство «Предприятие «Феникс», 2008. — 464 е., с. 229 — 247.

162. Эон / Карл Густав Юнг, пер с нем. М. А. Собуцкого. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. - 411 с.

163. Энгельс Ф. Диалектика природы // Мареке К., Энгельс Ф., Соч.т. 20.

164. Юнг, К. Сознание и бессознательное: Сб. / К. Юнг / Пер. и науч. ред. А. А. Алексеева. — СПб. : Университетская книга, 1997. 544 с.

165. Юнг, К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л. И др. Человек и его символы. Текст. / К. Г. Юнг и др / Под. общ. ред С. Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1998. -368 с.

166. ЯницкийИ. Н. Физика и религия. — М.: Изд-во Русск. Физич. общ-ва «Общественная польза», 1995. — 65 с.

167. ЯншинА. JI. Методологическое значение учения В. И. Вернадского о биосфере и преобразовании ее в ноосферу. В кн.: Методологические науки и научный прогресс. - Новосибирск, Наука, 1981. - 194-204 с.

168. Яншина Ф. Т. В. И. Вернадский о проблеме автотрофности человечества / Вестник Академии наук СССР, №6 1988, С. 57-67.

169. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс / Пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

170. Lovelock J., GAIA. A New Look at Life on Earth. Oxford Univ. Press, 1979.- 157 p.

171. Meadows D. H., Meadows D. L, Rangers J., Behrens W. W. The Limits to Growths. New York: University Books, 1972.

172. Toffler A. Powershift. N.Y., 1990. - 177 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 417637