Философские воззрения Нумения Апамейского тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.03, кандидат философских наук Мельников, Сергей Анатольевич

Диссертация и автореферат на тему «Философские воззрения Нумения Апамейского». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 103638
Год: 
2001
Автор научной работы: 
Мельников, Сергей Анатольевич
Ученая cтепень: 
кандидат философских наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
09.00.03
Специальность: 
История философии
Количество cтраниц: 
177

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мельников, Сергей Анатольевич

ведение. лава 1. Нумений и его эпоха. лава 2. Философская система Нумения Апамейского. аключение.•. иблиография.-.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Философские воззрения Нумения Апамейского"

Темой предлагаемой диссертации являются философские воззрения Ну-ения Апамейского, платоника и пифагорейца, расцвет которого, по мне-ию большинства ученых, приходится примерно на 150 г. новой эры. Не-бходимость исследований в данной области представляется очевидной, во-ервых, ввиду особой значимости фигуры Нумения для истории философ-шй мысли, во-вторых, по причине недостаточной степени проработанно-ги данной темы в отечественной историко-философской литературе, а в эетьих, по причине того отчасти тупикового состояния, в котором пребы-ает "нумениоведение", как некоторая дисциплина, фактически с момента воего возникновения. A Своеобразным подтверждением указанного поло-ения вещей может считаться последнее ( четвертое ) издание текстов Ну-ения, подготовленное Э. де Пласом, и выпущенное в свет издательством Les belles lettres" в Париже в 1973 году. Довольно точная характеристика редставленного в книге материала принадлежит М. Бальтесу: ср. "его ( sc. е Пласа ) образ Нумения в целом оставляет впечатление чего-то крайне не-сного, колеблющегося и порой весьма противоречивого".а

Однако, может быть, это и есть "подлинный" образ Нумения? Не-сный, колеблющийся, полный внутреннего противоречия? Так, например, мелий пишет в письме к Порфирию ( ар. Porphyrium, Vita Plotini 17, 36-38

Отечественное "нумениоведение", по-существу, включает в себя две публикации, главным образом Сравочного характера: А.Ф. Лосев "Нумений" С 1967 ) // id., "Словарь античной философии. Избранные атьи", Москва, 1995, стр. 78-79; Ю.А. Шичалин "Нумений" // Философский энциклопедический сло-ipb, Москва, 1983, стр. 442.

Cf. H. Dome "Numenius С 4 )" // Der kleme Pauly. Lexikon der Antike, Bd. ГУ, München, 1970, col. 193: "В ;йствительносги метафизика Нумения продолжает оставаться непроясненной в своих основаниях С in-)härent )". Cf M. Frede "Numenius" // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt С = ANRW ). Geschichte id Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Teil П: Principal, Bd. 36: Philosophie, Wissenschaften, ächnik, 2.Tbd.: Philosophie С Piatonismus [ Fortsetzung ]; Aristotelismus ), hrsg. von W. Haase & H. Tempori-, Berlin - New York, 1987, S. 1037.

M. Baltes, рец. на книгу: É. des Places С éd. ) Numenius: Fragments. Texte établi et traduit par É. des Places, iris: Les belles lettres, 1973 С Collection des Universités de France = CUF ) // Gnomon 48, 1975, S. 538-539. enry-Schwyzer = test. 23, р. 88, 11-14 Leemans ): "Между тем мысли этого ужа ( SC Нумения ), ныне обвиненного недругами перед нашим согласным ?глядом (гжо xTv лра; ipduc, ójaoXoyíav ), не так-то легки для схватывания, поэму что об одном и том же он говорил в разное время по-разному".,А Если ринять свидетельство Амелия всерьез, а именно как некоторое указание, то щачу нашего исследования можно было бы определить как попытку пред-гавить саму "неясность" нумениевой теории как внутреннюю проблему.

Что говорят ученые о Нумении? Вот некоторые из их высказываний: "Его ( SC. Нумения ) философские достижения ( Leistungen ) незначи-?льны; однако ( . ) дух ( Geistesrichtung ) позднего платонизма запечатлел гбя в нем с такой силой, что у некоторых имелись все основания считать го непосредственным предшественником неоплатоников ( ср. Порфирий Жизнь Плотина", гл. 17 )" ( Э. Целлер ); а "Для понимания заключительной фазы греческой философии ( . ) Ну-ений представляег огромный интерес" ( Г. Узенер ); а "Бестолочь и болтун" ( Ч. Бигг ); ' "Ранний Плотин, под влиянием Амелия, продолжил начатое Нумением, цнако Плотин, в отличие от последнего, не ставил перед собой конструк-йвных задач общемирового значения ( world-mission ). Он оставался чисто эеческим философом, замкнувшимся ( relapsing ) в своем провинциализме

Тер. М.Л. Гаспарова. См. Порфирий "Жизнь Плотина"// Диоген Лаэртский "О жизни, учениях и изре-шиях знаменрггых философов". Общая редакция А.Ф. Лосева, Москва, 1979, стр. 470 ( Философское юледие = ФН 79).

Е. Zeller "Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung", Bd. Ш, 2. Tbd., 4. Aufl., Leipjdg, ЮЗ, S. 235.

H. Usenet, рец. на книгу. F. Thedinga "De Numenio philosopho Platónico", Diss. philol, Bonn, 1875 // id., Qeine Schriften", Bd. I, Leipzig, 1912, S. 368.

Ch. Bigg "The Christian Platonists of Alexandria. The 1886 Brompton lectures", Oxford, 1913, p. 298, n. 1. ) Плотин прекратил традиционную пикировку ( fend ) со стоиками, по-шЛьку стоики были уже в пропшом: Нумений спел их лебединую песню ак представителей конструктивной школы ( sect ). Плотин был встревожен е стоиками, а гностиками, и пытался спасти платоновское учение от тех, го представлял популярный, практический аспект учения Нумения. Други-и словами, Нумений был как бы расколот ( ф1к ) надвое, поскольку после его не нашлось человека в достаточной мере великого ( great ), чтобы прак-аческий и теоретический аспекты жизни удержать вместе" ( К.С. Гатри ); А "Восточно-греческий синкретизм, сведение воедино Платона и Пифа-)ра, предельное возвышение ( Steigerung ) божественной трансценденции, текущее за собой, в свою очередь, утверждение ( Setzung ) опосредующего зена между высшим божеством и миром, обострение противоречия между ысоким и низким, благим и недостойным, - как в сущем вообще, так и, в собенности, в природе души человеческой, - вот те особенности его ышления, благодаря которым он оказывается ( наряду с Филоном? ) важ-ейшим связующим звеном между неоплатонизмом и предшествующей ему зеческой философией" ( К. Прехгер ); А "Мы, в конечном счете, вправе задать вопрос ( . ) не были ли те юстики, с которыми Плотин свел знакомство в своей школе в Риме и с оторыми вел борьбу, - точно так же, как его преемники вели борьбу с Ну-ением, - со всей своей философской культзфой, со своими комментариями Платону и в особенности к "Тимею", со своей храусрбга ипостасей и своим ААализмом, - непосредственными наследниками Нумения, испытавшими эздействие его доктрины, вдохновленными ею и, как следствие, осознав-шми себя гностиками окончательно. Во всяком случае. Плотин предошу-нл в гностиках ту опасность, которой могли подвергнуться положения

K.S. Guthrie "Numenius of Apamea: The Father of Neoplatonism. Text, explanation, concordance", London, )17, p. 189.

K. Praechter, in: F. Ueberweg "Grundriss der Gesclüchte der Philosophie", Bd. I: Die Philosophie des Alterms, 12. Aufl., hrsg. vonK. Praechter, Berlin, 1926, S. 521. реческой философии со стороны таких тенденций в мышлении, которые ьши свойственны, например, Нумению. Через гаостиков он осознал не-бходимость своеобразной "защиты Запада" ( défense de l'Occident ) от того адвигающегося с Востока вторжения ( envahissement ), двери навстречу оторому распахнул Нумений, и главнейшими провозвестниками которого ыли гнозис и манихейство" ( А.-Ш. Пюэш ); "Важнейший из предшественников Плотина и конкурирующий с ним по воему значению" ( Г.И. Кремер ); "Нумений (. ) один из многочисленных представителей эклектич. пла-энизма первых двух столетий н. э., предшествующих строгой системе нео-латонизма, возникшей у Плотина в П1 в. н. э. ( . ) Н. - смутный продукт аотической истории платонизма между Посидонием ( I в. до н. э. ) и Пло-нном ( П1 в. н.э. ), платонизма в общем эклектического, но обладавшего пределенной тенденцией синтезировать Платона с натурализмом стоиков с омощью мало подходящих для этого методов неопифагорейства и восточ-ьк дуалистич. вероучений" ( А.Ф. Лосев ); 1А "Нумений для нас является первым, в ком обнаружил себя элемент пла-онизма ( пифагорейско-гностического происхождения ), определивший во :ногом действенность ( Wirkung ) платонизма и его характер ( Wesen ) в П1 IV вв. н. э." ( Г. Дерри ); 13 "Нумений ( . ) прямо соединяет в своем учении самые разные направ-ения ( strands ) мысли: платоновское и неопифагорейское, герметическое и

H.-Ch. Puech "Numénius d'Apamée et les théologies orientales au second siècle" ( 1934 ) // id., "En quête de Gnose", 1.1: "La Gnose et le temps" et autres essais, Paris, 1978, p. 54 ( Bibliothèque des sciences humaines ). H.J. Krämer "Der Ursprung der Geistmetaphysik. Untersuchungen zur Geschichte des Piatonismus zwischen atonundPlotin", Amsterdam, 1964, S. 63-64.

А.Ф. Лосев, op. cit., стр. 78-79. Cf. id., "История античной эстетики", т. 6: Поздний эллинизм, Москва, )80, стр. 132.

Н. Dörrie, op. cit., col. 194. юстическое, зороастрийское и еврейское. В лице Нумения мир "низового" underworld ) платонизирующего теоретизирования приобретает черты ( т о -Icum) философской респектабельности" (Д.М. Диллон ); "В истории раннего платонизма поздней античности, Нумений, по-види-ому, должен играть решающую ( entscheidende ) роль" ( M. Фреде ); "Вне всякого сомнения, вьвдающаяся ( grande ) фигура в истории плато-изма" ( M. Тардье ).

В связи со всем только что перечисленным, две вещи заслуживают осо-енного внимания. Прежде всего, налицо как бы две основные оценки дея-гльности Нумения. Первая, в общих чертах, сводится к характеристикам вьщающийся", "гениальный" и проч., - при этом существенно, что свое-бразным масштабом такой "гениальности" оказывается Плотин ( и фено-ен неоплатонизма в целом ), в качестве высшего достижения греческой (илософии, т. е. такого, в котором античная философская мысль достигает ика собственной выразительности и, как следствие, возвращается в самое ебя. Данное обстоятельство, как известно, находит свое подтверждение ( и правдание ) в тексте младшего современника, ученика, биографа и издате-я сочинений Плотина - Порфирия Тирского, где говорится: Poфhyrius, Vita lotini 17, 1-6 Henry-Schwyzer = Numenius, test. 15, р. 86, 8 - 87, 3 Leemans ): Когда же нашлись в Элладе такие люди, которые стали уверять, будто Пло-нн присвоил (iMcoßdXXeoeat) учение Нумения ( ! ), и об этом сообщил Аме-ию Трифон, платоник и стоик, то Амелий написал книгу, которую мы оза-навили "Об отличии учения Плотина от учения Нумения" и т. д. Трактат

J,M. ВШоп "The Middle Platonists. А Study of Platonism 80. B.C. to A.D. 220", London - Ithaca ( New ork ), 1977, p. 378; c£ ibid., p. 361: "Самая блистательная ( most fascinating ) личность в философии вто-)го века". Cf id., "lambUchus of Chalcis ( с. 240-325 A.D. )" // ANRW П, Bd. 36, 2, 1987, S. 870: "great Nu-enius".

M. Frede "Numenius"// ANRW П, Bd. 36,2, Berlin - New York, 1987, S. 1034.

M. Tardieu "Recherches sur la formation de l'Apocalypse de Zostrien et les sources de Marius Victorinus", ures - sur - Yvette, 1996, p. 112 ( Res Orientales 9 ). мелия не сохранился до нашего времени, и аргументы сторон нам не из-5СТНЫ, однако сам факт обвинения Плотина в "плагиате", о котором сообщает Порфирий, свидетельствует о многом. Прежде всего данное обвинение значает, что, по мнению оппонентов Плотина, его "философия" ( в самом [ироком смысле, "взгляд на вещи" ) не является "оригинальной", т. е. полостью сводится к собственным историческим обстоятельствам и "вьииты-ается" из них. Сложность, неоднозначность философской системы Плоти-а, способы разрешенЕМ им тех или иных задач, мотивировки ответов, - все го ( как "детали" ) - отходит на задний план. По-настоящему важным и ктуальным в его философии первоначально считается то, что отвечает тенденциям" и "коллизиям" данной эпохи, "властителем дум" которой, - в ольшей степени, чем Плотин, - признается Нумений, - философ более ранний" и, как следствие, "оригинальный".

Определенное воздействие, оказанное Нумением на формирование фи-ософской системы Шотина, признается большинством ученых. Высказы-алось даже мнение ( К.С. Гатри ), не считать ли "отцом неоплатонизма" менно Нумения. Вместе с тем, характерно, что одновременно с этой, Бфай-е высокой, оценкой, существует другая, ей противоположная. Сущность гой второй оценки сводится к обвинению в "профанации" в самом широ-ом и, одновременно, наиконкретнейшем смысле слова. Здесь Нумений казывается "болтуном" и "смутным продуктом", а его философские дости-:ения объявляются незначительными. В чем причина столь очевидного раз-огласия? По-видимому, в творчестве самого Нумения, качество мысли ко-эрого обсуждалось и по-разному оценивалось уже в античности. Так, на-ример, Ориген ( Orígenes, Contra Celsum IV, 51; I, р. 324 Koetschau ) назы-ает Нумения "лучшим истолкователем Платоновых сочинений и глубоким натоком пифагорейских учений", "о великой учености которого свидетель-гвуют его многочисленные сочинения" ( ibid., I, 15; I, р. 67 Koetschau ); 1акробий ( Macrobius, In Somnium Scipionis I, 11, 11, р. 47, 15 f. Willis ), свою очередь, причисляет его к школе платоников, наиболее близко по

Numenius, fr. lb, 1-2 des Places ( fr. 9b, p. 130, 13-14 Leemans ) = № 364b Stern. Id., test. 47, p. 1053-4 Leemans. ошедших к истине ( quoram sectae amicior est ratio ), - в то время как [рокл ( вслед за Ямвлихом? ) называет его разыскания "домыслами" и небылицами" ( Proclus, In remp. II, p. 129, 8-9 Kroll: кш äXXr\v 1юШ\\ ётеита-ov ( sc. NoAîAvkw; ) тератоЯсуугау О каких "небылицах" может щц-и речь? •риген сообщает ( id., ibid. V, 57; II, p. 60 Koetschau ): 22 "Странные ( jtccpd-) вещи иногда открываются людям, и среди эллинов о них говорили не элько те, кого подозревали в создании мифов ( ох; цгЮояоюОутеА ), но и муж, не раз доказывавщие право называться подлинно философами и изла-шшие правдолюбиво то, что доводилось им когда-либо услыщать. Об этих гщах мы читали у Хрисиппа, философа из Сол, и кое-где у Пифагора, а 1кже в книгах писателей, родившихся сравнительно недавно, таких как, на-ример, Плутарх из Херонеи - в книгах "О душе" и пифагореец Нумений -о второй части книги "О нетленности души" ( Пер1 шрворспоо; ЛЩЛЧ )"• Об цной из таких "историй", не дошедпшх до нас, Ориген сообщает выше id., ibid. IV, 51; I, p. 324 Koetschau ): 23 "В третьей книге сочинения "О лаге" он ( sc. Нумений ) приводит даже некую историю из жизни Иисуса, е называя его по имени, и [ затем ] толкует ее иносказательно". 24 Косвен

Cf. lamblichus ар. Proclum, In Tim. П, p. 278, 21-22 DieM.

Numenius, fr. 35, 10-11 des Places ^est. 42, p. 100, 15-16 Leemans ). Cf. херахоХатуха: Proclus, In Remp. I, 72, 17; 74, 3 & 86, 1 KroU; id. In Crat. 105, 39 & 116, 13; Suda, s. v. -repate^oyiai. CM. комментарий. H.-Ch. Puech, op. cit., p. 28 & 43-44.

Numenius, fr. 29 des Places С fr. 31, p. 3-10 Leemans ) [ = ] Stoicorum veterum fragmenta С = SVF ) EE, 23. Numenius, fr. 10a, 1-3 des Places С fr. 19, p. 137, 9-11 Leemans ) = № 366 Stem.

Cf. Orígenes, ibid. TV, 51; I, p. 324 Koetschau = Numenius, fr. 19, p. 137, 13-16 Leemans: "Мы свидетель-вуем о нем, поскольку Нумений, больше чем Келье или же кто-то другой из греков, взялся прилежно следовать также и наши [ писания ] С sc. христианские ), будучи ими [ немало ] затронут С kiviavto ), -5 потому, что считал их [ какими-то ] глупыми книжками, а потому, что они открьши ему некий таин-венный смысл"; id., ibid. I, 15; I, p. 67 Koetschau = Numenius, fr. lb des Places С fr. 9b, p. 130, 13-19 Lee-ans ) = № 364b Stern: "И насколько правдивее Кельса был пифагореец Нумений, о великой учености ко-)рого говорят его многочисленные сочинения. Он исследовал множество самых разных учений и [ за-!м ] свел воедино то, что показалось ему истинным. Именно он в первой книге "О благе", рассказывая народах, имевших представление о боге как чем-то бестелесном С сеаащатхт), называет в их числе и щеев, смело используя в своем сочинении изречения пророков и излагая их в форме образов С трояо-гуЦат)". Cf id., fr. la des Places ( fr. 9a, p. 130, 3-11 Leemans ) = № 364a Stem. Ср. Порфирий об Ориая ( или прямая ) полемика с Нумением по данному вопросу содержится в Первой Апологии" Иустина 25 ( Justinus, Apología 54, 1-2 ): "Те, которые реподают баснословные сказания ( \iveonoir0,vta ) поэтов, не представ-ают учащимся юношам никакого доказательства; и я сказываю, что все то ыло говорено для обмана и развращения рода человеческого, по действию 1ЫХ демонов ( ках' evepyeuxv x^

В историко-философской науке изначально сложилась традиция все негреческое", "стихийное" и "чрезвычайное" у Нумения объясшгть за счет го предполагаемых контаьсгов с гностическими и религиозно-синкретиче-шми учениями своего времени. Тема "Нумений и гностики", "Нумений и юстицизм", уже не раз затрагивалась, так или иначе, в работах многих теных-антиковедов и историков античной философии. Первыми из их не: Porphyrius, Contra Christianos fr. 39 Hamack ар. Eusebium, Historia ecclesiastica VI, 19, 7-8 ( cf. Nume-us, test. 4, p. 85, 17 Leemans ): "Ориген - эллин, воспитанный на эллинской науке, - споткнулся об это фварское безрассудство ( sc. христианское учение ), разменял на мелочи и себя, и свои способности к 1уке. Жил он по-христиански, нарушая законы. О мире материальном и о Боге думал как эллин, но шинскую философию внес в басни, ей чуждые. Он жил всегда с Платоном, читал Нумения, Крония, поллофана, Лонгина, Модерата, Никомаха и писателей, известных в пифагорейских кругах. Пользовал-г книгами Херемона стоика и Корнута; узнав от них аллегорическое толкование эллинских мистерий, I применил его к иудейским писаниям", - [ пер. М.Е. Сергеенко ]. См.; Евсевий Памфил "Церковная яория", Москва, 1993, стр. 216 ( Памятники церковной письменности ). Cf Hieronymus, Epist. 70, 4, PL 22, col. 667; Hune imitatus Orígenes, decem scripsit Stromateas, Christianorum et Philosophorum inter se sen-ntias comparans; et omnia nostrae religionis dogmata de Platone et Aristotele, Numenio. Cornutque confirmans. К вопросу о Нумений и Иусгине см.; É. des Places "Platonisme Moyen et apologétique chrétienne au Пе scie ap. J.-C; Numénius, Atticus, Justin"// Studia Patrística 15, 1, Berlin, 1984, S. 30-40 ( Texte und Unter-ichungen 2ur Geschichte der altchristlichen Literatur = TU 128 ).

Перевод П.П. Преображенского. См.; Св. Иустин "Первая апология" // id., "Творения", Москва, 1995, р. 85 ( Библиотека отцов и учителей церкви 1 ). нсла были Э. Целлер, 27 э.В. Меллер, 28 э. Норден, 29 j Уитгакер, Д. [ндж, А1 Й. Геффкен, А2 к. Прехтер и Э.Р. Доддс. В 1934 году вышла гатья А.-Ш. Пюэша "Нумений Апамейский и восточные теологии второго жа", ЗА где данный вопрос впервые полу?ил культурно-историческое обос-ование и вообще был осмыслен как некоторая проблема. Вывод, который глает автор в этой статье, к 1957 г. получил следующую формулировку: "Я е стану зАодить так далеко, чтобы утверждать конечную сводимость уче-ия Нумения к гностицизму ( = христианскому ), однако выразил бы его уть словами "языческий" ( т. е. не христианский ) гностицизм ( "gnose aïenne" ), воспользовавшись термином Фестюжьера". Вместе с А.-Ш. [юэшом о своеобразной "гностической" подоплеке философии Нумения в азное время говорили С. Петреман, М. Мацца, Д.М. Рист, Г. Дерн, 40 р . т . Уоллис, К. Эльзас '*2 и Г. Чедвик. Другая точка зрения, к Kofi. Zeller, op. cit., S. 237, Anm. 4.

E.W. Möller "Geschichte der Kosmogonie in der griechischen Kirche bis auf Orígenes", Halle, 1860, repr. •ankfürtamMain, 1967, S. 107 f.

E. Norden "Agnostos Theos. Untersuchungen zur Formengeschichte religiöser Rede", Leipzig - Berlin, 1913, 72 f. & 109.

Th. Whittaker "The Neoplatonists. A Study in the History ofHellenism", 2. ed., Cambridge, 1918, repr. Hildes-sim, 1961 [ = 4.ed. ], p. 34-35.

D. Inge "The Philosophy of Plotinus", 3. ed., vol. I, London, 1929, repr. 1948, p. 94.

J. Gefifcken "Der Ausgang des griechisch-römischen Heidentums", 2. Aufl., Heidelberg, 1929, repr. Darm-adt, 1963, S. 36 & 260, Anm. 39. K. Praechter, op. cit., S. 521.

E. R. Dodds "The Pamenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic One" // The Classical Quarterly 22, )28, p. 140, n. 1.

H.-Ch. Puech, op. cit., p. 25-54,

H.-Ch. Puech, in: E.R. Dodds "Nimienius and Ammonius" ( 1957 ) // Entretiens sur l'Antiquité classique, >ndation Hardt, t. V: Les Sources de Plotin. Dix exposés et discussions. Par E.R. Dodds, W. Theiler, P. Hadot 3. a. ), Vandoeuvres - Genève, 1960, p. 37-38 ( discussion ).

S. Pétrement "La notion de gnosticisme" // Revue de Métaphysique et de Morale 65,1960, p. 418.

M. Mazza "Studi Amobiani I: La dottrina dei "viri novi" nel secondo libro dell' "Adversus Nationes" di Amoo"//Helikon 3,1963, p. 134.

J.M. Rist "Plotinus: The Road to Reality", Cambridge, 1967, p. 14. H. Dörrie, op. cit., col. 193. рой склонялись р. Бейтлер,'*А Дж. Мартано,'*А К. де Фогель,'*А В. Тайлер, >. Мерлан, Г.И. Кремер и др., наиболее отчетливое выражение получи-а у А.Х. ААмстронга: "Нумений, при всем своем "ориентализме", остает-Î философом-платоником и пифагорейцем, который взирает на гности-изм, как и на все прочие ориентализирующие, негреческие формы мысли, ак бы извне; заимствуя у гностиков конкретные идеи, встраивая их в свою ястему, он целенаправленно берет только то, что считает полезным для щач своей философии, по-существу платонической". Как предварительный гог многолетних дискуссий можно расценивать сказанное Р. ван ден Бру-ом: "Влияние гностицизма на греческую философию было весьма незна-ительным. Единственный, кто, по-видимому, испытал влияние гностиче

R.T. Wallis "Neoplatonism. Classical Life and Letters", London, 1972, p. 13; id., "Soul and Nous in Plotinus, umenius and Gnosticism"// Neoplatonism and Gnosticism. Papers presented at the bitemational Conference on eoplatonism and Gnosticism, University of Oklahoma, March 18-21, 1984, ed. by R.T. Wallis & J. Bregman, ew York, 1992, p. 461-482 ( Studies in Neoplatonism: Ancient and Modem 6 ),

Ch. Elsas "Neuplatonische und gnostische Weltablehnung in der Schule Plotins", Berlin - New York, 1975, ßsitti ( Religionsgeschichtliche Versuche und Vorarbeiten 34 ).

H, Chadwick "The Domestication of Gnosis" // The Rediscovery of Gnosticism. Proceedings ofthe bitematio-il Conference at Yale, New Haven ( Connecticut ), March 28-31, 1978, vol. I: The School of Valentinus. Ed. by Layton, Leiden, 1980, p. 13 ( Studies in the History of Religions = Supplements to Numen 40 ). R. Beutler "Numenios" (9 )//RE, Suppl.-Bd. VH, Stuttgart, 1940, col. 666 f

G. Martano "Numenio d'Apamea. Un precursore del neo-platonismo", 2. ed., Napoli, 1960, p. 95 f ( Bibliothe-; del Giomale Italiano di fflologia 11).

C.J. de Vogel "Greek Philosophy. A CoUection of Texts with Notes and Explanations", vol. Ш: The Helleni-ic-Roman Period, 2. ed., Leiden, 1964, p. 421 £

W. Thefler "Gott und Seele im kaiserzeitlichen Denken" // Entretiens sur l'Antiquité classique. Fondation ardt, t. III: Recherches sur la tradition platonicienne, Vîmdoeuvres - Genève, 1955, S. 74 ( cf id., "Demiurgos" Reallexikon fur Antike und Christentum ( = RAC ), hrsg. von Th. Klauser, Bd. Ш, 1957, cols. 702 & 708 ). Ph. Merlan "Drei Anmerkungen zu Numenius" // Philologus 106, 1962, S. 139, Anm. 3 ( c£ id., "Greek Philo->phy from Plato to Plotinus" // The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, ed. A.H. raistrong, Cambridge, 1970, p. 103 ).

H. J. Krämer, op. cit., S. 72 & 234.

A.H. Armstrong "Gnosis md Greek Philosophy" // Gnosis. Festschrift fur H. Jonas, hrsg. von B. Aland, Göttin-m, 1978, p. 106 f ( cf id., "The Architecture ofthe Intelligible Universe in the Philosophy of Plotinus", Cam-idge, 1940, repr. Amsterdam, 1967, p. 12 & 88, n. 1 ).

R. van den Broek "The Present State of Gnostic Studies" // ViAliae Christianae 37, 1983, p. 66, шх идей, Нумений, вряд ли может считаться гаостиком в собственном «лысле слова".

Однако само по себе явление гаостицизма не является однородным, 'ущественно, что последний не был в своих истоках просто "христианской эесью", - но возник первоначально где-то в недрах эллинистического иу-шзма, в Палестине и Сирии, и только позднее, возможно, при Валентине ум. до 165 г. н. э. ), был подвергаут односторонней "христианизации". Христианизация" гностицизма означала при этом его последовательную систематизацию", в основе которой - все то же наследие античных фило-эфских школ, и в первую очередь - платонической.

То, что сближает Нумения, гностиков и Плотина, - это как раз "воля к ниверсальной системе", - т. е. такой, согласно которой, с одной стороны, :е выводимо из общего принципа, с другой - "все является всем". Просим "влиянием" гностицизма - не объяснить всех "странностей" философ-кой доктрины Нумения, как невозможно все затруднения мысли Плотина

Cf. В.А. Pearson "Fridlander Revisited: Alexandrian Judaism and Gnostic Origins" ( 1975 ) // id., "Gnosticism, idaism, and Egyptian Christianity", Minneapolis, 1990, p. 26 ( Studies in Antiquity and Christianity ); G. Mac le "Nag Hammadi and the New Testament" // Gnosis. Festschrift fur H. Jonas, hrsg. von B. Aland, Gottingen, >78, p. 150: "Гностицизм стал соперником христианства не во П веке н. э., когда церковные писатели, 1кие как Юстин и Ириней, выявили гностических лидеров и их секты, но с самого начала, когда хрис-гане начали осмысливать значение Иисуса и его миссии. То, что обострило это соперничество, и, как I парадоксально это звучит, значительно помогло ранним христианам в выработке их богословских эрмулировок, было естественное родство гностицизма и христианства, обязанное их общему насле-по. Гностицизм текстов из Наг Хаммади является не христианской, но иудейской ересью", - цит. по 1иге: А.Л. Хосроев "Из истории раннего христианства в Египте ( на материале коптской библиотеки из аг Хаммади )", Москва, 1997, стр. 278, прим. 541.

Ср. характеристики гностицизма, данные В. Тайлером ( W. Theiler "Gott und Seele im kaiserzeitlichen enken" // Entretiens sur l'Antiquité classique. Fondation Hardt, t. Ш, Vandoeuvres - Genève, 1955, S. 113 ): фолетарский платонизм" ( "Proletarieфlatomsmus" ); С. Петреман ( S. Pétrement 'Ъе dualisme chez Platon, s Gnostiques et les Manichéens", Paris, 1947, p. 129 ): "романтический платонизм" ( "un platonisme ro-antique" ); А.Д. Ноком ( A.D. Nock "Gnosticism" ( 1964 ) // id., "Essays on Religion and the Ancient World", l. by Z. Stewart, vol. П, Cambridge, 1972, p. 949 ): "одичалый платонизм" ( "Platonism run wild" ) и Д.М. иллоном ( J.M. Dillon, op. cit., p. 384-396 ): "низовой платонизм" ( "underworld" of Platonism" ). См. «же: В.А. Pearson "Gnosticism as Platonism: With special reference to Marsanes ( NHC 10, 1 )" // Harvard [leological Review 77, 1984, p. 55 £ эъяснить "воздействием" на него идей Нумения. Речь о "влиянии" может а:ги в отношении тех или иных школ философии, в отношении философ-шх систем следует говорить об общности принципов.

Именно принципы философской системы Нумения станут главным эъектом предлагаемого исследования, его предметом - различные способы X реализации. В частности, будет показано, что: 1 ) философские взгляды [умения Апамейского представляют собой систему, в достаточной степени грогую и законченную; 2 ) в основе ее - оригинальный синтез стоических, ифагорейских, гностических, герметических и платонических элементов; ) система Нумения строго и последовательно дуалистична; 4 ) дуализм в юлогии и учение о душе вместе составляют "ядро" философской системы [умения.

Особенное внимание будет уделено вопросу о "треяг божественных ипо-Tacwi', который, будучи осмыслен как центральный пункт платоновской Еггологии, имел первостепенное значение для складывания философских ястем Нумения, Плотина, Валентина и системы неоплатонизма в целом, цесь достаточным будет упомянуть четыре текста: [ Plato ] Epist. П, 312е 1-4: ''''Все вокруг царя всего { tóv Ttávtrav ßoccnXea ) и зе совершается ради него, он - причина всего прекрасного. И второе вокруг торого, и третье вокруг третьего "; Hippolytos, Refutatio VT, 37, 1-6, р. 251-252 Marcovich: "( . ) Далее, вот акими словами Платон пишет к Дионисию о таинстве ( fitxri^pxx ), являющемся ключом ко всему: "Я должен буду ответить тебе иносказательно, да-ы если эта табличка испытает как-либо превратности на море или на суше, эт, кому она попадет в руки, ее бы не понял. Вот в чем дело: все вокруг аря mero, и все совершается ради него, он - причина всего прекрасного. hopoe вокруг wroporo, а третье вокруг третьего ( [ Plato ] Epist. П, 312d 7-е "Что же касается царя, и того, о чем я сказал, то там нет ничего з,ешнего. Когда же душа вслед за этим" ( ibid., 313а 1-2 ) "стремится ознать, каково все это, взирая на то, что ей родственно ( ец та еагпт!? iryyevfi), то из родственного ничто ее не удовлетворяет" ( ibid., 312е 4 - 313а ). "В этом и заключается твой вопрос, о сын Дионисия и Дориды, и в ем-то причина всех зол, а скорее это прирожденная нашей душе боль, оторую если не исторгнуть, никто никогда не постигнет настоящей правы" (ibid., 313а 3-6 ). "И послушай, что здесь наиболее удивительно. Дело в ж, что люди, и многие люди, слышавшие это, - часто способные к учению с сильной памятью, старавшиеся обо всем иметь какое-нибудь суждение, -гав к тому времени стариками" ( ibid., З14а7-Ь2), говорят, что то, что эгда-то казалось им правильным, теперь оказывается неверным, а то, что 1италось неправильным, сейчас видится наоборот. "Приняв это в сообра-ение, остерегайся, как бы тебе не пришлось сожалеть о том, что сказанное щерь недостойным образом, получило огласку" ( ibid., 314b 5-7 ). "Вот по-гму я никогда ничего не писал о таких вещах, и вот почему нет и не будет икакой Платоновой записи; а то, что теперь читают, принадлежит Сократу, составлено в бытность его молодым и прекрасным" ( ibid., 314с 1-4 ). А *алентш1, натолкнувшись на эти слова, подставил вместо ллцаряBcrcf, упо-янутого Платоном, своего Отца ( ПахАра ) и Глубину ( Bt)96v ), опору и сточник всех эонов; второеиз сказанного Платоном ''''второе вокруг вто-ow", Валентин положил Границей ( TÖV öpov ) для всех эонов, находящихся о ту сторону Предела ( evtög "Opot» ); третье' же он составил из всего того, то находится вне Предела и Плеромы вообще";

Текст второго письма был известен Нумению: Numenius, fr. 24, 51-52 des Places ( fr. 1, p. 115, 1 Lee-ans ): Tpeîç eeoùç -пвецеуои ZcaKpàxouç кхХ. См. комментарий: H.-Ch. Puech, op. cit., p. 38; A.-J. Fes-gière "La Révélation d'Hermès Trismégiste", t. IV: Le Dieu inconnu et la Gnose, Paris, 1954, repr. 1986, p. !8; Ph. Merlan "Drei Anmerkungen zu Numenius" // Philologus 106, 1962, S. 137-141; H.J. Waszink "Nume-os und Ammonios" ( 1966 ) // Die Philosophie des Neuplatonismus, hrsg. von Cl. Zmtzen, Darmstadt, 1977, S. '2 ( Wege der Forschung 436 ); M. Baltes "Numenios von Apamea und der platonische Timaios" // Vigiliae mstianae 29, 1975, S. 258, Anm. 70; J.M. Dillon "The Middle Platonists", London - Ithaca ( New York ), »77, p. 367; M. Frede, op. cit., S. 1055-1056. Valentinus, fr. 9 Völker = fr. В LajAon ар. [ Marceilum Ancyranum ] De meta ecclesia 9: "Ta же выдумка у Валентина, первого ересиарха, в книж-е, названной им Ю трех природах" ( Ilepi tôv xptôv «ptxjecov ). Ведь это имен

0 он первый придумал три ипостаси. Отца, Сына и Святого Духа, - убеж-гнный в том, что нашел это учение у Гермеса и Платона";АА Theodoretus, Graecarum aflfectionum curatio II, 85: "Так, к примеру, Пло-ш и Hумений, разворачивая мысль Платона, говорят о трех сущностях, азванных им ( sc. Платоном ) надвременными и вечными ( íwtépxpova каг i5ux ), - благе как таковом ( хауавоу ), уме ( voDv ) и мировой душе ( то© juxv-)ç Tfv \|í\)xnv ). Это "благо" у нас ( sc. у христиан ) зовется "Отщш" ( Пате-)с ), их "ум" мы называем Сыном" и ""JlorocojЛ" ( Yiöv ка1 Aóyov ), а силу уиш, одушевляюшую все и животворящую, божественные речи называют Лухом Святым ( nve%ia âyiov )".

Автор надеется, что результаты исследования, а также весь собранный M материал, будут полезны специалистам по истории философских учений оздней античности и послужат дальнейшему углублению наших знаний в шной области.

Методологической основой исследования является историческая и этическая реконструкция философских взглядов Hумения Апамейского. В ассертации применяется также системный и компаративистский подходы, рамках которых осуществляется анализ философских проблем творческого аследия Hумения. Теоретической основой исследования являются труды сториков античной философии и ученых-антиковедов Э. Целлера, Ф. Те-шги, К. Прехтера, Ф. Кюмона, Э.-А Леманса, Р. Бейтлера, В. Тайлера, Г. Швицера, П. Анри, Дж. Мартано, А.Х. Армстронга, Г. Дерри, А.-Ж. >естюжьера, Ж. Даниелу, Я.Х. Вашинка, Ф. Мерлана, Г.И. Кремера, Д.М.

Об истории текста см. : G. Mercati "Anthimi Nicomediensis episcopi et martyris De sancta ecclesia" // Note di îtteratura bíblica e cristiana antica, Roma, 1901, p. 87-98 ( Studi e Testi 5 ); M. Richard "Un opuscule méconnu

1 Marcel, évêque d'Ancyre" ( 1949 ) // id., "Opera minora", t. П, Tumhout, 1977 [ = 33, p. 5-28 ]. Cp. Тертуллиан о Валентине ( Tertullianus, De praescriptione haereticorum 7 ): platonicus foerat. иста, Я.К.М. ван Виндена, Г. де Лея, А.Ф. Лосева, Э. де Пласа, М. Мар-овича, П. Адо, Д.М. Диллона, Д. Уиттакера, Р.Т. Уоллиса, В. Дейзе, К. льзаса, Д. О'Мары, М. Бальтеса, Д. О'Брайена, М. Фреде, Л. Бриссона. втор опирался также на работы специалистов в области истории гностиче-шх учений К. Шмидта, А-Ш. Пюэша, Г. Йонаса, С. Петреман, К. Рудольфа Дж. МакРэя, Б.А. Пирсона, Д.Д. Тернера, Р. ван ден Брука, Б. Лейтона, I. Тардье.

В первой главе диссертации речь пойдет о Нумении "специально". Бу-зт рассмотрен биографический материал и обозначено место идей Нуме-ия Апамейского в контексте эпохи в целом. Главные, узловые моменты (илософской системы Нумения будут представлены во второй главе дис-гртации.

К настоящему времени существуют пять собраний фрагментов из сочи-ений Нумения Апамейского: Numenii Platonici fragmenta, in: F.W.A Mullach ( ed. ) Fragmenta Philoso-tioram Graecoram. Collegit recensuit vertit annotationibus et prolegomenis illus-avit indicibus instruxit Fr. Guil. Aug. Mullachíus, vol. П1: Platónicos et Peripate-cos fragmenta, Paris, 1881, p. 152-174; F. Tliedinga "De Numenio pMosopho Platónico", Diss. philoL, Bonn, 1875; K.S. Guthrie "Numenius of Apamea: The Father of Neoplatonism. Text, ex-lanation, concordance", London, 1917; E.-A Leemans "Studies over den Wijsgeer Numenius van iAamea met Uitgave er fragmenten", Bruxelles, 1937 ( Mémoires de l'Académie royale de Belgique, lasses des Lettres et des Sciences Morales et Politiques 37, 2 ); É. des Places ( éd. ) Numenius "Fragments". Texte étabh et traduit par É. des laces, Paris, 1973 ( Collection des Universités de France = C UF ).

Первые три издания представляют на данный момент исключительно сторический интерес. Последние два дополняют друг друга. - Здесь и злее тексты свидетельств и фрагменты из сочинений Нумения мы при-эдим со ссылкой на оба издания - Леманса ( = Leemans ) и де Пласа ( = es Places).

См. осторожную оценку издания Э. де Пласа у М. Бальтеса: М. Baltes, рец. на книгу: É. des Places 3d. ), op. cit. // Gnomon 48, 1975, S. 542-543.

Заключение диссертации по теме "История философии", Мельников, Сергей Анатольевич

Заключение

Философские воззрения Нумения Апамейского представляют особенный интерес в двух отношениях. 1 ) Система Нумения является наиближайшей предшественницей неоплатонизма, - настолько близкой, что уже современникам взгляды Нумения и Плотина казались порой неразличимыми. Причин тому несколько; главная - общий для этих философов круг задач, связанных с интерпретацией ряда платоновских текстов: Plato, Tim. 35а 1-6; 39е 7-9; Resp. VT, 509b 8-10; Epist. П, 312e 1-4 и т. д. 2 ) Система Нумения являет собой причудливый сплав стоических, платонических, герметических, иудейских, гностических и иных элементов, - уникальный для истории философии в целом.

В центре его внимания два вопроса, осмысленные как одтг. 1 ) вопрос о природе божества ( демиурга ), сотворившего мир таким, каким он является, и 2 ) вопрос об отношении этого же самого божества к индивидуальной душе, взывающей о спасении. Сообразно с этим, Нумений высшее божество ( "благо как таковое" ) определяет двояким образом: с одной стороны, это "первый бог", "первый ум", "первый демиург", отличающийся от "второго" и "третьего" тем, что он - dens otiosus, т. е. "праздный бог, удалившийся от дел" ( fr. 12, 12-13 des Places = àpyôv eîvai ëpyov AtAmvxœv коЛ роклЯеа, "[ "первый бог" ] свободен от дел всяческих и царь" ); с другой - это некая сила ( "пневма", атсещха пбищ; л/щлу "семя всякой души" ), присутствующая во всем и сохраняющая все вещи, - такая, которая в каждой своей части заключает все божественную реальность целиком.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мельников, Сергей Анатольевич, 2001 год

1. Ьхотин "Сочинения ( ЕЬНОТНН В русских переводах )". Составитель М.А Со-опова, Санкт-Петербург Москва, 1995 ( Серия: Античная библиотека. >илософия)

2. Ьютин "О нисхождении души в тела". Пер. М.А. Солоповой // Историко-)илософский ежегодник '95, Москва, 1996, стр. 209-219

3. Ayptische Hymnen und Gebete. Eingeleitet, übersetzt und erläutert von J. Ass-lann, Zürich, 1975 ( Серия: Die Bibliothek der alten Welt. Reihe der alte Ori-nt)

4. Jcinoos "Enseignement des doctrines de Piaton". Introduction, texte établi et ommenté par J. Whittaker et traduit par P. Louis, Paris, 1990 ( Серия: Collecti-n des Universités France = C U F )

5. Jexandri Aphrodisiensis in Aristotelis Metaphysica Commentaria, ed. M. Hay-uck, Berlin, 1891 ( Серия: Commentaria in Aristotelem Graeca 1 )

6. Eusebius Werke ., Bd. VII: [ = Hieronymus ] Chronicon, ed. R. Helm, Berlin, 956 ( Серия: Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte1. GCS 47 )

7. Ъе Nag Hammadi Library in Engish ( = NHLE ). Translated and introduced by lembers of the Coptic Gnostic Library Project of the Institute for Antiquity and 'hristianity, ed. by J.M. Robinson, Claremont ( California ), 3. ed., Leiden etc., 988

8. Jicomachi Geraseni Pythagorei Introductionis arithmeticae Libri II, ed. R. Hohe, Leipzig, 1866

9. Цичалин Ю.А. "Нумений" // Философский энциклопедический словарь, 1осква, 1983, стр. 442

10. Vbramowski L. "Marius Victorinus, Porphyrins und die römische Gnostiker"// Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft 74, 1983, S. 108-128

11. Armstrong АН. "Plotinus" // The Cambridge History of Later Greek and Early Vledieval Philosophy, ed. by AH. Armstrong, Cambridge, 1970, p. 195-268

12. Armstrong A H. "Gnosis and Greek Philosophy" // Gnosis. Festschrift für H. Jolas, hrsg. von B. Aland, Göttingen, 1978, p. 87-124

13. Amim H. von "Haфokration" // Paulys Real-Encyclopädie der classischen Alterumswissenschaft ( = RE ), hrsg. von G. Wissowa, W. Kroll ( u. a. ), Bd. VII, Stuttgart, 1912, col. 2411

14. Vtkinson M. "Plotùius: Ermead V, 1 ( On the Three Principal Hypostases ). A Commentary with Translation by M. Atkinson," Oxford, 1985

15. Brien D. "Plotinus and the Gnostics on the Generation of Matter"// Neoplato-ism and Early Christian Thought. Essays in Honour of A H . Armstrong, ed. by ;.J. Blumenthal & R.A. Marcus, London, 1981, p. 108-123

16. Brien D. "Plotinus and the Secrets of Ammonius" // Hermathena 157, 1994, p. 17-153

17. Meara D.J. "Being in Numenius and Plotinus: Some Points of Comparison"// hronesis 21, 1976, p. 120-129

18. Aaszink J.H. "Studien zum Timaioskommentar des Calcidius", Bd. I: Die erste iälfte des Kommentars ( mit Ausnahme der Kapitel über die Weltseele ), Leiden, ?64 ( Серия: Phüosophia antiqua 12 )

19. Aaszink J.H. "Bemerkungen zum Einfluss des Piatonismus im frühen Christen-im" ( 1965 ) II Der Mittelplatonismus, hrsg. von Cl. Zintzen, Darmstadt, 1981, . 413-448 ( Серия: Wege der Forschung 70 )177

20. Aaszink J.H. "РофЬуйоз und Numenios" ( 1966 ) // Die Philosophie des Neu-atonismus, hrsg. von CI. Zúitzen, Darmstadt, 1977, S. 167-207 ( Серия: Wege ;r Foischung 436 )

21. Aittaker J. "Studies in Platonism and Patristic Thought", London, 1984

22. Tiittaker Th. "The Neoplatonists. A Study in the History of Hellenism", 2. ed., ambrídge, 1918, repr. Hildesheim, 1961 { = 4. ed. .

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 103638