Философско-антропологические основания экономического подхода к изучению поведения человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ложкина, Наталья Вениаминовна

  • Ложкина, Наталья Вениаминовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Пермь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 184
Ложкина, Наталья Вениаминовна. Философско-антропологические основания экономического подхода к изучению поведения человека: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Пермь. 2005. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ложкина, Наталья Вениаминовна

Введение.

1. Анализ понятий «человек», «человеческое поведение» и «экономический подход к поведению человека».

1.1. Проблема человека в антропологии 20 века.

1.2. Философские основания изучения поведения человека.

1.3. Сущность экономического подхода к изучению поведения человека.

2. Экономический подход к изучению поведения в системе социально-культурных детерминант.

2.1. Философские основания экономического подхода к изучению поведения человека в сфере образования.

2.2. Философские основания экономического подхода к изучению поведения человека в семейно-брачных отношениях.

2.3. Аксиологический аспект изучения основных компонентов формирования предпочтений человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологические основания экономического подхода к изучению поведения человека»

Обоснование актуальности проблемы

Диссертация посвящена проблеме философско-антропологических оснований экономического подхода к изучению поведения человека. Поведение человека представляет собой особое проявление активности, качественно отличающееся от всех иных форм активности доступных современному познанию. Объективный процесс возрастания роли экономической деятельности в индустриальном, а затем в информационном обществе стал основой для развития форм познания поведения человека в экономической сфере, а также познания экономической составляющей поведения человека в социальной, политической и духовной сферах общества. Наряду с экономическим подходом к изучению поведения человека в экономических науках, социологии, юридических науках, педагогике встает вопрос и о философских основаниях этого подхода. Актуальность этой проблемы, следовательно, обусловлена объективными процессами в современном обществе, а с другой стороны, есть собственно теоретическая актуальность, так как философская антропология и гносеология обогащаются идеями названного подхода.

Поведение человека - предмет исследований ученых и специалистов всех сфер науки. На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин поведение обозначает действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности, права, а также эстетических, религиозных, политических норм. В этом смысле говорится, например, о высоконравственном, религиозном, преступном, оправданным, легкомысленном и другом поведении. В социально-общественной жизни общества единицами поведения являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиции личности, ее моральные убеждения.

Для философской антропологии поведение, которое детерминировано основными социальными регуляторами, представляет собой традиционно значимое направление исследований. Выяснение философско-антропологических оснований экономического подхода к пониманию и, вместе с тем, к изучению поведения человека становится все более актуальным в свете возрастания роли экономических процессов на современном этапе развития общества и отражения этих процессов в мировоззрении людей, в систематизированных формах познания человека, общества, культуры.

Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой - наукой о воспитании человека, а также психологией, изучающей особенности индивидуального поведения. Для того чтобы полнее осознать проблемы философской антропологии сегодня, необходимо и актуально провести анализ всех взаимосвязанных и взаимодействующих направлений, формирующих поведение человека (в том числе и экономического).

Для экономистов сущность поведения человека важна, в первую очередь, с позиций истоков его производственной активности. «Человек предстает в ней прежде всего как производящее, потребляющее, выбирающее, обменивающее, сберегающее существо. Во всех этих ролях человек стремится к повышению своего благополучия, которое каждый понимает и оценивает по-своему»1.

Социальные изменения 20 века во многом обусловлены бурным развитием науки и техники. Кроме того, все возрастающее влияние на окружающую среду оказывает хищническая эксплуатация природных ресурсов, что порождает острейшие проблемы экологической направленности. Эти проблемы связаны с природными, антропогенными, природно-антропогенными явлениями, возникшими в ходе развития цивилизации. Они имеют всеобщий характер как по масштабам своего воздействия на экономические, политиче

1 Генкин Б.М. Ведение в метаэкономику и основания экономических наук: Курс лекций. - М.: Издательство НОРМА, 2002. С.38. ские, социальные, биологические, технические, технологические системы, так и по способам их решения, требующим координации усилий всего человечества. К основным глобальным проблемам относят: ядерную угрозу, экологический кризис, состояние здоровья нации, экономические кризисы, дефицит природных ресурсов, продовольственную проблему, отрицание традиционных ценностей. Данные явления обуславливают вновь обратиться к проблеме сущности человека, так как прежние ее решения тормозят сегодня процесс осмысления отмеченных выше явлений, не позволяют их успешно решать.

Актуальность исследования проблемы философских оснований поведения человека вызывается и задачей преодоления рецидивов натурализма и наивного реализма в теории познания, дальнейшим утверждением определяющей роли практики в процессе познания. До сих пор в целом ряде публикаций JT.H. Ляховой 2, Ю.П. Ведина 3, В.И. Кириллова 4, вольно или невольно практике отводится роль некой механической силы, которая нужна лишь в тех случаях, когда требуется подвести предметы внешнего мира под органы чувств человека, а далее отражение предмета носит будто бы автоматический характер. На словах, признавая серьезную информационную функцию практики в отношении к познанию, некоторые специалисты (А.П. КуС /Г п приян , В.Г. Панов , В.А. Цикин и др.) продолжают руководствоваться принципом, согласно которому человек видит и понимает мир только таким, каким этот мир существует независимо от практики. Между тем мы видим мир таким, каким его понимаем, а понимаем этот мир, в конечном счете, в зависимости от того, как умеем с ним практически обращаться. Чем более развита социально-историческая практика, тем более полно и точно наше мироощущение и миропонимание, и, наоборот, ограниченная практика обу

2 Ляхова Л.Н. Отражение и активность материи. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. - 176с.

3 Ведин Ю.П. Эмпирическое знание и познаваемость мира// Вопросы философии. 1978. №12 С. 50-59.

4 Кирилов В.И. Логика познания сущности. М.: Высшая школа, 1980. 175с.

5 Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики М.: Наука, 1981. - 168с.

6 Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 256с.

7 Цикин В.А. Практика и абстрактное мышление. Киев: Высшая школа, 1984. - 155с. славливает неадекватность познания, является причиной человеческих заблуждений.

Различные направления экономического, социального, философского знания, обосновывающие эффективность тех или иных экономических порядков, находятся сегодня в фокусе общественного внимания. Различие экономических порядков должно быть понято и со стороны особенностей устанавливающих их форм экономического мышления, знания и поведения.

Актуальность исследования философско-антропологических оснований поведения человека видится в анализе экономического подхода к поведению человека. Вопрос о философских основаниях такого подхода чрезвычайно важен и в плане самоопределения отечественного экономического знания и деятельности. Поведение, раскрывающееся в экономической науке, оказывается крайне необходимым для любых практических действий, направленных на формирование новых экономических и социальных порядков. Сегодня, когда отечественное экономическое мышление, знание и поведение стоят перед выбором своей новой парадигмы, установление различий, существующих между философскими основаниями марксистского, неомарксисткого и других форм экономического мышления, знания, отражающие поведение, приобретают первостепенную важность. Отметим еще и такой момент. Поиск изменений мировоззренческих ориентаций современного экономического мышления, знания и поведения, а также та роль, которую эти ориентации играют в изменении его методологических установок при определении фундаментальных черт новых форм экономического выбора, представляет собой весьма значимую задачу для философии.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.

Проблема философских оснований изучения поведения человека и определения философских оснований экономического подхода сопряжена с необходимостью обращения к широкому кругу отечественных и зарубежных исследований. Всю освоенную автором литературу можно условно разделить на три группы.

В первую группу можно включить работы по общей философии, социальной философии, теории познания, истории и методологии науки. Исследования этих авторов позволили осознать всю сложность философского подхода к раскрытию предпосылок, обусловивших появление новоевропейских типов научного, исторического, социального и экономического мышления и поведения. Это работы Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, К. Барта, В. Библера, П.П. Гайденко, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, JI. Карсавина, Р. Коллингву-да, Т. Куна, К. Поппера, М. Шелера, М.К. Мамардашвили. Метафизика Р. Декарта открыла перспективы для развития новоевропейского мышления и поведения. К такому выводу приходят такие авторы, как С. Булгаков, С. Ди-се, М. Хайдеггер, К. Фишер, М. Фуко, Леви-Стросс. Работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а также такие авторы, как В. Ойкен, М. Вебер, А. . Маршалл, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, М. Хоркхаймер сыграли огромную роль в установлении определенного видения экономического порядка и деятельности «экономического» человека.

Вторую группу составляют работы Л.Абалкина, Р.Белоусова, А.Борейко, В. Лекторского, К.Н. Любутина, В.В. Орлова, В. Степина Л. Гребнева, Я. Корнай, Я. Кузьминова, P.M. Нуриева, В. Панавы, В. Радаева, Т. Лэнса, Н.Н. Халаджана, П.Д. Успенского, Н.Н. Амосова, а также работы Г. Беккера, Р. Коуза, Дж. Сороса, М. Фридмана, которые возникли в отечественном экономическом знании в связи с проводимыми реформами. Эти авторы в содержательном плане продемонстрировали осмысление индустриально-машинного видения экономического порядка, присущего марксисткой и неомарксисткой экономической мысли, и тех проблем, которые возникли в отечественном экономическом знании в связи с появившейся сегодня необходимостью их преодоления.

Процесс смены мирового порядка развития за последние 20-25 лет оживил обсуждение вопросов, связанных с проблемами перехода от одних экономических порядков к другим.

Философы - Р. Арон, Дж. Белл, Р. Бенн, У. Ростоу, Ж. Эллюль, и экономисты - Дж. Гэлбрейт, П. Бергер, П. Друкер, Дж. Нэсбит, Н. Смелсер, П. Эббурдин, описывая сменяющие друг друга экономические порядки фиксируют внимание на изменениях, происходящих в технологической, производственной и институциональной сферах, но не касаются при этом вопроса о тех изменениях, которые происходят в мировоззренческой ориентации и экономическом поведении человека.

Лишь в работах таких исследователей как М. Гранноветер, В. Гриффит, К. Гаджиев, Н.Д. Кондратьев, Н. Никифоров, Н.Н. Моисеев, Дж. Прелек, В. Рязанов, B.C. Степин, В. Хееле, В. Чанг, А. Этциони, переход к новому экономическому порядку связывается с переменой самого типа отношения человека к миру. Идеи этих авторов позволяют проанализировать изменение мировоззренческих ориентаций и подходов к изучению поведения человека и уяснить ту роль, которую эти идеи выполняют при выборе модели экономического подхода.

Третью группу составили источники, которые позволили автору определить сущностные характеристики инновационного взаимодействия человека и техники и их значение для формирования нового «экономического человека». Это размышления таких авторов как В.И. Вернадский, И.А. Ильин, Н.Н. Моисеев, К.Э. Циолковский, И. Шумпетер, Л.И. Шестов, Р. Фостер, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, О.Н. Лосский, Д. В. Пивоваров.

С точки зрения позитивизма, для более глубокого проникновения в истоки поведения человека философия должна активнее осваивать новые достижения гуманитарных наук. Одной из важнейших задач современности, стоящей перед философами, является интенсивная разработка проблем бытия и становления человека на основе результатов, полученных гуманитарными науками.

Большого внимания в работе заслуживает марксизм как одно из направлений мировой философии, который мы выделили для обозначения направленности теоретических оснований предложенного исследования. В сложном процессе познания человека взгляды К. Маркса и Ф.Энгельса и сегодня являются из разряда приоритетных: культ абстрактного человека должен быть заменен наукой о действительном человеке. Сущность человека была понята Марксом «как совокупность всех общественных отношений»8, ибо «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» 9. Это определение ориентирует на изучение действительного бытия и становления человека на его общественную природу, на основания его существования. Следует отметить, что в общественных отношениях Маркс особо выделял отношения экономические. Но при этом была предпринята попытка дополнить последний рядом перспективных подходов неомарксизма и модернизма (Ю. Хабермас, М. Вебер, 3. Фрейд, Э. Фромм), с учетом системно-структурных направлений, представители которых опираются на ведущий постулат и доминирующую ценность классического марксизма - радикальный гуманизм. В работе предполагается акцент на важность преодоления «отчуждения» человека, категория которого выступает аналогом концептов «формальной рациональности» М.Вебера и «рационализации» Фрейда. Несомненно, сегодняшнему состоянию общества необходим комплексный учет очень многих моментов, обуславливающих существование и развитие человека.

В основе психологического изучения развития человека как личности и соответственно поведения лежат различные подходы. Можно выделить: описательные подходы (типологии, теории личностных черт), бихевиористский подход, когнитивный подход; психодинамические подходы: психоаналитическая теория (по 3. Фрейду), индивидуальная психология (по М. Адле

8 Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М.: Госполнтиздат, 1955. T.3. С. 1-4.

9 Фейербах JI. Основные положения философии будущего// Избранные философские произведения. М., 1955. Т.1.С. 200 -203. ру), аналитическая психология (по К. Юнгу), гуманистический подход (теории самоактуализации по К. Роджерсу и А. Маслоу), теория интенциональ-ности (по Ш. Бюлер), социологические подходы по социальному развитию личности (этапы социолизации, жизненные кризисы).

Проблема человека, рассматриваемая в ключе дискуссий о соотношении биологического и социального, несомненно, требует дополнений. На основе этих двух факторов объяснить комплексность структуры человека в его развитии не удается. Такие сторонники этих взглядов, как К. Роджерс Р. Оуэн, Д. Майерс, Н.К. Михайловский, 3. Фрейд, К. Юнг, Н.Н. Ланге, Ф. Шиллер, У. Джемс, Д. Дьюи и другие зачастую абсолютизируют какой-нибудь отдельный специфический аспект и возвышают его до уровня единственного определяющего признака природы человека. При этом другие, весьма существенные аспекты игнорируются. Выработанные с таких позиций методологические принципы и вытекающие из них конкретные теоретические построения носят односторонний и абстрактный характер, не дают целостного представления о человеке и требуют специальной разработки.

Простое суммирование результатов гуманитарных наук в познании сущности человека всегда приводит к субъективной и редукционистской интерпретации человека, согласно которой его жизнедеятельность может быть понята и полностью объяснена на основе закономерностей, свойственных низшим формам материи, в частности биологическим. При таком подходе игнорируется социальная сущность человека, и неправомерно гипертрофируются его биологические начала.

Как биосфера, так и ноосфера определяют существование человека и его поведение. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Психика человека есть самоуправляющая система, заставляющая человека ради собственных целей и интересов действовать в целях и интересах всей Вселенной, реализуя при этом экономический подход.

Но сегодня, биосфера, ввиду глобализации проблем, связанных с природными, антропогенными, природно-антропогенными явлениями уже не успевает утилизировать отходы и загрязнение среды, т.е. потеряла способность к самоочищению.

Это говорит о снижении нравственного и духовного состояния общества, ибо только при достижении такого состояния человечество будет способно изменить сложившуюся на Земле обстановку.

Выделяя особую роль человека в биосфере, Вернадский назвал его «гео-логообразующей силой планеты», которая начала изменять структуру круговорота вещества в природе и создавать новые формы и организации косной и живой материи. Сегодня в рамках теории самоорганизации (синергетики) посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности становления устойчивости структур в открытых системах. Такой подход позволяет изучать человека как биопсихосоциальную систему и более полно понять и изучить его поведение.

Цель и задачи исследования.

Основной целью диссертации является выявление философских основ экономического подхода к изучению поведения человека.

Для реализации поставленной цели формулируются следующие задачи: осуществить анализ проблемы человека в антропологии 20 века; выявить философские основания изучения поведения человека; выяснить сущность экономического подхода к изучению поведения человека; показать сферу применимости экономического подхода к поведению человека, его качественную эффективность.

Объект и методология исследования.

Объектом исследования является человек как субъект поведения.

Предметом исследования является экономический подход к изучению поведения человека.

Научная новизна исследования.

1. В проведенном исследовании, при рассмотрении его философско-метафизических оснований, был существенно обновлен традиционный подход к пониманию сущности поведения человека, как системы противоречивых упорядоченных отношений. Соединение марксистских и неомарксист-ких воззрений на основе современных тенденций системного подхода позволяет по-новому рассмотреть оптимизацию поведения человека и нахождения оптимальных областей его функционирования.

2. В соответствии с экономическим подходом к изучению поведения человека, обоснована предложенная идея о максимизирующем поведении и стабильности предпочтений, лежащая в основе реализации законов рынка, что позволяет выявить оптимальные инварианты поведения и более адекватно, мобильно, эффективно его познавать, что соответствует экономическому подходу к изучению поведения человека.

3. Выдвинуто и обосновано положение о том, что число - символ делимости и упорядоченности бытия, а также то, что числа отражают количество (накопление материальных и идеальных аспектов жизни) и качество (наличие определенной упорядоченности (гармонии) материальных и идеальных аспектов жизни) бытия, что позволяет выявить оптимальную область экономического подхода при изучении поведения человека.

4. Логическое обоснование выявления числовых закономерностей поведения человека с позиций экономического подхода определяет возможность его верификации, выявления экономических инвариант и характерную частоту их колебаний, используя при этом различные методы и технику математической операционной системы, которые составляют основу упорядоченности как философской категории и наполняют ее новым смыслом и содержанием. Трактовка математики как упорядоченности бытия может облегчить ее восприятие и помочь преодолеть ее оторванность от реального мира.

Теоретической и методологической основой диссертации являются идеи классиков философии и экономики:

Платон - идеи двойственности бытия, единства существования и несуществования, существования как способности к действию и страданию 10; Пифагор - учение о числах как о количестве и качестве п; К.Г. Юнг - аналитическая психология п; Г. Гегель - законы диалектики развития и саморазвития 13; JL Берталанфи - общая теория систем 14, которые автор использует в общефилософском плане. Идеи таких исследователей и ученых как К. Маркс -учение о человеке, обществе, познании; М. Вебер - учение о социально-политических воззрений и методологических позиций; Гэри С. Беккер - гипотезы о рациональном поведении; Ф. Энгельс - учение о диалектике, как «науке о наиболее общих законах всякого движения»15 - конкретно использованы автором и сформировали фундаментальную основу диссертационной работы.

Особое значение для исследования имели такие положения теории познания, как принцип объективности, принцип определяющей роли практики по отношению к духовным явлениям, принцип единства чувственного и рационального, принцип делимости, полярности и связи, идея о социальной детерминированности познавательного процесса, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод историзма и системный подход. В исследовании был сделан упор на современные выводы специалистов в области теории отражения, гносеологии, методологии, диалектики, а также на соответствующие результаты специальных научных исследований в области экономики, математики, физики, психологии, социологии, истории науки, представляющие интерес для данной темы.

В диссертации изучение поведения в системе экономических отношений опирается на синтез общефилософских идей, лежащих в основе марксистского подхода с учетом современных тенденций системного подхода, который в последнее время эволюционирует в совокупности с философским в изучении действительности. Они включают в себя:

10 Платон. Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 313, 316, 329. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004, в эл. варианте.

12 Юнг К.Г. Психологические типы / Под ред. Ермакова И.Д. - Томск: Водолей, 1993. - 715с.

13 Гегель Г. В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. С. 213.

14 Берталанфи Л. Общая теория систем. // Исследования но общей теории систем. М.: Наука, 1969 - 270с.

15 Энгельс Фридрих. Диалектика природы. М., Политиздат, 1975. С.232.

1. Проявление жизни основано на отражении дуализма полюсов в виде структуры отношений, определяемой как пространство системы.

2. Полярность проявляется в преемственности как беспредельной повторяемости структуры отношений (фрактальности, симметрии), что рождает этапы формирования пространства систем в виде движения или времени установления взаимосвязей систем.

3. Повторяемость полярности рождает причинно-следственные связи, в которых сохраняется энергия преобразований пространства и времени при поэтапном формировании инфраструктуры микро и макросвязей элементов.

4. Количественное развитие (усложнение) системы при прохождении ею цикла поэтапного формирования ее инфраструктуры приводит к качественным преобразованиям с возникновением переходного процесса в новое состояние системы, причинное относительно исходного состояния.

5. Система имеет альтернативность (вариативность) путей развития как возникновение многополюсности.

6. Альтернативность приводит к многообразию иерархических (разноуровневых) и синергетических (одноуровневых) взаимосвязей.

7. Многообразие формирует ценностные ориентиры развития - выбор направленности дальнейшего развития, при котором также возникают определенные полярные приоритеты и далее все повторяется.

Практическая значимость исследования определяется тем, что экономический подход дает целостную схему для понимания человеческого поведения. Материалы и выводы диссертации используются в работе методологических семинаров экономистов, менеджеров, бухгалтеров, для философских занятий, а также в лекционных курсах по экономике и методологии экономики.

Реализация результатов исследования и анробацня работы.

Идеи диссертационного исследования нашли отражение в подготовленных автором рабочих программах, текстах лекций и частных методик по курсу «Экономическая теория», «Философия экономики», «Маркетинг», «Теория и практика маркетинговых исследований». Основные положения диссертации докладывались и обсуждались:

На Всероссийской научно-практической конференции «Экономика. Финансы. Менеджмент». - Тула, 19-20 декабря 2000г., Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы эффективного освоения природных ресурсов в условиях рынка». - Ухта, 29-30 октября 2001г., Региональной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития региона». - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2001 г., Пятой региональной научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и вне-учебная работа в вузе, техникуме, школе». - Пермь 23 апреля 2002г., Российской научно-практической конференции «Религия в изменяющейся России». - Пермь ПГТУ 22-23 мая 2002г., научно-практической конференции «Формирование научного мировоззрения студентов в трансформационной экономике России». - Чайковский ЧФ ПГТУ 2002г., Научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития региона». -Ижевск: Изд-во ИжГТУ 2003., Третьей студенческой научно-практической конференции посвященной 50-летию ПГТУ. - Чайковский 2003г., Научно-практической конференции «Социально-экономические «проблемы развития региона». - Чайковский, ЧТИ ИжГТУ 2004г., Научно-практической конференции «Молодежь в 21 веке». - Чайковский, ЧФПГТУ 2004г., Международной научно-методической конференции «Учебный процесс в современной высшей школе: Содержательные, организационные и научно-методические проблемы». - Пермь: Изд-во ПГУ 19-21 мая 2004г.

Основные положения диссертации отражены в 12 публикациях, в т.ч. в 4 статьях, общим объемом 2, 2 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ложкина, Наталья Вениаминовна

Выводы.

Для философии, социологии, экономики особую ценность представляет сама возможность построения мировоззренческих систем с различным ценностным строем на основе интегрирования достижений многих областей науки и культуры.

Правильно сформированные ценности (исходя из принципа максимизации полезности) способствуют устойчивости человеческого мира, организуют целенаправленную человеческую деятельность. Ценности выступают критерием оценки любого культурного феномена, формирование которых начинает закладываться еще в детстве.

Культура и есть мера воплощенности ценностей в нашей жизни. Совокупность основных ценностей - целей составляет стержень мировоззрения -ценностную ориентацию личности и социальной общности, определяет смысл жизни. Ведущая к совершенству цель составляет суть смысла жизни.

211 Бердяев Н. А. Философия неравенства - М.: ИМА - пресс, 1990. С. 244

В рамках экономической теории и психологии изучаются эффекты и феномены экономического подхода к изучению поведения человека, механизмы и закономерности экономической деятельности, помогающие правильно сформировать предпочтения человека, формирующие его дальнейшую жизнь.

Для достижения упорядоченности бытия, его равновесия и гармонии, анализ природы социальной организации должен учитывать два взаимосвязанных, но достаточно четко различающихся источника общественных отношений и ценностей: взаимодействие между человеком и природой и взаимодействие между человеком и человеком.

Экономика, ориентированная преимущественно на экономическую эффективность, не может долго развиваться успешно и стабильно. Цели промышленного производства должны быть подчинены целям общественного развития, нашим духовным идеалам и ценностям. Человек - единство всеобщих моментов. Всеобщее - это материя, движение, развитие, необходимость, случайность, возможность, сущность, законы и т. д. Человек - автономизиро-ванная и индивидуализированная система всеобщего. Такое понимание человеческой сущности позволяет понять действительное место человека в мире, его величие и достоинство212. Именно всеобщее формирует предпочтения человека, которые в свою очередь оказывают влияние на его поведение.

212 Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Ч.З. Современный интеллект. Пермь, 1999.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги проведенного диссертационного исследования и наметим некоторые перспективы дальнейшего изучения проблемы философских оснований экономического подхода к изучению поведения человека.

Необходимость дальнейшего развития и становления человека на его общественную природу, более интенсивная разработка проблем бытия, выработка новых направлений в области философских, социальных, экономических знаний, обосновывающих эффективность тех или иных экономических порядков, обусловили наше обращение к данной теме исследования. Выбранное направление - исследование изучения поведения человека на основе экономического подхода - позволило получить ряд принципиально новых результатов, обогативших содержание ряда важнейших категорий и принципов материалистической диалектики и выявивших новые аспекты их методологического функционирования в современных научных направлениях.

Все это дало возможность, как нам кажется, достичь той цели, которая была поставлена нами во введении, — выявить философско-антропологические основы экономического подхода к изучению поведения человека. Поставленные основные задачи исследования, которые получили свое разрешение в соответствующих главах диссертации, привели нас к следующим выводам, резюмирующих научную новизну проведенного исследования.

1. Специфика философского обоснования к постижению человека и его поведения состоит в том, что философию интересует человек в его направленности к совершенствованию. Он рассматривается как существо, действующее в соответствии с идеалом, с представлением о том, как должно быть, каков совершенный способ или результат активности, идеальная модель поведения. Теоретической и практической задачей является выбор и осуществление наилучшей, в имеющихся условиях, стратегии жизненного пути, что является оптимальным подходом, который максимизирует (гармонизирует) поведение человека.

2. Человек, по Марксу, удваивает себя не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире, поэтому отношение человека к самому себе становится для него предметным, действительным только через его отношение к другому. Поэтому, исходя из специфики представленной темы, был особо выделен марксистский подход, как наиболее приемлемый и особо точный в определении основ экономического подхода к изучению поведения человека. При, • этом была предпринята попытка дополнить последний рядом перспективных подходов неомарксизма и модернизма, с учетом системно-структурных направлений, представители которых опираются на ведущий постулат и доминирующую ценность классического марксизма - радикальный гуманизм.

3. Исходя из темы диссертационного исследования, на наш взгляд, одной из основных задач философской антропологии будет стоять задача создания единой систематической теории человека (в том числе и экономического). И как всякая система она упорядочена и должна иметь области оптимального функционирования. Все это должно приводить к необходимости более тщательно подходить к разработке прикладных наук (социологии, экономики предприятия, статистики, менеджмента, маркетинга и др.), которые по необходимости оказываются междисциплинарными и вынуждены согласовывать философские, гуманитарные и естественнонаучные знания.

4. Для достижения полноты жизни необходимо применение всеобщих законов развития природы и общества в каждом мгновении жизни. Это необходимое условие для создания условий эффективного функционирования всякой системы на любом уровне. Ибо поведение - это система противоречивых упорядоченных отношений людей. Такое понимание отражает логику развития вещей и процессов т.к. упорядоченность - есть основа функционирования бытия. Источником жизненных сил человека является эволюционное единение человека с окружающим его миром на основе универсальных законов бытия. Целью человека является преодоление односторонности и поэтапное формирование полноты жизни в ее эволюции по семи уровням единения человека с окружающим миром. Это создает основание для выявления специфики экономического подхода к изучению поведения человека.

5. Большое место в обосновании экономического подхода к поведению человека отводится истокам человеческого поведения, в основе которых лежат генетические и социо-культурные влияния, определяющие темперамент человека. На основе сложного взаимодействия биологического начала и общественных норм в поведении личности, человеком осознается иерархия своих предпочтений и выбор наилучшего пути их реализации с помощью подсознательной мотивации (фрейдизм), когнитивного развития, индивидуального восприятия социального контекста. Данная модель является своеобразным фундаментом для формирования определенного стиля поведения и познания индивидом окружающего мира, привнесения полезности для общества, что свойственно экономическому подходу.В работе был сделан акцент на важность преодоления «отчуждения» человека, категория которого выступает аналогом концептов «формальной рациональности» М.Вебера и «рационализации» Фрейда, что позволило более полно и глубоко проанализировать необходимые факторы для обоснования максимизации поведения.

6. Человек есть некая целостность, включающая природное, духовное, социальное, родовое и космическое начала. Эти начала в своем единстве создают неповторимую загадочность сущности человека. Неведомое (пока) взаимодействие указанных внутренних и внешних начал более полно, с позиций качества бытия (упорядоченности, гармонии материальных и идеальных аспектов жизни) формирует волю, чувства, интеллект и поведение (в том числе и экономическое) человека.

7. В диссертации показано, что сфера применимости экономического подхода не ограничивается одними только материальными благами и потребностями или рыночным сектором. Экономический подход применим ко всякому человеческому поведению - к ценам, к решениям, поведению богачей и бедняков, пациентов и врачей, бизнесменов и политиков, учителей и учащихсж^Экономический подход к человеческому поведению основан на предпочтениях: о максимизирующем поведении; стабильности предпочтений к основополагающим объектам выбора (таким, как здоровье, престиж, чувственные наслаждения, доброжелательность или зависть); о существовании рынков, которые координируют действия агентов; о распределении ограниченных ресурсов с помощью цен и других рыночных инструментов^.

8. Таким образом, все человеческое поведение в целом подчинено одним и тем же фундаментальным принципам: а) максимизирующее поведение; б) рыночное равновесие; в) устойчивость вкусов и предпочтений.

9. Понимая число как символ делимости и упорядоченности, как носитель информации, и поскольку любую зависимость можно выразить в виде числовой функции, то нахождение оптимума (максимума пользы, исходя из определения экономического подхода) такой функции легко найти с помощью дифференциального исчисления. Такой подход позволяет формализовать поведение человека при помощи числа, выявить оптимальную область его поведения.

10. Как показал анализ исследования, к современным идеалам экономического подхода к поведению можно отнести следующие: рационализм, предполагающий упорядоченное и в этом смысле предсказуемое его осуществление; прагматизм, ориентирующий человека на достижение значимых результатов; и стабильность, ориентируемая поведение на воспроизводство его развитых норм и условий. Однако содержание этих идеалов приобретает свой реальный смысл только будучи соотнесенным с главной целью осуществления любого типа экономического поведения - экономическим ростом (выгодой), в какой бы форме и где он не выражался. Такие доминанты выражают понимание человека как активного существа, находящегося в деятельном отношении к миру. При этом качественной границей такого отношения полагаются только собственные возможности человека по преобразованию противостоящей ему природы. Стремление к умножению таких возможностей можно рассматривать как идеал современного экономического поведения. Это такие важнейшие социо-культурные детерминанты (по мнению автора) как образование, семейно-брачные отношения и аксиологический аспект изучения основных компонентов формирования предпочтений человека. Именно им отводится значительное внимание в представленном исследовании.

11. Обоснованный нами экономический подход к образованию (где главное - выгода, польза) выявляет основные фундаментальные требования к данному процессу. Это определение: ценности жизни во всех ее проявлениях; духовности, как основы существования; упорядоченности (гармонии), как смысла существования; культуры как идеалообразующей стороны жизни людей, а отсюда и упорядоченности в поведении, мышлении; языка - (в т.ч. математического) как знаковой, абстрактной, символической системы. Образование должно быть построено на интересе, а уж потом знаниях, умениях, навыках, давать чувство собственного достоинства. Оно должно помогать нам открывать вечные и подлинные ценности, а не цепляться за общепринятые догмы и постулаты. Главная цель образования - воспитание гармоничных и свободных от страха граждан, т.к. только тогда возможен мир, гармония, максимальная социально-экономическая общественная отдача.

12. Затронутое нами выявление философских оснований к изучению поведения в сфере семейной политики приобретает все более актуальное и особое звучание в период нынешних переустройств и революционных преобразований социально-экономической политики современного рынка. Основная цель подлинной семейной философии - постоянное упрочение семейного образа жизни, возрождение ценностной ориентации семейственности, укрепление семейной собственности и производства. Максимизация и выгодность позиции укрепления семейно-брачных отношений может реализоваться с помощью экономического подхода. Суть которого - поиск оптимальных комбинаций и форм поведения, влияющих на здоровье, счастливый и долгий брак, снижение преступности и другие многочисленные поведенческие следствия. Он предлагает «плодотворную унифицированную схему для понимания всего человеческого поведения»213, не умаляя достоинств и влияния многообразных неэкономических переменных (напр. старение, одаренность наследственность), как и использования достижений социологии, психологии, социобиологии, истории, антропологии, политологии, правоведения и других дисциплин. Следует отметить, что в отличие от Г. Беккера, мы не делаем полный акцент только лишь на рациональном подходе, определяющим количественную сторону бытия, его материальную сторону (например, мотив и поступок невозможно описать средствами математики). Не менее важно и необходимо, что неоднократно подчеркивалось в работе, акцентировать внимание на качественной аспект поведения, который связан с иррациональной, ценностной, нравственной позициями каждого человека в семье и обществе. Вполне очевидно, что правильно сформированные ценности (исходя из принципа максимизации полезности) способствуют устойчивости человеческого мира, организуют целенаправленную человеческую деятельность. Ценности выступают критерием оценки любого культурного феномена, формирование которых начинает закладываться еще в детстве. Данное положение отражает суть диссертационного исследования.

13. В предложенной работе, автором подчеркивается, что при выявлении философских оснований к изучению поведения человека, повышенным значением обладают и другие гуманитарные науки. Например, в рамках экономической теории и психологии изучаются эффекты и феномены экономи

213 Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер, с англ. - М.: ГУВШЭ, 2003. С. 47. ческого подхода к поведению человека, механизмы и закономерности экономической деятельности, помогающие правильно сформировать предпочтения человека, формирующие его дальнейшую жизнь.

14. Для достижения упорядоченности бытия, его равновесия и гармонии, анализ природы социальной организации должен учитывать два взаимосвязанных, но достаточно четко различающихся источника общественных отношений и ценностей: взаимодействие между человеком и природой и взаимодействие между человеком и человеком. Так как экономика, ориентированная преимущественно на экономическую эффективность, не может долго, успешно и стабильно развиваться. Цели промышленного производства должны быть подчинены целям общественного развития, нашим духовным идеалам и ценностям.

Современное человечество переживает кризис, в основе которого лежит кризис глобальной, эгоистической и безответственной перед природой системы управления социально-экономическими процессами на планете. В основе этой системы лежит монополия узкой группы лиц на глобальное управление и сознательная блокировка процесса познания истинных законов Вселенной. Системный подход к анализу философских основ экономического подхода к поведению человека дает возможность выявить начала, истоки поведения и с единых теоретико-методологических позиций познавать его сущность.

Экономический подход к изучению поведения человека акцентирует внимание и на проблемах рациональности принятия решения и выбора. Ведь побудительную и регулятивную функции экономического поведения выполняют, прежде всего, экономические мотивы, интересы, нормы и ценности. Экономические мотивы представляют собой особую категорию мотивов. Обычно выделяют один чисто экономический мотив - мотив жадности или мотив экономии. Но в группу экономических правомерно включать все мотивы, имеющие экономическую направленность, а именно относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылью, склонности к риску и сделкам. Экономический подход не требует, чтобы отдельные агенты непременно осознавали свое стремление к максимизации. К тому же данный подход не проводит разграничения между решениями важными и малозначащими. Следует отметить, что экономический подход применим ко всякому человеческому поведению - отношению к ценам, принятию решений, определению целей, поведению богачей и бедняков, пациентов и врачей, бизнесменов и политиков, учителей и учащихся. Следовательно, экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения и экстраполировать его сущность на все сферы человеческой жизнедеятельности.

Ибо область приложения такого подхода настолько широка, что она покрывает собой предмет экономической науки, если следовать приведенному выше его определению, в котором говорится об ограниченных средствах и конкурирующих целях. Общепризнанно, что экономический подход предполагает максимизирующее поведение в более явной форме и в более широком диапазоне, чем другие подходы, так что речь может идти о максимизации функции полезности или богатства все равно кем - семьей, фирмой, профсоюзом, институтом, государством. Кроме того, экономический подход предполагает существование рынков, с неодинаковой степенью эффективности координирующих действия разных участников - индивидов, фирм и даже целых наций - таким образом, что их поведение становится взаимосогласованным. Предполагается также, что предпочтения не изменяются сколько-нибудь существенно с ходом времени и не слишком разнятся у богатых и бедных или даже среди людей, принадлежащих к разным обществам и культурам. «Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников и координируя их действия. В рамках экономического подхода эти рыночные инструменты выполняют большую часть функций (если не все), которыми в социологических теориях наделяется структура» 2|4. Следует заметить, что такое развернутое исследование впервые проводится в нашей литературе.

На наш взгляд, каждая категория материалистической диалектики может и должна быть представлена концептуально, рассмотрена как категория - концепция, важнейшей частью которой является специфическая для нее логико-методологическая программа исследования. Только в этом амплуа та или иная категория может быть «запущена в дело», т.е. стать действительно эффективным средством решения научных и практических проблем.

Ставя эту проблему, мы исходили, прежде всего, из того, что в современном мире возникают такие кризисные ситуации, разрешить которые нельзя, если не использовать некий язык, который будет более и ли менее универсальным в решении назревших социальных, культурных и других проблем. Процесс развития, подразумевает, прежде всего, переход от более простых к более сложным уровням организации материи. А развитие - это целенаправленное изменение, позволяющее возникать новому, которое будет являться более совершенным, чем старое. Критерий совершенства - способность к всестороннему целостному познанию мира. Высшая такая способность - это наше идеальное «Я». Жизнь и ее высшая форма - психическая деятельность центральной нервной системы человека, могут быть поняты как высшая форма единой энергии Космоса. Общие законы энергии определяют сущность и функцию жизни, эволюции, психики. Без умения воспринимать жизнь целостно, максимизируя все сущее к ней отдельного индивидуума, все наши личные и общественные проблемы будут только множиться и углубляться.

Завершая наше исследование, мы, несомненно, осознаем, что многие выдвинутые нами положения носят дискуссионный характер и требуют дальнейшего обсуждения. Это неизбежный итог всякой работы, претендующей на постановку и попытку решения еще мало изученных и не еще нере

214 Там же с. 31. шенных проблем, которые носят фундаментальный характер. Наша проблема никоем образом не закрывает проблему поведения человека: она лишь предлагает один из возможных вариантов ее решения и намечает дальнейшие перспективы исследования.

К числу таких важнейших перспектив следует отнести раскрытие и анализ методологического значения данной категории диалектико-материалистической концепции: экономического подхода к изучению поведения человека для разработки концепции воспитания гармоничного человека, а значит и общества в целом.

Система взаимоотношений между людьми дала людям новый уровень благосостояния, продлила время их жизни, и многое другое. Но сейчас ее возможности развития в том ключе, который был выкован неолитической революцией, близки к исчерпанию. Человечество ожидает новый экологический кризис общепланетарного масштаба. И причина тому - те положительные обратные связи, порожденные цивилизацией, которые на каком-то этапе истории начали стремительно разрушать биосферу. Глобальный экологический фактор настоятельнейшим образом ставит перед человечеством задачу коренного изменения его способа существования - экономического, социп 1 с ального, политического, духовного . Несомненно, необходимо качественно изменить природу общества, необходима новая цивилизация с иным миропредставлением, для которой совокупность экологических императивов будет столь же органически присуща, как и стремление к сохранению жизни человека.

215 Орлов В.В. Философия экономики /В.В. Орлов, T.C. Васильева. - Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2005. С.7.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ложкина, Наталья Вениаминовна, 2005 год

1. Авксеньев Н.Д. Сверхчеловек: культурно-этический идеал Ницше. - СПб.: 1906.-420с.

2. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. -М.: Мысль, 1976.- 190с.

3. Аксенов Г.П. Вернадский. М.: Товарищество «Соратник», 1994. С. 358, 424, 479,496, 542.

4. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы THESIS, 1994. Т. 5. С. 217241.

5. Алиса А. Бейли Образование в новом веке. М.: «Издательство «ЛИТАН», «Новый Центр», 1998. - 176с.

6. Амосов Н.М. Эксперимент по преодолению старости. М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2004. - 128с.

7. Амосов Н. М. Реальности, идеалы и модели. // Литературная газета 5октября 1988. №40

8. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы М.: Наука, 1978. - 400с.

9. Антонов А.И. Семейная политика как объект исследова-ния.//Вестник российской академии наук № 3 1992. С.35.

10. Аристотель Метафизика. // Соч. в 4-х томах М.: Мысль 1976. Т. 1. -550с.

11. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М., 1981. Т.З. С.61.

12. Арнольд В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990. - 128с.

13. Балыкова Н.А. Пути сокращения домашнего труда // Эко. 1978. № 3. С.79.

14. Баллестрем К.Г. Homo economics? Образы человека в классическом либерализме. Пер. с нем. Н.Н. Трубниковой // Вопросы философии №4 1999. С. 42.

15. Барт К. Очерк догматики. СПб.: Алетейя, 1977. - 272с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 34.

17. Беккер Г.С. Человеческое поведение: Экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер. с англ./Сост., науч. Ред., по-слесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин. М.: ГУВШЭ, 2003. -672с.

18. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

19. Белимов Г.С. Нетрадиционные и поисковые концепции в естествознании: учебно-методическое пособие. Волгоград: изд-во ВГУ, 1998. С. 43.

20. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства// Бентам И. Избранные сочинения. СПб., 1867. Т. 1. С. 1.

21. Бердяев Н.А. Основная идея философии Льва Шестова //Н.А. Бердяев о русской философии /УрГу, Екатеринбург, 1991. С. 10.

22. Бердяев Н. А. Философия неравенства М.: ИМА- пресс, 1990. -285с.

23. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосмос и макрокосмос. //Феномен человека: Антология. М.: 1993. С. 28-59.

24. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование //Вопросы философии № 5 1990. С. 167.

25. Берталанфи Л. Общая теория систем. // Исследования по общей теории систем. М.: Наука, 1969 270с.

26. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 272с.

27. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004, в эл. варианте.

28. Бобров А.З. Полевая концепция механизма сознания //Сознание и физическая реальность. 1999. Т. 4. № 3. С. 47-59.

29. Богданов Л.Л. Тектологня. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн.-М.: 1989.-620с.

30. Булгаков С. Н. «О богочеловечестве». Т. 1-3. Париж: 1933 - 1945. -420с.

31. Булгаков С.Н. Об экономическом идеале // Труды по социологии и теологии. М.: Наука, 1997. Т. 1.-320с.

32. Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма. Популярное объяснение Программы Российской коммунистической партии большевиков. М., 1920.

33. Быстрай Г.П. Аналитическая макроэкономика: динамика неравновесных макроэкономических процессов. Екатеринбург: Ур.ГУ, 1994. 71с.

34. Быстрай Т.П., Пивоваров Д.В. Неравновесные системы: целостность, эффективность, надежность. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989. -192с.

35. Вальверде К. Философская антропология. М., 2000, с. 253.

36. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера // Биосфера: мысли и наброски: сб. научн. работ. М.: Ноосфера, 2001. - 350с.

37. Вернадский В.И. Открытия и судьбы. М., 1993. С. 446-454.

38. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, // Избранные произведения. М.: «Прогресс» 1990. -805с.

39. Вебер М. Избранные произведения: Пер с нем./ Сост., общ. Ред. И послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990808 с.

40. Веблен Т. Теория праздного класса: Пер. с англ.- М.: «Прогресс» 1984.-367с.

41. Ведин Ю.П. Эмпирическое знание и познаваемость мира// Вопросы философии. 1978. №12. С 50-59.

42. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия.-М., 1910.-220с.

43. Волков И.П. Телопсихика. СПб.: изд-во БПА «Вестник», 1999. С. 46.

44. Воспоминания о К.Марксе Ф.Энгельсе. М., 1983, ч. 1. С. 144.

45. Вяккерев Ф.Ф. Проблема самодвижения в материалистической диалектике. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 88с.

46. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. №7.

47. Гегель. Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. - 495с.

48. Гегель Г.В.Ф. Эстетика.-Т. 1.-М.: Искусство, 1963. -501с.

49. Гегель. Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа //Сочинения: в 14т. Т.З. М., 1956. - 472с.

50. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: Курс лекций М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА * М), 2002. - 384с.

51. Гейзенберг В. Физика и философия. М.: Изд-во иностр. лит. 1963. -293с.

52. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.-340с.

53. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т.1: Пер. с фран. М.: Мир, 1992.-496с.

54. Гольбах Поль Анри. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. Гольбах. Избр. произв. В 2-хт., М., 1963. Т.1. С. 52-684.

55. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 19.

56. Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., 1990. -410с.

57. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С.10.

58. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969 С. 39.

59. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996. № 5.

60. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М., 1989. С. 40-41.

61. Ильин И.А. Соч. в 2-х т. Т. 2. Религиозная философия. Москва: Изд-во «Медиум», 1994. - 576с.

62. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. — М.: Политиздат, 1984. -320с.

63. Имакаев В.Р. Философия образования. Педагогическое знание //Философские науки , №3, 2005. С. 105.

64. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319с.

65. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. -Новосибирск: Книжн. Изд-во, 1991. 128с.

66. Кайдалов В.А. Диалектико-материалистическая концепция самодвижения и ее современные проблемы. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. -201с.

67. Кайдалов В.А. Самодвижение как философская категория // Некоторые актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. Пермь, 1968. С. 3-9.

68. Кайдалов В.А. Проблема развития в микромире //Философия пограничных проблем науки. Вып. 5. Пермь, 1972. С. 17-33.

69. Кандыба В.М. История русской империи. СПб.: Эфио. 1997. С. 171.

70. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. - 591с.

71. Кант И. Критика практического разума // Соч.: в 6т М.: Мысль, 1965. Т.1 4.1 -544 с.

72. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. С. 37-39.

73. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1996. - 215с.

74. Кетле А. Человек и развитие его способностей СПб, 1865. - 228с.

75. Кетле А. Социальная физика. К., 1911. Т. 1. - 336с.

76. Кириллов В.И. Логика познания сущности. М.: Высшая школа, 1980.- 175с.

77. Клизовский А.Н. Основы миропонимания новой эпохи. Минск: Mora-Н-Вида-Н, 1995.-816с.

78. Ключевский В.О. Сочинения: в 9-ти т. Курс русской истории. 4.1 -М.: Мысль, 1987.-430с.

79. Князева Е. И. Случайность, которая творит мир. Новые представления о самоорганизации в природе и общества. // В поисках нового миропонимания: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи./Философия и жизнь, 1991. № 10. С. 20-33.

80. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1979. - 144с.

81. Кулаков Ю.П. Поиск научной истины ведет к Богу // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. Вып.1 Кострома: Изд-во МИИ-ЦАОСТ, 1996. С. 53-77.

82. Кульпин Э. Феномен России в системе координат социоестествен-ной истории // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания / Ред-сост. С. Б. Чернышов. М.: Аргус, 1995. Т. 1. - 550с.

83. Культурно-ценностное проектирование инноваций в образовании./ Под ред. В. Р. Имакаева. В 2-х кн. Пермь, 2002.

84. Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М.: Наука, 1981. 168с.

85. Купцов В. Образование в современном мире // «Свободная мысль» № 16 1995. С. 79-82.

86. Кришнамурти Дж. Свобода от известного: Пер. с англ. К.: «София», 1991.-88с.

87. Къеркегор С. Страх и трепет. М.: ТЕРРА; Республика, 1998. -384с.

88. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь: пер. с нем.- М.: Дело, 1993. -224с.

89. Лебедев В.И. «Психология и управление» М. 1990. - 240с.

90. Леви В. Искусство быть другим. М., 1980, с. 51, 64, 89-92.

91. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -360с.

92. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества. Поли. собр. соч. М., Издательство политической литературы Т.1. 1977.- 662с.

93. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Поли. собр. соч. М., Издательство политической литературы Т. 3. 1977. 791с.

94. Ленин В.И. Статья: «Великий почин» Поли. собр. соч. М., Издательство политической литературы Т. 39. 1977. 623с.

95. Ленин В.И. Статья: «К международному дню работниц». Поли, собр. соч. М., Издательство политической литературы Т. 40. 1977. 506с.

96. Ленин В.И. Философские тетради. Поли. собр. Соч. М., Издательство политической литературы Т. 29. 1977. - 782с.

97. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1985. -572с.

98. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек. Психологические исследования. М., 1970, вып. 2. С. 6-7.

99. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 420с.

100. Ложкина Н.В. Число как основа развития экономического знания. // Матер. Всероссийской научно-практической конференции «Экономика. Финансы. Менеджмент». Тула, 19-20 декабря 2000г. С. 184-186.

101. Ложкина Н.В. Число как информационная основа экономических отношений. // Матер. Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы эффективного освоения природных ресурсов в условиях рынка». Ухта, 29-30 октября 2001г. С. 192-193.

102. Ложкина Н.В. О сущности экономического знания // Матер. Научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития региона». Ижевск: Изд-во ИжГТУ 2003. С. 16-17.

103. Ложкина Н.В. Поиск экономической истины // Матер. 3 студенческой научно-практической конференции посвященной 50-летию ПГТУ. -Чайковский 2003г. С. 22-23.

104. Ложкина Н.В. Системное и целостное видение экономического человека в современном мире // Матер. 4 научно-практической конференции в «Молодежь в 21 веке». Чайковский, ЧФПГТУ 12-16 апреля 2004г. С. 38-39.

105. Ложкина Н.В. Социально-психологический аспект экономического подхода к поведению человека // Проблемы региональной экономики № 3-4 2005. С. 247-254. Ижевск: Изд-во института экономики и управления.

106. Локк Д. Опыт о человеческом разумении //Сочинения: В 3 т. Т. 1. -М., 1985. С. 77-582.

107. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. - 624с.

108. Лосев А.Ф. Логическая теория числа. // Вопросы философии. 1994. №11. С. 81-140.

109. Лосский Н.О. Избранное. М.: «Правда», 1991. - 624 с.

110. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. -559с.

111. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Вып. 5. Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1993.- 100с.

112. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Синтетическая теория идеального. Псков: ПОИПКРО, 2000. - 207с.

113. Любутин К.Н. Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. -Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1993. 416с.

114. Ляхова Л.Н. Отражение и активность материи. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. 176с.

115. Майерс Д. Социальная психология/ Перев. С англ. СПб.: Питер, 1996.-684с.

116. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М.: Высшая школа, 1968. - 191с.

117. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993-420с.

118. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.-355с.

119. Маркс К., Проект закона о разводе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1955. - 697с.

120. Маркс К. Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956.-689с.

121. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии Соч. 2-е изд. Т. 4. М.: Госполитиздат, 1955. - 615с.

122. Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1955. - 629с.

123. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. - 689с.

124. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология Соч. 2-е изд. Т. 3: М.: Госполитиздат, 1955.-629с.

125. Маркс К.Экономические рукописи 1857-1861г.г. (Первоначальный вариант «Капитала). В 2-х ч. 4.1. М.: Политиздат, 1980. - 564с.

126. Маркс К.Экономические рукописи 1857-1861г.г. (Первоначальный вариант «Капитала). В 2-х ч. 4.2. М.: Политиздат, 1980. - 619с.

127. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Политиздат, 1974. Т.42. - 535с.

128. А. Маршалл Принципы экономической науки. Т. 3. Пер. с англ. -М., Издательская группа «Прогресс», 1993. 352с.

129. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. Пер. с англ. -М., Издательская группа «Прогресс», 1993. -415с.

130. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 2. Пер. с англ. -М., Издательская группа «Прогресс», 1993. 309с.

131. Маслоу А. Самоактуализация: пер. с англ .//Психология личности: Тесты-М.: 1982-320с.

132. Мезенцев С.Д. Агавелян А.С. Семья не просто ячейка общества // Вестник Московского университета № 2 С. 94-103.

133. Мир философии: Книга для чтения. 4.2. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 624 с.

134. Михайловский Н.К. Поли. Собр. Соч., Т.7. СПб., 1911. С. 941.

135. Морозов И.Д. Ритмы истории: Системный анализ прошлого и проектирование будущего. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2001. - 608с.

136. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. -480с.

137. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М., 1999. - 288с.

138. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир 2001. С. 77, 155.

139. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа М.: Наука, 1981.-487с.

140. Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника. М.: Прометей, 1989. С. 107.142. фон Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970. - 420с.

141. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990. - 260с.

142. Ницше. Воля к власти: Посмертные афоризмы: Сборник. Ми.: Попурри, 1999. 464с.

143. Образование в конце 20 века (материалы круглого етола)// Вопросы философии. 1992, № 9. С. 8, 10, 14, 20.

144. Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем./Общ. Ред. JI. И. Цедилина и К. Херманн-Пиллата, М.: «Прогресс», 1995.-492с.

145. Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974. - 396с.

146. Орлов В.В. Психофизиологическая проблема. Пермь, 1966.438с.

147. Орлов В.В. Развитие материи как закономерный процесс. В. Кн.: развитие материи как закономерный процесс. Пермь, 1978. С. 5-52.

148. Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Ч.З. Современный интеллект. Пермь, 1999.

149. Орлов В.В. Философия экономики /В.В. Орлов, Т.С. Васильева. -Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2005. 264с.

150. Оре О. Приглашение в теорию чисел: Пер. с англ. М.: Наука, 1980.- 128с.

151. Основные положения стратегии устойчивого развития России. Федеральное собрание РФ. Государственная дума. Комиссия по проблемам устойчивого развития. — М., 2000. 161с.

152. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М.: Наука, 1973. - 240с.

153. Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт. М.: Изд-во МГУ, 1976.-256с.

154. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-660с.

155. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления //Вопросы психологии . 1965. № 6. С. 33-51.

156. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека: (Философия религии): Учебн. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1993. - 91с.

157. Пигу А.С. Экономическая теория благосостояния: пер. с англ. в 2 т. М.: Прогресс, 1985. Т. 1. С. 73-74.

158. Планк М. Научная автобиография // Макс Планк. М.,1958. С. 11.

159. Платон собр. соч.: В 4т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. - 528с.

160. Плеснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс 1988. - 552с.

161. Плотников В.И. Социально-биологическая проблема. Свердловск: УрГУ, 1975.- 191с.

162. Поросенков С.В. Существование и деятельность в определении ценностного отношения. Изд-во Пермского университета. Пермь 2002. 408с.

163. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: диалог человека с природой.-М., 1986. -360с.

164. Пригожин И. Философия нестабильности //Вопросы философии 1991. №6. С. 46-52.

165. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985. - 450с.

166. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 268с.

167. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1983. -605с.

168. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 2-е изд., подг. Текста В.В. Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997. - 815с.

169. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы М.: изд. Иностр. лит., 1957. - 555с.

170. Родионова Н.В. Модели «Homo economics» // Человек № 4 2004. С. 77-91.

171. Роббинс Л. Предмет экономической науки //THESIS. 1992. Т.1. Вып. 1.С. 10, 11, 18.

172. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990. С. 113.

173. Рыбина Л.А., Серов И.Н. Аналитическое программирование информационно-обменных процессов активных биологических форм. СПб.: AJRES, 2002. С. 2.

174. Розенталь М.Н. Диалектика «Капитала» К. Маркса. М.: Мысль, 1967.-592с.

175. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 98.

176. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика,1973.-424с.

177. Руткевич М.Н. Диалектический материализм: Курс лекций для философских факультетов. М.: Мысль, 1973. - 527с.

178. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. - 302с.

179. Самарский А.А. Математическое моделирование как методология познания. Природа, 1987. №1 I.e. 70.

180. Садовский Г.И. Диалектика мысли. Минск: Высшая школа, 1982. -310с.

181. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука,1974.-279с.

182. Салиев А.А. Мышление как система. Фрунзе: Кыргызстан, 1974248с.

183. Сенека, Нравственные письма. М., 1977. С. 5.

184. Серебренникова А.В. К механизмам паранормальных явлений. -Ч. 1. Томск: Сиб. НИЦАЯ, 1993. С. И.

185. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.-М.: Госполитиздат, 1947. 645с.

186. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: изд-во А.Н.Сеер, 1952. - Т.1. С. 130.

187. Симонов П.В. Высшая деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. - 175с.

188. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. - 360с.

189. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.-345с.

190. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. - 688с.

191. Смирнов И.Н. Диалектика взаимосвязи социального и биологического. М.: Знание, 1984. - 64с.

192. Смит А. Теория нравственных чувств. СПб., 1868. С. 73.

193. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е М.: Сов. энцикл., 1989.- 1632с.

194. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. М.: Патриот, 1991. - 63с.

195. Сорокин П.А. Новый труд о Бентаме. Этическая мысль: Науч.-публ. Чтения / Редкол.: А.А. Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990. - 480с.

196. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1999. 246с.

197. Спиноза Б. Сочинения в 2 т. СПб.: Наука, 1999. Т.1. С. 380, 381-390.

198. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М.: ИФРАН, 1996.- 176с.

199. Сэндиж Ч. Г., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ./Общ. Ред. Е. М. Пеньковой. М.: «Прогресс», 1989. - 630с.

200. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 240с.

201. Троцкий Л. Терроризм и коммунизм. Петербург: Госиздат, 1920. С. 142.

202. Тулмин С.Т. Человеческое понимание. М.: Прогресс, 1984. - 327с.

203. Успенский П.Д. Новая модель Вселенной. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993.-560с.

204. Фейнман Р. Характер физических законов. М.: Мир, 1968. - 232с.

205. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэнде М. Фейнмановские лекции по физике. М., 1965. Т. 4. С. 201.

206. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. -447с.

207. Франк C.JI. Предмет знания. Душа человека. Санкт-Петербург. «Наука», 1995.-656с.

208. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990.-368с.

209. Фейербах Л. Основные положения философии будущего// Избранные философские произведения. М., 1955. Т.1. С. 200 203.

210. Философская энциклопедия. Т.1., С. М., 1960. 860с.

211. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. -456с.

212. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений М.: Просвещение, 1990.-447с.

213. Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982. С. 549.

214. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990. - 70с.

215. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994.-406с.

216. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: AD MARGINEM, 1997-451с.

217. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. - 320с.

218. Халаджан Н.Н. Авторизованное образование ответ новационной педагогики на вызов времени // Философские науки № 2. 2001. С. 118, 119, 120.

219. Халаджан Н.Н. Теория и методы авторизованного образования. -М., МЭГУ, 1988.-240с.

220. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Наука, 1979. С.75.

221. Хесс Р. 25 ключевых книг по философии: Пер. с фр. Челябинск: «Урал LTD», 1999.-366с.

222. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. -Новосибирск: Во «наука» Сибирская издательская фирма, 2-изд испр. 794с.

223. Холличер В. Человек в научной картине мира. М.: Прогресс, 1971. -430с.

224. Хореев В.И. Эвристическая интуиция как органон философствования. Пермь, 1999. - 74с.

225. Хоркхаймер М. Заметки о философской антропологии (1931) ср. с аргументами Лукача против антропологии «История и классовое сознание» (1922).

226. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта. // Вопросы философии № 1 2003. С. 39.

227. Цикин В.А. Практика и абстрактное мышление. Киев: Высшая школа, 1984.- 155с.

228. Шанин Т. Умом Россию понимать надо. // Куда идет Россия?. Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год./Ред. Заславская Т. И. -М.: Логос, 1999.-260с.

229. Шестов Л. И. Соч. в 2-х Т. Т.1. М., 1993. С. 220.

230. Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления.-Л.: ЛГУ, 1991.-213с.

231. Шелер М. Место человека в космосе. Проблема человека в западной философии. М., 1988. - 355с.

232. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. -413с.

233. Шелер М. Формы знания и образование // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.-413с.

234. Шредингер Э. «Что такое жизнь с точки зрения физики?» Лекции, прочитанные в Тринити-колледже в Дублине в феврале 1943 г./Пер. с англ. А.А. Малиновского М.: Иностр. литература, 1947. С. 146.

235. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т 21. М.: Госполитиздат, 1961.-745с.

236. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. Соч. в 3-х т. Т. 3. М.: Политиздат, 1985. - 639с.

237. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1975. - 359с.

238. Энгельс Ф. Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. М.: Госполитиздат, 1961. - 827с.

239. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской мысли США.// Вопросы философии 1994, № 9. С. 137.

240. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: «Прогресс», 1995.-240с.

241. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным принципам. Соч.: В 2 т. М.: Мысль 1996. Т. 1.-733с.

242. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс 1996. -336с.

243. Юнг К.Г. Психологические типы / Под ред. Ермакова И.Д. Томск: Водолей, 1993.- 702с.

244. Юнг К.Г. и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. Выпуск 2. М.: Добросвет, 1997. - 343с.

245. Ярошевский Т.М. Размышления о человеке. М.: Политиздат, 1984.- 198с.

246. Ячин С.Е. Человек в последовательности событий жертвы дара и обмена. Владивосток, 2001. С. 157-172.

247. Behk U. Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986. S. 125.

248. Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1951, s. 497.

249. Ueberwachen und Strafen. Die geburt des Gefaengnisses. Fr.a. M. 1976. S. 42.

250. J. Habermas. Theory of Communicative Acts. Boston? 1987.

251. Simon H. А/ Behavioral Model of Rational Choice. Quarterly Journal of Economics, 1955, vol. 69, p. 99-118; Simon H. Rational Choice.

252. Tversky A. Intransitivity of Preferances. Psychological Review, 1969, vol. 76, p. 31-48.

253. Tversky A., Kahneman D. Availability: a Heuristic for Judging Frequency and Probability. Cognitive psychology, 1973, vol. 5, p. 207

254. Jaggar A. Feminist Politics and Human Nature. Totowa, 1983. P. 76.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.