Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.08, доктор философских наук Гребенщикова, Елена Георгиевна

Диссертация и автореферат на тему «Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 454167
Год: 
2012
Автор научной работы: 
Гребенщикова, Елена Георгиевна
Ученая cтепень: 
доктор философских наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
09.00.08
Специальность: 
Философия науки и техники
Количество cтраниц: 
282

Оглавление диссертации доктор философских наук Гребенщикова, Елена Георгиевна

Введение.

Глава I. Генезис и проблемы определения трансдисциплинарного подхода

1.1 Причины появления и подходы к определению феномена трансдисциплинарности в современной философии науки.

1.2 Онто-гносеологический подход Б. Николеску.

1.3 Методология швейцарской школы трансдисциплинарности.

1.4 Трансдисциплинарный синтез - «новый контракт» науки и общества.

Глава II. Трансдисциплинарная парадигма: философско-методологические основания анализа и концептуализация

2.1 Философия постнеклассической науки.

2.2 «Третья миссия» университета: от «второго типа» производства знания к «тройной спирали» инноваций.

2.3 Этос постакадемической науки и трансформация нравственных императивов производства знания.

2.4 «Образование длиною в жизнь» - вызовы общества знания.

2.5 Трансдисциплинарные горизонты жизненного мира.

2.6 Философия трансдисциплинарности.

Глава III. Теоретико-методологические проблемы формирования биоэтики

3.1 Трансдисциплинарные основания современной биоэтики.

3.2 Основные модели биоэтического дискурса.

3.3 Биоэтика и антропология: нравственные дилеммы экзистенциальных проблем.

3.4 «Перезагрузка» гуманизма и прогностические измерения биоэтики.

Глава IV. Транс дисциплинарные стратегии разрешения биоэтических проблем

4.1 Конкретная универсальность морального суждения: топология биомедицинского исследования.

4.2 Биоэтические комитеты: трансдисциплинарные стратегии и социальный статус.

4.3 Социогуманитарное измерение устойчивого развития общества.

4.4 Гуманитарная экспертиза: риск и новая парадигма ответственности.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Философско-методологическое обоснование трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике"

Актуальность темы исследования

Биоэтика, эксплицируя в многообразии форм дисциплинарной и трансдисциплинарной рефлексии взаимосвязь внутринаучных ценностей и целей биомедицины с вненаучными, выражает тем самым одну из ключевых тенденций в развитии современного, постнеклассического, по B.C. Степину, рационализма. Причем если дисциплинарные рефлексивные практики, представленные этикой науки и исследованиями научного этоса, достаточно хорошо проработаны, то трансдисциплинарные практики биоэтической ценностной рефлексии, выходящие во вненаучную социальную сферу, не получили должного истолкования в философии. Тем самым остается слабо разработанной фундаментальная теоретическая проблема философского обоснования трансдисциплинарных практик биоэтики, решение которой будет, кроме всего прочего, иметь важное практическое значение для развития биоэтического образования и различных вариантов гуманитарной экспертизы. Данное обстоятельство определяет как общетеоретическую, так и практическую актуальность философско-методологического обоснования трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике.

Следует также отметить, что актуальность нашего исследования выходит за рамки чисто биоэтических проблем. В определенном смысле мы рассматриваем биоэтику как парадигмальный пример для философского осмысления феноменов трансдисциплинарности в целом. Данное понимание не случайно, поскольку продиктовано новейшими тенденциями в развитии науки и философии, отразившими процесс трансформации традиционных структур производства знания и формирования трансдисциплинарных стратегий решения сложных проблем в образовании, энергетике, экологии, здравоохранении и т.п. Социологи, ученые, философы предлагают различные концептуальные модели описания этих тенденций: «второй тип» производства знания (М. Гиббоне. X. Новотны и др.), постакадемический науки (Дж. Займан), постнормальной науки (Дж. Равец, С. Фунтович), «тройной спирали: универси4 тет - промышленность - государство» (JI. Лейдесдорф, Г. Ицковиц), постне-классическои науки (B.C. Степин) и др. В результате развитие современных форм производства знаний раскрывается как сложный многомерный процесс переформатирования отношений науки с обществом, системой образования, экономикой и политикой. Проблема развития инновационных, трансдисциплинарных по своему существу интеллектуальных стратегий, как своеобразный «центр» или «аттрактор», стягивает взаимодополнительные описания разворачивающихся процессов, создает основание для формирования коммуникативных практик взаимодействия вовлеченных социальных агентов, представляющих различные социальные интересы и ценности.

Однако следует отметить, что при наличии большого числа адекватных теоретических разработок отмеченных трансформаций в сфере производства знаний в философской литературе пока не представлены попытки сформулировать их общие основания, необходимые для обеспечения инновационных процессов. С нашей точки зрения, таким общим основанием может стать трансдисциплинарная парадигма. Причем, выражаясь языком И. Канта, основанием не только конституитивным (отвечающим на вопрос «что?»), но и регулятивным (отвечающим на вопрос «как?»). Иными словами, трансдисциплинарная парадигма может выступить адекватной проектной рамкой и коммуникативным каналом, обеспечивающим оптимальное сочетание технологических и социогуманитарных инноваций в науке, технике, экономике и институционализации инновационной деятельности в сложных контекстах «общества знаний» в форме мобильных трансдисциплинарно организованных предпринимательских и исследовательских групп (лабораторий, фирм, компаний, и т.д.) в трансинституциональной среде. Проблемы координации такого рода деятельности социальных субъектов обусловливают необходимость учета социально распределенного характера производства знаний, разработки различных методов оценки и экспертного анализа техно-науки, предпосылками которого выступает новый интерфейс наука - общество, предполагающий трансдисциплинарный формат исследовательских 5 групп и «постакадемическую» конфигурацию этоса постакадемической науки.

Эффективно сочетая философско-методологическую рефлексию результатов предшествующего опыта, трансдисциплинарную матрицу поведения агентов инновационной деятельности и проектную деятельность транспрофессионального сообщества, биоэтика оказывается полем формирования новой проблемной области исследований, направленной на оценку и прогнозирование процессов современного инновационного развития и, в частности, развития биомедицинских технологий. Рискогенный потенциал последних рассматривается многими теоретиками как один из ключевых векторов современного метатехнологического сдвига, и в то же время многомерной трансформации антропологических координат бытия и в конечном итоге эволюционного развития. С учетом необходимости установления масштабов неопределенности биотехнологического развития не только с позиций экономической эффективности, но и с точки зрения гуманитарной экспертизы (Вал.А. Луков, Б.Г. Юдин) формируются меж- и трансдисциплинарные формы исследований, направленные на оценку этико-социальных, социополити-ческих и социоэкологических рисков, открываемых интенсивным развитием биомедицины и биотехнологий1.

Степень научной разработанности проблемы связана с различными направлениями развития и этапами как отечественной, так и зарубежной философии и социологии науки, а также биоэтики. В контексте темы исследования большое значение имели работы таких отечественных авторов, как В.И. Аршинов, И.Ю. Алексеева, О.Н. Астафьева Н.С. Автономова, И.А. Акчурин, B.C. Библер, В.Г. Буданов, В.И. Войцехович, Ю.А. Данилов, И.А. Добронравова, Г.Б. Жданов, И.Т. Касавин, E.H. Князева, Л.П. Киящен-ко, В.А. Лекторский, И.К. Лисеев, Е.А. Мамчур, Г.Г. Малинецкий,

1 Напр.: Центр биоэтики Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, Центр биоэтики и оценки риска (Копенгаген, Дания); Центр междисциплинарных исследований Йельского университета (США) и т.п.

M.K. Мамардашвили, JI.A. Микешина, В.И. Моисеев, B.B. Налимов,

A.JI. Никифоров, А.П. Огурцов, A.A. Печенкин, В.Н. Порус, Б.И. Пружинин,

B.J1. Рабинович, В.М. Розин, М.А. Розов, Ю.В. Сачков, B.C. Степин, В.В. Тарасенко, П.Д. Тищенко, В.П. Филатов, С.С. Хоружий, B.C. Швырев, Б.Г. Юдин, рассматривающих проблематику современной науки, как все более становится очевидным, в оптике постнеклассического подхода2. Сам

-термин «постнеклассическая наука» введен B.C. Степиным для обозначения совокупности исследований, отличительной чертой которых является «чело-векоразмерность», поскольку в эти системы включены человек и его деяо тельность . Кроме отмеченной выше особенности, также необходимо указать на особое внимание «нелинейного мира постнеклассической науки» (С.П. Курдюмов, A.A. Самарский) к сложности, самоорганизации, становлению, самовозникновению. Речь идет о таких направлениях исследования, как синергетика (Г. Хакен), теория диссипативных структур (И. Пригожин), теория автопоэзиса (Ф. Варела и У. Матурана), наука о сложности и взаимопереходах типа «порядок-хаос» (Р. Том, И. Арнольд, Я. Синай, Ю.Л. Климонтович), а также математические разработки, связанные с построением фрактальных геометрий (Б. Мандельброт).

Исследования зарубежных исследователей представлены рядом концепций, в которых философский дискурс пересекается с социологическими исследованиями. В частности, это концепция «второго типа» производства знания, одной из ключевых черт которого является трансдисциплинарность, разработанная М. Гиббонсом, К. Лимож, X. Новотны, С. Шварцманом, П. Скоттом и М. Троу, а также концепция «социально надежного знания», которая явилась логическим продолжением идеи «второго типа» в работах X. Новотны, М. Гиббонса и М. Троу. Еще один теоретический подход, фиксирующий трансдисциплинарные параметры нового постнормального этапа со

2 Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: «Mipb», 2009.

3 Стёпин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 16. временной науки, представлен в работах его основных теоретиков Дж. Раве-ца, С. Фунтовича. Кроме того, с трансформацией этоса современной науки связывается Дж. Займаном переход от классических императивов деятельности ученых Р. Мертона к нормам постакадемической модели. Базовой идеей подхода «тройной спирали», разработанного JI. Лейдесдорфом и Г. Ицко-вицем, является метафора спирали ДНК, заимствованная из биологии, в переплетении трех частей которой - высшего образования, промышленного сектора и государственного управления - формируется новый тип производства знания и соответствующие способы конвертации знаний в практику принятия решений. Существенно, что системообразующую роль в тройной спирали играет высшее образование, которому атрибутируется «третья миссия», связанная с развитием современных инноваций.

Первая и наиболее полная попытка теоретической концептуализации трансдисциплинарных подходов была предпринята американской исследовательницей Дж. Клейн. В современном трансдисциплинарном дискурсе можно выделить два доминирующих направления, первое из которых связано с он-то-гносеологической проблематикой в работах Б. Николеску, Ж. Папст и др., а вторая представлена в рамках методологической разработки социальных проектов трансдисциплинарных исследований в работах К. Пола и Г. Хадорн, а также М. Кистра, М. Россини, Дж. Карон-Флинтерман, Я. Шмидта, Р. Шольца и др.

Различные аспекты развития трансдисциплинарных измерений в современной науке рассматриваются в работах Г. Бехманна, В. Ван ден Дэле,

A. Грунвальда, Р. Лоуренс, Э. Морена, Ж. Пиаже, М. Хоффмана, Э. Янча и др.

Исследование феномена трансдисциплинарности в отечественной философии науки представлено в работах В.И. Аршинова, В.Г. Буданова,

B.Г. Горохова, Д.В. Ефременко, И.Т. Касавина, Л.П. Киященко, E.H. Князевой, В.А. Лекторского, В.И. Моисеева, B.C. Степина, П.Д. Тищенко и др.

Релевантность трансдисциплинарных подходов для исследования этической проблематики в биомедицине представлена в отечественных исследованиях Л.П. Киященко, В.И. Моисеева, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдина и работах зарубежных авторов - Ж. Броерсе и Дж. Бундерс, Дж. Карон-Флинтерман.

Дополнительным аргументом в пользу фокусирования внимания в трансдисциплинарных исследованиях на биотехнологической составляющей является тот факт, что они рассматриваются как элемент целостного инновационного процесса. В этом аспекте указанная проблематика разрабатывается в работах В.И. Аршинова, Б. Горджина, С. Дэвис, М. Кернса, В.И. Моисеева, Ф. Регала, А. Рипа, П.Д. Тищенко, Дж. Хашфа, С. Холма, Р. Чардвига, К. Шелли-Эгана, Р. фон Шомберга, Б.Г. Юдина и др.

Теоретическое освоение западной биоэтической традиции было предпринято в 1980-е годы совместными усилиями философов, медиков, юристов, богословов, экологов. К настоящему времени корпус отечественных работ, посвященных различным аспектам биоэтической проблематики, значительно расширился за счет вклада таких отечественных исследователей, как Р.Г. Апресян, А.Н. Бартко, A.A. Гусейнов, А .Я. Иванюшкин, Л.П. Киященко, Л.В. Коновалова, Ю.М. Лопухин, В.И. Моисеев, А.П. Огурцов, H.H. Седова, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдин, Ю.М. Хрусталев, М.Я. Яровинский и др. Социокультурные, коммуникативные аспекты биоэтики освещаются в работах А.П. Огурцова, И.В. Силуяновой, В.И. Петрова, H.H. Седовой, Б.Г. Юдина и др.

При всем разнообразии публикаций по различным проблемам биоэтики практически отсутствуют философские работы, специально посвященные исследованию ее философских и методологических оснований. Несмотря на ряд публикаций Л.П. Киященко, В.И. Моисеева, А.П. Огурцова, И.В. Силуяновой, В.И. Петрова, H.H. Седовой, П.Д. Тищенко, Б.Г. Юдина, затрагивающих проблемы зарождения, формирования и институционализа-ции биоэтики на Западе и в России, систематического исследования этой проблематики предпринято не было.

Таким образом, предпринятый анализ степени разработанности проблемы определяет необходимость концептуализации в едином исследовательском поле философских и методологических оснований биоэтики как трансдисциплинарного феномена постнеклассической науки. Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования - экспликация философско-методологических оснований трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике.

Для достижения поставленной цели диссертантом сформулированы следующие исследовательские задачи:

- проследить возникновение и развитие проблемной области трансдисципли-нарности во взаимосвязи с теоретико-методологическими подходами, определившими её концептуализацию в философии и социологии науки;

- выделить и обосновать систему основных философско-методологических принципов изучения трансдисциплинарного знания как феномена постнеклассической науки;

- выявить основания парадигмальных изменений в науке и становления нового типа производства знания, показать его специфику и механизмы;

- раскрыть формирование трансдисциплинарного подхода как закономерного итога интерференции социальных, политических и научных дискурсов в проблемном поле «сложностных» социально значимых задач;

- осуществить анализ онто-гносеологических, социокультурных и этико-аксиологических аспектов формирования биоэтики, показать синтетический характер взаимодействия объективных и субъективных факторов, определивших трансдисциплинарный характер этой области знания;

- продемонстрировать, что исходной предпосылкой трансдисциплинарного рассмотрения проблем в биоэтике является совмещение различных дискурсов, сопряженных в познавательном пространстве «общности по настроению»;

- обосновать адекватность трансдисциплинарных подходов задачам социо-гуманитарной оценки, контроля и развития инноваций в биомедицине;

- раскрыть трансдисциплинарный характер биоэтики в практике гуманитарной экспертизы и деятельности биоэтических комитетов.

Объект исследования - трансдисциплинарность как феномен современной философии науки и социальной практики.

Предмет исследования - трансдисциплинарные основания биоэтики.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования представлены совокупностью общих принципов и установок философско-методологического анализа, адаптированных для достижения поставленной цели.

Теоретическую базу исследования составили тексты ведущих отечественных и зарубежных исследователей проблем развития науки, а также теоретико-методологические концепции таких современных отечественных философов, как В.И. Аршинов, П.П. Гайденко, В.Г. Горохов, A.A. Гусейнов, И.Т. Касавин, В. А. Лекторский, А. Л. Никифоров, В.М. Розин, B.C. Степин, Б.Г. Юдин и др. и зарубежных исследователей Дж. Клейн, Б. Николеску, К. Пол, Г. Хадорн, Дж. Карон-Флинтерман, Р. Шольц.

Исследование культурфилософских, социокультурных и аксиологических аспектов биоэтики во взаимосвязи с развитием науки опирается на работы П.П. Гайденко, Л.П. Киященко, P.C. Карпинской, В.А. Лекторского, И.К. Лисеева, Б.В. Маркова, В.И. Моисеева, В.Л. Обухова, А.П. Огурцова, П.Д. Тищенко, B.C. Степина, В.И. Стрельченко, B.C. Швырева, И.Т. Фролова, Б.Г. Юдина, а также теоретиков и методологов западного биоэтического дискурса Г. Вайдерсхофена, У. Дженсена, Х.-М. Сасса, X. тен Хаве, М. Хау-рю и др.

Базовой методологической установкой диссертационного исследования является использование интегрального подхода, как наиболее релевантного специфике исследуемого предмета. Его реализация позволила выявить ключевые факторы формирования феномена трансдисциплинарности в контексте взаимосвязанных процессов, определивших изменение роли науки и философии науки в обществе.

Методологическими ориентирами построения диссертационного исследования выступают принципы историзма, объективности и системности в рассмотрении проблемы. Принцип историзма позволяет учесть качественные изменения рассматриваемых феноменов во времени. Принцип объективности утверждает необходимость принимать во внимание все факторы для целостного теоретического анализа. Принцип системности используется для выявления связей между отдельными свойствами исследуемого феномена.

С учетом специфики биоэтической проблематики использован нормативный подход, раскрывающий роль культурных и социальных норм и институтов в формировании этико-аксиологических представлений.

Диссертационное исследование имеет меж- и трансдисциплинарный характер, поскольку для достижения поставленной цели использованы результаты, полученные в социологии науки, истории науки, антропологии, биомедицине и медицинском праве, которые в интегративном сопряжении дисциплинарной методологии в решении реальных проблем жизненного мира дают целостностное трансдисциплинарное представление, выходящее на уровень философских обобщений.

Новизна и основные научные результаты диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в предпринятом впервые в отечественной и зарубежной философии науки и техники теоретическом анализе и философско-методологическом обосновании биоэтики в рамках новой парадигмы философствования - парадигмы трансдис-циплинарности. В работе впервые в отечественной литературе систематически проанализированы наиболее влиятельные теоретические подходы к феномену трансдисциплинарности и методологические разработки трансдисциплинарных исследований в решении сложных социально значимых проблем. В диссертации впервые обоснована релевантность рефлексивных механизмов трансдисциплинарных стратегий задачам разрешения и проектирования ин

12 новационных исследований в биомедицине, а также прогнозирования, диагностики, оценки ожидаемых и латентных рисков биомедицинских инноваций.

В ходе исследования получены и выносятся на защиту следующие результаты:

- выявлены и систематически проанализированы основные факторы становления и развития трансдисциплинарности как нового типа интеграции знания, детерминированного углубляющейся специализацией и дифференциацией науки, обращением к общесоциальным нормам и гуманистическим ценностям, а также возможностям взаимодействия различных познавательных моделей и стратегий в решении сложных социально значимых проблем в здравоохранении, экологии, энергетике, образовании и т.д. Работая в пограничном коммуникативном режиме взаимодействия многообразных научных и вненаучных когнитивных практик, трансдисциплинарный подход расширяет установки классической и неклассической науки до постнеклассической рациональности, ориентированной на включение ценностно-целевых параметров в производство знаний и умений, а также учет «сложностной» проблематики современной науки;

- обоснован эпистемологический статус трансдисциплинарности, ориентированной в отличие от иных форм дисциплинарной интеграции знания, как-то: меж-(интер)дисциплинарность, поли-(плюро)дисциплинарность, на контек-стуализацию, рефлексию, параметры социальной приемлемости и формирование «гибридных» форм исследовательских коллективов, трансформирующих принципы внутринаучной экспертизы;

- с точки зрения трансдисциплинарной парадигмы выделены и критически проанализированы доминирующие направления трансдисциплинарных исследований и методологических разработок, представленные онто-гносеологической концепцией Международного центра трансдисциплинарных исследований (СШЕТ, Париж, Франция) и методологией социального поиска Центра трансдисциплинарных исследований Швейцарской академии

13 наук. В основе теоретических построений Б. Николеску находятся три методологических постулата: существование уровней реальности, логика включенного третьего и сложность. Второй подход - методологический - представлен в разработках и практике проведения «общественных форумов» по социально значимым проблемам центра трансдисциплинарных исследований Швейцарской академии наук. Теоретическая рамка, предложенная швейцарской школой трансдисциплинарности, включает следующие принципы: уменьшение сложности, достижение эффективности через контекстуализа-цию, достижение интеграции в процессе открытых дискуссий, развитие рефлексивности через рекурсивность. Результаты анализа использованы в диссертационном исследовании для экспликации теоретических и методологических установок, связанных с инновационными тенденциями развития современной науки и биоэтики;

- доказана релевантность основных подходов философии трансдисциплинарности для отечественного и зарубежного биоэтического дискурса и практики, обоснованная в диссертации в качестве парадигмального примера фи-лософско-методологической работы, дающего эвристические средства для решения ключевых современных проблем в различных сферах инновационной деятельности;

- установлено, что эффективное рассмотрение и решение биоэтических проблем предполагает ориентацию на множественность распределенных когнитивных ресурсов, сетевое взаимодействие научных, социальных и политических акторов в трех областях: области научных исследований, академической дисциплине и практике соответствующих организационных этических структур. При рассмотрении и разрешении «сложностных» проблем в биоэтике знание расширенно воспроизводится с учетом практического применения, носит интегративный и гетерогенный характер, включает рефлексию на способы производства и на их ценностные основания, ориентируется на транспарентную экспертизу;

- на основе систематизации и критического обобщения эксплицированы конкретные онто-гносеологические, социокультурные и этико-аксиологические предпосылки формирования биоэтики, которые не только задают способы ценностной трансдисциплинарной рефлексии в контексте медицинского опыта, но и создают философско-методологический ресурс осмысления и деятельности в других областях инновационной практики;

- обоснована эффективность использования трансдисциплинарных стратегий в работе биоэтических комитетов и практике гуманитарной экспертизы, позволяющих достичь согласия между конкурирующими установками на истину (наука), пользу (бизнес) и благо (этика);

- обосновано, что гуманитарная экспертиза соответствует интенциям транс-дисциплинарности на интеграцию разнородных ресурсов развития науки в целостной «стратегии предострожности», выступающей базовой предпосылкой практик решения биоэтических проблем. Именно в ракурсе гуманитарной экспертизы представлен в диссертации инновационный потенциал трансдисциплинарности;

- предложены принципы, которые могут стать фундаментом трансдисциплинарной парадигмы образования, релевантной требованиям «общества знания» и «опережающим моделям образования» (образование длиною в жизнь, е-образование); с философской, научно-методологической и образовательной точек зрения намечена теоретическая перспектива реализации «компетент-ностных подходов» в преподавании основ биоэтики в системе высшего профессионального образования.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что она выполнена на материале, который активно разрабатывается несколько десятилетий в западных меж- и трансдисциплинарных направлениях научного познания и биоэтике, но, за редким исключением, остается мало разработанным в отечественной интеллектуальной традиции.

Результаты исследования имеют теоретическое значение, связанное с проработкой проблематики постнеклассической науки, расширением эпи

15 стемологического горизонта современной философии, ориентирующейся на интегративные модели, меж- и трансдисциплинарные стратегии познания, транспарентное коммуникативное пространство, «человекомерные» параметры производства знания. Эвристические возможности трансдисципли-нарности раскрыты на примере одной из синтетических форм знания - биоэтики, которая может стать и уже в некоторой степени является источником формирования нового биоцентричного сознания и новых подходов к решению этических и экологических проблем. Практический потенциал транс-дисциплинарности продемонстрирован на примере конкретных способов разрешения острых антропологических и экзистенциальных проблем в деятельности биоэтических комитетов и практике гуманитарной экспертизы.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования опубликованы в монографии, а также в 42 статьях, вышедших в различных журналах и сборниках, включая 11 публикаций в журналах, входящих в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ.

Материалы диссертационного исследования используются автором при чтении лекций по курсу биоэтики на всех факультетах Курского государственного медицинского университета, в том числе и на факультете иностранных учащихся. Отдельные части диссертации были представлены автором в ходе цикла лекций, прочитанных в Падуанском университете (Италия) при поддержке гранта Европейского научного фонда «Мир Эразма» ("Erasmus Mundus"), а также на инаугурационном семинаре центров междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований в г. Утрехт (Нидерланды) при поддержке гранта Швейцарской академии наук.

При подготовке диссертации также использованы результаты ряда исследовательских проектов, выполнявшихся автором в период 2007-2011 гг. при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Совета по грантам Президента Российской Федерации. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на отечественных и международных научных конференциях, в частности:

- Конференции Международного общества клинической биоэтики «Передовые технологии и биоэтика» (Москва, сентябрь, 2011); 7-й Международной конференции «Клиническая этика и Консультирование» (Амстердам, Нидерланды, май 2011); Международной конференции «Модернизация России: наука, образование, высокие технологии» (Москва, ноябрь, 2010); Международной конференции «Этика для стареющего мира» (Герингсдорф, Германия, сентябрь, 2010); VI Международном междисциплинарном семинаре «Постнеклассические практики и социокультурные трансформации» (Москва, май, 2009); Ежегодной международной конференции европейских центров медицинской этики (ЕАСМЕ) «Мультикультурализм, религия и биоэтика» (Венеция, Италия, сентябрь, 2009); I Российском конгрессе по биоэтике «Биоэтика и права человека» (Казань, сентябрь, 2008); ежегодной конференции «Философские проблемы биологии и медицины» (Москва, октябрь, 2008); гуманитарном семинаре Курского государственного университета «Человек в третьем тысячелетии» (Курск, 2007); ежегодной международной конференции европейских центров медицинской этики (ЕАСМЕ) «Биоэтика в реальном мире» (Цюрих, Швейцария, сентябрь, 2007).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН.

Структура диссертации включает введение, 4 главы, заключение и библиографический список.

Заключение диссертации по теме "Философия науки и техники", Гребенщикова, Елена Георгиевна

Заключение

В результате проведенного исследования по философско-методологическому обоснованию трансдисциплинарной парадигмы в биоэтике можно сделать следующие выводы:

Формирование и развитие трансдисциплинарности как нового типа интеграции знания было детерминировано углубляющейся специализацией и дифференциацией науки, её обращением к общесоциальным нормам и гуманистическим ценностям, а также возможностям взаимодействия различных познавательных моделей и стратегий в решении сложных социально значимых проблем в здравоохранении, экологии, энергетике, образовании и т.д. Работая в пограничном коммуникативном режиме взаимодействия многообразных научных и вненаучных когнитивных практик, трансдисциплинарный подход расширяет установки классической и неклассической науки до пост-неклассической рациональности, ориентированной на включение ценностно-целевых параметров в производство знаний и умений, а также учет в нем «сложностной» проблематики.

В отличие от других современных форм интеграции знания как-то: меж-(интер)дисциплинарность, поли-(плюро)дисциплинарность, трансдис-циплинарность ориентирована на контекстуализацию, рефлексию, параметры социальной приемлемости и формирование «гибридных» форм исследовательских коллективов, трансформирующих принципы внутринаучной экспертизы и нормы этического обеспечения производства знания («этос постакадемической науки»).

В западноевропейских трансдисциплинарных исследованиях можно выделить два доминирующих направления: онто-гносеологическое и методологическое. Первое направление представлено разработками Международного центра трансдисциплинарных исследований (СШЕТ, Париж, Франция) под руководством Б. Николеску. В основе теоретических построений Б. Ни-колеску находятся три методологических постулата: существование уровней реальности, логика включенного третьего и сложность. Второе - методоло

263 гией социального поиска в разработках и практике проведения «общественных форумов» по социально значимым проблемам Центра трансдисциплинарных исследований Швейцарской академии наук. Методологическая рамка Швейцарской школы трансдисциплинарности включает следующие принципы: уменьшение сложности, достижение эффективности через контекстуали-зацию, достижение интеграции в процессе открытых дискуссий, развитие рефлексивности через рекурсивность. Эвристичность методологических разработок Швейцарской школы демонстрирует более, чем десятилетний опыт реализации трансдисциплинарных проектов в обеспечении устойчивого развития.

Примером эффективного применения трансдисциплинарных стратегий при рассмотрении сложных социально значимых проблем является биоэтика. Она может рассматриваться в качестве парадигмального примера нового типа производства и социального распределения знания, а также практики решения острых экзистенциальных проблем, порожденных форсированным развитием биомедицинских инноваций.

Успешность рассмотрения и решения биоэтических проблем предполагает ориентацию на множественность распределенных в обществе когнитивных ресурсов, а также сетевое взаимодействие научных, социальных и политических акторов в трех областях: области научных исследований, академической дисциплине и практике соответствующих организационных этических структур. При обсуждении и разрешении «сложностных» проблем в биоэтике знание расширенно воспроизводится с учетом практического применения, носит интегративный и гетерогенный характер, включает рефлексию на способы производства и на их ценностные основания, ориентируется на транспарентную экспертизу.

Формируясь во второй половине прошлого века под влиянием экологической и политической идеологий, озабоченности негативными последствиями и рисками научно-технического развития, а также необходимостью решения сложных задач распределения дефицитных ресурсов здравоохране

264 ния, биоэтика изначально ориентировалась на способы ценностной трансдисциплинарной рефлексии, сочетающей фундаментальные и прикладные аспекты медицинского опыта. Ресурс разрешения острых проблем в биомедицине, продемонстрированный трансдисциплинарными стратегиями, открывает возможности их применения в других сферах инновационной практики.

В наиболее явном виде эффективность использования трансдисциплинарных стратегий может быть продемонстрирована в способах организации и механизмах деятельности биоэтических комитетов, а также в активно разрабатываемой теории и практике гуманитарной экспертизы. Указанные формы комплексной социогуманитарной оценки технологических инноваций ориентируются на необходимость достижения согласия между конкурирующими установками на истину (наука), пользу (бизнес) и благо (этика).

Гуманитарная экспертиза соответствует интенциям трансдисциплинар-ности на интеграцию разнородных ресурсов развития науки в целостной «стратегии предострожности», выступающей базовой предпосылкой практик решения биоэтических проблем. Можно предположить, что в условиях неравновесной социальной динамики, процессов диверсификации рисков и амбивалентности последствий технологического развития, открывающей беспрецедентные возможности решения острых проблем и таящей риски переконфигурации социальных, политических, антропологических и культурных оснований общества, будет увеличиваться потребность в развитии трансдисциплинарных механизмов как эффективной методологии мышления и деятельности, разрабатываемой в практике гуманитарной экспертизы.

Дополнительным ресурсом повышения внимания к трансдисциплинарным стратегиям является усиление «прогностического вектора» в биоэтическом дискурсе и нового этапа биоэтических дискуссий «Стадия 2» (Дж. Хашф), в рамках которого перспективы, открываемых МВ1С-конвергенцией опознаются как один из ключевых векторов современного метатехнологического сдвига, и в то же время многомерной трансформации человека, его телесности, интеллекта и, в конечном итоге, эволюционного развития.

К настоящему времени накоплен эвристический опыт реализации трансдисицплинарных установок в сфере образования, отвечающих требованиям «общества знания» и «опережающим моделям образования» (образование длиною в жизнь, е-образование). Обращение к трансдисциплинарным образовательным стратегиям может способствовать реализации «ком-петентностных подходов» в преподавании основ биоэтики в системе высшего профессионального образования.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Гребенщикова, Елена Георгиевна, 2012 год

1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М.: ИФРАН, 1999.-203 с.

2. Аршинов В.И., Лайтман М., Свирский Я.И. Сфирот познания. М.: ЛКИ, 2007.-248 с.3— Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика на рубеже XX-XXI веков. -М.: ИНИОН РАН, 2007. 114 с.

3. Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний? М.: Когито-Центр, 2009.- 96 с.

4. Астафьева, О.Н. Информационно-коммуникативная доминанта современной культуры // Единство и многообразие в религии и культуре: философские и психологические корни глобальных противоречий. — СПб. : ЭЙДОС, 2006. — Вып. 22. — С. 164-176.

5. Астафьева, О.Н. Междисциплинарная основа современного культурологического знания // Теория и практика культуры : альманах. — М. : Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2004. — Вып.1. — С. 36-53.

6. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. — М. : Изд-во Моск. гос. ин-та делового администрирования, 2002. — 295 с.

7. Бек У. общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -384 с.

8. Бердяев H.A. О назначении человека. Электронный ресурс. URL: http://fictionbook (дата обращения 18.01.2011)

9. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос, 201 - 248 с.

10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -М.: «Медиум», 1995. 323 с.

11. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Том 3. № 5. С. 60-74.

12. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл.

13. Н. А. Шматко. — Москва: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.

14. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании . М.: ЖИ, 2009. - 240 с.

15. Буданов В.Г. Синергетическое моделирование сложных систем, и практическая философия // Философские науки, 2007. №5. - С. 57-66.

16. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование в XXI веке: проблемы становления // Будущее России в зеркале синергетики / Под ред. Г.Г. Малинецкого.- М., 2006. С. 169-179.

17. Буданов В.Г. Эволюция дисциплинарного знания как процесс междисциплинарного согласования // Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности / Под ред. О.Н. Астафьевой. М., 2003. С. 331-340.

18. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент.

19. А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990. 880 с.

20. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат. М.: ACT, 2010. - 192 с.

21. Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания» // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf

22. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX -начале XX столетия. М.: Логос, 2010. - 376 с.

23. Грунвальд А. Техника и общество: западноевропейский опыт исследования социальных последствий научно-технического развития- М.: Логос, 2011.- 160 с.

24. Грунвальд А. Наночастицы и принцип предосторожности // Философские науки. 2010. - № 6. - с. 54-70

25. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis, 1994.— № 5. — с. 107—134.

26. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Академический Проект, 2009. - 496 с.

27. Гребенщикова Е.Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука инновации - общество. - М.: Либроком, 2011. - 192 с.

28. Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков. М.: ACT, 2008.-480 с.

29. Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. М.: Мысль, 1989 - 1291 с.

30. Дэвис Э. Техногнозис : миф, магия и мистицизм в информационную эпох. М.: ACT, 2008. - 480 с.

31. Ефременко Д.В. Эколого-политические дискурсы. Возникновение и эволюция,- М.: ИНИОН РАН, 2006. 284 с.

32. Ионас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. - 480 с.

33. Касавин И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М.: Канон+, 2008. - С. 36.

34. Красавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности.-М.: Канон+, 2004. 432 стр.

35. Киященко Л.П., Моисеев В.И. Философия трансдисциплинарности. -М., 2009. 205 с.

36. Киященко Л.П. Опыт философии трансдисциплинарности (казус «биоэтика») // Вопросы философии. 2005. - №8 - С. 105—117.

37. Kiyashchenko L. P. Mixed methods of bioethics: Transdisciplinary experience // Book of Abstracts/ The European Association of Centres of Medical Ethics (EACME). Annual Conference. Oslo, 2010. C. 37-38

38. Киященко Л.П. Динамическая структура локализации врачебного действия: между инвариантностью и вариативностью // Философские проблемы биологии и медицины: Вып. 4. Фундаментальное и прикладное:

39. Сб. материалов 4-й ежегодной научно-практической конференции. -М.: «Принтберри», 2010. С. 10-12

40. Киященко Л.П. Тройная спираль трансдисциплинарности в обществе знаний // Знание. Понимание. Умение. -2010 №3. - С. 12-22.

41. Киященко Л.П. Биологос: динамика хронотопа // Философские науки. 2009. №1. С.29-43.

42. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. -2001. -№ З.-С. 121-139.

43. Кун Т. Структура научных революций. М.: ACT, 2009. - 320 с.

44. Ласло Э. Век бифуркации: постижение изменяющегося мира // Путь. -1995. -№ 1.- С. 3-129.

45. Бруно Латур. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. — СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2006. — 296 с.

46. Латур Б. Когда вещи дают сдачи // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.- № 3 — 2003. С. 20-39

47. Ламетри Ж.О Сочинения. М.: Мысль, 1983. - 511 с.

48. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. М.: Институт психологии РАН, Издательство "КСП+", 1998. - 416 с.

49. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2009. 256 с.

50. Лисеев И.К. Философия. Биология. Культура. М.: ИФРАН, 2011. -320 с.

51. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности . М.: Азбука, 2010. - 288 с.

52. Мамардашвили М. Сознание и цивилизация. М.: Азбука, 2011.- 288 с.

53. Макинтайр А. После добродетели: исследование теории морали. М.: Академический Проект, 2000. - 384 с.

54. Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего. М.:ЛКИ, 2008. - 320 с.53

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 454167