Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Лащенко, Наталья Дмитриевна

  • Лащенко, Наталья Дмитриевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Белгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 169
Лащенко, Наталья Дмитриевна. Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Белгород. 2001. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лащенко, Наталья Дмитриевна

Введение 3

Глава I. Методологические и теоретические основы педагогических взглядов Е. И. Рерих 13

1.1. Философские основы педагогических взглядов

Е. И. Рерих 15

1.2. Факторы формирования и развития человека: антропологический подход 35

1.3. Теоретические основы гуманистической педагогики

Е. И. Рерих

Глава II. Вопросы обучения и воспитания в творческом наследии Е. И. Рерих $1

2.1. Идея совершенствования содержания образования 82

2.2. Нравственное воспитание - доминанта целостного воспитательного процесса 94

2.3. Труд - основа жизни, воспитания и.развития 126

2.4. Красота - путь развития и самосовершенствования 140

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих»

Кардинальные перемены, происходящие в современном обществе, повлекли за собой переориентацию социальных наук на человека. Появилась необходимость изменения сознания каждого человека, согласно которому он провозглашается высшей ценностью общества и самоцелью общественного развития. Решение этой проблемы во многом зависит от состояния системы образования: основы, заложенные в сознание детей, будут существенным образом определять направление и ход дальнейшего общественного развития, прогресс человечества в целом.

Для отечественной педагогики становится актуальным использование идей, направленных на гуманизацию теории и практики образования, независимо от того, на основе каких философских систем они сложились. Равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей позволяет черпать из различных источников идеи, обогащающие педагогическую теорию и практику (81, с.112).

Познание человеком окружающего мира и действительности идет, как считал выдающийся ученый-энциклопедист В. И. Вернадский, по различным направлениям, дополняющим и обогащающим друг друга, - через философию, искусство, религию, а также "тем великим созданием" его духа, каким является наука (34, с 83). В настоящее время в науке остро ставится вопрос о необходимости воссоединения "целостности культуры: культур естественнонаучной и гуманитарной, Запада и Востока, прошлого и настоящего, религиозной и светской, национальной и общечеловеческой" (32, с. 187).

В контексте этой проблемы значительную ценность представляет Учение Живой Этики (иначе Учение Агни Йоги, Учение Новой Жизни), созданное Е. И. Рерих (1879-1955) в сотрудничестве с индийскими мудрецами и философами (Махатмами) (117, с. 14). Это Учение является синтезом многогранного опыта человечества - научного, философского, эстетического, религиозного. В нем наряду с обобщением знаний, накопленных человечеством на всем историческом пути, определены, по утверждению Е.И. Рерих, новые вехи развития мышления и сознания людей (116, с.ЗОЗ).

Имя мыслителя-гуманиста, просветителя Е. И. Рерих до недавнего времени было известным немногим, между тем она оставила миру огромное творческое наследие. Из опубликованного — это прежде всего четырнадцать книг Учения Живой Этики (отсутствие ее имени на титульных листах этих книг Елена Ивановна объясняла тем, что изложенная в них сокровенная мудрость Востока не может быть авторской собственностью (66, с.99)); перевод с английского на русский язык двух томов "Тайной доктрины" Е. П. Блаватской; выдержки из книги "Письма Махатм" ("Чаша Востока"), а также опубликованные под псевдонимами книги "Основы буддизма", "Криптограммы Востока", "Знамя Преподобного Сергия". По ее записям издан сборник "У порога Нового Мира".

Существенным дополнением к Учению Живой Этики служит эпистолярное наследие Е. И. Рерих. В письмах, адресованных друзьям и сотрудникам, она разъясняет идеи, изложенные в этом Учении. География писем охватывает Северную и Южную Америку, Западную и Восточную Европу, множество стран мира. Одним из ее корреспондентов был Президент США Франклин Рузвельт. Есть несколько изданий писем Е. И. Рерих, самые распространенные из них - "Письма Елены Рерих", "Оккультизм и Йога", "Письма в Америку".

Елена Ивановна не оставила отдельных педагогических произведений, но все ее работы содержат мысли, отражающие ее педагогические взгляды. Значительное внимание в творческом наследии Е. И. Рерих уделяется проблеме создания школы, развивающей душевные и духовные силы человека, способствующей реализации его высшего предназначения.

Наше исследование представляет собой попытку изучения и анализа тех аспектов Учения Живой Этики, которые определяют собой своеобразное видение человека в структуре Мироздания, и на этой основе - путей воспитания личности, способной к самосовершенствованию и творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира.

Отличительной чертой Учения Живой Этики служит нелинейное изложение материала. Структура текста представлена в виде расширяющейся спирали, где каждая тема, предлагаемая для размышления, подаётся в различных контекстах, по принципу нарастания, дополнения, усложнения, каждый раз высвечиваясь новыми своими гранями. Такая структура изложения рассчитана на восприятие учения людьми, находящимися на разных уровнях интеллектуальной и нравственной зрелости. Что же касается исследовательского подхода к изучению философских и педагогических аспектов Учения Живой Этики, то такая подача материала создаёт определённые трудности для человека, не знакомого или мало знакомого с основами этого Учения.

Степень изученности проблемы. До недавнего времени Учение Живой Этики в нашей стране в силу идеологических и политических соображений находилось под запретом. Разработка этого богатейшего культурного наследия стало возможным с середины 80-х годов. Появился ряд публикаций, авторы которых в своем творчестве используют идеи Живой Этики при рассмотрении отдельных вопросов педагогики. Так, например, в работах Ш. А. Амонашвили, А. И. Еремкина, Н. А. Стадниковой рассматривается проблема учителя школы будущего; Г. А. Леминов, Т. П. Кобзистова, С. Моторная раскрывают вопросы духовно-нравственного развития человека; М. В. Малыхина, В. И. Мурашов освещают вопросы гармоничного развития личности; Н. Н. Никитина поднимает проблему свободы ребенка в воспитании и др.

Заметным явлением в исследовании рериховского наследия следует считать диссертации, авторы которых непосредственно исследуют и трактуют Учение Живой Этики. В работах С. Р. Аблеева, Н. Е. Самохиной,

Д. А. Шарова рассматриваются философские аспекты этого Учения. Педагогической же проблематике посвящены диссертации А. Г. Андреевой -о духовном воспитании подрастающего поколения и JI. Н. Осиповой - об общественно-просветительской деятельности Е. И. Рерих, ее видении школы и учителя и об отдельных вопросах образования и воспитания, представленных в ее творческом наследии. В этих работах дается в целом позитивная оценка философского, педагогического наследия Е. И. Рерих; в то же время имеют место и попытки поставить под сомнение значимость Учения Живой Этики (например, в работе А. Кураева). Это тем более обязывает раскрыть истинную ценность творческого наследия Е. И. Рерих в избранной нами области исследования.

Анализ исследований рериховского наследия показывает, что до сих пор не было сделано попыток систематического изложения основ педагогики Е. И. Рерих, в которой в целостном виде и взаимосвязи отдельных ее частей излагалось бы педагогическое учение Живой Этики. Кроме того в диссертациях, касающихся педагогических проблем, на наш взгляд, недостаточно убедительно интерпретируются идеи Живой Этики с позиций современных педагогических представлений, без чего они не могут быть включены в систему современного педагогического знания. Противоречие между сложившейся потребностью в глобализации современных педагогических представлений как части общечеловеческой культуры, независимо от их философских и религиозных основ, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогического наследия Е. И. Рерих, с другой, и послужило основанием выбора темы настоящего исследования, проблема которого состоит в том, чтобы выявить, проанализировать и систематизировать философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих и тем самым ввести результаты исследования в научный оборот.

Решение этой проблемы и определило цель исследования.

Объект исследования: творческое наследие Е. И. Рерих.

Предмет , исследования: философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих. ;

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

1. Выявить философские, антропологические и этические положения Учения Живой Этики, явившиеся основой педагогических взглядов Е. И. Рерих.

2. Осуществить системную реконструкцию педагогических взглядов Е. И. Рерих и представить их в форме, адекватной традициям отечественной педагогики.

3. Раскрыть гуманистическую сущность педагогики Е. И. Рерих.

4. Проанализировать педагогическое наследие Е. И. Рерих с позиций современных педагогических представлений и перспектив совершенствования образования.

Методологическую основу исследования составляют:

- диалектический подход к рассмотрению исследуемых проблем, предполагающий, в частности, признание обусловленности педагогических взглядов мировоззренческими позициями их автора; принцип объективности, позволяющий избежать искажения педагогических идей, сложившихся в условиях иной культуры;

- принцип системности, в соответствии с которым педагогические взгляды рассматриваются как некая целостная система, элементы которой взаимообусловливают друг друга и имеют иерархическую структуру;

- аксиологический подход, позволяющий раскрыть гуманистический характер исследуемых взглядов, признающий человека высшей общественной ценностью, а его совершенствование - целью общественного развития.

Источники исследования: фундаментальный труд, осуществлённый Е.И. Рерих в содружестве с индийскими мудрецами и философами (Махатмами), объединивший под общим названием «Учение Живой Этики» книги: «Зов»? «Озарение», «Община», «Агни Йога», «Беспредельность» (части I и II), «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный» (части I, II, III), «АУМ», «Братство», «Надземное. Братство, часть вторая. Внутренняя жизнь», Г

Напутствие вождю»'. Важным источником нашего исследования явились также её письма, адресованные единомышленникам, ученикам и последователям, в которых она углубляет и комментирует отдельные положения Учения Живой Этики. Исследуемые материалы создавались Е. И. Рерих в 20-50-е годы XX столетия - наиболее продуктивный период ее творчества. В качестве источников были использованы также работы последователей Учения Живой Этики Б. Н. Абрамова, А. Безант, А. И. Клизовского, Е. Ф. Писаревой, Р. Я. Рудзитиса, Н. Уранова, З.Г. Фосдик, А. Хейдока и др.

Методы исследования:

- теоретический анализ философско-этических и антропологических взглядов, представленных в опубликованных источниках и литературных материалах;

- методы индукции, дедукции, аналогии, обобщения сведений, полученных из различных источников, позволившие представить исследуемые взгляды в единстве и взаимосвязи их компонентов;

- метод системной реконструкции педагогических высказываний, извлеченных из различных источников исследования;

- ретроспективный анализ и синтез исследуемых взглядов и их интерпретация с позиций современных научных педагогических представлений.

1 Ввиду необходимости частого обращения к источникам, чтобы не затруднять чтение, их названия приведены в сокращении - обозначены начальными буквами (3., Оз., О., А.Й., Б., И., С., М.О., А., Бр., Н., Н.В.). Если тот или иной источник имеет несколько частей, то вслед за буквами римской цифрой указывается номер части, затем арабскими цифрами - номер блока, на которые подразделяется эта часть (напр., М.О.П, 271). В книге «Озарение» подразделы в каждой части, обозначенные в источнике римскими цифрами, вводятся через двоеточие (напр. Оз. Ill: V, 18). Письма Е.И. Рерих, 1929-1938: В 2 т. в ссылках обозначаются буквой П., затем идёт номер тома и страница (напр., П., т.1, с.28).

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1996 - 1998 гг.) исследовалась степень изученности темы, уточнена ее формулировка, составлен предварительный рабочий план, определены цель, источниковая база и методы исследования.

На втором этапе (1998 - 1999 гг.) осуществлялись углубленное изучение источников исследования, накопление исследуемого материала, его системная реконструкция в соответствии с намеченным планом. Параллельно изучалась психолого-педагогическая литература, что позволило обеспечить научную интерпретацию и оценку эвристической ценности исследуемых взглядов Е. И. Рерих.

На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) обобщались результаты исследования, уточнялся план изложения, апробировалось изложение отдельных фрагментов будущей диссертации, подготавливались тексты, предназначенные к публикации, завершалось литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические взгляды Елены Ивановны Рерих представляют собой проекцию философских, антропологических и этических воззрений, составляющих основу Учения Живой Этики, на область педагогических явлений.

2. Педагогические взгляды Е. И. Рерих - целостная система, компоненты которой (цель и содержание образования, формы организации, методы руководства и осуществления педагогического процесса, стиль педагогических взаимоотношений и др.) находятся в органической взаимосвязи между собой, а их изложение подчинено концептуальным положениям философско-этического Учения Живой Этики.

3. Системная реконструкция педагогических взглядов Е. И. Рерих обнаруживает в их основе идеи, созвучные прогрессивным, демократическим, гуманистически ориентированным взглядам представителей классической и современной, отечественной и зарубежной педагогики.

4. Системообразующую основу педагогических взглядов Е. И. Рерих составляют идеи духовно-нравственного воспитания , человека, в органической связи с которыми находятся все другие компоненты воспитательно-образовательного процесса, что позволяет говорить о некоем феномене интегративной педагогики, преодолевающей функциональную раздробленность и обособленность отдельных ее компонентов.

5. Сущность педагогики Е. И. Рерих составляют гуманистический принцип приоритетности интересов и потребностей человека, отказ от насилия как формы управления воспитательным процессом, идеи природосообразности и персонализации воспитания.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: определены и проанализированы философско-этические и антропологические основы педагогических взглядов Е. И. Рерих; произведена системная реконструкция и дана интерпретация взглядов Е. И. Рерих, раскрывающих вопросы обучения и воспитания с позиций современных педагогических представлений; впервые в систематизированном виде представлены основные положения педагогики Е. И. Рерих, даны их изложение и анализ;

- раскрыты гуманистическая сущность и интегративный характер педагогических взглядов Е. И. Рерих, дана оценка их эвристической и прогностической ценности;

- вводится в научный оборот и становится достоянием историко-педагогической науки ранее малоизвестный материал, характеризующий педагогические идеи Живой Этики.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования его материала при обновлении содержания историко-педагогического образования, а также отдельных положений педаголики Е. И. Рерих для иллюстрации, аргументации концептуальных идей современной педагогической теории и в качестве предложений, направленных на совершенствование образовательно-воспитательной работы современной школы. Материалы исследования могут бьггь использованы также в качестве спецкурсов по истории педагогики для студентов педагогических специальностей и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций; использованием широкой источниковедческой базы, изучением и анализом научного и эпистолярного наследия Е. И. Рерих, подвергнутого системной реконструкции; адекватностью методов исследования объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались на Международных научно-практических конференциях: "Инновации в образовании: теория и практика" (Белгород, 1998); "Современные психолого-педагогические технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту" (Белгород, 1999); "Педагогика М. Монтессори в современном образовательном процессе" (Белгород, 1999); "Формирование профессионализма учителя: проблемы, поиски решений на рубеже столетий" (Барановичи, Беларусь, 2000); на Международном российско-польском научном симпозиуме "Социальная коммуникация в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы" (Белгород, 2000); на Российской научно-методической конференции "Гуманистические аспекты подготовки и переподготовки учителя XXI века" (Рязань, 2000); на зональной конференции "Развивающее обучение: история, теория, практика" (Белгород, 1998); на заседаниях кафедры педагогики БелГУ (1997-2000 гг.); на общих собраниях и заседаниях педагогической секции

Белгородского отделения Международной ассоциации «Мир через Культуру» (1997-2000 гг.).

Материалы исследования использовались в спецкурсе «Введение в основы Живой Этики (педагогический аспект)» для студентов факультета педагогики начального и дошкольного образования Белгородского госуниверситета.

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ, в печати - 2.

Структура диссертации определена логикой и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Лащенко, Наталья Дмитриевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ высказываний Е. И. Рерих по вопросам воспитания щ образования, приведенных в систему, соответствующую современным педагогическим представлениям, позволяет утверждать, что мы имеем дело с системой взглядов, многие элементы которой совпадают с традиционной гуманистически ориентированной педагогикой. Об этом свидетельствуют приведенные в тексте диссертации многочисленные высказывания выдающихся представителей классической и современной, отечественной и зарубежной педагогики.

Созвучие взглядов Е. И. Рерих гуманистически ориентированным взглядам представителей мировой педагогики дает возможность говорить о существовании некоего феномена общечеловеческой гуманистической педагогики, в содержание которой вносят свой вклад различные теории и концепции, сформировавшиеся под влиянием разнообразных философских, религиозных и иных идеологических воззрений.

Вместе с тем педагогические взгляды Е. И. Рерих имеют свои специфические особенности, продиктованные своеобразием философии Учения Живой Этики, отличающие их от традиционных представлений.

Педагогические взгляды Е. И. Рерих обнаруживают в себе основные характеристики целостной педагогической системы: в них раскрываются цель и содержание образования, формы организации и осуществления педагогического процесса, методы руководства деятельностью детей, стиль педагогических взаимоотношений и др.

Обобщая результаты анализа творческого наследия Е. И. Рерих, считаем возможным утверждать, что в данном случае мы имеем дело с оригинальной педагогической теорией, объединяющей наиболее ценные достижения мировой педагогики, и есть основания систему этих взглядов именовать педагогикой Е. И. Рерих.

Теоретической основой педагогических взглядов Е. И. Рерих служат философско-антропологические, этические воззрения, вытекающие из Умения Живой Этики (концептуальные положения о микрокосмической природе человека и его единстве с социумом и Мирозданием; о нравственной организации Космоса, распространяющейся на развитие и воспитание человека, и др.).

Отличительной чертой педагогических взглядов Е. И. Рерих является интегративный подход к рассмотрению различных педагогических явлений и процессов. Такой подход, имеющий целью воспитание человека в единстве его гармонично развитых физических, психических и духовно-нравственных качеств, обеспечивает целостность, единство взаимопроникающих компонентов воспитательно-образовательного процесса, преодолевает их функциональную раздробленность и обособленность. Не случайно в педагогической терминологии встречаются такие малоизвестные термины, как чувствознание, разум сердца, добромыслие, симфония нравственных качеств, искусство мышления, и др.

Системообразующую основу педагогики Е. И. Рерих составляют идеи духовно-нравственного воспитания человека. Доминирование в целостном педагогическом процессе духовно-нравственного воспитания обосновывается определяемыми в Учении Живой Этики целевыми детерминантами воспитания человека - Общее Благо, гуманность, Истина, Добро, Красота, которые по сути являются вечными общечеловеческими ценностями.

Пронизывающая педагогические взгляды Е. И. Рерих идея приоритетности воспитания перед образованием актуальна для современной отечественной педагогической действительности, характеризующейся утратой или сведением к минимуму воспитательной функции образовательных учреждений.

Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что педагогические взгляды Е. Я Рерих оптимистичны по духу и гуманистические по сути; сущность их составляют безграничная вера в силы и возможности каждого ребенка, приоритетность интересов и потребностей человека, отказ от насилия как формы управления воспитательным процессом, утверждение идей природосообразности и персонализации воспитания.

На наш взгляд, использование педагогических идей Е. И. Рерих способно обогатить современную гуманистическую педагогику рядом положений, представляющих эвристическую и прогностическую ценность.

Поставленные в нашем исследовании задачи в основном решены, что ни в коей мере не означает полной исчерпанности темы. За границами нашей работы оказалось множество проблем, затронутых в Учении Живой Этики, относящихся к области педагогики. Например, такие, как выявление всех имманентных способностей человека как объекта и субъекта воспитания; механизм, раскрывающий взаимообусловленность духовно-нравственного, общего и психического развития; особенности возрастной периодизации воспитания; более детальное изучение высказываний, которые могут составить дидактическую концепцию Учения Живой Этики; этапы и уровни развития коллектива. В углубленном анализе этих аспектов Учения нам видится перспектива дальнейшего исследования богатейшего педагогического наследия Е. И. Рерих.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лащенко, Наталья Дмитриевна, 2001 год

1. Аблеев С. Р. Космическая эволюция человека в философии Живой Этики (социально-философский аспект). Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Тула, 1997. - 20 с.

2. Аблеев С. Р. Педагогическая концепция Живой Этики // Мир Огненный. 1996. -№ 9. - С. 74-94.

3. Аблеев С. Р. Философские основания идеи космической эволюции человека и их историческая динамика // Мир Огненный. — 1997. № 12. -С. 12-25.

4. Аблеев С. Р. Учение Живой Этики и новая стратегия системы образования // Три ключа: Пед. вестн. СПб., 1998. - Вып. 2. - С. 10-23.

5. Абрамов Б. Н. Грани Агни Йоги. Новосибирск: Полиграфист, 1993. —288 с.

6. Августевич И. И. Проблема умственного развития учащихся в педагогическом наследии К. Д. Ушинского // Из истории развития педагогических идей: Науч. тр. / Сарат. пед. ин-т. Саратов, 1974. - С. 59-79.

7. Августевич И.И. К.Д. Ушинский и современные проблемы воспитания // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и современность: Тез. межвуз. науч.-практ. конф. / Белгородский гос. пед. ин-т; Отв. ред. д-р пед. наук И. Ф. Исаев. Белгород, 1994. - 175 с.

8. Агни Йога исследователям / Сост. Е. Г. Яковлева. - М.: Белый луч, 1995.-4.1.-440 с.

9. Агни Йога — исследователям / Сост. Е. Г. Яковлева. — М.: Белый луч, 1997-Ч.И.-448 с. |!

10. Агни Йога исследователям / Сост. Е. Г. Яковлева. - М.: Белый луч, | 1999. -Ч.Ш. - 480 с.

11. Агни Йога. Надземное. Братство, часть вторая. Внутренняя жизнь. М.: Сфера, 1995. - 848 с.

12. Агни Йога, Напутствие вождю, 1933. Воронеж: изд.-полиграф. фирма1. Воронеж", Б. г. 96 с.

13. Акимов А. Физика признает сверхразум // Чудеса и приключения. — 1996.-№5.

14. Акимов А. Е., Шипов Г. И. Сознание, физика торсионных полей и торсионные технологии // Сознание и физическая реальность. 1996. -№ 1-2.-С. 66-72.

15. Акимов А. Е. Физические основы фундаментальных понятий Учения Агни // Новая Эпоха: Проблемы. Поиски. Исследования. 1999. — № 22. — С. 82-91.

16. Аксенов В. В. Человеческая цивилизация на рубеже XXI века: Новая концепция развития // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996. -М., 1998. С. 70-83.

17. Амонашвили Ш. А. Идея гуманной педагогики и Живая Этика // Мир Огненный. 1997. - № 15. - С. 35-36.

18. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

19. Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

20. Андреева А. Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики. Дис. канд. пед. наук. - М., 1996. - 122 с.

21. Андреева А. Г. Живая Этика учителям: Воспитание культуры мышления // Мир образования. - 1997. - № 3. - С. 49-52.

22. Андреева Г. М. Понятие методологии научного исследования // Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. — М., 1988. - С. 55-58.

23. АУМ // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 3 - С.509-666.

24. Баныкин Н. П. Семь лекций о Живой Этике. — Новосибирск: Изд-во, Новосиб. ун-та, 1991. 96 с.

25. Беспредельность // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко.- СПб.: Просвещение, 1993. Т. 2 - С. 3-263.

26. Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М.: СП "Интерграф Сервис", 1994. - 272 с.

27. Безант А. Эволюция жизни: Сб. ст. и лекций. Самара: Самар. Дом печати, 1993. - 304 с.

28. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: В 2 т. / Пер. с англ. Е. И. Рерих.- Мн.: ИП "Лютаць", 1997. Т. 1. Космогенезис. - XXVI + 854 е.; Т. 2. Антропогенезис. —XXXII + 1008 с.

29. Богомолова Е. Беседы о "Живой Этике". Екатеринбург: Наука. Урал, отд-ние, 1992.

30. Борисовский А. М. В. А. Сухомлинский: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985. - 128 е.: ил. - (Люди науки).

31. Братство // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993.-Т. 3.-С.667-813.

32. Буданов В. Г. Агни Йога и синергетика // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996. -М., 1998. С. 187-194.

33. Буданов В. Г. Ритм и гармония: идеи Учения Живой Этики и современная научная картина мира // Рериховские чтения: Материалы;

34. Междунар. обществ.-науч. конф., 1997. -М., 1999. С. 78-91. ,1

35. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни / Сост., вступ. ст.,|коммент. М. С. Бастраковой, И. И. Мочалова, В. С. Неаполитанской. M.ii

36. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский / Сост. и авт. предисл. А. А. Леонтьев. М.:

37. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. С. 135-153. - (Антология гуманной педагогики).

38. Девин JI. Карма и свободная воля // Мир Огненный. 1998. — № 17. -С. 120-126.

39. Дистервег А. Общие вопросы воспитания // Избранные педагогические сочинения / Сост. В. А. Ротенберг; Общ. ред. Е. Н. Медынского. -М., 1956.-С. 213-217.

40. Еремкин А. И. Творчество основа инноватики в педагогике // Инновации в образовании: теория и практика: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород, 1998. - С. 16-22.

41. Еремкин А. И. Педагогика "Поющих звезд": К проблеме воспитания одаренных детей // Инновации в образовании: теория и практика: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Белгород:, 1998. -С. 100-105.

42. Живая Этика: Избранное / Сост. М. Ю. Ключникова. М.: Республика, 1992.

43. Жизнь земная и последующая: Пер. с англ. / Сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левит. М.: Политиздат, 1991. - 415 с.

44. Знаки Агни Йоги. Агни Йога // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 1- С. 369-576.

45. Иерархия // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 2. - С. 265-388.

46. Исаев И; Ф. Методология и организация исследования // Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М.; Белгород, 1993. С. 6-58.

47. Кайдаш С. Молодые годы Елены Рерих // Утренняя Звезда: Науч.-худож. иллюстрир. альм. Между нар. Центра Рерихов. 1993. - № 1 — С. 138-155.

48. Клизовский А. О воспитании // Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т.- 2-е изд., испр. Рига: Виеда, 1991. - Т. 2. - С. 37-78.

49. Клизовский А. О Психической Энергии // Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т.- 2-е изд., испр. Рига: Виеда, 1991 — Т. З.-С. 3-68.

50. Ключников Ю. И. Что такое Агни Йога. Новосибирск: Дет. лит., 1992.-23 с.

51. Кобзистова Т. П. Необходимость времени. Этические понятия на уроках истории // Три ключа: Пед. вестн. М., 1999. - Вып. 3.- С. 104-106.

52. Коменский Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Коменский / Сост. и авт. предисл. И. Д. Чечель. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — С. 154-211. - (Антология гуманной педагогики).

53. Коменский Я. А. О развитии природных дарований // Коменский / Сост. и авт. предисл. И. Д. Чечель. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - С. 108-119. - (Антология гуманной педагогики).

54. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. - 270 с.

55. Крашкина J1. И. Категории добра и зла в книгах Живой Этики // Рериховские чтения: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1997. — М., 1999.-С. 62-70.

56. Листы Сада Мории. Кн. первая. Зов // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 1. - С. 3-112.

57. Листы Сада М. Кн. вторая. Озарение // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. JE. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 1. - С. 113-239.

58. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед. и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. -528 с.

59. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Прометей, 1995. - 282 с.

60. Маслова Н. В. Научно-теоретические основы познания и методология ноосферного образования // Три ключа: Пед. вестн. -М., 1999. Вып. 3.- С. 131-141.

61. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании И Избранные педагогические произведения. 2-е изд. - М., 1956.

62. Мир Огненный, часть I // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 3. - С. 3-197.

63. Мир Огненный, часть II // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 3. - С. 199-330.

64. Мир Огненный, часть III // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993. - Т. 3. - С. 331-508.1

65. Мир через Культуру: Ежегодник / Сост. Э. В. Балашов М.: Сов. писатель, 1990. - 336 с.

66. Московский А. В. Сознание в современной научной картине мира // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996. — М., 1998. -С. 270-284.

67. Моторная С. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996.-М., 1998. -С. 207-217.

68. Мурашов В. И. Действительность. М.: РИЦ "Татьянин день", 1995. - 246 с. - (Курс интегральной педагогики; Вып. 5. Ч. I).

69. Мурашов В. И. Интегральное воспитание: Педагогические беседы. М.: Школа, 1997. - 56 с.

70. Мурашов В. И. Космическая педагогика Эпохи Огня. М.: Школа,1997.-72 с.

71. Новикова Т. М. Философия искусства. Эзотерические традиции: Учеб. пособие. М.: Изд-во МАИ, 1996. - 72 е.: ил.

72. Никитина Н. Н. Самоопределение личности как цель и условие гуманистического педагогического процесса // Три ключа: Пед. вестн. СПб,1998.-Вып. 2.-С. 24-28.

73. Община // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993. -Т.1.- С. 241-367.I

74. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и| коррекция. М.: Академический проект, 1999. - 208 с. (Руководство практического психолога).

75. Осипова Л.Н. Общественно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Е.И. Рерих (1879-1955). Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Казань, 1999. - 16 с.

76. Осипова Л.Н. Педагогика Елены Рерих: Пособие для учителя-Казань, 2000. -104 с.

77. Осипова С. Д. Через миропонимание к преобразованию себя и мира // Сб. материалов Рос. науч.-практ. конф. "Учитель созидатель культуры и здоровья общества", нояб. 1996 г. - М., 1997. - С. 34-41. - (Ассоциация Творческих Учителей России).

78. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.; Под ред. Н. А. Кушаева.- М.: Просвещение, 1986. 240 с.

79. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. -М.: УРАО, 1998. 576 с.

80. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.

81. Песталоцци И. Г. Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразного метода воспитания // Избранные педагогические произведения: В 3 т. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1965. - Т. 3. -С. 100-183.

82. Песталоцци И. Г. Что дает метод уму и сердцу // ИзбранныеIпедагогические произведения: В 3 т. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1965. ;- Т. 3.-С. 53-75.

83. Писарева Е. Ф. О скрытом смысле жизни: Сб. работ. Киев: Изумрудная скрижаль, 1997. - 464 с.

84. Письма Махатм / Предпр. "Алием". Новосибирск: Вико, 1993. —672 с.

85. Письма Учителей Мудрости: Пер. с англ. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1997. - 136 с.

86. Путеводитель к Письмам Е. И. Рерих / Сост. А. А. Шпунт. — Новосибирск, 1992.

87. Рерих Е. И. Дух кристальной чистоты. Из писем друзьям и сотрудникам, 1930-1940-е // Держава Рериха / Сост. Д. Н. Попов. М.: Изобраз. искусство, 1994. - С. 300-316.

88. Рерих Е. И. Огонь Неопаляющий. М.: Междунар. Центр Рерихов,1992.-80 с.

89. Рерих Е.И. Письма: В 2 т. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1999. -Том I (1919-1933).- 432 с. с ил.

90. Рерих Е.И. Письма: В 2 т. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. -Том II (1934 г.). - 576 с. с ил.

91. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938: В 2 т. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.-Т. 1.- 440 с.

92. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938: В 2 т. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.-Т. 2-432 с. '.•III

93. Рерих Е.И. Письма Е. И. Рерих к И. И. Ельцову // Утренняя Звезда: Науч.-худож. иллюстрир. альм. Междунар. Центра Рерихов. 1993. - № l.i С. 57-61.

94. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1932-1955.- Новосибирск: Вико,1993.-512 с.

95. Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. "Оккультизм и Йога": Летопись сотрудничества: Сб. М.: Сфера, 1996. - Т. 1. - 512 с. - (Сер. Рериховский архив).

96. Рерих Е. И. У порога Нового Мира. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1993.-168 с.

97. Рерих Н. К. Молодому другу. М.: Междунар. Центр Рерихов, 1993. - 100 с. - (Малая рериховская б-ка).

98. Рерих Н. К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. - 236 с.

99. Рерих Н. К. Обитель света: Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. -285 с.

100. Рерих Н. К. О Вечном. М.: Политиздат, 1991. - 462 е.: ил.

101. Рерих Н. К. Семь Великих Тайн Космоса. Бишкек: МРИП "Феникс", 1991. - 192 с.

102. Ротенберг В. А. Третий том Избранных педагогическихIпроизведений И.Г. Песталоцци: Ввод. ст. // Песталоцци И.Г. Избранные: педагогические произведения: В 3 т. М., 1965. - Т. 3. - С. 5-50.

103. Рудзитис Р. Я. Братство Грааля: Пер. с латыш. / Под ред.-Л. Данилова. М.: Пормалис; Рига: У1унс, 1994. |

104. Рудзитис Р. Я. Искусство творить взаимоотношения. Мн.: Мога-Н, 1994.-320 с.

105. Рудзитис Р. Я. Сознание красоты спасет. Роль школы в воспитании^ через красоту: "Духовное созерцание" // Духовное и культурное наследие Е. И. иН. К.Рерихов. 1997. -№ 3-4. -С. 132. I'

106. Руссо Ж.-Ж. Проект воспитания г-на де Сент-Мари // Педагогические сочинения: В 2 т. / Сост. А. Н. Джуринский; Под ред. Г. Н. Джибладзе. М., 1981. - Т. 2. - С. 5-19. - (Пед. б-ка).

107. Руссо Ж.-Ж. Письма о морали // Педагогические сочинения: В 2 т. / Сост. А. Н. Джуринский; Под ред. Г. Н. Джибладзе. М., 1981. - Т. 2. -С. 103-133.-(Пед. б-ка).

108. Самохина H. Е. "Духовное тело" и физическое здоровье // Мир Огненный. -1907. № 12. - С. 48-60.

109. Самохина Н. Е. Живая Этика и духовная миссия России // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996. М., 1998. -С. 195-201.

110. Самохина Н. Е. Проблема человека в Агни Йоге. — Дис. . канд. филос. наук. М., 1994. - 153 с.

111. Семенова С. Идеи русских космистов // Утренняя Звезда: Науч,-худож. иллюстрир. альм. Междунар. Центра Рерихов. 1993. -№ 1.-С. 260-277.

112. Сердце // Учение Живой Этики: В 3 т. / Сост. Г. Е. Чирко. СПб.: Просвещение, 1993. - Т.2. - С. 389-562.

113. Сидоров В. М. Мост над потоком // Мир через Культуру: Ежегодник. М.: Сов. писатель, 1990. - С. 249-331.

114. Сидоров В. М. Семь дней в Гималаях // Москва: Ежемес; литератур.-худож. и обществ.-политич. иллюстрир. журн. 1982. - № 8. -» С. 14.

115. Скалкова и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. - 224 с. - (Зарубежная школа и педагогика).

116. Стадникова Н. А. Духовная культура учителя и современность // Сб. материалов Рос. науч.-практ. конф. "Учитель созидатель культуры и здоровья общества", нояб. 1996 г. - М., 1997. - Вып. 1- С. 29-33. (Ассоциация Творческих Учителей России).

117. Стадникова Н. А. Духовная культура учителя и практическая педагогика И Сб. материалов Рос. науч.-практ. конф. "Учитель созидатель культуры и здоровья общества", нояб. 1997 г. - М., 1998. - Вып. 2.- С. 16-19. - (Ассоциация Творческих Учителей России).

118. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Совершенство, 1998. - 368 с.

119. Сознание и физический мир: Сб. статей / Под ред. А. Е. Акимова. М., 1997. - Вып. 1 и 2. - 143 с.

120. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз,1961.

121. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. шк., 1969.

122. Спирина Н. Д., Баныкин Н. П. Пути Света и тьмы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991.

123. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М., 1985. - Т. 1. - С. 42-223.

124. Тонков Е. В. Основы педагогики: Учеб. пособие. М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 1997. - 176 с.

125. Уранов Н. Огненный подвиг. 4.2 / Предисл. JI. М. Гиндилиса.-Прил. к литератур.-худож. альм.: Мир Огненный. М.; Рига, 1995. - 392 с.

126. Уранов Н. Размышления над Беспредельностью: В 8 вып.- Вып.1. -М.: Сфера, 1997.-336 с.

127. Уроки Добрых Знаний: Тридцать уроков по Основам Миропонимания: Педагогическая концепция Новой Школы в свете Учения Живой Этики (по материалам второй сессии Института Человекознания). -Томск: Знамя Мира, 1997. 270 с.

128. Уроки Добрых Знаний: Тридцать уроков по Основам Миропонимания: Авторские программы, подробные конспекты уроков на f основе Учения Живой Этики. Томск: Знамя Мира, 1998. - 240 с. \

129. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // jj Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1988. - Т. 2. -С. 27-57.

130. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном1.■значении // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1953. - Т. 1. — С. 303-326. !

131. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: ОпыТ педагогической антропологии. Т.1 // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; JL, 1950.-Т.8.-776 с.

132. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. 2 // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; JL, 1950.-Т. 9.-628 с.

133. Учение Махатм: Сб.: Пер. с англ. М.: Сфера, 1998. - 304 с.

134. Фаустинелли И. Радость искусства // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996. -М., 1998. С. 132-135.

135. Фосдик 3. Г. Мои Учителя: Встречи с Рерихами: По страницам дневника, 1922-1934. М.: Сфера, 1998. - 800 с. - (Сер. Рериховский архив).

136. Хейдок А. Что такое Агни Йога: Из книг, сопричастных "Живой Этике". СПб, 1993. - 52 с.

137. Хомелев Г. В. Живая Этика: Философское мировоззрение исистема нравственных принципов Агни Йоги: Текст лекций. СПб.: Изд-во С.- Петербург, ун-та экономики и финансов, 1994. - 108 с.

138. Цветаева М. И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. - С. 14.

139. Чешева Т. В. Естествознание как всеединое знание о мире, природе и человеке: Программа. Т.1.- Томск: Знамя Мира, 1995. — 103 с. -(Сер. Естествознание).

140. Чирятьев М. Н. Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма // Духовный образ России в философско-художественном наследии Н. К. и Е. И. Рерихов: Материалы Междунар. обществ.-науч. конф., 1996. М., 1998. - С. 230-246.

141. Чубуков В. П. Психология и педагогика привычек школьников: Пособие для студ. и учителей. Саратов: Йзд-во Сарат. ун-та, 1972. - 102 с.

142. Шапошникова JI. В. Героическое творчество Елены Ивановны Рерих // Новая Эпоха: Проблемы. Поиски. Исследования. 1999. - № 23. -С. 24-33.

143. Шапошникова JI. В. Живая Этика и наука // Мир Огненный. -1997.-№ 15.-С. 26-32.

144. Шапошникова Л. В. Новое планетарное мышление и Россия // Мир Огненный. 1996. - № 11. - С. 10-28.

145. Шапошникова Л. В. Роль Учения Живой Этики в становлении научного мышления // Мир Огненный. 1996. - № 10. - С. 28-42.

146. Шаров Д. А. "Живая Этика" Н. К. и Е. И. Рерихов. Дис. . канд. филос. наук. - М., 1994. - 177 с.

147. Эзотерический словарь: В 2 т. М.: Русский Духовный Центр, 1993.-Т, 1-2.-460 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.