Философско-религиозные воззрения Карлоса Кастанеды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Тукмаков, Денис Игоревич

  • Тукмаков, Денис Игоревич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 151
Тукмаков, Денис Игоревич. Философско-религиозные воззрения Карлоса Кастанеды: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 2000. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Тукмаков, Денис Игоревич

Введение.

Раздел 1. Онтологические основания магической интерпретации мира.

Раздел 2. Магическое постижение реальности.

Раздел 3. Этические принципы пути воина.

Раздел 4. Духовные поиски и метаморфозы сознания.

Раздел 5. Энергетическая гносеология.

Раздел 6. Методолгия духа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-религиозные воззрения Карлоса Кастанеды»

Актуальность диссертации

В данной диссертации подвергнута теоретической реконструкции система концепций и практик, которая известна в мире как религиозно-философские воззрения американского философа и антрополога Карлоса Кастанеды. Эти воззрения сформировались у Кастанеды в основном как результат его тринадцатилетних контактов с индейским магом1 и духовным учителем доном Хуаном Мату-сом и его сподвижниками, которые имели место в Мексике и США в 60-70-е годы нашего столетия. Сутью и итогом этих контактов явилось превращение Кастанеды из стороннего наблюдателя-ученого в непосредственного участника разнообразных магических практик, затем в ученика, постигающего один за другим этапы магического обучения, и, наконец, в самостоятельного мага, продолжателя духовной традиции индейских магов Центральной Америки. Стратегическая цель этого ученичества заключается в глубинной трансформации ученика как личности, а также в радикальных изменениях его представлений о мире, о жизни и о самом себе, приводящих в итоге к удивительным результатам - гармонической, совершенной жизни, венцом которой становится своеобразное бессмертие.

1 Как признавал сам Кастанеда, значительную трудность для него представляла задача подыскать правильное обозначение для дона Хуана, его знания и деятельности. По мнению антрополога, ни одно из этих слов: "маг", "колдун", "брухо" (индейский целитель), "шаман", - не отражает полностью смысла деятельности дона Хуана, поскольку они уже имеют привычные нам смысловые рамки, в которые дон Хуан полностью не вмещается. Очевидно, именно поэтому в разных местах Кастанеда позволял себе употреблять каждый из этих четырех терминов, не отдавая качественного предпочтения ни одному из них. Мы же будем придерживаться терминов "маг", "магия", "магический", поскольку у Кастанеды они встречаются чаще всего.

Здесь и далее курсивом мы будем обозначать цитаты из различных источников, а также важные термины и обороты из кастанедовских книг.

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими важными обстоятельствами. Во-первых, в своих философско-религиозных трудах Карлос Кастанеда затронул целый ряд мировоззренческих проблем современного человечества, как то: созревший в среде мыслителей, деятелей науки и культуры второй половины XX века скепсис по отношению к сциентистским идеалам и неумеренным притязаниям разума, на которое претендовали представители фундаментальных наук; разочарование определенных слоев социума в неутешительных итогах научно-технического прогресса, хода развития западной цивилизации и глобализации мирового сообщества; кризис идеологии "общества потребления" и назревшую необходимость "переоценки моральных ценностей"; отход от многовековых идеалов религиозного характера и поиск новых основ для духовно-этического воспитания человека; проблему взаимоотношения человека с природой и мирное сосуществование биологических форм на планете и др. Поскольку кастанедовское учение касается этой актуальной проблематики, оно требует серьезного изучения и анализа.

Философия Кастанеды оказалась довольно популярной среди части мировой общественности, и особенно в молодежной субкультуре. Помимо наличия оригинальных мировоззренческих взглядов, востребованность Кастанеды как мыслителя и духовного учителя объясняется следующими причинами.

Во-первых, он так и остался до конца жизни человеком западной культуры и западного же образа мышления. Можно сколько угодно говорить о ярком индейском колорите всего его учения или об огромном влиянии восточных культов на его творчество, но факт остается фактом: в каждой его книге вплоть до последней присутствует прежде всего твердая критическая, а часто даже скептическая позиция западного человека, сталкивающегося с неизведанным, странным, таинственным, непостижимым знанием. И этот западный человек постоянно сопротивляется чуждым ему представлениям, а если и меняется под их влиянием, то - исподволь, очень медленно и незаметно. Именно этой позиции западного человека так не хватает многим другим современным религиозно-философским и этическим учениям, в подавляющем случае, восточного толка. Они обычно выглядят претенциозными и очень навязчивыми. Не удивительно поэтому, что упоение этими учениями прошло лет тридцать назад, сразу по окончании "сексуальной революции" шестидесятых. А Кастанеда не только остается на плаву, но и набирает сторонников.

Во-вторых, Карлос Кастанеда явился первым после долгого перерыва западным мыслителем, который так остро поставил вопрос о необходимости нравственно-этической трансформации западного человека. Последними такими "пророками Запада", которые не просто критиковали бы нравы, но дарили целую философию нравственности "нового человека", были Ницше и, пожалуй, Сент-Экзюпери. Именно рафинированная идеальность и даже отчаянность кастанедовской этики, взывающей к "пестованию человеческого духа", к "ужасу и радости от понимания, что ты - человек", ставит ее в уникальное положение, и оттого желающих испытать себя на "пути воина, который все равно никуда не приведет, кроме смерти" год от года становится все больше.

Разочаровавшись после Второй мировой войны в своих тысячелетних ценностях, Запад припал к восточной мудрости, жадно прислушивался к ней, но улавливал лишь призывы отрешиться от суетного мира и целиком погрузиться во вселенную самосозерцания. Пропасть между бурлившей реальностью постиндустриального общества с его стрессами, биржевой лихорадкой и холодной войной, и безмятежной атмосферой медитативных наставлений восточных мудрецов оказалась столь глубокой, что любой сорвавшийся в нее неминуемо превращался в запутавшегося и смертельно уставшего героя сэлинджеровских повестей, нового "лишнего человека". Западу нужна была иная жизненная философия, которая учила бы активному выживанию в жестокой реальности. И Кастанеда с его свежей, выверенной,, предельно честной и трудно достижимой "этикой охотника в дебрях прекрасного и смертельно опасного мира", будь то мир прерий или деловые кварталы Нью-Йорка, легко потеснил восточных анахоретов.

Наконец, Кастанеда стал, пожалуй, первым за последние полвека широко известным мыслителем, который на своем личном примере попытался продемонстрировать практические шаги к заявленной цели учения - духовному преображению. В своих книгах он убеждает читателей: смотрите, люди, вы неправильно живете, но вот вам конкретные действенные шаги к преображению. Причем это не какие-то сложные медитационные и дыхательные техники, которыми напичканы брошюрки по восточному мистицизму, а вполне обычные шаги этически-методического плана: откажись от личной истории, чтобы ни от кого не зависеть, разрушь распорядок дня, чтобы стать гибким в этом полном опасностей мире, избавься от чувства собственной важности, чтобы ничто не сковывало тебя, принимай ответственность за решения, чтобы пестовать свой дух. Подобная ясность действий стала достаточной причиной для того, чтобы миллионы людей решили испробовать эти методы на себе.

Причин может быть больше, но именно эти три в целом объясняют широкую популярность книг Кастанеды. Группы по изучению Кастанеды растут как на дрожжах. Миллионы "адептов" занимаются в одиночку, зачитав до дыр "священные книги" или с негодованием отбросив их в сторону как мешающие на "пути воина". Своей философией Кастанеда произвел яркое впечатление и на российского читателя. Сегодня книги американского антрополога издаются в нашей стране многосоттысячными тиражами и обретают все новых поклонников. Официальный "преемник" Кастанеды, организация Клиагрин (С1еаг§гееп), ежегодно увеличивает количество семинаров, лекций и число своих последователей, в том числе и в России. Сегодня у нас в стране Кастанеда актуален, поэтому актуальна и наша диссертация.

Степень разработанности проблемы

Несмотря на это, в отечественном религиоведении Кастанеда практически обойден вниманием - по той, вероятно, причине, что его трудно отнести к тому или иному сорту знания. До сих пор не заявил о себе ни один российский научный исследователь, который взялся бы изучать философско-религиозные взгляды Карлоса Кастанеды, подойдя к ним прежде всего как к информации об определенной духовной традиции, связанной генетически с, возможно, еще не изведанным культурным пластом индейцев Центральной Америки, а морфологически - с набирающим обороты мировым социокультурным явлением, которое объединяет миллионы кастане-довцев по всей Земле.

Подпольные, на уровне "самиздата", переводы Карлоса Кастанеды на русский язык осуществлялись еще в начале 70-х годов, однако в печать он впервые поступил у нас лишь в 1990 году: это было "Путешествие в Икстлан" с переводом Т. Тульчинской. Параллельно тот же перевод публиковался отрывками в журнале "Наука и религия" (1990-92 гг.). Лишь в 1993 году киевское издательство "София" первым на территории Советского Союза выпустило полное собрание книг Кастанеды, включающее на тот момент восемь томов. В дальнейшем, по мере написания Кастанедой новых книг, они практически сразу переводились на русский язык и издавались все той же "Софией". А с 1999 года Кастанеда был, наконец, освоен российскими издательствами2.

Что же касается популярных изданий на кастанедовскую тематику, то отечественному читателю до сих пор были известны лишь такие работы, которые охватывали первые четыре или, максимум, восемь книг американского антрополога, то есть были далеко не полными. Да и тех необыкновенно малое количество. Если не брать во внимание публикации в периодических изданиях3, то среди российских источников можно отметить лишь два труда по теме нашей диссертации. Это монография Алексея Ксендзюка "Тайна Карлоса Кастанеды"4 и "Лекции на тему "Философия Кастанеды" Сергея Степанова5.

Недостаток произведения Алексея Ксендзюка заключается, на наш взгляд, в том, что в нем автор неоднократно пытается трактовать филосовско-религиозные воззрения Кастанеды сквозь призму

2 Мы долго размышляли над тем, по какому принципу давать кастанедовские цитаты. В итоге, мы решили приводить в основном те из них, что отобраны самим Кастанедой для своей заключительной книги "Колесо времени"- сборника важнейших фраз и понятий из всех предыдущих книг. По мнению Кастанеды, в отобранных цитатах до сих пор сквозит сила пути воина, по которому его вел дон Хуан. Таким образом, во всех случаях, кроме специально оговоренных, мы цитируем Кастанеду по издательству: Кастанеда К. Книга 11. Колесо времени. Шаманы Древней Мексики: их мысли о жизни, смерти и Вселенной. Киев: София, 1998. - 288 с. Ссылки на эту книгу, и только на нее, мы будем давать непосредственно после цитаты, без сноски, приводя в скобках заглавные буквы от "Колеса времени" и страницу, вот так: (КБ, 20).

3 См., например: Алимарин С., Барабашев П. Путь воина // Наука и религия. 1988. №10; Розин В. Путеводитель по "Дону Хуану" П Наука и религия. 1990. №7; Арсеньева С. Карлос Кастанеда: не догма, а руководство к действию?!! Московский Комсомолец. 1995. 31.01; Пелевин В. Последняя шутка воина // Общая газета. 1998. №25.

4 Ксендзюк А. П. Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. Одесса, 1995.

5 Степанов С. Лекции на тему "Философия Кастанеды" // Игра в бисер. 1995. №№1-2. Поскольку печатный экземпляр "Лекций" является раритетом, приводим их точный адрес в Интернете: http://www.visti.net/cdrom2/book/cc/stepanov.htm часто неясных и спорных квазирелигиозных воззрений восточных и западных "гуру" и "пророков" (Шри Ауробиндо, Кришнамурти, Меррел-Вольф, Трунгпа Чотьям и др.), которые претендовали на новое, якобы истинное, толкование догм и положений дзен-буддизма, кришнаизма, йоги, адвайта-веданты, христианской мистики. Произвольно оперируя подчас несопоставимыми терминами из разных культурных традиций, ссылками на даосские и буддийские трактаты, исследованиями верований первобытных народов и данными о современных психофизических экспериментах, Ксенд-зюк часто пытается вместить те или иные положения из кастанедов-ской философии в "прокрустово ложе" подобного нео-оккультизма6.

Относительно же "Лекций" Сергея Степанова заметим, что они, на наш взгляд, вовсе не раскрывают кастанедовскую философию. Более того, автор этого опуса фактически подменил воззрения Кас

6 Напр.: "Состояние, противоположное озабоченности по всем параметрам, положение, в котором никакие интересы, стремления, страхи, цели и мотивы эго не являются более актуальными, доном Хуаном называется свободой. (Даосы образно описывали это так: "Тело сделалось подобным сохлому дереву, а сердце - остывшему пеплу.") Радикальная психическая метаморфоза, настигающая мудреца в растождествлении со всем человеческим, описывается двояко (согласно тому, какую сторону переживания желает акцентировать интерпретатор): как абсолютная смерть либо как абсолютная жизнь. <.> Рождение нового всегда есть смерть старого даже в контексте частном и обыденном. Когда же в подобном превращении участвует вся личность (а значит, и все описание мира, отраженное на стенках "пузыря" восприятия), смерть и рождение словно охватывают весь космос: Апокалипсис, а за ним -"новое небо и новая земля". <.> "Чистое существование" (бытие без эго) настолько впечатляет масштабами переживания, что само переживание объявлялось древними мудрецами первоосновой Реальности. Например, для ведических риши Ананда (Космическое Блаженство) - изначальная причина как всякой эволюции, так и проявленного бытия вообще. Об этом достаточно выразительно сказал Шри Ауробиндо. Отвечая на вопрос "Почему Брахман, ни в чем не нуждающийся, ничего не желающий, все же направляет энергию сознания на творение в себе этих оформленных миров?", он пишет: "<.> Если, оставаясь свободным в выборе двигаться либо пребывать в вечном покое, извлекать из себя формы либо удерживать потенциальные формы в себе, [Брахман] позволяет реализовывать собственную способность к действию и формотворчеству, то это возможно лишь из-за одной причины — испытываемого им восторга (блаженства)." Так блаженство бытия, открываемое победителем эго, становится двигателем мироздания. Однако в системе дона Хуана блаженство свободы перерастает в нечто гораздо более стабильное. Ведь подлинная свобода по самому определению выше любой экзальтации, так как не привязана к ней. Чтобы жить в Реальности (а не просто заглядывать туда на часок восторженным туристом), надо видеть ее чистым, спокойным и непредвзятым взором. <.> Это очень близко к образу "чистого зеркала", о котором часто рассуждал Чжуан-цзы. <.> [Его] перцептуальная позиция для дона Хуана есть своеобразный порог, с которого только и могут открыться непостижимые пространства нагуаля." — Ксендзюк А. Тайна Карлоса Кастанеды. С. 50. танеды своими собственными философемами, имеющими с Кастап недой мало общего .

Кроме этих двух трудов, в распоряжении отечественного читателя оказалось не более десятка переводных работ по кастанедов-ской тематике. К таковым относятся, в частности, монографии Виктора Санчеса8, "официальная биография" Кастанеды за авторством его бывшей супруги Маргарет Раньян Кастанеды9, работы Ричарда де Милля10, разнообразные дайджесты на кастанедовскую тематику11, а также справочник некого Томаса "Обещание Силы"11 и целый ряд профанирующих тетрадок вроде "Сонника по Кастанеде" или "Гороскопа дона Хуана".

Помимо перечисленных материалов, на русский язык переведены также несколько книг "а-ля Кастанеда"13, включая произведения

7 Вот типичный образчик подобной подмены: "Новые видящие исходят из предпосылки, что мировой дух является саморазвивающимся организмом, который проходит последовательные ступени развития. Путь движения по ступеням - это развитие, борьба и единство противоположностей. Одна из основных противоположностей - противоположность между сущностью и реальностью. Сущность, грубо говоря, представляет собой ряд богов или законов природы, а реальность представляет собой единичные объекты, управляемые этими законами природы. Если для простейших форм реальности законы имеют позитивную форму, то для более сложной реальности эти законы имеют субъективную форму. Закон, управляющий субъектами, в частности людьми, должен сам гшеть субъективную форму, должен, упрощенно говоря, являться некой личностью. "—Степанов С. Лекции. №1. С. 28.

8 Санчес В. Учение дона Карлоса. Практическое применение произведений Карлоса Кастанеды. М., 1996. Санчес В. Тольтеки нового тысячелетия. М., 1997.

9 Кастанеда М. Р. Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой. Красноярск, 1998.

10 Милль Р., де. Записки о доне Хуане (Контрверсия). В 2-х томах. Киев, 1999.

11 Например: "Прикладная герменевтика". 1997-8. №№1-4; "Мир Карлоса Кастанеды". 1998-9. №№1-10. В основном, они собраны из разрозненных интернетовских статей и ссылок разных авторов, а также подлинных или вымышленных интервью и лекций Кастанеды.

12 Томас. Обещание Силы. Киев, 1999.

13 См. напр.: Виллолдо А., Джендресен Э. Четыре ветра. Киев, 1999; Виллолдо А., Джендре-сен Э. Остров Солнца. Киев, 1999; Кен Орлиное Перо. Трэкинг свободы. Киев, 1997; Кен Орлиное Перо. Путешествие с Силой. Исследование и развитие восприятия. Киев, 1997; Кен Орлиное Перо. Тропа тольтеков. Киев, 1998; Классен Н. Мудрость толтеков (Карлос Кастанеда и философия дона Хуана). Киев, 1998; Классен Н. Карлос Кастанеда и завещание дона Хуана (Мудрость Толтеков в новой эпохе). Киев, 1998; Лаберж С. Практика осознанного сновидения. Киев, 1998; Лилли Д. Центр циклона. Киев, 1997; Лилли Д. Парный циклон. Киев, 1998; Марез Т. Возвращение воинов. Киев, 1997; Марез Т. Крик Орла. Киев, 1997; Марез Т. Туманы знания драконов. Киев, 1998; Марез Т. Ох уж это счастье! Киев, 1999; Минделл А. Дао шамана (путь тела сновидения). Киев, 1998; Рам Дасс. Зерно на мельницу. Киев, 1997; Рам Дасс. Путешествие к пробуждению. (Пособие для занимающихся медитацией). Киев, 1998; Толтек-ский путеводитель к свободе и радости (Учение нагваля Мигеля Руиса, записанное Мэри Кэрролл Нельсон). Киев, 1998; Тюннешенд М. Магическое сновидение (Энергетическое целитель-ство женщины-нагваля). Киев, 1998; Хьюз-Калеро X. Полет Крылатой Волчицы. Киев, 1999; его "сподвижниц" Флоринды Доннер и Тайши Абеляр14. Чаще всего, авторы подобных книг представляют собой бесталанных подражателей Кастанеды: изначально они предлагают разного рода усовершенствования, адаптации, новые методики и проч., но не останавливаются на достигнутом и постепенно превращаются в "продолжателей дела Кастанеды", "прямых наследников по тольтекской линии" или просто в "просветленных магов". Они ни в коей мере не являются интерпретаторами или критиками Кастанеды и посему не представляют интереса для нашего исследования15.

Книга Виктора Санчеса "Учение дона Карпова" являет собой общий обзор практических техник, приведенных в первых девяти кастанедовских книгах. И хотя санчесовский труд не содержит чрезмерных аналогий с индуистскими и буддийскими духовными практиками, он представляется еще менее удачным, чем работа Ксендзюка. Подзаголовок книги Санчеса звучит как "Практическое применение произведений Карлоса Кастанеды ", однако в ней почти отсутствуют данные о том, как же Санчес, собственно, "применял эти произведения". Нет у него и своих собственных практик, которые шли бы в русле кастанедовских. Во второй своей книге, "Толъ-теки нового тысячелетия", Санчес растерял последний налет научности и превратился в одного из многих "учителей жизни" - нежизнеспособную копию Карлоса Кастанеды.

Эндрюс Л. Шаманка. Киев, 1999; Эндрюс Л. Путь Седьмой Луны. Киев, 1999; Эндрюс Л. Женщина-ягуар. Киев, 1999.

14 Доннер Ф. Сон ведьмы. В кн.: Кастанеда К. Сила безмолвия. Доннер Ф. Сон ведьмы. Киев, 1998; Доннер Ф. Жизнь-в-сновидении. Киев, 1998; Доннер Ф. Шабоно. Киев, 1998; Абеляр Т. Магический переход (путь женщины-воина). Киев, 1998.

15 Отдельно следует сказать о Майкле Харнере, авторе нескольких книг по этнографии южноамериканских индейцев. Пожалуй, это приятное исключение из правила: Харнер добросовестно исследовал шаманские культы и применение психотропных растений аяхнаска и кава племенами конибо и хиваро из Восточного Перу. Собранный им материал указывает на родство магического описания мира индейцев Центральной и Южной Америки. См.: Харнер М. Дж. Путь шамана, или шаманская практика. Руководство по обретению силы и целительству. М., 1991;HarnerM. J. Hallucinogens and Shamanism. Oxford, 1973.

Книга "Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой" за авторством Маргарет Раньян не носит научного характера и является, скорее, художественной биографией философа. Главное в ней -вовсе не подробное описание людей, книг и событий, которыми интересовался Кастанеда в годы молодости и которые повлияли как на его жизнь, так и на его книги. Возможно, все эти перечисления "влияний" - не более чем ловушка, припасенная самим Кастанедой. И уж совсем для нас не важно, что в ней, как и всегда в подобного сорта литературе, много отсебятины и ненавязчивого превознесения собственных достоинств. Главное, что есть в этой книге - это явление Кастанеды как страстного, широкого, любящего, преодолевающего все преграды человека, который так неожиданно столкнулся с великой невиданной безжалостной силой, заставившей его изменится и расстаться со всем, что он так любил и лелеял - тяжелого пути освобождения. Свидетельства Маргариты Раньян укрепляют в мысли о той искренности и безупречности, с которыми Кастанеда писал свои тома знания.

Ричард де Милль поставил целью своей жизни опровергнуть Кастанеду. Без устали приводит он на страницах своего двухтомника многочисленные "факты мошенничества" Кастанеды, которые сводятся главным образом к обвинениям в несоответсвии биографических данных Кастанеды его рассказам о себе и датам, проставленным на страницах его первых книг. Эти обвинения, однако, никак не задевают собственно философско-религиозные воззрения Кастанеды, и потому не представляют научного интереса.

Что касается разнообразных словарей, цитатников и сонников по Кастанеде, они никоим образом не могли привнести качественно нового знания в сферу кастанедианства.

Помимо вышеперечисленных книг, довольно много критических материалов по Кастанеде до сих пор остаются непереведенны-ми на русский язык. Отметим среди них в первую очередь такие работы, как монография Джея Кортни Файкса "Карлос Кастанеда: Академический оппортунизм и психоделические шестидесятые", в которой автор пытается доказать сфабрикованность книг американского антрополога, написанных якобы не выходя из дома, и вместе с тем признает, что дон Хуан имел реального прототипа среди индейских колдунов; произведение Дональда Ли Уильямса "Пересечения границ: психологическая подоплека "Пути знания" Карлоса Кастанеды", в котором автор произвел интерпретацию книги Кас-танеды "Второе кольцо Силы " с позиций юнгианства; а также сборник Дэниэла Ноэля "Видение Кастанеды ", в котором собраны многочисленные рецензии из газет и журналов16.

Следует упомянуть также и целый ряд интервью, которые на протяжении своей жизни - к слову, очень редко - давал сам Кастанеда. Почти все они также остаются непереведенными на русский язык17. В зависимости от склада ума того или иного репортера, эти интервью в большей или меньшей степени раскрывали неясные или запутанные элементы кастанедовского знания.

Несмотря на вполне внушительный список околокастанедов-ской литературы, из всех подобных исследований ни одно не смогло удовлетворить нас. Почти все они в той или иной мере представ

16 Douglas М. Authenticity of Castañeda. // Implicit Meanings. Essays on Anthropology. London, 1975; Fikes J. C. Carlos Castañeda: Academic Opportunism and the Psychedelic Sixties, Millenia Press, 1993; Noel D. C. Seeing Castañeda. 1976; Stillwell W.: The Process of Mysticism: Carlos Castañeda II Journal of Humanistic Psychology. Vol. 19 (1979) no. 4, pp. 7-29; Williams D. L. Border Crossings: A Psychological Perspective on Carlos Castaneda's Path of Knowledge. Toronto, 1981.

17 Наиболее известные: Интервью Карлоса Кастанеды журналу "Psychology Today". В кн.: Кастанеда К. Учения дона Хуана. М., 1999; Burton S. Magic and Reality И Time Magazine, 1973; Corvalan G. A conversation with the elusive Carlos Castañeda 11 Magical Blend Magazine, 1985, ##14-15; Thompson K. Carlos Castañeda Speaks: Portrait of a Sorcerer И New Age Journal, March/April 1994; Wagner B. The Secret Life of Carlos Castañeda: You Only Live Twice II Details, March, 1994. ляют из себя лишь попытки квазифилософского или, чаще, литературного осмысления воззрений Карлоса Кастанеды, но никак не реконструкцию или научную критику его учения. Скептически мы подошли и к тому способу описания кастанедовского учения, что роднит труды Ксендзюка, Степанова, Санчеса и других "концептуалистов кастанедианства". Зачастую тот или иной автор или прибегал к пересказу содержания книг Кастанеды и неубедительным сопоставлениям с другими философско-религиозными воззрениями, или скатывался в чрезмерное и произвольное, никак не обусловленное самой кастанедовской философией, каталогизаторство. Интерпретаторы Кастанеды словно соревновались друг с другом в том, кто из них составит наиболее разветвленную, сложноподчиненную, иерархическую систему взглядов и представлений Кастанеды. На наш взгляд, в этом таится некоторая небрежность. Дело в том, что сам Кастанеда постоянно избегал какой бы то ни было каталогизации собственного магического учения. От чего бы ни исходил тот или иной исследователь: от "Орла как бога" (Степанов), от "тональ-но-нагуального членения" (Санчес) или от "непостижимой бесконечности" (Ксёндзюк), - всегда оказывалось, что остальные элементы магической интерпретации мира, описанные, тем паче, в более ранних кастанедовских книгах, теряются и пропадают под тенью этих "концептов", превращаясь в несущественные, тупиковые, случайные эпизоды, переулки от "проспекта знания". Разумеется, из этого не следует, что никакая систематизация кастанедовской философии невозможна или не нужна; однако осуществлять ее следует без ущерба самим воззрениям Кастанеды.

Наконец, перечислим ту литературу, которую, по сведениям Маргарет Раньян, тщательно изучал сам Кастанеда в бытность свою студентом и которая имеет определенное отношение к степени разработанности нашей проблематики. Прежде всего, это две великолепные работы Олдоса Хаксли, посвященные психотропному опыту

18 с кактусом пейотом: "Двери восприятия" и "Рай и ад" .В них автор вплотную подошел к кастанедовским понятиям "описание мира", "иная реальность", "видение" и "линии мира". Другой книгой, повлиявшей на Кастанеду, стала монография Андрия Пухарика "Священный гриб", в которой автор приводил результаты исследования культов психотропных грибов, существовавших у разных народов в разное время: начиная с древних египтян и греков и заканчивая сибирскими шаманами и индейцами19. Именно из книги Пухарика Кастанеда, по мнению госпожи Раньян, впервые узнал о грибах рода Psilocybe Mexicana, которые наряду с пейотом сыграли важную роль в его первых книгах.

Кроме того, среди наиболее известных антропологических работ того времени, которые Кастанеда безусловно читал и принимал и которые до сих пор представляют несомненную научную ценность по нашей проблематике, назовем монографию профессора Дж. С. Слоткина "Пейотная религия у индейцев мено-мини ", опубликованную в 1952 году; исследование Уэстона Лабарра "Культ пейота"\ работы Дж. Б. Райна по парапсихологии; труд Гордона Уэссона "Сома: божественный гриб бессмертия " и его исследования культа Psilocybe среди индейцев племени масатека; и наконец, работы доктора Тимоти Лири (например, "Состояние экстаза") и его коллеги по Гарварду Ричарда Алперта, посвященные тому же псилоцибину

18 Huxley A. Doors of Perception. NY, 1954; Huxley A. Heaven and Hell. NY, 1956.

19 Puharich A. The Sacred Mushroom. NY, 1959. Пухарик лично собрал и подверг, так сказать, экспериментальной проверке несколько видов священных грибов, и хотя результаты в целом не дали желаемого результата, исследователь не стал подвергать сомнению те невероятные изменения в психических способностях и самосознании, которые могли происходить у настоящих служителей культов грибов. На эту же тему писал в своей книге "Священные отравы и божественное опьянение" Филипп де Фелис, документально установивший древнюю связь между религиозными ритуалами и наркотиками, которые, выражаясь словами Уильяма Джеймса, "стимулируют мистические свойства мистической натуры".

20 и только-только начинавшимся экспериментам с ЛСД . О всех этих мыслителях Кастанеда на страницах своих книг не упоминает ни разу21.

Предмет исследования

По мнению самого Карлоса Кастанеды, он, носитель западного мировоззрения и мышления, познакомился, воспринял и стал приверженцем некоего знания - мы, вслед за Кастанедой, будем называть его магической интерпретацией мира — которое гораздо вернее характеризует окружающий нас мир, благодаря чему и возможны те выдающиеся результаты, к которым приводит обучение этому знанию. Магическая интерпретация мира, по глубокому убеждению Кастанеды, с одной стороны, не может быть полностью истолкована в терминах академической науки, а с другой стороны, может быть понята и принята любым человеком, независимо от его образа мышления, на некоем иррациональном, внерассудочном "энергетическом" уровне. В результате, древнее индейское знание, пропущенное сквозь "фильтр" академического образования Кастанеды и нескончаемых попыток антрополога критически рассмотреть это знание с "позиций здравого смысла", превратилось в конгломерат

20 Slotkin J. S. The Peyote Religion among the Indeans of Meno-Mini. NY, 1952; La Barre W. The Peyote Cult II Yale Univ. Publications in Anthropology. 1989; Rhine J. B. New Frontiers of the Mind. NY, 1972; Wasson R.G. Soma: Divine Mushroom of Immortality. The Hague, 1968; Leary T. (Francis), Sirius R. U. (Introduction). The Politics of Ecstasy. NY, 1998.

21 Лично Кастанеда, разумеется, не вдавался в перечисление своих "духовных учителей" из числа "крупнокалиберных" философов. Один только раз, в интервью, он упоминает Витгенштейна и его "Логико-философский трактат": Кастанеда прочитал дону Хуану выдержки из него с целью выяснить мнение старика о достоинствах этой работы. Ответ дона Хуана действительно оригинален: "Твой друг Витгенштейн слишком сильно затянул петлю вокруг собственной шеи, так что и пойти ему некуда". - Интервью Карлоса Кастанеды журналу "Psychology Today". В кн.: Кастанеда К. Учения дона Хуана. M., 1999. С. 689.

Еще пару раз в интервью Карлос Кастанеда с почтением отзывался об Эдмунде Гуссерле, создателе феноменологии. По его мнению, Гуссерль оказался первым западным ученым, который понял, что существует возможность "откладывания суждений". Кастанеда заявлял в интервью, что "феноменология дала ему хорошее теоретическое и методологическое обрамление для восприятия учения дона Хуана". - Corvalan G. A conversation with the elusive Carlos Castañeda. #14. идей и представлений самого Кастанеды как одновременно мистика и ученого-антрополога.

Описание ученичества вылилось в одиннадцать книг пересказов его диалогов с индейскими магами, полевых заметок, анализа собственных ощущений, сомнений и открытий: все вместе это превратилось в широчайший компендиум теоретико-практических знаний - магическую интерпретацию мира, — которая и составляет предмет нашего исследования.

Цель и задачи исследования

Цель нашей диссертации заключалась в том, чтобы провести теоретическую реконструкцию философско-религиозных воззрений Карлоса Кастанеды, транслированных в одиннадцати его книгах. На пути к цели диссертации перед нами стояли следующие задачи, без решения которых сложно было бы двигаться дальше:

- установление ключевых моментов, диалогов, сентенций и рассуждений каждой из книг Кастанеды;

- теоретический анализ тех базисных категорий и концепций Кастанеды, которые слагают магическую интерпретацию мира;

- установление, насколько эти категории соотносятся между собой и насколько все одиннадцать книг Кастанеды представляют собой неразрывное и непротиворечивое единство магической интерпретации мира, которое позволяло бы оперировать одними и теми же понятиями и категориями на всем протяжении поля исследования;

- раскрытие основных онтологических и гносеологических воззрений Карлоса Кастанеды, слагающих фундамент его философии;

- раскрытие ценностно-мировоззренческих и духовно-практических основ кастанедовской философии, обуславливающих все основные парадигмы его философско-религиозных воззрений.

Методология исследования

На пути к теоретической реконструкции магической интерпретации мира, мы широко использовали метод контентного анализа произведений Карлоса Кастанеды. Мы анализировали эти книги одну за другой - так, как их писал сам Кастанеда, или, если угодно, так, как обучал его учитель дон Хуан - находя в каждой из них базисные элементы и сочетая их между собой.

Здесь важно отметить, что по ходу своего ученичества Кастанеда пришел к парадоксальному выводу. Практически любой из элементов индейского знания, полученного Кастанедой, сочетался с другим элементом, но при этом не мог быть корректно рассмотрен в рамках общепринятой западноевропейской онтологической и гносеологической традиции; а подвергнуться проверке на внутреннюю логическую непротиворечивость могла лишь небольшая часть из этих элементов. Добавим к этому, что целый ряд элементов раскрытого Кастанедой индейского знания, с точки зрения самого автора, вообще не мог быть истолкован ни в терминах науки, ни с помощью обычного языка, ни даже в рамках магической интерпретации мира, поскольку он относится к тем областям человеческого, которые не имеют ничего общего с сознательной мыслительной деятельностью. Выявить и постичь подобные элементы можно лишь через глубинное вхождение, вчувствование в то, что сам Кастанеда назвал "синтаксисом мира магии". Иными словами, не только следование этому учению, но даже теоретическая его реконструкция зачастую требовали как от самого Кастанеды, так и от нас, привлечения элементов феноменологической эмпатии. Это означало вживание в магическую интерпретацию мира и попытку внутреннего

22 истолкования основных элементов, представленных в ней .

Любопытно, что даже те "простые" элементы магического знания, которые можно "перевести" на обыденный язык, по глубокому мнению Кастанеды, теряют большую часть смысла в том случае, если за ними не стоят практические, часто невербализированные шаги и техники. Строго говоря, растянувшийся на одиннадцать книг кастанедовский пересказ его обучения магии стал возможен лишь благодаря болезненной страсти автора к саморефлексии и логическим упражнениям. Был бы на его месте неграмотный индеец,

22 Как писал Герардус ван дер Леув: "Физик, изучающий определенный объект, вполне может обойтись тем, что будет держаться от него на расстоянии, чтобы точно наблюдать его, ходить вокруг него, рассматривая со всех сторон. Но психолог и историк, начав с того же, воспользовавшись всеми преимуществами временного и пространственного дистанцирования, должны совершить еще одно усилие и погрузиться в объект. Это то, что называется эмпа-тией, перенесением себя внутрь объекта и переживанием его в собственном опыте. При этом обязанность ученого заключается не в подтверждении причинно-следственных связей, которые никоим образом не могут быть "пережиты ", а во вхождении в связный поток сознания. Последний не может быть "познан" через внешние методы подсчета, сложения или измерения, но способен быть познан лишь изнутри. Ученый должен позволить этому неразделенному общему влиять на него во всей своей полноте. За всем этим лежит вовсе никакой не критический анализ: рассечение на элементы, как бы оно ни требовалось на предварительной аналитической стадии, представляет собой огромный вред для эмпатии. Кто рассекает целое - убивает его, а мы должны оставлять ему жизнь." — Leeuw G., van der. Some Recent Achievements of Psychological Research and Their Application to History, in Particular the History of Religion. Tübingen, 1926. P. 401.

По замечанию известного феноменолога религии Уильяма Бреде Кристенсена, "мы используем наш собственный религиозный опыт для того, чтобы понять опыт других. Мы никогда не сможем описать сущность религии, если мы не знаем, что такое религия (не сущность религии!), из нашего собственного опыта. Нам не обойтись без этого опыта даже в чистейшем историческом исследовании. Рациональная и систематическая структуры в религии невозможны. Всякий раз для нас обязательно наличие определенного количества интуиции. С помощью эмпатии историк пытается оживить в своем собственном опыте то, что "чуждо" для него и то, к чему [другими способами] он может только приблизиться." - См.: Kristensen W. В. The Meaning of Religion. London, 1960.

Как подчеркивал голландский религиовед Клаас Юко Блеекер, "если говорить о методологии, то в действительности существует только одно общее правило: изучение религиозных феноменов должно осуществляться критически, непредвзято, в научной манере, но в то же время с эмпатией" - Bleeker С. J. Commentary // Science of Religion: Studies in Methology. The Hague etc., 1979. P. 176.

Об эмпатии, о собственном активном, внутреннем постижении чужого религиозного опыта, о невозможности проникновения в загадочный мир религии для того человека, что ни разу не испытал в себе религиозный импульс, в той или иной мере настаивали также такие религиоведы, как Р. Отто, Н. Зёдерблом и Ф. Хейлер. весь процесс обучения, скорее всего, вылился бы в безмолвное дей-ствование, не оставляющее времени на пустую говорильню и полевые записи, и уж тем более на издание книг.

Подтвердим справедливость этих слов на примере одной из самых емких концепций Кастанеды - искусства сновидения. С точки зрения магической интерпретации мира, раскрытой Кастанедой, сновидение, в котором, в отличие от обычного человеческого сна, сновидящий путем длительных тренировок достигает умения контролировать все детали и события сновидения, или выстраивать его, является одной из разновидностей нашей реальности, способной пересекаться с тем, что мы называем реальностью состояния бодрствования. Если бы посторонний человек попытались проверить истинность данной посылки, исходя из своего обыденного ми-роописания, он бы не только не смог этого добиться, но и, скорее всего, объявил ее бессмыслицей и бредом. И был бы отчасти прав: в нашем привычном мироописании идея реальности сновидений нелепа. Более того, все существующие методики проведения экспериментов и все технические средства, выстроенные по образцу нашего привычного мироописания, также оказались бы бессильными в постижении сновидения. Даже если бы этот человек, к примеру, расставил по всему городу посты с целью зафиксировать "материализацию сновидящего в реальной жизни", то и тогда бы его постигла неудача. Дон Хуан объяснил бы ее причину так: человек оперирует только теми вещами, к которым он привык, которые уже заложены в его голове, и не реагирует на то, чего никогда не видел, для чего у него нет совершенно никакого описания. Так что, скорее всего, если бы обычный человек, никогда не видевший тело сновидения и не знающий даже, что именно ему следует ожидать, - если бы он вдруг заметил посреди улицы сновидящего, то он просто ничего не понял бы и списал все или на минутное затмение ума, или на мимолетную тень, или на соринку в глазу (к чему уж он больше склонен) .

Нам думается, это очень важный момент, поскольку для правдоподобного изучения какой бы то ни было замкнутой системы исследователь обязан иметь доступ в нее саму: ограничиваться же лишь внешним описанием закрытой для исследователя системы никак нельзя, поскольку ее внешние очертания совершенно не проливают свет на ее внутреннюю суть. Наглядный пример с искусством сновидения ясно демонстрирует нам, что для всестороннего изучения чуждой системы никогда не бывает абсолютно достаточно просто наблюдать за ее ритуалами и практиками со стороны. Необходимо вжиться в нее, стать ее частью и даже, возможно, подвергнуться собственной трансформации под ее влиянием - то есть испытать все преимущества и недостатки феноменологической эмпа-тии. Утверждают, что в последнем случае данная система должна неминуемо наложить отпечаток на качество и акцент такого исследования, однако, по крайней мере, это принесет хоть какой-то результат, ту необходимую, пусть и искаженную информацию, которую ни за что не добыть, если до конца оставаться "независимым экспертом" и смотреть на все со стороны24.

23 Сходные мысли Кастанеда почерпнул из работ Талкотта Парсонса, который подчеркивал роль символов и соглашений во взаимодействии людей, выстраивающих себе социальный мир. Именно Парсонс впервые ввел термин "глосса" для обозначения единицы "согласительного" восприятия. Вот как в одном из интервью объяснял идею парсонсовской "глоссы" сам Кастанеда: "Я пришел к пониманию магии в терминах идеи Талкотта Парсонса о глоссах. Глосса — это общая система восприятия и языка. Например, эта комната является глоссой. Мы соединили вместе набор изолированных восприятий — пол, потолок, окно, лампы, коврики и так далее, - чтобы создать единую целостность. Но для этого мы должны быть научены собирать мир воедино таким образом. Ребенок исследует мир с помощью нескольких предпосылок до тех пор, пока его не обучат видеть вещи соответственно описаниям, насчет которых все соглашаются. Мир — это соглашение. Система глоссирования чем-то напоминает ходьбу. Мы должны научиться ходить, но когда мы научились, остается только один способ ходьбы. Мы должны научиться видеть и говорить, но когда мы научились, мы подчинены синтаксису языка. "-ИнтервьюКарлосаКастанеды журналу "Psychology Today", стр. 688-689. 24 Любопытно размышление самого Кастанеды: "Заявление, что искусство, магия и наука не могут существовать в одном месте одновременно, - это устаревший пережиток философ

Новизна диссертации

Данная работа является первым в России исследованием философско-религиозных воззрений Кастанеды на диссертационном уровне.

Наше исследование является, насколько нам известно, первой в России научной работой, в которой рассматривается практически все творчество Кастанеды, во всей его полноте.

В нашей диссертации впервые предпринята попытка не просто пофилософствовать на темы, как-то связанные с Кастанедой и его книгами, "отыскивая влияния, взаимосвязи и противоречия" с другими учениями, но углубиться и постичь собственно магическую интерпретацию мира в ее функциональном, морфологическом, системном аспектах, в результате чего была выявлена самостоятельная и самодостаточная совокупность целого круга онтологических и гносеологических идей, этическо-нравственных воззрений, духовных практик и магических техник, рефлексий и переживаний, традиций и обычаев.

Теоретическое и практическое значение диссертации

Материалы диссертации могут содействовать дальнейшему исследованию кастанедианства как в контексте мировой культуры, так и в российской общественной жизни, в частности. Предпринятая нами теоретическая реконструкция учения Кастанеды углубляет ских категорий Аристотеля. В социологии двадцать первого века мы должны будем избавиться от такого рода ностальгии по античным временам. Даже само понятие этнографии представляется мне чересчур закостеневшим, поскольку оно предполагает, что описание иных культур — целиком задача антрополога, между тем, как на деле этнограф столкнется с множеством граней чуждой культуры, имеющих лишь поверхностное отношение собственно к антропологии. Более того, сам этнограф не может являться стерильным инструментом науки. Как личность, он несет в себе не меньшую многогранность, чем тот феномен, который он описывает, и это неизбежно наложит отпечаток на его работу." - См.: Thompson К. Portrait of a Sorcerer. анализ этого духовно-религиозного феномена, сравнительно мало изученного в нашей стране. Теоретическая составляющая данной диссертации может также быть использована для подготовки спецкурсов по изучению религиозно-философских воззрений Карлоса Кастанеды или служить материалом для изучения отдельных сторон духовно-этической составляющей общемировой культуры второй половины XX века. Диссертация может быть оценена как вклад в изучение кастанедианской духовной традиции, которая не прервалась со смертью своего основателя, но до сих пор существует в среде разрозненных объединений или одиночек - приверженцев учения.

Апробация диссертации

План, основные положения диссертации были обсуждены на методологическом семинаре аспирантов кафедры философии религии и религиоведения. Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры философии религии и религиоведения.

Структура диссертации

Данная работа состоит из введения, шести разделов, заключения и списка использованной литературы. Каждая новая глава в целом соответствует, анализирует и раскрывает каждую более позднюю книгу Карлоса Кастанеды, так что все вместе они образуют общую реконструкцию магической интерпретации мира, как она транслирована во всех одиннадцати книгах американского антрополога.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Тукмаков, Денис Игоревич

Заключение.

Мы проанализировали каждую из одиннадцати книг антрополога, раскрыв все наиболее важные смысловые элементы, базисные категории и концепции Кастанеды, в них содержащиеся. Нашей основной задачей было правильно истолковать транслированное Кас-танедой знание, которое мы назвали магической интерпретацией мира. Изначально мы приняли аксиому, согласно которой поставили знак равенства между этим понятием и кастанедовскими книгами. Плавно переходя от книги к книге, двигаясь по мере их усложнения, мы находили родство их базисных категорий, понятий и концепций, благодаря которому можно говорить о внутренней спаянности всего кастанедовского учения, выделяя и анализируя каждую из этих концепций.

Мы выяснили, что все одиннадцать книг Кастанеды представляют собой неразрывное и непротиворечивое единство магической интерпретации мира, которое позволяет оперировать одними и теми же понятиями и категориями на всем протяжении "поля исследования", а также сочетать элементы этой интерпретации между собой.

Мы еще раз убедились в том, что подобная нерасчленимая це-локупность кастанедовского знания не предполагает при этом какой-то серьезной иерархии, поскольку одним из ее кардинальных принципов является уравновешенность и одинаковая важность всех элементов этой целокупности. Конечно, человек подчинен определенным законам, факторам и требованиям, за пределы которых он не может вырваться (Орел, Правило, силы, энергетическая структура, видение), однако еще одним основополагающим принципом его существования является экзистенциальное стремление к абсолютной свободе от каких бы то ни было ограничений разума или воли.

Разумеется, подобное отношение к внешним факторам этого мира не предполагает построения какой-то серьезной иерархии знания.

Вместо нее наше теоретическое изучение выдвинуло на первый план необходимость теоретической реконструкции онтологической и гносеологической составляющих магической интерпретации мира. Осуществив ее благодаря методу контентного анализа и методу феноменологической эмпатии, мы раскрыли основное содержание философско-религиозных воззрений Карлоса Кастанеды.

Наше теоретическое исследование показало также, что еще более существенной частью кастанедовской концепции мира является ценностно-мировоззренческий подход воина к собственной жизни и ко всему миру, выливающийся в своеобразный "кодекс поведения воина". Он, однако, также не является костным, уставообразным сводом или кадастром, а напоминает скорее рекомендации, наставления, советы правильного образа жизни. Последние, впрочем, далеки от морализаторства, поскольку естественным мерилом их эффективности выступает понятие "личной силы", вненравственное по своей сути. Личная сила, в свою очередь, трактуется Кастанедой сугубо практически, поскольку единственное ее проявление - в тех или иных действиях человека. Следовательно, чтобы до конца разобраться в этой праксиологической составляющей магической интерпретации мира, возможно, следует перейти уже к контрлируе-мым практическим шагам, что, однако, остается уделом будущих исследований.

Во множестве мест мы отметили также аксиологическую ценность целого ряда мировоззренческих установок, которые, безусловно, способны стать серьезным морально-нравственным основанием для духовной ориентации многих и многих людей. Наконец, мы всякий раз с огромным уважением относились к Карлосу Кастанеде не только как к транслятору магической интерпретации мира, не только как к писателю или философу, но как к самоотверженному, бесстрашному, благородному и неистощимому исследователю тайн индейской мудрости, загадок нашего мира и величия человеческого духа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тукмаков, Денис Игоревич, 2000 год

1. Абеляр Т. Магический переход (путь женщины-воина). Киев:1. София, 1998.-320 с.

2. Алимарин С., Барабашев П. Путь воина II Наука и религия. 1988.10

3. Арсеньева С. Карлос Кастанеда: не догма, а руководство к действию?!/ Московский Комсомолец. 1995. 31.01

4. Виллолдо А., Джендресен Э. Четыре ветра. Киев: София, 1999.-320 с.

5. Виллолдо А., Джендресен Э. Остров Солнца. Киев: София, 1999.-288 с.

6. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. В кн.: Витгенштейн Л. Философские работы, ч.1., М.: Гнозис, 1994

7. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологическойфилософии. Книга I. Пер. А.В. Михайлова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 332 с.

8. Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М.: Дягилевъ Центръ,1. ЦДЛ, 1991.-215 с.

9. Доннер Ф. Сон ведьмы. В кн.: Кастанеда К. Сила безмолвия.

10. Доннер Ф. Сон ведьмы. Киев: София, 1993. 480 с.

11. Доннер Ф. Жизнъ-в-сновидении. Киев: София, 1998. 352 с.

12. Доннер Ф. Шабоно. Киев: София, 1998. 320 с.

13. Интервью Карлоса Кастанеды журналу "Psychology Today". В кн.: Кастанеда К. Учения дона Хуана. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-пресс, 1999. 704 с. (Серия "Антология мысли").

14. Кастанеда К. Книги 1-4. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Сказки о силе. Киев: София, 1999.-688 с.

15. Кастанеда К. Книги 5-8. Второе кольцо силы. Дар Орла. Огонь Изнутри. Сила безмолвия. Киев.: София, 1999. - 688 с.

16. Кастанеда К. Книга 9. Искусство сновидения. Киев: София, 1999.-288 с.

17. Кастанеда К. Книга 10. Активная сторона бесконечности. Киев: София, 1999.-320 с.

18. Кастанеда К. Книга 11. Колесо времени. Шаманы Древней Мексики: их мысли о жизни, смерти и Вселенной. Киев: София, 1999. -285 с.

19. Кастанеда К. Учения дона Хуана. (Путь знания индейца племени яки). Часть вторая. Структурный анализ. Киев: Ковчег, 1992. -208 с.

20. Кастанеда М. Р. Магическое путешествие с Карлосом Кастане-дой. Красноярск: Миф, 1998. 240 с.

21. Кацуки С. Практика дзэн. Киев: Рефл-бук, 1993.

22. Кен Орлиное Перо. Трэкинг свободы. Киев: София, 1997. 288 с.

23. Кен Орлиное Перо. Путешествие с Силой. Исследование и развитие восприятия. Киев: София, 1997. 288 с.

24. Кен Орлиное Перо. Тропа тольтеков. Киев: София, 1998. 352 с.

25. Классен Н. Мудрость толтеков (Карлос Кастанеда и философия дона Хуана). Киев: София, 1998. 288 с.

26. Классен Н. Карлос Кастанеда и завещание дона Хуана (Мудрость Толтеков в новой эпохе). Киев: София, 1998. 288 с.

27. Ксендзюк А. П. Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. Одесса: Хаджибей, 1995.-480 с.

28. Лаберж С. Практика осознанного сновидения. Киев: София, 1998.-288 с.

29. Лилли Д. Центр циклона. Рам Дасс. Зерно на мельницу. Киев: София, 1997.-320 с.

30. Лилли Д. Парный циклон. Киев: София, 1998. 320 с.

31. Льюис К. Человек отменяется II Собрание сочинений в 8 тт. Т.З. М.: Фонд им. о. Меня, 1999. 414 с.

32. Мамардашвили М. К. Беседы о мышлении II Курс лекций, прочитанных в 1986 1967 гг. в Тбилисском университете.

33. Марез Т. Возвращение воинов. Киев: София, 1997. — 288 с.

34. Марез Т. Крик Орла. Киев: София, 1997. 384 с.

35. Марез Т. Туманы знания драконов. Киев: София, 1998

36. Марез Т. Ох уж это счастье! Киев: София, 1999

37. Милль Р., де. Записки о доне Хуане (Контрверсия). В 2-х томах. Киев: София, 1999. 288 с.

38. Минделл А. Дао шамана (путь тела сновидения). Киев: София, 1998.-288 с.38. "Мир Карлоса Кастанеды". Киев: София, 1998-9. №№1-10.

39. Миямото Мусаси. Книга Пяти Колец. В кн.: Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования. Миямото Мусаси. Книга пяти колец. СПб.: Евразия, 1997

40. Ницше Ф. Так говорил Заратустра II Сочинения в 2 тт. М.: Мысль, 1990.

41. Пелевин В. Последняя шутка воина II Общая газета. 1998. №25.42. "Прикладная герменевтика". Киев: София, 1997-8. №№1-4

42. Рам Дасс. Путешествие к пробуждению. (Пособие для занимающихся медитацией). Киев: София, 1998. 288 с.

43. Розин В. Путеводитель по "Дону Хуану" II Наука и религия. 1990. №7

44. Санчес В. Учение дона Карлоса. Практическое применение произведений Карлоса Кастанеды. М.: Ось-89, 1996. 240 с.

45. Санчес В. Толътеки нового тысячелетия. М.: Ось-89, 1997. -240 с.

46. Сент-Экзюпери А. де. Цитадель II Избранное. М.: Гудьял-Пресс, 1999.-672 с.

47. Степанов С. Лекции на тему "Философия Кастанеды" II Игра в бисер. 1995. №№1-2.

48. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. -572 с

49. Тенсегрити: Психоэнергетические практики Карлоса Кастанеды. Киев: София, 1999. Часть 1. 160 е.; часть 2. 160 е.; часть 3. 256 с.

50. Тибетская книга мертвых. М.: Подиум, 1992. 94 с.

51. Толтекский путеводитель к свободе и радости (Учение нагваля Мигеля Руиса, записанное Мэри Кэрролл Нельсон). Киев: София, 1998.-288 с.

52. Томас. Обещание Силы. Киев: София, 1999. -480 с.

53. Тукмаков Д. Спорт как победа над миром II Завтра, №52, 1999.

54. Тюннешенд М. Магическое сновидение (Энергетическое цели-тельство женщины-нагваля). Киев: София, 1998. 320 с.

55. Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии. Париж, 1939.

56. Харнер М. Дж. Путь шамана, или Шаманская практика. Руководство по обретению силы и целительству. М.: НПФ "Велес", 1991.-187 с.

57. Хьюз-Калеро X. Круг Силы. Диалоги с Учителем-Шаманом. Киев: София, 1999. 240 с.

58. Хьюз-Калеро X. Полет Крылатой Волчицы. Киев: София, 1999. 256 с.

59. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

60. Элиаде М. Архаические техники экстаза. Киев: София, 1999. -320 с.

61. Эндрюс JI. Шаманка. Киев: София, 1999. 288 с.

62. Эндрюс JI. Путь Седьмой Луны. Киев: София, 1999. 288 с.

63. Эндрюс JI. Женщина-ягуар и мудрость дерева бабочек. Киев: София, 1999.-256 с.

64. Ямамото Цунэтомо. ХагакурэП Книга самурая. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.

65. Anderson Е. F. Peyote: the Divine Cactus. Tucson: University of Arizona Press, 1996. 272p.

66. Baum D. Smoke and Mirrors : The War on Drugs and the Politics of Failure. New York: Little Brown & Co, 1997. 396 p.

67. Blackmore S. J. Beyond the Body: An Investigation of Out-of-the-Body Experiences. London: Heinemann, 1982. — 271 p.

68. Burton S. Magic and Reality II Time Magazine. 1973

69. Castaneda C. The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge. New York: Simon and Schuster, 1968. 288 p.

70. Castaneda C. A Separate Reality: Further Conversations with Don Juan. New York: Simon and Schuster, 1971. 317 p.

71. Castaneda C. Journey to Ixtlan: The Lessons of Don Juan. New York: Simon and Schuster, 1972. 315 p.

72. Castañeda C. Tales of Power. New York: Simon and Schuster, 1974. -287 p.

73. Castañeda C. The Second Ring of Power. New York: Simon and Schuster, 1977.-316 p.

74. Castañeda C. The Eagle's Gift. New York: Simon and Schuster, 1981.-316p.

75. Castañeda C. The Fire From Within. New York: Simon and Schuster, 1984. 296 p.

76. Castañeda C. The Power of Silence: Further Lessons of Don Juan. New York: Simon and Schuster, 1987. 286 p.

77. Castañeda C. The Art of Dreaming. New York: HarperCollins Pub., 1993.-260 p.

78. Classen N. Das Wissen der Tolteken. Berlin, 1992. 320 p.

79. Corvalan G. Evasive Mysteries II Magical Blend Magazine. 1985, Issues 14,15

80. DeKorne J. Psychedelic shamanism: the cultivation, preparation, and shamanic use of psychotropic plants. Port Townsend: Loom-panics Unlimited, 1994. 155.

81. Dilthey W. Gesammelte Schriften. 20 bb. Berlin, 1924-30. Vol. 7, 1927.

82. Douglas M. Authenticity of Castañeda II Implicit Meanings. Essays on Anthropology. London: Routledge & Kegan Paul, 1975.

83. Drugs, rituals and altered states of consciousness. Rotterdam : A. A. Balkema, 1977. 272 p.

84. Drury N. Don Juan, Mescalito and Modern Magic. London; Boston: Routledge & Kegan Paul, 1978. 229 p.

85. Fikes J. C. Carlos Castañeda: Academic Opportunism and the Psychedelic Sixties, Millenia Press, 1993. 255 p.

86. Fort C. Conversations with Carlos Castaneda. United States?: C. Fort, 1994. 88p.

87. Goodman M. I was Carlos Castaneda: the afterlife dialogues. New York: HarmoNew York Books, 2001.

88. Harner M. J. Hallucinogens and Shamanism. Oxford: Oxford Univercity Press, 1973.

89. Heiler F. Prayer: a Study in the History and Psychology of Religion. Oneworld, 1997. 408 p.

90. Hultkrantz A. The attraction of peyote: an inquiry into the basic conditions of the diffusion of the peyote religion in North America. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1997. 233p.

91. Huxley A. Doors of Perception. New York: Harper & Row, 1954. -79 p.

92. Huxley A. Heaven and Hell. New York: Harper & Row, 1956. 103 P

93. Keen S. Sorcerer's Apprentice II Psychology Today. 1975

94. Kristensen W. B. The Meaning of Religion. The Hague: Mouton, 1960.

95. La Barre W. The Peyote Cult. Norman: University of Oklahoma Press, 1989.-334 p.

96. Leary T. Flashbacks: A Personal and Cultural History of an Era. Los Angeles: J. P. Tarcher, 1990. 405 p.

97. Leary T. (Francis), Sirius R. U. (Introduction). The Politics of Ecstasy. New York: G. P. Putnam's Sons, 1998. 371 p.

98. Leeuw G., van der. Religion in essence and manifestation. Princeton: Princeton University Press, 1986. 727 p.

99. Leeuw G., van der. Some Recent Achievements of Psychological Research and Their Application to History, in Particular the History of Religion. Tübingen, 1926.

100. Macdowell M. A comparative study of Don Juan and Madhya-maka Buddhism : Knowledge and transformation. Delhi: Motilal Banarsidass, 1981. 116p.

101. McKenna T. Food of the Gods: The Search for the Original Tree of Knowledge: A Radical History of Plants, Drugs, and Human Evolution. New York: Bantam Books, 1992. 311 p.

102. Mille R., de. Castaneda's Journey: The Power and the Allegory. London: Sphere Books, 1978.

103. Millman D. Way of the Peaceful Warrior. Tiburon: H. J. Kramer, Inc., 1980.-210 p.

104. Noel D. C. Seeing Castaneda : reactions to the "Don Juan" writings of Carlos Castaneda. New York: Putnam, 1976. 250 p.

105. Otto R. Das Heilige: Über das Irrationale in der Idee des

106. Göttlichen und Sein Verhältnis zum Rationalen. Gotha: Leopold1. Klotz Verlag, 1926.

107. Pearce J. C. The Crack in the Cosmic Egg: Challenging Constructs of Mind and Reality. New York: Julian Press, 1971. 207 p.

108. Pearce J. C. Exploring the Crack in the Cosmic Egg: Split Minds and Meta-realities. New York: Julian Press, 1974. 173 p.

109. Pearce J. C. Magical Child Matures. New York: Dutton, 1985. -236 p.

110. Puharich A. The Sacred Mushroom. New York: Anchor Press, 1959.

111. Rhine J. B. New frontiers of the mind; the story of the Duke experiments. Westport: Greenwood Press, 1972. 275 p.

112. Ross-Flanigan N. Peyote. Springfield: Enslow Publishers, 1997. -112p.

113. Silverman D. Reading Castaneda: a prologue to the social sciences. London: Routledge and Kegan Paul, 1975. 113p.

114. Slotkin J. S. The Peyote Religion among the Indeans of Meno-Mini. New York: Octagon Books, 1952

115. Smith A. Powers of Mind. New York: Random House, 1975. -418 p.

116. Soderblom N. The Living God: Basal Forms of Personal Religion,with a biographical introd. by Yngve Brilioth. New York: AMS Press, 1979.-392 p.

117. Stillwell W.: The Process of Mysticism: Carlos Castaneda II Journal of Humanistic Psychology. Vol. 19 (1979) no. 4, pp. 7-29

118. Talbot M. The Holographic Universe. New York: HarperPerennial, 1991. 338 p.

119. Thompson K. Carlos Castaneda Speaks: Portrait of a Sorcerer II New Age Journal. March/April 1994

120. Wagner B. The Secret Life of Carlos Castaneda: You Only Live Twice II Details. March, 1994

121. Wasson R.G. Soma: Divine Mushroom of Immortality. The Hague: Mouton, 1968.

122. Watson L. Beyond Supernature: A New Natural History of the Supernatural. New York: Bantam Books, 1988. 296 p.

123. Williams D. L. Border Crossings: A Psychological Perspective on Carlos Castaneda's Path of Knowledge. Toronto: Inner City Books, 1981.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.