Философское мировоззрение А.Н. Скрябина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Михайлова, Любовь Евгеньевна

  • Михайлова, Любовь Евгеньевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 142
Михайлова, Любовь Евгеньевна. Философское мировоззрение А.Н. Скрябина: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Тверь. 2008. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Михайлова, Любовь Евгеньевна

1. Введение

2. Глава I. Основные принципы мировоззрения Скрябина

1.1. Основные черты культуры Серебряного века

1.2. Онтология и космогония А. Н. Скрябина

1.3. Тема эсхатологизма в философии Скрябина

3. Глава И. Философия творчества А. Н. Скрябина

2.1. Творчество как фундаментальный принцип философии А. Н. Скрябина

2.2. Проблема личности художника-творца

2.3. Концепция музыкального творчества А. Н. Скрябина

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философское мировоззрение А.Н. Скрябина»

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования.

Одним из интереснейших этапов истории российской культуры был Серебряный век, границы которого определены глубочайшими переменами в общественной жизни, происходившими на рубеже XIX - XX веков. Это было время, богатое достижениями, как в области художественного творчества, так и в области мировоззренческого поиска.

Серебряный век - период перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.

В авангарде данного процесса находились деятели художественной культуры, многие из которых были личностями возрожденческого масштаба. В своем духовном поиске они нередко выходили за рамки собственно художественного творчества в область глобальных философских обобщений.

Философские размышления деятелей Серебряного века дали небезынтересные результаты, не потерявшие своего значения и в наши дни как характерные для отечественной культурной традиции формы отклика на ценностный кризис, обусловленный наступлением жесткой технизированной социальной реальности. Современная ситуация видоизменения ценностного сознания сближает piac с первой половиной XX века, с наследием русских мыслителей, которые пытались в условиях разрушения привычной им картины мира найти устойчивую основу человеческого существования. В современном технизированном российском обществе также ощущается кризис ценностной системы. Это во многом связано с историческими реалиями последнего столетия, когда Россия дважды проходила кардинальную смену ценностного вектора. На современном этапе развития вновь оказались потрясены духовные основы общества. Присутствие в современном российском обществе состояния духовной растерянности, смятенности делает актуальным обращение к русской философской мысли рубежа XIX — XX вв.

Одним из выдающихся деятелей этой эпохи был А. Н. Скрябин, великий русский композитор (1872 — 1915). Его произведения искусства явились ярким примером новой культуры начала XX века. Однако музыкальное творчество композитора во многом фундировалось философскими размышлениями. Скрябин глубоко осознавал необходимость новых мировоззренческих оснований художественного творчества. Это осознание нашло выражение в его философских размышлениях, которые содержат весьма ценные идеи, касающиеся природы художественного творчества, личности художника-творца. Актуальность обращения к философскому наследию А. Н. Скрябина обусловлена его стремлением к нравственному возрождению, к оздоровлению духовности современного ему общества, к трансляции определенных нравственных установок.

Идеи Скрябина не потеряли актуальности и в наши дни в контексте проблематики развития искусства, его роли в общественной жизни, взаимосвязи художника и социальной среды.

Степень научной разработанности проблемы.

Существует целый ряд глубоких исследовательских работ, посвященных Серебряному веку. Новый всплеск интереса к этому периоду приходится на последние десятилетия. Анализ представленной литературы выявил наличие двух аспектов разработанности проблемы.

Во-первых, это исследования, посвященные изучению Серебряного века как особого типа русской культуры, в частности, поискам истоков данного феномена, осмыслению мировоззрения, выделению характерных черт. Интерес к Серебряному веку проявился практически сразу после падения этого типа культуры в России. Однако историческая ситуация в советский период ( препятствовала как адекватной оценке названной эпохи, так и ее исследованиям. Об этом периоде писали в рамках общего анализа истории культуры. Подобные исследования (например, монография Jl. Е. Кертмана1), проводившиеся в советскую эпоху, отличаются идеологической ангажированностью, хотя в них зачастую содержался достаточно репрезентативный анализ культуры Серебряного века. Такие русские философы, как С. JT. Франк, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, А. В. Флоровский, эмигрировавшие из России, продолжали изучать культуру Серебряного века за рубежом.

В современной России активизировался интерес к проблеме Серебряного века в различных ее аспектах: искусствоведческом, эстетическом, философском, социально-историческом. Исследования данной эпохи представляют в своих работах общую оценку культуры «русского ренессанса». Труды направлены на изучение картины мира культуры Серебряного века, на определение характерных черт данной культуры. Такие исследователи, как И. В. Кондаков, Ю. Р. Кричевская, A. JI. Русакова, JI. А. Рапацкая2 и др. в своих работах обращаются к характерным чертам картины мира данной эпохи. Ученые расходятся в некоторых нюансах, однако общая логика определения характерных черт мировоззрения Серебряного века сохраняется. Особенности, выделенные ими, органически продолжают одна другую и фактически складываются в единую целостную мировоззренческую картину.

В рамках культурологического и искусствоведческого исследования Серебряного века существуют работы российских и зарубежных авторов Е. А.

1 Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. - М., 1987.

2 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры - М.: Аспект-пресс, 1997.; Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века. — М.: ТОО «ИнтелТех», 1994.; Русакова А.Л. На повороте столетий // Искусство Ленинграда. - 1991. - № 3. - С. 48-63; Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века».-М.: Просвещение, 1996.

Борисовой и Г. Ю. Стернина, А. Пайман, Е. И. Кириченко1, исследующих конкретные явления и формы культуры данной эпохи. К ним, в первую очередь относятся труды, в которых дан содержательный анализ русской культуры.

Второй аспект разработанности проблемы представлен исследованиями, посвященными различным сторонам русской религиозной философии — как общего мировоззренческого фона, так и отдельных философских систем. Особенно активизировался интерес к религиозно-философскому наследию в посткоммунистическую эпоху, когда стали наблюдаться объективные попытки его непредвзятого прочтения современными исследователями. Среди авторов подобных исследований нельзя не отметить работы таких известных ученых, как В. В. Сербиненко, С. С. Хоружего, И. И. Евлампиева, В А. Ку-вакина, Н. С. Семенкина, И. И. Семаевой, С. С. Аверинцева, С. Д. Титаренко, Б. В. Емельянова, А. И. Новикова , представивших основные принципы мышления творческих личностей эпохи рубежа XIX - XX вв., а также основную идеологию Серебряного века, вписав ее в контекст мировой философии.

Основная проблема, затрудняющая исследования данного периода, - отсутствие четких концептуальных основ, устойчивого терминологического аппарата. Несмотря на обилие исследований, посвященных эпохе рубежа

1 Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М., 1998.; Пайман А. История русского символизма. - М., 1998.; Кириченко Е.И. Русский стиль: поиски выражения национальной самостоятельности. Народность и национальность. — М., 1997.

2 Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв. - М., 1993; Сербиненко В.В. Русская философия. - М., 2006.; Сербиненко В.В. В.С.Соловьев. - М., 2000; Хоружий С.С. О старом и новом. - М., 2000; Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - М., 1994; Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках: В 2 частях. — М., 2000; Евлампиев И.И. История русской философии. — М., 2002; Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Н. Бердяева. - М., 1976; Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX в. -М., 1980; Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьёва. - М., 1986; Семёнкин Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. — М., 1986; Аверинцев С.С. Собрание сочинений. Связь времен. — М., 2005. Титаренко С.Д. Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания. - Кемерово, 1996; Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. - Екатеринбург, 1995.

XIX - XX вв., вопрос об однозначном восприятии данного феномена остается дискуссионным.

Философско-мировоззренческую основу Серебряного века составляют труды русских религиозных мыслителей, представляющих теоретическую ветвь философии Серебряного века. Наряду с «философами-профессионалами», занимавшимися теоретическими исследованиями, существовали так называемые «философы-практики». Этот термин исследователи применяли для обозначения деятелей искусства рубежа XIX - XX вв., которые творили художественные произведения на основе собственных философских воззрений. Для них произведение искусства становилось своего рода экспериментом, возможностью реализовать теоретические положения в художественной практике. К подобным мыслителям можно отнести Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Константина Бальмонта и других культурных деятелей. К ним же принадлежит Александр Скрябин. Их философские взгляды изучены недостаточно, не в той мере, как их художественное наследие. Данная работа призвана показать значимость философской деятельности Скрябина, обнаружить органическую связь философствования композитора с его художественным творчеством.

Исследовательских работ о Скрябине более чем достаточно. Однако практически все они посвящены его биографии, анализу музыкального стиля, подробному музыкальному «разбору» конкретных произведений, эволюции Скрябина как исполнителя и композитора. Таковы, например, исследования музыковедов А. А. Алыпванга, И. Ф. Бэлзы, JI. В. Данилевича, В. Ю. Дельсона, А. И. Николаевой и др.1 Такого рода труды можно отнести скорее к исследованиям по теории и истории музыки.

1 Альшванг А.А. А. Н. Скрябин. - М.-Л., 194;. Альшванг А. А. Избранные сочинения. В 2 т. - М., 1964; Альшванг А.А. Место А. Н. Скрябина в истории русской музыки // Советская музыка. - 1961. - № 1; Бэлза И.Ф. Александр Николаевич Скрябин. - М., 1982; Данилевич Л.В. Александр Николаевич Скрябин. - М., 1953; Дельсон В.Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. - М., 1971; Николаева А.И. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина. — М., 1983.

Существует ряд исследований, в которых фрагментарно рассматривается и философское наследие Скрябина, проводятся параллели между мировоззрением композитора и его музыкальным творчеством. Среди авторов таких работ следует особо отметить выдающихся деятелей Серебряного века Константина Бальмонта и Вячеслава Иванова. Среди современных исследователей это, прежде всего, И. Л. Ванечкина и Б. М. Галеев, а также исследователи, чьи статьи сформировали сборники «Ученые записки», выпускаемые Мемориальным домом-музеем А. Н. Скрябина в г. Москве.1 Авторы вышеупомянутых работ оценивают по достоинству философское наследие мыслителя, однако, они стремятся изложить отдельные постулаты философии Скрябина, сравнить их с воззрениями современных композитору деятелей искусства, как русских, так и зарубежных (В. Кандинским, М. Чюрленисом и др.). Глубокий анализ философских воззрений Скрябина в трудах этих авторов практически отсутствует. Эти труды представляют попытку описать мистическое или поэтическое понимание мировоззрения мыслителя, работы направлены на поиски предзнаменований, предсказаний, параллелей и совпадений.

Исследований, в которых мировоззрение А. Н. Скрябина подвергалось бы глубокому философскому анализу, практически нет. К этой проблеме обращался лишь известный и уважаемый философ А.Ф.Лосев. Его статья «Мировоззрение Скрябина» , посвященная памяти композитора, стала одной из опорных работ для данной диссертации. В ней А.Ф.Лосев раскрывает некоторые аспекты картины мира Скрябина, выявляет историко-философские предпосылки его мировоззрения.

1 Бальмонт К.Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. - М., 1996; Иванов В.И. Скрябин. -М., 1996; Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Поэма огня. - Казань, 1981; Ученые записки. Выпуск первый / Сост. О.Т.Томпакова. - М., 1993; Ученые записки. Выпуск второй / Сост. О.Т.Томпакова. - М., 1995; Ученые записки. Выпуск третий / Ред. В.В.Рубцова, Т.В.Рыбакова, О.Т.Томпакова. - М., 1993; Ученые записки. Выпуск четвертый / Сост. Т.В.Рыбакова. — М., 1993.

2 Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина // Лосев А.Ф. Форма - стиль - выражение. - М., 1995. - С. 733-779.

Таким образом, философское мировоззрение А. Н. Скрябина не получило пока достаточного анализа. Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого являются мировоззренческие основы Серебряного века как специфической эпохи в русской культуре, а предметом - философское мировоззрение А. Н. Скрябина.

Цель и задачи исследования: Целью диссертации является исследование философского мировоззрения А. Н. Скрябина. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- определить социокультурные и философские истоки формирования философского мировоззрения А. Н. Скрябина;

- установить основные положения концепции творчества Скрябина;

- исследовать понимание Скрябиным личности художника-творца;

- изучить влияние философских воззрений А. Н. Скрябина на его музыкальное творчество.

Источники исследования представлены двумя видами текстов. Во-первых, к источникам относятся работы самого Скрябина, в которых являют себя его философские воззрения по вопросу о природе и сущности творчества, творческом процессе и результате творчества, таком, как создание «идеального произведения искусства». Необходимо отметить малочисленность и малодоступность авторских текстов Скрябина. К ним можно отнести переписку1 и теоретические записи мыслителя2, которые он вел на протяжении всей жизни. В письмах к возлюбленным, друзьям и коллегам Скрябин нередко делился своими воззрениями о природе творчества, о творческой личности, отмечал положительные или отрицательные стороны произведений, со

1 Письма А. Н. Скрябина [к Н. В. Секериной] I Ред. Л.Л.Сабанеев. - М., 1923; Письма А. Н. Скрябина к Л. К. Лядову // Орфей. Книги о музыке. - Кн. I. - СПб, 1922. - С. 153-178; Скрябин А.Н. Письма. - М., 1965; Скрябин А.Н., Беляев М.П. Переписка. - Пг., 1922.

2 Материалы по истории русской музыки и литературы / Скрябин А.Н. - Русские пропилеи. - Т. 6. - Ч. 2. -М., 1919.-С. 97-208. чиненных его знакомыми и им самим. Теоретические записи дают возможность выявить эволюцию мировоззрения мыслителя и сформировавшиеся основные постулаты его философии.

Во-вторых, к источникам работы следует отнести воспоминания о Скрябине его родных, современников и единомышленников.1 Они дополняют представление о мировоззрении мыслителя и о его творческом пути. Учитывая особенности мышления Скрябина, который предпочитал сначала сформировать целостную концепцию, и лишь затем ее записывать, воспоминания как источники представляют несомненную ценность, поскольку на их основе представляется возможным проследить достаточно подробную эволюцию взглядов мыслителя, а также те идеи, которые он не успел развить.

Методологические основы исследования определялись особенностями темы и структурой работы. В диссертационном исследовании применялись общенаучные методы исследования: системный подход, герменевтическая стратегия анализа, сравнительный и структурно-функциональный анализ.

Структура диссертации и ее основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и иллюстраций. Общий объем диссертации -142 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Михайлова, Любовь Евгеньевна

Заключение

Философия А. Н. Скрябина представляет собой одно из наиболее значительных достижений эпохи Серебряного века, выражающих его дух и основные интенции.

Скрябин продемонстрировал убежденность этого времени в том, что человек-творец вовлечен в мировой процесс, является его важнейшей стороной, более того, участником и той силой, которая придает мировому процессу смысл и внутреннюю логику. Эта идея с настоящее время находит свое новое выражение как в концепциях, посвященных развитию земной жизни, биосферы и ноосферы, так и в размышления о месте человека в космосе, одним из результатов которых является антропный принцип.

Противостояние материального и идеального, согласно А. Н. Скрябину, завершается победой Духа, на основе которого только и возможно совершенствование как мира, так и человека. Гармонизация Духа как творческого принципа является смыслом существования Вселенной, осознание творческого принципа человеком, по мнению мыслителя, становится смыслом существования личности.

По Скрябину, человек-личность обретает свою истинную сущность в творчестве. Человек творящий для мыслителя способен стать движущей силой вселенских процессов. Для того, чтобы проявить себя участником мирового процесса, личность должна достичь некоего идеала.

Концепция «идеальной личности-творца» является квинтэссенцией философской антропологии мыслителя. Его идеи сродни общим тенденциям Серебряного века, где «идеальная личность» представляет собой личность, соответствующую определенным критериям. Суммируя размышления деятелей искусства, мыслителей Серебряного века, можно выделить следующие критерии «идеальной личности». Во-первых, это мера индивидуализма, то есть, наличие собственного «я», осознание особенностей своей «формы» (внешности, жизненного пути) и «содержания» (мировоззрения). Во-вторых, способность личности «творить на грани», синтезировать знания из разных областей жизни. Скрябин определял идеальную личность формулой «философ — музыкант - поэт». В-третьих, это степень приближения личности по могуществу к Богу. Философы Серебряного века и Скрябин в частности внесли большой вклад в понимание личности современной наукой. Дефиниция «личность» сегодня также определяется наличием индивидуальной внешности и сформировавшегося мировоззрения. Остальные критерии характерны, скорее, для современного определения вундеркинда или гения.

Вышеперечисленные критерии не только полностью разделялись Скрябиным. Мыслитель сам пытался соответствовать критериям идеальной личности. Он выделялся из толпы неординарной внешностью, манерой поведения и общения, нешаблонностью мышления; проявил себя в философии, музыке, поэзии, даже механике. Думается, что вполне возможно считать Скрябина если не идеальной личностью, то, по крайней мере, достойной подражания, представляющей собой альтернативу современным «идолам» массовой культуры.

Смыслом существования «идеальной личности-творца, по замыслу философа являлось создание «идеального произведения искусства», посредством которого свершится победа Духа, продвижение мирового процесса.

Особо важным Скрябин считал должное определение критериев «идеального произведения». В своих размышлениях он приходит к выводу о необходимости для создания идеального произведения наличия «творческого лица», индивидуальности; нешаблонности мышления, некой иной логики построения произведения, отсутствия зацикленности, поиска иной структуры, иных средств выражения; и, наконец, о необходимости философской основы, глубокого смысла, цельности идеи.

Идеальное произведение искусства» сам Скрябин пытался создать, действуя в духе Серебряного века. Основой его произведения стал принцип синтеза, предполагавший соединение звука, слова, танца, света, даже запаха. Это произведение искусства было названо композитором «Мистерия». Оно должно было исполняться один раз и, по замыслу мыслителя, призвать человечество к воссоединению, восстановлению в памяти всего положительного, что было создано человечеством на протяжении его существования. В процессе прослушивания «Мистерии» должен был следовать всеобщий подъем, «всплеск энергии, завершающийся экстазом и. смертью, дематериализацией, гибелью материального мира». «Мистерия» по замыслу композитора должна была стать настоящим идеальным произведением искусства, выполняющим свои функции и приводящим к завершению мирового цикла, к выходу на новую ступень развития Вселенной.

На современном этапе идеи Скрябина получают новое развитие. С одной стороны, становятся все более востребованными его практические достижения, в современном искусстве актуализируются идеи синтеза, сознательного отступления от канонов. В настоящее время в большей степени разрабатывается идея слияния музыки и цвета/света (лазерные и световые шоу, видеоклипы). «Погружение в эпоху», основанное на синтезе музыки, живописи, архитектуры и слова, современные методики единогласно считают наиболее продуктивным (беседы-концерты М. Кончаловского).

С другой стороны, идеи Скрябина о творческом принципе как основе Вселенной, о потенциале личности-творца, о преобразовательных возможностях произведения искусства актуальны и привлекаются пока как теоретические пути преодоления духовного кризиса современного человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Михайлова, Любовь Евгеньевна, 2008 год

1. Материалы по истории русской музыки и литературы / Скрябин А. Н. Русские пропилеи. - Т. 6. - Ч. 2. - М.: Сабашниковы, 1919. - С. 97208.

2. Неменова-Лунц М. С. Из воспоминаний об А. Н. Скрябине / М. С. Не-менова-Лунц // Искусство трудящимся. — 1925. № 22. - С. 3-4.

3. Неменова-Лунц М. С. Памятные встречи со Скрябиным / М. С. Неменова-Лунц // Музыкальная жизнь. 1965. - № 10. - С. 5-6.

4. Оссовский А. В. Скрябин. (Характеристика творчества и личные воспоминания) / А. Б. Оссовский: Доклад 22.02.1941г. / стенограмма/. — ЛГАЛИ. Фонд 82, оп. 3, дело 129. - 49 с.

5. Оссовский А. В. Юный Скрябин // Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования. Л., 1986, с. 66-90.

6. Письма А. Н. Скрябина к Н. В. Секериной. / Ред. Л. Л. Сабанеев. -М.: Новая Москва, 1923. 56 с.

7. Письма А. Н. Скрябина к А. К. Лядову / Сост. А. В. Оссовский // Орфей. Книги о музыке. Кн. 1. - СПб, 1922. - С. 153-178.

8. Пряшникова М. П. Летопись жизни и творчества А. Н. Скрябина / Сост. М. П. Пряшникова и О. М. Томпакова. -М.: Музыка, 1985. -296 с.

9. Сабанеев Л. Л. Воспоминания о России / Л. Л. Сабанеев. М.: Классика-XXI, 2004. - 268 с.

10. Ю.Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине / Л. Л. Сабанеев. М.: Классика - XXI, 2003. - 400 с.

11. П.Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине / Л. Л. Сабанеев. М.: Муз-сектор Госиздата, 1925. - 318 с.

12. Сабанеев JI. Л. Скрябин / Л. Л. Сабанеев. — М.: Работник просвещения, 1922.-31 с.

13. Сабанеев Л. Л. Скрябин / Л. Л. Сабанеев. — М.-Пг.; Госиздат, 1923. — 197 с.

14. Н.Сабанеев Л. Л. Скрябин / Л. Л. Сабанеев. Пг.: Скорпион, 1916. -264 с.

15. Скрябин А. Н. Альбом / Сост. Е. Н. Рудакова. М.: Музыка, 1979. -215 с.

16. Скрябин А. Н. Письма / А. Н. Скрябин. М.: Музгиз, 1965. - 719 с.

17. Скрябин А. Н., Беляев М. П. Переписка / Сост. и коммент. В. М. Беляева. — Пг.: Изд-во филармонии, 1922. — 194 с.

18. Скрябин А. С. Творчество, устремленное в будущее / А. С. Скрябин // Специалист. 1992. - №4. - С. 27-29.19.1Илецер Б. Ф. От индивидуальности — к всеединству / Б. Ф. Шлецер // Аполлон. 1916.-№ 4/5. - С. 48-63.

19. А. Н. Скрябин: Сб. статей. К 100-летию со дня рождения. 1872 1972 / Ред. В. А. Цуккерман. - М.: Сов. композитор, 1973. - 548 с.

20. Аверинцев С.С. Собрание сочинений. Связь времен / С. С. Аверин-цев. М.: Дух и литера, 2005. - 448 с.

21. Азизян И. А. Диалог искусств в Серебряном веке / И. А. Азизян. М.: Прогресс-традиция, 2001. - 400 с.

22. Александр Николаевич Скрябин. 1915-1940: Сб. к 25-летию со дня смерти. M.-JL: Музыка, 1940. - 247 с.

23. Александров А. Н. Об А. Н. Скрябине / А. Н. Александров // Александров А. Н. Воспоминания. Статьи. Письма. М.: Советский композитор, 1979.-С. 78-81.

24. Алешина JI. С. Образы и люди Серебряного века / JI. С. Алешина, Г. Ю. Стернин. М.: Галарт, 2002. - 272 с.

25. Алыпванг А. А. А. Н. Скрябин / А. А. Алынванг. — M.-JL: Музгиз, 1945.-52 с.

26. Алыпванг А. А. Избранные сочинения. В 2 т. / А. А. Алынванг. М.: Музыка, 1964.

27. Алынванг А. А. Место А. Н. Скрябина в истории русской музыки / А. А. Алыпванг. // Советская музыка. 1961. - № 1.

28. Алыпванг А. А. Симфоническое творчество А. Н. Скрябина / А. А. Алыпванг. М.: Московская филармония, 1938. - 4 с.

29. Апрелева В. А. Истоки и сущность философии А. Н. Скрябина / В. А. Апрелева // Человек и вселенная. 2003. — № 5 (26). - С. 5-23.

30. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 520 с.

31. Асафьев Б. В. Скрябин: Опыт характеристики / Б. В. Асафьев. Пг., 1921.-62 с.

32. Асафьев Б. В. Таинство пленения мечты / В. Б. Асафьев // Дом искусств. 1921. - № 1.-С. 60-63.

33. Асмус В. Ф. А. Н. Скрябин (к 20-летию со дня смерти) / В. Ф. Асмус // Известия. 1935.- 17 апреля.

34. Баженов А. К. «Там флейты фебовой серебряные звуки, там и проклятых сребреников звон.»: Серебряный век как отражение революции / А. К. Баженов // Москва. 2001. - № 1. - С. 186-210. - № 2. - С. 202223.

35. Бальмонт К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина / К. Д. Бальмонт. М.: ИРИС-ПРЕСС, 1996. - 24 с.

36. Бандура А. И. Структура тонких миров в музыкальной космогонии А. Н. Скрябина / А. И. Бандура // Искусство как способ познания: Мат-лы международной общественно-научной конференции 1998 г. М.: Международный центр Рерихов, 1999. - С. 112-119.

37. Барсова И. Скрябин и русский симфонизм / И. Барсова // Советская музыка. 1958. - № 5. - С. 65-71.

38. Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: Сборник: В 2 т. / А. Белый. М.: Искусство, 1994.

39. Белый Андрей. На рубеже двух столетий / А. Белый. М.: Художественная литература, 1989. - 294 с.

40. Белый Андрей. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. - 525 с.

41. Беляев В. М. «Поэма экстаза» А. Н. Скрябина / В. М. Беляев // Беляев В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский. М.: Музыка, 1972. - С. 55-86.

42. Бердяев Н. А. Вхождение машины / Н. А. Бердяев // Природа и человек. 1989. - № 8. - С. 112-115.

43. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции / Н. А. Бердяев. М.: Канон+, 1998.-400 с.

44. Бердяев Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. М.: СП «Интерпринт», 1990. - 47 с.

45. Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание / Н. А. Бердяев // Философские науки. 1990. -№ 6. - С. 87-90.

46. Бердяев Н. А. О познании человека / Н. А. Бердяев. — М.: Республика, 1993.-382 с.

47. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности / Н. А. Бердяев. -М.: Флинта, 1999. 312 с.

48. Бердяев Н. А. Парадокс лжи / Н. А. Бердяев // Человек. 1999. - № 2. -С. 102-108.

49. Бердяев Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. — 1990.-№2.-С. 133-138.

50. Бердяев Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1991. -622 с.

51. Бердяев Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. — М.-Харьков: Фолио: ACT 2002. 679 с.

52. Бердяев Н. А. Сочинения / Н. А. Бердяев. М.: Раритет, 1994. - 416 с.

53. Бердяев Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев. М.: ИМА-Пресс, 1990.-288 с.

54. Бердяев Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-480 с.

55. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Н. А. Бердяев. — М.: Искусство, 1994.

56. Берков В. О. Некоторые вопросы гармонии Скрябина / В. О. Берков // Берков В. О. Избранные статьи и исследования. — М., 1977. — С. 354365.

57. Бестужев-Лада М. В. Искусство XX века: агония или родовые муки / М. В. Бестужев-Лада // Полигнозис: Философия. Наука. Культура Религия. 1998. - № 4. - С. 78-82.

58. Бойков В. Э. Герой серебряного века / В. Э. Бойков // Наше наследие. 1991.-№4.-С. 52-54.

59. Борисова Е. А. Русский модерн / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. М.: Галарт: ACT, 1998. - 360 с.

60. Борисова Т. Н. Отражение идей космизма в творчестве А. Н. Скрябина / Т. Н. Борисова, Н. А. Иванцова // Основы профессиональной подготовки учителя музыки : Межвузовск. сб. науч. тр. Вып. 4. - Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. - С. 123-128.

61. Брюсова Н. Я. Два пути музыкальной мысли. Шопен и Скрябин / Н. Я. Брюсова//Мелос, кн.1 СПб., 1917. - С. 73-77.

62. Бугаева К. Н. Воспоминания об Андрее Белом / К. Н. Бугаева. СПб.: Художественная литература, 2001. - 347 с.

63. Бэлза И. Ф. Александр Николаевич Скрябин / И. Ф. Бэлза. М.: Музыка, 1982.- 175 с.

64. Вагнер Р. Кольцо Нибелунгов: Избранные работы / Р. Вагнер. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, TERRA FANTASTICA, 2001. 797 с.

65. Вагнер Р. Моя жизнь / Р. Вагнер. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, TERRA FANTASTICA, 2003.-860 с.

66. Ванечкина И. JI. Комплексный подход к изучению светомузыкального замысла А. Н. Скрябина / И. JL Ванечкина // Проблема комплексности изучения художественного творчества. — Казань, 1980. С. 107-113.

67. Ванечкина И. JL О светомузыкальных замыслах Скрябина / И. JI. Ванечкина // Ученые записки казанского пед. ин-та. — 1972. вып. 104. — С. 119-152.

68. Ванечкина И. JI. Поэма огня / Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1981. - 168 с.

69. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. / А. Вежбиц-кая. -М.: Русское слово, 1997. -416 с.

70. Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 340 с.

71. Воскресенская М. А. Символизм как мировоззрение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX — XX вв. / М. А. Воскресенская. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. - 226 с.

72. Воспоминания об Андрее Белом: Сост. В. М. Пискунов. М., 1995. -573 с.

73. Высоцкий В. Имена музыки: Слово у истоков петербургского музыкального модерна / В. Высоцкий // Скрипичный ключ. — 1996. № 1. — С. 34-37.

74. Галеев Б. М. От натурфилософских концепций «видения музыки» к искусству светомузыки / Б. М. Галеев // Философские науки. 1982. -№ 3. - С. 140-142.

75. Гнесина Е. Ф. Из моих воспоминаний / Е. Ф. Гнесина // Советская музыка. 1964. - № 5. - С. 45-59.

76. Голубев А. Музыка как художественная математика / А. Голубев // Музыкальная академия. 1997. -№ 2. - С. 133-137.

77. Гольденвейзер А. Б. О музыкальном искусстве / А. Б. Гольденвейзер. -М.: Музыка, 1975. 97 с.

78. Грей Г. Вагнер / Г. Грей. Челябинск: Урал LTD, 2000. - 174 с.

79. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Ф. Гуревич. -М., 1984.-236 с.

80. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1980. - Т. 4.

81. Данилевич Л. В. Александр Николаевич Скрябин / Л. В. Данилевич. — М.: Музыка, 1953.- 169 с.

82. Дельсон В. Ю. Время, личность, искусство / В. Ю. Дельсон // Музыка в школе. 2002. - № 2. - С. 18-22.

83. Дельсон В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества / В. Ю. Дельсон. М.: Музыка, 1971 - 430 с.

84. Димов В. М. Век поэтов и философов: Три тезиса о серебряном веке / В. М. Димов // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 4. - С. 66-72.

85. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках: В 2 частях / И. И. Евлампиев. СПб.: Алетейа, 2000. - 4.1 - 415 е.; 4.2 -413 с.

86. Евлампиев И. И. История русской философии/ И. И. Евлампиев. М.: Высшая школа, 2002. — 584 с.

87. Емельянов Б. В. Русская философия серебряного века / Б. В. Емельянов, А. И. Новиков. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. 312 с.

88. Жиляев Н. Глебов о Скрябине / Н. Жиляев // Из истории руссой музыкальной культуры. Памяти Александра Ивановича Кандинского. М., 2002.-С. 167-177.

89. Зарубежная литература. Хрестоматия / Ред. О. JI. Мощанская. — Нижний Новгород: Русский купец: Братья славяне, 1994. — С. 389-390.93.3енкин К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К. В. Зенкин. М.: Музыка, 1997. - 507 с.

90. Иванов В. И. Скрябин / Вяч. И. Иванов М.: ИРИС-ПРЕСС, 1996. -96 с.

91. Иванов В. Скрябин русский гений / В. Иванов // Музыкальная жизнь. - 1997. -№ 1.-С. 16-18.

92. Ильинский А. Рихард Вагнер, его жизнь и творения / А. Ильинский. -М.: Вузовская книга, 2001. 80 с.

93. История русской музыки: В 10 т. Т. 10А. - М.: Музыка, 1997.

94. Исхакова С. Последний опус А. Н. Скрябина: Дематериализация звучания / С. Исхакова // Звук, интонация, процесс: Сб. тр. Вып. 148. -М.: Министерство культуры РФ, 1998. - С. 93-108.

95. Кертман JI. Е. История культуры стран Европы и Америки / JI. Е. Кертман. М.: Высшая школа, 1987. - 304 с.

96. Кириченко Е. И. Русский стиль: поиски выражения национальной самостоятельности. Народность и национальность / Е. И. Кириченко. -М.: Галарт: ACT, 1997.-432 с.

97. Киселев М. Символизм и модерн в художественной культуре конца XIX начала XX вв. / М. Киселев // Человек и восприятие мира. - М.: Знание, 1992.-134 с.

98. Колганова А. А. Театр и музыка в журнале «Аполлон» / А. А. Колга-нова, Левина Л. Р. // Мир библиографии. 2001. - №5. - С. 42-51.

99. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. М.: Аспект-пресс, 1997. - 687 с.

100. Кондаков И. В. Рихард Вагнер в русской культуре Серебряного века / И. В. Кондаков, Ю. Корш // Общественные науки и современность. -1996.-№ 1.-С. 159-170.

101. Кричевская Ю. Р. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века / Ю. Р. Кричевская. М.: ТОО «ИнтелТех», 1994. - 93 с.

102. Юб.Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Н. Бердяева / В. А. Кува-кин. М.: Мысль, 1976. -357 с.

103. Кувакин В. А. Религиозная философия в России. Начало XX в. / В. А. Кувакин. -М.: Мысль, 1980.-496 с.

104. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьёва / В. А. Кувакин. М.: Мысль, 1986.-417 с.

105. Культура и искусство: Сборник научных трактатов. Тверь: ТГУ, 1995.- 197 с.

106. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. / Ред. С. Я. Левит. -СПб.: Университетская книга, 1997.111 .Кюриян Т. «Первовестник светозвука» / Т. Кюриян // Музыкальная академия. 2002. - № 2. - С. 1-4.

107. Латынина Ю. Уроки «Вех» / Ю. Латынина // Знание сила. - 1991. -№2.-С. 82-85.

108. Лебедев В. Ю. Ламинарные культуры (к постановке проблемы) / В. Ю. Лебедев // Hermeneutics in Russia // www.hermeneuticsurline.net. -2002. №2.

109. Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель / А. Лиштан-берже. — М.: Алгоритм, 1997. 478 с.

110. Ловцкий Г. Музыка и диалектика: О творчестве Скрябина / Г. Ловц-кий // Музыкальная академия. 1997. - № 2. - С. 147-148.

111. Лосев А. Ф. Форма — стиль — выражение / Сост. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. - 944 с.

112. Маковский С. К. На Парнасе Серебряного века / С. К. Маковский. — М.: XXI век Согласие, 2000. - 396 с.

113. Мережковский Д. С. Собрание сочинений: В 4 т. / Д. С. Мережковский М.: Правда, 1990. - Т. 4. - 672 с.

114. Михайленко Л. Скрябин и стиль модерн / Л. Михайленко // Музыкальная академия. — 2002. — № 2. — С. 4-8.

115. Михайлов М. К. А. Н. Скрябин (1872- 1915): Попул. моногр. / М. К. Михайлов. М.: Музыка, Ленингр. отдел., 1982. - 112 с.

116. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990.

117. Муравьева И. А. Век модерна: Панорама столичной жизни / А. И. Муравьева. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. - 270 с.

118. Николаева А. И. Особенности фортепианного стиля А. Н. Скрябина / А. И. Николаева. — М.: Советский композитор, 1983.-104 с.

119. Никольская И. «Самый лучезарный из творцов», (из личного архива Е. Гунста) / И. Никольская // Музыкальная академия. 1993. - № 4. -С. 168-175.

120. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки: Предисловие к Рихарду Вагнеру / Ф. Ницше. СПб.: Азбука, 2000. - 231 с.

121. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. — Харьков: Фолио, 1999.-342 с.

122. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2000. - Т. 4. 128.Овчинников Р. А. Мистериальные аспекты музыки А. Н. Скрябина / Р.

123. А. Овчинников // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Мат-лы международной науч. конф. (3-6 октября 2002 г.). Новосибирск: Изд-во Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, 2004. С. 584-596.

124. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Русский язык, 1990.

125. Пайман А. История русского символизма / А. Пайман. М.: Республика, 1998.-512 с.

126. Панкратов С. П. А. Н. Скрябин (К 100-летию со дня рождения) / ПС. П. Панкратов. М.: Знание, 1971. - 32 с.

127. Погорелая С. В. А. Н. Скрябин и Ф. Ницше / В. С. Погорелая. Владимир, Владимирский гос. ун-т, 2001. — 12 с.

128. Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / РАМ и. Гнесиных. -Вып. 130.-М., 1994.-135 с.

129. Разные известия // Русская музыкальная газета. 1914. - № 30-31. — С. 650.

130. Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века» / JI. А. Рапацкая. — М.: Просвещение, 1996.— 191 с.

131. Рихтер К. Вагнер и Скрябин два творца «Gesamtkunstwerk'a» своей эпохи / К. Рихтер // Рихард Вагнер и Россия. - СПб.: Санкт-Петербургский Вагнеровский союз, 2001. - С. 109-125.

132. Родинский С. Б. Истоки, расцвет и трагедия философии «серебряного века» / С. Б. Родинский // Социал-политический журнал. 1997. -№ 6. - С. 80-97.

133. Русакова A. JI. На повороте столетий / A. JI. Русакова // Искусство Ленинграда. 1991. - № 3. - С. 48-63.

134. Русская и советская музыка. Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост. В. М. Блок и К. П. Португалов. — М.: Музыка, 1977. -347 с.

135. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гочевой. — М.: Педагогика-пресс, 1993.-365 с.

136. Семенкин Н. С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов / Н. С. Семёнкин. М.: Мысль, 1986. -512 с.

137. Сербиненко В. В. В. С.Соловьев / В. В. Сербиненко. М.: НИМП, 2000. - 120 с. (серия: «Эрудит. Русская философская мысль»).

138. Сербиненко В. В. История русской философии XI-XIX вв. / В. В. Сербиненко. -М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1993. 148 с.

139. Сербиненко В. В. Русская философия / В. В. Сербиненко. М.: Омега-Л, 2006.- 191 с.

140. Сергеев А. М. Россия и мир (культура философия - метафизика) / А. М. Сергеев. - Петрозаводск: Изд-во Петрозав. ун-та, 1997. - 215 с.

141. Серебряный век в России: Избранные страницы. — М.: Радика, 1993. — 340 с.

142. Славина Е. В. О генетической связи творчества А. Н. Скрябина с философией «русского Возрождения» / Е. В. Славине // М.: Моск. пед. унт, 1995.- 17 с.

143. Смирнов Д. О тайнах творческого процесса в музыке / Д. Смирнов // Музыкальная академия. 2002. - № 2. - С. 39-48.

144. Советский энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1979.

145. Соловьев В. С. Литературная критика / В. С. Соловьев. М.: Современник, 1990.-465 с.

146. Соловьев В. С. Оправдание добра: нравственная философия / В. С. Соловьев. -М.: Республика, 1996. 479 с.

147. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. / В. С. Соловьев. -М.: Мысль, 1988.

148. Справочник школьника. История мировой культуры / Ред. Ф. С. Капица. — М.: Филологическое общество «Слово», 1996. 732 с.

149. Стравинский И. Ф. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии / И. Ф. Стравинский. JL; Музыка, 1971. - С. 46-47.

150. Титаренко С. Д. Серебряный век: Философско-эстетические и художественные искания / С. Д. Титаренко. Кемерово: Изд-во Кемер. унта, 1996.-296 с.

151. Томпакова О. М. «Иду сказать людям, что они сильны и могучи»: (Учение А. Н. Скрябина и современные ему философы) / О. М. Томпа-кова // Музыкальная академия. 1993. - № 4. - С. 180-185.

152. Томпакова О. М. Патетический прорыв и магическая сила: из истории духовной триады: Скрябин, Бердяев, Вышеградский / О. М. Томпакова // Музыкальная академия. 1999. - № 4. - С. 234-237.

153. Томпакова О. М. Скрябин в художественном мире Москвы конца XIX- начала XX вв. Новые течения / О. М. Томпакова. М.: Музыка, 1997.-38 с.

154. Уварова И. Миф о Серебряном веке // И. Уварова // Знание сила. -1992.-№ 1.-С. 123-127.

155. Ученые записки. Выпуск второй / Сост. О. Т. Томпакова. — М.: ИРИС-ПРЕС», 1995.- 148 с.

156. Ученые записки. Выпуск первый / Сост. О. Т. Томпакова. М.: Издательское объединение «Композитор», 1993. — 160 с.

157. Ученые записки. Выпуск третий / Ред. В. В. Рубцова, Т. В. Рыбакова, О. Т. Томпакова. М.: ИРИС-ПРЕСС, 1993. - 222 с.

158. Ученые записки. Выпуск четвертый / Сост. Т. В. Рыбакова. — М.: СО-РЕК-ПОЛИГРАФИЯ, 1993. 288 с.

159. Философский энциклопедический словарь / Ред. Е. Ф. Губский. — М.: ИНФРА-М, 1998.

160. Философский энциклопедический словарь / Ред. С. С. Аверинцев. -М.: Советская энциклопедия, 1989.

161. Фирсов В. В. Эволюция музыкального мышления Скрябина / В. В. Фирсов. СПб.: СПб ГУКИ, 2001. - 99 с.

162. Фихте И. Г. Сочинения: В 2 т. / Сост. и примечания В. Волжского. — СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1. - 687 с.

163. Фишман Н. Л. Скрябин о себе. Об издании писем А. Н. Скрябина / Н. Л. Фишман // Советская музыка. 1966. - № 1.-е. 127-131.

164. Флоренский П. А. Оправдание космоса / П. А. Флоренский. СПб.: РХГИ, 1994.-224 с.

165. Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии / С. Л. Франк. // Философские науки. 1990. - № 5. - С. 92-105.

166. Фрейверт Л. Б. Художественное формообразование в русском модерне как невербальная философия / Л. Б. Фрейверт // Музыка и время. — 2000.-№5.-С. 25-27.

167. Хан И. «Мистицизм звука» / И. Хан // Наука и религия. — 1997. -№ 9. С. 22-24.

168. Хейзинга И. Homo ludens. Статьи по истории культуры / И. Хейзин-га. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 413 с.

169. Ходоров А. А. Между религией и революцией: духовные искания русской интеллигенции / А. А. Ходоров // Общественные науки и современность. 2000. - №1. - С. 151-162.

170. Хоружий С. С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейа, 2000.-476 с.

171. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейа, 1994. - 445 с.

172. Черновые записи Вл. Соловьева / В. С. Соловьев // Вопросы философии.-2000.-№ 10.-С. 112-120.

173. Черный О. Е. Молодой Скрябин / О. Е. Черный. М.: Советский композитор, 1974.-229 с.

174. Щербаков Р. В. Серебряный век / Р. В. Щербаков // Знание — сила. — 1991.-№2.-С. 89-94.

175. Энгель Ю. Д. Глазами современника. М.: Музыка, 1971. - 57 с.

176. Энтелис JI. А. Александр Скрябин // Энтелис JI. А. Силуэты композиторов XX века / Л. А. Энтелис. Л.: Советский композитор, 1971. - С. 155-164.

177. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: В 82 т. — Т. 37, 69. — СПб.: Изд-во Брокгауза и Эфрона, 1901.

178. Эткинд А. М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории серебряного века / А. М. Эткинд. М.: ИЦ-Гарант, 1996. - 389 с.

179. Эткинд Е. Единство «серебряного века» / Е. Эткинд // Звезда. 1989. -№ 12.-С. 185-195.

180. Berman G. Synesthesia and the art // Leonardo. 1999. - Vol. 32. - № . — P. 15-22.

181. Brent-Smith A. Some reflections on the work of Scriabin // Musical Times. 1926. - LXVII. - P. 593-597, 692-694.

182. Garsia S. Scriabin's symbolist plot archetype in the late piano sonatas // 19th century Music. -2000. Vol. 23. -№ 3. - P. 273-300.

183. Hughes M. Tonal orientation in Skriabin's preludes an analysis on the basis of information theory. - Current Musicology. - 1966. - № 2. - P. 82-86.

184. Keikel M. Alexandre Skriabin, elements biographiques, l'esoterism et le langage musical dans les dernieres oeuvres, depuis Promethee. 2 vol. Paris, 1974.

185. Keikel M. Les esquisses musicales de l'acte prealable de Skriabin. Revue de musiquologie. - 1971. -№ 57. - P. 40-48.

186. Pecaud D. Essai: le temps d'un espase Scriabin - Kandinsky. (Chro-niques). -Musique en jeu. - 1977. — № 26. - P. 109-113.

187. Wai-Ling Ch. Scriabin's octatonic sonata // Journal of the Royal Musical Association. 1996. - Vol. 121. - № 2. - P. 206-228.139 Ил л.1. Илл. 2141 Илл. 31. А. Н. Скрябин

188. Карандашный набросок храма для исполнения Предварительного действа

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.