Фоносемантические и цветофоносемантические художественные ассоциации в поэтической речи: на материале творчества В.Я. Брюсова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Ищенко, Диана Сергеевна

  • Ищенко, Диана Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 139
Ищенко, Диана Сергеевна. Фоносемантические и цветофоносемантические художественные ассоциации в поэтической речи: на материале творчества В.Я. Брюсова: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Краснодар. 2010. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ищенко, Диана Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА.

1.1 Основные проблемы и тенденции развития фоносемантики.

1.2 Фоносемантическая доминанта как основа содержательности поэтического текста.

1.3 Экспериментальные методики изучения звукосимволизма в психолингвистике и лингвопоэтике.

2. СЕМАНТИЗАЦИЯ ЗВУЧАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

В.Я. БРЮСОВА.

2.1 Фоносемантический синтез в поэзии и эстетике В.Я. Брюсова.

2.2 Особенности функционирования звуковых фигур и звукокомплексов в поэтических текстах В.Я. Брюсова.

2.3 Звуковая инструментовка как способ актуализации смысла в поэтической речи В.Я Брюсова.

2.4 Новые методики комплексного анализа фоники поэтического текста

В.Я. Брюсова.

3. КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ И ФОНЕТИЧЕСКАЯ АРАНЖИРОВКА В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ В.Я.БРЮСОВ А.

3.1 Цветозвукосемантические ассоциации в стихотворениях В.Я. Брюсова для детей.

3.2 Репрезентация авторских смыслов через колористические ассоциации в сборнике «Семь цветов радуги».

3.3 Фонетическая аранжировка красного, оранжевого и жёлтого цветов в поэтических текстах В.Я. Брюсова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фоносемантические и цветофоносемантические художественные ассоциации в поэтической речи: на материале творчества В.Я. Брюсова»

Современная лингвистика рассматривает текст как информационно репрезентативное явление культуры, характеризующееся смысловой насыщенностью. Очевидно, что любой текст, тем более художественное произведение, подлежит декодированию его глубинного смысла, в связи с чем проблема расшифровки и интерпретации текста становится весьма актуальной.

Важнейшими методами и методиками исследования художественного текста, как известно, являются описание, анализ, лингвистическая и лингвопоэтическая интерпретация, внутритекстовое и интертекстуальное рассмотрение. С учётом того, что интерпретация не может быть исчерпана какой-либо единственной трактовкой и её процесс бесконечен, следует признать целесообразным при рассмотрении художественных произведений сочетать филологическую интерпретацию с методами, заимствованными из точных наук (статистическим, методом компьютерной обработки и др.), чтобы параметрировать все текстообразующие единицы языковой системы.

Однако в настоящее время многие языковеды признают, что для более полного понимания некоторых фактов языка и речи, особенно поэтической, необходим выход за рамки собственно лингвистики в сферу исследования тех психических процессов индивида, посредством которых организуется языковой материал. Так, в процессе поэтического творчества реализация в тексте единиц всех уровней языкового пространства (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического) производится автором как сознательно, так и подсознательно. Выбор языковых единиц в значительной степени обусловлен поэтическим замыслом и целым комплексом причин и факторов антропологического, социального, культурного, духовного, эстетического и языкового характера.

Восприятие художественного произведения как единства формы и содержания во многом зависит от звуковой организации текста, тем более поэтического. Это даёт основания говорить о наличии в тексте семантизации звучания, способствующей декодированию глубинного смысла произведения. В связи с этим проблема обнаружения ассоциативно-смыслового характера звука и выявления значимости звуковой организации текста для понимания поэтического произведения представляется чрезвычайно актуальной.

В данном исследовании термины «художественное произведение», «художественный текст», «поэтический текст», «поэтическое произведение», «стихотворный текст» используются как контекстуальные синонимы и употребляются в широком значении.

В центре нашего внимания оказываются принципы фонетической структурированности множества стихотворных текстов как целостности, установление факторов, определяющих их фонемную структуру, а также изучение степени и характера их воздействия на читателя. Таким образом, анализ направлен на выявление конститутивной функции фонем в поэтических текстах, определение специфики отдельных позиций и их соотношения в плане функционирования сегментных единиц фонетического, лексического и словообразовательного уровней.

К проблеме изучения фоники как одной из основных конструктивных и содержательно значимых компонентов речевого произведения лингвисты обращались неоднократно. Изначально изучалась звукоизобразительность речи в рамках психолингвистики (Taylor 1962; Штерн 1967), рассматривались проблемы фонетической мотивированности языкового знака (Штерн 1969; Журавлев 1974, 1981; Воронин 1982, 1990 и др.), взаимосвязи лексической и фонетической содержательности (Левицкий 1973; Горелов 1977 и др.), общей теории содержательности звуковой формы языка (Кулешова 1985; Валуйцева 1987 и др.). Параллельно появлялись работы, посвященные функционированию фонетических единиц в тексте: исследовались фонетическая сторона языка в связи с проблемами стилистики и поэтики, особенности индивидуального стиля поэта (Михайловская 1969; Штерн 1969; Журавлев 1974, 1981; Гальперин 1974), экспериментально изучалось воздействие фоники (звуковой инструментовки) текста на слушателя (Залевская 1969; Сомова 1982; Павловская 2001; Леонтьев 2007), выявлялась роль звукосимволических средств в актуализации языковой картины мира, в том числе в поэтических текстах, предназначенных для детей (Михайловская 1969; Якобсон 1985; Иванова 1990; Егорова 2008).

Способность звуков стимулировать определенные ассоциации принято называть фоносемантикой. При этом если фонетика и фонология изучают звуки и фонемы, семантика — значения, то фоносемантика рассматривает связь между звуком и значением (Журавлев 1974).

Актуальность исследования обусловлена возрастающим в настоящее время вниманием к вопросам семантизации звучания, а также к особенностям функционирования в тексте таких единиц фонетического уровня, которые могут являться носителями авторского смысла. Поэтому возникает необходимость не просто констатировать наличие названных явлений, но и доказать их значимость для смыслообразования, выявить взаимосвязь звуковой стороны языка с другими языковыми уровнями в рамках поэтического текста.

Объектом изучения являются языковые единицы — текстофонемы, которые в составе повторяющегося типового фонетического ряда кодируют и декодируют авторские фоносемантические и цветофоносемантические ассоциации в поэтических текстах В.Я. Брюсова.

Предметом исследования выступают закономерности авторской организации вокалической и консонантной структуры стиха и репрезентации его фонемного состава, то есть фоносемантические и цветофоносемантические особенности и ассоциации поэтической речи В.Я.Брюсова, которые рассматриваются с позиции реализации авторских смыслов.

Практическим языковым материалом работы послужили поэтические тексты В.Я. Брюсова, созданные в разные периоды творчества и вошедшие в разные сборники («JUVENILIA» (1892-1894), «ME EUM ESSE» (1896-1897), «TERTIA VIGILIA» (1898-1901), «URBI ЕТ ORBI» (1901-1903), «STEPHANOS» (1904-1905), «Все напевы» (1906-1909), «Зеркало теней» (1909-1912), «Семь цветов радуги» (1912-1915)).

Объём картотеки выборки составил около 500 единиц (текстов стихотворений).

Цель диссертационной работы заключается в выявлении лингвоэстетических принципов фонетической организации поэтической речи В.Я. Брюсова, в установлении и описании особенностей фоносемантических и цветофоносемантических ассоциаций, проявляющихся в результате корреляций авторских звуковых смыслов с содержательной стороной стихотворений.

В рамках основной цели необходимо было решить следующие частные задачи:

- выявить звуковые фигуры, которые использует В.Я. Брюсов, и исследовать закономерности их объективации в стихотворной речи;

- показать специфику звуковой инструментовки как способа актуализации смысла в поэтической речи В.Я. Брюсова;

- исследовать результаты применения в работе новых методик комплексного анализа фоники поэтических текстов В.Я. Брюсова и соотнести авторские звукообразы с ассоциациями реципиентов;

- описать цветофоносемантические соответствия в стихотворениях для детей;

- рассмотреть колористические значения отдельных текстофонем в поэтических текстах В.Я. Брюсова;

- систематизировать полученные результаты с позиций градации фонетической выразительности поэтической речи В.Я. Брюсова.

Методологической основой исследования послужили идеи и концепции отечественных и зарубежных учёных, изложенные в работах по фонетике, фонологии, фоносемантике, фоностилистике; психолингвистике; теории текста; метапоэтике (В .П. Абрамов, А.И.Байрамукова, М.А. Балаш, В.В. Вейдле, C.B. Воронин, И.Н.Горелов,

A.П. Журавлёв, Ю.В. Казарин, В.В. Левицкий, A.A. Леонтьев, Л.П.Прокофьева, Л.Н. Санжаров, Е.Г. Сомова, Ю.А. Сорокин, С.С.Шляхова, К.Э. Штайн, F.R. Palmer, Н.М. Taylor).

Научная новизна работы состоит в том, что впервые на материале поэзии В.Я. Брюсова представлен механизм декодирования поэтического текста на основе анализа целевого взаимодействия фонетического уровня языка с другими языковыми уровнями; рассматриваются особенности функционирования фонетических единиц в статусе текстофонем в поэзии

B.Я.Брюсова. Выявлены и описаны фоносемантические поля стихотворных текстов, объединяющие гетерогенные по тематике поэтические тексты посредством общих лейтмотивов, которые служат инструментом декодирования их глубинной смысловой структуры.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты представляют интерес для выявления ассоциативных связей фонетических единиц в поэтическом тексте и для разработки общей теории фоносемантического поля, а также для раскрытия важнейших закономерностей употребления и селекции знаков языка, что обусловлено интенцией автора.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная на материале поэзии В.Я. Брюсова модель анализа поэтического текста может быть применена при лингвистическом анализе произведений других авторов. Кроме того, результаты и материалы исследования могут быть использованы в вузовском преподавании курсов теоретической и практической стилистики русского языка, фонетики современного русского языка, спецкурсов по лингвистическому анализу поэтического текста, психолингвистике, семантике; в лексикографии ассоциативные словари); в практике преподавания русского языка (семантический и психолингвистический аспекты); в лекционных курсах по теории коммуникации, функциональной лексикологии и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Авторская фоносемантическая концептуализация линейных единиц звукового уровня в поэтическом тексте обусловливает их статус текстофонем, которые при объединении в фоносемантические поля приобретают способность актуализировать определённые текстовые смыслы. Фоносемантические поля поэтических текстов коррелируют с семантическими полями лексического уровня, взаимно дополняя друг друга и способствуя актуализации художественных ассоциаций в поэтической речи.

2. Текстофонемные повторы создают общие лейтмотивы внешне не связанных по тематике поэтических текстов и служат инструментом глубинного декодирования смысловой структуры художественных произведений.

3. Основная функция звуковых фигур в поэтической речи - фиксация и выражение определённых эмоциональных состояний лирического героя. Важнейшую роль в поэзии В.Я. Брюсова играет лейтмотивная инструментовка, позволяющая по характеру и частотности определённых звуков в тексте выявить глубинный смысл стихотворения, имплицитный на лексическом уровне.

4. В поэтической речи В.Я. Брюсова текстофонемы актуализируют регулярные фоносемантические и цветофоносемантические художественные ассоциации, которые, как правило, синтезируются в тексте в единую систему аудиовизуально-колористических образов, что является характерной чертой идиостиля автора. Цветофоносемантические взаимосвязи поэтических текстов разной тематики не только определяют колористическую гамму стихотворения, но и выявляют эмоциональные переживания героя, способствуя построению своеобразной концепции мира В.Я. Брюсова, для поэтических текстов которого характерны как типичные, так и нетипичные звуко-цветовые ассоциации.

Методы исследования определяются спецификой предмета изучения и поставленными задачами. Основным является описательный метод; используются также метод наблюдения за звуковой организацией поэтической речи В.Я. Брюсова, метод интерпретации, лингвостатистический метод. Фоносемантический анализ позволил выявить типовые звуковые комплексы поэтических текстов; использовались методы контекстуального и комплексного анализа, компаративный метод, метод анкетирования. Применялись также методики компьютерной обработки языкового материала (система ВААЛ, программа «Анализ писем»).

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседании кафедры русского языка как иностранного Кубанского государственного университета, были представлены в докладах на межвузовских, региональных, всероссийских, международных научных и научно-практических конференциях: «Культура русской речи» (Армавир, 2005), «Язык. Дискурс. Текст» (Ростов-на-Дону, 2007), «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (Краснодар, 2006, 2008), «Экономико-правовые и духовные проблемы современности» (Краснодар, 2008, 2009), а также отражены в 9 научных публикациях, в том числе в 2-х статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных списком ВАК РФ.

Структура работы. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографического списка, Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Ищенко, Диана Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, исследованный нами фактический материал показывает, что В.Я. Брюсов выбирает и организует слова не только по их смысловому весу, но по их эмоциональному тону, в соответствии с общим эмоциональным тоном стихотворения; элемент логически-вещественный в значении слов не доминирует и часто как бы затуманивается; целая группа словесных тем, обладающая привычной лирической действенностью, неизменно возвращается, объединенная одинаковой окраской, «настроением». При этом повторение одинаковых звуков, особенно гласных, подчеркивает преобладающее значение приемов звукового воздействия. Чем больше звуков вовлечено в многоголосую «перекличку», чем заметнее их повторение, тем выше информативность этих звуков, тем чаще они становятся символами тех или иных смыслов.

Отметим, что поэзия В.Я. Брюсова богата многочисленными звуковыми фигурами, или рисунками, которые хотя и имеют индивидуальное самостоятельное значение, но оно во многом определяется и уточняется звуками, входящими в их состав. Излюбленными звуковыми фигурами В.Я. Брюсова становятся разные виды анафоры и зевгма, которые поэт не использует в «чистом виде», а по возможности сочетает с другими фонетическими явлениями, благодаря чему стихотворения приобретают вид звукового орнамента, в котором переплетены разные звукообразы. При этом фонетические фигуры становятся тем элементом смыслового наполнения стихотворения, который позволяет отметить смену настроения, в то время когда звуки, в них входящие, навевают само настроение. Благодаря этому и появляется возможность эмоционально воздействовать на читателя, живописать звуком.

Показательно, что звукопись в поэзии В.Я. Брюсова выполняет важную смысловую функцию: подчеркивает семантически важные слова, мотивы, темы, художественные образы. Фонетически подчеркнутые слова получают в тексте особый вес, звуковое подобие слов часто указывает на их смысловую близость, однородность предметов, которые автор объединяет в своем сознании. Особенно часто В.Я. Брюсов добивается такого результата, используя лейтмотивную инструментовку. Нередко эти два вида звуковой инструментовки становятся у В.Я. Брюсова взаимодополняющими внутри одного стихотворения. Эффективно это в случае, когда один и тот же образ в разной степени проявляется внутри одного поэтического текста, причём лексически это явление проследить не просто, тогда как лейтмотивная инструментовка даёт отчётливую картину изображённого.

Кроме того, разные виды звуковой инструментовки у В.Я. Брюсова часто играют особую композиционную роль. Поэт сообщает сходное звучание смысловым отрезкам фразы, передающей смену настроений, и тем самым отличает фонетически каждый новый поэтический образ. В результате этого, становится возможным исследовать фонологический уровень поэтической речи В.Я. Брюсова в психолингвистическом аспекте.

Авторская концептуализация линейных единиц звукового уровня в поэтическом тексте придает им статус текстофонем, которые, будучи объединены в интертекстуальные фоносемантические поля, приобретают способность выражать те или иные текстовые смыслы. Фоносемантические поля стихотворных текстов интегрируют семантический аспект единиц лексического уровня.

Исследованный разными методами (фоносемантическим, статистическим, методом компьютерного анализа) языковый материал позволяет говорить о том, что сохранение В.Я. Брюсовым избранного звукообраза на протяжении всего стихотворения или его значительной части создает особую тональность, выразительную своими звуковыми ассоциациями и благоприятную для проявления эмоциональных красок, особой интонации. Так, психологическое соответствие звуковой инструментовки слова его семантике, аллитерация и ассонанс выступают у

В.Я. Брюсова как основополагающее в создании текста, заставляют поэта искать точное слово, способное передать его эмоциональный накал, мысль. В этом случае, думается, уместно говорить о текстообразующей роли звукового символизма, о неслучайности его использования поэтом, что, в свою очередь, еще раз доказывает детерминизм формы и содержания.

В ходе работы нами был проведён опрос 100 реципиентов, которым было предложено охарактеризовать созданный автором образ по 25 шкалам А.П. Журавлёва. Сопоставление же результатов компьютерного анализа звукового аспекта текстов, результатов, полученных в ходе тестового опроса реципиентов, опирающихся в большинстве своём на лексико-семантический уровень, и результатов статистического анализа даёт основания говорить об объективности выполненного исследования.

Кроме того, звуками поэт кодирует и различные цвета, оттенки, которые также способствуют созданию образа. Отметим, что В.Я. Брюсов не забывает и о том, что каждый цвет также несёт эмоциональный заряд. И если в детских стихотворениях поэт следит только за цветозвуковыми соответствиями, то в более поздних стихотворениях он отдает предпочтение корреляциям цветозвукоэмоциональным, где цвет — кодировка эмоции, настроения (сборник «Семь цветов радуги» 1912-1915).

Выявлено, что звуковая организация стиха В.Я. Брюсова проявляется на всех уровнях: объединяются звуки, слоги, слова и словосочетания, строки, строфы, текст. И на каждом из этих уровней наблюдается стремление поэта повысить информативную нагрузку своего сообщения — передать читателю как можно больше мыслей и чувств при меньших затратах языкового материала.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ищенко, Диана Сергеевна, 2010 год

1. Абрамов В.П. Семантические поля русского языка: Монография. М.; Краснодар, 2003.

2. Абрамов В.П. Синтагматика семантического поля (на материале русского языка). Ростов н/Д, 1992.

3. Абрамов В.П., Пекарева И.Н. Взгляд на язык сквозь призму семантических полей // Педагогика, философия, журналистика: опыт и перспективы. Краснодар, 1996. С. 18-24.

4. Авраменко А.П. Брюсов о мастерстве Пушкина // Брюсовские чтения -2002. Ереван, 2004. С. 43-53.

5. Александрова О.И. Поэтическое словотворчество: К проблеме единиц художественной речи. Д., 1973.

6. Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1977.

7. Байрамукова А.И. Метапоэтика и металингвистика «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля как толково-энциклопедического феномена: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ставрополь, 2008.

8. Балаш М.А. О роли звуковой организации поэтического текста в его понимании (на материале стихотворения А. Ахматовой) // Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1994. С. 28-42.

9. Балаш М.А. Фоносемантическая структура текста как фактор его понимания (экспериментальное исследование): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 1999.

10. Ю.Бальмонт К. Стозвучные песни: Сочинения. Ярославль, 1990. П.Бальмонт К.Д. Светозвук и световая симфония Скрябина. М., 1917. 12.Баркова А. Верования древних славян // Славянская мифология и эпос. Энциклопедия. М., 1996.

11. З.Белова Т.С. Сопоставительный анализ системы звукоизобразительных средств итальянского и русского языков: Автореф. дис. . канд. филол.наук. М., 2009.

12. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

13. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М., 1999.

14. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебно-метод. пособие. М., 2004.

15. Бирюкова Д.С. Музыка слова как основная особенность поэтической речи // Социально-гуманитарные знания. М., 2007. С. 177-182.

16. Бирюкова Д.С. Слово и поэтическое слово как средство осознания бытия // Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2007. С. 155-159.

17. Бирюкова Д.С. Цветозвукосемантические отношения в поэтическом дискурсе В.Я. Брюсова // Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения: Материалы 6-й межвузовской конференции молодых учёных. Краснодар, 2008. С. 14-20.

18. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию / И.А. Бодуэн де Куртенэ. М., 1963. Т.2.

19. Болотнова Н.С. Ассоциатиативное поле текста и слова // Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте: Науч. тр. каф. совр. рус.яз. и стилистики Том. гос. пед. ун-та. Томск, 2000. С. 9-22.

20. Болотнова Н.С. Лексическая структура поэтического текста и егоассоциативное поле // Русский язык в современном культурном пространстве. Томск, 2000. С. 91-95.

21. Брик О.М. Звуковые повторы (Анализ звуковой структуры стиха) // Сборники по теории поэтического языка. Пг., 1917. С. 24-62.

22. Брюсов В.Я. Избранные сочинения. М., 1980.

23. Брюсов В.Я. Ремесло поэта: Статьи о русской поэзии. М., 1981.

24. Брюсов В.Я. Собрание сочинений. В 7-ми томах. T. VI. М., 1975.

25. Бурлаков Н.С. Валерий Брюсов. Очерк творчества. М., 1975.

26. Васильев С. А. Синтез смысла при создании и понимании текста: Филос. пробл. Киев, 1988.

27. Вейдле В.В. Музыка речи // Лики культуры: Альманах. Музыка души и музыка слова. В 2 томах. Т 2. М., 1995. С. 23-39.

28. Вейдле В.В. Умирание искусства. М., 2001.

29. Вейдле В.В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства. М., 2002.

30. Виноградов В.В. Русский язык. М., 1972.

31. Воронин C.B. Основы фоносемантики. Л., 1982.

32. Воронин C.B. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании: Очерки и извлечения. Учебное пособие. Л., 1990.

33. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. М., 1974.

34. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1991.

35. Гвоздева О.Л. Стратегии понимания нестандартного поэтического текста // Психолингвистические исследования слова и текста. Тверь, 2001. С. 98-102.

36. Геворкян A.B. «Семь цветов радуги». Текст и контекст // Брюсовские чтения 1996 года: Сборник статей. Ереван, 2001. С. 385-388.

37. Генис A.A. Довлатов и окрестности. М., 2000.

38. Гербстман А. Звукопись Пушкина // Вопросы литературы. 1964. № 5. С. 178-192.

39. Гибадуллина О.Г. Фонические структуры в поэтической речи А. Яшина и Н. Рубцова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Казань, 1995.

40. Гиндин С.И. Внутренняя организация текста. Элементы теории и семантический анализ: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1973.

41. Глазанова Е.В. Методика лексико-семантического исследования с использованием субъективного шкалирования и ее надежность // Вестник молодых ученых. 2'2000. Филологические науки. С. 44-50.

42. Голуб И.Б. О звукозаписи произведений A.C. Пушкина // Русская речь. 1980. №5. С. 30-36.

43. Горелов И.Н. Проблема «глубинных» и «поверхностных» структур в связи с данными психолингвистики и нейролингвистики // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1977. Т 36. № 2. С. 165-166.

44. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2001.

45. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М., 2001.

46. Григорьев В.П. Поэт и слово. М., 1973.

47. Гумбольдт В. Эстетические опыты. Первая часть: О "Германе и Доротее" Гёте / Пер. с нем. A.B. Михайлова // Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985. С. 160-278.

48. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

49. Гурджиева Е.А. Элементарный звуковой символизм: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1973.

50. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978.

51. Егорова A.A. Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии (на материале Nursery Rhymes): Автореф. дис. . канд.филол. наук. М., 2008.

52. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб. 2001.

53. Журавлёв А.П. Фонетическое значение. Д., 1974.

54. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1981.61.3алевская A.A. Экспериментальные исследования ассоциативной структуры памяти // Педагогика и психология. Алма-Ата, 1969. Вып. 1. С. 58-69.

55. Зорькина О.С. О психолингвистическом подходе к изучению текста // Язык и культура. Новосибирск, 2003. С. 205-210.бЗ.Зубкова JI. Г. О соотношении звучания и значения слова в системе языка// Вопросы языкознания. 1986. № 5. С. 55-65.

56. Иванов В. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995. С. 242-249.

57. Иванова М.В. Звукоизобразительные авторские окказионализмы в англоязычной детской сказке // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 2, История, языкознание, литературоведение. Л., 1990. Вып. 2. С. 108-110.

58. Исаева Л.А. Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте: Дис. . д-ра филол. наук. Краснодар, 1996.

59. Ищенко Д.С. Звуковые фигуры и рисунки как способ актуализации поэтического замысла автора (на материале поэтических текстов В.Я. Брюсова) // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2008. № 1-3 (3537). С. 52-55.

60. Ищенко Д.С. Колористические и ассоциативные значения текстофонемы <а> в поэтической речи В. Брюсова // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 3. С. 142-144.

61. Казарин Ю.В. Проблемы фоносемантики поэтического текста: учеб. пособие. Екатеринбург, 2000.

62. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. М., 2004.

63. Климов Г. А. Типология языков активного строя. М., 1977.

64. Кольридж С.Т. Избранные труды. История эстетики в памятниках и документах. М., 1987.

65. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.

66. Красных В.В.«Свой» среди «чужих» миф или реальность. М., 2003.

67. Кубрякова Е.С. Текст проблемы понимания и интерпретации// Семантическая структура текста и ее компоненты. Калининград, 1989.

68. Кулешова О.Д. Опыт звукосимволической и семантической оценки поэтических текстов // Текст как инструмент общения. М., 1983. С. 134149.

69. Кулешова О.Д. Фоносемантическая структура текста: Ф. Ларкин, Д. Тома, Р. Грейвс.: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1985.

70. Кулибина Н.В. Художественный текст в лингводидактическом осмыслении/ Монография. М., 2000.

71. Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962.

72. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

73. Литературное наследство. Том 85. Валерий Брюсов. М., 1976.

74. Левицкий В.В. Семантика и фонетика. Пособие, подготовленное на материале экспериментальных исследований. Черновцы, 1973.

75. Левицкий В.В. Экспериментальные данные к проблеме смысловой структуры слова // Семантическая структура слова: Психолингвистические исследования. М., 1971, С. 151 — 168.

76. Левицкий В.В., Стернин И.А. Экспериментальные методы в семасиологии. Воронеж, 1989.

77. Леонтьев А. А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативныхнормах // Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1977, С. 3-16.

78. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М., 1997.

79. Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания: Монография. М., 2007.

80. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Полн. собр. соч.: В Ют., Т.7. М., 1952.

81. Лотман Ю.М. Повторы на фонетическом уровне // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. СПб., 1998. С. 71-77.

82. Малый академический словарь. М. 1999.

83. Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция // Максимов Д. Русские поэты начала века. Л., 1986. С. 8-192.

84. Миронова Н. И. Вербализация знаний в ассоциативном эксперименте// Вестник МГЛУ. Вып. 525. Языковое сознание как образ мира. Серия Лингвистика. М., 2006. С. 118-123.

85. Михайловская Н.Г. Звукоподражания и повторы в детской поэзии // Материалы семинара по проблеме мотивированности языкового знака. Л., 1969. С. 74-76.

86. Мочульский К.В. Валерий Брюсов // Мочульский К.В. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. М., 1998, С. 375-439.

87. Новиков А.И. Смысл как особый способ членения мира в сознании // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. С. 33-38.

88. Новиков А.И. Текст и его смысловые доминанты / Под ред. Н.В.Васильевой, Н.М. Нестеровой, Н.П. Пешковой. М., 2007. 99.0жегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. Екатеринбург,1994.

89. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М., 1999.

90. Павловская Ю.И. Фоносемантический анализ речи/ Ю.И. Павловская. СПб., 2001.

91. Памятники древней письменности. СПб., 1889.

92. Панов М. В. О восприятии звуков // Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966. С. 160-165.

93. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

94. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков / Пер. с англ. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина, послесл. Сухачева В.Ю. СПб., 2000.

95. Письма В.Я. Брюсова к П.П. Перцову 1894-1896 г.г. К истории раннего символизма. Тексты и материалы. Выпуск третий. М., 1927.

96. Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики: Курс лекций. 4.1. М., 2005. 296 с.

97. Пищальникова В.А. Проблема смысла поэтического текста (психолингвистический аспект): Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 1992.

98. Платон. Сочинения в 3-х т., T.l. М., 1968.

99. Поливанов Е. Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники // Вопр. языкознания. 1963. № 1. С. 98-105.

100. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие. М., 2006.

101. Порина Е. Фоносемантический анализ текста повести В. Пелевина «Желтая стрела»: дипл. раб. / Н. Порина; ПГПУ, Кафедра общего языкознания. Пермь, 2003.

102. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Ред. А.А.Крылов. Л., 1987.

103. Прокофьева Л.П. Индивидуальное и универсальное в цветовой символике звука (На основе фоносемантического ипсихолингвистического анализа поэтического текста) // Филол. вестник Ростов, гос. ун-та. 2003. № 3. С.33-41.

104. Прокофьева Л.П. Цветовая символика звука как категория идиостиля (на материале поэзии А.Блока и В.Набокова // Принципы изучения художественного текста 4.2. Саратов, 1992. С. 143-145.

105. Прокофьева Л.П. Цветовая символика звука в контексте художественного мира В.Набокова // Типы языковых единиц и особенности их функционирования. Саратов, 1993. С. 104-109.

106. Прокофьева Л.П. Проблема цветового звукосимволизма: виды и жанры искусств // Актуальные проблемы лексикологии и стилистики. Саратов, 1993. С. 154-157.

107. Прокофьева Л.П. Цветовой фон поэтического текста (К проблеме выделения единиц, носителей звукосимволического смысла // Исследования по художественному тексту. 4.1. Саратов, 1994. С. 62-65.

108. Прокофьева Л.П. Цветовая символика звука как компонент идиостиля поэта (на материале поэтических произведений А.Блока, К.Бальмонта, А.Белого, В.Набокова): Дис. . канд. филол. наук. Саратов, 1995.

109. Прокофьева Л.П. Национальная система цвето-звуковых соответствий русского языка // Единицы языка и их функционирование. Саратов, 1997. С.57-63.

110. Прокофьева Л.П. Цветовая символика звукобуквы как одно из стилистических средств художественного текста // Слово в системе школьного и вузовского образования. Саратов, 1998. С. 143-146.

111. Прокофьева Л.П. Понятие позиции звукобуквы в аспекте звукоцветовой ассоциативности // Семантика языковых единиц. М., 1998. С. 331-333.

112. Прокофьева Л.П. Прикладные программы анализа фоносемантической структуры текста (игры разума или полезная в хозяйстве вещь?) // www.dialog-21.ru/ dialog2006/ materials/pdfTProkofevaL.pdf 10 стр.

113. Прокофьева Л.П. Шуришина Т.И. Автор и читатель с точки зрения фоносемантики («Цветовые поля» стихотворения В.Набокова «Бабочка») // Антропоцентрическая парадигма в филологии. 4.1.Литературоведение. Ставрополь, 2003. С. 475-485.

114. Прокофьева Л.П. Национальная система цветовой символики звука русского языка / Л.П.Прокофьева // Единицы языка и их функционирование. Саратов, 1997. С. 57-63.

115. Прокофьева Л.П. Цветообозначения в мужской и женской речи // Предложение и слово. Саратов, 2006. С. 507-513.

116. Прокофьева Л.П. «Звучащие краски» русской поэзии (эскиз фоносемантической теории идиостиля) // Язык художественной литературы. Литературный язык: Сборник статей к 80-летию Мары Борисовны Борисовой. Саратов, 2006. С. 271-277.

117. Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия для вузов/ авт.-сост.: В.К. Радзиховская, Л.Х. Головенкина, А.П. Кирьянов; под ред. В.К. Радзиховскоого. М., 2003.

118. Растопчина Н. Пастернак, музыка, Шопен. // Чайка. 2004. № 9.

119. Реформатский A.A. Введение в языковедение. М., 2000.

120. Русская грамматика. Т. 1. М., 1980.

121. Санжаров Л.Н. Современная фоносемантика: истоки, проблемы, возможные решения. Тула, 1896.

122. Сарнов Б. Зачем считать дольники у Игоря Кобзева? // Вопросы литературы. 2003. № 3. С. 74-93.

123. Словарь ассоциаций современного русского языка / Под ред.1. А.А.Леонтьева. М., 1977.

124. Сомова Е.Г. Фонетическое и лексическое значение в слове и тексте // Аспекты лексического значения. Воронеж, 1982. С. 154-158.

125. Сомова Е.Г. Я увидел это по радио (Звуковая метафора в радиоречи). Монография. Краснодар, 2002.

126. Сонин А.Г. Когнитивная лингвистика: становление парадигмы. Барнаул, 2003.

127. Сорокин Ю.А. Опыт звукосимволической интерпретации поэтических и прозаических текстов: сравнение методик / Ю.А. Сорокин, И.И. Валуйцева, О.Д. Кулешова // Речь: восприятие и семантика: Сборник статей. М., 1988. С. 136-149.

128. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 4. М., 1957.

129. Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 2001.

130. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965.

131. Фоносемантические исследования. М., 1990.

132. Фоносемантический аспект современного русского литературного языка. Тула, 1996.

133. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. М., 2000.

134. Хлебников В.В. О современной поэзии // Хлебников В.В. Творения. М., 1986. С. 632-633.

135. Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 4-х томах. Т.1. М., 1996.

136. Четверикова О.В. О некоторых особенностях поэтического языка М.Цветаевой (психолингвистический аспект) // Современные технологии обучения. Вып.4. 4.2. Владикавказ, 2004. С.263-267.

137. Четверикова О.В. Основы психолингвистического анализа текста:

138. Учебно-методическое пособие к спецсеминару для студентов-филологов. Армавир, 2005.

139. Четверикова О.В. Авторские смыслы и средства их репрезентации в художественном тексте: Учебное пособие для студентов филолог, специальностей вузов. Армавир, 2005.

140. Четверикова О.В. Эстетические функции русского слова. Часть 1. Фоносемантика: Учебное пособие к спецкурсу. Армавир, 2000. 36 с.

141. Четверикова О.В. Лирика А.Блока как отражение внутреннего голоса поэта // Система работы над текстом в вузе и школе: Сборник статей. СПб., 2002. С. 69-74.

142. Четверикова О.В., Бирюкова Д.С. О некоторых особенностях функционирования фонетических единиц в поэтической речи В.Я. Брюсова // Культура русской речи: Сборник. Армавир, 2005. С. 163-168.

143. Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. T.l. М., 1986.

144. Чурсина Л.К. Эволюция звукового строя русской лирики: Учебное пособие к спецкурсу. Воронеж, 1983.

145. Шляхова С.С. Тень смысла в звуке: введение в русскую фоносемантику. Пермь, 2003.

146. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1964.

147. Штайн К.Э. К вопросу о метапоэтике В. Я. Брюсова // Брюсовские чтения-2002.Ереван, 2004. С. 25-42.

148. Штайн К.Э. Философия слова в метапоэтике символизма // Язык. Текст. Дискурс. Межвузовский научный альманах. Вып.З. Ставрополь-Пятигорск, 2005. С. 90-98.

149. Штерн A.C. Объективное изучение субъективных оценок звуков речи // Вопросы порождения звуков речи и обучения языку. М.,1967. С. 114-117.

150. Штерн A.C. Объективные критерии выявления «звуковой символики» // Материалы семинара по проблеме мотивированности языкового знака. Л., 1969. С. 69-73.

151. Щерба JI.В. О частях речи в русском языке // Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. С. 77-100.

152. Ягунова Е. В. Эксперимент в психолингвистике: Конспекты лекций и методические рекомендации. СПб., 2005.

153. Якобсон P.O. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии //Избранные работы. М., 1985. С. 319-330.

154. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М., 1975, с. 193-230.

155. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.

156. Palmer F.R. Semantics. A New outline. London. New York. 1976.

157. Taylor, Harvey M. A phonetic description of the tones of the Hue dialect of Vietnamese. 1962.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.