Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Неволина, Ирина Яковлевна

  • Неволина, Ирина Яковлевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 167
Неволина, Ирина Яковлевна. Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Краснодар. 2000. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Неволина, Ирина Яковлевна

Введение

1. Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя как педагогическая проблема

1.1. Сущность и структура гуманитарно-эстетической культуры педагога

1.2. Возможности вуза и воспитании гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя.

1.3. Мотивация эмоционально-эстетического отношения к искусству как фактор формирования гуманитарно-эстетической культуры

2. Основные направления формирования гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя

2.1. Эстетизация учебного процесса в вузе

2.2. Включение студентов в творческую эстетически направленную деятельность

2.3. Формирование гуманитарно-эстетической культуры в досуговой деятельности

2.4. Индивидуальный подход при формировании гуманитарно-эстетической культуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя»

Новая политическая концепция общества усилила социальную значимость образования и вызвала необходимость в его качественном обновлении. Источником последнего выступает культурологическая направленность образования. Она, в свою очередь, тесно связана с его гуманизацией и гуманитаризацией. В педагогической науке эти проблемы рассматриваются в одном из главных аспектов -формирование человека-культуры как цель образования. Это существенно изменяет всю систему профессиональной подготовки будущего специалиста, особенно учителя, так как именно он выполняет социальную миссию сохранения и развития культуры через воспитание человека культуры и целого поколения.

В данном направлении интенсивно ведутся исследования в различных областях знания. Философские труды касаются вопросов нового гуманистического статуса человека в современном обществе, инновационных перемен в социокультурной среде, в том числе и в образовании. В связи с этим рассматриваются проблемы интеграции человека в культуру (А.Ф. Лосев, П.С. Гуревич), диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер), сущности человека культуры как духовной личности (В.И. Григорьев, О.Н. Крутова), культурных смыслов образования (П. А. Флоренский, Е.В. Бондаревская, Ю.А. Жданов).

В основе этих концепций лежит понятие культуры как синтеза отношений человека к обществу, природе, самому себе (А.Т. Бочаршвили, О.И. Джиоева и др.), как системы норм и требований общества к деятельности человека (А.К. Уледов), как аспекта самой деятельности (Э.С. Маркарян).

Общим психолого-педагогическим вопросам подготовки специалиста в сторону усиления ее культурологической направленности посвящены труды А.А. Реана, В.А. Шкуратова, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухарева, В.А. Сластенина и др. Рассмотрены гуманистические начала культуры педагогических отношений, механизм их перехода в личностные.

Проблема гуманизации и гуманитаризации вузовского образования во взаимосвязи с эстетической направленностью обучения косвенно затрагивалась исследованиях М.Б. Атласова, Г.А. Бордовского, М.С. Игнатенко, В.В. Серикова,

Н.А. Элек и др. Раскрыты теоретические предпосылки эстетизации профессионального обучения в педагогическом вузе Е.В. Вятковской, Л.И. Рувинским, Л.Ф. Спириным и др. Выявлены условия развития у студентов общих творческих, в том числе, и эстетических способностей (М.В. Арапов, Э.А. Гришин, В.Г. Моз-гот и др.). Определены эстетические и воспитательные возможности гуманитарных предметов в профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства (M.JI. Еликов), учителей дисциплин естественнонаучного цикла (В.Т. Ащепков, И.М. Титова).

Отдельно рассмотрены проблемы формирования педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Белоусова и др.); гуманитарной культуры (Л.И. Харчен-кова); эстетической культуры во взаимосвязи с широкой проблемой эстетизации образования (М.А. Верб). Психологические предпосылки их формирования у будущего учителя в профессиональной творческой деятельности обоснованы в работах А,А. Бодалева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Е.А. Климова, А.В. Петровского, Г.С. Сухобской и др.

Вопрос формирования гуманитарно-эстетической культуры как целостного интегративного профессионально-личностного образования у будущего специалиста пока еще не нашел полного освещения в науке и в практике отражен недостаточно. Это обусловило выбор темы настоящего исследования, проблема которого заключается в определении научных основ целостного процесса формирования гуманитарно-эстетической культуры как интегративного профессионально-личностного образования. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: гуманитарно-эстетическая культура студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: процесс ее формирования в учебной и во внеаудиторной деятельности.

Гипотеза исследования. Поскольку педагогическая деятельность гуманистична по своей сущности, творческая по способу осуществления, эстетична по форме выражения, то она требует, вероятно, от будущего педагога таких личностных достижений, которые в совокупности составляют гуманитарноэстетическую культуру. А так как последняя отражает развитость всей системы профессионально значимых личностных качеств, то, по-видимому, она составляет ядро целостной профессионально-педагогической культуры будущего педагога. Следовательно, гуманитаризация, гуманизация и эстетизация вузовского обучения культурологически взаимообусловлены и должны стать ведущими направлениями формирования исследуемого качества.

Тоща взаимосвязь базовой профессиональной подготовки и активного эстетического творчества студентов, предположительно, актуализирует у них потребность в непрерывном эстетическом самосовершенствовании как основного показателя культуры человека.

Если реализовать культурологический потенциал вуза и возможности студента в различных видах деятельности, то эстетическое творчество одновременно становится ведущим условием формирования у него гуманитарно-эстетической культуры.

Цель, гипотеза исследования и поставленная проблема потребовали решения ряда задач:

- раскрыть сущность гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя как профессионально личностного качества;

- дать ее содержательно-структурную характеристику,

- определить функциональную значимость гуманитарно-эстетической культуры в системе профессиональной подготовки;

- выявить возможности вуза в формировании гуманитарно - эстетической культуры будущего учителя;

- определить основные направления инновационных преобразований в вузовской подготовке специалиста в аспекте исследования.

Методологической основой исследования выступают философские учения о прекрасном, его роли в жизни человека, об искусстве как ценности и ценностном отношении к нему; теория креативности личности и ее творчества на основе отражательной природы эстетического; педагогические концепции гуманизации и гуманитаризации образования и самообразования личности в процессе ее преобразующей творческой деятельности.

Методика исследования носила комплексный характер и включала в себя следующие методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервью, анализ самохарактеристик студентов и продуктов их творческой деятельности, анализ образовательных стандартов и учебных программ, обобщение опыта работы вузов.

На основе анализа научной литературы определились исходные позиции исследования:

1. Педагогическая деятельность предполагает ориентацию будущего учителя на единство этики и эстетики во взаимоотношениях с окружающими.

2. Осознанное отношение студента к гуманитарной и эстетической сторонам педагогической деятельности обеспечивает высокий уровень связанного с ней профессионального творчества будущего учителя.

3. Гуманитарно-эстетическое начало выступает основополагающей характеристикой творчества.

4. Педагогически направленная эмоциональная восприимчивость к эстетической и творческой деятельности обогащает знание о мире, о себе, обусловливает нравственно-оценочное отношение и способы его выражения в конкретных действиях и поступках.

5. Потребность будущего учителя в эстетически направленном творчестве в соответствии с его возможностями и способностями - ведущий фактор развития профессиональной культуры.

База исследования: Армавирский государственный педагогический институт, его Славянский филиал, детская база отдыха "Смена" (г. Анапа).

Этапы исследования. На первом этапе (1991-1993 гг.) осуществлялся анализ философской и психолого-педагогической литературы непосредственно по рассматриваемой и смежным проблемам, изучался опыт работы вузов, определялся научный аппарат исследования, намечались исходные позиции автора, проводился констатирующий эксперимент и намечалась программа формирующего.

На втором этапе (1994 -1996 гг.) на основе исходных данных эксперимента разрабатывались и внедрялись в учебный процесс культурологические программы "Музыка", "Хореография" на всех факультетах первого курса. Изменялась по содержанию внеаудиторная и творческая досуговая деятельность студентов.

На третьем этапе (1996-1998) качественно изменялась методика обучения, разрабатывались новые программы курсов дополнительной специализации "Музыка и пение в школе и вузе", "Хореография и ритмика в школе", "Режиссура массовых праздников", создавались хореографические коллективы классического, фольклорного и эстрадно-спортивного направления, вокальные мужские и женские группы академического пения, эстрадный вокально-инструментальный ансамбль, получивший позднее звание "народного", литературно-поэтическая лаборатория "Ступени". Изучалась разносторонняя творческая эстетическая деятельность студентов, выявлялись факторы развития их профессиональной культуры.

Четвертый этап (1998-1999 гг.) был посвящен индивидуальной работе с творчески и эстетически ориентированными студентами, избравшими дополнительные специальности "Учитель музыки и пения" и "Педагог - организатор массовых праздников". Организовывалась самостоятельная педагогическая деятельность студентов на экспериментальной детской оздоровительной базе "Смена" г. Анапа. Анализировались итоговые результаты исследования, оформлялась диссертация и методические рекомендации по формированию у студентов гуманитарно-эстетической культуры, проводилась их апробация.

Новизна исследования: определена и решена новая педагогическая проблема - формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя. Данное личностное образование рассмотрено в аспекте взаимосвязи его аксиологических и акмеологических оснований. Изложена его сущностная и структурная характеристика и выявлены функции в общей профессиональной подготовке будущего специалиста. Проведен сравнительный анализ степени развития гуманитарно-эстетической культуры у студентов разных факультетов, установлены факторы ее оптимального формирования; теоретически доказана необходимость специального эстетического развития студентов в системе их профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано определение понятию "гуманитарно-эстетическая культура", произведено его соотнесение с понятиями "профессиональная", "педагогическая" культуры, разработана теоретическая модель взаимосвязи компонентов гуманитарно-эстетической культуры и факторов ее формирования; раскрыта сущность эстетизации вузовского обучения как основного направления формирования указанного качества; определены условия ее педагогического обеспечения; изучены возможности вуза в этом процессе; рассмотрена творческая деятельность будущего педагога в аспекте ее гуманистического и эстетического начал; установлен ее ведущий внутренний фактор - эмоционально-эстетическое отношение к искусству; выявлена его реальная мотивация студентами и перспективная - педагогами на основе их творческого и эстетического взаимодействия; осуществлена типизация эмоционально-творческого реагирования студентов на эстетическое воздействие; теоретически обоснованы нетрадиционные формы учебной и внеаудиторной работы по формированию у них гуманитарно-эстетической культуры.

Практическая значимость исследования. Созданы и включены в практику вузовского обучения новые учебные программы эстетически направленного культурологического содержания, расширяющие возможности высшего учебного заведения в формировании гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя. Разработаны и осуществлены индивидуальные маршруты творческого эстетического развития студентов. Предложены инновационные формы профессиональной подготовки учителя в аспекте приобретения им гуманитарно-эстетической культуры. Апробировано диагностическое обеспечение процесса ее формирования на основе самопознания студентов. Даны рекомендации по его осуществлению этого процесса.

Личный вклад соискателя заключается в выборе нового направления профессиональной подготовки будущего учителя - формирование гуманитарно-эстетической культуры, в раскрытии научных основ этого процесса, в получении научных результатов о ходе самостоятельного осуществления экспериментально-опытной работы на основе многолетней преподавательской деятельности. Диссертант является автором разработки содержания и технологии педагогической игры "Китеж-град" в условиях включения студентов в практическую деятельность на экспериментальной площадке летней оздоровительной базы отдыха "Смена" г. Анапа, создателем активных форм эстетизации процесса обучения в вузе.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологией научного познания, адекватностью комплекса методов исследования его целям и задачам, сопоставлением первичного и конечного фактологического материала, повторением диагностических процедур, получением конкретных позитивных изменений в формируемом профессионально-личностном качестве будущего учителя, зафиксированных в процессе эксперимента, сочетанием эмпирических и теоретических методов, длительностью эксперимента и его достаточной статистической выборкой.

Апробация результатов исследования. Основные его положения и выводы освещались соискателем на научно-практических конференциях международного, федерального и регионального уровней (Сочи, 1998,1999) на методологических семинарах преподавателей вуза и учителей школ города и района (г. Славянск-на-Кубани, 1997), на научных сессиях профессорско-преподавательского состава пединститута Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, на собраниях Южного отделения РАО по проблемам развития личности в образовательных системах Южно- Российском регионе, (Ростов, 1998), этноса, культуры, образования в контексте современных социально- педагогических реформ (Карачаевск, 1999).

Сфера внедрения. Методические рекомендации могут быть использованы преподавателями педагогических вузов и колледжей, руководителями высших учебных заведений с целью развития творческого и эстетического потенциала будущих учителей. Методические разработки позволили открыть в Армавирском государственном педагогическом институте специальность "Педагог-организатор дополнительного образования" со специализацией по эстетическим видам деятельности (музыка, хореография, режиссура мероприятий, художественное творчество). Разработаны учебные программы новых дисциплин в этом аспекте.

Положения, выносимые на яящмту.

1. Гуманитарно-эстетическая культура будущего педагога- это совокупность личностных достижений, позволяющих ему воспринимать прекрасное и участвовать в его создании на основе гуманистических ценностей педагогической деятельности.

2. Основными структурными компонентами гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя выступают: базовые знания и умения в области эстетики; осознание своих творческих и эстетических возможностей; потребность в эстетически направленной творческой деятельности; эмоционально-эстетическое отношение к искусству и творчеству; активность в эстетической творческой деятельности; стремление к профессиональному самосовершенствованию через эстетическое самовоспитание; создание себя как творческой личности

3. Ориентация вуза на формирование гуманитарно-эстетической культуры позволяет реально осуществлять гуманитаризацию и эстетизацию образования согласно современным тенденциям его развития.

4. Формирование гуманитарно-эстетической культуры осуществляется в четырех направлениях: а) эстетизация обучения ( использование нравственно-эстетического потенциала базового содержания образования); б) введение специальных учебных курсов по эстетике; в) включение студентов в творческие эстетические виды досуговой деятельности; г) индивидуализация профессиональной подготовки на культурологической основе.

5. Ведущим условием эффективности процесса формирования гуманитарно-эстетической культуры выступает эстетико-творческая образовательная среда. Она является одновременно носителем творческого опыта, сферой эстетического общения, личностного самовыражения и самоутверждения, стимулом эстетического творчества.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Неволина, Ирина Яковлевна

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Педагогическая система формирования у студентов гуманитарно-эстетической культуры включает в себя целереализацию качественной творческой подготовки будущего учителя эстетическими средствами, которые обеспечивает программа эстетизации педагогического процесса непрерывным, активным эстетическим творчеством и самотворчеством студентов.

Ведущим направлением является эстетизация образовательной и социокультурной среды - учебный процесс, построенный на эстетических, гуманитарных и творческих началах.

В основе всех видов, форм и методов формирования гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя находится развитие его эстетической Я-концепции. Она выражена в элементах гуманитарно-эстетической педагогической направленности, связанных с ней мотивации, эстетической восприимчивости, умений и навыков, опыта эстетической деятельности и эстетического саморазвития, объективной самооценки возможностей в эстетическом творчестве, самореализации и свободы взаимодействия с другими Я в процессе творчества.

В целом, гуманитарно-эстетическая культура студента базируется на основных компонентах Я-концепции: самопознании, самопонимании, самовоплощении, самореализации и самотворчестве. Поэтому в основе педагогического воплощения концепции исследования заложены индивидуальность студента и педагогическая среда, где эта индивидуальность самовыражается, самореализуется и саморазвивается. Подтверждают эту позицию следующие научные факты, описанные во 2-й главе:

1. Студенты, обучающиеся в педагогических вузах, активно воспринимают эстетическое воздействие при целенаправленной работе вуза в этом аспекте и приобретают творческие, гуманистические и эстетические качества личности.

2. Эстетизация процесса обучения связано со специальным образом организованной, активной, эстетико-творческой образовательной среды, которая и является главным условием для непрерывного творческого и эстетического развития личности будущего учителя.

3. Творчески и эстетически ориентированные студенты способны совершенствовать себя оптимально и в соответствии с эстетическими и социально-нравственными идеалами и современными инновационными требованиями к образованию профессиональной компетентности. Причем личностные факторы активности студентов находятся на уровне потребностно-мотивационных и выступают движущей силой творческого самосозидания.

4. Осознание студентом себя как творческой индивидуальности определяет формирование его профессиональных качеств как будущего педагога.

5. На стадии сформированности высокого уровня гуманитарно-эстетической культуры студент самостоятельно и обоснованно ставит стратегические цели и определяет индивидуальный маршрут эстетического саморазвития, напрямую связывая его с будущей профессиональной деятельностью.

6. Содержание самовоспитания и сформированность эстетических умений связано с профессионально и личностно значимыми качествами. Эстетически насыщенная профессионально творческая деятельность становится основополагающей для будущей профессии и личностного роста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя -профессиональный, личностно-ориентированный, органически включенный во все звенья вузовского обучения процесс. Он выполняет в профессиональной подготовке будущего учителя следующие функции:

• реализацию обеспечивает идеи гуманизации и гуманитаризации вузовского обучения;

• системную мотивацию в психолого-педагогической подготовки будущего учителя;

• формирование знаний, умений и навыков, в области эстетики необходимых для всех видов педагогической деятельности;

• интенсификацию развития педагогического самосознания, будущего учителя;

• определение нравственных позиций студентов в системе педагогических отношений;

• формирование уверенности и требовательности к себе, творческого отношения к профессиональной подготовке.

Гуманитарно-эстетическая культура будущего учителя формируется в целостном педагогическом процессе, включающем в себя целеполагание, четкое содержание эстетической деятельности в четырех направлениях: использование нравствено-эстетического потенциала базового содержания через включение элементов культуры и искусства в вузовские дисциплины; специальная эстетическая подготовка студентов по авторским программам, культурологической направленности; включение студентов в творческую эстетическую деятельность (практика в лагере, досуговая деятельность в вузе); индивидуализация профессиональной подготовки (приобретение дополнительной специальности). Этот процесс включает также непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самопознание своих возможностей и способностей, различные виды тренажа, совокупность методов эстетического самовоспитания.

В диссертации последовательно раскрываются пять основных проблем.

1. Эстетизация образовательной среды, обеспечивающая коллективное и индивидуальное эстетическое творчество, самостоятельную практическую деятельность с учетом возможностей и способностей каждого студента, удовлетворение эстетических интересов и свободы самоуправления, самореализации Я. Эта образовательная среда создается всей жизнью вуза и устойчивыми связями его с культурно-образовательными учреждениями в мезосоциуме. Причем в такой эстетически насыщенной образовательной среде проявляются законы творческого, эстетического сотрудничества, совместного творчества и сочетания гуманных и деловых отношений.

В рамках такой эстетизации образовательной среды устанавливаются правила открытости и педагогической позиции - жить свободно, самостоятельно, с нужной для собственного развития каждого творчески оптимальной нагрузкой; так как без постоянного напряжения способности и талант не проявляются и не развиваются.

Подобные правила легко воспринимаются студентами и даже детьми, с которыми они работают.

На основе данных нашего исследования мы пришли к выводу, что эстетико-образовательная среда несет на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития гуманитарно-эстетической культуры необходимой для актуализации творчества и формирования потребности в самоэстетизации.

2. В условиях эстетико-творческой образовательной среды происходит становление эстетической Я-концепции студента. Это его внутренняя среда, которая подчинена правилам профессионального самосовершенствования.

Студенты, активно участвуя в реализации программы эстетизации процесса обучения, ощущали и определяли состояние собственной эстетической культуры. На основании самохарактеристики и наблюдения заполнялась карта эстетической воспитанности, индивидуальный план эстетического развития и "маршрут" саморазвития с целью формирования устойчивой потребности в эстетическом самовоспитании.

Индивидуальный подход к формированию гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя основывается на требованиях включения в личностный перспективный "маршрут" четко обозначенных точек - "пунктов" роста своих способностей и прогнозирования эстетического саморазвития.

Условия, обеспечивающие эффективность индивидуального педагогического воздействия на формирование гуманитарно-эстетической культуры создает образовательная эстетическая среда.

Формируемая в ней творчески саморазвивающаяся личность, проявляет: а) профессионально-педагогические качества: стремление к высоким результатам своего труда, способность к сотрудничеству, к сотворчеству, к самореализации в творчестве, взаимодействие с коллегами и учащимися, устойчивый интерес к общепризнанным культурным ценностям, способность к передаче эстетических ценностей и воспитанию ценностных ориентаций у учащихся, побудительная активность к эстетической творческой деятельности в среде учащихся, интерес к новым технологиям в обучении и воспитании; б) организационно-педагогические умения: организовать творческую деятельность, определить собственные творческие возможности и возможности других участников педагогического взаимодействия; создать программу самообразования и самовоспитания; в) социально-педагогические умения: осознавать важность и нужность своей профессии; работать в инновационном режиме, что обеспечивают личностные качества: стремление к профессиональному росту, самосовершенствованию, к осознанию себя творческой личностью, способность к самоанализу и осознанию своих достоинств и недостатков, интерес к педагогическим инновациям, профессиональная компетентность.

Взаимосвязь системообразующих факторов эстетического развития будущих учителей, планирование и организация методической экспериментальной и исследовательской работы обусловливают непрерывное эстетическое саморазвитие.

Доказательства эффективности программы эстетизации в условиях подготовки учителя проявляются у студентов в повышении уровня креативности и способности работать в инновационном режиме.

Разработка программы эстетизации зависит не только от осознания необходимости гуманитарно-эстетической направленности образования, но и от готовности к эстетическому самовоспитанию, потребности в эстетическом саморазвитии, на что указывают результаты проведенного исследования. Существенна разница ответов в анкетных опросах студентов, получивших дополнительное эстетическое образование и студентов со слабо развитой гуманитарно-эстетической культурой. Гуманитарное содержание школьных программ не обеспечивает должного уровня развития гуманитарно-эстетической культуры. Располагая данными об эффективности воздействия на формируемое качество системы эстетического дополнительного образования и компетентной работы классных руководителей, мы пришли к выводу о необходимости создания в школах эстетико-творческой образовательной среды гуманитарно-эстетического воспитания школьников. Изучив каждый из рассмотренных факторов социальной среды (семья, школа, культурно-просветительные учреждения, учреждения дополнительного образования), мы пришли к убеждению, что все они оказывают комплексное воздействие на развитие гуманиатрно - эстетической культуры. Но в данных социальных условиях, когда семья ввиду снижения материального уровня жизни потеряла статус основополагающего общественного института в эстетическом воспитании и не имеет материальной возможности обеспечить эстетическое развитие через сеть дополнительного образования, основную роль в формировании гуманитарно-эстетической культуры личности должна сыграть школьная образовательная среда, для которой требуется качественно новая подготовка учителя.

Полученные данные свидетельствуют, что возникла от характера сложившихся отношений и от эстетической подготовленности к самостоятельной деятельности в эстетической творческой деятельности удовлетворенность студентов.

Подготовка осуществлялась в четырех направлениях:

Первое - аудиторная подготовка к практике по специальной программе эстетизации, осуществляемая всем педагогическим коллективом вуза.

Второе - формирование гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя во внеаудиторной деятельности за счет активного включения в эстетические виды творчества.

Третье - развитие творческих способностей будущего учителя получающего дополнительную вторую специальность по эстетическим видам деятельности (учитель музыки и пения, хореографии, педагог - организатор массовых мероприятий по программе индивидуальной подготовки.

Четвертое - реализация творческого потенциала студентов в период педагогической практики в условиях непосредственного процесса эстетической совместной деятельности студентов и детей, где осуществляется психолого-педагогический анализ, самоанализ, анализ продуктов деятельности и др. Разработанные условия педагогической игры "Китеж-град" обеспечивают рост гуманитарно-эстетической культуры всех субъектов общения педагогического взаимодействия. Формируют у них адекватный образ- Я и других Я.

В программу включения студентов в самостоятельную педагогическую деятельность входят обучение умению использовать условия, обеспечивающие эффективность формирования эстетического саморазвития студентов: а) ориентационный выбор видов эстетической деятельности, который позволяет и реализовать свои способности; б) функциональный выбор в соответствии со способностями и индивидуальным уровнем сформированости эстетической культуры; в) тематический выбор свободных эстетических проектов в рамках общей педагогической направленности; г) социальный выбор в определении места и роли в творческом педагогическом пространстве.

При воспитании эстетической культуры в вузовском обучении будущих педагогов обнаружены следующие тенденции:

A. Первоначально эстетическая восприимчивость развивается больше всего за счет знакомства с образцами эстетической деятельности в социо-культурном окружении;

Б. Мотивация эстетической деятельности студентов быстро обогащается за счет эстетизации преподавания всех вузовских дисциплин и гуманитаризации профессиональной подготовки в целом;

B. Воспитание гуманитарно-эстетических качеств личности ускоряет процесс формирования общей педагогической культуры;

Г. Потенциал вузовского обучения в формировании гуманитарно-эстетической культуры личности будущего педагога находится в прямой зависимости от использования творческих подходов преподавателей к развитию творческого мышления студентов и их самостоятельности;

Д. Активное участие студентов в эстетической деятельности и их эстетическое самосовершенствование являются главными факторами формирования эстетической Я-концепции студентов, становления и развития их профессиональной культуры;

Е. Профессионально-прикладная функция эстетической деятельности интенсифицирует целостный процесс праьстико-технологической подготовки будущих педагогов;

Ж. Работа преподавателей вуза в инновационном режиме выступает одним из условий формирования гуманитарно-эстетической культуры студентов.

Исследование решило поставленные задачи, выявило новые аспекты формирования гуманитарно-эстетической культуры будущих учителей и зависимость от этого качества сформированное™ общей педагогической культуры.

Гуманитарно-эстетическая культура является основой профессиональной, так как обеспечивает одновременное формирование гуманитарно-эстетических ценностей и способов их реализации в будущей педагогической деятельности. Именно такая гуманитарно-эстетическая направленность вузовского обучения способствует качественно новой подготовке специалиста. В целях формирования гуманитарно-эстетической культуры будущего учителя необходимо осуществление эстетизации вузовского обучения при выполнении следующих условий: творческий стиль обучения студентов; их работа в исследовательском и творческом режиме; накопление банка педагогических инноваций; использование новых технологий и форм гуманитарно-эстетического воспитания; преемственность эстетических требований к жизнедеятельности студентов на разных курсах; предоставление широкого выбора различных видов эстетической деятельности.

Ориентация вуза на формирование гуманитарно-эстетической культуры позволяет реально осуществлять гуманитаризацию и эстетизацию образования согласно современным тенденциям его развития.

Исследование вскрыло новые проблемы, требующие своего решения: изучение особенностей личности преподавателя вуза как носителя культуры с позиции гуманистических и эстетических ценностей; взаимосвязи гуманитарно-эстетической и педагогической культур как ценностного выражения профессиональной; нравственно-эстетического самовоспитания студентов как специального направления подготовки будущего учителя; возможности обновления содержания образования за счет введения эстетических дисциплин как образовательных.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Неволина, Ирина Яковлевна, 2000 год

1. Абдеев Р. Н. Философия информационной цивилизации. М.; Наука, 1992.-267 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Диагностика человеческой жизни.- М.; Мысль, 1977.-224 с.

4. Аксенова JI. И. Социальная педагогика: (Для фактов и отд. спец. педагогики) //Дефектология.-1997.-№2.-С. 63-74.

5. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.-48 с.

6. Алексеев Н. Г. Проектная парадигма в комплексе педагогических наук //Гуманизация образования. 1995.-№4.-С. 29-31.

7. Алиев Ю. Б. Художественное образование в школе //Советская педагогика.-1991 .-№10.-С. 42-45.

8. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобразительных задач. Новосибирск: Наука, 1986 - 209 с.

9. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.-211 с.

10. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М., 1986.- 109 с11 .Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т. Г. С. 129-267.

11. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -Л.: ЛГУ, 1968. 341 с.

12. Ангеловски К. Учителя и инновации. -М.: Просвещение, 1991.- 157 с.

13. Андреева В. А. Формирование эстетической оценки на уроках курса "Эстетическое воспитание" в ПТУ: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.; 1975. -21 с.

14. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.-104 с.

15. Анисимов О. С. Основы методологического мышления. -М., 1990.- 403 с.

16. Антропов В. А. Мотивационные и стимулирующие аспекты преподавателей вузов.// Высш. образование в России. 1992.-№3. С. 142-147.

17. Анциферова Л. И. Системный подход к изучению функционирования развития личности //Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982.-С. 140-147.

18. Апресян Г. 3. Свобода художественного творчества -2-е изд. М.: Искусство, 1985.-207 с.

19. Апышев Б. Исследовательская работа кафедры по совершенствованию профессиональной подготовки студентов в педвузе //Совершенствование психолого-педагогической подготовки будущего учителя в свете реформы образования. -Фрунзе, 1987.- С. 58-66.

20. Арапов М. В. О поддержке научных исследований в России: (Опыт МНФ и РФФИ) //НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. 1995,- №3.- С. 10-14.

21. Аристер Н. И., Загузов Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертаций/ Рос. акад. предпринимательства. М.: АОЗТ "Икар", 1995.- 200 с.

22. Арковенко Л. и др. Открытая модель: О развитии (высшего) педагогического образования //Высш. образование в России. 1997. -№1.- С. 77-78.

23. Ас молов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.-104 с.

24. Атоян В. Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе /Сарат. гос. техн. ун-т.- Саратов: СГТУ, 1996,- 223 с.

25. Афанасьев В. Г. Системность и общество. -М.: Политиздат.-217 с.

26. Ащепков В. Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы. Монография.- Армавир, 1989.- 140 е.; Ростов: РГПУ, 1997.- Вып.2.- 143 с.

27. Ащепков В. Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Автореферат дне. на соиск. учен, степени д-ра пед. наук,- Ростов н/Д: АТУ, 1997.- 43 с.

28. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект.-М.: Педагогика, 1977.- 256 с.

29. Баранов С. П., Болотина J1. Р., Сластенин В. А. Педагогика М.: Просвещение, 1987.- 368 с.

30. Батракова С. Н., Тамарин В. Э. Профессиональные ценности в структуре деятельности преподавателя высшей школы //Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. Ярославль: ЯГУ, 1983.- С. 3-17.

31. Белоус В. В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность.-Пятигорск: ПГЛУ, 1996.- 203 с.

32. Березовин Н. А., Литовченко В. Н. Формирование у будущих учителей готовности к исследовательской деятельности //Психология.- Минск.- 1990.- Вып. 11.-С. 70-75.

33. Берн Э. Я-концепция и воспитание / Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1993.- 324с.

34. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание /Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1986.- С. 25; 1985.- С. 104.

35. Берулава М. Н. Современные приоритеты организации научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания в педагогическом вузе //Актуальные проблемы образования,- М., 1993.- С. 3-12.

36. Беспалко В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М : Педагогика, 1989.192 с.

37. Библер В. С. От наукоучения- к логике культуры. М., 1991.-212 с.

38. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН, 1964,695 с.

39. Богуславский М. В. Педагогические цивилизации: общее и особенное //Рос. ист. журн.- 1996. -№1С. 17-22.

40. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.164 с.

41. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.- 272 с.

42. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

43. Бондаревская Е. В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровнего образования в педагогическом вузе: Научно-методическая разработка. Ростов н/Д: РГПИ, 1992.- 20 с.

44. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика, 1995, №4.- С. 29-36.

45. Бордовский Г. А. Актуальные направления реализации концепции непрерывного педагогического образования //Непрерывное педагогическое образование. Вып. 1.-Спб., 1993.-С. 3-6.

46. Борисов Г. Е. Искусство как средство эстетического развития учащихся: Учебное пособие к спецкурсу.- М.: Прометей., 1989.-114 с.

47. Бородавский Г. А. Педагогический университет как научный и учебный центр многоуровневого педагогического образования //Непрерывн. пед. образование.-1994.- Вып. 3.- С.3-6

48. Бочкина Н. В. Высшее педагогическое образование: проблемы и решения //Высшее образование в России.- 1995,- №2,- С. 188-190.

49. Буров А. И. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода //Под ред. Б. Т. Лихачева.- М.: Педагогика, 1980.-122 с.

50. Бутенко В. Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству //Советская педагогика.- 1990. №5.- С. 57-61,

51. Бучило Н. Ф. Художественное восприятие.- М.: Знание, 1989.-48 с.

52. Васильева 3. И. Пути взаимодействия педагогической теории и практики в работе педвуза //Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования.- Сыктывкар, 1993.- С. 4-9.

53. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В. И. Журавлева -М.: Просвещение, 1988.- С. 137.

54. Введение в педагогическую профессию. Волгоград, 1998.-227 с.

55. Венда В. Ф. Методологические проблемы информационного взаимодействия //Инженерная психология.- М.: Наука, 1977.- С. 55-67.

56. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие.- М.: ВШ, 1991,- 207 с.

57. Вересов Н. Н. Культура и творчество как психологические идеи //Вопросы психологии- 1992. №1-2. С. 17-19.

58. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися, Минск, 1983; 139 с.

59. Водопьянова Е. В. Проблемы технологии научной деятельности /Под ред. В. А. Дмитриенко.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994.- 97 с.

60. Воробьев Г. В. Гипотеза как инструмент оптимизации педагогических исследований //Педагогическая теория: идеи и проблемы. М., 1992.- С. 34-50.

61. Воспитательная работа в вузах России в новых условиях: Обзорная информация, вып. 1.-М., 1997.

62. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991.-9 с.

63. Герасимова Т.Ю., Панов В.И. Эмоциональная и интеллектуальная регуляция в напряженной образовательной среде // Экологическая психология. Тезисы первой российской конференции. М.,1996. С.34-35.

64. Гершунский Б.С. Педагогическое науковедение // Сов. Педагогика.- 1989,-№10.- С.68-74.

65. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.М.1988.- 184 с.

66. Горовая В. И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспекгивы.-Ставрополь: СГУ, 1995.- 160 с.

67. Гришанович Н. Н. Концепция художественно-эстетического образования учащихся общеобразовательных школ Беларуссии. М.: 1991.-101 с.

68. Громкова М. Т. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы //Высшее образование в России.-1994.- №4.- С. 105-108.

69. Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа: Из вузовской практики. //Высш. образование в России.- 19%.- №1.- С. 117-121.

70. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М., 19%.- 117 с.

71. Деятельность преподавателя вуза: проблемы совершенствования: Учебн. пособие /Горьк. пед. ин-т им. М. Горького. Под ред. Е. И. Курова.- Горький, 1998.99 с.

72. Дмитриев И. С. Научные школы: новые историко-научные исследования //Вопр. истории естествознания и техники.- 1996.- №1.- С. 130-136.

73. Доброва Г. М. Актуальные проблемы науковедения.- М.: Знание, 1968,- 45с.

74. Есарева 3. Ф. Взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя университета: Дисс. д-ра пед. наук.- JI., 1975.- 415 с.

75. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. -М.: Педагогика, 1990.166 с.

76. Журавлев В. И. Связь педагогики с другими отраслями научного знания //Сов. педагогика. 1990,- №4.- С. 47-52.

77. Загвязинский В. В. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования //Педагогика.- 1997.-№2.- С. 9-14.

78. Загвязинский В. Г. Методология и методика дидактического исследования.-М.: Педагогика, 1982.- 160 с.84.3агвязинский В. И. Опосредованное влияние методологии на практику //Сов. педагогика,- 1990.- №3.- С. 65-67.

79. Закон Российской Федерации об образовании //Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию.- 1996.- №2.-С. 2-60.

80. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 19% г. №12-ФЗ).87.3акс JI. Н. Художественное сознание.- Свердловск,- Изд-во Урал, ун-та, 1990,121 с.

81. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.96 с.89.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Просвещение,1986,- 189 с.

82. Инновационное обучение и наука: Научн.- аналит. обзор.- М.: ИНИОН, 1992.-51с.

83. Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. тр. /Тюмен. гос. ун-т; Отв. ред. В.В. Загвязинский.- Тюмень, 1990.-98 с.

84. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. науч. тр. /Перм. гос. пед. ин-т- Пермь: ПГПИ, 1992.- 121 с.

85. Информатизация педагогической науки и практики: Межвуз. сб. науч. тр. /Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской.- М.: МОПИ, 1991.- 74 с.

86. Информация, интеллект, творчество: (Пробл.образования):Материалы науч.-практ. конф. Преподавателей и аспирантов 19-20 апр. 1990г:-Л.:-113 с.

87. Каган М. С. Искусство в системе культуры: Л.: Наука, 1987.- 204 с.

88. Каган М. С. Философия культуры.- Спб.: Петрополис.- 1996.= 243 с.

89. Кан-Калик В. А., НикандровН. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

90. Караковский В. А., Полукаров В. П. Педагогика коллектива. Свердловск: УГУ, 1985.-114 с.

91. Квятковский Е. В. Искусство в нравственном воспитании школьной молодежи. //Сов. педагогика.- 1989.- №8. С. 41-44.

92. Квятковский Е. В. Побуждать интерес к лучшим образцам искусства //Сов. педагогика.- 1989.-№2. С. 39-43.

93. Кисловская В. Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьника к коллективу//Вопросы психологии. 1971.-№1. С.39-43.

94. Климов Е. А. Психология. М., 1997.-141 с.

95. Ковалева М. В. Сильного студента готовит сильный преподаватель: Из опыта работы фак. педагогики и психологии МГУ //Высш. образование в России. 1993.-№4,- С. 97-102.

96. Козлова О.Н. О концепции развития образования в России //Соц.- политнч. журнал.-1993.- №9/10,- С. 11-19.

97. Колесников М. А. Научно-исследовательская работа как средство формирования общественно-политической активности студентов: (Шадрин пед. ин-т) //Социальные проблемы образования.- Свердловск.- 1991.- С. 58-64.

98. Коломинский Я. Л. Психология школьного класса. Минск, 1997.- 146 с.

99. Конев В. А. Философия культуры и парадигмы философского мышления //Философские науки, 1991, №6.- С. 16-29.

100. Коновалова Е. О. Актуальные проблемы художественно-эстетического воспитания //Сов. педагогика.- 1991 .-№1. С. 31-34.

101. Коржуев А. В. Сущностный подход в педагогическом исследовании //Педагогика,- 1998,- №2,- С. 22-28.

102. Короткое Э. Система комплексной оценки качеств образования специалиста //Высшее образование в России.- 1995.- №2.- С. 72-78.

103. Коссов Б. Б. Приоритет личности в высшем образовании //Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы.- М., 1993,- С. 5-11.

104. Котикова О. Л. Основы преподавания курса "Мировая художественная культура" в школе //Асновы мастацтва.- 1995.-№1.- С. 80-92.

105. Котикова О. Л. Формирование художественных ориентаций подростков средствами киноискусства //Падашкольное выхаванне.-1997.- №2. С. 37-41.

106. Котикова О. Л., Чудайкина О. Л. Эстетическое воспитание подростков средствами современного танца //Падашкольное выхаванне.- 1997.-№3. С,17-19.

107. Котлярова И. О., Сериков Г. Н. Системное представление об исследовании: Учеб. Пособие/Челяб. гос. тех. ун-т, каф. алгебры и геометрии. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. техн. ун-та, 1996.- С. 79.

108. Кочетов А. И. Культура педагогического исследования. Минск, 1996.- С. 316.

109. Кравец А. С. Инновационные процессы в научном творчестве //Становление человека в творчестве. М., 1994.- С. 105-115.

110. Краевский В. В. Методология педагогического исследования.- Самара, 1994.-С. 163.

111. Краевский В. В. Педагогическое знание.-Волгоград,- 1996.- С. 154.

112. Краткая философская энциклопедия.- М.: Прогресс, 1994.- С. 576.

113. Крупник Е. П. Воспитательное воздействие искусства. -М.: НИИ худ. восп., 1992.

114. Крупник Е. П. Роль эмоционального фактора в формах художественного отношения школьников к искусству //Искусство как фактор эмоционально-нравственного развития школьников. Под редакцией Е. К. Чухман.- М.: АПНИ СССР, 1986. С. 42-47.

115. Крупник Е. П. Формирование художественного отношения школьников к искусству//Сов. педагогика. 1988.- №6. С. 33-36.

116. Кугель С.А., Маслобоева О.Д. Соотношение коллективного и индивидуального в научной деятельности //Шк. гуманит. наук. 1995.- №2,- С. 4-30.

117. Кузьмин Е. С., Волков И. П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. JL, 1974.-79 с.

118. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.- М.; Знание, 1985,- 32 с.

119. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. -М., 1981.-79 с.

120. Культура и эстетическое воспитание школьников // составитель Г.С. Лоб ковская. М.: Просвещение. 1989.- 271 с.

121. Кухарев Н.В. Педагог исследователь. Гомель, 1992. -212 с.

122. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.332 с.

123. Леонтьев А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства. Избр. психол. произвед. в 2-х т. т.2,- М.: Педагогика, 1983.

124. Леонтьев Д. А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия //Художественное творчество и психология.- М.: Наука, 1991.-С. 108-133.

125. Липский Б. И. Наука в культурной ситуации XX века //Школа гуманит. наук.- 1995.- №2, С. 13-18.- Библторг.: 10 назв.

126. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.

127. Лихачёв Д.С. Русская литература.-М.,1973- С.115.

128. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М : Наука, 1984. - 444 с.

129. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. - 77 с.

130. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972. - 332 с.

131. Макаренко А. С. Сочинения в 7-ми томах.-М.: Педагогика, 1957, т. 4, с. 1552, т.5.- 588 с.

132. Максимов В.Т. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- М., 1994.- 35 с.

133. Малькова 3. А., Никандров Н. Д. Развитие педагогической науки на современном этапе //Педагогическая теория: идеи и проблемы.- М., 1992.- С. 4-20.

134. Малькова 3. А., Новикова Л. И. Концепция воспитания учащейся молодежи //Педагогика, 1992, №3-4.-С. 11-19.

135. Маркова А. К. Психология профессионализма.- М., 1996.-209 с.

136. Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1993.-193 с.

137. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии.-1989.-№6.- С.29-33.

138. Меерович А. М. Формулы теории невероятности. Технология творческого мышления.» Одесса: Полис, 1993.- С.232.

139. Мелик-Пашаев А. А. Из опыта изучения эстетического отношения и действительности //Вопр. психологии.- 1990,№5.

140. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //Вопросы психологии.1989, №1.

141. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурсов.-Пермь: ПГУ, 1971.- 120 с.

142. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М., 1986.- 253 с.

143. Мозгот В.Г. Музыкальное мышление современной студенческой молодежи. -Майкоп, 1999. 71 с.

144. Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности. Ростов н/Д, 1992.- 159 с.

145. Неволина И.Я. Возможности педагогического вуза в эстетизации обучения // Инновационные процессы в образовании. Сб. научных трудов. - Славянск -на - Кубани, 1997.- С. 117 - 122.

146. Неволина И.Я. Мотивационная готовность студентов к усвоению эстетического содержания высшего образования // Личностно и индивидуально направленное образование в школе и в вузе. Сб. научных трудов. - Сочи, 1998,- С. 50-54.

147. Неменский Б.М. Воспитание искусством. //Социально-политические науки. -1991., №4 С. 22 26.

148. Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика.1990,- №9,- С. 41-47.

149. Обозов Н. Н. Межличностные отношения,- Л.: ЛГУ, 1979.- 93 с.

150. Образование: традиция и инновации в условия социальных перемен.- М.: РАО, 1997.- 211 с.

151. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1993. - 955 с.

152. Образование: традиция и инновации в условия социальных перемен.- М,: РАО, 1997.-С. 211.

153. Основные направления повышения эффективности педагогической науки: Сб. научн. тр. /АПН СССР; общ. пед.-М., 1990.- 128 с.

154. Педагогическая энциклопедия. М., 1968. - 911 с.

155. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. -М: Просвещение, 1982.- 255 с.

156. Петровский В. А. Субъективность: новая парадигма в образовании //Психол. наука и образование.- 1996.-№3.- С. 100-109

157. Петровская Л. А. Компетентность общения. -М.: МГУ, 1989,- 216 с.

158. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ВННЦ НТ и КПР МК СССР; 1991. -144 с.

159. Пинский А. О. О культурно-образовательных инициативах и инновационных школах //Мир образования. 1997.- №3.- С. 20-22

160. Платонов К. К. Структура и развитие личности,- М.: Наука, 1986.- 255 с.

161. Подласый И. П. Педагогика.- М., 1999. 573 с.

162. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. - 197 с.

163. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания.-М.: Новая школа, 1996.-56 с.

164. Портнова С.И. Проблемно-ориентированный подход к исследовательскому обеспечению прогностических исследований в педагогике //Новые исследования в педагогических науках. 1987.- №2 (50).- С. 65-69.

165. Применение ЭВМ в научно-исследовательской и учебной работе. Межвуз. сб. научн. тр.- Саратов:Из-во Сарат. ун-та, 1991.- С. 128.

166. Принцип системности в психологических исследованиях. М.; Наука, 1990.-С. 134-140.

167. Приобщение личности и эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. научн. тр. //Акад. пед. наук СССР НИИ худ. воспитания. М., 1991. С. 134-140.

168. Прихожан А. М. К изучению неблагополучного положения подростка среди сверстников //Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976. С. 11-17.

169. Проблемы методологии междисциплинарных исследований и комплексного обеспечения научно-исследовательской деятельности: Информ. материалы Екатеринбург: Наука. Урал. изд. фирма, 1994.- С. 127.

170. Программное обеспечение для научных исследований /Корпорация "СофтЛайн".- Б.м: Б.и., Б.г. (Люберцы: Произв.- изд. комб. ВИНИТИ, 1995).-С. 31.

171. Прозументова Г. Н. Традиции и инновации в педагогической практике: особенности и целеобразования //Образование в Сибири. Томск, 1996.-№1.- С.99.104.

172. Пряжникова Е. Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов //Вопр. психологии.- 1994.- №6,- С. 64-73.

173. Пути и средства эстетического воспитания /Под ред. Н. И. Киященко. М.: Наука, 1989.-204 с.

174. Развитие общения у дошкольников. /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1974.

175. Развитие педагогической науки на современном этапе /Педагогическая теория: идеи и проблемы. М., 1992.- С. 4-20.

176. Разумный В. А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия /Русское братство. 1997,- №1,- С. 70-89.

177. Реал А. А. Психология изучения личности. СПб., 1999 . - 288 с.

178. Репкин В. В. Что такое развивающее обучение? //Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков-Томск, 1992.

179. Риз Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве //Педагогика. 1995.-№4.- С. 114-116.

180. Роль учебного научно-производственного комплекса (УНПК) "Педвуз-школа" в подготовке будущего учителя: (Тез. докл. респ. научн.-метод. конф. 19-20 апр. 1990 г.).- Фрунзе: Б. и., 1990.

181. Российская педагогическая энциклопедия.- М.: БСЭ.- Т. 1.- 1993.- 608 с.

182. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.- М.: Педагогика, 1989,328 с.

183. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997. - 94 с.

184. Рувинский Л.И. Психология самовоспитания. •■ М., 1982. 141 с.

185. Руечев М. С. Управление научно-исследовательскими разработками //Инж.-техн обеспечение АПК.- 1996.= №4.- С. 2-4.

186. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании //Педагогическое наследие. М., 1989.-С. 199-295.

187. Савина Ф. К. Тенденция как источник развития педагогических идей //Педагогическая теория: идеи и проблемы. М., 1992.- С. 19-160.

188. Сазонов Б. Смена парадигмы и инновационно организационная педагогика //Кентавр: Методол. И игротехн. альм.- 1996.- №1.- С. 49-51.

189. Сапеев В. А. Сущность эстетического воспитания //Адуоацыя и Выхаванне 1992, №3.-31-34 с.

190. Селиванова Н. JI. Школа-лаборатория как форма взаимодействия педагогической науки и практики //Педагогическая теория: идея и проблемы.- М., 1992.- С. 87-93.

191. Селиверстова Е. Н. Педагогический университет как дидактическая система //Современные проблемы высшего педагогического образования.- Новгород, 1992.- С. 52-58.

192. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.- С. 4=12.

193. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии //Наука о человеке. -М., 1989.- С. 127-146.

194. Серебряков В. В., Ясюков М. И. Инициатива и творчество.- М.: ВИ, 1976.296 с.

195. Сериков В. В. Личности о-ориентировалное образование //Педагогика, 1994, №4.- С. 16-20.

196. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов н/Д: "Феникс", 1995.-511 с.

197. Симонов В. П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для студ. педвузов, учителей и слушателей ФПК.-М.: Международ, пед. академия, 1995,- 189 с.

198. Сквирский В. Я. О разработке и оценке педагогических концепций //Сов. Педагогика.- 1988.-№12.- С. 53-58.

199. Скляров И. Ф. Методология системных исследований: Учеб. пособие /Моск. гос. авиац. ин-т (техн. ун-т).-М.: Изд-во МАИ, 1995.- 67 с.

200. Слабунова Э. Э. Методология научного познания //Молодежная инновационная политика.- Петрозаводск, 1993.- С. 64-65.

201. Сластенин В. А., Шиянов Е. Н. Гуманизация педагогического образования: теоретическая концепция исследования //Теория и практика высшего образо вания.-М., 1991.- С. 3-18.

202. Сластенин С. А. Учитель и время //Сов. педагогика.- 1990.-№9.- С. 3-9.

203. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности.-М.: Аспект Пресс, 1995,- 271 с.

204. Собкин В. С., Левин В. А. Художественное обра зование и эстетическое воспитание //Вопросы психологии.- 1989, №1. С. 20-24.

205. Соловьев В. и др. В поисках критериев эффективности преподавательского труда //Высш. образование в России. 1997.- №1.- С. 72-76.

206. Солонина А., Солонин В. Персонализированное обучение в контексте социализации //Высш. образование в России. 1996.- №3.- С. 101-108.

207. Сорокина Н. Д. Образование как фактор социальной дифференциации и социальной мобильности в российском обществе //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социол. и политология.- 1996.-№3.- С. 28-35.

208. Степанов С. Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы.- М.: РАУ, 1993.- 65 с.

209. Стоун С. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М, 1984. 246 с.

210. Структура и уровни эстетического сознания у школьников: Сб. научн. тр. /Под ред. Крупника Е. П.- М.: АПН СССР, 1989.

211. Суртаева Н. Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс. . д ра пед. наук.- М.- 1995.- 40

212. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5-ти т. Т. V.- Киев, 1980.678 с.

213. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.

214. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971.

215. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: МГУ, 1986.

216. Тамберг Ю. Г., Федотова Г. А. Теория решения изобразительных задач (ТРИЗ) и проблемы развития творческих способностей будущих учителей //Современные проблемы высшего педагогического образования. Новгород, 1992.- С. 141-143.

217. Тарасенко Ф. П. Новое явление в образовании международные региональные образовательные программы //Образование в Сибири.- 1995.- №1.- С. 147152.

218. Тарасов Г. С. О психологии искусства //Вопросы психологии, 1992, №1. -С.29-33.

219. Теплов Б.М. Способности и одареннсоть. Избранные труды. - М., 1985. - С. 15-42

220. Теоретические и прикладные основы управления перестройкой высшего педагогического образования: Межвуз. сб. научн. тр. /Моск. обл. пед. ин-т. им. Н. К. Крупской; Отв. ред. В. И. Журавлев.- М.: МОПИ, 1990.- 174 с.

221. Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. научн. тр. /Отв. ред. В. А. С л астении М.: Прометей, 1991.- 246 с.

222. Терегулов Ф. Ш. Еще раз о соотношении педагогической науки и педагогической практики: Критич. заметки /Вестн. Вост. ик-та экономики, гуманит. наук, упр. и права.- 1996.- №3.- С. 72-76.

223. Терентьева Н. А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспи танию//Педагогика.- 1992.-№1-2. С. 61-63.

224. Тихонов А. Н. Вузовская наука: проблемы и перспективы //Высш. образование в России.-1994.- №1.- С. 13-19.

225. Тихонов А.Н., Лобанов В., Иванников А. Время информатизации //Высшее образование в России.- 1996.- №2.- С. 30-33.

226. Тихонов А. Н. Научные исследования в вузах России: реальность и перспективы //Регионология,- 1996.-№2,- С. 99-102.

227. Ушинский К.Д.О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения. Том. 1. М., 1988. С. 194-256.

228. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании //Педагогические сочинения. Том. 1. М., 1988. 291 с.

229. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.- М.: Педагогика, 1989.- 208 с.

230. Философия и педагогика: проблемы взаимосвязи: Сб. научн. тр. /Свердлов, гос. пед. ин-т.- Свердловск: Свердлов, ГПИ, 1988.- 109 с.

231. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

232. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.- 430 с.

233. Функционирование вузовской науки в условиях регулируемых рыночных отношений: Сб. научн. тр. /НИИ высш. образован.- ML: НИИВО, 1991.-С.151.

234. Хазова JI. В. Преподаватель: ценностные ориентации и мотивы деятельности. Подготовка и повышение квалификации преподавателей //Социал. полит. журн.- 1997.- №1.- С. 96-109.

235. Хейдметс М. Социально-психологические проблемы жилой среды (аспект персонализации среды) // Человек. Среда. Общение. Таллин. 1980. С. 26-50.

236. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: В 2 т.- М.: Педагогика, 1986.- Т. 1408 е.; Т. 2.- 398 с.

237. Херштатт К., Зоммерлатте Т. Метод лучших показателей в научных исследованиях и разработках: (Ст. из Швейцарии) //Проблемы теории и практики управления.- 1996.- №3.- С. 98-102.

238. Худяков В. Л. Ученый и его творческий мир.- Л.: ЛГУ, 1971.- 252 с.

239. Черноушек М. Психология жизненной среды. М.,1989. 243 с.

240. Шадриков В. Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1982,- 185 с.

241. Шакуров Р.Х. Социально-педагогические основы управления: руоводитель и пед. коллектив. -М.: Просвещение, 1990.-208 с.

242. Шаповалов В. А. Высшее образование в социокультурном контексте.- М.: Высшая школа, 1996.- 220 с.

243. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. Дисс. Д-ра пед.наук.- М., 1991.- С.ЗЭ.

244. Шленов Ю. В. Планирование и организация научных исследований в высшей школе /С.-Петербург, ун-т экономики и финансов.- СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та экономики и финансов, 1995.- С. 168.

245. Шукшунов В., Взятышев В., Романкова JI. От осознания парадигмы к образовательной практике // Высшее образование в России.- 1995.-№3.-C.33.

246. Шульга Р.П. Проблема последствия искусства в жизнедеятельности личности // Философская и сциологическая мыс ль-1991.- №11. С.39-44.

247. Шутенко А.И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя: Автореф. Дисс. . канд. лед. наук.-М.,1994-21 с.

248. Щербаков Р.Н. Научная деятельность и преподавание // Педагогика, 1995.-№2.-С21-24.

249. Щербаков А.И. О методологии и методике изучении труда и личности учителя // Психология труда и личности учите ля.-Л., 1976. С.7-14.

250. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М., 1997- 111 с.

251. Элек Н.А. Профессиональное саморазвитие в высшей школе. Краснодар, 1998. - 275 с.

252. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение: 1983,286 с.

253. Юлдашев Л.Г. Эстетическое искусство и произведение искусства. =М., Мысль .1969.-279 с.-4.

254. Юсуфбекова Н.Р. Тенденция и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в педагогических науках,- М.: Педагогика, 1992,-№2. С. 6-9.

255. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология и методы. -М., 1987,- С. 4-48.

256. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979. - 142 с.

257. Ярошевский М.Г. О категориальном аппарате развития психологического знания // Вопросы психологии. 1973.-№3,-С, -11-13.

258. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.,1997-144 с.

259. Maslow А. N. Motivation and personality NY, 1954,- 176 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.