Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса: На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кулаков, Виталий Николаевич

  • Кулаков, Виталий Николаевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 151
Кулаков, Виталий Николаевич. Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса: На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кулаков, Виталий Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.2

ГЛАВА 1.СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ НЕЗРЯЧИХ.

1.1. Ретроспективный обзор проблемы обучения незрячих.14

1.2. Теоретико-методологические основы построения педагогического процесса формирования компенсаторных механизмов.27

1.3. Методическая база формирования компенсаторных факторов у незрячих музыкантов. 66

Выводы по первой главе.

ГЛАВА Н.ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ раЗ-ИТИЯ

КОМПЕНСАТОРНЫХ ФАКТОРОВ У НЕЗРЯЧИХ БАЯНИСТОВ (АККОРДЕОНИСТОВ).

2.1. Структура и организация учебного эксперимента. 91

2.2. Использование конструктивных особенностей баяна при развитии интереса, внимания, слухо-двигательных

Связей незрячего учащегося музыканта. 96

2.3. Специфика формирования музыкально-слуховых Представлений незрячего баяниста(аккордеониста).108

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование компенсаторных факторов у незрячих музыкантов как условие оптимизации учебного процесса: На материале работы с незрячими баянистами-аккордеонистами»

Обучение музыке незрячих- процесс сложный и трудоемкий. Основывается он на понимании неповторимости личности, ее самобытности, со своим характером, индивидуальными особенностями и интересами. Несмотря на отсутствие зрения, слепой может вполне успешно ориентироваться в окружающем мире, достигать высокого уровня в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, может разбираться в разнообразных пространственных и временных признаках.

Известно, что слепота стимулирует развитие и проявление высших психических функций, которые реализуются через компенсаторные факторы.

По словам Л. Выгодского, коррекция и компенсация дефекта есть поиск новых «обходных путей развития», эти процессы проявляются, главным образом, в области абстрактного мышления, логической памяти, произвольного внимания.

С давних пор люди замечали, что с утратой какого-либо органа происходит перестройка жизнедеятельности организма, например, взамен утраченного зрения обостряется слух, активизируется память и т.д. Компенсация, в переводе с латинского, означает «возмещение».

Вопрос о влиянии дефектов зрительного анализатора на учебно-познавательную деятельность учащихся получил широкое освещение в специальной литературе (Л.П. Григорьева, Е.П. Ермаков, М.И. Земцова, Н.П. Зислина, А.И. Зотов, Ю.И. Кулагин, А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.И. Юрганова и др.)

Однако анализ работ по теории компенсации дает возможность говорить о том, что единого мнения о сущности компенсаторных факторов, о процессах, происходящих при их формировании и развитии, пока нет. Каждый исследователь по-своему подходит к решению этой проблемы. Так по мнению Р.С. Муратова, «.Под компенсацией недостаточности зрения с помощью технических средств мы понимаем создание возможностей получения такого объема полезной информации, который приближался бы к объему информации, получаемой нормально видящим человеком» (98, 6).

А.Г. Литвак пишет о том, что: «В Павловском понимании компенсация является физиологической мерой организма в ответ на какое-либо нарушение его функций» (85, 26). С.Г. Аэрокисьян считает, что «.включение компенсаторных функций приводит к перестройке сохранных анализаторов и к возникновению новой системы, благодаря чему способность к аналитико-синтетической деятельности сохраняется, хотя диапазон и уровень, степень и путь анализа, суживаются» (14, 3).

Из выше изложенного видно, что единого понимания существа проблемы компенсации утраченных функций в научной литературе пока нет.

Наиболее остро необходимость решения проблемы компенсации ощущается в музыкальной педагогике. Существующих работ по этой теме крайне недостаточно, поэтому любое научное исследование в этой области является полезным и необходимым.

В существующей научной литературе по психологии, физиологии, дефектологии проблема компенсации освещена достаточно широко, однако общетеоретические положения недостаточно конкретизированы.

В музыкальной педагогике работ, специально посвященных вопросам формирования и развития компенсаторных факторов, очень незначительное количество, а работ, связанных с обучением незрячих баянистов- аккордеонистов, пока не существует.

Неразработанность теоретических и методических аспектов при обучении музыке незрячих (баянистов- аккордеонистов) определили актуальность выбранной проблемы, поскольку в любом народном коллективе, будь-то русский народный хор, хореографический ансамбль, вокальные коллективы и т.д., баянист-аккомпаниатор-должность необходимая. Кроме того, в научно-педагогической литературе, методика подготовки незрячих педагогов-музыкантов практически не освещена. Формирование и развитие компенсаторных факторов у незрячих музыкантов происходит в процессе обучения под воздействием педагога на психо-эмоциональный комплекс учащегося. 4. Каким должно быть это воздействие, каковы механизмы процесса компенсации, дающие возможность реального воссоздания незрячими адекватных художественных образов в музыке, какое значение имеет развитие компенсаторных факторов, их суть и значимость при обучении незрячих музыкантов, какова роль компенсации в повышении эффективности учебного процесса, направленного на воспитание слепого музыканта-баяниста,- вот круг вопросов, решение которых % выдвигается как проблема данного исследования.

Целью настоящего исследования является научное обоснование и разработка условий развития компенсаторных факторов у незрячих музыкантов в процессе обучения их игре на баяне (аккордеоне). В соответствии с поставленной целью решались задачи: 1. Выявить возможности использования компенсаторных функций организма в ходе обучения музыке; 4 2. Обосновать возможности максимального использования реабилитационных сил организма при обучении незрячих и слабовидящих учащихся игре на музыкальном инструменте (баяне-аккордеоне);

3. Разработать методику обеспечения максимально целенаправленного пути к овладению незрячими и слабовидящими учащимися техники игры на музыкальном инструменте;

4. Проверить на практике эффективность предлагаемой методики.

Объект исследования - процесс обучения музыке незрячих и слабовидящих учащихся.

Предмет исследования - условия формирования и развития компенсаторных механизмов в процессе обучения музыке незрячих и слабовидящих учащихся (на материале преподавания игры на баяне-аккордеоне).

Гипотеза исследования: Процесс формирования и активизации реабилитационных функций учащихся в ходе обучения музыке (игре на баяне-аккордеоне) будет протекать более успешно при опоре на систему компенсаторных факторов. К наиболее значимым из них следует отнести: а/ музыкально-слуховую способность учащегося; б/ способность произвольного управления музыкально-слуховыми представлениями, замещающими функции утраченного зрения; в/ осознание учащимися собственных игровых действий и возникающего на их основе слухо-двигательного комплекса как базиса совершенствования профессионального мастерства.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистическая теория познания, положения научной психологии о природе компенсаторных функций организма человека, о ведущей роли деятельности в процессе формирования высших психических функций. В основе предполагаемой теоретико-методической модели лежат фундаментальные исследования в области тифлопедагогики и тифлопсихологии ( В.З. Кантор, Ю.М.Гохфельд, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, А.В. Вержбицкий, Л.И. Солнцева), общей педагогике (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Т. Огородников), психологии (Л.С. Выготский, Б.М. Теплое, Р.Н. Ражников), музыкального обучения (Л.А. Баренбойм, Г.М. Цыпин, Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Р.Н. Гржибовская, Т.Н. Воронова, А.Н. Малюков).

Исследование опирается на достижения современной дидактики, ф раскрывающей сущность учебно-познавательной деятельности, на теоретико-методологические исследования, посвященные проблемам совершенствования педагогического процесса. В исследовании были использованы положения современной науки о сущности проблемы компенсации в музыке, как основном способе реализации творческого потенциала незрячего музыканта.

При проведении исследования использовались следующие методы: * -анализ и обобщение передовых тенденций современного музыкознания, музыкальной педагогики, тифлопедагогики, тифлопсихологии и медицины по проблемам формирования функций компенсации утраченного зрения.

- специальный анализ литературы для баяна-аккордеона с позиций формирования целостных музыкально-слуховых представлений незрячего музыканта. % - констатирующее исследование практики обучения незрячих музыкантов.

Научная новизна исследования.

В диссертации впервые рассмотрена проблема компенсации утраченного зрения у музыкантов (баянистов- аккордеонистов) в процессе обучения.

Основываясь на достижениях тифлологии в диссертацию введено понятие «компенсаторный фактор». Речь идет о результатах, полученных за счет активизации действий неповрежденных анализаторов, выполняющих (в определенной ситуации) функции утраченного анализатора.

Выявлены условия, при которых создается особая форма обеспечения взаимодействия сохранившихся органов чувств, которые могут совершенствоваться при целенаправленном их развитии.

Определено взаимодействие анализаторов, при этом повышение активности каждого из них рассматривается в диссертации как условие компенсации. В том случае, если действие приводит к результату (который мог бы быть достигнут с помощью утраченного анализатора), процесс определяется как факт компенсации, или, говоря другими словами, если действие выполнено, положительный результат достигнут, значит, компенсация состоялась.

В диссертации разработаны и внедрены положения, связанные с формированием внешней и внутренней функций компенсации при обучении музыке.

Под внешней функцией компенсации утраченного зрения автор понимает информацию, получаемую учащимися извне. Это может быть рассказ педагога о музыке, ее показ, или объяснение действия, происходящего на сцене, рассказ о костюмах, световых эффектах, или просто самостоятельное прослушивание музыки учеником (см. дис.с58).

К внутренней функции компенсации относится художественно-мыслительная деятельность самого студента, его способность сосредоточиться в нужный момент, его умение использовать сохранившиеся органы чувств, для реализации учебно-творческого задания. Например, невозможность чтения пьесы с листа компенсируется более активной работой музыкальной памяти, стремлением к наработке типовых игровых схем, что дает возможность избежать детального их изучения по нотам (см. дис. с, 58).

В диссертации выявлена специфика формирования компенсаторных факторов при развитии у учащихся музыкальных способностей, м связанных с вниманием, музыкальной памятью, внутренним слухом, пробуждением интереса к избранной профессии, формированием слухо-двигательных и образно-ассоциативных связей.

На основе общедидактических методов обучения разработана теоретико-методическая модель процесса формирования функций компенсации утраченного зрения, на базе которой создана методика формирования компенсаторных факторов у незрячих музыкантов, а также педагогическая система их развития, которая включает три уровня (подструктуры) обучения, входящих в структуру художественного мышления, лежащую в основе теоретико-методической модели, разработанной в исследовании.

Положения, выносимые на защиту.

1. Для развития функции компенсации зрения у слепых музыкантов необходима организация специальной учебной работы, направленной на активизацию деятельности сохранившихся анализаторов.

2. Сконструированная педагогическая система формирования компенсаторных факторов повышает эффективность процесса обучения музыкантов с нарушениями зрения.

3. Специфика обучения незрячих учащихся-баянистов требует разработки специальных методов, оптимизирующих процесс обучения в музыкальных учебных заведениях.

4. Использование метода словесно-образных характеристик является основополагающим при формировании абсолютно всех компенсаторных факторов, при развитии всех музыкально-слуховых представлений., связанных с образно-понятийным мышлением слепого музыканта.

Практическая значимость работы.

1. Разработанная теоретико-методическая модель формирования компенсаторных факторов дает возможность развивать музыкально-слуховые представления на любом этапе обучения, как у учащихся детских музыкальных учебных заведений (школы, лицеи, колледжи и т.д.), так и у студентов ВУЗов (консерватории, музыкальные институты, институты культуры, искусств и т,д,). Разница в процессах обучения заключается в объеме даваемой информации для каждого уровня развития, а также в возрастных особенностях обучающихся.

2. На основе использования разработанной методики развития функций компенсации утраченного зрения и особенностей ее применения на практике у учащихся ускоряется процесс освоения умений и навыков игры на музыкальном инструменте, которые в дальнейшем будут применяться в их профессиональной исполнительской деятельности.

Апробация исследования осуществлялась:

- в ходе экспериментальной учебной работы в школе-интернате №1 для слепых детей, в детской музыкальной школе №42 г. Москвы, в Государственном специализированном институте искусств для инвалидов, в Московском педагогическом государственном университете; - в ряде опубликованных автором работ;

-в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкальных инструментов в Московском педагогическом государственном университете;

-на выступлениях с докладами на семинарах и конференциях в МПГУ 1998-2000 годы, а также на симпозиуме в Польше г. Познань и на конгрессе в Германии г. Берлин- 1999 г.

Структура и основное содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и библиографии,

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кулаков, Виталий Николаевич

Заключение

Ч Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Теоретическое исследование проблемы показало, что формирование компенсаторных факторов у незрячих учащихся -музыкантов требует специально организованной работы по комплексному использованию сохранившихся органов чувств,

2. Эволюция музыкально-слуховых представлений, связанных с реабилита-циониыми функциями организма, базируется на развитии музыкальных способностей учащихся, их мышлении, воображении, слухо - двигательных и тактильных ощущениях.

3. Процесс целенаправленного совершенствования образно -ассоциативных связей основывается на побуждении учащихся-музыкантов к поисковой, творческой, внутреннеслуховой деятельности.

Последняя должна опираться на систему педагогических действий, предусматривающих:

- понимание функций каждого из сохранившихся анализаторов; -осознание собственных игровых действий, связанных с воплощением музыкального образа в реальном звучании;

-стимулирование познавательной активности учащихся, расширение их кругозора за счет приобретения новых знаний, развития in исполнительских навыков, связанных с освоением музыкального инструмента (баяна- аккордеона);

- теоретическое исследование проблемы в педагогическом аспекте позволило дифференцировать такие понятия, как «внешняя функция компенсации» и «внутренняя функция компенсации», -творческое педагогическое управление процессом активизации, художественного воображения и мышления, осуществляемое через проблемно - поисковый характер обучения, выводит на формирование умений произвольно и сознательно оперировать внутреинеслуховыми музыкальными представлениями, замещающими функцию утраченного зрения.

4. В процессе проведения исследования были разработаны и описаны ком-пенсаторные факторы, связанные с развитием интереса, внимания, слухо -двигательных связей, внутреннего слуха,

V музыкальной памяти, образно - ассоциативных связей, позволяющие оптимизировать процесс обучения незрячих игре на музыкальных инструментах.

5. В ходе теоретико- методического исследования определены условия формирования исполнительских умений и навыков незрячих музыкантов.

6. Исследование подтвердило необходимость индивидуального подхода при обучении незрячих учеников.

7.В диссертации разработан новый подход к понятию «структура художественного мышления», которое включает в себя «подструктуру целенаправленности и целеустремленности», «подструктуру реализации приобретенного опыта», «подструктуру художественного воспроизведения».

8. Положения и рекомендации, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы не только при обучении игре на баяне и аккордеоне, их применение будет способствовать повышению исполнительского мастерства учащихся и других музыкально - исполнительских специальностей.

9. Результаты проведенного исследования показали,чтопрофес-сиональная музыкальная подготовка незрячего музыканта должна опираться на специальную методику формирования компенсаторных факторов.

Завершающий эксперимент подтвердил эффективность разработанной методики, необходимости ее использования при обучении слепых баянистов - аккордеонистов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кулаков, Виталий Николаевич, 2000 год

1. Абт О.Г. Музыкальное образование слепых.- С.-Петербург, 1896.

2. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога.учебное пособие по курсу педагогики для студентов высших музыкальных Учебных заведений.- М., 1981.

3. Агеев Е.Д. Система реабилитации слепых.- М.: ВОС, 1981.

4. Акимов Ю.Т. Прогрессивная школа игры на баяне,- М.: «Советский композитор», 1971.

5. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. Учебное пособие для консерваторий и музыкальных училищ.1. М.: Музиздат., 1960.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М.: АПН РСФСР, 1960.

7. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование.- М.: «Наука», 1953.

8. Анохин П.К. Теория функциональной системы.- М.: «Наука», 1951.

9. Антошина М. Музыкальное развитие детей в детской музыкальной школе. /Сборник «Музыканту-педагогу»,- М., 1939.

10. Аристотель. Политика, пер. С.А. Жебелева.- М., 1911.

11. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания./Учебное пособие.- М., 1984.

12. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. 4.1:Учебное * пособие для студентов.- М.: МГЗПИ, 1989.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е.- Л., 1973.

14. Аэрокисьян С.Г. К вопросу о функциональной структуре пространственного познания./Сб.: «Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений».- М., 1961.

15. Бакдуева К.Г. Индивидуально-дифференцированный подход при А подготовке детей с нарушением зрения к обучению грамоте.- Дис. Канд.1. Пед. наук.- М., 1995.

16. Баренбойм Jl.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л.,1974.17. «Баян и баянисты». Сб. Методических статей./ под общ. Ред. Ю.1. Акимова.- М., 1970.

17. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.-М.,1923.

18. Благонадежина Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии. Ученые записки гос. Института психологии. Т.1.- М., 1940.

19. Блонский П.П. Память и мышление.- М., 1935.ф. 21. Боровский В.М. Мускульные напряжения и мыслительный процессреферат о работах Джекобсона). Сборник «Рефлексы, инстинкты, навыки».- М., 1936.

20. Бочкарев Л.Л. Психологические основы музыкального обучения.-Киев, 1979.

21. Брейтбург Ю.А. Некоторые вопросы диагностики и интуиции в музыкальной педагогике. //Вопросы инструментальной подготовкистудентов муз.-пед. ф-та.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1971.

22. Бубнова Т.В. Исходные предпосылки дифференцированного обучения в школе слепых и слабовидящих. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Психологические и методические аспекты реабилитации.-Л., 1982.

23. Бюрклен К. Психология слепых.- М., Учпедгиз, 1934.

24. Вержбицкий А.В. Экспериментальные записи по искусству на магнитной ленте, /сб.: «Роль специальных библиотек в художественно-эстетическом развитии незрячих».- М.: ВОС, 1984.

25. Владимирский А.В. Содержание душевных переживаний при отсутствии зрительных и слуховых восприятий.- С.-Петербург, 1910.

26. Биллей П. Психология слепых,- М.: Учпедгиз, 1931.

27. Биллей П. Педагогика слепых.- М.: Учпедгиз, 1936.

28. Выготский JI.C. Коллектив как фактор развития аномального ребенка. Вопросы дефектологии.- М., 1931.33, Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 1968.

29. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: Изд-во Моек, ун-та, 1976.

30. Ц 35. Гарбузов Н.А. Процесс становления звуков как причина ладовогодвижения. /Теория многоосновности ладов и созвучий, ч.2/- М., 1932.

31. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения. |(«Баян и баянисты». Сб. Методических материалов. Составление и общая редакция Ю. Акимова.- М., «Советский композитор», 1970.

32. Гершкович З.И. Онтологические аспекты произведения искусства.-В кн.: творческий процесс и художественное восприятие.- М.:1. Наука», 1978.

33. Гоноболин Ф.Н. Способности и интересы.- М.: АПН РСФСР, 1962.

34. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. Пер. Э. Рашковской.- М.: «Музыка», 1961.

35. Гохфельд Ю.М. О некоторых особенностях обучения игре нафортепиано незрячих детей.- «Вопросы инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета». Ученые записки МПГИ им. В.И. Ленина, т.481.- М., 1971.

36. Гохфельд Ю.М. Развитие двигательных приемов, умений и навыков у слепых и частично зрячих учеников в процессе обучения их игре на фортепиано.- Автореф. Канд. Дис.- М., 1975.

37. Гребельник С.Г. Формирование и развитие абсолютного слуха какмузыкальной способности.- Автореф. Канд. Дис.- М., 1985.

38. Гребнев А.Ф. Методы обучения музыке в школе слепых. Пособие для учителей школ слепых.- М.: Учпедгиз, 1949.

39. Гржибовская Р.Н. Проблема формирования внутренних слуховых и художественно-образных представлений у учащихся музыкантов,-Автореф. Дис. Канд. Пед. наук.- М., 1982.

40. Гржибовская Р.Н. Работа над музыкальным произведением безинструмента. //Вопросы инструментальной подготовки студентов муз.-пед. ф-та.- М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1971.

41. Григорьева Л.П. Системная модель компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей и ее экспериментальная верификация (сообщение II).- М., «Дефектология», 1999, №3, С.22.

42. Давыдов Н.К. Теоретические основы переложения для баяна инструментальных произведений.- Дис. Канд. Пед. наук.- Киев, 1972.

43. Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н. Скаткина.- М., 1982. 49. Дидро Д. Письмо о слепых в назидание зрячим.1. Избр. Соч., Т.1, 1926.

44. Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология. /Под ред. Проф. Н.Ф. Добрынина. //Курс лекций.- М., «Просвещение», 1965.

45. Ермаков В.П., Куличева Н.И. Профориентация слепых школьников, /учебное пособие.- М.: ВОС, 1986.

46. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.- М.: «Просвещение», 1990,

47. Завьялов В.Р. Баян и вопросы педагогики.- М.: «Музыка», 1971.

48. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты,- М.: АПН РСФСР, 1956.

49. Зимкина A.M. О психологических основах компенсации нарушенных функций.- Л., 1956.

50. Зинченко В.П., Вергилис Н.Ю. Формирование зрительного образа.-М.: «Просвещение», 1969.

51. Зотов J1.A. Возрастные и индивидуальные особенности кратковременной и долговременной памяти у слепых и слабовидящих школьников.- Л., 1975, вып.6, №1.

52. Иванов Аз. Руководство для игры на аккордеоне.- Л.: Музгиз, 1963.

53. Имханицкий М.И. Музыка для оркестра русских народных инструментов на современном этапе.- Дис. Канд. Пед. наук.- М., 1976,

54. Кантор В.З. Самодеятельный художественный коллектив как фактор социальной реабилитации слепых и слабовидящих.- Автореф. Канд. Дис. Наук.- Л., 1989.

55. Кантор В.З. Художественное развитие слепых и слабовидящих как проблема теории и практики тифлопедагогики,- Автореф. Док. Дис.-С.П.Б., 1997.

56. Касаткин Л.Ф, Координация движений и ее особенности у дошкольников с нарушениями зрения,- «Дефектология», №1.- Л., 1975.

57. Каузова А.Г. Полифонический слух и специфические задачи его развития в процессе музыкально-исполнительской подготовки студентов. //Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки.- М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.

58. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки. //Вопросы музыкознания.- т.З.- М.: «Музыка», 1960.

59. Коган Г. У врат мастерства.- М., «Музыка», 1969.

60. Кондельяк Э.В. Трактат об ощущениях.- М., 1935.

61. Кондратов A.M. Если ребенок не видит. Практические рекомендации для родителей.- М., ВОС, 1991.

62. Корсунская М.Л. Сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк» в общеобразовательной школе. //Вопросы инструментальной подготовки студентов муз.-пед. ф-та.- М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1971.

63. Костючек Н.С. Состояние знаний и навыков учащихся школ слепых. ЦДети с глубокими нарушениями зрения.- М.: «Просвещение», 1967.

64. Кулаков В.Н. Развитие и роль внимания как компенсаторного фактора в процессе обучения незрячих музыке. ЦВопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Вып.З. МПГУ М. 1999, с. 120-123.

65. Кулаков В.Н. О роли компенсаторных факторов при обучении незрячих музыкантов. ЦНаучно-методические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств . Вып.2. М. 1999, с.222-231.

66. Кулаков В.Н. Развитие музыкальной памяти как компенсаторного фактора у незрячих исполнителей. ЦНаучные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: гуманитарныеякнауки. М., «Прометей»2000, с.379-380.

67. Крогиус А.А. Из душевного мира слепых.- ч.1.- С.П.Б., 1909.

68. Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики.- М.: «Просвещение», 1926.

69. Крылова Н.А. Изучение особенностей запоминания у слабовидящих младшего школьного возраста. //Спецшкола. №3.- М., 1964.

70. Лейко К. Психическая энергия и психический темп у слепых.-% «Слепец», 1908, №6.

71. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики.- М., 1965.

72. Лернер И .Я. Дидактическая система методов обучения.- М.: «Знание», 1971.

73. Либман Е.С., Мелкумянц Т.А., Рейфман М.Б. Рациональное качественное трудовое устройство слепых.- М.: ВОС, 1986.

74. Липе Ф.Р. Искусство игры на баяне.- М.: «Музыка», 1985.

75. Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих.- Л., 1972.

76. Литвак А.Г. Тифлопсихология.- М.: «Просвещение», 1985.

77. Ляшенко Б.Р. О поисках оптимальных вариантов технических навыков в классе баяна детской музыкальной школы (ДМШ). ЦРабота незрячего преподавателя музыки в учебном заведении (материалы совещания по обмену опытом работы незрячих музыкантов).-М.:ВОСД985.

78. Мазур А.К. Формирование тембро-динамического компонента музыкального слуха в профессиональной подготовке учителя музыки в педагогическом ВУЗе.- Дис. Канд. Пед. наук., М., 1982.

79. Макинон Л. Игра наизусть. Пер. С англ. Д. Соколова.- М.: «Музыка», 1967.

80. Мальцева Е.А. Основные элементы слуховых ощущения. /Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып.1.- М., 1925.

81. Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. Пер. С англ. Гуревич Н.Г. /под ред. Канд. Физ.-мат. Наук Гуревича И.Б.- М.: «Радио и связь», 1987.

82. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звуко-творческой воли.- М.: «Музыка», 1930.

83. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора.-М.,1963.

84. Михальченко Н.С. Значение и роль компенсаторных факторов (КФ) для незрячего музыканта. ЦРабота незрячего преподавателя музыки в учебном заведении (материалы совещания по обмену опытом работы незрячих музыкантов).- М.: ВОС, 1985.

85. Моль А. Теория информации и эстетического воспитания,- М.: «Мир», 1966,

86. Моргулис И.С. Вопросы ранней коррекции и компенсации дефектов, обусловленных зрительными недостатками; некоторые вопросывоспитания и лечения детей дошкольного возраста с паталогией зрения,-Киев, 1977.

87. Моргулис И.С. Развитие познавательной деятельности учащихся с глубокими нарушениями зрения в процессе обучения.- «Дефектология», №3, 1979.

88. Муратов Р.С. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих.- Автореф. Док. Дис.- М., 1970.

89. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: «Музыка», 1972.

90. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования.- Л.: «Музыка», 1969.

91. Нарышкина Е.С. Возрастные и индивидуальные особенности типов памяти у слепых и слабовидящих школьников,- Л., 1975.

92. Научно-методические проблемы преподавания в специализированном ВУЗе искусств.- Сб. Статей- РМЦТРИ, Министерство культуры РФ.-М., 1997, вып. 1.

93. Недлер Г.П. Самые несчастные из слепцов.- Журнал «Слепец», №2, 1889.

94. Незрячие работники интеллектуального труда на службе общества. /Материалы научно-практической комференции.- М.:ВОС,1982.

95. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.- М., 1981.

96. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. / Учебное пособие.- Уральский Пед.институт.- Екатеринбург, 1993.

97. Огородников И.Т. Современные проблемы высшего образования.-«Высшая школа», №7, 1968.

98. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне.1. М.: «Музыка», 1974.

99. Опыт социальной реабилитации незрячей молодежи средствами трудового обучения и профориентации, /Сб. Статей- М.: ВОС, 1988.Л

100. Орджоникидзе Г.Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления. /Вопросы музыкознания.- вып. 1960

101. Островская Е.Б. Соотношение образного и понятийного в процессе изучения художественной литературы у слабовидящих детей.- JT., 1973.

102. Павлов И.П. Собр. Соч., т.З- М.: АПН СССР, 1949.

103. Платон. Государство, пер. Н.И. Карпова. М., 1911.

104. Попов А.Т. Определение и классификация тембра на занятиях в классе специального инструмента в педагогических институтах.- М.: НИИ/ПВШ, 1987. 116. Попов А.Т. Формирование тембрового слуха в4 классе баяна.- Дис. Канд. Пед. наук.- М., 1990.

105. Проблемы музыкальной педагогики.- М., 1981.

106. Проблемы социальной реабилитации слепых. /Материалы международного симпозиума.- Воткзос, М., 1990.

107. Проблемные ситуации в обучении музыканта-исполнителя. /Методические рекомендации.- Минск, 1979.

108. Прокофьев Г. Формирование музыканта-исполнителя.- М,, 1956.

109. Ризоль Н.И. Принципы применения пятипальцевой системы набаяне.- Киев, 1981.

110. Ржевкин С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований.- М., 1936.

111. Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки.-Петербург, 1911.

112. Родина Т.Б. Музыкальный слух. Сущность, структура, методика развития.- М., 1988.

113. Ройс А. Международная нотопись для слепых.- М., «Просвещение», 1964.

114. Роль кожного анализатора в трудовой деятельности незрячего. /Методическое пособие.- М.: ВОС, 1984.4 127. Рубинштейн А.Г. Музыка и ее представители.- Ипёаа, 1891.

115. Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. / Пособие для слепых и воспитателей,- М.: Учпедгиз, 1951.

116. Свиридюк Т.П. Формирование познавательности у детей с недостатком зрения как способ подготовки их к школе. /Вопросы дефектологии. Вып. 13.- М., 1980.

117. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга.- М.: «Наука», 1951. j- 131. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.1. Изд. 2-е.- М., 1984.

118. Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на западе.- С.-Петербург, 1903. 133. Совшинский С. Работа пианиста над техникой.- Л.: «Музыка», 1968.

119. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста.- Институт коррекционной педагогики РАО.- М.: * «Полиграфсервис», 1997.

120. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у детей дошкольного возраста.- М., 1980.

121. Социально-трудовая реабилитация на предприятиях ВОС. /Методическое пособие,- М., 1983.

122. Сретенская В.М. Работа над содержанием и формой художественного произведения в школе слепых; некоторые особенности обучения слепых и слабовидящих детей школьного возраста.- JI., 1964.

123. Станиславский К.С. Собр. Соч., т.9/Под ред. О.Н. Ефремова и др.-М.: «Искусство». 1988, 1989- 1991.

124. Т.2 Работа актера над собой, ч.1;Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика.- 1989, с.508.

125. Работа актера над собой, ч.2:Работа над собой в творческом j процессе воплощения: материалы к кн.- 1990, с.505.

126. Работа актера над ролью: материалы к кн.- 1991, с.398.

127. Степанов Н.И, Формирование у учащихся навыков самоанализа и самооценки игровых действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте (на материале учебной работы в классе баяна и аккордеона).- Дис. Канд. Пед. наук.- М., 1990.

128. Сурков А.А. Пособие для начального обучения на готово-выборном у. баяне.- М.: «Советский композитор», 1972.

129. Тарасов Г.С. Подготовка в системе музыкального образования. /Учебное пособие по курсу «Педагогика».- ГМПИ им. Гнесиных, 1986.

130. Твердохлеб В.В. Об использовании средств звукозаписи в классе баяна. ЦРабота незрячего преподавателя музыки в учебном заведении (материалы совещания по обмену опытом работы незрячих музыкантов).- М.: ВОС, 1985.

131. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- Академияпедагогических наук (институт психологии), 1947.

132. Украинская Е.М. Зависимость формирования представлений слепых и слабовидящих школьников от развития мышления. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.- Л., 1979.

133. Ухтомский А.А. Учение о доминанте.- Собр. Соч., т.1.- Изд. Ленинградского Государственного ордена В.И. Ленина Университета, 1945, с.393.

134. Фейнберг С. Пианизм как искусство.- М., «Музыка», 1965.

135. Хорошева Р.И. Незрячий руководитель оркестра баянистов. ЦРабота незрячего преподавателя музыки в учебном заведении (материалы совещания по обмену опытом работы незрячих музыкантов).- М.:д ВОС, 1985.

136. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. /Учебное пособие для студентов. Составитель О. Апраксина.1. М.: «Просвещение», 1987.

137. Цатурян К.А. Чтение с листа как метод работы с учащимися-пианистами. //Вопросы инструментальной подготовки студентов муз.-пед. ф-та.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1971.

138. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподаваниимузыки.- Дис. Док. Пед. наук.- М., 1977. зыки.

139. Чайковский П.И. Дневники.- Москва, 1923.

140. Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. Фон-Мекк, т.З, 1934- 1936.

141. Письма П.И. Чайковского и С.И. Танеева.- Изд. Юргенсона, М., 1911.

142. Чалпанов Г.И. Очерки из психологии слепых.- «Мир божий», * 1894, НН1,2.

143. Черткова Е.Л. Организация досуга слепых.- М.: ВОС, 1988.

144. Шахов Г.И. Транспонирование на баяне.- М.: «Музыка», 1974.

145. Широков Н.П. Конструктивные усовершенствования баяна и аккордеона, ЦРабота незрячего преподавателя музыки в учебном заведении (материалы совещания по обмену опытом работы незрячих музыкантов).-М.: ВОС, 1985.

146. Шоев Ф.И. Как помочь незрячему научиться читать и писать (памятка).- М., ВОС, 1987.

147. Щербина A.M. Слепой музыкант Короленко.- М., 1916.

148. Эфруси Е. Музыкальное воспитание начинающих пианистов в руках педагога-пианиста.-1| «Музыканту-педагогу».- М., 1939.

149. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.-М.: «Знание», 1971.

150. Яшкевич И.А. О некоторых тенденциях в современном баянном исполнительстве. ЦРабота незрячего преподавателя музыки в учебном заведении (материалы совещания по обмену опытом работы незрячих музыкантов).- М.: ВОС, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.