Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства: На материале Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Султанова, Патимат Султановна

  • Султанова, Патимат Султановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 148
Султанова, Патимат Султановна. Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства: На материале Республики Дагестан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2004. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Султанова, Патимат Султановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

1.1. Национальное, межнациональное в искусстве и художественно-педагогическом образовании школьников.

1.2. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство как средство формирования межнациональных отношений в системе художественного образования и эстетического воспитания учащихся.

1.3. Формирование межнациональных отношений школьников с помощью средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

2.1. Дидактические условия формирования межнациональных отношений в художественно-эстетическом образовании школьников

2.2. Система занятий по формированию межнациональных отношений учащихся на уроках изобразительного искусства.

2.3. Методика формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства: На материале Республики Дагестан»

С переходом нашего государства на совершенно новую историческую ступень и формированием в связи с этим совершенно новой социально-экономической формации межнациональные и «межкультурные» взаимоотношения в значительной степени усложнились, не обретя в достаточной степени консенсуса между общепринятыми мировыми нормами международного права, наследием социалистического периода и многовековыми региональными национальными традициями. Отметим при этом, что отход граждан фактически нового государства от прежнего, изжившего себя, советского патриотизма и формирование у них патриотизма нового - российского - происходят в политически, экономически и социально сложной обстановке, что, соответственно, порождает разного рода противоречия.

Весь комплекс сложившихся перечисленных факторов требует, естественным образом, новых, соответствующих историческому моменту г подходов к разработке теории и методологии воспитания российского патриотизма, а поскольку Россия - есть государство многонациональное, то воспитание консенсуальных межнациональных отношений, веротерпимости и культурного взаимопонимания приобретает особую актуальность. Эта проблема в значительной степени повышает роль как искусства вообще, в широком смысле, так и соответственно школьных дисциплин художественно-эстетического цикла в процессе формирования межнациональных и «межкультурных» взаимоотношений в молодежной, подростковой и детской среде.

Особая актуальность и своего рода уважительная деликатность межнациональных отношений подрастающего поколения в условиях уникальной этнической пестроты и многоликости Республики Дагестан обусловлены исторически принципиально новым подходом к роли и значению межнациональных отношений в ее духовном и культурном прогрессивном развитии. Повышение пристального внимания к межнациональнообогащающему воспитанию объясняется весьма значительным политическим, идеологическим, социально-психологическим и образовательно-воспитательным значением искусства, исторически обусловленным необходимостью взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур народов, вплоть до самых малочисленных, проживающих в столь поистине уникальной в смысле этнического многообразия республике, какую как в силу географического положения, так и исторического развития представляет собой Дагестан.

В процессе ускорения и интенсификации социально-экономического и культурно-духовного развития общества особо важное значение приобретает совершенствование и консенсуальная оптимизация межнациональных отношений.

Пренебрежение этим историческим постулатом уже привело к целому ряду конфликтов практически по всему миру, включая, к сожалению, и Российскую Федерацию.

Исходя из сказанного совершенно особое значение приобретают воспитание и формирование интернационалистического сознания и соответствующей «этнической психологии» у представителей различных наций, народов и народностей нашей страны средствами «внеязыкового» общевоспринимаемого изобразительного искусства.

Таким образом, культура межнационального общения наиболее интенсивно и плодотворно развивается там, где сосредоточены многонациональные коллективы, т.е. в тех регионах, где население этнически неоднородно и представляет собой исторически устоявшийся конгломерат в национальном отношении. Республика Дагестан в этом аспекте поистине уникальна.

Анализ опыта учителей как Российской Федерации в целом, так и Республики Дагестан, в частности, по формированию у учащихся средней общеобразовательной школы межнациональных отношений, патриотических чувств и убеждений позволяет сделать неизбежный вывод о том, что настоятельно необходимо всемерно повышать эмоциональную насыщенность межнационального и патриотического воспитания подрастающего поколения, наиболее плодотворно используя для этого разнообразные средства психологического воздействия, в частности, такие столь эффективные, как искусство, в том числе изобразительное и декоративное.

Целенаправленное ознакомление с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у детей и подростков эстетические и нравственные чувства, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, свой долг и обязанности перед родиной и обществом. Искусство активно помогает воспитывать детей добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, а следовательно, гражданами и высоконравственными людьми. Оно помогает детям увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов нашей страны и их сплоченности, которую нарушают лишь спровоцированные экстремистскими группировками разного толка конфликты, в которых сами народы участия не принимают, являясь их невольной жертвой и неся совершенно незаслуженные людские потери, испытывая ущерб материальных и культурных ресурсов.

Трудно, практически невозможно найти в нашей стране школу или иное учебное заведение, где учились бы дети и подростки одной национальности. Ярким примером неоднородности национального состава могут служить школы Дагестана, для которых, в масштабах страны, она особенно характерна. Здесь нередки случаи, когда в одной школе учащиеся являются представителями не менее десяти национальностей.

Совместная жизнь и учеба в многонациональном коллективе, постоянное общение учащихся школ в учебное и внеклассное время естественным образом создают благоприятную и творчески потенциальную психологическую атмосферу, обстановку, оптимальным образом способствующую формированию у молодежи и школьников уважения к нациям и народностям, к культурам во всем многообразии их исторического развития, художественного богатства и эстетического потенциала.

Наряду с этим в многонациональном коллективе учебного заведения естественным образом находит свое проявление и воплощение специфика различных культур и художественных традиций, носители которых органически вливаются в конкретный школьный коллектив. Между тем не все члены школьного коллектива обладают выработанной способностью правильно и адекватно воспринимать ценности культурных народов - порой они просто непонятны в силу своей непривычности. Поэтому отношение человека той или иной национальности к представителю другой в значительной степени зависит от его личного опыта общения с представителями этой национальности, от известного ему опыта друзей и знакомых.

На современном этапе развития нашего общества со всей остротой поднимается проблема активизации и усиления межнационального воспитания с оптимальным использованием потенциала и средств культуры и искусства, что логическим образом определяется насущной необходимостью дальнейшего углубления и расширения межнациональных связей.

Причины возникновения указанных проблем на современном этапе сводятся, на наш взгляд, к следующему.

Во-первых, несвоевременное выявление и, соответственно, запоздалые анализ причин и разрешение противоречий, возникающих в национальных и межнациональных отношениях, непродуманная организация межнационального воспитания в учебных заведениях отдельных регионов страны (в частности, это касается Кавказа, что и привело в последнее время к конфликтам как в Чечне, так и даже в издавна известном национальной совместимостью Дагестане).

Во-вторых, определенное отставание в формировании межнационального сознания и психологии по причине серьезного ослабления наднационального воспитания и соответствующей психологии новых подрастающих поколений, чему в немалой степени способствовали узкий кругозор, слабое знание исторического прошлого народов, их жизни на современном этапе развития.

Это нередко приводит к националистическим настроениям среди части молодежи.

В-третьих, недостатки, а порой и прямые ошибки в проведении национальной политики органами местной власти.

В-четвертых, явно недостаточное использование богатейших потенциальных возможностей культуры и искусства в формировании межнациональных отношений.

В-пятых, недостаточная и слабо организованная агитационно-разъяснительная работа среди молодежи, целенаправленно ориентированная на формирование оптимальных латентных межнациональных отношений и правильную оценку системы моральных, этических, культурных и эстетических ценностей других народов, воплощенную в художественных образах профессионального и народного искусства.

Весь этот комплекс указанных проблем в настоящее время приобретает особую актуальность среди ждущих своего решения задач общественной жизни и, соответственно, современной педагогики и требует широкого проведения научно-исследовательских работ, посвященных формированию межнациональных отношений среди учащихся с привлечением средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Использование разнообразных педагогических и методических форм, методов и средств обучения, позволяющих значительно активизировать формирование оптимальных межнациональных отношений в школьной среде на современном этапе, весьма актуально и заслуживает серьезного внимания.

Основные усилия педагогов, которым приходятся работать с многонациональным контингентом учащихся как в России, так и в Дагестане, должны быть направлены и конкретно нацелены на воспитание латентных межнациональных отношений с использованием при этом огромных потенциальных возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Суть этого в том, что искусство, активно воздействуя на эмоциональную сферу человеческого сознания (а порой и подсознания), помогает плодотворному воспитанию чувств, причем как социально-психологических, мировоззренческих (преданность Родине, осознанный патриотизм, интернационализм, гуманизм и т.п.), так и нравственных (доброта, чувство долга, гордость, честь, справедливость, искренняя преданность исполняемому делу).

Актуальность предлагаемого исследования определяется прежде всего необходимостью поиска наиболее перспективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной сформированности межнациональных отношений учащихся, а также необходимостью более тщательной и глубокой разработки методики применения декоративного и изобразительного материала в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся.

Что касается проблем и вопросов развития теории и практики изобразительной деятельности учащихся, их художественного образования и эстетического воспитания, то в подготовке предлагаемого исследования были использованы и тщательно проработаны труды таких заслуженно авторитетных ученых и методистов, как Е.С. Кондахчан, Н.Н. Ростовцев, Е.Е. Рожкова, Н.Н.Анисимов, Т.С. Комарова, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.

В тех случаях, когда поднимались вопросы психологии изобразительного творчества, а также психологии зрительного восприятия, творческого воображения, чувств и интересов, пространственных представлений, автор обращался к трудам исследователей этой проблематики: Б.Г.Ананьева, Н.Н. Волкова, Б.М. Теплова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.Ф.Ломова и др.

Весьма значительный вклад в научно-педагогическое обоснование исследования внесли труды, в которых рассматриваются актуальные проблемы формирования межнациональных отношений, особенности воспитания патриотических чувств и сознания личности, - А.А. Аронова, А.А.Бодалева, А.К. Бруднова, А.Ф. Дашдамирова, З.Т. Гасанова, И.С. Кон, Х.Г.Фаталиева.

Актуальность проблемы, определяется состоянием ее изучения на данный момент и обусловлена заметным возрастанием роли изобразительного искусства в воспитании подрастающего поколения, причем всегда необходимо учитывать и плодотворно использовать в учебно-воспитательном процессе специфику местных условий от регионального до узколокального масштаба.

Элементарные, но методически продуманно преподнесенные знания в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства действенно помогают школьнику видеть, понимать и творчески осваивать культуру, а следовательно, весь комплекс, систему эстетических и нравственных ценностей других народов, заключенную и выраженную в художественных образах. Одновременно с этим знание и понимание исторического пути, культуры и искусства своего народа самым действенным образом способствует тому, что черты и глубинные свойства патриотизма становятся естественными, органическими чертами личности школьника. Активно воздействуя на духовный мир, эмоционально-нравственную сферу, искусство влияет и на формирование оптимальных консенсуальных межнациональных чувств ребенка и подростка-учащегося.

Однако при всей многочисленности теоретических исследований рассматриваемой проблемы вопросы формирования межнациональных отношении учащихся с помощью средств изобразительного и декоративно-прикладного искусства до сих пор не были объектом серьезного исследования. Это положение в конечном счете и послужило определяющим фактором при выборе темы данной работы «Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства».

Проблема исследования - разработать и экспериментально проверить педагогические условия использования возможностей изобразительного и декоративно-прикладного искусства как средства формирования межнациональных отношений учащихся школ.

Цель исследования - выявить и научно обосновать художественно-эстетический, творческий потенциал изобразительного искусства как средства формирования межнациональных отношений школьников.

Объект исследования - формирование межнациональных отношений в процессе художественного образования и эстетического воспитания школьников.

Предмет исследования - дидактические условия формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования. Формирование межнациональных отношений школьников на уроках изобразительного искусства станет более эффективным, если:

- выявить уровень понимания роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений школьников и определить их значение в развитии художественно-творческой деятельности школьников;

- акцентировать внимание учащихся в процессе учебной работы на усвоении нравственных понятий путем анализа произведений изобразительного искусства, отражающих общественно-политическую, социальную сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, искусство различных наций, народов и народностей; применять на уроках изобразительного искусства наиболее эффективные формы и методы, средства обучения, способствующие воспитанию чувств как социально-психологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических, так и нравственных категорий;

- использовать историческую преемственность нравственного и эстетического опыта в воспитании и формировании межнациональных отношений в процессе развития школьников.

Задачи исследования:

- изучить и обобщить теоретический аспект проблемы исследования, дать оценку современного состояния формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству;

- выявить познавательные, художественно-эстетические и дидактические и возможности изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений школьников, обосновать формы и средства практической работы по художественному образованию и эстетическому воспитанию учащихся;

- разработать и экспериментально проверить дидактические условия формирования межнациональных отношений между школьниками на уроках изобразительного искусства.

Методологическую основу исследования составляют положения ведущих ученых-педагогов, искусствоведов, использование теоретического и практического Потенциала в области эстетического воспитания средствами изобразительного искусства.

Методы исследования:

- изучение и выявление закономерностей проявления эмоционально-художественной выразительности и творческой деятельности школьников;

- изучение и анализ отношения школьников к людям разных национальностей, живущим в Дагестане, фиксация непосредственного отношения детей и подростков к художественным промыслам, ремеслам разных народов;

Новизна исследования:

- разработаны и экспериментально проверены дидактические условия, формирующие межнациональные отношения в процессе обучения изобразительному искусству;

- созданы методические разработки, учебные наглядные пособия, показывающие закономерности проявления эмоционально-художественной выразительности в творческой деятельности школьников;

- выявлены и определены критерии, позволяющие выявить общий уровень формирования межнациональных отношений учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.

Теоретическое значение диссертации состоит в том, что в ней фактически впервые проведен анализ основных аспектов формирования межнациональных отношений школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом современных идейно-теоретических параметров развития общества.

Практическая значимость исследования состоит:

- в разработке методических рекомендаций и экспериментальных программ, которые создают реальную педагогическую основу для формирования межнациональных отношений школьников с использованием потенциала изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся;

- в возможности использования материалов исследования в аналогичных регионах Российской Федерации, где компактно проживают различные по историческому опыту и этнической специфике народы и народности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная и научно-обоснованная дидактическая система формирования межнациональных отношений школьников в процессе обучения изобразительному искусству в школе.

2. Необходимость использования художественно-творческого потенциала изобразительного и декоративно-прикладного искусства в формировании межнациональных отношений между школьниками на уроках изобразительного искусства;

3. Разработанные уровни критерий оценки, позволяющие определить показатели сформированности межнациональных отношений, а также художественно-творческих способностей учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в Москве, Ростове, Махачкале. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах №№ 11, 29, 38, 39 г. Махачкала, с. Гамиях

Новолакского района, с. Кубани Дахадаевского района. С докладами и сообщениями автор выступал на ежегодных научных конференциях Дагестанского государственного педагогического университета.

Автором совместно с научным руководителем издано учебное пособие «Изобразительное искусство как средство формирования межнациональных отношений школьников», которое нашло применение в художественно-эстетическом образовании учащихся школ Дагестана. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству, подготовленные автором, были также использованы в общеобразовательных учреждениях разного типа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Султанова, Патимат Султановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Межнациональное воспитание - многогранный, сложный, целенаправленный процесс, приобретающий исключительно важное значение на современном этапе развития общества. Особенно это относится к многонациональным республикам, где формирование межнационального общения и культурного развития подрастающего поколения актуально в идеологическом, социально-психологическом и образовательно-воспитательном аспектах. Формирование межнациональных отношений, убеждений, патриотических чувств учащихся, молодежи эффективно при активном использовании воспитательного, художественно-творческого потенциалов искусства.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство является неоспоримо важным компонентом общей системы художественно-эстетического образования, способствующего формированию межнациональных отношений между школьниками.

В ходе исследования установлено, что педагогу следует в большей степени уделять внимание объяснению учащимися художественно-эстетической ценности произведений искусства разных национальностей, роли искусства в формировании межнациональных отношений, убеждений, патриотических чувств между школьниками.

В ходе исследования выявлено, что педагогу на уроках изобразительного искусства следует уделять значительное внимание усвоению учащимися нравственных, межнациональных, патриотических понятий на основе анализа и наглядной демонстрации произведений искусства разных народов и народностей Дагестана.

В процессе исследования подтверждена гипотеза, что формирование межнациональных отношений, убеждений школьников может быть эффективным при условии глубокого изучения их социальных, психолого-педагогических особенностей, познания сущности и закономерностей национальных отношений между учащимися, используя при этом воспитательный, художественно-творческий потенциал искусства разных народов и народностей.

Исследование показало эффективность разработанных дидактических условий в формировании межнациональных отношений школьников как важного направления на пути развития художественно-педагогического образования школьников Дагестана. Это наглядно проявляется не только в повышении общего уровня художественных знаний, умений и навыков в практическом рисовании, но и в развитии их познавательного интереса к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных народов и народностей.

В художественно-эстетическом образовании формирование межнациональных отношений, убеждений школьников средствами искусства не следует рассматривать как нечто застывшее, догматическое, необходимо связывать этот процесс с требованиями и художественно-эстетическими запросами времени, воспитывать правильное мироощущение, патриотические чувства в познании национальной культуры, развивать художественно-творческие способности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Султанова, Патимат Султановна, 2004 год

1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации государства М., 1995.

2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения Ставрополь, 1993.

3. Агаев АГ., Магомедов P.M. Дагестанское единство. Махачкала, 1995.

4. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. - 333 с.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.

6. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986.

7. Алиханов Р.А., Иванов А.И. Искусство Кубачи. Л., 1976.- 207 с.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М., 1997.

9. Андреева Г.М. Актуальные проблемы современной психологии М.,1988.

10. Ю.Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Пер. с фр. - М.: Искусство, 1982. -577 с.

11. П.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Сокращ. пер. с англ.

12. В.Н. Самохина М.: Наука, 1974. - 68 с. 12.Асельдеров М.А. О школьных традициях. - Махачкала, 1962. 1 З.Асланов И.И. Воспитание школьников в межнациональном коллективе -Махачкала, 1995.

13. Асмолов А.Г. Личность как предмет педагогического исследования М., 1984.

14. Ахмедов Б.Г. Воспитываем патриотов-интернационалистов Махачкала, 1978.

15. Багандов Б.М. На основе добрых традиций // Дагестанская правда1989.- 10 октября.

16. Байрамбеков М.М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2001. - 115 с.

17. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. - 95 с.

18. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание М.: Новая Москва, 1925.

19. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979. -70 с.

20. Бацын В.К. Национальная школа: между прошлым и будущим. //Сб. документов международной конференции «Национальная школа: концепция и технология развития» М., 1997.

21. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников М., 1988.

22. Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995.

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968.

24. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории -М., 1979.

25. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников Ростов-на-Дону, 1976.

26. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы М., 1994.

27. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография М., 1973.

28. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19 начале 20 века. - Л.: Наука, 1988. - 197 с.

29. Вагнер Г.К. Трудности истинные и мнимые //Декоративное искусство СССР.- 1973.-№7.-С. 37.

30. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. М.: 1983. 439 с.

31. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М., 1977. - 464 с.

32. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество /Подред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. М: Владос, 2000. - 275 е.: ил.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогика М., 1974.

34. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.

35. Вопросы интернационального воспитания учащихся. //Сб. студенческих работ. /Под ред. З.Т. Гасанова Махачкала, 1973.

36. Волков Н.Н. Восприятие живописи и культуры //Художественное восприятие. 1971. - С. 294.

37. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972.

38. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 314 с.

39. Гаджиев А.Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.

40. Гаджиев Б.И. Тропа дагестанского учителя Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.

41. Гаджимурадов М.С., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана /программы для 1-4 кл. -Махачкала: Дагучпедгиз, 122 с.

42. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 104 с.

43. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти М., 1996.

44. Гарунов Э.Г. Педагогические проблемы функционирования школ со смешанным национальным составом учащихся Махачкала, 1995.

45. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика Махачкала, 1998.

46. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика. 1996. №6.

47. Гасанов З.Т. Правовые основы воспитания молодежи в духе дружбы народов //Развитие личности в образовательных системах Южно

48. Российского региона. Часть 1. Волгоград, 1997.

49. Гасанов З.Т. Роль межнационального общения в жизни учащейся молодежи //Советская педагогика. 1984. №5.

50. Гасанов З.Т. Социально- педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся Махачкала, 1973.

51. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе //Педагогика. 1994. №5.

52. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 126 с.

53. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991. -168 с.

54. Гачев Г. Гуманитарный комментарий к естествознанию //Вопросы литературы. 1976. - №11. - С. 72.5 5. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Ювелирное искусство Гаджи-Бахмуд Магомедова. Каталог выставки. -М.: Детская книга, 1991.

55. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 234 с.

56. Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения -Алма-Ата, 1976.

57. Дидактика средней школы / Под. ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. 216 с.

58. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха /Под ред. Г.Н Волкова М., 1992.

59. Жукова А. С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964.

60. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып. 76: Известия АПН РСФСР, 1956.

61. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. М.: Учпедгиз, 1961.

62. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. идр. М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 80 с.

63. Интернациональное воспитание учащихся. //Материалы научно-практической конференции. /Под ред. А.Б. Магомедова

64. Исмаилов Ш.И. Исследование проблемы воспитания культуры межнационального общения. // Материалы всероссийской научно-практической конференции Пятигорск, 1997.

65. Исмаилов Ш.И. О научных основах формирования культуры межнационального общения //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум 1. Пятигорск, 1998.

66. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования. // Роль духовной культуры в развитии личности. JL: Знание, 1979. - 94 с.

67. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 87 с.

68. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов-на-Дону, 1965.

69. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. - 176 с.

70. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.

71. Кобалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение. - 206 с.

72. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994.-140с.

73. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах., т. 1. М.: Педагогика, 1982.

74. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

75. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

76. Кондаков М.И. Роль школы в интернациональном и патриотическом воспитании молодежи // Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи Махачкала, 1984.

77. Кондахчан Е.С., Башилов Я.А. Детский рисунок. М.: Учпедгиз, 1940.

78. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Указ Президента РФ от 15.06.1996 за №909.

79. Коррадо Риччи Дети-художники. М., 1911.

80. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1981. - 144 с.

81. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. - 75 с.

82. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 318 с.

83. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. 2-е издание. М.: Просвещение, 1983. - 191 с.

84. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 207 с.

85. Кузин B.C. Психология. 2-е изд-е. М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-ие. М.: Политиздат, 1977.

87. Леонтьев А.А. Педагогическое общение М., 1979.

88. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

89. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. - 186 с.

90. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. - Л., 1985. - С. 66.

91. Лобунская Г.В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение, 1965. 207 с.

92. Магомедова З.М. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1986.

93. Маммаев М.М. Декоративно прикладное искусство Дагестана: истоки становления. - Махачкала: Доп. институт, изд-во, 1989. - 64 с.

94. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Культура и традиции народов Дагестана.

95. Подготовка юношей и девушек к жизни (9-10 кл.) Программы (экспериментальные). Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 56 с.

96. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986.

97. Национальная школа: концепция и технология развития. //Материалы международной конференции М., 1993.

98. Национальные отношения. Словарь. /Под общей ред. B.JI. Калашникова -М., 1997.

99. Некрасова М.А. Народное " искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

100. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1989. - 220 с.

101. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции и школа. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 290 с.

102. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

103. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. 1998.-№3.

104. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.

105. Поликультурное образование в современной России. //Материалы всероссийской научно-практической конференции Пятигорск, 1997.

106. Юб.Претте И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. 2 курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1985.

107. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4 кл.). М.: Просвещение, 1985. - 64 с.

108. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.). М.: Просвещение, 1983.

109. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальные классы (1-3 кл.). М.: Просвещение, 1985.

110. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Научный рук. Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. - 173 с.

111. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 6-11 классы. / Ю.А. Солодовников, JI.M. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. - 96 с.

112. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно прикладного искусства (1-4 кл.) / Научный рук. Г .Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1992. - 78 с.

113. Программы: Основы народного и декоративно прикладного искусства Дагестана. 1-4 кл. 11-тилетней школы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

114. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан : Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1998. - 36 с.

115. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998. - 100 с.

116. Раджабов И.М. Примерные разработки иллюстрированно-календарного плана по изобразительному искусству для 1-6 классов и методические указания к ним. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. - 50 с.

117. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 40 с.

118. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. 48 с.

119. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. 120 с.

120. Раджабов И.М., Султанова П.С. Изобразительное искусство как средство формирования межнациональных отношений школьников. -Махачкала, 2002. 48 с.

121. Разина Т.М. Русское народное творчество М.: Изобразительноеискусство, 1970. 255 с.

122. Рамазанов М.Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности школьников в процессе трудовой деятельности /Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: Институт общего и среднего образования РАО, 1998.

123. Риччи К. Дети-художники. М.: Издательство Саблина. 1911. - 84 с.

124. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежные школы рисунка. М.: Просвещение, 1981. - 192 е.: ил.

125. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е издание дополненное и переработанное. М.: Просвещение, 1980.-239 е.: ил.

126. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983.

127. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.

128. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968. -295 с.

129. Самохин В.Н. Искусство и психология. М.: Знание, 1977. - 58 с.

130. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982. -318с.

131. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя. М.: Советская педагогика, 1981.

132. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с.

133. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. М., 1997.

134. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности М., 1998.

135. Сулейманова 3.3. Проблемы управления процессом межнационального общения молодежи //Молодежь Дагестана. 1997.

136. Толстой JI.H. О литературе. М., 1968. - С. 569.

137. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел. Книга для учащегося старших классов. М.: Просвещение, - 1985. - 225 е.: ил.

138. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

139. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971

140. Шефов А.Н. Народные мастера Дагестана. Л.: Художник РСФСР, 1982.-108 е.: ил.

141. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Л., 1949.

142. Шнекендорф З.К. Воспитание юных интернационалистов М., 1979.

143. Юсов Б.П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969.

144. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема -М., 1973.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.