Формирование социально-значимых качеств личности у слушателей духовного образовательного учреждения тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Пискунов, Андрей Владимирович

Диссертация и автореферат на тему «Формирование социально-значимых качеств личности у слушателей духовного образовательного учреждения». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 402967
Год: 
2010
Автор научной работы: 
Пискунов, Андрей Владимирович
Ученая cтепень: 
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации: 
Кострома
Код cпециальности ВАК: 
13.00.02
Специальность: 
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Количество cтраниц: 
168

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пискунов, Андрей Владимирович

Введение

Глава I. Формирование социально-значимых качеств личности 12 в духовном образовательном учреждении как проблема теории и практики

1.1. Доктринальные основы участия Русской Православной Церкви 12 в процессе социализации личности

1.2. Социально-значимые качества личности как научная категория 29 в православной и светской педагогике

1.3. Духовное образовательное учреждение как особый тип 52 учебного заведения

Выводы по I главе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию 69 социально-значимых качеств личности в духовном образовательном учреждении

2.1. Модель процесса формирования социально-значимых качеств 69 личности у воспитанников духовного образовательного учреждения

2.2. Характеристика условий формирования социально-значимых 84 качеств личности у воспитанников духовного образовательного учреждения

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по 103 формированию социально-значимых качеств личности у воспитанников духовного образовательного учреждения

Выводы по II главе

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Формирование социально-значимых качеств личности у слушателей духовного образовательного учреждения"

Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями, произошедшими в жизни российского общества в последние десятилетия, в его ценностно-целевых ориентирах. Переход страны к новой социально-экономической и политической реальности привел к возрождению духовного образования в Российской Федерации. На современном этапе своего развития государство и общество остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих нравственные компоненты в содержании образования. Актуальность избранной темы исследования имеет два аспекта: научно-теоретический и научно-практический. Наиболее важной для изучения является проблема формирования социально-значимых качеств личности у представителей всех образовательных учреждений, в том числе и духовных. Специфика воспитательной системы духовных образовательных учреждений заключается в том, что педагоги являются носителями ценностей единого коллектива духовной семинарии и содержания осуществляемой деятельности. В связи с этим, особый интерес представляет процесс формирования социально-значимых качеств личности в духовных образовательных учреждениях. Проблемы, связанные с формированием социально-значимых качеств личности, рассматривались и рассматриваются психологами, педагогами, социологами, философами. Однако до настоящего времени нет четкого представления о том, какие качества личности следует считать социально значимыми, на каких возрастных этапах они формируются наиболее эффективно, какие педагогические условия необходимо для этого создавать.

В последние годы в педагогической науке все чаще поднимаются вопросы организации воспитательной работы со студентами, формирования их нравственных и духовных качеств как в светских, так и в духовных образовательных учреждениях. Появляются работы, связанные с профессиональным воспитанием в вузе (Н.М. Борытко, Г.А. Геллер,

И.Б. Игнатова, В.Т. Лисовский, А.Г. Пашков, А.Н. Ходусов, B.C. Шилова и 3 др.). Исследователи ищут пути и способы модернизации профессионального воспитания с использованием имеющихся традиций и опыта. Большое значение имеют работы, посвященные профессиональному становлению личности, написанные Е.А. Климовым, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластениным. Костромской научной педагогической школой накоплен большой опыт по исследованию процесса профессионального становления будущего учителя (В.И. Кашницкий, Т.Е. Коровкина, Б.В. Куприянов, Н.М. Рассадин) . и профессионального воспитания (В.М. Басова, А.Е. Подобии, А.И. Тимонин).

Обращение к данной теме обусловило появление работ, раскрывающих концептуальные основы духовно-нравственного воспитания, направленных на решение современных проблем образования и воспитания в рамках отечественной духовной культуры (Е.П. Белозерцев, Л.П. Гладких, М.В. Захарченко, В.Н. Катасонов, А.Ф. Киселев, В.М. Кларин, А.А. Корольков, М.Н. Костикова, Д.Н. Кравченко, Н.И. Лифинцева, Б.Т. Лихачев, С.И. Маслов, В.М. Меньшиков, И.В. Метлик, Н.Д. Никандров, А.Г. Пашков, СЛЗ. Перевезенцев, Н.А. Петрук, И.М. Подушкина, Т.В. Склярова, В.А. Сластепин, Л.В. Сурова, В.Ю. Троицкий,

Н.Л. Шеховская и др.).

Анализ материалов чтений, публикаций периодической печати, специальной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности.

Однако на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования по проблеме использования потенциалов духовных образовательных учреждений для формирования социально-значимых качеств личности слушателей — таких, как самостоятельность, социальная активность, ответственность и направленность на самореализацию в деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что вопросам воспитания социально-значимых качеств личности в истории и теории педагогики уделялось достаточное внимание. В социально-педагогической науке и практике акцент сделан преимущественно на студентов светских учебных заведений, а духовные учебные заведения остались вне поля зрения ученых.

Таким образом, можно зафиксировать ряд противоречий: между потребностью общества в гражданах, обладающих такими социально-значимыми качествами, как самостоятельность, социальная активность, ответственность, направленность на самореализацию в деятельности, и'недостаточным вниманием к решению задач, связанных с воспитанием данных качеств в процессе профессионального воспитания светских и духовных образовательных учреждений; между наличием теоретических и практических разработок в области обучения и воспитания в духовных образовательных учреждениях и отсутствием комплексных исследований по проблеме использования их потенциалов для формирования социально-значимых качеств личности у слушателей; между наличием практического опыта организации воспитательной деятельности в духовных образовательных учреждениях и необходимостью его научно-методического обобщения.

Актуальность исследования, недостаточная разработанность темы в науке определили проблему исследования: при каких педагогических условиях формирование социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений будет эффективным?

Цель исследования — выявить и обосновать педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений.

Объект исследования - процесс формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений.

Предмет исследования - педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений.

В ходе исследования решались следующие задачи:

- определить содержание процесса формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений;

- обосновать потенциалы духовного образовательного учреждения, используемые для формирования социально-значимых качеств личности у слушателей; t ,

- теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений;

- выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений.

Ход исследования определялся следующей гипотезой: формирование социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений представляет собой педагогически организованный и целенаправленный процесс создания условий для развития направленности на самореализацию в деятельности, самостоятельности, ответственности и социальной активности. Данный процесс будет эффективен при соблюдении следующих условий:

- осуществлении непосредственной взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности духовного образовательного учреждения;

- создании целостной воспитательной системы образовательного учреждения, способствующей формированию социально-значимых качеств личности у слушателей; * * создании рациональной системы социального воспитания на основе комплексного использования возможностей всех субъектов образовательного процесса.

Методологической основой исследования являются общефилософские принципы системности, всесторонности, конкретности, объективности исследования, понимание религии как необходимого аксеологического компонента человеческой цивилизации и признание ее важной роли в развитии системы образования и воспитания, идея исторической преемственности опыта разных культур и эпох в современных условиях.

Теоретическую основу исследования составили научные положения о роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев), теория системного подхода к изучению социальных явлений (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.Б. Блаудберг, Л.Ф. Спирин), концептуальные идеи теории воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, A.M. Сидоркин), психолого-педагогические теории о природе педагогической деятельности и концепции профессионального становления личности (О.А. Абдуллина, К.А. Абдульханова-Славская, Е.И. Исаев), современные богословские, философские и научные идеи об единстве всего мироздания (духовного и физического мира) и человека, учение Православной церкви о человеке и его воспитании, общенаучные принципы историзма, объективности и системности (А.В. Мудрик, Т.В. Склярова). Концептуальное ядро нашего исследования сложилось на основе фундаментальных положений Священного Писания и Священного Предания, в которых даны основополагающие законы воспитания; сочинений и наставлений«святых отцов, в том числе и русской православной богословско-философской мысли: Игнатия Брянчанинова, святителей Феофана, Вышенского затворника, Филарета, митрополита Московского, Иоанна Кронштадтского, архиепископа Фаддея (Успенского), протоиерея В.В. Зеньковского.

Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс следующих методов: теоретические 7 изучение и анализ литературы, официальной документации по проблеме в ее историческом развитии, системный анализ, классификация, аналогии, интегрирование, моделирование), эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, анализ продуктов деятельности слушателей, наблюдение, в том числе включенное, интервьюирование, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа), качественная и количественная обработка результатов исследования.

Экспериментальной базой исследования являлась Костромская духовная семинария. Всего в исследовании приняло участие 118 слушателей (1-5 классов в возрасте 16-23 лет), 26 преподавателей семинарии.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2005-2006 г.г.) изучалась научная и учебно-методическая литература по избранной проблеме, формировались методологические подходы автора, анализировался и обобщался отечественный опыт, разрабатывались концептуальная идея исследования и программа опытно-экспериментальной работы, отбирался эмпирический материал, осуществлялось пилотажное исследование.

На втором этапе (2006-2008 г.г.) определялись педагогические условия эффективности формирования социально-значимых «качеств личности у студентов духовных образовательных учреждений, разрабатывалась модель процесса, организовывалась опытно-экспериментальная работа, на этом же этапе проводилось пилотажное исследование с целью уточнения гипотезы.

На третьем этапе (2008-2009 г.г.) осуществлялась итоговая диагностика, систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы, литературно оформлялись выводы диссертационного исследования, внедрялись в практику научно-методические рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующих аспектах:

- определено содержание процесса формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений;

- обоснованы потенциалы духовного образовательного учреждения, используемые для формирования социально-значимых качеств личности у слушателей; '

- теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений;

- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации теоретический материал и основные идеи исследования могут использоваться при подготовке специалистов религиоведов и теологов, в практике подготовки учителей к решению задач духовно-нравственного воспитания, в повышении воспитательного потенциала общеобразовательных школ, экспериментальных учебных заведений, православных гимназий, духовных учебных заведений, воскресных школ. Материалы исследования могут войти в курс истории образования и педагогической мысли, в содержание дисциплин психолого-педагогического цикла, а также спецкурсов и спецсеминаров по истории, психологии и педагогике.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения и результаты исследования были изложены автором в докладах и тезисах на научно-практических конференциях и симпозиумах: «Психология и педагогика социального воспитания», посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина (г. Кострома, 2005 г.), «Подготовка специалистов социального воспитания молодежи: традиции, трансформации, инновации» г. Кострома, 2007 г.), «Педагогическое обеспечение работы с молодежью» г. Ярославль, 2008 г.), «Традиции и новации профессионального воспитания 9 в высшей школе» (г. Кострома, 2009 г.), «Психология и педагогика социального воспитания» (г. Кострома, 2010 г.), - на ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов Института педагогики и психологии (г. Кострома - 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 г.г.), обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики КГУ им. Н.А. Некрасова.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Формирование социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений - это педагогически организованный, целенаправленный процесс создания условий для развития самостоятельности, о . * ответственности, активности и направленности на самореализацию слушателей в деятельности.

2. Процесс формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений состоит в последовательном решении трех задач: овладении слушателями религиозными знаниями в процессе обучения в семинарии, приобретении умений и опыта выполнения дел милосердия и служения и, как итог, присвоении сакральных ценностей, позволяющих развивающейся личности обретать смысл в постигаемом ею мире. с » *

3. Духовное образовательное учреждение обладает следующими потенциалами, используемыми для формирования социально-значимых качеств личности у слушателей: ценностно-ориентирующими, коммуникативными, актуализирующими, организационными, деятельностными.

4. Модель формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений включает в себя несколько составляющих: цель, компоненты (когнитивный, мотивационный, практический), организацию взаимодействия светских и духовных образовательных учреждений с четким определением функций, содержание и методику формирования социально-значимых качеств, педагогические условия, критерии эффективности.

5. К педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений, относятся осуществление непосредственной взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности духовного образовательного учреждения, создание целостной воспитательной системы образовательного учреждения, способствующей формированию социально-значимых качеств личности слушателей, создание рациональной системы социального воспитания на основе комплексного использования возможностей всех субъектов образовательного процесса.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)", Пискунов, Андрей Владимирович

Выводы по II главе

Моделирование - метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте.

Модель формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений включает в себя несколько составляющих: принципы, цель, компоненты (когнитивный, мотивационный, практический), организацию взаимодействия светских и духовных образовательных учреждений с четким определением функций, содержание и методику формирования социально-значимых качеств, педагогические условия, критерии эффективности.

Рассматриваемая модель базируется на ряде основополагающих принципов, под которыми понимаются исходные теоретические положения, определяющие содержание, формы и методы педагогической деятельности в процессе формирования социально-значимых качеств личности слушателей духовного образовательного учреждения. К ним мы относим следующие принципы: целостности образовательного процесса, единства обучения и воспитания; индивидуально-личностной ориентации и дифференциации социального воспитания; диалогизации и персонализации взаимодействия участников образовательного процесса; вариативности содержания образовательного процесса.

В формировании социально-значимых качеств у слушателей духовных образовательных учреждений можно выделить три основных компонента: когнитивный, мотивационный и практический.

Наша опытно-экспериментальная работа была организована на базе

Костромской духовной семинарии, в которой сложилась определенная

121 воспитательная система, представляющая собой целенаправленную систему и выступающая в качестве организованного объединения людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами воспитательной системы своих ролей, задаваемых социальными ценностями и нормами.

Концепция деятельности Костромской духовной семинарии базируется Священном Писании, творениях Святых отцов. Процесс обучения и воспитания в семинарии основывается, во-первых, на основных христианских заповедях. Во-вторых, во многих священных источниках транслируются основные идеи построения воспитательного процесса в духовных семинариях.

Воспитательная система духовной семинарии представляет собой целенаправленную систему и выступает в качестве организованного объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами воспитательной системы своих ролей, задаваемых социальными ценностями и нормами.

К педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность формирования социально-значимых качеств личности у слушателей с • духовных образовательных учреждений, относятся осуществление непосредственной взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности духовного образовательного учреждения, создание целостной воспитательной системы образовательного учреждения, способствующей формированию социально-значимых качеств личности у слушателей, создание рациональной системы социального воспитания на основе комплексного использования возможностей всех субъектов образовательного процесса.

С целью проверки основных положений, выдвинутых гипотезой, нами проводилась опытно-экспериментальная работа, включавшая несколько взаимосвязанных этапов: подготовительного; программирования и планирования процесса формирования социально значимых качеств; индивидуализации; деятельностного; последействия.

Результаты сравнительного анализа степени сформированности социально-значимых качеств у слушателей указывают на то, что наблюдается устойчивая положительная динамика формирования всех социально-значимых качеств. а. .-•»

Процесс формирования этих качеств будет максимально эффективен в случае активного включения слушателей в аудиторную, и внеаудиторную деятельность, в ситуации служения, а также при условии грамотно организованной деятельности во внешней среде. Реализация предложенной нами модели позволила достичь поставленной цели, а именно: существенно повысить уровень сформированности социально-значимых качеств личности у слушателей Костромской духовной семинарии. Однако существует ряд факторов, оказывающих влияние на конечный результат данного процесса, поскольку уровень развития социально-значимых качеств у слушателей будет зависеть от соблюдения этапности, реализации педагогических условий, комплексности использования возможностей воспитательной среды духовного образовательного учреждения.

Заключение с: *

Современное российское общество, как никогда ранее, нуждается в талантливых, духовно одаренных личностях, владеющих особым складом сознания, гуманистическим миропониманием, системностью мышления, обращенных в своей деятельности к реальному человеку и его жизненным проблемам, готовых" к работе в условиях глобализации общества, расширения межнациональных контактов. От их личностных социально-значимых качеств во многом зависит успех духовных, социальных, экономических преобразований в стране, авторитет государства в целом, обусловливающих, в свою очередь, общественно значимое поведение человека.

Анализ научной литературы и результатов ряда исследований (Т.А. Бунакова, Т.А. Бурцева, И.Г. Лукичев, Н.Б. Русских, А.А. Сухарев и др.) позволил нам сделать предположение, что к социально значимым качествам личности относятся социальная активность, направленность на самореализацию в деятельности, ответственность, самостоятельность.

Формирование социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений — это педагогически организованный, целенаправленный процесс создания условий для развития самостоятельности, ответственности, активности и направленности на самореализацию слушателей в деятельности.

Процесс формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений состоит в последовательном решении трех задач: овладении слушателями религиозными знаниями в процессе обучения в семинарии, приобретении умений и опыта выполнения дел милосердия и служения и, как< итог, присвоении сакральных ценностей, позволяющих развивающейся личности обретать смысл в постигаемом ею мире.

Модель формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений включает в себя

124 несколько составляющих: цель, компоненты (когнитивный, мотивационный, практический), организацию взаимодействия светских и духовных образовательных учреждений с четким определением функций, содержание и методику формирования социально-значимых качеств, педагогические условия, критерии эффективности. tf . -«•

В этой связи, целью изучаемого процесса является обеспечение формирования социально-значимых качеств личности.

В формировании социально-значимых качеств у слушателей духовных образовательных учреждений можно выделить три основных компонента: когнитивный, мотивационный и практический.

Когнитивный компонент подразумевает формирование у слушателей определенного объема знаний, которые им необходимы. В семинарии процесс формирования социально-значимых качеств происходит в процессе религиозно-нравственного образования и воспитания обучающихся в духе христианской нравственности и традиций русской православной церкви. Исходя из этого, администрацией разрабатываются учебный план, программы, расписания, графики и пр. Учебные программы строятся таким образом, что в процессе преподавания педагоги посредством религиозно осмысленного и методически верного изложения основ наук используют любой учебный предмет в качестве средства православной апологетики, способствуя формированию основ религиозного мировоззрения учащихся.

Мотивационный — предусматривает формирование устойчивых мотивов направленности деятельности в соответствии с гуманистическими, православными ценностями.

Практический — формирование специальных умений и реализацию знаний и умений в конкретных ситуациях, а также выполнение дел милосердия и служения.

Наша опытно-экспериментальная работа была организована на базе

Костромской духовной семинарии, в которой сложилась определенная воспитательная система, представляющая собой целенаправленную систему

125 и выступающая в качестве организованного объединения людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами воспитательной системы своих ролей, задаваемых социальными ценностями и нормами.

К педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность формирования социально-значимых качеств личности у слушателей духовных образовательных учреждений, относятся осуществление непосредственной взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной деятельности духовного образовательного учреждения, создание целостной воспитательной системы образовательного учреждения, способствующей формированию социально-значимых качеств личности у слушателей, создание рациональной системы социального воспитания на основе комплексного использования возможностей всех субъектов образовательного процесса.

Для выявления качественных и количественных изменений уровня сформированности социально-значимых качеств личности у слушателей духовного образовательного учреждения нами были определены критерии данного процесса:

- мотивационно-целевой, свидетельствующий о реальном уровне развития потребности в самореализации и стремлении к достижению успеха в социальной деятельности;

- когнитивный, предполагающий качественную и количественную характеристику системы знаний слушателей о своей личности, качествах, влияющих на самореализацию, ее значении и способах достижения поставленных целей;

- деятельностно-практический, отражающий позицию слушателя в образовательном процессе, степень его включенности в деятельность, направленную на развитие социально-значимых качеств личности, и характеризующий уровень овладения им теми или иными практическими умениями по реализации собственных возможностей в социальной деятельности и общении;

- эмоционально-волевой, характеризующий наличие у слушателя духовной семинарии способности к длительному волевому усилию, умению о . • доводить начатое дело до конца, преодолевать временные трудности.

Показатель степени сформированности социально-значимых качеств у слушателей определялся по трехуровневой системе оценки.

Оценка результатов опытно-экспериментальной работы осуществлялась посредством сравнительного анализа данных о процентном соотношении слушателей с низким, средним и высоким уровнями развития социально-значимых качеств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пискунов, Андрей Владимирович, 2010 год

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. -Екатеринбург, 1999.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

4. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестник МГУ. «Сер. 7. Философия 1998. - №4. - С. 3-17.

5. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.,1991

6. Аксаков К.С. О русском воззрении. Еще несколько слов о русском воззрении // Русская идея. М., 1992.

7. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1.

8. Алексеев В.И. Роль Церкви в создании русского государства."- М.,1990

9. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Размышления в пасхальные дни / Алексий II // Рос. вести. 1996. - 13 апреля.

10. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

11. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. №2. — С. 1116.

12. Амфилохий (Радович), митрополит. Человек носитель "в'ечной жизни/Пер. с серб. С. Луганской. — М., 2005.

13. Андреев Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки.- 1984.-№1.-С. 134-137.

14. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.1281. М., 1988.

15. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX в. // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 1994. - № 4. -С. 42 - 67.

16. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М., 1987.

17. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. М., 1997.

18. Архим. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. -М., 1994.

19. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / пер: с фр.; Ф. Арьес. -М.,1992.1. С W •

20. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Здравый смысл и достоинство в школе: Современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., L998. г •■

21. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 3—12.

22. Афанасьева И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности-М., 1986.

23. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы. Алма-Ата, 1989.

24. Барб А. Исповедь: практическое пособие, используемое в выпускных классах теологических семинаров. — Рига, 1992

25. Бахтин М.М. Разложение личности и внутренняя жизнь// Педагогика Российского зарубежья: Хрестоматия. М., 1996 - С. 120-128.

26. Баююшов К В., К проблеме определения понятия «духовность». -М., 1998.

27. Белла Р.Н. Социология религии // Американская социология. / Пер. с англ. — М., 1972

28. Беляева В Н. Теория и практика духовно-нравственного становления1. Г . •и развития личности учителя в светской и православной педагогической129культуре: Автореф.'дис. . д-ра пед. наук. -М., 1999.

29. Бердяев Н.А.-- Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Философия свободного духа. М., 1994. - С. 364 - 463.

30. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Сост. А.В. Вадимов; Н.А. Бердяев. М., 1991.

31. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

32. Бердяев Н.А. Судьба России / сост. К.П. Ковалев; Н.А. Бердяев. М.,1990

33. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

34. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.,1995.

35. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1988.36. Библия.-М., 1989.

36. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994.

37. Богомяков В.Г. Сокровенное как принцип бытия. Екатеринбург, 1999.

38. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д, 1999.

39. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

40. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.

41. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.

42. Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3-9.

43. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.

44. Булгаков С.Н. О противоречиях современного безрелигиозного мировоззрения (интеллигенция и религия). СПб., 1993.

45. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

46. Василий (Кривошеий), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980.

47. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении святителяй . •

48. Тихона Задонского: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М., 2004

49. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

50. Власова Т.И. Духовность человека как предмет философии: Научная разработка. Ростов-н/Д, 1997.

51. Власова Т.Н. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Ростов-н/Д, 1999.

52. ВойтылаК. Основания этики // Вопросы философии. 1991.- № 1.-С. 29-59.

53. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие. М., 1999.

54. Воронов В.В. Основы технологии воспитания: Конспект- пособие для студентов и учйтелей. М., 1999.

55. Вышеславцев Б-.П. Вечное в русской философии. -Нью- Йорк, 1955.

56. Гавриленко Н.В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования (социально-философский анализ): Автореф. дис. . канд. филос. наук. Красноярск, 2000.

57. Гагаев А.А. Русские философско-педагогические учения XVIII, XX вв. Культурно-исторический аспект. — М., 2002.

58. Гейзенберг В. Физика в философии. — М., 1963.

59. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания развития образования в России. М., 1993.

60. Гессен С.И. " Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.

61. Глебов Б. Возвращение православной педагогики // Высшее образование в России. 1993. - №2. - С. 32—35.

62. Гликман И.З. Воспитание и образование//Педагогика. №„2~ — С. 110-115.

63. Горелов А.А. Древо духовной жизни. М., 1994.

64. Григорий Богослов, свят. Слово на Богоявление. // Св. Григорий Богослов. Творения. СПб., Т.1. - С. 522—544.

65. Григорий Палама, свят. // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. -М., 1991. С. 152— 154.

66. Гулуа B.JI. Диалектика эмоционального и рационального в морали. — Тбилиси, 1981.

67. Дворкин A.JI. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Н.Новгород, 2000.

68. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: На- учно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б., Макеева С.Г. -М., 2004.

69. Духовные основы русского национального воспитания: Хрестоматия. — Екатеринбург, 1994.

70. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986

71. Зеньковский В В. Педагогические сочинения / Сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский. Саранск, 2003.

72. Зеньковский В.В. Педагогика. — Клин, 2002.

73. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии // Страницы русской зарубежной печати. М., 1990. С. 15—20.

74. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.

75. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке // Педагогика. — 1997.-№6.-С. 18-21.

76. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960

77. Зеньковский Василий (прот.). Педагогика. — М., 1996.

78. Зеньковский В В. На пороге зрелости. М., 1991.

79. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., 1993.

80. Зинченко В. П. Образование и духовность: сознание как объект междисциплинарного исследования/ / Современная высшая школа. 1990. -№ 1.-С. 85-92.

81. Зинченко В.П. Культура и духовность // Вопросы философии. 1996. - №2. - С. 9-10.г »• •

82. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры//Вопросы психологии. 1998. -№ 3. — С. 104-114

83. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

84. Ильин И.А. О русском национализме // Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1992. - Т. 1.

85. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Соб. соч.: В 10 т. М., 1993.1. Т. 1.

86. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

87. Ильина Т.И. Развитие концепций педагогической технологии ве. •• •современной дидактике за рубежом. М., 1984. - С. 34—68.

88. Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.

89. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского. М., 2000.

90. Иоанн Златоуст, сет. Беседы на деяния апостольские. — М., 1994.

91. Иоанн Златоуст, сет. Полное собрание творений. М., 1995. - Т. 1. — Кн. 1.

92. Иоанн Лествичник. Лестница, ведущая на небо. — М., 1999.

93. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса: Учеб. пособие. -М., 1994.

94. История воспитания и образования в России XVIII века. Ч. 2. / Сост.1. Д.И. Латышина. -М., 1992.. 133

95. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. - №9. - С. 3746.

96. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Д., 19.91.

97. Казанцев И.И. У истоков духовной культуры // Педагогика. 1994.r"Vi,3. С. 33-37.

98. Калачева В.А. Гуманистическая направленность педагогических воззрений свт. Иоанна Златоуста в православной педагогике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Петрозаводск, 2003.

99. Каледа Глеб, прот. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях // Отцы, матери, дети. Московское Подворье Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 2001.

100. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. М., 1995. ».

101. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей // Каптерев П.Ф. Избранные пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982. С. 232-257.

102. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс: Избр. пед. соч. / Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1089.

103. Караковский В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления. Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 1989.-С. 1529.

104. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

105. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992.

106. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. — М., 1989.

107. Киприан (Керн). Антропология свт. Григория Паламы. Париж, 1950.

108. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. — М., 1996.

109. Коменский Я.А. Выход из школьных лабиринтов // Избранные134педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982 - Т.2. - С. 174-192.

110. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.

111. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. — Челябинск, 1986.

112. Косик В.И. Просветительская деятельность православных братств на территории России // Педагогика, № 2. — 1994.

113. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. Ростов-н/Д, 1994.

114. Кравченко Д. II. Классические педагогические системы Ж,- Ж. Руссо и И.-Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики: Дис. канд. . пед. наук. Курск, 2004.

115. Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя. -М., 1982.

116. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации//Вопросы философии. 1992. - №12. - С. 12—25.

117. Кудаева JI.A. Влияние религиозно-нравственных представлений на духовную сферу личности младшего школьника. Автореф. дис. . канд. пед.паук. М., 1998.119. Кузьмина .Н.В. Методы бессистемного педагогическогоисследования. Д., 1980.

118. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1980.а *

119. Кузякин А. О вере, культуре и образовании // Воспитание школьников. 1993. - № 6. - С. 29-32.

120. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. М., 1993.

121. Куломзина С.С. Что значит молиться Богу? М., 2002.

122. Кураев Андрей Школьное богословие. СПб., 2000.

123. Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества и135групповой изоляции. М., 2002.

124. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М., 2001.

125. Лега В.П. История западной философии. Ч. II. Новое время. Современная западная философия. М., 2006.

126. Леднев В. С. Содержание образования. М., 1989.

127. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы психологии, 1996. - №2. С. 31-35.

128. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

129. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982.

130. Лихачев Б. Т. Нравственное разложение и православие// Педагогика. 1999. - №6. - С. 114-119.

131. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М., 1985.

132. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.

133. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1993.

134. Лихачев Б.Г. Философия воспитания. М., 1995.

135. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания. Доклад в педагогическом кружке Нижегородского университета // Путь православия, № 1.-М., 1992.

136. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

137. Лосский-В Н. По образу и подобию. -М., 1995.

138. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. О духе, душе и теле. -Брюссель, 1978.

139. Максим Исповедник, преп. Главы о любви // Максим Исповедник, преп. Творения. М., 1993. - Т.1. - С. 96—146.

140. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.

141. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы136рациональности. Тбилиси, 1984.

142. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Тело, душа, совесть//Человек. 1990. - № 1. - С. 16—19.

143. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

144. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

145. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004.

146. Народное образование в СССР. -М., 1957.

147. Немесий, епископ Эмесский. О природе человека. М., 1996.

148. Немировский JI.H. Мистическая практика как способ познания. -М., 1993.

149. Никандров Н.Д. Воспитание и религия (размышления педагога) // Современная педагогика. — № 12. 1991.

150. Никандров Н.Д. Воспитание и религия // Советская педагогика. -1991.- № 12.-С. 3-7.

151. Никандров Н.Д. Духовность залог свободы человека // Школа духовности. - 1998. - №2. С. 40—44.

152. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. — M.j 2000,.

153. Никандров Н.Д., Корнетов Г.Б. Педагогика // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999. - Т.2. - С. 110—118.

154. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека//Педагогика. 1992. -№1-2. - С. 6-11.

155. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

156. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

157. Ничипоров Б.В. Времена и сроки. М., 2002.

158. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем. — М., 1996.

159. О цели христианской жизни: Беседа преподобного Серафима137

160. Саровского с Н.А. Мотовиловым // Н.А. Мотовилов и Дивеевская обитель,1999.

161. Образование и педагогическая мысль российского зарубежья. -Саранск, 1994.

162. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Кн. 1. Аннотированный справочник учебно-методической литературы. — Новосибирск, 1996.

163. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый Словарь русского языка. — М., 1993.

164. Опыты православной педагогики // Литературная учеба, кн. 5-6., 1993.

165. Осипов. А.И. Основное богословие. М., 1994

166. Осипов" А.И. Свобода христианина, свобода Церкви и религиозная свобода//Община. 2003. - № 4. - С. 2-4.

167. Основы христианской православной веры/Сост. прот. Глиндский. -М., 1994.

168. Острогорский А. Н. Образование и воспитание //Острогорскийо . *

169. АН. Избр. пед. соч. / Сост. М.Г. Данильченко. М., 1985. 205-271.

170. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М., 1979.

171. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основы православного образования в России // Педагогика, №3. 1995. — С. 74-82.

172. Педагогика./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.,2000.

173. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. М., 1993.

174. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости Воспитание детей. —ч.1. Клин, 2002.

175. Петракова Т.И. Духовные основы нравственно воспитания. — М., 1997.

176. Платон- (Игумнов), архим. Нравственность // О вере и138нравственности поучению Православной Церкви. М., 1991.

177. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестник МГУ. 7 философия. 1998. - №2. - С. 3-32.

178. Подласый А.П. Педагогика начальной школы. М., 2000.

179. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. М., 1999- Кн. 2: Процесс воспитания.

180. Попов'Л. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. -1992.-№7-8.-С. 19-20.

181. Православная культура. Концепции, учебные программы, библиография.-М., 2003.

182. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендациио *по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. 2-е изд. / Под ред. И.С. Марьенко. М., 1976.

183. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М., 1994.

184. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. М., 1999.

185. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. — М., 1992.

186. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-н/Д, 1998.с •

187. Рожков М.И., БайбородоваЛ.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1999.

188. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. -М., 1981.

189. Сагатовский В Н. Так что же такое духовность? // Школа духовности. 1998. - № 2. - С. 45-49.

190. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2002.

191. Сидоркин A.M. Развитие воспитательной системы школы как закономерный процесс. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1991.

192. Силуянова Н.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека// Философские науки. 1990. -№12. С. 102—112.

193. Симонов П:В., Ершов П.М., Вяземский Ю.Л. Происхождение духовности. М., 1989.

194. Склярова Т.В. Различение категорий «душевного» и «духовного» в педагогической антропологии К.Д. Ушинского // Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах. Орел, 1994.

195. Склярова Т.В. Социальная педагогика и деятельность религиозных объединений // Проблемы педагогического образования. М., 1994.

196. Склярова Т.В., Янушкявичене O.JI. Возрастная психология и педагогика. М., 2004.

197. Сластенин В.А. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы. -М., 1998

198. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентировапные технологии в педагогическом образовании. М., 1999.

199. Сластенин В.А. К.Д. Ушинский: онтологические основания православной педагогики. М.; Ярославль, 2004.

200. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. трудов. / Под ред. В.А. Сластенина-. -- М., 1992.- -'""л

201. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. — М., 1993.

202. Сластенин В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. — М., 1998.

203. Сластенин В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании // Народное образование, № 9-10. М., 1994. - С. 126.

204. Слободской С. Закон Божий для семьи и школы. Репринтное переиздание 1957 г. С. 428.

205. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.

206. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М., 1995.

207. Смолин О.Н. Образование и национальная безопасность России//Школа духовности. 1996. - №1. - С. 4—7.

208. Современная западная социология. М., 1990.

209. Современная философия: словарь и хрестоматия. — Ростов- н/Д, 1997.

210. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия // Сочинения: В 2 т. М., 1990. - Т. 1.

211. Струве Н. Православие и культура. М., 1992.

212. Сурова JI.B. Методика православной педагогики. Ч. 1. Педагогика. Школа. Человек. Клин, 2002.

213. Сурова J1.B. Православная школа сегодня. Владимир, 1996.

214. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992.

215. Теория и практика воспитательных систем. Кн. 1,2,3. - М., 1993.

216. Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. Спасо-Преображенский-Валаамский монастырь. -М., 1991.

217. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования//Педагогика. 1998. - №2. - С. 3—8.

218. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М., 1999.

219. Усманов A.M. Логические основы метода моделирования. — М., 1995.

220. Ушинский К.Д. и русская школа / Под ред. Е.П. Белозерцева. -М., 1994.

221. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1948— 1952.1. Т.2.

222. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т. 6. - М., 1990.

223. Фаутс- .Д. Пять моделей воспитания нравственности // Перспективы гуманитарного образования в средней школе: Доклады российско-американской конференции / Под ред. М.С. Мац- ковского и Р.Шейермана. М., 1992. С. 72—81.

224. Федеральный закон от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

225. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. -1988,- №7.-С. 50-58.

226. Феофан Затворник, свт. О нашем спасении. Собр. творений свт. Феофана Затворника Вышенского. М., 2003.

227. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. -М., 1996.

228. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. — М., 2003.t 1 •

229. Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., 1970.-Т.5.

230. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

231. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых лет. — М.,1992

232. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

233. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

234. Хайрулин Ш.Ш. Проблемы духовности и образовательный процесс // Вестник Челябинского ун-та. Сер. 5. Педагогика. Психология. -Челябинск, 1996. № 1. С. 42—54.

235. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М., 2002.

236. Церковь, дети и современный мир. М., 1996.

237. Цирюльников A.M. Из тайных архивов русской школы. -М.,1992.

238. Чебанов Олег, свящ. Православный священник и современная школа (опыт Курской области). Курск, 2004.

239. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

240. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

241. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие. -М., 1999.

242. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание духовности // Школа духовности. 1997. - №1.

243. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М., 1993.

244. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. -М., 1992.

245. Шестун Евгений, прот. Основные проблемы современной школы. Самара, 2001.

246. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М., 2001.

247. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-н/Д, 1995.

248. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Часть 1. - М., 1992.

249. Школьник Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика. 1994. - №5. — С. 34—37.

250. Шмеман Александр, прот. Водою и Духом. — Париж, 1986.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 402967