Формирование творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся музыкального колледжа в процессе занятий в фортепианных классах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Горлинская, Наталья Амаяковна

  • Горлинская, Наталья Амаяковна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 137
Горлинская, Наталья Амаяковна. Формирование творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся музыкального колледжа в процессе занятий в фортепианных классах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2003. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Горлинская, Наталья Амаяковна

Введение.

Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы.

I.I. Понятие творчества в психолого-педагогической литературе.

I.II. Творческое мышление - необходимое условие развития активности и самостоятельности.

I.III. Исполнительское творчество и принципы развития активности и познавательной самостоятельности.

Выводы по I главе.

Глава II. Организация процесса формирования творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся (условия и средства).

IIЛ. Теоретико-методические предпосылки организации процесса обучения игре на инструменте в условиях колледжа.

II.II. Организация и результаты опытного обучения.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческой активности и познавательной самостоятельности учащихся музыкального колледжа в процессе занятий в фортепианных классах»

Актуальность. Значение воспитания искусством, конечная цель которого заключается в формировании высокохудожественных вкусов, нравственных идеалов - чрезвычайно велико. Занятия искусством связаны с развитием у обучающихся эмоционально-образного восприятия мира, осознания художественных явлений, способности к самовыражению и творчеству.

Музыкальное воспитание и обучение занимают особое место в формировании творческой личности, ее познавательных способностей, поскольку музыка отражает всю полноту природы человека во всей его гармонической целостности: эмоциональное и рациональное, чувственное и интеллектуальное. Многими музыкантами и педагогами высказывалась мысль, что музыка раскрывает каждому самого себя, она активизирует формирование творческой направленности личности, ее познавательной самостоятельности.

Творческая деятельность открывает простор для индивидуального самовыражения и самопроявления, но для этого необходимо много условий. Прежде всего, это компетентность педагога, знание наиболее эффективных приемов педагогического воздействия, владение методикой развивающего обучения, направленной на формирование творческих качеств учащихся. Только так создается подлинная, художественно-творческая атмосфера в классе, при которой каждый ученик раскрепощается интеллектуально и эмоционально, настраивается на интересный поиск и решение поставленных задач.

Роль педагога-музыканта, направляющего формирование личности учащегося, помогающего преодолеть инертность музыкального восприятия, развить весь комплекс способностей - чрезвычайно важна и значительна. Г.Г.Нейгауз в своей книге "Об искусстве фортепианной игры" постоянно проводит мысль, что "все познавательное - музыкально", а "вездесущность" музыки коренится в самой природе человека, поэтому необходимо обучать игре на инструменте каждого.

Важное место среди дисциплин учебного плана музыкальных учебных заведений среднего звена занимает фортепиано. Специалист, овладевающий профессией и получающий квалификацию, связанную с инструментальным обучением, должен профессионально уметь участвовать в ансамбле, вести концертмейстерскую и просветительскую работу. Кроме того, преподаватель фортепиано должен не только сам хорошо исполнять предназначенный для учащихся репертуар, но и знать методику преподавания, осуществлять воспитательные и развивающие функции обучения.

Все эти компоненты его будущей профессиональной деятельности диктуют необходимость формирования творческой активности, служащей основой развития самостоятельности, критического отношения как процессу обучения, в ходе которого усваиваются специальные знания и умения, так и к собственной деятельности, потребности дальнейшего самообразования.

Наблюдая за развитием учащихся в фортепианных классах, на зачетах, экзаменах, можно заметить, что за время обучения они не всегда раскрывают полностью свои творческие возможности. Исполняя даже хорошо выученные произведения, учащиеся часто чувствуют себя за инструментом не свободно, внутренне "зажимаются", их внимание сосредоточено только на том, чтобы выполнить все указания педагога. Поэтому исполнение часто получается формальным и неинтересным, а чрезмерное внимание к деталям мешает не только понять и почувствовать произведение в целом, но и выразить свое отношение к исполняемой музыке. Если учащийся, разучивая произведение под руководством педагога, не вложил в него самостоятельные творческие находки, то "вряд ли сыграет его хорошо, с "полной отдачей", поскольку такое исполнение приносит мало радости и удовольствия.

Другая сторона этого процесса - обилие информации, получаемой учащимися в ходе занятий, взятой обособленно, еще недостаточно для развития музыкального интеллекта. Поэтому необходимо увеличить число занятий теоретического обобщающего характера, то есть повысить удельный вес познавательной стороны занятия. Иначе говоря, необходимо воспитывать и развивать творческую активность и познавательную самостоятельность, а значит совершенствовать орудие познания, стимулировать общее развитие и рост учащихся в творческом плане. Такое развитие получит простор, если оно будет основываться на способности активно, самостоятельно добывать необходимые знания и умения, без посторонней помощи ориентироваться в музыкальном искусстве.

Отсюда следует, что главной задачей педагогики музыкального образования является воспитание независимой творческой активности, а функции преподавателя выводятся далеко за рамки научения чему-либо, они гораздо шире и существеннее. По мнению многих выдающихся представителей музыкального искусства, ученику необходимо, прежде всего, дать основные обобщающие знания, опираясь на которые он сможет пойти по своему художественному пути самостоятельно, не нуждаясь в помощи /Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм, А.А.Николаев, Г.Г.Нейгауз, Г.М.Цыпин и др./. Важно научить обучающихся самим находить интересные интерпретаторские решения, произвольно представлять художественный образ, творчески подходить к реализации исполнительского замысла, а также постоянно развивать природные творческие способности.

Проблема развития личности в музыкальной деятельности, и в частности, творческой активности и познавательной самостоятельности решалась в разных аспектах:

- творческий подход к преподаванию музыкального искусства в общем плане /Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, В.Н.Шацкая и др./;

- продуктивное детское творчество /Н.А.Ветлугина, Г.С.Ригина, К.В.Тарасова и др./;

- творческая направленность в инструментальном обучении /Л.А. Баренбойм, М.М.Берлянчик, Г.Г.Нейгауз, О.Ф.Шульпяков и др./; формирование творческой активности и познавательной самостоятельности в процессе подготовки учителя музыки /Л.Г.Арчажникова, И.В.Казунина, И.Н.Немыкина, Л,.А.Рахимбаева, Г.М.Цыпин и др./.

Вместе с тем, остаются недостаточно разработанными отдельные вопросы, связанные со спецификой проявления и формирования творческой активности и познавательной самостоятельности /в теоретическом плане/, использования комплекса условий: развития этих качеств /в практическом плане/. В целом же педагогическая практика свидетельствует, что в работе с учащимися музыкантами недостаточное внимание уделяется активизации мыслительных способностей, расширению диапазона творческих навыков.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы, а также комплексной методики формирования названных качеств в процессе профессиональной подготовки специалиста в условиях музыкального колледжа определили актуальность темы настоящего исследования.

Целью исследования явился теоретический анализ проблемы и разработка методики активизации творческих качеств и познавательной самостоятельности учащихся в процессе индивидуальных музыкальных занятий.

Объект исследования - музыкально-исполнительская (фортепианная) подготовка учащихся музыкального колледжа.

Предмет исследования - процесс активизации творческих качеств и познавательной самостоятельности будущего специалиста в условиях обучения в музыкально-исполнительских классах.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения:

В основе формирования творческой активности и познавательной самостоятельности учащегося-музыканта лежат: а) накопление комплекса специальных и общепедагогических знаний; б) развитие внутренних музыкально-слуховых представлений, совершенствование которых поднимает творческую активность и процесс познания на качественно новый уровень;

Активизация искомых качеств и их развитие возможны при использовании ряда педагогических условий и средств, способствующих решению этой задачи; к ним автор, прежде всего, относит: а) использование комплекса теоретических знаний и творческих действий в проблемно-поисковых ситуациях; б) инициирование индивидуально-личностного отношения учащегося к изучаемому музыкальному материалу; активизация субъективного фактора во всех звеньях и на всех этапах учебно-образовательного процесса.

Цель и гипотеза определили основные задачи диссертационной работы:

Проанализировать с позиций современных научных данных вопросы, связанные со спецификой исследуемой проблемы; определить педагогические условия формирования творческой активности и познавательной самостоятельности; охарактеризовать категорию «индивидуальный смысловой контекст» в учебно-поисковой (когнитивно-эвристической) деятельности учащегося-музыканта; разработать систему методических рекомендаций, связанных с использованием теоретических знаний и практических умений и навыков в проблемно-поисковых ситуациях; уточнить в процессе опытно-экспериментальной работы меру и степень эффективности предлагаемых рекомендаций.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились фундаментальные работы по философии, психологии и педагогике, музыкальному искусству, связанные с проблемой исследования. Автор опирался на обоснованные учеными /Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др./ положения о системном строении сознания, принцип детерминизма, понимание деятельности как сложной системы. Вопросы творческой активности и познавательной самостоятельности рассматривались с позиций современной теории обучения /И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Я,А.Пономарев и др./, согласно которой именно творческая деятельность в единстве ее мыслительных и эмоциональных компонентов является одним из эффективных средств развития комплекса способностей /общих и специальных/ и усвоения соответствующих знаний и умений.

При решении поставленных задач и проверке исходных положений использовался комплекс методов исследования:

- анализ педагогической, методической и специальной литературы по теме диссертационного исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавания фортепиано в системе специального музыкального образования;

- анализ собственного многолетнего педагогического опыта автора;

- методы эмпирического уровня - педагогические беседы и интервьюирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование и др.;

- опытно-экспериментальное обучение.

Исследовательской базой служили несколько учебных заведений:

Детская музыкальная школа № 36 им. В.В.Стасова, Музыкальная школа им. Ю.А.Шапорина МГИМ им. А.Шнитке, Музыкальный колледж

МГИМ им. А.Шнитке, Московский государственный институт музыки имени А.Г.Шнитке.

Исследование проводилось в течение 1995 - 2002гг.

Первый этап /1995- 1997гг./ включал анализ литературы по проблемам исследования, конкретизацию основных положений работы, а также поиск путей и форм организации и проведения опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе /1998 - 2001 гг./ в ходе частично-поисковой работы анализировались и разрабатывались основные направления подготовки специалиста - выпускника музыкального колледжа по специальности -фортепиано

Третий этап /2001 - 2002 гг./ - представлял обобщение результатов исследования и уточнение основных выводов, а также оформление диссертации.

Теоретическая значимость исследования.

Обобщен теоретический материал, раскрывающий особенности творческой активности и познавательной самостоятельности: выявлены механизмы их проявление в процессе обучения игре на фортепиано; определены структурные компоненты, выступающие в качестве педагогических детерминант, обуславливающих творческую активность и самостоятельность учащихся в проблемно-поисковых ситуациях, которые возникают в ходе разучивания нового музыкального материала.

Показана эффективность творческой деятельности учащихся при формировании профессиональных качеств, синтезирующих в себе исполнительские и педагогические навыки и умения преподавателя игры на музыкальном инструменте.

Научная новизна.

Определены теоретические и методологические основы инициирования творческих потенций учащихся в ходе занятий музыкально-исполнительской деятельностью.

Разработана комплексная методика формирования у учащихся творческой активности и познавательной самостоятельности в процессе занятий. Данная методика предусматривает в качестве обязательных условий и средств её применения: 1) широкое использование обобщающих знаний (специальных и педагогических), вызывающих активное проявление художественно-образных ассоциаций и музыкально-слуховых представлений; 2) организацию проблемно-поисковых форм обучения, способствующих формированию и проявлению обобщенных знаний и умений. Эти, выделенные автором, условия тесно взаимосвязаны и могут проявляться только в единстве.

В диссертации подтверждена эффективность предложенной методики, включающей поэтапное и систематизированное усвоение знаний, а также предусматривающей специальные творческие задания при организации процесса обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что научно-теоретическое обоснование проблемы формирования творческой активности и познавательной самостоятельности и включение его в систему подготовки специалиста по квалификации «Преподаватель фортепиано» отвечает потребностям педагогической теории и запросам преподавателей специальных музыкальных учебных заведений среднего звена.

Автором определены условия и средства, способствующие активизации творческой деятельности познавательной самостоятельности в процессе индивидуальных занятий в классе фортепиано. Отдельные положения диссертации могут стать предметом изучения в учебных курсах «Методика преподавания игры на музыкальном инструменте», «Психология», «Педагогика».

Достоверность исследования обеспечена: а) применением системного подхода, обеспечивающего всестороннее и взаимосвязанное исследование проблемы; б) методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, отбором методов исследования в соответствии с его целями и задачами.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Творческая активность и познавательная самостоятельность в музыкально-исполнительской деятельности имеют свои особенности, которые связаны со своеобразным художественно-ассоциативным подходом к содержанию произведения, отражающимся в интерпретации музыкальных образов на уровне художественных обобщений и тесно связанных с эмоциональным состоянием исполнителя.

2. Установка на обогащение и развитие творческого потенциала учащегося-музыканта должна занимать приоритетное место в стратегии и тактике педагогических действий

3. Педагогическими условиями формирования творческой активности и познавательной самостоятельности является опора на комплекс обобщенных теоретических знаний и использование проблемно-поисковых ситуаций в ходе обучения.

4. Методика формирования творческой активности и познавательной самостоятельности предусматривает поэтапное и систематизированное усвоение знаний, что служит основой не только для эффективного применения их в учебной деятельности, но и дальнейшего расширения диапазона знаний, их творческого использования в профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям:

- в опытно-экспериментальной работе в 1995 - 2002 г.г. на базе МГИМ им.А.Шнитке, где автор работает преподавателем фортепиано;

- на базе музыкальной школы имени Стасова;

- через опубликование научных и методических материалов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Горлинская, Наталья Амаяковна

ВЫВОДЫ по второй главе

В результате проведенного констатирующего этапа исследования мы пришли к выводу, что в процессе специальной подготовки учащихся фортепианных отделений музыкального колледжа имеются неиспользованные возможности для формирования важнейших профессиональных качеств творческой активности и познавательной самостоятельности.

Проведение формирующего эксперимента показало, что разработанная методика: использование проблемно-поисковых ситуаций (проблемных вопросов и заданий), опора на принцип межпредметных связей по дисциплинам специального и историко-теоретического циклов, а также сочетание индивидуальной работы с коллективно-групповой являются эффективными для проявления и развития исследуемых качеств.

Опрос испытуемых экспериментальной группы, проведенной в ходе формирующего эксперимента, свидетельствовал о заинтересованном отношении учащихся к занятиям, проводившимся по разработанной методике; большинство из них считали такие занятия интересными и способствующими их профессиональному развитию.

Проведенная опытно экспериментальная работа показала, что при создании специально-организованных форм работы, когда активизируются как сознательно-интеллектуальная, так и эмоциональная сфера обучающихся, весь процесс обучения становится более эффективным. В освоение и последующее исполнение музыкальных произведений включаются: обобщенные знания о музыкальном искусстве в целом, о жанровых и стилистических особенностях, о средствах музыкальной выразительности, а также готовность к творческой интерпретации, умение прогнозировать процесс решения художественной задачи, способность осуществлять постоянный слуховой самоконтроль, корректировать собственное исполнение и др.

В результате у учащихся значительно повысился уровень проявления специальных способностей, творческой активности и познавательной самостоятельности профессиональных качеств, столь необходимых для дальнейшей педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное в рамках диссертационной работы исследование позволило в ходе анализа и обобщения его результатов сделать ряд основных выводов.

Изучив состояние проблемы формирования творческой активности и познавательной самостоятельности в научной, специальной, методической литературе и практике преподавания, мы выяснили, что данная проблема до настоящего времени не была в достаточной степени обоснована, а развернутых исследований по данному вопросу нет.

Содержание самого понятия «творческая активность» и «познавательная самостоятельность» в исследованиях, в какой-то степени затрагивающих эту проблему, теоретически недостаточно обосновано; условия и средства формирования искомого качества раскрыты не до конца.

Анализ учебных программ и изучения опыта работы аналогичных учебных музыкальных заведений показали, что целостная система методов формирования творческой активности и познавательной самостоятельности в настоящее время еще не сложилась. Результатом этого является недостаточная профессиональная подготовленность выпускников фортепианных отделений музыкальных колледжей и училищ к педагогической деятельности, ибо формировать у своих воспитанников те или иные качества может лишь тот, кто сам ими владеет. Таким образом, была выявлена актуальность проблемы и необходимость ее научной разработки.

Важным направлением проведенного исследования был анализ научной и специальной литературы, что позволило решить задачу теоретического обоснования проблемы. Была выявлена сложная структура творческой активности, интонационная и эмоционально-образная сущность ее природы в условиях музыкального обучения.

В диссертации сформулированы понятия творческой активности и познавательной самостоятельности, связанные с деятельностью музыкально-слуховых представлений, их определяющей ролью в формировании двигательных умений и навыков, а в целом музыкально-двигательных действий. Сюда включаются также способности к раскрытию смыслового содержания музыкальных произведений на основе постижения музыкальных образов. В тоже время, творческая активность предусматривает умение связывать накопленные музыкально-теоретические и исполнительские знания (основа познавательной самостоятельности) и широко использовать их для повышения качества учебной деятельности и накопления практического педагогического опыта.

В результате проведенного исследования была разработана и апробирована методика, направленная на совершенствование подготовки специалистов, это те условия и средства, которые позволяют говорить о возможности активизации важнейших профессиональных качеств творческой активности и познавательной самостоятельности.

К ним автор относит:

- использование межпредметных связей, помогающие оптимизировать процессы мыслительной деятельности учащихся, что создает основу для формирования обобщенных знаний, целостного представления о музыкальном искусстве;

- включение в учебный процесс проблемных ситуаций, способствующих проявлению потенциальных творческих способностей, нахождению и варьированию приемов решения технических и художественных задач;

- использование в процессе обучения индивидуально-групповых форм обучения, позволяющих расширить музыкальный кругозор, репертуарные знания, чувство критичности и самокритичности. Проверка данной методики на практике позволила подтвердить сформулированную гипотезу исследования. Как показала опытная работа, формирование и развитие творческой активности и познавательной самостоятельности возможно при учете вышеназванных условий. Проникновение в сущность содержания музыкального произведения осуществимо при опоре на максимальное использование творческих качеств учащихся, развитие их познавательных способностей в сочетании с прогрессивным и перспективными методами обучения и воспитания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Горлинская, Наталья Амаяковна, 2003 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М., Прометей, 1990. — 188с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980.-334с.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — М., Музыка, 1971.-276с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — JL, ЛГУ, 1969. 339с.

5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. АПН СССР. -М., 1975.-447с.

6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., Просвещение, 1983.-222с.

7. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика /Проблемы музыкального мышления). М., Музыка, 1974. - с.90-129.

8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., Прометей, 1994. -352с.

9. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности /Принцип развития в психологии/. — М., Наука, 1978. — с. 142155.

10. Ю.Арчажникова Л.Г. Воспитание навыков самостоятельной работы начинающих учащихся в процессе обучения игре на фортепиано. Саратов, 1970. с.28-35.

11. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования /Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки/. М., 1980. - с.4-12.

12. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности /Формирование музыкально-исполнительского мастерства/. — М., 1981. — с.22-30.

13. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. Книга для учителя. — М., Просвещение, 1985.- 110с.

14. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. — М., МГЗПИ, 1986.-82с.

15. Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональных качеств учителя музыки /Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего педагогического образования/. М., МГПОУ, 1994.-c.5-16.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., - Л., Музыка, 1965. — 150с.

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс /Избранные произведения/. -М., Музыка, 1957. Кн.2. с. 163-276.

18. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. — 367с.

19. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., 1965. - 88с.

20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., Просвещение, 1982.- 189с.

21. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. — Л., Музыка, 1979. 284с.

22. Баренбойм Л.А. Очерки по методике фортепиано. Л., Музыка, 1985. — 185с.

23. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Музыка, 1973. - 283с.

24. Бернштейн Н.А. очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., Медицина, 1966. — 343с.

25. Берлянчик М.М. Основы учения юного скрипача. Мышление. Технология. Творчество. М., РАМ, 1993. - 195с.

26. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. М., Педагогика, 1979. - т.2 - 265с.

27. Богоявленская Б.Д. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью /Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека/. — М., Наука, 1975. — с.18-27.

28. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 1979. - 96с.

29. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. — М., Мысль, 1979. — 230с.

30. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.,МГУ, 1980.-190с.

31. Волков С.И. О формировании представлений в художественно-образном мышлении музыканта исполнителя /Вопросы теории и эстетики/. — М., Музыка, Вып.2, 1972. 191с.

32. Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1979. Вып.1. - 157с.

33. Вопросы фортепианного исполнительства. М., Музыка, 1965-1976г.г. Вып.1. -4с.

34. Восприятие музыки. Под ред. В.Н.Максимова. М., Музыка, 1980. — 255с.

35. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., АПН РСФР, 1956.-518с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства. М., искусство, 1968. — 576с.

37. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. -315с.

38. Выготский Л.С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте /Избранные психологические исследования/. М., АПН РСФР, 1956. — 447с.

39. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью человека /Теоретические проблемы управления познавательной деятельностьючеловека/. М., МГУ, 1975. - с.28-34.

40. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.,1981. -с.93-100.

41. Готсдинер АЛ. Музыкальная психология. М., 1993. - 270с.

42. Григорян JT.A. Интегрированный курс педагогической практики. — М., 1993.-300с.

43. Гинзбург Г.Р. Заметки о материнстве. М., Искусство, 1968.

44. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музыка, 1961. - 224с.

45. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М., Педагогика, 1972. — 422с.

46. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., Педагогика, 1986. -239с.

47. Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. — М., Просвещение,1982. 318с.

48. Ильина Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание /Вестник высшего образования/. 1976, №2. с.39-48.

49. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. Под ред. А.А.Кирсанова. — Казань, 1983.

50. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. -М., Просвещение, 1981. — 191с.

51. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., Политиздат, 1974. - 327с.

52. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Д., ЛГУ, 1991. — 383с.

53. Казальс П. Об интерпретации. М., Советская музыка, 1956.

54. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — Грозный. Чечено-Ингушское издательство, 1976. 285с.

55. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся. Автореферат докт. диссертации. — JL, 1983. 43с.

56. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969. — 278с.

57. Ковалев А.Г. Психология личности. -М., Просвещение, 1972. 392с.

58. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М., Педагогика, 1987.-264с.

59. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. М., Музыка, 1970.-72с.

60. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. — М., Сов. композитор, 1972. — 272с.

61. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. Л., Музыка, 1976.

62. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., ЛГУ, 1970.-114с.

63. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., Знание,1985.-32с.

64. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. — М., Просвещение, 1981.-95с.

65. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., Педагогика, 1971. — 112с.

66. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. Л., педагогика, 1972. — 117с.

67. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М., Педагогика, 1977. - 151с.

68. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., МГУ, 1972. — 576 с.

69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., Политиздат, 1975. 304с.

70. Лернер И .Я. Дидактическая система методов обучения. М., Знание, 1976.-64с.

71. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика, 1981.- 186с.

72. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. — М., Прогресс, 1980.-685с.

73. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., Педагогика, 1976. — 634с.

74. Львова К.Л. творческая лаборатория учителя. — М., МГУ, 1980. — 105с.

75. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. М., АПК РСФР, 1957-1958.

76. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., Музыка, 1967.-752с.

77. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., Педагогика, 1972. 208с.

78. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.,1. Педагогика, 1975.-368с.

79. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., Музыка, 1993.

80. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М., Знание, 1981.-38с.

81. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественного творческого развития школьников /Вопросы психологии/. 1989, №1.

82. Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. — Пермь, 1973. — 292с.

83. Методика обучения игре на духовых инструментах. Под ред. Ю.А.Усова.- М., Музыка, 1966. 269с.

84. Методы педагогических исследований. Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. М., Педагогика, 1979. - 254с.

85. Методы системного педагогического исследования. Под ред. Н.В.Кузьминой. Л., ЛГУ, 1980. - 171с.

86. Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса, под ред. Ю.К.Бабанского. — М., АПН СССР, 1984.-77с.

87. Мильштейн Я.И. Исполнительские принципы К.М.Игумнова /Мастера советской пианистической школы/. — М., 1954. с.35-38.

88. Моделирование педагогических ситуаций. Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М., Педагогика, 1981. — 114с.

89. Мышление: процесс, деятельность, общение. Под ред. А.В.Брушлинского.- М., Наука, 1982. 286с.

90. Музыкальное искусство и педагогика. История и современность. — М., Музыка, 1991.

91. Музыкальный энциклопедический словарь. — М., Советская энциклопедия, 1990. 671с.

92. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.,1. Музыка, 1972.-383с.

93. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1982. -299с.

94. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. М., Советский композитор, 1983. — 525с.

95. Неменская Б.JI. Мудрость красоты. -М., Просвещение, 1981. 190с.

96. Немыкина И.Н. основы музыкальной педагогики. — Екатеринбург, 1993.-60с.

97. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А.Зязюна. М., Просвещение, 1989. - 300с.

98. Основы вузовской педагогики. Под ред. Н.В.Кузьминой. — Л., ЛГУ, 1972.-308с.

99. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. -М., АМН, т.З, 1951.

100. Педагогика. Под ред. С.П.Баранова, В.А.Сластенина и др. — М., Просвещение, 1986.-362с.

101. Педагогика школы. Под ред. Г.И.Щукиной . М., Просвещение, 1977. -383с.

102. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., Пассим, 1994. — 300с.

103. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., ВНМЦ НТ, 1991.- 100с.

104. Платонов К.К. Проблемы способностей. — М., Наука, 1972. 312с.

105. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. Под ред. И.Я.Лернера. М., Педагогика, 1972. - 239с.

106. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., Просвещение, 1987. 284с.

107. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.-274с.

108. Принцип развития в психологии. Под ред. Л.И.Анциферова. М.,1. Наука, 1978.-363с.

109. Проблемы музыкального мышления. Под ред. М.Гарановского. М., Музыка, 1974.-329с.

110. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М., Педагогика, 1981. - 215с.

111. Психология процессов художественного творчества. Под ред. В.С.Мейлах, Н.А.Хренова. Д., Наука, 1980. - 273с.

112. Психология формирования и развития личности. Под ред. JI.И.Анциферова. М., Наука, 1984. - 381с.

113. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура. М., Владос, 1998. — 600с.

114. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Л., музыка, 1972. - 168с.

115. Раппопорт С.Х. О природе художественного мышления. /Эстетические очерки/. Выпуск 2. М., 1967.

116. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.

117. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., Музыка, 1994. - 139с.

118. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Под ред. А.Л.Готсдинера. -М., Музыка, 1981. 101с.

119. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946. -704с.

120. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М., АПН СССР, 1958.-47с.

121. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития в психологии. — М., АН СССР, 1959.-354с.

122. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976.-423с.

123. Савшинский С.И. Пианист и его работа. — Л., 1964. с.65, - с.269.

124. Савшиснкий С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. — Л., Музыка, 1964.-187с.

125. Самарин Ю.А. Воображение школьника. — Л., ЛГУ, 1974. 80с.

126. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., Наука, 1982. - 298с.

127. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., Политиздат, 1947. — 645с.

128. Сеченов И.М. Рефлекс головного мозга. М., АН СССР, 1961.

129. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., Педагогика, 1980.-95с.

130. Скаткин М.Н. школа и всестороннее развитие детей. М., Просвещение, 1980.- 143с.

131. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки в 3-х т. — М., Советский композитор, 1980-1983.

132. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951.

133. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. М., педагогика, 1979.

134. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., МГУ, 1975.-343с.

135. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1988. — 173с.

136. Тарасов Г.С. Учебно-творческая деятельность студента — исполнителя. -М.,ГМПИ, 1983.-46с.

137. Теория эстетического воспитания. Под ред. А.Я.Зись, Н.И.Киященко и др. М., Искусство. 1979. - 255с.

138. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. /В книге Избранные труды, т.1/. М, Педагогика, 1985. - 243с.

139. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. — М., АПН СССР, 1947. 334с.

140. Теплов Б.М. Практическое мышление. Хрестоматия по общей психологии. М., 1981. - 23с.

141. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., АПН РСФР, 1961.- 113с.

142. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. — М., МГУ, 1969.-304с.

143. Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., МГУ, 1984. 270с.

144. Условия формирования педагогических умений и творческих способностей. Сб. научных трудов. Под ред. Л.Г.Арчажниковой. — Ярославль, 1982.

145. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., - Л., Педагогика, 1990. - т.З, 178с., т.8, 600с.

146. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В.В.Давыдова. М., Педагогика, 1981. — 175с.

147. Формирование музыкально-исполнительского мастерства. — М., МГПИ, 1981.-158с.

148. Харламов И.Ф. Педагогика. М., Высшая школа, 1990. - 575с.

149. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. — М., МГУ, 1992.- 159с.

150. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., Педагогика, 1972.-287с.

151. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения. — М., МГПИ, 1975.-105с.

152. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. — М., Интерпракс, 1994.-372с.

153. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. М., Советский композитор, 1988. -381с.

154. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей июношества. М., Педагогика, 1975. - 200с.

155. Эстетическое сознание и процесс его формирования. Под ред. А.Я.Зись, Н.И.Киященко. М., Искусство, 1981. - 255с.

156. Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. — М., Музыка, 1972. -383с.

157. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М., Искусство, 1964.-84с.

158. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., Просвещение, 1966.-292с.

159. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. — М., Знание, 1976. — 64с.

160. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. — Л., ЛГУ, 1980.-113с.

161. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. — Минск, 1993. — 146с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.