Французские художники при русском императорском дворе в первой трети XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Михайлова, Алла Юрьевна

  • Михайлова, Алла Юрьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 240
Михайлова, Алла Юрьевна. Французские художники при русском императорском дворе в первой трети XVIII века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2003. 240 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Михайлова, Алла Юрьевна

Введение.

Глава 1. Обстоятельства заключения контрактов и условия по ступления французских мастеров на русскую службу.

Глава 2. Становление отечественной резидентальной культуры

Нового времени и французская архитектурная традиция.

Глава 3. Французские мастера в России и проблема монумента

Глава 4. Французский орнаментализм при русском дворе в первой трети XVIII в.

Глава 5. Л. Каравак. Французская портретная традиция и формирование образа монарха в русской живописи

Петровской эпохи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Французские художники при русском императорском дворе в первой трети XVIII века»

Возможность дальнейшего изучения проблематики, связанной с творчеством французских мастеров в России, отнюдь не исчерпана. Далеко не полностью выяснены обстоятельства поступления ремесленников и художников на службу, и лишь эпизодически привлекают внимание исследователей контракты (договоры), позволяющие судить об осознанном желании российского заказчика воспроизвести западноевропейскую схему придворного быта. Не до конца изучена роль французских мастеров в становлении в России резидентальной культуры с ее непременными атрибутами: загородным и городским дворцом властителя, монументом, увековечивающим его память, развитой орнаментальной традицией и парадным придворным портретом. К настоящему моменту не существует специального исследования, посвященного данным вопросам. Все это определяет актуальность изучения диалога французской художественной традиции и отечественного придворного заказчика.

Объектом данного исследования являются работы французских мастеров, выполненные в России и для русского августейшего заказчика, а также письменные и графические источники, прежде всего планы и проекты Ж.-Б.-А. Леблона, Д. Брокета, живописные произведения Л. Каравака, эскизы Н. Пино. Важную роль в определении места французской школы в отечественной художественной ситуации играют контракты, проливающие свет на обстоятельства поступления французских мастеров на русскую службу.

Цель предлагаемой диссертации состоит в раскрытии основных творческих идей, предложенных французскими мастерами русскому августейшему заказчику, и характера их восприятия.

Цель работы вызывает необходимость постановки и решения ряда задач. В диссертации уточняются обстоятельства поступления французских мастеров на русскую службу, выявляется соответствие требованиям заказчика возможностей прибывающих в Россию французов. На материале архитектуры, скульптуры и живописи раскрываются основные стилевые, типологические и мировоззренческие схемы, легшие в основу отечественного придворного искусства Нового времени. Важной проблемой видится «диалог» творческого метода французских мастеров и представлений отечественного заказчика о монаршем достоинстве и формах воплощения его в произведениях изобразительного искусства и в архитектуре.

Стремление проследить закономерности становления придворного искусства, являвшегося во многих отношениях эталонным для русских художеств XVIII в., привело к расширению типологических и видовых границ исследования. Вследствие этого метод исследования, использованный в данной работе, сочетает искусствоведческий и историко-культурный анализ.

Научная новизна диссертации определяется содержанием рассматриваемой проблематики, а также предлагаемым подходом к ее решению. В соответствии с программной для эпохи абсолютизма позицией «L'état c'est moi» Петр I отождествляет собственную персону с государством, а государственной целесообразности в сфере изящных искусств и архитектуры придает характер частного заказа. Отмечая общественную значимость деятельности французских мастеров, преимущественно занимавшую исследователей до сих пор, автор диссертации впервые рассматривает их творчество главным образом в контексте становления придворного искусства Нового времени.

Настоящее исследование представляет собой впервые проведенный многоаспектный анализ особенностей взаимодействия отечественного придворного заказчика и иностранной художественной школы во всем ее видовом многообразии. Впервые французская традиция интерпретируется как самостоятельное, цельное явление, существовавшее в России в первой трети XVIII в. В научный обиход вводятся ранее неизвестные архивные материалы, раскрывающие условия творчества и жизни в России французских мастеров.

Структура диссертации обусловлена особенностями материала и характером поставленных задач. Диссертация состоит из Введения, содержание которого кратко изложено выше, пяти глав, Заключения и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Михайлова, Алла Юрьевна, 2003 год

1. А. Архитектура Ленинграда и его окрестностей в проектах и рисунках XV1.I—XIX вв. // Краткий путеводитель по выставке. — Л., 1949.

2. Агеева О. Г. Петербургский траурный церемониал дома Рома новых в начале XVIII века // Феномен Петербурга. — СПб., 2001. С. 49—55.

3. Андросов С.О. О вкладе итальянских зодчих в архитектуру Петербурга // Феномен Петербурга. Труды Второй международной конференции, состоявшейся 27—30 ноября 2000 года во Всероссийском музее A.C. Пушкина. — СПб., 2001. С. 289—297.

4. Андросов С. О. Западноевропейская скульптура в России петровско-го времени: история приобретения, характеристика собрания, его последующая судьба // Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения.—М., 1990.

5. Антонов В.В. Б. Симон — помощник Пино // От Средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII — первой половины XIX века. — М., 1984. С. 124— 130.

6. Архипов Н.И. Раскш А.Г. Бартоломео Карло Растрелли: 1674 — 1744. — Л.—М, 1964.

7. Архипов Н.И. Раскин А.Г. Петродворец. — Л.—М., 1961.

8. Архитектурная графика России первой половины XVIII века из собрания государственного Эрмитажа. Научный каталог. — Л., 1981.

9. Архитектурное и декоративное решение русского интерьера XVIII — середины XIX века. Тезисы докладов научной сессии Государственного Эрмитажа. — Л., 1968.

10. Бантыш-Каменский H.H. Обзор внешних сношений России (по 1800 год). Ч. 4. (Пруссия, Франция и Швеция). — М., 1902.

11. Барокко в России. Сб. статей.— М., 1994.

12. Безобразов П.В. О сношениях России с Францией. — М.,

13. Бенуа А.Н. Петергоф в XVIII веке // Художественные сокровища России. Т.З. — СПб., 1903.

14. Берк K.P. Путевые заметки о России // Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. — СПб., 1997. С. 11—62.

15. Богословский ММ Петр I: Материалы для биографии. — М., 1940—1948.

16. Бондаренко И.А. О роли мастеров-иноземцев в традиционной культуре Руси // Архитектурное наследство. № 43. 1999. С. 37—41.

17. Борзин Б. Ф. Росписи Петровского времени. — JL, 1986.

18. Брезинский Н.Я. Архитекторы иностранцы и создание Балтийского флота в XVIII веке // Петербургские чтения. Вып. 3. Культура Санкт-Петербурга XVIII—XX веков. — СПб., 1993. С. 24— 29.

19. Бриткин A.C., Бидонов С.С. Выдающийся машиностроитель XVIII века А.К. Нартов. — М., 1950.

20. Бытность во Франции у короля Людовика XIV полномочным послом князя Якова Федоровича Долгорукова. Б. м. Б. г.

21. Василъчиков A.A. О портретах Петра Великого. — М.,1872.

22. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. — М., 1978.

23. Войны Людовика XIV в гравюрах XVII—XVIII вв. // Каталог временной выставки из собрания Эрмитажа.Вступительная статья Л.Т.Исаченко. — СПб., 2001.

24. Волков Н.Е. Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. 4.1—4. — СПб., 1900.

25. Всеобщая история архитектуры / Под ред. П. Б. Михайлова. T. II.—М., 1963.

26. Герчук Ю.Я. Структура и смысл орнаментального образа. — М., 1998.

27. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. 2-е изд. — М., 1837 — 1838.

28. Головин Н. Петербург в петровское время. СПб., 1903.

29. Два сватовства иноземных принцев к русским великим княжнам в XVII столетии. — М., 1868.

30. Двор монарха в средневековой Европе. Явление. Двор. Среда. — М.—СПб., 2001.

31. Пьесы любительских театров. — М., 1976.

32. Дешизо П. Путешествие в Петербург. (1724 и 1726 гг.) // Русская культура первой четверти XVIII века. Дворец Меншикова. — СПБ., 1992. С. 134—150.

33. Долгорукая Н.Б. Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой. — СПб., 1913.

34. Древности Московского Кремля. Сб. статей. — М., 1971.

35. Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. — М., 1969.

36. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. — М., 1987.

37. Евсина H.A. Архитектурная теория в России XVIII века. — М, 1975.

38. Ефимов C.B. Болезнь и смерть Петра I. // Ораниенбаумские чтения. Выпуск I. (Эпоха Петра Великого). — СПб., 2001. С.151—167.

39. Русская художественная культура XVIII века и иностранные мастера. Тезисы докладов научной конференции. — М., 1982.

40. Жаркова Н.Ю. Некоторые принципы организации декора дворцовых помещений в Петербурге первой трети XVIII века// Русская культура первой четверти XVIII века. Дворец Меншикова. — СПб., 1992. С. 26—35.

41. Журнал ежедневный пребывания в Париже государя императора Петра Алексеевича. // Русский вестник. Т.2. 1841. № 5.

42. Заказчик в истории русской архитектуры. Сб. статей / Под. ред. Д.О.Швидковского. Т.1, 2. — М., 1994.

43. Законодательство Петра I. — М., 1997

44. Записки дюка Лирийского и Бервикского во время пребывания его при императорском российском дворе в звании посла короля испанского 1727-1730 годов. —М., 1909.

45. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Составление, перевод с немецкого,вступительная статья, предисловия к разделам и примечания К.В.Малиновского. — М., 1990.

46. Зарецкая З.В., Косарева Н.К. Французская скульптура XVII—XX веков. — Л., 1963.

47. Золотое Ю.К. Французский потрет XVIII века. — М.,1968.

48. Иконников B.C. Сношения России с Францией (XVI — XVIII вв.) Исторический очерк. — М., 1893.

49. Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество.—М., 1979.

50. Ильина Т.В., Римская-Корсакова C.B. Андрей Матвеев. — М, 1984.

51. Искусство архитектуры. Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. — СПб., 1999.

52. История внешней политики России. XVIII век. (От Северной войны до войн России против Наполеона) — М., 2000.

53. История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. V. —М., 1911.

54. Каганов Г.З. Петербург в контексте барокко. — СПб.,2001.

55. Калязина Н.В. Архитектор Леблон в России (1716— 1719). // От Средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII — первой половины XIX века. — М.,1984. С. 94—123.

56. Калязина Н.В. Интерьер первой четверти XVIII века. Новое в планировочном и декоративно-архитектурном решении. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Л., 1971.

57. Калязина Н.В. Леблон и Меншиков. // Петербургские чтения. Вып.2. Культура и международные связи Санкт-Петербурга в петровское время. — СПб., 1993. С. 24—35.

58. Калязина Н.В. Монументально-декоративная живопись в дворцовом интерьере первой четверти XVIII века (к проблеме развития стиля барокко в России). // Русское искусство барокко. Материалы и исследования. — М., 1977. С.55—69

59. Калязина Н.В. Новые принципы планировки и организации интерьера жилого дома в Петербурге первой четверти XVIII вв. // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XV. — Л., 1974.

60. Калязина Н.В. Проект дворца в Стрельне архитектора Леблона // Сообщения Государственного Эрмитажа. T. XXXIV. — Л., 1972. С. 53—55

61. Каталог выставки русских портретов известных лиц XVI — XVIII веков, устроенной Обществом поощрения художников. Сост. П.Н. Петров. 2-е изд. — СПб., 1870.

62. Каталог историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце. СПб. 1905. Вып. 1-8.

63. Квадри В.В. Свита Петра Великого. — СПб., 1902.

64. Кизеветтер A.JJ. Петр Великий за границей. — М., 1913.

65. Кирюшина JI.H. Дворцово-парковый ансамбль в Стрельне архитектора Ж.-Б.-А. Леблона. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика. — М., 1991.С.95—107.

66. Кирюшина JI.H. Французское садово-парковое искусство XVI—начало XVIII веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.—М., 1995.

67. Князьков С. Петр Великий и его современники за границей. — Пг., 1915.

68. Копанев Н.В. Французская книга и русская культура в середине XVIII века (из истории международной книготорговли). — Л, 1988.

69. Коршунова Т.Т. Русские шпалеры: Петербургская шпалерная мануфактура. — Л., 1975.

70. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. // История России и дома Романовых в мемуарах современников. XVII—XX вв. — М., 2000. С. 3—69.

71. Крылова О.Ю. К вопросу изучения иконографии Петра Великого. // Петербургские чтения. Вып.1. — СПб., 1993. С. 40—45.

72. Крючков С.В. Город как универсальная модель репрезентации власти. // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 4. ■— М., 1999. С. 20—26.

73. Культура и искусство петровского времени: публикации и исследования. —Л., 1977.

74. Курбатов В.Я. Сады и парки. — Пг., 1916.

75. Курбатов В.Я. Теоретические работы Леблона. // Архитектурно-художественный журнал. № 20. — Пг., 1915. С.З—18.

76. Лавров А.С. Великое посольство в донесениях французских дипломатов. // Ораниенбаумские чтения. Выпуск I. (Эпоха Петра Великого). —СПб., 2001. С.113—141.

77. Лазарев В.Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. — М,—Л., 1937.

78. Лебедев Г.Е. Русская живопись первой половины XVIII века. —Л,—М., 1938.

79. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. (1764—1917). — Л., 1985.

80. Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым. — М., 1859.

81. Ломоносов и Елизаветинское время. Каталог выставки.СПб., 1912.

82. Луппов С.П. Книга в России. — Л., 1970.

83. Манифест о лишении престолонаследия царевича Алексея Петровича и о назначении наследником Петра Петровича. 1718 году, февраля в 3 день. — М., 1718.

84. Манштейн К. -Г. Записки о России. — Дерпт, 1810.

85. Марисина И.М. Россия — Франция. Век восемнадцатый.М., 1995.

86. Матвеев А.А. Письма к Ф.А. Головину. 1705—1706. // Россия и Запад: Горизонты взаимопонимания. Литературные источники первой четверти XVIII века. — М., 2000. С. 31—336.

87. Международные связи России в XVII — XVIII вв. Сб. статей. М., 1966.

88. Месяцеслов на 1840 год. — СПб., 1855.

89. Милюкин A.C. Иностранцы свободных профессий в московском государстве. — СПб., 1908.

90. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.З.М., 1995.

91. Миних Э. Россия и русский двор в первой половине XVIII вв. —СПб., 1891.

92. Молчанов H.H. Дипломатия Петра Первого. — М., 1986.

93. Мурзанова М.Н., Покровская В.Ф., Боброва Е.И. Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Карты, планы, чертежи, рисунки и гравюры Собрания Петра!—М,—Л, 1961.

94. Мюллер А.П. Быт иностранных художников в России. — Л., 1927.

95. Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. — М., 1925.

96. Навроцкий H.A. Дворцовая записка по случаю рождения государя Императора Петра Великого. // Опыт трудов Вольного Российского Собрания при Московском Университете. Ч. 5. — М., 1780.

97. Нартов A.A. Рассказы о Петре Великом. — СПб., 2001.

98. Немилова И.С. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже. Научный каталог. — Л., 1982.

99. Нестерова Е.В. Русско-французские художественные связи второй половины XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Л., 1981.

100. Николаев С.И. Литературная культура Петровской эпохи.СПб, 1996.

101. Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710-м и 1711 гг. —СПб., 1860.

102. Памятники русской культуры первой четверти XVIII века в собрании Государственного Эрмитажа. — JI. —М., 1966.

103. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ.—Л., 1984.

104. Париж в литературных произведениях XIV—XX веков.М, 1989.

105. Пекарский П.П. История Академии Наук в Петербурге.СПб., 1873.

106. Пекарский П.П. Поездка графа Матвеева в Париж в 1705 году. — Б. м. Б.г.

107. Петербург и другие новые российские города XVIII— первой половины XIX веков. — М., 1995.

108. Петров В.Н. Очерки и исследования. Избранные статьи о русском искусстве XVIII — XX веков. — М., 1978. С.42—56.

109. Петров П.Н. Материалы для истории строительной части в России. — СПб., 1869.

110. Письма и бумаги Петра Великого. — СПб.— М., 1887—1892.

111. Письма леди Рондо, жены английского резидента при русском дворе в царствование императрицы Анны Иоанновны. — СПб., 1874.

112. Письма русских государей и других особ царского семейства. T. I. Переписка императора Петра I с государынею Екатериною Алексеевной. — СПб., 1861.

113. Письма царевича Алексея Петровича к его родителю государю Петру Великому, государыне Екатерине Алексеевне и кабинет-секретарю Макарову: с приложением писем царевича Петра, царевны Натальи и князя Вяземского к его высочеству. — Одесса, 1849.

114. Платонов С. Ф. Москва и Запад. — Берлин, 1926.

115. Повседневные записки делам князя А.Д. Меншикова 1716—1720, 1726—1727. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. — М., 2000.

116. Полуденский М. Русское посольство при дворе Людовика XIV.—М., 1863.

117. Помарнацкий А. Гатчинский дворец-музей и парк. — Л.,1939.

118. Портрет Петровского времени. Каталог выставки. — Л.,1973.

119. Проекты и рисунки французских архитекторов и орна-менталистов XVIII — начала XIX века в собрании Эрмитажа // Каталог. Вспительная статья А.Н.Воронхина. — Л., 1971.

120. Путешествия русских послов XVI — XVII вв. Статейные списки. — М. — Л., 1954.

121. Пыляев М.И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. — М., 1997.

122. Раскин А.Г. Душа Петергофа. Фонтаны и каскады. — СПб., 1999.

123. Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии. Вып. 11—14, — 1884.

124. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. I. —- СПб., 1887.

125. Россия — Франция. Век Просвещения. Краткие тезисы докладов научной конференции. — Л., 1987.

126. Россия — Франция. Век Просвещения. Русско-французские культурные связи в XVIII столетии. Каталог выставки. — Л., 1987.

127. Россия — Франция. Век Просвещения. Сб. статей.—-СПб., 1992.

128. Россия — Франция. Век Просвещения. Сборник научных трудов. — СПб., 1992.

129. Рош Д. Рисунки Н. Пино, предназначенные для России. // Старые годы. — СПб., 1913. Май. С. 80—83.

130. Рудницкий Л. Историческая выставка архитектуры. Вступительная статья к каталогу. — СПб., 1911.

131. Русская архитектура первой половины XVIII века. М.,1954.

132. Русская художественная культура и иностранные мастера.—М., 1982.

133. Русские и немцы в XVIII веке. // Сб. статей / Встреча культур. — М., 2000. С.38—40

134. Русский дипломат во Франции. (Записки Андрея Матвеева.)—Л., 1972.

135. Русский музей императора Александра III. Ч. II. — СПб.,1904.

136. Русское искусство XVIII — первой половины XIX вв. Материалы и исследования. —М., 1971.

137. Сборник русского исторического общества. Т. 34. Ч. 1. Т. 40. Ч. 2. — СПб., 1881, 1884.

138. Семееский М.И. Царица Екатерина Алексеевна, Анна и ВиллимМонс. 1692—1724. —СПб, 1884.

139. Семееский М.И. Царица Прасковья 1664—1723. Очерк из русской истории XVIII века. — Л, 1991.

140. Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга. — СПб, 1998.

141. Семенцов C.B. Наследие Петра Великого и создание Санкт-Петербурга как одной из мировых столиц. // Проблемы русской культуры XVIII века. — СПб, 2001. С. 17—20.

142. Семенцов C.B. Судьба Санкт-Петербурга: рядовой город или одна из мировых столиц? // Ораниенбаумские чтения. Вып. I. — СПб, 2001. С. 5—14.

143. Сивков K.B. Путешествия русских людей за границу в XVIII веке, —СПб., 1914.

144. Собко Н.П. Французские художники в России: Живописец Людвиг Каравакк. // Исторический вестник. Т.8. — СПб., 1882. С.З—29.

145. Собрание писем императора Петра I к разным лицам с ответами на оныя. Ч. 1—3. — СПб., 1829—1830.

146. Спилиоти Н. Императорская шпалерная мануфактура. // Художественные Сокровища России. № 4—8. — 1903.

147. Старикова U.M. Штрихи к портрету Анны Иоанновны (Частные развлечения в домашнем придворном кругу). // Развлекательная культура России XVIII—XIX веков. — СПб., 2000. С. 69—79.

148. Тарасова И.Ю. Памятник великому курфюрсту Фридриху Вильгельму работы Андреаса Шлютера. // Проблемы русской культуры XVIII века. — СПб., 2001.С. 45—59.

149. Тверской JI.M. Наследие Александра Леблона и проблемы современного градостроительства. // Труды института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Вып. 2. — Л., 1970. С. 52—59.

150. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. — СПб., 1992.

151. Толстой A.B. Русско-французские художественные связи конца XIX — начала XX веков. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 1983.

152. Труды Академии Художеств СССР. Вып. 2. — М., 1984; Вып. 4. —М, 1987.

153. Тюхменева Е.А. Образная структура Московских триумфальных врат первой четверти XVIII вв. // Русское искусство Нового времени. — М., 2001. С. 28—53.

154. Успенский А.И. Императорские дворцы. Т.1—11. — М.,

155. Успенский А.И. Новыя Летния палаты. // Художественные сокровища России. 1903.

156. Успенский А.И. Словарь художников, в XVIII веке писавших в императорских дворцах. — М., 1913.

157. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. // Записки Императорского московского археологического института имени Императора Николая II. ТЛ. — М., 1913.

158. Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. — СПб., 1858—1863.

159. Федорук В.Н. История памятников Петра I в Петербур-ге//Первые открытые слушания «Института Петербурга»: Ежегодная конференция по проблеме петербурговедения. — СПб., 1994. С.66— 69.

160. Фелькерзам А. Французские королевские подарки в России. (XVII—XVIII вв.) // Старые годы. 1908. № 4. С.38—50.

161. Фоккеродт И.-Г. Россия при Петре Великом // Неистовый реформатор. История России и дома Романовых в мемуарах современников. XVII—XX вв. — М., 2000. С. 9—104.

162. Французская иллюстрация 18 века в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. — Л, 1982.

163. Французский ежегодник. 1971. — М., 1974.

164. Фриче В. Социология искусства. — М. — Л., 1926.

165. Художественная культура XVIII века: Материалы научной конференции. Випперовские чтения. — М., 1974.

166. Художественный язык Средневековья. — М., 1982.

167. Черкасов П.П. Двуглавый орел и королевские лилии. — М., 1995.

168. Щукина Е.С. Два века русской медали. Медальерное искусство в России 1700—1917 гг. — М., 2000.

169. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. — М. —СПб., 2001.

170. Элиас H. Придворное общество. Исследования по социологии короля и придворной аристократии, с Введением: Социология и история. — М, 2002.

171. Эрмитаж. Ленинград. Галерея Петра I. — М. —Л, 1952.

172. Юль Ю. Записки датского посланника при Петре Великом (1709—1711). — М., 1899.

173. Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов. — Калининград, 2001.

174. Яблонская Т. В. Классификация портретного жанра в России XVIII века (к проблеме национальной специфики) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М, 1978.

175. Architecture moderne ou Fart de bien bâtir pour toutes sortes de personnes, tant por maison particulier que pour les palais. Paris. CI. Jombert. 1728. V.l—2.

176. Baroque and Rococo. Architecture and Décoration. London,1978

177. Biais Emile. Les Pineau. Paris, 1892.

178. Blondel J. F. Architecture Française ou Recuil de plan, élévations, coupes et profils des église, maison royale, palais, hôtels et édifices les plus considérables de Paris e.t.c. par le plus célébrés Architectes. 4 V. Paris, 1752—1756.

179. Blunt A. François Mansart and the origins of french classical architecture. London University. Warburg institute Studies. 1941.

180. Brinkman A.E. Die Kunst des Rococo. Berlin, 1940.

181. ChastelA. L' art français. Paris, 1996.

182. Dickens A. G. Ed. The courts of Europe. Politics, Patronage and Royalty. 1400—1800. New York, 1984.

183. Düke E. French architects and sculptors of the XVIII-th century. 1900.

184. French architecture. Harmondsworth. 1956.

185. Gombrich E.N. The Sence of Order: A study of psychology of Decorative art. Oxford, 1979.

186. Gonse L. La sculpture français. Paris, 1895.

187. Goubert P. Louis XIV et vingt millions de Francais. Fayard.1991.

188. Grönebaum F. Frankreich in Ost- und Nordeuropa. Die französisch-russischen Bezieungen von 1648—1689. Wiesbaden, 1968.

189. Hautecoeur L. Histoire de l'architecture classique en France. Paris, 1950. Vol.

190. Kainein W. G., Levey M. Art and architecture of the eighteenth century France. London, 1972.

191. Lami Dictionnaire des sculpteurs français au XVIII sciecle. Paris, 1911.

192. Lavedan P. French architecture. Paris, 1956.

193. Le Roy Ladurie E. Les monarchies. Paris, 1986.

194. Les dessins du Musée et de la Bibliothèque que des arts décoratif. Palais du Louvre. Pavillon de Marsan. Publiés par Léon Deshairs. XVIII-e siècle. Époque de Louis XV. Nicolas et Dominique Pineau. Paris. 1911.

195. Les vieux hotels de Paris. La Faubourg Saint-Honoré. Paris.1912.

196. Levey M. Rococo to revolution. Major trends in eighteenth-century painting. Reprinted London. 1995.

197. Lossky B. J.-B. A. Le Blond, architecte de Pierre le Grand. Praha. 1936.

198. Lossky B. L'hôtel de Véndome et son architecte A. Le Blond// GBA 1934 T. 12.

199. Newton W. R. L' espace du Roi. La cour de France au château de Versailles. 1682—1789. Paris, 2000.

200. Oudry J.-B. 1686—1755. Catalogue de 1' exposition. Paris,1982.

201. Perry J. The State of Russia under present Czar. London. 1716. (1967)

202. Puigaud L. Les Français en Russie et les Russes en France. Paris, 1886.

203. Reau L. Histoir de l'art français. Paris, 1926.

204. Reau L. Histoire de l'expantion de 1' art français modern.Le mond Slave et L Orient. Paris, 1924.

205. Reau L. L'Art russe. Paris, 1968. V. 1. —2.

206. Reau L. Saint-Pétersbourg. Paris, 1913.

207. Roche D. Le Mobilier français en Russie. Paris, 1911.

208. Saintot Récit de voyage du prince Potemkine. Paris, 1855.

209. Souchal T. French sculptors of the XVII and XVIII centuries. The regn of Louis XIV. London. 1977.

210. Supplément au Cour d'Architecture de A.C. Daviler par le sieur Le Blond. Paris, 1710.

211. Tapie V.-L. Baroque. Paris, 1957.

212. The Wallace collection. Catalogue of Pictures. III. French before 1815. By John Ingamells. London, 1989.

213. Versailles: dessins d'architecture de la direction générale des Bâtiment du roi. V. 1. Le Château, les jardins, le parc, Trianon. Danielle Gallet-Guerne et Christian Baules éd. Paris.

214. Visage de Grand Sciècle. Le portrait français sous le regne de Louis XIV. 1660—1715. By Emmanuele Coquery. 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.