Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Бобкова, Наталия Георгиевна

Диссертация и автореферат на тему «Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 405648
Год: 
2010
Автор научной работы: 
Бобкова, Наталия Георгиевна
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Улан-Удэ
Код cпециальности ВАК: 
10.01.01
Специальность: 
Русская литература
Количество cтраниц: 
189

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бобкова, Наталия Георгиевна

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. «ДВУАДРЕСНАЯ» ПРИРОДА ПОСТМОДЕРНИЗМА: ЭЛИТАРНОЕ И МАССОВОЕ.

1.1. Радикальный плюрализм как основа постмодернистского дискурса.

1.2. Прием двойного кодирования как реализация «двуадресности» постмодернистской литературы.

1.3. Постмодернизм и массовая литература.

ГЛАВА II. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО ДИСКУРСА В ДЕТЕКТИВНЫХ РОМАНАХ Б. АКУНИНА.

2.1. Ретрансляция мировоззренческого комплекса постмодернизма.

2.2. Функции ансамбля «других текстов».

2.3. Своеобразие приема двойного кодирования.90,.

ГЛАВА III. РОМАНЫ - СЕРИАЛЫ Б. АКУНИНА КАК ЯВЛЕНИЕ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

3.1 .Жанровые особенности романов — сериалов

3.2. Рекуррентный персонаж в детективах Б. Акунина.

3.3. Сюжеты в романах-сериалах Б. Акунина как форма оправдания горизонта ожидания массового читателя.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии"

Творчество Бориса Акунина в последнее время является предметом дискуссий. Одни считают его талантливым литератором, постмодернистом в детективном жанре, создателем новой литературной традиции, новым для русской литературы типом американского писателя, называют его романы самым удачным литературным проектом последних лет, дают философскую интерпретацию его произведениям (JI.A. Данилкин, Б.В. Дубин, J1. Лурье, Н.Л. Потанина, В.В. Огрызко, A.M. Ранчин, Г.М. Циплаков, Д.В. Шаманский). Успех писателя они объясняют несколькими факторами: круто «сваренный» сюжет, милый герой, «утешительное» время действия, широкий исторический фон, прекрасное знание реалий, могучий второй план, масса перифраз и отсылок к классической литературе, чистый, «не осовремененный» язык, свежесть стиля.

Другие (Р.Э. Арбитман, A.C. Немзер, В.И. Новиков) полагают, что его детективы - одноразовое, скучное чтение, одно из многих явлений массовой культуры, не преодолевшее пороговые границы массовой литературы. Писателя обвиняют в либерализме, отступлении от законов детективного жанра, искажении и осмеянии российской истории, симпатии к террористам-революционерам, создании «плоских» героев, использовании грубого американского юмора (Т.В. Москвина, Д.Э. Розенталь), объявляют «представителем русс-арта, лишенного идеологической нагрузки» (Н.Б. Иванова).

Особо следует выделить точку зрения Л.А. Аннинского, который полагает, что творчество Б. Акунина - это путь к классике. И с этим трудно не согласиться: стилизуя свои романы в духе какого-либо писателя -классика, Б. Акунин ведет читателя сквозь культурные слои русской и зарубежной классики, помогая преодолевать «пороги культуры». Читатель, разгадавший филологические загадки Б. Акунина, вслед за Х.Л. Борхесом может повторить: «Хвалиться принято собственными книгами; / я же горжусь прочитанными»1.

Объясняя процесс создания своих романов, Б. Акунин пишет: "Я придумал многокомпонентный, замысловатый чертеж. Поэтому — проект. Чем, собственно, литература отличается от литературного проекта? По-моему, тем, что корни литературы — в сердце, а корни литературного

•у проекта - в голове"~. Можно заметить неслучайность слова «корни»: ризома (корень, клубень) - термин постмодернизма, представляющий «семиотическое звено как клубень, в котором спрессованы самые разнообразные виды деятельности - лингвистической, перцептивной, миметической, жестикуляционной, познавательной; его универсальности не сугцествует, мы видим лить состязание диалектов, говоров, жаргонов, специальных языков.» . На «пронизанность» детективов Б. Акунина мотивами, цитатами, аллюзиями, реминисценциями, связанными с творчеством И.А. Бунина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, классиков постмодернизма (У. Эко, Д. Фаулз, К. Исигуро), указывали, например, A.M. Ранчин, Д.В. Шаманский, Н.Л. Потанина. Соединяя в своем творчестве сюжетные линии писателей разных эпох, искусно имитируя их стиль, Б. Акунин пишет детективные романы так, как создавал бы их писатель-постмодернист, комбинируя в собственном творчестве уже написанное, уже знакомое и порождая при этом новые смыслы. Так, образ ризомы — запутанного лабиринта разных типов культур — эффективно использовал У. Эко в романе «Имя розы». Открытие заново средневековых, «стародавних кодов» в этом романе с точки зрения постмодернизма не филологическая забава: главным становится «изобретение новых», а не воскрешение старых кодов. Прыжок в прошлое оказывается прыжком в будущее. Циклическая

1 Борхес, X.JI. Проза разных лет: сб. / пер. с исп. - М.: Радуга, 1989. - 270 с.

2 Макаркин, A.B. Россия, которой мы не теряли. Борис Акунин создает эпос нового типа // Сегодня. - 2008. - №7. - С. 5.

3 Гваттари, Д. Ризома. Философия эпохи постмодерна. — Минск, 1996. — 52 с. ловушка истории уступает место проектированию будущего»4. Реконструкции прошлого не происходит, но при этом рождается современный роман, представляющий весь философский комплекс «постмодернистской чувствительности» («мир как текст», ощущение «мира как хаоса», сопровождающееся «кризисом веры», представлением об отсутствии объективной истины). Понимая деятельность людей как речевую практику, постмодернисты, обращаясь к текстам прошлого (аллюзии, реминисценции, мотивы текстов ушедших эпох), воскрешают при этом и бессознательную культурную память человечества (Ж. Деррида). Столкновение речевых практик различных эпох в постмодернистской литературе в конечном итоге стимулирует поиск читателем истины, приближение к ней. Согласно У. Эко, совершают прыжок в прошлое, устремляясь при этом в будущее.

Имитируя постмодернистский роман, Б. Акунин подчиняет свое творчество иной задаче - создать в русской литературе новую беллетристику, подобную беллетристике западных теоретиков этого жанра (А. Дюма, А. Конан-Дойль, Г. Честертон). По этому поводу Б. Акунин замечает: «Очень надеюсь на то, что лыжню, которую я сейчас прокладываю, не засыплет снегом, что другие профессиональные литераторы двинутся тем же путем, и мы вместе построим затейливое сооружение под названием «новая русская беллетристика»5.

Читатель долгое время не догадывался, что Акунин — всего лишь литературная маска, творческий псевдоним, которую Григорий Шалвович Чхартишвили использовал как одну из стратегий игры своих литературных и коммерческих проектов. Но в этой стратегии есть своя логика, которую знаток японской культуры Г.Ш. Чхартишвили объясняет тем, что в средневековой Японии, когда человек чувствовал, что достигает какого-то жизненного рубежа, он менял имя и начинал жить по — другому. И так

4 Эко, У. Отсутствующая структура. - СПб., 2006. — 287 с.

5 Макаркин, A.B. Россия, которой мы не теряли. Борис Акунин создает эпос нового типа // Сегодня. - 2008. - №7. - С. 5. несколько раз на протяжении одной жизни. Г.Ш. Чхартишвили действительно «менял» свои жизненные рубежи: заместитель главного редактора журнала «Иностранная литература», профессиональный переводчик произведений японских и английских авторов (Юкио Мисимо, Кэндзи Маруяма, Кобо Абэ, Такэси Кайко, Малькольм Брэдбери, Питер Устинов и др.), переводчик и главный редактор 20-томной «Антологии японской литературы», эссеистПисатель и самоубийство»), создатель детективных романов - все это вехи новых рубежей. В новеллах «Кладбищенские истории» возникает объяснение и для читателя: писатель «раздваивается» на резонера Григория Чхартишвили, который пишет эссе, и массовика — затейника Бориса Акунина, сочиняющего романы про девятнадцатое столетие. Все же следует признать, что мистифицированная фигура писателя в начале его творческого пути была своего рода игрой, призванной привлечь читательский интерес: «Акунин — это злодей, но это не мелкий человек, это человек сильный. У него свои правила, которые он устанавливает для себя сам. Они не совпадают с предписаниями закона, но за свои правша акунин не пожалеет жизни, и потому он вызывает не только ненависть, но и уважение»6.

На сегодняшний день, несмотря на популярность этого писателя, не существует монографических исследований, посвященных анализу творчества Б. Акунина. Можно отметить лишь ряд статей. Так, в статье A.M. Ранчина «Романы Б. Акунина и классическая традиция» автор рассматривает поэтику цикла романов о Фандорине, соотносит их с классической словесностью и приходит к выводу о том, что романы этого писателя представляют парадокс, т.к. принадлежат одновременно и серьезной, и массовой литературе. «Сложная поэтика аллюзий, интертекстуальных связей, включенность в контекст литературной традиции», по мнению исследователя, роднят его романы с «высокой» литературой. «Установка на

6 Акунин, Б. Алмазная колесница. - М.: Захаров, 2003. - Т.2. - 109 с. стабильность художественного языка, поэтика хорошего конца» относят его романы к массовой литературе7.

С литературоведческой точки зрения представляет интерес и статья «Чеховский экзистенциалист, или От интеллигенции к среднему классу», в которой Леон Арон, американский публицист, литературную жизнь и карьеру Эраста Фандорина связывает с жизнью и карьерой А.П. Чехова и находит в ней общие моменты: А.П. Чехов, как и Фандорин, начинает свой путь без связей и денег, воспитывает себя «путем сосредоточенного усилия воли и постоянного усовершенствования». Наружность и манеры Фандорина также напоминают А.П. Чехова. «Писатель был довольно высок, худощав и мускулист, широкоплеч, отличался легкостью и изяществом движений. Его никогда не видели небрежно одетым; он не одобрял расхлябанности. Никогда не раздражался и соединял в своем характере мягкость, деликатность и доброту с полнейшей прямотой обращения». Как и Фандорин, А.П. Чехов ставил личную свободу превыше всего. JI. Арон полагает, что успех романов писателя «отражает определенные моменты в развитии самой русской культуры и общества начала второго постсоветского десятилетия», а также вписывается в законы гегелевской диалектики. Во-первых, тезис: цензура защищает приевшийся классический образец и пропагандистскую чушь, во-вторых, антитезис: обнародование произведений запрещенных писателей с 1918 г. и последовавшее за этим резкое «удешевление» литературных вкусов, характерное для всех пост - тоталитарных культур. Синтез произошел после того, как национальная классическая традиция была воскрешена и обновлена путем введения экспериментальных, непочтительных и подрывных приемов8.

Г.М. Циплаков в статье «Зло, возникающее в дороге, и Дао Эраста Фандорина» дает философскую интерпретацию текстов писателя.

7 Ранчин, A.M. Романы Б. Акунина и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом // HJIO. — 2004. №.67. - С. 266.

8 Арон, JL Чеховский экзистенциалист, или От интеллигенции к среднему классу // Континент- 2004. - №119.-С.З.

Исследователь пытается увидеть в образе главного героя Фандорина неоромантика в духе концепции немецких романтиков первой трети XIX века. В этой концепции герой активен в любой ситуации. Но, как полагает исследователь, чиновник для особых поручений при московском генерал-губернаторе Эраст Фандорин не «дотягивает» до этой концепции: Фандорину не свойственна сознательная активность в борьбе со злом. События, в которых он участвует, в некотором роде «случайны»9.

С лингвистической точки зрения вызывает интерес диссертационное исследование H.H. Меньковой «Языковая личность писателя как источник речевых характеристик персонажей», где автор приходит к выводу о том, что романы Б. Акунина отличаются богатством средств языковой выразительности, писатель обладает умением распределять лексику по стилистическим сферам, варьировать соотношение литературной, диалектной и сленговой лексики, иностранной и русской речи.

Критик Л. Лурье в статье «Борис Акунин как учитель истории» приветствовал появление произведений Б. Акунина, полагая, что выход в свет качественного романа в жанре детектива является хорошим знаком, т.к. до Б. Акунина, по его мысли, у писателей детективных романов существовала «узкая специализация», стандартный набор примет. В связи с этим в произведениях писателя критик выделяет ритм повествования, антураж романов, многослойность, стилизацию на языковом уровне, прием литературного коллажа, особо отмечая актуальность главного героя-либерала, стража порядка, деятеля, которого не хватает России в эпоху реформ10.

И, наконец, еще одна важная особенность детективных романов Б. Акунина. Его романы восприняты как полуобязательное «внеклассное чтение» для школьников, как «отрадный пример приобщения нового поколения к книге». Исследователи современного состояния литературы

9 Циплаков, Г.М. Зло, возникающее в дороге, и Дао Эраста Фандорина // Новый мир -2001. № 11.-С. 161.

10 Лурье, JL Борис Акунин как учитель истории — Искусство кино. - 2000. - №8. - С. 53.

М.Ю. Маркасов и C.JI. Друговейко разработали уроки по истории и литературе для старшеклассников по творчеству Б. Акунина. Так, М.Ю. Маркасов предлагает урок «Поэтика «вторичного» текста в школьном курсе: анализ пьесы Б. Акунина «Чайка», где исследователь пытается рассмотреть не только концептуальный, но и рецептивный план пьесы. Иными словами, он пытается осмыслить не только сам текст, но и структурировать точки зрения интерпретаторов11. JT.C. Друговейко разработала урок «Игра с историей» по детективу Б. Акунина «Азазель» с комментарием для учителя и заданиями к нему12.

Неоднозначность оценок романов Б. Акунина — от положительных до негативных, — нетрадиционное понимание писателем творческого процесса как воплощения придуманного «чертежа» и при этом несомненный успех его литературных проектов диктует необходимость осознания места творчества Б. Акунина в современном литературном процессе. Немаловажно и то, что в настоящее время среди различных слоев населения наблюдается всплеск читательского интереса к детективному жанру, и его нельзя объяснить только снижением уровня читательской «планки». Как полагает Б. Менцель, «детектив в настоящее время переживает бум, так как именно этот жанр напрямую реагирует на новую реальность, сопровождаемую ростом преступности, а также на коллективные страхи»13. Индивидуальные стратегии писателя представляют научный интерес с точки зрения анализа техники «перевода» в жанре детектива одних «культурных координат» (прежде всего, дискурса речевой практики постмодернистской литературы, сочетающейся с речевой практикой литературы XIX в.) в другие - координаты массовой литературы. Это особенно важно, поскольку в современной массовой литературе, как полагает М.А. Черняк, «искусство

11 Маркасов, М.Ю. Поэтика вторичного текста [Электронный ресурс] URL:http: //lit. September.ru/article. pkp? П>=200701510 (31.04.2010).

12 Белокурова, С.П., Друговейко C.B. Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы. - СПб.: Паритет, 2001. - С. 244-497.

13 Мендель, Б. Что такое популярная литература? Западные концепции "высокого и "низкого" в советском и постсоветском контексте. — НЛО — 1999. - №40. - С. 401. комбинации» оказывается нередко единственным обнаруэюиваемым в тексте умением автора»14. Детективы о Фандорине и Пелагии представляют интерес и с точки зрения выявления в них особенностей, создаваемой Б. Акуниным «новой беллетристики». Этим объясняется актуальность исследования.

Современная картина мира, художественно освоенная постмодернизмом, находит отражение в постмодернистском дискурсе (фр. discourse - речь, выступление) — форме осмысления культуры конца XX -начала XXI вв. Постмодернистский дискурс как основное понятие постмодернизма рассматривается в работах франко-швейцарского лингвиста и культуролога П. Серио «Анализ советского политического дискурса», Ю.С. Степанова «Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности», А.В. Денисовой «Дискурс как ресурс для действий в защиту общественных интересов» и др.

В диссертационном исследовании под дискурсом понимается «стилистическая специфика» («ансамбль» других текстов — цитаты, аллюзии, реминисценции, жанры, сюжеты литературы прошлых эпох) плюс стоящий за ней мировоззренческий комплекс постмодернизма («мир как текст», «мир как хаос», «мир как открытое произведение»).

Цель исследования - выявление постмодернистского дискурса в творчестве Б. Акунина и определение его функций. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть дискурсивную практику постмодернизма с позиций западного и отечественного литературоведения.

2. Обозначить связь между элитарной и массовой литературой в поле постмодернизма.

3. Выявить особенности ретранслирования постмодернистского дискурса в романах Б. Акунина: философии постмодернизма, ее воплощения

14 Черняк, М.А. Феномен массовой литературы XX века - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.-С.158. в дискурсивной практике, «ансамбля» цитат, аллюзий, реминисценций как из произведений ушедших эпох, так и современных.

4. Исследовать своеобразие приемов постмодернистской поэтики в творчестве Б. Акунина, их функцию в литературе, рассчитанной на массовое потребление.

5. Проанализировать романы - сериалы Б. Акунина как воплощение «горизонта ожидания» современного массового читателя.

Объектом исследования является творчество Бориса Акунина.

Предмет исследования - функции постмодернистских приемов поэтики в детективных романах Б. Акунина.

Научная новизна работы заключается в том, что данная работа представляет первое монографическое исследование творчества Б. Акунина. Впервые исследуются функции постмодернистского дискурса, присущего элитарной литературе, в романах Б. Акунина, рассчитанных на массового читателя; выявляются жанровые особенности романов — сериалов о Фандорине и Пелагии. Осуществляется комплексное исследование цикла о Фандорине, включающего в себя 11 романов, и 3 романа о Пелагии.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют труды Р. Барта, Ю.Б. Борева, Л.Д. Гудкова, Б.В. Дубина, В.Н. Курицына, Ж.Ф. Лиотара, М.Н. Липовецкого, Ю.М. Лотмана, Н.Г. Мельникова, Б. Менцель, Я. Мукаржовского, А.И. Рейтблата, И.И. Саморукова, И.С. Скоропановой, В.Е. Хализева, М.А. Черняк, У. Эко, М.Н. Эпштейна, и др.

Основным материалом для данной диссертационной работы послужили одиннадцать романов из серии «Приключения Эраста Фандорина»: «Азазель» (1998), «Турецкий гамбит» (1998), «Левиафан» (1998), «Смерть Ахиллеса» (1998), «Особые поручения» (1999), «Коронация» (1999), «Статский советник» (2000), «Любовник смерти» (2001), «Любовница смерти» (2001), «Алмазная колесница» (2003), «Весь мир театр» (2010), сборник детективных рассказов «Нефритовые четки» (2007), а также три романа серии «Провинциальный детектив, или Приключения сестры Пелагии»: «Пелагия и белый бульдог» (2000), «Пелагия и черный монах» (2001), «Пелагия и красный петух» (2003).

Методика анализа базируется на принципах сравнительно-сопоставительного и типологического методов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В творчестве Б. Акунина дискурсы литературы прошлого и современности не рассчитаны на постижение сложной философии как отечественных писателей-классиков, так и писателей — постмодернистов. В романах Б. Акунина аллюзии, цитаты, реминисценции представляют обширный арсенал сюжетных, жанровых формул, стилистических приемов, прошедших проверку классикой, и потому для массового читателя являющихся признаком «высокой» литературы. Повторяемость текстов в его творчестве («копии копий») создает иллюзию стабильности.

2. «Прикрепление» к полю элитарной литературы в детективных сериалах Б. Акунина, дискурсам произведений классической эпохи и современности не рассчитано на постижение их глубинных художественных смыслов. Это своего рода текстуальная игра, призванная привлечь как читателя, чей «горизонт ожидания» ограничивается детективной интригой, так и читателя, чей порог культуры позволяет разгадать филологические загадки «новой беллетристики» Б. Акунина.

3. Устойчивые коннотации, связанные с использованием «ансамбля текстов» писателей-классиков, комплекса «постмодернистской чувствительности» («мир как текст», «мир как хаос», «мир как открытое произведение») в детективах Б. Акунина, способны порождать иллюзию отсутствия «разлома» между элитарной и массовой литературой.

4. «Новой беллетристике» Б. Акунина свойственны и нацеленность на эксперимент в области художественной формы, присущий прежде всего западным постмодернистам (интертекстуальность, многослойность, «двойное кодирование», повествовательные стратегии, рассчитанные на открытость произведения разным интерпретациям, отсутствие художественного воссоздания социально обусловленной реальности, комплекс «постмодернистской чувствительности»), и приемы, характерные для детектива как жанра массовой литературы (отсутствие оригинального видения мира, не отраженного в текстах культуры, занимательная интрига, авантюрный либо криминальный сюжет, серийность, рекуррентный персонаж, обязательный «happy end»).

5. Б. Акунин, включая дискурсы различных культурных эпох в свои произведения, посвящая их памяти девятнадцатого столетия, стимулирует интерес к российской истории, истории художественной культуры. В этом заключается ретроактивное воздействие его произведений на читателя. Эмоциональное притяжение дискурсивного поля классики в романах Б. Акунина способно также обеспечить читателю переход от «порога» массовой литературы к «порогу» литературы элитарной. Это становится возможным благодаря «скрещиванию» в его детективах разнокачественной дискурсивной практики, истоки которой в ценностях, присущих элитарному искусству, и ценностях, постулируемых массовой культурой.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в системе вузовского преподавания: в лекционном курсе «Современный литературный процесс» на 1 курсе филологического факультета; в разработке спецкурсов и спецсеминаров для студентов по специальности 03001.65 - Филология; материалы исследования могут являться учебным пособием при написании студентами курсовых и дипломных работ, а также использоваться в школьной практике преподавания русской литературы XIX века.

Апробация и реализация результатов работы. Основные положения исследования изложены в докладах на всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2007), ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов БГУ (Улан-Удэ, 2009; 2010), межрегиональной научно-практической конференции «Язык. Культура. Коммуникация» (Улан-Удэ, 2009).

По теме диссертации опубликовано 5 статей, в том числе 2 статьи в рецензируемых научных изданиях: «Мир науки, культуры, образования» Горно-Алтайского государственного университета (2009), «Вестник Бурятского государственного университета» (2009).

Результаты диссертационного исследования используются в научно-образовательном процессе филологического факультета Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ), в практике школьного преподавания русской литературы в гимназии №33 (г. Улан-Удэ).

Соответствие диссертации области исследования специальности.

Диссертационное исследование посвящено функционированию приемов постмодернистского дискурса в детективных романах Б. Акунина о Фандорине и Пелагии и тем самым соответствует 4 пункту специальности 10.01.01 - русская литература.

Структура, объем и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, 2 приложений, включающих мотивы и сюжеты русской и зарубежной литературы в циклах Б. Акунина о Фандорине и Пелагии, списка литературы, содержащего 225 источников. Объем работы -189 е., из них основного текста - 164 с. В структуре отражена логика данной работы. Первая глава посвящена постмодернизму в оценке западного и отечественного литературоведения. Во второй главе исследуются функции постмодернистских приемов письма в романах Б. Акунина о Фандорине и Пелагии. В третьей главе рассматриваются романы-сериалы Б. Акунина как форма оправдания жанрового ожидания современного массового читателя.

Заключение диссертации по теме "Русская литература", Бобкова, Наталия Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущим направлением в мировой литературе XX в. является постмодернизм со свойственной ему системой координат и понятий. Но, несмотря на интенсивность научного поиска, сущность постмодернизма с трудом поддается определению. Сложность возникает в связи с множественностью истоков этого явления, его незавершенностью, вплетенностыо в другие культурные слои: философию, социологию, психологию. В большей мере постмодернизм проявил себя в художественном творчестве. Метасемантика романов писателей постмодернизма обеспечивается пониманием творчества как игры, главным приемом которой становится интертекстуальность, позволяющая им стать не столько «эхокамерой» (Р. Барт) когда-то существовавшего, комбинацией цитат, «ансамблем» текстов, сколько подчеркивает цикличность культуры, побуждает читателя вступать в диалог с другими культурными эпохами.

Русский постмодернизм, используя приемы западной постмодернистской эстетики, имеет свои специфические черты. Постмодернистский дискурс в произведениях B.C. Маканина, Л. Петрушевской сочетается с гуманистическим пафосом, не исчезает и учительная функция: необходимо похоронить друга, даже если мир рушится у тебя на глазах, отдать половину сухаря умирающей от голода собаке, спасти незнакомую женщину от насилия на пустынной улице (B.C. Маканин «Лаз»), необходимо добывать хлеб насущный, хранить духовные ценности, продолжать человеческий род (Л.Петрушевская «Новые робинзоны»).

Исследование детективных романов Б. Акунина в контексте постмодернизма позволило подвести следующие итоги. Б. Акунин совмещает в своем творчестве как элементы массовой литературы (рекуррентный персонаж, увлекательный сюжет, детективная интрига, поэтика хорошего конца), так и постмодернизма. В детективах Б. Акунина следует говорить не о прямом заимствовании того или иного положения философов, а об их ретрансляции - их неискаженной передаче в текстах романов. Или о фреймах, специфических информационных «кадрах» в его детективах. Концепции постмодернистской философии, связанные с представлением о «мире как тексте», «мире как хаосе», «мире как открытом произведении», ретранслируются в романах писателя как та же художественная картина мира, но в несколько облегченном и легкодоступном для массового читателя понимании. В произведениях Б. Акунина отсутствует и подлинная встреча с отражаемой реальностью, поскольку это и не реальность вовсе — это коллаж XIX в.: на историческую основу «наклеиваются» философские «кадры» постмодернистской современности. Отсутствие в этих специфических информационных «кадрах» глубины и сложности явления, свойственных западным теоретикам, позволяет им стать легкоусваемой «пищей» для читателей, не дотянувшихся до философских идей в произведениях У. Эко, Д. Фаулза, К. Исигуро.

Реализуя многие коды постмодернистского дискурса (философский, художественно-эстетический и др.), Б. Акунин создает собственную стратегию «вторичного текста». Писатель активно использует приемы, характерные для «техники письма» У. Эко, Д. Фаулза, К. Исигуро, значимыми среди которых являются «эхо интертекстуализма» и прием двойного кодирования. Но функции этих приемов во многом иные, чем в романах западных постмодернистов. У. Эко пишет роман «Имя розы»: исторический - не исторический, детективный - не детективный, средневековый - не средневековый, в конечном итоге — постмодернистский роман, роман - ризому, в котором размываются «корневища» указанных жанров с одной целью: выразить цикличность человеческой культуры, показать духовный поиск как лабиринт, в котором невозможно найти истину. Картина мира благодаря этим приемам предстает как хаос; где нет и не может быть центра, а текст — как игра смыслов, «вавилонская библиотека» цитат, аллюзий, обрывков кодов, сами же пародируемые жанры - «ворота смысла» - еще одно доказательство человеческих заблуждений.

Постмодернистский дискурс, характеризуясь взаимодействием элитарного и массового в художественном творчестве, стиранием границ между одним текстом и другим, позволяет Б. Акунину апеллировать к разной рецепции читателей: массовой и элитарной. Используя прием двойного кодирования, писатель расширяет круг читателей: в процесс чтения вовлекаются не только любители «детективной интриги», но и читатели классической русской, зарубежной литературы. Для каждого из читателей существует свой «код», разгадывать который небезынтересно читателям разного уровня развития. Любитель авантюр заинтересуется приключениями, распутыванием детективного «клубка». Ценитель классической литературы оценит поэтику аллюзий и реминисценций из классической литературы. Почитатели истории вдохновятся атмосферой девятнадцатого столетия. Своим проектом писатель удовлетворил потребность современного массового читателя, ожидающего от детектива не только увлекательной фабулы и занимательного сюжета. Отходя от классической схемы, Б. Акунин создает собственные жанры (конспирологический детектив - «Азазель», герметичный - «Левиафан», детектив о наемном убийце «Смерть Ахиллеса», повесть о мошенниках и повесть о маньяке - «Особые поручения», великосветский - «Коронация», декадентский - «Любовница смерти», диккенсианский - «Любовник Смерти»). Создавая собственный жанровый канон, Б. Акунин берет за основу стиль и манеру письма какого-либо писателя, а также наиболее популярное течение XIX в., дух и настроение которого отражены в его романах, но при этом в структуре романов писателя наблюдается использование и классических элементов: убийство в замкнутом пространстве, повествование от лица персонажей, в том числе и преступника, перенесение действия романов в экзотическую страну или историческую эпоху, далекую от современности, ложная смерть героя, парный конферанс: сыщик и его незадачливый помощник, поединок сыщика с преступником.

Но иногда Б. Акунин «заимствует» жанр. Так, воспоминания в форме дневника дворецкого (роман «Коронация») повторяет идентичный жанр «великосветского» романа К. Исигуро «Остаток дня».

Жанр детектива — явление массовой литературы. Элитарная и массовая литература — два поля, неравнозначные по своему культурному значению. «Двойное кодирование», многоуровневость постмодернистских текстов порождают их двуадресность, создают возможность диалога элитарной и массовой культур: роман «Имя розы» можно прочитать и как детектив, и как философский роман; «Маятник Фуко» - и как детектив, и как мини-энциклопедию об истории ордена тамплиеров оккультизма, роман Д. Фаулза «Подруга французского лейтенанта» - и как психологический криминальный роман, и как интеллектуальный роман-притчу. Б. Акунин, несмотря на наличие разных «кодов» в его романах, «ретранслирует» прием, не наполняя его глубокой философской содержательностью. Поэтика «вторичного текста» романов Б. Акунина — повторяемость, клишированность - предопределяет и их упрощенность: с одной стороны, создается иллюзия приобщения читателя к высокоинтеллектуальной литературе, с другой — сам процесс приобщения оказывается облегченным. Читателю не надо догадываться о понимании мира как текста, как хаоса, как открытого произведения - цитаты на эти темы присутствуют почти во всех романах о Фандорине и Пелагии. «Проницательный читатель» поймет, с чем связаны рассуждения героя и на эти темы, а читатель, чей «горизонт ожидания» ограничен детективным сюжетом или путешествием в историю XIX в., будет удовлетворен сюжетной канвой.

Собственно такую же функциональную нагрузку в романах о Фандорине и Пелагии несет и ансамбль «других текстов». В интертекстуальном пространстве романов писателя появляются темы и мотивы из романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, узнается стиль «Ревизора», «Мертвых душ» Н.В. Гоголя и др. Но не только сюжеты, темы, имена персонажей русской классики XIX в. Б. Акунин искусно сочетает с детективной интригой. В ансамбль «других текстов» включена и зарубежная классика: образ Э. Фандорина - сплав черт Шерлока Холмса, Вильгельма Баскервильского, принца Флоризеля; образ монахини Пелагии - отца Брауна и мисс Марпл.

Как показывает исследование, Б. Акунин выбирает для своих романов материал, преломленный и запечатленный словесностью девятнадцатого столетия, стилизуя каждый свой роман в духе какого-нибудь классика. Эта стратегия не только дает возможность завязать литературную игру с читателем - ценителем классической литературы, в то же время, рассчитывая на любителя детектива, но и позволяет преодолеть разницу между двумя культурными полями. Несмотря на то, что «корневище» романов Б. Акунина достаточно четко проявляет себя (это постмодернистские романы западных писателей, «ансамбль текстов» русской и зарубежной классики, детективный «остов»), признаки ризомы в его произведениях присутствуют. Но «ризома» проявляется в другом - проникновении элементов элитарной культуры в массовую. В детективных романах о Фандорине и Пелагии «складка» ризомы выявляет взаимозависимость разнокачественных, но все же сопрягающихся феноменов культуры, возможность их взаимопроникновения. Эта дихотомия массового и элитарного особенно важна, поскольку раздвоение массовой культуры и элитарной опасно: основной разрушающей силой является масса, а созидающей — духовная элита. В этом контексте значение творчества Б. Акунина в целом и романов о Фандорине и Пелагии в частности заключается в возможности читателя преодолеть «порог», существующий между элитарной и массовой литературой. Это обеспечивается как обращением писателя к постмодернистской дискурсивной практике, так и «двуадресной» природой самого постмодернизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бобкова, Наталия Георгиевна, 2010 год

1. Акунин, Б. Алмазная колесница: в 2 т. / Б. Акунин.- М.: Захаров, 2003. — Т.1.-171 с.

2. Акунин, Б. Алмазная колесница: в 2 т. / Б. Акунин. — М.: Захаров, 2003. — Т.2. 543 с.

3. Акунин, Б. Алтын-толобас / Б. Акунин М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007. - 383 с.

4. Акунин, Б. Азазель / Б. Акунин. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Захаров, 2002.-237с.

5. Акунин, Б. Весь мир театр / Б. Акунин. — М.: Захаров, 2010. 432 с.

6. Акунин, Б. Внеклассное чтение: в 2 т. / Б. Акунин. — М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОЛМА Медиа Групп, 2007. -Т.1.-384 с.

7. Акунин, Б. Внеклассное чтение: в 2 т. / Б. Акунин. М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОЛМА Медиа Групп, 2007. - Т.2. - 381 с.

8. Акунин, Б. Детская книга / Б. Акунин. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 544 с.

9. Акунин, Б. Зеркало Сен-Жермена. Комедия / Б. Акунин. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 192 с.

10. Акунин, Б. Инь и Ян /Б. Акунин. М.: ИП Богат, 2007. - 171 с.

11. Акунин, Б. Квест. Роман — компьютерная игра. Квест. Коды к роману / Б. Акунин. М.: АСТ: Астрель, 2008. - 448 с.

12. Акунин, Б., Чхартишвили Г. Кладбищенские истории / Б. Акунин., Г. Чхартишвили. М.: Колибри, 2005. - 224 с.

13. Акунин, Б. Коронация, или Последний из романов / Б. Акунин. — М.: Захаров, 2002. 349 с.

14. Акунин, Б. Левиафан / Б. Акунин. — М.: Захаров, 2002. 234 с.

15. Акунин, Б. Любовник Смерти / Б. Акунин. М.: Захаров, 2002. — 292 с.

16. Акунин, Б. Любовница смерти / Б. Акунин. — М.: Захаров, 2002. 245 с.

17. Акунин, Б. Нефритовые четки / Б. Акунин. М.: Захаров, 2007. - 704 с.

18. Акунин, Б. Особые поручения / Б. Акунин. М.: Захаров, 2002. — 318 с.

19. Акунин, Б. Пелагия и белый бульдог / Б. Акунин. М.: Изд-во ACT, 2003.-285 с.

20. Акунин, Б. Пелагия и красный петух: в 2 т. /Б. Акунин. М., 2006. -Т.1.-317 с.

21. Акунин, Б. Пелагия и красный петух: в 2 т. /Б. Акунин. — М., 2006 . -Т.2. -266 с.

22. Акунин, Б. Пелагия и черных монах / Б. Акунин. — М.: Изд-во ACT, 2003. -413 с.

23. Акунин, Б. Смерть Ахиллеса / Б. Акунин. М.: Захаров, 2002. - 312 с.

24. Акунин, Б.Смерть на брудершафт. Роман-кино: в 4 т. / Б. Акунин. М.: ACT- МОСКВА, 2007. - Т. 1-2. - 461 с.

25. Акунин, Б. Смерть на брудершафт. Роман-кино: в 4 т. / Б. Акунин. М.: АСТ-МОСКВА, 2008. - Т. 3-4. - 380 с.

26. Акунин, Б. Сокол и ласточка / Б. Акунин. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 624 с.

27. Акунин, Б. Статский советник / Б. Акунин. М.: Захаров, 2002. - 284 с.

28. Акунин, Б. Турецкий гамбит / Б. Акунин. — М.: Захаров, 2002. 222 с.

29. Акунин, Б. Фантастика / Б. Акунин. — М.: Захаров, 2005. — 368 с.

30. Акунин, Б. Ф.М.: в 2 т. /Б. Акунин. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. - Т.1. -384 с.

31. Акунин, Б. Ф.М.: в 2 т. / Б. Акунин. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. - Т.2. -320 с.

32. Акунин, Б. Чайка Текст. / Б. Акунин. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.- 191 с.

33. Акунин, Б. Шпионский роман / Б. Акунин. М.: АСТ-МОСКВА, 2007. -399 с.

34. Байрон, Д. Г. Избранное. Стихи и поэмы / Д.Г. Байрон. — М.: Детская литература, 1978.- 191 с.

35. Борхес, Х.Л. Проза разных лет: сб. / пер. с исп. / Х.Л. Борхес. — М.: Радуга, 1989.-270 с.

36. Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков. Новосибирск: -Наука, 1993.-364 с.

37. Бунин, И.А. Избранное. Рассказы. Новеллы. Очерки / И.А. Бунин. -Минск, 1982.-250 с.

38. Верн, Ж. В погоне за метеоритом / Ж.Верн; пер. с фр. В. Вальдман, Е. Брандис; М.: Художественная литература, 1957. - 180 с.

39. Гоголь, Н.В. Собр. соч.: в 6 т. / Н.В. Гоголь. — М.: Художественная литература 1978. - 300 с.

40. Гоголь, Н.В. Мертвые души. Поэма / Н.В. Гоголь. М.: Правда, 1984. -368 с.

41. Гоголь, Н.В. Петербургские повести / Н.В. Гоголь. — М.: Советская Россия, 1984.-208 с.

42. Гоголь, Н.В. Пьесы / Н.В. Гоголь. М.: Правда, 1983. - 145 с.

43. Диккенс, Ч. Приключения Оливера Твиста. Роман. / Ч. Диккенс; пер. с англ. — А.В.Кривцовой — М.: Художественная литература, 1958. 502 с.

44. Дойл, К. Записки о Шерлоке Холмсе: Рассказы. Повести: пер. с англ. / К. Дойл. — Кемерово: Кемеров. кн. изд-во, 1993. 653 с.

45. Достоевский, Ф.М. Бесы / Ф.М. Достоевский. М.: Эксмо, 2007. - 412 с.

46. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский. — М.: Эксмо, 2007. 800 с.

47. Достоевский, Ф.М. Идиот / Ф.М. Достоевский. М.: Эксмо, 2007. - 540 с.

48. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. М.: Эксмо, 2006. - 544 с.

49. Зюскинд, П. Парфюмер. История одного убийцы / П. Зюскинд. — СПб.: -Азбука-классика, 2007. — 320 с.

50. Ильф, И.А. Двенадцать стульев. Золотой теленок / И.А. Ильф, Е.П. Петров. Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1968. - 700 с.

51. Исигуро, К. Остаток дня / К. Исигуро. -М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2008. -304 с.

52. Карамзин, Н.М. Бедная Лиза / Н.М. Карамзин. М.: Детская литература, 1981.-75 с.

53. Куприн, А.И. Собр. соч.: в 9 т. / А.И. Куприн. — М.: Художественная литература, 1972. Т.4. — 236 с.

54. Лермонтов, М.Ю. Герой нашего времени // Русская литература. Хрестоматия: в 2 ч. / М.Ю. Лермонтов. М.: Просвещение, 1988. - 4.2. -С.15-126.

55. Лесков, Н.С. Соборяне. Собр. соч.: в 5 т. / Н.С. Лесков. — М.: Правда, 1981.-Т.1.-177 с.

56. Маканин, В. С. Лаз / В. С. Маканин // Новый мир. 1991. - №5. - С.35-67.

57. Минаев, С. Media sapiens. Повесть о третьем сроке / С. Минаев. М., 2007.-С.310.I

58. Пелевин, В.О. Все рассказы / В.О. Пелевин. М.: Эксмо, 2008. - 512 с.

59. Русская литература. Хрестоматия: в 2 ч. / сост. Т.П. Казымова. М.: Просвещение, 1983. - 4.2. - 340 с.

60. Русская проза конца XX века: хрестоматия для студ. высш. учеб. заведений / сост. и вступ. ст. С.И. Тиминой. — М.: Академия, 2002. — 406 с.

61. Сименон, Ж. Сомнения Мегрэ: пер. с фр. / Ж. Сименон. — М.: Центрполиграф, 2002. 368 с.

62. Сорокин, В.Г. Норма / В.Г. Сорокин. М.: Три кита, 1994. - 241 с.

63. Фаулз, Д. Коллекционер. Подруга французского лейтенанта / пер. с англ. М. Беккер и И. Комаровой. М.: Вече, РИПОЛ, 1993. - 864 с.

64. Фаулз, Д. Мантисса / пер. с англ. И. Бессмертной — М.: АСТ-МОСКВА, 2006.-313 с.

65. Эко, У. Имя розы / У. Эко; пер. с итал. Е.А. Костюкович СПб.: / Симпозиум, 2005. — 638 с.

66. Эко, У. Маятник Фуко / У. Эко. СПб.: Симпозиум, 2007. - 768 с.

67. Стендаль. Пармская обитель: Роман / Стендаль; пер.с франц. Н.Немчиновой Кемерово: Кемеров. кн. изд-во, 1993. — 239 с.

68. Научная и критическая литература

69. Адамович, М.М. Юдифь с головой Олоферна. Псевдоклассика в русской литературе 90-х Текст. / М.М. Адамович // Новый мир. 2009. - №7.

70. Анкудинов, К.Н. Сдвиг Текст. / К.Н. Анкудинов // Октябрь. 2001. -№2. - С.157-161.

71. Аранда, Д. Повторяющийся персонаж: Читатель как соавтор Текст. / Д. Аранда // Реферируемый журнал. Литературоведение. Сер.7. 2003. - №1. -С.27-33.

72. Арбитман, Р.Э. Детектив и фантастика Текст. / Р.Э. Арбитман // Русский журнал. 2003. - №8. - С. 15.

73. Арбитман, Р.Э. Бумажный оплот пряничной державы Текст. / Р.Э. Арбитман // Знамя. 1999. - №7. - С.26.

74. Арон, Л. Чеховский экзистенциалист, или От интеллигенции к среднему классу Текст. / Л. Арон//Континент.-2004.-№119. С.3.

75. Барт, Р. От произведения к тексту Текст. / Р. Барт // Избр. работы. Семиотика. Поэтика-М., 1989. 616 с.

76. Белокурова, С.П., Друговейко C.B. Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы Текст. / С.П. Белокурова, C.B. Друговейко. СПб.: Паритет, 2001. - С. 244-497.

77. Беневоленская, Н.П. Художественная философия русского литературного постмодернизма: дис. . канд. филол. наук / Н.П. Беневоленская. СПб., 2004. - 149 с.

78. Берг, М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе Текст. / М. Берг // НЛО. 2000.- №5. - С. 11.

79. Берковский, Н.О. О советском детективе. Мир, создаваемый литературой Текст. / Н.О. Берковский. M., 1989. - С. 116 - 118.

80. Богданова, О.В. Постмодернизм и современный литературный процесс: дис. . д-ра. филол. наук / О.В. Богданова. СПб., 2003. — 233 с.

81. Борев, Ю.Б. Литературный процесс. Теория литературы: в 4 т. Текст. / Ю.Б. Борев М.: Наследие, 2001. - Т.4. - 624 с.

82. Борхес, Х.Л. Детектив. Как сделать детектив / пер. с исп. Текст. / Х.Л. Борхес. М.: Радуга, 1990. - 140 с.

83. Борхес, Х.Л. Лабиринты детектива и Честертон. Избранные сочинения: в 2 т. Текст. / Х.Л. Борхес. М.: Амфора, 2001. - Т.2. - 330 с.

84. Брехт, Б. О популярности детективного романа. О литературе Текст. / Б. Брехт. — М.: Художественная литература, 1988. С.279 - 287.

85. Быков, П.В. Александр Дюма. Критико-биографический очерк Текст. / П.В. Быков // Тайный заговор / А. Дюма — СПб.,1991. — С.3-18.

86. Вербиева, А. Так интереснее мне и веселее взыскательному читателю Текст. / А. Вербиева // Независимая газета. — 1999. — 23 дек.

87. Вольский, H.H. Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра Текст. / H.H. Вольский — Новосибирск: Изд-во Hl НУ, 2006. — 200 с.

88. Вулис, А. Поэтика детектива Текст. / А. Вулис // Новый мир. — 1978. — №1. — С.244 — 258 с.

89. Гваттари, Д. Ризома. Философия эпохи постмодерна Текст./ Д. Гваттари. Минск, 1996. — 522с.

90. Годованная, Э.Г. Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза: дис. . канд. филол. наук / Э.Г. Годованная. — Краснодар, 2004. — 200 с.

91. Гречко, П.К. О мнимой смерти человека в постмодернизме. Междисциплинарный научно-практический журнал: в 8 т. Текст. / П.К. Гречко. М.,2006. - Т.8. - С.99-115.

92. Греков, М.А.Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе: дис. . канд. филос. наук Текст. / М.А. Греков. — Омск, 2008. — 177 с.

93. Гудков, Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? Текст. / Л.Д. Гудков // НЛО. 1997. - №1. - С.12 -14.

94. Гурвич, И.А. Беллетристика в русской литературе XIX в. Текст. / И.А. Гурвич М., 1991. - 323 с.

95. Данилкин, JI.А. Убит по собственному желанию. Послесловие Текст. / Л.А. Данилкин // Особые поручения / Б. Акунин. М.: Захаров, 2002. - С. 313-318.

96. Ван Дайн, С.С. Двадцать правил для написания детективных романов Текст. / С.С. Ван Дайн // Как сделать детектив. — М.: Радуга, 1990. С.38 -41.

97. Джумайло, О. За границами игры: Английский постмодернистский роман Текст. / О. Джумайло // Вопросы литературы. — 2007. — С.7-45.

98. Дианова, В.М. Постмодернизм как феномен культуры Текст. / В.М. Дианова // Введение в культурологию. Курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова СПб., 2003. — С. 125 — 130.

99. Дубин, Б.В. Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы Текст. / С.Б. Дубин // НЛО. 2002. - №57. - С. 41-53.

100. Дубин, С.Б. Детектив, который не боится быть чтивом Текст. / С.Б.Дубин // НЛО. 2000. - №41. - С.14-16.

101. Дугин, А.Г. Конспирология. Парадигмы заговора. Введение в конспирологию Текст. / А.Г. Дугин М., 1990. - 200 с.

102. Затонский, Д.В.Постмодернизм в историческом интерьере Текст. / Д.В. Затонский // Вопросы литературы. — М., 1996. — №3. — С.5- 18.

103. Захарова, М.А. Языковая игра как факт современного этапа развития русского литературного языка Текст. / М.А. Захарова // Знамя. 2006. - №5. - С.159-168.

104. Зверев, A.M. Черепаха Квази Текст. / A.M. Зверев // Вопросы литературы — 1997. №3. - С.10-16.

105. Иванова, Н.Б. Жизнь и смерть симулякра в России Текст. / Н.Б. Иванова // Дружба народов. 2000. - №8. - С.35-47.

106. Иванова, Н.Б. Ускользающая современность. Русская литература XX — XXI веков: от «внекомплектной» к постсоветской, а теперь и всемирной

107. Текст. / Н.Б. Иванова // Вопросы литературы. 2007. - Май-июнь. - С.30-53.

108. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И.П. Ильин — М.: Интрада, 1998. — 369 с.

109. Ильин, И.П. Постмодернизм Текст. / И.П. Ильин // Словарь терминов. М.: Интрада, 2001. С.214-218.

110. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм Текст. / И.П. Ильин М.: Интрада, 1996. - 400 с.

111. Ильин, И.П. Современное образование в зеркале трех революций Текст. / И.П. Ильин Aima mater. - 1997. - №1.

112. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры Текст./ М.С. Каган.- СПб., 2002. С. 252.

113. Карцева, З.И. О «странностях» жанра: роман и время (на материале болгарской и русской прозы) Текст. / З.И. Карцева // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология-М., 2006. -№4. С.60-71.

114. Козловски, П. Культура постмодерна Текст. / П. Козловски. — М.,1997.- 248 с.

115. Козорог, О. «Золотой век» массовой литературы. Жанровые особенности современного российского детектива Текст. / О. Козорог // Литературная учеба. 2003. - №4. - С.112-121.

116. Кормилов, С.И.Мировая литература, литературные ряды и их история Текст. / С.И. Кормилов // Вопросы литературы. 1997. - №2. - С.32-43.

117. Костина, A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества Текст. / A.B. Костина. М., 2003. - С. 19-26.

118. Кошелев, А.Д. К общему определению игры Текст. / А.Д. Кошелев // Вопросы философии. 2006. — №11. — С. 60-72.

119. Крижовецкая, О.М. Нарратология современной беллетристики (на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой): автореф. дис. . канд. филол. наук / О.М. Крижовецкая. Тверь, 2008. - 22 с.

120. Крупенина, E.B. Философская проблематика в романах Умберто Эко: дис. . канд. филос. наук / Е.В. Крупенина. М., 2005. - 132 с.

121. Куприянов, В.М. Нечто ничто, или снова о постмодернизме Текст. / В.М. Куприянов // Новый мир. 1997. - №10. - С.6-10.

122. Курицын, В.Н. Постмодернизм: Новая первобытная культура Текст. / В.Н.Курицын // Новый мир 1992. - №2. - С. 225-239.

123. Курицын, В.Н. Русский литературный постмодернизм Текст. / В.Н. Курицын. М.:ОГИ, 2000. - 288 с.

124. Латынина, А.Н. Христос и машина времени Текст. / А.Н. Латынина // Новый мир. 2003. - №8. - С. 6-11.

125. Лиотар, Ж-Ф. Состояние постмодерна Текст. / Ж-Ф. Лиотар М.: Алетейя, СПб., 1998. - 150 с.

126. Липовецкий, М.Н. Рождение русского постмодернизма Текст. / М.Н. Липовецкий, Н.Л. Лейдерман // Современная русская литература. М.: Академия, 2006. - 688 с.

127. Лотман, Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература». Избранные статьи: в 3 т. Текст. / Ю.М. Лотман. — Таллин, 1992. — Т.1. С. 203-216.

128. Лурье, Л. Борис Акунин как учитель истории Текст. / Л. Лурье //Искусство кино. 2000. - №8. - С.53-56.

129. Макаркин, A.B. Россия, которой мы не теряли. Борис Акунин создает эпос нового типа Текст. / A.B. Макаркин // Сегодня. 2008. - №7. - С. 1522.

130. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодерна Текст. / Н.Б. Маньковская. — СПб., 2000. 176 с.

131. Массовая культура и массовое искусство «За» и «Против» Текст. — М., 2003. 173 с.

132. Массовая культура России конца XX века Текст. СПб., 2001. - 217 с.

133. Менцель, Б. Что такое популярная литература? Западные концепции "высокого и "низкого" в советском и постсоветском контексте Текст. / Б. Менцель //НЛО.-1999. №40. - С.391-407.

134. Менькова, H.H. Языковая личность писателя как источник речевых характеристик персонажей (по материалам произведений Б. Акунина): дис. . канд. филол. наук / H.H. Менькова. М., 2004. - 164 с.

135. Мережинская, А.Ю. Художественная парадигма переходности эпохи: русская проза 80-90-х годов XX века Текст. / А.Ю. Мережинская // Реферируемый журнал. Сер.7. Литературоведение. 2002. - №3. - С.86-93.

136. Можейко, М.А. Детектив. Постмодернизм Текст. / М.А. Можейко // Энциклопедия. М.: Изд-во Интерпрес сервис, Книжный дом, 2001. - С. 140-144.

137. Моруа, А. Три Дюма Текст.: пер. с фр. С.Беспалова / А. Моруа // Андре Моруа: в 6 т. - М.:Пресса, 1992. - 271 с.

138. Мурзина, М. Борис Акунин начал сочинять, чтобы развлечь жену Текст. / М. Мурзина // АИФ. 2000. - 10 апр. (№4). - С.7.

139. Мясников, В.А. Бульварный эпос Текст. / В.А. Мясников // Новый мир. -2001.- №11.-С.118 -122.

140. Новиков, В.И. Алексия: десять лет спустя Текст. / В.И. Новиков // Новый мир. 2002. - №10. - С. 142-152.

141. Носов, С.А. Литература и игра Текст. / С.А.Носов//Новый мир. 1992. — №2. — С. 92-96.

142. Огрызко, В.В. И снова Акунин Текст. / В.В. Огрызко // Литературная Россия. 2005. - №2-3. - С.5-8.i 140. Ожегов, С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.:ИТИ технологии, 2006. - 944с.

143. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс Текст. / X. Ортега-и-Гассет. — Изд-во ACT, 2002. 509 с.

144. Панова, О.Ю. Расцвет постмодернизма Текст. / О.Ю. Панова // Современная Европа. 2004.-№1. -С.136-140.

145. Пахсарьян, Н.Т. Проблема «народного романтизма» и роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Романтизм: два века осмысления Текст. / Н.Т. Пахсарьян. Калининград, 2003. - С. 26-30.

146. Пахсарьян, Н.Т. Читатель и писатель во французском фельетоне XIX в. Текст. / Н.Т Пахсарьян. М., 2004. - С. 112-114.

147. Потанина, Н.Л. Диккенсовский код "фандоринского проэкта" Текст. / Н.Л. Потанина // Вопросы литературы. 2004. — №1. - С. 50-54.

148. Райнеке, Ю.С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия): дис. . канд. филол. наук / Ю.С. Райнеке, Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. М., 2002. - 198 с.

149. Ранчин, A.M. Романы Б. Акунин.а и классическая традиция: повествование в четырех главах с предуведомлением, нелирическим отступлением и эпилогом Текст. / A.M. Ранчин //НЛО. 2004. - №67. - С. 235-266.

150. Ребеккини, Д. Умберто Эко на рубеже веков: от теории к практике Текст. / Д. Ребеккини //НЛО. 2006. - №80. - С. 8-12.

151. Рейтблат, А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России 2-й половины XIX в. Текст. / А.И. Рейтблат М.,1991. - С. 143 -163.

152. Рейтблат, А.И. Русский извод массовой литературы: непрочитанная страница Текст. / А.И. Рейтблат // НЛО. 2006. - №77. - С. 125-130.

153. Репина, М.В. Творчество В. Пелевина 90-х годов XX века в контексте русского литературного постмодернизма: дис. . канд. филол. наук / М.В. Репина. М., 2004. 199 с.

154. Розенталь, Д.Э. Читая Бориса Акунина Текст. / Д.Э. Розенталь // Электронный журнал «Вестник». - 2003. — №3. — С. 5-8.

155. Руднев, В.П. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры Текст./ В.П. Руднев //Энциклопедический словарь культуры XX века. М., 2001. - С. 405-407.

156. Руднев, В.П. Серийное мышление Текст. / В.П. Руднев // Даугава. -1992. -№3.

157. Савкина, И.Л. Культ — товары: феномен массовой культуры в современной России Текст. / И.Л.Савкина // НЛО. 2008. - №92. - С. 1014.

158. Саморуков, И.И. К проблеме разграничения «массовой» и «высокой» литературы. Знаки канона в российской массовой литературе Текст. / И.И. Саморуков. Самара, 2006. - С. 102-109.

159. Сафонов, Н. Сименон и другие: Западный детектив: проблемы и герои Текст. / Н. Сафонов // НЛО. 1977. - №3. - С. 88-93.

160. Сафронова, Л.В. Поэтика литературного сериала и проблема автора и героя Текст. / Л.В. Сафронова // Русская литература. СПб.: Наука. - 2006. - №2. - С. 145-149.t

161. Семенов, А.Н. Теория литературы: Вопросы и задания Текст. / А.Н.

162. Семенов. М.: Классике Стиль, — 2003. — 432 с.

163. Сименон, Ж. Я диктую. Воспоминания Текст. / пер. с франц. Э.Л. Шрайбер; Ж. Сименон. М.: Прогресс, 1984. - 248 с.

164. Скоропанова, И.С. Первая волна русского постмодернизма Текст. / И.С. Скоропанова // Русская постмодернистская литература. — М.: Флинт; Наука. 2001.-С. 71-79.

165. Современная литературная теория. Антология Текст. / сост. И.В. Кабанова. М.: Флинт; Наука. - 2004. - 280 с.

166. Соколов, Е.Г. Аналитика масскульта Текст. / Е.Г.Соколов. СПб., 2004. -260 с.f

167. Солоух, С.Клуб одиноких сердец унтера Пришибеева Текст. / С.Солоух. — Кемерово: Кемеровское изд-во, 1996. — 91с.

168. Степанов, Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип / Причинности Текст. / Ю.С. Степанов // Язык и наука конца XX века М.: Изд-во РГГУ, 1995. - С. 35-73.

169. Суворов, H.H. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма Текст. / H.H. Суворов. СПб. 2004. - 235с.

170. Степанов, Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности Текст. / Ю.С. Степанов // Язык и наука конца XX века: сб. ст. -М.: Изд-во РГГУ, 1995. 432с.

171. Степанян, К.А. Постмодернизм боль и забота наша Текст. / К.А. Степанян //Вопросы литературы - 1998. - №5. -С. 19-23.

172. Тимофеев, В.В. Роман с дидактикой Текст. / В.В. Тимофеев // Подруга французского лейтенанта [Текст] / пер. с англ. М. Беккер и И. Комаровой. -М.: Вече, РИПОЛ, 1993. 864 с.

173. Токмаков, В. Первоклассное бульварное чтиво. Борис Акунин как зеркало российского масскульта Текст. / В. Токмаков // Ликбез. — 2003. — №3. — С. 5-7.

174. Трескунов, М. Александр Дюма Текст. / М.Трескунов // Эмма Лиона. А.Дюма. Л., 1991.-С. 385-394.

175. Тюленева, Е.М. Серийность как способ построения постмодернистского текста Текст./ Е.М. Тюленев // Русская литература XX — XXI веков: проблемы теории и методологии изучения: материалы междунар. науч. конф. (10-11 ноября 2004г.) М., 2004. С. 260-262.

176. Уваров, М.С. Элитарен ли постмодернизм? Электронный ресурс. URL: //www.3.org. (17.08.2007).

177. Фаулз, Д. Кротовые норы Текст. / пер. с англ. И.Бессмертной, И. Тогоевой; Д. Фаулз. М.: Махаон, 2002. - 576 с.

178. Федорова, Ж.В. Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты Текст. / Ж.В. Федорова. Казань: Казанского гос. ун-та, 1995, 2003. С. 163-170.

179. Фидлер, Л. Современная западная культурология Текст. / Л. Фидлер. М., 1993.-С. 462-518.

180. Хализев, В.Е. Теория литературы Текст. / В.Е. Хализев. — М.: Высш. шк., 2005 . 405 с.

181. Царева, H.A. К оценке постмодернизма в современной Российской философии Текст. / H.A. Царева // Аналитика культурологии. — 2007. — №7. -С. 5-16.

182. Циплаков, Г.М. Зло, возникающее в дороге, и Дао Эраста Фандорина Текст. / Г.М. Циплаков //Новый мир. 2001. - №11. - С.159-181.

183. Циплаков, Г.М.Талант и лепта проектной литературы. Выбор Бориса Акунина Текст. / Г.М. Циплаков //Знамя. 2008. - №5. - С.204-206.

184. Чамеев, А. Коллекционер vs художник Текст. / А. Чамеев // Подруга французского лейтенанта / Д. Фаулз М.:Вече, РИПОЛ, 1993. - 864 с.

185. Черняк, М.А. Взгляд на развлекательную литературу глазами библиотекаря Текст. / М.А. Черняк //НЛО Нева. - 2009. - №2. - С. 134140.

186. Черняк, М.А. Феномен массовой литературы XX века Текст. / М.А. Черняк СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. - 466 с.

187. Черняк, М.А. Что в имени тебе моем?: к вопросу о феномене «глянцевого писателя» Текст. / М.А. Черняк // Виртуальное пространство культуры: материалы науч. конф. (11-13 апр.) СПб, 2000. - С. 175-179.

188. Честертон, Г.К. О детективных романах. В защиту детективной литературы Текст. / Г.К. Честертон // Самиздат, 2005. - С.5-9.

189. Чхартишвили, Г.Ш. Писатель и самоубийство: в 2 т. Текст. / Г.Ш. Чхартишвили. М.: Захаров, 2006. — Т.1. - 207 с.

190. Чхартишвили, Г.Ш. Энциклопедия литературицида Текст. / Г.Ш. Чхартишвили. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Захаров, 2006,- Т.2. - С.463.

191. Шайтанов, И. Литературные мечтания детектива Текст. / И. Шайтанов //НЛО- 1975. №9. - С.58 - 62.

192. Шаманский, Д.В. Plusquamperfect (о творчестве Б. Акунин.а) Текст. / Д.В. Шаманский // Мир русского слова. — 2002. — №1. С.8-11.

193. Шейко-Маленьких, С.И. Поэтика русского постмодернизма в прозе 1990-х гг.: дис. . канд. филол. наук / С.И. Шейко — Маленьких. СПб., 2004. -162 с.

194. Штейнман, М.А. Популярная литература: Опыт культурного мифотворчества в Америке и России Текст. / М.А. Штейнман // Вопросы литературы. 2004. - №5. - С. 15-20.

195. Эко, У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике Текст. / У. Эко. СПб.: Симпозиум, 2006. - 412 с.

196. Эко, У. Отсутствующая структура Текст. / У. Эко. СПб. 2006. - 287с.

197. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста Текст. / пер. с англ. и итал. С.Д.Серебряного; У. Эко. СПб.: Симпозиум, 2005. - 502 с.

198. Эпштейн, М.Н. Зеркало-щит. О концептуальной поэзии. Литературные манифесты от символизма до наших дней Текст. / М.Н. Эпштейн. М.: Согласие, 2000. - С.10-12.

199. Эпштейн, М.Н. Истоки и смысл русского постмодернизма Текст. / М. Эпштейн // Звезда. 1996. - №8. - С. 166-188.

200. Эпштейн, М.Н. Постмодерн в России Текст. / М.Н. Эпштейн. М.: Изд-во Р. Элинина, 2000. - С. 196-209.1. Электронные ресурсы

201. Андреев, Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм) Электронный ресурс. URL: http://media.utmn.ru/libraryviewbook.php?chapternum=7$bid=466 (10.08.2008).

202. Банникова, И.А. О стилистическом контексте детектива и методах его исследования и приложения Электронный ресурс. URL: hclub. Cluster, sgu.ru/lingvistic/11 .html/ (04.08.2008).

203. Думан, Л.И. Конфуцианство Электронный ресурс. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/encphilosophy/556 (23.02.2010).

204. Захаров, А. Борис Акунин: опыт культурологического анализа Электронный ресурс. URL: www.historia-site.narod.ru/sno/culture/akunin.htm (25.05.2007).

205. Кибрик, А. Дискурс Электронный ресурс. URL: www.kxugosvet.m/enc/gumanitamyenauki/lingvistika/DISKURS.html (15.12.2009).

206. Ковалева, И.С.Опыт прочтения постмодернистского текста Электронный ресурс. URL: http://www.amstud.msu.ru/fulltext/texts/coufl995/kovaleva32.htm (13.04.2009).

207. Королев, А. Проект вместо слова Электронный ресурс. URL: http:/www.rambler.ru /news/culture/literature/9738689.html (01.11. 2009).

208. Костюкович, Е.А. Орбиты Эко Электронный ресурс. URL: www.philosophy.ru/Library/eco/zametki.html (26.06.2008).

209. Куприянов, В.М. Рыночный реализм. Сумерки литературы: закат или рассвет? Электронный ресурс. URL: http://www.stihi.ru/poems (04.05.2004).

210. Леденева, Т.В.Постмодернизм и современная культура Электронный ресурс. URL: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novyeIssledovaniy/ll/index.html (14.04.2009).

211. Лотман, Ю.М. Выход из лабиринта Электронный ресурс. URL: www.philosophy.ru/Library/eco/zametki.html. (26.06.2008).

212. Лютый, В. Случайные черты Электронный ресурс. URL: www.hrono.ru (26.06.2008).

213. Малахов, В.А. Постмодернизм в искусстве Электронный ресурс. URL: www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnyenauki/filosofia/postmodernism.html (13.04.2009).

214. Малышева, Н.М. Чтение для развлечения Электронный ресурс. URL: Антик.Инфо#42/43/(12.11.2007).

215. Маркасов, М.Ю. Поэтика вторичного текста Электронный ресурс. URL: http://Ht.September.ru/article.php?ID=200701510 (31.04.2010).

216. Мельников, Н.Г. Массовая литература Электронный ресурс. URL: www.Sochindex.ru (10.05.2008).

217. Москвина, Т.В. Раз, два, три — игра закончена Электронный ресурс. URL: seance.ru/(15.05.2007).

218. Обухова, О. От перевода к оригиналу (к вопросу о массовой литературе) Электронный ресурс. URL: http://www.utoronto.ca/tsq/10/obukhoval0.shtml (25.07.2009).

219. Решетников, К.Ю. Я могу варить из исторических сухофактов любой компот Электронный ресурс. URL:http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/akunin/interview3html (16.10.2009).

220. Рудановская, Д. О модном в литературе Электронный ресурс. URL: Интернет — журн. молодых писателей России (18.08. 2000).

221. Сидорова, М.Ю. Квалифицированный читатель и массовая литература Электронный ресурс. URL: www.philol.msu.ru/'sidorova/files/reader.doc (14.04.2009).

222. Славой, Ж. Два способа избежать реального в желании. Способ Шерлока Холмса. Сыщик и аналитик Электронный ресурс. URL: http://detective.gumer.info/txt/zizek.doc (13.04.2009).

223. Тартаковская, И.Н. Феномен бестселлеров и массовая культура. Обзор исследований по социологии чтения Электронный ресурс. URL: knowledge.isras.ru / sj / sj (26.06.2008).

224. Трофименков, М. Дело Акунина Электронный ресурс. URL: www.guelman.ru/slava/nrk/nrk4/37.html (26.06. 2008).

225. Уваров, М.С. Элитарен ли постмодернизм? Электронный ресурс. URL: //www.3.org. (17.08.2007).

226. Шевелев, И. Борис Акунин: «Убить Фандорина?» Электронный ресурс URL: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/akunin/interview2.html (01. 11.2009).

227. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» Электронный ресурс. URL: www.philosophy.ru/Library/eco/zametki.html (26.06.2008).

228. Эпштейн, М.Н. Информационный взрыв и травма постмодернизма Электронный ресурс. URL: www.philosophy.ru/library/epstein/epsht.html (14.04.2009).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 405648